Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром Тема: Дикие животные весной. Животные в разное время года Почему у большинства животных детеныши появляются весной

Татьяна Сладкова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром Тема: Дикие животные весной.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

Тема : Дикие животные весной .

Цель : Дать представление об изменениях в жизни диких животных весной .

Задачи :

Закрепить знания о признаках весны ;

Расширить словарный запас за счёт существительных-названий

детёнышей животных , профессий людей (егерь) ;

Учить отвечать на вопросы полными ответами;

Развивать логическое мышление через отгадывание загадок;

Развивать слуховое и зрительное внимание, память;

Заложить основы экологического воспитания;

Оборудование : презентация к уроку, презентация физкультминутки «Танцуем с животными » , природоохранные знаки, корзина с угощением для зверушек, разрезные картинки.

Ход занятия.

I. Эмоциональный настрой.

Учитель : Я хочу подарить вам свою улыбку! Улыбнёмся друг другу. А теперь повернитесь к гостям и поделитесь с ними своей улыбой.

II. Введение в тему занятия .

Учитель :

Мне очень нужна ваша помощь. Когда я шла в школу, то на улице заметила следы! Но вот я никак не пойму, кто же их оставил? Прислушайтесь. Вы ничего не слышите?

Кто прошел так тихо-тихо

Ну, конечно, не слониха,

И, конечно, бегемот

Тихо так пройти не мог.

И никто из вас не слышал,

Как листок из почки вышел,

И услышать не могли вы,

Как зеленые травинки,

Сняв зеленые ботинки,

Тихо вышли из земли.

И подснежник тихо вышел.

И повсюду тишина.

Это значит, это значит :

Тише всех пришла (Весна ) .

III. Беседа о весне .

Так вот, кто следы оставил! Расскажите, какие следы весна оставляет на улице ?

Без чего не может наступить весна ? (без солнышка)

Но ведь зимой тоже светит солнышко.

Расскажите, какое солнышко вы любите?

IV. Упражнение на релаксацию.

Учитель : А сейчас закройте глазки, поднимите головки к солнышку, подставьте солнышку свои ладошки.

Наше солнышко взошло,

Стало здесь нам всем тепло.

Солнышко греет нам щёчки, носик, подбородок, ладошки. Вы чувствуете? А пока мы отдыхали, нам пришло письмо.

Как вы думаете, от кого?

А хотите узнать? Помогите открыть конверт. (Дети помогают учителю открыть конверт. В конверте приглашение в гости от зверей).

Учитель : Мы сегодня отправимся с вами в весенний лес.

Как вы думаете, на чём лучше всего путешествовать по лесу?

Дети предлагают разные варианты, а учитель старается выбрать самый приемлемый способ. Например, ребёнок предлагает отправиться в путешествие на поезде, учитель с учениками приходят к выводу, что колёса громко стучат, они распугают всех животных . На самолёте мы тоже ничего не увидим, так как он быстро летит. И так далее. В конце концов дети приходят к выводу, что лучше всего путешествовать по лесу пешком.

IV. Физкультминутка «По дорожке к лесу» (Дети выполняют движения за учителем)

Перепрыгиваем через ручеёк

Ходьба по камешкам

Пролезание под веточками

V. Повторение правил поведения в лесу.

На экране появляется картинка леса.

Учитель : Ребята, а лес нас не хочет пускать к себе. Он боится, что мы потревожим его жителей. А давайте-ка расскажем ему о том, как надо вести себя в лесу.

Сделайте шаг вперёд (на полу картинки с природоохранительными знаками. Дети берут по одной картинке и объясняют, почему надо ходить в лесу по дорожкам, почему нельзя подходить близко к гнёздам и т. д.)

А теперь посмотрим на экран, впустит нас лес? (Открывается картинка лесной поляны, звучат голоса птиц)

Как дышится в лесу (легко, там чистый воздух)

Чем пахнет в лесу? (травой, грибами, цветами)

А кто нас встретит в лесу? Давайте подумаем, какие животные будут нас встречать ?

1. Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живет, кур в деревне крадёт. (лиса)

2. Чьи это следы на экране? (заячьи)

4. А чьи это запасы (на экране шишки, грибы, жёлуди)

5. Работа в группах

Соберите разрезные картинки (медведь, ёж, барсук)

(На экране все животные , о которых загадывались загадки и составлялись картинки)

А как вы думаете, чем занимаются звери в лесу весной ?

VII. Показ презентации «Дикие животные весной »

Слайд 1. Весной от зимней спячки просыпаются медведи. Медведь оголодал, исхудал за зиму. Он ходит по лесу и ищет себе пищу.

Слайд 2. Ест всё, что ему попадётся : прошлогодние жёлуди, орехи, траву, коренья растений.

Слайд 3. Из животной пищи ест насекомых , раков, птиц и их яйца, муравьёв (при этом разрушает муравейники, мелких зверьков. А также очень любит рыбу.

Слайд 4. В конце зимы, в самую лютую стужу у медведиц рождаются медвежата. Рождаются они слепыми и весят всего полкило. Греются малыши возле матери и молочко посасывают

Так и лежат до весны .

Слайд 5. А весной медведица выводит своих медвежат из берлоги. Она учит их находить себе корм.

Учитель : А какие ещё животные просыпаются весной ?

Слайд 6. Рано весной просыпаются ежи . За время зимней спячки они тоже похудели. Весной ежи начинают усиленно питаться насекомыми, сверчками, тараканами, разными жуками.

Слайд 7. Они поедают также дождевых червей, птичьи яйца, лесных и полевых мышей.

Слайд 8. Весной ежиха выводят потомство. Она готовит для них хорошо выстланное травой гнездо. Своих детёнышей ежиха кормит молоком.

Учитель : Ребята, что общего в жизни медведя и ежа?

Теперь мы с вами поговорим о белке.

Слайд 9. Целыми днями перепрыгивает она с ветки на ветку. А кто знает, чем питается белка?

Слайд 10. Поздней весной белка выводит потомство. А как называются детки белочки? А какая окраска у белочки?

Знаете ли вы ещё зверя, который меняет свою окраску?

Слайд 11. Да, заяц-беляк меняет цвет своей шёрстки в зависимости от времени года. Зимой он покрыт белой шерстью, а в другие времена года серо-коричневатый.

Слайд 12. Весной у зайчихи появляется потомство. Зайчата рождаются зрячими, в тёплых шубках. Мама-зайчиха покормит их и убегает от них. А зайчата разбегаются и прячутся под кустами. Лежат там тихонечко, не пищат. А то вдруг ястреб заметит или лиса на след нападёт. Вот бежит другая зайчиха. Увидела зайчат, накормила их и дальше побежала. Так уж повелось у зайчих : всех зайчат общими считают.

Слайд 13. Весной рождаются детёныши и у лисы. Лиса роет или находит себе готовую нору. В ней и выводит своё потомство.

А как называются детки у лисы?

Слайд 14. И у волчицы в логове появляются 2-3 волчонка. Как и все звери она вскармливает их молоком. Когда молодые звери подрастают, родители учат их охотиться и скрываться от врагов.

Все звери весной линяют . Свою теплую зимнюю шубу они меняют на лёгкую летнюю.

VIII. Закрепление.

1. Игра «Правда-неправда»

(Учитель произносит предложения, а дети, если согласны с ним, то хлопают в ладошки. Если не согласны, то топают ногами)

- Весной животные линяют .

Зайчата рождаются слепыми и голыми.

У белки и зайца меняется окраска шерсти.

Многие животные весной выводят потомство .

Ежи весной впадают в спячку .

- Весной после долгого зимнего сна просыпаются медведи, ежи, ящерицы, змеи, лягушки.

2. Угадай, чей домик?

