Кто такой змей горыныч на самом деле. Кто такие змеи? Описание фото, необычные факты из жизни безногих рептилий

Начало, появление змея

Для того чтобы прояснить вопрос происхождения змея лукавого, необходимо вернуться в начало сотворения Земли и всех живых сущностей на ней, в том числе и главной сущности на Земле - человека.

Человек - это разум, сделанный из Божественного разума.

У Божественного разума, функции которого - творить новые идеи и принимать решения, есть помощница («художница при Нем», Соломон) - Премудрость или Высший разум, высший по отношению к разуму человека, разум же человека является низшим.

Разум человека ничем не отличается от Божественного разума, он также не является сущностью, отдельной от Божественного разума, он часть Его, ничем не ограниченная, как часть потока в реке.

Премудрость - это часть Божественного разума, которая отвечает за сбор и хранение знаний («я ищу рассудительного знания»), а также за исполнение решений Божественного разума, то есть за процесс созидания.

Человеку (разуму) Господь также сотворил помощника , соответственного ему.

«И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей » (Быт.2:18-19).

То есть решателю-разуму человека Господь придает исполнителя - ум , сделанный из Премудрости, с теми же функциями, что и у Премудрости, самая главная из которых - быть исключительно исполнителем решений разума. Разумы животных делаются из разума Премудрости и в них отражаются образы умов людей, чтобы люди в последствии видели в поведении животных образы себя - людей, живущих исключительно умом, не использующих разум.

«Сказал я в сердце своем о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные (живущие умом); потому что участь сынов человеческих и участь животных - участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание (духа деяние - функция исполнителя) у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все - суета! » (Екклесиаст, 3:18-19).

Почему ум получил название пресмыкающегося

Разум Премудрости использовался для образования разумов всех живых сущностей на Земле, за исключением разума человека, потому как замысел Господа состоял в том, чтобы сотворить на Земле владыку. Для реализации этой цели разум человека должен быть как у Бога - Владыки, поэтому Господь образовывает его непосредственно из Своего разума.

Разум человека получил название - «чело на век» или разум на вечную жизнь. Ум человека, сотворенный из разума Премудрости, получил название животной сущности - пресмыкающегося - «змей».

Душа и разум человека «рождены» Господом, человека можно назвать сыном Господа. Родителем же змея является исключительно Премудрость, которая наделила своего сына следующими способностями: мыслить, рождать собственное мнение; предвидеть или делать прогнозы на будущее; способность находиться в стабильном состоянии, которое может перерасти в застой без подпитки новыми знаниями; бессмертие; поиск и накопление знаний.

Змей имеет только мать, он - безотцовщина или пасынок по отношению к Богу.

Сущность змея

Ум человека в Библии представлен в образе змея лукавого . Именно ум рождает первое сомнение (собственное мнение): «И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» (Быт.2).

То есть ставится под сомнение истинность знаний из разума человека, как части Божественного разума. И человек выбирает для себя путь познания через сомнение (собственное мнение) или путь самоучек, когда каждая приходящая из разума мысль ставится под сомнение и ум ищет доказательств или опровержений этой мысли. Методом на этом пути познания является метод проб и ошибок, то есть перебора вариантов, а их бесконечное количество.

Господь определяет основные свойства самостоятельного, отделенного от Божественного разума ума:

Лишение ума человека подсказок из Премудрости, где есть знания обо всем во все времена («И сказал Господь Бог змею (уму): за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми»). Поэтому животные заранее убегают, например, от цунами (их разумы не лишены связи с Премудростью), а человек идет на берег любоваться «небывалым» явлением и погибает там.

Лишение возможности родить в себе новое знание, то есть бесплодность, безрезультатность деятельности («ты будешь ходить на чреве твоем», а тело без конечностей - это образ ствола дерева без веток и, следовательно, без плодов-результатов).

Так как ум лишен связи с Премудростью или пищи знаний из Премудрости, то единственной пищей для него становится опыт - старые, мертвые знания, полученные методом проб и ошибок («и будешь есть прах во все дни жизни твоей»).

В уме сажается семя гордыни - основы всех пороков, суть которой отделение, ограничение Божественного разума, препятствование потоку Божественных знаний и сил и накопление собственных. Соревнование ума с Премудростью безрезультатно, так как возможности ума и Премудрости несоизмеримы, как укус в пяту и удар в голову («и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту»).

Ум может пребывать только в состоянии скорби (скоро беда) или беспокойстве, ожидании беды или сомнении в успешном результате деятельности («умножая умножу скорбь твою в беременности твоей», «со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей»).

Ум накапливает в себе, в основном, ненужные знания («проклята земля за тебя; терния и волчцы произрастит она тебе»), а истинные знания, которые человеку все-таки удается получить путем перебора тысяч вариантов решений («в болезни будешь рождать детей» - принимать решения, «в поте лица твоего будешь есть хлеб»), так незначительны, как полевая трава в лесу с огромными деревьями («и будешь питаться полевою травою»).

Итак, ум или змей получил имя лукавый, потому как главный его метод на пути познания - метод проб и ошибок или метод самоучек. Учитывая отсутствие в уме истинных знаний об окружающем мире, человек пребывает в незнании или во тьме, что не позволяет с первого раза и ясно представить ту или иную закономерность, чтобы вывести закон - приходится ставить тысячи экспериментов.

Данный метод познания в духовном мире является порочным .

Земля - змея лукавого владения

Для пути самоучек не нужны знания Премудрости, где уже перебраны все варианты и выбраны лучшие. Человек решил сам открывать для себя уже открытое в Премудрости. Поэтому Господь лишает ум человека доступа к Премудрости, выделяет часть духовного мира (полигон) для реализации пути самоучек - землю или змея лукавого (ума) владение.

Так или иначе, состоялся замысел Господа в сотворении на Земле владыки - человека, только владыка этот или управляющий стал неразумным, за что был изгнан из духовного мира на землю в материальный мир.

Самоучка в материальном мире лишен памяти о духовном мире, перестает видеть Бога, потому находится в искушении не признать Творца и Создателя этого мира. Как правило, в искушении «падает», не верит в Хозяина мира, не признает Его законов.

Находясь в иллюзии отсутствия Хозяина, человек объявляет себя венцом природы («человек - это звучит гордо») и главным во владении миром становится лозунг: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее - наша задача».

Ум за разум зашел

Ум занял в материальном мире главные позиции, оставив разуму низшую ступень или вообще забвение, выдумав различные мифы о мыслеобразовании материального органа - мозга.

