Лето: Наблюдаем за лягушкой.

Развлечение на участке ДОУ для детей 6-7 лет. Наблюдение за лягушкой.

Мыжевских Наталья Сергеевна, воспитатель МБДОУ "Лесобазовский детский сад", Ярского района.
Назначение: данный материал предназначен для воспитателей ДОУ, учителям начальных классов и педагогам дополнительного образования. Данный материал поможет педагогам ввести ребенка-дошкольника в мир познания окружающей действительности, пробудить и утвердить в нем интерес к животным в природе, и увлечь познавательный интерес через игры.
Цель: ознакомление детей с внешним видом лягушки, с их образом жизни.
Задачи: 1. Дать детям представление о том, что лягушки – это обитатели сырых мест;
2. Развивать воображение, двигательную активность, ориентировку в пространстве; развитие мелкой моторики рук; формировать умение выполнять движения, не мешая друг другу;
3. Формировать интерес к природе, умение играть сообща.
Материал: картинки лягушек.

Воспитатель. Я предлагаю вам отправиться к одному из самых зеленых мест на участке. И мы с вами познакомимся с удивительным земноводным существом, а как его зовут, вы догадаетесь сами, отгадав загадку:
Скачет, как мячик,
Плавает, как рыба.
Дети. Это лягушка.
Воспитатель. Конечно, это лягушка. И вам всем известно, как их много на этом месте нашего участка. (Показывает картинку.)

Познавательная беседа с детьми.

Лягушки часто встречаются вблизи пруда, болота или озера, то есть там, где сырость. Они хорошо приспособлены передвигаться как по земле, так и в воде.


У них короткое компактное тело обтекаемой формы, голая, покрытая слизью кожа, длинные складывающиеся задние ноги, между пальцами которых есть перепонки, а передние лапки короткие. Такое строение позволяет им легко плавать в воде, а по земле передвигаться прыжками. На голове у лягушки выпуклые глаза, ноздри, большой рот, в котором длинный липкий язык. Уши покрыты барабанными перепонками, они незаметны. У лягушки маскировочная окраска кожи: на земле, в траве ее совсем не видно, если она затаилась. Лягушки полезные животные, их нужно оберегать, они питаются мошками и комарами: из воды или из травы они следят за их полетом, а потом «выстреливают» языком.
Вопросы для закрепления материала:
Дети, а хорошо ли видна лягушка среди травы? (Ответы детей.)
Легко ли ее можно поймать? (Ответы детей.)
Почему лягушка прыгает, а не бегает?
Дети. У лягушки задние ноги длиннее передних, поэтому она прыгает.


Воспитатель. Давайте немного подвигаемся, поиграем в веселую игру «Две лягушки»
Видим, скачут по опушке (Повороты в стороны.)
Две зеленые лягушки.
Прыг-скок, прыг-скок, (Переступание с носка на пятку.)
Прыгать с пятки на носок.
На болоте две подружки, (Руки на поясе.)
Две зеленые лягушки, (Полуприседания вправо-влево.)
Утром рано умывались, (Выполнять движения в соответствии с текстом.)
Полотенцем растирались.
Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вправо наклонялись,
Влево наклонялись.
Вот здоровья в чем секрет,
Всем друзьям физкультпривет! (Ходьба на месте.)
Воспитатель. Ребята, лягушек обижать не надо. Все в природе создано не случайно, и каждое создание имеет право на жизнь. А убивать кого-либо, значит не только делать зло, но и озлоблять свое сердце, делать его холодным и черствым. Врагов у лягушек и кроме человека хватает: хищные птицы, ласки, кабаны, куницы, змеи и, конечно, водные птицы. Какие из них вы знаете?
Дети. Аисты, журавли и цапли.
Воспитатель. Лягушка относится к земноводным животным. Давайте попробуем сами разобраться, что значит «земноводное» животное. Из каких слов состоит это слово? (Ответы детей.) Как эти слова относятся к лягушке?
Дети. Лягушки живут на земле и в воде.

Игровая деятельность.

