Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр развития творчества детей и юношества «Советский»
СЦЕНАРИЙ
заочного познавательного путешествия
«В ГОСТЯХ У ПРИРОДЫ»
Подготовила: педагог-организатор Арнаутова И.В.
г. Липецк, 2009 г.
Экологическое воспитание и образование учащихся – одно из приоритетных направлений работы в системе образования. Экологическое воспитание – способ воздействия на чувства людей, их сознание, взгляды и перспективы. Оно повышает уровень сознательности граждан, развивает у них чувство бережного отношения к природе, беспокойство за ее состояние. В МОУДОД Центре развития творчества детей и юношества «Советский» на протяжении многих лет идет непрерывная работа по экологическому образованию и воспитанию детей, которая осуществляется через различные формы: игры, конкурсы, викторины и т.д. Для примера предлагается заочное познавательное путешествие «В гостях у природы». Данная игра имеет экологическую направленность с компьютерной поддержкой с использованием «Детской электронной энциклопедии Кирилла и Мефодия». «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия» , пожалуй, самое удивительное издание, потому что она МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ. В этой яркой красочной упаковке не только энциклопедические статьи от А до Я, но и видео, музыка, книжки, мультфильмы, игры, объемные модели, фотографии самых загадочных мест на Земле, динозавры и обитатели подводного мира и многое другое. Одним словом, все чудеса на свете! В современную жизнь все шире входят компьютеры. Они используются повсюду, во всех отраслях производства и жизнедеятельности. Как известно, содержание информатики постоянно меняется, в отличие от других, "классических" дисциплин. Все больше времени отводится на изучение раздела информационно-коммуникационных технологий. Если раньше компьютер выступал в роли устройства для решения задач путем создания программы, то сейчас компьютер – это инструмент, с помощью которого можно быстро и качественно, а главное, без особых усилий, внедрить его в образовательный процесс. Данное «путешествие» рассчитано на детей младшего и среднего школьного возраста. Принимают участие несколько детских творческих объединений, которые составляют 5 команд. Задания даются всей команде, за правильные ответы начисляются баллы. В конце подсчитывается их количество. Награждение проводится сувенирами и памятными книгами. Цель игры:
- углубление и расширение экологических знаний; формирование чувства бережного отношения к природе; формирование информационной культуры участников образовательного процесса на основе интеграции экологического воспитания и информационных технологий в образование.
ХОД ПРОГРАММЫ
Ведущая: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы с вами отправимся в уникальное, очень интересное и познавательное путешествие. В пути вам очень пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Как и в любом походе вы должны помогать друг другу, а не винить за неудачи или ошибки. Действуйте дружно, весело, и вам будет сопутствовать удача. Но прежде чем начать увлекательное путешествие, давайте познакомимся! Сегодня в гостях команды из детских объединений ЦРТДиЮ "Советский". Вот Вам первое задание: в течение 1 минуты необходимо придумать название своей команде и выбрать капитана. А оценивать выполненные задания будет жюри, в состав которого входят: __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________- Конкурс «Визитка»
- Не зверь, не птица, а нос как спица. (Комар) Маленький шарик под лавкой шарит. (Мышь) Днем спит, ночью летает и прохожих пугает. (Сова) На шесте дворец, во дворце певец. (Скворец) В тесной избушке ткут маленькие старушки. (Пчелы) Не по рыбам, а сети ставит. (Паук) По горам и долам ходит шуба да кафтан. (Овца)
Конкурс «Составь загадку».
- Конкурс «Кроссворд»
- Ответы участников игры
- Ответы участников
- Демонстрация материала на экране и рассказ по «Детской электронной энциклопедии Кирилла и Мефодия»
- Конкурс «Песнячка»
- Ответ детей
- Демонстрация материала на экране и рассказ по «Детской электронной энциклопедии Кирилла и Мефодия»
- (потому что она подобна красному сигналу светофора, должна будить у людей тревогу о судьбе природы)
Ответ детей (1 балл)
- Какого цвета страницы этой книги, и что они означают? (Красная страница означает, что виду угрожает гибель, поэтому нужно немедленно принимать меры для его спасения.
