Когда идти на крестный ход. Когда будет крестный ход на пасху

Пасхальная служба – одно из самых важных событий для православных. В храмах проходят важное для верующих служение. Великий пост заканчивается сразу после того как завершится Божественная Литургия и причащение. Начинается главное событие года для православных за несколько часов до полуночи, а завершается служба в 4 утра.

Богослужение в Воскресенье Христово начинается с Крестного хода в полночь. В это время в храм могут прийти все желающие. Те, кто хочет попасть внутрь и пробыть в церкви всю службу, приходят заранее. Другие же могут наблюдать за процессом с улицы или посмотреть прямую трансляцию по телевизору.

Как совершается Пасхальный Крестный ход

В 2018 году 8 апреля все православные отмечают Пасху. В храмах служба начнется 7 апреля, в Страстную Субботу за некоторое время до полуночи. Начинается торжественное богослужение с зажжение священнослужителями свечей. То же самое делают люди, пришедшие в это время в храм. В алтаре начинается пение, которое подхватывает пасхальный трезвон.

После этого начинается долгожданный Пасхальный Крестны ход, который проходит по следующим правилам:

  1. Шествие возглавляет человек, несущий фонарь. После него идет священнослужитель с крестом, далее – образ Девы Марии. Завершает Крестный ход хор и верующие, которые пожелают присоединиться к процессу. Все шествующие идут в два ряда. Когда все выходят из храма, его двери закрываются.
  2. Обойти храм необходимо трижды, при этом каждый раз необходимо остановиться около закрытых дверей. Такая традиция символизирует вход в пещеру с Гробом Христа.
  3. Храм открывается после того, как шествующие завершают третий круг и произносится «Христос Воскрес».
  4. Все возвращаются внутрь и служба продолжается.

Это шествие обязательно проходит в каждом православном храме. Крестный ход позволяет прочувствовать дух праздника. Это важное событие для верующих всегда очень зрелищное.


Как вести себя в храме на Пасху

Принять участие в Пасхальной службе может каждый желающий.

Важно! Причащаться могут лишь крещеные люди.

В знак уважения к празднику верующих следует соблюдать ряд простых правил.

Сходила я на главное городское событие прошлой недели – крестный ход в честь перенесения святых мощей Александра Невского. Кроме меня там было еще 99 тысяч 999 человек (так подсчитали организаторы), включая губернатора, митрополита, чиновников, бюджетников, депутата Милонова и актера Мигицко. Для участия в крестном ходе мне выдали реквизит – пустую палку.

Как я палку получила

Колонны участников крестного хода формируются на примыкающих к Невскому улицах. На Казанской собираются самые многочисленные – районные колонны. Народу так много, что по улице едва можно пройти. Но случайных людей здесь нет: прибывающие организованно занимают отведенные места, получают реквизит – православные флаги, иконы, бумажные образки. Плечом к плечу стоят дамы на каблуках, дамы в кедах и платочках, мужчины в костюмах и галстуках, мужчины в рясах и в желтых церковных одеждах. Все построились по районам и ждут начала хода.

– Что это на вас надето? – спрашиваю у мужчины в желтом, представляющего Богоявленский храм на Гутуевском острове.

– Я не знаю, только что надели, – смущается он.

– Это стихарь. Пуговичку застегни! – пришел на помощь пробегавший мимо его коллега из храма.

В колонне Центрального округа переодеваются прямо на улице: из большой клетчатой сумки достают церковные облачения, священники разбирают и надевают камилавки. Кронштадтский округ репетирует песни, с которыми пойдет на крестный ход: «Богородице, Дево радуйся», «Спаси, Господи» и другие. Священник раздает листочки с текстами.

Палок привезли больше, чем табличек. Несите как есть. Палку потом Пушкинскому району вернете

– Зачем вы сюда пришли? – прямо спрашиваю даму на каблуках и с дорогой сумкой, стоящую под табличкой «Кировский округ».

