Климатообразующие факторы Южной Америки. Циркуляция атмосферы по сезонам

Климатообразующие факторы

КЛИМАТ И ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ ЮЖНОЙ АМЕРИКИ

ЛЕКЦИЯ 3

1. Климатообразующие факторы

2. Типы климата Южной Америки

3. Внутренние воды

Южная Америка находится по обе стороны от экватора, но основная ее часть лежит в южном полушарии. Самая широкая часть материка находится между экватором и южным тропиком, в субтропических и умеренных широтах лежит его суженная и расчлененная оконечность.

Географическое положение обусловило высокие суммы солнечной радиации почти на всœей территории материка. Большая ее часть получает 120 – 160 ккал/см² (5 000-6 700 МДж/м²) в год, на крайнем юге эта величина снижается до 80 ккал/см² (3 300 МДж/м²). Радиационный баланс земной поверхности имеет отрицательное значение в зимнее время года только к югу от 45 ° ю.ш.

Важным фактором климатообразования в Южной Америке, как и в Северной является ее орография. Велико значение течений Атлантического и Тихого океанов у берегов материка. Гвианское и Бразильское течения создают у берегов Америки зимнюю положительную аномалию порядка 3 °С. Перуанское холодное течение снижает температуру в экваториальной зоне на 4 °С по сравнению со средней для этих широт.

Важнейший тип циркуляции атмосферы для большей части Южной Америки – пассатная циркуляция обоих полушарий. По западной периферии атлантических максимумов выносятся массы относительно влажного тропического воздуха.

Западная окраина материка на значительном протяжении подвержена воздействию восточной периферии Южно-Тихоокеанского максимума и связанных с ней южных и юго-западных ветров и пассатной инверсии.

Крайний юг материка испытывает воздействие западного переноса умеренных широт.

Южная Америка расположена основной своей частью в пределах экваториального, обоих субэкваториальных, южного тропического, субтропического и умеренного поясов.

1. Экваториальный климат включает почти всю Амазонскую низменность, прилегающие части Гвианского нагорья и низменности Ориноко. Для этого пояса характерны обильные осадки и равномерная высокая температура (+24, +28 °С) в течение всœего года. Годовые суммы осадков колеблются от 1 500 до 2 500 мм, на склонах Анд и на Тихоокеанском побережьи возрастают до 5 000 – 7 000 мм в год.

2. Субэкваториальный пояс занимает Оринокскую низменность, побережье Карибского моря, значительную часть Гвианского нагорья и Гвианской низменности, южная часть Амазонской низменности и север Бразильского нагорья. Отличительная черта субэкваториального климата – сезонность распределœении осадков. В южном полушарии период дождей длится с декабря по май, причем продолжительность его возрастает к экватору. На севере дождливый сезон продолжается с мая по декабрь.

3. Тропический климатический пояс входит только в южное полушарие, занимает восток и юго-восток Бразильского нагорья. Восточная часть региона характеризуется влажным климатом, благодаря пассатам, приносящим осадки в течение всœего года с Атлантики. Внутри материка (равнина Гран-Чако) климат засушливый, с летним максимумом осадков и резко выраженным зимним периодом. Побережье Тихого океана между 5 и 30° ю.ш. лежит в области климата береговых пустынь и полупустынь. При высокой относительной влажности (89 %) осадков здесь выпадет очень мало.

4. Территория к югу от 30 °С ю.ш. входит в пределы субтропического климатического пояса. Юго-восток материка имеет равномерный влажный субтропический климат. Летом влагу приносят северо-восточные ветры муссонного характера, зимой осадки связаны с циклонической деятельностью по полярному фронту. Лето в этих районах – жаркая, зима – мягкая.

Для внутриматериковых районов субтропического пояса (Западная Пампа) характерен засушливый субтропический климат. Осадки выпадают преимущественно летом, имеют конвективное происхождение. Зимой температура может понижаться ниже 0 °С.

На Тихоокеанском побережьи климат с сухим прохладным летом и мягкой, дождливой зимой.

5. В умеренном поясе находится область Патагонии. Количество осадков на территории Патагонии не превышает 250 – 300 мм. Зимой бывают сильные холода в связи с проникновением холодного воздуха с юга. На крайнем юго-западе материка и на прибрежных островах климат умеренно теплый, океанический. Годовые сумы осадков везде превышают 2 000 мм.