А чьи это дома? (На экране нора, берлога, дупло, куст)

IX. Экологическая работа.

А какое у вас мнение насчёт того, как мы должны обращаться с животными ?

В лесу есть люди, которые заботятся о лесе и следят за порядком. Их называют егерями. ЕГЕРЬ – это человек в охотничьем хозяйстве России. Он и сам охотник, а также помогает другим охотникам-любителям. Но главная его работа – это охрана леса и его обитателей. Он следит за тем, чтобы люди соблюдают правила поведения в лесу, а также закон об охоте. Весной у него особенно много работы. Он следит за тем, чтобы люди не охотились на животных , так как охота весной запрещена . Ведь у многих животных появляется в это время потомство. Если убьют родителей, то погибнут и их детёныши. Да и шерсть в это время у них некрасивая, так как они линяют.

Учитель : Ребята, егерь прислал нам вот эту корзину.

Как вы думаете, это для кого угощение?

(Учитель показывает детям большую корзинку, в которой лежат молоко, кора дерева, грибы, орехи, мёд, мясо и др. Дети садятся вместе с учителем на ковёр, разбирают корзину и предлагают, какому зверю что отдать)

Кого встречали в лесу?

Как их назвать одним словом? (звери)

Чем отличаются звери от других животных ? (4 ноги, тело покрыто шерстью)

Подготовленные заранее дети читают стихи об охране животных .

А теперь давайте тихо уйдём из леса так, чтобы не потревожить животных . А корзинку оставим зверюшкам. (Дети тихо на цыпочках покидают группу)

Методические рекомендации

... материал усваивается прочнее без переутомления и увеличения учебного времени. Методические рекомендации по использованию дидактических ... игр с мячом в работе с детьми по коррекции речи...

  • Методические рекомендации по использованию икт на уроках информатики, математики и физики

    Методические рекомендации

    Методические рекомендации по использованию ИКТ на уроках информатики, математики и... достижения следующих дидактических целей: Эффективное предъявление большого по объему теоретического материала ; Развитие навыков...

  • Методические рекомендации по использованию комплекта печатных наглядных пособий (плакатов) «Информатика и информационные технологии»

    Методические рекомендации

    Методические рекомендации по использованию комплекта печатных наглядных пособий (плакатов) «Информатика и информационные технологии» 5-6 классы Методические рекомендации по использованию комплекта печатных...

  • Методические рекомендации по использованию возможностей интерактивной доски smart board в процессе преподавания информатики Щепакина Т. Е

    Методические рекомендации

    Методические рекомендации по использованию возможностей интерактивной доски SMART ... работы в классе. Для дидактического обеспечения выполнения данного задания учитель... слайдов (содержащих только иллюстративный материал , либо иллюстрации, дополненные...

  • Методические рекомендации по использованию методических средств используемых логопедом пмпк для детей младшего школьного возраста (от 7 до 11 лет) и выделяемых сфер анализа психического развития,

    Методические рекомендации

    Международной классификации функционирования 8.1 Методические рекомендации по использованию методических средств используемых логопедом ПМПК... Бессонова. - М., Аркти, 2000. Грибова, О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. Звуковой строй...


  • Пробуждение Наступила весна , просыпаются звери, которые всю зиму спали. Они выходят из своих убежищ сильно похудевшими и начинают разыскивать корм. - Назовите их.


    Какие животные просыпаются весной? барсуки лемуры карликовые лягушки суслики австралийские ехидны сурки хомяки летучие мыши ежи Сони бурундуки Спячка бывает как зимней так и летней. Зимой у многих животных затруднен или отсутствует доступ к корму, поэтому они вынуждены впадать в спячку, чтобы дотянуть до весны. Животные , впадающие в спячку, замедляют дыхание, у них снижается температура тела и пульс. Во время спячки у животных замедляются все процессы жизнедеятельности. Перед тем, как впасть в спячку, животные усиленно питаются, чтобы накопить достаточно энергии на время спячки.


