Краткая биография вирджинии вулф. Вулф вирджиния

Вирджиния Вулф - английская писательница, литературный критик.

Родилась в Лондоне в семье известного литературного критика сэра Лесли Стивена и Джулии Дакуорт. Вирджиния была третьим общим ребёнком Лесли и Джулии. Когда Вирджинии было 13 лет, она пережила смерть матери, что стало причиной первого нервного срыва писательницы.

Старшая сестра Вирджинии Стелла в течение некоторого времени выполняла роль хозяйки дома, но вскоре умерла. Ванесса - следующая по старшинству - вынуждена была заниматься домом, но, в отличие от своей старшей сестры, она обладала твёрдым характером и крепкими нервами, и могла дать отпор отцу, постепенно превращавшемуся в деспота.

Сэр Лесли Стивен умер от рака 22 февраля 1904. Все его дети, кроме Вирджинии, восприняли этот факт с огромным облегчением. Наконец-то они были свободны! Однако Вирджиния не чувствовала себя вполне свободной даже после смерти отца. До конца своей жизни она вела с ним непрекращающиеся внутренние споры, то обвиняя, то оправдывая его.

Сразу же после смерти отца семейство переехало из дорогого респектабельного Кенсингтона в дешёвый богемный район Блумсбери, который вскоре прославился на весь мир благодаря кружку интеллектуалов, центром которого вскоре стала Вирджиния. Здесь, в спорах с представителями новой, молодой британской культуры она оттачивала своё мастерство, формировала свою эстетическую программу.

В 1905 она начинает свою писательскую карьеру. Первые её публикации - это статьи и рецензии для литературного приложения к «Таймс» и других изданий, посвящённые произведениям классиков и современных авторов.

Однако череда несчастий не оставляет семью Стивенов. В 1906 Ванесса, Вирджиния, Тоби и Адриан отправляются в путешествие по Греции, во время которого Тоби, любимый брат Вирджинии, подающий большие надежды в области математики, заразился тифом и по возвращении в Лондон умер. Ему было всего 26 лет.

Через два дня после этого последовал новый удар: Ванесса приняла предложение Клайва Белла, одного из членов «блумсберийского кружка», и Вирджиния осталась вдвоём с братом Адрианом. В 1907 она пишет «Воспоминания», где повествует о семейной истории и своём отношении к ней. Официально книга писалась для первого ребёнка Беллов, но на самом деле это была попытка психологической самотерапии.

В 1912 Вирджиния вышла замуж за журналиста и писателя Леонарда Вулфа, завсегдатая собраний блумсберийцев. Это был брак, потребовавший обоюдной терпимости. Вирджиния не могла преодолеть фригидности, которая стала следствием домогательств её сводных братьев в детстве, а потому физическая близость супругов, по признанию самой Вулф, принесла обоим разочарование и продлилась не больше месяца. Брак стал интеллектуальным союзом уважающих друг друга людей.

Леонард создал практически идеальные условия для писательской деятельности своей жены. В 1915 выходит её первый роман - «По морю прочь». Можно без преувеличения сказать, что в этом браке Леонард играл роль заботливой жены.

Однако и в этом счастливом браке мысли о родителях не оставляли Вирджинию. В 1927 она опубликовала роман «На маяк», в котором попыталась воссоздать характеры Джулии и Лесли Стивена в образах миссис и мистера Рэмзи. И хотя опыт был успешным, произведение не избавило писательницу от навязчивых мыслей об отце. До самой её смерти сэр Лесли не покидал её сознания.

Можно без преувеличения сказать, что гнев, вызванный семейной тиранией отца, а также неравными условиями материального обеспечения и образования, установленными в семье по отношению к мальчикам и девочкам, лег в основу феминистских произведений Вулф.

Патриархальный уклад в собственной семье породил отторжение патриархального уклада в обществе, что и выразилось в двух эссе Вирджинии, которые стали классикой феминистской критики: «Своя комната» (1929) и «Три гинеи» (1938). В последнем эссе, в частности, она возлагает на общество, устроенное по законам патриархата, всю ответственность за ставшую реальной угрозу Второй мировой войны.

Как и Э. М. Форстер в своих «Записках об английском характере», Вирджиния видит пороки общества в жёсткой системе образования, основанной на беспощадной конкуренции. Именно эта система воспитывает мужчин жестокими, беспощадными и лишёнными воображения. В этой же системе образования она видела и корни всех ужасных качеств характера своего отца.

В первые месяцы войны образ отца вновь занимает её мысли. В апреле 1940 она пишет в дневнике:

Как ребёнок, я его осуждаю, как 58-летняя женщина - понимаю, то есть я хочу сказать - отношусь терпимо. Возможно, оба взгляда правильны?

Но даже написание мемуаров не помогло Вирджинии избавиться от демонов прошлого. Нервные срывы становились всё чаще и протяжённее.

К тому же континентальная Европа была охвачена войной, и угроза вторжения фашистских войск на территорию Британии была вполне реальной. В Лондоне во время бомбёжки был разрушен дом Вулфов, уничтожена библиотека, полная редких книг - для Вирджинии это было знаком не личной потери, но крушения культуры и цивилизации в целом. Леонард был евреем, в случае вторжения немецких войск его судьба была бы печальной. Вирджиния и Леонард договорились, что как только будет объявлено о вторжении, они вместе покончат жизнь самоубийством.

