Легенды о белом тигре.

Русская Сибирь и север Китая в таежных лесах дал приют крупнейшей кошке на земли — амурскому тигру. Этот хищник просто огромный — его вес достигает 400 килограмм, длина от кончика носа до кончика хвоста — до четырех метров, причем высота доходит до одного метра. В дикой природе осталось до 400 особей, еще приблизительно столько же — в зоопарках. В России предпринимаются меры по сохранению этого вида, это настоящая гордость таежных лесов, настоящий символ Дальнего Востока. Он изображен на флаге и гербе Приморского края. В Китае этот вид охраняется с помощью очень жестких законов — браконьеру, убившего тигра, грозит смертная казнь.

Особенности

Тигров в мире осталось немного, амурский же вид самый малочисленный, он находится под особой охраной в силу резкого сокращения популяции.

Этот вид — самый северный, приспособленный для жизни в холодные зимы, к передвижению по снегу, поэтому у него самый густой и самый длинный мех, способный хорошо сохранять тепло.

Среди шести видов тигров амурский является самым крупным, одновременно уссурийский тигр является самой крупной кошкой на Земле.

Хвост является рекордсменом среди тигров, может достигать в длину более метра.

Амурский тигр — официальное название тигра, но иногда употребляют в отношении этой кошки не научные, но очень распространенные названия уссурийский или сибирский.

Это исчезающий вид, занесенный в Красную книгу.

Тигры-рекордсмены достигают веса в 400 килограмм, а обычно животное достигает веса в 200 килограмм.

Тигрицы — хорошие матери. Они вынашивают детей пять месяцев. Родится четыре-пять слепых и беззубых тигрят. Кормит до полугода, далее до года учит охотится. Еще год тигры самостоятельно охотятся, но живут возле матери.

Охота

Амурский тигр — интересные факты о охоте. Тигр не имеет естественных врагов (кроме человека), он охотится даже на медведей.

Самостоятельно выходит на охоту приблизительно в возрасте одного года.

Продолжительность жизни на воле — до 12 лет.

Охотясь, прыгает в длину до семи метров.

В среднем одна особь съедает два десятка килограммов мяса, но если позволяет охотничий трофей, то может наесться на запас, употребив до 80 килограммов мяса.

Только около десяти процентов атак на добычу заканчивается добычей пищи. И это не смотря на то, что он нападает из засады, прячась от жертвы. Тигр должен постоянно охотится, при этом от тратит множество энергии на саму охоту. Этой кошке приходится нелегко, учитывая, что его охотничьи угодья постоянно сокращаются из-за деятельности человека.

Амурский вид тигров очень редко нападает на людей, в тоже время другие, более теплолюбивые тигры нападают гораздо чаще.

Он очень сильный, может без проблем полкилометра тянуть тушу лошади. При охоте он развивает скорость до 50 километров в час, но на коротких дистанциях может ускорятся до 80 километров в час. Из хищников только гепард может бежать быстрее. Для успешной атаки они должны подкрасться минимум на 25 метров.

Любит охотится на копытных. Чтобы прокормиться, в год ему нужно около 50 оленей, кабанов, косуль, изюбрей. В крайних случаях нападает на домашний скот.

Обходя свои охотничьи угодья, тигр проходит до 40 километров в день. До момента удачной охоты зверь может за несколько дней преодолеть до 600 километров. Для пропитания животным нужно больше ста квадратных километров, но часто охотничьи территории занимают большую площадь.

Самцы защищают свою территорию от конкурентов, в случае необходимости лезут в драку. Но самок с детенышами не трогают, поэтому тигрицы для охоты могут заходить на территорию тигра. Но территории двух самок никогда не накладываются.

Древнее поверье почти вымершего в 21 веке народа удэхэ гласит, что Первые Тигр и Тигрица спустились с вершин Сихотэ-Алиня (неба?), когда река Уссури ещё не знала первых людей.

Однажды, ранним мглистым утром их могучий рык возгласил из туманности Главной Горы, прокатился нарастая и повторяясь через Ущелье и достиг Долины: "Теперь Мы - новые владыки этого края! Мы пришли навсегда! Сдавайтесь или умрите!" Так они обратились к ещё более древним хищникам края... И были битвы, были победы. Смирились противники полосатых воителей, признали их Силу и Власть. Наступила долгая Эра Тигра. Пока не пришёл Белый Человек.

Я последний тигр Уссури и Сихотэ.