    Линька шерсти Весной звери линяют. Свою теплую шубу они меняют на легкую летнюю. У Животных не впадающих в зимнюю спячку, ежегодно наблюдается осенняя и весенняя линька (собака, кошка). У млекопитающих, впадающих в зимнюю спячку, линька происходит только лето м. У зайца и белки меняется окрас меха. У зайцев меняется окрас шерсти для того, чтобы быть менее заметным после таяния белого снега.


    Потомство У большинства зверей весной рождаются детеныши. Взрослые животные заботятся о своем потомстве: кормят, защищают их от врагов.


    Прилёт птиц Почему многие птицы улетают осень ю в теплые края? Почему они возвращаются весной? Как называют птиц, которые осень ю улетают в теплые края, а по весне возвращаются? А сейчас мы узнаем, какие птицы возвращаются в родные края.


    Отгадайте загадки Ты его узнаешь сразу: Белоклювый, черномазый. Он за плугом важно ходит, Червяков, жуков находит. Верный страж и друг полей, Первый вестник теплых дней. Грачи прилетают раньше других птиц, в середине марта. Их называют предвестниками весны. Гнездятся на деревьях. Строят по несколько больших гнезд. Живут колониями дружно и шумно.


    Следующая загадка Я выступаю перед вами Как молодой весны гонец. Я рад увидеться с друзьями, Ну, а зовут меня… Гнездятся эти птицы в самых разнообразных местах: в дуплах деревьев, под крышами домов, в расщелинах, могут использовать гнезда других птиц. Но люди, стараясь привлечь к своим садам эту полезную птицу, развешивают скворечники, и скворцы охотно селятся в них. Скворцы полезны тем, что они уничтожают большое количество вредных насекомых.


    Следующая загадка Гнездо своё он в поле вьёт, Где тянутся растения. Его и песни, и полёт, Вошли в стихотворение. Хочет прямо полетит, Хочет в воздухе висит, Камнем падает с высот И в полях поёт, поёт. Жаворонок устраивает гнездо в лугах, в засеянных полях. Гнездо очень простое, строится в ямке на земле, среди травы. Жаворонок использует стебли и корешки травы, внутри гнездо укладывается мягкой шерстью, конским волосом и пухом. Гнездо свое он очень хорошо прячет, поэтому его трудно обнаружить.


    И еще загадка Никогда Не строит для себя гнезда. Соседкам яйца оставляет И о птенцах не вспоминает. Прилетает кукушка в конце апреля, начале мая. Гнезд своих не вьет, а подбрасывает яйца другим птицам. Кукушка прожорливая птица, поэтому приемным родителям очень тяжело прокормить кукушонка. Но не смотря на это, птица приносит большую пользу: она поедает таких гусениц, которых другие птицы не едят. Ведь среди гусениц есть ядовитые. А кукушка ест всех подряд.


    А задумались ли вы о том, как мы должны относиться к птицам?Выберите правильный ответ. Вывешивать скворечники весной. Стрелять из рогатки по птицам. Помогать больной или раненой птице. Разорять птичьи гнезда. Подкармливать птиц ранней весной. Уносить домой здоровых птенцов. Изучать птиц.

