Когда освещаются куличи и яйца. Освещение куличей и яиц: во сколько и где

- Отец Борис, почему принято освящать праздничную пасхальную снедь - куличи, пасхи, крашеные яйца?

Давайте начнем издалека. Мы знаем, что в праздник Преображения освящаются земные плоды, в первую очередь, - виноград, яблоки и др. Зачем? Чтобы эти яблоки и виноград стали святее? Нет, конечно. Давайте подумаем. Мы ведь приносим Богу те плоды, которые Господь дал нам произрастить, так? Сажает-то человек, а произращает Бог. И вот эти плоды мы приносим Ему, посвящаем Ему, и потом принимаем от Него это как радость праздника, как некое благословение Божие на наши жизненные труды.

Известно, что в древности люди приносили в церковь просфоры, которые пекли сами, и они использовались в богослужении для совершения Таинства Евхаристии. Но это - хлеб, который используется в богослужении, это приношение Богу. Но ведь наша жизнь проходит не только в храме, но и дома, и на работе.

В храме мы радуемся и причащаемся Небесного Хлеба - Тела и Крови Христовой, принимаем Христа в свое сердце и в свое тело. Эта радость касается и наших душ, и наших тел. Поэтому вполне закономерно в дни великих праздников делается праздничная трапеза. И в праздник Пасхи нас интересует не изобилие разных деликатесов на столе. Есть ли таковые, нет ли - это не принципиально. Вопрос в другом. Смотрите, хлеб символичен - это тот продукт, без которого человек не мог существовать: "Хлеб наш насущный даждь нам днесь…" В древнем мире хлеб был всегда символом жизни, питания. Но хлеб-то мы получаем от Бога: Он произращает злаки, а мы их используем. А кулич - это не просто хлеб для питания нашего, но хлеб радости праздника, который мы употребляем дома, во время агапы, праздничной домашней трапезы. Делаем этот хлеб сдобным и красивым, ведь это хлеб величайшего праздника. Украшенные куличи, сладкие творожные пасхи, крашеные яички - понятно, что все это освящается молитвой…

Кулич традиционен с глубочайшей древности, как и крашеные яички, и творожная пасха, которая в разных местах может иметь другое название. Да и кулич в некоторых местностях именуется по-другому. Например, в Украине кулич называется пасхой, а творожная пасха - сырной пасхой. Но смысл в употреблении их один и тот же - это отражение нашей радости.

В первые века христианства люди совершали Литургию, молились, причащались, а потом начиналась агапа - вечеря любви, на которой собирались после праздника, сидели за столом, вкушали пищу в радости и веселии. Сейчас наши праздничные пасхальные трапезы - это продолжение праздника за столом, в домашних и семейных условиях. Так что кулич вполне можно назвать хлебом радости - радости, принесенной от Бога в нашу земную жизнь.

Почему же все-таки мы освящаем пасхальные кушания? Чтобы на нашей пище и на нас пребывало благословение Божие. И прежде всего мы освящаем пищу, кропим святой водой, чтобы освятить нашу трапезу.

- А почему символом праздника Пасхи является и яйцо?

Яйцо очень символично, потому что, с одной стороны, содержит в себе еще нераскрывшуюся жизнь. Но, с другой стороны, яйцо и символ Воскресения - как Христос, лежащий во гробе, которого не может сдержать гробовая пещера, и Он выходит наружу. Эта трапеза освящена тысячелетними традициями. Она есть во всех христианских странах, хотя в разных странах формы могут различаться.

- Каким образом может происходить освящение куличей, пасхи и яиц в разных храмах?

Куличи, яички и пасхи освящаются в храмах. Бывает, что в храме очень тесно, много народу, тогда освящение проходит на улице. Расставляются столы, проходит священник, окропляет принесенную снедь святой водой. Но, конечно, если есть такая возможность, очень хорошо, когда освящение куличей и прочего проходит в храме, а не просто люди пришли к церкви и освятили их. Почему? Потому что намного лучше, если люди придут не просто, чтобы покропили яички, а к Богу, в храм, прося Его благословения.

