Конспект НОД «Путешествие в осенний лес». Средняя группа

Цели:
-Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
-Активизировать глагольный словарь по данной теме.
-Продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ.
-Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.
-Продолжать учить согласовывать движения с речью.
-Развивать мелкую моторику пальцев рук умение рисовать.
Интегрирование по разделам: познание, развитие речи, изо, физическая культура.
Оборудование: мяч, карточки с изображением животных, грибов, зонт.
Словарная работа: Игра «Скажи наоборот»
Ход занятия
Дети сидят на стульчиках. Я предлагаю послушать стихотворение Елены трутневой «Осень».
Стало вдруг светлее вдвое
Двор как в солнечных лучах
Это платье золотое
У березы на плечах.
Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем,
И летят, летят, летят…
Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетают журавли.
Все летит! Должно быть, это
Пролетает наше лето.
- О каком времени года говорилось в стихотворении?
- Назовите осенние месяца?
- Осень в сентябре какая? (осень в сентябре ранняя)
- Осень в октябре какая? А в ноябре?
- Сегодня мы отправимся в осенний лес. Хотите в осенний лес.
Но чтобы в него попасть нужно выполнить мое задание. Оно называется «Скажи наоборот» (с мячом). Организовали круг
Большой – маленький
Громко – тихо
Высокий – низкий
Открыть – закрыть
Пустой – полный
Вежливый – грубый
Легко – трудно
Тепло – холодно
Сильный – слабый
Солнечный – пасмурный
Чистый – грязный
Молодцы, справились с моим заданием. Посмотрите, у меня есть волшебный зонт с помощью него мы и попадем в осенний лес. Все под зонтик становитесь. Посмотрите зонт закрутился, а теперь закройте глаза отправляемся в лес. Откройте глаза.
- Вот мы и попали в лес. А тут нас ждут новые задания и испытания. Посмотрите как красиво в осеннем лесу:
Поворачиваем голову вправо влево
И снова вправо – влево
А теперь подняли голову вверх
Опустили вниз, посмотрим под ноги

И опять вверх, вниз.

Посмотрите осенью с деревьев опадают листья. Как называется это явление? (Это явление называется листопад)

Следующее задание «Подбери действие» при выполнении этого задания будьте внимательные.

Листья осенью что делают? (опадают, желтеют, летят)

Дождь что осенью делает? (моросит, идет)

Урожай осенью что делают? (убирают)

Птицы осенью что делают? (улетают)

Деревья осенью что делают? (Роняют листву)

Звери осенью что делают? (готовятся к зиме, меняют шубки)

Продолжаем выполнять задания. Я вам говорю слово, а вы мне отвечаете на вопросы: какой, какая, какие со словом «осенний»:

Небо какое? Осеннее

Ветер какой? Осенний

Солнце какое? Осеннее

Туча какая? Осенняя

Дождь какой? Осенний

Цветы какие? Осенние

Погода какая? Осенняя

Сапоги какие? Осенние

Утро какое? Осеннее

Пальто какое? Осеннее

Предлагаю провести физминутку:

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер - полетели.

Мы летели, мы летели,

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки вверх поднял.

Закружились, полетели

И на землю снова сели.

Дождь прошел, а после него появляются грибы. Какие грибы вы знаете?

Грибы можно разделить на две группы. На какие? (съедобные, несъедобные - ядовитые)

В лесу много грибов. Помогите мне разложить грибы в две корзины. В первую – съедобные грибы, а во вторую – несъедобные.

Игра «Собери грибы».

Ребята, а ядовитые грибы можно срывать и сшибать ногами?

Осенью вся природа готовится к зиме. Птицы тоже готовятся.

А к чему они готовятся? (к перелету в теплые края)

Как мы называем таких птиц? (перелетные)

Почему они улетают? А еще вы знаете, что многие из перелетных птиц являются водоплавающие. Зимой замерзают все водоемы и птицам негде плавать и добывать корм.

А те птицы, которые остаются зимовать, как они называются?