Ум, лишенный общения с Премудростью, сформировал еще ряд мифов, с которыми до сих пор живет человечество:

  • миф о существовании сил добра и зла;
  • миф о некой сущности, как дьявол, сатана;
  • миф о первичности материального мира;
  • миф о том, что главное богатство человека - материальное;
  • миф об эволюционном развитии мира;
  • миф о примитивном первобытном человеке;
  • миф о влиянии на судьбу человека планет, звезд и т.д.

Поставив впереди разума ум (телегу впереди лошади), строя жизнь по сформированным умом мифам, человек оказался обманутым и блудным сыном Господа.

Накопив огромное количество знаний из разных сфер деятельности и не сумев определиться с главной целью своего существования, ум можно представить в образе негармоничной сущности, рожденной от прелюбодеяния «птицы», «зверя», «змеи».

Образ змея на иконах и в сказках

На иконе «Чудо Георгия над змием» видим как из тьмы материального мира в духовный выполз кощунник рожденный от прелюбодеяния или преступления против любви негармоничных между собой сущности: зверя и птицы, птицы и змеи. Образ этого прелюбодеяния видим, что у кощунника голова и передние лапы зверя, крылья и задние лапы птицы и хвост змеи. Этот кощунник, попав в духовный мир, хулит Господа.

Георгий защитник Господа. Он перед кощунником, как образ преимущества, на белом коне и тонким копьем не убивает кощунника, а колет его язык, делая его немым против Господа.

Георгий не Победитель, а всегда Победоносец, так как действует по указующему Персту Господа.

Если эта икона находится в российском гербе, в сердце орла, это означает, что каждый русский должен стать Георгием Победоносцем.

Образ прелюбодеяния или соединения негармоничных между собой сущностей: зверя и птицы, птицы и змеи, можем представить как получение умом знаний в разных областях человеческой деятельности. Незнание своего предназначения вынуждает человека методом проб и ошибок получать различные профессиональные знания. Выучившись в одном учебном заведении, не получив удовлетворения от реализации полученных знаний на практике, человек вынужден получать другое образование, из другой сферы деятельности. В образе это можно представить, когда змей пытается получить образование в сфере деятельности птицы, затем пробует себя в роли зверя и т.д.

В итоге таких проб и ошибок человек приобретает массу ненужных, не пригодных знаний - «змее» бессмысленно получать образование о полете «птиц» с целью научиться летать.

Олицетворение зла в русских сказках можно увидеть в образе Змея Горыныча (гордыни) и Кощея Бессмертного. Слово «кощей» имеет значение кощунник или противник Бога. Многоглавость змея может означать неудачные попытки в поиске своего предназначения в разных сферах.

Зло - змея лукавого образ

Господь, как Учитель, хотел, чтобы человек-сын был похож на Него, но не обликом, а знаниями и поступками. Так же как мы хотим, чтобы наши дети были похожи на нас. То есть Господь хотел, чтобы сын достиг Его образа, а это и есть смысл слова «добро», а змей лукавый хотел, чтобы человек достиг его образа или змея лукавого образа или зла. И поэтому добро и зло это состояния похожести на Бога или на змея.

Если у Господа был замысел выучить сына таким знаниям, чтобы он не знал зла, то знания змея вынужденно состояли из двух разделов: добра и зла, или добра и порока, так как сам метод познания - порочен.

Добро - достичь образа Божьего или желание стать богом , владыкой. Зло - змея лукавого образ. Добро и зло - желание стать богом путем самоучек, используя порочный метод познания - проб и ошибок, отказавшись от знаний Учителя, Господа, владеющего истиной.

Адам и Ева выбрали учителем не своего Отца, а выбрали путь самоучек или змея лукавого. А вот этот «учитель» стремился запутать человека, чтоб он ни в коем случае не стал похожим на Отца, не достиг образа Божия.

Путь самоучек порождает блудного, порочного сына, который верит в Бога - в его существование, но не верит Богу, а верит змею лукавому - своему уму, который учит и убеждает в том, что спасти от эпидемии, войн, пожаров, терроризма, гибели может икона или святой. Нужно поклоняться святым местам, землям, но не Богу.

Змей лукавый задержал движение человека к совершенству, оставив его разумным животным.

Поэтому целью жизни человека в основной массе является построение жилья, добыча пропитания, плодиться и работать, чтобы достичь эти цели. Змей должен был дать и дал формулировку добра, у него это хорошая услуга, а зло - плохая услуга. Так, он добро превратил в товар, и у нас идет торговля услугами: я тебе сделал добро на определенную сумму, теперь твоя очередь отплатить мне добром на эту же сумму.

С формулировкой зла встречаемся также перед Ноевым потопом в Ветхом Завете: «зло - есть помышление сердца человека». «И увидел Господь, что велико развращение человеков на Земле, и что все мысли и помышления их были зло во всякое время». Значит, зло - это мысли и помышления (по мысли, или поступок с мыслью) развращенного человека, отвернувшегося от Божественного пути и ставшего неверящим Богу, неисполняющим Его Законы и Заповеди, путающим Божественные цели и волю со своими целями и волей.

Кто такой дьявол, сатана, антихрист

«Иисус начал открывать своим ученикам замысел Господа, что Ему должно идти в Иерусалим, там много пострадать от первосвященников и быть убитым, и в третий день воскреснуть. И отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с Тобой! Он же, отвратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое » (Мф 16:21-23)

В этом диалоге Иисус назвал Петра сатаной, потому что в данный момент он озвучил антибожественную мысль: не ходи в Иерусалим. В данный момент эта его мысль была сатанинская, дьявольская, нарушающая Божественную волю. Самого же Петра нельзя назвать дьяволом или сатаной.

Итак, дьявол, сатана - это порочная мысль, рождаемая в наших умах, и никак не какая-то невидимая живая сущность в виде черта с рогами, на которого мы списываем все свои грехи, оправдывая себя перед людьми и Богом. Сатана - это порочная, гнилая часть нашего разума, рождающая злые поступки и гнев.

Такому путанику, уверенному в том, что знает все писания, книжнику - искусителю дано второе имя: диавол, сатана.

Итак, дьявол, сатана, антихрист - звания человека, который выступает против воли Божественной, возможно верующего в Бога, в Его существование, но неверующего Богу, неисполняющего Его Законы и Заповеди, путающего Божественные цели и волю со своими целями и волей.

Язык змея

Змей в отличие от всех животных умеет разговаривать и даже способен создать свой язык общения.

Пребывание на Земле или в змея лукавого владениях материального мира накладывает свой отпечаток на процесс общения. В материальном мире змей создал своей особый язык общения - материальный или сокращенно - матерный .

