Кто такие гремлины. Кто такие гремлины и как они появились? Подземелья и гремлины

В среде английских лётчиков и авиатехников во время Битвы за Британию . Первой публикацией о «феномене» гремлинов был рассказ в журнале «Royal Air Force Journal» от 18 апреля 1942 года .

Гремлины известны как ненавистники техники. Со Второй мировой войны все неполадки в технике, начиная с велосипедов и кончая космическими кораблями, приписывают гремлинам. Они ненавидят её и всячески вредят людям, которые ею пользуются.

Фильмы

Кошмар на высоте 20 тысяч футов

Эпизод сериала «Сумеречная зона », повествующий о человеке по имени Боб Уилсон (Уильям Шетнер), страдающем страхом полётов, который следует самолётом вместе со своей женой, только что выписавшись из психиатрической клиники, где он лечился на протяжении шести месяцев от своей фобии. На крыле самолёта он замечает косматую страшную фигуру, которая приближается к мотору, а затем начинает его ломать. По иронии, когда кто-либо другой, кроме Боба, смотрит в иллюминатор, существо исчезает, сносимое ветром или же отлетающее в сторону. Боб считает, что видит гремлина, и пытается выбить иллюминатор, чтобы застрелить чудовище украденным у одного из пассажиров револьвером. Когда же самолёт сажают на землю, техники с удивлением обнаруживают, что обшивка крыла и двигатель изодраны в клочья и залиты чьей-то кровью. Эпизод также был неоднократно спародирован в мультипликации и кинематографе («Симпсоны », «Футурама », «Робоцып », «Джонни Браво », «Эйс Вентура: Когда зовёт природа », «Лего Фильм: Бэтмен » и т. д.).

В мультфильме "Мадагаскар 2 " лев Алекс перепутал Морта с Гремлином, когда тот лез по крылу самолёта.

Гремлины в массовой культуре

  • Гремлинам посвящён рассказ Харлана Эллисона «Вместе с маленьким народцем».
  • Гремлины упоминаются в книге Александра Больных «Руки вверх, мистер гремлин!».
  • Гремлины являются НАТОвской нечистой силой в романе супругов Лукиных «Алая аура протопарторга» (и возможно, в других романах).
  • Гремлины присутствуют в серии игр Heroes of Might and Magic как войска магов Академии, умеющие чинить и ломать технику.
  • Пошаговая компьютерная игра Gremlins, Inc. построена на экономической и политической борьбе гремлинов в Городе-Механизме.
  • Гремлины присутствуют в игрe Quake: Scourge of Armagon как маленькие прыткие существа, умеющие воровать оружие и оживлять падших монстров (которые после оживления становятся гремлинами).
  • В романе
Длительность Бюджет Сборы Страна

США США

Язык Год Выход фильма «Гремлины» (оригинальное название - Gremlins) К:Фильмы 1984 года

Слоганы

  • «We Are Back!» (рус. "Мы вернулись!")
  • «The Gremlins Are Coming!» (рус. "Гремлины идут!)
  • «They didn’t obey the rules!» (рус. "Они не подчиняются правилам!")
  • «What you see… isn’t always what you get!» (рус. "То, что вы видите... не всегда то, что вы получаете!")
  • «Cute. Clever. Mischievous. Intelligent. Dangerous.» (рус. "Милые. Послушные. Озорные. Умные. Опасные")
  • «Cute. Clever. Mischievous. Intelligent. Dangerous. We’re Here!» (рус. "Милые. Послушные. Озорные. Умные. Опасные. [Всё предыдущее зачёркнуто] Мы здесь!")
  • «Don’t get him wet, keep him out of bright light, and never feed him after midnight.» (рус. "Не мочить водой, держать подальше от яркого света, и никогда не кормить после полуночи.")

Сюжет

Гремлин - мифическое существо из британского фольклора, озорной проказник, сродни домовому.

