Татьяна Сладкова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром Тема: Дикие животные весной.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
Тема : Дикие животные весной .
Цель : Дать представление об изменениях в жизни диких животных весной .
Задачи :
Закрепить знания о признаках весны ;
Расширить словарный запас за счёт существительных-названий
детёнышей животных , профессий людей (егерь) ;
Учить отвечать на вопросы полными ответами;
Развивать логическое мышление через отгадывание загадок;
Развивать слуховое и зрительное внимание, память;
Заложить основы экологического воспитания;
Оборудование : презентация к уроку, презентация физкультминутки «Танцуем с животными » , природоохранные знаки, корзина с угощением для зверушек, разрезные картинки.
Ход занятия.
I. Эмоциональный настрой.
Учитель : Я хочу подарить вам свою улыбку! Улыбнёмся друг другу. А теперь повернитесь к гостям и поделитесь с ними своей улыбой.
II. Введение в тему занятия .
Учитель :
Мне очень нужна ваша помощь. Когда я шла в школу, то на улице заметила следы! Но вот я никак не пойму, кто же их оставил? Прислушайтесь. Вы ничего не слышите?
Кто прошел так тихо-тихо
Ну, конечно, не слониха,
И, конечно, бегемот
Тихо так пройти не мог.
И никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел,
И услышать не могли вы,
Как зеленые травинки,
Сняв зеленые ботинки,
Тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел.
И повсюду тишина.
Это значит, это значит :
Тише всех пришла (Весна ) .
III. Беседа о весне .
Так вот, кто следы оставил! Расскажите, какие следы весна оставляет на улице ?
Без чего не может наступить весна ? (без солнышка)
Но ведь зимой тоже светит солнышко.
Расскажите, какое солнышко вы любите?
IV. Упражнение на релаксацию.
Учитель : А сейчас закройте глазки, поднимите головки к солнышку, подставьте солнышку свои ладошки.
Наше солнышко взошло,
Стало здесь нам всем тепло.
Солнышко греет нам щёчки, носик, подбородок, ладошки. Вы чувствуете? А пока мы отдыхали, нам пришло письмо.
Как вы думаете, от кого?
А хотите узнать? Помогите открыть конверт. (Дети помогают учителю открыть конверт. В конверте приглашение в гости от зверей).
Учитель : Мы сегодня отправимся с вами в весенний лес.
Как вы думаете, на чём лучше всего путешествовать по лесу?
Дети предлагают разные варианты, а учитель старается выбрать самый приемлемый способ. Например, ребёнок предлагает отправиться в путешествие на поезде, учитель с учениками приходят к выводу, что колёса громко стучат, они распугают всех животных . На самолёте мы тоже ничего не увидим, так как он быстро летит. И так далее. В конце концов дети приходят к выводу, что лучше всего путешествовать по лесу пешком.
IV. Физкультминутка «По дорожке к лесу» (Дети выполняют движения за учителем)
Перепрыгиваем через ручеёк
Ходьба по камешкам
Пролезание под веточками
V. Повторение правил поведения в лесу.
На экране появляется картинка леса.
Учитель : Ребята, а лес нас не хочет пускать к себе. Он боится, что мы потревожим его жителей. А давайте-ка расскажем ему о том, как надо вести себя в лесу.
Сделайте шаг вперёд (на полу картинки с природоохранительными знаками. Дети берут по одной картинке и объясняют, почему надо ходить в лесу по дорожкам, почему нельзя подходить близко к гнёздам и т. д.)
А теперь посмотрим на экран, впустит нас лес? (Открывается картинка лесной поляны, звучат голоса птиц)
Как дышится в лесу (легко, там чистый воздух)
Чем пахнет в лесу? (травой, грибами, цветами)
А кто нас встретит в лесу? Давайте подумаем, какие животные будут нас встречать ?
1. Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живет, кур в деревне крадёт. (лиса)
2. Чьи это следы на экране? (заячьи)
4. А чьи это запасы (на экране шишки, грибы, жёлуди)
5. Работа в группах
Соберите разрезные картинки (медведь, ёж, барсук)
(На экране все животные , о которых загадывались загадки и составлялись картинки)
А как вы думаете, чем занимаются звери в лесу весной ?
VII. Показ презентации «Дикие животные весной »
Слайд 1. Весной от зимней спячки просыпаются медведи. Медведь оголодал, исхудал за зиму. Он ходит по лесу и ищет себе пищу.
Слайд 2. Ест всё, что ему попадётся : прошлогодние жёлуди, орехи, траву, коренья растений.
