Крещение Христа (фреска Перуджино). Сикстинская капелла Крещение христа перуджино

The Крещение Христа является фреска итальянского Возрождения художника Пьетро Перуджино и его мастерской, выполняется около 1482 и расположен в Сикстинской капелле в Риме.

История

Комиссия работы возникла в 1480 году, когда Перуджино был украшать часовню в базилики Старый Святого Петра в Риме. Папа Сикст IV был доволен своей работой, и решил ввести в эксплуатацию его также украшение новой часовне он построил в Ватиканского дворца. Из-за размера работы, Перуджино был позже присоединилась группа художников из Флоренции, в том числе Боттичелли, Гирландайо и другие.

Деталь.

Помощники Перуджино в Сикстинской капелле включены Pinturicchio, Андреа Ассизского, Rocco Zoppo или, менее вероятно, Lo Spagna или Бартоломео делла Gatta, но приписывание деталей к ним является спорной.

Описание

Фреска из Крещение Христа является первым на стене справа от алтаря, и параллели Моисей Оставив в Египет и Обрезания Elezier перед ним на противоположной стене, также в мастерской Перуджино. Крещение было на самом деле считается Августином и других раннехристианских писателей, как своего рода «духовное обрезание".

Сцена следует симметричный рисунок, характерный для Перуджино. В центре находится река Иордан течет к наблюдателю и достижения ноги Иисуса и Иоанна, который крестя бывший. Голубь, символ Святого Духа, спускается с неба, она послана Богом, представлены в светящееся облако и в окружении летающих Серафимов и Херувимов. Пейзаж включает в себя символическое видом на Рим, узнаваемый по триумфальной арки, Колизей и Пантеон. Тонкие деревья характерны Умбрии школы и Перуджино, в частности.

По бокам находятся две средние эпизоды: баптистские (слева) и Иисус (справа), проповедующие на толпу. Центральная сцена также включает в себя два коленях Ангелов, держа полотенце: это элементы, вдохновленные фламандской живописи, и можно увидеть в работах Гуго ван дер Гуса и в Портинари Триптих. По бокам, на переднем плане, портреты современных персонажей, как правило, редких в Перуджино, но в этом случае, вызванного их присутствия в работах Гирландайо, который также работал в Сикстинской капелле.

Фреска увенчана фризом с подписью ОПВ PETRI PERVSINI · КАСТРО PLEBIS.

Источники

    Гарибальди, Виттория (2004). "Перуджино". Pittori дель Rinascimento. Флоренция: Скала.

Статья была переведена автоматически.

(Матфей 3: 13 – 17; Марк 1:9 – 11; Лука 3:21 – 22; Иоанн 1: 29 – 34)

Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

(Мф. 3:13–17)

И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

(Мк. 1:9–11)

“Троица, многократно, хоть и не вполне ясно, ощущаемая в Ветхом завете, здесь впервые появляется во всей своей полноте”, – констатирует известный богослов Ч. Скоуфилд. В момент крещения Христа Иоанном свершились три чуда, не происходившие ни с кем другим, кто принимал крещение.

Во-первых, как свидетельствует Марк, “увидел Иоанн разверзающиеся небеса”. Разверзающиеся небеса – метафора, отражающая божие вмешательство в людские дела с целью спасения его народа.

Во-вторых, Иоанн увидел “Духа, как голубя, сходящего на Него”, то есть в доступной созерцанию форме (у Луки сказано еще определеннее: “Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь”).

В-третьих, “глас был с небес” – глас Отца Небесного, которым Он выразил безоговорочное одобрение Иисусу и Его миссии.

Кроме того, в этой евангельской истории зафиксировано второе, дошедшее до нас изречение Христа – слова, обращенныек Иоанну крестителю: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить свякую правду». (Первые Его слова см. МАРИЯ И ИОСИФ УПРЕКАЮТ ОТСТАВШЕГООТ НИХ ИИСУСА. )

Крещение, согласно учению всех христианских конфессий, рассматривается как введение человека в лоно церкви. Это одновременно и акт очищения от греха, и второе рождение, в котором купель – символ непорочного чрева Девы, из которого посвященный вновь рождается. Крещение – первое из Семи Таинств и одно из Богоявлений Христа.

В силу всего сказанного сюжет “Крещение Христа” приобрел огромное значение с первых веков истории христианства и встречается уже начиная с III века в росписях римских катакомб и на саркофагах.

Крещение Иоанном Крестителем Иисуса Христа – кульминационный момент земной миссии Иоанна. Он провел свою жизнь отшельником, проповедями своими подготавливая приход Христа, призывая к покаянию и пророчествуя приход Мессии. Оба они – Иоанн и Иисус – больше ни разу не встретятся в их земной жизни. В силу того кардинального значения, которое крещение имело для них обоих, оно находит место в повествовательных циклах картин на сюжеты из жизни как Иоанна, так и Иисуса. В житийных циклах Христа крещение обычно занимает место после сюжета “двенадцатилетний Иисус в храме” и перед искушением Христа в пустыне. В циклах из жизни Иоанна Крестителя, получивших особое распространение в Италии в XIV – XV веках, оно следует за Крещением всего народа и предшествует аресту Иоанна Крестителя.