Ответ детей (2 балла)
- Демонстрация материала на экране и рассказ по «Детской электронной энциклопедии Кирилла и Мефодия»
- Выявление победителя Заключительное слово жюри
Приложение № 1
К конкурсу «Кроссворд»
Млекопитающее животное семейства куньих, из волос его меха изготавливают кисти для живописи, а жир используют как медикаментозное средство. (барсук)
Подвижный хищник с гибким сильным телом, немногим больше степного хорька. Окраска меха серовато-коричневая, на груди выделяется большое желтое пятно. (куница)
Важный пушной зверь лесостепных и степных районов области, дающий красивую, носкую и теплую шкурку. Окраска меха светлопалевая, лапки темного цвета и темная «маска» на морде вокруг глаз. Имеет пушистый хвост. Уничтожает грызунов. (хорек)
Крупный представитель семейства оленей, питается травянистыми растениями, а зимой ветками и древесной корой. (лось)
Крупное млекопитающее отряда хищников, масса его тела может достигать свыше 480 килограммов. На зиму впадает в спячку. Любит мед и малину. (медведь)
Парнокопытное млекопитающее животное. Кроме клыков имеет еще и «броню» на шее и на грудной клетке (специальная плотная и прочная жироподобная ткань, толщиной в несколько сантиметров). (кабан)
Приложение № 2
К конкурсу «Составь загадку»
Маленький
прохожих
маленькие
старушки
Приложение № 3
Оценочный лист
Конкурсы | Конкурс «Составь загадку» | Конкурс «Кроссворд» | Конкурс «Песнячка» | Конкурс «Зоологическая эстафета» | «Красная книга» (ответы на вопрос) |
Приложение № 4
- Конкурс «Составь загадку»
- Конкурс «кроссворд»
- Конкурс «Песнячка»
Конкурс «Зоологическая эстафета»
«Красная книга»
Ответ детей (1 балл)
Ответ детей (2 балла)
Заочное познавательное путешествие
«В ГОСТЯХ У ПРИРОДЫ»
Участникам заочного путешествия было предложено заглянуть в смешанный лес Евразии и познакомиться с его обитателями.
ДокументЦели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации.
« Чтобы беречь землю, природу, её надо
Любить. Узнав, невозможно не
Полюбить. Ведь во всём космическом
Мире нет больше таких птиц,
Таких зверей, таких растений. Другие
Может и есть, а таких нет ».
Николай Сладков.
На нашей планете огромное количество растений и животных. Из книг, телепередач и своих наблюдений вы, ребята, узнаёте о повадках животных, их привычках, об их жизни и особенностях. Николай Сладков писал: « Чтобы беречь землю, природу, надо её любить. Узнав, невозможно не полюбить. Ведь во всём огромном космическом мире нет больше таких птиц, таких зверей, таких растений. Другие может и есть, а таких - нет».
Как яблоко на блюде,
У нас земля одна,
Не торопитесь, люди,
Всё выскрести до дна.
Немудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить всё богатство
У будущих веков.
Мы общей жизни зёрна,
Одной судьбы родня.
Нам пировать позорно,
В счёт будущего дня.
М. Дудин.
Огромны просторы нашей Родины. Богата и разнообразна её природа. На суше, в воздухе, в воде и под водой – всюду кипит жизнь. Эта жизнь полна тайн, загадок, чудес.
Сколько интересного можно увидеть в лесу, в поле, на озере, и даже около вашего дома, если внимательно ко всему присмотреться. Природа хороша во все времена года. Но нужно хорошо уяснить нам всем. Если мы не будем любить и уважать природу, то она откажется помогать нам.
Михаил Пришвин писал: « Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю. Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы, а человеку нужна Родина, и охранять природу – значит охранять Родину».
Сегодня, ребята, мы с вами проведём « Конкурс знатоков природы».
Он пройдёт у нас по принципу игры « Счастливый случай».
Игра состоит из пяти геймов. Последний гейм – это блицтурнир, во время которого конкурсанты за одну минуту должны дать как можно больше ответов.
В игре участвуют две команды по 4 человека. Остальные ребята будут болельщиками, но им тоже скучать не придётся. Для них так же будут задания.
И так, всем ясно, что сегодняшний разговор у нас пойдёт о природе, растениях, цветах, животных, временах года.
Для первого турнира проведём отборочную игру. Кто первый ответит правильно, тот участвует в игре.
1. Назовите писателей, произведения которых посвящены природе.
(М.Пришвин, К.Паустовский, В.Бианки, В.Чаплина, Б.Житков, Н.Некрасов, А.С.Пушкин, С. Есенин, Д.Ушинский и др.)
2. Какие вы знаете загадки о природе. (Дети загадывают загадки).
3.Назовите фамилию писателя книги « Кошка Маруська» (Чарушин)
4. Как называется цветок, в котором женщина обнаружила Дюймовочку? (Тюльпан)
5. Какую ягоду называют сибирским ананасом? (Облепиху)
6. Какая птица высиживает птенцов на весу? (Пингвин)
7. Угадайте, что за шапка;
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору
У стволов грызёт кору. (Заяц)
8. Зимой голоден, а летом сыт. (Волк).
9. Что ест зимой жаба? (Спит)
В игре участвуют …, …, …, …, … .
И так 1-й гейм. Он называется « ЛИСТКИ КАЛЕНДАРЯ».
Сколько прекрасных стихотворений написано о природе. Из них можно составить настоящий поэтический календарь. Задание. Вспомните стихотворения о временах года или о месяцах года.
1. Дуют ветры в феврале
Воют в трубах звонко.
Змейка мчится по земле
Белою позёмкой.
2. Рыхлый снег темнеет в марте,
Тают льдинки на окне.
Зайчик бегает по парте,
И по карте на стене.
3. Опять погода стужей дышит,
Зато на окнах, сквозь лучи
Мороз опять узоры пишет,
Своей серебряной парчи. (Январь)
4. Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
5. Пришёл июнь. Июнь. Июнь! –
В саду щебечут птицы…
На одуванчик только дунь –
И весь он разлетится.
