Конспект занятия «В гостях у природы. Экологическая игра "в гостях у матушки природы"

Главная > Сценарий

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр развития творчества детей и юношества «Советский»

СЦЕНАРИЙ

заочного познавательного путешествия

«В ГОСТЯХ У ПРИРОДЫ»

Подготовила: педагог-организатор Арнаутова И.В.

г. Липецк, 2009 г.

Экологическое воспитание и образование учащихся – одно из приоритетных направлений работы в системе образования. Экологическое воспитание – способ воздействия на чувства людей, их сознание, взгляды и перспективы. Оно повышает уровень сознательности граждан, развивает у них чувство бережного отношения к природе, беспокойство за ее состояние. В МОУДОД Центре развития творчества детей и юношества «Советский» на протяжении многих лет идет непрерывная работа по экологическому образованию и воспитанию детей, которая осуществляется через различные формы: игры, конкурсы, викторины и т.д. Для примера предлагается заочное познавательное путешествие «В гостях у природы». Данная игра имеет экологическую направленность с компьютерной поддержкой с использованием «Детской электронной энциклопедии Кирилла и Мефодия». «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия» , пожалуй, самое удивительное издание, потому что она МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ. В этой яркой красочной упаковке не только энциклопедические статьи от А до Я, но и видео, музыка, книжки, мультфильмы, игры, объемные модели, фотографии самых загадочных мест на Земле, динозавры и обитатели подводного мира и многое другое. Одним словом, все чудеса на свете! В современную жизнь все шире входят компьютеры. Они используются повсюду, во всех отраслях производства и жизнедеятельности. Как известно, содержание информатики постоянно меняется, в отличие от других, "классических" дисциплин. Все больше времени отводится на изучение раздела информационно-коммуникационных технологий. Если раньше компьютер выступал в роли устройства для решения задач путем создания программы, то сейчас компьютер – это инструмент, с помощью которого можно быстро и качественно, а главное, без особых усилий, внедрить его в образовательный процесс. Данное «путешествие» рассчитано на детей младшего и среднего школьного возраста. Принимают участие несколько детских творческих объединений, которые составляют 5 команд. Задания даются всей команде, за правильные ответы начисляются баллы. В конце подсчитывается их количество. Награждение проводится сувенирами и памятными книгами. Цель игры:

    углубление и расширение экологических знаний; формирование чувства бережного отношения к природе; формирование информационной культуры участников образовательного процесса на основе интеграции экологического воспитания и информационных технологий в образование.

ХОД ПРОГРАММЫ

Ведущая: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы с вами отправимся в уникальное, очень интересное и познавательное путешествие. В пути вам очень пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Как и в любом походе вы должны помогать друг другу, а не винить за неудачи или ошибки. Действуйте дружно, весело, и вам будет сопутствовать удача. Но прежде чем начать увлекательное путешествие, давайте познакомимся! Сегодня в гостях команды из детских объединений ЦРТДиЮ "Советский". Вот Вам первое задание: в течение 1 минуты необходимо придумать название своей команде и выбрать капитана. А оценивать выполненные задания будет жюри, в состав которого входят: __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________
    Конкурс «Визитка»
Ведущая: Теперь мы с вами познакомились иготовы к путешествию! А отправимся мы в смешанный лес Евразии. Ребята! Я приглашаю вас в глубь леса, где мы познакомимся с его обитателями. Нет ничего краше и привлекательнее нашего леса! Леса – это величайшее творение природы, краса и гордость нашей планеты. «Леса учат человека понимать прекрасное», - эти замечательные слова принадлежат Антону Павловичу Чехову. И действительно, именно в лесах с необычной силой и выразительностью представлены могущество и величественная красота природы. А пропуском в наш лес служит правильный ответ на загадку. Ведущий: Наблюдая за животными, человек придумал множество загадок. Некоторые из них мы предлагаем командам. Но для начала их надо составить. Составьте загадку из слов, записанных на карточках, и загадайте ее команде – сопернице. Загадка:
    Не зверь, не птица, а нос как спица. (Комар) Маленький шарик под лавкой шарит. (Мышь) Днем спит, ночью летает и прохожих пугает. (Сова) На шесте дворец, во дворце певец. (Скворец) В тесной избушке ткут маленькие старушки. (Пчелы) Не по рыбам, а сети ставит. (Паук) По горам и долам ходит шуба да кафтан. (Овца)

    Конкурс «Составь загадку».

Ведущий: Молодцы, ребята, вы получили пропуск в лес, а теперь давайте узнаем про животных, которые обитают в смешанных лесах. Ведь, смешанные леса - раздолье для самых разнообразных зверей: медведей, волков, лис, зайцев, ежей, белок, кабанов, лосей, полевых мышей. Прошу капитанов команд выйти и получить листы с заданием. Необходимо как можно быстрее отгадать кроссворд и отдать на проверку жюри. За каждое правильно отгаданное слово команда получает по 1 баллу.
    Конкурс «Кроссворд»
Ведущий: Молодцы, ребята! Что вы знаете про этих животных? Желающие рассказать о животных, поднимают руку, и мы выслушаем их ответ.
    Ответы участников игры
Ведущий: А теперь давайте посмотрим, как выглядят эти животные, и узнаем о них что-то большее. Обыкновенный кабан или дикая свинья - экологически очень пластичный вид. Обитает в лесах различного типа (от тайги до джунглей), в степях, горах и пустынях. Главным фактором, ограничивающим распространение кабана на севере и в Сибири является глубина снежного покрова и продолжительность снежного периода. Снег ограничивает передвижение кабанов, делая их уязвимыми для хищников и затрудняет сбор корма. Барсук - относительно крупное млекопитающее семейства куньих, отличающееся приземистым клиновидным телом с характерными черно-белыми полосами на голове. Длина их тела достигает 90 см, а масса - 17 кг и более. Обитают барсуки главным образом в лиственных и смешанных лесах Евразии. Барсуки строят длинные глубокие норы, которые могут использоваться ими несколько поколений подряд. Барсуки всеядны. К зиме они накапливают большое количество жира и в холодных районах впадают в зимний сон, а в теплых остаются активными круглый год. Жир барсука в Сибири считается целебным. Черный, или лесной , хорек- один из наиболее известных и обычных представителей семейства куньих. Сквозь относительно редкие темные волосы хорей просвечивает густая светлая подпушь, благодаря чему зверьки кажутся двухцветными. Селится по опушкам, берегам болот и речек, оврагам, часто недалеко от человеческого жилья. Убежищем служат пустоты под корнями и старые норы других животных. Бурый медведь широко распространен в Северной Евразии от Скандинавии до Сахалина и в Северной Америке. В Европе чаще встречаются некрупные звери длиной до 1,5 м и массой 80-120 кг. Несмотря на внушительные размеры, основу мясного рациона медведей составляют грызуны, лягушки, насекомые и улитки, а также рыба. Растительной пищи медведи потребляют не меньше, чем животной. Разумеется, они не могут глодать кору или жевать сено, но ягоды, орехи, семена и сочные молодые побеги поедают в большом количестве. Лось - самый крупный представитель семейства оленей. Лось крупнее лошади: длина его тела достигает 3 м, высота в холке - 2,3 м, вес - более 500 кг. Самцы увенчаны большими лопатообразными рогами, размах которых может достигать 3 м, причем число отростков на рогах возрастает с возрастом зверя. Живут лоси главным образом в лесах, питаясь листьями и побегами деревьев и кустарников, причем обрывать листья им помогает широкая и подвижная верхняя губа, нависающая над нижней челюстью. Крупные и тяжелые, лоси тем не менее легко передвигаются по болотистой местности. Ведущий: Наше путешествие продолжается. Как известно в смешанных лесах очень много пернатых. В этих лесах для птиц обилие пищи - насекомые, плоды, семена, а густая крона деревьев позволяет птицам вить уютные гнезда. Назовите птиц, которые обитают в наших лесах, и что вы про них знаете?
    Ответы участников
Давайте заглянем в лес и узнаем, какие еще обитают там птицы?
    Демонстрация материала на экране и рассказ по «Детской электронной энциклопедии Кирилла и Мефодия»
Пустельги и кобчики - самые мелкие представители рода соколов. Обыкновенная пустельга с размахом крыльев до 75 см обитает повсюду в Евразии и Африке, кроме тундр, пустынь и тропических лесов. Излюбленные места их обитания - опушки лесов и редколесья. Пустельгу пытались использовать как ловчую птицу в соколиной охоте, но она оказалась для этого бесполезной, «пустой» (отсюда название). В большом количестве истребляет вредных грызунов: полевок, мышей, крыс, а также саранчу, чем приносит ощутимую пользу сельскому хозяйству. Вяхирь , или витютень - самый крупный из диких европейских голубей. Длина его достигает 45 см, вес - 0,5 кг. Селится главным образом в хвойных и смешанных лесах, в лесопосадках и парках. Питаются эти голуби сосновыми семенами, желудями, а зимой - почками. Часто залетают на поля и собирают там зерна. Птенцов на первых порах, как и все голуби, вяхири выкармливают особыми питательными выделениями эпителия зоба - «птичьим молоком». Большой пестрый дятел в нашей стране встречается в лесной зоне от Балтики до Тихого океана. Размером он с дрозда, у самцов на затылке имеется красное пятно. С помощью долотообразного клюва дятел легко долбит древесину, иногда снимая целиком кору с трухлявых деревьев, и извлекает насекомых их проделанных ими ходов длинным, тонким с зазубринами языком. Зимой дятел кормится в основном сосновыми и еловыми семенами. Каждый год дятел строит новое дупло, выбирая дерево с гнилой сердцевиной. Весенняя барабанная дробь дятла служит для закрепления за ним территории и привлечения самки. В последнее время большого пестрого дятла все чаще можно увидеть в садах, парках и даже больших городах. Кукушка широко распространена в Евразии. Зимует кукушка в Африке, на Аравийском полуострове, в Китае и Индии. Своим серым с пестрой грудью оперением кукушка слегка напоминает ястреба, а силуэтом во время полета - сокола. Известный всем крик «ку-ку» издают только самцы, приманивая самок. И, конечно, известность кукушке принесла ее привычка подбрасывать яйца в гнезда певчих птиц, за что название этой птицы приобрело второе, переносное значение. Кукушки приносят и пользу, поедая ядовитых волосатых гусениц - вредителей леса. Ведущий: Всё, привал! А какой же привал без отдыха, песен, игр? Ребята, вам необходимо выбрать по одному представителю от команды и вспомнить как можно больше песен о животных, птицах и напеть их. Представители команд выстраиваются в ряд и по очереди напевают песню по тематике, если участник делает паузу при ответе более 10 сек., он выбывает из борьбы. Повтор песен, даже если пример был из другого куплета, запрещен. Побеждает та команда, чей представитель останется один на игровом пространстве. Всем понятно? Тогда, представители команд, вперед!
    Конкурс «Песнячка»
Ведущая: Ой, ребята, молодцы! Справились с заданием. Теперь мы можем продолжать наше путешествие. Ходят слухи, что в лесу обитает диковинное животное, но никто его ни разу не видел. У нас нелёгкая задача: выяснить, кто же это? Вам будет прочитана загадка, только слушайте внимательно, отгадав её, необходимо изобразить это животное на листе бумаге следующим образом: вы видите перед собой пять стульев, на каждом стуле лежат лист бумаги и фломастер, вам надо подбежать к стулу, взять фломастер и нарисовать любую часть животного, о котором говорится в загадке. Команда, которая быстро, правильно и красочно справится с заданием, выигрывает в этом конкурсе! Ну что, задание понятно? Тогда слушайте загадку: Не барашек и не кот, Носит шубку круглый год. Шуба серая – для лета, Для зимы – другого цвета. (заяц-беляк)
    Ответ детей
Ведущий: Отгадали? Тогда вперед!
    Демонстрация материала на экране и рассказ по «Детской электронной энциклопедии Кирилла и Мефодия»
Заяц-беляк получил свое название за белоснежный зимний мех. Встречается беляк по всей Северной Евразии - от берегов Северного Ледовитого океана до Монголии, а также на севере Северной Америки. В умеренных широтах зайчихи обычно приносят по 2-5 зайчат 2-3 раза за лето. На севере зайцы размножаются один раз в году, но величина выводка больше - 6-9 зайчат. Численность зайцев в суровых северных условиях подвержена сильным колебаниям. Ведущий: Некоторых животных на Земле осталось очень мало, они занесены в «Красную книгу» и взяты под охрану (обращаясь в зал и к командам):
    (потому что она подобна красному сигналу светофора, должна будить у людей тревогу о судьбе природы)