– По зову души мы тут все. А с работы нас отпустили! – нелюбезно отрезала она.

– Мы – детский сад Кировского района, – рассказали две другие. – Мы тоже по зову души, но на работе нам рабочий день зачтут.

– А я и сейчас на работе. Я – депутат Олег Иванов, – сказал мужчина из Выборгского округа. – А вон глава района стоит – Гарнец Валерий Николаевич, рядом – его заместитель, а там – директор школы. Мы все здесь! Все в прекрасном настроении! Данное мероприятие сплачивает, объединяет, – объяснил депутат, зачем пришел.

Лучше всех к крестному ходу подготовился Пушкинский район. Вся колонна была вооружена шестами с портретами царской семьи. Получился целый лес из портретов. Зачем они?

– Потому что мы из Царского Села, – объяснил прихожанин Пантелеймоновского храма. Он и мне вручил шест, но без портрета.

– Но там ведь ничего нет! – удивилась я.

– А вы представьте, что есть! Палок привезли больше, чем табличек. Несите как есть. Палку потом Пушкинскому району вернете, – велел прихожанин.

Палку я взяла.

Тут все колоны пришли в движение – крестный ход начался. Некоторое время я шла среди царских портретов с пустой палкой над головой. Рядом были другие люди с пустыми палками.

Невский проспект перекрыли для транспорта еще накануне. Но на улицах, примыкающих к Невскому, стояли колонны из упрямых автомобилистов. На остановках стояли и сидели люди, ждавшие троллейбусы и автобусы. Не возмущались, но и не присоединялись.

Крестный ход очень строго охраняли. На перекрестках улицы были перекрыты тяжелой уборочной техникой, вдоль всего Невского – через каждые 10–15 метров – стояли полицейские, добровольные охранники, дружинники, а в некоторых местах – металлические ограждения. Чтобы не допустить проникновения в ход посторонних, охранники (там, где не было ограждений) держались за руки – получалась живая цепь. Перед крестным ходом шел взвод ОМОНа.

Как меня с молебна не выпускали

Крестный ход возглавляли митрополит Варсонофий, спикер Вячеслав Макаров, бывший вице-губернатор, теперь депутат Госдумы Игорь Дивинский, действующий вице-губернатор Игорь Албин и другие чиновники и священники.

Благолепие нарушилось лишь однажды: православные активисты повздорили с полицией. Верующие несли транспаранты с лозунгами: «Матильда – пощечина русскому народу» и «Честь государства – честь народа». Стражи порядка потребовали лозунги убрать, но крестоходцы отказались.

– Сотрудники, помогите! – закричал полицейский подполковник, которого православные пытались оттеснить от лозунгов.

– Анафема на тебя! – ругались несшие транспаранты верующие.

Прочие участники крестного хода смотрели на потасовку с любопытством, но абсолютно молча.

В конце концов полицейские победили, транспаранты конфисковали, но задерживать никого не стали.

За час мы дошли от Казанского собора до площади Александра Невского. Тут народ стоял очень плотно. Я хотела уйти, но меня не выпустили. Полицейский не дал выйти из-за ограждения, преградил мне дорогу. Диалог у нас такой нехитрый состоялся.

– Можно выйти?

— Нельзя!

– А в туалет?

– Я же сказал! Идите вперед. Одного выпустишь, а вы потом все ломанетесь, – не отступил полицейский.

Какая-то дама пришла мне на помощь, стала выяснять у полицейского, верит ли он в Бога и почему не радуется, когда тут такой праздник всенародный. Полицейский ответил, что он нас, верующих, охраняет в свой выходной, и чему тут радоваться.

Верующие слушали Макарова внимательно. Некоторые думали, что это митрополит Варсонофий выступает и крестились.

А потом мы все слушали праздничный молебен. Вникали в слова губернатора Полтавченко и спикера Макарова. Речь спикера оказалась самым ярким событием хода. Ее уже растащили на цитаты СМИ, но целиком она производит очень сильное впечатление.