Цели и задачи:

Образовательные:

  1. Сформировать у учащихся представление о главных чертах и особенностях климата Южной Америки через систему географических задач.
  2. Рассмотреть причины, определяющие особенности климата.
  3. Установить взаимосвязь между климатообразующими факторами и особенностями климата.
  4. Продолжить формирование умения работать с климатическими диаграммами и географическими картами.
  5. Расширить и углубить знания учащихся о климате Земли.

Развивающие:

  1. Активизировать познавательную деятельность учащихся, любознательность.
  2. Развивать логическое мышление.

Воспитательные:

  1. Воспитывать самостоятельность, веру в свои силы, коммуникабельность.
  2. Формировать представление о целостности природы и взаимосвязи её компонентов.
  3. Поддерживать психологический комфорт урока.

Оборудование:

  1. Карта Южной Америки (физическая).
  2. Климатическая карта Южной Америки.
  3. Набор климатических диаграмм.
  4. Климатическая карта мира.
  5. Плакат «Южная Америка - самый влажный материк»

Для учащихся:

  1. Атлас по географии, 7класс.
  2. Климатическая карта Южной Америки с климатическими диаграммами (из учебника О.В. Крыловой).
  3. Географические задачи.
  4. Контурная карта, набор климатических диаграмм, клей, конверт.

Сегодня мы продолжаем знакомство с Южной Америкой и на этом уроке мы изучим особенности климата данного материка. В конце урока вы должны будете ответить на вопрос, почему Южная Америка – самый влажный материк? (На доске до начала урока вывешен плакат «Южная Америка – самый влажный материк).

Итак, тема урока «Климат Южной Америки и факторы его формирования» .

Откройте тетради и запишите число, тему урока. Начнем нашу работу с анализа карты «Климатические пояса и области мира». Откройте атлас.

Вопрос: Назовите, в каких климатических поясах находится материк Южная Америка?

Вопрос: Вспомните особенности названных вами типов климата?

Обратите внимание, материк сужается к югу, поэтому в умеренных широтах нет условий для сильного нагрева летом.

Вопрос: Сравните набор климатических поясов Южной Америки с климатическими поясами Африки и Австралии.Объясните причины сходства и различия.

(В Африке отсутствует умеренный климатический пояс, в Австралии - экваториальный пояс; в Африке - все климатические пояса, кроме экваториального, парные. В Южной Америке - два субэкваториального пояса, наличие умеренного климатического пояса, который занимает достаточно большую площадь. Эти особенности связаны с размерами материков и их географическим положением).

Ребята, вы ещё раз повторили, что географическое положение и размеры материка являются климатообразующими факторами.

Вопрос: Какие еще климатообразующие факторы вы можете назвать?

Рельеф – расположение горных хребтов, морские течения, господствующие ветра, высота над уровнем моря, соседство с другими материками.

(Учитель по ходу ответа учащихся прикрепляет таблицы «климатообразующие факторы», затем таблицы «географическое положение», «размеры материка» и др.)

Давайте выявим влияние климатообразующих факторов на особенности климата Южной Америки, а для этого вам придется решить ряд географических задач. Для их решения вам опять понадобится карта.

Страница атласа «Климатическая карта Южной Америки»

Задачи:

1. Весь гигантский мир Амазонии – болота, леса, водотоки – обязан своим существованием величайшей реке. В мире нет больше подобного природного комплекса. Какие постоянные климатические факторы делают возможным существование этого удивительного мира?

(Господствующие в.м. – пассаты, географическое положение – наличие экваториального и субэкваториального климата; рельеф – Анды, Амазонская низменность, теплое течение – Гвианское).

2. Южное Чили и Западную Колумбию называют «мокрыми углами» Южной Америки. Объясните, почему их так называют, и какие причины приводят к образованию таких мест.

(Рельеф - Анды, господствующие в.м. - пассаты для Колумбии, западный перенос для Чили).

3. Южноамериканский континент тоже получил от природы свою долю пустынь. В самом деле, одна из самых необыкновенных и парадоксальных сухих зон земного шара простирается вдоль Тихоокеанского побережья между 3 и 30 южной широты. Эта полоса, протянувшаяся примерно на 4520 км, включает и пустыни, которые кажутся лишенными малейших признаков жизни. Найдите на карте эту полосу. Объясните происхождение этих пустынь.

