Лев збарский. Лев Збарский: биография, личная жизнь Барский лев борисович

Знаменитый художник-график Лев Борисович Збарский родился в Москве 12 ноября 1931 года. Полное имя художника Феликс-Лев, а все потому, что отец хотел назвать сына в честь человека, которого очень сильно уважал, но не смог выбрать между Феликсом Дзержинским и Львом Карповым.

Перед началом Второй мировой войны семья Збарских переехала в Тюмень, здесь маленький Лев, по решению отца, начал брать индивидуальные уроки рисования. Окончив среднюю школу, он поступил в полиграфический институт на специальность художника-графика (иллюстратора книг).

При помощи знаменитой фамилии и своего таланта Лев Збарский быстро приобрел популярность и уважение московской богемы. Его работы были удостоены мировых премий и наград. Многие утверждали, что иллюстрации Збарского опережали свое время.


Художник не отличался привлекательной внешностью, но благодаря прирожденному обаянию, воспитанию и хорошему вкусу, как никто другой умел произвести эффектное впечатление на женщин. Лев Борисович дважды был женат официально. Первый раз на сокурснице Лауре Саакян. В этом союзе родился сын Борис. Второй раз на знаменитой советской манекенщице Регине Колесниковой. Помимо этого, у Збарского было 2 громких романа с Марианной Вертинской и Людмилой Максаковой. Кстати, последняя родила художнику второго сына Максима.

В 1972 году Лев Збарский эмигрировал в Израиль, оттуда перебрался в США, открыв на Манхеттене свою мастерскую. В 2015 году общественности стало известно, что знаменитый художник серьезно болен, у него диагностирована 4 стадия рака легких. Последние годы жизни Лев Збарский доживал один в хосписе в Нью-Йорке. Он не поддерживал связи ни с бывшими женами, ни с детьми и внуками.


22 февраля 2016 его не стало. Лев Збарский похоронен в городке Фэйрвью, Нью-Джерси на еврейском кладбище «Гора Мориа».

Феликс-Лев Борисович Збарский ( -22 февраля , Нью-Йорк) - советский и американский художник. Сын биохимика Бориса Збарского , брат биохимика Ильи Збарского , первый муж актрисы Людмилы Максаковой и манекенщицы Регины Збарской .

Биография

Лев Збарский - первый сын от второго брака Бориса Ильича Збарского с Евгенией Борисовной Перельман. Лев родился в ноябре 1931 года в Москве. Отец решил назвать сына именем человека, которого он больше всех уважал. Поскольку таких людей было двое: Лев Яковлевич Карпов и Феликс Эдмундович Дзержинский , то сыну дали двойное имя - Лев-Феликс .

В интервью журналу «Только звёзды» друг Збарского Роман Каплан рассказал о том, что художник тяжело болен, у него рак лёгких 4 стадии. Он живёт в Нью-Йорке, стал затворником, со своим сыном Максимом от актрисы Людмилы Максаковой не общается, как и с внуком Петром .

Личная жизнь

Лев был единственным возлюбленным, а затем и мужем (в начале 1960-х годов), Регины Збарской . Когда Регина забеременела, Збарский не захотел ребёнка, и она решилась на аборт, после чего пыталась подавить чувство вины антидепрессантами.

Вскоре Лев увлёкся актрисой Марианной Вертинской , а затем ушёл к Людмиле Максаковой , которая родила ему сына.