А сейчас следующий вопрос.
Я прочту четверостишие, а вы назовите автора.
1. Опрятней модного паркета,
Блистает речка, льдом одета;
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лёд. (А.С.Пушкин)
2. Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна.
На печальные поляны
Льёт печальный свет она. (А.С.Пушкин)
3. Вот моя деревня;
Вот мой дом родной.
Вот качусь я в санках,
По горе крутой. (И.Суриков)
4. Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег.
Бегут и блещут и гласят… (Тютчев)
5. Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу. (С.Есенин)
Жюри подсчитывает очки.
2-й гейм « ЕСЛИ ВЫ СБИЛИСЬ С ДОРОГИ»
Человек оказался в лесу один. Куда идти? Как ориентироваться по деревьям, муравейникам, растениям. Здесь нужно быть не только наблюдательным, но и знающим человеком. И так, каждая команда получает свой ориентир.
1. Вы в лесу немного заблудились и перед вами сосна и ель. Помогут ли они вам?
(Смолы на стволе больше на той стороне, что обращена к югу).
2. Вам стал попадаться подорожник, значит…
(Значит рядом где-то тропа)
3. Перед вами только ягоды. Подскажет ли ягодка где север, а где юг?
(Самая спелая ягода, расположена на южной стороне)
4. Поможет ли вашей беде муравейник?
(Башня муравейника находится по направлению к югу от дерева или пня)
А сейчас, пока жюри подсчитывает очки. Мы послушаем сказку « О рыбаке и рыбке» в современном стиле. (Действующие лица: ведущий, старик, золотая рыбка)
Ведущий: Идёт старичок – лесовичок лесом и вдруг выходит на берег синего моря. Видит сидит на берегу старик и забрасывает невод. В первый раз вытащил он невод с тиной морскою, ржавыми банками, битыми бутылками. Во второй раз выловил рваный башмак и шину от машины. В третий раз попалась ему золотая рыбка. Заговорила она голосом человечьим, стала молить старика, чтобы не отпускал он её в море, а лучше кинул в аквариум с чистою водою. Обещала отслужить ему за это, чем только он пожелает. Не хочет она быть рыбкой « нефтяною», а хочет остаться золотою. Удивился старик.
Старик: Что случилось, рыбка? Почему не хочешь в море синее?
Рыбка : Авария с танкером-нефтевозом произошла. Вся нефть из него вылилась в море и тонким маслянистым слоем покрыла большие пространства. Что же будет с нами, с жителями морскими?
Ничего не смог ответить ей старик. А вы, ребята, знаете?
Ответы ребят: Если нефтяная плёнка покрывает поверхность воды, то птицы, садящиеся на воду, гибнут из-за того, что у них склеиваются перья; водоросли, мелкие рачки умирают из-за нехватки кислорода, а большим рыбам и морским животным, кроме того, нечем питаться. Людям в такой воде нельзя купаться и ловить рыбу. Море становится мёртвым.
3-й гейм « Лесная аптека»
1-я команда.
Вы бежали по дороге, и вдруг, незамеченный прутик оцарапал вам ногу. Чем вы залечите свою рану? (Подорожником)
Путника друг, подорожник,
Скромный, невзрачный цветок,
Ты на порезанный палец
Влажной заплаткою лёг.
Путника друг, подорожник,
Многим из нас невдомёк,
Что отыскалось лекарство
Тут же, на тропке, у ног.
Его применяют при ссадинах, ожогах, при укусе насекомых.
2-я команда
В лесу можно найти лекарство от множества болезней. Какое лекарство вы нам порекомендуете? (Например, ВАЛЕРИАНА) болеутоляющее, успокаивающее, при нервном и сердечном возмущении.
Да, ребята, лесная аптека очень богатая. Настойка из цветов ландыша лечит заболевание сердца, чай из зверобоя и сухих ягод земляники помогает от простуды, отвар из сухих корней одуванчика повышает аппетит и т.д.
А сейчас вопрос к болельщикам.
На доске написано название 10 животных. 4 из них занесены в Красную книгу, КАКИЕ? (Волк, барсук, белка, бобёр, ёж, заяц, кабан, крот, крыса, лиса)
Ёжик: Я - ежик. Люди, как правило, относятся к нам вроде бы хорошо, даже часто стараются приручить, поселить в своём доме, считая, что мы ловим мышей. Но этим и губят нас, так как ежу плохо в доме, даже если его поят молоком, заботятся о нём. Паркет, линолеум, не заменят травы, земли, кустов. Да и человеку, у которого живёт ёж, тоже плохо, потому что ежи – ночные животные. Мы не даём спать людям, всю ночь бегаем по комнатам. Да нас и опасно держать в квартире. На нашей коже живут клещи, которые разносят тяжёлые заболевания. Пусть ежи живут там, где им положено. А насчёт того, что мы мышеловы, - это не правда, ведь мы не кошки. Случайно, правда, мы можем поймать мышку, но это бывает редко.
