Когда появилось понятие национальность. Возникновение наций

исторический тип этноса, представляющий собой социально-экономическую целостность, которая складывается и воспроизводится на основе общности территории, экономических связей, языка, некоторых особенностей культуры, психологического склада и этнического самосознания.

Отличное определение

Неполное определение ↓

НАЦИЯ

от лат. natio - народ) - тип этноса (см.), характерный для развитого классового об-ва. Возникновение Н. исторически связано со становлением капитализма, ликвидацией феодальной раздробленности, усилением хозяйственных и др. связей, распространением грамотности и литературы на родном языке, укреплением этнич. (нац.) самосознания. Первые европейские Н. формировались в границах централизованных гос-в, на базе одной или нескольких близких в этнич. отношении народностей (см.), напр., франц. Н. - из северофранцузов и провансальцев. На востоке и юго-востоке Европы формирование Н. началось внутри полиэтнич. гос-в (Австро-Венгрия, Турция, Россия); окончательное политич. оформление Н. получили здесь в рез-те возникновения более или менее однонац. гос-в (Польша, Румыния и др.) или автономий внутри многонациональных гос-в (напр., союзные и автономные республики в СССР). В странах Америки Н. формировались из групп разно-этнич. европейских переселенцев, смешавшихся между собой и в разной степени с индейцами и неграми. Основным языком этих Н. обычно становился язык метрополии (Испании, Португалии, Англии и др.), а рамками их формирования - границы возникших гос-в. Во многих странах Азии и Африки формирование Н., развернувшееся главным образом после освобождения их от колониальной зависимости, еще не вполне завершено. В отечественной социологии долгое время господствовало определение Н. как исторически сложившейся устойчивой общности людей, возникшей на базе общности языка, территории, экономич. жизни и психич. склада, проявляющегося в общности культуры. Однако с середины 60-х гг. это определение стало уточняться и дополняться, напр., признаком нац. (этнич.) самосознания, связываться с общим понятием этноса. В настоящее время, определяя Н., часто делают упор не на этнич. признаки, а на признаки стадиальные или этносоц., отличающие Н. от исторически предшествовавшей ей народности. К этим признакам относится унификация языка, гл. обр. в процессе распространения его литературной формы через систему образования, литературу и средства массовой информации; развитие профессиональной культуры и искусства; формирование классово-соц. состава, соответствующего эпохе промышленно-научн. развития, через определенную форму государственности или сильно развитое движение за ее достижение, а также через определение экономич. общности в рамках своих нац. гос-в. Лит.: Козлов В.И. Некоторые проблемы теории нации//Вопр. истории. 1967, № 1. В.И. Козлов