Напишите отзыв о статье "Збарский, Лев Борисович"

Примечания

Ссылки

  • Анатолий Найман .
  • // Московский комсомолец , 1 февраля 2006

Отрывок, характеризующий Збарский, Лев Борисович

«А, это она вошла!» – подумал он.
Действительно, на месте Сони сидела только что неслышными шагами вошедшая Наташа.
С тех пор как она стала ходить за ним, он всегда испытывал это физическое ощущение ее близости. Она сидела на кресле, боком к нему, заслоняя собой от него свет свечи, и вязала чулок. (Она выучилась вязать чулки с тех пор, как раз князь Андрей сказал ей, что никто так не умеет ходить за больными, как старые няни, которые вяжут чулки, и что в вязании чулка есть что то успокоительное.) Тонкие пальцы ее быстро перебирали изредка сталкивающиеся спицы, и задумчивый профиль ее опущенного лица был ясно виден ему. Она сделала движенье – клубок скатился с ее колен. Она вздрогнула, оглянулась на него и, заслоняя свечу рукой, осторожным, гибким и точным движением изогнулась, подняла клубок и села в прежнее положение.
Он смотрел на нее, не шевелясь, и видел, что ей нужно было после своего движения вздохнуть во всю грудь, но она не решалась этого сделать и осторожно переводила дыханье.
В Троицкой лавре они говорили о прошедшем, и он сказал ей, что, ежели бы он был жив, он бы благодарил вечно бога за свою рану, которая свела его опять с нею; но с тех пор они никогда не говорили о будущем.
«Могло или не могло это быть? – думал он теперь, глядя на нее и прислушиваясь к легкому стальному звуку спиц. – Неужели только затем так странно свела меня с нею судьба, чтобы мне умереть?.. Неужели мне открылась истина жизни только для того, чтобы я жил во лжи? Я люблю ее больше всего в мире. Но что же делать мне, ежели я люблю ее?» – сказал он, и он вдруг невольно застонал, по привычке, которую он приобрел во время своих страданий.
Услыхав этот звук, Наташа положила чулок, перегнулась ближе к нему и вдруг, заметив его светящиеся глаза, подошла к нему легким шагом и нагнулась.
– Вы не спите?
– Нет, я давно смотрю на вас; я почувствовал, когда вы вошли. Никто, как вы, но дает мне той мягкой тишины… того света. Мне так и хочется плакать от радости.
Наташа ближе придвинулась к нему. Лицо ее сияло восторженною радостью.
– Наташа, я слишком люблю вас. Больше всего на свете.
– А я? – Она отвернулась на мгновение. – Отчего же слишком? – сказала она.
– Отчего слишком?.. Ну, как вы думаете, как вы чувствуете по душе, по всей душе, буду я жив? Как вам кажется?
– Я уверена, я уверена! – почти вскрикнула Наташа, страстным движением взяв его за обе руки.
Он помолчал.
– Как бы хорошо! – И, взяв ее руку, он поцеловал ее.
Наташа была счастлива и взволнована; и тотчас же она вспомнила, что этого нельзя, что ему нужно спокойствие.
– Однако вы не спали, – сказала она, подавляя свою радость. – Постарайтесь заснуть… пожалуйста.
Он выпустил, пожав ее, ее руку, она перешла к свече и опять села в прежнее положение. Два раза она оглянулась на него, глаза его светились ей навстречу. Она задала себе урок на чулке и сказала себе, что до тех пор она не оглянется, пока не кончит его.
Действительно, скоро после этого он закрыл глаза и заснул. Он спал недолго и вдруг в холодном поту тревожно проснулся.
Засыпая, он думал все о том же, о чем он думал все ото время, – о жизни и смерти. И больше о смерти. Он чувствовал себя ближе к ней.
«Любовь? Что такое любовь? – думал он. – Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь. Все, все, что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю. Все есть, все существует только потому, что я люблю. Все связано одною ею. Любовь есть бог, и умереть – значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику». Мысли эти показались ему утешительны. Но это были только мысли. Чего то недоставало в них, что то было односторонне личное, умственное – не было очевидности. И было то же беспокойство и неясность. Он заснул.
Он видел во сне, что он лежит в той же комнате, в которой он лежал в действительности, но что он не ранен, а здоров. Много разных лиц, ничтожных, равнодушных, являются перед князем Андреем. Он говорит с ними, спорит о чем то ненужном. Они сбираются ехать куда то. Князь Андрей смутно припоминает, что все это ничтожно и что у него есть другие, важнейшие заботы, но продолжает говорить, удивляя их, какие то пустые, остроумные слова. Понемногу, незаметно все эти лица начинают исчезать, и все заменяется одним вопросом о затворенной двери. Он встает и идет к двери, чтобы задвинуть задвижку и запереть ее. Оттого, что он успеет или не успеет запереть ее, зависит все. Он идет, спешит, ноги его не двигаются, и он знает, что не успеет запереть дверь, но все таки болезненно напрягает все свои силы. И мучительный страх охватывает его. И этот страх есть страх смерти: за дверью стоит оно. Но в то же время как он бессильно неловко подползает к двери, это что то ужасное, с другой стороны уже, надавливая, ломится в нее. Что то не человеческое – смерть – ломится в дверь, и надо удержать ее. Он ухватывается за дверь, напрягает последние усилия – запереть уже нельзя – хоть удержать ее; но силы его слабы, неловки, и, надавливаемая ужасным, дверь отворяется и опять затворяется.