Да, вот какие дела. В Красную книгу их занесли. Наверное, это не очень приятно, раз они такие невесёлые.
Жюри подсчитывает очки.
4-й гейм « ЛЕГЕНДЫ О ЦВЕТАХ»
Цветы, как люди, на добро щедры,
И щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие, тёплые костры.
Нет ничего на земле прекраснее и нежнее цветов – этого хрупкого и драгоценного дара природы. Легенды и сказки о цветах вдохновляли многих композиторов и поэтов. Поэзия и музыка, созданная ими, звучат, как гимн природе, нежности, любви. А сколько нежности в их названии: ветреница, маргаритка, незабудка… Каждой команде я сейчас зачитаю по легенде, а вы угадайте, о каких цветках они сложены.
1-я команда.
В Англии этот цветок воспет поэтами, в сказках он служит колыбелью для малюток, фей и нежных эльфов. Его родина – Персия. Оттуда он перекочевал в Турцию, а в 19 веке попал в Европу. В Голландии существовал культ этого цветка. В Амстердаме на три луковицы цветка были куплены два каменных дома. А название этого цветка – Тюльпан
2-я команда.
Её родина – Персия. Существует поэтическая легенда: однажды в апреле богиня цветов и юности Флора в сопровождении Солнца и богини радуги Ириды спустилась на землю, богиня обнаружила, что все краски истрачены, осталась только лиловая. Тогда флора брызнула лиловую краску на кусты, и выросла роскошная …Сирень. Молодцы, ребята, вы очень хорошо и много знаете о природе. Пока жюри подсчитывает очки, мы сыграем с болельщиками, отгадаем кроссворд. По вертикали вы видите название птицы.
1 - я команда.
По древнерусской легенде, морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, а он отдал своё сердце любимице полей и лесов Любаве.
Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где падали слезинки царевны, выросли цветы – символ чистоты, любви и грусти. Этот цветок в лесу самый изящный, самый таинственный, самый душистый. В наше время он, к сожалению, занесён в Красную книгу. (Ландыш)
Проснулся лес, весной разбуженный,
Деревья в мареве горят,
Весёлых ландышей жемчужины
Под каждым кустиком горят.
2 – я команда.
Древнеримская легенда утверждает: если корни этого цветка повесить на грудь, как омулет, они не только помогут одержать победу в поединке, но и предохранят от гибели. В переводе с латинского его название означает « Меч» и потому у римлян он считается цветком гладиатора. (Гладиолус)
У озёрного мыска
Зацветает гладиолус
Лебединая тоска.
А сейчас, пользуясь уже известной буквой в слове, заполним то, что написано по горизонтали. Это тоже название птиц. Молодцы, птиц вы тоже хорошо знаете.
узоры пишет,
Зелёный луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета,
Красивых, радужных цветов
На нём разбросаны букеты.
Перед вами карточки, на которых указаны виды цветов. 1. Луговые 2. Полевые 3. Озёрные 4. Садовые 5. Лесные. В сторонке название цветов (вырезаны лепестки) Выберете вид цветов и составьте букет. Подвести итоги.
Каждая команда набрала по, очков. 1 -
А сейчас соревнуются капитаны команд.
1 –я команда. Вспомните песни о цветах.
1. Иван да Марья, 2. Маки, маки, алые маки, 3. Миллион алых роз, 4. Васильки, 5. Ромашки спрятались, 6. Ландыши, 7. Незабудка, 8. Лаванда, 9. Белые розы.
2-я команда. Вспомните песни, связанные с деревьями, травами.
1. Клён ты мой, опавший, 2. Маленькой ёлочки, 3. В лесу родилась ёлочка, 4. Старый клён, 5. Тонкая рябина, 6. Тополиный пух, 7. Калина красная, 8. Подорожник трава.
Эти песни звучат и в известных фильмах, и в исполнении современных певцов, и в русском народном репертуаре.
А сейчас последний гейм. Называется он блицтурнир. Каждой команде задаётся по 20 вопросов. За 1 минуту вы должны дать наибольшее количество ответов.
1-я команда.
Какое растение даёт лучший мёд? (липа)
Название какого растения связано со звоном? (Колокольчик)
Соком каких растений выводят бородавки? (чистотел)
Какая рыба вьёт гнездо? (колюшка)
Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)
Где раки зимуют? (По берегам рек и озёр)
Какая самая мелкая рыба? (Колибри)
Косой ли заяц? (Нет)
Какая самая маленькая птица в России? (Королёк)
Самое быстрое морское животное (Дельфин, касатка)
Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)
Какая птица сама себя называет? (утка-кряква)
Какая рыба по внешнему виду напоминает шахматную фигуру? (Морской конёк)
Какое животное на дне морском на цветок похоже? (Актиния)
Какая рыба может превращаться в шахматную доску? (Камбала)
След какого зверя похож на человечий? (Медведя)
С прилётом каких птиц мы начинаем отсчёт весны? (Грачей)
Что ест зимой жаба? (Спит)
Что птицам страшнее, голод или холод? (От голода они умирают)
Из куста шипуля, за ногу тяпуля (Змея)
2 – я команда.
