Ледовый режим.

Если вы вдруг собрались на Байкал и у вас нет времени читать отчет целиком, пролистайте эту статью в конец - там краткая сводка полезной информации.

Ни для кого не секрет, что зимой на Байкале можно найти поистине феноменальный лед: гладкий, как зеркало, черный, украшенный мраморными трещинами. Этот удивительный лед крепко встает в феврале и сверкает на солнце до апреля. Говорят, что, когда едешь по идеальному льду Байкала, испытываешь совершенно космические чувства…
- Хотите на Байкал? - спросила как-то нас с Артуром Ксюша, прожжённая туристка, организатор походов и участница мультигонок. - Маленькой группой, в самом конце февраля-начале марта?
Эта идея быстро захватила ум, и, к счастью, все трудности с отпусками были успешно улажены. Команда собралась из туристов-водников, не искушенных, однако, в плане зимнего туризма. Только Ксюша и Катя вместе в прошлом году ходили на лыжах в Архангельскую область, для остальных - меня, Артура, Игоря и Оли - Байкал-17 должен был стать первым зимним походом. Коньковый опыт тоже у всех был разный: Оля занималась фигурным катанием, у нас с Артуром большой накат на роликах, а вот, к примеру, Ксюша на ледовые коньки встала впервые уже в ходе подготовки. Поэтому решили не усложнять: ночевать по возможности на базах и проезжать относительно небольшое (как нам казалось) расстояние - 40 км в день: бывалые-то и по 120 км проходят.
При разработке маршрута были прочитаны отчеты самых разных групп, и все они обещали: вокруг Ольхона и на западном побережье от МРС (Сахюрты) до Листвянки малоснежно, а если капризы погоды и случаются, то вскоре суровая Сарма и ее братья-ветра Култук и Верховик сдувают порошу к восточному берегу. Подобрали снаряжение, организовали покатушки на дворовом катке, Сестрорецком разливе и Ладоге (). Маршрут придумали такой: обойти из МРС за 4 дня вокруг Ольхона, а затем, переночевав вновь на МРС, дойти западным берегом на юг до Бугульдейки.

Оказалось, что по льду катка рыбацкие санки с весом 60-70 кг едут на ура, даже если в упряжи дошкольники. Что уж говорить про дюжих парней с лыжными палками!

Последняя предпоходная трудность решалась уже за сутки до вылета и состояла в преодолении ограничений на багаж, накладываемых Аэрофлотом. Во-первых, лыжные палки бесплатно можно провозить только в чехле с лыжами, иначе это, по правилам, негабарит, который стоит в лучшем случае 5000 р. туда-обратно. Во-вторых, сам багаж не должен по сумме измерений превышать 158 см. Зимний туристический рюкзак, даже туго притянутый стропой к санкам, в это ограничение едва вписывается. В общем, мы оставили эти проблемы на усмотрение служащих аэропорта и не прогадали: 4 палки в лыжном чехле отлично идут за «лыжное оборудование», а объемный груз, если он не весит больше 23 кг, тоже дополнительной платой не облагается.
И вот за спиной почти бессонная ночь, из которой перелет выкинул 5 часов разницы между временем в Иркутске и Санкт-Петербурге, беготня по только что открытым с утра магазинам за продуктами и последним снаряжением и трансфер на базу в МРС половиной группы на маршрутке, половиной - на машине хозяина базы. Наконец, свершилось: нашим взорам открылся тот самый великий Байкал, о котором мы так долго мечтали! Правда, залив близ базы был почти полностью занесен снегом. Но взойдя на ближайший холм, мы увидели его - тот самый зеркальный лед Байкала! Он блестел всего в каком-нибудь километре у восточного берега Ольхона. На панораме его можно разглядеть в центральном проливе между островом и мысом.



Но… это был последний зеркальный лед за все наше путешествие. Да-да, такое случается: на Байкале бывает безветренная снежная погода. Впрочем, знали ли вы, что приехав на Байкал в идеальные даты, так может случиться? Ага, и мы тоже не знали. Да и не только мы - таких «горе-охотников» за льдом Байкала за время путешествия мы встретили немало.
Сбор вещей в первый переход сопровождался снегопадом. Он то усиливался, то прекращался, и даже выглядывало непривычно яркое для нас, петербуржцев, солнце.

Пройдя первые километры до автодороги пешком, переобуваемся в коньки. Процедура не быстрая: снять гамаши (бахилы), потом ботинки, упаковать их в мешок, достать коньки, на их место ботинки… Я посчитал, что при скорости езды 10 км/ч за это время можно уехать на 2 км и даже дальше.
Вскоре мы попали на поле замерзшей шуги, ехать стало невозможно, опять спешились. В итоге больше половины светового дня мы потратили на пеший переход до острова Огой, известного буддийской ступой Просветления. Как и принято, вокруг нее мы обошли 8 раз. Я думал, что загадать желание будет просто, но как-то больше думалось о натирающих наколенниках и плохо заправленной в штаны флиске. А те вещи, о которых вроде бы я мечтал в городе, здесь казались бледными и незначительными. Даже - увидеть лед Байкала. Здесь совсем другое измерение вещей, течение времени, восприятие реальности. Вершина острова Огой, где стоит ступа, как нельзя лучше подходит для умиротворенного созерцания без помыслов о бренном.

Зарядившись энергией духовной и материальной, мы спустились к волокушам. Поболтали с москвичами, катающимися на белых арендованных микроавтобусах, и с хужирским аборигеном, всю жизнь прожившим на острове. Было приятно, что этот человек влюблен в свою малую родину, ведь совсем не то бывает у жителей других прекрасных мест нашей страны.
Вдоль западного побережья Ольхона идет автомобильная дорога от Куркута до мыса Хобой, и по ней с Огоя мы помчали на коньках. Конечно, эта исцарапанная шинами поверхность была искомым льдом Байкала не более чем формально. Сразу сказался разный уровень подготовки группы: я с парнями и Оля вырвались вперед, а Катя и Ксюша оказались в хвосте.
Всю дорогу мимо нас проносились автомобили, благодаря ветру от которых на дороге и не было снега. Водители вежливо объезжали нас, а многие приветственно махали руками и сигналили. Когда солнце пошло к закату, стало окончательно ясно, что отстающие сильно тормозят группу, и мы с Игорем забрали у них санки, сцепив со своими в поезд (фото со второго ходового дня). Ситуация улучшилась, скорость возросла до 8 км/ч.

Но в итоге оставшиеся километры до Хужира были закончены уже затемно, на одеревеневших ногах и в пронизывающем холоде. Когда вся группа собралась на пирсе, среди выброшенных на берег ржавеющих кораблей, сил перепаковывать сани и взваливать их на плечи ни у кого не было, и мы их так и поволокли по белесой в свете фонариков главной улице Хужира, приветливо сияющей огнями кафе-позных, гостиниц и магазинов. Но это было, конечно, не городское сияние, а совершенно своеобразное, во тьме напоминавшее интуитивное представление о золотоносном Клондайке.
На следующий день оказалось, что санки местами протерты до дыр, потому что дорога - вовсе не заснеженная, а лишь слегка припорошенная грунтовка. Более приятное открытие состояло в том, что после вчерашнего марафона ноги могли ходить и катать.

Полюбовавшись на скалу Шаманку и сделав фотографии у идолов, трепещущих на ветру цветными флажками, мы двинули дальше, к мысу Хобой, на первую холодную ночевку. Где-то в середине пути мы встретили туристку из родного Питера на финских коньках. Она рассказала о торосном поле в районе Бугульдейки, которое они преодолевали с группой весь день, и о том, что сказочный лед все-таки успела увидеть.