На протяжении 1940-1941 психическое состояние Вулф ухудшалось. Она мучалась головными болями, слышала голоса, впадала в невероятную раздражительность. Леонард несколько раз приглашал известного в то время доктора-психиатра Октавию Уилберфорс, которая отмечала ухудшения в состоянии Вирджинии, но помочь ничем не могла.

По мнению современных психиатров и психологов, которые тщательно изучили историю болезни Вулф по сохранившимся документам и воспоминаниям современников, писательница страдала серьёзной формой маниакально-депрессивного психоза, при котором стадии мании (т. е. душевного подъёма, прилива физических и творческих сил) чередуются со стадиями депрессии (полной апатии, физической и эмоциональной угнетённости, зачастую сопровождающейся суицидальным синдромом).

Возможно, причиной болезни была опухоль головного мозга, однако уровень медицины и особенно диагностики в то время не был так высок, как сегодня, поэтому лечение Вулф сводилось, в основном, к усиленному питанию и полному покою - т. е. как раз к тому, что она ненавидела больше всего.

28 марта 1941, оставив прощальное письмо Леонарду, Вирджиния утопилась в реке Оуз неподалеку от их загородного дома в Сассексе. Немало знакомых семейной пары Вулф считали, что эта смерть стала избавлением для Леонарда. Так считала и сама Вирджиния, о чём она и написала в предсмертной записке.

Интересно, что вплоть до 1960-х в аннотациях на обложках книг Вирджинии Вулф писательница рекомендовалась как «дочь сэра Лесли Стивена и жена Леонарда Вулфа», т. е. считалось, что эти мужчины внесли в культуру Великобритании более весомый вклад, нежели сама Вирджиния. Однако вскоре ситуация изменилась, и сегодня уже ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что именно творчество Вулф во многом определило векторы развития мировой прозы в ХХ веке и стало поворотным пунктом в формировании такого феномена как женская проза.

Вирджиния Вульф - английская писательница, критик, литературовед, переводчик, одна из основательниц издательства "Хогарт Пресс". Первой в мировой литературе 20 века решилась привлечь внимание к своеобразию социального опыта женщин, помогая им становиться "видимыми" в обществе и реализовать возможность психологической откровенности, доселе бывшую запретной для них.

Родилась 25 января 1882 года в Лондоне, в фешенебельном районе английских аристократов - Кенсингтоне. Отец, Лесли Стефенс, был популярным, преуспевающим писателем и критиком, философом и историком литературы, а мать, - леди Джулия Дакворт - светской дамой, подругой Мериам Хариетт, дочери Уильяма Теккерея. Дом Стеффенсов был известнейшим литературно-художественным салоном артистического Лондона. В нем говорили об импрессионистах, о теории американского психолога Уильяма Джойса, с легкой руки которого в обиход вошло понятие "поток сознания"; зачитывались работами Зигмунда Фрейда и Карла Юнга, в нем бывали писатели Дэвид Герберт Лоуренс, Генри Джеймс. Четверо детей Стефенсов воспитывались в среде, где все "имели свободный доступ к большой библиотеке, где никакие книги ни от кого не прятались".

Все это благополучие рухнуло, когда Вирджнии исполнилось 13 лет. Сначала она пережила попытку изнасилования со стороны ее кузенов, гостивших в доме. Это положило начало стойкой неприязни к мужчинам и к физической стороне отношений с ними на протяжении всей жизни Вирджинии. Вскоре после этого от воспаления легких скоропостижно скончалась ее мать. Нервная, впечатлительная девочка от отчаяния попыталась покончить с собой. Ее спасли, но глубокие, затяжные депрессии стали с тех пор частью ее жизни. Она страдала от ощущения незащищенности: братья, с которыми было проведено детство, поступили в Кембриджский университет, она же осталась дома вместе с сестрой.

Когда в 1904 году скончался ее отец, Вирджиния с сестрой Ванессой и братьями приняла решение продать дом и переехать из Кенсингтона в квартал, где проживала лондонская богема - Блумсбери. Новый дом ей хотелось сделать началом новой жизни - по примеру матери Вирджиния основала нечто вроде литературного салона. С 1905 года она регулярно писала для "Литературного приложения" к газете "Таймс", и очерки ее пользовались популярностью. Новая смерть - ее брата Тобиаса в 1906 году - стала новым страшным ударом и ввергла ее в очередные разочарования.

После того, как в 1907 году сестра Вирджинии вышла замуж и уехала из дома в Блумсбери, Вирджиния со вторым братом, Эдриеном еще раз поменяла квартиру. В новом месте, на Фитцрой-сквер, она стала душой так называемой "блумсберийской группы". Сформировавшись как коллектив свободно объединившихся поэтов (Томас Элиот), литературоведов (Роджер Фрай), писателей (Эдуард М. Форстер), философов (Бертран Рассел), а также экономистов и искусствоведов-единомышленников (большинство из них были гомосексуалами), группа эта возникла с круга знакомств, которые братья Вирджнии приобрели во время учебы в Кембридже. Находясь под влиянием идей философа Г. Е. Мура, они исходили из того, что идеалы дружбы, любви и взаимной притягательности являются главенствующими и что процветать они могут лишь в том случае, когда искренность и свобода превалируют над притворством и жеманностью. Внимание людей друг к другу превозносилось группой в качестве высшей цели, девизом были слова писателя Э. Форстера "Ничто не заменит общения".