Отличное определение

Неполное определение ↓

от лат. natio - народ) - социально-этнич. общность людей, впервые складывающаяся при переходе от феодализма к капитализму. От стадиально предшествовавшего ей типа этнич. общности - народности, Н. отличается прежде всего большей внутренней сплоченностью, что выражается в установлении прочных экономич. связей, формировании единого национального языка, в развитии этнич. (национального) самосознания и т. д. Ист. изучение процессов образования и развития Н. до возникновения марксизма было затруднено отсутствием подлинно науч. теории Н. Многочисл. идеалистич. теории, преобладающие и ныне среди бурж. социологов и историков, объясняли возникновение Н. действием только надстроечных факторов, а сама Н. обычно определялась как "совокупность людей, желающих жить вместе" (Э. Ренан, Франция). Подобной точки зрения придерживались также Манчини (Италия), Лоран (Франция), А. Д. Градовский (Россия) и др. ученые и общественные деятели 19 в. Совр. бурж. социологи Г. Кон, Р. Эмерсон (США), В. Холланд (Нидерланды) и др. также недооценивают или полностью игнорируют такие важные факторы, как влияние экономики и терр. общности в процессе формирования Н. Идеалистич. истолкование бурж. учеными накопленного богатого фактич. материала по истории Н. снижает ценность их трудов. Тормозят исследование проблемы Н. и вульгарно-материалистич. концепции, отождествляющие развитие этнич. общности с развитием общественного произ-ва и отрицающие важную роль надстроечных факторов, в частности гос-ва. Основы историко-материалистич. теории Н. были заложены К. Марксом и Ф. Энгельсом, к-рые связали возникновение Н. с изменениями в социально-экономич. условиях жизни общества, указали на важнейшую роль в этом процессе языка и государственности и детально рассмотрели формирование нек-рых европ. Н. Отдельные положения Маркса и Энгельса были использованы О. Бауэром. Однако предпринятая им попытка создать науч. теорию Н. не удалась (Бауэр определял Н. как "общность культуры и характера, возникшую на основе общности судьбы"). В. И. Ленин квалифицировал теорию Н., выдвинутую Бауэром как "психологическую" и "идеалистическую" и противопоставлял ей "историко-экономическую" теорию, дополняя "экономическим признаком" предложенные К. Каутским в качестве осн. признаков Н. язык и территорию (см. Ленинский сб., (т.) XXX, 1937, с. 53). Ленин детально разработал теорию нац. вопроса в эпоху империализма и пролет, революций и обосновал ряд важных положений теории Н. вообще (соотношение факторов языка, экономики и гос-ва, две осн. тенденции в нац. развитии (пробуждение Н. и борьба против нац. гнета, с одной стороны, ломка нац. перегородок и создание междунар. хозяйственных и иных связей - с другой) и др.). В сов. науке долгое время считалось исчерпывающим определение Н., данное И. В. Сталиным: "Нация есть исторически сложившаяся, устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры" (Соч., т. 2, 1954, с. 296). Это определение сыграло свою роль в борьбе против идеалистич. теорий Н., однако оно было построено на исторически ограниченном материале, взятом в основном из жизни лишь европ. Н. Накопленный в современных условиях сов. и зарубежными исследователями богатый фактич. материал, отражающий особенности формирования и развития Н. в различных р-нах земного шара, требует для своего обобщения дальнейшего творческого развития теории Н., над чем и работают ученые-марксисты. Процесс формирования H. в разл. странах происходит по-разному, и ого специфика определяется в основном соотношением этнич., экономич. и гос.-политич. факторов. Первые в истории человечества Н. возникли в Зап. Европе. Ускоренное формирование Н. было обусловлено здесь прежде всего значительным для того времени уровнем развития производит. сил, зарождением и развитием капиталистич. отношений, что привело к подрыву феод. раздробленности и образованию централизованных гос-в. "Королевская власть, опираясь на горожан, сломила мощь феодального дворянства и создала крупные, в сущности основанные на национальности, монархии, в которых начали развиваться современные европейские нации и современное буржуазное общество" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 345). Процесс развития Н. через нац. гос-ва был наиболее типичным для Зап. Европы. Этот процесс был ускорен и тем обстоятельством, что Н. складывались здесь на базе сравнительно однородных в языковом и расовом отношении групп населения, чаще всего из народностей, названия к-рых они сохранили. Уже в 17 в. в период английской революции завершается процесс формирования англ. Н. Нидерландская революция 16 в. ускорила консолидацию голл. народности в Н. Крупнейшую роль в процессе консолидации франц. Н. (формировавшейся из родственных народов - северо-французов и провансальцев) сыграла Вел. франц. революция, к-рая уничтожила провинциальную обособленность и др. пережитки феодализма во Франции, а также способствовала ускорению аналогичных процессов в др. европ. странах. Большое значение как фактор, содействовавший росту национального самосознания формировавшихся европ. Н., имело провозглашение Вел. франц. революцией идеи "национальности" в противовес идее преданности монарху. Решающими вехами в процессе складывания нем. и итальянской Н. (19 в.) были объединение Германии и объединение Италии. На востоке Европы, где в границах больших гос-в - империи Габсбургов, Османской империи и России оказались объединенными разноязычные, нередко далекие по своему происхождению народы, процесс образования даже господствующих Н. происходил замедленно. Это объясняется, в первую очередь, слабыми темпами соц.-экономич. развития этих стран. Формирование рус. Н., начавшееся в 17 в., закончилось к сер. 19 в. Словаки, болгары, румыны и нек-рые др. народы, населявшие Габсбургскую и Османскую империи, окончательно сформировались в Н. по существу лишь после развала последних под мощными ударами нац.-освободит. движения, усилившегося под влиянием Вел. Окт. социалистич. революции в России. В отличие от стран Старого Света, во многих странах Америки образование Н. происходило в результате смешения групп людей, говорящих на разных языках и принадлежащих ко всем осн. расам: европеоидной, монголоидной и негроидной. Европ. переселенцы, осваивая новые терр., смешивались друг с другом и с коренными обитателями Америки - индейцами, а также с группами привезенных работорговцами африканцев. В Лат. Америке процесс формирования Н. был значительно ускорен благодаря образованию здесь независимых гос-в в результате победоносной освободит. войны против исп. колонизаторов (1810-26). Однако резкие расовые контрасты, вместе с различиями социальными и культурными, затрудняли здесь окончательную этнич. интеграцию населения; нац. консолидация подготавливалась и сопровождалась как языково-культурным, так и биологич. смешением расовых групп. В конце 19 в. завершилось формирование сев.