Лучевая симметрия впервые появляется у каких губок. Что такое лучевая симметрия? Какие животные имеют лучевую симметрию? К моллюскам не относятся

Каких только животных не встречается на нашей планете! Некоторые поражают своими размерами, кто-то удивляет повадками и образом жизни, другие отличаются невероятной окраской.

Но самыми поразительными по строению тела являются все-таки морские и океанские обитатели. Их форма тела может быть очень необычной, так как обладает особой симметрией, нехарактерной для наземных животных. Это лучевая симметрия.

Типы симметрии тела у животных

Всех животных по типам симметрии тела можно разделить на четыре группы:

  • Животные с билатеральной симметрией (двустороннесимметричные). К этой группе относится большинство видов наземных животных и значительная часть морских. Основная особенность - это расположение органов тела симметрично относительно одной проведенной через него плоскости. Например, левая и правая часть организма, задняя и передняя.
  • Радиальная симметрия тела (лучевая симметрия). Характерна для и океанских глубин. Основная особенность - строение тела таким образом, что через его центральную ось можно провести несколько воображаемых линий, относительно которых будут расположены симметрично. Например, лучи морских звезд.
  • Животные с асимметричной формой тела. Когда симметрия не характерна вообще, форма постоянно меняется в зависимости от условий окружающей среды или от движения животного. Типичный пример -
  • Отсутствие симметрии полностью. К таким организмам относятся губки. Они ведут прикрепленный образ жизни, могут разрастаться по субстрату на разные объемы и совершенно не имеют определенной симметричности в строении тела.

Каждая перечисленная группа организмов извлекает для себя определенную выгоду из своего строения. Так, например, билатеральные животные могут свободно передвигаться прямо, поворачиваясь в стороны. Животные с радиальной симметрией способны ловить добычу с разных сторон. Асимметричным организмам удобно так передвигаться и приспосабливаться к условиям среды.

Лучевая симметрия: что это

Основной отличительной чертой животных, обладающих радиальной симметрией, является их необычная форма тела. Они, как правило, куполообразные, цилиндрические или в форме звезды или шара.

Через тело таких организмов можно проводить много осей, относительно каждой из них найдутся две совершенно симметричные половинки. Такое приспособление дает им возможность иметь ряд преимуществ:

  1. Они свободно передвигаются в любом направлении, контролируя все стороны вокруг себя.
  2. Охота приобретает более масштабные размеры, так как добыча ощущается вокруг всего тела.
  3. Необычная форма тела позволяет приспосабливаться к окружающему пейзажу, вливаться в него и становиться незаметным.

Лучевая симметрия тела - одно из главных приспособлений для определенных классов животных океанского биоценоза.

Характеристика радиальной симметрии тела

История возникновения такого приспособления, как радиальная симметрия тела, уходит своими корнями к предкам животных Именно они вели совершенно сидячий, неподвижный образ жизни и были прикреплены к субстрату. Им была выгодна такая симметрия, и они дали ей начало.

То, что сейчас многие активно плавающие животные все равно лучевую симметрию имеют, говорит о ее нередуцированности в ходе эволюции. Однако свое прямое назначение данная особенность уже не выполняет.

Значение лучевой симметрии

Основное ее назначение у предковых форм, так же как и у современных, ведущих прикрепленный образ жизни - обеспечение защиты от нападений хищников и добыча пропитания.

Ведь животные, имеющие лучевую симметрию, не способны были себя защитить, убежав от хищника, не могли и спрятаться. Поэтому единственным вариантом защиты стало ощутить приближение опасности с любой стороны тела и вовремя отреагировать защитными механизмами.

Кроме того, добывать себе пропитание, когда ведешь сидячий образ жизни, довольно сложно. А радиальная симметрия позволяет улавливать малейшие источники пищи вокруг всего тела и быстро на них реагировать.

Таким образом, лучевая симметрия тела дает крайне важные механизмы самообороны и пропитания для животных, ею обладающих.

Примеры животных

Можно привести множество примеров животных, обладающих радиальной симметрией. Их огромное видовое и численное многообразие украшает собой морские и океанские днища и толщи воды, позволяет человеку восхищаться затейливостью природы и красотой подводного мира.

Какие животные имеют лучевую симметрию? Например, такие как:

  • морские ежи;
  • медузы;
  • голотурии;
  • офиуры;
  • змеехвостки;
  • гидры;
  • морские звезды;
  • гребневики;
  • неподвижные полипы;
  • некоторые виды губок.