В 1912 году среди членов "блумбергской группы" появился выпускник Кембриджа критик Леонард Вульф. В том же году - честно заявив о том, что ей противна телесная близость с мужчиной - Вирджиния вышла за него замуж. Брачные узы, объединившие Вирджинию и Леонарда на 29 лет, стали образцом взаимоуважения и эмоциональной поддержки.

Леонард активно поддерживал в своей жене тягу к литературному творчеству. Благодаря ему она и состоялась как писательница. Вдвоем с мужем Вирджиния учредила издательство "Хогарт Пресс", занималась переводами, издав в Англии и русских классиков: Ивана Сергеевича Аксакова, Льва Николаевича Толстого, Ивана Сергеевича Тургенева.

Работая над своим первым романом "Путешествие", Вульф пережила еще один серьезный нервный срыв, доведший ее в 1915 году до новой попытки самоубийства. Однако она оправилась, и в 1919 году опубликовала написанное. Успех "Путешествия" стал основанием для продолжения литературной деятельности: в том же году вышел роман В. Вульф "Ночь и день", далее последовали "Комната Якоба" (1922 ) и "Миссис Делоуэй" (1925 ). У "обыкновенных" женщин вехами жизни становились в это время любовные связи и рождение детей, у Вирджинии в такие вехи превращались ее книги.

Она писала много, неутомимо, помимо романов выпустив в 1925 -1940 годах несколько трудов по литературной критике, в том числе литературно-критические: эссе "Обычный читатель", "Обычный читатель: часть вторая" и "Смерть мотылька" (вышла после ее смерти, в 1942 году). Литературное наследие Вирджинии включает также десятки эссе, тысячи писем, пять тысяч страниц дневниковых записей и, конечно, рассказы... В. Вульф стала создательницей новой манеры письма - где сюжет может оборваться на полуслове, где вместо привычного мира действия присутствует "тайнопись души", где авторское письмо движимо более чувствами и схоже с акварельными зарисовками. Новаторские в способах изложения преходящей мирской суеты, отображения внутреннего мира героев, описания множества путей преломления сознания, произведения Вирджинии Вульф вошли в золотой фонд литературного модернизма и принимались с восторгом многими современниками. Признание и слава, однако, не радовали Вирджинию, и лишь поддержка мужа и сестры заставляли ее продолжать заниматься писательским ремеслом.

Она всегда была эмоционально более привязана к женщинам: к сестре Ванессе (любимой "чуть ли не до мысленного инцеста"), подругам (М. Ван, В. Дикинсон, Э. Смит). Влюбившись в 1922 году в Викторию (Виту) Сэквилл-Уэст, Вирджиния оказалась вовлеченной в отношения, продолжавшиеся почти 20 лет. В 1928 году Вульф отобразила свою подругу в романе "Орландо" - фантасмагорической биографии, где жизнь эфемерного главного героя, становящегося то мужчиной, то женщиной, продолжается в течение трех веков. Сын Виктории назвал это произведение "самым очаровательным любовным письмом в истории литературы".

Эмоционально-откровенные письма и произведения Вирджинии Вульф дают основания для вывода о нетрадиционной сексуальной ориентации писательницы - следствии пережитой в детстве трагедии, страха, который она испытывала перед мужчинами и их обществом. Она влюблялась в женщин - но при этом питала отвращение ко всем формам близости, в том числе и с ними, не выносила объятий, не позволяла даже рукопожатий. Романы с женщинами Вульф переживала в воображении, поэтому включение Вульф в круг "самых известных лесбиянок мировой истории" (а имя ее часто упоминается в справочниках именно в таком контексте) представляется неверным.

Новаторские произведения Вирджинии Вульф являли современницам писательницы пути протеста против патриархальных устоев. Знаменитое эссе Вирджинии "Собственная комната" (1929 ), а также роман "Три гинеи" (1938 ) по сей день считаются основополагающими произведениями феминистской литературы. Давая ответ на вопрос "А что бы, скажем, было, если бы у Шекспира была не менее одаренная, чем он, сестра?" - Вульф придумала мини-роман ("Собственная комната") - историю о том, что случилось бы, если бы Шекспир был женщиной, как бы эта женщина прожила и трагически завершила свою жизнь - не имея возможности быть оцененной, оставшись оскорбляемой и угнетаемой мужчинами. Со страниц романа Вульф призывала своих современниц не довольствоваться "своим углом в общей комнате" (как миллионы женщин прошлого), но "обживать свои комнаты, развивая в себе привычку свободно и открыто выражать мысли, признав, наконец, факт, что опоры - нет, мы идем одни..."

