Мартин лютер кинг достижения. Кто такой мартин лютер кинг

Мартин Лютер Кинг жил во времена, когда, несмотря на то, что в США уже не было рабовладения, чернокожие граждане считались людьми второго сорта и подвергались различным формам унижения. Несколько сотен лет назад африканцы массово привозились в Америку, они были закованы в цепи и продавались, как рабы.

Мартин Лютер Кинг-младший родился в Атланте в штате Джорджия в 1929 году. Его дед и отец были священниками, а мать учительницей. В семье кроме Мартина было ещё двое детей. При рождении мальчика назвали Майкл Кинг, как и его отца, но после путешествия в Германию, было решено дать ему имя Мартин, в честь религиозного реформатора Мартина Лютера.

Мартин Лютер был профессором теологии и протестантским реформатором в Германии. Он не соглашался с идеей, что свободу от Божьего наказания можно купить с помощью денег.

(Мартин Лютер)

В детстве Кингу нравилось участвовать в спортивных играх, петь в церкви отца и изучать Жития известных чернокожих лидеров. Мартин Лютер Кинг получил высшее теологическое образование, и признан самым выдающимся оратором в истории Америки. Он также был красноречивым поэтом. Всю свою не столь долгую жизнь он посвятил мирной борьбе против расизма и за расовое равноправие. В 1964 году его заслуги были отмечены Нобелевской премией. В 1968 году, во время подготовки «Кампании бедных людей» и оккупации Вашингтона, он был убит, но впоследствии награждён множеством медалей, как это принято у людей (убить и наградить).

В то время афро-американцы были отгорожены от белого населения. Чернокожие часто подвергались унижениям, они должны были учиться в школах для чёрных, уступать место в транспорте белым, не были вхожи в различные учреждения, были ограничены в выборе работы и т.п. Во многих штатах повсюду красовались таблички «Только для белых».

Когда Кинг был маленьким, он дружил с двумя белыми мальчиками, однако впоследствии родители этих детей запретили им общаться с Кингом из-за того, что он был темнокожим.

Однажды он ехал в автобусе со своей учительницей, и водитель приказал им встать, чтобы, согласно законам того времени, уступить место белым пассажирам. Кинг очень сильно разозлился, но по просьбе своей учительницы смирился и не стал нарушать закон. Позднее он говорил, что никогда в жизни не испытывал такого чувства гнева, как во время этого инцидента.

Мартин Лютер был отличным учеником и «перепрыгнул» 9 и 12 класс. В 15 лет он уже учился в колледже Морехаус. Однажды он упрекнул студента за хранение пива в их комнате, так как, по его словам, они вместе «разделяли ответственность как афро-американцы за «тяготы негроидной расы».

В колледже Мартин Лютер влюбился в иммигрантку из Германии, которая работала поваром в столовой, но его отговорили жениться на ней, так как это вызвало бы сильное волнение и шум, как в белом, так и в чёрном сообществе, тем более, в этом случае ему бы уж точно «не светило» стать священником. Позднее он женился на Коретте Скотт, которая получила музыкальное образование в колледже, в их семье родилось четверо детей.

В своих речах Мартин Лютер Кинг говорил, что никогда не намеревался стать политиком. В душе - он пастырь, и как пастырь заботится обо всём человечестве. Он, как и другие активисты, был вдохновлён идеями Махатмы Ганди о ненасилии, и даже отправился в Индию, где в конце своего путешествия сказал: «С тех пор как я нахожусь в Индии, я больше, чем когда-либо прежде, убеждаюсь, что метод ненасильственного сопротивления является самым мощным оружием, доступным угнетенным народам в борьбе за справедливость и человеческое достоинство». Кинг столь уважал Ганди, что даже во время своей речи при вручении Нобелевской премии упомянул его, сказав: «Он боролся только с помощью оружия правды, силы духа, ненасилия и мужества». Считается, что сам Ганди черпал своё вдохновение в труде Льва Толстого «Царство Божье внутри вас».