Рассказ о крещении Христа содержится во всех четырех Евангелиях. Однако имеются серьезные отличия, с одной стороны, синоптических Евангелий (в целом) от рассказа Иоанна и, с другой, различия между собой трех евангелистов. Для нас в данном случае важно отметить, что художники, зная об этих различиях, отражали их в своих живописных интерпретациях сюжета крещения.

Так, Матфей и Марк свидетельствуют, что Иисус уже крестился и вышел (Мф. 3:16) или выходил(Мк. 1:11) из воды, когда разверзлись небеса и Святой Дух сошел на Него. Лука же утверждает, что Святой Дух сошел на Иисуса именно в тот момент, когда, крестившись, Он молился: “Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него” (Лк. 3:21–22). Что же касается четвертого евангелиста, то Иоанн приводит свидетельство Крестителя – пророчество его ученикам.

В живописи большее распространение получила версия Луки (Мазолино, Перуджино, , Андреа дель Верроккио , ).

Пьероделла Франческа Крещение Христа (1445). Лондон. Национальная галерея.

Андреа дель Верроккио. Леонардо да Винчи. Крещение Христа (1470 – 1480). Флоренция. Галерея Уффици.

ГерардДавид. Крещение Христа (до 1508). Брюгге. Городскорй музей ихящныхискусств.

Сюжет крещение Христа в искусстве завершил свое иконографическое развитие примерно к Х веку. В более позднее время варьировались лишь отдельные детали композиции. Главное действующее лицо – Иисус Христос – предстает обычно с длинными волосами и бородой, обнаженный (в одной набедренной повязке), посреди реки Иордан, по пояс или по колено в воде; Его руки сложены в молитвенном жесте. Слева от Него на берегу реки стоит Иоанн Креститель, он облачен в длинные одежды, в левой руке держит длинный посох с крестом на конце или свиток со своим пророчеством, а правую возлагает на голову Христа. За Иоанном нередко стоят его ученики на фоне гористого пейзажа. Над головой Иисуса простираются небеса, откуда опускается благословляющая рука – символ Отца Небесного; с неба льется луч света, падающий на голову Христа, а по нему слетает голубь – символ Святого Духа. Это самая общая схема. Теперь необходимо подробнее остановиться на ее отдельных элементах, чтобы проследить, как менялось их изображение.

На основании одних лишь рассказов евангелистов о крещении Христа невозможно охарактеризовать все встречающиеся в живописи детали этого сюжета. Других рассказов, которые бы полно характеризовали хотя бы главные части изображения, древняя литература не дает. Апокрифы в данном случае повторяют сведения, имеющиеся в канонических Евангелиях. Описаний полного крещения у древних авторов нет. Они тоже повторяют рассказ канонических Евангелий. Тем не менее источники эти, взятые вместе, причем в сопоставлении с литургической практикой крещения, дают достаточный материал, проясняющий все формы сюжета Крещения, как оно предстает в памятниках раннего христианского и византийского искусства. Уяснение этих форм помогает понять особенности изображения крещения Христа западными художниками.

ИИСУС ХРИСТОС

Главное действующее лицо рассматриваемого сюжета – Иисус Христос. Он не сразу стал изображаться мужчиной зрелого возраста и с бородой. В скульптуре римских саркофагов IV–VI веков, как и в живописи римских катакомб, Иисус предстает в виде мальчика, а Иоанн – человеком зрелого возраста, что не согласуется с историей. Объяснение такого анахронизма следует искать в самой концепции христианского крещения: Христос дал образец крещения. Крестятся дети, крестятся и взрослые, которые таким образом рождаются к новой жизни, иначе говоря – становятся юными. С такой точки зрения Спаситель метафорически может быть назван отроком, каковым он изображается в раннем христианском искусстве. Вид Христа зрелого по возрасту в сцене крещения окончательно установился в VI веке, и с тех пор возвращения к Христу-отроку в этом сюжете не было.

ИОАННКРЕСТИТЕЛЬ

Иоанн Креститель обычно помещается на правом от Христа берегу Иордана, он возлагает руку на голову Иисуса. Руковозложение это как факт, имевший место при крещении Спасителя, отмечено у ранних церковных писателей. Его мы видим уже в одном из ранних изображений крещения в сакральной капелле катакомб Каллиста (ок. 230 г.). Иоанн обычно изображается на берегу реки, тогда как Иисус стоит в воде, таким образом, Иоанн может объективно находиться выше Христа и склоняться к нему, опустившись на колени, что являлось выражением его смирения и должно указывать на его слова, обращенные к Христу: “Мне надобно креститься от Тебя”. В искусстве Контрреформации чаще коленопреклоненным перед Иоанном стоит Иисус. Такая трактовка опирается на учение мистиков XVI–XVII веков, особенно подчеркивавших момент смирения Христа: Иисус, сам будучи безгрешным, уподобил себя грешным и исполнил очистительный обряд.