    Ответ детей (1 балл)

    Какого цвета страницы этой книги, и что они означают? (Красная страница означает, что виду угрожает гибель, поэтому нужно немедленно принимать меры для его спасения.
Белая страница сообщает, что хотя вид еще не исчезает, его становится все меньше и меньше. Зеленая страница – это страница надежды. Сюда с красных и белых страниц «переводят» те виды, которым благодаря заботам людей больше не угрожает исчезновение)

    Ответ детей (2 балла)

Ведущий: Закон об охране природы должны соблюдать не только взрослые, но и дети. Главная забота – чтобы ни одно живое существо не попало в черные списки Красной книги. Какие же животные ждут нашей помощи?
    Демонстрация материала на экране и рассказ по «Детской электронной энциклопедии Кирилла и Мефодия»
Зубр – представитель группы диких быков. В холке может достигать высоты 2 м при массе до 1 т. Европейский вид, распространенный в лесных и лесостепных районах с относительно мягким климатом. В лесах придерживается разреженных участков, граничащих с полянами и лугами. Питается травой, а также листьями и ветками. Исчезновение зубра связано не только с прямым преследованием, но и с освоением мест его обитания. В настоящее время существование этого вида невозможно без поддержки со стороны человека. Зубры внесены в Красную книгу Международного союза охраны природы и природных ресурсов (МСОП). Лось не убегает ни от медведя, ни от волка. Принимая бой, он выходит победителем, может постоять за себя. Только человек оказывается сильнее лося. Выхухоль (длина тела до 22 см, хвоста до 20 см) встречается только в бассейне Волги, Дона и Урала, акклиматизирована в бассейне Оби. Нос зверька вытянут в подвижный хоботок, глаза очень маленькие (выхухоль практически слепа), ушных раковин нет. Между пальцами ног имеются перепонки. Хвост у основания перетянут, затем резко утолщен. В утолщении хвоста расположены мускусные железы. Выхухоль ведет полуводный образ жизни. Питается моллюсками, личинками насекомых, пиявками, мелкой рыбой, корневищами растений. С древности густой ненамокающий мех выхухоли очень ценится. Сейчас выхухоль внесена в Красную книгу МСОП. Численность ее сокращается главным образом из-за нарушения среды обитания. Вытесняет ее с привычных мест и акклиматизированная у нас американская ондатра. Жаба. Во все времена люди боялись и уничтожали жаб. Да есть у жаб ядовитые железы, выделяющие беловатую маслянистую жидкость. Вероятно, поэтому родилась легенда, что от этой жидкости появляются бородавки. Но это вымысел. Яд у жаб для того, чтобы защищаться от нападающих животных, но ни отравить, ни убить он никого не может. Жабы вообще никогда ни на кого не нападают. Зато приносят человеку пользу, съедая вредных насекомых. Ведущий: Наше путешествие подходит к концу. И мы с вами, уставшие, но поумневшие, садимся на автобус и возвращаемся в город Липецк, где мы с вами выявим победителя заочного познавательного путешествия «В гостях у природы». Борьба была равная. Но посмотрим, что скажет жюри.
      Выявление победителя Заключительное слово жюри
Ведущий: Ребята! Будьте добрыми с теми, кто вас окружает. Делайте природе добро и, будьте уверены, она отблагодарит вас тем же. До новых встреч!

Приложение № 1

К конкурсу «Кроссворд»

    Млекопитающее животное семейства куньих, из волос его меха изготавливают кисти для живописи, а жир используют как медикаментозное средство. (барсук)

    Подвижный хищник с гибким сильным телом, немногим больше степного хорька. Окраска меха серовато-коричневая, на груди выделяется большое желтое пятно. (куница)

    Важный пушной зверь лесостепных и степных районов области, дающий красивую, носкую и теплую шкурку. Окраска меха светлопалевая, лапки темного цвета и темная «маска» на морде вокруг глаз. Имеет пушистый хвост. Уничтожает грызунов. (хорек)

    Крупный представитель семейства оленей, питается травянистыми растениями, а зимой ветками и древесной корой. (лось)

    Крупное млекопитающее отряда хищников, масса его тела может достигать свыше 480 килограммов. На зиму впадает в спячку. Любит мед и малину. (медведь)

    Парнокопытное млекопитающее животное. Кроме клыков имеет еще и «броню» на шее и на грудной клетке (специальная плотная и прочная жироподобная ткань, толщиной в несколько сантиметров). (кабан)

Приложение № 2

К конкурсу «Составь загадку»


Маленький







прохожих













маленькие


старушки







Приложение № 3

Оценочный лист

Конкурсы

Конкурс «Составь

загадку»

Конкурс «Кроссворд»

Конкурс «Песнячка»

Конкурс «Зоологическая эстафета»

«Красная книга» (ответы на вопрос)


Приложение № 4

    Конкурс «Составь загадку»
За каждую правильно составленную загадку – 1 балл За каждую правильно отгаданную загадку – 1 балл
    Конкурс «кроссворд»
За каждое правильно отгаданное слово – 1 балл
    Конкурс «Песнячка»
Выбывший первым - 7 баллов Выбывший вторым - 8 баллов Выбывший третьим – 10 баллов Выбывший четвёртый – 12 баллов Победитель – 15 баллов

    Конкурс «Зоологическая эстафета»

Команда, выполнившая первой задание – 15 баллов Второй – 12 баллов Третьей – 10 баллов Четвёртой – 8 баллов Пятой – 7 баллов

    «Красная книга»

Почему эта книга называется «Красной»?

    Ответ детей (1 балл)

Какого цвета страницы этой книги и что они означают?

    Ответ детей (2 балла)

Заочное познавательное путешествие

«В ГОСТЯХ У ПРИРОДЫ»


Участникам заочного путешествия было предложено заглянуть в смешанный лес Евразии и познакомиться с его обитателями.

Документ

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации.