Кинг также руководствовался эссе «О долге гражданского неповиновения» Генри Дэйвида Торо, американского общественного деятеля, писателя и мыслителя. В 1846 году, выступая против войны, которую США вели в Мексике, Генри Торо демонстративно отказался платить налоги, за что на короткое время был заключён в тюрьму. Будучи сторонником аболиционизма, Торо отстаивал права негров.

(Генри Дэйвид Торо. Википедия)

Кинг, как и Ганди, считал, что применение оружия при высказывании протеста - это всегда признак слабости. Он говорил, что насилие создаёт множество социальных проблем. Однако Кинг считал, что потакание злу и смиренность со злом является не меньшим грехом, чем применение физической силы в знак протеста. «Мирное противостояние не приравнивается к пассивному противостоянию; оно не агрессивно физически, но динамично духовно», - сказал Кинг в одном интервью. Он также утверждал, что, будучи пацифистом, он не является анархистом, как некоторые последователи Толстого. По его словам, так как человечество находится на различных уровнях зла, то разумное применение силы, например, полицейскими, может иметь место.

Автобусные протесты

Мартин Лютер Кинг устраивал многочисленные мирные марши и акции протеста, чтобы добиться равноправия перед законом для всех американцев. В 1955 году была арестована чернокожая женщина по имени Роза Паркс, не желавшая уступать своё законное место в автобусе. Она сидела в секции автобуса сразу за местами «Только для белых», но когда все места для белых были заняты, водитель попросил её встать и уступить место белому пассажиру, но она отказалась. Начались протесты, чернокожие отказывались ездить в автобусах.

Однажды, когда Мартин Лютер Кинг был на очередной встрече, кто-то повредил его дом. Последователи Кинга хотели отомстить, но Мартин убедил их, говоря, что ненависть нужно встречать с добротой. «Автобусный протест» длился почти год. Темнокожие граждане отстояли своё право, и в автобусах отменили секции «Только для белых».

В 1963 году Мартин руководил самым большим маршем в Вашингтоне, за ним следовали более 200,000 человек разных рас. Там он произнёс свою знаменитую речь под названием «У меня есть мечта». «...У меня есть мечта, что настанет день, когда четверо моих детей будут жить в стране, где о них будут судить не по цвету их кожи, а по тому, что они собой представляют», - произнёс в своём выступлении Мартин Лютер Кинг.

Слова его последней трогательной речи с названием «Я видел Землю обетованную» звучат особенно пророчески в свете того, что на следующий день он был убит. Убит, но не забыт, потому что его невероятная смелость, порядочность и чувство справедливости остались навеки в сердцах будущих поколений.

Вот отрывок этой речи:

«...А потом я приехал в Мемфис. И кто-то начал угрожать или повторять чьи-то угрозы. Но что может мне сделать кучка наших сумасшедших белых братьев?

Что ж, я не знаю, что сейчас произойдет. У нас впереди трудные дни. Но меня это не тревожит. Ведь я достиг вершины горы. Поэтому меня не волнуют угрозы. Как и все мы, я хотел бы жить долго.

У долгой жизни есть свои преимущества. Но сейчас меня это не волнует. Я просто хочу исполнить волю Господа. Это Он разрешил мне достичь вершины горы. И я посмотрел вокруг. И увидел Землю обетованную. Возможно, мне не суждено дойти до неё вместе с вами.

Хочу, чтобы вы знали сегодня, что наш народ достигнет этой земли. И я счастлив сегодня. Меня ничто не тревожит. Я никого не боюсь. Мои глаза уже видели величие Господа».

Впоследствии Америка изменилась. Таблички «Только для белых» стали незаконными, и люди всех рас могут посещать те же школы, рестораны, магазины.

Некоторые из афоризмов Мартина Лютера Кинга:

Древний закон «око за око» приведет к тому, что все останутся слепыми. Он аморален, потому что пытается усмирить противника, а не добиться его понимания; он стремится уничтожить, а не привлечь на свою сторону. Насилие аморально, ибо оно наживается на ненависти. Оно разрушает единение и делает невозможным братство между людьми.