Мать назвала меня Белый, потому что в отличие от брата (Ленивец) и сестры (Яркая), мой окрас между тёмными полосками с рождения получился не обычный - рыжий или жёлтый, а светло-серый, почти белый. Откуда я узнал про свой цвет? Однажды, ещё до расставания с мамой, мы переходили мелкую речку и в тихом месте, где вода не бурлит и пенится, я увидел себя. Сначала испугался, фыркнул и отпрыгнул. Мать засмеялась, а брат с сестрой даже не поняли, поворчали, что Белый опять чудит. Я же постоял, подумал, сделал несколько небольших движений и понял - точно, это мой образ в воде. Позже засмеялся. А потом попил воды вместе со своим вторым Я. И подобных, ярких открытий ещё при ранней жизни вчетвером у меня было немало.

Это синий, а это красный. И жёлтый цвет.

Я говорил и показывал лапами, перемещая цветки по зелёной траве. И очень стало обидно, когда почти ничего не добился.

Сынок, я поняла про что ты. Да, жёлтый мы видим. Иначе как бы мы поняли, что ты Белый. Видим и зелёный. А вот эти два цвета для нас почти как обычный серый. Не расстраивайся. Просто ты особенный. Кроме запахов, Духи Предков наградили тебя и цветами-оттенками. Я немного завидую тебе - наверное это захватывающее зрелище - время перед Листопадом.

Мама... на нашем языке мне не хватает слов, чтобы передать состояние, когда леса из в основном зелёных превращаются в волшебный мир. Почти как мир Духов из Преданий. Ты уже заметила, что в это время я часто ухожу от вас на расстояние, чтобы побыть одному и пить глазами все краски... Наши прародители выбрали лучшее место на земле.
http://www.gosrf.ru/images/2/44/33/776/original.jpg

Позже, почти перед расставанием с роднёй, я понял, что мой слух и зрение тоже лучше своих. И это однажды спасло нам жизни. А дело было после удачной охоты. Мать тогда отбила от стаи кабанов молодого вепря. И мы тоже участвовали в погоне, заходя с флангов и устрашая их стадо уже окрепшим рыком. Ужас сделал своё дело - они не стали защищаться и просто убегали. И самого медленного мать догнала и свалила одним прыжком... Это было лучшее семейное пиршество. Много самого вкусного, нежного мяса. Вот тогда мы и расслабились, наевшись вдоволь и даже про запас...

Ранее утро. Все спали очень глубоким сном. Даже мать (редкий случай) не спала "в одно ухо". Никто не услышал далёкого хруста сухой ветки. Кроме меня. Я быстро вынырнул из сна и приподнялся. Своих решил не будить - ну мало ли - вдруг это наша пища где-то идёт. Однако любопытство одолело и решил посмотреть. Взобрался выше по сопке, нашёл прогал между деревьев и начал смотреть на доступное открытое пространство. И я увидел вдали несколько фигур. Люди. Они двигались к нам. Мать уже объясняла - кто наш главный беспощадный враг. Медлить было нельзя. Я быстро и почти бесшумно примчался к своим. Растолкал мать, объяснил. И мы ушли, петляя и запутывая следы.

Из тебя выйдет неплохой охотник, сынок. Видишь не просто далеко, но чуткость к оттенкам помогает тебе различать. И быть готовым к опасностям. Немного жаль, что мы такие все гордые и не живём стаей как волки, а только изредка делаем Сходы... Ты бы стал хорошим вождём, но Предки завещали Одиночество. И никто не волен нарушить этот Завет.

Я спокойна за твоё будущее. Возможно, ты проживёшь до самой старости и уйдешь духом в Страну Небесной Охоты своей смертью.

Так она говорила. Мама была не глупа...

Иногда мне грустно и хочется вернуться в детство, когда она была рядом - кормила, обучала, защищала от безответственных отцов и других клыкастых. И памятен тот день, когда она сказала нам троим:

Сегодня уходите. Пора вам узнать прелести вольной, почти одинокой жизни. Вы готовы и совесть моя чиста.

Она лизнула нас на прощанье и медленно, немного сутулясь, исчезла в тайге. Больше я никогда её не видел.

Брата я тоже никогда больше не встречал. А вот с сестрой была единственная встреча. Давно. Пять листопадов назад, а сейчас я уже пережил 17 листопадов. Это случилось в Дни Слияния. Наверное лучшее время в жизни тигра, когда тебя сначала охватывает тревога ожидания, потом восторг предчувствия скорого слияния и, наконец, ты полностью подчиняешься Зову.