Воспитатель (читает стихотворение К. Россетти.)
Лягушка-попрыгушка,
Скачи ко мне без страха,
Тебя я не обижу,
Не стукну никогда.
Скачи, скачи, лягушка –
Зеленая рубаха,
Должны мы жить,
Друг другу не принося вреда.
А теперь, ребята, давайте закроем глаза и «Вокруг себя повернитесь, и в лягушек превратитесь. Раз-два-три – глаза протри!».
Лягушата, давайте покажем веселых лягушек, о которых говорится в стихотворении.
Пальчиковая игра «Лягушки-хохотушки».
Две лягушки – хохотушки (Дети показывают указательный и средний пальцы, остальные собирают в щепоть.)
Прыгали – скакали. (Изображают прыжки пальцами.)
Лапкой – хлоп, другою – хлоп, (Хлопают рукой по ноге.)
Щеки раздували. (Показывают пальцами округлость щек.)
Увидали комара, (Показывают комара пальцами, сложенными в щепоть, прослеживают траекторию его полета.)
Закричали: «Ква-ква-ква!» (Изображают пальцами рот лягушки.)
Улетел комар, как ветер. (Резко выбрасывают руку вперед, выставив указательный палец.)
Хорошо пожить на свете! (Гладят ладонями по груди, выставляют большой палец вперед.)
Воспитатель. Когда лягушек много у них замечательный хор получается. Как квакают лягушки? (Дети имитируют кваканье лягушек.) А теперь предлагаю поиграть в подвижную игру «Музыкальные ребята».
На земле параллельно раскладывают два шнура – это «речка». Здесь лягушата будут «плавать».
Ква! Ква! Ква! (Дети прыгают и говорят: «Ква! Ква!».)
В речку прыгать нам пора.
Ква! Ква! Ква! (Дети «плавают» и повторяют: «Ква! Ква!»)
Плавать можно до утра!
Раз, два, три! (Дети «гребут» и повторяют: «Ква! Ква!»)
Лапками греби!
Ква! Ква! (Выпрыгивают из «речки».)
На берег пора!
Ква! Ква! (Ловят комаров.)
Поймайте комара!
Игра повторяется 2-3 раза.

Закрепление материала.

Воспитатель. Давайте вместе поищем лягушек. Однако их заметить бывает трудно, если они затаились, - у них маскировочная окраска. Их хорошо видно, когда они скачут. Тихонечко подойдем к их обитанию и посмотрим, что они делают.
Пойманную лягушку берут в руки и рассматриваем ее внешность.


Какая лягушка по размеру?
Какая у нее кожа (на ощупь, по окраске)?
Что у нее на голове?
Сколько у лягушки ног?
Чем различаются передние и задние ноги?
Есть ли у лягушки хвост?
Посмотрели и полюбовались лягушкой, а теперь ее нужно вернуть на место, не обижая его, так как он еще маленький (это был лягушонок) .


Воспитатель. К сожалению нам пора возвращаться в детский сад, но нам нужно превратиться обратно в детей. Итак, закрыли глаза: «Вокруг себя повернись и в ребят превратись. Раз, два, три – на меня смотри!».
Ребята, а что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? (Рассказы детей.)
А с кем бы вы хотели познакомиться на следующей прогулке? (Воспитатель выслушивает внимательно детей и фиксирует в тетрадке.)

Спасибо за внимание!

Наблюдение за живым объектом – наблюдение за лягушкой. Какая лягушка по размеру? Какая у нее кожа? Что у нее на голове? Сколько у лягушек ног? Чем отличаются передние и задние ноги? Есть ли у лягушки хвост? Какие особенности тела помогают ей плавать в воде? Зачем у нее перепонки на пальцах? Почему у нее выпуклые глаза и расположены они вверху головы?

Примета : Ллягушка расквакалась к непогоде. До первой грозы лягушки не квакают.

П/игра: «Классики» - учить детей прыгать по клеткам, «Замри» - упражнение в беге, ловкости, смелости.

И/р по ФИЗО : прыжки в виде лягушки.

Труд. поручения : привести в порядок песочницу.

Карточка №8 .