БОГ-ОТЕЦ И ГОЛУБ – СВЯТОЙ ДУХ

Над головой Иисуса всегда изображается парящий белый голубь – символ Святого Духа, а над ним символ Бога-Отца – поясное изображение, или голова и плечи (Рогир ван дер Вейден), или только одни руки, выпускающие голубя ( Леонардо да Винчи). Такой тип изображения господствовал вплоть до второй половины XVI века. При этом в деталях могли быть различия. Когда Бога-Отца символизируют только руки, их пальцы излучают потоки света. Слова “Hic est filius meus dilectus ” (лат. – “Сей есть сын мой возлюбленный”) могут быть написаны в пространстве картины над парящим голубем. Очень красивую линию эта латинская надпись образует на картине Рогира ван дер Вейдена.

АНГЕЛЫ

Ангелы, дабы уравновесить композицию, помещаются на противоположной от Иоанна Крестителя стороне картины – это левый от Христа, стоящего лицом к зрителю, берег реки. В памятниках древнейшего христианского искусства ангелов обычно два – число, естественное для выражения мысли художников: один ангел созерцает Святого Духа, сходящего с неба, и прислушивается к голосу Бога-Отца, другой с благоговением смотрит на Спасителя. Начиная с XI–XII веков количество ангелов увеличивается: чаще всего изображают трех ангелов, но порой их число доходит до семи. В Евангелии ничего не говорится о присутствии ангела (или ангелов) при крещении Иисуса Христа. Ответ на вопрос, чем оправдано их введение, опять-таки находится в плоскости традиции, согласно которой ангелы, как служители Божии, присутствуют при всех важнейших событиях жизни Христа. Но если в других случаях это славословящие ангелы, то в сцене крещения Христа их назначение иное – оно становится понятным, если обратить внимание на то, что они изображаются с полотнищами на руках: ангелы будут отирать неофитов (новокрещенных) по выходе последних из купели. “Это реальное объяснение, – отмечает известный русский иконограф Н. Покровский, – по которому каждая иконографическая деталь крещения должна быть копиею с той или другой подробности ритуала, находит некоторую поддержку в позднейшей иконографии Крещения на Западе, где художники иногда изображали в руках ангелов белые крещальные туники, нужные будто бы для облачения Христа”.

В памятниках западноевропейского искусства исходным пунктом для установления иконографии крещения Христа послужили византийские образцы. Итальянские памятники XII–XIII веков сохраняют не только общую византийскую схему крещения, но и ее важнейшие иконографические детали. в падуанской капелле Скровеньи оживляет византийскую схему: он придает больше изящества неподвижным фигурам, наделяет их естественностью и красотой, вводит изображение Бога-Отца в лучистом сиянии неба.

Джотто. Крещение Христа (1304 - 1306). Падуя. Капелла Скровеньи.


Различные бытовые подробности в композицию Крещения вносят итальянские художники XIV–XV веков: на берегу реки гуляют животные, крещение принимают толпы народа – возможность для художников дать портреты своих современников, как это делает, в частности, Перуджино.

Особого внимания требует к себе способ, каким производилось крещение: либо крещение посредством погружения в воду, либо обливанием (или окроплением). Как правило, предпочтительным было крещение погружением. Крещение обливанием (или окроплением) допускалось в виде исключения. На Западе до XV века господствующим было крещение погружением. На крещении погружением настаивали западные Соборы: клермонский (1268), кёльнский (1280), экзетерский (1287), утрехтский (1293), вюрцбургский (1298), парижский (1355). Но в XIV веке положение меняется, и крещение обливанием все смелее и наконец как единственное утверждается в западной церкви окончательно (к XVII веку).

Анализ памятников изобразительного искусства подтверждает эту хронологию: преобладающей формой крещения вплоть до XIV века было погружение в купель, в XIV–XV веках все чаще встречается обливание, в XVI веке обычным становится именно обливание.

Среди множества картин западных мастеров на тему “Крещение Христа” особое место ввиду исключительной сложности своей иконографии занимает знаменитая лондонская картина Пьеро делла Франческа. В центре ее Христос. Он по щиколотку в водах реки, его руки сложены в католическом молитвенном жесте. Рядом Иоанн Креститель, он льет воду из блюдца на голову Христу (крещение обливанием). Позади этой главной группы раздевающийся мужчина, собирающийся принять крещение (намек на крещение множества народа; см. Мф. 3:5 – 6). Над головой Иисуса парит голубь – Святой Дух. На заднем плане группа людей, по виду восточного типа (кто они? что означают их позы и жесты? их яркая одежда?). Еще более загадочен вид трех ангелов (мы судим о них как об ангелах, во-первых, по их крыльям, во-вторых, по тому месту, которое они занимают, – обычному месту для ангелов в этой сцене). Они не поклоняются Христу. Один из них смотрит на зрителя и, как кажется на первый взгляд, не обращает внимания на главное действие – крещение Христа, но при этом он устанавливает непосредственный контакт со зрителем и таким образом как бы приглашает его принять участие в этом сакраментальном акте. Поз и жестов, подобных тем, какие мы видим у ангелов на картине , никогда не встречалось в контексте Крещения Христа. Сравнение с аналогичными трехфигурными композициями античности (позы, ракурс, жесты) заставляет согласиться с остроумной догадкой М. Лавина, согласно которой ангелы здесь являются аллюзией на “брачный пир” и в таком случае вводят в сцену крещения Христа водой другое чудо с водой – превращение ее в вино на брачном пире в сюжете “Брак в Кане”. Соединение на одной картине крещения и намека на брак в Кане с превращением воды в вино (Bethany ) имеет литургическое обоснование: оба события отмечаются западной церковью в один и тот же день – 6 января.