-амер. нации и началась завершающая стадия в процессе формирования Н. в крупнейших латиноамериканских странах. Языком формирующихся Н. становился язык стран-метрополий (Испании, Португалии, Англии, Франции и др.), выходцы из к-рых составляли, как правило, основное ядро переселенцев. Особенно сложно и трудно шел процесс интеграции негритянского населения. Лишь на Кубе, а также в Бразилии и некоторых др. странах процесс включения африканских элементов в состав сложившихся в этих странах Н. завершен. В США, где расовое смешение по ряду причин, в частности из-за сегрегации, было ограничено, негритянское население, составившее часть сев.-амер. Н., находится до сих пор на положении особой, притом угнетенной группы, хотя и имеет языковую, территориальную, экономич. и культурную общность с т. н. белыми американцами. Формирование Н. в странах Азии и Африки тормозилось системой колон. и полуколон. гнета и за нек-рыми исключениями (напр., Япония, Китай, Иран) развернулось значительно позже, чем на др. континентах (по преимуществу в 20 в.). Империалисты консервировали в колониях племенную организацию и феод. отношения, препятствовали созданию нац. пром-сти и культурных центров, распространению образования на родном языке, что сковывало развитие внутренних экономич., политич. и культурных связей в колониях. Границы колон. владений устанавливались безотносительно к существовавшим этнич. рубежам; поэтому большинство стран Африки, как и ряд стран Азии, имеет весьма пестрый этнич. состав населения. В нек-рых странах Азии и Африки эта пестрота усугублялась религ. различиями, к-рые нередко тормозили формирование единого нац. самосознания. В этих странах в ходе соц.-экономич. развития и особенно после получения ими независимости развернулись процессы нац. консолидации, однако характер их весьма сложен, а тенденции еще не везде можно проследить. В ряде случаев тенденция к дальнейшему хоз.-культурному сближению разноязычных народов (или частей народов) в рамках существующих политич. границ приходит в конфликт со стремлением отдельных групп племен и народностей к самостоят. этнич. развитию. И если, напр., в Индонезии развертывается обгоняющий образование локальных этнич. общностей процесс формирования единой Н. из многочисл. близкородств. народов, то на Филиппинах, наряду с тенденцией к образованию единой Н., наблюдается нац.-этнич. консолидация всех народов вокруг трех крупнейших народов, населяющих страну (висайя, тагалы, илоки), и поглощение ими более мелких народов, а в Индии, где нек-рые народы (телугу, маратхи и др.) представляют собой по существу уже сложившиеся Н., имеющие свои языково-этнич. штаты, процесс образования единой Н. не определился. В Турции, Иране, Афганистане, Пакистане и др. странах, осн. народы к-рых формируются в Н., нац. консолидация нек-рых крупных нац. меньшинств (пуштуны, курды и др.) затрудняется тем, что отдельные группы их живут в разных гос-вах. Однородность осн. нас. араб. гос-в (ОАР, Сирия, Тунис и др.) облегчает нац. консолидацию арабов. Влияние фактора государственности на процесс образования новых Н. может оказаться особенно сильным в странах тропич. Африки, где процессы нац. консолидации только развертываются, где страны имеют очень пестрый этнич. состав нас. и зачастую нет этнич. групп, составляющих большинство нас. данной страны (Кения, Либерия и др.). Конкретные пути этого процесса, в частности выдвижение единого языка и распространение его среди разнородных в этнич. отношении групп Нас. еще не везде определились. Рост нац. самосознания в ходе начавшегося под влиянием Вел. Окт. социалистич. революции подъема освободит. движения, продолжает оставаться важным фактором консолидации Н. Азии и Африки. В социалистич. странах происходит процесс формирования нац. общности у народов, к-рые не имели возможности сложиться в Н. в предшествующий ист. период. Социалистич. система х-ва и социалистич. собственность на орудия и средства произ-ва значительно ускоряют этот процесс. Так, напр., после нар. революции в Монголии, открывшей монг. народу путь к социализму, в исторически короткий срок завершился процесс формирования монг. Н. В многонац. социалистич. гос-вах на одной экономич. основе - единой хоз. системе социалистич. гос-ва - формируется ряд Н. и народностей. Организация социалистич. гос-в на принципах федерации и терр. автономии, последовательное проведение принципа равноправия народностей и Н., создание условий для развития нац. по форме и социалистич. по содержанию культуры ускоряют всестороннее развитие нац. общностей. При этом в культуре и в характере Н. и народностей появляется все больше общих для всех черт, что способствует укреплению морально-политич. единства всего народа в многонац. социалистич. гос-вах. За годы Сов. власти консолидировался в Н., миновав капиталистич. стадию развития, ряд ранее угнетенных народностей (напр., киргизы, туркмены и др.). Процесс консолидации нек-рых Н. в СССР еще не закончился. Отдельные наиболее отсталые до революции племена за годы Сов. власти консолидировались в народности. Экономич. основой формирования нац. общностей в развивающихся странах, вступивших на путь некапиталистич. развития (ОАР, Алжир, Мали, Гвинейская Республика, Бирма и др.), является гос. и кооперативная собственность на средства произ-ва. Н. не является универсальной стадией этнич. развития всех народов мира. Для существования и самостоят. развития Н. число членов ее должно быть достаточно большим, чтобы обеспечить разделение труда, соответствующее совр. уровню развития производит. сил общества; особо важное значение при этом имеет создание нац. интеллигенции, играющей первостепенную роль в распространении и развитии культуры и выработке нац. самосознания. Многие мелкие народы, в частности отд. племена и малочисленные языково-терр. группы, на какой-то стадии своего развития нередко сливаются с крупными Н. или ассимилируются ими. Н. - исторически преходящая форма общности людей. Необходимой предпосылкой для слияния в отдаленном будущем Н. во всемирном масштабе является победа коммунизма во всем мире. Лит.: Энгельс Ф., О разложении феодализма и возникновении национальных государств, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 21; его же, Роль насилия в истории, там же; Ленин В. И., О национальном и национально-колониальном вопросе, М., 1956; Ленинский сб., (т.) XXX, М., 1937; Бауэр О., Национальный вопрос и социал-демократия, пер. с нем., СПБ, 1909; Каутский К., Национализм и интернационализм, пер. с нем., П., 1918; Ренан Э., Что такое нация?, СПБ, 1886; Формы национального движения в современных государствах. Австро-Венгрия. Россия. Германия, СПБ, 1910; Сталин И. В., Марксизм и национальный вопрос, Соч., т. 2, М., 1954; его же, Национальный вопрос и ленинизм, там же, т. 11, М., 1949; Шаповалов Н., К вопросу о понятии нации, Минск, 1929; Арский И. В., Вопрос о формировании национальностей в Зап. Европе, "Уч. зап. ЛГУ. Сер. ист. наук", 1941, в. 12; Виллар Ж. и К., Формирование франц. нации (X - нач. XIX вв.), пер. с франц., М., 1957; Тома серии "Народы мира", М., 1954-65; Социалистические нации СССР, М., 1955; Формирование социалистических наций в СССР, М., 1962; Чекалин М. В., Коммунизм и нация, Л., 1962; Kohn Н., The idea of nationalism, N. Y., 1944; Shafer В. С., Nationalism. Myth and reality, N. Y., 1955; Sulzbach W., National consciousness, Wash., 1950; Stannard H., What is a nation?, L., 1945. B. И. Козлов, Г. Б. Старушенко. Москва.