Весь смысл этого языка связан с тематикой деторождения, отцовства и материнства. Язык матерный - язык хуления змеем человека (разума) и родителей человека - Отца и Мать в одном лице - Господа, так как сам он является по отношению к Богу - пасынком.

Образ «Чаша со змеей»

Образ устройства человеческого разума и взаимосвязь разума и ума можем увидеть в символе медицины «Чаша со змеей».

Чаша - образ разума, в котором человек за многие воплощения накапливает духовный хлеб - мудрость.

Змей - ум, который рождает собственное мнение или сомнение, отравляет чашу-разум ядом - не истинными знаниями, заблуждениями.

Заблуждения (блуд) приводят человека к получению наказаний (наказа деяний) от Бога, которые в конечном итоге выводят человека из здорового состояния, человек получает время для размышлений, пребывая в различного рода болезнях.

Чаша со змеей - является также и образом медицины по причине однобокого понимания человеческой природы, только как биологической субстанции - материального тела.

Когда змея наполнит чашу-разум ядом, вследствие чего человек заболевает, больному дают испить другого яда - заблуждений науки, которые предлагают произвести химчистку, пересадить или вырезать пораженный орган человека. «Яд» одному органу поможет, всем остальным навредит, но спасает от гибели человека, давая шанс найти причину болезни, при этом одновременно сокращает меру бытия.

Образ змея - дерево-ствол без веток

Образ ствола дерева без веток и, следовательно, без плодов-результатов - образ лишения возможности родить в себе новое знание, то есть бесплодность, безрезультатность деятельности («ты будешь ходить на чреве твоем», а тело без конечностей).

Поэтому ум бессилен открывать. Ум можно развить до известных пределов, но он все равно будет жить лишь былыми знаниями, полученными методами фиксации данных пятью чувствами (пускай с использованием усилителей, увеличителей...) и последующего их анализа (перебора и сопоставления). Суть ускользает, источник остается непознанным.

Ум совершенствуется посредством запоминания. Это неэффективный путь, регресс. Особенно это заметно сейчас, когда человечество накопило в библиотеках многие миллионы томов фактов, человек, даже просто читая по диагонали, успеет за свою жизнь проглядеть лишь ничтожную часть, не говоря уже о запоминании и анализе.

Разум начинает работать, когда ум бессилен, когда все попытки достичь чего-то с помощью ума становятся, очевидно, тщетными, когда происходит полная и искренняя капитуляция ума. Тогда приходит озарение, открытие, просветление: в работу включается разум.

Чтобы отключить ум, человек, в основном, использует метод его перегрузки, перенапряжения. В момент, когда ум доходит до своей критической точки, он расслабляется, отключается, и вот тут случается открытие. Поэтому история большинства великих открытий, озарений, связана с многолетней, изнуряющей работой ума по доказательству собственного бессилия. А открытие в итоге приходит, например, во сне, под влиянием какого-нибудь слова, события, ассоциации и т.п., т.е. когда ум отвлекается от решаемой задачи.

Избавь нас от лукавого...

В молитве «Отче наш…» мы просим Господа избавить нас от лукавого. Какого лукавого? Змея или ума, от его главенства, которого принято называть князем этого мира, князем тьмы, т.е. владыкой своего неразумия. Поэтому у каждого из нас свой лукавый.

Отче наш, сущий на небесах! (главное, мы признаем, что Господь Бог наш Отец и Он знает существо устройства духовного мира, ведь Он творил и созидал Землю и Небеса);

да святится имя Твое (святится постоянно Имя Твое в нашем разуме, чтобы мы не забыли обращаться к Тебе всегда за мыслями, решениями, советом, когда начинаем любое дело);

да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе (мы согласны с Твоим Замыслом-Программой построить на Земле Царствие, подобное Царствию Небесному, и согласны строить его, исполняя Твою волю (воля - творческая деятельность разума и Твои замыслы);

хлеб наш насущный дай нам на сей день (хлеб наших знаний сущих или о существе устройства Твоего мира, забытых - оставленных за бытием этого воплощения, дай нам вспомнить в этом бытии - дне сегодняшнем, и использовать их при строительстве царства);

и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим (прости нам долги, накопленные нашими душами в прошлых воплощениях, а мы берем на себя обязательство в этом бытии также, как и Ты, прощать своих должников);

и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого (мы так верим Тебе, обязуемся строить царство, все решать с Тобой, будем исполнять законы, поэтому более не искушай нас лукавым).

Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки (признаем, что Твоя сила движет всем живым, и истинную славу человек может получить только от Тебя, и это вечно, и только так). Аминь .

Змеи (лат. Serpentes) — подотряд пресмыкающихся отряда чешуйчатые.

Живые змеи найдены на всех континентах, кромe Антарктиды и нескольких крупных островов, таких как Ирландия и Новая Зеландия, а так же множeства мелких островов Атлантического океана и центральной части Тихого окeана.

Змеи освоили почти все жизненные пространства Зeмли, кроме воздушного. Змеи встречаются на всех материках, кроме Антарктиды.

Они распространeны от Полярного круга на севере до южной оконечности Американского матeрика. Особенно многочисленны змeи в тропических областях Азии, Африки, Южной Америки и в Австралии.

Обитают в различных экологических условиях — лeсах, степях, пустынях, в предгорьях и горах. Предпочитают территории с жарким климатом.

Змеи в основном ведут назeмный образ жизни, но некоторые виды живут под землей, в воде, на деревьях. При наступлении неблагоприятных условий, напримeр, в результате похолодания, змеи впадают в спячку.

Среди многообразия змей встрeчаются как безобидные, так и очень опасные для человека и животных ядовитые представители. Большинство змей нe обладают ядом, а ядовитые пользуются ядом в первую очередь для охоты, а не для самообороны. Некоторые виды обладают мощным ядом, действия которого достаточно, чтобы вызвать болeзненные травмы или даже гибель людей. Неядовитые змеи либо заглатывают добычу целиком (ужи), или предварительно убивают (удушают) еe (полозы, удавы).

Самые крупные змеи, живущие на Земле — удав сетчатый питон и водяной удав анаконда. Самыe мелкие змеи из ныне живущих на планете — Leptotyphlops carlae достигают в длину не более 10 сантиметров. Большинство змeй относится к мелким пресмыкающимся, длиной около 1 мeтра.

Изучением змей занимаeтся наука серпентология.

Тело змеи удлиненное, без конeчностей. Длина тела от 10 см до 12 м.

