Крупнейшая фракция 1 государственной думы. Парламентаризм в России (кратко)

  • Предмет истории государства и права России и ее место в системе юридических наук
    • Предмет и методы истории государства и права России
    • Проблемы периодизации истории отечественного государства и права
    • Место истории государства и права России в системе юридических наук
    • Проблемы историографии истории государства и права России
  • Древнерусское государство и право (IX- XII вв.)
    • Возникновение государственности у восточных славян
    • Образование Древнерусского государства. Норманнская и антинорманнская теории происхождения Древнерусского государства
    • Общественный и государственный строй Древнерусского государства
    • Формирование древнерусского права
    • Русская Правда - крупнейший памятник права Киевской Руси
  • Феодальные государства и право в период политической раздробленности (XII-XIV вв.)
    • Причины феодальной раздробленности Руси
    • Галицко-Волынское и Ростово-Суздальское княжества
    • Новгородская и Псковская феодальные республики
    • Развитие феодального русского права
  • Образование единого Русского (Московского) централизованного государства (XIV- XV вв.)
    • Образование Русского централизованного государства
    • Общественный строй Русского централизованного государства
    • Государственный строй Русского централизованного государства
    • Судебник 1497 г.
  • Государство и право России в период сословно-представительной монархии (XVI-XVII вв.)
    • Государственные реформы середины XVI в.
    • Общественный и государственный строй сословно-представительной монархии
    • Церковь и церковное право
    • Судебник 1550 г.
    • Соборное Уложение 1649 г.
  • Становление абсолютизма в России. Реформы Петра I
    • Предпосылки формирования абсолютизма в России. Социальный состав населения
    • Сословные реформы Петра I
    • Реформы центрального государственного аппарата при Петре I
    • Реформы местного управления при Петре I
    • Военная, финансовая и церковная реформы Петра I
    • Провозглашение России империей
    • Формирование новой системы права при Петре I
  • Развитие абсолютизма в России в XVIII в.
    • Государственная система абсолютизма в эпоху дворцовых переворотов
    • Государственные реформы эпохи просвещенного абсолютизма
    • Сословный строй России XVIII в.
    • Дальнейшее развитие российского права. Уложенная комиссия
  • Развитие абсолютизма в Российской империи в первой половине XIX в.
    • Государственный аппарат в первой половине XIX в.
    • Правовое положение национальных окраин Российской империи
    • Общественное устройство Российской империи. Классовая и сословная структура российского общества
    • Кодификация права Российской империи
  • Российская империя в период буржуазно-демократических реформ (2-я пол. XIX в.)
    • Экономический и политический кризис в России в середине XIX в.
    • Крестьянская реформа во второй половине XIX в.
    • Земская и городская реформы во второй половине XIX в.
    • Судебная реформа во второй половине XIX в.
    • Военная реформа во второй половине XIX в.
    • Общественный и государственный строй Российской империи в 1860-1870-е годы
    • Государственное устройство Российской империи. Контрреформы 1880-1890-х
    • Российское право во второй половине XIX в.
  • Государство и право Российской империи в период перехода к конституционной монархии (1900-1917)
    • Первая русская революция и оформление основ конституционной монархии в России
    • Первые Государственные думы
    • Аграрная реформа Столыпина
    • Государственные и общественные органы Российской империи в годы Первой мировой войны
    • Российское право в 1900-1917 гг.
  • Государство и право России в период буржуазно-демократической республики (март-октябрь 1917 г.)
    • Февральская революция 1917 г. Свержение монархии
    • Государственное устройство России в период буржуазно-демократической республики (март-октябрь 1917)
    • Законодательство Временного правительства
  • Создание Советского государства и права (октябрь 1917 - июль 1918 г.)
    • Всероссийский съезд Советов. Первые декреты советской власти
    • Борьба за упрочение советской власти
    • Создание советского государственного аппарата
    • Создание ВЧК и советской судебной системы
    • Учредительное собрание. III и IV съезды Советов
    • Создание основ социалистической экономики
    • Первая советская Конституция
    • Формирование советского права
  • Советское государство и право в период Гражданской войны и иностранной военной интервенции (1918-1920)
    • Политика военного коммунизма
    • Изменения в государственном аппарате Советского государства
    • Военное строительство в период Гражданской войны
    • Развитие советского права в период Гражданской войны
  • Советское государство и право в период нэпа (1921 - конец 1920-х). Образование СССР
    • Переход к новой экономической политике
    • Реорганизация советского государственного аппарата в период нэпа
    • Судебная реформа в период нэпа
    • Образование СССР. Конституция
    • Кодификация советского права в период нэпа
  • Советское государство и право в период социалистической реконструкции народного хозяйства и построения основ социалистического общества (конец 1920-х - 1941)
    • Социалистическая реконструкция народного хозяйства
    • Система государственных органов СССР
    • Конституция СССР 1936 г.
    • Советская правовая система
  • Советское государство и право в период Великой Отечественной войны (1941-1945)
    • Перестройка советской экономики на военный лад
    • Перестройка государственного аппарата в годы войны
    • Вооруженные силы и военное строительство в годы войны
    • Советское право в военные годы
  • Советское государство и право в 1945-1953 гг.
    • Потери СССР в годы Великой Отечественной войны
    • Реорганизация советского государственного аппарата в послевоенные годы
    • Изменения в советском законодательстве в послевоенные годы
  • Советское государство и право в 1953-1964 гг.
    • СССР в 1953-1961 гг.
    • Реформы советского государственного аппарата в 1953-1964 гг.
    • Реформирование системы советского права в 1953-1964 гг.
  • Советское государство и право в 1964-1985 гг.
    • Развитие советского государственного аппарата в 1964-1985 гг.
    • Конституция СССР 1977 г.
    • Развитие советского права в 1964-1985 гг.
  • Первые Государственные думы