А потом нас догнали фотографы из Улан-Удэ на Ауди, которые, как и мы, безуспешно охотились на зеркальный лед, и устроили нам настоящую фотосессию.



Чем ближе к северу, тем хуже становилась дорога, и последний ее участок мы прошли пешком. Темнота застала группу примерно в 5 км от мыса Хобой, и мы поставили лагерь прямо на льду, в полукруглой бухте. Ксюша нашла пещеру и обустроилась там, в тепле, с горелками и котелками.


Игорь с топором пошел рубить лед. Ну, как пошел - лед-то тут везде.

Поверхность, по которой мы ходим, плитки торосов, громадные наплески (сокуи) на скалах, сталактиты в пещере. Что-то из этого, не скажу, что именно, оказалось вскоре в котелках.

Вышла луна, разгулялся мороз. Запомнилось, как я захотел доложить себе добавки на ужин, закончив одну миску, а кастрюля с макаронами уже подернулась льдом. Температуру воздуха мы не узнали, термометр на часах показывал два прочерка (холоднее -10), но руки и ноги основательно мерзли.
Под утро я видел сны под урчание ладожских моторок. Потом выяснилось: это хужирские буханки везли туристов на Хобой.
Перед выходом мы очень долго грели воду в термосы - на чай и суп с сублиматами. Очень долго, потому что две из трех газовых горелок отказались работать: у дешевой китайской потек кран, другая просто еле горела на морозе, хотя это и была дорогая «Ковеа», которая, по рекомендации, успешно выручала на горных маршрутах.

До Хобоя дошли уже за полдень.

И вот мы на том месте, куда стекаются многочисленные туристы. Торосы здесь выше метра, сложенные из чистейшего, отливающего бирюзой льда. Они впечатляют и ужасают: если бы не дорога, то как вообще тут можно было бы пройти? Наша прекрасная половина команды объявила «бунт на корабле» и предложила сильной части команды обойти Ольхон без нее.

- Обычно в своих походах я предлагаю людям посидеть, подождать меня, - сказала Ксюша, сверкая на солнце зелеными очками, - но теперь подожду вас.
Я не без сожаления подумал, что огромные неподъемные тюки на волокушах перетащить через торосы, если не будет дороги в обход, нереально. Плюс лед за Ольхоном, если есть, то только на половине дистанции (вчера смотрели спутник), а она составляет примерно 100 км. Нет, это не для двух суток. Да и разделяться… что-то в этом неправильное. И мы с парнями приняли решение возвращаться в Хужир той же дорогой, по которой приехали. А девчонки погрузились в УАЗ и поехали в поселок - посидеть в кафе и попробовать позы (или, по-бурятски, буузы), этакие большие пельмени.

По пути мы опять попали в объективы фотокамер профессионального фотографа, встретили швейцарцев на велосипедах, корейское телевидение, кореянку же в кошках с огромными санями (проект Baikal 700) и еще большее число наших соотечественников, взволнованно спрашивавших, как там лед. Пришлось разочаровывать.

Надежда на лед еще не растаяла, но уже была слаба. Настало время тяжелой артиллерии. Алексей Костин, руководитель турклуба нашего университета, снабдивший частью снаряжения, перед поездкой дал нам пару контактов в Иркутске. Один из знакомых Алексея - Юрий - оказался увлечённым спортсменом, из тех, кто на байсах встречает черный лед и на лыжах провожает белый (отчет об одном из его заездов).
Вечером я списался с Юрием и узнал, что год вообще вышел снежный. За перепиской родилась идея съездить в Голоустное. В конце января там было шикарное зеркало. Если будет лед, покатаемся, не будет - успеем пройти расстояние до Листвянки пешком, не слишком утомляясь, там всего около 50 км. Мысль всем понравилась, а Ксюше особенно - она еще при планировании маршрута подумывала посмотреть этот участок берега.

Так как дороги из Хужира в Голоустное нет, решили вернуться в Иркутск переночевать. Вечером побродили по городу в темноте. Центр красивый, ухоженный, но размером всего в один квартал. На набережной - зона для прогулок.
…Истана остановилась за Большим Голоустным, напротив сплошного снежного поля, простирающегося до горизонта, где через 40 км ширины Байкала, в дымке голубеет снежный хребет. Нет, с чистым льдом в этом году нам не повезло, но как же здесь все равно красиво!




Тут тоже не безлюдно. Мы несколько раз пересекались с одной и той же коммерческой группой - одетыми в горнолыжные и городские куртки пешеходниками, тянущими рукой за веревку детские санки с небольшими сумками.

Потом стали попадаться туристы в серьезной экипировке, снегоходы, собачьи упряжки, машины.

С двумя ночевками на оборудованных стоянках Большой байкальской тропы дошли до Листвянки. Там мы с Артуром автостопом прокатились до незамерзающего истока Ангары и обратно. На музеи и нерпенарий времени, увы, не хватило.
- Жаль, что льда не было, - написал потом Юрий. - Такое не очень часто случается, но иногда бывает, чтобы все западное побережье было в снегу. Время у вас было выбрано нормально. Просто конкретную программу нужно выбирать по ситуации. Если ледовая обстановка хорошая, то катать лед, конечно. Обстановка плохая - можно в горы поехать погулять часть времени.
Мы и поехали в горы на оставшиеся сутки, закончив маршрут у горячих источников села Вышка (Жемчуг), что в окрестностях Восточного Саяна.

Курорт курортом, но с утонченным сельским колоритом: номера отапливаются буржуйками, по раскисшим дорогам бродят коровы и собаки. Милота.

Гуляя по солнечным улочкам, мимо ларьков «Мороженое», я как-то и забыл, что здесь не лето, а зима. А на закате мы пошли в долину Иркута смотреть на горы.

Потом были Иркутск с музеем истории города, долгий перелет домой, разбор вещей и результатов похода.

В итоге мы проехали около 100 км на коньках по сохранившемуся льду автомобильной дороги вдоль западного побережья Ольхона, остальную часть маршрута прошли пешком - более 70 км. Спортивный план похода - пройти 300 км за 8 ходовых дней, конечно, выполнен не был. Но километры километрами, а впечатлений мы получили надолго. Жаль, что это чудесное озеро расположено так далеко от дома.

