Лингвистические науки. Что изучает лингвистика

Язык является важнейшим средством коммуникации в обществе и тесно связан с мышлением и сознанием. Языкознание входит в качестве одной из центральных наук в круг гуманитарных научных дисциплин, исследующих человека и человеческое общество.

Языкознание, или лингвистика, - это наука о языке, его общественной природе и функциях, его внутренней структуре, о закономерностях его функционирования и исторического развития и классификации конкретных языков. Лингвистика является частью семиотики как науки о знаках.

Термин лингвистика происходит от латинского слова lingua, что означает «язык». Лингвистика изучает не только существующие (существовавшие или возможные в будущем) языки, но и человеческий язык вообще. В широком смысле слова лингвистика подразделяется на научную (то есть предполагающую построение лингвистических теорий) и практическую. Чаще всего под лингвистикой подразумевается именно научная лингвистика.

Теоретическая лингвистика исследует языковые законы и формулирует их как теории. Она бывает дескриптивной (описывающей реальную речь) и нормативной (указывающей, как «надо» говорить и писать).

Лингвистика включает наблюдение; регистрацию и описание фактов речи; выдвижение гипотез для объяснения этих фактов; формулировку гипотез в виде теорий и моделей, описывающих язык; их экспериментальную проверку и опровержение; прогнозирование речевого поведения. Объяснение фактов бывает внутренним (через языковые же факты), либо внешним (через факты физиологические, психологические, логические или социальные).

Так как язык представляет собой весьма разнообразное и сложное явление, в лингвистике можно выделить несколько аспектов:

Общая лингвистика изучает общие черты всех языков как эмпирически (индуктивно), так и дедуктивно, исследуя общие тенденции функционирования языка, разрабатывая методы его анализа и давая определение лингвистических понятий.

Частью общей лингвистики является типология, сопоставляющая разные языки безотносительно к степени их родства и делающая выводы о Языке вообще. Она выявляет и формулирует языковые универсалии, то есть гипотезы, выполняющиеся для большинства описанных языков мира.

Частная лингвистика (в более старой терминологии — описательная лингвистика) ограничивается описанием одного языка, но может выделять внутри него разные языковые подсистемы и изучать отношения сходств и различий между ними. Так, диахроническая лингвистика сопоставляет разные временные срезы в истории языка, выявляя утери и новации; диалектология сопоставляет его территориальные варианты, выявляя их отличительные черты; стилистика сопоставляет различные функциональные разновидности языка, фиксируя сходства и различия между ними и т. п.

Сравнительная лингвистика сравнивает языки друг с другом. Она включает в себя:

1) компаративистику (в узком смысле), или сравнительно-историческое языкознание, изучающую отношения между родственными языками;

2) контактологию и ареальную лингвистику (ареалогию), изучающую взаимодействие соседних языков;

3) сопоставительную (контрастивную, конфронтативную) лингвистику, изучающую сходства и различия языков (независимо от их родства и соседства).

Внешняя лингвистика
(социальная лингвистика, социолингвистика) описывает: язык во всем многообразии его социальных вариантов и их функций; зависимость выбора «кода» (то есть языковой системы) от общественной принадлежности носителя (классовый и профессиональный выбор: напр. арго, жаргон, сленг), от его региональной принадлежности (территориальный выбор: напр. диалект) и от коммуникативной ситуации собеседников (функционально стилистический выбор).

Внутренняя лингвистика
(в другой терминологии, структурная лингвистика) от этой социальной обусловленности отвлекается, рассматривая язык как однородный код.

Статическая лингвистика изучает состояния языка (в том числе состояние языковой способности индивида — владение языком).

Динамическая лингвистика — процессы (изменение языка во времени; возрастные фазы языковой способности: формирование речевой способности, овладение языком, забывание языка).

Лингвистика может описывать хронологический срез языка в определенную историческую эпоху, при жизни одного поколения (синхроническая лингвистика, иногда также называется «синхронной»). Сам процесс изменения языка при его передаче от поколения к поколению (историческая лингвистика, иногда также называемая «диахронной» или «диахронической»).

Цели лингвистики. Фундаментальная и прикладная лингвистика


Фундаментальная лингвистика имеет целью познание скрытых законов языка; прикладная лингвистика решает множество социальных задач: политических, экономических, образовательных, религиозных, инженерных, военных, медицинских, культурных.

