Кристиан Диор. Биография


Кристиан Диор родился 21 января 1905 года на северо-западе Франции, в Нормандии. Когда Диору был год, родители купили дом недалеко от Гранвиля, где и прошло раннее детство будущего кутюрье.


Его отец имел химические заводы по производству удобрений. Эти заводы были их семейным делом, основанные еще прапрадедом Диора в далеком 1832 году. Благодаря этому семья была хорошо обеспечена, и маленький Диор ни в чем не нуждался. Но так как их дом располагался даже не в Гранвиле, а в километре от этого маленького городка, Диор с детства привык к тишине и уединению. Он рос добрым послушным мальчиком, что впоследствии окажется для него некоторым препятствием в работе.



А когда маленькому кутюрье исполнилось 5 лет, вся семья погрузилась в большой лимузин «Пежо» и отправилась в Париж. До этого Диор каждый год с родителями посещал столицу, но теперь они покидали тихий дом на берегу Ла-Манша всерьез и надолго, так как родители решили перебраться в Париж на постоянное жительство.


Прибыв в Париж, отец продолжил успешно заниматься бизнесом, а мать Диора, любившая культурные развлечения и шопинг, неутомимо употребляла на покупки и примерки деньги, силу и время.


С самого начала жизни и до самого конца, Кристиан с трепетом верил в предсказания, был суеверным. Надо сказать, на то имелись основания. Ведь с самого детства потусторонние силы указывали путь к успеху в будущей карьере. Гадалка, взглянув на руку маленького Кристиана, пророчески рассказала ему основные моменты жизни.


Она предскаазала, что разбогатеет он благодаря женщинам, обретет славу и будет путешествовать по всему миру. Только в те далекие годы предсказание гадалки вызвало смех его родственников. Семья Диора жила в финансовом достатке, руководствуясь консервативными жизненными принципами. Посему им казалось странным, что Кристиан в будущем будет зарабатывать на женщинах, ведь они видели его совсем в другой роли.


А как же предсказания о путешествиях? Какие могут быть путешествия, когда Кристиан скромный, застенчивый домашний мальчик. Для него выйти из дома и отправиться в гости к другу – уже целое приключение и подвиг.


Таким необычным мальчиком рос Кристиан Диор. Он совсем не обладал навыками большого лидера, который сможет управлять слаженной командой мастериц-рукодельниц, манекенщиц и продавщиц. По характеру Кристиан был нелюдимый, тихий и совершенно несклонный к ответственной предпринимательской деятельности. В дальнейшем, когда ему придется принимать решения, он часто руководствовался чутьем, а не взвешенным расчетом, а иногда и предсказаниями …


Благодаря достатку в семье, начальное образование Кристиан Диор получил дома. А потом отправился продолжать учебу в школу, где был прилежным и смирным учеником, хотя у него был небольшой недостаток, который всё-таки раздражал учителей. Диор любил рисовать на полях учебников женские туфельки на высоком каблуке.



Создание Дома Christian Dior – документальное видео.


Размерено и безмятежно протекала жизнь семьи, но так продолжалось недолго, близилось суровое время, грянула Первая мировая война и вместе с ней множество трудностей. Семья Диора переезжала с место на место, и ему пришлось сменить не одно место учебы. К концу обучения он увлекся искусством, живописью и музыкой. А после сдачи экзамена на бакалавра, заявил родителям, что отправится продолжать учебу в школе изящных искусств. Подобная перспектива не обрадовала родителей Диора, и они настояли на его поступлении в школу политических наук. Диор смирился с волей родителей, но душа его продолжала стремиться к искусству. Очень скоро он обзавелся знакомствами и настоящими друзьями, что в данный период жизни, да и в дальнейшем, во многом поможет и предопределит будущую карьеру кутюрье. Но родителям это не нравилось, они сожалели, что сын растет не таким, каким они хотели его видеть. В их понимании Диор стремительно становился непутевым неудачником, неприспособленным к жизни.


Летели годы, проходила юность и учеба. Подошел момент, когда его призвали на службу в армию. Война давно окончена и служба не таила в себе опасностей, а кроме того, благодаря твердому финансовому положению семьи, пришлось служить в инженерном полку, расположенном в Версале.


Время службы пролетело незаметно, и когда Кристиан Диор вернулся к гражданской жизни, он захотел осуществить свою мечту – заняться любимым делом – живописью, музыкой, искусством, дабы быть в кругу своих друзей. После раздумий и дискуссий с друзьями, он понимает, что наилучший путь совместить все сразу. И этот путь – открытие собственной художественной галереи, где можно выставлять картины художников и устраивать встречи-обсуждения с единомышленниками.


Родителей удалось убедить не сразу, но здесь Диор первый раз проявил настойчивость, и они пошли на уступки. Кристиан Диор получил финансовую поддержку от отца, которая помогла открыть собственную Галерею. Правда отец потребовал, чтобы нигде в названии галереи не фигурировала их фамилия.


А когда прошли первые выставки, все оказалось не так безнадежно, как казалось отцу на первый взгляд. Галерея в недалеком будущем вполне могла принести финансовый успех, родители Диора успокоились, а он погрузился в любимую работу. Но недолго продлилась счастливая жизнь семьи. Вскоре заболел брат Диора, а следом за ним тяжёлая болезнь постигла и мать. Спустя короткое время мать Диора умирает. На этом несчастья не оставляют семью.


На фоне великой финансовой депрессии отец Диора предпринимает ряд финансовых вложений, которые в течение всего нескольких дней приводят его к полному разорению!


Одно несчастье за другим подорвали доверие Диора к существующей буржуазной системе, он в ней разочаровывается. Начиная чувствовать близость коммунистических идей, вместе с друзьями Кристиан Диор решает отправиться в СССР. Но и здесь он обнаруживает, что идеи коммунизма воплощаются в реальность совсем не так, как им виделось в Париже. Реальность Советской России тех лет показалась очень мрачной, но несмотря на это, Диор смог увидеть и прикоснуться к богатому культурному и историческому наследию прошлой - царской России, что в будущем ему пригодится.


Все это в будущем, а пока Диор решает вернуться домой во Францию. Он осознал и прочувствовал на себе, что лучше буржуазная система в кризисе, нежели, то, во что коммунисты превратили Россию. Возвращение идет с осложнениями, а дома его ждут новые и новые разочарования и испытания. Семья более не имеет возможности платить даже за жилье в Париже. Они все переселяются снова в Нормандию. Друг Диора тоже разорился, в результате он остается один на один со своими проблемами в Париже.



В этот сложный период жизни, пришлось принять решение, о котором он впоследствии сожалел не один раз – продать картины из галереи, так как другого выхода не предвиделось. Да, он совершил ошибку – продал полотна Пикассо, Матисса, Сальвадора Дали и других великих художников. В момент кризиса многие продают, и мало кто покупает, все живут в нужде, а значит никак не получить достойных денег за эти шедевры. Картины продавались с трудом и за бесценок. Спустя годы, Кристиан Диор сожалел, сознавая, что потерял бесценные полотна и уже не сможет их вернуть.


Галерея опустела и закрылась, но и на этом несчастья не оставили Кристиана. В результате переживаний и лишений он тяжело заболел. Лечение проходило долго, и для полного выздоровления и реабилитации пришлось поехать в горную местность, где на ослабленный организм климат действовал оздоровительно.


Пройдя курс лечения, Диор возвращается и застает семью в полном упадке. Теперь у него не осталось ничего. Продавать больше нечего, остается только искать работу. Какую работу, когда вокруг кризис и людей более увольняют, нежели принимают. Искать приходится любую работу, просто для того, чтобы выжить. Но всюду следует отказ, будущий кутюрье нигде не требуется.


Отказы в приёме на работу сыграли важную роль в жизни Диора, в этот период он начинает активно рисовать эскизы одежды, платьев и шляпок, а его друг решается помочь, – он находит возможность продать рисунки. Первая удача в сфере, где искусство, живопись и мода переплетаются в единое целое, приносит Диору новые силы, и он с удвоенным энтузиазмом берется за работу. Каждый день с утра до вечера он рисует и рисует новые эскизы. Шляпки легко находят своих покупателей, а вот с эскизами платьев сложнее, здесь Диору приходится день за днем совершенствовать свои работы. Так началась карьера в сфере моды.


В отличие от других кутюрье, Кристиан Диор достаточно поздно пришел в профессию, его путь совсем не такой как у или , которые с детского возраста помогали матерям шить платья. Диору пришлось пройти достаточно долгий путь, прежде чем обрести дело, которое принесло ему известность. Родители не смогли определить его путь в мир моды, они наоборот всячески противодействовали подобным начинаниям. Но видимо от рождения у Диора было заложено стремление к искусству, которое, несмотря на все препятствия, периодически напоминало о себе, и в определенный момент стало делом всей жизни. Вспомним дамские туфельки, которые он рисовал на страницах школьных учебников.