(Холодное перуанское течение, географическое положение - тропический климат).

Вопрос: На физической карте найдите, как называется самая известная и большая пустыня тихоокеанского побережья Южной Америки. (Атакама).

Между 22-27 южной широты вдоль берега Тихого океана, занимает впадину Атакама, тянется примерно на 1000 км пустыня Атакама, которая относится к типу береговых пустынь. Холодное Перуанское течение, охлаждает воздух, препятствуя поднятию его вверх и выпадению осадков. Температура воздуха в пустыне в среднем достигает +16 С. Осадки выпадают не ежегодно, в среднем менее 50 мм в год. Полное отсутствие осадков или их малое количество компенсируется обильными росами и туманами, которые образуются вследствие высокой влажности воздуха (до 80 %)

Задачи:

4. Пустыня Патагонии - единственная в Южном полушарии, расположенная на восточном побережье материка. Какие климатообразующие факторы способствуют её существованию?

(Рельеф –– Анды задерживают западный перенос, холодное Фолклендское течение не дает формироваться осадкам).

5. Расскажите о значении Анд как главном климаторазделе Южной Америки.

(Работа с климатической картой из учебника О.В. Крыловой; на настенную климатическую карту Южной Америки, учитель прикрепляет климатические диаграммы, аналогичные карте из учебника).

Вывод: Анды задерживают воздушные массы, а, следовательно, и осадки, что приводит к формированию засушливых территорий, а, следовательно, климатических областей.

(Записать под диктовку в тетрадь, диктует один из учеников, или ученик записывает на доске, а остальные учащиеся переписывают в тетрадь).

Физминутка.

6. Как бы изменился климат Южной Америки, если бы Анды находились на востоке материка? Если вы затрудняетесь с ответом, вспомните, как влияет на климат Австралии большой Водораздельный хребет.

(Анды бы задерживали пассаты, следовательно, восточное побережье было бы сильно увлажнено, в центре и на западном побережье формировались пустыни, примерно до 30 южной широты; в умеренных широтах было бы увлажнено западное побережье и центральная часть, а на восточном побережье – пустыня, так как здесь ещё проходит холодное течение).

7. Какие формы рельефа Африки выполняют роль климатораздела? Свои суждения аргументируйте.

(Атлас задерживает западный перенос, Драконовы горы – пассаты).

8. Какой материк будет особенно сильно влиять на климат Южной Америки?

(Антарктида оказывает охлаждающее влияние на южную часть материка из-за своей близости)

Выполняются, если класс сильный и позволяет время на уроке.

Сообщение учащихся (с использованием демонстрационного материала).

В связи с отсутствием горных хребтов широтного направления вся Южная территория открыта и холодным Южным (памперо), и Северным (нортес) ветром. Зимой обычно дует холодный Южный ветер, который вызывает сильное похолодание.

Памперо налетают с необыкновенной быстротой и приводят к резким понижениям температуры. Эти ветры приносят огромное количество пыли, а на крайнем юге ветер носит характер снежных бурь.

Осталось рассмотреть, как влияет на климат высота над уровнем моря.

Сообщение учащихся.

В Андах хорошо выражена высотная климатическая поясность. В нижнем поясе гор климат не отличается от климата окружающих равнин. При подъёме в горы изменяется температура и режим осадков, на вершинах лежат снега и ледники. Особенно суров климат Анд в тропическом поясе на высоких центральных плоскогорьях, где воздух исключительно чистый и сухой. Осадки даже летом выпадают в основном в виде снега и их очень мало. Здесь расположены самые сухие и бесплодные высокогорье в мире.

Молодцы! Вы провели грамотное, доказательное исследование особенностей климата Южной Америки и теперь сможете ответить на вопрос, который был поставлен в начале урока.

Климатическое своеобразие каждого из Южных материков можно выразить очень лаконичной характеристикой: Африка - самый жаркий материк, Австралия - самый сухой материк, а Южную Америку называют самым влажным материком.

Докажите правильность этого выражения.

  1. Большую площадь занимает экваториальный и субэкваториальный климатические пояса.
  2. Субтропический и тропический климатические пояса занимают небольшую площадь из-за того, что материк сужается к югу.
  3. Наличие умеренного климатического пояса на самой узкой части материка.
  4. На материк с океана приходят пассаты и западный перенос.
  5. Теплые течения у берегов усиливают влажность воздуха.
  6. Анды способствуют выделению влаги из воздушных масс, т.к. это климатораздел.