Трусость спрашивает - безопасно ли это? Целесообразность спрашивает - благоразумно ли это? Тщеславие спрашивает - популярно ли это? Но совесть спрашивает - правильно ли это? И приходит время, когда нужно занять позицию, которая не является ни безопасной, ни благоразумной, ни популярной, но ее нужно занять, потому что она правильная.

Нация, которая продолжает из года в год тратить больше денег на военную оборону, чем на социальные программы по поддержке населения, приближается к духовной смерти.

Угнетатель никогда не дарует свободу добровольно; угнетаемый должен ее потребовать.

Исследования науки обогнали духовное развитие. У нас есть управляемые ракеты и неуправляемые люди.

Беспорядки - это язык не выслушанных.

Если бы мне сказали, что завтра наступит конец света, то еще сегодня я посадил бы дерево.

Философский взгляд на гражданское неповиновение

Автор попытается рассмотреть принцип гражданского неповиновения с точки зрения своего ограниченного понимания духовного учения Фалунь Дафа. С одной стороны, в отличие от прежних духовных учений, которые основывались в большей степени на идее смирения перед лицом преследования, Фалунь Дафа учит, что практикующие Фалунь Дафа не должны принимать преследование со стороны злых сил, а должны полностью его отрицать. Возможно, как я это вижу, это одно из проявлений «неповиновения» на более высоком уровне, зло не должно быть оправдано и не стоит того, чтобы перед ним смирялись. С другой стороны, практикующие также должны быть законопослушными гражданами, однако, законопослушание, в понимании автора, не обязательно означает полное и беспрекословное смирение и послушание во всём.

Например, после 1945 года был принят всемирный закон о том, что страны не должны нападать друг на друга и начинать войны (имеется ввиду Устав ООН 1945 года и его положение о мирном разрешении международных споров). Это действующий закон, но сколько стран ему следуют? К примеру, если я гражданка какой-то страны, платящая государственные налоги, пользуясь которыми моё правительство нарушает всемирный закон о ненападении на другие страны, то я должна повиноваться законам своей страны и платить налоги, или же должна применить принцип «гражданского неповиновения», осознавая, что мои деньги с налогов пойдут на уничтожение мирного населения других стран? С духовной точки зрения, с одной стороны, войны являются проявлением на Земле изменений небесных знамений, но, с другой стороны, каждый человек ответствен за то, на что он использует свои деньги и ресурсы. Если я дам пожертвование бездомному на улице, а он на эти деньги купит алкоголь или наркотики, но вина за его грехопадение переходит и на меня, потому что это означает, что своим денежным вкладом я помогла ему в его грехопадении.

Пример из личной жизни. Несмотря на давление некоторых людей, я отказалась иметь мобильный телефон, и ни разу в жизни не пользовалась им. Для меня лично, мобильный телефон - это посягательство на моё личное пространство и свободу, уже не говоря о доказанных негативных влияниях на здоровье микроволновых технологий. Другой пример, не так давно мы с мужем оказались в ситуации, когда муж стал безработным, и в нашей семье не было другого источника дохода. Мужу предложили работу, но на ней нужно каждый день, в целях так называемой безопасности, проводить пальцем по аппарату, считывающему отпечаток пальца. Муж посчитал такую тактику негуманной и противоестественной и отказался от этой работы. Это также можно посчитать примером гражданского неповиновения.

В последнее время законы в странах только ужесточаются и всё более посягают на свободу человека. Например, в России на днях принят закон об обязательной вакцинации (прививки) всех детей, без которой они не будут допускаться в школы и детские сады. Это, несмотря на то, что существует уже много доказанных случаев смертей от прививок. Я считаю, что граждане в этом случае могут использовать принцип «гражданского неповиновения» и отказаться от прививок, если посчитают такую медицинскую тактику негуманной или опасной для здоровья своих детей.

Кончено, это лишь примеры личного мнения, и не обязательно все должны им следовать. Экстремальные взгляды на гражданское неповиновение могут привести к революциям, хаосу и беспорядкам. Если совесть подсказывает человеку, как делать правильно или неправильно, то нужно ей следовать, но делать это мирным, ненасильственным путём.