Страдая из-за того, что она не состоялась как мать, Вирджиния страстно привязывалась к детям - прежде всего к многочисленным племянникам. Любимым из них был Джулиан - подающий большие надежды поэт. И она сама, и муж Леонард относились к нему как к сыну. Гибель Джулиана в Испании в 1938 году повергла семью Вульфов в новое море отчаянья. Писательница опять попыталась с головой уйти в работу, вновь и вновь обосновывая самоценность женской жизни как таковой.

В замыслах Вирджинии Вульф был новый, масштабный роман "Между актами", который она начала писать уже в состоянии тяжелой депрессии, мучимая галлюцинациями, ночными видениями, кошмарами. Врачи настаивали на лечении в психиатрической клинике: ночная бомбардировка Лондона в начале 1941 года, во время которой был разрушен дом писательницы, сгорела библиотека, едва не погиб любимый муж, - окончательно расстроили ее нервную систему. Вирджиния и Леонард Вульф переехали в город Родмэлл в графстве Сассекс. Находясь в глубокой депрессии от всего связанного с войной и будучи психически истощенной, Вирджиния стала жаловаться домашним на то, что все время "слышит голоса птиц, поющих на оливах Древней Греции". Не желая, чтобы остаток своей жизни муж провел в заботах, связанных с ее помешательством, она 28 марта 1941 года исполнила то, что не раз описывала в своих произведениях и что не раз пыталась осуществить на практике - покончила с собой, утопившись в реке Оус.

5503

25.01.15 11:04

Весной 1941-го года она заполнила карманы просторного пальто камнями и вошла в воды реки Оуз – чтобы утопиться. Эта уставшая от тягот бытия женщина – известная писательница Вирджиния Вульф. Биография ее полна загадок, нервных срывов, страстной любви к изменявшей ей подруге.

Биография Вирджинии Вульф

Раннее сиротство

На самом деле ее звали Аделина Вирджиния Стивен – это потом она откажется от своего первого имени, а Вульф – фамилия мужа. Она родилась у Джулии Дакворт и критика Лесли Стивена 25 января 1882-го года. Семья была большой: трое детей Джулии, дочь Лесли, четверо общих отпрысков: кроме Вирджинии старшие Ванесса и Тоби и самый младший, Адриан. Отец занимался обучением детей, ему помогала Джулия. Но она умерла (Вирджинии тогда исполнилось 13 лет), и хрупкий мир в доме рухнул. Именно в тот момент она пережила первый психический срыв.

Тяжело далась кончина жены и Лесли – он стал тиранить всех домашних. Вслед за матерью из жизни ушла ее старшая дочь Стелла, и роль домоправительницы заняла Ванесса. Вирджиния училась в столичном колледже для девочек и понемногу стала писать – вначале критические статьи. Она плохо перенесла смерть отца, хотя уже была довольно взрослой барышней (22 года). Вместе со всей родней будущая писательница переехала в Блумсбери, и их дом стал прибежищем молодых людей с передовыми взглядами.

Союз равных

Мужем тридцатилетней Вирджинии стал тоже писатель и журналист, Леонард. Это был союз единомышленников – вряд ли между ними была пылкая страсть. Через пять лет после женитьбы они открыли собственное издательство – в нем будут напечатаны все произведения супруги.

Одна из самых весомых составляющих в ее литературном наследии – вышедшие после смерти четырехтомные дневники (их она вела постоянно) и пятитомное собрание писем. Вирджиния помогала мужу в семейном бизнесе, редактировала книги, а он был добрым ангелом-хранителем для писательницы, поддерживал жену.

Неисправимая перфекционистка

Вульф была ярой перфекционисткой. Она создала не так много произведений только потому, что была слишком щепетильной, переделывая свои тексты десятки раз. Ее сводили с ума ужасные приступы мигрени. Вирджиния не раз порывалась уйти из жизни. Не сделала ее счастливой и любовь к Вите Секвилл-Уэст. Эта женщина вошла в ее мир в 1922-м году и стала «светом в окошке». Только Вита не хранила верность подруге: бисексуальная аристократка, она была замужем и имела не одну связь.

Вторая мировая война внесла свои страшные коррективы в быт Вульфов. Лондонский особняк сравняла с землей вражеская бомба, Вирджинию не оставляла тревога за мужа-еврея, ее с новой силой стали мучить галлюцинации и кошмары. И психика не выдержала. Все закончилось 28 марта 1941-го. Она оставила трогательные записки супругу и сестре, просила прощения и говорила, что больше не может осложнять им существование. Такой финал захотела для себя Вирджиния Вульф. Биография ее, как и одно из самых знаменитых произведений «Миссис Дэллоуэй», легли в основу драмы «Часы». За роль британки Николь Кидман получила свой единственный «Оскар».

Лучшие книги Вирджинии Вульф

Классик ХХ столетия

Несмотря на небольшой писательский багаж, Вирджиния Вульф, книги которой переведены на 50 языков мира, считается классиком ХХ столетия, исповедующим принципы модернизма.