Они пришли, взяли свечку, вошли в храм, зажгли ее. Вот куличик со свечкой. Это значит что? Молитвенное возношение к Богу. Вот Плащаница, которая стоит посреди храма. Люди с молитвой прикладываются к изображению мертвого Христа, Который умер за наши грехи и Который потом Воскреснет, Воскресение Которого мы и будем праздновать.

После этого они подходят к священнику, окропляются и их приношения, и они сами.

Что получается: люди пришли в храм с молитвой, приложились к святыне, предстали пред Божиим престолом с теми своими дарами, которые нужно освятить. Люди малоцерковные, освящая свои куличи таким образом, в какой-то степени приобщаются своим сердцем к святыне, потому что мало кто подойдет равнодушным к изображению умершего Христа. И очень хорошо, если в храме есть возможность провести освящение именно таким образом. В нашем храме мы стараемся идти именно этим путем.

- Есть ли смысл брать с собой детей на освящение куличей?

Если мы хотим, чтобы пасхальная радость коснулась детей, то дети должны участвовать и в приготовлении Пасхи, в том числе и молитвенном: и в богослужении пасхальном, и в праздничной пасхальной трапезе. Поэтому это очень нужно и важно и очень полезно для детей.


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Идти в храм на освящение пасхальных продуктов можно уже в Страстную субботу. В 2015 году этот день выпадает на 11 апреля, потому что, православная Пасха отмечается уже 12 апреля. Пункты по освящению еды открываются уже с раннего утра. Они представляют собой лавки, которые выставляются вокруг церкви. Иногда корзиночки нужно ставить просто на землю. Освящать куличи и другую еду можно в течение всей субботы, а также и после праздничной службы. Именно праздничная служба с субботы на воскресенье является лучшим временем, когда нужно освящать еду в корзинке. Но это не единственное время.

Что именно освящаем

В 2015 году, как и в другие годы в Страстную субботу, церкви освящают еду, как правило, с 10.00 утра и до 20.00 вечера. Потом уже освятить свои корзинки можно будет после праздничной службы. Обязательно в корзинку нужно положить яйцо, крашеное яйцо. Оно является символом вечной жизни, символом победы жизни над смертью. Кулич – это хлеб, которым Иисус Христос, согласно церковным книгам, кормил своих учеников. Так что, в церковь идут, в первую очередь, чтобы освятить именно яйца и куличи.

Если верующие перед Пасхой постились, то для них особенно важно провести ритуал освящения еды. Нужно знать не только, когда освещают куличи и яйца, но также, почему это делают. Есть такой обычай как причащение в праздничное пасхальное утро. Оно делается после периода Великого поста, когда в течение 40 дней вся пища животного происхождения находилась под запретом. Вкушая освященные продукты в праздничное утро, люди напоминают себе об истинной Пасхе и о том, как верой Иисус Христос объединил и продолжает объединять людей.


Понятное дело, когда освещают и яйца в 2015 году (во сколько) зависит от каждой конкретной церкви и региона. Если вы уже знаете, куда именно пойдете, чтобы провести данный обряд, то в церковь не только можно, но и нужно заглянуть накануне. К примеру, пойти на службу в Страстную пятницу, заодно просмотреть объявления, когда именно и в какое время в данном храме будет проводиться освящение пищи.

Что положить в пасхальную корзинку

В пасхальной корзинке, как уже отмечалось выше, согласно церковному уставу обязательно должны быть яйца и куличи. Но, многие также кладут туда немного овощей и мясо. В принципе, освящать эти продукты можно, но это не обязательно. Несмотря на то, что на Руси на Пасху всегда было принято накрывать богатый стол и готовить различные яства, не стоит забывать, что это праздник души, веры, добра и любви. Отправляясь в церковь со своей корзинкой, нужно обязательно захватить не только продукты, но также хорошее настроение и улыбки. Не стоит пихать других людей, чтобы на вас попала святая вода, не стоит злиться или хмуриться. Помните об истинной составляющей Пасхи!