Это самые распространенные примеры лучевой симметрии тела у животных. Существуют и другие животные, малоизученные, а, возможно, и вообще еще не открытые, для которых характерна такая особенность телосложения.

Кишечнополостные

Данный тип животных включает в себя три основных класса, общей особенностью представителей которых является то, что все они животные с лучевой симметрией. В жизненных циклах преобладает либо стадия свободноплавающей медузы, либо стадия прикрепленного к субстрату полипа. Отверстие одно, выполняет функцию ротового, анального и полового. Для защиты используют ядовитые

  1. Гидроидные. Основные представители: гидры, гидранты. Ведут прикрепленный образ жизни, имеют, как и все кишечнополостные, два слоя в строении тела: эктодерма и энтодерма. Срединный слой представляет собой студенистое вещество водянистого состава - мезоглею. Форма тела чаще всего бокаловидная. Основная часть жизни проходит в стадии полипа.
  2. Медузы (сцифоидные). Основные представители - все виды медуз. Форма тела необычная, в виде колокола или купола. Они также двухслойные животные, имеющие лучевую симметрию. Основная часть жизни проходит в стадии свободно движущейся медузы.
  3. Кораллы (полипы). Основные представители: актинии, кораллы. Основная особенность - это колониальный образ жизни. Многие кораллы образуют целые рифы из своих поселенческих колоний. Одиночные формы также встречаются, это разные виды актиний. Стадия медузы вообще не характерна для этих животных, только стадия полипов.

Всего насчитывают примерно 9000 видов представителей данного типа животных.

Иглокожие

Еще какие животные имеют лучевую симметрию? Конечно, всем известные и очень красивые, необычные и яркие иглокожие. Данный тип насчитывает порядка 7 тысяч видов этих удивительных представителей морской фауны. Выделяют пять основных классов:

  • Голотурии - напоминают червей, однако все же лучевую симметрию имеют. Ярко окрашены, передвигаются неохотно по морскому дну.
  • Офиуры - напоминают морских звезд, однако отличаются более высокой подвижностью и бедностью окраски - белые, молочные и бежевые цвета.
  • Морские ежи - могут иметь правильный, игольчатый наружный скелет, а могут и не иметь иголок. Форма тела практически всегда близка к шарообразной.
  • Морские звезды - пяти, восьми или двенадцатилучевые животные с явно выраженной радиальной симметрией. Очень красиво окрашены, образ жизни ведут малоподвижный, ползают по дну.
  • Морские лилии - сидячие красивые животные, имеют форму радиального цветка. Могут отделяться от субстрата и передвигаться на более богатые пищей места.

Образ жизни может быть как подвижным, так прикрепленным (морские лилии). Тело двухслойное, ротовое отверстие выполняет функцию анального и полового. достаточно прочный, известковый, красиво украшен цветными узорами.

Личинки этих животных имеют билатеральную симметрию тела, и только взрослые особи доращивают лучи до радиальности.

Гребневики

Чаще небольшие по размерам животные (до 20 см), у которых абсолютно белое, полупрозрачное тело, украшенное рядами гребенок. Этот тип животных считается одним из самых древних. Гребневики хищники, поедают рачков, мелких рыб и даже друг друга. Очень интенсивно размножаются.

В строении тела появляется третий Ротовое отверстие на верхней части тела, ведут свободноплавающий образ жизни. Самыми распространенными видами считаются:

  • берое;
  • платиктениды;
  • гастродес;
  • венерин пояс;
  • болинопсис;
  • тьяльфиелла.

Их радиальная симметрия, так же как и лучевая симметрия кишечнополостных некоторых видов, слабо выражена. Форма тела напоминает мешок или овал.

Обобщение

Таким образом, лучевая симметрия тела - это прерогатива водных животных, ведущих малоподвижный или прикрепленный образ жизни и дающая своим обладателям ряд преимуществ в охоте на добычу и уклонении от хищников.