Я услышал её призывный рык с очень большого расстояния. Сразу узнал голос Яркой, который перебил во мне Желание. В голове вспыхнули картины детства. Мчался огромными прыжками как будто за мной гнались древние Демоны из Преданий. Не думая про врагов и пищу летел я по кратчайшему пути.

Желтое светило неба почти не сдвинулось, когда я уже увидел её. И опоздал. Рядом два чужих тигра уже охаживали мою Яркую. Нет, ещё не дрались. Они демонстрировали ей свою силу и ловкость. Можно сказать, что танцевали на близком от неё расстоянии. Выглядело весьма весело. И тут подумалось - неужели я такой же смешной в такие Дни? Да, у меня уже был один опыт. Три листопада назад. Тогда нас собралось аж четыре претендента. Не хочется себя превозносить, но чужая тигрица выбрала меня. И я кое-что для этого проделал...

Я не стал совсем близко подходить к ним и тихо ей сказал-фыркнул:

Привет, сестра. Сколько снегов, сколько листопадов. Не скучала по мне?

Белый, Белый... А ты такой же чудной как в детстве. Когда же ты повзрослеешь? (и улыбнулась) Да, вспоминала тебя пару раз. Маму и Ленивца. Но это со мной редко. Жизнь давно уже совсем иная. Хотя не скрою - я рада, что ты жив-здоров. И в хорошей форме. Но тебе сейчас надо уйти. Не мешай мне. Ты же помнишь про Табу?

Да. Я прекрасно помню по все Табу. Мать за месяц перед расставанием нам всё рассказала. Была тихая ночь и маленькие белые светила беззвучно подтверждали правоту Матери. Я никогда не забуду ту ночь, Яркая. Пока дышу.

Молодец. Но тебе пора уходить. А то кавалеров мне всех отпугнёшь. Не хочу время терять - Зов сказал, что надо сегодня сделать Игру.

Я понял её. И ушел тихо. Ни разу не оглянулся. Только про себя пожелал ей удачи сделать правильный выбор.

Что-то я сегодня совсем глубоко предался дорогим воспоминаниям былого. А думать сейчас надо совсем о другом. Сегодня возможно моя последняя ночь на этой земле.

Но я немного забежал вперёд. Сначала расскажу про последний тигриный Сход. Он произошёл два Листопада назад. На Большой Поляне (там была традиция собираться соседям в сытое время Тепла).

Тогда пришло всего шесть полосатых. Четыре тигра (Старик, Одноухий, Весельчак, я) и две тигрицы (Молчунья и Ворчливая). За листопад до этого нас было десять. Четверо исчезли.

Начал свои речи по праву старшинства Старик:

Вы как хотите, но пока теплынь я решил идти на Север - к Великой Реке. По преданиям наши предки уже ходили туда. Да, надо дойти, не попасть под огненные стрелы Врага, потом ночью переплыть и не утонуть. И попытаться набрать как можно больше жиру перед лютой зимой за Рекой. Но здесь я не могу далее оставаться. Людей-убийц всё больше. Они становятся всё агрессивней. Это не в древние времена, когда у них были обычные стрелы... Мало того, что нашего собрата от года к году всё больше убивают с далекого расстояния, но и пищу распугивают - охотиться всё трудней. А я уже близок к Духам. Хочу умереть сам по себе - спеть спокойно Последнюю Песню. Я всё сказал. Кто пойдёт вместе со мной в Неизвестность? Только уговор - там мы будем чужаками, а значит надо держаться вместе.

Весельчак:

Ну а что... Мне здесь тоже порядком надоело. Давно уже не смешно. Даже мне. Я с тобой, Старик.

Ворчливая:

Мужики, мужики... Совсем вы измельчали - жизнь ставите дороже лесов, гор и ущелий Предков. Нет. Я останусь ещё на Листопад. Буду охотиться высоко - близко к Главной Горе. И дух мой точно вознесётся в Древний снег-туман. Я всё сказала.

Одноухий:

Не хочу, чтоб Враг отстрелил мне второе ухо. И так уже плохо слышу. Старик и Весельчак - я с вами. Может быть там охота лучше и глупого мяса можно больше вкусить.

Молчунья как всегда промолчала. Нет, она всё понимала, но говорить не любила. Даже в Дни Слияния. Скромная. Только кивнула Старику.