Полезная информация

В Иркутске развита сеть такси «Maxim», можно заказать минивэн для перевозки рюкзаков всей группы. Гораздо дешевле, чем бомбилы на вокзалах: порядка 300 руб.
Для заказа машины в Большое Голоустное звонили Ивану, тел. 672-020, обошлось в 5500 руб. (обычная цена, но надо торговаться). До Бугульдейки машина обычно стоит 6000 руб. Рейсовый транспорт бронировали через сайт Автовокзал-Онлайн (https://avtovokzal-on-line.ru/): маршрутки от Листвянки, до Жемчуга. В Иркутске автовокзал устроен таким образом: с одной стороны дороги, за забором, - официальный, с маршрутными автобусами, с другой - менее официальный, с таксистами и «Истанами» до Ольхона.
В Хужире останавливались в разных местах, самое дорогое из опробованных - Диана за 800 руб./чел - порадовала душем, теплым туалетом и Wi-Fi.
Большой выбор туристического снаряжения в Иркутске - в магазине Фанат (ул. Красных Мадьяр, 41), продукты закупали в сети «Слата».
Что я бы изменил сейчас в маршруте и подготовке к нему:
1. Первый день лучше полностью провести в Иркутске, без спешки докупить все необходимое, а в оставшееся время погулять по набережной, поесть поз, пройтись по музеям.
2. Рюкзак на санки нужно паковать так, чтобы их можно было одеть на спину для перехода по населенному пункту или через торосы. Юрий отметил, что вес его проверенного опытом зимнего личного и бивачного снаряжения составляет не более 10 кг.
3. Хоккейные коньки - приемлемый выбор, но не лучший. Юрий рекомендовал брать байсы (нордики) на лыжных креплениях и ботинки для конькового хода с поддержкой голеностопа (если вы катаетесь на лыжах, после похода они не будут лежать без дела). Нордики можно взять напрокат в спорт-сервисе

Осталось совсем немного времени до момента, когда на Байкале встанет лёд и заливы Малого моря превратятся в невероятной красоты ледяной мир с зеркальной гладью и уникальными гротами. Кинорежиссер и фотограф Николай Тарханов рассказал The Village, как увидеть эту красоту вблизи, совершив путешествие по льду Байкала на велосипеде. И что нужно предусмотреть, чтобы сделать экстремальную поездку максимально безопасной.

Когда мы молча поехали в сторону цивилизации , наш спаситель аккуратно поинтересовался, не свихнулись ли мы?

Идея проехать по льду Малого моря на велосипеде появилась после того, как на один из дней рождения подарил себе горный велосипед. И однажды, 4 января 2011 года, не раздумывая, набираю номер друга детства, с которым нас объединяют больше сорока лет дружбы, и говорю: «Игорь, я завтра утром еду на Ольхон. На велосипеде. Ты со мной?»

Следующим утром мы загрузили два велосипеда в багажник машины и двинули на МРС. С утра приморозило, но в машине тепло, и поэтому как-то внимание на температуру за бортом не обратили. А надо было бы. На Малое море приехали примерно в час дня, прикрутили к велам колёса, взяли рюкзаки - и вперёд.

Первые несколько километров просто пела душа. Начало года, молодой лёд, чуть припорошенный куржаком, погода около минус двадцати «с хвостиком», впереди около недели выходных и баня, которая ждёт по приезду на Ольхон.

Эта щенячья радость закончилась, когда мы на скорости около 20 км/ч буквально вылетели на чистый лёд. Вот с этого места первой мыслью было: «А чего же мы не купили шиппованую резину?» Я и мой приятель на тот момент были полными дилетантами по зимним ледовым поездкам - о шипах никто и не подумал.

Чихнул - упал . Резко дёрнул руль - упал. Чтобы повернуть «вон туда», закладывай вираж метров в 100

Сложность езды по чистому льду без шипов состоит в том, что лёд - он скользкий. И холодный. А резина при -20 становится совсем пластиковой. И чтобы повернуть «вон туда», надо закладывать вираж метров в 100. Чихнул - упал. Резко дёрнул руль - упал. Через несколько километров реально вымотались и решили на одном из мысов Ольхона немного отдохнуть, выпить чая, перекусить. Было около пяти вечера и к этому моменту мы проехали примерно 8 км за 3,5 часа.

Плавно подступил закат. А вместе с ним и похолодание. Мы двинулись дальше, и скоро стало понятно, что температура упала до минус тридцати или даже ниже. Смазка во всех крутящихся элементов байков попросту начала замерзать. Чтобы было понятно, что это такое: это когда с горки с приличным уклоном ты едешь со скростью пять км/ч и как будто в крутую горку. Полтора или километра от берега до Хадайской горы мы преодолевали, наверное, около часа. Стемнело. Включили фонари, но аккумуляторы через полчаса замёрзли, и дальнейшее движение мы продолжали в полной темноте. Мороз. Ночь. Бескрайнее звёздное небо. И скорость движения - пара километров в час. Было принято решение: «звонок другу». Когда в начале десятого мы кое-как загрузились в «буханку» и молча поехали в сторону цивилизации, наш спаситель аккуратно поинтересовался, не свихнулись ли мы?

О поломках в пути

Наутро мышцы болели так, как никогда прежде. Болело всё. Мы решили доехать до усадьбы Бенчаровых, и что это была за поездка: сидеть на веле было невозможно. Крутить педали - на грани возможного. Держать руль - почти чудо.

Добравшись до усадьбы, зашли выпить чаю. Минут через десять в столовую заходит Никита Бенчаров, здоровается, спрашивает, где я поставил машину, и начинает хохотать, когда узнаёт, что это мы и есть те два дурака на велосипедах ночью, о которых ему несколько раз вечером рассказали водители, которым мы попадались по пути.

Было совершенно понятно, что обратно своим ходом мы не доедем. Поэтому снова «звонок другу», и Игорь Шрамко доставил нас до паромной переправы. Пару-тройку километров до материка мы доехали только потому, что это был путь домой.

После приезда мы с товарищем провели планёрку, сделали кучу выводов, и, так как задача проезда по льду от МРС до Хужира так и не была решена, нашли ещё двух энтузиастов из числа близких друзей. Купили в одном английском интернет-магазине отличную шипованную четырёхрядку, и первого апреля у нас был заезд номер два. Тогда мы и сделали то, что хотели.

Да, было уже труднее ехать, так как апрельский лёд - совсем не то, что январский. Да было трудно тащить сотни метров через гряды торосов велосипеды на себе, да, несколько финальных километров обратного пути мы снова ехали только на энтузиазме. Но, выехав 1 апреля в 13.30 со стороны материка, мы в одиннадцатом часу вечера прибыли в Хужир и утром двинулись обратно, суммарно проехав ровно 100 км. Испытав на обратном пути такую эйфорию, что тут же было принято решение повторить эту поездку на будущий год, по молодому льду.

Третья поездка состоялась только в 2017-м: я попал в дтп и три года с помощью ходьбы и велосипеда терпеливо восстанавливался. Было начало февраля. Мы с другом и единомышленником Игорем и его племянником Максимом выехали пораньше, взяли с собой рюкзаки поменьше (в первую везти на плечах 23 кг было очень утомительно). И в этот раз у меня была ещё одна задача: ехать медленнее, чтобы от МРС до Хужира поискать интересные гроты, которые можно будет поснимать во время двух фотокурсов, которые были назначены на февраль и март.

Лед был идеальный - километры зеркала. И местами складывалось впечатление, что ты не едешь, а летишь над водой. В начале десятого вечера заехали на берег острова на пристани Хужира. И на обратном пути все совпало. Погода. Попутный ветер. Прозрачные поля льда и почти полное отсутствие торосов, которые мы проходили, не спешиваясь. Местами четырёхрядная шиповка давала возможность ехать со скоростью под 30 км/ч! В эту поездку Байкал нам подарил многое. Впечатления. Пейзажи. Тёплое февральское солнце. Около 100 км пути. Песни льда. И полное ощущение полёта.

Поеду ли я снова? Да, при первой же возможности поеду. Я знаю, что у меня есть надёжные друзья, которые поддержат в самых безбашенных идеях. Я знаю, что такое ехать по прозрачному льду толщиной 30, 50, 70 см. Ощущение, которое сложно сравнить с чем-то другим.

Вам точно понадобятся жирный крем для лица и балаклава, тёмные очки, шипованная обувь или шипованные насадки на обувь - это повысит комфорт пешего передвижения по открытому льду.

Термобелье и максимально теплая одежда, чтобы мышцы ног не переохлаждались. Пара шапок - потеплее и полегче. Погода на Байкале может измениться даже в течение дня.