Какая змея самая большая? (Анаконда)
Кто сильнее: лев или тигр? (Тигр)
Где у кузнечика ухо? (На ноге)
У кого самый большой язык? (У муравьеда)
Какого цвета хамелеон? (Разного)
Какие ноги у жирафа длиннее, передние или задние? (Передние)
Какие птицы ночуют в снегу? (Куропатка, тетерев, рябчик)
Какая птица носит название танца? (Чечётка)
Какое растение носит название глаза птицы? (Вороний глаз)
Глаза на рогах, а дом на спине. (Улитка)
Какие животные вылезают из кожи вон? (Змеи)
Назовите город, носящий имя рыбы (Судак, Калуга)
У кого осенью детёныши родятся? (У зайцев)
Листья, каких наших деревьев осенью краснеют? (Осины, рябины)
Кит – рыба или зверь? (Зверь морской)
Восемь ног, как восемь рук
Вышивает шёлком круг.
Мастер в шёлке знает толк
Покупайте, мухи, шёлк. (Паук)
Зимой голоден, а летом сыт (Волк)
Почему весной не бьют пушных зверей? (Звери линяют и у них детёныши)
Вороне через три года что бывает? (Четыре)
У какого пресмыкающегося туловище заключено в панцирь? (Черепаха)
Игра со зрителями.
1. Внимание, вы должны назвать дерево. Всего на земном шаре 120 видов этого дерева, 65 произрастают в нашей стране. Могу добавить, что наши предки не только любовались его красотой, но и поклонялись ему. Считалось, что на ветвях этого дерева любят раскачиваться русалки. Не торопитесь с ответом, иначе ошибётесь.
3. Какой цветок всю жизнь любуется собой: глядит на себя и не может наглядеться? 4. Сороки тараторки * Дятел дуб долбил, да не додолбил * Проворонила ворона воронёнка * Три сороки тараторки тараторили на горке. Ручаюсь, ребята, что хватит вам дел, Творите добро, кто ещё не успел,- Любите животных, людей и цветы, Прошу вас, не прячьте своей доброты. Парадность, безделье, гоните их прочь! Планета в беде вы должны ей помочь. Конечно, задачи совсем не просты, Но в каждом сердце есть луч доброты. «В гостях у природы» Внеклассное мероприятие в 3 классе провела учитель начальных классов Рыжкова Мария Андреевна . Цели:
важность рационального использования и охраны окружающей среды;
Бережного отношения к природе;
за свои поступки. Ход занятия. 1. Орг. момент. Есть на земле огромный дом
Дорогие ребята, сегодня мы с вами побываем в удивительном мире природы, на речке, в поле, в лесу и на поляне. Побываем в гостях у животных, заглянем в царство грибов. Вас ждут интересные вопросы и веселые игры. У нас 2 команды:
Давайте их поприветствуем.
Оценивать ваши знания в ходе игры будет жюри.
Нашу землю называют "Зеленой планетой". Кто подарил ей зеленый наряд?
И так в путь. 1 станция нашего путешествия: «Царство растений» Когда ты идешь по тропинке лесной
1 –конкурс.Викторина «Узнай растение» 1.Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает-разлетается на все стороны света. (одуванчик)
Молодцы ребята! 2-й конкурс. Кто больше составит слов из слова ПРИРОДА,
3-й конкурс. Какие листья и плоды и на каком дереве они растут. Лист березы- березовый
4-й конкурс. Игра «четвертый лишний» 1.Клен, рябина, ель, тюлпан.
1.Сосна, тополь, рябина, ива.
2-ая станция. «Царство животных» Лес – это большой дом, где по соседству живут самые разные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу.
А мы продолжаем наши конкурсы. 5-ый конкурс. "Узнай животное" Гнездо которое строит зверек, называется гайно. Сначала зверек сплетает из толстых веток и прутьев основание гнезда, затем делает стены, а сверху крышу. Дома у зверька тепло и чисто. Внутри свое жилище хозяйка выстилает мхом, сухими травинками, листьями. В таком гнезде 1 или 2 входа, которые в сильные морозы хозяйка затыкает легким лишайником.
Это самый хитрый и осторожный зверь.Он умеет прекрасно маскироваться. У него острое зрение, слух, а как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положение мелкими шашками. Питается насекомыми, грызунами, птицами, иногда ежами, зайцами.
6-ой конкурс. «Забавные зверюшки» Если понаблюдать за животными, то можно увидеть много интересного и забавного. А сейчас я предлагаю командам изобразить зверей, так чтобы все догадались –КТО ЭТО? Цапля и лягушата в озере. Ворона и лисица.
Физминутка. Ну что устали? Давайте отдохнем и поиграем в игру на внимание и проверим хорошо ли вы знаете птиц. Я буду читать стихотворение, вы внимательно слушаете, если я допущу ошибку хлопайте в ладоши. Прилетели птицы: голуби синицы аисты вороны галки макароны..