От безногих ящериц змeи отличаются подвижным соединением левой и правой частей челюстей (что дает возможность заглатывать добычу целиком), отсутствием подвижных вeк и барабанной перепонки, отсутствием плечевого пояса.

Тело змеи покрыто чешуйчатой кожей. Змeиная кожа сухая и гладкая. У большинства видов змей, кожа со стороны живота приспособлена для большего сцепления с поверхностью, облегчая перемeщение. Веки змеи представлены прозрачными чешуйками и остаются постоянно закрытыми. Смeна кожного покрова змеи называется шелушением или линькой. У змей кожа меняется одномоментно и одним слоем. Нeсмотря на кажущуюся неоднородность кожный покров змеи не является дискретным и слущивание верхнего слоя кожи (эпидермиса), в процессe линьки напоминает выворачивание чулка наизнанку.

Линька происходит пeриодически в течение всей жизни змеи. Перед линькой, змея перестает есть и часто скрывается, перемещаясь в безопасное место. Нeзадолго до линьки, кожа становится тусклой и сухой на вид, а глаза становятся мутными или синего цвета. Внутренняя повeрхность старой кожи разжижается. Это приводит к тому, что старая кожа отделяется от новой, расположенной под ней. Через несколько днeй глаза проясняются и змея «выползает» из своей старой кожи. При этом старая кожа лопается в области рта и змея начинает извиваться, используя силу трeния опираясь на шероховатую поверхность. В большинстве случаев процесс сброса старой кожи осуществляется назад по ходу тела, то eсть от головы до хвоста eдиным фрагментом, как при попытке вывернуть носок наизнанку. Таким образом новый, более крупный и яркий слой кожи формируется под старым.

Взрослые змеи способны менять свою кожу только один или два раза в год. Более молодые (младшиe) змеи, которые продолжают процесс роста, могут линять до четырех раз в год. Сброшенная кожа является идeальным отпечатком внешнего покрова, по которому, как правило, можно определить вид змеи, при условии что сброшенная кожа осталась неповреждeнной.

В поисках добычи змеи отслеживают запахи, используя раздвоeнный язык для сбора частиц из окружающей среды и затем передавая их в ротовую полость на экспертизу (вомeроназальный орган или орган Якобсона). Языки змeй постоянно находятся в движении, осуществляя отбор проб частиц воздуха, почвы, воды и анализируя химический состав позволяют обнаружить наличиe добычи или хищников и определить их положение на местности. У змей, обитающих в воде, язык эффeктивно функционирует под водой (например, у анаконды). Таким образом, язык в виде вилки у представителей данного рода даeт возможность направленного обоняния и определения вкуса одновременно.

Все известные змеи — хищники. Питаются разнообразными животными: позвоночными и бeспозвоночными. Существуют виды змей, которые специализируются на поедании определенного вида добычи, то есть стенофаги. Напримeр, рачий уж (Regina rigida) питается почти исключительно речными раками, а яичные змeи (Dasypeltis) — только яйцами птиц.

Неядовитые змеи заглатывают добычу живьeм (например, ужи) либо предварительно умерщвляют ее, сжимая челюстями и придавливая телом к земле (стройные полозы) или удушая в кольцах тeла (удавы и питоны). Ядовитые змеи убивают добычу, вводя в ее тело яд при помощи специальных ядопроводящих зубов.

Змеи, как правило, заглатывают добычу цeликом. Механизм заглатывания состоит в попеременном движении правой и левой половинами нижней чeлюсти.

Глаза змeи покрывают специальные прозрачные чешуйки (Brille) — неподвижные веки. Таким образом, их глаза всегда остаются открытыми, дажe во время сна, сетчатки глаз могут быть прикрыты или спрятаны кольцами тела.

Зрeние у различных представителей рода Змеи варьирует в широких пределах: от способности только отличить свет от тьмы до острого зрeния, но основным отличием является то, что их восприятие, хотя и не резкое, позволяет им адекватно отслеживать движение. Как правило, зрeние лучше всего развито у представителей древесных змей и слабо у роющих змей, ведущих, в основном, подземный образ жизни. Нeкоторые змеи, (например представители рода Ahaetulla), обладают бинокулярным зрением (оба глаза способны фокусироваться на одной и той жe точке).

По сравнeнию с другими пресмыкающимися, у змей наиболее развитый орган тепловой чувствительности, который находится на лицевой ямке мeжду глазом и носом с каждой стороны головы. Гадюки, питоны, удавы обладают чувствительными рецепторами, расположенными в глубоких канавках на мордe, которые позволяют им «видеть» излучаемое теплокровной добычей тепло, например млекопитающих. Другие представители оснащeны тепловыми рецепторами, выстилающими верхнюю губу, чуть ниже ноздрей. У ямкоголовых змей термолокаторы позволяют опрeделять даже направление источника теплового излучения. При этом они воспринимают инфракрасное излучение, исходящее от окружающих прeдметов, не как электромагнитные волны, а именно как тепло.

Внешние уши у змей отсутствуют, однако змeи ощущают вибрацию от земли и звуки в довольно узком диапазоне частот. Части тела, находящиеся в прямом контакте с окружающeй средой, очень чувствительны к вибрации. Таким образом, змеи чувствуют приближение других животных, обнаруживая слабые колeбания в воздухе и на земле.

Большинство змей размножаются откладкой яиц. Но нeкоторые виды яйцеживородящие или живородящие.

В настоящее время на Земле насчитывается болеe 3000 видов змей, объединяемых в 23 семейства и 6 надсемейств. Ядовитые змеи составляют около четверти известных видов. В этот подотряд змeй включено так же вымершее семейство Madtsoiidae. Описанный в 2010 году Sanajeh indicus был отнесен к этому семейству. Обитал около 67 миллионов лeт назад. Длина змеи составляла 3,5 метра. Кости были найдены в 1987 году. Вместе с костями Sanajeh indicus были так же обнаружeны окаменелые останки скорлупы. Это первое свидетельство того, что змеи поедали яйца и детeнышей динозавров.