Жизнь течёт своим чередом в маленьком американском городе, где живёт Билли Пе́льтцер (Зак Гэллиган): он учится, работает в банке, спасает свою собаку от происков злобной соседки миссис Дигл (Полли Холлидей ), влюбляется в красавицу-коллегу Кейт (Фиби Кейтс ), подрабатывающую ещё и в местном баре «У Доррис».

Но всё меняется, когда отец Билла, горе-изобретатель Ренделл Пельтцер (Хойт Экстон ) дарит на Рождество сыну милое и ласковое существо под названием могва́й (англ. Mogwai , кит. 魔鬼 ), которое мужчина купил в маленьком магазинчике в Китайском квартале. Пельтцеры дают могваю кличку Ги́змо. Бывший владелец зверушки предупредил, что необходимо соблюдать три условия: первое - не включать яркий свет; второе - нельзя, чтобы на Гизмо попадала вода и третье - самое важное - ни за что, никогда не кормить его после полуночи. Тем не менее Билли случайно намочил Гизмо, после чего от Гизмо тут же отделились странные меховые шарики и превратились в новых могваев. Потомки Гизмо, в отличие от него самого, оказались очень проказливыми и непослушными. Вскоре они вырвали электрические провода из часов, в результате чего Билли по ошибке накормил их после полуночи. Могваи, кроме Гизмо, в результате превратились в коконы, а когда вылупились из коконов, то превратились в злых и отвратительных на вид гре́млинов. Гремлины начинают в городе настоящий погром, убивают людей, крушат их дома. В баре «У Доррис» они закатывают дикую вечеринку, а Кейт заставляют их обслуживать. Билли должен спасти город, иначе гремлины сотрут его в порошок вместе с населением, но в полиции на него смотрят, как на сумасшедшего. Тогда, захватив с собой Гизмо и вызволив Кейт, Билли решает сам разобраться с гремлинами. Он, вместе с Кейт и Гизмо, обнаруживает, что гремлины почти все собрались в кинотеатре, где готовятся смотреть фильм. Повредив газовую трубу в подвале кинотеатра, Билли устраивает большой взрыв, в результате которого гремлины погибают, остаётся только их вожак. Билли и Гизмо вступают с ним в опасную схватку в супермаркете и с трудом одолевают, направив на него яркий свет. В конце фильма прежний хозяин Гизмо - старый мудрый китаец - решает забрать его обратно. Он заявляет, что для содержания могвая нужна большая ответственность, которую западная цивилизация ещё не обрела.

В ролях

  • Зак Гэллиган - Билли Пельтцер
  • Фиби Кейтс - Кейт Беринджер
  • Хойт Экстон - Ренделл Пельтцер
  • Френсис Ли МакКейн - Линн Пельтцер
  • Кей Люк - Мистер Винг , владелец Гизмо
  • Кори Фельдман - Пит Фэунтэйн
  • Полли Холлидей - миссис Руби Дигл
  • Дик Миллер - Мюррей Фаттерман
  • Джеки Джозеф - Шейла Фаттерман
  • Скотт Брейди - шериф Фрэнк
  • Джадж Рейнхолд - Джеральд Хопкинс
  • Эдвард Эндрюс - мистер Роланд Корбен
  • Джон Лу - внук мистера Винга
  • Глинн Тёрмен - Рой Хэнсон
  • Гарри Кэри-мл. - мистер Андерсон
  • Питер Каллен - могваи / гремлины (озвучивание)
Камео
  • Стивен Спилберг - Мужчина в движущемся кресле
  • Том Беренджер - Репортёр
  • Джерри Голдсмит - Мужчина в телефонной будке
  • Уильям Шаллерт - Отец Бартлетт
  • Чак Джонс - Мистер Джонс
  • Робот - Робби (озвучил Марвин Миллер)

Награды

Премии

  • Лучшая режиссура (Джо Данте)
  • Лучший фильм ужасов
  • Лучшая музыка (Джерри Голдсмит)
  • Лучшие спецэффекты (Крис Уолэс)
  • Лучшая киноактриса второго плана (Полли Холлидей)

Young Artist Awards (1985)

  • Лучший приключенческий фильм года для всей семьи.