(Скульптура Мартина Лютера Кинга, установленная в 1998 году у входа в Вестминстерское аббатство)

Долго собиралась с мыслями, с чего начать историю Мартина Лютера Кинга. Его биография была короткая, но насыщенная. Мартин Лютер Кинг был первым священником и афроамериканским лидером в борьбе за права человека. Его выступления заряжали тысячи на веру в победу и не оставят равнодушным даже сейчас. Ключевая речь Мартина Лютера Кинга: «У меня есть мечта» является примером ораторского искусства, искренней веры и любви.

Мартин Лютер Кинг в нескольких словах:

  1. «Если бы мне сказали, что завтра наступит конец света, то еще сегодня я посадил бы дерево».
  2. «Сделайте первый шаг, веруя. Вам не нужно видеть всю лестницу - просто шагните на первую ступеньку».
  3. «Вера, подобна свету, всегда должна быть простой и прямой».
  4. «Все, что мы видим, является тенью, брошенной тем, что мы не видим».
  5. «Человек не может поехать на вашей спине, если она не согнута».

В 3 ключевых вопросах можно раскрыть суть жизни и наследия Мартина Лютера Кинга :

1) Плод при жизни

2) Плод после жизни

3) Личная жизнь/ внутренняя гармония

Биография Мартина Лютера Кинга

Если по порядку, то жизнь будущего активиста началась 15 января 1929 г. в Джорджиа, США. Отец Мартина Лютера Кинга был пастором баптисткой церкви. Изначально Мартин сдавал экзамены экстерном и уже в юном возрасте (15 лет) Мартин победил на конкурсе ораторов, а позднее в 19 лет стал рукоположенным служителем в церкви. В свое время Кинг сомневался относительно будущей профессии и выбирал между медициной и юриспруденцией, а не служением в церкви, но Бог вел к истинному понимаю. Для Кинга стало явным влияние через пасторское служение грамотного и образованного лидера. Свою стипендию в 1200 долларов Мартин получил для окончания обучения в любом университете и выбрав Бостонский университет дошел к успешному окончанию. Мартин Лютер Кинг получил степень доктора теологии в 1955г.

Жизнь текла в стандартном русле – женитьба на Коретте в 1953 г.. О невесте Кинга, мало информации, кроме того, что девушка имела диплом по вокалу и скрипке, а также решилась оставить возможность быть певицей ради будущей семьи. Дальше рождение 4 детей в семействе Кингов.


Общественная деятельность Кинга

Параллельно Мартин Лютер Кинг являлся пастором в Монтгомери, штат Алабама. Здесь же он возглавил протесты против разделения в общественном транспорте (существовал запрет для темнокожих сидеть, при входе белых пассажиров, вплоть до разбирательств в полицейском участке) и бойкот темнокожим населением общественного транспорта (длительность растянулась почти на год). Мартин Лютер Кинг добился признания властью незаконности подобного разделения.

Дальше была организация сидячих забастовок в публичных местах темнокожим населением. Так как подобная деятельность не всем нравилось то Мартину предъявили обвинения и арестовывали, но не могли предоставить обоснованных обвинений и отпустили.

В 1958 Кинг перенес ножевое ранение психически больной женщиной при раздаче автографов. Но Мартин Лютер Кинг и дальше принимал активное участие в борьбе с расизмом, отстаивая принципы равенства мирным путем. Он был и остается мотиватором к действию тысяч последователей. Его активная жизненная позиция, вера в Бога и любовь к людям давали мощнейший толчок к действию, борьбе, что выражалось в маршах, бойкотах и других протестах.

Достижения Мартина Лютера Кинга

Мартин Лютер Кинг был награжден Нобелевской премией мира в 1964 г. за вклад в достижение расового примирения. Известнейшая речь Кинга «У меня есть мечта» («I have a dream »), которую слушало порядка 300 тыс. чел. в Вашингтоне в 1963 г. и десятки миллионов по телевизору. Символично действие происходило возле памятника Линкольну. Ключевые слова: “У меня есть мечта, что однажды эта нация распрямится и будет жить в соответствии с истинным смыслом ее принципа: “Мы считаем самоочевидным, что все люди сотворены равными”.