Научная классификация

Царство: Животные
Подцарство: Эуметазои
Тип: Хордовые
Подтип: Позвоночные
Инфратип: Челюстноротые
Надкласс: Четвероногие
Класс: Пресмыкающиеся
Подкласс: Диапсиды
Инфракласс: Лепидозавроморфы
Надотряд: Лепидозавры
Отряд: Чешуйчатые
Подотряд: Змеи

  • Семейство Aniliidae — Вальковатые змеи
  • Семейство Bolyeriidae — Болиериды
  • Семейство Tropidophiidae — Земляные удавы
  • Надсемейство Acrochordoidea
  • Семейство Acrochordidae — Бородавчатые змеи
  • Надсемейство Uropeltoidea
  • Семейство Anomochilidae
  • Семейство Cylindrophiidae — Цилиндрические змеи
  • Семейство Uropeltidae — Щитохвостые змеи
  • Надсемейство Pythonoidea
  • Семейство Loxocemidae — Мексиканские земляные питоны
  • Семейство Pythonidae
  • Семейство Xenopeltidae — Лучистые змеи
  • Надсемейство Booidea
  • Семейство Boidae — Ложноногие змеи
  • Надсемейство Colubroidea
  • Семейство Colubridae — Ужеобразные
  • Семейство Lamprophiidae
  • Семейство Elapidae — Аспидовые
  • Семейство Homalopsidae
  • Семейство Pareatidae
  • Семейство Viperidae — Гадюковые
  • Семейство Xenodermatidae
  • Надсемейство Typhlopoidea (Scolecophidia)
  • Семейство Anomalepididae — Американские червеобразные змеи
  • Семейство Gerrhopilidae
  • Семейство Typhlopidae — Слепозмейки
  • Семейство Leptotyphlopidae — Узкоротые змеи
  • Семейство Xenotyphlopidae

Змеи — очень своеобразная группа животных с уникальными анатомическими, физиологическими и поведенческими чертами. Змеи составляют отдельный подотряд в отряде Чешуйчатых. На первый взгляд отличить их от ящериц легко — по наличию или отсутствию конечностей. Но на самом деле отсутствие ног не главный признак змеи, существуют также и безногие виды ящериц, которые внешне от змей трудно отличимы. Эти рептилии достигли огромного разнообразия — в мире существует 2500 видов змей!

Обыкновенная подвязочная змея (Thamnophis sirtalis).

Само название змея можно понимать двояко: в широком смысле слова змеями называют всех безногих рептилий, но в научной среде выделяют группы змей со специфическими названиями — гадюки, кобры, ужи, питоны, удавы, щитомордники, полозы, аспиды и т.д. Лишь некоторая часть видов сохранила за собой и научное название «змея». В этой статье пойдет речь именно о таких змеях в узком понимании этого слова, а другие систематические подгруппы будут освещены отдельно.

Тело змей необычайно вытянуто, его длина может превышать ширину и высоту в 10-1о0 раз. Размеры могут варьировать от 10 см до 5 м. Сама форма тела вовсе не такая уж однообразная, как это может показаться. У одних видов тело может быть укороченным и толстым, как бы вальковатым, у других умеренно длинным и широким, у третьих очень тонким, а у морских змей уплощено с боков подобно ленте. Голова имеет треугольную форму, причем кости в черепе змеи соединены очень подвижно. Особенно эластичны связки между верхней и нижней челюстями и… левая и правая половинки каждой челюсти (они у змей не соединены намертво).

Такое соединение позволяет этим рептилиям открывать рот чрезвычайно широко и заглатывать добычу во много раз крупнее самой змеи, причем во время заглатывания змея поочередно двигает правой и левой половинками верхней челюсти и тем самым проталкивает добычу в глотку.

Туловище змеи отличается невероятной гибкостью, этому способствует не только значительная длина тела, но и строение скелета: количество позвонков достигает 141-435, а ребра соединены со скелетом гибко. Это позволяет змеям изгибать тело волнообразно (необходимо для движения), сворачивать его в клубок (защитная реакция) и даже скручивать в узлы (необходимо при нападении). Хвост анатомически слабо отделен от туловища. Из-за вытянутой формы тела внутренние органы сильно видоизменены: все они также сильно вытянуты, парные органы расположены несимметрично, а легкое вообще только одно — правое. Правда, у примитивных видов змей может быть и левое легкое, но оно рудиментарное (недоразвитое).

Отсутствие конечностей отложило отпечаток не только на передвижение, но и на способ питания змей. А ну, попробуйте поймать добычу без рук и съесть ее! Поэтому единственным способом умертвить жертву для змеи остается яд. Змеиный яд — это высокотоксичная слюна, которая вырабатывается видоизмененными слюнными железами. Протоки этих желез открываются не прямо в рот, а в канал особых ядовитых зубов. У змеи таких зубов всего два, они могут располагаться ближе к краю или в глубине пасти (от этого зависит глубина укуса и в какой-то степени мера опасности каждого вида). Все виды змей в той или иной степени ядовиты, но у одних видов яд действует преимущественно на теплокровных животных (птиц, млекопитающих, в том числе и на человека), а у других — на холоднокровных (амфибий и рептилий). Поэтому первые виды условно называют ядовитыми, а вторые — неядовитыми. По своему действию яд бывает гемолитический (вызывает разрушение эритроцитов, нарушение свертываемости крови) или нейротоксический (поражает нервную систему, приводит к параличу, слепоте, галлюцинациям). Бывают яды смешанного действия.

Тонкое плетевидное тело мексиканской остроголовой змеи (Oxybelis aeneus) делает ее неотличимой от сухих веток.

В случае укуса змеи необходимо выдавить яд из ранки (в течение минуты после укуса), можно также отсосать и сплюнуть яд, но только в том случае если у вас нет повреждений в ротовой полости. Спустя пару минут после укуса эти меры уже неэффективны. В любом случае укушенного необходимо доставить в больницу, главное, не забыть впопыхах, как выглядела змея. Ее видовая принадлежность крайне важна для назначения противозмеиной сыворотки. В пути пострадавшему надо обеспечить полный психологический и физический покой, нужно давать тонизирующее питье (чай). А вот перевязывать укушенную конечность не стоит, это не препятствует всасыванию яда, но запросто может привести к токсическому поражению тканей. Помните, паника и страх вредны, поскольку учащают сердцебиение, а значит способствуют скорейшему распространению яда в крови! Кстати, ни один вид змей не обладает иммунитетом к собственному яду, если змее подкожно уколоть ее же собственный яд она погибнет точно так же, как и ее жертва.

Предупреждающее шипение змеи.

У змей весьма своеобразные органы чувств: наружных ушей нет, поэтому они практически глухи, зато змеи отлично ощущают малейшие вибрации почвы, что часто воспринимается наблюдателями как способность «слышать» шаги; зрение довольно слабое, змеи лучше всего видят подвижную добычу; вкуса как такового у них нет вообще — змеи не различают вкус пищи, да и заглатывают ее целиком. Зато у них прекрасно развито обоняние, причем обонятельные рецепторы располагаются не только в ноздрях, но и на языке. Сам язык устроен очень своеобразно: он имеет раздвоенный конец и рецепторы, расположенные на разных концах, воспринимают молекулы запаха независимо друг от друга. Это позволяет змее очень точно определять положение жертвы по запаху, по этой же причине змеи постоянно высовывают язык, так они нюхают.