Очередь пришла за мной. Я не сразу начал речи. Лежал и обдумывал. С одной стороны у Старика своя правота. Но и Ворчунья немного задела меня за живое, самцовское. Кроме того мне стало её немного жаль оставлять совсем одну на бывшей нашей земле. И я решился.

Я остаюсь с Ворчуньей... Да, Старик, ты скорее всего прав - здесь долго не продержаться. Но вдруг случиться Чудо и Враг забудет на время про наше существование. Тогда будет шанс спеть последнюю Песню у Главной Горы. Как и хочет Ворчунья.

После этого мы на время замолчали. Но позже, чтоб расставание не было тягостным, вспомнили удачные охоты, лучшие битвы с Бурыми и кабанами. Так всю ночь и проговорили.

Перед самым рассветом мы чуть ли не в первый раз услышали речь Молчуньи. И пасти наши раскрылись от удивления:

Белый... Раз уж прощаться навсегда - расскажи про свой самый трудный бой. Ну да - про того огромного Шатуна. Ты же тогда на Сход не пришёл. Думали, что смерть тебя нашла.

Эээ... ну раз уж ты обрела речь - расскажу, но кратко. Встретил я тогда на своей территории, на главной тропе Великого Воина. Он не уступил мне пути. Оспорил моё Право. И деваться уже было некуда - нельзя было пище слабость показать... Долго мы бились. Никто не уступал. Решили исход пара моих крайних удара. Я долго без памяти валялся в крови - своей и его. Когда очнулся - подползал к его телу, питался и снова в сон проваливался. И так много дней. Еле выжил. Так было...

А на заре разошлись. Четверо двинулись на Север. Их ждала Великая Река. А нас с Ворчуньей - борьба за выживание на родине.

Какое-то время мы шли с ней вместе. Через час она резко остановилась и проворчала:

Спасибо конечно тебе, Белый, что не бросил одну. Но не расслабляйся и на многое не рассчитывай. И тем более не заходи на мою территорию. Ты её границы знаешь. Я же не погляжу, что давний знакомый - нарежу по наглой усатой морде. Дни Слияния? Мне уже 17 Листопадов. На три больше, чем тебе. Не думаю, что Зов будет сильным. Преодолею. Время жуткое пришло и я уже не уверена, что надо плодиться... Короче, не хочу переживать горя потери детей. Понял или грубее разъяснить?

Куда уж яснее. Ты как всегда очень любезна... Ладно. Через год сделаем Сход? Мне достаточно.

Вот и умница. Ну, до встречи что ли? Прощай не скажу. Плохая примета.

Больше я её не видел. Но однажды она прорычала мне издалека. Не смогла преодолеть Зов. Это её и погубило. А я уже начал двигаться в её сторону. Шел очень осторожно, включив всё - зрение, слух, нюх. Предчувствие. Когда до её территории оставалось всего-ничего раздались выстрелы. И её предсмертный рык:

Белый, обходи и уходи. Двигай на Север. Может быть найдёшь наших. Про меня расскажешь, что я до конца здесь оставалась. Прощай.

Вскоре всё стихло... Но я не ушёл далеко. Продвинулся немного севернее, на бывшую территорию Старика. И вот теперь пришла и моя последняя ночь.

Весь день я уходил от погони. Большая банда, много Врагов и их жалких рабов-собак. Этих предателей мы вообще не уважали в отличие от волков. Давно в прислуге у Человека... Не редко специально тихими ночами подходили к селениям и утаскивали их в тайгу. Так себе мясо. Хуже дикого. Эти трусы храбры, когда под прикрытием огненных стрел. Вот тогда они все из себя и чуть ли не рвут на себе шерсть, демонстрируя преданность Хозяевам. Без них нам конечно жилось бы проще - легче обманывать двуногих и уходить в глубины горной тайги... Но сегодня я понял, что есть что-то, что хуже собак.

Летающие Демоны. Они с утра заметили меня с воздуха и начали кружить рядом и около, издавая отвратительный шум своими вращающимися руками. Они и навели на меня Банду. И как я теперь понимаю - именно они магическим образом указывали мой путь убийцам позади. Как бы я не петлял, не обманывал, не шёл временами по речкам.

Да, я продержался до темноты. И преследователи остановились на ночлег, разожгли свои страшные ночные огни. Я тоже зарылся на передышку в тёплый уже снег. Скоро он должен был начать превращаться в воду. Дело скоро к Теплу. И мой белый цвет уже совсем не поможет среди зелени. Нужно что-то решать. До выхода из-за краёв земли Светила. Времени совсем немного. И за три часа до Света я решил - сделаю то, чего они не ожидают. Дам последний свой бой.