Наколенники. Когда вы в поисках классного кадра ползаете по льду, то в порыве творчества можете не заметить переохлаждения.

Один или два туристических коврика. На остановках они вам ой как пригодятся.

Планируйте график без фанатизма, если нет опыта, и начинайте движение по льду с начала светового дня. Расстояние от МРС до Хужира (по разным траекториям) около 50 км. И если вы выехали днём в комфортные -15 гразусов, то к вечеру может вполне быть -30. Кататься по льду можно и в морозы. Но обязательно уточнять толщину льда. Движение по весеннему льду более энергоёмкое. Лёд не такой ровный, и физических усилий требуется больше.

Если при движении по льду Малого моря понимаете, что погода начинает меняться, к примеру, начинается Сарма, то лучше передвигаться ближе к мысам. Обязательно в процессе езды периодически спешиваться и проходить сотню-другую шагов пешком для стабилизации кровообращения.

Узнайте и запишите номера телефонов людей, которые могут с материка и с острова к вам подъехать. Сообщите своим знакомым, что вы собрались прокатиться по льду. И реально оценивайте физическое состояние, свое и ваших единомышленников. Желание сделать селфи покорителя ледяной пустыни - не тот повод, ради которого стоит затевать такую поездку.

Февраль и март – традиционный период, когда многие россияне, уставшие от нескончаемого мороза, отправляются за солнцем и теплом в азиатские страны. Вот и я в этом году созрела, наконец, для аналогичной поездки. Составила маршрут, накопила нужную сумму, нашла попутчиков. Единственное, что не было готово – загранпаспорт, который обещали сделать к середине марта.

Тем временем, на дворе стояло 17 февраля. Близился День защитника Отечества и выходные, которые оказались в этом году длиннее, чем обычно. И мне очень хотелось воспользоваться случаем и потратить их на путешествие. Выбор, правда, ограничивался только Россией. И сейчас я понимаю, что это было даже к лучшему! Я тогда вспомнила, как пару лет назад на одной из фотовыставок впервые узнала, что из себя представляет зимний Байкал. Его фантастические пейзажи так вдохновили, что я пообещала себе обязательно когда-нибудь увидеть это великолепие живьем.

Когда мне в этот же день попался на глаза анонс о ближайшем туре на Байкал – я поняла, что время пришло! Правда, очень быстро и внезапно как-то. Мой мозг еще долго сопротивлялся, анализируя бюджет поездки. «Да за эту сумму можно в Таиланд слетать на 2 недели! А ты выбираешь 5-дневный тур, да еще и в холод. Тебе его в Москве мало, что ли?». Однако в душе чувствовался такой отклик! Интуиция подсказывала, что в Азию я еще успею слетать. А в случае с Байкалом – нужно ловить момент! К тому же февраль – самое благоприятное время для путешествия туда в зимнее время.

И вот уже вечером 21-го февраля я сидела в самолете, переполненная авантюризмом и духом первооткрывателя. Не покидало ощущение, что впереди меня ждет нечто приключенческое и даже в чем-то экспедиционное. Ведь Байкал, особенно зимний, еще не успел стать популярным туристическим курортом. И этот факт не мог не радовать!

По прибытию в Иркутск мы встретились с гидом и уже через пол часа сели на трансфер до пункта назначения. Не верилось, что через 5 часов передо мной откроется настоящий Байкал – самое чистое и глубокое озеро в мире, о котором нам рассказывали еще в младшей школе. Более того, я проведу 5 дней в самом его сердце – на знаменитом острове Ольхон! Опьяненная этими мыслями и не спавшая сутки, я погрузилась в сладкий сон прямо до нашего гостевого дома.

Место, где мы жили, оказалось более чем достойным! Номера очень уютные и теплые, в гостиной есть небольшой камин. Также здесь имеется собственная баня и столовая, где чудесно готовят!

А сам дом располагался возле красивой сосновой рощи.


Вот такой вид открывался с нашей веранды!


В первый же день я с энтузиазмом отправилась на изучение острова.
Это было нечто невероятное! То, что мне удалось увидеть и познать за все 5 дней, сложно уместить в одну статью. Столько открытий, эмоций и новых впечатлений! Кажется, я подарила частичку своей души этому дивному месту…

1. Торосы

Нестабильность физического состава озера и температуры ледяного покрова ведут к формированию торосов – ледовых обломков, поднимающихся над замерзшей поверхностью.







Выраженный бирюзовый оттенок торосов образуется примерно таким же образом, как и синий цвет водоёмов. Проходящие сквозь лёд солнечные лучи преломляются и рассеиваются. Длинные красные лучи больше поглощаются, а короткие синие лучше рассеивается, зрительно окрашивая прозрачную воду в потрясающий бирюзовый цвет.

Высота торосов обычно небольшая – до 1-1,5 м. Но в конце зимы, когда происходит мощная подвижка льда, они могут быть и выше человеческого роста!


Кое-где встречались не просто ледовые обломки, а настоящие голубые горы.
Не могу передать словами, насколько эти пейзажи будоражат мое воображение… Мысленно переносишься куда-то в Ледниковый период или на Северный полюс!


Здесь словно изображена летопись на ледовом пергаменте


А тут можно разглядеть льдины в виде затонувших кораблей, чьи паруса возвышаются над снежным покровом…


2. Музыка

Да-да, зимний Байкал имеет свою музыку! И речь тут пойдет совсем не о местном фольклоре или народных инструментах.

Этот звук не сравнится ни с чем… Это было невероятно, грандиозно и страшно одновременно!
Звук, когда ломается столь огромное озеро, подобен грому. Мой гид объяснял, что зимний Байкал только кажется тихим и уснувшим до весны… На самом деле, подо льдом вода продолжает двигаться, да еще как! Именно эти подводные течения создают торосы и трещины, покрывающие почти всю поверхность озера. Кстати, именно благодаря трещинам все живые существа, обитающие под водой, получают кислород.


Услышав первый раз данные звуки, мне показалось, будто где-то вдалеке едет машина с включенной музыкой. Это реально напоминает приглушенный бит! Но когда звук постепенно набирал громкость, а машины никакой так и не появлялось, становилось не по себе. Мое богатое воображение уже рисовало приближающееся Лохнесское чудовище, которое вот-вот проломит лед прямо под ногами!


И кое-где, кстати, были и правда трещины, куда запросто мог кто-то и окунуться.Наверное, только сейчас я начинаю осознавать, где меня вообще носило… 😉


3. Снежно-ледовые узоры

Поскольку до реальных трещин дело доходит уже после апреля, в феврале-марте можно спокойно и без всяких опасений насладиться уникальными орнаментами, которыми покрыто озеро. Можно часами рассматривать это бесконечное полотно, где ни один штрих, ни одна трещинка, ни один узор не повторится! И когда осознаешь, что всё это создано природой – очередной раз убеждаешься, что людям еще учиться и учиться у неё.





Благодаря сочетанию льда со снегом, кое-где вырисовывались очертания лиц или животных. Так и напрашивается фраза «Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей…»



В некоторых местах снег лежал прям белоснежными нетронутыми коврами, и лед рядом был чистый, без трещин. Это создавало поистине головокружительный эффект – как будто гуляешь по облакам, а не по льду!




Словно трасса между облаками 😉


4. Сокуи и ледяные гроты

Наплески на берегах и скалах, которые образуются при замерзании озера в самом начале зимы, называются сокуи. Как и узоры на льду, сокуи получаются самых разнообразных и причудливых форм!