Разделы лингвистики


В составе лингвистики выделяют разделы в соответствии с разными сторонами её предмета.

Грамматика (занимается изучением и описанием строения слов и словоизменения, видов словосочетаний и типов предложений)

Графика (исследует соотношения между буквами и знаками)

Лексикология (изучает словарный состав языка, или лексику)

Морфология (правила построения номинативных единиц (словоформ) из простейших сигнификативных единиц (морфем) и, наоборот, членения словоформ на морфемы)

Ономастика (изучает собственные имена, историю их возникновения и преобразования в результате длительного употребления в языке-источнике или в связи с заимствованием у других языков общения)

Орфография (правописание, система правил, определяющих единообразие способов передачи речи на письме)

Прагматика (изучает условия использования говорящими языковых знаков)

Семантика (смысловая сторона языка)

Семиотика (изучает свойства знаковых систем)

Стилистика (изучает различные выразительные возможности языка)

Фонетика (изучает особенности звуков речи)

Фонология (изучает структуру звукового строя языка и функционирование звуков в языковой системе)

Фразеология (изучает устойчивые обороты речи)

Этимология (изучает происхождение слов)

Лингвистика и смежные области знания


На стыке лингвистики со смежными областями знания возник ряд пограничных дисциплин:

Лингвистика и предмет философии

На стыке лингвистики и философии: философия языка, лингвистическая философия, когнитивная лингвистика.

Лингвистика и предмет естественных наук

На стыке лингвистики и физики (конкретнее, акустики): акустика речи.

На стыке лингвистики и физиологии:

Артикуляторная фонетика, перцептивная фонетика.

Лингвистика и предмет гуманитарных наук

На стыке лингвистики и психологии: психолингвистика, когнитивная лингвистика.

Лингвистика и предмет общественных наук

На стыке лингвистики и социологии: социолингвистика.

На стыке лингвистики и истории: лингвистическая палеонтология.

На стыке лингвистики и генеалогии: антропонимика.

На стыке лингвистики и географии: топонимика.

На стыке лингвистики и филологии: филологическая лингвистика.

Лингвистика и методология науки

На стыке лингвистики и методологии науки: методология лингвистики.

Лингвистика и методы «точных» наук

Лингвистика и методы «дедуктивных» наук

На стыке лингвистики и математики: математическая лингвистика.

На стыке лингвистики и логики: лингвистика и логика, логическое направление в лингвистике.

Лингвистика и методы «эмпирических» наук

На стыке лингвистики и статистики: квантитативная лингвистика, лингвистическая статистика.

На стыке лингвистики и методов истории: историческая лингвистика.

На стыке лингвистики и методов географии: ареальная лингвистика, лингвистическая география = лингвогеография, лингвистическое картографирование.

На стыке лингвистики и методов психологии: экспериментальная лингвистика, эксперимент в лингвистике.

На стыке лингвистики и методов социологии: анкетирование в лингвистике.

Лингвистика и методы «технических» наук (техники)

На стыке лингвистики и инженерии: инженерная лингвистика, лингвоконструирование.

На стыке лингвистики и вычислительной техники: вычислительная лингвистика, компьютерная лингвистика, машинный перевод.

Круг задач, решаемых языкознанием (лингвистикой)

В заключение нам хотелось бы очертить круг задач, которые должно решить языкознание:

1. Установить природу и сущность языка.

2. Рассмотреть структуру языка.

3. Понимать язык как систему, то есть язык представляет собой не разрозненные факты, не набор слов, это есть целостная система, все члены которой взаимосвязаны и взаимообусловлены.

4. Изучать вопросы развития языка в связи с развитием общества; Как и когда возникли и то и другое;

5. Изучить вопрос возникновения и развития письма;

6. Классифицировать языки, то есть объединить их по принципу их сходства; как близкородственные языки выделяются немецкий и английский; русский, украинский и белорусский.

7. Выработать методы исследования. Можно назвать такие методы, как сравнительно- исторический, описательный, сравнительный, количественный(квантитативный). Последний метод основан на математической статистике.

8. Языкознание стремится быть ближе к жизни, отсюда его прикладной характер.