Контрольное тестирование «Беспозвоночные животные»

А. Тестовые задания. Необходимо выбрать один ответ из четырех:

Лучевая симметрия впервые появляется у:

а) стеклянных губок

б) известковых губок

в) обыкновенных губок

г) кишечнополостных

Впервые нервные клетки появляются у:

б) простейших

в) кишечнополостных

г) червей

Регенерация – это способность животного:

а) размножаться

б) восстанавливать поврежденные или утраченные части своего тела

в) воспроизводить себе подобного

г) к почкованию

Отличительной особенностью кишечнополостных в сравнении с другими беспозвоночными является:

а) возникновение полового размножения

б) появление тканей

в) возникновение бесполого размножения

г) питание готовыми органическими веществами

впервые пищеварительная система появляется у:

а) кишечнополостных

б) плоских червей

в) круглых червей

г) кольчатых червей

6. Впервые кровеносная система появляется у:

а) кишечнополостных

б) плоских червей

в) круглых червей

г) кольчатых червей

7. Органы движения - параподии впервые появляются у:

б) плоских червей

в) круглых червей

г) кольчатых червей

8. Отличительными особенностями червей в сравнении с другими беспозвоночными не считается появление:

а) системы органов

б) органов движения

в) полового размножения

г) нервной системы узлового типа

а) развитие со сменой хозяев

б) утрата органов пищеварения

в) развитие половой системы

г) появление полости тела

10. К моллюскам не относятся:

а) головоногие

б) брюхоногие

в) двустворчатые

г) пиявки

11. К признакам высокой организации головоногих по сравнению с другими моллюсками относится:

а) реактивное движение

б) преобразование ноги в щупальца

в) нервная система

г)чернильный мешок

12. Впервые наружный скелет появился у:

б) иглокожих

в) моллюсков

г) членистоногих

13. К признакам высокой организации членистоногих не относится:

а) двустороння симметрия тела

б) хитиновый покров

в) членистые конечности

г) поведение

14. К классу насекомых не относятся:

а) равнокрылые

б) перепончатокрылые

в) чешуекрылые

г) скорпионы

15. Общественные насекомые – это:

а) жуки, клопы

б) пчелы, муравьи

б) вши, тараканы

в) бабочки, стрекозы

16. К признакам более высокой организации насекомых по сравнению с другими членистоногими не относится:

а) развитие нервной системы

б) развитие органов чувств

в) сложное поведение

г) развитие кровеносной системы

17. К особенностям насекомых, позволившим им освоить все среды обитания не относятся:

а) типы ротового аппарата

б) разные типы конечностей

в) разные типы развития

г) наличие хитинового покрытия

18. Признаком приспособленности насекомых к среде обитания не является:

а) окраска тела

б) разные типы конечностей

в) развитие нервной системы

г) использование разных видов пищи

19. Инстинкт – это:

а) ответная реакция организма на различные раздражители

б) последовательная цепь врожденных ответных реакций на различные раздражители

в) последовательная цепь приобретенных в течение жизни реакций на различные раздражители

г) ответная реакция организма на световые и звуковые раздражители.

Б. тестовые задания. Из перечисленных признаков выбрать те, которые характерны для типов плоских, круглых и кольчатых червей:

Двусторонняя симметрия внутренняя полость заполнена жидкостью внутренняя полость тела отсутствует внутренняя полость разделена на сегменты нервная система представлена окологлоточным кольцом и брюшной нервной цепочкой нервная система представлена головным нервным узлом, от которого отходят два ствола нервная система представлена глоточным нервным кольцом, от которого отходят парные нервные стволы представители класса в основном разнополые среди представителей класса имеются раздельнополые и гермафродиты

Класс плоские черви

Класс круглые черви

Класс кольчатые черви

В. Тестовые задания. Из перечисленных признаков выбрать те, которые характеризуют классы

брюхоногих, двустворчатых, головоногих, моллюсков:

1. Тело подразделено на голову, туловище, ногу

2. тело подразделено на туловище и ногу

3. Нога преобразована в щупальца

4. Тело большинства моллюсков лишено наружной раковины

5. Раковина цельная, часто ассиметричная

6. Раковина состоит из двух створок

8. Образуют большие скопления – банки

9. Способны к реактивному движению

Класс брюхоногие

Класс двустворчатые

Класс Головоногие

Г. Тестовые задания. Из перечисленных признаков выбрать те, которые характеризуют классы

Ракообразных, паукообразных, насекомых:

1. Наружный хитиновый покров

2. Отделы тела часто образуют головогрудь

3. Тело разделено на голову, грудь, брюшко

4. Четыре пары ходильных ног

5. Три пары ног

6. Преимущественно наземные виды

Тема: «Беспозвоночные» Вариант 1.

1. Инфузории передвигаются с помощью а) Жгутиков б) Ресничек в) Цитоплазмы г) Ложноножек

2. Какое животное образует ложноножки при движении и захвате пищи?

а)Амеба обыкновенная б)Инфузория – трубач в)Зеленая эвглена г)Лямблия

3. Лучевая симметрия впервые появляется у:

а) стеклянных губок; б) известковых губок; в) обыкновенных губок; г) кишечнополостных.