    Цель :
    • показать изменения в жизни животных с приходом весны,
    • проследить связи живой и неживой природы,
    • воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ее обитателям.
    Ход урока
    1. Погружение в тему.
    - О каком времени года это стихотворение? Почему?
    Растаял снег среди полей,
    Сбегает под гору ручей,
    И пробивается трава.
    В лесу фиалки распустились,
    И яркой зеленью оделись
    Кусточки все и дерева.
    - Назовите признаки наступления весны в неживой природе.
    (повышение температуры, т.е. увеличение количества тепла)
    - Почему потеплело? (солнце поднялось выше над горизонтом)
    - Происходят ли изменения в жизни диких животных с наступлением весны?
    - Что вы знаете об этом?
    - Хотите узнать еще больше?
    - Давайте посвятим этому наш урок.
    - Сформулируйте тему нашего урока.
    - Какую цель поставим перед собой на данный урок?
    2.Словарь.
    - Какие изменения в жизни диких животных происходят с наступлением тепла?
    (линька)
    - Что такое линька? (предположительные ответы детей)
    Учитель: Линька - это приспособление к окружающей среде, подготовка к жаркому времени года. Животные меняют теплую шубу на более редкий, короткий и не такой теплый шерстяной покров. Некоторые животные в процессе линьки меняют цвет своей шкуры.
    - Какие это животные? (заяц, белка, песец)
    - Почему изменяется их окраска? (возможность быть незамеченным от врагов, т.е. это приспособление к окружающей среде)
    3. Животные, которые впадают в спячку.
    – Животные по- разному встречают весну. Как? Давайте послушаем.
    (разыгрывается детьми сценка)
    Девочка: Миша, расскажи, как ты весну чуть не проспал!
    Медведь:
    Без забот и без тревоги
    Спал я в тепленькой берлоге.
    Спал всю зиму до весны
    И, конечно, видел сны.
    Девочка:
    Вдруг проснулся косолапый.
    Слышит – каплет.
    Медведь:
    Вот беда!
    В темноте пошарил лапой
    И вскочил – кругом вода!
    Девочка: Заспешил медведь наружу
    Медведь: Заливает! Не до сна!
    Девочка: вылез он и видит:
    Медведь: Лужи! Тает снег! Пришла весна!
    - Что изменилось в жизни медведя с приходом весны? (он пробуждается от спячки, выходит из берлоги)
    - Какие животные еще пробуждаются от спячки? (еж, барсук, бурундук )
    - Как вы думаете, почему они пробуждаются? (ответы детей)
    Учитель : Оказывается, в организме есть особые часы, которые отчитывают время независимо от внешних условий. Посади такое животное в постоянную темноту, внутренние часы все равно будут показывать, когда день, а когда ночь. Также они показывают и время года, хотя вокруг в норе ничего не изменилось. По этим часам и просыпаются в норах и берлогах зимние « засони». Медведь просыпается в марте и с этого времени не спит, а слегка дремлет, ждет подходящей погоды, чтобы выйти из берлоги. Барсук, проснувшись тоже рано, часто выбегает посмотреть на первую оттепель. Он « легок на подъем», да и запасы на весну у него имеются. А если зима вернется, то барсук еще может поспать.
    4. Растительный и животный мир весной.
    - Изменяется ли растительный мир с наступлением тепла? Как? (появляется трава, цветы, листья на деревьях)
    - Чем являются растения для некоторых животных? (пищей)
    Разные животные питаются по-разному.
    - Как называются животные, которые питаются плодами, семенами, ветвями и листьями растений?
    (это растительноядные - слово на доске)
    - Как называются животные, которые питаются другими животными, своими собратьями?
    (это хищники или плотоядные – слово на доске) Хищников еще называют зверями.
    -Как называются животные, которые поедают и растительную и животную пищу?
    (это всеядные - слово на доске)
    Работа по группам.
    Каждой группе даются картинки с изображением различных животных. Это могут быть белка, заяц, мышь, лиса, лось, волк, медведь, рысь и т.д.
    Задания.
    1) Распределить данных животных по группам: растительноядные, хищники, всеядные.
    (проверка работы)
    2) Составить различные пищевые цепочки. (невозможно)
    - Почему невозможно составить пищевые цепочки? (нет звена – растения)