« Чтобы беречь землю, природу, её надо

Любить. Узнав, невозможно не

Полюбить. Ведь во всём космическом

Мире нет больше таких птиц,

Таких зверей, таких растений. Другие

Может и есть, а таких нет ».

Николай Сладков.

На нашей планете огромное количество растений и животных. Из книг, телепередач и своих наблюдений вы, ребята, узнаёте о повадках животных, их привычках, об их жизни и особенностях. Николай Сладков писал: « Чтобы беречь землю, природу, надо её любить. Узнав, невозможно не полюбить. Ведь во всём огромном космическом мире нет больше таких птиц, таких зверей, таких растений. Другие может и есть, а таких - нет».

Как яблоко на блюде,

У нас земля одна,

Не торопитесь, люди,

Всё выскрести до дна.

Немудрено добраться

До скрытых тайников,

Разграбить всё богатство

У будущих веков.

Мы общей жизни зёрна,

Одной судьбы родня.

Нам пировать позорно,

В счёт будущего дня.

М. Дудин.

Огромны просторы нашей Родины. Богата и разнообразна её природа. На суше, в воздухе, в воде и под водой – всюду кипит жизнь. Эта жизнь полна тайн, загадок, чудес.

Сколько интересного можно увидеть в лесу, в поле, на озере, и даже около вашего дома, если внимательно ко всему присмотреться. Природа хороша во все времена года. Но нужно хорошо уяснить нам всем. Если мы не будем любить и уважать природу, то она откажется помогать нам.

Михаил Пришвин писал: « Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю. Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы, а человеку нужна Родина, и охранять природу – значит охранять Родину».

Сегодня, ребята, мы с вами проведём « Конкурс знатоков природы».

Он пройдёт у нас по принципу игры « Счастливый случай».

Игра состоит из пяти геймов. Последний гейм – это блицтурнир, во время которого конкурсанты за одну минуту должны дать как можно больше ответов.

В игре участвуют две команды по 4 человека. Остальные ребята будут болельщиками, но им тоже скучать не придётся. Для них так же будут задания.

И так, всем ясно, что сегодняшний разговор у нас пойдёт о природе, растениях, цветах, животных, временах года.

Для первого турнира проведём отборочную игру. Кто первый ответит правильно, тот участвует в игре.

1. Назовите писателей, произведения которых посвящены природе.

(М.Пришвин, К.Паустовский, В.Бианки, В.Чаплина, Б.Житков, Н.Некрасов, А.С.Пушкин, С. Есенин, Д.Ушинский и др.)

2. Какие вы знаете загадки о природе. (Дети загадывают загадки).

3.Назовите фамилию писателя книги « Кошка Маруська» (Чарушин)

4. Как называется цветок, в котором женщина обнаружила Дюймовочку? (Тюльпан)

5. Какую ягоду называют сибирским ананасом? (Облепиху)

6. Какая птица высиживает птенцов на весу? (Пингвин)

7. Угадайте, что за шапка;

Меха целая охапка.

Шапка бегает в бору

У стволов грызёт кору. (Заяц)

8. Зимой голоден, а летом сыт. (Волк).

9. Что ест зимой жаба? (Спит)

В игре участвуют …, …, …, …, … .

И так 1-й гейм. Он называется « ЛИСТКИ КАЛЕНДАРЯ».

Сколько прекрасных стихотворений написано о природе. Из них можно составить настоящий поэтический календарь. Задание. Вспомните стихотворения о временах года или о месяцах года.

1. Дуют ветры в феврале

Воют в трубах звонко.

Змейка мчится по земле

Белою позёмкой.

2. Рыхлый снег темнеет в марте,

Тают льдинки на окне.

Зайчик бегает по парте,

И по карте на стене.

3. Опять погода стужей дышит,

Зато на окнах, сквозь лучи

Мороз опять узоры пишет,

Своей серебряной парчи. (Январь)

4. Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

5. Пришёл июнь. Июнь. Июнь! –

В саду щебечут птицы…

На одуванчик только дунь –

И весь он разлетится.

А сейчас следующий вопрос.

Я прочту четверостишие, а вы назовите автора.

1. Опрятней модного паркета,

Блистает речка, льдом одета;

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лёд. (А.С.Пушкин)

2. Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна.

На печальные поляны

Льёт печальный свет она. (А.С.Пушкин)

3. Вот моя деревня;

Вот мой дом родной.

Вот качусь я в санках,

По горе крутой. (И.Суриков)

4. Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег.

Бегут и блещут и гласят… (Тютчев)

5. Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу.

Только серые вороны

Расшумелись на лугу. (С.Есенин)

Жюри подсчитывает очки.

2-й гейм « ЕСЛИ ВЫ СБИЛИСЬ С ДОРОГИ»

Человек оказался в лесу один. Куда идти? Как ориентироваться по деревьям, муравейникам, растениям. Здесь нужно быть не только наблюдательным, но и знающим человеком. И так, каждая команда получает свой ориентир.

1. Вы в лесу немного заблудились и перед вами сосна и ель. Помогут ли они вам?

(Смолы на стволе больше на той стороне, что обращена к югу).

2. Вам стал попадаться подорожник, значит…

(Значит рядом где-то тропа)

3. Перед вами только ягоды. Подскажет ли ягодка где север, а где юг?

(Самая спелая ягода, расположена на южной стороне)

4. Поможет ли вашей беде муравейник?

(Башня муравейника находится по направлению к югу от дерева или пня)

А сейчас, пока жюри подсчитывает очки. Мы послушаем сказку « О рыбаке и рыбке» в современном стиле. (Действующие лица: ведущий, старик, золотая рыбка)

Ведущий: Идёт старичок – лесовичок лесом и вдруг выходит на берег синего моря. Видит сидит на берегу старик и забрасывает невод. В первый раз вытащил он невод с тиной морскою, ржавыми банками, битыми бутылками. Во второй раз выловил рваный башмак и шину от машины. В третий раз попалась ему золотая рыбка. Заговорила она голосом человечьим, стала молить старика, чтобы не отпускал он её в море, а лучше кинул в аквариум с чистою водою. Обещала отслужить ему за это, чем только он пожелает. Не хочет она быть рыбкой « нефтяною», а хочет остаться золотою. Удивился старик.

Старик: Что случилось, рыбка? Почему не хочешь в море синее?

Рыбка : Авария с танкером-нефтевозом произошла. Вся нефть из него вылилась в море и тонким маслянистым слоем покрыла большие пространства. Что же будет с нами, с жителями морскими?

Ничего не смог ответить ей старик. А вы, ребята, знаете?

Ответы ребят: Если нефтяная плёнка покрывает поверхность воды, то птицы, садящиеся на воду, гибнут из-за того, что у них склеиваются перья; водоросли, мелкие рачки умирают из-за нехватки кислорода, а большим рыбам и морским животным, кроме того, нечем питаться. Людям в такой воде нельзя купаться и ловить рыбу. Море становится мёртвым.

3-й гейм « Лесная аптека»

1-я команда.

Вы бежали по дороге, и вдруг, незамеченный прутик оцарапал вам ногу. Чем вы залечите свою рану? (Подорожником)

Путника друг, подорожник,

Скромный, невзрачный цветок,

Ты на порезанный палец

Влажной заплаткою лёг.

Путника друг, подорожник,

Многим из нас невдомёк,

Что отыскалось лекарство

Тут же, на тропке, у ног.

Его применяют при ссадинах, ожогах, при укусе насекомых.

2-я команда

В лесу можно найти лекарство от множества болезней. Какое лекарство вы нам порекомендуете? (Например, ВАЛЕРИАНА) болеутоляющее, успокаивающее, при нервном и сердечном возмущении.

Да, ребята, лесная аптека очень богатая. Настойка из цветов ландыша лечит заболевание сердца, чай из зверобоя и сухих ягод земляники помогает от простуды, отвар из сухих корней одуванчика повышает аппетит и т.д.

А сейчас вопрос к болельщикам.

На доске написано название 10 животных. 4 из них занесены в Красную книгу, КАКИЕ? (Волк, барсук, белка, бобёр, ёж, заяц, кабан, крот, крыса, лиса)

Ёжик: Я - ежик. Люди, как правило, относятся к нам вроде бы хорошо, даже часто стараются приручить, поселить в своём доме, считая, что мы ловим мышей. Но этим и губят нас, так как ежу плохо в доме, даже если его поят молоком, заботятся о нём. Паркет, линолеум, не заменят травы, земли, кустов. Да и человеку, у которого живёт ёж, тоже плохо, потому что ежи – ночные животные. Мы не даём спать людям, всю ночь бегаем по комнатам. Да нас и опасно держать в квартире. На нашей коже живут клещи, которые разносят тяжёлые заболевания. Пусть ежи живут там, где им положено. А насчёт того, что мы мышеловы, - это не правда, ведь мы не кошки. Случайно, правда, мы можем поймать мышку, но это бывает редко.

Да, вот какие дела. В Красную книгу их занесли. Наверное, это не очень приятно, раз они такие невесёлые.

Жюри подсчитывает очки.

4-й гейм « ЛЕГЕНДЫ О ЦВЕТАХ»

Цветы, как люди, на добро щедры,

И щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие, тёплые костры.