Наблюдение за транспортом (маршрутка, автобус) – рассматривание машин. Объяснение, что автобус, маршрутка- общественный транспорт. Они перевозят людей. Учить детей различать грузовой транспорт от общественного (грузовые – возят груз, есть кузов; общественный- возят людей, есть салон, где находятся люди)

Художественное слово: Загадки о транспорте.

Пословица : От осени к небу – поворота с лету.

П/игра: «Прыгалки» - учить детей прыгать на двух ногах.

С /р игра : «Автобус»

И/р по ФИЗО

Труд. поручения : привести в порядок веранду.

Карточка №9 .

Наблюдение за неживым объектом – рассматривание на клумбе цветов. Как называются эти цветы? Что есть у цветовых растений? Что нужно для того, чтобы красивые были цветы? Для чего садят цветы? Учить детей делать простейшие выводы – осенью всегда красивые клумбы, цветочные грядки, разноцветные цветы.

Художественное слово: Разметались белые, розовые ромашки, ярко радуют горошины, благоухают астры.

Примета : Отцветают цветы, увядает трава.

П/игра: «Прыгалки» - учить детей прыгать через скакалку, «Забей гол» - развитие глазомера, ловкости, «Палочка - выручалочка» - упражнение в беге, ловкости, смелости.

М/п игра «Что мы делаем не скажем…»

И/р по ФИЗО : пройти по кривой дорожки (ходьба по ограниченной подвижности).

Труд. поручения : привести в порядок веранду.

Карточка №10.

Наблюдение за природой – наблюдение за листопадом. Что такое листопад? На что похоже это явление? Когда листья? Почему? Почему листья падают во все стороны?

Художественное слово : «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора – весь день стоит как бы хрустальный, и лучезарны небеса».

Д/и : «Назови осенние явления природы» - листопад, дождь, ветер, холод.

П/игра : «Море волнуется» – развитие координации движений, красоты движений.

И/р по ФИЗО : прыжки на двух ногах с продвижением вперед.

Труд. поручения : покормить животных.

Описание: Задачи наблюдений:
1.Расширить и углубить представления о животных, как представителе живого в мире природы (о многообразии внешнего строения, об основных жизненных функциях – питание, дыхание, движения, рост, развитие, размножение).
2.Расширять знания о лягушках, как представителях животного мира, о среде их обитания.
3.Продолжать учить детей использовать ранее полученные знания при решении познавательных и практических задач:
4.Совершенствовать уровень накопленных практических навыков.
5.Формировать осознанно-правильное отношение к представителям животного мира.
Реферат содержит 1 файл:

Федеральное Государственное Образовательное Учреждени1.docx

Травяная лягушка

Двигательная активность : Активная деятельность у травяной лягушки начинается с наступлением сумерек. В пасмурную погоду лягушки часто встречаются днем. А иногда более суток могут находиться в состоянии покоя в убежищах и не появляться на поверхности.

Среда обитания: Летом травяные лягушки предпочитают держаться в темных смешанных лесах с преобладанием ели. В отличие от многих других видов, травяные лягушки еще достаточно обычны в лесопарковой зоне. Они предпочитают сырые биотопы и часто селятся на прибрежных лугах, около родников и т. д.

Продолжительность жизни: В природных условиях доживают до 17 лет.

Остромордая лягушка

Среда обитания: В летнее время остромордые лягушки предпочитают светлые леса с преобладанием сосны, обычны они и на сфагновых болотах.

Образ жизни и питание : В течение суток лягушки активны неодинаково. Чаще они встречаются утром и вечером, хотя в тенистых участках их можно видеть и днем. Обычно же в дневное время они прячутся среди деревьев под камнями и листовым опадом или в густой траве. Питаются остромордые лягушки различными насекомыми: жуки, гусеницы, комары, пауки, кобылки, гусеницы, клопы. Охотятся только за подвижными насекомыми, мгновенно хватая добычу длинным клейким язычком. Крупные особи способны проглотить и мелкую ящерку или даже лягушонка.

Продолжительность жизни: В природе представители этого вида доживают до 5–9 лет, хотя в неволе некоторые особи могут жить по 10–12 лет.

Характеристика внешнего вида и общее строения лягушки.

Общее строение скелета лягушки.

Характеристика внешнего вида остромордой лягушки.