(По ходу ответа учащихся, учитель, под плакатом «Южная Америка - самый влажный материк», вывешивает заранее написанные на ватмане доказательства).

Запишите, пожалуйста, в тетрадь названные вами доказательства.

Итак, мы с вами успешно ответили на вопрос, поставленный в начале урока.

А в качестве закрепления, ребята, я предлагаю вам выполнить небольшую работу. (Можно дать это задание в качестве домашней работы).

У вас на столах лежат конверты с контурной картой климатических поясов Южной Америки и набором климатограмм. Вам необходимо разместить климатические диаграммы в соответствии с климатическими поясами и областями материка. Кто желает, может эту работу проделать у доски на настенной климатической карте Южной Америке. У вас есть небольшие подсказки – это лежащие на партах климатические карты.

(Проверяется правильность выполнения задания, даются пояснения с использованием аналогичных увеличенных климатограмм).

Вы все молодцы, оценки за урок получают…

Наш урок окончен, всем большое спасибо.

Список литературы.

  1. В. Крылова. Дидактические материалы по географии материков и океанов: 7 кл.: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1996.
  2. В Крылова. Материки и океаны. Учебник для 7 класса средних общеобр. учреждений. – М.: Просвещение, 2006

Геологическое строение

Южная Америка, как и Африка и Австралия, является одной из гигантских глыб, отколовшихся от древнего материка Гондваны. В основе материка лежит древняя докембрийская Южноамериканская платформа. Ее фундамент составлен древними кристаллическими метаморфическими и магматическими породами - сланцами, гнейсами, гранитами. Течение миллионов лет участка фундамента платформы опускались и поднимались, образуя прогибы и выступления (Щиты). В прогибах накопился мощный осадочный чехол, на котором лежат большие низменности. На щитах, где на поверхность выходят древние кристаллические породы фундамента, образовались плоскогорья. В результате движений платформа была разбита на отдельные массивы глубокими трещинами. Ими на поверхность изливалась лава, образуя базальтовые плато .

Климат

Климатообразующие факторы

Географическое положение между 12° с.ш. и 56° ю.ш. обусловливает высокие значения солнечной радиации почти на всей территории Южной Америки. Большая часть ее получает 5000-6700 МДж/м 2 (120-160 ккал/см 2) в год, и лишь на крайнем юге эта величина снижается до 3300 МДж/м 2 (80 ккал/см 2). Радиационный баланс земной поверхности имеет отрицательное значение в зимнее время года только к югу от 45° ю.ш., т.е. на очень небольшой части материка.

Важным фактором климатообразования в Южной Америке, как и в Северной, является ее орография. Воздушные потоки, идущие со стороны Атлантического океана, свободно проникают на запад вплоть до подножия Анд. На западе и отчасти на севере барьер Анд оказывает влияние на воздушные течения, идущие с Тихого океана и Карибского моря.

Велико значение также течений Атлантического и Тихого океанов у берегов материка. Гвианская и Бразильская ветви Южного Пассатного течения в Атлантическом океане создают у берегов Южной Америки зимнюю положительную аномалию порядка 3 °С. Перуанское же холодное течение в Тихом океане, проникающее почти до самого экватора, выносит на север массы холодных вод из Антарктики и снижает температуру в экваториальной зоне на 4 °С по сравнению со средней величиной для этих широт.

Важнейший тип циркуляции атмосферы для большей части Южной Америки - пассатная циркуляция обоих полушарий. По западной периферии атлантических максимумов выносятся массы относительно влажного тропического воздуха, который трансформируется, продвигаясь в глубь материка и отдавая значительную часть своей влаги окраинным поднятиям Бразильского и Гвианского нагорий.

В январе наиболее прогрета та часть Южной Америки, которая находится к югу от экватора, и над ней формируется область пониженного давления.

Североатлантический максимум несколько смещен к югу, и оттекающий по его южной периферии воздушный поток в виде северо-восточного пассата захватывает северную часть Южной Америки. Он оставляет значительное количество осадков на восточных склонах Гвианского нагорья и на Гвианской низменности, а во внутренних районах нагорья и на низменности Ориноко - это уже сухой ветер, с которым связан период засухи. Пересекая экватор, воздушный поток трансформируется в экваториальный, меняет направление на северное и северо-западное и орошает дождями большую часть Бразильского нагорья и равнины Гран-Чако.