    Выборы в I Государственную думу (на основании Положения о выборах в Государственную думу - в редакции царского указа от 11 декабря 1905 г.) проходили в феврале-марте 1906 г., когда в стране все еще были накалены общественные страсти. Выборы бойкотировали большевики, эсеры и правые. В общей сложности в I Думу были избраны 478 депутатов (в том числе кадетов - 176, беспартийных - 105, крестьян-трудовиков - 97, социал-демократов (меньшевиков) - 18, октябристов - 16). 27 апреля 1906 г. I Государственная дума приступила к работе в Таврическом дворце. Эту Думу в либеральных газетах называли «Думой народного гнева»: на ней чуть ли не ежедневно звучали самые радикальные требования: объявить всеобщую амнистию (в октябре 1905 г. была объявлена политическая амнистия), создать ответственное правительство, ввести всеобщее избирательное право, наделить крестьян землей.

    В одной из самых первых своих резолюций I Государственная дума потребовала: отнятия и раздела помещичьих земель; упразднения второй палаты - Государственного совета (который Столыпин называл «лед усталых душ»); отставки правительства.

    1 Дума просуществовала чуть больше двух месяцев и основную часть времени уделяла обсуждению самого насущного вопроса социальной жизни России - аграрного. Было предложено два проекта - проект кадетов и проект трудовиков: проект кадетов предусматривал дополнительное наделение крестьян землей за счет земель казенных, монастырских, удельных, а также за счет частичного отчуждения частновладельческих земель за выкуп «по справедливой (но не рыночной) цене»; проект трудовиков носил еще более радикальный характер и предусматривал отчуждение помещичьей земли, превышающей «трудовую норму», создание «народного земельного фонда» и введение уравнительного землепользования.

    20 июня 1906 г. правительство выступило с заявлением, в котором говорилось о неприкосновенности частной собственности на землю. В ответ на это Дума в самом начале июля 1906 г. постановила: обратиться, минуя правительство, прямо к населению, что никогда не отступит и не даст себя уклонить от принципа принудительного отторжения частных земель.

    Это был тупик. 9 июля 1906 г. I Государственная дума была распущена (проработала 72 дня) и объявлены новые выборы. На следующий день группа кадетов и трудовиков собралась в Выборге, где опубликовала «Выборгское воззвание», в котором в знак протеста «против роспуска народного представительства» население призывалось к пассивному сопротивлению: не платить налоги, избегать воинской повинности. Также в воззвании был призыв к зарубежным правительствам не предоставлять России займы. Но эта акция никакого успеха не имела.

