Климатообразующие факторы. Изучение нового материала

Цели урока:
- Продолжить знакомство с былинами об Илье Муромце.
- Формировать умение отличать былину от других жанров литературы, развивать навыки выразительного чтения, пополнение словарного запаса.
- Учить детей подбирать материал для характеристики героя, давать характеристику литературному герою.
- Формирование нравственной ценности «здоровье».

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, задание для учащихся на листочках, музыкальный отрывок из сюиты А.П.Бородина «Богатырская застава», песня группы С.Намина ««Эх, да надо бы жить красиво».

Ход урока.

1. Организационный момент.

На экране – гусляр. Слышны гусли. (Слайд 2)
-Здравствуйте, люди добрые. Сядьте на места да послушайте. Собралися мы с вами на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А ещё хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и всё внимательно слушали. Всё, что услышите, может вам пригодиться.

2. Проверка домашнего задания. (Найти пословицы, поговорки, загадки о богатырях, дочитать былину)
На экране появляется поговорка: «Славна богатырями земля русская». (Слайд 3)
- Что записано на доске?
- Что такое поговорка? Какие еще виды устного народного творчества знаете?
- Приведите пример загадки.
- Послушайте мою загадку:
Ладно скроен,
Крепко сшит,
За землю русскую стоит.
(Богатырь )

Посмотрите на поговорку и попробуйте определить в ней главное слово (богатыри)

Так, значит, о ком у нас пойдёт речь? (Слайд 4)

Высока ли высота поднебесная,
Глубока ли глубина океан - моря,
Быстры – светлы реки русские.
А и сильные, могучие,
Богатыри на славной Руси.

(читает ученик)

Вспомните, происхождение и значение слова «богатырь» (Слайд 5)

Значение слова «богатырь» лучше всего даст словарь. Перед вами лежат листы. Найдите в них статью из словаря.
Дети читают статью:
Богатырь – 1.Герой русских былин, совершающий подвиги во имя Родины.
2. (переносное) Человек безмерной силы, стойкости, отваги. Необычный человек.
-Сколько значений у этого слова? Что мы можем о нём сказать? (оно многозначное)
- Попробуйте подобрать слова, близкие по смыслу.
Силач , воин , защитник , витязь
- Считалось, что богатыри – могучие витязи, наделённые богом необыкновенным умом, смекалкой.
- Помимо силы и ума чем еще должен обладать богатырь? (Здоровьем)
-Каким здоровьем? Только ли физическим? (Духовным) Что это значит, как вы это понимаете?
- А как вы думаете, есть ли богатыри в наше время?

Докажите, опираясь на то, о чём мы говорили на прошлом уроке.

В каких произведениях чаще всего мы встречаем богатырей?
- Что такое былина? (Слайд 6)

С каким жанром русского народного творчества она тесно связана?
А что ещё роднит былину со сказкой? (построение: зачин, повторы, главные герои воюют с чудовищами, борются за справедливость, защищают родную землю) Докажите примерами из текста.
А какие особенности былины мы выделили с вами на прошлом уроке? (напевность стиха, рифма, постоянные эпитеты, гиперболы, архаизмы) Докажите примерами из текста (Слайд 7)
- Что такое гиперболы, эпитеты?
Нам с вами встретились архаизмы . Что это такое?
Проверим, хорошо ли вы запомнили значение этих слов.

Объясните значение слов и выражений:
Булатная броня (булат – старинная узорчатая сталь – стальная и узорчатая),
палица (тяжёлая дубинка с утолщенным концом),
росстань (перекресток двух или нескольких дорог, распутье)
Сулят сулу, посулы (обещания),
сажень (2,134 метра – 3 аршина)
Голи, голытьба (оборванцы, бедняки, нищие),
амбар (сараи для хранения съестных припасов, урожая).
Облатынивать (обращать в католическую веру),
башлыки (теплый головной убор, надеваемый поверх шапки, суконный капюшон с длинными концами..
Смета (несметное, несчитанное богатство),
заподваливать (запирать в подвал),
речи елейные (елей – оливковое масло для церковных обрядов, в переносном значение что ласково-успокаивающие).
Гнездовину разнес (разбил тайное укромное пристанище),
не простафильтесь (не поддавайтесь на обман), латынщина (западные завоеватели).