Ни в коем случае нельзя брать с собой на освящение в церковь вино или любые другие алкогольные напитки. Необходимо понимать, что освященная еда нужна не чтобы накрыть богатый стол, а чтобы только начать трапезу. Поэтому не стоит нести с собой в церковь огромные корзины, набитые различными деликатесами. На пасхальный стол можно подавать уже любые блюда, в том числе,

В день Светлого Воскресения Христова яйцами обмениваются при встрече со всеми близкими и знакомыми. Пасхальные яйца подают нищим и оставляют их в церкви. Красный цвет пасхального яйца напоминает о том, что искупление человечества совершилось пролитием на кресте крови Христа Спасителя. Освященному яйцу приписываются магические свойства. Считалось, что оно может потушить пожар, если его кинуть в огонь, потому-то такие яйца даже хранили за иконой на случай пожара (и прежде чем бросить его в огонь, трижды обегали с ним вокруг дома). С пасхальным яйцом искали пропавшую или заблудившуюся в лесу корову или овец. Освященным пасхальным яйцом гладили скотину по хребту, чтобы она не болела и шерсть у нее была гладкая; делали это перед первым выгоном скота на пастбище.

Когда освящают яйца на Пасху

Отправляясь в церковь освящать куличи и яйца, лучше заранее поинтересоваться о времени и порядке пасхальной службы. Время в разных храмах отличается. В одном храме освятить продукты для праздничного стола можно в Великую субботу, в другом – рано утром в Светлое Воскресенье. В некоторых храмах службы проводятся таким образом, что верующие имеют возможность принести продукты на освящение дважды. Но перед тем, как отправляться на церковную службу, необходимо подготовиться.

Как освятить правилам? Церковная служба проводится по установленным канонам, которые допускают весьма незначительные отступления. По канону каждая служба сопровождается молитвенным песнопением, характерным для определенного события, времени суток, наличия ограничений по дням поста и памяти святых и так далее.

Пасхальная служба длится всю ночь, и обряд освящения продуктов, приготовленных для утренней праздничной трапезы, проводят в 4 часа утра. Эти продукты прихожане потом несут домой, и с них начинается завтрак.

Однако освящать продукты в Великую Субботу также допустимо. Обряд проводится в субботу на вечерней службе. После Страстной Пятницы Великая Суббота считается предпраздничным днем, священник уже одевает белые одежды, а песнопение церковного хора становится более радостным. Воскресение Христа близится.

Приходить на освящение продуктов лучше заранее. В праздничные дни в церкви бывает намного больше прихожан, чем обычно. Поставить свои продукты на стол, беспрепятственно пройти к нему, сразу удается не всегда. Вдобавок, служба может начаться немного раньше или позже положенного, а время освящения сдвинется. В небольших приходах такое случается обычно чаще.

Удобнее, если все продукты положены в корзинку, которая так и ставится на стол. Часто эту корзинку принято украшать цветами. Но форма и размеры ее пусть будут компактными и удобными. Кроме нее на столе будет много других, и места должно хватить всем. Корзинка выстилается салфетками или вышитым специально для праздника полотенцем. Во время транспортировки куличи и другие продукты можно будет накрыть тканью.

Освящать яйца и куличи в Великую Субботу удобнее, ведь для того, чтобы сделать это в воскресенье, необходимо посетить окончание всенощной службы. Рано вставать очень неудобно, и стоять всенощную в церкви позволить себе могут далеко не все. Поэтому традиция освящения продуктов накануне, в субботу, появилась достаточно давно. Хозяйки пекли куличи в ночь с пятницы или рано утром в субботу, вечером относили в церковь корзинку. А утро уже проходило дома.

В этому году православные верующие будут отмечать Пасху 28 апреля 2019 года. Одна из замечательных традиций этого торжества – освящение куличей и яиц.

Причем часто интересуются: в какой день, и во сколько именно освящают яйца и куличи на Пасху? Подробный ответ на этот вопрос дается в статье.