– Великое предназначение России в том, чтобы решать такие проблемы, которые не может решить ни одна страна в мире! Россия – миродержавная сила, последняя надежда Бога на планете Земля! Вот почему Господь незримо ограждает Россию от недругов, бережет ее малый мир для спасительного исхода, чтобы сохранить Россию в ее небесном и земном измерении! Я – русский, я – крещеный… Я молюсь за русского царя и Бога. Именно авторитет царя, сила царя и сила государства позволяли быть непобедимой нашей великой державе – России! Санкт-Петербург – город святого апостола Петра. Город, который мы должны оставить нашим потомкам великим православным городом планеты Земля. С нами Господь Бог и вера православная! – сказал спикер.

Верующие слушали Макарова внимательно. Но из задних рядов было непонятно, кто говорит. Некоторые думали, что это митрополит Варсонофий выступает и крестились на спикера.

Застрельщик крестоходчества

Крестный ход в честь перенесения мощей Александра Невского прошел в Петербурге в пятый раз. Из городского бюджета на организацию торжеств потратили около 1,5 миллиона рублей. Это на 400 тысяч больше, чем в прошлом году, и на 800 тысяч больше, чем в 2015-м.

Крестные ходы в последнее время очень популярны в России. Появились новые формы – крестные плавания и крестные летания. Так, на реке Обь алтайские казаки провели двухнедельное крестное плавание на судне «Атаман Ермак» с иконой Иверской Божией Матери с мощами апостолов. В Ростове митрополит Меркурий и местные чиновники провели воздушный крестный ход на вертолете. С иконой Донской Божьей Матери они облетели город и помолились о благополучии Ростова и России. В Таганроге крестное летание усовершенствовали. Священники местной епархии залили в резервуары самолета-амфибии «Бе-200» восемь тонн святой воды и с высоты 200 метров окропили город и окрестности.

Еще бывают крестные ходы на велосипедах, мотоциклах, автобусах и катамаранах. Петербург демонстрирует другим регионам новые подходы к крестоходчеству. Этим летом прошел (проехал) первый автомобильный крестный ход по маршруту Петербург – Кронштадт. Участвовали десятки машин. Для тех, у кого нет своего автомобиля, приготовили 5 автобусов. Такой формат крестного хода, по словам организаторов, соответствует духу времени. «Он не противоречит православной традиции», – говорится на официальном крестоходческом сайте крестныеходы.рф.

Крестное плавание на катамаране со списком иконы «Неупиваемая чаша» на прошлой неделе пришло из Петербурга в Керчь. Мероприятие провела общественная организация «Православный Санкт-Петербург».

В Петербургской епархии считают, что крестоходчество нужно развивать и дальше. Представители епархии обратилась в Общественную палату РФ с предложением поддержать идею проведения по всей стране крестных ходов в День народного единства. Для начала России нужен хотя бы один общероссийский крестный ход, а то все ходят порознь и в разное время. А единый крестный ход поспособствует консолидации и мобилизации общества.

В 2017 году Петербург станет абсолютным лидером среди российских регионов по количеству крупных крестных ходов. По данным портала крестныеходы.рф, в СПб в этом году состоялось (и еще состоятся) 9 крестных ходов. На втором месте среди российских регионов Вятская митрополия (5 крестных ходов). Московская епархия отстает – всего 4 крестных хода.

Елена РОТКЕВИЧ

Что можно получить за фото с хэштегом #КрестныйХод1209

В Петербургской епархии стимулировали участие в крестном ходе с помощью интернет-конкурса. На конкурс принимались фотографии (семейные или селфи), сделанные во время крестного хода и опубликованные в соцсетях. Обязательное условие – наличие хэштега #КрестныйХод1209.