Иногда это напоминало красиво застывшие водопады…


За наплесками скрывается множество пещер и гротов, которые летом недоступны из-за более высокого уровня воды. Несмотря на то, что я не раз была в настоящих и довольно больших пещерах, байкальские гроты очень впечатлили меня. Это словно древнее таинство, которое боишься нарушить лишним движением или звуком. И с трудом верится, что летом всё это таит и исчезает.






Потолки гротов усеяны множеством сосулек, напоминающих сталактиты.



5. Замерзшие во льду пузырьки.

Всегда интересно было представить, как выглядел бы замерзший во льду пузырь. И возможно ли такое, в принципе? Оказывается – еще как возможно!
Со дна Байкала на поверхность поднимается газ метан, выделяемый водорослями. Когда озеро покрывается льдом, замерзают и пузырьки этого газа. А поскольку они застывают на разной глубине, это создает удивительный визуальный эффект!




6. Прозрачность льда

Не зря Байкал до сих пор официально признан самым чистым озером в мире. Его воды богаты кислородом и настолько прозрачны, что сквозь лед можно и газету читать, и фильм смотреть.


А куски льда – хоть в чай добавлять, или прям так и есть 😉


Считается, что кристально чистой водой Байкал обязан микроскопическому рачку – Байкальской эпишуре, который фильтрует воду, пропуская ее через себя.

7. Средство для передвижения и активного отдыха.

Зимним туристам, отправившимся на о. Ольхон, повезло намного больше, чем летним.
Ведь отпадает всякая надобность ждать паром, который будет долго переправлять тебя с одного берега на другой. Благодаря льду, открывается огромнейшая свобода передвижения и возможность посетить даже самые труднодоступные уголки Байкала. Однако этой возможностью стоит пользоваться только в феврале и марте, когда лед уже достаточно крепкий и еще не начал таять.


Также лед – прекрасное место для активного отдыха. Тут уже каждый развлекается, как может.




А у нашей группы был в один день обед прям посреди озера. Очень необычные ощущения, скажу я вам! Как будто мы участники большой и долгой дороги, на которой нет никаких признаков цивилизации. Когда наш водитель в режиме онлайн сварил в котелке уху, она мне показалось самой вкусной ухой в жизни!


Но самое интересное развлечение, что я видела – это разведение костра прямо на льду. Кому-то явно не хватало адреналина 🙂


Подводя итоги, хочется сказать, что каждому хоть раз, но стоит побывать на Байкале. И именно зимой!
Вы испытаете такую гамму ощущений, которую не получите больше нигде.

Но это еще не всё! Стоит также упомянуть несколько слов о самом Ольхоне , в частности – о поселке Хужир, который также богат интересными особенностями и загадками.

Во время ознакомительной прогулки по поселку, мой гид остановился возле одного домика и указал на небольшое отверстие в заборе.

– Как ты думаешь, что это такое?

Мои предположения, что это окошко для домашних кошек, или что это используется вместо глазка или как отверстие для передачи чего-то, потерпели крах. Оглянувшись по сторонам, я поняла, что такое отверстие на заборе есть почти в каждом доме. Что же такого важного может понадобиться всем местным жителям? Да еще и открывается это окошко снаружи.



Мой гид посмеялся и сказал, что такой вопрос, был даже в передаче «Что? Где? Когда?» Парадокс, но жителям Хужира, который расположен на берегу Байкала, питьевую воду привозят в специальных машинах-водовозках. Когда жителей нет дома, то коммунальщики открывают оконце в калитке, протягивают шланг и выливают воду в бочку, которая всегда там стоит наготове. Этого я никак не ожидала услышать! Потом мне сказали, что даже электричество здесь провели лишь с 2005 года.


Еще одна вещь, которая удивила меня во время прогулки – на многих домах до сих пор висел новогодний декор! Я уже хотела приписать это к характеристикам местного темпа жизни… Но потом мне открыли глаза на то, что буряты, которые составляют немалую часть населения Ольхона, празднуют Новый Год в ночь с 26 на 27 февраля.

Жаль, что именно 26-го вечером у меня уже был обратный трансфер до Иркутска. Интересно было бы взглянуть на местные традиции и то, как они отмечают этот немаловажный праздник!



Также мне запомнилась атмосфера на территории заброшенного маломорского рыбозавода. Когда-то он был настоящей гордостью и красой Хужира и Иpкyтcкой области. Здесь функционировало несколько цехов: рыбодобыча, обработка, сетецех, лесотарный, механический и т.д.




А вот какая картина открывается на причале возле рыбозавода… В чем-то мрачная, но красивая и даже притягательная.



Над некоторыми кораблями очень хорошо поработали художники-граффитисты, превратив их в своего рода шедевры. У меня даже возник вопрос – почему действующие корабли так не расписывают?)
Это место скопления старых судов можно даже назвать своеобразным местным музеем. У каждого корабля как будто чувствовалась собственная душа…


Не могла я не заметить местный храм, который красиво возвышался на холме недалеко от въезда в поселок.


Видеть его здесь было довольно необычно. Лично у меня всегда Байкал и Ольхон ассоциировались с шаманизмом или буддизмом. Но еще удивительнее оказалась история постройки этого храма, которую я потом прочитала в Интернете. Цитирую из источника:

«Ко мне приехала раба Божия Наталья», – рассказывает благочинный Верхоленского благочиния о. Вячеслапав Пушкарев. «Скорбевшая по умершему мужу, она рассказала об одном решающем ее жизнь событии: в полудреме к ней явилась Божия Матерь и говорила о том, чтобы она продала квартиру в престижном районе Иркутска, на бульваре Гагарина, и купила на о. Ольхон дом, а на оставшиеся деньги построила там храм. В сомнениях она пошла к о. Калиннику, который не увидел в ее сне какой-то прелести, но отправил ко мне, как к благочинному этого района. Мы решили попробовать. Если это от Бога, то получится, а если нет, то так и остановится. Вырученных от продажи квартиры средств было недостаточно. Поэтому храм возводили по крупицам всем миром в течение нескольких лет.» Очень большой отклик вызвала эта идея у европейских туристов, которые оставляли немалые пожертвования на строительство храма.

Сейчас это Храм Державной иконы Божьей Матери. Двери туда открыты, служащих нет, можно взять свечи и заплатить, сколько хочешь.



Таким образом, Ольхон – место, где мирно соседствуют язычество и христианство.


Кстати, холм, на котором стоит храм, просто создан для того, чтобы наблюдать с него закаты и размышлять о вечном…


Желаю каждому, кто отправиться зимой на Байкал, испытать столько же ярких эмоций и ощущений!

Когда замерзает озеро?

В среднем замерзание Байкала начинается 21 декабря, а кончается 16 января, то есть на полное замерзание требуется около месяца. В первую очередь, в конце октября льдом покрываются заливы. Однако в сроках замерзания Байкала по годам наблюдаются большие колебания. Известны случаи замерзания озера в Лиственничном, например, в начале февраля (1899,1932,1952,1955,1959 гг.). При раннем замерзании толщина льда обычно бывает большей, соответственно, позднее начинается и вскрытие озера. От начала разрушения ледового покрова в южной котловине, которое происходит в апреле, до полного очищения всего водоема в мае-июне проходит также около месяца и больше. Северная часть Байкала замерзает на месяц раньше и на столько же позднее вскрывается

Замерзает ли весь Байкал?