9. Изучение вопросов, связанных с языковой интерференцией. Под языковой интерференцией понимается проникновение знаний родного языка или одного из изученных иностранных языков на знания, получаемые при изучении нового иностранного языка.

10. Рассмотреть связь лингвистики с другими науками (историей, психологией, логикой, литературоведением, математикой).

Лингвистика - одна из важнейших для современного человека научных дисциплин. Какова ее специфика? Что изучает лингвистика?

Мы можем рассмотреть данный вопрос в контексте:

Лингвистика как отдельная наука

Термин «лингвистика» можно перевести на русский как «языкознание». В корне этого слова латинское lingua, то есть «язык». В схожем звучании данный термин присутствует во многих других языках: английском (Linguistics), испанском (Linguistica), французском (Linguistique) и означает то же самое.

Лингвистика - это наука о языке в целом как об основном средстве коммуникации между людьми. Задача лингвиста - не столько выучить язык, сколько объяснить принципы его устройства, выявить, каким образом его особенности - произношение, грамматика, алфавит - влияют на людей и общество, которые на нем говорят.

Рассматриваемая отрасль науки может предполагать исследование языков посредством широкого спектра методов:

  • наблюдения;
  • статистики;
  • формулировки гипотез;
  • экспериментирования;
  • интерпретации.

Уникальность лингвистики в том, что ее субъект (ученый) одновременно может быть также и объектом исследования - в контексте познания себя, своего языкового стиля, особенности личностного восприятия речей и текстов на тех или иных диалектах.

Внутренняя структура лингвистики

Лингвистика - довольно сложная дисциплина. Она включает в себя несколько направлений науки. По одному из распространенных оснований для классификации лингвистика может быть:

  • теоретической;
  • прикладной;
  • практической.

Первая отрасль лингвистики предполагает выстраивание различных гипотез, концепций, теорий. Вторая - решение практически значимых задач посредством научного инструментария, которым обладает специалист соответствующего профиля. Третья отрасль лингвистики - это сфера экспериментирования: в рамках нее ученые находят подтверждение или опровержение гипотез и концепций, что разрабатываются на уровне теоретической области рассматриваемой дисциплины.

Изучим подробнее сущность отмеченных направлений науки, о которой идет речь.

Теоретическая лингвистика

Данная отрасль лингвистики предполагает выявление и исследование закономерностей, характеризующих тот или иной язык. Может носить дескриптивный или нормативный характер. В первом случае предполагается выработка концепций, объясняющих то, каковы причины формирования в языке тех или иных конструкций. Нормативная лингвистика формулирует правила и рекомендации, в соответствии с которыми следует говорить или писать на том или ином наречии.

Простой пример. Методом наблюдения или статистики лингвист выясняет, что в русском языке в слове «договор» ударение нужно ставить на третью гласную «о». На основе этой закономерности специалист формулирует правило: во множественном числе требуется писать «договоры», так как смещение ударения на последнюю гласную в просторечном слове «договора» может нарушать законы языка.

Прикладная лингвистика

Специфика прикладной лингвистики - в адаптации теоретических концепций к социальной действительности. Как вариант - в части внедрения в речевой оборот граждан определенных норм. Например, в Исландии государственная языковая политика очень консервативна: для включения в повседневный оборот новых имен необходимо их утверждение специальной комиссией. Также в этой стране действуют учреждения, находящие ближайшие соответствия иностранным терминам в исландском языке для того, чтобы в повседневной речи жители Страны льдов использовали именно слова национального происхождения.

Практическая лингвистика

Практическая лингвистика проверяет «совместимость» теоретических концепций и гипотез с социальной действительностью посредством экспериментов, доказывает либо опровергает их. Например, совсем недавно российские языковеды постановили, что слово «кофе» может употребляться не только в мужском - как это было принято считать, и как это преподавалось в школах, - но и в среднем роде. Некоторые специалисты объясняют данный факт тем, что исторически в России современному обозначению напитка предшествовало название «кофие» - в среднем роде. Новая норма, таким образом, может рассматриваться как некая отсылка к исторической традиции.

Другое популярное основание для классификации лингвистики предполагает ее деление на общую и частную. Какова специфика обеих дисциплин?