Каждый день в течение двух лет Диор рисовал эскизы модной одежды и аксессуаров, и его труд был вознагражден, эскизы стали неплохо продаваться, появились деньги. Теперь снова имелась возможность снять хорошее жилье, намечались еще более светлые перспективы. Диора приглашают работать модельером в Дом моды Пиге. Он сомневается, и не может сразу принять решение, считая себя недостаточно подготовленным для такой ответственной работы. Но преодолев сомнения решается, и уже скоро постигает новые премудрости в индустрии моды того времени. Модели, придуманные Диором в Доме Пиге, имеют большой успех, и казалось, полоса невзгод и лишений навсегда осталась позади, но приходит 1939 год, принося новую войну и лишения.


Кристиана во второй раз призывают на службу, где по воле случая он долго не задерживается. Совсем скоро он оказался в сельской местности на юге Франции, где в тот период собралось много беженцев. Здесь Диор пробует свои силы в сельском хозяйстве, разделяя участь крестьянина. Вполне возможно он мог навсегда остаться жить где-то в Провансе, возделывая сельхозугодия, ведь в детстве Кристиан любил жизнь на природе, в тишине и уединении, но судьба уготовила ему иную участь.


Приходит обнадеживающая весточка из Парижа – Дом моды Пиге приглашает его вернуться. Диор долго не может решиться, ехать ему в Париж или остаться среди крестьян, где уже начала складываться размеренная жизнь. Подумав некоторое время, он все же решается вернуться в Париж, но когда приезжает, его встречает удивленный Пиге. Оказывается, он его ждал, ждал, но не дождавшись, нанял другого модельера. Диора вновь постигла неудача, только в этой неудаче одновременно таилась и возможность для будущего успеха. Знакомый рекомендует Кристиана Диора в Дом моды к Люсьену Лелонгу (Lucien Lelong), куда его сразу же берут. А Дом моды Лелонга на тот момент являл собой одну из лучших школ портновского искусства с многолетними традициями высокого шитья.


Благодаря новому назначению Диор получает много знаний и узнает новых людей из индустрии моды, ведь Дом моды Лелонга намного больше Дома Пиге. Здесь он трудится вместе с модельером Пьером Бальменом. Они соревнуются в своем мастерстве, стремятся перенимать друг у друга навыки и умение.


Как видим, настоящий успех пришел в жизнь кутюрье не сразу. Успех в жизни Кристиана Диора был одновременно делом случая и результата упорного труда. С одной стороны будущий кутюрье не планировал в детстве стать великим дизайнером одежды и не обшивал своих кукол, как многие другие создатели моды, а с другой стороны, Кристиан Диор всегда стремился к красоте, искусству и совершенству, он не терял времени, а постоянно что-то делал – трудился и совершенствовался.


Когда Кристиан в первый раз услышал информацию о поисках текстильным магнатом Марселем Буссаком (Marcel Boussac) талантливого кутюрье, который смог бы вдохнуть новую жизнь в Дом моды Гастон (Gaston), он даже не подумал предложить собственную кандидатуру на это пост, о котором в тайне мечтал. Кристиан Диор в силу своей скромности и нерешительности задумался, кого можно предложить для столь ответственной должности. Он перебирал в памяти всех своих знакомых из мира моды, но не смог предложить достойного кандидата.


Спустя некоторое время Кристиан снова услышал просьбу о помощи в поиске достойного кандидата для Дома Гастон, но вновь не решился предложить свои услуги. Диор полагал, что у него еще недостаточно опыта, и он ещё непригоден для такой работы. Ему надо еще набраться навыков…


Прошло еще немного времени, и когда к Диору обратились в третий раз с тем же самым предложением, он подумал, что это его шанс, нельзя упускать такую возможность. Возраст уже не юношеский, надо решаться и брать судьбу в свои руки. Тем более знакомый Диора – Пьер Бальмен, совсем недавно работавший, вместе с ним в Доме Лелонга, открыл собственный Дом моды. Дела у Бальмена быстро пошли в гору, и Диора это задевало, ведь он ничуть не хуже. Данный факт тоже подтолкнул Кристиана к принятию ответственного решения. Последний раз подумав, он преодолел сомнения, и сказал, а почему не я, и предложил свою кандидатуру.


Наверное, это было самое важное решение в жизни Кристиана, ему предоставили шанс, и он набрался решимости, чтобы воспользоваться возможностью проявить все свои профессиональные способности. Одновременно с принятием решения он потерял покой, так как в силу своей скромности и нерешительности с трепетом и волнением ждал первых переговоров с предпринимателем - владельцем Дома моды Гастон, месье Буссаком.


Диора мучили сомнения, он боялся потерять свой привычный уклад жизни, где все было знакомо и понятно, а жизнь только наладилась и протекала размерено и безмятежно. При этом Диор не хотел отказываться, так как возраст был уже не юношеский. Он понимал, что это может быть последний шанс – все изменить и реализовать свои мечты, сделать мечты реальностью, а не пребывать всю оставшуюся жизнь чьим-то помощником и оставаться дилетантом.


Приближалась встреча Диора с Буссаком и его помощником. Диор имел представление о своем будущем покровителе, как о человеке суровом и решительном, если не сказать жестком. Месье Буссак опытный бизнесмен, всю жизнь занимавшийся заключением сделок, как он воспримет его, совсем неопытного и неуверенного?


А когда встреча состоялась, Кристиан сделал для себя открытие, он увидел, что месье Буссак очень приятный и образованный человек, понимающий и ценящий культуру и искусство не меньше, нежели искусство управления финансами и породистыми лошадьми.


С этого момента Кристиан обрел некоторую уверенность и с воодушевлением рассказал Буссаку о своем видении современного Дома моды. Диор говорил о том, что послевоенный мир сильно отличается, и прошлого не вернуть, Дом моды Гастон не возродить, а гораздо эффективней создать совершенно новый дом моды…


В те времена сила брендов была еще не столь великой, как в XXI веке. Сейчас наоборот проще возродить дом моды, пребывающий десятки лет в забвении, нежели создать новый. Тогда была иная ситуация, и Кристиан Диор, используя все свои знания в сфере моды, рассказал месье Буссаку, какой он хотел бы сделать дом моды, он описал Дом моды своей мечты.


Буссак выслушал пламенную речь Диора и сказал - этот проект прямая противоположность моим планам. И они расстались. Несколько дней от бизнесмена не было никаких предложений. Диор уже начал думать, что его проект не понравился Буссаку, и в душе даже радовался, что миновала участь брать на себя такую большую ответственность. Теперь он вернется к своему спокойному и такому привычному образу жизни.


Но Буссак не забыл про Диора и его проект, он просто как опытный бизнесмен решил все проверить. По прошествии нескольких дней, Диора пригласили обсудить детали предложенного Дома моды. Кристиан Диор, уже успевший настроиться на отказ, свыкся с мыслью возвращения жизни в обычное русло, и от волнений и переживаний ответил отказом. Он предложил предпринимателям поискать другого кутюрье для создания предложенного им нового Дома моды.


Вместе с отказом Диор поспешил проверить правильность своего выбора у высших сил. Для этого он вновь отправляется к прорицательнице за пророчеством и советом. Предсказательница описала ему такие невообразимые перспективы и возможности, такой фантастический успех, что Диор не поверил в возможность всего этого в реальной жизни. Но прорицательница настойчиво советовала ему не отказываться и дать согласие Буссаку. Диор смирился и благодаря поддержке потусторонних сил набрался решимости вновь приступить к переговорам со своими новыми покровителями.


Переговоры шли гладко, Буссак и его помощник оказались очень умными, тактичными собеседниками и мудрыми предпринимателями. Поэтому Диор согласился приступить к созданию Дома моды, с условием, что потом он передаст созданный Дом, другому дизайнеру, а сам удалится.


В будущем Диор передумал, и у него не было желания отдавать свой любимый Дом моды в управление другому кутюрье, но в самом начале, все важные решения давались ему с огромным трудом. Его пример наглядно показывает, как важно в самом начале пересилить себя, свои страхи, и решиться на важный ответственный шаг.


И вот переговоры закончены, будущий Дом моды уже не только в мечтах Диора, но уже обретает очертания в документах и цифрах. Теперь надо найти подходящее помещение для нового предприятия. Диор долго выбирал особняк, посещая и просматривая много предложенных домов, но никак не мог определиться, везде что-то не устраивало и казалось не таким. Время шло, а особняк не был найден, Диор снова начинал нервничать, и здесь опять вмешался случай, благодаря которому кутюрье предложили именно такой особняк, о котором он мечтал. С каждым днем Дом моды мечты приближался к своему реальному открытию.


Помещение выбрано, осталось собрать команду верных и целеустремленных профессионалов. Индустрия моды в послевоенное время становилась все больше и больше, теперь модный дом - серьезное предприятие, а не семейная мастерская. Серьезный бизнес, как известно нельзя построить в одиночку. Любой успешный бизнес являет собой результат совместного труда хорошо организованной команды профессионалов, команды людей, которыми движет не только желание обогатиться, но и общие идеи, преданность любимому делу.