Байкал замерзает целиком, кроме небольшого, в 10-15 км протяженностью участка, находящегося в истоке Ангары. Этот участок не замерзает потому, что в Ангару из Байкала втягиваются водные массы не только с самой его поверхности, а с некоторой глубины (до 50 м и более), на которой температура воды всегда выше точки замерзания (т.е. выше 0 °С). Поэтому в истоке Ангары даже при самых сильных морозах температура воды на несколько десятых долей градуса выше нуля. Требуется некоторое время для того, чтобы, хорошо перемешиваемая течением реки, она охладилась до О °С. За это время водные массы, оставаясь незамерзающими, успевают сплыть вниз по течению Ангары на расстояние 15-20 км. В южной части Байкал покрыт льдом 4-4,5 месяца, в северной - 6-6,5 месяца.

Какие сроки замерзания и вскрытия были на Байкале 100 лет тому назад и каковы они в настоящее время?

С середины XIX в. замерзание Байкала наступает все позже, а вскрытие раньше. Продолжительность ледового покрова сокращается. Если в 1869 г. в районе с. Култук Байкал замерз, по наблюдениям Б. И. Дыбовского, 6 января, в 1870 г, - 2 января, а в 1877 г,- 14 декабря; вскрылся в 1869 г.- 8 мая, в 1870 г,- 13-15 мая, в 1879 г,- 26 мая, то за последние десятилетия крайние сроки замерзания озера наблюдались 6 февраля (при средней дате 9 января), а крайние сроки вскрытия - 17 апреля (при средней дате 4 мая).

Какова скорость нарастания льда в Байкале при замерзании?

Она зависит от температуры воздуха и состояния погоды. В первые 3-4 дня при тихой погоде и температуре воздуха ниже -20 °С лед нарастает по 4-5 см в сутки. На скорость образования льда значительно влияет снежный покров.

Как связаны волнение и льдообразование?

Волнение играет двоякую роль: с одной стороны, оно препятствует образования ледяного покрова, а с другой -ускоряет выхолаживание воды, создает условия для интенсивного ее перемешивания, образования внутриводно-го и донного льда.

Какова наибольшая толщина льда?

Если лед на Байкале образуется при замерзании свободной поверхности воды в бесснежные и малоснежные зимы, то он прозрачен и его толщина достигает 100-110 см. При большом количестве снега толщина льда меньше: 65-70 см в южном количестве снега толщина льда меньше: 65-70 см в южных районах и 90-100 см -в северных. В торосистых местах, где лед нагромождается, его толщина 150-200 см и более.

Как влияет снежный покров на толщину льда?

По наблюдениям Б. И. Дыбовского и В. Годлевского, зимой 1869-1870 гг. соотношение было следующим: при толщине снежного покрова в 0 см толщина льда - 1 м; 1-10 см - 86 см; при 11-20 см - 80 см; при 21-40 см -77 см; при 41-60 см - 60 см; при 61-80 см - 58 см. Это важно знать, в частности, автомобилистам при передвижении по Байкалу, а также рыбакам.

Что такое внутриводный лед и как он образуется?

Внутриводный лед представляет собой кристаллы льда, возникающие в переохлажденной воде. Вода переохлаждается в зоне контакта с холодным воздухом при ветровом волнении или быстром течении и перемешивании на перекатах. При этом частицы переохладившейся воды вовлекаются в толщу или на дно реки прежде, чем успевают превратиться в лед. Процесс кристаллизации завершается у них уже в воде. Образовавшийся таким образом лед постепенно всплывает и образует шугу.

Как образуется донный лед?

При очень низких температурах воздуха и при интенсивном перемешивании воды в озере. Ледяным панцирем на дне покрываются не только камни, но и сваи причалов, рыболовные сети, водоросли и т. п. По мере утолщения ледяная корка всплывает на поверхность, иногда вместе с мелкими предметами, галькой, песком и др. Здесь отдельные ее куски смерзаются, формируется шуга, а постепенно и льдины разных размеров. Последние образуют сначала ледяные поля и, наконец, сплошной ледяной покров. Формы кристаллов донного льда самые разнообразные, так же, как и снежинок в воздухе, но они имеют более сглаженные грани. При тщательном изучении донного льда установлено, что он представляет собой рыхлую губчатую массу, состоящую из коротких тончайших ледяных пластинок из шестигранных кристаллов размеров от долей миллиметра до 1 см в поперечнике.

Что было бы, если бы лед не плавал в воде, а тонул?

Если бы лед тонул, то все водоемы умеренных и высоких широт на Земле оказались бы заполненными им от поверхности до самого дна. Солнце не смогло бы растопить эту массу, вытаивал бы лишь тонкий поверхностный слой. На планете царил бы вечный холод, и она стала бы необитаемой.

Что происходит при выпадении снега на поверхность воды в озере?

Когда снег опускается на воду, температура которой близка к замерзанию, он сбивается при волнении в гряды толщиной 0,5 м. Когда температура воды опускается до точки замерзания, мокрый снег и вода смерзаются и образуется мутный, непрозрачный лед.

Что такое сокуи?

Ледяные наплески на промерзших скалах и камнях, образовавшиеся при замерзании озера. Сокуи имеют самую разнообразную, порой причудливую форму застывших потоков, сталактитов. Толщина льда в сокуях может достигать нескольких десятков сантиметров. При сильном шторме наветренные скалы и камни могут быть покрыты наплесковым льдом целиком, до десятка и более метров в высоту. Обилие сокуев и наплесков на берегу делает его для малых судов почти неприступным. Росту сокуев способствует выбрасываемый волнами лед-шорох. Из шороха также формируются сокуи, наплески, блинчатый лед и колобовник, а иногда ледяные валы. На наветренных сторонах скал высота сокуев может достигать 20-30 м. Особенно часто таким ледовым панцирем покрываются скалы на мысе Кобылья Голова в Малом Море и на Ольхоне, севернее пади Узур.

Что такое шорох?

Шорохом на Байкале называют внутриводный кру-пинчатый лед. Он появляется позднее, чем такие поверхностные формы льда, как забереги, сало, шуга, склянка. Кристаллы шороха имеют игловидную, чечевицеобразную, бобовидную, гороховидную формы размером от 1-2 до 10-20 мм в поперечнике.

Что такое сало?

Плоские тонкие кристаллы льда, еще не смерзшиеся в сплошную корочку. Они образуются на спокойной поверхности воды и являются первым признаком ее охлаждения ниже 0°С. Сроки образования сала определяются тепловым запасом воды. Чем мелководнее и обособленнее район от центральной части озера, тем быстрее вода отдает тепло и тем раньше здесь начинаются эти ледовые явления. При тихой погоде, обычно ночью, кристаллы смерзаются в тонкие корочки. Под влиянием течений и волнения образовавшиеся корочки из смерзшегося сала разламываются, частично втягиваются в толщу воды и образуют рыхлые белесоватого цвета комки - шугу.

Что такое колобовник?

Это окатанная форма блинчатого льда, которая формируется при замерзании озера и разрушении его ледяной кромки волнами. Обычно обломки льдин имеют округлую форму, мутный цвет, часто утолщенные края. После ледостава большие поля из смерзшегося колобовника доставляют немало неприятностей автомобилистам и даже пешеходам. Езда на мотоциклах по такому ледяному покрову - сущее мучение. А между тем ездить на мотоциклах рыбакам, охотникам, да и ученым при зимних исследованиях приходится много

Что такое ледяные наплески, брызговое обледенение?