Для начала рассмотрим то, что изучает лингвистика, классифицируемая как общая.

Общая лингвистика

Данная область рассматриваемой науки изучает не какой-то конкретный язык, а группу таковых либо, когда это возможно, их неопределенную совокупность. Задача ученого, который занимается работой в этом направлении, - находить общие закономерности в разных наречиях, объяснять их. Например, в ходе исследований в рамках общей лингвистики было выявлено, что в большинстве языков есть местоимения, подлежащие, сказуемые, единственные и множественные числа.

Частная лингвистика

Частная лингвистика, в свою очередь, изучает отдельные языки, объединенные в близкородственные группы (например, славянские, романские, германские) либо соседствующие (кавказские, индейские, балканские).

В качестве подотраслей рассматриваемой дисциплины иногда выделяют одноязычную и сравнительную лингвистику. В первом случае ученые подробно исследуют специфику отдельно взятого языка, выявляют различные диалекты внутри него и изучают, в свою очередь, их. Сравнительная лингвистика предполагает сопоставление разных наречий. При этом цели подобных исследований могут заключаться как в поиске сходств, так и в обнаружении различий между теми или иными диалектами.

Лингвистика - это наука, изучающая языки во всех их компонентах. Поэтому в числе распространенных оснований для классификации разновидностей данной дисциплины - направленность исследования на конкретные структурные элементы языка.

Таковыми являются:

  • речь;
  • письмо;
  • смысл.

За исследование речи отвечают фонетика и смежные с ней дисциплины - например, лексикология. Письмо - предмет изучения графики, грамматики (классифицируемой, в свою очередь, на дополнительные дисциплины - например, морфологию и синтаксис). Смысл исследуется преимущественно в рамках семантики.

Некоторые специалисты выделяют такую отрасль лингвистики, как прагматика, которая изучает словосочетания и изречения, применяемые людьми в конкретных ситуациях. Яркий пример - радиообмен на российском флоте вида «главный буржуин сидит под погодой и молчит», что есть «ведущий эсминец ВМС США сохраняет радиомолчание в условиях шторма».

Безусловно, исследование каждого из отмеченных компонентов языка чаще всего осуществляется одновременно с другими, поэтому разные методы, характерные для отмеченных отраслей лингвистики, как правило, применяются в единых контекстах.

Лингвистика (языкознание) - наука, изучающая различные языки мира и человеческий язык вообще как уникальное явление.

Практическое и научное изучение языка сильно различаются.

Практическое изучение языка - это овладение иностранными языками или совершенствование знаний родного языка (с профессиональными или иными целями). Как правило, такие знания языка являются неосознанными: мы часто не можем объяснить, почему говорим так, а не иначе.

Научное изучение языка - это поиск ответа на вопросы, связанные с тем, что такое язык и как он функционирует:

Как устроен язык вообще и конкретные языки в частности? Почему так, а не иначе?

Чем различаются языки? Что может быть в языке, а чего быть не может?

Как и почему меняются языки?

Как люди (в особенности дети) овладевают языками?

Язык и языки

В международном издании «Этнолог: языки мира» (http://www.ethnologue.com) зафиксировано 7 102 языка (2015 г.). Эти языки значительно различаются. Несколько примеров различий:

встречаются необычные звуки, например, глухая пара к звуку [l] (кавказские, кельтские) или даже глухие гласные (африканские);

есть языки, где нет ни одного падежа и в целом имена и глаголы не изменяются (вьетнамский), а есть языки, в которых насчитывают около 50 падежей (кавказские).

Но можно выделить общие свойства, присущие всем языкам, а значит, и человеческому языку вообще (языковые универсалии). Так, во всех языках мира:

есть гласные и согласные.

есть местоимения и союзы.

слова употребляются в переносном значении.

II. Разделы лингвистики

Язык - многоаспектное явление, поэтому лингвистика - это сложная наука, в которой есть много разделов.

Теория vs. практика

Теоретическая лингвистика исследует, что такое язык, как он устроен и используется и т.п.

Прикладная лингвистика решает практические задачи, связанные с языком.

Многие важные практические задачи нельзя решить без развитой теории. Знания, полученные лингвистами-теоретиками, оказываются востребованными в политике, рекламе и СМИ (проблемы речевого воздействия), в практике перевода и преподавания иностранных языков.