Размеры - 4-6.5 см. Внутренний пяточный бугор у нее высокий, сжатый с боков, морда заостренная. Сверху эта лягушка малозаметна на траве, так как обладает серовато-коричневой окраской с темными пятнами и точками. Темное пятно, которое тянется от глаза через барабанную перепонку к плечу, прекрасно маскирует глаз амфибии на охоте. Горло у остромордой лягушки беловатое, большей частью с мраморным рисунком. Брюхо белое или желтоватое, в подавляющем большинстве случаев без пятен. Весной у самцов развивается яркая серебристо-голубая окраска и все тело становится раздувшимся, отекшим. Общий тон окраски остромордой лягушки зависит от погоды. Так, в солнечный день эти земноводные значительно светлеют. У самцов на большом пальце - черные или темно-коричневые брачные мозоли.

Характеристика внешнего вида Травяной лягушки.

Видовое латинское название "temporaria" от слова "tempora" - виски, подразумеваются хорошо заметные, тем ные височные пятна. Эта лягушка по длине более 100 мм не бывает. Морда у нее округлая, тупая. Сверху окрашена в светло-оливковый, желтый, коричневый, серый, бурый цвета со множеством оттенков и разных сочетаний, однако не образующих какого-либо определенного узора и рисунка. По спине разбросаны темные пятна или крапины, бока тела могут быть мраморными. Окраска нижней части тела может быть светло-желтой, грязно-белой или даже светло-охристой с пятнами или без пятен. На затылке головы обычно характерный рисунок в виде " ∧ ", направленный острием вершины вперед. Отклонение от обычной окраски свойственно самцам в брачный период, кроме того, лягушки обоих полов в разные времена года изменяются в окраске в зависимости от погодных условий.

Наблюдение за жизнью лягушек в начальной школе.

Наблюдение как метод познания окружающей действительности играет ведущую роль в формировании правильных первоначальных представлений и понятий, на основе которых делаются более сложные теоретические построения. Ведение наблюдений за предметами или явлениями оказывает большое влияние на формирование различных способностей школьников, на их развитие и становление как личности. От правильности и точности первоначальных наблюдений в значительной мере зависит эффективность дальнейшего обучения.

Рассмотрим основные приёмы наблюдения:

Наблюдение: В программе начальной школы предусмотрено наблюдение за лягушками (земноводные). Ознакомление школьников с этим вопросом происходит во время экскурсии в природу (водоем). Учитель предлагает внимательно рассмотреть лягушек. Обращая внимание на внешний вид лягушки, цвет ее кожи, формы тела (попытаться выделить в сравнении два вида лягушек: травяная и остромордая). Хорошо ли она видна среди травы? Легко ли ее можно поймать? Понаблюдать, как лягушки прыгают в водоем, греются в теплой воде. Предложить школьникам посмотреть как лягушка взбирается на камень (посадить лягушку в таз в котором есть камень)

Выделить в диалоге с детьми, что лягушки полезные животные, их нужно оберегать. Они уничтожают комаров и мух. Предложить школьникам подумать, почему лягушка прыгает, а не бегает (Интересно происхождение слова "лягушка". В старину на Руси длинные ноги называли "ляги", а, как известно, у лягушек задние лапки очень длинные, что и послужило основанием для названия животного).Обратить внимание на передние и задние ноги (задние ноги длиннее передних, поэтому она прыгает). Она прыгает по суше, плавает в воде. Предложить просто послушать кваканье лягушек.

Для более точного запоминания можно показать иллюстрации с разными видами лягушек и сравнить их. У детей сформировано представление о лягушке. Можно сделать общий вывод, чем два вида лягушек отличаются друг от друга (по внешнему виду)

Приём фиксации наблюдений. Это могут быть зарисовки в тетрадях, раскрашивание чёрно-белых рисунков (раскраски, трафареты, поделки из соленого теста, глины и т.д.) Выполнять рисунки можно по памяти или с натуры. При этом учитель должен требовать, чтобы рисунок был как можно ближе к оригиналу. Например можно предложить школьникам зарисовать головастиков, икру, лягушек.