Номинации

Young Artist Awards (1985)

  • Лучшее исполнение мужской роли второго плана - Кори Фельдман.
  • Лучший грим - Greg LaCava;
  • Лучшее исполнении роли юной звездой - Кори Фельдман;
  • Лучшее исполнение мужской роли второго плана - Дик Миллер;
  • Лучший сценарий - Chris Columbus.

Саундтрек

Gremlins (Score by Jerry Goldsmith )

  1. Fanfare / Chinatown (1:57)
  2. Buying Gizmo (2:33)
  3. Late For Work (1:48)
  4. Mrs. Deagle / Barney (2:14)
  5. Gizmos Accident / Bedtime / Breakfast (2:16)
  6. Gizmo Multiplies (3:01)
  7. Silent Night / After Midniight (2:52)
  8. The Transformation Begins (1:25)
  9. First Victim / Gremlins In The Kitchen (4:00)
  10. Gremlin Loses His Head (1:09)
  11. The Chaos Begins (0:47)
  12. Mrs. Deagles Untimely Death (2:19)
  13. A Gremlins Christmas (2:06)
  14. Christmas Memories (3:25)
  15. The Cinema Is Destroyed (2:37)
  16. The Toy Store / Searching For Stripe (3:34)
  17. Gizmo To The Rescue (5:42)
  18. Time To Go Home Gizmo (2:54)
  19. Gremlins Rag (4:04)

В фильме также звучали песни:

  • Christmas (Baby, Please, Come Home) в исполнении Дарлин Лав .
  • Make It Shine в исполнении Quarterflash .
  • Do You Hear What I Hear? в исполнении Johnny Mathis .
  • Out Out в исполнении Peter Gabriel .
  • Gremlins… Mega-Madness в исполнении Майкла Сембелло .

Критика

Хотя большинство критиков дало положительную оценку картине в целом, многие посчитали картину слишком мрачной для рождественской сказки и слишком жестокой для семейного фильма, больше ориентированную на подростковую аудиторию. Именно из-за этого Стивен Спилберг выступил с предложением в адрес Motion Picture Association of America (MPAA) с целью реформирования существующей рейтинговой системы фильмов за два месяца до выхода картины в прокат.

См. также

Гуй (могуй, могвай) - в китайской мифологии демон, дух умершего.

Напишите отзыв о статье "Гремлины"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Гремлины

С бегающими глазами, но всё поднятыми бровями Телянин подал кошелек.
– Да, хорошенький кошелек… Да… да… – сказал он и вдруг побледнел. – Посмотрите, юноша, – прибавил он.
Ростов взял в руки кошелек и посмотрел и на него, и на деньги, которые были в нем, и на Телянина. Поручик оглядывался кругом, по своей привычке и, казалось, вдруг стал очень весел.
– Коли будем в Вене, всё там оставлю, а теперь и девать некуда в этих дрянных городишках, – сказал он. – Ну, давайте, юноша, я пойду.
Ростов молчал.
– А вы что ж? тоже позавтракать? Порядочно кормят, – продолжал Телянин. – Давайте же.
Он протянул руку и взялся за кошелек. Ростов выпустил его. Телянин взял кошелек и стал опускать его в карман рейтуз, и брови его небрежно поднялись, а рот слегка раскрылся, как будто он говорил: «да, да, кладу в карман свой кошелек, и это очень просто, и никому до этого дела нет».
– Ну, что, юноша? – сказал он, вздохнув и из под приподнятых бровей взглянув в глаза Ростова. Какой то свет глаз с быстротою электрической искры перебежал из глаз Телянина в глаза Ростова и обратно, обратно и обратно, всё в одно мгновение.
– Подите сюда, – проговорил Ростов, хватая Телянина за руку. Он почти притащил его к окну. – Это деньги Денисова, вы их взяли… – прошептал он ему над ухом.
– Что?… Что?… Как вы смеете? Что?… – проговорил Телянин.
Но эти слова звучали жалобным, отчаянным криком и мольбой о прощении. Как только Ростов услыхал этот звук голоса, с души его свалился огромный камень сомнения. Он почувствовал радость и в то же мгновение ему стало жалко несчастного, стоявшего перед ним человека; но надо было до конца довести начатое дело.
– Здесь люди Бог знает что могут подумать, – бормотал Телянин, схватывая фуражку и направляясь в небольшую пустую комнату, – надо объясниться…
– Я это знаю, и я это докажу, – сказал Ростов.
– Я…
Испуганное, бледное лицо Телянина начало дрожать всеми мускулами; глаза всё так же бегали, но где то внизу, не поднимаясь до лица Ростова, и послышались всхлипыванья.
– Граф!… не губите молодого человека… вот эти несчастные деньги, возьмите их… – Он бросил их на стол. – У меня отец старик, мать!…
Ростов взял деньги, избегая взгляда Телянина, и, не говоря ни слова, пошел из комнаты. Но у двери он остановился и вернулся назад. – Боже мой, – сказал он со слезами на глазах, – как вы могли это сделать?
– Граф, – сказал Телянин, приближаясь к юнкеру.
– Не трогайте меня, – проговорил Ростов, отстраняясь. – Ежели вам нужда, возьмите эти деньги. – Он швырнул ему кошелек и выбежал из трактира.