Нация — социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи. Существует два основных подхода к пониманию нации: как политической общности граждан определенного государства и как этнической общности с единым языком и самосознанием.

В международном праве является синонимом национального государства.

Подходы к пониманию нации

Политическая нация

Сторонники конструктивизма считают, что нации представляют собой искусственные образования, целенаправленно сконструированные, созданные интеллектуальными элитами (учеными, писателями, политиками, идеологами) на основе национального проекта - идеологии национализма, которая может выражаться не только в политических манифестах, но и в литературных произведениях, научных трудах и т. д. Согласно конструктивистам национализм не пробуждает нацию, которая до тех пор остается вещью-в-себе, а создает новую нацию там, где ее не было. Географическими границами национального проекта при этом являются актуальные политические границы государства, а этнические различия населения, участвующего в строительстве такой нации вообще не имеют значения.

Один из главных теоретиков конструктивизма Бенедикт Андерсон определяет нации как «воображаемые сообщества»: «я предлагаю следующее определение нации: это воображенное политическое сообщество, и воображается оно как что-то неизбежно ограниченное, но в то же время суверенное». Имеется в виду, конечно, не то, что нации - вообще некие фикции, а то, что реально существуют лишь рационально мыслящие индивиды, а нация существует лишь в их головах, «в воображении», в силу того, что они себя идентифицируют именно этим, а не другим образом.

Конструктивисты отрицают преемственность между этносами доиндустриального общества и современными нациями, они подчеркивают, что нации являются продуктами индустриализации, распространения всеобщего стандартизированного образования, развития науки и техники (в частности, книгопечатания, средств массовых коммуникаций и информации) и что в доиндустриальную эпоху этносы и этническая идентичность не играли такой важной роли, так как традиционное общество предлагало много других форм идентичности (сословие, религия и т. д.).

Этнонация

Этнонация (теория социобиологического примордиализма нации) понимает нацию как переход этноса на особую национальную ступень развития, то есть как биологический феномен. Возникновение этой разновидности национализма связано с формированием мистической концепции «народного духа» (Volksgeist) в рамках немецкого «народнического» (volkisch) и расистского, ариосософского национализма XVIII-XIX веков (в частности, в творчестве представителей немецкого романтизма). Ранние немецкие националисты-романтики считали, что существует некий «народный дух» - иррациональное, сверхъестественное начало, который воплощается в различных народах и определяет их своеобразие и отличие друг от друга, и которое находит выражение в «крови» и в расе. С этой точки зрения «народный дух» передается с «кровью», то есть по наследству, таким образом, нация понимается как сообщество, происходящее от общих предков, связанное кровнородственными узами.