Со стороны Южно-Атлантического максимума в сторону нагретого материка дуют ветры муссонного характера, приносящие дожди на юго-восточную окраину Бразильского нагорья и Ла-Платскую низменность. Большая часть западного побережья, начиная от 30° и почти до экватора, находится под влиянием восточной периферии Южно-Тихоокеанского максимума и не получает осадков. Только участок побережья к северу от залива Гуаякиль испытывает воздействие экваториальных воздушных масс и орошается обильными дождями.

На крайний юг материка с запада приходит влажный океанический воздух, побережье Тихого океана и особенно западные склоны Анд получают большое количество осадков, а Патагонское плато, находящееся под прикрытием Анд и омываемое с востока холодным Фолклендским течением, становится центром формирования относительно сухих континентальных воздушных масс умеренных широт.

В июле вся северная часть материка оказывается под воздействием влажного экваториального воздуха, приносимого юго-западным муссоном, и не менее влажного морского тропического воздуха, поступающего со стороны Атлантического океана

Над Бразильским нагорьем устанавливается высокое давление и преобладает сухая погода в связи с перемещением на север тропического максимума южного полушария. Только юго-восточная окраина нагорья попадает под воздействие юго-восточного пассата, приходящего непосредственно с Атлантического океана, и получает значительное, хотя и меньшее, чем летом, количество осадков.

В субтропических и умеренных широтах южного полушария господствует западный перенос и выпадают циклональные дожди. Патагония по-прежнему остается центром формирования относительно сухого и холодного воздуха, который временами прорывается на север вплоть до Амазонской низменности, вызывая там значительные понижения температуры.

Над центральной частью Тихоокеанского побережья от 30° ю.ш. почти до экватора, в июле, как и в январе, преобладают южные и юго-западные ветры, дующие параллельно берегу над водами холодного Перуанского течения. Низкий уровень инверсии препятствует выпадению дождей на Тихоокеанском побережье в этих широтах. Только на северном побережье, где пассат переходит в юго-западный муссон, выпадает значительное количество осадков.

Характерные особенности климата Амазонии

Амазонская низменность, где в основном протекает река, лежит в области экваториального и субэкваториального климата. Температура весь год 24-28 С, осадков выпадает 2000-3500 мм. в год. Но режим осадков различен. На западе Амазонии экваториальный постоянно-влажный климат (осадков 2,5-3,5 тысячи мм. в год, амплитуды среднемесячной температуры 2-3 С); на востоке Амазонии и прилегающих пологих склонах нагорий субэкваториальный с засушливым периодом до 3-4 мес. (осадков 1500 - 2000 мм. в год) с большими амплитудами температур (особенно крайних). Зимние холодные ветры с юга континента могут вызывать на юго-востоке заморозки вплоть до тропических и субтропических широт.

На западной Амазонии постоянно высокие и равномерные температуры колеблются лишь на 2-3° в году (средние месячные 23,5+26°). Ежедневные послеполуденные ливни, обычно грозового характера, дают за год 3 тыс. мм осадков и даже в самый «засушливый» месяц их выпадает не менее 120-150 мм. Воздух всегда насыщен влагой настолько, что сырость пропитывает все предметы, портит продукты, оружие, аппаратуру, если только они не защищены герметически. Относительная влажность держится в пределах 75-90%, доходя по ночам и на рассвете до 100%.

В восточной Амазонии за сухой период выпадает всего 175 мм из годовой суммы в 2300 мм (на востоке) или 400 мм из 1800 мм (в центре), а относительная влажность, достигающая обычно в приатлантическом районе 90-95%, снижается до 85%. В отдельные месяцы количество выпавшей влаги спускается до ничтожно малой величины - 12-15 мм, в то время как в дождливый сезон оно поднимается до 450 мм в месяц, т.е. почти до годовой суммы осадков в Казани. К концу засушливого периода суточная амплитуда температуры может достигать 12°. Климат Восточной Амазонии вследствие этих причин относится уже к субэкваториальному типу.

Неравномерное распределение осадков, как в году, так и по территории Восточной Амазонии и пестрота ее геологического строения обусловливают большее разнообразие почвенно-растительного покрова по сравнению с типами гилей на западе .