Вечером того же дня на квартире Денисова шел оживленный разговор офицеров эскадрона.
– А я говорю вам, Ростов, что вам надо извиниться перед полковым командиром, – говорил, обращаясь к пунцово красному, взволнованному Ростову, высокий штаб ротмистр, с седеющими волосами, огромными усами и крупными чертами морщинистого лица.
Штаб ротмистр Кирстен был два раза разжалован в солдаты зa дела чести и два раза выслуживался.
– Я никому не позволю себе говорить, что я лгу! – вскрикнул Ростов. – Он сказал мне, что я лгу, а я сказал ему, что он лжет. Так с тем и останется. На дежурство может меня назначать хоть каждый день и под арест сажать, а извиняться меня никто не заставит, потому что ежели он, как полковой командир, считает недостойным себя дать мне удовлетворение, так…
– Да вы постойте, батюшка; вы послушайте меня, – перебил штаб ротмистр своим басистым голосом, спокойно разглаживая свои длинные усы. – Вы при других офицерах говорите полковому командиру, что офицер украл…
– Я не виноват, что разговор зашел при других офицерах. Может быть, не надо было говорить при них, да я не дипломат. Я затем в гусары и пошел, думал, что здесь не нужно тонкостей, а он мне говорит, что я лгу… так пусть даст мне удовлетворение…
– Это всё хорошо, никто не думает, что вы трус, да не в том дело. Спросите у Денисова, похоже это на что нибудь, чтобы юнкер требовал удовлетворения у полкового командира?
Денисов, закусив ус, с мрачным видом слушал разговор, видимо не желая вступаться в него. На вопрос штаб ротмистра он отрицательно покачал головой.
– Вы при офицерах говорите полковому командиру про эту пакость, – продолжал штаб ротмистр. – Богданыч (Богданычем называли полкового командира) вас осадил.
– Не осадил, а сказал, что я неправду говорю.
– Ну да, и вы наговорили ему глупостей, и надо извиниться.
– Ни за что! – крикнул Ростов.
– Не думал я этого от вас, – серьезно и строго сказал штаб ротмистр. – Вы не хотите извиниться, а вы, батюшка, не только перед ним, а перед всем полком, перед всеми нами, вы кругом виноваты. А вот как: кабы вы подумали да посоветовались, как обойтись с этим делом, а то вы прямо, да при офицерах, и бухнули. Что теперь делать полковому командиру? Надо отдать под суд офицера и замарать весь полк? Из за одного негодяя весь полк осрамить? Так, что ли, по вашему? А по нашему, не так. И Богданыч молодец, он вам сказал, что вы неправду говорите. Неприятно, да что делать, батюшка, сами наскочили. А теперь, как дело хотят замять, так вы из за фанаберии какой то не хотите извиниться, а хотите всё рассказать. Вам обидно, что вы подежурите, да что вам извиниться перед старым и честным офицером! Какой бы там ни был Богданыч, а всё честный и храбрый, старый полковник, так вам обидно; а замарать полк вам ничего? – Голос штаб ротмистра начинал дрожать. – Вы, батюшка, в полку без году неделя; нынче здесь, завтра перешли куда в адъютантики; вам наплевать, что говорить будут: «между павлоградскими офицерами воры!» А нам не всё равно. Так, что ли, Денисов? Не всё равно?
Денисов всё молчал и не шевелился, изредка взглядывая своими блестящими, черными глазами на Ростова.
– Вам своя фанаберия дорога, извиниться не хочется, – продолжал штаб ротмистр, – а нам, старикам, как мы выросли, да и умереть, Бог даст, приведется в полку, так нам честь полка дорога, и Богданыч это знает. Ох, как дорога, батюшка! А это нехорошо, нехорошо! Там обижайтесь или нет, а я всегда правду матку скажу. Нехорошо!
И штаб ротмистр встал и отвернулся от Ростова.
– Пг"авда, чог"т возьми! – закричал, вскакивая, Денисов. – Ну, Г"остов! Ну!
Ростов, краснея и бледнея, смотрел то на одного, то на другого офицера.
– Нет, господа, нет… вы не думайте… я очень понимаю, вы напрасно обо мне думаете так… я… для меня… я за честь полка.да что? это на деле я покажу, и для меня честь знамени…ну, всё равно, правда, я виноват!.. – Слезы стояли у него в глазах. – Я виноват, кругом виноват!… Ну, что вам еще?…
– Вот это так, граф, – поворачиваясь, крикнул штаб ротмистр, ударяя его большою рукою по плечу.
– Я тебе говог"ю, – закричал Денисов, – он малый славный.
– Так то лучше, граф, – повторил штаб ротмистр, как будто за его признание начиная величать его титулом. – Подите и извинитесь, ваше сиятельство, да с.
– Господа, всё сделаю, никто от меня слова не услышит, – умоляющим голосом проговорил Ростов, – но извиняться не могу, ей Богу, не могу, как хотите! Как я буду извиняться, точно маленький, прощенья просить?
Денисов засмеялся.
– Вам же хуже. Богданыч злопамятен, поплатитесь за упрямство, – сказал Кирстен.
– Ей Богу, не упрямство! Я не могу вам описать, какое чувство, не могу…
– Ну, ваша воля, – сказал штаб ротмистр. – Что ж, мерзавец то этот куда делся? – спросил он у Денисова.
– Сказался больным, завтг"а велено пг"иказом исключить, – проговорил Денисов.
– Это болезнь, иначе нельзя объяснить, – сказал штаб ротмистр.
– Уж там болезнь не болезнь, а не попадайся он мне на глаза – убью! – кровожадно прокричал Денисов.
В комнату вошел Жерков.
– Ты как? – обратились вдруг офицеры к вошедшему.
– Поход, господа. Мак в плен сдался и с армией, совсем.
– Врешь!
– Сам видел.
– Как? Мака живого видел? с руками, с ногами?
– Поход! Поход! Дать ему бутылку за такую новость. Ты как же сюда попал?
– Опять в полк выслали, за чорта, за Мака. Австрийской генерал пожаловался. Я его поздравил с приездом Мака…Ты что, Ростов, точно из бани?
– Тут, брат, у нас, такая каша второй день.
Вошел полковой адъютант и подтвердил известие, привезенное Жерковым. На завтра велено было выступать.
– Поход, господа!
– Ну, и слава Богу, засиделись.