Льва Збарского по большей части знают как мужа звездной советской манекенщицы с трагической судьбой (Колесниковой). О том, что это талантливый, узнаваемый художник, помнят разве что искусствоведы и биографы.

Детство и юность

Лев родился в ноябре 1931 года и стал первым ребенком Бориса Збарского и Евгении Перельман. Мать Евгения Борисовна познакомилась с Борисом Ильичом благодаря университетской подруге Лидии Пастернак, сестре знаменитого поэта .

В 1928 году девушка, выросшая в Германии, вернулась в Россию и устроилась на работу в биохимический институт, которым руководил будущий муж. Борис Ильич – автор российской методики производства хлороформа, участник бальзамирования тел и лидера болгарских коммунистов Георгия Димитрова.

Отец дал сыну двойное имя Феликс-Лев в память наиболее уважаемых им людей – основателя советской химической промышленности Льва Карпова и первого руководителя ВЧК (предшественника НКВД и ГПУ) .


О ранних годах биографии Збарского информации мало. Возможно, что наложил отпечаток гриф секретности, под которым жила семья, причастная к тайнам обращения с телом вождя мирового пролетариата. Спустя время о работе Бориса Збарского начали сочинять всевозможные небылицы, в том числе и Елена Щапова, одна из жен .

Перед началом войны Лева оказался в Тюмени. Там в мальчике проснулся художественный дар, и родители наняли для сына педагога по рисованию. По возвращении в Москву Лев окончил с серебряной медалью школу и получил образование в полиграфическом институте - стал художником-иллюстратором и мультипликатором.


Столичная жизнь оказалась подходящим обрамлением для представителя «золотой молодежи». Несомненный талант художника и тонкий вкус, хорошее воспитание и общительность вкупе с авторитетом родительской фамилии открыли для Збарского двери в высшее общество и сделали любимцем богемы. Женщины обожали мужчину, одетого в дорогие заграничные костюмы и похожего на и . Как писал поэт Анатолий Найман:

«В 1972 году, имея успех, мастерскую в центре Москвы, дачу в Серебряном Бору, окруженный друзьями, яркими людьми, Лев уехал в Израиль. Просто от скуки, от общей серости, от запертости, запретов, недосягаемости заграницы».

Через 6 лет Збарский перебрался в Америку, поселился в огромной квартире на Манхэттене, ставшей одновременно мастерской. Деньги на недвижимость дал знакомый из еврейского эмигрантского сообщества.

Жизнь в Америке протекала тяжело. Художник предпочитал абсолютное уединение, общался только с соотечественниками, из которых единицы были вхожи в его дом. Контактов с родственниками, оставшимися в Советском Союзе, Лев не поддерживал.