В смычке национализма и расизма в Германии, как ни странно, решающую роль сыграли языковедческие исследования, у истоков которых также стояли националисты-романтики, такие как Якоб Гримм. Ими было обнаружено сходство между современными европейскими языками и санскритом, на основе чего было создано учение о «языковых семьях», где отношения между языками уподоблялись кровнородственным отношениям (языки-прародители и языки-потомки). Как видим, из факта сходства языков делался вывод о кровнородственной связи говорящих на них народов, в частности из постулирования существования индоевропейской семьи языков был сделан вывод о биологическом происхождении всех европейских народов, и прежде всего немцев, от праиндоевропейцев, мифических древних «арийцев», которые наделялись идеализированными чертами

Начиная с 1950-х годов ХХ века теория этнонации стремительно начинает терять позиции в западной науке. Причиной этому стал, прежде всего, факт, на который указал один из главных оппонентов примордиализма Бенедикт Андерсон: «Теоретиков национализма часто ставили в тупик, если не сказать раздражали, следующие три парадокса: Объективная современность наций в глазах историка, с одной стороны, - и субъективная их древность в глазах националиста, с другой…». Речь идет о том, что исторические исследования показали, что нации образовались в Западной Европе не так уж и давно - в эпоху раннего Нового времени, а в других регионах и того позже - в Восточной Европе в XIX веке, в Азии и Африке - ХХ веке, так что весьма проблематично возводить их к какому-либо одному этносу, более высокой ступенью развития которого якобы является данная нация. Например, французская нация образовалась в эпоху Просвещения и Великой французской революции в результате соединения различных по культуре народов - гасконцев, бургундцев, бретонцев и т. д. Многие из них продолжали существовать еще в XIX и XX веках, так до конца и не «офранцузившись». В связи с этим сомнительно выглядит выражение типа: «французская культура XII века». Более того, после распада колониальной системы в 1950 - 1960-е годы, в Азии и Африке стремительно стали образовываться новые нации, включающие в себя самые разнообразные этнические группы. И это при том, что еще несколько десятилетий назад народы Африки, которые впоследствии вошли в те или иные нации, даже не имели представления о такой общности как нация и национальность, их вместе с представлениями о национальном государстве и идеологии национализма им принесли колонизаторы-европейцы.

Нация и национальность

Следует различать такие взаимосвязанные, но не идентичные понятия, как «нация» и «национальность». Понятие «национальность» в России и других странах постсоветского пространства, выражая этническую общность, представляет собой лишь один из факторов нации и народности. Поэтому оно является более узким, чем понятие «нация». Это не касается других стран, где национальность - это принадлежность к определенной нации по признаку гражданства. Источник этнической связи людей - общность культурных характеристик и природных условий бытия, приводящих к дифференциации данной первичной группы от другой. Теоретики расизма полагали, что генетические характеристики являются основой этноса, однако это опровергается эмпирически (например, абхазские негры). Нация - более сложное и позднее образование. Если этносы существовали на протяжении всей мировой истории, то нации формируются только в период Нового и даже Новейшего времени.

Нация может быть 2 видов: полиэтничной (многонародной) или моноэтничной. Этнически однородные нации крайне редки и встречаются в основном в отдалённых углах мира (например Исландии). Обычно нация строится на базе большого количества этносов, которых свела вместе историческая судьба. Полиэтничны, например, швейцарская, французская, великобританская, российская, вьетнамская нации, а американцы вообще не имеют никакого ярко выраженного этнического лица. Латиноамериканские нации расово неоднородны - созданы из белых, африканцев, креолов и индейцев-америндов.

В некоторых случаях синонимом нации является понятие «народ »; в конституционном праве англо- и романоязычных стран - термин, обычно имеющий значения «государство», «общество», «совокупность всех граждан».

В СССР под нацией чаще понимался любой этнос в составе государства, а для полиэтнической общности использовался термин «многонациональный народ», к каковым относились, например, советский, индийский, американский, югославский и другие. В англоязычной терминологии (и в большей части нынешней русской терминологии) нация связывается с государством, например, про индийцев пишут «полиэтническая нация». Некоторые исследователи полагают, что определение этносов как наций в СССР было связано с политтехнологической необходимостью использовать право наций на самоопределение для борьбы с полиэтническими странами капиталистического мира.

Нация и этнос в академической науке

Научно-функциональный подход в различии нации и этноса заключается в том, что этносы изучает этнология, за исследования в области этнологии дают звания кандидатов и докторов исторических, социологических наук или культурологии (в зависимости от темы исследования). Нацию и национализм изучает теория политических учений. Никакой «нациологии» не существует, это именно политическое учение. За исследования в этом направлении дают звание кандидатов и докторов политологических наук. Это звание не дают за исследование этноса. Этнология не включена в программу подготовки политологов, нация не включена в этнологические дисциплины.