Нет ничего на земле прекраснее и нежнее цветов – этого хрупкого и драгоценного дара природы. Легенды и сказки о цветах вдохновляли многих композиторов и поэтов. Поэзия и музыка, созданная ими, звучат, как гимн природе, нежности, любви. А сколько нежности в их названии: ветреница, маргаритка, незабудка… Каждой команде я сейчас зачитаю по легенде, а вы угадайте, о каких цветках они сложены.

1-я команда.

В Англии этот цветок воспет поэтами, в сказках он служит колыбелью для малюток, фей и нежных эльфов. Его родина – Персия. Оттуда он перекочевал в Турцию, а в 19 веке попал в Европу. В Голландии существовал культ этого цветка. В Амстердаме на три луковицы цветка были куплены два каменных дома. А название этого цветка – Тюльпан

2-я команда.

Её родина – Персия. Существует поэтическая легенда: однажды в апреле богиня цветов и юности Флора в сопровождении Солнца и богини радуги Ириды спустилась на землю, богиня обнаружила, что все краски истрачены, осталась только лиловая. Тогда флора брызнула лиловую краску на кусты, и выросла роскошная …Сирень. Молодцы, ребята, вы очень хорошо и много знаете о природе. Пока жюри подсчитывает очки, мы сыграем с болельщиками, отгадаем кроссворд. По вертикали вы видите название птицы.

1 - я команда.

По древнерусской легенде, морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, а он отдал своё сердце любимице полей и лесов Любаве.

Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где падали слезинки царевны, выросли цветы – символ чистоты, любви и грусти. Этот цветок в лесу самый изящный, самый таинственный, самый душистый. В наше время он, к сожалению, занесён в Красную книгу. (Ландыш)

Проснулся лес, весной разбуженный,

Деревья в мареве горят,

Весёлых ландышей жемчужины

Под каждым кустиком горят.

2 – я команда.

Древнеримская легенда утверждает: если корни этого цветка повесить на грудь, как омулет, они не только помогут одержать победу в поединке, но и предохранят от гибели. В переводе с латинского его название означает « Меч» и потому у римлян он считается цветком гладиатора. (Гладиолус)

У озёрного мыска

Зацветает гладиолус

Лебединая тоска.

А сейчас, пользуясь уже известной буквой в слове, заполним то, что написано по горизонтали. Это тоже название птиц. Молодцы, птиц вы тоже хорошо знаете.

узоры пишет,

Зелёный луг, как чудный сад,

Пахуч и свеж в часы рассвета,

Красивых, радужных цветов

На нём разбросаны букеты.

Перед вами карточки, на которых указаны виды цветов. 1. Луговые 2. Полевые 3. Озёрные 4. Садовые 5. Лесные. В сторонке название цветов (вырезаны лепестки) Выберете вид цветов и составьте букет. Подвести итоги.

Каждая команда набрала по, очков. 1 -

А сейчас соревнуются капитаны команд.

1 –я команда. Вспомните песни о цветах.

1. Иван да Марья, 2. Маки, маки, алые маки, 3. Миллион алых роз, 4. Васильки, 5. Ромашки спрятались, 6. Ландыши, 7. Незабудка, 8. Лаванда, 9. Белые розы.

2-я команда. Вспомните песни, связанные с деревьями, травами.

1. Клён ты мой, опавший, 2. Маленькой ёлочки, 3. В лесу родилась ёлочка, 4. Старый клён, 5. Тонкая рябина, 6. Тополиный пух, 7. Калина красная, 8. Подорожник трава.

Эти песни звучат и в известных фильмах, и в исполнении современных певцов, и в русском народном репертуаре.

А сейчас последний гейм. Называется он блицтурнир. Каждой команде задаётся по 20 вопросов. За 1 минуту вы должны дать наибольшее количество ответов.

1-я команда.

Какое растение даёт лучший мёд? (липа)

Название какого растения связано со звоном? (Колокольчик)

Соком каких растений выводят бородавки? (чистотел)

Какая рыба вьёт гнездо? (колюшка)

Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)

Где раки зимуют? (По берегам рек и озёр)

Какая самая мелкая рыба? (Колибри)

Косой ли заяц? (Нет)

Какая самая маленькая птица в России? (Королёк)

Самое быстрое морское животное (Дельфин, касатка)

Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)

Какая птица сама себя называет? (утка-кряква)

Какая рыба по внешнему виду напоминает шахматную фигуру? (Морской конёк)

Какое животное на дне морском на цветок похоже? (Актиния)

Какая рыба может превращаться в шахматную доску? (Камбала)

След какого зверя похож на человечий? (Медведя)

С прилётом каких птиц мы начинаем отсчёт весны? (Грачей)

Что ест зимой жаба? (Спит)

Что птицам страшнее, голод или холод? (От голода они умирают)

Из куста шипуля, за ногу тяпуля (Змея)

2 – я команда.

Какая змея самая большая? (Анаконда)

Кто сильнее: лев или тигр? (Тигр)

Где у кузнечика ухо? (На ноге)

У кого самый большой язык? (У муравьеда)

Какого цвета хамелеон? (Разного)

Какие ноги у жирафа длиннее, передние или задние? (Передние)

Какие птицы ночуют в снегу? (Куропатка, тетерев, рябчик)

Какая птица носит название танца? (Чечётка)

Какое растение носит название глаза птицы? (Вороний глаз)

Глаза на рогах, а дом на спине. (Улитка)

Какие животные вылезают из кожи вон? (Змеи)

Назовите город, носящий имя рыбы (Судак, Калуга)

У кого осенью детёныши родятся? (У зайцев)

Листья, каких наших деревьев осенью краснеют? (Осины, рябины)

Кит – рыба или зверь? (Зверь морской)

Восемь ног, как восемь рук

Вышивает шёлком круг.

Мастер в шёлке знает толк

Покупайте, мухи, шёлк. (Паук)

Зимой голоден, а летом сыт (Волк)

Почему весной не бьют пушных зверей? (Звери линяют и у них детёныши)

Вороне через три года что бывает? (Четыре)

У какого пресмыкающегося туловище заключено в панцирь? (Черепаха)

Игра со зрителями.

1. Внимание, вы должны назвать дерево. Всего на земном шаре 120 видов этого дерева, 65 произрастают в нашей стране. Могу добавить, что наши предки не только любовались его красотой, но и поклонялись ему. Считалось, что на ветвях этого дерева любят раскачиваться русалки. Не торопитесь с ответом, иначе ошибётесь.

3. Какой цветок всю жизнь любуется собой: глядит на себя и не может наглядеться?

4. Сороки тараторки

* Дятел дуб долбил, да не додолбил

* Проворонила ворона воронёнка

* Три сороки тараторки тараторили на горке.

Ручаюсь, ребята, что хватит вам дел,

Творите добро, кто ещё не успел,-

Любите животных, людей и цветы,

Прошу вас, не прячьте своей доброты.

Парадность, безделье, гоните их прочь!

Планета в беде вы должны ей помочь.

Конечно, задачи совсем не просты,

Но в каждом сердце есть луч доброты.


«В гостях у природы»

Внеклассное мероприятие в 3 классе

провела учитель начальных классов

Рыжкова Мария Андреевна .

Цели:
-расширить кругозор детей, раскрыть

важность рационального использования

и охраны окружающей среды;
-воспитание экологической культуры,

Бережного отношения к природе;
-воспитание чувства ответственности

за свои поступки.

Ход занятия.

1. Орг. момент.

Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой
Живут в нем солнце, дождь и гром
Лес и морской прибой
Живут в нем птицы и цветы
Весенний звон ручья
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нем
Природою родной земли
Зовется этот дом.

Дорогие ребята, сегодня мы с вами побываем в удивительном мире природы, на речке, в поле, в лесу и на поляне. Побываем в гостях у животных, заглянем в царство грибов. Вас ждут интересные вопросы и веселые игры.

У нас 2 команды:

-команда «Друзья природы»
- команда «Юные натуралисты»

Давайте их поприветствуем.

Оценивать ваши знания в ходе игры будет жюри.
Болельщики могут принести своей команде дополнительный балл, но и за плохое поведение они могут лишить свою команду балла.

Нашу землю называют "Зеленой планетой". Кто подарил ей зеленый наряд?
Деревья и травы, цветы и кустарники, они вокруг нас.

И так в путь. 1 станция нашего путешествия: «Царство растений»

Когда ты идешь по тропинке лесной
Вопросы тебя обгоняют гурьбой
Одно «почему» меж деревьями мчится
Летит попятам за неведомой птицей
Другое – пчелою забралось в цветок
А третье – лягушкой скок в ручеек
Мы с вами друзья по тропинке идем
Ответы искать под зеленым шатром.

1 –конкурс.Викторина «Узнай растение»

1.Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает-разлетается на все стороны света. (одуванчик)
2.Какие деревья называют вечнозелеными. (ель, сосна)
3.Какие деревья с белой корой. (береза, осина)
4.Какая ягода бывает красной, белой, желтой, черной. (смородина)
5.На каком цветке любят гадать влюбленные девушки. (ромашка)
6.Это самый первый цветок появляющийся из под снега. (подснежник)
7.У каких деревьев листья осенью красные. (рябина, клен)
8..Листья какого дерева и без ветра трепещут. (осина)

Молодцы ребята!