. Южная Америка
Южная Америка - самый влажный материк Земли. Климаты материка более разнообразны, чем в Африке и Австралии. В Южной Америке не так жарко, здесь нет таких обширных сухих территорий, как в Африке и Австралии. На этом континенте хорошо выражена высотная климатическая поясность в горах.
Материк находится в шести климатических поясах: от субэкваториального северного полушария, до умеренного - южного полушария.
В экваториальном климатическом поясе расположены большая часть Амазонской низменности и северо-западное побережье материка. Средняя температура воздуха весь год около +25°С, выпадают обильные осадки (от 1500 до 3500 мм и более).
К северу и югу от экваториального пояса лежат субэкваториальные пояса. Летом в период господства экваториальных воздушных масс выпадает много осадков (от 1000 до 2000 мм и более), средние температуры в этот сезон более +25 °С. Зимний сухой сезон наступает с приходом континентального тропического воздуха, дожди не выпадают по нескольку месяцев. Температура воздуха в этот сезон около +20°, в конце сухого сезона повышается до +28 °С.
В тропическом поясе восточная часть материка находится под влиянием пассатов. Они приносят много влаги с Атлантического океана на побережье и на наветренные склоны Бразильского нагорья. Здесь большую часть года погода влажная и жаркая: "температура января +25°, июля +17°...19°С, осадков выпадает около 2000 мм.
С продвижением к центру материка в тропическом поясе количество осадков уменьшается (от 1000 до 500 мм), продолжительность сухого зимнего периода увеличивается. На внутренних тропических равнинах формируется переходный сезонно-влажный климат.
Побережье Тихого океана и западные склоны Анд в тропическом поясе между 5 и 30° ю.ш. находятся под влиянием холодного Перуанского течения, воды которого, охлаждая воздух, препятствуют развитию конвекции и выпадению осадков. Как и на западных берегах тропической Африки, здесь постоянны туманы, образуется роса - единственный источник влага. Осадков выпадает менее 25 мм, а над пустыней Атакама годами не выпадает ни капли дождя. Это одно из самых засушливых мест в мире. В береговой полосе тропического пояса температуры для этих широт низкие - летом +20, зимой +13 °С.
Территория, расположенная в субтропическом поясе, занимает пространство примерно между 30 и 40° ю.ш. На востоке пояса климат влажный субтропический (температура января +25, июля +10...15°С, осадки - 2000-1000 мм). С продвижением в глубь материка он становится относительно сухим (500-300 мм). На побережье Тихого океана климат субтропический средиземноморского типа с сухим жарким (+17...+20 °С) летом и теплой (+8...+10°С) влажной зимой. Западные ветры зимой приносят с океана обильные осадки, преобладает пасмурная, дождливая погода.
В умеренном поясе на юге материка климат особенно контрастен. На западном побережье он морской умеренный с мягкой теплой зимой (+4...+5°С), с пасмурной и ветреной погодой и влажным прохладным летим с частыми дождями при температуре воздуха до +15°С. Осадков выпадает 2000-3000 мм и более.
В восточной части пояса климат умеренно континентальный с небольшим количеством осадков (до 300 мм). Зима прохладная (0°), однако бывают морозы, выпадает снег, который быстро тает. Лето сухое и достаточно теплое (+15...+20 °С). Иногда летом случаются снежные метели - дыхание близкой Антарктиды.
В Андах хорошо выражена высотная климатическая поясность. В нижнем поясе гор климат не отличается от климата окружающих равнин. При подъеме в горы изменяется температура и режим осадков. Особенно суров климат Анд в тропическом поясе на высоких центральных плоскогорьях, окруженных хребтами, где воздух исключительно чистый и сухой. Осадки даже летом выпадают в основном в виде снега и их очень мало. Здесь расположены самые сухие и бесплодныевысокогорья в мире.

страница 1

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Вышневолоцкого района Тверской области «Есеновичская СОШ»

План урока географии в 7-ом классе на тему «Климат Южной Америки и факторы его формирования ».

План урока подготовила учитель географии

второй квалификационной категории

Бойкова Майя Анатольевна.


План урока.

Дата проведения: _______________. Тип урок а: комбинированный урок

Форма урока: урок изучения нового материала

Методы: беседа, частично-поисковый.

Форма деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Тема урока. Климат Южной Америки и факторы его формирования.