Где найти таких людей? К тому моменту, Кристиан не был новичком в мире моды, у него уже был и опыт, и много знакомых, но, несмотря на это, Диору потребовалось много сил, чтобы суметь собрать команду профессионалов, преданных всей душой делу высокой моды. В самом начале команда Дома Christian Dior насчитывала менее 100 человек. При таком небольшом штате сотрудников Кристиану удалось создать даже собственный отдел рекламы, ведь новое время диктовало свои условия, и открывать новый Дом моды без рекламы никак нельзя.


Подыскивая персонал, Кристиан Диор руководствовался опытом кутюрье и чутьем. При этом он обращал внимание на знакомых, хотя по законам бизнеса – брать знакомых в дело нельзя. В случае с Диором в модном бизнесе это несколько иначе. Ему удалось найти и пригласить лучших специалистов, благодаря чему каждое место в новом Доме моды заняли настоящие профессионалы.


В этот период, один из знакомых Диора предложил, параллельно с одеждой, сразу запустить линию парфюмерии, на что Диор дал согласие, хотя еще и Дома моды, как такового, не было. В дальнейшем линия парфюмерии стала важнейшей составляющей бизнеса Christian Dior. Кутюрье лично занимался тестированием новых ароматов, созданием дизайна упаковки и формы флакона. Эта работа приносила Диору не меньшее удовольствие, нежели создание его любимых платьев, с которыми он иногда даже разговаривал. Кристиану Диору принадлежит известный афоризм о парфюмерии: «Духи - это непревзойденный оттенок женской индивидуальности, это последний штрих образа»



В наши дни парфюмерия от Christian Dior занимает 4-е место в мире по объему продаж. Парфюмерному дому Dior принадлежит много открытий в области получения эссенций ароматов. Эти достижения дополнительное подтверждение того, что Диор не ошибся, когда открывая свой Дом моды, сразу рискнул открыть не только линию одежды.


Вот так с малого начиналась работа Дома Christian Dior. В первое время многие из новых сотрудников Дома моды были незнакомы друг с другом. Правда потом во время создания первой коллекции, все познакомились, сплотились в единый дружный коллектив, где царила добрая атмосфера, которая опровергает слухи и пересуды о том, что мир моды жесток, и все люди в мире моды жестоки и холодны.


Когда казалось, что все сотрудники найдены, помещение готово, на пути Диора появилось еще одно затруднение - подбор манекенщиц. Сегодня, когда тысячи и тысячи девушек мечтают о профессии модели, это звучит странно – затруднения в поиске манекенщиц, но тогда было другое время.


В послевоенный период в Париже без работы оказалось много девушек, так называемой, древнейшей профессии. Среди них были девушки щедро одаренные природой – красавицы с модельными объемами. Именно они откликнулись на предложение Диора. Предложение работы было дано через объявления, благодаря чему девушек пришло очень много. Но несмотря на природную красоту лица и шикарную фигуру, практически все девушки не могли похвастаться хорошими манерами, а для манекенщицы того времени это было очень важно.



Кристиан Диор трепетно подходил к выбору манекенщиц, он беседовал с каждой девушкой. Для кутюрье важно, кто наденет его платье, ведь манекенщица это душа платья, она делает платье живым, а значит, от нее зависит успех коллекции в целом.


Поэтому Диор уделил много времени и сил отбору девушек – манекенщиц, а на будущее решил не давать таких объявлений. После долгих поисков девушек и бесед с кандидатками в манекенщицы, было выбрано 6 девушек, которые и стали первыми моделями Дома Christian Dior.


В дальнейшем число манекенщиц постоянно росло, и Диор всегда относился к этим девушкам наиболее трепетно и прощал им их слабости и промахи, всегда поддерживал и подбадривал в трудную минуту.


Одной из первых манекенщиц в Доме моды была девушка славянской внешности, по имени Таня. С ней Диор познакомился еще в то время, когда работал художником в Доме моды Люсьена Лелонга. Таня начала свою карьеру манекенщицы в возрасте 16 лет и с самых первых дней освоилась в новой профессии так хорошо, что ее можно было назвать манекенщицей от Бога.



После набора манекенщиц Дом моды приступил к работе. Диор разработал концепцию будущего бренда, собрал команду профессионалов, нашел помещение, а все финансовое обеспечение взял на себя месье Буссак. Он как опытный бизнесмен понимал, что надо освободить Диора - истинного художника от административных забот и дать ему возможность всецело посвятить себя творчеству. Такой союз художника и предпринимателя оказался очень эффективным, и успех бренда Christian Dior приближался с каждым днем.


Многие люди и тогда, и сейчас говорят, что Диору невероятно повезло, ведь ему создали райские условия для творчества, будто заслуг у Диора совсем немного, и что успеха он добился благодаря огромным деньгам Буссака. Однако, напомним, Буссак не был его родственником, он был опытным бизнесменом, и искал модельера не один день, прежде чем придти к соглашению с Диором. У многих кутюрье того времени был шанс убедить Буссака и получить финансирование на реализацию Дома моды своей мечты. Шанс был у многих, но в жизнь воплотился Дом моды Christian Dior.


А самое главное, месье Буссак был опытным бизнесменом, и он не сразу доверил огромные деньги. В начале Дом моды создавался на весьма скромные средства, в том числе, на рекламу не было огромных затрат. Залогом успеха стали платья Диора, они были именно такими, о каких мечтали женщины того времени. Поэтому союз Диора и Буссака – это не случайная удача для Кристиана, а результат его готовности для великого дела.


Когда все было готово, Диор начал работать над созданием своей первой коллекции для Дома, носящего его имя. По словам самого Диора, эта первая коллекция потребовала для своего создания наименьшего количество сил, ведь он только начинал, и ему не надо было ориентироваться на ожидания публики. Диор творил так, как ему подсказывало чутье гениального кутюрье. Он настолько любил платья, что большую часть времени думал о них, а в некоторые моменты в мыслях даже разговаривал со своими платьями. Любовь к своему делу, помноженная на труд, всегда приносит успех, и успех Christian Dior с каждым днем приближался.


Для создания коллекции Диор покинул Париж, отправившись к своим друзьям в сельскую местность. Там в тишине он полностью погрузился в творческий процесс создания своих любимых платьев. Диор делал наброски маленьких фигурок на небольших листочках, обдумывал рисунки и рисовал прекрасную женщину-цветок. Он рисовал везде, где было вдохновение, и посещала оригинальная идея - за рабочим столом, в постели и во время обеда, и даже во время принятия ванны, если в мысли приходили образы, Диор брал листочек и рисовал фигурки.



Линии рисунка обнимали женское тело, воспроизводили линии талии, поднимали грудь, очерчивали бедра. Одни эскизы откладывались как неудачные, а лучшие из лучших дорабатывались, и спустя несколько дней родилась подборка образов, которые в недалеком будущем получат имя New Look.


После завершения эскизов Диор поспешил в мастерские, где избранные рисунки должны были превратиться в готовые платья. Но сначала эти маленькие гравюрки переходили из рук в руки, от одной мастерицы к другой, они все вместе думали над коллекцией. Женщины комментировали платья, переходя от рисунка к рисунку, Диор делал некоторые технические замечания относительно кроя платья, и все вместе они формировали законченный образ. Диору было важно мнение всех женщин, ведь в конечном итоге платья, которые были делом всей его жизни, он создавал именно для них.



Определившись с эскизами, мастерицы вместе с кутюрье занялись подбором тканей, выбирая их по цвету, фактуре и толщине. Ткани щупали, растягивали в длину и ширину, по косой, смотрели на ткань при разном освещении, мяли кусочки материи, поглаживали, взвешивали на руке. Что только не делали с тканями, ведь выбор ткани очень важен для будущего платья. Каким получится платье, зависит не только от кроя, но и от того, как выглядит и ведет себя ткань.


Совместным трудом всего коллектива Дома моды Christian Dior создавалась коллекция New Look - мода завтрашнего дня. А когда выбор тканей был определен, в мастерских по эскизам началась работа. Множество рук воплощали идеи кутюрье в реальность. Они кроили, обметывали, сшивали кусочки ткани, с каждым мгновением приближая бесформенную на первый взгляд ткань к законченному образу задуманного платья. Потребовались многие дни и бессонные ночи напряженной работы, чтобы коллекция была готова к первому показу.


Демонстрация коллекции для публики – журналистов, закупщиков, светских персонажей, это самый важный и ответственный день для кутюрье. И этот долгожданный день настал, Christian Dior представил свою первую коллекцию, в успехе которой у кутюрье совершенно не было уверенности. Диор верил, надеялся, что его труды и работа мастериц будет оценена публикой по достоинству. Конечно кутюрье переживал, волновались и все мастерицы, ведь они вложили в эти платья всю душу. Но когда час настал, от них уже ничего не зависит, теперь вперед выходят манекенщицы, начинается исключительно их работа, и от того, как каждая из них преподнесет платье, зависит успех коллекции. А Диору остается ждать суда публики.