Слайд 3. Из животной пищи ест насекомых , раков, птиц и их яйца, муравьёв (при этом разрушает муравейники, мелких зверьков. А также очень любит рыбу.
Слайд 4. В конце зимы, в самую лютую стужу у медведиц рождаются медвежата. Рождаются они слепыми и весят всего полкило. Греются малыши возле матери и молочко посасывают
Так и лежат до весны .
Слайд 5. А весной медведица выводит своих медвежат из берлоги. Она учит их находить себе корм.
Учитель : А какие ещё животные просыпаются весной ?
Слайд 6. Рано весной просыпаются ежи . За время зимней спячки они тоже похудели. Весной ежи начинают усиленно питаться насекомыми, сверчками, тараканами, разными жуками.
Слайд 7. Они поедают также дождевых червей, птичьи яйца, лесных и полевых мышей.
Слайд 8. Весной ежиха выводят потомство. Она готовит для них хорошо выстланное травой гнездо. Своих детёнышей ежиха кормит молоком.
Учитель : Ребята, что общего в жизни медведя и ежа?
Теперь мы с вами поговорим о белке.
Слайд 9. Целыми днями перепрыгивает она с ветки на ветку. А кто знает, чем питается белка?
Слайд 10. Поздней весной белка выводит потомство. А как называются детки белочки? А какая окраска у белочки?
Знаете ли вы ещё зверя, который меняет свою окраску?
Слайд 11. Да, заяц-беляк меняет цвет своей шёрстки в зависимости от времени года. Зимой он покрыт белой шерстью, а в другие времена года серо-коричневатый.
Слайд 12. Весной у зайчихи появляется потомство. Зайчата рождаются зрячими, в тёплых шубках. Мама-зайчиха покормит их и убегает от них. А зайчата разбегаются и прячутся под кустами. Лежат там тихонечко, не пищат. А то вдруг ястреб заметит или лиса на след нападёт. Вот бежит другая зайчиха. Увидела зайчат, накормила их и дальше побежала. Так уж повелось у зайчих : всех зайчат общими считают.
Слайд 13. Весной рождаются детёныши и у лисы. Лиса роет или находит себе готовую нору. В ней и выводит своё потомство.
А как называются детки у лисы?
Слайд 14. И у волчицы в логове появляются 2-3 волчонка. Как и все звери она вскармливает их молоком. Когда молодые звери подрастают, родители учат их охотиться и скрываться от врагов.
Все звери весной линяют . Свою теплую зимнюю шубу они меняют на лёгкую летнюю.
VIII. Закрепление.
1. Игра «Правда-неправда»
(Учитель произносит предложения, а дети, если согласны с ним, то хлопают в ладошки. Если не согласны, то топают ногами)
- Весной животные линяют .
Зайчата рождаются слепыми и голыми.
У белки и зайца меняется окраска шерсти.
Многие животные весной выводят потомство .
Ежи весной впадают в спячку .
- Весной после долгого зимнего сна просыпаются медведи, ежи, ящерицы, змеи, лягушки.
2. Угадай, чей домик?
А чьи это дома? (На экране нора, берлога, дупло, куст)
IX. Экологическая работа.
А какое у вас мнение насчёт того, как мы должны обращаться с животными ?
В лесу есть люди, которые заботятся о лесе и следят за порядком. Их называют егерями. ЕГЕРЬ – это человек в охотничьем хозяйстве России. Он и сам охотник, а также помогает другим охотникам-любителям. Но главная его работа – это охрана леса и его обитателей. Он следит за тем, чтобы люди соблюдают правила поведения в лесу, а также закон об охоте. Весной у него особенно много работы. Он следит за тем, чтобы люди не охотились на животных , так как охота весной запрещена . Ведь у многих животных появляется в это время потомство. Если убьют родителей, то погибнут и их детёныши. Да и шерсть в это время у них некрасивая, так как они линяют.
Учитель : Ребята, егерь прислал нам вот эту корзину.
Как вы думаете, это для кого угощение?
(Учитель показывает детям большую корзинку, в которой лежат молоко, кора дерева, грибы, орехи, мёд, мясо и др. Дети садятся вместе с учителем на ковёр, разбирают корзину и предлагают, какому зверю что отдать)
Кого встречали в лесу?
Как их назвать одним словом? (звери)
Чем отличаются звери от других животных ? (4 ноги, тело покрыто шерстью)
Подготовленные заранее дети читают стихи об охране животных .
А теперь давайте тихо уйдём из леса так, чтобы не потревожить животных . А корзинку оставим зверюшкам. (Дети тихо на цыпочках покидают группу)
Методические рекомендации... материал усваивается прочнее без переутомления и увеличения учебного времени. Методические рекомендации по использованию дидактических ... игр с мячом в работе с детьми по коррекции речи...