Они появляются на крутых и отвесных скалах, а также на бортах и палубах судов, их такелаже и представляют большую опасность для судов.

Длительное воздействие снега на различные предметы - деревья, камни, лед, инженерные сооружения. Снег, заметаемый поземкой, шлифует камни, полирует лед. В тех местах, где снежная коррозия проявляется ежегодно, стволы деревьев с наветренной стороны голые, не имеют ветвей, а кроны их приобретают флагообразную форму. Снежная коррозия очень хорошо видна на наветренных частях стволов деревьев на западном побережье Байкала и у верхней границы распространения древесных растений на горных склонах.

Какова мощность снегового покрова на Байкале?

Из-за часто повторяющихся сильных ветров он распределяется очень неравномерно. Вдоль западного берега ледяной покров почти бесснежный, видны лишь отдельные островки застругов в районах торосистых полей. По мере продвижения к восточному берегу толщина снегового покрова возрастает и может достигать 80-100 см.

Почему при таянии снега на льду Байкала почти не бывает луж (слякоти) ?

Лужи на поверхности ледяного покрова образуются до тех пор, пока не произойдет кристаллизация льда. Весной в нем появляются трещины, через которые такая вода уходит в подледное пространство. Когда весь лед превращается в кристаллический - игольчатый, он шумит, - издает шорох. Передвижение по такому льду очень опасно даже для пешеходов.

Что такое парниковый эффект и какова его роль на Байкале?

Термин «парниковый эффект» относят к физическому явлению, основанному на свойстве чистого прозрачного льда пропускать видимую часть света и задерживать отраженную от дна или других частиц, находящихся под ледовым покровом, длинноволновую радиацию.

Особенно заметно проявляется парниковый эффект под ледяной коркой, образующейся на поверхности льда при таянии снега. Снег тает под ней значительно быстрее, потому что она играет ту же роль, что и стекло на парниках. Это ярко проявляется на белесоватом льду. Мутный белесоватый лед задерживает и поглощает лучистую тепловую энергию только в верхнем тонком слое, разрушаясь на крупинки и пластинки постепенно, слой за слоем. При этом большинство пластинок располагается наклонно, как парниковая рама: нижний край их обращен к северу, а приподнятая часть козырька - к югу. Угол наклона примерно соответствует углу падения лучей солнца. Образование таких козырьков, создающих неровную поверхность льда, носит название «шах». При длительном подтаивании льда под козырьками ледяных корок образуются углубления до 10-15 см.

Что такое сублимация?

Испарение снега в зимнее время. В условиях Прибайкалья и Забайкалья, где зимой снега мало, а сухость воздуха и интенсивность солнечной радиации велики, выпадающий снег быстро испаряется. Поэтому на Ольхоне, например, а также вдоль западного берега Байкала скот пасут круглый год. Подобное наблюдается в Забайкалье и в Монголии.

Когда на Байкале происходит наибольшее испарение воды?

Наиболее интенсивно зимой, когда морозы самые сильные, но озеро еще свободно от ледяного покрова. В целом зимнее испарение превосходит летнее в 2-3 раза.

По данным доктора географических наук А. Н. Афанасьева, с поверхности Байкала за год испаряется 10,33 км3, или около 14,6% общего объема расхода воды из Байкала через Ангару.

Были ли айсберги на Байкале?

Вероятно, были, так как на дне Байкала есть остатки конечных морен ледников, спускающихся в озеро. В губах Аяя, Фролиха они расположены на глубине 40-50 м и более.

Что такое становые щели?

Это температурные швы в ледяном покрове. При колебаниях температуры воздуха лед расширяется или сжимается, образуя трещины или торосы. Становые щели возникают после замерзания озера и представляют собой сквозные трещины во льду. В разные годы их местоположение относительно постоянно: они обычно тянутся вдоль берега по кратчайшей прямой между соседними его выступами, расчленяя ледовый покров на ледяные поля до 10-30 км в поперечнике. Линейное расширение или сужение льда при изменении его температуры на 1 °С составляет 70 мм на 1 км льда. Колебания температуры воздуха иногда достигает 20-30 °С в сутки. Таким образом, при ширине Байкала в районе Лиственничное - Танхой в 40 км и перепаде температуры только 10 °С, суммарная ширина щелей составляет 28 м. Но так как лед покрыт снегом неравномерно, а, следовательно, охлаждение или нагревание отдельных ледяных полей также неравномерно, то трещины образуют очень сложную и сильно разветвленную сеть различной длины: от десятков до сотен и более метров. Щели живут, или дышат, то есть их ширина меняется в течение суток. Самая большая ширина становых щелей в одном месте - около 4 м. Но чаще всего они бывают шириной от 0,5 до 1,2 м. Преодолевают их с помощью специальных трапов из толстых двух-трехдюймовых досок или из бревен с дощатым настилом, уложенных поперек щелей.

Что такое торосы?

Нагромождение обломков льда вдоль становых щелей или сквозных трещин. При повышении температуры и сужении щелей лед выдавливается на поверхность и создает торосы. Так как расширение и сужение повторяется, то торосы вдоль щели образуют ярко выраженный ледяной вал. Высота торосов обычно сравнительно невелика -до 1-1,5 м. Но иногда они могут достигать 10-12 м. Время образования торосов определяют по толщине льдин, из которых они образованы. Из тонких льдин торосы образуются в начале ледостава, а из толстых — обычно весной, когда увеличиваются суточные перепады температуры воздуха и начинается прогрев льда весенними лучами солнца.

Как образуются надвиги льда?

Чаще всего весной, когда при подтаивании поверхностных слоев льда и снега растаявшая вода сначала заполняет сухие температурные трещины, а потом в них замерзает. Трещины перестают играть роль температурных компенсаторов, лед становится монолитной массой, а его поверхность при таянии более шероховатой. Во второй половине зимы (с февраля) и весной на Байкале усиливаются ветры. В это время подвижка льда, усиленная еще и ветром, приводит в движение большие ледяные поля. В местах, где возникает сопротивление, или существует препятствие (береговой припай, инженерные сооружения и др.), возникает нагромождение движущейся массы льда - надвиг. Надвиги, возникающие при замерзании озера, бывают из более тонкого льда и меньших масштабов. Они обычно не представляют такой серьезной опасности для инженерных сооружений, как надвиги весенние.

Почему зимой не бывает надвигов льда?

Зимой более устойчивая отрицательная температура, без резких и долговременных перепадов, лед более крепкий. Колебание температуры и происходящие при этом расширения или сужения льда компенсируются трещинами во льду и становыми щелями.

Каковы масштабы и мощность надвигов?

Лед может выжиматься на берег на расстояние до 20-30 м, а его нагромождения при встрече с надежным препятствием - скалой, например, - подниматься на 15-16 м. В 1962 г. В Южном Байкале наблюдали ледяные валы от надвигов высотой до 20—30 м. В 1933 г. такие нажимы льда перекрыли железнодорожное полотно около ст. Танхой и столкнули с рельсов товарный железнодорожный эшелон вместе с паровозом. Весной 1960 г. на судоверфи им. Ем. Ярославского ледокол «Ангара» водоизмещением 1400 т был вытеснен льдом на береговую отмель.

В этом же году в пос. Лиственничном и в порту Байкал надвигами разрушены причальные сооружения. В бухте Сосновка 13 мая 1960 г. при полном штиле подвижкой льда на берег вытеснились камни весом 5-6 т.