Отдельно стоит отметить два актуальных направления прикладной лингвистики:

Компьютерная лингвистика - машинный перевод, распознавание и синтез речи, разработка поисковых систем и др.

Лингвистическая экспертиза - ответ на юридические вопросы связанные с языком (является ли высказывание оскорбительным, есть ли в тексте плагиат и т.п.).

Направления теоретической лингвистики (самостоятельное изучение!):

Охват языков

Частная лингвистика исследует конкретный язык или группу языков - англистика, славистика (славянские языки) и др.

Общая - все языки, язык вообще.

Ученые по-разному изучают и объясняют сходства и различия в языках мира (см. лекцию о классификации языков мира):

Сравнительно-историческое языкознание выявляет сходства языков, вызванные их генетическим родством, реконструирует языки-предки и т.д.

Ареальная лингвистика исследует сходства в языках, обусловленные контактами народов.

Лингвистическая типология изучает сходства и различия в языках, не связанные с родством языков или их влиянием друг на друга.

Данные о языках мира лингвисты получают из разных источников:

Специалисты в области полевой лингвистики работают с носителями языков и изучают ранее не описанные языки.

«Кабинетные» ученые работают со словарями, грамматиками, электронными базами данных (корпусами текстов и др., пример: http://ruscorpora.ru).

Динамика и статика

Лингвисты могут изучать язык в синхронии (синхроническая лингвистика), т.е. исследовать язык на каком-то временном срезе. Пример - работы о временных формах глаголов в современном русском языке.

Другое дело - изучать язык в диахронии (диахроническая лингвистика), т.е. исследовать какой-то фрагмент языка в его развитии. Пример - работы по истории временных форм в русском языке: когда-то в русском языке было много прошедших времен (перфект, плюсквамперфект, который использовался для обозначения ситуации, предшествующей другой ситуации в прошлом, и другие), а с течением времени осталась всего одна форма прошедшего времени.

Фрагменты и аспекты языка

Фонетика и фонология - звуковой строй языка.

Графика - отражение звучащей речи на письме.

Орфография - правописание слов.

Лексикология - словарный состав языка.

Фразеология - устойчивые выражения (фразеологизмы).

Этимология - происхождение слов и других единиц языка.

Словообразование - способы образования слов.

Морфология - грамматические классы и категории слов (время, падеж и т.п.), морфемы; иногда считают, что морфология занимается только морфемами с грамматическим значением - окончаниями и т.п.

Синтаксис - построение словосочетаний и предложений.

Стилистика - использование языка в различных сферах общения (например, в науке и средствах массовой информации).

Прагматика - использование языка в коммуникации (например, как мы делаем комплименты или упрекаем друг друга).

Семантика - значение языковых единиц (слов, грамматических форм и т.д.).

Междисциплинарные связи

В последнее время усиливаются связи между различными науками, а многие открытия делаются на стыке наук. Так, возникла когнитивная наука, которой занимаются психологи, лингвисты, биологи и другие ученые, исследующие мышление и познание.

Есть много областей знания, которые возникли на стыке лингвистики и других наук:

Психолингвистика - связи языка, мышления и сознания (см. тему «Язык. Речь. Речевая деятельность», «Язык и мышление»).

Нейролингвистика - биологическую базу языка (см. тему «Язык. Речь. Речевая деятельность», «Язык и мышление»).

Социолингвистика изучает то, как язык используется в обществе (см. тему «Язык и общество»).

Этнолингвистика (лингвокультурология) - связи языка и культуры народа.

ІІІ. Значение лингвистики

Язык возник одновременно с человеком и сопровождает человека в различных сферах деятельности. Понять, как устроен и функционирует язык, - значит приблизиться к пониманию того, что такое человек, как он думает и живет. язык лингвистика врожденность человеческий

Человек устроен так, чтобы говорить. За очень короткое время ребенок, который еще очень мало знает о мире, овладевает языком на достаточно высоком уровне, т.е. самостоятельно создает в своей голове очень точный учебник родного языка (маленьким детям, как правило, не объясняют грамматику их родного языка и т.п.).