Когда состоялся первый показ, коллекция Диора вышла в свет, она произвела настоящую сенсацию в мире моды. Да и не только в модной индустрии, даже люди, далекие от моды, обсуждали коллекцию New Look. Большинство восхищались прекрасными платьями Диора, но находились и те, кто с недовольством отзывался об образах, предложенных New Look. Коллекция предлагала не просто новый взгляд на моду, не просто раскрывала новые тенденции, она меняла моду и образ женщины.



Далеко не всем нравятся перемены, не все любят наблюдать чужой успех. Вообще если заглянуть в историю, можно заметить - никогда не бывает успешного человека или успешной компании, продукта, которые нравились всем. Так было и с коллекцией New Look. Завистники и просто люди, неготовые принять новые образы, критиковали платья Диора и его самого.


Кристиана Диора обвиняли в расточительности, непомерном расходе тканей и чрезмерной показной роскоши. Принижали его личные заслуги в создании коллекции, объясняя успех огромными деньгами и предпринимательским талантом Буссака, который по их мнению все сам придумал. Ходили слухи про невероятные затраты Christian Dior на рекламу, и все это на фоне трудностей еще не оправившейся от войны Европы.


На самом деле Буссак предоставил Диору свободу для творчества, профинансировал проект, и кутюрье воплотил в жизнь все свои мечты, создал образы, которые полюбились женщинам. Даже сейчас, много лет спустя, на платья Диора нельзя смотреть с безразличием, они и сегодня вызывают восхищение и желание ими обладать. А на рекламу той самой первой коллекции практически не пришлось тратить деньги. Платья Диора настолько завоевали сердца женщин, что они рекламировали сами о себе.


Коллекция New Look была предложена после долгой войны и лишений, когда женщины довольствовались самым необходимым. Но война кончилась, всем хотелось обновления, нового счастья, новых надежд, и коллекция New Look, как никакая другая, вселяла уверенность в том, что все плохое позади.


/p>New Look являлась для женщин лучиком солнца и кусочком счастья, дарящим надежду на лучшее будущее. После войны женщины устали, им особенно хотелось радости. А кроме того, женщинам хотелось нравиться самим себе и конечно нравиться мужчинам, ведь после войны мужчин было меньше,чем женщин, и нужен был новый образ, чтобы уметь, как никогда, очаровывать мужчин, чтобы обрести свое счастье.

Стиль New Look справился с этой задачей замечательно. Роскошные платья Диора украшали женщин, делали их по-настоящему женственными и сексуальными. Только сексуальность у них была не кричаще- вульгарная, а сдержанная и элегантная.


Даже названия платьев из коллекции New Look говорили об этом, платья носили имена – «Любовь», «Нежность», «Счастье», «Венчик». Создавая первую коллекцию, Диор не гнался за коммерческой выгодой и не ставил деньги единственной целю своего творчества. Кутюрье искренне от всей души стремился с помощью платьев подарить женщинам возможность стать красивее, сделать их счастливее. Женщины почувствовали эту заботу и внимание, благодаря чему сбылось предсказание цыганки о богатстве, пришедшем через женщин.


Прозорливость Диора в модных тенденциях подтверждает еще тот факт, что его платья пришлись по вкусу не только искушенным в моде светским дамам, но и молодое поколение – простые юные девушки тоже приняли новую моду New Look с восторгом. Именно поэтому платья New Look вошли в историю моды и даже сегодня в XXI веке, много лет спустя, все, кто хотя бы немного интересуется модой, искусством и красотой, знают образ Диоровской красавицы.


Коллекция пользовалась такой популярностью, что пришлось ввести систему записи, чтобы упорядочить поток покупательниц, которые буквально штурмовали Дом моды. Это был абсолютный успех! А вместе с успехом к Диору пришли некоторые неприятные для него обязанности. Кутюрье пришлось много общаться с незнакомыми людьми, в том числе с журналистами, что было непросто для скромного и застенчивого Кристиана. Ведь в душе он по-прежнему оставался тихим и скромным.



Успех Christian Dior был настолько ошеломляющим, что Дом моды, которому едва исполнилось полгода, в СМИ ставили наравне с Эйфелевой башней, настолько он стал значимой достопримечательностью Парижа. Дом моды посещали не только профессионалы индустрии – закупщики, журналисты, гламурные модницы, но и просто любопытные туристы, желали взглянуть и прикоснуться к Дому, где творилась мода завтрашнего дня.


Многие люди писали письма Диору. Письма приходили тысячами, большинство из них несли в себе благодарность и восхищение коллекциями, но были и послания с упреками и даже письма с угрозами. Люди упрекали кутюрье, будто он делает платья, которые уродуют женщин, заставляют их стремиться к неестественности и выставляют себя на посмешище. Вот такие обвинения летели в адрес Кристиана Диора. В подобном обвиняют и сегодняшних кутюрье, за моду, которую творят сейчас. Хотя на самом деле кутюрье не создают образа идеальной женщины и не понуждают своих манекенщиц к голоданию и неестественной худобе. Каждому времени свойственны свои идеалы красоты, и если сейчас мы видим на обложках журналов и в рекламных компаниях стройных худеньких красавиц, это не заслуга кутюрье, навязанная обществу. Это воплощенный в реальность идеал самого общества, который существует в воображении и подсознании миллионов и миллионов мужчин и женщин, стремящихся соответствовать и обладать. А успешный кутюрье просто лучше других чувствует, какие наряды нужны его современницам.


Вместе с первым успехом и появлением богатства в жизни Кристиана Диора начала сбываться и вторая часть предсказания гадалки. Диор начинает путешествовать по миру, открывать для себя новые страны и культуры, присматриваться к женщинам этих стран.


Одним из первых путешествий стало плавание на океанском лайнере «Королева Елизавета» в США.


Диор по-прежнему оставался скромным, любящим домашний уют, но его новое положение обязывало общаться со своими покупательницами по всему миру, давать пресс-конференции и посещать церемонии вручения наград. В США Диору предстояло все сразу, получение награды «Оскар», множество пресс-коференций и общение с американскими женщинами. Америка в тот период времени была самым перспективным рынком, американки с восторгом принимали коллекции кутюрье, ведь Америка после Второй мировой войны стала обладательницей самых больших богатств. В США стекались деньги со всего мира, и благодаря этому в Америке тех лет даже представители среднего класса начали приобщаться к рынку роскоши.


Если во Франции и других европейских странах даже до войны было принято всячески скрывать роскошь, и не поощрялось выставлять напоказ свою успешность и богатство, то в США, было все с точностью наоборот. В Америке были построены все условия для достижения успеха в бизнесе, и идеалом, частью американской мечты, было именно финансовое благополучие. Поэтому покупка дорогих машин, обустройство шикарных интерьеров, и конечно покупка одежды сегмента люкс стала для американцев обязательным атрибутом успеха, ведь с помощью всех этих вещей проще всего показать свою успешность. Кроме того, вся политика США была направлена на рост внутреннего потребления. Потребление, стимулирующее рост промышленности и науки, стало двигателем американской экономики на многие годы вперед.


Диору было просто необходимо лично познакомиться с этой могущественной страной, полной новых возможностей, и их знакомство началось с Нью-Йорка, куда он прибыл на теплоходе. Нью-Йорк почти всегда производит необычайное впечатление, на тех, кто видит его первый раз и особенно со стороны океана. После Нью-Йорка Диор путешествовал по безграничным просторам США на поезде и автомобиле, посетил Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Чикаго и другие города, оставив в душе много разных впечатлений. Помимо впечатлений от поездки, Диор сделал для себя ряд открытий в плане профессиональной деятельности, он многому научился у предприимчивых американцев и по возвращении применил полученные знания и идеи в своем Доме моды. Новые знания и навыки, помноженные на труд и любовь Диора к платьям, множили славу и финансовый успех.


Дом моды расширялся стремительно. Открылись две дополнительные мастерские по пошиву, а потом последовало создание и открытие семиэтажной фабрики Диора. Затем отстроили девятиэтажное здание, потом еще и еще…


Но это было чуть позже, а пока Диор приступил к созданию второй коллекции. С ней было сложнее работать, ведь успех New Look накладывал много обязательств. Закупщики, журналисты, просто покупательницы, с нетерпением ждали, чем он сможет удивить и восхитить их в этот раз. Обмануть их ожидания, значило потерпеть неудачу, чего Диор никак не мог себе позволить.


Вторая коллекция от Christian Dior получилась еще более роскошной и богатой, длина юбок спустилась до щиколоток, и потребовали еще больше тканей. В платье из этой роскошной коллекции каждая девушка и женщина могла почувствовать себя настоящей принцессой или королевой.