Близким другом стал Роман Каплан, такой же диссидент, переводчик и литературовед, а также хозяин ресторана «Русский самовар». Он же потом назвал совершеннейшей ложью фильм « » и то, каким авторы выставили Збарского в картине. В мелодраме затронуты взаимоотношения Льва с женой Региной Збарской, в главных ролях снялись и .

Авторы настаивали, что это все же не документальный фильм, а художественный вымысел. Каплан, по собственному признанию, его не видел, но утверждал, что у тех, кто посмотрел «Красную королеву» и знал Збарского, картина вызвала отвращение.

Творчество

Талантливого юношу отмечали еще преподаватели института. Для дипломной работы Збарский оформил книгу «Рюи Блаз» и буклет для театральной постановки.


Широкую известность Льву Збарскому принесли иллюстрации книги . На обложке художник изобразил легкую и прозрачную птицу, словно выполненную одним росчерком карандаша. Рисунок современники еще молодого, тогда 25-летнего, Льва окрестили вершиной его творчества.

Не меньший восторг вызывали иллюстрации биографии «The Head Is Full of Sun», произведений и Уильяма Сарояна, серий книг об искусстве и русских городах. Искусствоведами отмечены работы Збарского для издательств детской литературы. Графика, карикатуры, разработанная Львом так называемая «белая» серия для оформления книг удостоены грамот и премий всесоюзных конкурсов.


Збарский выступил художником-постановщиком мультфильмов «Баня», критикующего советскую бюрократию, «Моквичок» о нарушителях правил дорожного движения и «Страна Оркестрия» об оживших музыкальных инструментах.

В эмиграции Лев по-прежнему рисовал, но главным образом занимался преподаванием дизайна и рисунка в нью-йоркском Fashion Institute of Technology.

Личная жизнь

По словам Бориса Мессерера и брата Льва, Ильи, первой женой Збарского была вовсе не «советская », знаменитая манекенщица и муза Регина Колесникова. Лев впервые женился, будучи студентом, на Лауре Саакян. Девушка училась в консерватории по классу фортепиано, заведовала музыкальной частью театра «Современник». В браке родился сын Борис. Так утверждала Нелли Осипова, которая была студенткой Бориса Збарского в медицинском институте.


Никто в паре Збарский-Максакова не настаивал на заключении брака. По слухам, Льву вечно не хватало денег на госпошлину, а Людмила списывала все на занятость в театре и на съемках. Но когда родился сын Максим, Збарский дал мальчику свою фамилию. После эмиграции Льва в Америку актриса, испугавшись, что такой отец испортит Максу жизнь в дальнейшем, поменяла фамилию на Максаков.


По другой версии, сменой фамилии Людмила освободила художника от уплаты алиментов за 15 лет вперед, заявив, что Максим – не сын Збарского.

Максим не пошел по творческому пути родителей, стал бизнесменом в области рекламы. В 2014-м вместе с партнерами обвинялся в особо крупном мошенничестве – на десятки миллионов рублей обманул федеральное Министерство спорта, но отделался домашним арестом.


Внука Петра, зятя , Лев Борисович ни разу в жизни не видел. Но молодой человек со сводной сестрой Аней успели к деду на похороны. Согласно распространенной в Сети информации, на печальной церемонии присутствовал мужчина по имени Алексей Вайнтрауб, которого в эмигрантских кругах называли сыном Збарского, родившегося уже в Америке.

Смерть

Последние годы жизни Лев Збарский доживал в хосписе – художнику диагностировали неоперабельный рак легких, ставший впоследствии причиной смерти. На то, чтобы лечиться в частных клиниках, у Льва Борисовича не хватало средств, а обращаться за помощью не позволяла гордость. Поэтому объем медицинских услуг ограничивался тем, что входило в стандартный набор по страховке.


Людмила Максакова в интервью «Собеседнику» сообщила, что встречала бывшего мужа в Нью-Йорке. Разговор между людьми, любившими друг друга, не сложился. Не сказал Лев и о том, что болен.