Картина поразительным образом вводит в Крещение Христа и третий праздник этого дня – Поклонение Волхвов (Epiphany ): четыре фигуры на заднем плане, которые поначалу вызывают удивление, – это именно волхвы, один из которых рукой указывает на звезду, приведшую их к месту рождения Иисуса. Родство всех трех событий как трех Богоявлений подчеркивали средневековые литургисты, такие как Гонорий Отёнский (Августодунский), Руперт и Дуранд. Крещение Христа, утверждали они, произошло в тот же день тридцать лет спустя, что и поклонение волхвов, а чудо в Кане – в тот же день через год после крещения. В одном средневековом антифоне читаем:

Tribus miracululus ornatum diem sanctum colimus ;

hodie stella Magos duxit ad praesepium:

hodie vinum ex aqua factum est ad nuptias:

hodie in Iordane a Ioanne Christus baptizare volui

ut salvaret nos , alleluia

“Мы храним сей день святым в честь трех чудес: в этот день звезда привела мудрецов к яслям; в этот день вода обратилась в вино на брачном пире; в этот день Христос избрал быть крещенным Иоанном в Иордане для нашего спасения, аллилуйя”.

Типологические аспекты Крещения Христа получили наиболее полное живописное выражение в “Библии бедных”. Соответствующая иллюстрация в ней дает – помимо основного события – изображение, как обычно в этой книге, четырех пророков с их текстами, относящимися к этому новозаветному эпизоду. Итак, здесь изображены Исаия: “И в радости будете почерпать воду из источников спасения” (Ис. 12:3); Иезекииль: “И окроплю вас чистою водою” (Иез. 36:25); Давид: “В собраниях благословите Бога Господа, вы – от семени Израилева!” (Пс. 67:27); Захария: “В тот день откроется источник дому Давидову”. Из сцен Ветхого Завета, являющихся прообразом Крещения Иисуса Христа, здесь изображены: переход евреев через Чермное (Красное) море и гибель фараоновых воинов, гнавшихся за ними (Исх. 14:26 – 30), и огромная гроздь винограда – символ плодородия земли обетованной, которую несут на жерди два соглядатая (Чис. 13:24).

Замечательный образец живописной интерпретации Крещения дает Рогир ван дер Вейден на своем алтаре Иоанна Крестителя (алтарь Мирафлорес). Этот сюжет является центральным в алтаре, с двух сторон от него изображены “Рождение Иоанна Крестителя” (слева) и “Смерть Иоанна Крестителя” (справа). Сцена Крещения помещена в обрамлении портала готического собора: вдаль между колоннами уходит река Иордан; в центре по колено в воде фигура Христа в набедренной повязке; Иоанн стоит на берегу и из ладони поливает воду на голову Христу; на другом берегу ангел держит одежды Христа. На двух колоннах и двух консолях, как и на двух других панелях этого алтаря, изображены четыре апостола с их атрибутами. В архивольте – шесть сцен в виде скульптурных композиций, три из которых связаны с Иоанном (они предшествуют Крещению), а три другие представляют три искушения Христа. Они следуют непосредственно за Крещением в том их порядке, который дает Матфей (см. ИСКУШЕНИЕ ХРИСТА В ПУСТЫНЕ ). Сцены эти предстают в такой последовательности (слева направо): Захария молится, осененный Святым Духом (голубь), перед колыбелью Иоанна Крестителя (?); Иоанн Креститель в пустыне; Иоанн Креститель крестит народ; первое искушение Христа (с камнями); второе искушение Христа (“на крыле храма”); третье искушение Христа (на высокой горе). (О боковыхстворках алтаря см.: РОЖДЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА ; СМЕРТЬ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ )

Популярность сюжета Крещение Христа объясняется еще и тем, что картины на этот сюжет заказывались не только для алтарей баптистериев (крещален) или церквей, поставленных в честь Иоанна Крестителя, но также заказчиками, носившими такое имя.

Примеры и иллюстрации

Андреа дель Верроккио. Леонардо да Винчи. Крещение Христа (1470 – 1480). Флоренция. Галерея Уффици.

ПьетроПеруджино. Коещение Христа (1478 – 1482).Ватикан. Сикстинская капелла.

Рогир ванг дер Вейден. КрещениеХриста (после 1450). Алтаь Иоанна Крестителя (Алтарь Мирафлорес) (центральная чатсь). Берлин-Далем. Картинная галерея Государственного музея.