Вслед за этой коллекцией последовали следующие сезоны, и Christian Dior выпускал в свет все новые и новые образы, обретая популярность далеко за пределами Франции и европейских стран. Сначала покупатели появились из числа американок, затем стиль Диора обрел популярность в Южной Америке, далее последовали покупательницы из Австралии, Японии и других стран.



Путешествия по странам и континентам не всегда давались легко. Диору по-прежнему хотелось спокойной безмятежной жизни, чтобы в тишине трудиться над созданием своих прекрасных платьев, разговаривать с ними и со своими манекенщицами, которых он очень любил, называя деточками. Но слава и успех, а главное осознание ответственности, перед созданным им Домом Christian Dior требовали от Кристиана подчиниться. Ему приходилось оставлять Париж, чтобы снова и снова отправиться в путешествие, где надо позировать фотографам, отвечать на вопросы журналистов, давать пресс-конференции и в каждой стране отвечать на одни и те же вопросы обычных граждан. Вопросы примерно такого содержания - у нас в стране самые красивые женщины? Какая будет длина юбок в будущем сезоне? Какие модные тенденции ожидают нас в следующей коллекции?


Посещая разные страны, Диор открывал для себя новые горизонты, везде находя что-то достойное восхищения, но более всех, его впечатлила и покорила Америка. И несмотря на то, что Диор не планировал оставаться в США, и вообще больше всего по-прежнему любил Францию, Париж, он решается на расширение Дома Christian Dior ,открывая зарубежные филиалы.


Первый филиал открывается в Нью-Йорке. Этот город собрал в себе много успешных и богатых людей, в результате, там оказалось много потенциальных покупательниц. Диор ищет надежных людей, которым сможет доверить управление филиалом, занимается поиском помещения, принимает участие в оформлении интерьеров. Но здесь в Нью-Йорке решено продавать коллекции платьев, отличных от парижских. Даже само имя филиала говорит, что это немного другая линия - Christian Dior New York, и продают там не платье от кутюр, а готовую одежду самого наивысшего качества. Сейчас такой сегмент именуют Pret-a-porter De Luxe – элитный сегмент линии Pret-a-porter, который стоит практически в одном ряду с Haute Сouture.


Вместе с постройкой новых зданий Christian Dior в Париже, открытием филиалов, увеличивалось и число образов, включенных в коллекции. Платья Диора по-прежнему роскошны, но их количество выросло, благодаря чему в официальную часть
показа включали 150-170 и более образов.


И это были далеко не все платья, сделанные Диором и его мастерицами! На самом деле платьев создавалось намного больше, но для показа выбирали самые лучшие, и одновременно несущие в себе самое новое в моде. Модели, вызывающие сомнение, или наоборот модели, хорошо себя зарекомендовавшие, но несильно отражающие самые модные тенденции, показывали закупщикам и покупательницам после главной части показа, а так же предлагали для продажи в последующие дни.


Дом Christian Dior стремится представить максимально полные коллекции платьев, с учетом женщин разных типов, чтобы и высокая блондинка, и миниатюрная брюнетка, и любая другая женщина могли выбрать для себя подходящее платье – платье, которое поможет каждую сделать самой красивой и желанной женщиной на земле.





В каждой коллекции Диора в обязательном порядке были - роскошное красное платье и конечно белое свадебное платье, которым закрывали показ. Благодаря такому количеству платьев показ коллекции занимал более полутора часов.


Коллекции множились, а вместе с ними продолжал расти сам Дом моды, расширялись мастерские, строились новые здания. Помимо первого особнячка, были отстроены новые многоэтажные здания, где целый этаж отводился определенной линии. Например, парфюмерии или чулкам от Диор. Пропорционально этому росло и количество сотрудников. Людей в Доме Диора работало уже более тысячи человек. С одной стороны Кристиану Диору оставалось только радоваться такому фантастическому успеху, а с другой, это успех навсегда лишил его привычного образа жизни, полного покоя и безмятежности. Открывались новые филиалы в других странах и континентах, Дом моды требовал все больше сил и времени.


Подводя итоги создания и становления Дома Christian Dior, задумаемся, почему одни кутюрье более успешны, и их имя входит в историю моды, а другие не могут даже представить свою коллекцию на неделях моды, работая в индустрии много лет? Почему Кристиан Диор создал успешный Дом моды, а другие дизайнеры не могут вырасти из рамок модного ателье до бренда мирового уровня?


Многие думают, что дело в удаче, ведь в жизни Кристиана Диора была встреча с могущественным промышленником, который способствовала созданию дома Christian Dior. Так лишь на первый взгляд, но если внимательно всмотреться в биографию кутюрье, можно заметить, он всегда трудился больше других, всегда любил свою работу и буквально боготворил платья.


Фантастический успех первой коллекции Диора поставил кутюрье в положение, когда над каждой последующей коллекцией приходилось работать все больше и больше, дом моды расширялся, и множилась его слава. Посмотрев мир и многому научившись в сфере бизнеса, Диор упорядочивает лицензирование производства своих моделей в различных регионах Франции и всего мира, благодаря чему логотип Christian Dior быстро появился во всех уголках мира. Великий кутюрье, пережил много трудностей и лишений, ему пришлось во многом преодолевать себя и обстоятельства. В какой-то момент силы оставили его, и он ушёл из жизни. Это случилось 24 октября 1957 года, в возрасте 52 лет Кристиан Диор покинул наш мир.



В фамильном доме в Гранвиле ныне существует музей Christian Dior.


CHRISTIAN DIOR

12 февраля 1947 года Кристиан Диор (Christian Dior ) произвёл сенсацию показом коллекции «Corolle». Корреспондент журнала Harper"s bazaar (первый американский журнал о моде), Кэрмел Сноу, назвала эту коллекцию «Нью Лук» (New Look , англ. «новый взгляд»
), она так же сказала: «Диор спас Париж так же, как Париж был спасен в битве на Марне». Все говорили о перевороте в моде, а это было лишь возвращение к норме и хорошему вкусу. Диор вернул в моду романтический и женственный образ. Он хотел возродить традиции великой роскоши во французской моде. И в этом таился секрет его успеха. Диор однажды сказал «Европа устала от падающих бомб. Теперь ей хочется зажигать фейерверки».

Предпочитая длинные юбки, Диор бросал вызов послевоенным тенденциям. Успех первой коллекции Диора мгновенно вызвал бурную реакцию не только во Франции, но и в США, где модельерам пришлось переделывать только что законченные коллекции. Его называли безрассудным и вызывающим. В разорённой Франции, где ткани были в дефиците, он удлинил юбки.

Великий мастер своего времени Баленсьяга, признавался, что находит диоровское обращение с тканью ужасным. Многослойные подкладки из тика, накрахмаленного полотна, тюля - это противоречило основному кредо Баленсьяги: «позволить ткани говорить самой за себя». Но самая резкая критика была от Шанель: «Диор? Он не одевает женщин. Он их набивает».

Тем не менее несмотря на критику, платья от Диора стали невероятно популярны, женщины соперничали за право их приобрести.

В 1949 году Кристиану Диору принадлежало 75 % всего французского экспорта в области моды. В этом же году, согласно опросу французского института социологических исследований Гэллап, Диор был назван в числе пяти самых известных людей в мире.

Диор прекрасно знал рынок. Он ввел совершенно новый тип презентаций, который не имел ничего общего со степенными, спокойными довоенными показами мод. У Диора манекенщицы выступали театрально, величественно проплывали мимо зрителей. Модели сменяли друг друга так быстро, что захватывало дух, в это время звучали фантазийные названия: «Номер один: Верди! Номер два: Перголези! Номер три: Вагнер!». Этот спектакль мог длиться до двух часов, и никогда не становилось скучно.

Каждые пол года Диор предлагал новое направление. Он был первым кутюрье, который от одной коллекции до следующей мог радикально менять длину юбки и даже весь силуэт. Он сам старался, чтобы мода поскорее вышла из моды, сам заботился о сенсациях в прессе, раскручивал товарооборот.

Кристиан Диор родился 21 января 1905 года в Гранвиле в Нормандии. Он был пятым ребенком в семье владельца фабрики удобрений Мориса Диора. С детских лет Кристиан интересовался модой и сохранил глубокую привязанность и восхищение своей элегантной матерью. Кристиан мечтал стать художником, но отец был против, и он начал изучать политику якобы, чтобы стать дипломатом. При этом отец финансировал его маленькую галерею, чтобы сын мог удовлетворить свою склонность к современному искусству. Но в начале 30-х из-за биржевого краха и нерентабельных капиталовложений господин Диор потерял все свое состояние, и Кристиану пришлось самому зарабатывать на жизнь. Он был вынужден отказаться от галереи и недолгое время работал свободным иллюстратором, пока не получил постоянное место художника в журнале мод у Роберта Пиге.

В 1939 году Диору пришлось пойти на войну, но уже через год его демобилизовали. Он поехал к отцу и сестре в Южную Францию и стал работать фермером.