Заветный день и час: когда происходит освящение

Почти к любому празднику начинают готовиться заранее, и случай с Пасхой – не исключение. Верующие стремятся покрасить яйца и выпечь куличи, приготовить творожные пасочки, или в крайнем случае – приобрести.

Конечно, будет правильно и освятить еду в церкви, поэтому и встает вопрос – во сколько и когда это нужно сделать?

Наиболее оптимальный вариант – это Пасхальное богослужение, которое проходит в ночь с субботы на воскресенье и заканчивается примерно в три часа пополуночи. Конечно, для многих людей это очень поздно, поэтому не будет ничего страшного прийти в пасхальный день и освятить продукты.

Сделать это нужно до полудня – ведь торжество начинается с раннего утра, а днем лучше уже быть дома и поздравлять друг друга радостным приветствием: «Христос воскрес! Воистину воскрес!»

И еще хорошо бы иметь в виду, что хотя на Пасху многие употребляют в честь праздника вино и другие алкогольные напитки, — в храм лучше прийти в бодром, трезвом состоянии. Освящение яиц и кулича – это подготовка к празднику.

Ну а после того, как все готово, можно прийти домой и сесть за стол. При этом и вино, и другие крепкие напитки, необязательно нести в церковь: их можно освятить дома личной молитвой.


Еще один вариант, для тех, кто желает освятить продукты до Пасхи – прийти в храм в субботу накануне. В этот день освещают еду с 11-12 часов и вплоть до 21 часа, то есть до начала пасхального богослужения.

Во многих церквях можно также прийти и на следующей неделе (понедельник, вторник). В любом случае лучше заранее поинтересоваться режимом работы конкретного храма.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Во многих церквях священники сами определяют, когда надо освящать куличи и яйца на Пасху. Соответствующее расписание всегда можно найти на информационном табло или на сайте церкви, например.


Обязательно ли освещать куличи и яйца

Наряду с вопросом о том, когда именно лучше освятить куличи и яйца, часто интересуются, насколько обязательно это делать. Хотя многие люди и не приходят в церковь, но будет правильно отправиться в храм и исполнить древнюю традицию.

Ведь каждый верующий может прийти на Пасху в церковь или по крайней мере попросить близкого, родного человека сделать это вместо него, чтобы освещать для праздника яйца и куличи. Важно понимать, что эти продукты представляют собой не просто еду, а настоящие символы светлого воскресения. Яйцо олицетворяет жизнь, возрождение, а куличи – образ тела Христа.

Священники уверены, что освещать еду – естественное желание человека, а тем более, если речь идет о самом главном празднике христиан – Пасхе. Вот, например, мнение протоиерея Максима Первозванского.


Таким образом, верующие могут прийти в церковь на освещение куличей и яиц и в субботу, и в воскресенье, и даже в начале будущей недели. Конечно, не будет лишним в такой день проявить свою добродетель, для чего можно оставить часть продуктов в храме.

, настоятель Богоявленского кафедрального собора в Елохове, г. Москва:

Освящать продукты к пасхальному столу никто не принуждает – это благочестивая традиция. Но освящение – это не просто нечто, что ты делаешь для себя. Человек приходит в храм с чем-то, в данном случае это традиционные пасхальные яства – творожные пасхи, крашеные яйца, куличи, мясо – с благодарностью к Богу за то, что это всё у него есть.

Ведь всё, что человек потребляет – дано ему от Бога. Потому часть принесенных продуктов мы оставляем в храме.

Мы помним обращение Христа, которое прозвучит на Страшном Суде: «Я был голоден, и вы накормили Меня» (Мф. 25: 35), потому, что «то, что вы сделали одному из наименьших Моих братьев, вы сделали Мне» (Мф. 25:40).

Оставляя в храме часть пищи, человек оставляет её для ближнего. Находящийся в крайней нужде может прийти в храм и получить творожную пасху, кулич, крашеные пасхальные яйца. Вот это и есть важная часть традиции освящения пищи.