ГерардДавид. Крещение Христа (до 1508). Брюгге. Городскорй музей ихящныхискусств.

© А. Майкапар

«Приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну – креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И крестившись Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение» (Мф. 3:13-17).

Перуджино «Крещение Христа»
(1480, Исторический музей искусств, Вена).
Масло, дерево. 23,3х30 см.

Крещение – один из важнейших моментов в земной жизни Иисуса Христа. В начале своего служения Он пришёл к Иоанну Предтече и крестился от него. Христос, согласно Евангелию, собственным примером освятил обряд, который впоследствии получил значение таинства и сделался не только знаком покаяния, но и действительным очищением людей от первородного греха. «Кто будет веровать и креститься, спасён будет» (Мк. 16:16). После этого таинства люди принимаются в лоно Церкви, получают благодать, силу осуществлять дело Христово, начинают новую жизнь, которая продолжается и после смерти.

Крещение Господне также носит другое название «Богоявление», т. к. при этом событии впервые миру были явлены все три лица Пресвятой Троицы (глас с небес Бога Отца и сошествие Святого Духа в виде голубя). Крещение Господне или Богоявление входит в число двунадесятых праздников и отмечается 6 (19) января. Праздник совершается Церковью с водоосвящением и знаменует начало служения Христа во имя спасения человечества и первое явление Его как Сына Божьего.

Сюжет Крещения Христа имеет огромное значение в искусстве с первых веков истории христианства (библейские темы вдохновляли художников и оказывали влияние на их творчество на протяжении 2000 лет). Среди множества произведений на данную тему особое место занимает знаменитая картина Перуджино «Крещение Христа». Пьетро ди Кристофоро Ваннучи, прозванный Перуджино (около 1445-1523) – итальянский живописец, мастер умбрийской школы. Его искусство, связанное с традициями Раннего Возрождения, предвосхищает новые принципы прекрасного и возвышенного, получившие развитие в эпоху Ренессанса. Художник выработал свой стиль красоты. В этом плане изумительна венская композиция. Грациозные фигуры героев на фоне созвучного им трогательно-наивного, тающего в голубой дымке пейзажа создают основной лейтмотив – благочестивого созерцания.

Иоанн Предтеча – посланник Бога, одетый в звериную шкуру, изображён в виде странника в пустыне (в эпоху Ренессанса наиболее часто делался акцент на отшельничество Иоанна). Он льёт воду из блюдца на голову Христа (крещение обливанием). Иисус находится ещё только в начале исполнения Своего Предназначения, символом чего служит крест на посохе Иоанна. Над головой Иисуса Христа парит голубь Святого Духа. Коленопреклонные ангелы с их молитвенными жестами и спускающийся с неба голубь Святого Духа олицетворяют духовный смысл происходящего. «Крещение Христа» поражает ювелирной тонкостью живописи, особой чистотой и предельным вниманием к деталям. Движения героев в картине спокойны и естественны. Здесь Перуджино, как и в других произведениях, сохранил мягкую сердечность и наивную искренность.

Современное крещение происходит от обычая, который восходит к деятельности самого Иисуса Христа. «Иисус – это окончательный подарок Бога человечеству и воплощение всей полноты откровения тайны. В самом себе Он – всецело Бог и всецело человек. Его жизнь принадлежит Богу и одновременно проходит сквозь те времена и исторические моменты, что являются действительно человеческими».

История

В качестве помощников Перуджино в Сикстинской капелле работали Пинтуриккио , Андреа д"Ассизи , Рокко Цоппо или, менее вероятно, Ло Спанья или Бартоломео делла Гатта , но принадлежность им деталей дискуссионна.

Описание

Фреска «Крещение Христа» первая на стене справа от алтаря, напротив неё расположена фреска «Возвращение Моисея в Египет » также работы Перуджино. Блаженный Августин и другие ранние христианские авторы рассматривают крещение как вид некоего «духовного обрезания».

Структура фрески симметрична, что характерно для работ Перуджино. В центра река Иордан , текущая по направлению к зрителю и достигающая ног Христа и Иоанна Крестителя , проводящего обряд крещения . С небес нисходит Святой дух, символизируемый голубем; он послан Богом, который изображён в светящемся облаке и окружён херувимами и серафимами. Пейзаж включает в себя символический вид Рима, узнаваемого по триумфальной арке, Колизею и римскому Пантеону . Тонкие деревья типичны для умбрийской школы , к которой относится Перуджино.

По бокам два второстепенных эпизода: Иоанн Креститель (слева) и Христос (справа) обращаются с проповедью к толпе. В центральной части также можно видеть двух коленопреклонённых ангелов, держащих полотенце: этот элемент возник под влиянием ранненидерландской живописи , подобное можно видеть в работах Хуго ван дер Гуса , в частности на «Алтаре Портинари ». Появление необычных для работ Перуджино портретов современников по бокам переднего плана вдохновлено работами Гирландайо, который также принимал участие в работе над росписью Сикстинской капеллы.