2-й конкурс. Кто больше составит слов из слова ПРИРОДА,
(род, пир, ода, дар, ар, пора, ад, ирод)

3-й конкурс. Какие листья и плоды и на каком дереве они растут.

Лист березы- березовый
Лист клена-
Шишка ели-
Плод дуба-
Лист осины-
Шишка сосны-
Плод яблони-

4-й конкурс. Игра «четвертый лишний»

1.Клен, рябина, ель, тюлпан.
2.Береза, дуб, шиповник, тополь.
3.Яблоня, смородина, малина, рябина.
4.Осина, липа, дуб, ель.

1.Сосна, тополь, рябина, ива.
2.Липа, осина, клен, яблоня.
3.Груша, слива, тополь, вишня.
4.Клубника, роза, ландыш, фиалка.

2-ая станция. «Царство животных»

Лес – это большой дом, где по соседству живут самые разные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу.
-Ребята на нашей планете много животных, но некоторые из них занесены в Красную книгу, т.к они могут исчезнуть, поэтому главная задача человека сохранить и приумножить животный мир.

А мы продолжаем наши конкурсы.

5-ый конкурс. "Узнай животное"

Гнездо которое строит зверек, называется гайно. Сначала зверек сплетает из толстых веток и прутьев основание гнезда, затем делает стены, а сверху крышу. Дома у зверька тепло и чисто. Внутри свое жилище хозяйка выстилает мхом, сухими травинками, листьями. В таком гнезде 1 или 2 входа, которые в сильные морозы хозяйка затыкает легким лишайником.
Подсказка:
зимой этот зверек серый, летом рыжий. На кончиках ушей –длинные кисточки, пушистый хвост красиво выгнут за спиной. (белка)

Это самый хитрый и осторожный зверь.Он умеет прекрасно маскироваться. У него острое зрение, слух, а как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положение мелкими шашками. Питается насекомыми, грызунами, птицами, иногда ежами, зайцами.
Подсказка:
Убегать от преследователей помогает рыжий пушистый хвост. (лиса)

6-ой конкурс. «Забавные зверюшки»

Если понаблюдать за животными, то можно увидеть много интересного и забавного. А сейчас я предлагаю командам изобразить зверей, так чтобы все догадались –КТО ЭТО?

Цапля и лягушата в озере.



Ворона и лисица.



Физминутка.

Ну что устали? Давайте отдохнем и поиграем в игру на внимание и проверим хорошо ли вы знаете птиц. Я буду читать стихотворение, вы внимательно слушаете, если я допущу ошибку хлопайте в ладоши.

Прилетели птицы: голуби синицы аисты вороны галки макароны..
Прилетели птицы: голуби синицы мухи и стрижи..
Прилетели птицы: голуби куницы..
Прилетели птицы: голуби синицы чибисы чижи галки и стрижи комары кукушки...
Прилетели птицы: голуби синицы чибисы чижи галки и стрижи аисты кукушки лебеди скворцы.

Все вы молодцы!

3-ая станция. «Царство грибов»

Отгадайте загадку и узнаете, какая нас ждет станция

По дорожке по тропинке
В лес за ними мы идем
Если место попадется
То лукошко наберем

(грибы)

Среди даров природы значительное место занимают грибы –ценный продукт питания. Собираем грибы мы много времени проводим на свежем воздухе, вдыхаем аромат леса, любуемся красотой природы.
-Сейчас мы вспомним правила сбора грибов.
-загадки....
-собрать пословицу..

4-ая станция. "Экологическая"

Ребята, в путешествие с нами собрался хорошо вам известный сказочный герой Незнайка.

Он взял с собой в путешествие рюкзак с разными вещами.. Давайте проверим все ли вещи ему понадобятся.

А поможет нам экологический светофор.

Красный свет- природе вред!
Желтый –осторожно!
Свет зеленый – как красиво! Скажет лес тебе спасибо!

Красный свет загорается тогда, когда поступки человека приносят вред природе.
Желтый загорается для того, чтобы мы соблюдали определенные правила поведения.
А зеленый свет зажигается тем, кто делает для обитателей леса, растений и животных добрые дела.

А теперь посмотрим, что же взял с собой Незнайка и не забывайте зажигать светофор.

Резиновые сапоги: он собрался походить по кромке озера, пособирать ракушки (Ж)

Нож: хотел потом содрать кору с березы, чтобы разжечь костер(К)

Спички: решил разжечь костер, чтобы погреться возле него.(К)

Магнитофон: собрался послушать громкую музыку (К)

Ведро: хотел полить саженцы деревьев (З)

Пакет с кормом: для уток, они на озере живут.(З)


Молодцы ребята! Вы помогли Незнайке, как нужно вести себя в лесу.


Песня «Дружба с природой»

Знай, наш милый дружочек
Даже лист и цветочек
Нам без дела не следует рвать
Зайца, белку, синицу
В речке чистой водицу
Надо в братья свои записать

Припев:
Будут рады звери птицы
Будет счастлив человек
И с природой подружиться
Сможем мы навек!

Наша игра подошла к концу. Знатоки держались достойно, давали правильные ответы и успешно справились со всеми заданиями удивительных друзей.

Молодцы!

Жюри подводит окончательные итоги и мы узнаем победителей сегодняшней игры.

Награждение.

«Милый сердцу уголок – моя малая родина»

Цель:
-продолжить знакомство обучающихся с понятием «малая родина»

Задачи:
-способствовать формированию у обучающихся понимания значения выражения малая родина,
-способствовать воспитанию чувства уважения, гордости, патриотизма, любви к малой родине и своей стране,
-развивать у детей речь, творческие способности, желание больше узнавать с воём крае.

Ход внеклассного занятия.


1. Организация класса. Эмоциональный настрой.

-Ребята я вам предлагаю сначала поиграть.

Игра на сплочение:

-Дети встают в круг. Каждый, по очереди, поворачивается к своему соседу справа, называет его по имени и говорит, что ему нравится в нём. Затем проделывает то же самое по отношению к соседу слева.

Ребята проходят на свои места.

-Чтение стихотворения. (Даниил, Костя)


Что мы Родиной зовем?
Дом где мы с тобой растем.
И березки у дороги.
По которой мы идем.

Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый хлеб.
За праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
И рубиновые звезды-
Звезды мира над Кремлем.

- Скажите ребята, о чем это стихотворение?

(Выслушиваются ответы детей)

2.Сообщение темы и цели занятия.

Как вы думаете, о чем мы будем сегодня разговаривать?

-Сегодня мы будем говорить о нашей Родине, а точнее, о нашей малой родине.

3.Актуализация знаний обучающихся.

-Ребята как называется наша страна? (Россия)

-А какая она, наша Россия? (большая, красивая, огромная, сильная.)

-Как называется область, в которой мы с вами живем? (Вологодская)

Ребята, если мы с вами скажем, что живем в России, в Вологодской области, то наверное будет, очень трудно найти наш родной уголок, так как Вологодская область большая, поэтому надо уточнить наш адрес.

Кто хочет продолжить, уточнить наш адрес, подробно указать, где мы с вами живем?

Д: Мы живем в Никольском районе.
В деревне Кривяцкое, Шалашнево, Россохино, Байдарово.

У: А почему наш район называется Никольским?

Название свое населенный пункт получил от издревле существовавшей Никольской церкви. По преданию, Никольский храм возник на месте старой часовни в честь Святителя Николая, стоявшей на месте сенных покосов близ реки Юг, которое приобрел один из местных крестьян.

Согласно преданию село Никольское было построено еще в начале 15 века. Оно служило пристанью и перевалочной базой при перевозке товаров из южный областей в Архангельск, являясь торговым центром обширной округи.
16 августа 1780 году село Никольское было объявлено городом.
2 октября 1781 года был утвержден герб города Никольска.
Развитие происходило очень медленно, вначале в нем проживало всего 304 жителя.
В настоящее время проживает 9200 человек.
Основными занятиями жителей являлись земледелие, ремесло, торговля. Ныне основным богатством является лес.

До сих пор в Никольске сохранились и взяты под охрану памятники архитектуры.
Среди них:
-Казанская церковь,
-Сретенский собор в центре города,
-Дом садовода Спирина В.В.,
-Здание бывшей земской аптеки,
-здание бывшего духовного училища.

4. Беседа о значении слова «Родина»

-Кто может показать своё село на карте? (показывают)

У: Ребята, а у кого из вас есть родственники, друзья, которые живут в других деревнях нашего района?

-Вы там часто бываете, знаете все дорожки, каждый уголок.
Кто хочет назвать населенные пункты, в которых живут их друзья, родственники?

(дети называют населённые пункты в которых живут их друзья, родственники)




У: А почему мы свой край называем Родиной?

(здесь мы родились, здесь мой родной дом, здесь живут мои родители, родственники)

-Родиной мы называем дом, в котором растем, дом где живет моя семья.
-Кроме того, когда люди говорят о своей родине, многие думают о своем дворе, улице, где играли с друзьями, О любимом уголке природы, где привыкли отдыхать.
-Так же родиной называют город или село, в котором стоит твои дом и живут твои земляки.
-Родиной человек называет ту страну, в которой он родился.
-Велика и прекрасна наша страна. В разные времена её называли по разному:
-Русь, Россия, Советский Союз, Российская Федерация.
Но для других стран и народов страна наша всегда была Россией. Это имя она носит и сегодня.
-Россия... Россия. Это край, где мы родились, где живем, это наш дом, это все что нас окружает.