Победители будут объявлены 25 сентября. Занявшие первое место получат, согласно официальному пресс-релизу, большой нательный «Морской» крест от православной ювелирной компании. За второе место дадут альбом-энциклопедию. За третье – тоже альбом. Всем призерам еще подарят «образок святителя Николая Чудотворца, освященный на его мощах, впервые прибывших в Россию из города Бари».

Как сообщили «Городу 812» в фирменном магазине ювелирной компании, с 4 августа в магазин завезли изделия, освященные на мощах Николая Чудотворца. Количество освященных изделий ограничено. Образки святителя Николая пока в продаже есть (10 штук), стоят 650 рублей каждый.

Откуда взялись мощи Александра Невского

Александр Невский умер в 1263 году и был похоронен во Владимире в монастыре Рождества Богородицы. Согласно летописям, в 1380 году его останки достали из гроба и увидели, что они не истлели. Это сочли чудом и положили останки «в раке (гробе) поверх земли».

В 1491 году случился сильный пожар, после которого, по одним источникам, останки сгорели, по другим – чудесным образом сохранились.

Канонизирован Александр Невский был в 1547 году.

В 1723-м Петр Первый решил перевезти мощи Александра Невского в Петербург. Но по пути их снова настиг пожар, вероятно, после которого в раку положили «набивную фигуру» – куклу из ваты с восковой головой.

В таком виде в 1724 году раку перевезли в Петербург и 12 сентября установили в Александро-Невской лавре (тогда это был Свято-Троицкий монастырь). С тех пор Александр Невский считается защитником города на небесах.

В 1917-м мощи тайно обследовали священники. О том, что они там нашли, рассказали в пресс-центре Александро-Невской лавры.

«Под крышкой раки они обнаружили открытый кипарисовый гроб с восковой головой и “чучелом” князя, изготовленным из ваты, зашитой в шелковые мешки. В нем были помещены подлинные мощи – часть черепа, кости рук и ног и два ребра. На бумаге, лежащей в мешочке с мелкими костями, указывалось, что мощи были собраны “после церковного горения”», – говорится на сайте пресс-центра.

Согласно тому же источнику, священники положили в раку только «подлинные мощи», остальное выбросили.

В 1922 году в ходе антирелигиозной кампании раку с мощами Александра-Невского публично вскрыли большевики. Найденные останки были переданы в Музей истории религии и атеизма. Там они хранились до 1989 года, затем были возвращены в Лавру.

Вы хотите подробнее узнать, про крестный ход на Пасху в 2019 году? Накануне этого праздника, который отмечается православными верующими 28 апреля 2019 года, в храмах идут церковные службы.

Особенно торжественным бывает богослужение в ночь с субботы на воскресенье. Оно идет всю ночь и называется всенощной.

Когда и как проходит крестный ход на Пасху в 2019 году? Во сколько будет крестный ход на Пасху? Расскажем об этом подробнее.

Это шествие получило такое название потому, что обычно во главе его идет священник, который несет большой крест. Другие священнослужители несут иконы и хоругви.

На Пасху впереди крестного хода несут фонарь, за ним запрестольный крест, запрестольный образ Божией Матери, Евангелие, икону Воскресения. Завершает шествие предстоятель храма с трисвечником и крестом.

В православии бывают продолжительные и короткие крестные ходы. Крестный ход на Пасху, как правило, бывает недолгим.

Где и когда проходит крестный ход на Пасху?

Церковная служба в Страстную субботу начинается вечером, в 20.00. А крестный ход проходит в ночь с субботы на воскресенье.

Во сколько будет крестный ход на Пасху? Это действие происходит ближе к полуночи. Все священнослужители становятся по чину у Престола. Священники и молящиеся в храме зажигают свечи. Торжественный звон колоколов – благовест – возвещает о наступлении великой минуты светлого праздника – воскресении Христовом.