Так что речь не о магии, не о претворении какого-то вещества в нечто особое, а о благодарности Богу, о нашей жертве Богу в лице тех людей, которые не имеют возможности приобрести себе эти продукты в силу различных обстоятельств.

Ситуация, когда мы приходим в магазин, и нам предлагают купить уже освященные здесь же куличи – это не православная традиция: у человека отнимается возможность прийти в храм с благодарственной жертвой. Или, например, в ресторане сообщается: «У нас все блюда освящены». Для чего? Речь об идоложертвенной пище?

Традиция благотворительности, чистосердечного участия в жизни ближнего живет в освящении различной пищи – яблок, меда, пасхальных яств. Кстати, такая традиция есть и в исламе, когда на мусульманские праздники каждый бедный человек получает часть бараньего мяса, которое было принесено в жертву по древней традиции.

Мы же заменяем это другими яствами, но это отсылает нас к тем древним, ветхозаветным традициям, которые уже не имеют силы в Рождестве и Воскресении Христовом, но, преображенные, дают возможность поучаствовать в жизни ближнего.

На самом деле освящение в Великую Субботу – не традиционное явление, а некая нужда наших многолюдных приходов. Традиционно яства освящались после ночного пасхального богослужения. То есть для тех, кто пришел в храм помолиться, а не только освятить.

Ситуация, когда освящать приходится в субботу, не плохая: человек имеет возможность приложиться к Плащанице, помолиться в храме, услышать во время освящения уже Пасхальные песнопения.

Но, с другой стороны, получается немного странно: ещё Великая суббота, еще Христос символично лежит в Плащанице посередине храма, а уже поются Пасхальные Песнопения. Многие незнающие люди потом возвращаются домой и начинают разговляться.

Это – пережиток советского времени, когда было мало храмов, когда многие не могли прийти на ночное Пасхальное богослужение.

В небольших сельских храмах, даже в Подмосковье, многие прихожане как раз освящают принесенные яства после ночного богослужения или после литургии утром.

Если же освящение происходит в субботу, а человек не смог прийти – ничего страшного. Факт, что он ест освященную еду или неосвященную, никак не приближает его к Богу и не отдаляет от Него. Об этом говорит и апостол Павел.

То, что на освящение в Великую субботу приходит много людей, которые в храм не ходят и церковной жизнью не живут – это замечательная возможность миссионерского служения.

Мы готовимся к этому дню, выпускаем специальные листовки, материалы, которые потом раздаются людям, чтобы они могли прочитать и понять: освящение – малая часть нашей духовной традиции, которая основана на твоем присутствии, ты должен себя отдать Богу.

Так что все штатные миссионеры у нас в храме обязаны в Великую Субботу выйти на дежурство, привлекать волонтеров к раздаче миссионерских листков, к разговорам, к общению с людьми.

Так что Великая Суббота – праздник для миссионеров, ведь появляется такая возможность говорить с людьми о Главном!

Спаситель говорит, что нивы «побелели и готовы к жатве» (Ин., 4:35). Когда дворы храмов заполняются людьми, пришедшими освящать пасхальные яства, – это та нива, с которой надо работать.

У каждого своя мера религиозности

Протоиерей Максим Первозванский , главный редактор журнала «Наследник»:

Меня удивляет вопрос – обязательно ли освящать пасхальные яства? Так же можно спросить: а жениться человеку обязательно? Мне кажется, такая постановка вопроса некорректной.

В Церкви в этом смысле нет ничего обязательного. Господь по любви к нам дал нам возможность жить. И вполне естественно, что мы стараемся в этой жизни всё освятить – посвятить Богу. Православные стремятся освятить все, что можно освящать.

Всякий раз, когда мы вкушаем пищу, мы её освящаем – крестным знамением и молитвой.

Когда приближается Пасха после 49 дней поста, вполне естественно, что люди стремятся, чтобы на праздничном столе была пища, освященная в храме.