Для защиты инженерных сооружений или судов от повреждения ледовыми надвигами вокруг защищаемых сооружений прорубают майну - щель для свободного смещения льда. Ширина майны должна быть не менее полуторной толщины льда. Но не всегда такие предохранительные меры достигают цели. Надвиги иногда бывают такими значительными, что подобные майны не предотвращают их. В таком случае нужны другие, более активные меры. Обычно приходится дробить надвигающийся лед взрывами.

Сила воздействия надвигов льда огромна. Прямых ее измерений, к сожалению, пока не произведено.

Масштабы воздействия надвигов зависят от метеорологических условий - силы ветра, степени повышения температуры при потеплении, а также от размеров пришедших в движение полей. На Байкале они бывают до 200-300 км2, масса льда, приходящая при этом в движение, достигает 180-220 млн. т. Сила инерции такой массы весьма внушительна. Если даже лед перемещается со скоростью 1 см/с, то и в этом случае при толщине льда в 1 м воздействие приобретет огромную силу, а развиваемая мощность сопоставима с мощностью десятков и даже сотен крупнейших гидроэлектростанций. Скорости же перемещения ледяных полей бывают в десятки раз большими (до 0,5-0,6 м/с), следовательно, и сила воздействия такого льда во много раз большая.

Когда на Байкале бывает «артиллерийская канонада»-?

Ежегодно зимой, после замерзания всей акватории озера. Ледяной покров при резком и значительном понижении температуры охлаждается и сокращается. В нем появляются усадочные трещины. Их размер зависит от абсолютной величины и скорости понижения температуры. При меньшем охлаждении возникают многочисленные клиновидные несквозные (сухие) трещины; при значительном охлаждении — сквозные (мокрые) трещины. Растрескивание льда сопровождается шумом и грохотом, который напоминает артиллерийскую канонаду.

Что такое взлом льда и чем он вызывается?

Зимние взломы ледяного покрова на Байкале — явление довольно частое. Из прошлого известны случаи, когда на озере после его замерзания уже открывалась конная переправа, а затем в течение нескольких часов лед разрушался. Например, 13-14 января 1908 г. от с. Бугульдейки до с. Ха-рауз (расстояние около 25 км по льду озера поперек котловины) открылась конная переправа, а 15—16 января лед у западного берега взломало и девять подвод с лошадьми носило на льдинах по озеру в течение пяти суток; 22 человека спаслись с трудом. 19 января озеро снова замерзло, а с 21 января наладилась обычная регулярная переправа. В 1932 г. у пос. Лиственничное (Листвянки) после начала переправы лед толщиной 10-15 см был взломан сильным штормом.

На Байкале взлом льда возможен даже при его толщине свыше 30 см. Происходит это под влиянием жестких штормов типа боры. Такой срывающийся с гор ветер имеет огромную нисходящую силу с мощными, разного направления завихрениями. Под натиском ветра ледяной покров на воде раскачивается, под ним возбуждаются гидравлические волны, которые, в свою очередь, влекут за собой возникновение ледовых волн различных периодов, амплитуд и длин, распространяющихся в разные стороны. При таких волнах возникают силы, превышающие силы сцепления льда. В результате даже монолитный лед, не имеющий сквозных трещин, разламывается.

Какова грузоподъемность льда?

Грузы весом до 15 т могут перевозиться при толщине льда свыше 75 см. Если лед рассечен сухими трещинами, расчетную толщину льда необходимо увеличить на 20 %, а при мокрых трещинах - на 50 %. В 1904 г. между станциями Байкал и Танхой поперек озера была устроена железнодорожная переправа длиной 40 км. На лед укладывались на бревнах металлические рельсы, и по ним конной тягой перевозили с западного на восточный берег железнодорожные вагоны и паровозы. Вес паровозов был около 65 т. Такого концентрированного груза на сквозных трещинах лед не выдерживал, и паровозы приходилось перевозить в разобранном состоянии.

Почему молодой лед прочнее старого?

Молодой лед обычно без трещин, частички его крепко спаяны между собой, и поэтому он значительно прочнее. Сплошной, чистый молодой лед толщиной около 5 см выдерживает тяжесть человека (следует предостеречь любителей кататься по молодому льду - ходить по нему людям разрешается только при наличии 4-5-кратного запаса прочности). Раньше перевозка грузов на санях начиналась вскоре после ледостава при толщине льда 32-35 см. Если учесть, что при сильных морозах лед нарастает до 5 см в сутки, то уже не третий-четвертый день после ледостава часто начиналась переправа конной тягой, а на восьмой-девятый -автотранспортом. Однако в настоящее время, вследствие загрязнения воды и льда, его прочность снизилась.

Весной же переправа заканчивается за две-три недели до вскрытия, а иногда и раньше, хотя лед в это время имеет толщину 50-60 см. Начинается «разыгливание» льда - расчленение его под действием солнечного тепла в несвязанные между собой иглоподобные кристаллы - шестики. Такие длинные кристаллы льда пронизывают сначала часть, а потом и всю толщу льда. Кристаллы льда становятся как бы обособленными. Через такой лед вода при таянии проступает, движение по нему опасно даже для пешехода. Постепенно он расплавляется и ледовый покров исчезает

Что такое пропарины и чем они вызываются?

На Байкале поток тепла из воды ко льду весьма неравномерен, поэтому толщина льда также неравномерна. Лед тонкий там, где поток тепла так велик, что даже при сильных морозах вызывает подтаивание льда. Эти места, где образуются полыньи или лед значительно утоньшается, и называются пропаринами или ключами. Пропарины на Байкале образуются, по В. М. Сокольникову, от пяти причин: от газов, поднимающихся со дна и увлекающих

за собой более теплую воду; течений, подносящих теплую воду; термальных вод; ключевых вод; тепла речных вод в приустьевых участках. Из года в год пропарины встречаются в придельтовых участках рек Селенги, В. Ангары, в Баргузинском и Чивыркуйском заливах, над Академическим хребтом, в районе Ушканьих островов и т. д. При езде по Байкалу на автомашинах, мотоциклах или в туристических походах нужно быть очень осторожным. Районы, где бывают пропарины, лучше обходить либо по суше, либо удаляясь в море на несколько километров. Передвигаться в районах, где возможны пропарины, следует с проводником, хорошо знакомым с местами их образования.

Как обнаружить пропарины?

Открытые пропарины — полыньи — видно на льду со значительного расстояния, нужно только внимательно смотреть и уметь их различать. Но чаще пропарины бывают скрытыми тонкой коркой льда, а после снегопада припорошены слоем снега. В этом случае обнаружить их затруднительно. Если пропарины вызваны выходом глубинных газов, тогда подо льдом, если он чистый и прозрачный, можно видеть газовые пузыри. Пропарины, образованные термальными водами, ключами или подтоком теплых вод притоков, заметить труднее. Для этого нужно тщательно обследовать лед и опробовать его толщину пешней или другим острым предметом. Пропарины видны на аэроснимках и снимках из космоса в инфракрасном свете.

Где раньше всего начинает вскрываться Байкал?

В районе мыса Большой Кадильный. Здесь есть выходы газов, которые поднимают к поверхности более теплые глубинные воды, а они вызывают образование пропарин зимой и таяние льда весной.

Почему у крутых берегов лед тает раньше, чем у пологих?

Крутые, особенно скалистые берега, отражают тепловое солнечное излучение, которое ускоряет таяние льда. Кроме того, на ледяном покрове таких берегов скапливаются выносимые с побережья минеральные пылевые частицы грунта. Более темные, они больше поглощают тепла, нагреваются и также ускоряют таяние льда.