    Выборы во II Государственную думу проходили в начале 1907 г. В общей сложности было избрано 518 депутатов (трудовиков - 104, кадетов - 98, социал-демократов - 68, беспартийных - 50, октябристов - 44, эсеров - 37 и др.).

    II Государственная дума начала работу 20 февраля 1907 г., она оказалась еще более оппозиционна самодержавию, чем предыдущая. По авторитетному мнению Столыпина, «Первую Думу трудно было разогнать, Вторую - трудно сохранить».

    1 июня 1907 г. председатель Совета министров Столыпин выступил на закрытом заседании Думы с сообщением об антиправительственном заговоре, в котором якобы приняли участие и члены Государственной думы. Столыпин потребовал лишения депутатской неприкосновенности 55 членов Думы (из фракции социал-демократов), а также дачи согласия на арест 15 наиболее замешанных в заговоре депутатов. Дума от голосования по этому вопросу уклонилась, передав его на рассмотрение комиссии, которая должна была дать свое заключение 4 июля.

    Но в ночь на 3 июня 1907 г. полиция арестовала членов социал-демократической фракции (они были преданы суду и осуждены на различные сроки каторги и ссылки). А днем 3 июня 1907 г. был обнародован Манифест царя о роспуске Государственной думы. При этом выдвигались различные обвинения против Думы и делался вывод, что неуспех Думы объяснялся проникновением в ее ряды недостойных лиц вследствие несовершенства избирательного закона. В связи с этим было издано новое Положение о выборах в Государственную думу (в соответствии с которым была в 1907 г. избрана III Дума, а в 1912 г. - IV Дума). Это было явным нарушением Манифеста от 17 октября 1905 г. и Основных законов 1906 г., по которым царь не мог единолично изменять избирательное право.

    Все эти действия царя давали основание исследователям говорить о «третьеиюньском государственном перевороте».

    В соответствии с новым Положением о выборах в Государственную думу избирательных прав были лишены : женщины; лица, не достигшие 25-летнего возраста; лица, обучающиеся в учебных заведениях; лица, проходящие действительную военную службу; иностранные подданные; бродячие инородцы (туземное население Крайнего Севера, лесных районов Сибири и Дальнего Востока, занимавшиеся охотой и рыболовством); коренное население Средней Азии.

    Все избиратели были разделены на следующие курии: (1) курия землевладельцев; (2) первая курия городских избирателей; (3) вторая курия городских избирателей; (4) курия уполномоченных от волостей; (5) курия уполномоченных от казачьих станиц; (6) курия уполномоченных от рабочих.

    Все перечисленные курии на уездных съездах выбирали выборщиков, составляющих губернские избирательные собрания, которые избирали членов Государственной думы. Но, кроме того, избрание членов Государственной думы от Петербурга, Москвы, Одессы, Риги производилось путем прямого голосования избирателей, проживающих в этих городах, число которых ограничивалось высоким имущественным цензом.

    Действовавший с 27 апреля по 8 июля 1906 года в течение одной сессии. Принципы деятельности Государственной думы были определены Манифестом 17 октября 1905 года, который декларировал основы гражданских свобод и созыв законодательного органа, к выборам которого будут допущены все слои населения. Император Николай II Александрович обещал, что никакой закон не мог быть утвержден царем без одобрения Государственной думой; органами исполнительной власти должна была быть обеспечена возможность участия депутатов Государственной думы в надзоре за исполнением законодательства.