Змея Декая (Storeria dekayi) обнюхивает воздух.

Кроме того, некоторые виды змей имеют на конце морды особые ямки, работающие как термолокаторы. То есть змея ощущает разницу в температуре окружающих предметов, причем ощущает настолько точно, что буквально «видит» окружающий мир как в тепловизоре. Такое уникальное чувство связано с охотой на теплокровных животных. Часто можно слышать, будто глаза змей лишены век, поэтому они не моргают. Но это правильно лишь отчасти. На самом деле веки у змей есть, но они срослись в прозрачную пленку, закрывающую глаз, поэтому змея действительно не моргает. Снаружи тело змей покрыто чешуей, размеры и форма которой варьируют у разных видов. У гремучих змей чешуйки на конце хвоста образуют своего рода «погремушку», которая издает треск, когда змея трет кончиком хвоста о туловище. Это защитная реакция, направленная на отпугивание копытных животных, которые могут растоптать змею. Помимо «погремушек» змеи могут шипеть, с силой выдыхая воздух. Однако шипение единственный звук издаваемый змеями, в остальном они безголосы (очевидно, потому что глухи).

ЗМЕИ (Serpentes), подотряд пресмыкающихся отряда чешуйчатых (Squamata). Безногие животные с тонким, сильно удлиненным телом, лишенные подвижных век. Змеи произошли от ящериц, поэтому у них много общих с ними черт, но два очевидных признака позволяют почти всегда точно различить две эти группы. Подавляющее большинство ящериц имеют конечности. У змей передних ног не бывает, хотя иногда заметны в виде коготков рудименты задних. У безногих ящериц, внешне очень похожих на змей, подвижные веки. Змеи отличаются также особенностями строения головы и тела, связанными с их своеобразным способом питания.

Известно ок. 2400 современных видов змей. Хотя большинство их обитает в тропиках и субтропиках, подотряд распространен почти по всему миру. Отсутствуют змеи только в областях с вечной мерзлотой, так как во время зимней спячки им необходимо подземное убежище, чтобы пережить холодное время года. Только несколько видов обитает в морях. Около 500 видов змей ядовиты; из них примерно половина представляет серьезную опасность для человека.

(На фото слева - Питон).

Анатомия и физиология змей

Змеи, подобно всем прочим рептилиям, относятся к позвоночным животным. Их позвоночник может состоять из сотен позвонков. Большое число последних и как следствие потрясающая гибкость тела выделяют змей среди всех рептилий. Позвонки змей сложно устроены и прочно соединены друг с другом. Пар ребер почти столько же, сколько нехвостовых позвонков.

Отсутствие конечностей не ограничивает подвижности змей, так как длинное тело позволяет им развивать особые, весьма эффективные способы локомоции и ловли добычи. Специфические способы ее заглатывания также компенсируют безногость, причем эти рептилии, используя свои челюсти и свернутое кольцами туловище, удивительно ловко «манипулируют» даже относительно крупными объектами.

Чешуи змей представляют собой утолщения наружного слоя кожи. Ее живые ткани растут, а оказавшиеся на поверхности клетки сильно кератинизируются, становятся жесткими и отмирают. Между чешуями остаются участки тонкой эластичной кожи, что позволяет покровам растягиваться, а змеям заглатывать объекты даже большего диаметра, чем они сами. По мере роста змея линяет. Чтобы сбросить наружный слой кожи, она сначала разрывает его вокруг ротового отверстия, для чего трется головой о землю или другую твердую поверхность. Затем змея стягивает с себя старые покровы, сдвигая их назад и выворачивая наизнанку. Часто кожа сходит одним куском подобно чулку. Первый раз змея линяет в возрасте нескольких дней, а молодые животные обновляют покровы значительно чаще взрослых. В среднем линька происходит чаще чем раз в год, но ее частота зависит от вида и особенностей местообитания.

Сброшенная кожа (выползок) бесцветна, и рисунок на ней заметен очень слабо. Пигментные клетки, которые окрашивают покровы змеи, залегают глубже – в живой ткани. Хотя узоры весьма разнообразны, можно выделить три основных их типа: продольные полосы; поперечные полосы на спине или полностью опоясывающие тело через равные интервалы; равномерно распределенные пятна. Рисунок по своему характеру часто является маскирующим и позволяет змее сливаться с фоном. Определить пол животного по окраске, как и по другим внешним признакам, трудно даже специалисту. Однако самки большинства видов крупнее самцов, а хвост у них короче.

Длина самых мелких змей всего лишь 12,5–15 см при массе не более 10–15 г. Зато гиганты превышают в длину 9 м и весят сотни килограммов, являясь фактически самыми длинными среди современных наземных позвоночных, причем ископаемые виды были вдвое длиннее нынешних. Мнения о предельных размерах змей расходятся. Некоторые герпетологи считают максимальной длину 11,4 м, приписывая ее анаконде (Eunectes murinus), гигантскому удаву из Южной Америки. Самая крупная змея Северной Америки – обыкновенный удав (Boa constrictor) длиной до 5,6 м, что, впрочем, для него редкость. Семь видов длиннее 5,4 м – это либо удавы, либо питоны, за исключением ядовитой королевской кобры (Naja hannah) длиной до 5,5 м, которая встречается в Южной и Юго-Восточной Азии.

Змеи вместе с рыбами, амфибиями и другими рептилиями относятся к холоднокровным, или эктотермным, животным. Это означает, что они, в отличие от млекопитающих и птиц, не вырабатывают достаточно тепла для поддержания постоянной температуры тела. Поэтому змеи любят греться на солнце. Вместе с тем они слабо защищены от перегрева, который быстро их убивает. По крайней мере один вид питонов нельзя назвать совершенно холоднокровным, так как самка способна немного согревать отложенные яйца, свернувшись вокруг них кольцом.

Питание змей

Змеи средних-крупных размеров питаются почти исключительно другими рептилиями, млекопитающими, птицами, амфибиями и рыбой. Многие мелкие виды поедают насекомых и других беспозвоночных. Добыча почти всегда захватывается живой и, если она безобидна или ее трудно убить, такой же и заглатывается. Крупных, злобных или слишком подвижных животных змеи обездвиживают ядом, душат или просто раздавливают, обвив своим телом.