В 1941 году Диор вернулся в Париж, где ему повезло устроиться дизайнером к Люсьену Лелонгу. За несколько лет Кристиан Диор так радикально обновил силуэт Лелонга, что однажды американская журналистка поинтересовалась, кто этот талантливый молодой человек за кулисами. Это внушило Диору мужество начать самостоятельную работу. Он сумел пробудить интерес к своим проектам у невероятно богатого текстильного магната Марселя Буссака. Фабриканту понравилась идея пышного силуэта, требующая огромного расхода ткани, - так на авеню Монтань (Avenue Montaigne) был открыт Дом Диора. Там он находится и посей день.


Некоторые уверены, что мать Диора, которая к тому времени уже давно умерла, оказала на его моду большое влияние. Шурша юбками, она приходила поцеловать мальчика на ночь, перед тем как ехать на бал, и воспоминание об этой величественной красавице не оставляло Диора всю жизнь. Диор был маменькин сынок - нежный, мягкий, пугливый, мечтательный. Все, кто с ним работал, описывали его как человека скромного и вежливого. Даже с практикантками он раскланивался и уступал им дорогу в лифт. С вниманием он относился к каждому из нескольких сотен своих работников: в течение месяца он выбирал для всех подходящие рождественские подарки. Диор был гурманом и ненавидел одиночество. Он всегда бывал окружен маленькой компанией близких друзей. Его слабостью был суеверие. Он не принял ни единого решения, не проконсультировавшись со своей предсказательницей мадам Делахайе. Когда-то она предсказала ему, что он будет известным благодаря женщинам. Это по ее совету Диор принял предложение Буссака и с ним вместе основал дом моды.

Личность Диора была такая нежная, мягкая, столь очевидно подвержена страхам художника, что эти ее черты легко скрывали под собой талант бизнесмена. Уже при первом посещении Америки, куда он прибыл в 1947 году по приглашению техасского коммерсанта Неймана Маркуса для получения «Оскара» в области дизайна, Диор понял, что этот рынок таит в себе возможности, о которых никто не подозревал. «Мы продаем идеи», - заявил он, имея при этом в виду, что было бы позволительно свободно копировать шедевры, но так, чтобы автор получал определенную сумму со всех продаж. Другими словами, Диор изобрел лицензионное вознаграждение. С 1949 года тиражирование каждой его идеи давало проценты. Таким образом, производство аксессуаров и духов сделалось очень выгодным.

"Духи- это непревзойдённый оттенок женской индивидуальности, последний штрих образа", -- любил повторять Диор. Свой первый аромат он выпустил в 1947 году, сразу же после дебютного показа, принесшего ему оглушительный успех. Это были «Мисс Диор» (Miss Dior), их нежный запах с ароматом ландышей - любимых цветов матери Кристиана Диора - был под стать новому силуэту, лёгкому и воздушному. Следом за «Miss Dior» вышли «Диорама» (Diorama) и «Диориссимо» (Diorissimo). Все это показало, насколько прав был Жан Кокто, еще раньше расшифровавший имя своего друга Диора как соединение двух слов Di - от Dieu («Бог») и Or («золото»).

Стремление к совершенству мучает каждого великого кутюрье - миллиметры могли окончательно решить, что это: триумф или падение, Диор же взвалил на себя дополнительный груз - открыл филиалы за границей. Он изобретал специальные модели для своих салонов в Лондоне, Нью-Йорке и Каракасе, ориентированные на потребности и пропорции фигуры местных покупательниц. Проще говоря, Диор должен был разрабатывать около 1000 моделей в год. Подобный производственный план был особенно обременителен для такого дизайнера, как Диор, - ведь создать оригинальную коллекцию для каждого салона было делом чести. Здоровье Диора пошатнулось - отчасти из-за гипертрофированной мнительности. В середине 50-х у него были очевидные симптомы стресса.

Армии слуг, которая заботилась о его различных домах, приходилось носить меховые тапочки, чтобы сохранять абсолютный покой Диора. Иногда нервы у художника бывали так напряжены, что его прорицательница и его шофер Перротино, любовник Диора в далекой юности, должны были несколько раз объезжать квартал, прежде чем кутюрье решался войти в салон на авеню Монтань. Его заведующую мадам Раймонд иногда среди ночи будил телефонный звонок хозяина - он плакал, как ребенок.

Посторонние едва ли замечали какие- либо изменения в Диоре, кроме того, что он все сильнее худел. Только Перротино была известна глубочайшая тайна Диора: у него было уже два сердечных приступа. И была еще одна тайна - многие годы он был несчастен в любви. Бесчисленные привлекательные молодые люди отказывались предложить ему нечто большее, чем дружба. В конце концов, в 1956 году на его склонность ответил взаимностью смазливый юноша североафриканского происхождения Жак Бенита. По-деревенски консервативный, постоянно думавший о своей репутации, Диор был так влюблен, что появлялся с новым другом на людях. Для него Диор хотел казаться особенно привлекательным, поэтому в 1956 году он решил пройти курс похудания в Монтекатини. Прорицательница Делахайе, увидев в картах тревожные знаки, заклинала его изменить планы. Впервые в жизни Диор не послушал ее совета. Вместе со своим шофером, заведующей салоном мод и молодой крестной дочерью он отправился на курорт в Италию. На десятый день своего пребывания там, 23 октября 1957 года вечером Диор упал без сил, едва успев закончить партию канасты. В 52 года от внезапной остановки сердца скончался один из самых влиятельных модельеров всех времен.

Диор Кристиан - это французский модельер, который, опираясь на свое креативное представление элегантности представительниц прекрасного пола, сделал Париж столицей мировой моды. Его показы, превращенные в захватывающие шоу, заставляли женщин терять голову и тратить баснословные денежные средства на одежду. Этапы творческого пути и биография Кристиана Диора, которого социологи неоднократно включали в пятерку мировых знаменитостей, будут освещены в разделах данной статьи.

Детские годы знаменитости

Будущий кутюрье появился на свет 21 января 1905 года в Нормандии, располагающейся в северо-восточной части Франции. Отец Кристиана являлся владельцем заводов, производящих химические удобрения. Свое дело приносило хорошую прибыль, мальчик рос в обеспеченной семье.

Кристиан Диор был добрым и послушным ребенком. Когда ему исполнилось 5 лет, родители решили сменить место жительства, и семья Диоров (кроме Кристиана в ней было еще четверо детей) переехала в Париж. В столице Франции отец будущего модельера продолжил развивать свое дело, а его мама, питавшая слабость к культурным развлечениям и красивым вещам, тратила на покупки много денежных средств и времени.

Всю свою жизнь выдающийся кутюрье слепо верил предсказаниям. В раннем детстве цыганка, посмотрев на ладонь мальчика, поведала ему об основных вехах его жизненного пути. Она нагадала Диору (Кристиану нередко указывали путь магические силы), что он станет богатым человеком благодаря представительницам женского пола, будет известным и увидит весь мир. Родные Кристиана, придерживающиеся консервативных взглядов, посмеялись над предсказаниями цыганки. Они показались им странными и далекими от истины.

По своей натуре тихий и замкнутый Кристиан Диор (годы его детства проходили в благополучной атмосфере) не был лидером. Нередко, когда ему приходилось принимать важные решения, Диор полагался на свою интуицию, а не на расчет.

Юность кутюрье

Кристиан в школе был хорошим учеником, вел себя примерно, но вызывал раздражение своих учителей тем, что рисовал на полях учебников женские туфли на каблуках. Безоблачную жизнь мальчика разрушила Первая мировая война, принесшая немало проблем. Кристиан из-за постоянных переездов сменил не одно место обучения.

К окончанию учебы Диор стал увлекаться различными видами искусства. Став бакалавром, будущий законодатель мировой моды решил продолжить обучение в школе изящных искусств, но родители не одобрили его решения. Они настояли, чтобы Кристиан поступил в школу политических наук. Сын смирился с родительской волей, но его душой навсегда завладело искусство.

Диор (Кристиан очень быстро обрел преданных друзей и полезные знакомства) в представлении родителей являлся неприспособленным к жизни неудачником. Когда годы учебы остались позади, будущего модельера призвали в армию. Война завершилась, служба уже не несла опасности. Диор служил в инженерном полку, дислоцирующемся в Версале.

Открытие галереи

Когда Кристиан Диор вернулся из армии, он грезил воплотить в жизнь свою мечту и окунуться с головой в искусство. После длительных раздумий и обсуждений с друзьями Кристиан принял решение открыть художественную галерею, в которой можно было выставлять на всеобщее обозрение творения художников и встречаться с единомышленниками.

Диору удалось склонить родителей на свою сторону. Он заручился спонсорской поддержкой отца и воплотил в жизнь свою мечту. Когда галерея заработала и в ней стали выставлять свои полотна популярные художники, проект Кристиана больше не стал казаться отцу безнадежным. Диор занимался любимым делом, родители успокоились, но вскоре безмятежная жизнь семьи разрушилась.