Существует идея о врожденности языка (языковой способности человека) (автор - Ноам Хомский (род. в 1928), самый известный лингвист современности). В качестве опровержения этой теории иногда приводят пример детей-маугли - детей, воспитанных животными. Многие дети-маугли так и не научились говорить. Это связано с тем, что нервная система является пластичной лишь в раннем возрасте («критический период» - обычно до 6-7 лет), если в этом возрасте не стимулировать мозг речью, то речь не разовьется никогда. Судьба детей-маугли показывает, что язык - это социальное явление: он существует в обществе.

Однако судьба отдельных людей показывает, что в вопросах, связанных с мозгом и психикой, есть до сих пор много загадок. Например, описан случай, когда удалось обучить речи (в жестовой форме) 27-летнего глухого человека (см. Susan Schaller «A Man Without Words»).

Лингвистика занимает особое место, так как многие изучаемые ею моменты ведут к таким областям знаний, которые, кажется, лежат за ее пределами, а между тем без лингвистических открытий в них не обойтись.

Наука о языке

В самом общем смысле слова, лингвистика - это (второе название этой науки - языкознание). В школе под этим обычно подразумевается, что изучаются такие области языка, как звуки, слова, строение предложений, части речи и текст, причем чаще всего имеется в виду родной язык. Эти области знания действительно интересны и нужны, однако если бы все заканчивалось только строением родного языка, его устройством, лингвистике было бы очень тесно. Ведь язык хранит в себе огромное количество интереснейших тайн.

Лингвистика и компьютеры

Многим покажется странным, но без лингвистических открытий человечество не создало бы компьютеров и компьютерных программ. В этой области знаний лингвистика очень близка математике и называется компьютерной. Компьютерная лингвистика - это наука, изучающая такие вопросы, как искусственный интеллект, машинный перевод, языки программирования, распознавание речи и т. д., и именно данные прикладной лингвистике позволяют так быстро совершенствовать компьютерные программы и способы общения.

Лингвистика и история

Для историков лингвистика - это область знаний, которая располагает данными о происхождении человека. Любые исторические открытия, касающиеся древности, во многом опираются на лингвистические данные. Родство и происхождение языков, распространенность того или иного языка в определенном регионе, этимология (происхождение) слов - те вопросы, ответы на которые превращаются для историков в серьезные аргументыв. Часто именно новые данные о языке того или иного народа ставят точку в историческом споре или разрушают представления об истории.

Историки литературы при решении вопроса об авторстве того или иного произведения также опираются, прежде всего, на лингвистические данные.

Лингвистика и медицина

Для врача лингвистика - это наука, изучающая механизмы речи. Легкие на первый взгляд нарушения могут дать понять квалифицированному неврологу, что у пациента серьезные поражения нервной системы. По характеру нарушений речи опытный специалист часто может определить, насколько серьезны нарушения мозговой деятельности человека, и насколько глубоким должно быть обследование пациента. Верно и обратное: часто восстановление речи свидетельствует о том, что стратегия лечения выбрана доктором правильно, и процесс выздоровления (например, реабилитация после инсульта) проходит успешно.

Для логопеда лингвистика - это также наука о механизмах речи, однако чаще всего он решает проблемы артикулирования (произнесения, выговаривания) звуков. Знание о том, как человек говорит, как именно он выговаривает звуки, какие движения для этого делает, как дышит, помогают логопедам не только улучшать дикцию здоровых детей, но и работать с лицами с серьезными нарушениями произношения, с малышами, которые воспитывались в плохих условиях, и вовремя не научились правильно говорить.

Лингвистика и изучение иностранных языков

Изучая иностранный язык «искусственным» способом, любой так или иначе сталкивается с лингвистическими знаниями. Изучение иностранных звуков, спряжений глаголов, значений иностранных слов, строения предложений - все это область языкознания. Однако это лишь малая часть лингвистических знаний, которые касаются изучения иностранного языка. Самое интересное, конечно же, оказывается за границами школьного учебника или самоучителя.