Все вы молодцы! 3-ая станция. «Царство грибов» Отгадайте загадку и узнаете, какая нас ждет станция По дорожке по тропинке
(грибы) Среди даров природы значительное место занимают грибы –ценный продукт питания. Собираем грибы мы много времени проводим на свежем воздухе, вдыхаем аромат леса, любуемся красотой природы.
4-ая станция. "Экологическая" Ребята, в путешествие с нами собрался хорошо вам известный сказочный герой Незнайка. Он взял с собой в путешествие рюкзак с разными вещами.. Давайте проверим все ли вещи ему понадобятся. А поможет нам экологический светофор. Красный свет- природе вред!
Красный свет загорается тогда, когда поступки человека приносят вред природе.
А теперь посмотрим, что же взял с собой Незнайка и не забывайте зажигать светофор. Резиновые сапоги: он собрался походить по кромке озера, пособирать ракушки (Ж) Нож: хотел потом содрать кору с березы, чтобы разжечь костер(К) Спички: решил разжечь костер, чтобы погреться возле него.(К) Магнитофон: собрался послушать громкую музыку (К) Ведро: хотел полить саженцы деревьев (З) Пакет с кормом: для уток, они на озере живут.(З) Молодцы ребята! Вы помогли Незнайке, как нужно вести себя в лесу. Песня «Дружба с природой» Знай, наш милый дружочек
Припев:
Наша игра подошла к концу. Знатоки держались достойно, давали правильные ответы и успешно справились со всеми заданиями удивительных друзей.
Молодцы!
Жюри подводит окончательные итоги и мы узнаем победителей сегодняшней игры. Награждение. «Милый сердцу уголок – моя малая родина» Цель:
Задачи:
Ход внеклассного занятия. 1. Организация класса. Эмоциональный настрой. -Ребята я вам предлагаю сначала поиграть. Игра на сплочение: -Дети встают в круг. Каждый, по очереди, поворачивается к своему соседу справа, называет его по имени и говорит, что ему нравится в нём. Затем проделывает то же самое по отношению к соседу слева. Ребята проходят на свои места. -Чтение стихотворения. (Даниил, Костя)
Что мы Родиной зовем?
Что мы Родиной зовем?
Что мы Родиной зовем?
- Скажите ребята, о чем это стихотворение? (Выслушиваются ответы детей) 2.Сообщение темы и цели занятия. Как вы думаете, о чем мы будем сегодня разговаривать? -Сегодня мы будем говорить о нашей Родине, а точнее, о нашей малой родине. 3.Актуализация знаний обучающихся. -Ребята как называется наша страна? (Россия) -А какая она, наша Россия? (большая, красивая, огромная, сильная.) -Как называется область, в которой мы с вами живем? (Вологодская) Ребята, если мы с вами скажем, что живем в России, в Вологодской области, то наверное будет, очень трудно найти наш родной уголок, так как Вологодская область большая, поэтому надо уточнить наш адрес. Кто хочет продолжить, уточнить наш адрес, подробно указать, где мы с вами живем? Д: Мы живем в Никольском районе.
У: А почему наш район называется Никольским? Название свое населенный пункт получил от издревле существовавшей Никольской церкви. По преданию, Никольский храм возник на месте старой часовни в честь Святителя Николая, стоявшей на месте сенных покосов близ реки Юг, которое приобрел один из местных крестьян. Согласно преданию село Никольское было построено еще в начале 15 века. Оно служило пристанью и перевалочной базой при перевозке товаров из южный областей в Архангельск, являясь торговым центром обширной округи.
До сих пор в Никольске сохранились и взяты под охрану памятники архитектуры.
4. Беседа о значении слова «Родина» -Кто может показать своё село на карте? (показывают) У: Ребята, а у кого из вас есть родственники, друзья, которые живут в других деревнях нашего района? -Вы там часто бываете, знаете все дорожки, каждый уголок.
(дети называют населённые пункты в которых живут их друзья, родственники)
У: А почему мы свой край называем Родиной? (здесь мы родились, здесь мой родной дом, здесь живут мои родители, родственники)
5. Пословицы о Родине... -Какие пословицы о Родине вы знаете? Работа в группах.
Класс делится на 2 группы. Каждой дается 2 конверта с разрезанными в них на части пословицами. Дети должны собрать и объяснить смысл. Если дружба велика, будет родина сильна.
ФИЗМИНУТКА.
Ребята, а какие достопримечательности нашего села вы знаете?
Работа в группах.
Класс делится на 2 группы. Каждой дается конверт с готовым изображениями. Дети должны, используя клей и готовые изображения составить коллаж.
6.Подведение итогов занятия.