Точно так же, как существует вход в пост, когда читается молитва на начало Святой Четыредесятницы, так есть и выход из поста, в том числе – пищевого, каким и является освящение яиц, куличей и пасох.

Понятно, что не причаститься на Пасху – гораздо хуже, чем не освятить куличи. Кстати, освятить куличи можно и в храме после ночной литургии, если не удалось сделать это в Великую субботу.

Дискуссии людей, находящихся внутри Церкви о том, насколько важно или совсем не важно освящать пасхальные яства, появилась не вчера. Она уже давно существует между, очень условно говоря, «протестантами от православия» и теми, кто, возможно, даже чрезмерное внимание придает обрядовой стороне.

Эта дискуссия существует уже больше ста лет, а на западе со времен Реформации: зачем вообще нужны бороды и облачения священников, для чего нужны храмы с золотыми куполами и так далее. Дальше можно договориться до того, а зачем нужны иконы, святая вода, просфоры…

Поскольку мы состоим из души и тела, то наше тело тоже участвует в духовной жизни. Те же самые протестанты, отказавшись вроде бы от обрядов, все равно придумали потом свои, только более усеченные, как бы извиняющиеся: «Простите, но у нас все-таки есть какие-то обряды».

Обряд никогда не является самоценностью. Он – некая форма, которая выражает определенное содержание. Иногда, когда люди перестают чувствовать это содержание, оставляя только внешнюю форму, – это становится неправильным.

Освящение пасхальной пищи – тоже одна из форм. Она не является обязательной, это не элемент Символа веры, нигде не сказано «верую в освящение куличей и пасох, чаю пасхального стола». Хотя все мы, когда пост близится к концу, чаем, ожидаем и вкусной творожной пасхи, и куличей.

Но вполне можно представить себе православную культуру, где нет ни куличей, ни творожных пасох, ни освящения в Великую субботу. Тем более, что даже чисто литургически освящение в субботу не совсем правильно.

Понятно, что по чину литургия Великой субботы должна заканчиваться где-то к вечеру, после люди не расходятся из храма, происходит освящение вина и хлеба, чтобы люди, не выходя из церкви, могли подкрепиться. После чего люди дожидаются полунощницы, пасхального Крестного хода… А освящение куличей и пасох полагается после ночной пасхальной службы.

Но выдержать этого в современной жизни никто не может. И потому сегодня исторически сложилось иначе, и люди пасхальные яства освящают заранее. И мне кажется это правильным.

Да, традиция меняется: когда-то были строго расписаны дни, когда пеклись куличи, красились яйца. Современному человеку это не удобно.

Я не удивлюсь, если через сто лет не будет ни куличей, не пасох. А традиция красить яйца, думаю, останется.

Когда в Великую субботу освящать праздничную пищу приходят тысячи людей, которые в храм в течение года не ходят, я радуюсь. Так же, как когда вижу толпы людей у Крещенской купели.

Мера религиозности у каждого своя. Среднестатистический воцерковленный православный ходит в храм примерно три воскресенья из четырех в месяц и один раз в месяц причащается. Есть верующие, которые удивляются: «Как это можно – причащаться всего один раз в месяц?! Надо подходить к Чаше каждое воскресение!»

А кто-то не может не ходить в храм каждый день, а причащаются они четыре раза в неделю. И они могли бы сказать тем, кто причащается раз в месяц: «Ну, это разве религиозная жизнь?!»

Человек пришел раз в год и причастился в день праздника Входа Господня в Иерусалим? Слава Богу! Аллилуйа!!!

Если брать еще более низкий градус духовной жизни – человек приходит освящать куличи. Но он все-таки приходит к храму, делает хоть какой-то шаг. И это – здорово!

Помню свою советскую молодость, когда я работал в научно-исследовательском институте, и мой научный руководитель, никакого отношения к христианству не имеющий, на Светлой седмице приносил кулич и говорил со значением: «Освящённый!» – освящали кто-то из его домашних. У нас всех было ощущение, что мы прикасаемся к чему-то такому важному…