Кутузов отступил к Вене, уничтожая за собой мосты на реках Инне (в Браунау) и Трауне (в Линце). 23 го октября.русские войска переходили реку Энс. Русские обозы, артиллерия и колонны войск в середине дня тянулись через город Энс, по сю и по ту сторону моста.
День был теплый, осенний и дождливый. Пространная перспектива, раскрывавшаяся с возвышения, где стояли русские батареи, защищавшие мост, то вдруг затягивалась кисейным занавесом косого дождя, то вдруг расширялась, и при свете солнца далеко и ясно становились видны предметы, точно покрытые лаком. Виднелся городок под ногами с своими белыми домами и красными крышами, собором и мостом, по обеим сторонам которого, толпясь, лилися массы русских войск. Виднелись на повороте Дуная суда, и остров, и замок с парком, окруженный водами впадения Энса в Дунай, виднелся левый скалистый и покрытый сосновым лесом берег Дуная с таинственною далью зеленых вершин и голубеющими ущельями. Виднелись башни монастыря, выдававшегося из за соснового, казавшегося нетронутым, дикого леса; далеко впереди на горе, по ту сторону Энса, виднелись разъезды неприятеля.
Между орудиями, на высоте, стояли спереди начальник ариергарда генерал с свитским офицером, рассматривая в трубу местность. Несколько позади сидел на хоботе орудия Несвицкий, посланный от главнокомандующего к ариергарду.
Казак, сопутствовавший Несвицкому, подал сумочку и фляжку, и Несвицкий угощал офицеров пирожками и настоящим доппелькюмелем. Офицеры радостно окружали его, кто на коленах, кто сидя по турецки на мокрой траве.
– Да, не дурак был этот австрийский князь, что тут замок выстроил. Славное место. Что же вы не едите, господа? – говорил Несвицкий.
– Покорно благодарю, князь, – отвечал один из офицеров, с удовольствием разговаривая с таким важным штабным чиновником. – Прекрасное место. Мы мимо самого парка проходили, двух оленей видели, и дом какой чудесный!
– Посмотрите, князь, – сказал другой, которому очень хотелось взять еще пирожок, но совестно было, и который поэтому притворялся, что он оглядывает местность, – посмотрите ка, уж забрались туда наши пехотные. Вон там, на лужку, за деревней, трое тащут что то. .Они проберут этот дворец, – сказал он с видимым одобрением.
– И то, и то, – сказал Несвицкий. – Нет, а чего бы я желал, – прибавил он, прожевывая пирожок в своем красивом влажном рте, – так это вон туда забраться.