Лев Збарский умер в феврале 2016 года. Могила художника расположена на еврейском кладбище «Гора Мориа» в городке Фэрвью, Нью-Джерси.

Память

  • 1958 – Илья Эренбург. «Путевые записи. Япония, Греция, Индия» (шрифтовое оформление)
  • 1962 – мультфильм «Баня»
  • 1963 – мультфильм «Москвичок»
  • 1970 – Юрий Герчук. Сборник «Искусство книги-65/66»
  • 1971 – альбом «Поэзия танца» (совместно с Борисом Мессерером. Конструирование издания)
  • 2007 – Игорь Кваша. «Точка возврата»
  • 2011 – Борис Мессерер. «Промельк Беллы»

Феликс-Лев Збарский родился 12 ноября 1931 года. Семья его была интеллигентной, отец и старший брат были известными учеными. Мальчика назвали двойным именем в честь Феликса Дзержинского и Льва Карпова – авторитетов его отца. Сам будущий художник предпочитал имя Лев.

В детстве и в юности Лев ни в чем не нуждался, он принадлежал к так называемой «золотой молодежи», и бытовые проблемы не волновали его.

У Льва Збарского рано обнаружился художественный дар, и юноша все свободное время стал проводить у себя в студии в центре Москвы.

Женщины Льва Збарского

Личная жизнь Льва Збарского была весьма увлекательной, но зачастую трагичной для его спутниц. Художник притягивал женщин просто магнетически. Хотя, по словам очевидцев, ничего особенного во внешности Льва Збарского не было. Он был худым, и лицо имел малопривлекательное. Но, вероятно, обаяние, остроумие и талант помогали художнику покорять женские сердца.

С манекенщицей Региной Колесниковой Лев Збарский познакомился в своей мастерской в Москве, где часто собиралась «золотая молодежь» того времени. Поначалу художник боготворил эту восхитительную женщину и буквально носил на руках. В первые годы брака эта была самая красивая пара Москвы.

Но художник был весьма ветреным. Ему быстро надоедали любые драгоценности, даже самые изысканные. К тому же Регина хотела ребенка, а Лев считал, что это испортит ее фигуру и помешает ему творить. Регина сделала аборт, о чем немедленно пожалела, поскольку она не могла больше иметь детей.

А Збарский тем временем увлекся другой знаменитой красавицей Марианной Вертинской. Правда, роман с ней длился недолго, поскольку художник вскоре познакомился с актрисой Людмилой Максаковой, которая тогда была на пике славы. Ради Людмилы Лев развелся с Региной, чем вызвал у манекенщицы череду депрессий, из которых она так и не выбралась. Регина Збарская несколько раз лежала в психиатрических клиниках, а затем покончила жизнь самоубийством.

Брак со Львом Збарским не принес счастья и Людмиле Максаковой. Она решилась родить от мужа ребенка, сына Максима. Но художник не выносил детских криков и постоянно проводил время у себя в студии, вдали от семьи. А через два года после рождения сына художник уехал в Израиль и на Родину уже не вернулся. Сын больше никогда не видел отца.

Последние годы жизни

Последние годы жизни Лев Збарский провел в США, где жил одиноко, затворником. Он умер в возрасте восьмидесяти четырех лет. Последние дни знаменитый художник провел в хосписе. На похоронах Льва Збарского были два его внука, которые были в то время в США и случайно узнали о смерти деда. Живым они деда никогда не видели.

// Фото: Борис Кауфман / РИА Новости

Вторую неделю подряд вся страна с замиранием сердца смотрит многосерийный фильм «Красная королева», повествующий о трагической судьбе Регины Збарской. Роль манекенщицы сыграла актриса Ксения Лукьянчикова, а ее мужа - Артем Ткаченко. Для молодой актрисы съемки в сериале были очень напряженными, ведь это ее дебют в кино, приходилось все схватывать на лету. Чтобы войти в образ советской звезды подиума, Ксения изучала тома материалов в библиотеках.