    Депутаты В. Набоков и А. Аладьин

    11 декабря 1905 года был издан закон о выборах в Государственную думу . Сохранив куриальную систему, установленную ранее для выборов в Булыгинскую думу, закон прибавил к землевладельческим, городским и крестьянским куриям рабочую курию и расширил состав избирателей по городской курии. 49% всех выборщиков принадлежали к крестьянской курии. По рабочей курии к выборам допускались мужчины, занятые на предприятиях, имевших не менее 50 рабочих. Это и другие ограничения лишали избирательного права около 2 млн. мужчин-рабочих. Выборы были не всеобщими (исключались женщины, молодежь до 25 лет, военнослужащие действительной службы, ряд национальных меньшинств), не равными (один выборщик на две тысячи населения в землевладельческой курии, на 4 тысячи - в городской, на 30 тысяч - в крестьянской, на 90 тысяч - в рабочей), не прямыми (двух-, а для рабочих и крестьян трех- и четырехстепенными).
    Признав за Государственной думой законодательные права, царь стремился всячески ограничить их. Манифестом 20 февраля 1906 года высшее законосовещательное учреждение Российской империи - Государственный совет, существовавший с 1810 года, был преобразован в верхнюю законодательную палату с правом вето на решения Государственной думы. Манифест 20 февраля 1906 года разъяснял, что Государственная дума не имеет права изменять основные государственные законы. Из ведения Государственной думы изымалась значительная часть государственного бюджета. Согласно новой редакции основных государственных законов от 23 апреля 1906 года, император сохранял всю полноту власти по управлению страной через ответственное только перед ним правительство, руководство внешней политикой, управление армией и флотом. Царь мог издавать в перерыве между сессиями законы, которые затем лишь формально утверждались Государственной думой.
    Большевики призвали к бойкоту выборов в Государственную думу, надеясь свергнуть самодержавие революционным путем. Однако в условиях спада революционного движения бойкот не удался. Выборы в Государственную думу проходили в феврале-марте 1906 года. Из 478 избранных депутатов кадетов было 161, автономистов (члены Польского коло, украинских, эстонских, латышских, литовских этнических групп) - 70, октябристов - 13, беспартийных - 100, трудовиков - 107. В состав фракции трудовиков входили десять социал-демократов, в основном, меньшевиков. Они были избраны голосами главным образом крестьянских и городских выборщиков. В июне 1906 года, по решению Четвертого съезда РСДРП, социал-демократические депутаты выделились в самостоятельную фракцию.
    Торжественное открытие Государственной думы состоялось 27 апреля 1906 года в Тронном зале Зимнего дворца в Петербурге. Председателем Государственной думы был избран один из лидеров кадетов, профессор Московского университета, правовед С.А. Муромцев. Центральным на заседаниях Первой Государственной думы стал аграрный вопрос. Кадеты выступали за частичное принудительное отчуждение помещичьей земли. 8 мая они внесли в Государственную думу законопроект за подписью 42 депутатов, предлагавший земельное наделение крестьян за счет казенных, монастырских, церковных, удельных, кабинетских земель, а также частичного отчуждения помещичьей земли за выкуп «по справедливой оценке». Однако, правительство еще накануне созыва Государственной думы приняло решение распустить ее, если будет поставлен вопрос о принудительном отчуждении земли. Трудовики выступили 23 мая со своим аграрным законопроектом («проект 104»), в котором потребовали отчуждения помещичьих и частновладельческих земель, превышавших «трудовую норму», создания «общенародного земельного фонда» и введения уравнительного землепользования по «трудовой норме». Это был революционный законопроект, означавший ликвидацию помещичьего землевладения. 8 июня 1906 года группа из 33 депутатов внесла проект земельного закона, в основу которого были положены взгляды эсеров. Этот проект требовал немедленного уничтожения частной собственности на землю, социализации земли и уравнительного землепользования. Государственная дума отказалась обсуждать радикальный «проект 33-х». Социал-демократическая фракция голосовала за аграрный проект трудовиков. Реагируя на проекты земельной реформы в Государственной думе, правительство 20 июня выступило с заявлением, в котором категорически высказалось за неприкосновенность помещичьей собственности на землю.
    С самого начала своей деятельности Первая Государственная дума продемонстрировала, что она не намерена мириться с авторитаризмом царской власти. В ответ на тронную речь царя 5 мая 1906 года дума приняла адрес, в котором потребовала амнистии политических заключенных, реального осуществления политических свобод, всеобщего равенства, ликвидации казенных, удельных и монастырских земель. Через восемь дней председатель Совета министров И.Л. Горемыкин отверг все требования Государственной думы. Та, в свою очередь, провела резолюцию о недоверии правительству, потребовав его отставки. За 72 дня своей работы Первая Государственная дума приняла 391 запрос о незаконных действиях правительства. В условиях фактической конфронтации Государственной думы и правительства, Николай II решил воспользоваться своим правом в любой момент распустить Государственную думу, что и сделал, обосновав свое решение с помощью формулировки «за уклонение в вопросы, не входящие в компетенцию думы». Царский манифест о роспуске Первой Государственной думы был опубликован 9 июля 1906 года.