5. Пословицы о Родине...

-Какие пословицы о Родине вы знаете?

Работа в группах.



Класс делится на 2 группы. Каждой дается 2 конверта с разрезанными в них на части пословицами. Дети должны собрать и объяснить смысл.

Если дружба велика, будет родина сильна.
Жить –Родине служить.
На чужой стороне, что соловей без песни.
Родина-мать, умей за неё постоять.

ФИЗМИНУТКА.
Напишите левым локтем слово «Россия»,
Носком правой ноги слово «Родина»
Правым локтем слово «Село»
Носком левой ноги слово «Дом».

Ребята, а какие достопримечательности нашего села вы знаете?
(библиотека, церковь, родник около Петряева, Кудринский бор, памятник Скорбящей матери)
Сейчас мы попробуем изобразить любимые уголки нашей малой родины.

Работа в группах.



Класс делится на 2 группы. Каждой дается конверт с готовым изображениями. Дети должны, используя клей и готовые изображения составить коллаж.
(Задание выполняется под песню «С чего начинается Родина»)
Какие замечательные у нас получились картинки.
Свою любовь к земле Никольской.
Богатства нашего края.
Какие замечательные люди трудятся на нашей земле.
Как красива земля, Никольска я .
Все это поэты и писатели отразили в литературных произведениях, которые собраны в этих книгах.
(Выставка книг)
- Любите ли вы свое село?
- За что вы его полюбили?
- Что вы можете сделать, чтобы оно было ещё краще, богаче?
(выставка рисунков)
Помните дети - Родина любимая,что мать родимая.
Её мы бережем, ею гордимся, ей мы посвящаем свой труд, свои достижения в науке, культуре, искусстве.

6.Подведение итогов занятия.
Какие слова вы бы выбрали, чтобы описать свою малую родину?
Какая она?
Сейчас подойдите к столу и выберите карточку с тем словом, которое вам больше нравится для описания нашей малой родины и прикрепите под нашими картинами.
Ребята вы назвали свою родину красивой, интересной.... и тд.

Послушаем ещё одно стихотворение (читает Тимофей):


«СЕЛО РОДНОЕ»
Село раскинулось старинное
Среди полей, среди лугов
Леса зовут за земляникою
Озера манят рыбаков
Здесь по весне цветет черемуха
И яблони ласкают глаз
И даже как в Москве черёмушки
Свои в Никольске есть у нас
А рядом трасса всероссийская
Зовет в далекие края
Но далеко уеду, близко ли
Обратно возвращаюсь я
К своим знакомым с детства улицам
Где клены машут мне листвой
Родной Никольск тобой любуюсь я
Грушу и радуюсь тобой
Проходят годы, но не старится
Моё любимое село
И может тем, уже я счастлива
Что здесь родится, повезло
Судьба моя с тобою связана
Сибирский легендарный край
Тебя, село родное, славлю я
Живи, Никольск и процветай.

Как вы думаете, а что нужно для того, чтобы он оставался таким же и процветал?

Мне очень хочется, чтобы вы гордились своей родиной. А для этого надо сильно любить и беречь её.

Предварительная подготовка: мероприятие рассчитано на две команды по 10–12 человек и зрителей. Вывешивается транспарант с названием мероприятия, стены украшены крупными рисунками растений и плакатами с природоохранной тематикой («Природу губить – здоровью вредить!», «Пойми живой язык природы – и скажешь ты: прекрасен мир!», «Охранять природу – значит охранять Родину!» и т.д.).

Реквизит: фрагменты музыки Э.Грига «Утро», П.И. Чайковского «Времена года», пьеса Г.Свиридова; костюм Старичка Лесовичка; карточки с кроссвордами и экологическими задачами, бочонок (маленький) и лото с номерами от одного до девяти; маски животных и платок – завязывать глаза; бумага, фломастеры; набор маленьких букв «природа», «человек»; буквы для оформления «В гостях у Природы» на стене; «Книга Природы». Для награждения – дипломы и призы.

Звучит музыкальный фрагмент (Э.Григ. «Утро».)

Ведущая

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик, –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

(Ф.И. Тютчев)

Сегодня нам с вами предстоит отправиться в гости к Природе. Природа расскажет вам о деревьях и травах, кустарниках и мхах, грибах и насекомых, земноводных и пресмыкающихся, птицах и зверях, обитающих на территории нашей страны и за ее пределами. Конечно, обо всех растениях и животных поговорить за одну нашу встречу невозможно, так как только в России насчитывается около 80 тысяч видов растений и более 100 тысяч видов животных. Книга Природы необъятна, и поэтому сегодня мы перелистаем лишь некоторые ее страницы. Сегодня с нами две замечательные команды и болельщики, которые своими аплодисментами будут поддерживать храбрецов, отважившихся раскрыть Книгу Природы. Как называются наши команды, мы сейчас узнаем.

(Команды получают по набору букв.)

Первый набор: Ч-Е-Л-О-В-Е-К.

Второй набор: П-Р-И-Р-О-Д-А.

Задание. За 30 секунд сложить название команды. Таким образом, одна команда получает название «Человек», другая – «Природа».

Ведущая. Вот теперь мы знаем названия наших команд, и нам пришло время отправиться в наше путешествие. Как вы думаете: почему оно называется «В гостях у Природы»?

(Звучат варианты ответов ребят.) Ведущая. Да, совершенно верно, человек является частью Природы, поэтому ему необходимо делать все, чтобы сохранить ее для будущего. Сегодняшнее путешествие поможет каждому из присутствующих здесь еще раз задуматься о том, что человечество – всего лишь малая часть Природы, и если оно не хочет своего уничтожения, то должно защитить Природу от своей разрушительной деятельности. Итак, друзья, пора отправляться в путь. С нами сегодня отправится еще одна команда – команда жюри.

(Представление жюри.)

Ведущая

Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему?» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за невиданной птицей.
Другое – пчелою забралось в цветок,
А третье лягушкою скок в ручеек.
«Что?» мышью шныряет под листьями в норах,
«Кто?» ищет в кустах притаившийся шорох.
Сидит «отчего?» на зеленом листке.
«Куда?» полетело верхом на жуке.
«Зачем?» вслед за ящеркой влезло на пень.
Вопрос за вопросом, и так целый день!
Мы с вами, друзья, по тропинке идем
Ответы искать под зеленым шатром.

Звучит музыкальный фрагмент (музыка свирели, фрагмент из пьес Г. Свиридова).

(Появляется Старичок Лесовичок.)

Лесовичок. Здравствуйте, друзья!

Ведущая. Здравствуй, гость невиданный! Кто ты такой и откуда к нам пожаловал?

Лесовичок. Я – Старичок Лесовичок.

Домик мой в глуши лесной.
Лес я слушаю весной,
И деревья, и цветы.
Льется солнце с высоты.
Стукнул дятел по сосне,
Я кричу: «Лети ко мне,
Побеседуем вдвоем
В светлом домике моем».
Заяц прыгнул на лужок,
Говорю: «Привет, дружок!
В лес пришел веселый май,
Подожди, не убегай!».
Зайка вздрогнул,
вбок скакнул
И в кусты улепетнул.
Ой, трусишка! Ой, чудак,
У меня же нет собак!
Белка, голубь, дикий гусь –
Я со всеми подружусь,
Я гуляю без ружья,
Сторожу покой, друзья.

Ведущая. Мы рады такому гостю. Скажи, Старичок Лесовичок: почему ты к нам именно сегодня пожаловал?

Лесовичок. Я пришел к вам, потому что птички мне прощебетали, что вы собираетесь в гости к Природе. А без меня вам будет нелегко. Я лесной житель, в лесу мне все знакомо, к тому же у меня есть то, без чего вам не обойтись. Я храню Книгу Природы.

(Лесовичок достает толстую книгу из корзины и показывает ребятам.)

Ведущая. Какая интересная книга! Старичок Лесовичок, а давай мы все вместе перелистаем страницы этой волшебной Книги Природы!

Ребята, для того чтобы Старичок Лесовичок убедился, как хорошо вы знаете Природу, вам придется ответить на несколько вопросов.

Разминка

За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 7 баллов у каждой команды).

  1. Что за трава, которую и слепые узнают? (Крапива.)
  2. Как можно пронести воду в решете? (Заморозить ее.)
  3. Как называют полный оборот Земли вокруг своей оси? (Сутки.)
  4. Что такое ветер? (Движение воздуха.)
  5. Назовите нерукотворный спутник Земли. (Луна.)
  6. Какая звезда самая близкая к Земле? (Солнце.)
  7. Почему леса называют «легкими планеты»? (Вырабатывают кислород и позволяют всему живому дышать.)
  8. Что подразумевается под понятием «явления природы»? (Все изменения, происходящие в природе.)
  9. Кто появляется весной раньше – летучие мыши или насекомые? (Насекомые.)
  10. Какой цветок имеет в своем названии мужское и женское имя одновременно? (Иван-да-марья.)
  11. Под каким кустом сидит заяц во время дождя? (Под мокрым кустом.)
  12. Где не найдешь сухого камня? (Под водой.)
  13. У кого много рук, а нога одна? (Деревья.)
  14. Что вниз верхушкой растет? (Сосулька.)