4. Лучевую симметрию имеет а)Гидра пресноводная б)Дождевой червь в)Инфузория - туфелька г)Майский жук

5.К типу Кишечнополостные не относят класс

а)Сцифоидные медузы б)Гидроидные в)Ресничные черви г)Коралловые полипы

6. Впервые нервные клетки появляются у: а) губок; б) простейших; в) кишечнополостных; г) червей.

7. Регенерация - это способность животного:

а)

9. Впервые пищеварительная система появляет­ся у:

10. Впервые кровеносная система появляется у:

а) кишечнополостных; б) плоских червей; в) круглых червей; г) кольчатых червей.

11. Органы движения параподии впервые появляются у:

а) губок; б) плоских червей; в) круглых червей; г) кольчатых червей.
12. Отличительными особенностями червей в сравнении с другими беспозвоночными не считается появление:

а) систем органов; б) органов движения; в) полового размножения; г) нервной системы узлового типа.
13. К признакам приспособленности червей к пара­зитическому образу жизни НЕ относится:

а) развитие со сменой хозяев; б) утрата органов пищеварения;

в) развитие половой системы; г)появление полости тела.

14.В типе Плоские черви хищником является

а)Бычий цепень б)Печеночный сосальщик в)Молочная планария г)Эхинококк
15. К моллюскам не относятся: а) головоногие; б) брюхоногие; в) двустворчатые; г) пиявки.
16. К признакам высокой организации головоногих по сравнению с другими моллюсками относится:

а) реактивное движение; б) преобразование ноги в щупальца; в) нервная система; г) чернильный мешок.

17.К классу Головоногие моллюски относится а)Беззубка б)Осьмоног в)Прудовик г)Мидия

18. К отличительным признакам членисто­ногих по сравнению с другими беспозвоночными НЕ относится:

а) двусторонняя симметрия тела; б) хитиновый покров; в) членистые конечности; г) сложное поведение.

19. Общественные насекомые - это: а) жуки, клопы; б) пчелы, муравьи; в) вши, тараканы; г) бабочки, стрекозы.

20.К признакам более высокой организации насекомых по сравнению с другими членистоногими НЕ относится:

а) развитие нервной системы; б) развитие органов чувств;

в) сложное поведение; г) развитие кровеносной системы.

21. Признаком приспособленности насекомых к среде обитания не является:

а) окраска тела; б) разные типы конечностей; в) развитие нервной системы; г) использование разных видов пищи.

Блок В.

В1. Из перечисленных признаков выбрать те, которые характерны для плоских, круглых и кольчатых червей:

    внутренняя полость заполнена жидкостью;

    внутренняя полость тела отсутствует;

    внутренняя полость разделена на сегменты;

    нервная система представлена окологлоточным кольцом и брюшной нервной цепочкой;

    нервная система представлена головным нервным узлом, от которого отходят два ствола;

6)нервная система представлена глоточным нервным кольцом, от которого отходят парные нервные стволы;

А.Класс Плоские черви

Б.Класс Круглые черви

В.Класс Кольчатые черви

В2. Тестовые задания. Из перечисленных признаков выбрать те, которые характеризуют классы рако­образных, паукообразных, насекомых:

    тело разделено на голову, грудь, брюшко;

    четыре пары ходильных ног;

3)три пары ног;

4)преимущественно наземные виды;

    обитание преимущественно в воде;

    использование всех сред обитания;

7) дыхание всей поверхностью или жабрами;

8)дыхание при помощи трахей и легких;

9)имеются дыхальца

А.Класс Ракообразные

Б.Класс Паукообразные

В.Класс Насекомые

В3. Установите последовательность стадий развития бабочки

1) взрослое насекомое 2)яйцо 3)Гусеница 4)куколка

Ответ:________________________

С1. Расскажите о жизненном цикле печеночного сосальщика, его вреде для человека и мерах предосторожности от заражения.

Тема: «Беспозвоночные» Вариант 2.

Блок А. Тестовые задания. Выбрать один ответ из четырех.

1. Каким образом простейшие переносят неблагоприятные условия?