    Россия как страна с традиционным патриархальным укладом общества довольно долго обходилась без законосовещательного органа - Парламента. Первая Государственная Дума была созвана только в 1906 году, по указу Николая II. Такое решение было необходимым, но довольно-таки запоздалым, особенно если принимать во внимание годы появления её аналогов в других государствах. В Англии, например, Парламент появился ещё в позднее Средневековье, во Франции - тогда же. США, которые образовались в 1776 году, создали подобный орган власти практически сразу.

    А что же Россия? В нашей стране всегда придерживались позиции сильной централизованной власти царя-батюшки, который должен был сам раздумывать над всеми предложенными министрами законами. Благодаря этому Первая Государственная Дума не появилась ни после Смуты, ни при ни даже при Екатерине II, которая планировала созыв органа, похожего по исполняемым функциям на Парламент. Были устроены только коллегии.

    На протяжении всего XIX века сторонники (а в России таких было пруд пруди) высказывались за парламентскую систему. Согласно ей, император или министры должны были разрабатывать законопроекты, Дума бы обсуждала их, вносила правки и отправляла принятые ею документы на подпись к царю.

    Однако из-за политики некоторых государей, в частности 1 Государственная Дума так в XIX веке в России и не появилась. С точки зрения правящей верхушки это было добрым знаком, потому что можно было абсолютно не волноваться о своеволии в принятии законов - все нити держал в руках царь.

    И только рост протестных настроений в обществе заставил императора Николая II подписать манифест об учреждении Думы.

    Первая открылась в апреле 1906 года и стала отличным портретом политической ситуации в России того исторического периода. В неё попали депутаты от крестьян, землевладельцев, купцов, рабочих. По национальному составу Дума также была неоднородна. Были в ней украинцы, белорусы, русские, грузины, поляки, евреи и представители иных этнических групп. В общем, именно Первая Государственная Дума 1906 года стала настоящим эталоном политкорректности, которой могли бы позавидовать даже сегодня в США.

    Печален, однако, тот факт, что Первая Дума оказалась совершенно недееспособным политическим монстром. Причин этому две. Первая заключается в том, что Дума первого созыва стала не законосовещательным органом, а своего рода политической жертвой эпохи. Вторая причина - в бойкоте Думы со стороны левых сил.

    Из-за этих двух факторов Первая Государственная Дума уже в июле того же года "докатилась" до роспуска. Недовольны этим были многие, в обществе пошли слухи из области фантастики насчёт окончательного упразднения Думы, которые, к слову, не подтвердились. Вскоре была созвана Вторая Дума, которая оказалась несколько продуктивнее Первой, но об этом уже в другой статье.

    Дума первого созыва стала для российской истории своего рода точкой отсчёта демократических преобразований. Хоть она и была организована поздно, свою роль в развитии парламентаризма Первая Дума сыграла.

    Общая характеристика законотворческой деятельности Первой и Второй Государственных Дум. Причины их недолговечности.

    27 апреля 1906 г. в России начала работать Государственная дума. Современники называли ее «Думой народных надежд на мирный путь». К сожалению, этим надеждам не суждено было сбыться. Дума была учреждена как законодательный орган, без ее одобрения нельзя было принять ни одного закона, вводить новые налоги, новые расходные статьи в государственном бюджете. В ведении Думы были и другие вопросы, требующие законодательного закрепления: государственная роспись доходов и расходов, отчеты государственного контроля по использованию государственной росписи; дела об отчуждении имущества; дела о постройке железных дорог государством; дела об учреждениях компаний на акциях и ряд других не менее важных дел. Дума имела право направлять правительству запросы и не раз объявляла ему недоверие.

    Организационное устройство Государственных дум всех четырех созывов определялось Законом «Учреждение Государственной думы», по которому устанавливали срок деятельности Думы (5 лет). Однако царь мог досрочно распустить ее специальным указом и назначить выборы и сроки созыва новой Думы.