Даже светские источники обращают внимание на неординарность Мартина Лютера Кинга, выраженную в христианских понятиях, которые всегда присутствовали как основа каждого выступления. Его позиция лидера основана на христианской любви, в которую он безоговорочно верил.

Он стремился улучшить условия жизни темнокожего населения, борясь с проблемами безработицы, голода и бедности, но не успел разработать программы для решения сложившийся ситуации. Взгляды Кинга касались разных сфер вплоть до выступлений против войны во Вьетнаме.


Последним мероприятием в деятельности Кинга был марш 28 марта 1968 г. насчитывающий 6 тыс. участников. Основная цель состояла в поддержке бастующих рабочих. Уже 4 апреля в Мемфисе снайпер смертельно ранил Мартина Лютера Кинга. Убийца был приговорен к 99 годам тюремного заключения, первоначально он сознался, приняв вину на себя, но позже отказался от своих признаний в виновности. Есть мнение, что Кинг стал жертвой заговора, что очень похоже на правду. Последнее выступление Мартина Лютера Кинга было как предсказание: “Впереди у нас трудные дни. Но это не имеет значения. Потому что я побывал на вершине горы. Я смотрел вперед и видел Землю обетованную. Может быть, я не достигну ее с вами, но я хочу, чтобы вы знали, что мы – люди – достигнем ее”. Можно представить насколько значимой фигурой Мартин Лютер Кинг был для страны – почтить память на похороны пришло более 100 тыс. чел.

Мартин Лютер Кинг всегда оставался верным Богу, это подтверждали его цитаты, основанные на Библейских принципах и используемые во всех речах. Большой акцент Кинг делал на важности любить ближнего, как самого себя, даже применяя этот принцип в отношении врагов и молитвы за них. Идея брала начало в Нагорной проповеди Иисуса Христа из евангелия от Матфея. Кинг в свой деятельности использовал термин Агапе – жертвенную, снисходящую к ближнему , которая отражалась примером в его собственной жизни.

Работы Мартина Лютера Кинга

Было написал несколько книг с названиями, которые сами говорят за себя “Шаг к свободе”, “Почему мы не можем ждать”, “В каком направлении мы пойдем - к хаосу или сообществу? “.

Память Мартина Лютера Кинга почитается страной до сих пор – начиная от празднования дня его рождения в январе на уровне государства до признания церковью Мартина Лютера Кинга мучеником.

Мартин Лютер Кинг цитаты:

– «Тьма не может прогнать темноту, и только свет может этого делать. Ненависть не может изгнать ненависть, только любовь может сделать это».
– «Каждый человек должен решить, будет ли он жить в свете творческого альтруизма или в темноте разрушительного эгоизма».

– «Предельное мерило ценности человека - не то, как он ведет себя в часы уюта и удобства, а то, как он держится во времена борьбы и противоречий».

– «Трусость спрашивает - безопасно ли это? Целесообразность спрашивает - благоразумно ли это? Тщеславие спрашивает - популярно ли это? Но совесть спрашивает - правильно ли это? И приходит время, когда нужно занять позицию, которая не является ни безопасной, ни благоразумной, ни популярной, но ее нужно занять, потому что она правильная».

-«Великим может стать каждый… потому что каждый может служить. Чтобы служить людям, необязательно иметь высшее образование».

– «Необязательно правильно ставить ударение в словах. Все, что нужно, - это сердце, в котором есть благодать. Душа, в которой действует любовь».

Достижение

Только человек с полным сердцем любви может преодолевать препятствия, угрозы жизни и целеустремленно идти вперед.

Вся его деятельность была пропитана указанием на Бога.

Если отвечать на ключевые вопросы, то понимаешь, что

1) Плод при жизни – это обращение к миллионам и влияние Божьей любовью на сердца людей как темнокожих (избегание насилия) так и на белых (привлечение к идеи равенства и уважению других как себя).