а) в состоянии цисты б)в состоянии споры в)в оцепенении г)закапываясь в грунт

а)Инфузория туфелька б)Трипаносома гамбийская в)Малярийный плазмодий г)Дизентерийная амеба

3. Для кишечнополостных характерна

а) лучевая симметрия б) двусторонняя симметрия в) осевая симметрия г) осевая и двусторонняя симметрия

4. Как называется наружный слой клеток у гидры? а)Эктодерма б)Энтодерма в)Мезодерма г)Эпидермис

5. Энтодерма у кишечнополостных животных образована клетками

а) эпителиально-мускульными и стрекательными б) железистыми и нервными клетками

в) железистыми и эпителиально-мускульными клетками г) эпителиально-мускульными и нервными клетками

6. Регенерация - это способность животного:

а) размножаться; б) восстанавливать поврежденные или утраченные части своего тела;

в) воспроизводить себе подобного; г) к почкованию.

7. Медузы обитают в: а) Пресной воде б) Прудах в)Морях г)Стоячих водоемах

8.У круглых червей отсутствуют системы: а) пищеварительная и дыхательная б) выделительная и половая

в) дыхательная и кровеносная г) дыхательная и выделительная

9. Органы чувств и замкнутая кровеносная система впервые появ­ляются у

а) круглых червей б) плоских червей в) кольчатых червей г) моллюсков

10. Дышат в воде жабрами, а на суше мешкообразными легкими а) моллюски б) губки в) кольчатые черви г) насекомые

11. Самая многочисленная в мире группа животных - это а) насекомые б) губки в) иглокожие г) круглые черви

12 . Впервые наружный скелет появляется у: а)одноклеточных; б) иглокожих; в) моллюсков; г) членистоногих.

13. К классу Брюхоногие моллюски относится а)Каракатица б)Беззубка в) Прудовик г) Осьминог

14. Кровеносная система у дождевого червя а) Незамкнутая б) Замкнутая в) Отсутствует г) Имеет сердце

15. Заражение человека аскаридозом может произойти при употреблении

а) Немытых овощей б) Воды из стоячего водоема в) Плохо прожаренной говядины г) Консервированных продуктов

16. У червей в системе внутренних органов отсутствует: а) Скелет б) Мускулатура в) Нервная система г) Половая система

17. Скелет членистоногих образован а)Тонкой кутиколой б)Кожей в)Хитином г) Целлюлозой, пропитанной известью

18. К признакам высокой организации членисто­ногих не относится: а) двусторонняя симметрия тела;

б) хитиновый покров;в) членистые конечности; г) поведение.

19. У муравьев собирателями пищи, солдатами и хранителями жидкой пищи являются

а) молодые самцы и самки б) рабочие муравьи в) муравьи других видов, живущие в муравейнике г) самки

20. К особенностям насекомых, позволившим им освоить все среды обитания, не относятся:

а) типы ротового аппарата; б) разные типы конечностей; в) разные типы развития; г) наличие хитинового покрова.

21. Инстинкт - это: а) ответная реакция организма на различные раздражители;

б) последовательная цепь врожденных ответных реакций на различные раздражители;

в) последовательная цепь приобретенных в течение жизни реакций на различные раздражители; г) ответная реакция организма на световые и звуковые раздражители

Блок В. В1. Тестовые задания. Из перечисленных призна­ков выбрать те, которые характеризуют классы брюхоногих, двустворчатых, головоногих моллюсков:

1) тело подразделено на голову, туловище, ногу;

2) тело подразделено на туловище и ногу;

3) нога преобразована в щупальца;

4) тело большинства моллюсков лишено наружной раковины;

5) раковина цельная, часто асимметричная;

6) раковина состоит из двух створок;

    образуют большие скопления - банки;

    способны к реактивному движению.

А.Брюхоногие

Б.Двустворчатые

В.Головоногие

В2.Установите соответствие между классами и типами Моллюски и Иглокожие.

КЛАССЫ А) Морские лилии Б) Морские звезды В) Брюхоногие Г) Морские ежи

Д) Двустворчатые Е) Офиуры Ж) Голотурии

Моллюски 2) Иглокожие 3) Головоногие

    у них есть специальные присоски или крючья

    всасывание питательных веществ идет только через покровы тела

    у них хорошо развита пищеварительная система

    при размножении образуется большое количество яиц и происходит смена хозяев

    размножение осуществляется только во внешней среде

    в процессе эволюции у них произошла утрата нервной системы

Ответ:_______________________________

С1. Расскажите о жизненном цикле человеческой аскариды, его вреде для человека и мерах предосторожности от заражения.

Тема: «Беспозвоночные»

Вариант 1.

1. Лучевая симметрия впервые появляется у:

а) стеклянных губок; б) известковых губок;

в) обыкновенных губок; г) кишечнополостных.