Лесовичок. Молодцы! Вы не только хорошо знаете Природу, но и с чувством юмора у вас все в порядке!

Ведущая. Старичок Лесовичок, мне кажется, теперь пришла пора узнать, что же за секреты хранит Книга Природы.

Лесовичок открывает толстую книгу на первой странице.)

Лесовичок. Первая страница этой книги называется «Времена года».

Бывает – не бывает

Каждой команде зачитывается по одному утверждению; если все игроки считают, что оно верное, то говорят «бывает», если неверное, то – «не бывает». За правильный ответ – 1 балл. (Максимально по 3 балла у каждой команды.)

Выпал снег, и зацвели подснежники.
Мальчик на лыжах отправился в лес за земляникой.
Выпал снег, и дети строят ледяной лабиринт.
На деревьях появились первые листья, а в школах начинается учебный год.
На поле тает снег, а на реке начался ледоход.
Зацвели подснежники, а птицы улетели в теплые страны.

Какое время года?

За правильный ответ – 1 балл (максимум 4 балла у каждой команды.)

Лесовичок

Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины,
Разукрасила витрины?

(Зима.)

Я соткано из зноя,
Несу жару с собою,
Я реки согреваю,
«Купайтесь!» – приглашаю.

(Лето.)

Шагает красавица,
Легко земли касается,
Идет на поле, на реку
И по снежку, и по цветку.

(Весна.)

Наступили холода.
Превратилась в лед вода.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.

(Зима.)

Несу я урожай,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.

(Осень.)

Солнце поет,
Липа цветет,
Рожь колосится,
Золотится пшеница.

(Лето.)

Я раскрываю почки
В зеленые листочки.
Деревья одеваю,
Росою поливаю.

(Весна.)

Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем.

(Осень.)

Ведущая. Мы отлично знаем времена года. Какая же следующая страница в Книге Природы?

Лесовичок. Эта страница называется «Растения».

А вам, ребята, сейчас предстоит справиться с заморочками из бочки.

Заморочки из бочки

Команды по очереди вытаскивают из маленького бочонка лото с номером вопроса. За правильный ответ команда получает 2 балла. Если игроки не могут ответить, то вопрос переходит к другой команде.

  1. Какие жизненные формы встречаются у растений? (Травы, кустарники, деревья.)
  2. Как растения размножаются? (Семенами, черенками, клубнями, усами.)
  3. Береза, липа, клен – это… (Деревья.)
  4. Малина, смородина, крыжовник – это… (Кустарники.)
  5. Одуванчик, клевер, ландыш – это… (Трава.)
  6. Почему «дрожат» листья осины? (Лист осины имеет длинный черешок и относительно широкую листовую пластинку.)
  7. Сколько живет хвоя сосны или ели? (Хвоя сосны – 2–3 года, ели – 5–6 лет.)
  8. Почему в сосновом лесу нижние ветки деревьев отмирают? (Сосна – светолюбивое дерево, если ветви получают мало света, они отмирают.)
  9. Почему нижние ветки ели в темном лесу не умирают? (Ель – теневыносливое дерево. Ее хвоя может жить при некотором затемнении.)
  10. Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму хвою? (Лиственница.)

Лесовичок. Пришла пора перевернуть следующую страницу. Она называется «Звери и птицы». Вначале вам нужно будет ответить на некоторые вопросы о них.

Викторина «О живом»

1 балл за правильный ответ.

Назовите самую маленькую птицу наших лесов. (Королек.)

Какая в мире самая большая летающая птица? (Дрофа.)

Чем дышат лягушки под водой? (Кожей.)

Что объединяет лебедя, утку и гуся? (Они – водоплавающие птицы.)

Какие млекопитающие откладывают яйца? (Утконос, ехидна.)

Какие птицы спят на лету? (Стрижи.)

Как зимуют обитатели водоемов? (Зарываются в ил или ведут малоподвижный образ жизни.)

Как лягушки и жабы добывают пищу? (Языком.)

Про кого можно сказать, что она «вылезает из кожи вон»? (О змеях, они сбрасывают кожу при линьке.)

Как зайцу удобнее бежать – с горы или в гору? (В гору: передние лапы у него короче, чем задние.)

Когда температура тела у птиц ниже – зимой или летом? (Всегда одинаковая.)

Какое животное лишнее: заяц, олень, морж, белка? (Морж.)

Ведущая. А теперь нам предстоит следующее испытание.

Узнай меня

От каждой команды по одному добровольцу: завязываем платком глаза по очереди и сверху надеваем маску животного. Участник должен, задавая своей команде наводящие вопросы, догадаться, маска какого животного на него надета. («Я хищное или травоядное?»; «У меня когти или копыта?»; «У меня пушистая шерсть или гладкая?»; «У меня короткий или длинный хвост?» и т.д.). Максимально 5 баллов, если угадал правильно после трех первых вопросов. Каждой команде – по три маски.

Лесовичок. Мне кажется, совершенно необходимо узнать, есть ли знатоки природы среди болельщиков наших команд.

Знатоки природы

Зрители награждаются сувенирами за каждый правильный ответ.

Какая рыба называется именем человека? (Карп.)

Какие города носят имена рыб? (Судак, Калуга.)

В названии какой птицы сорок букв «а»? (Сорока.)

Какая птица называется как танец? (Чечетка.)

Какие цветы носят человеческие имена? (Роза. Василек. Иван-да-марья. Лилия.)

Какая птица на земле самая маленькая? (Колибри.)

Какая птица зимой белеет? (Куропатка.)

Слепыми или зрячими рождаются зайчата? (Зрячими.)

Толстым или худым ложится медведь в берлогу? (Толстым.)

Лесовичок. Вот мы нашли среди болельщиков много знатоков природы, а команды после непродолжительного отдыха приступают к новому испытанию. Им необходимо найти ошибку в предложенных рассказах о природе.

Экологические задачи

Командам раздаются карточки с задачами, и после минутного обсуждения они дают ответы. За верный ответ команда получает 3 балла.

  1. Бабочка капустница летает над огородом. Для капусты это очень вредная бабочка. Она с удовольствием ест листья этого растения и не дает завязываться кочанам. (Листья поедает гусеница этой бабочки, а бабочка питается нектаром цветков.)
  2. С раннего утра с цветка на цветок перелетает симпатичная бабочка медведица. Весь день эта бабочка поедает пыльцу на цветках. (Бабочка медведица – ночная бабочка.)

Лесовичок. Вот, ребята, нам пора открыть еще одну очень важную страницу в Книге Природы. Эта страница называется «Человек».

Ведущая. Путешествуя по Природе, мы, конечно же, не можем обойти человека. Он – особое дитя матушки Природы. Человеку помогают выжить в окружающем мире растения, животные, природные богатства. Но прошло время, когда человек мог безраздельно черпать природные ресурсы, пришло время задуматься о том, как сохранить землю и само человечество, которое без Природы ждет неизбежная и мучительная смерть. Давайте попробуем сейчас внести небольшую лепту в сохранение природы – создадим плакаты, в которых расскажем, как надо сохранять Природу.

Природа и мы

Командам необходимо за пять минут нарисовать плакат, рассказывающий, как сохранять Природу. Победителю – 5 баллов.

Лесовичок. Пока команды готовятся, расскажите мне, ребята: что вообще должны делать люди, чтобы сохранить Природу для потомков?

(Работа в режиме мозгового штурма. Ведущая и Лесовичок записывают варианты ответов ребят на ватмане.)

Ведущая. Мы, люди, не должны забывать, что в этом мире мы всего лишь гости. Приходя в гости, мы всегда ведем себя вежливо. Так и люди, приходя в гости к Природе, пользуясь ее бо¬гатствами, должны быть очень внимательными и осторожными. Гармония природы – очень хрупкая вещь, ее легко разрушить. Поэты, музыканты, писатели и художники всегда острее других ощущали эту особую гармонию природы.

Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей:
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей;
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить ее спеши.
Она – твой давний, добрый лекарь,
Она – союзница души.
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую:
Нас много, а она одна.

(В.Шефнер)

Лесовичок. Замечательные советы! Но давайте посмотрим, что получилось у ребят.

(Смотрят плакаты, выслушивают комментарии ребят.

Ведущая резюмирует итоги мозгового штурма и то, что изображено на плакатах.)

Ведущая. Пришло время подвести общие итоги. Слово – жюри.

(Председатель жюри оглашает общие оценки за все конкурсы.

Лесовичок поздравляет победителей, вручает дипломы и призы.)

Лесовичок. Ну что же, друзья, пришла пора расставаться. Нужно прощаться и собираться в путь-дорогу. На прощание я хочу оставить вам свой наказ.

Тихо звучит фоном музыкальный фрагмент. (П.И. Чайковский. «Времена года.)

Берегите Землю! Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стеблях повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба.
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите,
Берегите Землю! Берегите…

Сценарий внеклассного мероприятия «Счастливый случай» 4 класс

Цели: 1. формирование экологической культуры, познавательного, эмоционального и практического отношения к природному и социальному окружению; интенсивное накопление знаний об окружающем мире;

    развитие экологической культуры младших школьников на основе самостоятельного выбора линии поведения в окружающем мире;

    воспитание нравственных качеств ребёнка на примере бережливого, внимательного отношения к природным объектам.