Фреска увенчана фризом с надписью OPVS PETRI PERVSINI · CASTRO PLEBIS .

Источник

  • Garibaldi Vittoria. Perugino // Pittori del Rinascimento. - Florence: Scala, 2004.

Напишите отзыв о статье "Крещение Христа (фреска Перуджино)"

Ссылки

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Крещение Христа (фреска Перуджино)

– Ой, Видас, видишь, она нас слышит!!! – заверещала малышка. – А ты кто? Ты хорошая? Ты можешь сказать маме, что нам страшно?..
Слова лились сплошным потоком из её уст, видимо она очень боялась, что я вдруг исчезну и она не успеет всего сказать. И тут она опять посмотрела на скорую помощь и увидела, что активность врачей удвоилась.
– Смотрите, смотрите, они сейчас нас всех увезут – а как же мы?!. – в ужасе лепетала, совершенно не понимая происходящего, малышка.
Я чувствовала себя в полном тупике, так как первый раз столкнулась с только что погибшими детьми и понятия не имела, как им всё это объяснить. Мальчик вроде бы что-то уже понимал, а вот его сестра была так страшно напугана происходящим, что её маленькое сердечко не хотело понимать ничего вообще...
На какой-то момент я совершенно растерялась. Мне очень хотелось её успокоить, но я никак не могла найти нужных для этого слов и, боясь сделать хуже, пока молчала.
Вдруг из скорой помощи появилась фигура мужчины, и я услышала как одна из медсестёр кому-то крикнула: «Теряем, теряем!». И поняла, что следующим расставшимся с жизнью видимо был отец...
– Ой, па-апочка!!! – радостно запищала девчушка. – А я уже думала, ты нас оставил, а ты здесь! Ой, как хорошо!..
Отец, ничего не понимая, оглядывался по сторонам, как вдруг увидев своё израненное тело и хлопочущих вокруг него врачей, схватился обеими руками за голову и тихо взвыл... Было очень странно наблюдать такого большого и сильного взрослого человека в таком диком ужасе созерцавшего свою смерть. Или может, именно так и должно было происходить?.. Потому, что он, в отличие от детей, как раз-то и понимал, что его земная жизнь окончена и сделать, даже при самом большом желании, уже ничего больше нельзя...
– Папа, папочка, разве ты не рад? Ты же можешь видеть нас? Можешь ведь?.. – счастливо верещала, не понимая его отчаяния, дочка.
А отец смотрел на них с такой растерянностью и болью, что у меня просто разрывалось сердце...
– Боже мой, и вы тоже?!.. И вы?.. – только и мог произнести он. – Ну, за что же – вы?!
В машине скорой помощи три тела уже были закрыты полностью, и никаких сомнений больше не вызывало, что все эти несчастные уже мертвы. В живых осталась пока одна только мать, чьему «пробуждению» я честно признаться, совсем не завидовала. Ведь, увидев, что она потеряла всю свою семью, эта женщина просто могла отказаться жить.
– Папа, папа, а мама тоже скоро проснётся? – как ни в чём не бывало, радостно спросила девчушка.
Отец стоял в полной растерянности, но я видела, что он изо всех сил пытается собраться, чтобы хоть как-то успокоить свою малышку дочь.
– Катенька, милая, мама не проснётся. Она уже не будет больше с нами, – как можно спокойнее произнёс отец.
– Как не будет?!.. Мы же все в месте? Мы должны быть в месте!!! Разве нет?.. – не сдавалась маленькая Катя.

Пожалуй, это тот самый случай, когда внешний облик совершенно не соответствует внутреннему содержанию. Уж слишком велик контраст между "упаковкой" и наполнением. На мой взгляд, во всем Риме, да что там в Риме, во всей Италии вы не встретите такого диссонанса, такого нарушения гармонии, такого сочетания не сочетаемого... Внешняя сдержанность, я бы даже сказала, неприглядность вкупе с внутренним поистине бесценным великолепием.

Думаю, что по названию моей статьи вы уже догадались, о чем идет речь. Правильно, о Сикстинской капелле, которая для меня лично является выражением мысли о соединении человеческой души и тела. Олицетворением того, сколь богат и насыщен может быть внутренний мир человека при всей его внешней простоте и неприметности.

Итак, капелла. Через 21 год после ее освящения возникла потребность в укреплении этого строения, и с тех пор оно претерпело немало изменений. Возводились опоры для дополнительного укрепления стен, создавались различные надстройки, реставрировались фрески. Еще бы, ни одно здание не может простоять нетронутым в течение 5 веков. Даже крепость.

Давайте немного постоим у капеллы и повнимательней посмотрим на ее внешний облик.

Внешний облик

Как я уже говорила выше, Сикстинская капелла задумывалась в качестве оборонительного сооружения, но так же служила домовой церковью для пап.


Здание имеет прямоугольную форму и в точности повторяет размеры Храма Соломона – 40,9 метра в длину и 13,4 метра в ширину. Так указано в Ветхом Завете.