Академическая наука отрицает такое понятие как «этнонация», и признает нацией только политическое объединение граждан на основании общего гражданства.

Нация и язык

Язык тоже не является универсальным дифференцирующим признаком нации: уникальность нации не обязательно сопровождается уникальностью языка. Есть нации, которые делят друг с другом один и тот же язык (таковы немецкий, английский, арабский, сербохорватский, азербайджанский), а есть нации, говорящие на чужом для всех или почти всех этнических групп языке - индийцы, ханьские китайцы (два основных разговорных языка Китая, пекинский и кантонский, хоть и именуются диалектами, но лингвистически отстоят друг от друга дальше, чем английский от немецкого). Имеются также примеры, когда значительная часть представителей определенной нации не владеет языком своей нации.

В Швейцарии единая нация пользуется четырьмя языками: немецким (65 % населения), французским (18,4 %), итальянским (9,8 %), и ретороманским (0,8 %). В Германии существует множество местных диалектов, сильно отличающихся от нормативного немецкого. В Пакистане национальный язык - урду. На нем говорит только 7 % населения.

Формирование наций

Возникновение наций исторически связано с развитием производственных отношений, преодолением национальной замкнутости и раздробленности, с образованием общей системы хозяйства, в частности общего рынка, созданием и распространением общего литературного языка, общих элементов культуры и т. д. Так, первые европейские нации вырастали на базе уже сложившихся крупных народностей, имевших общность языка, территории и других этнических признаков, выступавших как условия формирования этих наций. В других случаях нации складывались и тогда, когда не было ещё полной готовности всех условий их образования. Так, в ряде стран Азии и Африки нации формировались в ходе борьбы за независимость и особенно после её завоевания на исторически сложившейся в результате колониальных разделов территории из различных по языку, культуре, экономическим связям племён и народностей и становились формой территориально-экономического сплочения, политического и культурного развития этих стран. Следует учитывать также, что образование наций не является универсальной стадией развития всех народов мира. Многие малочисленные народы (племена, языково-территориальные группы) нередко сливаются с крупными нациями.

Эрнест Геллнер считал индустриальное общество условием возникновения национализма, а Бенедикт Андерсон считал национализм условием перехода к индустриальному обществу.

В формировании нации большую роль играют поэты, художники, журналисты, историки и лингвисты (иногда говорят, что почти все европейские нации - проекты представителей романтизма). На формирование шотландской нации оказали большое влияние Роберт Бёрнс и Вальтер Скотт, датской - Ганс Христиан Андерсен и Бертель Торвальдсен, польской - Фредерик Шопен, Адам Мицкевич и Генрик Сенкевич, итальянской - Джузеппе Мадзини, финской - Элиас Лёнрот, еврейской - Бен-Йехуда, немецкой - Фридрих Шиллер, Иоганн Гёте и Иоганн Гердер, а татарской - Габдулла Тукай.

История

Первыми современными нациями, по утверждению классика исследования национализма Бенедикта Андерсона, были латиноамериканские, сформировавшиеся в ходе борьбы против испанской короны, за которыми с небольшим отрывом последовали США и затем Франция. Впервые понятие нация в его политическом значении появилось именно в ходе Великой Французской революции, когда возникла необходимость сформировать некую общность взамен утраченного «подданства французской короны».

Ранее 1750 года обнаружить зачатки национализма уже очень сложно, национализм - феномен Нового времени.

В 1800-е годы возник немецкий национализм, затем последовали национализмы Греции и скандинавских стран (1810-20 годы), итальянский национализм (1830-е годы), в 1850-1900 годах национализм распространился на страны Восточной Европы и в Индию, а в начале XX века - в страны Азии и Африки. Самыми исторически молодыми нациями стали нации вьетнамцев и камбоджийцев - их рождение пришлось на 1930-50 годы.

Таким образом, идеология национализма в одном из своих аспектов заключается в обособлении и вычленении отдельной нации из общего числа народностей, проживавших до возникновения нации на определённой территории. После обособления нации парадигма национализма начинает работать на становление, защиту и укрепление своей нации (ср. становление большинства славянских наций во время распада Австро-Венгерской империи).

Национальная культура

Нация - феномен в первую очередь политический, и только потом этнический и социальный. Поэтому основная задача нации - воспроизводить общую для всех граждан страны культурную идентичность в политических интересах. Для этого существуют министерства культуры, задача которых - определять формат национальной культуры, общий для всех.

Национальная культура в общем не может ограничиваться узкими рамками гомогенной этнической общности. Напротив, полноценное развитие нации требует гораздо более высокого уровня дифференциации духовных ориентаций и образа жизни, чем этническая. Она включает в себя различные варианты субкультур, обусловленные этническими, географическими, социальными, хозяйственными и классовыми факторами. Часто отмечается, что нация складывается не через утверждение единообразия. Она представляет собой чрезвычайно неоднородное образование, состоящее из компонентов различного рода, хотя каждый из них в отдельности содержит общие культурные признаки, отличающие данную нацию. Характерной особенностью национальных культур является их широкая дифференциация по профессиональному и социальному признакам.