Всего один день

Дебютный роман, «Путешествие вовне», изобилующий «внутренними монологами», не принес ей славы. Зато «Миссис Дэллоуэй» называют совершенным – как по форме, так и по технике. Читатель знакомится всего лишь с одним днем представительницы высшего общества Клариссы Дэллоуэй, живущей в Англии, оправляющейся от Первой мировой войны. Дама занята подготовкой к важному приему, который много значит для ее семьи.

Семейные ценности

О семействе Рэмзи (вернее, о двух посещениях ими загородного особняка на шотландском острове) повествует роман «На маяк». Два этих визита разделены десятилетием. В сюжете широко использована техника так называемого «потока сознания». Писательница описывает свои детские ощущения – когда она, совсем крошкой, проводила время в приморской глуши. А в чете Рэмзи угадываются черты любимых родителей Вирджинии. Роман экранизирован на британском ТВ в 1983-м году.

Чудесное перевоплощение

Тильда Суинтон блестяще сыграла еще одного персонажа Вульф – Орландо из одноименной книги. Герой живет в эпоху правления Елизаветы Первой – стареющая королева отличает его из всей толпы придворных. Невероятным образом юноша получает бессмертие. И после несчастного романа с русской девушкой он перевоплощается в женщину. Салонная жизнь не прельщает Орландо, но, в конце концов, она находит свою любовь и обретает счастье материнства. Говорят, что на сюжетную канву романа сильно повлияли неровные отношения автора с Витой и ее измены.

Имя: Вирджиния Вулф (Аделина Стивен)

Возраст: 59 лет

Рост: 170

Деятельность: писательница, литературный критик

Семейное положение: была замужем

Вирджиния Вулф: биография

Еще в 60-х годах прошлого столетия в аннотациях к произведениям Вирджинии Вулф поясняли, кто эта женщина. Уточняли, что она дочь известного критика и жена английского писателя, журналиста. Только позднее признали талант и огромный вклад в литературу. Вулф – феминистка, одна из основоположниц «женской прозы», чьи романы и рассказы покоряют необычной формой и литературной игрой.

Детство и юность

Вирджиния родилась в лондонской семье аристократов. Отец Лесли Стивен был знаменитым литературным критиком, а мама Джулия Дакуорт работала натурщицей, известна как филантроп. За плечами родителей уже было по одному браку, оба овдовели. Лесли воспитывал дочь, а Джулия троих детей. Наследники все вместе росли в новой семье.


Вирджиния – общая дочь Стивена и Дакуорт, у нее были два единокровных брата и старшая сестра. Глава семьи в силу своей профессии дружил с представителями литературных кругов, в доме часто гостили писатели, философы, поэты.

Например, на огонек заглядывали Генри Джеймс и Джордж Генри Льюис. Такое тесное знакомство сказывалось на воспитании наследников. Кроме того, в свободном доступе находилась огромная библиотека. Будущая писательница хорошо знала английскую литературу, изучала с репетиторами греческий язык.


Однако аристократическое благополучие было не более чем красивой оберткой. По утверждению биографов, маленькая Вирджиния вместе с сестрой подвергалась сексуальным домогательствам со стороны старших братьев от предыдущего брака матери. Страх к физической любви прожил с женщиной всю жизнь.

Когда девочке исполнилось 13 лет, в семье случилось горе – скончалась мама. Событие оказалось ударом, Вирджиния пережила нервный срыв. В скором будущем ждала целая вереница трагедий: от тифа умер любимый брат Тоби и старшая сестра, а потом и глава семьи.


Отношения с отцом очень повлияли на внутренний мир Вирджинии. После смерти супруги Лесли постепенно превращался в деспота, делая существование домашних невыносимой мукой. Когда он умер, родственники облегченно вздохнули, а вот Вирджиния впала в депрессию и даже оказалась в психиатрической больнице.

Она так и не обрела свободу от отца: постоянно вела внутренние диалоги с ним, обвиняла в тех или иных поступках, находила оправдания. Уже на закате жизни писала в дневнике:

«Как ребенок, я его осуждаю, как 58-летняя женщина - понимаю, то есть я хочу сказать - отношусь терпимо. Возможно, оба взгляда правильны?»

С принципами феминизма писательница познакомилась еще в юности, когда училась на курсах королевского колледжа. Здесь судьба свела с женщинами, которые обладали реформаторскими на тот момент взглядами - Кларой Патер, Лилиан Фейтфулл, Джорджиной Уорр.


А чуть позднее, после смерти отца, ее собственный дом превратился в кружок интеллектуалов. Вместе с сестрой Ванессой Белл и братом Адрианом продали родительский особняк, купив жилье в богемном районе Блумсбери. Здесь стали собираться молодые художники и писатели, общество получило известность как «кружок Блумсбери».

Литература

Творческая биография писательницы началась в 1905 году. Дебютировала как автор рецензий на литературные произведения современников и статей в журнале «Таймс». Первый же роман увидел свет в 1915 году – вышла книга «По морю прочь». Спустя десять лет родилось одно из самых значимых произведений Вирджинии Вулф «Миссис Дэллоуэй», повествующее об одном дне светской дамы. В центре сюжета - история любви, для которой не важны ни мир, ни войны.