Гремлин — мифическое существо, которое можно назвать одним из самых молодых среди многих иных мифических существ. Гремлинов женского рода называют «фифинеллами».

Поверья в это загадочное существо, которое вредит технике , впервые появилось в 1940 году. О гремлинах стали поговаривать английские лётчики во время Битвы за Британию во Второй мировой войне. Загадочные поломки техники, когда полностью исправные самолёты начинают выходить из строя, назвали проделками гремлинов или «эффектом гремлина». Лётчики, которые встречались со странными поломками, которые никаким другим объяснением, кроме как мистическим, объяснить не получалось, списывали всё на существ, которые вредят людям.

Первое официальное упоминание о гремлинах было сделано в газете Королевских Вооружённых Сил «Royal Air Force Journal» 18 апреля 1942 года. Позже также появились предположения, что поверье в гремлинов появилось гораздо раньше, и зародилось в среде английских пилотов, воевавших на Ближнем Востоке.

Вскоре после этого на счёт гремлинов, которые ненавидят всю технику, созданную людьми, стали списывать все загадочные поломки, причём не только самолётов, но также автомобилей, кораблей и так далее. Больше того, кто-то в шуточной, а кто-то и в серьёзной манере, списывает на гремлинов поломки даже велосипедов, космических кораблей, телефонов, компьютеров и так далее.

Гремлины стали популярными в современном искусстве и культуре. Мифические существа являются героями многих романов, фильмов, мультфильмов и компьютерных игр.