Психологический аспект

В традиционной экономике человек рождается, живёт и умирает в одном и том же кругу, находится в окружении одних и тех же людей, не испытывая нужды в другом сообществе. Индустриальное общество ломает эту картину: люди становятся всё более и более мобильными, соседские и семейные связи расторгаются. Нация восстанавливает психические и социальные связи человека на новом уровне, соответствующем глобальному размаху повседневной жизни. Бенедикт Андерсон назвал нацию «воображаемым сообществом» - сообществом, которое создаётся и удерживается не личным знакомством членов, а силой их воображения, их братских чувств.

(Visited 11 times, 1 visits today)

Наверняка, слово "нация" Вы слышали не раз. Однако, случается так, что мы не всегда верно понимаем значения используемых нами слов. Попробуем сегодня разобраться, что такое этнос и нация, более подробно остановимся на последнем понятии.

Нация и этнос: определяем понятия

Чтобы наиболее точно определить, что такое нация, следует рассмотреть данное понятие параллельно с этносом.

В зарубежной этнопсихологии понятия этноса и нации приравниваются, однако, в действительности данные понятия относятся к различным сферам социума. В отечественной литературе нация понимаемся как высшая форма этноса.

Понятие этноса

Этнос определяется как группа людей, которая объединяется общими признаками. Признаки эти могут быть объективными (реальными, независящими от сознания конкретного субъекта) и субъективными (противоположны объективным).

В качестве признаков этноса можно выделить общность территории, языка, религии.

Этносы существовали и существуют в ходе всей мировой истории, тогда как нация начала формироваться лишь в Новое и Новейшее время.

Создание этносом суверенитета, собственной полноценной государственности приводит к новой фазе развития этноса, а именно - формирования нации.

Понятие нации

Нация - понятие, пришедшее к нам (как и многие другие) из латинского языка, дословно переводится как народ или племя.

Так, нация - это исторически складывающаяся общность людей, формируемая общностью их территории, языка, экономических связей, особенностями характера, культуры. Можно сказать, что культурно-политические, социально-экономические и духовные аспекты индустриальной эпохи - это то, что объединяет нацию.

Не следует также путать понятия "нации" и "национальности". Национальность отражает лишь один из аспектов нации, выступая более узким, чем нация, понятием.

Можно выделить два вида нации:

  1. Полиэтничная (многонародная). Такой вид наиболее распространен. Например, к полиэтничным нациям относятся российская, французская, швейцарская, вьетнамская.
  2. Моноэтничная нация встречается довольно редко. В качестве примера можно привести Исландию.

Формирование нации

Историческое становление нации связано с формированием и развитием производственных отношений, образованием совместной системы хозяйства (в частности, общий рынок, общий язык, общие элементы культуры и т.д.). Стоит помнить, что язык не выступает универсальным дифференцирующим признаком нации. Существуют нации, разделяющие один и тот же язык (например, английский, немецкий, азербайджанский и др.); а есть нации, говорящие на языке, чужом практически для всех других этнических групп (например, индийцы).

Культура нации

Политический аспект нации предшествует социальному и этническому аспектам. Это значит, что основная задача нации состоит в том, чтобы в политических интересах создавать культурную идентичность, общую для всех граждан страны.

Нация - это культурно-политическая, исторически обусловленная общность людей. довольно размыто, поэтому существуют уточняющие, корректирующие формулировки. Они необходимы, чтобы можно было использовать это понятие в научно-популярной литературе и не зависеть от контекста.

Как понимать термин «нация»

Так, подход конструктивизма утверждает, что понятие "нация" целиком искусственно. Интеллектуальная и культурная элита создает идеологию, которой следуют остальные люди. Для этого им не обязательно нужно выкрикивать политические лозунги или составлять манифесты. Достаточно своим творчеством направлять людей в нужно русло. Ведь наиболее прочной оказывается мысль, которая проникает в голову исподволь, без прямого давления.

Границами влияния остаются вполне осязаемые политические и географические кордоны. Теоретик конструктивизма Бенедикт Андерсон дает такое определение нации: воображаемое политическое сообщество, которое суверенно по своей природе и ограничено от остального мира. Приверженцы подобного мышления отрицают участие в формировании нации опыта и культуры предыдущих поколений. Они уверенны, что после периода индустриализации появилось новое общество.

Этнонация

Примордиалисты понятие "нация" расшифровывают как своеобразное эволюционирование этноса на новую ступень и превращение его в нацию. Это также разновидность национализма, но она связана с концепцией духа народа и подчеркивает его связь с «корнями».