С каким ещё литературным жанром имеет сходство былина? (со стихотворением: ритм, рифма, гиперболы, эпитеты)
Соотнесите цитаты из былины с названием литературного приема. (Слайд 8,9)
(Приложение)
Физкультминутка (под С. Намин «Эх, да надо бы жить красиво») (Слайд 10)

Дружно встали – раз, два, три –
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек,
И направо, и ещё через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце – руки в боки,
Наклонились влево, вправо
Получается на славу!

3. Работа с текстом. (Слайд 11)
1.-Давайте обратимся к тексту былины. Найдите и зачитайте отрывки, в которых говорится о характере Ильи Муромца. (Выразительное чтение эпизодов из былины. Характеристика героя. (памятка для работы)

План рассказа о герое
1. Расскажи о понравившемся герое. (Мне очень понравился… Мне очень запомнился... Мне показался интересным... Я восхищаюсь... Мне очень не понравился...)
2. Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения, как он вооружен).
3. Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях лучше всего раскрывается характер героя?
4. Перечисли основные черты характера понравившегося (непонравившегося) героя.
5. Как автор относится к своему герою.

Зачитывают отрывок и называют черту характера, о которой говорится в нем.
- Почему в описании разбойников употребляются слова с суффиксами –еньк, -оньк, ичек, -ечек?
- Вспомните, какое значение придают эти суффиксы словам?
- Для чего это сделано?
- Как описан Илья в схватке с разбойниками?
- Найдите гиперболы – преувеличения.
- Для чего нужен этот прием?
- Какие черты Ильи Муромца подчеркнуты с помощью гипербол?

3. Рассмотрите картину «Витязь на распутье» Найдите в тексте отрывок, подходящий к этой картине. (Слайд 12)

Почему он вернулся к камню и переписал надпись на нем?

4. Итог урока
Давайте обобщим все, что мы узнали об Илье Муромце, о его характере, силе, поступках.
На экране слова, характеризующие человеческие качества. У вас такие же на листочках на партах. Выберите те из них, которые имеют отношение к богатырю. Объясните свой выбор. (Слайд 13, 14)
(Приложение № 2)
- Кто попробует дать характеристику Илье Муромцу, следуя памятке по работе над характеристикой героя. (1-2 человека) (Слайд 16)

Мне понравился Илья Муромец. Это богатырь 33 лет от роду. Высокий, статный, могучий. У него длинные волосы и небольшая борода с проседью. Лицо широкое, открытое. Глаза внимательные зоркие. Одет Илья в кольчугу небогатую. На голове у него островерхий шлем с оплечьем. В руках он держит меч, подаренный Святогором. Есть у него и палица, и лук со стрелами. Илья Муромец добр, внимателен, великодушен, никому не причиняет вреда понапрасну. Любит свою родную землю и весь русский народ. Не хочет менять русскую православную веру ни на какую другую. Автору нравиться его герой силой духа, добротой, щедростью, открытостью.

Какова главная идея былины?

Что такое былина?

Каких былинных героев знаете?

Какими качествами должен обладать былинный герой? (Здоровье, сила, ум, доброта)

Чему учит нас былина? (любить свою родину, защищать её, быть добрым)

5. Домашнее задание по выбору. (Слайд 17)
- Перечитать и проиллюстрировать понравившийся отрывок. Подготовить выразительное чтение отрывка.
- Написать сочинение по картине Васнецова.
- Составить письменную характеристику былинного героя.

(Слайд 18)
Рассказали мы про дела старые,
Что про старые, про бывалые,
Чтобы море синее успокоилось,
Чтобы добрые люди послушались,
Чтобы молодцы призадумались,
Что века не меркнет слава русская!
А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

Список используемой литературы.

1.Литературное чтение 4 класс поурочные планы по учебнику О.В.Кубасовой. Первое полугодие. Автор составитель – Н.Н.Дорогинина. Волгоград, 2005г.
2. Как научить детей чтению былин. Методическое пособие. С.В.Вечканова. М., 2002г.

Летописи. Былины. Жития.

Былина «Ильины три поездочки».

Введение

Вы видите рисунок «Камень на распутье».

http://topreferat.znate.ru/pars_docs/refs/12/11584/11584-13_5.jpg

В каких произведениях вы встречали указатели для главного героя? (В былинах).