У крепости не может быть никаких особых изысков в отличии от дворца, поэтому все лаконично, строго и аскетично. Кстати, присмотритесь повнимательнее. Форма капеллы вам ничего не напоминает? Лично у меня возникают ассоциации со шкатулкой викторианской эпохи. Строгая классика, "рубленный" дизайн, ничего лишнего.


Папская домовая церковь имеет 3 этажа.

Первый этаж – очень прочен и основателен, с толстыми и высокими стенами, характерными для оборонительных сооружений тех времен.

На втором этаже мы с вами видим стрельчатые окна, благодаря размеру которых внутри капеллы всегда достаточно воздуха и света.


Третий этаж был караульным помещением, поэтому вместо окон здесь находится множество бойниц, которые служили отверстиями для ведения огня по мишени. Когда-то это помещение не имело крыши, галерея была открыта, но со временем было принято решение о возведении защитного покрытия, чтобы природные явления не испортили бесценные росписи.

Знаменитые росписи Сикстинской капеллы... это ее душа. Тот самый духовно-богатый внутренний мир, о котором я говорила в самом начале. След трех гигантов эпохи Возрождения – Рафаэля, Боттичелли и Микеланджело. Неоценимый подарок, оставленный нам в наследство. Живая легенда, чудо, так бережно хранимое на протяжении пяти веков, чтобы сегодня мы с вами сказали: "Да, чудеса там, где в них верят и чем больше верят, тем чаще они случаются".

Внутреннее убранство


Как я уже говорила, чудо капеллы заключено в трех великих именах. В трех неповторимых художниках, каждый из которых внес свой вклад в роспись этой церкви. Кто-то в большей, кто-то в меньшей степени, но эти три гиганта сыграли свою особую роль в том, чтобы словосочетание "Сикстинская капелла" стало самым известным словосочетанием в мире.

Но, господа, мы же понимаем, что всего этого никогда бы не произошло, не примирись Папа Сикст с Лоренцо Медичи. Ведь все трое вышеупомянутых мастеров являлись представителями именно флорентийской школы живописи. И, конечно, ни один из них не переступил бы порога капеллы, не усмири Папа свою гордыню.

А теперь давайте я расскажу вам про участие в этом грандиозном проекте каждого из трех гениев.

И начнем мы с Боттичелли.

Фрески Сандро Боттичелли

Думаю, многие из вас знают картину "Рождение Венеры".


Так вот этот шедевр есть творение рук выдающегося художника эпохи Возрождения, итальянца – Сандро Боттичелли, настоящее имя которого было Сандро Филипели.


Боттичелли (или "бочонок" по-итальянски) – прозвище, доставшееся ему по наследству от старшего брата-толстяка.

Сандро очень быстро снискал себе славу талантливого портретиста и стал известен не только во Флоренции, но и за ее пределами. Папа Сикст IV, впечатлившись его работами, распорядился поставить художника во главе проекта по росписи Сикстинской капеллы, которую к тому моменту уже успели достроить.

И вот в 1481 году группа мастеров под предводительством Боттичелли прибыла в Рим. Компания была небольшая, всего-то 3 художника: Доменико Гирландайо, Козимо Росселли, и сам "Бочонок". Плюс несколько их помощников.

Еще один, четвертый и последний "фигурант" этого дела, Пьетро Перуджино из Умбрии, прибыл в раньше и уже начал работы в капелле.


На тот момент Перуджино был одним из самых прославленных мастеров и входил в число лучших художников Италии. Кстати, самым известным его учеником был Рафаэль.

Но вернемся к нашей теме.

Задача заключалась в следующем – расписать стены папской церкви фресками, проводящими параллель между историями Моисея и Иисуса Христа, как взаимосвязь Ветхого и Нового завета. Художники рьяно взялись за дело. Работы длились год, и в результате было создано 16 картин, 4 из которых не дошли до наших дней по определенным причинам.

И сейчас мы рассмотрим повнимательней эти настенные росписи, включенные в список всемирного наследия и находящиеся на втором ярусе. Возможно, они несколько блекнут на фоне грандиозного потолка Микеланджело и его сцены "Страшного суда", но поверьте, без этих уникальных изображений капелла не представляла бы из себя такого целостного и потрясающего зрелища.

Я расскажу вам о северной и южной стенах, которые при входе в папскую церковь будут находится слева и справа от вас соответственно.


Второй ярус

  • Северная сторона – отдана под цикл истории Спасителя и включает в себя 6 фресок, в том числе и одну фреску Боттичелли, на которой я остановлюсь подробней. Давайте посмотрим на каждую из них, начиная от алтаря и двигаясь по направлению к выходу.
Крещение Христа (Перуджино)

Искушение Христа и очищение прокаженного (Боттичелли)

На фреске запечатлены три эпизода из Евангелия.