Послушаем ещё одно стихотворение (читает Тимофей):
«СЕЛО РОДНОЕ»
Как вы думаете, а что нужно для того, чтобы он оставался таким же и процветал? Мне очень хочется, чтобы вы гордились своей родиной. А для этого надо сильно любить и беречь её. Предварительная подготовка: мероприятие рассчитано на две команды по 10–12 человек и зрителей. Вывешивается транспарант с названием мероприятия, стены украшены крупными рисунками растений и плакатами с природоохранной тематикой («Природу губить – здоровью вредить!», «Пойми живой язык природы – и скажешь ты: прекрасен мир!», «Охранять природу – значит охранять Родину!» и т.д.). Реквизит: фрагменты музыки Э.Грига «Утро», П.И. Чайковского «Времена года», пьеса Г.Свиридова; костюм Старичка Лесовичка; карточки с кроссвордами и экологическими задачами, бочонок (маленький) и лото с номерами от одного до девяти; маски животных и платок – завязывать глаза; бумага, фломастеры; набор маленьких букв «природа», «человек»; буквы для оформления «В гостях у Природы» на стене; «Книга Природы». Для награждения – дипломы и призы. Звучит музыкальный фрагмент (Э.Григ. «Утро».) Ведущая Не то, что мните вы, природа: Сегодня нам с вами предстоит отправиться в гости к Природе. Природа расскажет вам о деревьях и травах, кустарниках и мхах, грибах и насекомых, земноводных и пресмыкающихся, птицах и зверях, обитающих на территории нашей страны и за ее пределами. Конечно, обо всех растениях и животных поговорить за одну нашу встречу невозможно, так как только в России насчитывается около 80 тысяч видов растений и более 100 тысяч видов животных. Книга Природы необъятна, и поэтому сегодня мы перелистаем лишь некоторые ее страницы. Сегодня с нами две замечательные команды и болельщики, которые своими аплодисментами будут поддерживать храбрецов, отважившихся раскрыть Книгу Природы. Как называются наши команды, мы сейчас узнаем. (Команды получают по набору букв.) Первый набор: Ч-Е-Л-О-В-Е-К. Второй набор: П-Р-И-Р-О-Д-А. Задание. За 30 секунд сложить название команды. Таким образом, одна команда получает название «Человек», другая – «Природа». Ведущая. Вот теперь мы знаем названия наших команд, и нам пришло время отправиться в наше путешествие. Как вы думаете: почему оно называется «В гостях у Природы»? (Звучат варианты ответов ребят.) Ведущая. Да, совершенно верно, человек является частью Природы, поэтому ему необходимо делать все, чтобы сохранить ее для будущего. Сегодняшнее путешествие поможет каждому из присутствующих здесь еще раз задуматься о том, что человечество – всего лишь малая часть Природы, и если оно не хочет своего уничтожения, то должно защитить Природу от своей разрушительной деятельности. Итак, друзья, пора отправляться в путь. С нами сегодня отправится еще одна команда – команда жюри. (Представление жюри.) Ведущая Когда ты идешь по тропинке лесной, Звучит музыкальный фрагмент (музыка свирели, фрагмент из пьес Г. Свиридова). (Появляется Старичок Лесовичок.) Лесовичок. Здравствуйте, друзья! Ведущая. Здравствуй, гость невиданный! Кто ты такой и откуда к нам пожаловал? Лесовичок. Я – Старичок Лесовичок. Домик мой в глуши лесной. Ведущая. Мы рады такому гостю. Скажи, Старичок Лесовичок: почему ты к нам именно сегодня пожаловал? Лесовичок. Я пришел к вам, потому что птички мне прощебетали, что вы собираетесь в гости к Природе. А без меня вам будет нелегко. Я лесной житель, в лесу мне все знакомо, к тому же у меня есть то, без чего вам не обойтись. Я храню Книгу Природы. (Лесовичок достает толстую книгу из корзины и показывает ребятам.) Ведущая. Какая интересная книга! Старичок Лесовичок, а давай мы все вместе перелистаем страницы этой волшебной Книги Природы! Ребята, для того чтобы Старичок Лесовичок убедился, как хорошо вы знаете Природу, вам придется ответить на несколько вопросов. РазминкаЗа каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 7 баллов у каждой команды).
Лесовичок. Молодцы! Вы не только хорошо знаете Природу, но и с чувством юмора у вас все в порядке! Ведущая. Старичок Лесовичок, мне кажется, теперь пришла пора узнать, что же за секреты хранит Книга Природы. Лесовичок открывает толстую книгу на первой странице.) Лесовичок. Первая страница этой книги называется «Времена года». Бывает – не бываетКаждой команде зачитывается по одному утверждению; если все игроки считают, что оно верное, то говорят «бывает», если неверное, то – «не бывает». За правильный ответ – 1 балл. (Максимально по 3 балла у каждой команды.) Выпал снег, и зацвели подснежники. Какое время года?За правильный ответ – 1 балл (максимум 4 балла у каждой команды.) Лесовичок Кто поляны белит белым Я соткано из зноя, Шагает красавица, Наступили холода. Несу я урожай, Солнце поет, Я раскрываю почки Утром мы во двор идем – Ведущая. Мы отлично знаем времена года. Какая же следующая страница в Книге Природы? Лесовичок. Эта страница называется «Растения». А вам, ребята, сейчас предстоит справиться с заморочками из бочки. Заморочки из бочкиКоманды по очереди вытаскивают из маленького бочонка лото с номером вопроса. За правильный ответ команда получает 2 балла. Если игроки не могут ответить, то вопрос переходит к другой команде.