Ветер с их стороны. Это удача. Я ещё по темноте смогу тихо подойти к их стоянке. Да, собаки в последний момент завопят. Убью тех, кто бросится. А дальше займусь Врагами. Постараюсь отправить в Их Страну Теней как можно больше. Сколько успею. Пусть их и большая банда. Ничего. Осталось сделать последнее - написать для истории про свой Конец.

Поднимаюсь. Нахожу подходящий мягкий камень на взгорке сопки и выцарапываю: "Я - Тигр. По прозвищу Белый. Последний из рода Уссури и Сихотэ. Сегодня моя последняя битва. Не за выживание. Против Врага. Ради Памяти Предков. Ради возмездия за трусливое и низменное истребление моих сородичей".

Вот теперь мне легко. Немного разминаюсь и начинаю движение навстречу Врагу и его огненным стрелам.

Через несколько дней все крупные газеты Края вышли с паническими заголовками:

"Тигр-убийца напал на большую команду охотников. Много убитых и раненых...", "Тигр-оборотень? Страшная бойня у подножия Сихотэ. Куда смотрит власть?", "Полосатый убийца, несмотря на многие раны, скрылся в горных пещерах", "Общественность совместной российско-китайской Территории требует поимки и уничтожения тигра-людоеда".

* * * * * * * * *

Дерсу Узала. Кинорассказ (1961) = > https://www.youtube.com/watch?v=fedTBS4lBPU

Тигрёнок на подсолнухе (мульт, СССР) = > https://www.youtube.com/watch?v=FJgXJh1yv8s

Дух предка в образе Куты мафа = > http://www.slovoart.ru/node/1507

22 июня - день начала Великой Отечественной войны. Это было настолько значимое событие для нашей истории, что после него остался почти неизгладимый отпечаток в культурной матрице всех народов, живших когда-то вместе на просторах СССР, в том числе и народов нынешней России. Именно поэтому в СССР снималось огромное количество фильмов про ту войну. Среди этих фильмов было очень много добротных и мастеровитых, немало было и подлинных шедевров.

Сейчас в России тоже снимается довольно много военных фильмов, но это фильмы не о Великой войне, а банальненькие боевички с набором штампованных образов и шизофреническим сюжетом. Но бывают и исключения - фильмы, где авторы понимают и чувствуют сакральный характер событий, о которых они повествуют. Полгода назад я написал рецензию о таком фильме - мастеровитом, глубоком и во многом провидческом. Почему «провидческом»? Потому что «Белый тигр» фашизма снова выполз из своего поганого болота…

Карен Шахназаров - один из самых известных и титулованных современных отечественных кинорежиссеров. Он народный артист России, лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых, Государственной премии РФ, заслуженный деятель искусств РФ. Фильмы Карена Шахназарова удостоены более пятидесяти международных и национальных призов и наград; дважды участвовали в конкурсе Каннского фестиваля, трижды были представлены на премию Американской киноакадемии «Оскар», представляли СССР и Россию на многих других международных кинофестивалях. Однако, даже имея такой послужной список, не каждому режиссеру удается снять фильм, который, с одной стороны, дает объективный и глубокий срез современного автору общества, а с другой - просто любим зрителями. У Шахназарова по крайней мере один такой фильм есть - это «Курьер» (1986 г.). В 2012 году кинорежиссер снял фильм, который по глубине и важности представленной в нем проблемы заслуженно может претендовать на то, чтобы считаться крупнейшим событием, не только отечественного, но и мирового кинематографа последних лет. Этот фильм «Белый тигр»
История, которую рассказывает Шахназаров - это легенда. Она довольно проста:


Высшее Существо, в котором по некоторым признакам можно угадать древнегреческого Зевса Громовержца, языческого Перуна или нашего родного Илью Пророка, посылает на Землю для борьбы с наступающим на мир Вселенским Злом ангела. Этот ангел вселяется в тело сгоревшего в танке механика-водителя. У этого танкиста все признаки неземного, надмирного существа: у него нет ни имени, ни возраста, он живет с 90 процентами сгоревшей кожи, его раны заживают нереально быстро, он почти ничего не ест, он наделен нечеловеческим предвидением и, наконец, он умеет разговаривать с танками.