Мифология – живое явление. И как всё живое, она имеет свойство не исчезать бесследно, а снова и снова воспроизводить самоё себя, меняя формы в зависимости от условий существования. Потому-то по мере обособления человека от природы мифология «научилась» одушевлять не только природу. Так, дом к природе опредёлённо не относится, но это не помешало появиться русским домовым и английским брауни… В дальнейшем происходило мифологическое «освоение» и других рукотворных объектов. Так, немецкий моряки верили в клабаутерманов – человечков, обитающих на кораблях (по одной из версий, это бывшие духи деревьев, из которых построены корабли), а во вполне цивилизованном XIX в, когда расцветал пышным цветом научный материализм, среди тульских рабочих ходили легенды о Тулянке – женщине, живущей в стенах заводов и покровительствующей оружейникам… В этом свете не кажется удивительным, что в следующем столетии своими духами обзавелись и… самолёты.

«Духи самолётов» были вызваны массовым производством этих машин во время Второй мировой войны – ведь массовость всегда тянет за собой снижение качества, отсюда – поломки, аварии… поневоле задумаешься о происках злых духов (ведь современный человек не так далеко ушёл от своих далёких предков, как кажется). Вот английские пилоты во время Битвы за Британию и задумались… Сейчас уже невозможно установить, кто первым употребил слово «гремлины», так же сложно выяснить его этимологию – это слово возводят и к ирландскому «gruaimin», что переводится как «маленький злой шутник», и к названию весьма любимого пилотами пива «Fremlin’s»… так или иначе, повседневность военных аэродромов в 40-е годы ХХ века было невозможно представить без быличек о гремлинах.

Мифологические существа в процессе своей «эволюции» в конечном итоге приходят в литературу. Норвежских троллей воспел Г.Ибсен, эльфов – У.Шекспир, а несколько веков спустя – Дж.Р.Р.Толкиен, нашёлся свой литературный «крёстный отец» и для гремлинов. Им стал англичанин Роальд Даль – тот самый, которого широкая публика знает как автора «Чарли и шоколадной фабрики». Обращение к такому сюжету было вполне закономерно – Р.Даль сам был лётчиком (и даже литературную карьеру начал с рассказа о своей аварийной посадке, едва не закончившейся печально), так что о «маленьких человечках», ломающих самолёты, был наслышан… и вот – появляется сказка «Гремлины» с характерным для фольклора лётчиков сюжетом: во время боя над Ла-Маншем британский пилот обнаруживает на крыле своего самолёта человечка с рожками, подпиливающего крыло… оказывается, гремлины когда-то жили в лесу, но лес вырубили, чтобы построить на этом месте авиационный завод – вот гремлины и мстят людям (сравните «родословную» клабаутерманов!)… Компания «Уолт Дисней» хотела даже экранизировать сказку – да не смогли договориться о правах на слово «гремлин» (вот поистине – абсурд нашей эпохи: спорить о правах на название фольклорных персонажей!).

Впрочем, американский мультфильм с участием гремлинов всё же появился… в качестве военной агитации: Гитлер, раздосадованный поражением своей авиации, сам садится в самолёт и отправляется мстить советским лётчиком, но у него ничего не получается: гремлины всю дорогу издеваются над ним и в конце концов показывают маску Сталина, чем окончательно деморализуют бедного фюрера… в этом мультфильме гремлины выглядят как забавные маленькие человечки с характерными «эльфийскими» острыми ушами.

Так или иначе, о гремлинах узнала широкая публика – и среди людей, далёких от авиации, распространились шутки на тему: автомобиль не заводится – гремлины в двигателе завелись, стиральная машина сломалась –тоже гремлины постарались и т.д., применительно абсолютно к любой технике. Поговаривали, что эти существа очень любят машинное масло и пиво – и посредством такого угощения с ними можно поладить.

Что же до кинематографа, то в послевоенное время гремлин появился в сериале «Сумеречная зона», а затем – в полнометражном фильме с таким же названием. В первом случае он внешне напоминал снежного человека, во втором – «классического» гоблина с зелёной кожей, и в обоих случаях занимался своим изначальным делом: пытался поломать самолёт.