Переосмыслить отношения в собственной семье женщина взялась в романе «На маяк» (1927). В книге предстали характеры ее отца и матери. Вулф не только выплеснула гнев по поводу тирании главы семейства. Здесь подняла вопросы неравенства в воспитании мальчиков и девочек. Дело в том, что Вирджинии не давало покоя решение родителей обучить сыновей в Кембриджском университете, тогда как дочери довольствовались услугами приглашенных на дом преподавателей и кратковременными курсами в колледже.

Нетерпимость к патриархальному укладу отразилась также в более поздних эссе «Своя комната» и «Три гинеи», вошедших в золотое наследие феминистской критики. Виновной в войнах и в том, что мужчины растут жестокими и беспощадными, Вулф видела именно патриархальность общества.


Еще одной важной литературной работой признан сатирический роман «Орландо», для которого часть мотивов писательница позаимствовала из биографии подруги Виты Сэквилл-Уэст. Сюжет растягивается на 350 лет, начинаясь в эпоху и заканчиваясь во времена Просвещения. Юноша по имени Орландо успевает влюбиться, разочароваться в чувствах, превратиться в женщину и даже стать матерью. Произведение, отличающееся блестящей литературной игрой, было задумано как объяснение любви к Вите.

К началу 30-х годов англичанка обращается к жанру экспериментального романа. Из-под ее пера выходят «Волны», состоящие из девяти небольших пьес. Пишет она и рассказы – «Ювелир и герцогиня», «Дом с привидениями» и другие. Использование метафор, четкие высказывания – не единственное, за что читатели тут же влюбляются в творчество писательницы. Женщина убирает события на второй план, во главу угла ставя психическое состояние персонажей. Это позволяет погрузиться в мысли героев, понять их отношение к происходящему.


Вирджиния вела дневниковые записи. После ее смерти муж отредактировал тетради, оставив очень мало эпизодов, относящихся к творчеству. И все-таки в произведении наряду с описаниями событий и людей нашлось место рассуждениям о своих рассказах, романах и статьях. Свет увидели четыре тома книги «Дневник писательницы».

Все произведения женщины вышли в издательстве «Хогарт Пресс», которое она вместе с мужем открыла в 1917 году. Здесь печатались труды и других авторов, которые Вирджиния самостоятельно набирала и редактировала.

Личная жизнь

В 1912 году девушка вышла замуж за члена «кружка Блумсбери», литератора и журналиста Леонарда Вулфа, с которым и прожила до конца дней. Семейная жизнь поначалу оказалась непростой – Вирджиния не могла преодолеть страх перед сексуальной близостью. В итоге супруг смирился, пару объединяла платоническая любовь.


Леонард трепетно относился к жене, во всем поддерживал. Брак превратился в интеллектуальный союз, основанный на взаимном уважении. Вулф создал идеальные условия, чтобы Вирджиния могла с комфортом писать.


И все-таки в личной жизни писательницы нашлось место трепетным чувствам, что исследователи относят к самым интересным фактам биографии. Когда Вирджинии исполнилось 40 лет, в нее влюбилась аристократка Вита Сэквил-Уэст. Отношения продлились пять лет. Супруг не возражал против этой любовной связи, тем более роман пошел только на пользу – в годы встреч с Витой Вирджиния написала лучшие свои произведения.

Смерть

Вулф страдала психическим заболеванием, часто попадала в клинику на лечение. С годами болезнь прогрессировала, заставляла на время бросать перо. Усугубила ситуацию начавшаяся Вторая мировая война. Писательница боялась, что фашисты доберутся и до Англии, ведь тогда мужа-еврея ждала бы страшная участь. Женщина договорилась с Леонардо: в случае немецкой оккупации оба покончат жизнь самоубийством.


1941 год Вирджиния встречала в ужасном состоянии. Не стихали головные боли, голоса в голове становились более четкими, женщина раздражалась по поводу и без, а медики разводили руками. Как считают современные психиатры и врачи, Вулф страдала маниакально-депрессивным психозом. Еще одной причиной болезни называют опухоль мозга.

Весной Вирджиния написала супругу прощальное письмо, где попросила прощение и объяснила, что больше не в силах мучить себя и его. 28 марта 1941 года писательница утопилась в реке Оуз.

Библиография

  • 1915 - «По морю прочь»
  • 1919 – «День и ночь»
  • 1925 – «Миссис Дэллоуэй»
  • 1927 – «На маяк»
  • 1928 – «Орландо»
  • 1931 – «Волны»
  • 1933 – «Флаш»
  • 1937 – «Годы»
  • 1941 – «Между актов»

Цитаты

«У каждой женщины, если она собирается писать, должны быть средства и своя комната».
«Самое удивительное при влюбленности (а это была влюбленность, ведь верно?) - совершенное безразличие к окружающим».
«Жизнь ничего не имеет общего с тем, чтоб сидеть на стуле и думать. Мыслить и жить - два полярно противоположных занятия».
«Ничто так не отравляет счастье, так не приводит в ярость, как сознание, что другой ни в грош не ставит что-то для вас драгоценное».
«А что там, наверху? Должно быть, ощущение, что все ступеньки уже позади».