Эта история разворачиваются на фоне последних месяцев Великой Отечественной войны. Идут тяжелые бои. И чем увереннее наступают советские войска, тем чаще на полях сражений появляется огромный, неуязвимый немецкий танк-убийца, которого танкисты называют «Белый тигр». Неумолимо возникает он из зловещего болотного тумана, безжалостно расстреливает противника и снова уползает в туманную мглу.

Для борьбы с бронированным монстром советское командование создает особый танк - специальную модель Т-34. Командиром экипажа этого танка становится младший лейтенант Найденов (такую фамилию дали в госпитале посланцу Высших Сил). Теперь его главная цель - выследить и уничтожить танк-убийцу. Советский танк и Белый тигр начинают смертельную схватку, и вокруг этой схватки Шахназаров выстраивает конфликт фильма.

Стороны конфликта режиссер обозначает очень четко. На стороне сил добра и света сражаются советские солдаты и в их числе экипаж спецтанка Т-34 во главе с ангелом - младшим лейтенантои Найденовым. Солдаты именно советские, а не русские. Экипаж спецтанка подчеркнуто интернационален - кроме командира с русской фамилией, в него входит также украинец Крюк и представитель народов Севера, Бердыев (по всей видимости, это такая «ухмылка» художника - постмодернистский привет зрителю от группы «Дюна» и её суперхита 90-х «Коммунальная квартира»).

Силы тьмы в фильме однозначно соотносятся с германской армией и фашизмом. Концентрированное воплощение Вселенского Зла - это страшный и загадочный Белый тигр, который один из персонажей фильма, немецкий офицер, называет «торжеством немецкого духа». Но кажется, лучше назвать этот танк образом смерти. Также, как смерть, он жесток и беспощаден. Он никогда не устает и не ошибается. Он мертвый - в нем нет экипажа. Это сухая, рациональная и безжалостная машина убийства.

Борьба Тьмы и Света, Жизни и Смерти в фильме достигает кульминации в сцене боя Т-34 и Белого тигра в Мертвой деревне. Этот эпизод полон символики.

В погоне за врагом Т-34 погружается в серый, сырой туман, откуда обычно появляется Белый тигр, и попадает в брошенную деревню. Это очень странная деревня: по сюжету фильма, военные действия идут за Вислой, на территории Польши, а деревня, где оказались танкисты, очень напоминает селение из русских сказок. Посреди деревни возвышается православная церковь. В деревне нет ни одного живого существа. Кажется, что она находится где-то между тем и этим светом, поэтому бой между Т-34 и Белым тигром, разгоревшийся там, приобретает надмирный, подлинно метафизический смысл. Этот бой, как действие в православной иконе - происходит не в какое-то конкретное время, не в каком-то конкретном месте, а вечно во Вселенной, как вечная битва Света и Тьмы.

Бой в Мертвой деревне выиграл советский Т-34. Но Белый тигр не был уничтожен - он был только поврежден и, как обычно, уполз в болотный туман зализывать раны.

У фильма два финала, и оба они совершенно необходимы для правильного понимания замысла автора.

В сцене первого финала, в первые часы после Победы полковник контразведки Федотов говорит танкисту Найденову: «Война-то закончилась Найденов… Ты слышь, Иван? Конец войне… Все» - «Пока я его не сожгу война не закончится товарищ полковник… Ждет он, ждет. И будет ждать двадцать лет, тридцать, пятьдесят, может сто и выползет… Его надо сжечь… Вы же знаете, что это надо сделать…», - отвечает ему Найденов. Федотов оборачивается и видит, что танк Найденова исчез, перешел в надмирное пространство - на Земле от него осталась только тень. Он тоже ушел ждать.

Второй финал фильма - сцена в кабинете Гитлера, который дает интервью какому-то таинственному незнакомцу: «Мы просто нашли мужество осуществить то, о чем мечтала Европа!… Разве мы не осуществили потаенную мечту каждого европейского обывателя? Они всегда не любили евреев! Всю жизнь они боялись эту мрачную, угрюмую страну на Востоке… Человечество стало тем, что оно есть, благодаря борьбе! Война - естественное, обыденное дело. Война идет всегда и повсюду. Война не имеет начала или конца. Война — это сама жизнь. Война это отправная точка…».