2) Плод после жизни – это пример личного служения другим в любви и уважении, это законы, изменившие культуру страны на многие годы

3) Личная жизнь/ внутренняя гармония – Мартин Лютер Кинг был и остается борцом за справедливость через Божьи принципы, его инструмент, это вдохновение из самого сердца через те дары, которые щедро получил от Бога (ораторское мастерство, умение вести за собой тысячи). Его семя не осталось забытым, оно живо и сейчас как свет для угнетенных.


Интересные факты из жизни Мартина Лютера Кинга:

– отец изменил свое имя на Мартин Лютер в честь немецкого реформатора и дал такое же сыну;

Мартин Лютер Кинг (1929-1968). Фото 1966 г.

Первый борец за гражданские нрава афроамериканцев в США, баптистский проповедник и выдающийся оратор Мартин Лютер Кинг убеждал своих сторонников: следует сопротивляться расизму, но только не насильственным путем. Никакого кровопролития! Он выступал против колониальной агрессии США и войны во Вьетнаме. За успехи в деле демократизации американского общества в 1964 году Мартину Кингу была присуждена Нобелевская премия мира. У него была мечта — уничтожить расовые предрассудки, чтобы белые и черные могли бы сосуществовать в Америке как равные.

Его отец, пастор баптистской церкви в городе Атланта (штат Джорджия), Майкл Кинг во время поездки по Европе в 1934 году побывал и в Германии. Познакомившись с учением великого немецкого реформатора, основоположника протестантизма, переведшего Библию с латинского на немецкий, Мартина Лютера, решил его имя взять себе и дать своему 5-летнему сыну Майклу. Теперь их звали Мартин Лютер Кинг Старший и Мартин Лютер Кинг Младший. Этим актом пастор обязал себя и своего сына следовать учению выдающегося немецкого богослова и священника.

Позднее преподаватели школ и колледжей отмечали, что по способностям Мартин Младший значительно превосходил своих сверстников. Он хорошо учился, экзамены сдавал на «отлично», увлеченно пел в церковном хоре. Когда ему было 10 лет, его даже пригласили исполнить песню на премьере фильма «Унесенные ветром». В 13 лет Мартин поступил в лицей при университете Атланты, а через 2 года победил на конкурсе ораторов, который проводился Афроамериканской организацией Джорджии. Он доказал еще раз свои способности, когда осенью 1944 года поступил в колледж Морхауз, сдав экзамены за среднюю школу экстерном.

В 1947 году Мартин сделался служителем баптистской церкви, став помощником своего отца, его преподобия Мартина Лютера Кинга Старшего. Но учебу не оставил. На следующий год, после получения в колледже степени бакалавра по социологии, он поступил в теологическую семинарию в Честере, штат Пенсильвания, где в 1951 году ему была присуждена еще одна степень бакалавра, на этот раз богословия. Следующая его ступень — Бостонский университет, где в июне 1955 года он защитил степень доктора философии.

Учеба закончена, пора проповедовать. Мартин Лютер — священник баптистской церкви в Монтгомери, штат Алабама. Там он стал лидером акции протеста чернокожего населения, выступившего против расовой сегрегации. Первопричиной послужил инцидент, произошедший с чернокожей Розой Паке, которую попросили покинуть автобус. Она отказалась на том основании, что она равноправная гражданка Америки. Ее поддержало все чернокожее население города. Оно объявило бойкот автобусам, который длился свыше года. Благодаря Мартину Лютеру дело дошло до Верховного суда. Суд признал сегрегацию в Алабаме неконституционной. И власти сдались.

Это был пример ненасильственного сопротивления властям, и он доказал свою эффективность. Дальше Мартин Лютер решил бороться за равноправные права негров при получении образования. По его инициативе в Верховный суд США был подан иск против властей тех штатов, где черным не разрешалось учиться вместе с белыми. Верховный суд признал его правоту — раздельное обучение черных и белых противоречило американской конституции.