Цель урока: с формировать представления об особенностях климата Южной Америки. В ходе поисковой работы учащихся выявить факторы, влияющие на формирования климата Южной Америки и определить типы климата.

Задачи: Образовательные:


  1. Сформировать у учащихся представление о главных чертах и особенностях климата Южной Америки и о факторах его формирования

  2. Рассмотреть причины, определяющие особенности климата.

  3. Установить взаимосвязь между климатообразующими факторами и особенностями климата.

  4. Расширить и углубить знания учащихся о климате Земли.
Развивающие:

  1. Продолжить формирование умения работать с климатограммами и географическими источниками.

  2. Активизировать познавательную деятельность учащихся, любознательность.

  3. Развивать логическое мышление.

  4. Развивать способность слушать товарищей
Воспитательные:

  1. Формирование научного мировоззрения

  2. Эстетическое воспитание

Оборудование: физическая Южной Америки, климатические карты мира и Южной Америки; раздаточный материал с климатограммами; атласы; мультимедийный проектор, компьютер, презентация (PowerPoint) «Климат Южной Америки и факторы его формирования».
План урока:

Организационный момент

Повторение пройденного материала

Изучение нового материала

Закрепление

Домашнее задание


На доске выписаны задачи урока (для детей) Мы должны уметь выявлять климатообразующие факторы и определять тип климата Южной Америки.
Ход урока.
1.Организационный момент . Приветствие. Определение отсутствующих. Проверка готовности учащихся и классного помещения к уроку. Выдача задания учащимся для исследования климата Южной Америки.
2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания с помощью индивидуальных заданий и устного опроса.
Устно. На какие части можно разделить материк по особенностям рельефа?

Какие факторы повлияли на формирование рельефа Южной Америки.
Индивидуальные задания (по карточкам) Приложение 1.


  1. Изучение нового материала.

  1. Создание проблемной ситуации.
Приближался дождливый сезон. С севера ползли по небу тяжелые мрачные тучи. Свинцовые, грозные, они словно готовились штурмовать темно-зеленую горную крепость.

Жарко, душно. Первые молнии пронизывают сумрак огненными стрелами. Внизу воздух недвижим, ветер стих совершенно, ни один лист не колышется. Птицы примолкли, даже сверчков не слышно.

И тут в горах рождается глухое рычание. Оно как бы разрастается вширь и могучей волной катит вперед – все громче, все ближе, все басовитее, на миг почти затихает, затем снова раздражается оглушительным ревом.

Сколько это может длиться? Никто не знает. Земля и небо стерты завесой чудовищного ливня. Дождь летит почти параллельно земле, хлещет ее словно плеткой.

Всю ночь свирепствует буря. Молнии полыхают так часто, что нельзя сосчитать. И снова ливень. Наконец наступает утро. Ветер почти стих, дождь прекратился. Сыро, влажно, пахнет гнилью и мхом.

Ливни здесь не похожи на дожди других уголков Земли. Иногда из-за туч выглядывает солнце. Тогда сразу становится очень жарко и так светло, что глазам больно. Душно так, что трудно дышать.

2. Основополагающие вопросы:

Вам интересно узнать, в чем причина таких сильных дождей?

Южная Америка удивляет своим климатом – юг холоднее севера, а на побережье океана пустыни – интересно ведь узнать почему?


3. Изучение климатообразующих факторов и типов климата Южной Америки в ходе поисковой деятельности учащихся:

Задание № 1.


  • географическое положение;

  • рельеф;

  • постоянные ветры – пассаты;

  • постоянные западные ветры;

  • течения (теплые и холодные);

  • климатическая поясность в горах

Задание № 2.

Физкультминутка: «Стороны горизонта!», «Путешествие по карте».
Задание № 3.



Климатический пояс

Воздушные массы

Средние температуры,°С



января

июля

1.Экваториальный

Экваториальная

+24

+24

до 5000 в течение всего года

2.Субэкваториальный

Летом – экваториальная, зимой – тропическая

+24

+20

Около 2000 мм, летом

3.Тропический

Тропическая

+24

+16

От менее 100 мм на западе до 2000 мм на востоке

4.Субтропический

Летом – тропическая, зимой – умеренная

+16

+8

От 100 мм на западе до 1000 мм на востоке

5.Умеренный

Умеренная

+8

+4

От 250 мм на востоке, до 5000 мм на западе.