Приверженцы данной теории верят, что нацию делает единой некий эфемерный дух, который незримо присутствует у каждого гражданина. А помогает в объединении людей общий язык и культура. На основе учения о языковых семьях можно сделать выводы о том, какие народы имеют между собой сродство, а какие нет. Но кроме этого, не только культурное, но и биологическое происхождение народов привязывают к названной теории.

Национальность

Народ и нация - понятия не тождественные, так же как национальность и нация. Все зависит от точки зрения и культурной идеологии. В странах постсоветского пространства этим словом выражается но она не охватывает всех, кто подпадает под определение нации. В Европе национальность - это принадлежность к нации по праву гражданства, рождения, воспитания в закрытой среде.

Одно время бытовало мнение, что нации мира формируются по генетическому признаку, однако на практике можно встретить такие сочетания как, русский немец, украинский поляк и многие другие. В этом случае наследственность совершенно не играет роли в самоидентификации человека как гражданина страны, тут превалирует нечто более сильное, чем заложенные в каждой клеточке тела инстинкты.

Виды наций

Условно нации мира можно разделить на два вида:

  1. Полиэтничные.
  2. Моноэтничные.

Причем последние можно встретить только в тех уголках мира, куда трудно добраться: высоко в горах, на отдаленных островах, в суровом климате. Большинство наций на планете - полиэтничны. Это логически можно вывести, если знать всемирную историю. За время существования человечества рождались и погибали империи, вмещавшие в себя весь известный на тот момент времени мир. Спасаясь от природных катаклизмов и войны, народы переселялись с одного края материка на другой, кроме того, есть и много других примеров.

Язык

Определение нации не связано с языком как таковым. Нет прямой зависимости между средством коммуникации и этнической принадлежностью народа. На данный момент существуют языки общего пользования:

  • английский;
  • французский;
  • немецкий;
  • китайский;
  • арабский и т. д.

Они приняты как государственные более чем в одной стране. Существуют также примеры, когда большинство представителей нации не владеют языком, который должен был бы отражать их этническую принадлежность.

Психология нации

Согласно экономической теории, человек рождается, живет и умирает, не покидая привычных мест обитания. Но с приходом индустриализации эта пасторальная картинка дает трещину. Нации людей смешиваются, проникают друг в друга и привносят свои культурные достояния.

Так как семейные и соседские связи разрушаются легко, то нация создает более глобальную общность для людей, не стесняя их в передвижениях. В этом случае сообщество формируется не благодаря личной вовлеченности, кровному родству или знакомству, а из-за силы массовой культуры, которая формирует в воображении образ единства.

Формирование

Для того чтобы сформировалась нация, необходимо объединение экономических, политических и этнических признаков в месте и времени. Процесс становления нации и условия ее существования развиваются одновременно, поэтому формирование идет гармонично. Иногда, для того чтобы образование нации произошло, необходимо сделать толчок извне. Например, война за независимость или против оккупации противником очень сближает людей. Они сражаются за одну идею, не жалея при этом собственной жизни. Это сильный стимул для объединения.

Стирание национальных различий

Интересно, что здоровье нации начинается с головы и ею же заканчивается. Для того чтобы представители народа или государства осознали себя как нацию, необходимо дать людям общие интересы, стремления, способ жизни и язык. Но вот чтобы особенности в отношении других народов, нужно нечто большее, чем культурная пропаганда. Здоровье нации проявляется в ее однородном мышлении. Все ее представители готовы отстаивать свои идеалы, они не сомневаются в правильности принятых решений и чувствуют себя единым организмом, состоящим и большого количества клеток. Такой феномен можно было наблюдать в Советском Союзе, когда идеологическая составляющая настолько сильно влияла на самоидентификацию человека, что он с детства чувствовал себя гражданином огромной страны, в которой все мыслят синхронно.

Нация - это широкое понятие, которое дает возможность очертить свои границы. На данный момент ни этническая принадлежность, ни политические границы или военная угроза не могут повлиять на ее формирование. Это понятие, кстати, появилось в эпоху Французской революции как противопоставление власти короля. Ведь считалось, что он и все его распоряжения считаются высшим благом, а не политическим капризом. Новое и Новейшее время внесло свои коррективы в определение нации, но появление единого способа управления государством, рынка экспорта и импорта, распространения образования даже в странах третьего мира, повысило культурный уровень населения, и, как следствие, самоидентификацию. Следовательно, влиять на образовании культурно-политической общности стало труднее.

Под влиянием войн и революций сформировались все крупные нации Европы и колониальных стран, Азии, Африки. Они остаются полиэтничными, но для того, чтобы чувствовать принадлежность к какой бы то ни было нации, не обязательно иметь ту же национальность. Ведь это, скорее, состояние души и разума, а не физического пребывания. Многое зависит от культуры и воспитания отдельно взятого человека, от его желания стать частью целого, а не быть отделенным от него при помощи моральных принципов и философских идей.