Слова Гитлера заставляют нас верить, что Белый тигр до сих пор где-то затаился и время от времени выползает из своего поганого болота, чтобы нести смерть и разрушение. Но сегодня он умеет не только появляться ниоткуда и исчезать в никуда - он может перевоплощаться. Он может легко приобретать образ натовского самолета, вываливающего кассетные бомбы на головы стариков и детей, или благообразного правозащитника, стоящего на страже прав педофилов и содомитов, или сурового бородатого мужика, способного запросто перерезать горло ребенку… И поэтому его нужно сжечь.

Центром происхождения и современным ареалом распространения тигров является Восточная и Юго-Восточная Азия, и мифология тигра в этом регионе очень сложна и зачастую противоречива. Тигр является крупнейшим представителем семейства кошачьих, и поэтому неудивительно, что в представлении людей он часто выступает как царь зверей и хозяин леса.

С древнейших времен тигр был тотемных животным многих племен Юго-Восточной Азии. Такие племена считали, что ведут свое происхождение от тигра и после смерти сами становятся Тиграми, т. е., что ныне живущие тигры являются их умершими родственниками. Это отразилось в современных «тигриных» названиях отдельных родов у индийских племен, наименованиях типа «человек-тигр» или «тигриных» именах как обозначения высшего геройства. Это особое положение тигра отражается в широко распространенных мифах о его связи с человеком. Некоторые народы Малайзии верят, что тигры, как и люди, образуют некое общество и живут в собственных городах и деревнях.

Нивхи – Люди тигры

Нивхи, почти исчезнувшая народность жившие на острове Сахалин и близ устья реки Амур считали Тигра особой породой людей (так называемые «люди-тигры» или «лесные тигры»); считалось, что тигра не только нельзя убивать, но ему нужно оказывать знаки особого почтения. На Суматре был выработан целый ритуал при обращении к тигру при встрече с ним. В горных районах Бенгалии охотник, убив тигра-убийцу, кладет на его тело свое оружие и обращается к богу с объяснением причин и мотивов этого убийства.

Связь человека и тигра отразилась в многочисленных мифах о ракшасах (тиграх-оборотнях), распространенных в Азии, особенно в Индии. В образе ракшасы ярко отражены восхищение тигром и страх перед ним. Ракшаса - демоническое существо; он владеет магией, но сам неуязвим для всех заклинаний, за исключением самых могущественных. Его любимое дело - война. Он вероломен - любит завоевать доверие жертвы, а потом напасть исподтишка.

Особые обряды связывались с представлением об огромной жизненной силе тигра. Каракалпакские женщины считали, что избавление от бесплодия может быть достигнуто вкушением кусочка мяса тигра, поклонением его следам, прыганьем через шкуру тигра; узбекские женщины окружали особым почтением охотника, убившего тигра, и т. п. Представления о Тигре, известные из подобных ритуалов, находят дополнительные аргументы в архаичных мифоритуальных традициях, когда речь идет о сфере плодородия, особой жизненной силе, страсти.

Китайская мифология довольно противоречива и представляет собой смесь даосской, буддийской мифологий с народными верованиями. Кроме того, существовали еще различные архаические и вновь возникающие местные народные культы, а также культы конфуцианских мудрецов и героев. Все это сложно переплелось в мифологическом восприятии тигра.

Тигр в Китае - царь зверей, повелитель всех обитающих на суше животных, вызывающий ужас и страх. Главная характеристика тигра, красной нитью проходящая через все верования и мифы - его сила, которая может проявляться двояко - он творец и разрушитель одновременно. Тигр олицетворяет сверхчеловеческие силы; это посланец лесных богов, и верхом на нем могут ехать боги, бессмертные или изгоняющие злых духов.

Китайская богиня Си-Ванму

Тигра соотносили с женским началом Инь, с подземным миром и западом, где солнце опускается за край земли, а его противоположностью был Зеленый Дракон, носитель мужского начала Ян. С тигром связана и владычица запада Си-Ванму, которая в древних китайских рукописях описывалась как зооморфное существо с хвостом барса и клыками тигра. Возможно, именно некую ипостась этой грозной богини представляет тигроподобное чудовище дао-дай («пожиратель»), упоминания о котором относятся еще к эпохе династии Хань. Изображения дао-дай встречаются, как правило, на предметах похоронного культа, и порой сама погребальная урна выполнялась в форме тигра. Этот образ - земля, пожирающая мертвецов и тем самым дающая пищу живым. Позднее демоническая сущность Си-Ванму претерпела радикальные изменения: она вошла в даосский пантеон уже не как страшная владычица запада, насылающая кары, а как хозяйка снадобья бессмертия, а тигр стал стражем могил, его изображение используется против борьбы с демонами и злыми духами. Сами демоны должны были испытывать перед тигром ужас, поэтому на могилах нередко выставлялись каменные скульптуры тигров.