Услышу сосен шум в последний час.

Журчат струи средь камушков у брода.

О люди, мыслю я, у всех у нас

Есть Мать одна, по имени Природа.

У ней для всех хватает доброты.

Три клада у природы есть: вода,

Земля и воздух- три её основы,

Какая бы ни грянула беда-

Всё возродится снова.

Но если- впрочем, в наш жестокий век

Понятно всем,

Что это «если» значит!

О, человек! Природа-мать ни рек

И ни морей, ни росных трав, ни голубых озёр

От глаз твоих не прячет.

Цени её доверие, мы- люди!

Не обмани её! И в тёмный лес входи,

Как в храм под мраморные своды.

Ведущий : Добрый день, уважаемые гости и дети! Мы с вами на игре «Счастливый случай». Именно счастливый случай свёл нас, чтобы ещё раз подумать, поразмышлять о таком важном вопросе, как охрана природы, а чтобы охранять природу, нужно её хорошо знать. Этой теме мы и посвящаем эту игру.

Ведущий : Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать.

Ведущий : Будем вместе развивать

Качество «внимательность»,

А поможет всё узнать

Ваша любознательность.

Ведущий : Ну а так как все мы люди,

То сотрудничать мы будем,

И обязанности сами

Вы поделите с друзьями.

Ведущий : Только вместе, только дружно

Изучать природу нужно.

Лишь тогда пора в поход,

Лишь тогда нам повезёт!

Ведущий: Ваши знания будет оценивать жюри. (Представление) А главными действующими лицами являются две команды.

Конкурс «Представление».

Каждая команда представляет себя в соответствии с выбранным названием.

Команда «Белочки». Мы отвечаем дружно,

И здесь сомнений нет,

Сегодня будет дружба

Владычицей побед!

Команда «Муравьи» . И пусть сильней кипит борьба,

Сильней соревнованье.

Успех решает не судьба,

А только наши знанья!

Гейм 1.

Вопросы 1-й команды.

    Трава от 99 болезней. (Зверобой).

    На следу каких хищных зверей нет когтей? (Кошки, рысь)

    Слепым, или зрячим рождается заяц? (Зрячим)

    Кто, может пить ногой? (Лягушка).

    Кто, собирает яблоки спиной? (ЁЖ).

    Какие птицы выводят птенцов 3 раза за лето? (Воробьи, овсянки).

    Пингвин- это птица? (да)

    Самое сладкое дерево наших лесов? (Липа)

    Разноцветные грибы? (Сыроежки)

    Какая ягода бывает чёрной, белой, красной? (Смородина)

    У кого, каждый день растут зубы? (У зайца)

    У какого дерева ствол белый? (Берёза)

    Какая птица летает выше всех? (Орёл)

    Какая птица, в нашей стране самая маленькая? (Королёк).

    Кто, спит вниз головой? (Летучая мышь)

    Когда, чаще всего бывает первая гроза? (В мае)

    Чем, стрекочет кузнечик? (Ногой о крыло)

    Что случается с пчелой, после того, как она ужалит? (Умирает)

    Какое дерево, весной дятла поит? (Берёза)

Вопросы 2-й команде.

    Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнёзда? (Кукушка)

    Название какого растения говорит, где он живёт? (Подорожник)

    Кто бежит, выставляя задние ноги? (Заяц)

    Кровожадный хищник наших лесов? (Волк)

    Какой цветок лето начинает? (Колокольчик)

    Перед какой погодой птицы перестают петь? (Перед дождём)

    Какая птица в мире самая большая? (Страус)

    Животное наших лесов, похожее на кошку? (Рысь)

    Когда ёж не колется? (Когда только родился)

    Зимуют ли птицы в скворечниках? (Нет)

    Дерево-символ нашей страны? (Берёза)

    Чьи листья опадают осенью зелёными? (Ольхи)

    Какая птица достает себе пищу подо льдом? (Оляпка)

    Где у кузнечика ухо? (на ноге)

    Что теряет лось каждую зиму? (рога)

    Когда температура тела воробья ниже: летом или зимой? (Она одинаковая)

    Какая птица может летать хвостом вперёд? (Колибри)

    Сколько ног у паука? (8)

Гейм2. «Заморочки из бочки».

    Почему ласточки перед дождём летают низко? (Они ловят насекомых которых воздух прибивает к земле).

    Почему при безоблачном небе морозы бывают сильнее? (Облака него, всё равно, что одеяло, они не дают остывать земле).

    Почему волка называют «санитаром леса»? (Добывает прежде всего больных и ослабленных животных).

    Из какой бумаги осы строят гнёзда? (Бумагу они делают сами. Острыми челюстями соскабливают с дерева кусочки древесины и, размельчив её, смачивают своей клейкой слюной. Получается липкая кашица. Когда она высыхает, то превращается в плотную «бумагу» серого цвета. На неё можно даже писать карандашом.).

    Зачем змеи язык показывают? (Не подумайте, что они дразнят вас. Это они воздух «ощупывают», пищу ищут. А что вынюхивают «несут» на языке в рот).

    Какого жука называют опасным? (Колорадского)

    Если игроки достают бочонок на котором написано «Счастливый случай» получают один балл.

Итоги второго гейма. Музыкальный номер.

Частушки о грибах.

Мы споем смешные строчки

Про лесные про грибочки.

Как у рыжих у лисичек Подберёзовик с утра

Появились три сестрички. В гости собирался.

Белки шляпу утащили – Хорошо бы мальчика –

Рыжего красавчика. Дома он остался.

Сыроежки нарядились У сморчков опять беда!

В разноцветны платьица. Разболелись как всегда:

Посмотрите–ка на нас, Засопели носики,

Какие мы красавицы. Носики - курносики.

Мухомор домой бежал. Лист осиновый на шляпке

Все горошки растерял, Очень уж грибку к лицу

И ответ жены был строг. Подосиновика с горки

Не пустила на порог. Видно даже за версту.

Вот и спели мы вам строчки

И на этом ставим точку.

Гейм 3. «Ты – мне, я - тебе».

Вопросы первой команды.

1. – Почему у журавлей один птенец? (Журавли откладывают по два яйца. Однако птенец у них остаётся один. Вылупившиеся птенцы тут же начинают жестокую драку, пока один не убьёт другого. Но самое страшное, что родители стоят рядом и безразлично наблюдают за этим убийством).

2. – Какие растения называют именами людей? (Иван – да – Марья, Иван - чай, Маргаритки, Роза, Анютины глазки, Василёк).

3. Какое лекарственное растение используют для лечения ссадин и ран? (Подорожник).

Вопросы второй команды.

    Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнёзда? (Кукушка)

    Что делает медведь зимой? (Спит)

    Почему мухи к осени звереют? (Действительно мухи в домах звереть начинают и кусаются почём зря. За домашней мухой много чего плохого есть, но к касанью она ничего не имеет, рот у неё не так устроен).

Дети танцуют под весёлую музыку.

Гейм 4. «Тёмная лошадка».

    Назвать 10 съедобных грибов. (Белый гриб, подосиновик, подберёзовик, волнушка, сыроежка, лисичка, маслёнок, опята, сморчок).

    Когда раки линяют? (Когда панцирь становится тесен. Это происходит в конце осени).

    Кто полгода живёт без обеда? (Те, кто зимой впадает в спячку).

Итоги. Песня «В траве сидел кузнечик».

Гейм 5. «Гонка за лидером».

Вопрос 1-й команде.

1.Какой снег тает быстрее: чистый или грязный? (Грязный)

2.Какое насекомое «носит чин» морского офицера? (Бабочка-адмирал)

3.Сколько крыльев у жука? (4)

4.Кто охраняет лесную полянку от вредных мух? (Стрекоза)

5.Какое дерево цветёт позже всех? (Липа)

6.Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст).

8.Состояние реки, когда вода заливает территории?(Половодье).

Вопрос 2-й команде..

1.Самый чистоплотный зверёк?(Барсук).

2.Детёныши каких животных питаются молоком чужой матери?(Зайчата)

3.Животное, которое строит дом на воде?(Бобр)

4.У какой птицы самый длинный язык?(до 15см.) (У дятла)

5.Прилёт каких птиц означает начало весны?(Грачей)

6.Родилась в воде- живёт на земле? (Лягушка)

7.Месяц весенних первоцветов?(Апрель)

8.У кого самый чуткий нос?(У бабочки)

Жюри подводит итоги игры.

Ведущий: Молодцы! Мы уверены и не сомневаемся в том, что вы всегда будете бережно относиться к природным сокровищам. А природа всегда будет рада видеть вас в своих владениях.

Ведущий:(внимание высказыванию)

Дети: 1.Смотрю на глобус-шар земной,

Вдруг вздохнул он, как живой;

И шепчут мне материки:

Ты береги нас, береги!

2.В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза!

И тихо просят родники:

Ты береги нас, береги!

3.Остановил олень свой бег:

Будь человеком, человек!

В тебя мы верим- не- солги.

Ты береги нас, береги!

4.Смотрю на глобус-шар земной,

Такой прекрасный и родной!

И шепчут губы на ветру:

Я сберегу вас, сберегу!