2. Впервые нервные клетки появляются у:

а) губок; б) простейших;

в) кишечнополостных; г) червей.

А) размножаться;

б) восстанавливать поврежденные или утраченные части своего тела;

в) воспроизводить себе подобного;

г) к почкованию.

4. Отличительной особенностью кишечнополостных в сравнении с другими беспозвоночными является:

а) возникновение полового размножения;

б) появление тканей;

в) возникновение бесполого размножения;

г) питание готовыми органическими веществами.

5. Впервые пищеварительная система появляется у:

6. Впервые кровеносная система появляется у:

а) кишечнополостных; б) плоских червей;

в) круглых червей; г) кольчатых червей.

7. Органы движения параподии впервые появляются у:

а) губок; б) плоских червей;

в) круглых червей; г) кольчатых червей.
8. Отличительными особенностями червей в сравнении с другими беспозвоночными не считается появление:

а) систем органов; б) органов движения;

а) развитие со сменой хозяев; б) утрата органов пищеварения;

в) развитие половой системы; г) появление полости тела.
10. К моллюскам не относятся:

а) головоногие; б) брюхоногие;

в) двустворчатые; г) пиявки.
11. К признакам высокой организации головоногих по сравнению с другими моллюсками относится:

а) реактивное движение; б) преобразование ноги в щупальца;

в) нервная система; г) чернильный мешок.

13. Общественные насекомые - это:

а) жуки, клопы; б) пчелы, муравьи;

в) вши, тараканы; г) бабочки, стрекозы.

14. К признакам более высокой организации насекомых по сравнению с другими членистоногими не относится:

а) развитие нервной системы; б) развитие органов чувств;

в) сложное поведение; г) развитие кровеносной системы.

15. Признаком приспособленности насекомых к среде обитания не является:

А) окраска тела; б) разные типы конечностей;

в) развитие нервной системы; г) использование разных видов пищи.

Блок В.

В1. Тестовые задания. Из перечисленных признаков выбрать те, которые характерны для типов плоских, круглых и кольчатых червей:

  1. внутренняя полость заполнена жидкостью;
  2. внутренняя полость тела отсутствует;
  3. внутренняя полость разделена на сегменты;
  4. нервная система представлена окологлоточным кольцом и брюшной нервной цепочкой;
  5. нервная система представлена головным нервным узлом, от которого отходят два ствола;
  6. нервная система представлена глоточным нервным кольцом, от которого отходят парные нервные стволы;

А.Класс Плоские черви Б.Класс Круглые черви В.Класс Кольчатые черви

В2. Тестовые задания. Из перечисленных признаков выбрать те, которые характеризуют классы ракообразных, паукообразных, насекомых:

  1. тело разделено на голову, грудь, брюшко;
  2. четыре пары ходильных ног;

3)три пары ног ;

4)преимущественно наземные виды;

  1. обитание преимущественно в воде;
  2. использование всех сред обитания;

7) дыхание всей поверхностью или жабрами;

8)дыхание при помощи трахей и легких;

9)органы дыхания наземных форм - листовидные легкие.

А.Класс Ракообразные Б.Класс Паукообразные В.Класс Насекомые

В3. Установите последовательность стадий развития бабочки

1) взрослое насекомое

2)яйцо

3)Гусеница

4)куколка

В4. Выбери верные утверждения. Ответ запиши в виде последовательности цифр.

  1. губки одного и того же вида имеют одинаковую форму тела
  2. все губки обитают только в морской среде
  3. в зависимости от условий губки одного и того же вида могут различаться по форме тела
  4. все губки обитают как в морской, так и в пресной воде
  5. губки ведут только прикрепленный образ жизни
  6. губки живут несколько тысяч лет

Ответ:_________________________

Предварительный просмотр:

Тема: «Беспозвоночные»

Вариант 2.

Блок А. Тестовые задания. Выбрать один ответ из четырех.

1. Для кишечнополостных характерна

а) лучевая симметрия б) двусторонняя симметрия

в) осевая симметрия г) осевая и двусторонняя симметрия

2. Энтодерма у кишечнополостных животных образована клетками

а) эпителиально-мускульными и стрекательными

б) железистыми и нервными клетками

в) железистыми и эпителиально-мускульными клетками

г) эпителиально-мускульными и нервными клетками

3. Регенерация - это способность животного:

А) размножаться; б) восстанавливать поврежденные или утраченные части своего тела; в) воспроизводить себе подобного; г) к почкованию.