Священнослужители и паства три раза обходят храм, каждый раз останавливаясь у его дверей. Первые два раза двери оказываются закрытыми, а на третий раз они открываются. Двери символизируют камень, который закрывал Гроб Господень и в день воскресения Иисуса Христа был отброшен.

Теперь вы знаете, когда и как проходит крестный ход на Пасху. После совершения крестного хода, с наступлением Пасхи, священники переодеваются в белые праздничные одеяния и служба продолжается.

Начинается Светлая заутреня, во время которой звучат радостные восклицания: «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!». После праздничной литургии, около 4 часов утра, верующие разговляются крашеными яйцами, кусочками кулича или пасхи.

Если накануне, в дни Страстной седмицы, колокола в храмах молчали, то на пасхальной неделе повсюду слышен благовест. На Пасху принято ходить в гости к друзьям и близким, угощаться самим и угощать других.

В старину в эти дни устраивали народные гулянья, водили хороводы, качались на качелях. Широко отмечают этот праздник и в наше время.

У людей, выросших в безбожное время, крестный ход вполне может вызвать ассоциации с демонстрациями в дни советских праздников, а у современной молодежи - с флэшмобами, призванными привлечь общественное внимание к той или иной проблеме или событию. Однако участники молитвенных шествий, за которыми в веках закрепилось название крестных ходов, ничего никому демонстрировать не собираются: Те, ради кого они отправились в этот путь - Господь, святые и Силы Небесные - и так видят сердце каждого из них насквозь. Что, конечно же, не исключает и миссионерской пользы от крестных ходов, сотни которых проходят каждый год в населённых христианами городах и весях по всему миру.

Почему именно ход? Почему не сидение, не лежание, не танец, наконец - ведь любое из этих действий при необходимости можно наполнить религиозным смыслом? Дело в том, что еще с древних времен нашей цивилизации известен образ жизни как пути, который, по-возможности, нужно достойно пройти до конца. А что такое жить достойно в христианском понимании? Прежде всего - жить, помня о Боге, которому ведомы слова, дела и намерения человека в каждый миг его жизни. Именно такое прохождение жизненного пути и символизирует у христиан крестный ход.

Крестный ход вокруг храма

А поводы совершить его могут быть самыми разными. Как свидетельствует история Церкви, с первых веков христианства верующие с зажженными свечами в руках обходили храм в праздник светлого Христова Воскресения, как бы следуя женам-мироносицам. Эта традиция сохранилась и поныне - такие крестные ходы принято называть регулярными, то есть приуроченными к годовому кругу богослужений и церковному календарю. Совершаются они либо вокруг храма «противусолонь», то есть против часовой стрелки, либо от храма до определенной точки - например, к купели в праздник Крещения.

Традиция крестных ходов получила широкое распространение на рубеже Древнего мира и Средневековья. Предание связывает авторство первого чина крестного хода с именем святителя Иоанна Златоуста. Распространившаяся в ту эпоху ересь арианства ввела в обиход увеселительные собрания по воскресным дням; чтобы напомнить людям, как истинно подобает христианам славить Бога, и был составлен чин этого, если можно так выразиться, динамического богослужения.

Но это по форме - по содержанию же он считается литией, то есть сугубой, усиленной молитвой. Во время крестного хода звучат слова Евангелия, возносятся молитвенные прошения - ектении, поются церковные песнопения. Цель всех этих действий - ввести находящихся в движении верующих в особое молитвенное состояние, в особый духовный ритм. Именно поэтому во время крестного хода исключаются разговоры (кроме самых коротких фраз в случае необходимости), и уж тем более - курение, ссоры, праздное разглядывание людей и окружающих пейзажей. В 1882 году митрополит Московский Филарет написал для верующих России специальное наставление «Как вести себя во время крестного хода». В нем, в числе прочих, есть и такие слова: «Когда вступаешь в крестный ход, помышляй, что идешь под предводительством святых, которых иконы в нем шествуют, и приближаешься к Самому Господу… Слыша церковное пение в крестных ходах, соединяй с ним свою молитву, а если по отдалению не слышишь, призывай к себе Господа Бога и святых Его, известных тебе образом молитвы. Не входи в разговоры с сопутствующими, а начинающему разговор отвечай безмолвным поклоном или кратким, только необходимым словом».