Тяжелые времена

Тяжелая болезнь подкосила брата Кристиана, а затем и его мать. Через некоторое время родные люди скончались. Но череда несчастий на этом не покинула эту семью. Отец семейства на фоне экономического кризиса осуществил определенные финансовые вложения, которые привели его к полному разорению. Из-за отсутствия денежных средств Кристиану Диору пришлось закрыть художественную галерею.

Несчастья, словно преследующие будущего великого кутюрье, разрушили его доверие к существующему буржуазному строю. Проникшись идеями коммунизма, Кристиан вместе с друзьями уехал в Советский Союз. Но, окунувшись в реалии коммунистического строя, он разочаровался в нем и решил вернуться в Париж.

Вернувшись домой, Кристиан Диор узнал, что его семья к этому времени переехала в Нормандию, друг стал банкротом, а галерея опустела и закрылась. Он остался наедине со своими проблемами. Стрессы и лишения привели к тому, что будущий основатель известного дома моды заболел туберкулезом. Он долго лечился, чтобы поддержать ослабленный организм, вынужден был переехать в горную местность, но все-таки победил болезнь.

Начало творческого пути

Вернувшись в Париж, Диор принялся активно создавать эскизы женской одежды и шляпок, а его друг начал успешно их реализовывать. Первые удачи зарядили Кристиана вдохновением, и он с удвоенной энергией взялся за работу. Целыми днями он трудился над новыми эскизами. Несмотря на то что его шляпки хорошо продавались, новоиспеченный дизайнер уделял особое внимание усовершенствованию своих моделей одежды.

Труд Диора (Кристиан каждый день рисовал эскизы в течение двух лет) был оценен по достоинству, его модели стали приносить неплохую прибыль. В 1938 году его заметил известный модельер Роберт Пиге. Он предложил ему работу в своем Доме моды, карьера Диора стала стремительно развиваться. Но профессиональному росту Диора помешала Вторая мировая война. Кристиана призвали на службу. Он вернулся в Париж в 1941 году и устроился на работу в Дом моды Люсьена Лелонга.

Собственный Дом моды

В 1946 году, при поддержке текстильного магната Марселя Буссака, Кристиан Диор открыл свой Дом моды. В 1947 году в особняке на авеню Монтень прошел показ первой коллекции кутюрье, которая произвела настоящий фурор в мировой моде. Ее обсуждали даже люди, невероятно далекие от индустрии моды. У многих великолепные платья, созданные Диором, вызывали неподдельное восхищение, но были и те, кто негативно относился к образам талантливого дизайнера.

Представительницы прекрасного пола, уставшие от войны и лишений, приняли коллекцию кутюрье, вселяющую надежду, что все невзгоды остались позади, с восторгом. Великолепные платья Кристиана Диора (фото являются этому подтверждением) не только украшали образ женщин, но и добавляли ему женственности и сексуальности.

Развитие карьеры

Кристиан создавал все новые и новые модели. Каждая его коллекция являлась настоящей сенсацией для модниц и модников столицы Франции. Кутюрье никогда не придавал особого значения конкретным образам, каждый его показ всегда был насыщен чем-то новым.

Самыми значимыми изобретениями Кристиана Диора (женские образы свидетельствуют об этом) по праву считаются:

  • Юбка-карандаш чуть длиннее линии колен. До настоящего времени эта элегантная модель, изящно подчеркивающая изгибы женской фигуры, не утратила своей актуальности.
  • Пышная юбка с узкой талией. На пошив этого фирменного творения Диора уходило около 40 метров ткани. Несмотря на свою громоздкость, данные юбки были очень популярны у представительниц прекрасного пола.
  • Пиджак, облегающий тело. Кутюрье придерживался мнения, что он непременно должен быть в гардеробе барышни, посещающей бары. Данные шелковые или атласные пиджаки обычно были украшены крупными пуговицами.

Парфюмерия линии Диор

Кристиан Диор прославился не только как создатель элегантной одежды для женщин, но и как талантливый парфюмер. Великий кутюрье всегда был неравнодушен к ароматам и считал, что они невероятно подчеркивают индивидуальность представительниц слабого пола. Над дизайном флаконов и упаковок духов "Мисс Диор", "Диорама" и "Диориссимо" Кристиан Диор трудился собственноручно. Они были выполнены в фирменном стиле выдающегося дизайнера: в сочетании белого, розового и серого цветов с лентами из атласа.

После ухода из жизни кутюрье под маркой "Диор" стали выпускаться все новые и новые знаменитые ароматы. В конце восьмидесятых и девяностые года наступило золотое время парфюмерии данной марки. В этот временной отрезок появились духи "Дюна" ("Кристиан Диор"), вошедшие в когорту лучших ароматов парфюмерного дома, основанного великим кутюрье. Аромат этих духов, словно волны моря, переливается разными оттенками и до настоящего времени вдохновляет большое количество женщин во всем мире. В это время было выпущено много различных версий ароматов, предназначенных для мужчин и женщин.

В 1999 году на свет появились первые духи марки "Жадор". Кристиан Диор долгое время мечтал создать аромат, подчеркивающий свободу и эмансипацию женского пола, и цветочно-фруктовый аромат данных духов воплотил его мечту в жизнь.

Новинки парфюмерного дома "Диор" продолжают радовать своих поклонников по сей день.

Личная жизнь кутюрье

Свою личную жизнь законодатель парижской моды всегда тщательно скрывал. Кристиан Диор имел нетрадиционную ориентацию и свои связи с представителями мужского пола никогда не предавал огласке. Известно только, что почти все его романы приводили к негативным разочарованиям, его избранники в итоге предлагали Диору дружбу.

Отношения с молодым певцом, выходцем из Алжира Жаком Бенита, развивались по другому сценарию. Жак, годившийся Кристиану Диору в сыновья, испытывал к нему искреннюю привязанность и любовь. Кутюрье же настолько попал в плен своих чувств, что даже стал выходить со своим другом в свет. Прежде он никогда этого не делал.

Поездка, завершившаяся плачевно

Хоть молодой любовник и убеждал Кристиана, что любит его таким, каким он есть, кутюрье принял решение сбросить лишние килограммы и для этой цели поехал в Италию, в целительное местечко Монтекатини. Предупреждение личной гадалки, что эта поездка может оказаться неблагоприятной, он проигнорировал.

Через десять дней после прибытия на место, 24 октября 1957 года, Диора сразил очередной сердечный приступ, и он покинул этот мир. Прощание с великим дизайнером, который ушел из жизни в возрасте 52 лет, проходило в Париже. На него пришли тысячи поклонников его таланта, которые принесли с собой огромное количество цветов.

В настоящее время Дом моды Кристиана Диора все так же процветает. Имя талантливого дизайнера было и остается знаком качества и великолепия.

Имя Кристиан Диор не слышали, наверное, лишь в самых глухих уголках планеты. Этот французский модельер, создатель одноименного бренда Christian Dior, изменил видение моды в сороковых годах двадцатого века, вернув послевоенному Парижу звание столицы моды.

Диор – история гения

Родился будущий кутюрье в 1905 году в семье французского предпринимателя. Отец хотел видеть сына в роли политика, однако, учеба в Свободной школе политических наук показала, что это поприще ему не подходит. С самого детства Кристиан Диор интересовался живописью, музыкой, историей искусств. Уровень доходов в семье молодого Диора был достаточно высоким, поэтому он смог открыть в 1928 картинную галерею. Однако после разорения отца, который оказывал сыну материальную поддержку, ее пришлось закрыть.

В течение нескольких лет Диор искал себя в различных сферах. Он увлекался художественным ковроткачеством, которое не нашло отклика у инвесторов и покупателей, пытался найти работу в офисе. В моду он пришел в конце 30-х годов благодаря Жану Озенну – художнику, который в то время разрабатывал эскизы для модных журналов. Диор также начал создавать эскизы женских шляпок и платьев, добившись успеха в этой деятельности. Отслужив в армии, в 1941 он вернулся в Париж и начал работать у модельера Люсьена Лелонга.


В своем творчестве Кристиан Диор всегда уделял внимание всему образу, а не только одежде. Так, в 1942 он создал собственную парфюмерную лабораторию, которая потом переросла в отдельную парфюмерную компанию. Он называл духи завершающим аккордом платья – как красота цветка неотделима от его аромата, так и законченный образ невозможен без шлейфа духов.

Создание бренда

Успех пришел к Диору после войны. Модный дом Christian Dior он открыл в 1946 совместно с текстильным фабрикантом Марселем Буссаком, ставшим инвестором. Первая коллекция вышла в начале 1947. Мнения по поводу творений Диора разделились. Одни критиковали модели за излишнюю шикарность, откровенность и неудобство, другие же восхищались красотой и женственностью их линий. В любом случае, равнодушной публика не осталась, Диор заявил о себе громко и сразу. Американские СМИ окрестили коллекцию New Look (новый облик) и она действительно была таковой.