Приём имитации учениками движений, звуков предметов и явлений природы. Учитель предлагает послушать природу так внимательно, чтобы этот звук можно было повторить. Например, можно повторить, как квакает лягушка, прыгает. Попытка таких имитаций заставляет ребёнка внимательно всматриваться, вслушиваться в явление, улавливать малейшие тонкости, т.е. ведут ребёнка к знаниям и развитие по образовательным задачам (развитие речи учащихся, сообразительности, наблюдательности)

Цели: уточнить представления детей о внешнем виде, спосо­бе передвижения лягушки; развить наблюдательность, интерес к земноводным, речь.

Педагог говорит, что лягушка погостит у детей несколько дней, а потом ее надо будет выпустить. «В неволе всем живот­ным плохо, даже если человек ухаживает за ними. Дикие жи­вотные должны жить в природе». Предлагает хорошо рассмот­реть лягушку и рассказать о ней, чтобы ее порадовать. Выпуска­ет лягушку в таз с водой.

Подвижная игра «Лягушки и цапля» («Поймай комара») Цели: развить умение прыгать, ловкость, внимание, закрепить

знание о способе передвижения лягушек, издаваемых звуках. Педагог предлагает детям превратиться в ловких маленьких

лягушат и ускакать от цапли, которая может их съесть.

Дидактическое упражнение «Лягушачий хор»

Цель: развить слуховое восприятие, умение подражать раз­ным звукам, внимание.

Педагог предлагает для Жанны устроить лягушачий хор. Но квакать не очень громко, чтобы не испугать ее.


Игра «Путешествие к лесному болотцу» Цели: закрепить знания детей о флоре и фауне болот; развить воображение, артистизм, речь; сформировать интерес к живой природе и желание ее сохранять.

Педагог предлагает детям отправиться в путешествие в род­ные края лягушки Жанны.

Игра-перевоплощение «Лягушкой была даже царевна»

Цели: закрепить знания о жизни лягушки; развить память, воображение, фразовую речь, артистичность, эмпатию; сфор­мировать бережное отношение к живой природе.

Разучивание стихотворения «Лягушки-хохотушки»

(по методике «Расскажи стихи руками»)

Две лягушки-хохотушки Показывают указательный и

средний пальцы, остальные под­бирают.

Прыгали-скакали. Изображают прыжки на этих

пальцах.

Лапкой - хлоп, другою - хлоп, Хлопают ладонью по ноге.

Щеки раздували. Показывают округлость вокруг

Увидали комара, Делают щепотку из трех паль-

цев правой руки, изображают траекторию полета комара, про­слеживая ее глазами.

Закричали: Ква-ква-ква! Ладони складывают пальцами

от себя, открывают и закры­вают, не отрывая запястья.

Улетел комар как ветер. Резко выдвигают руку вперед.

Хорошо пожить на свете! Поглаживают себя ладонью по

груди.

Работа с иллюстрациями

Цели: закрепить знания о сказочных образах, подготовиться к игре-драматизации; развить речь.

Дети рассматривают иллюстрации из сказок, в которых геро­иней является лягушка.

Игра-драматизация по сказке «Теремок»

Цели: развить вербальную и пантомимическую выразитель-нос! ь, артистичность детей; порадовать их.


Викторина «Что мы знаем о насекомых» Цели: проверка знаний детей по теме «Насекомые». Пчела Майя вместе с другими насекомыми прощается с детьми,

а на прощанье задает вопросы, чтобы проверить их знания о

насекомых.

Варианты развлечений и викторин можно найти в книге .

Список литературы по теме

Андерсен Г.Х. «Дюймовочка».

Бианки В. «Голубые лягушки».

Большая советская энциклопедия. Т. 15. М., 1974.

Гаршин В. «Лягушка-путешественница».

Детская энциклопедия «Земноводные» - любое издание.

Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?» Т. 1.

Жизнь животных: Энциклопедия. Т. 5. М., 1985. С. 17, 18.

Крылов И.А. «Лягушка и волк» (басня).

Лучич М.В. Детям о природе. М., 1989.

Мариковский ПИ. С магнитофоном в природу. М., 1983.

Михалков С. «Упрямый лягушонок».