Кто помогает птицам перезимовать зиму? (человек делает кормушки, насыпает корм. А в лесу это делают лесники)

А еще осенью часто дует холодный ветер. Давайте выполним дыхательное упражнение «Ветерок»

Подул маленький ветер у у у у у у

Подул сильный ветер УУУУУУУУ

Осенние листочки на веточках сидят

Осенние листочки детям говорят

Осиновый ААААААААААА

Рябиновый ИИИИИИИИИ

Березовый ООООООООО

Дубовый ЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ

Игра «Исправь ошибки» Ребята послушайте внимательно, что я вам скажу об осени правильно, а что неправильно: -

Осенние месяцы - февраль, июнь и март. - Правильно?

Осенние месяцы - сентябрь, октябрь, ноябрь. - Правильно?

Осенью погода ясная, солнечная и теплая. - Правильно?

Когда бывает такая погода: ранней осенью или поздней осенью?

Скажите, какое из двух предложений правильное:

Осенью дети надевают панамки, шорты и сандалии.

Осенью дети надевают плащи, куртки и сапоги. - Что было бы, если бы вы вышли на улицу осенью в панамках, шортах, футболках и сандалиях?

Рассказ по сюжетной картине. - Назвать животных.

Как готовятся к зиме эти звери? Какие запасы делают? - Для чего звери делают запасы на зиму?

Пошел дождик. Какая погода? дождливая.

Если дует ветер- ветреная,

На улице холодно- холодная,

Пасмурно- пасмурная,

Сыро- сырая,

Хмуро-хмурая,

Солнечно- солнечная,

Ясно- ясная.

4. Дети составляют рассказы по сюжетной картине.

Цели:
-Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
-Активизировать глагольный словарь по данной теме.
-Продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ.
-Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.
-Продолжать учить согласовывать движения с речью.
-Развивать мелкую моторику пальцев рук умение рисовать.
Интегрирование по разделам: познание, развитие речи, изо, физическая культура.
Оборудование: мяч, карточки с изображением животных, грибов, зонт.
Словарная работа: Игра «Скажи наоборот»
Ход занятия
Дети сидят на стульчиках. Я предлагаю послушать стихотворение Елены трутневой «Осень».
Стало вдруг светлее вдвое
Двор как в солнечных лучах
Это платье золотое
У березы на плечах.
Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем,
И летят, летят, летят…
Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетают журавли.
Все летит! Должно быть, это
Пролетает наше лето.
— О каком времени года говорилось в стихотворении?
— Назовите осенние месяца?
— Осень в сентябре какая? (осень в сентябре ранняя)
— Осень в октябре какая? А в ноябре?
— Сегодня мы отправимся в осенний лес. Хотите в осенний лес.
Но чтобы в него попасть нужно выполнить мое задание. Оно называется «Скажи наоборот» (с мячом). Организовали круг
Большой – маленький
Громко – тихо
Высокий – низкий
Открыть – закрыть
Пустой – полный
Вежливый – грубый
Легко – трудно
Тепло – холодно
Сильный – слабый
Солнечный – пасмурный
Чистый – грязный
Молодцы, справились с моим заданием. Посмотрите, у меня есть волшебный зонт с помощью него мы и попадем в осенний лес. Все под зонтик становитесь. Посмотрите зонт закрутился, а теперь закройте глаза отправляемся в лес. Откройте глаза.
— Вот мы и попали в лес. А тут нас ждут новые задания и испытания. Посмотрите как красиво в осеннем лесу:
Поворачиваем голову вправо влево
И снова вправо – влево
А теперь подняли голову вверх
Опустили вниз, посмотрим под ноги

И опять вверх, вниз.

— посмотрите осенью с деревьев опадают листья. Как называется это явление? (Это явление называется листопад)

Следующее задание «Подбери действие» при выполнении этого задания будьте внимательные.

Листья осенью что делают? (опадают, желтеют, летят)

Дождь что осенью делает? (моросит, идет)

Урожай осенью что делают? (убирают)

Птицы осенью что делают? (улетают)

Деревья осенью что делают? (Роняют листву)

Звери осенью что делают? (готовятся к зиме, меняют шубки)

— Продолжаем выполнять задания. Я вам говорю слово, а вы мне отвечаете на вопросы: какой, какая, какие со словом «осенний»:

Небо какое? Осеннее

Ветер какой? Осенний

Солнце какое? Осеннее

Туча какая? Осенняя

Дождь какой? Осенний

Цветы какие? Осенние

Погода какая? Осенняя

Сапоги какие? Осенние

Утро какое? Осеннее

Пальто какое? Осеннее

— Предлагаю провести физминутку:

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер - полетели.