4. Выдача домашнего задания учащимся.

§43. Девочкам выполнить сообщение на тему «Реки Южной Америки»; мальчикам «Водопад Анхель».

5. Закрепление материала.
1. Работа с климатограммами. (Приложение 2)

Задание: Представьте себе, что работаете в туристической фирме. И вам необходимо посоветовать клиентам, в какое время года лучше всего ехать в Бразилию, либо в Боливию, либо в Аргентину. И для этого нам помогут климатограммы.
2. Ответьте на вопросы:

Почему Южную Америку называют самым «мокрым» материком?

Южная Америка удивляет своим климатом – юг холоднее севера, а на побережье океана пустыни – почему?

6. Подведение итога урока.

Что нового мы узнали?

Чему новому научились?

Инструкционная карта.

Тема урока. Климат Южной Америки и факторы его формирования.
Цель урока: Мы должны уметь выявлять климатообразующие факторы и определять тип климата.
Изучение нового материала.
Задание № 1. С помощью географических источников определить климатообразующие факторы.

6.
Задание № 2. Определите климатические пояса Южной Америки.
Задание № 3. Определите особенности климатических поясов Южной Америки.

Заполните таблицу «Характеристика климатических поясов Южной Америки».

Таблица «Характеристика климатических поясов Южной Америки»


Климатический пояс

Воздушные массы

Средние температуры,°С

Годовое количество осадков, мм, режим их выпадения

января

июля





Приложение 1.

Карточка №1

1. Выберите все тёплые течения, омывающие Южную Америку:

А) Перуанское,

Б) Бразильское;

В) Гвианское;

Г) Фолклендское.
2. Горы Анды образовались, так как на западе материка:

А) происходит столкновение литосферных плит;

Б) на суше происходит крупный разлом земной коры;

В) участки платформы поднялись на большую высоту.


Мыс Гальинас южная крайняя точка

Мыс Горн северная крайняя точка



    1. Экватор пересекает материк в южной части.

    2. На западе материка лежат горы.

    3. Амазонская низменность – крупнейшая на Земле.

Карточка №2
Дата:______________ ФИО___________________________
1. Наибольшей ширины Анды достигают:

А) на севере;

Б) у экватора;

В) в центральной части;

Г) на юге.
2. Возможно ли землетрясение в Андах?

А) нет, так как горообразование в Андах давно завершилось;

Б) да, так как Анды – горная область на границе литосферных плит.

В) да, так как в Андах добывают много полезных ископаемых.


3. Установите соответствие (стрелочками):

Мыс Париньяс восточная крайняя точка

Мыс Кабу-Бранку западная крайняя точка
4. Отметьте правильные утверждения:
1)У берегов Южной Америки много крупных островов.

2)Южную Америку отделяет от Антарктиды пролив Дрейка.


    1. Высшая точка Анд – гора Аконкагуа.

Климатограмма

экваториального климатическогого пояса (г. Манаус)

План:

Климатограмма

субэкваториального климатического пояса (г. Белен)

План:

1. Внимательно рассмотрите все обозначения на климатограмме.

2. Чему равны средние температуры июля и января

Средняя температура января _________


3. Какое количество осадков характерно для данного типа климата? Каков режим осадков в течение года?

Общее годовое количество осадков ________________

Max за месяц (сезон года) ________________________

4. Сделайте вывод о типе климата.

Климатограмма

тропического климатического пояса (г. Антофагаста)


План:

1. Внимательно рассмотрите все обозначения на климатограмме.

2. Чему равны средние температуры июля и января

Средняя температура января _________

Средняя температура июля __________

3. Какое количество осадков характерно для данного типа климата? Каков режим осадков в течение года?

Общее годовое количество осадков ________________

Max за месяц (сезон года) ________________________

Min за месяц (сезон года) ________________________
4. Сделайте вывод о типе климата.

Климатограмма

умеренного климатическогого пояса (г. Пуэрто-Айсен)


План:

1. Внимательно рассмотрите все обозначения на климатограмме.

2. Чему равны средние температуры июля и января

Средняя температура января _________

Средняя температура июля __________
3. Какое количество осадков характерно для данного типа климата? Каков режим осадков в течение года?

Общее годовое количество осадков ________________

Max за месяц (сезон года) ________________________

Min за месяц (сезон года) ________________________

4. Сделайте вывод о типе климата.


страница 1