Методические рекомендации по использованию икт на уроках информатики, математики и физики
Методические рекомендацииМетодические рекомендации по использованию ИКТ на уроках информатики, математики и... достижения следующих дидактических целей: Эффективное предъявление большого по объему теоретического материала ; Развитие навыков...
Методические рекомендации по использованию комплекта печатных наглядных пособий (плакатов) «Информатика и информационные технологии»
Методические рекомендацииМетодические рекомендации по использованию комплекта печатных наглядных пособий (плакатов) «Информатика и информационные технологии» 5-6 классы Методические рекомендации по использованию комплекта печатных...
Методические рекомендации по использованию возможностей интерактивной доски smart board в процессе преподавания информатики Щепакина Т. Е
Методические рекомендацииМетодические рекомендации по использованию возможностей интерактивной доски SMART ... работы в классе. Для дидактического обеспечения выполнения данного задания учитель... слайдов (содержащих только иллюстративный материал , либо иллюстрации, дополненные...
Методические рекомендации по использованию методических средств используемых логопедом пмпк для детей младшего школьного возраста (от 7 до 11 лет) и выделяемых сфер анализа психического развития,
Методические рекомендацииМеждународной классификации функционирования 8.1 Методические рекомендации по использованию методических средств используемых логопедом ПМПК... Бессонова. - М., Аркти, 2000. Грибова, О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. Звуковой строй...
Пробуждение Наступила весна , просыпаются звери, которые всю зиму спали. Они выходят из своих убежищ сильно похудевшими и начинают разыскивать корм. - Назовите их.
Какие животные просыпаются весной? барсуки лемуры карликовые лягушки суслики австралийские ехидны сурки хомяки летучие мыши ежи Сони бурундуки Спячка бывает как зимней так и летней. Зимой у многих животных затруднен или отсутствует доступ к корму, поэтому они вынуждены впадать в спячку, чтобы дотянуть до весны. Животные , впадающие в спячку, замедляют дыхание, у них снижается температура тела и пульс. Во время спячки у животных замедляются все процессы жизнедеятельности. Перед тем, как впасть в спячку, животные усиленно питаются, чтобы накопить достаточно энергии на время спячки.
Линька шерсти Весной звери линяют. Свою теплую шубу они меняют на легкую летнюю. У Животных не впадающих в зимнюю спячку, ежегодно наблюдается осенняя и весенняя линька (собака, кошка). У млекопитающих, впадающих в зимнюю спячку, линька происходит только лето м. У зайца и белки меняется окрас меха. У зайцев меняется окрас шерсти для того, чтобы быть менее заметным после таяния белого снега.
Потомство У большинства зверей весной рождаются детеныши. Взрослые животные заботятся о своем потомстве: кормят, защищают их от врагов.
Прилёт птиц Почему многие птицы улетают осень ю в теплые края? Почему они возвращаются весной? Как называют птиц, которые осень ю улетают в теплые края, а по весне возвращаются? А сейчас мы узнаем, какие птицы возвращаются в родные края.
Отгадайте загадки Ты его узнаешь сразу: Белоклювый, черномазый. Он за плугом важно ходит, Червяков, жуков находит. Верный страж и друг полей, Первый вестник теплых дней. Грачи прилетают раньше других птиц, в середине марта. Их называют предвестниками весны. Гнездятся на деревьях. Строят по несколько больших гнезд. Живут колониями дружно и шумно.
Следующая загадка Я выступаю перед вами Как молодой весны гонец. Я рад увидеться с друзьями, Ну, а зовут меня… Гнездятся эти птицы в самых разнообразных местах: в дуплах деревьев, под крышами домов, в расщелинах, могут использовать гнезда других птиц. Но люди, стараясь привлечь к своим садам эту полезную птицу, развешивают скворечники, и скворцы охотно селятся в них. Скворцы полезны тем, что они уничтожают большое количество вредных насекомых.
Следующая загадка Гнездо своё он в поле вьёт, Где тянутся растения. Его и песни, и полёт, Вошли в стихотворение. Хочет прямо полетит, Хочет в воздухе висит, Камнем падает с высот И в полях поёт, поёт. Жаворонок устраивает гнездо в лугах, в засеянных полях. Гнездо очень простое, строится в ямке на земле, среди травы. Жаворонок использует стебли и корешки травы, внутри гнездо укладывается мягкой шерстью, конским волосом и пухом. Гнездо свое он очень хорошо прячет, поэтому его трудно обнаружить.