Противники объединения белых и черных устроили буквально охоту на чернокожего оратора, проповедника, выступления которого собирали многие тысячи людей, черных и белых. В 1958 году во время одного из выступлений его ударили ножом в грудь. Мартина. увезли в больницу, но и после лечения он продолжил агитацию. О нем писали газеты, его показывали по телевидению, он стал популярным политическим деятелем, лидером чернокожего населения всех штатов.

В 1963 году его арестовали, обвинив в нарушении общественного порядка, и посадили в тюрьму Бирмингема, но вскоре выпустили: никакого криминала не нашли. В том же году его принял президент США Джон Кеннеди. После встречи с ним Мартин Лютер поднялся на ступеньки Капитолия и обратился к собравшейся многотысячной толпе со словами, ставшими крылатыми: «У меня есть мечта…»

В марте 1968 года во время выступления в Мемфисе перед участниками очередной демонстрации,- Мартин собирался вести обездоленных американцев в Вашингтон,- в него выстрелили. Выстрел оказался смертельным. Это была большая утрата. Темнокожая Америка потеряла своего верного защитника, который мечтал о равноправной стране и отдал за это свою жизнь.

Третий понедельник января отмечается в Америке как День Мартина Лютера Кинга и считается национальным праздником.

После убийства мужа она возглавила начатое им движение ненасильственного сопротивления расизму, колониализму, дискриминации и сегрегации.

(1929-1968) американский священник и борец за гражданские права

Свою жизнь Мартин Лютер Кинг посвятил борьбе за нрава чернокожего населения и безработных Америки.

Майкл Кинг родился в Атланте, где его отец служил пастором в баптистской церкви. Когда мальчику исполнилось шесть лет, отец изменил его имя на Мартина Лютера в честь основателя протестантизма.

Способности Мартина были замечены в школе, где он намного опережал своих сверстников. Он прошел десятилетнюю программу за восемь лет, экстерном сдал выпускные экзамены и поступил в колледж для цветных, который находился в Атланте.

Закончив его в 1947 году, Мартин Лютер Кинг принял сан священника и стал помощником отца в церкви. Через год он поступил в богословскую семинарию Крозера и в 1951 году стал бакалавром богословия.

Как одному из лучших выпускников, Кингу была предоставлена стипендия для обучения в аспирантуре Бостонского университета, где в 1955 году ему была присвоена степень доктора богословия.

В 1953 году Мартин Лютер Кинг женился и тогда же был назначен священником баптистской церкви в город Монтгомери (штат Алабама). Там Мартин впервые столкнулся с сегрегацией цветного населения. В то время Алабама оставалась единственным штатом США, в котором негры не могли пользоваться общим транспортом с белыми жителями.

По инициативе Кинга в городе был проведен бойкот общественного транспорта цветным населением. 328 дней негритянская община не пользовалась общественным транспортом. Это получило такой резонанс в американской прессе, что в ноябре 1956 года Верховный суд США признал неконституционной сегрегацию негров в Алабаме.

Так началась общественная деятельность Мартина Лютера Кинга. Следующей его акцией стало достижение равноправия негров в сфере образования. Дело заключалось в том, что в некоторых городах Америки негритянские дети не могли учиться в тех же школах, где учились белые дети. По инициативе Кинга в Верховный суд был подан иск против властей американского города Топека. Рассмотрев этот иск, Верховный суд страны вынужден был признать, что раздельное обучение белых и черных также противоречит американской конституции.

Примером для себя Мартин Лютер Кинг считал деятельность Махатмы Ганди. «Ненасильственное сопротивление, - писал Кинг, - единственный метод, оправданный в борьбе за свободу». В 1960 году он посетил Индию, куда его пригласил премьер-министр страны Джавахарлал Неру. Во время этой поездки Кинг еще глубже ознакомился с учением Ганди и стал убежденным сторонником его философии ненасилия.

Несмотря на то что Кинг постоянно подвергался нападениям со стороны расистов, он при каждом удобном случае старался выступать перед негритянскими общинами. Во время одной из своих лекций в сентябре 1958 года Мартин Лютер Кинг был ранен ударом ножа в грудь. В это время он проводил ряд кампаний за уничтожение сегрегации. Он путешествовал по всей стране, о его ораторских способностях писали все американские газеты. Выступления и проповеди Кинга собирали многотысячные толпы его сторонников.