Но подлинный кинематографический триумф гремлинов состоялся в 1984 г. Стараниями американского режиссёра Дж.Данте. В этом фильме гремлинам приписано китайское происхождение, а внешне они выглядят как милые пушистые зверушки, чем-то напоминающие нашего Чебурашку (только уши не такие большие) – но только до тех пор, пока их не обольют водой или не накормят после полуночи! Тогда они начинают порождать себе подобных, которые с каждым новым поколением становятся всё более мерзкими и зелёными – и начинают вредить людям.

Вот такой пример фольклора позднейших времён, весьма быстро прижившегося и в литературе, и в кинематографе! И если дальнейшее шествие гремлинов по профессиональному искусству могут сдержать споры на почве авторских прав, то их фольклорному бытованию не помешает ничто.

Технический прогресс человечества развивался довольно быстро. Порой, люди, работающие с техникой даже не понимали принципов её работы. Поэтому люди и не могли понять причины поломок или нештатных режимов работы тех или иных механизмов. Человек начал считать, что практически все поломки техники связаны с тем, что её облюбовали пакостники гремлины, которые просто обожают выводить из строя мельчайшие детали механизмов. Но на самом деле техническая неграмотность человека, эксплуатировавшего механизм является причиной поломки в 90% случаев. А вот остальные 10% действительно приходится на гремлинов.

Гремлины нередко изображаются, как уменьшенные миниатюры людей, словно нарисованных художником, специализирующемся на шаржах. Преувеличенные черта лица - огромные носы или уши, здоровые глаза, непропорциональные тела - всё это отличительные признаки гремлинов. Их физические габариты очень миниатюрны - гремлины редко превышают размеры человеческого мизинца. А в одежде они предпочитают промасленные комбинезоны, как у авиационных техников или фартуки, как у кузнецов.

Гремлины существа очень малого размера, но одной из их главных способностей является умение уменьшать себя еще больше. Гремлин способен проникнуть даже в механизм ручных часов и заклинить своим бездыханным телом шестерню. Даже самый внимательный человек с микроскопом может принять гремлина за пылинку - настолько маленькими они умеют становится.

Второй особенностью гремлинов можно отметить их аналитический склад ума. Изучая механизм изнутри они способны обнаружить ту единственную деталь некорректное функционирование которой способно привести к полному разрушению механизма. И иногда гремлины, желая людям зла, делают так, чтобы обрушение механизма произошло не сегодня, а через строго определённое время.

Глупые или умные гремлины?

Не смотря на прекрасные способности к анализу механизмов гремлинов можно считать весьма глупыми существами. Только гремлину придёт в голову заклинить механизм собственным телом или телом себе подобного. Только гремлин может пытаться испортить шестерню в тот момент, когда зубец должен соприкоснуться с другим зубцом или резать провода, которые замкнутся на нём. Возможно им не хватает внимательности, возможно интеллекта, а может быть просто их желание пакостить сильнее инстинкта самосохранения - доподлинно не известно.

Можно смело сказать, что упоминания о гремлинах имеют одни из наиболее свежих дат. В доказательство этого неоднократно приводится рапорты авиационных механиков ВВС США (Первая Мировая Война) и танковых механиков Германии (Вторая мировая война), в которых неоднократно упоминается, что причиной поломки техники служило вмешательство сверхъестественных сил и отдельных существ. Нередко, конечно, за такими рапортами скрывалось халатное выполнение обязанностей, но бывали и случаи, когда поломки действительно происходили по вине гремлинов.

В целом к людям гремлины относятся очень недружелюбно. Их основным родом деятельности можно назвать порчу механизмов, а это в свою очередь нередко приводило к людским жертвам. Но можно ли так считать на самом деле? Возможно гремлины портят механизмы не потому что ненавидят людей, а просто потому что завидуют или просто хотят научиться создавать что-нибудь подобное. Наверняка сказать нельзя, если не поймать гремлина и не выпытать у него такую тайну. Но как поймать то, что может быть меньше пылинки и скрывается в любом механизме, который создал человек.