Лингвистика как наука о языке ставит вопросы о том, как вообще человек учится говорить, в первую очередь - на родном языке. Как получается, что каждый человек овладевает такими обширными знаниями, будучи совсем маленьким? Как это происходит? Возможно, некая «программа» заложена в его мозг от рождения, как, например, «программа» ходить на двух ногах? Каковы особенности детского мозга, позволяющие ребенку в сжатый срок овладеть сложнейшей системой знаний - языком? Подобными вопросами занимается отдельное направление. Для онтолингвиста лингвистика - это наука, изучающая чудо постижения языка маленьким ребенком. И именно знания, полученные в результате онтолингвистических исследований, позволяют пролить свет на то, как продуктивнее изучать иностранные языки.

Пусть путь ребенка невозможно повторить в школьном или взрослом возрасте, однако знания о многих механизмах овладения языком, об этапах и приемах позволяют грамотным специалистам быстро обучить иностранцев другому языку, адаптировать их к жизни в новой для них стране, научить не чувствовать себя чужими в ней, дать шанс их детям обрести вторую родину.

Лингвистика и поэзия

Еще одно из направлений, без которого непредставима лингвистика как глубокая и тонкая наука, - изучение языка художественных произведений. Тонкие наблюдения лингвистов приоткрывают тайны рождения шедевра, тайны таланта, помогают осознать всю глубину произведения, понять не только свою, но и чужую культуру, а значит, и раздвинуть горизонты человеческих знаний.

Наверное, каждый профессиональный лингвист, любящий свое дело, глубоко задумается над вопросом о том, науке можно дать только самое общее, так как в каждой своей области она в конечном счете имеет дело с тем, что пока еще непонятно, неизвестно, что лишь немного приоткрыто человеку.

Лингвистика. Ведь, по сути, с этой областью науки мы сталкиваемся практически с первого класса, когда начинаем изучать грамоту. Правда, в нашем понимании, лингвисты занимаются изучением одного языка, но это вовсе не так. Давайте разберемся, что такое лингвистика, и чем они занимаются.

Как известно, в мире множество языков, каждый из которых имеет свои отличительные особенности, специфику построения высказываний и прочее. Их-то и изучает такая наука, как лингвистика. При этом языки могут изучаться как отдельно друг от друга, так и в сравнении. Люди, занимающиеся такими исследованиями, называют себя лингвистами.

В традиционной филологии выделяют такие области, как теоретическая и прикладная лингвистика. Первая изучает лишь теорию языка, его строение и закономерности. При этом выделяют диахронический и синхронический аспекты изучения языка. Диахроническая лингвистика изучает развитие языка, его состояние на каждом этапе развития, закономерности развития.

Что касается синхронии, то тут изучают уже язык в настоящий момент развития, это так называемый современный литературный язык.

Прикладная же лингвистика использует полученные знания для создания различных лингвистических программ, дешифровки письменности, создания учебников и даже искусственного интеллекта.

Прикладная лингвистика развивается на стыке нескольких наук. Сюда можно отнести и информатику, и психологию, и математику, физику, философию. Нельзя сказать с уверенностью, что какая-либо наука не имеет отношения к лингвистике. Все они тесно взаимосвязаны между собой.

Стоит отметить, что прикладная и теоретическая лингвистики тесно взаимосвязаны. Без теории невозможна практика, а практика, в свою очередь, дает возможность проверить то или иное утверждение, а также создать новые вопросы для исследований.

Как и любая друга наука, лингвистика имеет свои разделы. К основным можно отнести такие, как фонетика и фонология, морфология, синтаксис, стилистика, пунктуация, сравнительная стилистика и прочие. Каждый раздел лингвистики имеет свой объект и предмет изучения.

Несмотря на то, что языкознание берет свои корни еще с античных времен, до сих пор есть множество нерешенных проблем и вопросов, которые не дают лингвистам ночами спокойно спать. То и дело возникают новые идеи, взгляды на тот или иной предмет, создаются разнообразные словари, изучается развитие и становление различных языков, устанавливаются взаимосвязи между ними. Не одно десятилетие ученые бьются над созданием эталонного метаязыка.

Итак, что такое наука, имеющая свой предмет и объект, изучающая языки и их взаимосвязь между собой. Несмотря на свою простоту, она имеет много загадок и еще нерешенных проблем, которые не дают покоя не одному поколению лингвистов. Как и любая наука, языкознание имеет свои разделы, каждый из которых занимается изучением той или иной проблемы.

Теперь вы знаете, что такое лингвистика и с чем ее "едят". Надеемся, наша статья была вам интересна.