Детский крестный ход в Санкт-Петербурге

Великорецкий крестный ход

Если же проникать в толщу веков глубже, в Священном Писании и Предании можно отыскать немало событий, каждое из которых может считаться своего рода прообразом крестного хода. У евреев существовала традиция в праздник Кущей семикратно обходить с пальмовыми ветвями в руках особое место в синагоге - алмемар. В торжественном принесении Ковчега в Иерусалим царём и пророком Давидом участвовали все его жители. Наконец, Сам Спаситель в окружении апостолов въезжал в Святой Город на молодом осленке, а народ израильский постилал шествующим под ноги ветви с радостными восклицаниями и трубными звуками. Есть и примеры не столь мирных, но всё же искренне благочестивых шествий. Римский император Константин Великий, поверив небесному знамению креста и слов «Сим победиши», повелел своим воинам изобразить кресты на щитах - и одержал победу в последовавшей затем битве. Можно вспомнить и семидневный обход Иерихона войском Иисуса Навина, впереди которого следовал Ковчег Завета: на седьмой день, когда израильтяне стали трубить в трубы и восклицать единогласно, городская стена обрушилась, и Иерихон сдался.

Но почему крестный ход называется именно крестным? Потому, что впереди такого шествия всегда несут главный символ христианства - крест. Хотя, если быть совсем точным, сперва идет пономарь с зажженным фонарем, символизирующим истину Божью, расторгающую мрак греховности. И уже за ним несут запрестольный крест и образ Богородицы, а далее - хоругви, особые церковные знамена. Потом следуют певчие, пономари со свечами, дьяконы с кадильницами и после них, попарно, - священники. В последней их паре идущий справа несет Евангелие, а идущий слева - икону. Шествующие за духовенством миряне следуют с молитвенным пением, довольно плотно, чтобы никто из посторонних не пересекал пути участников крестного хода. До начала безбожной эпохи такого, конечно, и в голову никому бы не пришло, но сегодня иногда требуется особо просить прохожих дать всему крестному ходу пройти.

Крестный лёт над затопленным Приамурьем

Крестный сплав За благополучие земли Кузнецкой

Кроме регулярных крестных ходов, приуроченных к праздникам и памятным дням, проводятся также чрезвычайные. Они могут быть связаны с войнами, эпидемиями, гражданскими нестроениями. Времена, когда святитель Иоанн Златоуст создавал богослужебный чин крестного хода, по свидетельствам хронистов, были отмечены многими природными и рукотворными бедствиями: землетрясениями, пожарами, наводнениями, бунтами… В те времена люди отчетливо понимали, что многие из подобных вещей связаны с искаженным человеческим мировоззрением, от которого проистекают греховные поступки, опрометчивые слова, страстные чувства и неверные намерения - и, как следствие, реакция мира Божьего на все это. Поэтому, составляя последование крестного хода, святитель предусматривал в нём и возможность совершения шествия покаянного, просительного, умоляющего Создателя исправить пути людей и утишить гнев стихий.

Совершаются такие крестные ходы и сегодня. И все чаще к известным веками поводам для их проведения добавляются новые: бедствия наркомании и повального пьянства, эпидемии разводов и оставления на произвол судьбы детей, неистовство одержимых духом противления политиков, способных своими словами и деяниями спровоцировать братоубийство в национальном и даже планетарном масштабе… Чтобы такого не случилось, а тревожные тенденции в обществе пошли на спад, и выходят на улицы городов участники молитвенных шествий с крестом впереди. Иногда эти шествия состоят только из детей и подростков, что придает таким крестным ходам особое настроение. Ведь дети, как известно, в большей степени сохранили ощущения мира Божьего, как чуда - тогда как мы, взрослые, в повседневной суете редко даже задумываемся о подобных вещах.