4. В основе систематики губок лежит

а) количество и состав скелетных игл б) разнообразие форм и состав скелетных игл

в) размер и количество скелетных игл г) разнообразие форм и количество скелетных игл

5. Для губок характерно

а) пористое тело, состоящее из двух слоев б) наличие раковины

В) образование цисты г) наличие зоба

6.У круглых червей отсутствуют системы:

а) пищеварительная и дыхательная б) выделительная и половая

в) дыхательная и кровеносная г) дыхательная и выделительная

7. Органы чувств и замкнутая кровеносная система впервые появляются у

а) круглых червей в) плоских червей

б) кольчатых червей г) моллюсков

8. Полость тела плоских червей заполнена

а) мышцами в) нервными клетками

б) жидкостью г) паренхимой

9. Дышат в воде жабрами, а на суше - мешкообразными легкими

а) моллюски в) губки

б) кольчатые черви г) насекомые

а) насекомые в) губки

б) иглокожие г) круглые черви

11 . Впервые наружный скелет появляется у:

а) губок; б) иглокожих;
в) моллюсков; г) членистоногих.

12. К признакам высокой организации членистоногих не относится:

а) двусторонняя симметрия тела; б) хитиновый покров;

в) членистые конечности; г) поведение.

13. У муравьев собирателями пищи, солдатами и хранителями жидкой пищи являются

а) молодые самцы и самки б) рабочие муравьи

в) муравьи других видов, живущие в муравейнике г) самки

14. К особенностям насекомых, позволившим им освоить все среды обитания, не относятся:

а) типы ротового аппарата; б) разные типы конечностей;

в) разные типы развития; г) наличие хитинового покрова.

15.Инстинкт - это:

а) ответная реакция организма на различные раздражители;

б) последовательная цепь врожденных ответных реакций на различные раздражители;

в) последовательная цепь приобретенных в течение жизни реакций на различные раздражители; г) ответная реакция организма на световые и звуковые раздражители

Блок В.

В1. Тестовые задания. Из перечисленных признаков выбрать те, которые характеризуют классы брюхоногих, двустворчатых, головоногих моллюсков:

1) тело подразделено на голову, туловище, ногу;

2) тело подразделено на туловище и ногу;

3) нога преобразована в щупальца;

4) тело большинства моллюсков лишено наружной раковины;

В3. Установите последовательность событий при роении пчел.

  1. старая матка с частью рабочих пчел покидает улей
  2. один из трутней спаривается в воздухе с молодой маткой и погибает
  3. выход молодой матки
  4. возвращение оплодотворенной молодой матки в улей
  5. откладка яиц молодой маткой
  6. гибель остальных трутней

Ответ:________________________

Ответ:_______________________________


Задачи: Обобщить и систематизировать знания учащихся о многообразии многоклеточных беспозвоночных животных; об их усложнении, приспособленности к среде обитания; о значении в природе, в жизни и практической деятельности человека; воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

Оборудование: таблица с изображением многоклеточных животных.

Ход урока:

1. Организационный момент.
2. Сообщение цели урока.
3. Работа в группах – 6 групп.

На листе бумаги поставить номер группы, написать фамилии учащихся для выставления КПД каждому в конце урока в десятибалльной системе.

Задание № 1.

1. Чёрен – не ворон
карий – не мерин
шесть ног – без копыт
с рогами – не бык.
(Жук)
5.Тоньше этой пряжи
не найдешь в продаже.
(Паутина)
2. Одежды себе не шью
а ткань всегда тку.
(Паук)
6. Нос долог, голос тонок,
летит – пищит,
сядет – молчит.
Кто его убьет – свою кровь прольет.
(Комар)
3. Рыж, да не конь
рогат, да не баран
дома не любят
и на базаре не купят.
(Таракан)
7. Пища моя сладка
а мщение ужасно.
(Пчела)
4. Вдруг появляется черная туча,
ветер не дует, но туча летуча,
дождик с нее урожай не умножит
ливень живой все вокруг уничтожит.
(Саранча)
8. Не солнце, не огонь,
а светит.
(Светлячок)

Задание № 2.

Тесст (письменно).

1. Лучевая симметрия впервые появляется у:
а) стеклянных губок;
б) известковых губок;
в) кишечнополостных.

2. Впервые нервные клетки появляются у:
а) губок;
б) простейших;
в) кишечнополостных;
г) червей.

3. Регенерация – это способность животного:
а) размножаться;
б) восстанавливать поврежденные или утраченные части своего тела;
в) воспроизводить себе подобного;
г) к почкованию.