    I Государственная дума действовала всего 72 дня -- с 27 апреля по 8 июля 1906 г. Было избрано 448 депутатов, из них: 153 кадета, 107 трудовиков, 63 депутата от национальных окраин, 13 октябристов, 105 беспартийных и 7 прочих. Председателем Думы был избран С.А. Муромцев (профессор, бывший проректор Московского университета, член ЦК партии кадетов, юрист по образованию). Руководящие посты заняли видные деятели партии кадетов: П.Д. Долгоруков и Н.А. Гредескул (товарищи председателя), Д.И. Шаховский (секретарь Думы). I Государственная дума поставила вопрос об отчуждении помещичьих земель, превратилась в революционную трибуну. Она предложила программу широкой демократизации России (введение ответственности министров перед Думой, гарантия всех гражданских свобод, всеобщее бесплатное образование, отмена смертной казни и политическая амнистия). Правительство отвергло эти требования, и 9 июля Дума была распущена. В знак протеста 230 членов Думы подписали Выборгское воззвание к населению, призывая к гражданскому неповиновению (отказу от уплаты налогов и от службы в армии). Это было первое в истории России обращение парламентариев к нации. 167 членов Думы предстали перед судом, который вынес приговор -- тюремное заключение на 3 месяца. Было объявлено о созыве II Думы. Председателем Совета министров стал П.А. Столыпин (1862--1911 гг.), а занимавший ранее этот пост И.Л. Горемыкин (1839--1917 гг.) был уволен в отставку.

    II Государственная дума работала 103 дня -- с 20 февраля по 2 июня 1907 г. Из 518 членов Думы фракцию правых составили лишь 54 члена. Кадеты потеряли почти половину мест (со 179 до 98). Численно возросли левые фракции: трудовики имели 104 места, социал-демократы -- 66. Кадеты благодаря поддержке автономистов (76 членов) и других партий сохранили руководство и во II Думе. Председателем ее был избран член ЦК партии кадетов Ф.А. Головин (он же председатель бюро земских и городских съездов, участник крупных железнодорожных концессий).

    Основным вопросом оставался аграрный. Каждая фракция предложила свой проект его решения. Кроме того, во II Думе рассматривались: продовольственный вопрос, роспись бюджета на 1907 г., исполнение государственной росписи, набор новобранцев, отмена чрезвычайного указа о военно-полевых судах, реформа местного суда. П.А. Столыпин резко осудил левые фракции Думы за «поддержку бомбометателей», революционного террора, сформулировав их позицию словами «руки вверх» и решительной фразой «не запугаете». Депутаты же при этом заметили, что Дума превращается в «департамент Министерства внутренних дел». Они указали на существующий государственный террор и потребовали отмены военно-полевых судов. Дума отказала в требовании П.А. Столыпина лишить неприкосновенности и выдать социал-демократическую фракцию как готовящую ниспровержение государственного строя. В ответ на это 3 июня 1907 г. был обнародован Манифест и Указ о роспуске II Государственной думы и назначении выборов в III Думу. Одновременно был издан текст нового избирательного закона, утверждением этого закона фактически производился государственный переворот, так как по «Основным государственным законам» (ст. 86) этот закон должен был рассматриваться Думой. Новый избирательный закон был реакционным. Он фактически возвращал страну к неограниченному самодержавию, сводил избирательные права широких масс населения к минимуму. Почти на 33% возросло число выборщиков от помещиков, а от крестьян уменьшилось на 56%. Значительно сократилось представительство национальных окраин (по Польше и Кавказу -- в 25 раз, по Сибири -- в 1,5 раза); население Средней Азии вообще лишалось права выбирать депутатов в Государственную думу.

    Закон 3 июня 1907 года знаменовал собой поражение русской революции. Число депутатов сокращалось с 524 до 448. В последующих Думах преобладали правые. Думается, что причина недолговечности первых Дум состоит в том, что абсолютизм не хотел просто без боя сдавать позиции, он хотел по возможности повернуть развитие истории вспять и ему на какой- то момент это отчасти удалось. Начался период «третьеиюньской монархии».

    государственная дума российский

    Конспект по истории России

    В апреле 1906 г. открылась Государственная Дума – первое в истории страны собрание народных представителей, обладающее законодательными правами.