Схватив крупную добычу, змея прочно удерживает ее ртом с помощью многочисленных острых, загнутых назад зубов. Во время заглатывания она широко раздвигает ветви нижней челюсти и оттягивает их от черепной коробки. Это возможно благодаря тому, что соответствующие кости соединены эластичными связками, причем верхняя челюсть тоже подвижна. Каждая половина нижней челюсти независимо от другой перемещается вперед вдоль жертвы, проталкивая ее в глотку. Затем в процесс включаются мускулатура глотки и движения тела, помогающие змее как бы нанизаться на комок пищи. Никакого ее измельчения или пережевывания не происходит. Процесс заглатывания крупной жертвы может длиться больше часа. В то время как челюсти и глотка сжимают ее, укрепленная хрящевыми кольцами трахея смещается вниз, чтобы змея могла дышать. Таким способом животное может проглотить превосходящую его по размерам добычу, если только она удобной формы.

Способность поедать крупных животных позволяет некоторым змеям кормиться всего несколько раз в год. Однако те же виды могут глотать и мелкую добычу, которую, естественно, приходится добывать гораздо чаще. Трех или четырех плотных «обедов» в год, особенно в случае длительной спячки, вполне хватает для поддержания хорошей формы, причем известно много случаев, когда змеи обходились вообще без пищи в течение года и даже дольше.

Локомоция

Принято считать, что змеи очень быстро ползают, но внимательные наблюдения доказывают обратное. Хорошая скорость для крупной змеи примерно такая же, как у пешехода, а большинство видов передвигаются медленнее. Максимальная для этих рептилий скорость, и то на короткой дистанции, немногим больше 10 км/ч.

Обычно змеи ползут, S-образно изгибаясь в горизонтальной плоскости, когда их тело прижато к земле. Поступательное движение обусловлено тем, что задняя сторона каждого изгиба отталкивается от неровностей субстрата. Змея, ползущая по рыхлому песку, оставляет позади себя на равных расстояниях продолговатые холмики, поднявшиеся при давлении ее тела на грунт. Этот обычный способ локомоции известен как латеральный волнообразный, или просто «змеевидный». Передвигаться таким способом по гладкой поверхности животное не может. Однако он используется при плавании, а плавают змеи хорошо. Их защищенные прозрачной пленкой глаза и способность надолго задерживать дыхание существенно облегчают передвижение в воде.

Так называемый «гусеничный ход» временами используют крупные, тяжелые змеи. При этом они движутся по прямой за счет волнообразных сокращений, подстилающих кожу мышц. Волны пробегают одна за другой от шеи назад, и щитки на брюхе животного отталкиваются от неровностей грунта.

«Боковой ход» используется змеями на сыпучих песках. То передняя, то задняя часть тела по очереди перебрасывается ближе к цели, встречая на пути минимальное сопротивление. Змея как бы шагает, а точнее, «прыгает», держась боком к направлению движения.

Большинство змей хорошо лазает. У специализированных древесных форм длинные поперечные брюшные щитки по бокам загнуты наружу, образуя два продольных гребня – по одному с каждой стороны брюха.


Размножение змей

С наступлением сезона размножения змеи активно ищут полового партнера. При этом возбужденные самцы используют химический анализатор, «нюхая» воздух языком и перенося им ничтожные количества химических веществ, оставленных в среде самкой, к парному якобсонову органу в нёбе. Ухаживание помогает узнаванию партнеров: каждый вид использует свои особые стереотипы движений. У некоторых видов они так сложны, что напоминают танец, хотя во многих случаях самцы просто трутся подбородком о спину самки.

В конце концов партнеры переплетаются хвостами, и гемипенис самца вводится в клоаку самки. Копулятивный орган у змей парный и состоит из двух т.н. гемипенисов, которые при возбуждении выпячиваются из клоаки. Самка обладает способностью запасать живую сперму, поэтому после единственного спаривания может несколько раз производить потомство.

(На фото справа - Тигровый Уж).

Детеныши появляются на свет разными способами. Как правило, они вылупляются из яиц, но многие виды змей живородящие. Если инкубационный период очень короток, задержка откладки яиц может привести к тому, что детеныши вылупятся из них внутри тела матери. Это называется яйцеживорождением. Однако у некоторых видов образуется простая плацента, через которую от матери к эмбриону передаются кислород, вода и питательные вещества.

Большинство змеиных гнезд устроено крайне просто, но все же яйца откладываются не где угодно. Самка ищет подходящее место типа кучи гниющего органического материала, который защитил бы их от высыхания, затопления, резких изменений температуры и хищников. Когда яйца охраняются родителями, они не только отпугивают хищников, но и, побыв на солнце, могут своим телом согревать кладку, которая при повышенной температуре развивается быстрее. Некоторое количество тепла выделяется также при гниении материала гнезда.

Число яиц или детенышей, производимых на свет самкой за один раз, колеблется от нескольких штук до примерно 100 (у яйцекладущих видов в среднем больше, чем у живородящих). Крупные питоны особенно плодовиты: иногда они откладывают более 100 яиц. Среднее же их число в кладке у змей, вероятно, не более 10–12. Определить период беременности у этих рептилий нелегко, так как самки могут сохранять живую сперму годами, а продолжительность развития эмбриона зависит от температуры. Различные типы размножения также усложняют задачу. Однако полагают, что у некоторых гремучих змей беременность длится ок. 5 мес, а у обыкновенной гадюки (Vipera berus) – чуть больше двух месяцев. Продолжительность инкубационного периода варьирует еще больше.

Продолжительность жизни у змей

Подавляющее большинство змей достигает половой зрелости на второй, третий или четвертый год жизни. Скорость роста достигает максимума к моменту полного полового созревания, после чего заметно уменьшается, хотя растут змеи всю жизнь. Максимальный возраст большинства змей, вероятно, ок. 20 лет, хотя некоторые особи доживали почти до 30.

В природе змеи, подобно многим другим животным, редко достигают преклонного возраста. Многие гибнут довольно молодыми из-за неблагоприятных условий окружающей среды, как правило становясь жертвами хищников.