4. Впервые кровеносная система появляется у:
а) кишечнополостных;
б) плоских червей;
в) круглых червей;
г) кольчатых червей.

5. Органы движения параподии впервые появляются у:
а) губок;
б) плоских червей;
в) круглых червей;
г) кольчатых червей.

6. К моллюскам не относятся:
а) головоногие;
б) брюхоногие;
в) двустворчатые;
г) пиявки.

7. Впервые наружный скелет появляется у:
а) губок;
б) иглокожие;
в) моллюсков;
г) членистоногих.

8. К признакам высокой организации членистоногих не относится:
а) двусторонняя симметрия тела;
б) хитиновый покров;
в) членистые конечности;
г) поведение.

9. К классу насекомых не относятся:
а) равнокрылые;
б) перепончатокрылые;
в) чешуекрылые;
г) скорпионы.

10. Общественные насекомые – это:
а) жуки, клопы;
б) пчелы, муравьи;
в) вши, тараканы;
г) бабочки, стрекозы.

11. К признакам более высокой организации насекомых по сравнению с другими членистоногими не относятся:
а) развитие нервной системы;
б) развитие органов чувств;
в) сложное поведение;
г) развитие кровеносной системы

Задание № 3.

А) Из перечисленных признаков выбрать те, которые характерны для типов плоских, круглых и кольчатых червей:
1) двусторонняя симметрия;
2) внутренняя полость заполнена жидкостью;
3) внутренняя полость тела отсутствует;
4) внутренняя полость разделена на сегменты;
5) нервная система представлена окологлоточным кольцом и брюшной нервной цепочкой;
6) нервная система представлена головным нервным узлом, от которого отходят два ствола;
7) нервная система представлена глоточным нервным кольцом, от которого отходят парные нервные стволы;
8) представители класса в основном разнополые;
9) среди представителей класса имеются раздельнополые и гермафродиты.

В) Из перечисленных признаков выбрать те, которые характеризуют классы ракообразных, паукообразных, насекомых:
1) наружный хитиновый покров;
2) отделы тела часто образуют головогрудь;
3) тело разделено на голову, грудь, брюшко;
4) четыре пары ходильных ног;
5) три пары ног;
6) преимущественно наземные виды;
7) обитание преимущественно в воде;
8) использование всех сред обитания;
9) глаза простые или сложные, способные воспринимать ультрафиолетовую часть спектра;
10) сложные глаза, состоящие из простых глазков;
11) дыхание всей поверхностью или жабрами;
12) дыхание при помощи трахей и легких;
13) органы дыхания наземных форм – трахеи.

Задание № 4.

Найдите ошибки и объясните их (устно).
Каждая группа получает индивидуальное задание.
- Комнатная муха относится к отряду перепончатокрылых. Имеют 2 пары перепончатых крыльев, 2 сложных и 3 простых глаза, ротовой аппарат – грызущий, задняя пара ног – прыгательная. Яйца откладывают на листья капусты. Их
личинки – гусеницы. Приносят вред, поедая листья капусты.
- Красивая пестрая бабочка подняла жесткие надкрылья взмахнула 2-й парой прозрачных крыльев и полетела к деревьям, где с большим удовольствием стала поедать листья, перемалывая их аппаратом. Личинки бабочек живут в воде и питаются другими животными.
- У стрекозы 2 пары крыльев, покрытых чешуйками, у них сосущий ротовой аппарат, помогающий пить нектар цветов. Размножаются они, откладывая яйца на листья деревьев и кустарников.
- Муравьи – чаще одиночные насекомые. У них одна пара прозрачных перепончатых крыльев. Они являются вредителями леса, нанося вред растениям. Рабочие муравьи летают за нектаром и пыльцой, строят соты и откладывают мед.
- Пчелы живут в муравейниках, не имеют крыльев, ротовой аппарат сосущий. Питаются различной пищей, в том числе и насекомыми. Вырабатывают муравьиную кислоту для защиты.
- Майский жук раскрыл пару перепончатых прозрачных крыльев и перелетел с цветка на цветок. Он погрузил свой длинный хоботок в цветок и стал пить сладкий нектар. Личинки майского жука – гусеницы ползали по листьям деревьев и питались ими.

Задание № 5.

Подведение итога урока.

  • Назовите наиболее просто устроенных многоклеточных животных?
  • Назовите наиболее высоко организованных животных?
  • В каком направлении шло развитие беспозвоночных животных?

Проставьте КПД каждого учащегося в группе.