Вирджиния Эделин Вулф (урожденная Стивен) — британская писательница (романы «На маяк», «Миссис Делоуэй», «Волны» и другие) и литературный критик. Она известна и как переводчик, поскольку издавала на Туманном Альбионе русскую классику – Толстого, Тургенева, Достоевского. Она много сделала вместе М.Прустом и Дж.Джойсом для становления современного романа. Трагически ушла из жизни в 1941 году.

Вирджиния Вулф – загадочная женщина и потрясающая писательница с невероятной судьбой. Трагедийные нотки постоянно подстерегали ее на протяжении всей жизни, которые серьезно ослабили ее психику. Все это привело, в конце концов, к фатальному исходу.

Детство и юность, омраченные большими утратами

Затем проблемы ее воспитания легли на плечи отца. У него была огромная библиотека, и доступ к ней был доступен для всех детей. Никакой цензуры в отношении книг никогда не наблюдалось, и девочка много времени проводила в библиотеке. Любовь к чтению намного превышала тягу к скучному, по ее словам, времяпровождению – вышиванию или игре в куклы.

Вирджиния не училась в университете как ее братья. А в 1904 году ушел из жизни отец. Ей вместе с братьями Эдриеном, Тоби и старшей сестрой Ванессой пришлось сменить прописку. Они сменили богатый лондонский Кенсингтон на другой столичный квартал Блумсбери, где предавалась радостям жизни местная богема. Новое нервное потрясение поджидало Вирджинию в 1906 году, когда очередная утрата — смерть Тоби, привнесла в ее жизнь новую боль.

Непреодолимая тяга к чтению

Его последствия нивелировались именно книгами. Она отказалась от любого общения, посвящая все время чтению и только чтению. Она начинает писать и печататься. Если 1904 год ознаменовался первой литературной рецензией в престижном издании «Гардиан», то потом последовали сотни публикаций. Например, с «Таймс» ее сотрудничество насчитывало более трех десятков лет. Тот особый стиль письма, который позже пришелся по душе благодарным читателям его романов, девушка оттачивала многолетними публикациями в периодике, той же «Таймс», «Литературном обозрении» и других изданиях.

Кружок Блумсбери

В 1907 году сформировалась так называемая «группы Блумсбери». Она представляла собой коллектив единомышленников, готовых к свободному объединению по взглядам на жизнь и на творчество. Началу такого союза положил круг знакомств Тоби по его учебе в Кембридже. Большинство членов союза были гомосексуалами, находящиеся под впечатлением от философских идей философа Мура. Они ставили превыше всего идеалы любви, дружбы, любви и «взаимного притяжения». Эти идеалы работают только тогда, когда искренность и свобода побеждают притворство и раболепие. Для этих молодых лет высшей целью становилось именно частое общение людей друг с другом. Вирджиния всецело разделяла идеологию данного союза.

Что собой представляла девушка Вирджиния?

Девушка была высокой и стройной, а ее выразительные черты лица выдавали настоящую классическую красавицу. Но для многих она производила странное впечатление, что приводило к ее отчуждению от людей и одиночеству. Многие боялись общаться с ней, видя ее сложный характер и выраженное в ее глазах безумие. Все это было следствием нервных расстройств. Они были нередки, поскольку она неожиданно погружалось в такое состояние, когда вполне отчетливо слышала потусторонние голоса, и наблюдались галлюцинации. Продолжительные временные периоды она проводила и в психических лечебницах. На ее счету четыре ощутимых приступа нервного характера. После амбулаторного лечения она достаточно долго чувствовала себя в полном порядке, пока не случался новый срыв.

Что такое любовь и ее отношение к интимной стороне вопроса

Проводниками в мир секса для Вирджинии стали ее единокровные братцы Дакуорты (Джеральд и Джордж). Знакомство с ним произошло грубо и очень рано (девочке было шесть лет). Джеральд, который был старше сестры на четырнадцать лет, решил исследовать ее тело, не забывая о самых интимных его уголках. Этот «процесс изучения» оставил нервный рубец в памяти Вирджинии до самой смерти. Со временем последовал примеру брата и повзрослевший Джордж, навещая спальню Вирджинии по ночам. Не мудрствуя лукаво, он устремлялся в кровать к ней, целуя и лаская ее. Как истинная британка со строгим викторианским воспитанием, она стойко «принимала» избыток чувств братца в безмолвной тишине. И это имело место до той поры, пока ей не исполнилось двадцать два года.

Нетрудно догадаться, какое отношение после всего этого она испытывала к сильному полу. Объектами ее влюбчивости становились женщины, хотя периодически она и не отказывалась от маленького флирта с мужчинами. В шестнадцать лет объектом ее обожания стала романтическая красавица Мэдж Воген, с которой у нее были одинаковые взгляды на литературу, но та вскоре вышла замуж. Когда исполнилось двадцать лет, она обменивалась пылкими любовными посланиями с Вайолет Диккинсон, которая была старше Вирджинии на целых семнадцать лет. «Роман на расстоянии» продолжался десять лет, но был он лишь отражением их эмоций, не несущих собой какого-либо физического наполнения.