многогранный мифологический символ противостояния человеку. Вражда человека и змеи - одна из наиболее распространенных мифологем у большинства народов. Согласно древнеиндийской теогонии, обитавшие в воздушных сферах змеевидные чудовища - асуры - долгое время выступали противниками богов. Кроме них, в мифах древней Индии упоминались наги - исполинские антропоморфные змеи, управляющие подземным царством. Там они строили себе украшенные золотом и драгоценными камнями роскошные дворцы. Наги обладали способностью к перевоплощению и зачастую появлялись среди людей в человеческом облике. В настоящее время популярностью пользуется квазинаучная теория об особой серпентоидной расе и цивилизации. Несмотря на негативный аспект отношения, культ великого змея был распространен по всему Индостану. Его атрибуты и символика встречались в храмах различных индийских религиозных традиций. Компонентом шиваизма тоже являлись специфические змеиные мистерии. От них вела происхождение практика заклинания змей. Под мелодии флейты факира змеи исполняли свои священные танцы. Гигантские змеи символизировали то или иное из великих царств древности. Кольца вселенского змея современные эзотерики дифференцируют на двенадцатеричный циклический ряд цивилизационных структур: Урей - Египет, Кецалкоатль - доколумбовая Америка, Нингишзида - Месопатамия, Дракон - Китай, Ананда - Индия, Тифон - Крит, Змей Лакоон - Малая Азия, Медный Змей - Палестина, Кекропс - Греция, Абраксос - Эллинистическая Эйкумена, Уроборос - средневековая Европа, Наг - Тибет. Мифологическим антиподом змеи считается конь. Змея в качестве зооморфного символа луны противостоит коню, как солярному олицетворению. Мотив «Песни о вещем Олеге» определяется архетипом данной символики. Воин на коне, повергающий змея, является весьма распространенной символической композицией у различных народов. В символике сюжета о Георгии Победоносце змея олицетворяла язычество. Если воин на коне являлся знаком дружины, то змея - жречества. Победа над ней интерпретировалась как историческое торжество воинского сословия над волхвами. Змея соединена с тоническими силами. Поэтому зачастую ее изображение использовалось в качестве символа смерти. Змеи выступают хранителями сокровищ. Змеиная символика пропитывает легендарные сюжеты о кладоискательстве. Сказки змеиного цикла были особо популярны у горнодобытчиков Урала. Дагомеи связывали с великим змеем Айдо-Хведо, живущим в Гвинейском заливе, конец света. Змей питается железом, которое ему поставляют красные морские обезьяны. Если же оно закончится, Айдо-Хведо начнет себя кусать за хвост, и тогда земля содрогнется. Мотив змеиного фактора во вселенских катаклизмах фиксировался в легенде о Дардановом потопе, виновником которого является тритон. Согласно преданиям славян, скованный до срока черноморский змей явится, когда наступит конец времен. По представлениям ацтеков пернатый змей Кецалькоатль обучил людей письменности, земледелию, астрономии. Он являлся символом, соединяющим три мира: змея - подземный, человек - земной, птица - небесный. С ним связывались мессианские ожидания индейцев. Ацтеки верили во второе пришествие Кецалькоатля. Его оценивают как американский символ универсальной легенды о Христе. Кецалькоатль был распят на кресте и воскрес по прошествии трех дней. Учителем древних шумеров был полузмей-полурыба бог Оаннес, вышедший из Красного моря. Повсеместно змея воспринималась как символ мудрости. Композиционно мудрость изображалась как змея, обвивающая голову льва. Не случайно змеи были животными, посвященными Афине. Змея, лежащая у ее ног, также означала послушание и подразумевала особый присмотр за девицами. Бытовало представление, что змея наделена способностью гипнозировать. Если долго смотреть в ее глаза, полагали в эллинистическом мире, можно получить гипнотический заряд и достичь состояния транса. Знаком магнетизма служила змея Исиды. Жрицами змей являлись египетская царица Клеопатра и мать Александра Македонского Олимпиада. По легенде, великий царь Македонии был зачат Олимпиадой от воплотившегося в змея бога Амона. Беременной женщине запрещалось смотреть на змею, так как это может вызвать появление отметины у родившегося ребенка. Графическое изображение двух змей в символизме европейцев подразумевало Азию. В иудаизме медная змея символизировала Венеру. Через нумерологическую трактовку медный змей в сюжете о Моисее связывался с грядущим Мессией. Особенно много толкований вызывал образ змея-искусителя в легенде о грехопадении. Согласно древнейшей традиции еврейской культуры, змея символизировала Еву, изначально являвшуюся змееподобной богиней, дающей жизнь. Традиционна ветхозаветная метафора змея как соблазнителя, воплощение хитрости и коварства. Только после Божественного проклятия змеи, изменив свою природу, были обречены ползать по земле. По гностической интерпретации змей, уговоривший предков человечества вкусить яблоко с дерева познания, открыл перед ними истинный свет учения. Змей у гностиков - положительный персонаж, олицетворявший сам гнезис, в противоположность богу зла Яхве, державшего людей в состоянии неведения. В эротической эзотерике различных народов змей подразумевал фаллический символ. Посредством змеиного яда проводилось излечение женщин и земли от бесплодия. По феминистской версии легенды о грехопадении, Адам, помимо яблока, проглотил и змея, вышедшего в виде фаллоса. Змея - символ перманентного движения, ассоциирующийся с лентой, серпантином горной дорогой, спиралью. В Индии и ряде других культур змей вползает на небо по радуге. Изображение двух змей, держащих цветущую ветку, означало принцип равновесия и астральный свет. Змея, выползающая из корзины, символизировала Вакха. Ее расположение на треножнике подразумевало Дельфийского оракула. Змея, обвивающаяся вокруг сучковатого посоха, была эмблемой бога врачевания Акслепия. В настоящее время змея - один из главных символов медицины. Согласно древним суевериям, змея не может умереть своей смертью, а убить ее можно только после захода солнца. Поэтому она использовалась как символ вечности. В таком качестве часто интерпретировался теософский знак змея - Уробороса, кусающего свой хвост. Он есть символическое выражение замкнутости времени. Этот знак С. А. Нилус интерпретировал как аллегорию программы мирового заговора. Голова змеи трактовалась как мировое правительство, а хвост - как еврейский народ. С точки зрения Е. П. Блаватской, архетип змеиной символики был заложен генезисом земли, первоначально являвшейся длинным змеевидным космическим хвостом из пыли или огненного тумана. С точки зрения М. П. Холла, кольца змеи, обвившей яйцо, были у язычников символом орбит небесных тел. Змея также символизировала электричество. Голова и хвост змеи представляли положительный и отрицательный полюсы космической жизненной цепи. Источ.: Парнов Е. И. Кольца змея. М., 1996; Холл М. П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск, 1992; Нилус С. А. Близ есть, при дверех. СПб., 1996; Стегалин А. В начале были змеи // Наука и религия. 1994. № 4; Павлович И. Серпентоиды Самарской Луки // Наука и религия. 1995. № 9; Асов А. Убежище Черноморского Змея // Там же.