    - Добавьте необходимое звено и составьте цепочки питания.
    (проверка работы)
    5. Рождение нового потомства.
    - Какое важное событие происходит у животных весной? (рождение детенышей)
    - Почему весной? (весной повышается комфортность среды обитания: становится тепло, А главное появляется много корма)
    Корм у различных животных разный, его обилие наступает в разные сроки, поэтому не все животные начинают размножаться в одно и тоже время.
    - У какой группы животных детеныши появляются раньше?
    (у растительноядных)
    - Почему? (неограниченное количество пищи, пища появляется очень рано)
    Как заметили ученые, количество рожденных детенышей зависит и от размера тела животного. Чем мельче животное, тем больше детенышей у него рождается, т.к. продолжительность развития детенышей разная.
    - Назовите самое маленькое по размерам животное из тех, с которыми вы работали в группе (мышь).
    Учитель: Мыши – полевки очень плодовиты. Развитие новорожденных идет быстро: с момента рождения до ухода от родителей проходит 20 дней. За весну- лето одна мышь может дать потомство из около 30 полевок.
    Более крупные животные (бурундуки, белки, зайцы, ежи) воспитывают своих детенышей уже дольше: 1,5 – 2 месяца. За сезон рождается на 10- 15 детенышей меньше, чем у полевок.
    - Послушайте, что вам расскажут о своем рождении Бельчонок, Ежонок, Зайчонок.
    (дети в масках- шапочках разыгрывают сценку)
    Б.: Ой, ежонок, какой ты колючий!
    Е.: Да, шубка у меня колючая. Но, имея такую шубку, никого не боюсь. Появится опасность – свернусь в клубок – попробуй-ка тронь меня, сразу получишь тысячу уколов.
    Б.: А родился ты тоже с иголками?
    Е.: Ежи рождаются без иголок и слепые. На розовом теле у нас только множество бугорков. Иголки на их месте появляются через несколько часов. Сначала они мягкие и светлые: но постепенно твердеют и темнеют. Иголки мои растут очень быстро.
    Б.: А я тоже родился голым и слепым. Но в нашем дупле мне не было холодно, потому, что моя заботливая мама согревала меня и укутывала мягкой подстилкой.
    З.: а я свою маму не помню! И дома у меня нет!
    Б.: Как это? Почему?
    З.: Я родился прямо на земле сразу зрячим, покрытым шерстью. Мама меня покормила молоком, оставила под кустом и убежала.
    Е.: И тебе не хотелось есть?
    З.: Нет, молоко у мамы питательное и жирное, поэтому 3-4 дня я не голоден.
    Б.: А как же на следующие дни?
    З.: А я когда захочется, есть, начинаю передвигаться, оставляя пахучий след от лап. По этому следу меня находит любая зайчиха и кормит молоком. И опять на 3-4 дня. А когда я подрасту, я начинаю питаться травой.
    - Что нового вы узнали о рождении и первых днях жизни животных?
    - Каким рождается ежонок?
    -Почему бельчонку не холодно в дупле?
    - Почему зайчонок не знает своей мамы?
    Учитель: Покидая новорожденных зайчат, зайчиха тем самым проявляет заботу о них. Покинутый зайчонок не имеет запаха, сидит он неподвижно, имеет хорошую защитную окраску, и ни один хищник не может учуять его даже с близкого расстояния.
    А как же воспитывают своих детенышей более крупные животные – хищники? Время воспитания детенышей у них увеличивается до 1 года, количество детенышей от 4- 6.
    Воспитанием детенышей занимается волк и волчица. Детеныши волков очень долго остаются под опекой родителей в своем логове. В 1,5 – 2 месяца они только перестают сосать материнское молоко, и родители начинают приучать их к обычной пище. Волчат сначала кормят отрыгиваемой пищей. Затем начинают приносить убитую добычу и помогают детенышам их разрывать. Ближе к осени им приносят полуживую добычу и учат ее убивать. Осенью молодые учатся охоте под руководством родителей. Волки сопровождают своих детей всю зиму, а весной они начинают самостоятельную жизнь (рассказ сопровождается показом картины « Волки весной»).
    Таким образом, чем хищники крупнее, тем меньше у них рождается потомства, т.к. время их воспитания целый год (вспомните мелких животных, у которых это время намного меньше)
    - Какое животное самое крупное в нашем крае? (медведь)
    - Послушайте, как воспитывает свое потомство...
    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!