«Я должна была перестраиваться постоянно, - рассказывала актриса о своей героине в беседе с журналистами. - Особенно напряженными были полторы недели съемок в двух заброшенных корпусах реальной психиатрической больницы. В тот момент, если бы не друзья, я могла действительно сойти с ума».

Семнадцатилетняя Регина Колесникова, такую фамилию юная особа носила в девичестве, училась во ВГИКе и ходила по «богемным» вечеринкам, где ее заметила Вера Аралова. Художница и ведущий специалист дома моделей одежды на Кузнецком мосту высоко оценила красоту будущей манекенщицы и открыла ей дорогу на подиум. Так, жизнь простой девушки в одночасье озарил свет софитов и вспышек фотокамер.

Имя Регины Збарской долгое время не сходило с уст самых известных дизайнеров мира. Муза Вячеслава Зайцева, Пьера Кардена и других кутюрье украшала обложки популярных модных изданий. Головокружительная карьера манекенщицы оборвалась неожиданным образом. Виной всему стала личная трагедия Регины.

Юная модель приглянулась известному советскому художнику Льву Збарскому, сыну биохимика Бориса Збарского. Молодой человек был вхож в творческую элиту, его работы высоко ценили такие выдающиеся личности, как Сергей Довлатов, Майя Плисецкая.

В начале шестидесятых Регина приняла предложение Льва о замужестве. Возлюбленные были одной из ярчайших столичных пар, за ними следили многие поклонники. Однако за внешним нарядным фасадом скрывались непростые отношения.

// Фото: Кадр из фильма / Пресс-служба Первого канала

Збарский был творческой личностью, и супруга являлась его музой. Ему было трудно представить ее за мелкими бытовыми делами. Поэтому когда Регина обнаружила, что беременна, Лев был весьма огорчен. Побоявшись потерять мужа, манекенщица пошла на отчаянный шаг – сделала аборт.

Красные королевы: судьба самых ярких советских манекенщиц

К сожалению, это решение не спасло брак звезды подиума и художника. Вскоре Збарский увлекся другой знойной красавицей, Марианной Вертинской, а затем и вовсе ушел к Людмиле Максаковой. Регина пыталась заглушить свою боль антидепрессантами. Но когда модель узнала, что в новой семье Льва родился сын, это добило ее и без того пошатнувшуюся психику.

Место светских раутов, фотосессий и показов мод заняла палата психиатрической больницы. Справляться с депрессией Регине помогали врачи. Кроме всего прочего, на Збарскую посыпались политические обвинения. Поговаривали, будто она была связана с КГБ и вела шпионскую деятельность.

// Фото: Пресс-служба Первого канала

Внешность Регины претерпела изменения – бывшая красавица и «советская Софи Лорен», как ее называли на Западе, изрядно поправилась, а бесконечные депрессии довели ее до мыслей о суициде. С третьей попытки в возрасте 51-го года манекенщице удалось сделать страшный шаг.

Примечательно, что Лев Збарский, так и не став примерным семьянином, эмигрировал в Израиль, откуда переехал в США. Людмила Максакова развелась с бывшим супругом более 40 лет назад, с тех пор он не общался с семьей. Художник закончил свои дни в полном одиночестве в одном из хосписов Нью-Йорка. В феврале 2016 года скончался от рака легких. Внук Збарского Петр присутствовал на похоронах деда, где увидел его в первый и последний раз.

«Льва Борисовича Збарского не стало 22 февраля. - рассказала «СтарХиту» мама Петра, Екатерина Добрынина. - Петя с Аней сейчас находятся в Нью-Йорке, и так совпало, что их родной дедушка умер там в это же время. Хотя дети ни разу не виделись со Львом Борисовичем при жизни, но они ходили на похороны. Петин дедушка был евреем, поэтому церемония похорон проходила по еврейским традициям».

// Фото: Красильникова Наталия/PhotoXPress.ru