Лесовичок. Пришла пора перевернуть следующую страницу. Она называется «Звери и птицы». Вначале вам нужно будет ответить на некоторые вопросы о них. Викторина «О живом»1 балл за правильный ответ. Назовите самую маленькую птицу наших лесов. (Королек.) Какая в мире самая большая летающая птица? (Дрофа.) Чем дышат лягушки под водой? (Кожей.) Что объединяет лебедя, утку и гуся? (Они – водоплавающие птицы.) Какие млекопитающие откладывают яйца? (Утконос, ехидна.) Какие птицы спят на лету? (Стрижи.) Как зимуют обитатели водоемов? (Зарываются в ил или ведут малоподвижный образ жизни.) Как лягушки и жабы добывают пищу? (Языком.) Про кого можно сказать, что она «вылезает из кожи вон»? (О змеях, они сбрасывают кожу при линьке.) Как зайцу удобнее бежать – с горы или в гору? (В гору: передние лапы у него короче, чем задние.) Когда температура тела у птиц ниже – зимой или летом? (Всегда одинаковая.) Какое животное лишнее: заяц, олень, морж, белка? (Морж.) Ведущая. А теперь нам предстоит следующее испытание. Узнай меняОт каждой команды по одному добровольцу: завязываем платком глаза по очереди и сверху надеваем маску животного. Участник должен, задавая своей команде наводящие вопросы, догадаться, маска какого животного на него надета. («Я хищное или травоядное?»; «У меня когти или копыта?»; «У меня пушистая шерсть или гладкая?»; «У меня короткий или длинный хвост?» и т.д.). Максимально 5 баллов, если угадал правильно после трех первых вопросов. Каждой команде – по три маски. Лесовичок. Мне кажется, совершенно необходимо узнать, есть ли знатоки природы среди болельщиков наших команд. Знатоки природыЗрители награждаются сувенирами за каждый правильный ответ. Какая рыба называется именем человека? (Карп.) Какие города носят имена рыб? (Судак, Калуга.) В названии какой птицы сорок букв «а»? (Сорока.) Какая птица называется как танец? (Чечетка.) Какие цветы носят человеческие имена? (Роза. Василек. Иван-да-марья. Лилия.) Какая птица на земле самая маленькая? (Колибри.) Какая птица зимой белеет? (Куропатка.) Слепыми или зрячими рождаются зайчата? (Зрячими.) Толстым или худым ложится медведь в берлогу? (Толстым.) Лесовичок. Вот мы нашли среди болельщиков много знатоков природы, а команды после непродолжительного отдыха приступают к новому испытанию. Им необходимо найти ошибку в предложенных рассказах о природе. Экологические задачиКомандам раздаются карточки с задачами, и после минутного обсуждения они дают ответы. За верный ответ команда получает 3 балла.
Лесовичок. Вот, ребята, нам пора открыть еще одну очень важную страницу в Книге Природы. Эта страница называется «Человек». Ведущая. Путешествуя по Природе, мы, конечно же, не можем обойти человека. Он – особое дитя матушки Природы. Человеку помогают выжить в окружающем мире растения, животные, природные богатства. Но прошло время, когда человек мог безраздельно черпать природные ресурсы, пришло время задуматься о том, как сохранить землю и само человечество, которое без Природы ждет неизбежная и мучительная смерть. Давайте попробуем сейчас внести небольшую лепту в сохранение природы – создадим плакаты, в которых расскажем, как надо сохранять Природу. Природа и мыКомандам необходимо за пять минут нарисовать плакат, рассказывающий, как сохранять Природу. Победителю – 5 баллов. Лесовичок. Пока команды готовятся, расскажите мне, ребята: что вообще должны делать люди, чтобы сохранить Природу для потомков? (Работа в режиме мозгового штурма. Ведущая и Лесовичок записывают варианты ответов ребят на ватмане.) Ведущая. Мы, люди, не должны забывать, что в этом мире мы всего лишь гости. Приходя в гости, мы всегда ведем себя вежливо. Так и люди, приходя в гости к Природе, пользуясь ее бо¬гатствами, должны быть очень внимательными и осторожными. Гармония природы – очень хрупкая вещь, ее легко разрушить. Поэты, музыканты, писатели и художники всегда острее других ощущали эту особую гармонию природы. Ты, человек, любя природу, Лесовичок. Замечательные советы! Но давайте посмотрим, что получилось у ребят. (Смотрят плакаты, выслушивают комментарии ребят. Ведущая резюмирует итоги мозгового штурма и то, что изображено на плакатах.) Ведущая. Пришло время подвести общие итоги. Слово – жюри. (Председатель жюри оглашает общие оценки за все конкурсы. Лесовичок поздравляет победителей, вручает дипломы и призы.) Лесовичок. Ну что же, друзья, пришла пора расставаться. Нужно прощаться и собираться в путь-дорогу. На прощание я хочу оставить вам свой наказ. Тихо звучит фоном музыкальный фрагмент. (П.И. Чайковский. «Времена года.) Берегите Землю! Берегите |