Изображения тигров на дверных косяках также должны были изгонять демонов. Белый Тигр в паре с Зеленым Драконом в Средние века почитался как дух - страж дверей. Изображение тигра находят на бронзовых и фарфоровых изделиях далекого прошлого. Вход в монастыри, правительственные здания, богатые магазины, жилые дома феодалов украшали и оберегали каменные изваяния тигра.

В Древнем Китае тигр, наряду с драконом, фениксом и черепахой, - одно из четырех священных существ. Дракон считался символом весны и востока, феникс - лета и юга, тигр - осени и запада, черепаха - зимы и севера. Их изображали на боевых знаменах - при этом во время следования войска знамя с изображением Чжун-яо (Феникса) несли спереди, Сюань-яо (Черепахи) - сзади, Цин-луна (Зеленого Дракона) - слева, а Бай Ху {Белого Тигра) -справа.

Феникс – Чжун-яо

Боги-защитники изображались скачущими верхом на тиграх. У китайцев бог богатства ездит верхом на тигре, охраняющем сундуки с монетами. Один из наиболее известных китайских богов богатства - это Цай Шэн Йе, который часто изображается облаченным в мантию с образом дракона и сидящим на тигре. Говорят, в благоприятное время он приносит большое процветание, а в плохое время защищает семью от бедности.

Позднее Тигр и Зеленый Дракон поменялись местами: иероглифом ян стали обозначать мужественное благородство тигра, тем более, что его лоб украшен знаком, в котором узнается иероглиф «ван», что означает «царь». Когда тигр имеет символику ян, то, в соответствии с китайской символикой, он олицетворяет власть, мужество, военную силу и ярость, которая нужна ему как защитнику.

Тем самым, становится ясно, что толкование образа тигра в искусстве зависит от его окружения. Например, образ тигра (инь) в бамбуковой роще (ян) в древнем Китае символизировал испорченное, больное общество: т. е. тьму, внедрившуюся в область света. Аналогично, в японской традиции тигр в бамбуковой роще символизирует одержимое злом человечество в неиспорченном мире. Когда тигр изображается сражающимся с Небесным драконом (символом ян), он становится земным олицетворением инь.

В еще более поздней китайской традиции появляются пять легендарных тигров, охраняющих мир от сил хаоса: Белый Тигр - со стороны запада, Синий (Зеленый) Тигр - с востока, Красный Тигр - с юга. Черный Тигр - с северной стороны. Желтый Тигр защищает центр мира, то есть собственно Китай. С Белым Тигром (Бай Ху), символизирующим долголетие, связывают один из пяти звездных дворцов. Он является символом страны мертвых (в Китае белый цвет - это цвет траура).

Бог богатства – Цай Шэн Йе

Тигр является персонажем многих древних легенд, где зачастую выступает в роли спасителя. Например, в одной сказке говорится, как одна женщина бросила незаконнорожденного младенца в поле, но его нашла тигрица и выкормила его. Ребенок вырос и стал первым министром государства. Аналогичную историю рассказывают о Конфуции. Говорят, что в младенчестве он был настолько уродлив, что родители, не в силах смотреть на ребенка, решили оставить его на горе, где он неминуемо должен был погибнуть, но тигр, вернее, тигрица спасла его.

В некоторых регионах тигр символизирует брак и деторождение. В провинции Шанхкси (Шаанкси) невеста перед тем, как войти в дом жениха, берет с собой двух тигров из теста, ибо традиция велит вешать украшения с образом тигра над кроватью новобрачных. В провинции Хенань храмовая ярмарка проводится в третьем лунном месяце, и игрушечные тигры, сделанные из различных материалов, продаются повсюду Множество людей приходят в храм молиться за своего ребенка и затем приносят игрушку тигра домой. Одна такая игрушка обычно сделана из двух тигров, как символ мужчины и женщины. Популярен, особенно в вышивке, сюжет «Тигрица, кормящая человека».

В китайской алхимии тигр символизирует свинец и физическую силу. В китайском буддизме тигр - одно из трех Бесчувственных Существ, олицетворяющий злость (наряду с обезьяной - символом алчности и оленем - олицетворением похоти), а также персонификация гнева.

Предлагается к прочтению.