По своей продолжительности крестный ход может занимать от нескольких минут, если он следует вокруг храма, до нескольких дней и даже недель. В последнем случае его совершенно справедливо будет также назвать паломническим путешествием, во время которого человек неизбежно меняется - в большей или меньшей степени, иногда незаметно для окружающих, но совершенно очевидно для себя: к нему приходит понимание сути существующих в его жизни проблем, ответы на давно мучившие его вопросы, да и сама ситуация вокруг него после прохождения такого пути начинает заметно меняться…

Пожалуй, самый известный из существующих в современной России многодневных крестных ходов - Великорецкий, традиция проведения которого уходит корнями в события далекого от нас четырнадцатого века. А говоря точнее, в 1383 год, когда была обретена чудотворная икона святителя Николая Угодника. Ее, окруженную сиянием, подобным свету многих свечей, обнаружил у источника вод, возвращаясь ночью домой, благочестивый человек по имени Семён Агалаков. Вскоре в его деревне начали происходить чудесные исцеления болящих. Слава о чудотворном образе быстро разнеслась по всей Руси. К иконе, перенесённой в Хлынов, началось паломничество. Ежегодно ко дню обретения иконы верующие торжественно несли святой образ (весьма большой размером и весом) крестным ходом к месту его обретения - а после возвращали в хлыновский храм. Места, по которым пролегал маршрут, были настолько дикими, что часть пути в первые годы крестоходцам приходилось преодолевать по воде, а другую часть - продираясь сквозь лесную чащу.

Великорецкая икона упоминается во многих русских летописях. В XVI веке ее торжественно встречал в Москве царь Иван IV, прозванный Грозным. Даже в безбожные времена традиция крестного хода из Хлынова к месту обретения чтимого образа не прерывалась - правда, те шествия были весьма малочисленными, а их участников нередко задерживала милиция…

Крестный ход байкеров, Ижевск

После заката советской эпохи традиция Великорецкого крестного хода вошла в былую силу. Сегодня в ежегодном молитвенном шествии принимают участие тысячи человек, съезжающихся со всей России и даже из-за её пределов. Для того, чтобы преодолеть пешком стопятидесятикилометровый маршрут, требуются немалые силы, причем не только физические, но и духовные. Тем не менее людей на Великорецком крестном ходу в наши дни год от года становится только больше. Жители сел, мимо которых пролегает маршрут паломнического шествия, становятся на колени и осеняют себя крестным знамением, когда крестных ход проходит мимо. А в конечной точке пути - на месте обретения чудотворного образа святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских - не так давно была построена небольшая часовня.

В наше время бурного технического прогресса и всяческих инноваций люди отправляются в крестные ходы не только пешими посуху. Они плывут в лодках и катерах по озерам и рекам, иногда сходя на берег для общей молитвы - причем длина такого маршрута может составлять сотни километров. Недавно традиция такого «крестного сплава» после долгих десятилетий забвения была возрождена на земле Кузбасса. В Ярославле байкеры в сопровождении священнослужителей объезжают все въезды в город - у установленных там поклонных крестов служатся молебны, за которыми верующие просят, чтобы как можно меньше соотечественников погибало и увечилось в дорожно-транспортных происшествиях. Во многих городах России, Украины. Беларуси и некоторых других стран архиереи, священники и представители местной власти вместе совершают «крестный лёт», поднимаясь ввысь на вертолётах, описывающих затем в небе круг, и призывая благословение Божие на землю сию, град сей, и всех, в нём живущих…

Так что формы у этого явления церковной жизни могут быть самыми разными, но суть его остается неизменной: она - в общем усилии людей, приподнимающем из над своей природой, в единой воле многих, побуждающей человека сделать шаг навстречу своему Творцу.

В. Сергиенко