Мы летели, мы летели,

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки вверх поднял.

Закружились, полетели

И на землю снова сели.

— Дождь прошел, а после него появляются грибы. Какие грибы вы знаете?

— Грибы можно разделить на две группы. На какие? (съедобные, несъедобные — ядовитые)

— В лесу много грибов. Помогите мне разложить грибы в две корзины. В первую – съедобные грибы, а во вторую – несъедобные.

Игра «Собери грибы».

— Ребята, а ядовитые грибы можно срывать и сшибать ногами?

— осенью вся природа готовится к зиме. Птицы тоже готовятся.

— А к чему они готовятся? (к перелету в теплые края)

— Как мы называем таких птиц? (перелетные)

— Почему они улетают? А еще вы знаете, что многие из перелетных птиц являются водоплавающие. Зимой замерзают все водоемы и птицам негде плавать и добывать корм.

— А те птицы, которые остаются зимовать, как они называются?

— Кто помогает птицам перезимовать зиму? (человек делает кормушки, насыпает корм. А в лесу это делают лесники)

— А еще осенью часто дует холодный ветер. Давайте выполним дыхательное упражнение «Ветерок»

Подул маленький ветер у у у у у у

Подул сильный ветер УУУУУУУУ

Осенние листочки на веточках сидят

Осенние листочки детям говорят

Осиновый ААААААААААА

Рябиновый ИИИИИИИИИ

Березовый ООООООООО

Дубовый ЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ

Игра «Исправь ошибки» Ребята послушайте внимательно, что я вам скажу об осени правильно, а что неправильно: —

Осенние месяцы - февраль, июнь и март. — Правильно?

— Осенние месяцы - сентябрь, октябрь, ноябрь. — Правильно?

— Осенью погода ясная, солнечная и теплая. — Правильно?

— Когда бывает такая погода: ранней осенью или поздней осенью?

— Скажите, какое из двух предложений правильное:

Осенью дети надевают панамки, шорты и сандалии.

Осенью дети надевают плащи, куртки и сапоги. — Что было бы, если бы вы вышли на улицу осенью в панамках, шортах, футболках и сандалиях?

Рассказ по сюжетной картине. — Назвать животных.

— Как готовятся к зиме эти звери? Какие запасы делают? — Для чего звери делают запасы на зиму?

— Пошел дождик. Какая погода? дождливая.

— Если дует ветер — ветреная,

— На улице холодно — холодная,

— Пасмурно — пасмурная,

— Сыро — сырая,

— Хмуро-хмурая,

— Солнечно — солнечная,

— Ясно — ясная.

4. Дети составляют рассказы по сюжетной картине.

5. Итог занятия.

Разработка Prototype в разделе Классный час , Конспекты занятий и опубликована 17th Декабрь, 2016
Вы находитесь:

Министерство образования и науки РФ

Братский педагогический колледж

Государственного образовательного учреждения

Высшего профессионального обучения

«Братский государственный университет»

Конспект непосредственной образовательной деятельности

в средней группе

на тему: «Путешествие в осенний лес»

МБДОУ «ДСКВ»№98

Выполнил: Круглова Е.Е.

Дата защиты:

Оценка:

Братск 2014г

Цель: развитие познавательных способностей детей.

Задачи:

Закреплять у детей навыки счета предметов в пределах 3,закреплять умение различать понятия много и один; упражнять в различении геометрических фигур.

Обобщить знания детей о сезонных изменениях в природе, о диких животных.

Развивать умственные способности: сообразительность, внимание, смекалку, логику;

Воспитывать любовь к природе, умение слушать друг друга, воспитателя

Активизация словаря: квадратной, круглой, треугольной

Оборудование : магнитофон, корзина, музыка для игры с листьями

Дидактический материал : картинки животных, корзина, игрушки –заяц, еж.

раздаточный материал: геометрические фигуры; мешочек и яблоки, клей.

Ход:

Дети заняты свободной деятельность, воспитатель обращает внимание на корзину стоящую на столе.