И еще загадка Никогда Не строит для себя гнезда. Соседкам яйца оставляет И о птенцах не вспоминает. Прилетает кукушка в конце апреля, начале мая. Гнезд своих не вьет, а подбрасывает яйца другим птицам. Кукушка прожорливая птица, поэтому приемным родителям очень тяжело прокормить кукушонка. Но не смотря на это, птица приносит большую пользу: она поедает таких гусениц, которых другие птицы не едят. Ведь среди гусениц есть ядовитые. А кукушка ест всех подряд.
А задумались ли вы о том, как мы должны относиться к птицам?Выберите правильный ответ. Вывешивать скворечники весной. Стрелять из рогатки по птицам. Помогать больной или раненой птице. Разорять птичьи гнезда. Подкармливать птиц ранней весной. Уносить домой здоровых птенцов. Изучать птиц.
- показать изменения в жизни животных с приходом весны,
- проследить связи живой и неживой природы,
- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ее обитателям.
1. Погружение в тему.
- О каком времени года это стихотворение? Почему?
Растаял снег среди полей,- Назовите признаки наступления весны в неживой природе.
Сбегает под гору ручей,
И пробивается трава.
В лесу фиалки распустились,
И яркой зеленью оделись
Кусточки все и дерева.
(повышение температуры, т.е. увеличение количества тепла)
- Почему потеплело? (солнце поднялось выше над горизонтом)
- Происходят ли изменения в жизни диких животных с наступлением весны?
- Что вы знаете об этом?
- Хотите узнать еще больше?
- Давайте посвятим этому наш урок.
- Сформулируйте тему нашего урока.
- Какую цель поставим перед собой на данный урок?
2.Словарь.
- Какие изменения в жизни диких животных происходят с наступлением тепла?
(линька)
- Что такое линька? (предположительные ответы детей)
Учитель: Линька - это приспособление к окружающей среде, подготовка к жаркому времени года. Животные меняют теплую шубу на более редкий, короткий и не такой теплый шерстяной покров. Некоторые животные в процессе линьки меняют цвет своей шкуры.
- Какие это животные? (заяц, белка, песец)
- Почему изменяется их окраска? (возможность быть незамеченным от врагов, т.е. это приспособление к окружающей среде)
3. Животные, которые впадают в спячку.
– Животные по- разному встречают весну. Как? Давайте послушаем.
(разыгрывается детьми сценка)
Девочка: Миша, расскажи, как ты весну чуть не проспал!
Медведь:
Без забот и без тревогиДевочка:
Спал я в тепленькой берлоге.
Спал всю зиму до весны
И, конечно, видел сны.
Вдруг проснулся косолапый.Медведь:
Слышит – каплет.
Вот беда!Девочка: Заспешил медведь наружу
В темноте пошарил лапой
И вскочил – кругом вода!
Медведь: Заливает! Не до сна!
Девочка: вылез он и видит:
Медведь: Лужи! Тает снег! Пришла весна!
- Что изменилось в жизни медведя с приходом весны? (он пробуждается от спячки, выходит из берлоги)
- Какие животные еще пробуждаются от спячки? (еж, барсук, бурундук )
- Как вы думаете, почему они пробуждаются? (ответы детей)
Учитель : Оказывается, в организме есть особые часы, которые отчитывают время независимо от внешних условий. Посади такое животное в постоянную темноту, внутренние часы все равно будут показывать, когда день, а когда ночь. Также они показывают и время года, хотя вокруг в норе ничего не изменилось. По этим часам и просыпаются в норах и берлогах зимние « засони». Медведь просыпается в марте и с этого времени не спит, а слегка дремлет, ждет подходящей погоды, чтобы выйти из берлоги. Барсук, проснувшись тоже рано, часто выбегает посмотреть на первую оттепель. Он « легок на подъем», да и запасы на весну у него имеются. А если зима вернется, то барсук еще может поспать.
4. Растительный и животный мир весной.
- Изменяется ли растительный мир с наступлением тепла? Как? (появляется трава, цветы, листья на деревьях)
- Чем являются растения для некоторых животных? (пищей)
Разные животные питаются по-разному.
- Как называются животные, которые питаются плодами, семенами, ветвями и листьями растений?
(это растительноядные - слово на доске)
- Как называются животные, которые питаются другими животными, своими собратьями?
(это хищники или плотоядные – слово на доске) Хищников еще называют зверями.
-Как называются животные, которые поедают и растительную и животную пищу?
(это всеядные - слово на доске)
Работа по группам.
Каждой группе даются картинки с изображением различных животных. Это могут быть белка, заяц, мышь, лиса, лось, волк, медведь, рысь и т.д.