В марте-апреле 1963 года его арестовали и заключили в тюрьму города Бирмингема за нарушение общественного порядка. В это время он написал знаменитое «Письмо из Бирмингемской тюрьмы», в котором изложил свои взгляды. Власти не могли предъявить Мартину Лютеру Кингу никакого обвинения и через пять дней были вынуждены освободить его.

28 августа 1963 года он вместе с другими негритянскими лидерами был принят президентом США Джоном Кеннеди. Выйдя от президента, Кинг произнес речь, рефрен которой «у меня есть мечта» вскоре стал припевом популярной песни об отмене сегрегации.

После убийства Кеннеди президент Линдон Джонсон пригласил Кинга в Белый дом на церемонию подписания закона об отмене сегрегации в общественных местах, а осенью того же года ему была присуждена Нобелевская премия мира.

Естественно, у Кинга было множество врагов. Директор ФБР Эдгар Гувер открыто называл его самым отъявленным лжецом в стране.

В последние годы жизни Мартин Лютер Кинг стал инициатором борьбы не только с расизмом, но и с безработицей. В ноябре 1967 года он объявил о начале кампании в защиту бедняков, которая должна была завершиться демонстрацией в Вашингтоне.

В марте 1968 года, выступая в Мемфисе перед участниками этой демонстрации, Кинг был тяжело ранен снайпером. На следующий день он умер в больнице. Похороны отважного борца за права человека превратились в многолюдную демонстрацию.

В 1986 году бронзовый бюст Мартина Лютера Кинга был установлен в здании Капитолия в Вашингтоне. Он стал первым цветным американцем, удостоенным такой чести. Тогда же конгресс США постановил отмечать день его рождения как государственный праздник.

Кинг Мартин Лютер (1929-1968), американский священник и общественный деятель, один из руководителей борьбы за гражданские права афроамериканцев.

В 15 лет поступил в колледж Морхауз в Атланте, в 1951 г. окончил теологическую семинарию Кроузера в Пенсильвании, а в 1955 г. получил степень доктора теологии в Бостонском университете. В 1954 г. стал священником баптистской церкви на Декстер-авеню в Монтгомери (штат Алабама) и приобрёл широкую известность как борец за гражданские права чёрного населения.

В январе 1957 г. Кинг принял участие в создании «Южной конференции христианского руководства», целью которой была координация усилий правозащитных объединений. Он переехал в Атланту (1960 г.) и полностью посвятил себя работе в этой организации.

В 1960- 1961 гг. Кинг стал инициатором сидячих демонстраций и «маршей свободы»; несколько раз подвергался аресту за нарушение законов, которые считал дискриминационными. Он был высокообразованным человеком и видел в расовой сегрегации (политика принудительного отделения какой-либо группы населения по расовому или этническому признаку) самую острую нравственную и социальную проблему в Америке.

В 1963 г. Кинг написал письмо из бирмингемской тюрьмы (штат Алабама), в котором призывал священнослужителей поддержать борьбу за равные права всех граждан. В 1964 г. в США был принят Закон о гражданских правах негров, а через год - Закон об избирательных правах.

Роль Кинга в ненасильственной борьбе за принятие закона, уничтожившего остатки расовой дискриминации в Соединённых Штатах, отмечена Нобелевской премией мира (1964 г.). Начав свою деятельность как буржуазный либерал, Кинг в последние годы жизни подошёл к пониманию социальной сущности расовой проблемы и необходимости социальных реформ; призывал афроамериканцев к единству действий с белыми трудящимися. В 1968 г. он создал организацию «Кампания бедных людей» с целью объединения бедняков всех рас в борьбе с нищетой.

Кинг был убит 4 апреля 1968 года в Мемфисе (Теннесси) расистом Джеймсом Эрлом Реем.
Массовые негритянские волнения - «апрельские бунты» (April riots), вспыхнувшие после убийства Кинга, были жестоко подавленные властями.