Привычный образ женщины в военное время предполагал прямолинейность линий, удобство, простоту. Война наложила отпечаток на жизнь и одежду, придав ей форменный вид. Модели же Диора отличались яркой женственностью. Тонкая талия, подчеркнутая корсетом, открытые округлые плечи, приподнятая грудь, пышные юбки – вот основные черты его первой коллекции.


Неудивительно, что нашлись противники таких нарядов – для изготовления некоторых платьев требовалось от 9 до 30 м ткани, их называли непозволительно дорогими. Вес платья мог превышать 20 кг, а в сочетании с корсетом об удобстве такого наряда речь уже не шла. Но факт оставался фактом – платья были произведениями искусства и делали женщин прекрасными, а потому нашли отклик у покупательниц.

Модный дом начал продуктивное сотрудничество с крупными американскими универмагами, создавая для них линии готовой одежды. Уже в 1949 марка Christian Dior составляла три четверти всего экспорта одежды, производимой во Франции, поэтому именно она определяла мировую моду в те годы.


Кроме внешнего вида Диор ввел еще одно новшество – продажу лицензии на создание одежды под его именем. Бренд Christian Dior очень быстро разошелся по Франции и другим странам, обеспечив прибыль владельцам марки. На этом Диор не остановился. Создавая полный образ женщины, он начал производить брендовые аксессуары (украшения, часы), белье (чулки), парфюмерию, декоративную косметику. Исторический модный дом со временем перерос в империю Dior.


Развитие модного дома

Кристиан Диор возглавлял модный дом до 1957 года, когда он скоропостижно скончался от сердечного приступа. За 11 лет он наладил работу, создавая дизайн одежды в соответствии с ожиданиями покупателей, и подобрав себе в штат талантливых кутюрье, таких как Пьер Карден и Ив Сен-Лоран. Последнего Диор назвал своим преемником, именно он возглавил модный дом после смерти кутюрье.



Ив Сен-Лоран

Он начал работать в модном доме Christian Dior в 1953, а в период с 1957 по 1960 год занимал должность креативного директора. Его коллекция «Трапеции» была новым веянием в моде бренда – модели оставались женственными, но стали проще, легче и удобнее. Ив Сен-Лоран и его стиль не вполне совпадали с видением собственников, поэтому, когда в 1960 его призвали в армию, препятствовать его уходу не стали.


Марк Боан

Французский модельер, сменивший Сен-Лорана, вел более спокойную политику управления домом Dior. Модели отличались простотой, Марк Боан ввел одежду от Диор в массы, создавая коллекции для обычных женщин. При нем впервые Диор начал выпускать повседневную одежду, а в 1970 появилась мужская одежда марки. Первое время линия Марка Боана имела большой успех, особенно когда отличающуюся простотой одежду бренда носили кинозвезды (Марлен Дитрих, Грейс Келли), однако, со временем интерес к дизайнерским новинкам начал угасать. Компания почти разорилась и владельцы были вынуждены продать ее.



Марк Боан возглавлял дом Dior почти тридцать лет, однако, новые собственники оправданно посчитали, что бренду нужна свежая кровь.




Джанфранко Ферре

Когда в 1989 Ферре возглавил Christian Dior, начался новый этап развития модного дома. Он вернул стиль Диора, его женственность и эксклюзивность. Архитектор моды, как его называют, был директором модного дома 8 лет, после чего, по официальной версии, ушел развивать собственный бренд.



Джон Гальяно

В 1996 креативным директором стал эпатажный британец Джон Гальяно и бренд Christian Dior заблистал по-новому. Гальяно создавал яркие и противоречивые образы, а каждый показ превращал в театрализованное шоу, за время работы в Christian Dior он создал более 50 коллекций. Неудержимость натуры Гальяно проявилась не только в его творчестве, в феврале 2011 он стал виновником скандала благодаря своим антисемитским высказываниям. Из-за чего и был уволен собственниками с занимаемой должности.




В период до назначения нового кутюрье Dior временно возглавлял Билл Гейтен, но ему не хватило индивидуальности – коллекции сильно напоминали творчество Гальяно.

Великим кутюрье Кристиан Диор стал далеко не сразу. Сначала он прошел сложный путь от простого управленца до настоящего художника, пережил несколько личных потрясений, и лишь затем открыл собственный дом моды, который сегодня известен на весь мир.

Как жил Диор в детстве?

Бедной семью Кристиана назвать сложно. Мальчик родился в семье вторым по счету. Все дети семейства Диор провели раннее детство с «золотой ложкой во рту».

Рождение Кристиана произошло 21 января 1905 года. Он появился на свет во французской Нормандии. Всего в семье Диор было пятеро детей. Отец большого семейства из года в год богател на перепродаже удобрений.

Мать Кристиана могла позволить себе нигде официально не трудиться, она занималась воспитанием и первоначальным обучением своих детей.

Спустя шесть лет после появления Кристиана, его родные вместе с ним переехали в Париж. Там глава семьи скупил несколько квартир и домов, вложив, таким образом, деньги, полученные в бизнесе.

После завершения обучения с репетиторами, Кристиан по настоянию отца зачислился в Институт политических исследований, но проучившись год, бросил его.

Кафе, рестораны, театры, выставки и кино – вот те сферы, где находились тогда истинные интересы Диора.

В 1928 году молодой человек решает учиться живописи. Затем в его голову закрадывается мысль о собственной галерее. Отец Кристиана отказался помогать ему в этом деле. Юный Диор не отчаивается, он усиленно продолжает искать партнера, и находит его. Жан Бонжак соглашается сыграть роль спонсора проекта.

Взрослая жизнь и путь к славе

Галерея двух молодых партнеров стала приносить хорошую прибыль, ведь там выставлялись такие авторы, как Пикассо, Матисс и Дерен.

Казалось бы, что все шло просто отлично, но 30-е годы стали для Кристиана настоящим испытанием. Первый удар будущий модельер получил, когда узнал, что его брат попал в психиатрическую лечебницу. Вторым ударом стала смерть его матери от рака.

Отец Кристиана так и не смог оправиться от горя, начал пить и почти разорился. Диор-младший в этот непростой период решил поехать в Ленинград, чтобы хоть как то забыться, и не думать о бедах, постигших его семью.

Когда он вернулся в Париж, то принял решение распрощаться с галереей. Затем он снова двинулся в путь к испанскому архипелагу. Там Кристиан снова увлекся рисованием и ткачеством. Он даже придумал немало эскизов для ковров, но не смог найти спонсоров для начала нового дела.

После второго возвращения на родину Диор пробовал работать в офисе и в банке, но нигде не смог получить стабильную должность .

Находясь в бедственном финансовом положении, Кристиан продает несколько картин из своей коллекции, а его семья распродает большую часть имущества и перебирается в провинции Франции.

Молодой скиталец не последовал за своей семьей, а решил остаться в Париже. Он поселился у хорошего знакомого Жана Озенна. Новоиспеченный друг уже тогда был не последним человеком в мире моды. Именно он приоткрыл для Диора дверцу во вселенную модной дизайнерской одежды.

В тот период Кристиан опять начал рисовать эскизы шляпок и платьев. Его рисунки имели большой успех. Он успел поработать со многими известными кутюрье, и, наконец, созрел для открытия своего модного дома.

В 1946 году Диор открыл первое заведение, где на вывеске красовалась его фамилия. Спустя год он презентовал для мировой публики коллекцию под названием «Новый взгляд».

Коллекция понравилась всем критикам, кроме американских. Только и они утихли, когда весь мир принял Диора, как нового законодателя моды.

Самая первая коллекция Кристиана была создана для женщин. Диор решил противопоставить повсеместным рюшам свободный крой и удобство. После успешного запуска модной линейки, он презентовал на суд общественности по две коллекции в год. Позже открыл и парфюмерную лабораторию, а также обувную фабрику.

От простой, но элегантной одежды кутюрье перешел к работе над костюмами для кино и театров. Благодаря ему многие фильмы того времени были пропитаны особенной атмосферой роскоши и изысканности.

Личная жизнь Кристиан Диор

Как многие творческие деятели, Кристиан Диор не мог насытиться обычной любовью. Может поэтому все его возлюбленные были мужчинами. Диор был геем, и не скрывал свою нетрадиционную ориентацию.

Первой сильной любовью модного дизайнера стал его шафер Перротино. Спустя несколько лет пара распалась по неизвестным причинам.

Долгое время в зрелом возрасте Кристиан не мог найти свою любовь. Так продолжалось до тех пор, пока он не познакомился с африканцем, работавшим моделью. Избранника Диора звали Жак Бенита.

Счастливая пора для влюбленных продлилась недолго. В 1957 году на пике славы и счастья Кристиан Диор ушел из жизни. Он умер из-за проблем с сердцем на курорте в Тоскане.

Смерть маэстро мира моды случилась 24 октября. Диор не оставил прямых наследников, никогда не был женат, но дело всей его жизни продолжает жить и сегодня. Еще о Кристиане Диоре снято немало фильмов, а его бренд по-прежнему считается одним из самых лучших и роскошных.