1.Организационный момент

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что лежит в корзине? (в корзине лежат осенние листочки) Ребята, как вы думаете, кто нам принёс корзину? (ответы детей). А почему вы думаете, что осень? (ответы детей). Я вам предлагаю отправиться в осенний лес. Согласны? (ответы детей)

1 – 3топаем ногами

1 – 3 хлопаем руками

1 – 3 не будем отвлекаться

1– 3будем в лес мы отправляться.

Воспитатель: Вот мы с вами и пришли в осенний лес (слышится голоса леса). Ребята, посмотрите как красиво в лесу! А какие звуки услышали?

Сколько много лежит листвы на земле! А почему листики лежат на земле, вы знаете?

(ответы детей – листопад).

А сколько листиков лежит на земле? (ответы детей). Ребята возьмите по одному листику. Вова, сколько у тебя листиков? (воспитатель поочередно спрашивает у детей сколько у него листиков). А давайте с вами устроим листопад.

Физминутка с листочками

(под веселую музыку)

Дружно мы гуляем, листья собираем.

Листья расписные, листики сухие (гуляют с листиками)

Листья расписные весело поднимем,

И помашем ими

(машут над головой)

Листик желтый, листик красный покружись.

Вместе с нами покружись, не ленись.(Кружатся)

Воспитатель: А теперь все листики сложим в корзинку.

Сколько корзинок? (ответы детей).

А сколько листиков в корзине? (ответы детей)

Игра «Кто, где живёт?»

Воспитатель: А мы продолжим путешествие по лесу. А кто живет в лесу? (ответы детей). А давайте с вами вспомним кто где живёт? медведь в ….., белка в …., лиса в …., ёж в ……., заяц ……..

Д/игра «Заштопай штанишки»

Ребята, посмотрите кто это под елочкой сидит? (заяц)

Ребята у зайчика беда, он зацепился за веточку и порвал штанишки. Как ему можно помочь? (ответы детей)

Давайте зашьем штанишки, поставим заплатки на них.

(Воспитатель предлагает детям пройти к столам и выполнить задание: с помощью клея и геометрических фигур «заштопать» штанишки )

Посмотрите какая заплатка подойдет к каким штанишкам по цвету и форме. Сначала подберите заплатки, а потом приклеивайте.

Саша, тебе нужны заплатки какой формы (круглой, квадратной, треугольной)
- Молодцы, помогли зайчику, заштопали все штанишки. Давайте отнесем штанишки зайчику.

Упражнение «Посчитай яблоки для ёжика»

Ребята посмотрите, чей –то мешочек с яблоками. - Ребята, как вы думаете, кто оставил эти запасы в мешочке? (ответы детей). Правильно,ёжик. А давайте, с вами посчитаем для ёжика, сколько яблок в мешочке?

Воспитатель достаёт яблоки,выкладывает их на стол и предлагает детям посчитать, сколько же всего яблок было в мешочке.(по очереди)

Молодцы ребята, посчитали для ёжика яблоки и отнесем мешочек ежику.

Ну что ребята, нам пора возвращаться в детский сад.

1 – 3топаем ногами

1 – 3 хлопаем руками

1 – 3 не будем отвлекаться

1– 3 будем в сад мы отправляться.

Рефлексия : - Ребята понравилось вам путешествие в осенний лес, а что больше всего понравилось?

Ребята, Осень подарила нам листики, давайте ими порисуем.(печатание листиками)

Переход в другой вид деятельности : на столах приготовлены кисти, гуашь, бумага, салфетки.

Конспект занятия «Путешествие в осенний лес»

Интегрируемые образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Цель: Закрепить представления детей об осени, ее признаках.

1. Расширять знания детей о времени года - осени.

2. Способствовать развитию творческих и познавательных способностей.

3. Закреплять цвета: желтый, красный, зелёный.

4. Развивать мелкую моторику рук.

5. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

6. Развивать интонационную выразительность речи, активизировать и обогащать словарь.

Средства: картина осеннего леса, листья из цветной бумаги (красные, желтые, зеленые, лист клена, дуба и березы, гуашь, разведенная с водой, листы бумаги с силуэтом дерева, салфетки.

Способы работы с детьми: беседа, наблюдение, художественное слово, сюрпризный момент, дидактическая игра «С какого дерева листочек», дыхательная гимнастика «Дуем, дуем на листочки», пальчиковая игра «Осенние листья», индивидуальная работа, рисование в нетрадиционной форме.

Предварительная работа: чтение и разучивание стихотворений об осени, наблюдения за осенними явлениями на прогулках, проведение дидактических игра, дыхательной гимнастики, пальчиковых игр, рассматривание иллюстраций по темам: «Осень», «Деревья».

Воспитатель: Ребята, я очень рада видеть вас. Давайте поприветствуем, друг друга, встанем в круг. Дети встают в круг и улыбаются - приветствуя друг друга. Раздается стук в дверь. Почтальон приносит телеграмму от Зайчика, который приглашает детей на прогулку в осенний лес. Но сначала давайте вспомним, какое сейчас время года.

Ребята послушайте стихотворение …

Если на деревьях листья пожелтели.

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года осенью зовется.

О каком времени года говорится в стихотворении?

Дети: Осень.

Воспитатель: Правильно, и сегодня мы с вами поговорим про прекрасное время года - осень.

Воспитатель: Ребята, а вы любите осень? За что? (Дети отвечают: «Осенью красиво. Много листьев. Ими можно пошуршать, поиграть». А играть вы любите? Давайте с вами поиграем в игру «Да - нет» и еще раз вспомним, что происходит осенью в природе.

Дидактическая игра «Да- нет». Воспитатель задает вопросы, а дети отвечают:

Осенью цветут цветы? Да!

Тучки солнце закрывают? Да!

Холодный ветер прилетает? Да!

И букашки прилетают? Нет!

Звери норки закрывают? Да!

Урожай все собирают? Да!

Часто - часто льют дожди? Да!

Солнце светит очень жарко? Нет!

Можно детям загорать? Нет!

Ну а что же надо делать,

Куртки, шапки надевать? Да!

Воспитатель. Все верно ответили! Молодцы!

Воспитатель: Ребята, вы готовы отправиться в путешествие?

Воспитатель: Сначала давайте вспомним, кто же нас пригласил в гости.

Дети: Зайчик

Воспитатель: Отправляемся в путь.

Физкультминутка «По ровненькой дорожке». Дети строятся в колонну.

По ровненькой дорожке,

В лесок шагают ножки - раз, два, раз, два.

По камешкам, по камешкам,

По камешкам, по камешкам, (прыгают на двух ногах, слегка продвигаясь вперед)

В яму - бух, (присаживаются на корточки)

Вылезли из ямы, (дети поднимаются).

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке (дети идут шагом)

Шагают наши ножки - раз, два, раз, два.

Воспитатель: Ребята, мы с вами пришли в осенний лес. (На полу разложены цветные листочки). Посмотрите, как много на земле листочков, как будто все покрыто красивым, ярким ковром. А какого они цвета? (Ответы детей.) У нас есть и красные, и зеленые, и желтые листья.

Воспитатель: Как шуршат, шелестят осенние листья? (Дети изображают звук: «ш-ш-ш». Артикуляционная гимнастика.

Воспитатель: Давайте поиграем с опавшими листочками.

Положите на ладошку листочек и попробуйте его сдуть. (Ребята выполняют дыхательную гимнастику «Сдуем листочки» 2-3 раза) - Ребята, посмотрите, нас кто-то уже встречает? (Воспитатель показывает игрушку Зайчик)

Дети: Зайчик.

Зайчик: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуй!

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на Зайчика и скажите, какой он?

Дети: Серенький, ушки длинные, у него есть маленький круглый хвостик.

Воспитатель: А где живет зайчик?

Дети: В лесу.

Зайчик: Ребята, я очень спешу, мне пора возвращаться в осенний лес. Пора мне разноцветных листиков набрать, чтобы украсить мой дом. А как мой дом называется?

Дети: Норка.

Зайчик: Правильно. Молодцы!

Воспитатель: Давай зайка и мы тебе поможем. (дети соглашаются помочь)

Зайчик. Ребята, я приготовил для вас игру. У меня есть 3 корзиночки: красная, желтая и зеленая. Помогите мне разложить листочки в корзинки по цветам.

Проводится дидактическая игра «Разноцветные листочки». (Дети под музыку берут листочки и раскладывают их по корзинам) .

Зайчик: Молодцы, ребята! Я возьму эти листочки и украшу ими свой домик.

Воспитатель: Давайте сейчас с вами представим, что мы осенние листочки, которые играют с ветром. Поиграем?

Физкультминутка «Осенние листочки». Дети приглашают поиграть зайчика в игру. (Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями.)

Мы листики осенние.

На веточках сидели,

Дунул ветер - полетели.

Полетели, полетели и на землю сели.

Ветер снова набежал и листочки все поднял,

Повертел их, покрутил и на землю опустил.

Воспитатель: Ребята, а как называется пора, когда много-много листьев падает на землю?

Дети: листопад.

Воспитатель: Дети, скажите, а листья у всех деревьев одинаковые?

Дети: У всех деревьев разные листочки.

Воспитатель: Давайте вспомним, на каком дереве, какие листочки растут.

Дидактическая игра «С какого дерева листок». (Назвать листья, изображённые на картинке. Детям предлагаются кленовый, березовый и дубовый листья)

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Зайчик: А сейчас мне пора к себе в норку. До свидания, ребята.

Дети: До свидания, зайка.

Воспитатель: Ребята, мы с вами попутешествовали по осеннему лесу. Полюбовались яркими картинами осени. Но пока мы с вами играли, листочки совсем облетели с деревьев. Как грустно стало в лесу! А я придумала, давайте мы нарисуем листья на деревьях. Для этого нам надо вернуться в группу.

Физкультминутка.

(Дети строятся в колонну и, повторяя слова, возвращаются на свои места.)

Вместе по лесу идем

Не спешим, не отстаем

Дружно, весело идем,

Скоро в садик мы придем, (обычная ходьба.)

Воспитатель: Вот мы и пришли. Теперь тихонько садимся за столы и с помощью красок будем творить чудеса. Но сначала подготовим наши пальчики.

Пальчиковая игра «Осенние листья».

Вышли пальчики гулять, (шагаем пальчиками по столу)

Стали листья собирать, (сжимаем кулачки)

Красный листик,

Сколько листиков собрали

Раз, два, три, четыре, пять! (загибаем пальчики)

Можно с ними поиграть (поднимаем руки вверх, делаем "фонарики")

Воспитатель раздает каждому ребенку листы бумаги с силуэтом дерева и показывает, как с помощью поролоновой губки и гуаши раскрасить осенние деревья. Просит показать сначала желтую краску, затем красную и зеленую. Воспитатель объясняет принцип рисования поролоном.

Воспитатель: Обмакиваю поролон в желтой краске, прикладываю к листу и сразу же убираю (отрываю, прикладываю - отрываю…

Затем тоже проделать с красным и зеленым цветом.

Самостоятельная работа детей. По ходу занятия воспитатель подходит к ребятам и помогает. В конце дети составляют из рисунков большую панораму и любуются красивым осенним лесом.

Итог занятия.

В конце занятия воспитатель задает вопросы детям:

Что вам больше всего сегодня понравилось на занятии?

А где мы были?

У кого мы побывали в гостях?

Что мы рисовали?

Воспитатель: Наше занятие подошло к концу, спасибо вам за ваши рисунки! Вы все сегодня замечательно работали. Молодцы!

Задачи приоритетной образовательной области:

  • «Речевое развитие»:

Развивать связную речь детей;

Формировать умение правильно регулировать силу и темп голоса;

Совершенствовать умение использовать образные слова и выражения;

Закреплять произношение звуков – ш, о, у, а, и, е;

Закрепить навык образования прилагательных от существительного.

Задачи ОО в интеграции:

  • «Познавательное развитие»:

Расширить представления детей о приметах осени, изменениях в природе; Уточнить и закрепить знания о сезонные изменения в природе, устанавливая взаимосвязи.

Продолжать формировать умение обобщать различные признаки в единое понятие на примере признаков осени.

Развивать умение наблюдать за характерными особенностями данного времени года.

  • «Художественно-эстетическое развитие»:

Формировать навык рисования нетрадиционными способами.

Закреплять знания детей об осени через художественно-литературные произведения – стихи, музыку, пословицы, загадки.

Воспитывать эстетические чувства, эмоциональную отзывчивость на красоту природы.

Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.

  • «Социально – коммуникативное развитие»:

Развитие свободного общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми, сверстниками.

Развитие социально-психологического и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, умение адекватно оценивать собственные возможности.

  • «Физическое развитие»:

Способствовать обогащению двигательного опыта, развитие координации движения, зрительно-моторной координации, крупной и мелкой моторики, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

Предпосылки учебной деятельности: умение слушать, умение обращаться за помощью, выражать благодарность, следовать полученной инструкции, доводить работу до конца, сосредотачиваться на своём занятии, исправлять недостатки в работе.

Играть по правилам, предлагать помощь сверстнику, выражать симпатию. Умение распознавать чувства другого.

Оборудование: иллюстрации про осень, осенние листья, мяч, аудиозапись с классической музыкой, ватные палочки, дидактические игра «С какого дерева листок», дидактическая игра «Чьё жилище», фланелеграф с карточками-признаками осени, корзина с яблоками, гриб.

Предварительная работа

С педагогами:

  • Анализ литературы и интернет ресурса;
  • Планирование и разработка НОД;
  • Составление конспекта НОД;
  • Подбор атрибутов, раздаточного и демонстрационного материала.

С детьми:

  • Чтение художественных произведений;
  • Заучивание стихов, пословиц, поговорок об осени;
  • Рассматривание иллюстраций об осени.

Ход НОД:

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие!

А куда вы узнаете, если отгадаете загадку:

Дождик с самого утра,

Птицам в дальний путь пора,

Громко ветер завывает,

Это все когда бывает?

Дети: Осенью.

Воспитатель: Правильно, ребята мы сегодня отправимся в путешествие в осень, посмотреть и узнать какие изменения произошли в природе.

(Стук в дверь)

Воспитатель: Ребята, кто-то стучится в дверь.

(Открывается дверь и выглядывает мордочка зайца)

Воспитатель: Заяц принес письмо. Давайте прочитаем:

(Воспитатель читает письмо)

Кому — Детский сад № 46 «Одуванчик», группа Гномики.

Обратный адрес: Заячья поляна

«Здравствуйте! На заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые. Получилось так, что одна половина считала, что пора, а другие зайцы говорили что рано.

Одни говорили, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Мы не знаем что делать? Посоветуйте, пожалуйста! Мы не можем понять, кончается осень или нет? Только мы просим, представьте убедительные доказательства. Ведь менять шубки дело для зайцев не простое!»

Воспитатель: Дети, зайцам повезло! Сейчас мы отправимся в путешествие по осени. И поможем зайцам принять правильное решение.

(Звучит музыка «Осенние мотивы»)

Воспитатель: Ребята скажем волшебные слова

Раз – два, раз – два,

По камушкам, по камушкам,

Раз – два, раз – два,

Раз – два, раз – два,

По ровненькой дорожке —

Раз – два, раз – два,

Вот мы и пришли в лес!

Воспитатель: Посмотрите, как красиво вокруг!

Какое время года в лесу?

Дети: Осень.

Воспитатель: Правильно, молодцы!

А теперь давайте вспомним, какие приметы осени мы знаем.

Дети: На улице стало холодно.

Птицы улетают в теплые края.

Животные готовятся к зиме.

Солнце светит мало.

На небе облака темные, синие.

На улице листопад, деревья стоят голые.

Воспитатель: Молодцы, ребята! А кто знает стихи про осень?

Дети: Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло голые кусты!

Дети: Если на деревьях,

Листья пожелтели,

Если в край далекий, птицы улетели,

Если небо хмурится,

Если дождик льется,

Это время года

Осенью зовется!

Воспитатель: Молодцы, ребята!

А сейчас предлагаю собрать осеннюю картину !

(Воспитатель предлагает выложить осеннюю картину на фланелеграфе из предложенных карточек: дерево, листик, пенёк, гриб, тучи синие, дождь, птицы)

Воспитатель: Какая картина получилась?

Дети: Красивая, дождливая, грустная, хмурая, осенняя, разноцветная…

Воспитатель: А почему она такая получилась?

Дети: Потому, что нам не хочется прощаться с летом…

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «С какого дерева листок?»

(Предложены листья с деревьев – дуб, берёза, каштан, тополь, ель, рябина))

Дети: На моей картине дерево называется – рябина…

Воспитатель: А теперь мы расскажем и покажем про наши деревья в лесу

Физминутка «Деревья в лесу» под музыку:

Деревья в лесу росли

И с ветром дружили они.

Лишь только вздохнет ветерок

На дереве каждый листок тихонько,

Тихонько шуршит и нежную песню поет:

Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш!

Воспитатель: Ребята, нам нужно найти поляну с зайцами!

(слышится шум – спор зайцев)

Воспитатель: Слышите, какой-то шум, давайте прислушаемся не там ли зайцы?

(Дети с воспитателем идут к поляне)

Воспитатель: Здравствуйте, зайцы!

Зайцы: Здравствуйте, ребята!

Воспитатель: Это вы нам написали письмо, просили помочь?

Зайцы: Да, мы хотим узнать пора ли нам шубу менять?

Заяц: А я не хочу быть белым!

Воспитатель: А давайте расскажем зайцам — почему надо менять шубу? Почему не видно других животных?

Расскажите, ребята, как готовится медведь к зиме!

Дети: Медведь готовит к спячке берлогу, кушает грибы, ягоды, мед и ложится спать.

Воспитатель: А про ежика расскажите!

Дети: Ежик роет нору, запасает грибы, яблоки, сворачивается в клубок и ложится в спячку.

Воспитатель: А кто расскажет, что делает белка!

Дети: Белка готовит запасы на зиму – собирает грибы, орехи. А еще она меняет шубу на более теплую – зимнюю!

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Чьё жилище»?

(Предлагается набор картинок)

Дети: У медведя – берлога

У белки — дупло

У ёжика — нора

У лисы — нора

У птицы — гнездо

Воспитатель: А у кого нет дома?
Дети: У зайца нет дома.

Воспитатель: Где у зайца дом?
Дети: У зайца дом под кустом.

Воспитатель: Ребята, скажите, как должен готовится к зиме заяц?

Дети: Заяц меняет серую шубку на белую, теплую, зимнюю!

Воспитатель: А для чего зайцу менять шубу?

Дети: Чтобы прятаться от волка и лисы, быть незаметным на снегу – петляет свои следы.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Убедили зайцев менять шубку!

Воспитатель: У меня в руке разноцветный мяч!

Мяч осенний и волшебный будет в руки вам скакать и вопросы задавать!

Когда идет дождь какая погода — дождливая

Когда дует ветер — ветреная погода

Когда на улице сыро – сырая погода

Когда на улице ясно – ясная погода

Когда на улице солнце – солнечная погода

Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно говорите о погоде!

Зайцы: Спасибо, ребята, за убедительные доказательства – пришло время, что нам пора менять серую шубу на белую. А от нас возьмите вот эту ветку рябины!

Дети: Спасибо!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а что не хватает на ветке?

Дети: Ягод.

Воспитатель: Давайте мы нарисуем на ветке ягоды и оставим птицам в лесу! Ведь им тоже сейчас холодно и голодно! Пусть они поклюют эти ягоды!

(Рисование нетрадиционным способом – ватными палочками)

Воспитатель: Ребята, подул ветер! Как можно ласково назвать ветер?

Дети: Ветерок!

Воспитатель: Давайте споем!

Подул маленький ветерок — у-у-у,

Подул сильный ветер – У-У-У,

Осенние листочки на ветке сидят!

Осенние листочки ребятам говорят:

Осиновый а-а-а,

Рябиновый и-и-и,

Березовый о-о-о,

Дубовый е-е-е,

Воспитатель: А куда же нас листочки привели?

Отгадайте загадку: Стоял на крепкой ножке теперь лежит в лукошке? Что же это такое.

(Дети находят гриб. А там угощение для ребят.)

Воспитатель: Скажем, ребята, спасибо зайцам! А теперь пора нам возвращаться в детский сад! Скажем волшебные слова :

По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке

Раз – два, раз – два,

По камушкам, по камушкам,

Раз – два, раз – два,

Через ручеек перепрыгнем ловко,

Раз – два, раз – два,

По ровненькой дорожке —

Раз – два, раз – два,

Вот мы и вернулись в детский сад!

Название: Конспект НОД по речевому развитию для детей среднего дошкольного возраста «Путешествие в осенний лес»

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ «Детский сад №46 «Одуванчик»
Месторасположение: город Димитровград, улица Октябрьская 50, Ульяновская область