Паустовский Г.К. «Квакша».

Пришвин М.М. «Журка», «Лягушонок».

Пшеничных С. «Лягушка и кузнечик» (стихотворение из кни­ги «Кто построил круглый дом»).

Сладкое Н. «Ухоронки», «Бежал ежик по дорожке», «Жалей-кин и мышонок», «Жалейкин и жабы» (из книги «Не долго ду­мая»), «Охота за голосами».

Снегирев Г. «Уха».

Сутеев В. «Кто сказал мяу», «Кораблик».

Тамбиев А. «Головастик ищет маму».

«Теремок» (русская народная сказка).

Тихонов Н. «Соловей и лягушка».

Ушинский К.Д. «Научная игра».

Хрестоматия. Природа и люди / Сост. В.Н. Горощенко. М., 1971.

«Царевна-лягушка» (русская народная сказка).

Чуковский К.И. «Цыпленок», «Черепаха».

Шарапова Л. «Как надутые подушки...» (стихотворение).

Энциклопедия юного биолога.

Уланова Л. А., Иордан С. О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок для детей 3-7 лет.

Цель - познакомить с внешним видом лягушки, с ее движениями.

Ход прогулки

Наблюдение: Обратить внимание на внешний вид лягушки, цвет ее кожи. Хорошо ли она видна среди травы? Легко ли ее можно поймать? Рассказать, что лягушки полезные животные, их нужно оберегать. Они уничтожают комаров и мух. Детям старших групп предложить подумать, почему лягушка прыгает, а не бегает. Обратить внимание на передние и задние ноги (задние ноги длиннее передних, поэтому она прыгает). Она прыгает по суше, плавает в воде.

Стихотворения по теме:

Лягушка-попрыгушка,
Скачи ко мне без страха,
Тебя я не обижу,
Не стукну никогда.
Скачи, скачи, лягушка -
Зеленая рубаха,
Должны мы жить,
Друг другу не принося вреда.

К. Россетти

Очень трудно
Застенчивой,
Скромной лягушке,
Проживающей в луже
На зеленой опушке.

Р.Сеф

Глянь, на речке лягушата,
Музыкальные ребята.
- Ква! Ква! Ква! -
Все распевают песни.

П. Золотое Загадки
Летом в болоте
Вы ее найдете,
Зеленая квакушка.
Кто это?
(Лягушка)

Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.
(Лягушка)

Под берегом сидит Тарас,
Кричать горазд.
(Лягушка)

Дидактические игры

  • "Какая лягушка?". Цель - научить детей подбирать относительные прилагательные.
  • "Кто больше назовет действий" - дети подбирают глаголы, характеризующие действия лягушки. Цель - активизировать словарный запас глаголами.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук

"Угощение для лягушки". Игра с песком - дети "варят" кашу, "пекут" куличики для лягушки.

Труд (А) и индивидуальные физические упражнения (Б)

А. Сделать домик из травы для лягушки.
Б. Прыжки на двух ногах с продвижением вперед. Подвижные игры 1. "Музыкальные ребята". Цель - научить выполнять движения, не мешая друг другу. Ход игры. На земле параллельно раскладывают два шнура - это "речка". Здесь лягушата будут "плавать".

Ква! Ква! Ква! (Дети прыгают и говорят: "Ква! Ква!") В речку прыгать нам пора.
Ква! Ква! Ква! (Дети "плавают" и повторяют: "Ква!)
Плавать можно до утра! Ква!"
Раз, два, три! (Дети "гребут" и повторяют: "Ква! Ква!")
Лапками греби!
Ква! Ква! (Выпрыгивают из "речки".)
На берег пора!
Ква! Ква! ("Ловят" комаров.)
Поймайте комара!

2. "Попрыгунчики". Цель - научить детей прыжкам на двух ногах с продвижением вперед. Ход игры. На земле чертят круг. Один из играющих встает в середину - он пятнашка. По сигналу дети перепрыгивают через черту круга и, если не грозит опасность быть запятнанными, продолжают прыгать на двух ногах к центру круга. Участники игры стараются увернуться от пятнашки и вовремя выпрыгнуть из круга. Пойманный становится пятнашкой.