  • Первый (слева вверху) – дьявол под видом отшельника уговаривает Иисуса превратить камни в хлеб и утолить голод.
  • Второй (в центре вверху) – дьявол, под личиной того же отшельника, пытается заставить Иисуса броситься вниз с вершины храма, чтобы проверить обещание Бога об ангельской защите.
  • Третий (справа вверху) – дьявол на вершине горы обещает Иисусу богатство и власть, если тот отвергнет Бога и поклонится ему, Сатане. Иисус прогоняет дьявола, и тогда тот предстает в своем истинном обличье.
  • На переднем плане мы видим юношу, исцелённого от проказы, который приходит к верховному жрецу Храма, дабы явить это чудо и рассказать о своём очищении. В руках молодой человек держит жертвенную чашу. Две женщины подносят другие ритуальные предметы - жертвенных птиц и вязанку кедровых дров. Жрец символизирует Моисея, юноша – Иисуса, пролившего свою кровь во искупление человеческих грехов и исцеленного через воскресение.
Призвание первых апостолов (Гирландайо)

Нагорная проповедь (Росселли)

Вручение ключей апостолу Петру (Перуджино)

Тайная вечеря (Росселли)

Цикл завершался фреской "Воскресение" работы Гирландайо на стене над выходом. Но дело в том, что 1522 г. обрушилась балка, так называемый архитрав, и эта фреска была уничтожена. Пришлось перерисовывать. Правящий на тот момент Папа Григорий XIII сделал заказ на роспись по той же теме другим, малоизвестным художникам.

  • Южная стена – история пророка Моисея, также состоящая из 6 фресок. Давайте я вам их покажу. Направление, как и в случае со стеной северной, от алтаря к выходу.
Путешествие Моисея в Египет (Перуджино)

Призвание и испытания Моисея (Боттичелли)

Здесь изображены несколько эпизодов жития Моисея.

  • Справа пророк убивает египетского надсмотрщика, издевавшегося над евреями, и уходит в пустыню.
  • В центре картины Моисей помогает дочерям священника подойти к колодцу, он прогоняет пастухов, которые не пускали девушек
  • В левом верхнем углу пророк снимает обувь и слышит глас Божий, приказывающий ему вернуться в Египет и освободить свой народ
  • В левом нижнем углу – сцена, как Моисей ведёт евреев в Землю Обетованную.
Переход через Красное море (Росселли)

Получение Моисеем Скрижалей Завета (Росселли)

Наказание восставших (Боттичелли)

Основная тема картины – восстание левитов против правления Моисея и его брата-сподвижника Аарона.

  • Справа изображены Моисей, мятежники и Иисус Навин (не путать с Иисусом Христом!), преграждающий им путь.
  • В центре мы видим пророка в папской тиаре, который изгоняет заговорщиков.
  • Слева земля поглощает предводителей заговора

На мой взгляд, примечательным является тот факт, что эта фреска расположена напротив эпизода «Вручение ключей Святому Петру», который был задуман как символ легитимности папской власти. Таким образом, "Наказание восставших" – это своего рода послание и даже предостережение вероломным, задумавшим посягнуть на власть Святого Престола

Смерть и завещание Моисея (Лука Синьорелли – один из помощников основных мастеров)

Цикл завершался фреской "Спора над телом Моисея" работы Синьорелли на стене над выходом. Но как я уже говорила, в 1522 г. произошел неприятный инцидент с обрушением архитрава и наряду с фреской Гирландайо "Воскресение" была уничтожена и эта сцена из жития Моисея. Впоследствии она также была реанимирована силами других, малоизвестных художников, по заказу Папы Григория XIII.

Ну вот, господа, мы с вами изучили второй ярус Сикстинской капеллы и теперь, если вам посчастливится и вы попадете в эту сокровищницу мирового искусства, вам не понадобится даже аудиогид, вы сами будете в состоянии рассказать кому угодно, что изображено на северной и южной части папской церкви.

Третий ярус

Но ваш рассказ будет неполным, если мы не рассмотрим повнимательнее третий ярус, тот, который с арочными окнами. Посмотрите повыше, видите мужские изображения в проемах между окнами?


Это портреты первых понтификов, и выполнены они теми же мастерами, о которых я вам только что рассказала – Боттичелли & Co.

Вот для примера портрет Папы Сикста II работы Боттичелли.


С каждой стороны имеется по 12 изображений, еще 4 находятся на стене над входом вместе с двумя фресками, о которых я упоминала раньше. Вот как это выглядит:


Оставшиеся 4 портрета пап были погребены под фреской "Страшный суд". Но, уверена, мир не скорбит по этому поводу. Эти жертвы оказались оправданы тем бесценным шедевром, который оставил нам в наследство Микеланджело.


Потолок и "Страшный суд" Микеланджело

Все началось со строительных раскопок, имевших место в 1504 году неподалеку от Сикстинской капеллы. В результате этих действий, потолок папской домовой церкви был сильно поврежден и покрылся трещинами. Началась реконструкция, которая привела к тому, что возникла потребность обновить и роспись потолка (на тот момент это были сверкающие звезды на ночном небе). Однако у правящего Папы Юлия II возникла другая идея.


Более масштабная. С размахом, так сказать. Он решил расписать свод по-новому и в самом что ни на есть величественном стиле.