Задания.
1) Распределить данных животных по группам: растительноядные, хищники, всеядные.
(проверка работы)
2) Составить различные пищевые цепочки. (невозможно)
- Почему невозможно составить пищевые цепочки? (нет звена – растения)
- Добавьте необходимое звено и составьте цепочки питания.
(проверка работы)
5. Рождение нового потомства.
- Какое важное событие происходит у животных весной? (рождение детенышей)
- Почему весной? (весной повышается комфортность среды обитания: становится тепло, А главное появляется много корма)
Корм у различных животных разный, его обилие наступает в разные сроки, поэтому не все животные начинают размножаться в одно и тоже время.
- У какой группы животных детеныши появляются раньше?
(у растительноядных)
- Почему? (неограниченное количество пищи, пища появляется очень рано)
Как заметили ученые, количество рожденных детенышей зависит и от размера тела животного. Чем мельче животное, тем больше детенышей у него рождается, т.к. продолжительность развития детенышей разная.
- Назовите самое маленькое по размерам животное из тех, с которыми вы работали в группе (мышь).
Учитель: Мыши – полевки очень плодовиты. Развитие новорожденных идет быстро: с момента рождения до ухода от родителей проходит 20 дней. За весну- лето одна мышь может дать потомство из около 30 полевок.
Более крупные животные (бурундуки, белки, зайцы, ежи) воспитывают своих детенышей уже дольше: 1,5 – 2 месяца. За сезон рождается на 10- 15 детенышей меньше, чем у полевок.
- Послушайте, что вам расскажут о своем рождении Бельчонок, Ежонок, Зайчонок.
(дети в масках- шапочках разыгрывают сценку)
Б.: Ой, ежонок, какой ты колючий!
Е.: Да, шубка у меня колючая. Но, имея такую шубку, никого не боюсь. Появится опасность – свернусь в клубок – попробуй-ка тронь меня, сразу получишь тысячу уколов.
Б.: А родился ты тоже с иголками?
Е.: Ежи рождаются без иголок и слепые. На розовом теле у нас только множество бугорков. Иголки на их месте появляются через несколько часов. Сначала они мягкие и светлые: но постепенно твердеют и темнеют. Иголки мои растут очень быстро.
Б.: А я тоже родился голым и слепым. Но в нашем дупле мне не было холодно, потому, что моя заботливая мама согревала меня и укутывала мягкой подстилкой.
З.: а я свою маму не помню! И дома у меня нет!
Б.: Как это? Почему?
З.: Я родился прямо на земле сразу зрячим, покрытым шерстью. Мама меня покормила молоком, оставила под кустом и убежала.
Е.: И тебе не хотелось есть?
З.: Нет, молоко у мамы питательное и жирное, поэтому 3-4 дня я не голоден.
Б.: А как же на следующие дни?
З.: А я когда захочется, есть, начинаю передвигаться, оставляя пахучий след от лап. По этому следу меня находит любая зайчиха и кормит молоком. И опять на 3-4 дня. А когда я подрасту, я начинаю питаться травой.
- Что нового вы узнали о рождении и первых днях жизни животных?
- Каким рождается ежонок?
-Почему бельчонку не холодно в дупле?
- Почему зайчонок не знает своей мамы?
Учитель: Покидая новорожденных зайчат, зайчиха тем самым проявляет заботу о них. Покинутый зайчонок не имеет запаха, сидит он неподвижно, имеет хорошую защитную окраску, и ни один хищник не может учуять его даже с близкого расстояния.
А как же воспитывают своих детенышей более крупные животные – хищники? Время воспитания детенышей у них увеличивается до 1 года, количество детенышей от 4- 6.
Воспитанием детенышей занимается волк и волчица. Детеныши волков очень долго остаются под опекой родителей в своем логове. В 1,5 – 2 месяца они только перестают сосать материнское молоко, и родители начинают приучать их к обычной пище. Волчат сначала кормят отрыгиваемой пищей. Затем начинают приносить убитую добычу и помогают детенышам их разрывать. Ближе к осени им приносят полуживую добычу и учат ее убивать. Осенью молодые учатся охоте под руководством родителей. Волки сопровождают своих детей всю зиму, а весной они начинают самостоятельную жизнь (рассказ сопровождается показом картины « Волки весной»).
Таким образом, чем хищники крупнее, тем меньше у них рождается потомства, т.к. время их воспитания целый год (вспомните мелких животных, у которых это время намного меньше)
- Какое животное самое крупное в нашем крае? (медведь)
- Послушайте, как воспитывает свое потомство...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)! |