С думами о семье

Эти мысли не раз посещали Вирджинию. В 1909 году член «группы Блумсбери» Литтон Стрейчи даже сделал девушке предложение. Зная, что Литтон – «нетрадиционный товарищ», она спокойно дала положительный ответ, ценя высокий интеллект и остроумие молодого человека. Но тот уже на следующий день, извинившись, дал обратный ход. Этот инцидент абсолютно не повлиял на их дальнейшую дружбу. Мало того, именно Литтон посоветовал Леонарду Вулфу, известному писателю и политику, обратить внимание на Вирджинию и поухаживать за ней.

И в тридцатилетнем возрасте Вирджиния вышла замуж за него. Какие-либо интимные отношения между супругами закончились в день окончания медового месяца и больше о них они не вспоминали. Это не помешало им совместно и счастливо прожить двадцать восемь лет. Их брак — образец уважения, эмоциональной и профессиональной поддержки. Например, плодом их совместных усилий стало учреждение издательства «Хогарт Пресс», ставшее в последствии прибыльным и процветающим предприятием.

Многим это покажется весьма странным, но только не самим супругам. Вирджиния не любила никого больше Леонарда, разве что только сестру Ванессу. О себе она часто говорила, что она – и не женщина, и не мужчина. Когда-то у нее были мечты о материнстве, пламенной любви и обжигающей страсти. Но отвращение к сексу, полученное в раннем детстве, брало верх.

Для нее мир литературных образов без любви и секса был всегда ближе и интереснее. В нем ей всегда было намного спокойнее, и он ей безумно нравился. Правда, случались в ее жизни и разные по продолжительности любовные связи с женщинами (Этель Смит, Вита Сэквилл-Уэст). Иногда она даже получала удовольствие от физического контакта с партнершей. Супруг к этим «интригам» относился абсолютно спокойно, поскольку они не были угрозы их «счастливому» браку.

Писательская карьера

С самого старта писательской карьеры Вирджиния вызывала уважение. К сорока годам она стала популярным романистом. Тиражу ее книг позавидовали многие маститые авторы. Если в ней и «пряталась» где-то сексуальность, то она выплескивалась наружу в ее литературных произведениях. Первый ее роман «Путешествие» дался нелегко. Его окончание совпало с самым масштабным в ее жизни нервный срывом вплоть до мысли о самоубийстве, длившимся целых два года. Продолжительное лечение дало о себе знать. Став относительно здоровым человеком, она опять углубилась в свою литературу, публикуя в среднем по одному роману в два года. Допуск к своей израненной душе она представляла только через свои произведения. Ее страхи, причины частой перемены настроения, тонкие нотки радости ее внутренней жизни – все это может прочувствовать внимательный читатель в ее романе «Волны».

Те же, кто привык к «легкому чтиву», называли ее романы «сложными для восприятия» и «нарочито интеллектуальными». Популярность к ней пришла, но она доставила и немало горьких мгновений. Консервативная читательская аудитория ругала писательницу, пугаясь излишней откровенности поднимаемых тем. И только поддержка супруга и сестры заставляли Вирджинию не останавливаться на достигнутом, а писать и писать свои труды: романы, эссе, авторские заметки, критические статьи.

В своих романах автор старается сделать упор на детальном изображении психических состояний героев, а не на конкретных событиях. Читателю дается право поочередно «посещать» мысли разных персонажей, тем самым «проявлять» одно и то же событие под разным ракурсом. Так в романе «Миссис Дэллоуэй» автор показывает безукоризненное владение формой, демонстрируя события одного июньского дня в Лондоне глазами «двух половинок» одной личности. Роман «На маяк» стал своеобразным дневником детских лет Вирджинии, проведенных в летнем доме на морском побережье. «Мистер и миссис Рэмзи» – дань глубокого уважения родителям, настолько Вирджиния ярко и эмоционально показала красавицу-маму и любимого отца. В биографическом романе «Орландо» на суд читателей она представила своих друзей и сделала это в фантастическом стиле, поскольку Орландо – это и юноша шестнадцатого века правления Елизаветты, и женщина тридцати восьми лет ровно четыре века спустя.

Многие романы писательницы, несмотря на сложность их восприятия, с разной долей успеха были экранизированы.

Уход из жизни

Шел страшный своими событиями 1941 год. Отголоски Второй мировой войны не могли не нарушить душевный покой ранимой Вирджинии. Немецкая авиация осуществила бомбардировку Лондона и их дом был разрушен. Она с Леонардом переехала в графство Сассекс. Эти невзгоды, появляющиеся кошмары и галлюцинации, а также психическое опустошение после последнего своего романа «Между действиями» дали о себе знать. Она почувствовала, что теряет почву под ногами и вновь погружается в безумие. Силы стали оставлять ее и они была не в силах больше переносить страдания своей истерзанной нервной системы. Она решилась на роковой поступок – набила плотно камнями карманы и устремилась за долгожданным покоем в пучину реки Оус. Ей было всего пятьдесят девять лет.

Книги

  • По морю прочь
  • День и ночь
  • Комната Джейкоба
  • Миссис Дэллоуэй
  • На маяк
  • Орландо. Биография
  • Экранизирован в 1992 году.
  • Волны
  • Между актов
  • Долгая прогулка: лондонское приключение

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .