Кому в церкви поставить свечку за здравие. Зачем и как ставить свечу в храме

Многие не задумываются над вечными истинами, которые закрепляются в православном христианстве. Они слепо подражают другим в храме, идут вперед, зажигают свечу, не понимая того, как правильно ставить свечи в церкви, и уходят через несколько минут. Информация о вере берется только из газет или электронных СМИ. Люди часто попадают в ситуации, когда ясно показывают свое невежество.

Значимость символизма в религии

Людям, одаренным разумом, полагается размышлять. Когда совершается ритуальное действие, нужно представлять, какой смысл или символизм вкладывается в него и зачем действие выполняется именно таким образом.

Многие привыкли посещать храм. По сути, когда человек стоит перед иконой и зажигает свечку, формально практически ничего не происходит. Просто человек, просто стоит.

С другой стороны, деятельность выполняется и не только на внешнем уровне, но и на уровне сознания. Ведь человек (тут не рассматриваем механистическое и несознательное поведение) для чего-то в храм приходит, когда ставит свечку о чем-то думает, совершает какую-то внутреннюю работу. Помимо этого, самому акту установки свечи тоже предшествует определенный сознательный религиозный опыт, который выливается в итоге в ритуальное действие.

Эти детали и тонкости на самом деле и имеют основное значение. Ведь без таких элементов легко и шимпанзе обучить ставить свечи и даже произносить какие-то звуки. Как нетрудно понять, в варианте с шимпанзе ритуал не особенно будет работать, хотя внешне действия могут повторяться.

Погружение к истокам

Предварительно следует рассмотреть откуда в человеческой культуре возникли подобные модификации деятельности. Ведь на этот период (и об этом более подробно скажем далее) вполне возможно рассматривать христианство как наиболее новое и наиболее совершенное достижение человеческой религиозной мысли. Тем не менее истоки этой веры, безусловно, имеют в основе более ранние феномены культуры.

Поиск связи с Богом и способы проявления этой любви и благоговения связаны с глубокой древностью. А также люди искали способы получить благосклонность земных правителей дарами, они пытались засвидетельствовать свое уважение к своим божествам. Древний культ в первую очередь выражается в форме жертвоприношения - чаще всего животных или части урожая.

В XIV - XIII веках до нашей эры, подобно другим народам, ветхозаветные евреи получили наставление от Бога о том, как организовать религиозный культ. В портативных храмах (скинии), а затем в храме Соломона были алтари, где предлагались жертвы: плоды винограда, первенец ягненка из стада, масло, душистый ладан и так далее.

Некоторые из жертв сжигались, другие съедались священством и верующими евреями. Наряду с жертвенными животными, предлагаемыми для прощения грехов или для прошения Божьей благодати, было также предложение еды: муки, зерна, оливкового масла, а также предлагались монеты или изделия из драгоценного металла.

Традиции Нового Завета

Иисус Христос отменил кровавые жертвы, принеся жертву на холме Голгофы. Согласно христианской вере, Он искупил грехи всего человечества. Соответственно, потребность к подобным ритуалам отпала.

Его последователи, апостолы, не полностью уничтожили жертвы. Остаются бескровные дары - масло и свечи, ладан, а также мирные жертвоприношения - благотворительные столы и подача милостыни. Верные апостольской традиции, христиане все еще зажигают церковные свечи в храме, в которых основным ингредиентом является воск, являющийся скромной жертвой за свои грехи и потребности.

К сожалению, не каждый сегодня понимает значение этой жертвы и знает как правильно ставить свечи в церкви и последовательность понимания этого процесса. Многие воспринимают действия только как элемент ритуала.

Символ свечи

Свечи использовались в ветхозаветные времена и для этого были не только символические, но и вполне практические основания. Смысл, который христиане вкладывают в зажженную свечу, - это, с одной стороны, бескровная жертва, а, с другой стороны, свет, который она распространяет, напоминает о том, что Спаситель - Христос - свет мира. Своим божественным учением Он пролил духовный свет и осветил сердца всех верующих.

Свет свечей создает торжественную обстановку в храме и поощряет молитвенное настроение. Он мягкий и ласкающий глаз - тихий свет, как его называют в молитве, прославляющей Христа. В храмах, где нет электрического света (к примеру, в монастырях Афона) восковые свечи также используются для освещения.

Символизм свечи глубок. Полезно размышлять над этим символом, для ориентиров могут использоваться следующие значения:

Конечно, появился этот символизм не сразу, ведь в канонических писаниях не существовало подобной традиции. Нигде особенно не рассказывалось, как ставить свечи в церкви и что говорить по этому поводу. Ритуал является более новым (хотя истоки есть в Ветхом Завете), но сейчас прочно укоренился в религиозной практике и не является менее значимым чем, например, более каноническое причастие.

Использование свечи в религиозной практике

Итак, сначала нужно отметить факт использования свечей в более ранних христианству религиозных практиках. Многие видели еврейские семисвечники, даже если особенно не интересуются религией.

Именно о таком семисвечнике гласит одна из первых заповедей в Книге Моисея. Там предписывается зажигать этот атрибут в период совершения различных ритуалов. Помимо этого, в ветхозаветных храмах активно использовали лампы, которые наполнялись маслом.

Если читатель видел хотя бы один фильм или книгу с рисунками о джиннах, то представляет о каких лампах идет речь (подсказка - именно о тех, где сидел джинн). Эти емкости наполняли маслом, как правило, оливковым. Алтари там отсутствовали и лампы фактически просто освещали храм, но масло приносили именно верующие, как собственный добровольный вклад.

В итоге лампы преобразовались под воздействием византийских традиций. Однако до сих пор в храмах используются лампады.

Ранние годы установки традиции

Если говорить в целом о символике света свечи, то свечи или какой-то близкий аналог использовался и в далекие языческие времена. По большей части символизм тогда был ориентирован на отсоединение света от тьмы. Таким образом свечи (или прототипы таковых) использовались в ритуалах по отгону злых духов или чем-то подобном.

Как известно, после утверждения Нового Завета христианство не сразу стало доминирующей религией. Более того, за проповедь или исповедание этой веры существовали вполне ощутимые возможности оказаться в Колизее на арене со львами или на кресте. Последователей новой религии притесняли весьма сурово.

Поэтому первые христиане часто молились и справляли обряды по ночам либо в катакомбах. Отсюда свечи и начинают активно проникать в религиозную практику.

Изначально в катакомбных храмах и в период, когда христианство постепенно вылезало из подполья, свечи держали в основном перед Евангелием. Точнее, в храмах всегда было какое-то количество работающих свечей для освещения, а перед Писанием держали ритуальные свечи для службы и чтения. Когда начиналась служба (которая в основном состоит из чтения Евангелия) перед книгой зажигали эти специальные свечи.

Далее, этот церковный атрибут стал применяться более активно. Свечи начали ставить перед гробами с усопшими, перед различными иконами и для других вариантов поклонения, к примеру, появились варианты как в церкви ставить свечку за здравие или за упокой. Тем более развивался институт святых чудотворцев и целителей, образы которых начали появляться в церквях.

Современная ритуальная практика

Как правило, при входе в храм покупают свечи. На некоторые праздники, такие как Воскресение Христово, Великий четверг и другие, зажженные свечи удерживаются в руке на протяжении всей службы. В остальное время они помещаются на специально подготовленные подсвечники. Это также делается для того, чтобы они не могли упасть на пол и иконы.

Общая норма советует использовать такой порядок пришедшим в храм:

  • первая свеча зажигается перед иконой Иисуса Христа;
  • вторая перед изображением Девы Марии;
  • а третья - за упокой.

Это правило является неписаным и может немного варьироваться, хотя, конечно, лучше сохранять определенный порядок, ведь именно для этого и нужен ритуал. Например, есть такой вариант поклонения:

  • иконе, посвященной текущему празднику, которая выносится на аналое перед алтарем, или иконе, которая почитается в этом храме (часто могут быть именно образы Христа или Богородицы);
  • мощам святого этого храма, при наличии таковых;
  • именному святому.

После этого возможно выбрать, куда ставить в церкви за здравие, или отыскать специальный подсвечник для молитвы об упокоении. Такой подсвечник является прямоугольным, зачастую он немного ниже остальных и на нем всегда есть распятие. Остальные подсвечники (более высокие) могут использоваться для того, чтобы молиться о здравии.

Коммерция и ритуал

Следует сделать отдельную ремарку касательно приобретения свечек. В частности, отметить возможность покупки этого предмета вне храма.

По большому счету, возможно купить свечки, например, дешевле в магазине и принести в храм. Не сказать, чтобы за такое поведение сразу предавали анафеме, но оно является не совсем естественным и полезным. Вот почему:

Понятное дело, существуют разные финансовые возможности, но покупку свечи может себе позволить практически каждый.

Настроение, с которым ставится свеча, имеет значение. Поэтому не следует распылять собственные душевные ресурсы на такую ерунду: считать выгоду церкви, размышлять о том, почему ритуальные предметы просто не раздаются. Как минимум на период собственной молитвы нужно отринуть подобные соображения.

Практическая сторона дела

Возвращаясь собственно к ритуальной практике, следует отметить, как поставить свечку за здравие в церкви наилучшим образом. Многие не представляют, какой иконе ставить и молиться, а выбор тут разнообразен:

  • Богородица.
  • Христос.
  • святые целители, к примеру, Пантелеймон.
  • чудотворные иконы: Николай Угодник, Спиридон Тримифунтский.
  • личные святые.

Если есть какие-то индивидуальные предпочтения, то таковых и следует придерживаться.

Всегда есть возможность попросить совета у священника в храме. Только для того чтобы ставить свечи, нужно приходить до или после службы. В период, когда в храме литургия, ходить между образами и молиться отдельно не принято.

Касательно выбора молитвы православная традиция предоставляет некоторую свободу. Есть традиционные молитвы, которые лучше всего выучить, если нужно читать перед иконой, но возможно пользоваться молитвословом.

А также вполне допустимы и молитвы своими словами. Они могут быть короткими и немногословным. Основной элемент тут - вера и искренность, которые и дают ценность ритуалу подношения свечи.

Чтобы правильно поставить свечу за упокой, необходимо помнить следующее.

Существует ряд правил, как ставить свечи за упокой.

  • 1. При том, что за некрещеного вслух молиться нельзя, свечу за его душу зажечь разрешается.
  • 2. За самоубийц не молятся, их не отпевают. Иногда получают особое благословение и ставят свечи за упокой души дома. Так поступают с психически больными людьми.
  • 3. Беременные могут ставить свечу за умершего, но 40 дней после родов или выкидыша порог церкви им лучше не переступать.
  • 4. Нельзя зажечь свечу за упокой живому человеку. Делают это обычно со злым умыслом.
  • 5. Человеку, ушедшему недавно, ставят свечку после 40 дней.
  • 6. Дома за умерших свеча или лампадка зажигается перед иконой. Молитва за их души произносится обязательно.
  • 7. Любой день и любое время суток подходит для этого ритуала. Исключение составляют дни между Пасхой и Троицей.
  • 8. За упокой одной души можно ставить несколько свечей. Одна свеча может быть зажжена за нескольких умерших.
  • 9. При опоздании на богослужение процедуру проделывают после завершения службы.

Церковь не осуждает тех, кто по незнанию допускает ошибки в проведении ритуала. Бог услышит каждого молящегося ему.

Где ставят свечи за упокой

В церкви отводится специальное место для этого ритуала. Оно слева от входа, на небольшом металлическом или мраморном квадратном столике - кануне. На него ставят прямоугольный подсвечник с распятием Христа. Если кануна нет, свечу зажигают у любой иконы.

Как проводят ритуал

Последовательность действий у канунного столика такова:

  • при приближении к распятию крестятся 2 раза;
  • зажигают свечку только от лампадки или горящих свечей;
  • зажженную свечу устанавливают на свободное место. Важно, чтобы она удерживалась прочно и не касалась других свечей;
  • молитва в момент ритуала звучит как: «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего…» В ней обязательно присутствует имя усопшего;
  • спокойно перекрестившись и поклонившись, можно поставить другую свечку. Если дело завершено, отходят в сторону.

В эти минуты думают об образе ушедшего, сердцем обращаясь к Богу. Искреннее желание, а не обязательство направляет молящегося. Как символ любви и веры, свеча – добровольное подношение, способ вспомнить по-доброму тех, кто уже никогда не вернется.

Со мной такое было и не раз, когда прихожу в храм и сомневаюсь все ли я правильно делаю. Все понимаю, что не за этим мы идем, главное, все делать с чистым сердцем и душой. Но, для меня важно узнать еще больше о традициях и правилах. Мне лично комфортнее, когда я во всем разбираюсь и иду уже в храм не анализируя правильно я поставила свечу или нет. Ничего не стоит прочесть и узнать наверняка, что и как стоит делать.

Большинство людей разного поколения знают, что в Церквях, монастырях, других святых местах принято ставить свечи. Многие из нас это делали. Но далеко не каждый знает, что означает эта православная традиция, откуда идут ее корни?

Одним из первых повелений, которое Моисей получил от Господа, это устроить и зажечь светильник из семи зажженных лампад. Моисей так и сделал. С того времени службы в Храмах часто проводились при зажженных свечах. Но у этой красивой церемонии гораздо больше смысла, чем просто функция света в помещении. Хотя, исходя из исторических данных, первые христиане, тайно проводившие свои ритуалы, прятались от гонений в пещерах, где вынуждены были находиться в темноте. И лишь пламя свечей освещало их убежища.

Каков же он, смысл зажигания свечей в Храмах? Что означают эти маленькие огоньки, которые дают не только свет, но и нечто большее?

Зачем и как ставить свечу в храме?

Ритуал зажжения свечи имеет много смыслов, интерпретаций, объяснений. Свет зажженной свечи – это символ добра и тепла, которые принес Иисус, родившись на Земле. До него люди поколениями жили во мраке и грехе, но в ожидании того, кто сможет их спасти. Иисус стал таким светом. Так и в Церквях, в некотором полумраке, зажигаются свечи тех, кто верит в свет и теплоту Божью. Воск, из которого изготавливают свечи, тоже является своеобразным символом. Ведь воску свойственно меняться под действием тепла (огня и рук человеческих). А это значит, что и человек может стать мягче, добрее, измениться благодаря Божьей силе и истинной вере. Если говорить о том, как правильно ставить свечи, прежде всего надо понимать основную истину: делать это надо не автоматически, а четко осознавая ту любовь и доброту, которую вы ощущаете к человеку, которому ставите свечу. Свеча, которую вы приобретаете в Церкви – это добровольное подношение во имя вашей веры и любви. Никто силой не заставляет купить свечу и зажечь ее во здравие близкого человека. Надо знать, что свечи ставятся за здравие и за упокой души. В большинстве Храмов есть специально отведенное место, поминальный стол (канун) – туда ставят свечки за упокой. Это делается для того, чтобы почтить добрую память человека, ушедшего в другой мир. Свечки за здравие ставят по многим поводам. Например, в благодарность за успех в решении какой-либо проблемы. Может, случилось что-то такое, о чем вы долго просили Бога – и он вам в этом помог. Можно поставить свечку и за хорошие отношения в семье либо коллективе.

У многих возникает вполне резонный вопрос: каким иконам, и каким святым надо ставить свечи? Ведь в любом Храме их так много.

Запомните, что важнее ваши мысли и те эмоции, с которыми вы пришли в святое место. Если ваши помыслы чисты, в вас есть любовь и доброта к человеку, за здравие которого пришли поставить свечку – может поставить ее к иконе Спасителя, либо у иконы Богородицы. Но если у вас есть более конкретное желание, касаемо человека, из-за которого пришли – нужно знать, каким святым необходимо молиться и ставить свечи.

Если вы хотите, чтобы близкий вам человек исцелился, выздоровел – поставьте свечку у иконы Божьей Матери, которая называется «Целительница». Человек, много пьющий спиртного, нуждается в том, чтобы избавиться от этого греха. Поставьте свечу иконе «Неупиваемая Чаша» – и Божья помощь в избавлении от этого греха будет ему дана. Когда вы узнаете обо всех чудодейственных свойствах икон, вам будет легко определиться, какой из них ставить свечи. Многие знают о своих святых, о тех, кто им покровительствует. Это именные иконы, которые желательно иметь дома, и постоянно ставить свечки им. Ангел-хранитель всегда поможет и защитит от бед и несчастий.

Да, церковные свечи обладают силой Божьей. Если вы верите в это – то огонь вашей чистой души будет гореть бесконечно. Ведь свеча, как отражение души, символ ее горения перед Господом и Матерью Божьей, перед святыми угодниками. Свеча также является добровольной жертвой, приносимой Богу человеком, верующим в добро и любовь. Если же человек приходит в Храм без искренности, то и свечи его не будут помогать, их огонь не даст ни веры, ни любви, ни силы Божьей. Поэтому просто ради «моды» не ходите в Храм, не грешите своими показными действиями. Если ваши помыслы чисты, и вы с настоящей верой идете в Храм поставить свечи за здравие – узнайте еще некоторые важные особенности.

Лучше будет, если вы придете до начала службы. Именно тогда и ставьте свечи. Ведь в процессе церемонии вы неизбежно будете нарушать благочиние в Храме, двигаясь среди молящихся, стуча каблуками, невольно толкая людей. Не стоит никого беспокоить. Но, возможно, вы не успели к началу службы. Тогда побудьте в Храме, помолитесь, и по окончании церемонии поставьте свечи. В любом случае время, проведенное в Церкви, это время осмысления и душевного очищения, так что не стоит спешить уйти.

Свечу надо зажигать от другой свечи. В Храме не пользуются ни спичками, ни зажигалками. А вот от лампады свечку зажигать нельзя, дабы случайно не накапать воском и не загасить ее.

Многих интересует, сколько свечей можно поставить за один приход в Храм. Сколько вам необходимо – столько и ставьте. Ведь покупка свечей – это не обязанность, а ваша добровольная жертва Богу.

Чтобы ваш приход в Храм был действительно искренним, поставьте свечи к «празднику» (центральному аналою). Или к главной иконе, которая есть в каждом Храме. Возможно, в Храме есть мощи святых – тогда и туда надо поставить свечу. И вот после этого всего – ставьте свечи за здравие (либо упокой) того человека, ради которого пришли.

За здравие можно поставить свечу у любой иконы, за упокой – на канун (это квадратный либо прямоугольный столик с Распятием).

Бывает так, что в Храме все подсвечники уже заняты, нет свободного места для вашей свечи. Что делать?

Ни в коем случае не пытайтесь вашу свечу затолкнуть в гнездо, где уже стоит чья-то свеча. Некоторые вытаскивают чужую свечу, чтобы поставить свою. Так делать нельзя. Просто положите ее на подсвечник не зажженную. Иногда хочется помочь другому человеку и поставить свечу дабы избавить того от грехов. Это невозможно. Каждый сам должен отвечать за свои грехи, и отпускать их должен священнослужитель. Но человек лично должен батюшке о них рассказать. И решить все проблемы одной свечой никак нельзя. Хотя если у вас в семье разлад, непонимание, проблемы между мужем и женой – поставьте свечу Божьей Матери, святым Гурию, Самону и Авиву. Поставить свечу хорошо бы и блаженной юродивой Ксении Петербургской.

У многих возникает вопрос, касающийся некрещеного новорожденного ребенка: можно ли ставить свечу за его здравие, если он заболел? Можно. Но вот писать его имя в Церковной книге нельзя – Церковь не молится о том, кто не принял Таинства Крещения. Поэтому заболевшего ребенка надо крестить. Для этого не обязательно нести его в Церковь. Можно позвать батюшку домой, либо если малыш еще в роддоме – туда. Дитя получит особую благодать и быстро поправится. Ребенка, прошедшего обряд Крещения, можно причащать, а также заказывать молебны о здравии, которые помогут малышу в выздоровлении. Если крещеный ребенок серьезно болен – свечи можно поставить к иконам Иисусу Христу, Божьей Матери, святым угодникам. Лучше будет, вся семья будет возносить молитвы Господу за здравие малыша. Всеобщая молитва поможет ребенку справиться с болезнью. Помимо молитв, следует давать больному ребенку святой воды, омывать его ею. Это тоже поможет в выздоровлении. Если же он уже умеет говорить – произносите вместе с ним молитвы Господу. К сожалению, современный мир полон грехов. Одним из них является и пристрастие к наркомании. Наркоманы – это люди, больные и зависимые, с ними трудно семье, обществу, они сами страдают, хотя мало кто из них это осознает. Но Бог всемогущ, он спасает души и тела тех, кто верит.

Если вы хотите помочь человеку избавиться от наркозависимости – поставьте свечу иконе Божьей Матери «Неупиваемая Чаша».

Все мы люди, и всем свойственно болеть. Случается так, что болезнь серьезна и требуется операция. И в этом случае, чтобы помочь медицине – пойдите в Храм и поставьте свечу за успешную операцию. Свечи надо ставить великомученику и целителю Пантелеймону, святым врачам Косме и Дамиану. Закажите молебен о благополучном исходе операции. Если вам заранее известно имя врача, который будет ее проводить – поставьте свечу за его здоровье.

Но, естественно, хочется всегда знать, может ли человек ставить свечи сам за свое здравие? Да. Свеча – это некий символ обращения к Господу, а многие молитвы обращены к нему от первого лица.

О своем здравии, о здравии близких, об успехах в работе, делах, учебе – за все можно ставить свечи. Если они будут сопровождаться искренней, чистой молитвой и просьбами – Бог услышит их и обязательно поможет. Господь помогает тем, кто просит. Как уже говорилось выше, свечи покупаются в Храме. Но бывает так, что у вас есть с собой свеча, которую вы приобрели в другом святом месте. Лучше будет, если вы приобретете свечу в том Храме, в котором хотите ее поставить. Это своеобразная жертва и дань именно тому Храму, где будет гореть ваша свеча. Часто люди в Храме видят, что свечи, сгоревшие наполовину либо больше, снимают. Это некоторых обижает – ведь они ставят свечу за чье-либо здравие. Обижаться не стоит – вы уже принесли своеобразную жертву, и Бог услышал ваши молитвы и просьбы. Ваши свечи за здравие либо упокой – это небольшая жертва Храму, но огромная помощь тем, ради кого вы их ставите. Бог помогает тем, кто в него верит, и маленькая яркая и горящая свеча – это соединение с Господом, его любовью к нам, простым и земным людям.

Свеча церковная:
Знак горячей веры
или
попытка откупиться?

Что такое свеча в храме? Это маленький светильник – один из десятков и сотен, которые ежедневно сгорают перед иконами.

Когда мы приходим в храм, мы заходим в церковную лавку, чтобы приобрести свечи и затем поставить их перед иконами. А зачем? Такая традиция, скажут, принято так. И неудивительно, что многие люди приходят в церковь ради того только, чтобы «поставить свечку». Не на богослужение, не для молитвы. А подразумевая под зажжением свечки в церкви некое магическое действо, которое уже само по себе приносит счастье. Этакая потребительская, в основе своей языческая, форма общения с «высшими» силами, как сделка: я вам свечку – вы мне «чтоб всё хорошо у меня стало». И заглядывают такие люди в церковь лишь по превеликим праздникам, ну, или по крупной житейской нужде. Ставят свечку, как будто галочку в воображаемой «книге учета хороших» дел», и, уверенные, что всё сделали по-христиански, со спокойной совестью забывают об этом самом христианстве до следующей свечки.

Есть и такие, которые кое-что смыслят себе в православии, чаще заходят в церковь, даже могут и часик выстоять, слушая пение и разглядывая иконы. Такие христиане предпочитают, раз уж дошли до храма, по максимуму обойти все иконы, по крайней мере, самые красивые и крупные, и перед каждой поставить свечку, попросить за себя и близких. Какая-то икона да поможет - практично рассуждают они – главное, свечки везде поставить, чтоб уж наверняка… И выходят они из храма, удовлетворённые проделанной работой и вполне довольные собой: «Ай да я, сколько добра попросил, должно сработать! Плюс выгода – сэкономил на покупке свечей». Да, практичные люди приходят в храм со своим пучком свечек, закупленными по дешёвке где-нибудь в похоронном агентстве или другой торговой точке. И даже не задумываются, что, по сути, приносят они каинову жертву. Да, тучную, обильную, но неискреннюю, корыстную, жадную.

Что такое свеча в храме? Это наше скромное вещественное подношение Богу.

Нужно понимать, что свеча, купленная за стенами храма и затем принесённая в храм – это не жертва, а попытка откупиться. И ставить такие свечи к иконам нельзя. Просить у Всеведущего Создателя что-то для себя и при этом хитрить – всё равно, что играть в дурачки с самим собой. Такая игра и свеч-то не стоит.

Лучше уж в храме купить всего две свечки по двадцать рублей, чем приходить с десятком, купленным на ту же сумму за пределами храма. Покупка свечей есть малая жертва Богу и его храму, пусть она будет необременительная, главное — добровольная. Количеством свечей не «задобришь» святых. Испросить духовной помощи можно, принося своё только от чистого сердца. Сердце чистое – вот лучшая жертва Богу. С сердцем чистым затепли перед образом свечку, пусть она будет даже маленькая, но угодная Богу.

Что такое свеча в храме? Это земной огонёк, который в соединении с молитвой может вознестись в горний мир, как луч прожектора, прорезающий ночное небо.

В церковной традиции свеча – это неотъемлемый атрибут богослужения. Горящая свеча – видимый знак тёплого, светлого горения человеческого сердца, горячей любви к Богу, Богоматери, к святому, кому ставится свеча. Но если нет всего этого, то свечи не имеют никакого значения, жертва пустая. Ставить свечу формально, с холодным сердцем — грех. Зажигая свечу, нужно молиться, хотя бы своими словами, но внимательно, благоговейно, с верою. Все свои мысли и чувства обращая к Богу.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский предупреждает: » Если же ставишь свечи, а любви к Богу и ближнему в сердце не имеешь: скупишься, не мирно живешь, – то напрасна и жертва твоя Богу».

Что такое свеча в храме? Это крохотный маячок и нашего участия в молитвенном обращении церкви к Создателю.

Объясняя символическое значение свечного воска, литургист XV века, блаженный Симеон, архиепископ Солунский, говорит: «Чистый воск означает чистоту и нескверность людей, его приносящих. Он приносится в знак нашего раскаяния в упорстве и готовности впредь к послушанию Богу, подобно мягкости и податливости воска. Как выработанный пчелами после собрания нектара с множества цветов и деревьев воск символически означает приношение Богу, как бы от лица всего творения, так горение восковой свечи, как превращение воска в огонь, означает обожение, превращение земного человека в новую тварь действием огня и теплоты Божественной любви и благодати».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит о церковном огне так: «Огонь горящих… свечей и лампад, как и само кадило с горячими углями и благовонным фимиамом служат для нас образом огня духовного – Духа Святаго, сшедшаго в огненных языках на апостолов, попаляющего греховные наши скверны, просвещающего умы и сердца наши, воспламеняющего души наши пламенем любви к Богу и друг к другу: огонь пред святыми иконами напоминает нам о пламенной любви святых к Богу, из-за которой они возненавидели мир и все его прелести, всякую неправду; напоминает нам и о том, что мы должны служить Богу, молиться Богу пламенным духом, чего у нас большею частью и нет, ибо имеем охладевшие сердца. – Так в храме все поучительно и нет ничего праздного, ненужного».

Нет обязательных правил, куда и сколько ставить свечей. Их покупка – добровольная жертва Богу.

В первую очередь, по совету монахов Свято-Троицкой Лавры, хорошо поставить свечу к «празднику» (центральному аналою) или чтимой храмовой иконе, затем – к мощам святого (если они имеются в храме), а уже потом – о здравии (к любой иконе) или о упокоении (на канун – квадратный или прямоугольный столик с Распятием). Важно не количество поставленных свечей, а искренность веры и молитвы.

Со свечами связано много суеверий, и все они бессмысленны. Распространяют их в основном невоцерковлённые религиозно безграмотные люди. Не следует верить разговорам о том, что свечку надо ставить только правой рукой; что если она потухла, значит, будут несчастья; что нельзя опалять нижний конец свечи для устойчивости в лунке, и так далее.

Но вот что точно нельзя – это приобретать церковные свечи для неких магических действ, ворожбы, колдовства. Само по себе всё это чудовищный грех. И если вы совершали его, пусть даже по глупости, в детстве, не говоря уже об осознанном участии в этих богомерзких делах, то как можно скорей исповедуйтесь, принесите глубокое покаяние.

И пусть свечи, которые вы зажжете, сообщают небу только о ваших богоугодных намерениях.

Как это ни странно звучит сейчас, но христианство – это городская религия. Оно развивалось в крупных населенных пунктах тогдашней Римской империи, и лишь спустя несколько веков стало постепенно проникать вглубь сельской местности. Использование свечей тесно связано с «городским» прошлым христианства.

А что такое древний город? Это плотное скопление домов, с узкими улочками, тесными помещениями, плохо развитой канализацией. Естественное освещение, особенно в бедных кварталах, было слабым, и поэтому жители часто пользовались искусственными источниками света – лампадами, факелами, лучинами. Понятное дело, их употребляли и христиане – как в повседневной жизни, так и во время богослужения.

Светильник с самого начала стал играть важную роль в церковном обиходе, потому что евхаристические собрания в основном проходили ночью, а местом их проведения были либо потайные комнаты на какой-нибудь окраинной квартире, либо подземные катакомбы, куда тоже дневной свет не проникал. Открыто собираться на молитву последователи Христа не могли целых три века по причине обрушившихся на них гонений.

В IV веке, когда преследования прекратились, необходимость в светильниках постепенно отпала – христиане стали собираться в просторных храмах-базиликах, и многие службы переместились с ночи на утро или обед. Но, несмотря на это, дневные процессии по-прежнему продолжали освещаться факелами, а в самих храмах даже в светлое время суток горело большое количество лампад.

Было это потому, что понятие «свет» христиане наделяют глубоким символизмом. Вообще, большинство религий мира в той или иной степени считают огонь священным. Он дарит тепло, свет и пищу, но вместе с тем он плавит, разрушает и убивает. Огонь в одночасье и друг, и враг. Его нужно уважать. Так считали язычники. Христиане были знакомы с этими воззрениями. Они, конечно, не поклонялись пламени, но огонь тоже служил им очень важным напоминанием.

В Евангелии Христос называет себя Светом, кроме того в Священном Писании встречаются и другие образы, связанные с огнем. Достаточно вспомнить несгораемый куст, в котором Бог явился Моисею, или же белые одежды Христа, которые буквально сияли, кода Он преобразился перед учениками на Фаворе. Все это и символизировал собою светильник, и христиане стали воспринимать его как видимый знак той иной реальности, причастниками которой они становились во время Евхаристии.

Примерно со времен Средневековья наряду с лампадами в храмах активно стали использоваться свечи. Как и к остальным видам искусственного освещения, к ним сначала было чисто утилитарное отношение. Но постепенно свеча получила ту смысловую нагрузку, которую имеет сейчас – она стала одной из форм жертвоприношения Богу.

Гилберт Честертон однажды написал: «Религиозное воспитание малыша начинается не тогда, когда отец начинает рассказывать о Боге, а когда мать учит говорить «спасибо» за вкусно испеченный пирог».

Благодарность играет очень важную роль и в человеческих взаимоотношениях, и в отношениях людей с Богом.

Фото Владимира Ештокина, сайт

Внешним знаком благодарности всегда был, есть и будет подарок, который на языке религии называется жертвой.

А какой подарок наиболее ценный? Почти все помнят, как в детстве на уроках рукоделия или рисования делали подарки родителям к 23 февраля или 8 марта. Как приятно было вручить родным маме или папе порой неуклюже сделанную поделку! И пусть она была далеко не шедевром искусства, но для многих родителей и детей эти подарки – самые дорогие. Примерно аналогичное отношение к жертве сформировалось и у христиан – они всегда стремились принести в дар Богу плоды своего труда, самое лучшее и самое дорогое.

До эпохи Средневековья население было тесно связано с натуральным производством, и поэтому наличные деньги жертвовались редко. В основном приносили готовые плоды своего труда – вино и муку для Евхаристии, воск и сало для светильников, пищу для нищих. Даже богатые люди стремились не просто опустить деньги в ящик, а пожертвовать готовый ценный предмет. Дело в том, что любая жертва должна найти в храме свое применение. БЕЗ ЦЕЛИ жертва не может быть принесена.

И вот, возникает ситуация. Приходит в храм столяр и, например, учитель. Если столяр может принести в храм свое изделие и отдать его на полезное служение (скажем, смастерить красивый шатер над алтарем), то учитель ничего вообще не производит. Его труд – умственный, он дает людям знание. Конечно, можно просто прийти, сказать Богу «Спасибо». Но при этом внутренняя человеческая потребность во внешнем выражении благодарности так и не будет им удовлетворена. Можно опустить деньги в ящик – это наиболее логичный поступок, но все-таки, как показывает опыт,

деньги не способны разогреть душу человека и дать почувствовать сердцем, что он благодарит Бога.

Похожая ситуация возникает, когда даришь деньги на день рождения – вроде бы и подарок, но есть в этом что-то не то.

Появление свечи как жертвы эту проблему отчасти решило. Горящая свеча согревает душу и настраивает на нужный молитвенный лад. По сути, было найдено оптимальное решение, а с течением времени, когда натуральная жертва стала характерна лишь для сельских приходов, свеча стала универсальным средством эмоционального настроя молящегося человека. Так свеча дожила до XX века, пережила революции и до сих пор наиболее часто верующие жертвуют на храм, именно покупая свечи.

Правда, не обходится без искаженного понимания жертвы.

Когда человек благодарит искренне – это одно. Но часто бывает так, что подсознательно за нашим «спасибо» – особенно если оно адресовано более могущественной персоне – кроется банальный принцип «ты – мне, я – тебе». И благодарящий ожидает новых благодеяний от того, кого он благодарит. То же самое иногда приходит людям на ум и в отношении свеч. Многие прихожане верят, что свечами можно манипулировать, и от их количества напрямую зависит размер ниспосылаемой Богом милости. Более того, доходит до откровенно языческой практики, когда некоторые считают, что свечу нужно ставить только правой рукой, зажигать только от лампады и делать это только лично. Иначе, по мнению таких людей, жертву Бог не примет.

И действительно, жертва может быть напрасной. Но именно тогда, когда к жертве (в частности – к свече) проявляется своеобразное магическое отношение. Такая жертва – и вправду бессмысленна, потому что ее цель христианство видит не в «задабривании» Бога, а в очищении нашего сердца. Любая жертва призвана изменить душу человека, помочь ей научиться любви и благодарности.

Именно в ключе жертвы нужно рассматривать и такой непростой момент, как торговля свечами в храме. Обычно светские люди обвиняют Церковь в том, что она продает свечи втридорога и таким неблаговидным способом наживается на прихожанах. Но тем, кто соприкасался с реальной церковной бухгалтерией, хорошо известно, что вовсе не жажда наживы заставляет приход вывешивать ценники на свечную продукцию, а суровая необходимость выжить. Ведь Церковь содержат сами верующие, и, покупая свечу в лавке, мы не батюшке кладем эти деньги в карман, а помогаем приходу, который должен платить за коммунальные услуги, содержать штат священников и служащих, проводить текущий и капитальный ремонт церковных строений, помогать нищим. Купленная нами свечка – это наш скромный взнос в этот многоцелевой фонд.

Свеча, родившись как предмет чисто утилитарный, со временем стала заменой денег и вообще любой натуральной жертвы. И, зажигая в храме перед иконой купленную свечу, важно помнить о том, что наша благодарность Богу имеет не количественное, а качественное выражение, и что настоящим подарком Творцу служат не свечи или какие-либо иные материальные ценности, а наше сердце. То самое сердце, в котором рождаются все наши помыслы и желания, и очистить которое мы призваны самим Богом.

Фото анонса Юлии Маковейчук