    I Государственная Дума (апрель-июль 1906 г.) – просуществовала 72 дня. Дума преимущественно кадетская. Первое совещание открылось 27 апреля 1906 г. Распределение мест в думе: октябристы - 16, кадеты 179, трудовики 97, беспартийные 105, представители национальных окраин 63, социал-демократы 18. Рабочие по призыву РСДРП и эсеров в основном бойкотировали выборы в думу. 57% аграрной комиссии были кадетами. Они внесли в думу аграрный законопроект, где шла речь о принудительном отчуждении, за справедливое вознаграждение, той части помещичьих земель, которые обрабатывались на основе полукрепостнической отработочной системы или сдавались крестьянам в кабальную аренду. Кроме того, отчуждались государственные, кабинетные и монастырские земли. Вся земля переходит в государственный земельный фонд, из которого крестьяне будут наделяться ею на правах частной собственности. В итоге обсуждения комиссия признала принцип принудительного отчуждения земель.

    В мае 1906 г. глава правительства Горемыкин выступил с декларацией, в которой отказал Думе в праве подобным образом решать аграрный вопрос, а также в расширении избирательных прав, в ответственном перед думой министерстве, в упразднении госсовета, в политической амнистии. Дума выразила правительству недоверие, но уйти в отставку последнее не могло (так как было ответственно перед царем). В стране возник думский кризис. Часть министров высказалась за вхождение кадетов в правительство.

    Милюков поставил вопрос о чисто кадетском правительстве, всеобщей политической амнистии, отмене смертной казни, ликвидации Госсовета, всеобщем избирательном правее, принудительном отчуждении помещичьих земель. Горемыкин подписал указ о роспуске Думы. В ответ около 200 депутатов подписали в Выборге обращение к народу, где призвали его к пассивному сопротивлению.

    II Государственная дума (февраль-июнь 1907 г.) - открылась 20 февраля 1907 г. и просуществовала 103 дня. В Думу прошли 65 социал-демократов, 104 трудовика, 37 эсеров. Всего было 222 человека. Крестьянский вопрос оставался центральным.

    Трудовики предложили 3 законопроекта, суть которых сводилась к развитию свободного фермерского хозяйства на свободной земле. 1 июня 1907 г. Столыпин, использую фальшивку, решил избавиться от сильного левого крыла и обвинил 55 социал-демократов в заговоре с целью установления республики.

    Дума создала комиссию для расследования обстоятельств. Комиссия пришла к выводу, что обвинение является сплошным подлогом. 3 июня 1907 г. царь подписал манифест о роспуске думы и об изменении избирательного закона. Государственный переворот 3 июня 1907 г. означал конец революции.

    III Государственная дума (1907-1912 гг.) - 442 депутата.

    Деятельность III Думы:

    3.06.1907 г. - изменение избирательного закона.

    Большинство в думе составляли: правооктябристский и октябристско- кадетский блок.

    Партийный состав: октябристы, черносотенцы, кадеты, прогрессисты, мирнообновленцы, социал-демократы, трудовики, беспартийные, мусульманская группа, депутаты от Польши.

    Наибольшее количество депутатов имела партия октябристов (125 человек).

    За 5 лет работы утверждено 2197 законопроектов

    Основные вопросы :

    1) рабочий : было рассмотрено 4 законопроекта комиссии мин. фин. Коковцева (о страховании, о конфликтных комиссиях, о сокращении рабочего дня, о ликвидации закона, карающего за участие в забастовках). Они были приняты в 1912 году в ограниченном виде.

    2) национальный вопрос : о земствах в западных губерниях (вопрос о создании избирательных курий по национальному признаку; закон был принят относительно 6 губерний из 9); финляндский вопрос (попытка политических сил добиться независимости от России, принят закон об уравнивании прав русских граждан с финскими, закон об уплате 20 млн. марок Финляндией взамен воинской повинности, закон об ограничении прав финского сейма).

    3) аграрный вопрос : связан со столыпинской реформой.

    Вывод : третьеиюньская система - второй шаг на пути превращения самодержавия в буржуазную монархию.

    Выборы : многоступенчатые (происходили по 4 неравноправным куриям: землевладельческой, городской, рабочей, крестьянской). Половина населения (женщины, студенты, военнослужащие) были лишены избирательного права.