Что означает слово былина? (Былины - это русские народные сказания о богатырях, защищавших русские земли) . Первые былины сложились ещё в Киевской Руси.

Какие былины читали мы с вами в 3 классе? (Добрыня Никитич, Добрыня и Змей, Исцеление Ильи, Илья и Соловей - разбойник).

О каких отличительных чертах былины вы знаете? (Былинный зачин, повторы, образность языка - гиперболы, эпитеты, напевность, ритм, определённое содержание- сказ о героических делах богатырей; неспешность, обстоятельность, подробность повествования).

Какими качествами должен обладать человек, чтобы его назвали богатырём? (Бесстрашно сражаться с врагами, быть сильным, мудрым, защищать родную землю).

Прочитайте медленно текст:

Как во славном было городе во Киеве,

Как у ласкового князя у Владимира,

Ещё были - жили тут бояре кособрюхие,

Насказали на Илью они на Муромца,

Ай, какими он словами похваляется:

«Я ведь князя - то Владимира повыживу,

Сам я сяду во Киеве на его место,

Сам я буду в Киеве да князем княжити!»

Что вы только что прочитали? (Зачин).

Кто исполняет былины и как?

Кто был героями былин?

За что народ любил Илью Муромца? (Любил за силу, справедливость, борьбу с врагами. Он совершил подвиги ради народа, Родины, охранял труд мирных людей.)

Как вы считаете, чем отличается былина от сказки?

Отличие сказки от былины.

Сказка .

1. Не верят в реальность.

2. Единообразная композиция (построение);

3.Герои: люди, царевичи, животные

Былины.

1 Верят в реальность.

2. Индивидуальная композиция;

3. Герои-богатыри.

Чтение былины «Ильины три поездочки» с комментированием

Откройте учебник на стр. 12.

С какой былиной мы сегодня познакомимся? (Мы познакомимся с былиной «Ильины три поездочки»)

Прежде чем мы начнем знакомство с былиной, познакомимся с главным героем.

http://s6.drugiegoroda.ru/2/186/18646-Vastnetsov_1914.jpg

О мужественном богатыре Илье Муромце до нашего времени сохранилось 15 русских былин.

Илья Муромец - герой славянского эпоса

Согласно сюжетам некоторых былин, Илья Муромец до 33 лет не мог двигать руками и ногами, но один монах исцелил его. После того, как мужчина выпил воды, специально приготовленной ему монахом, он почувствовал в себе нечеловеческую силу, и отправился служить к князю.

В образе Ильи Муромца, русский народ воплотил представления о храбром воине, который не боялся бы защищать свой народ и отечество.

Прототипом Ильи Муромца стал реально существующий человек - силач Илья из города Мурома, который жил в 12 веке. Этот человек прославился мужеством в боях и преданностью князю. В зрелом возрасте он принял монашеский постриг и был канонизирован в 1643 году.

Словарная работа

СИЕ - это.

КРЕМНЕВЕНЬКИЕ - из кремня.

БУЛАТНАЯ БРОНЯ, БУЛАТ - узорчатая сталь.

СМЕТА - богатство.

САЖЕНЬ -2,134м (3 аршина).

ОБЛАТЫНИВАТЬ - обращаться в католическую церковь.

БАШЛЫК - головной убор.

ВОРОНОВЫЕ - чёрные.

ГОЛЬ, ГОЛЫДЬБА - оборванцы.

АМБАР - сарай.

Характеристика героя

Почему Илья Муромец выбирает прямую дорогу? (Богатырь не хотел богатства, так как оно у него уже было. Молодая жену ему также была не нужна. Решил Илья Муромец испытать свою судьбу и поехать направо, где ему угрожала смерть.)

Как он рассуждает на перепутье у камня? («Это Бог с тобой, что судьбой: Я готов и с судьбиной на бой! Только выбрать какую судьбу, Чтобы с нею вступить мне в борьбу? Мне в походах жена не нужна, Мне богатство не надобно. Ах, поеду, молодец, я туда, Где показано убитому быть!» )

О каких чертах характера это говорит? (Смелый, решительный, не ищет лазеек и обходных путей.)

Найдите описание разбойников. ("...Выглядали, выскакивали Ходовитые разбойнички, Псы ночные подорожнички. Голоса у них горластые, А щиты у них крестастые, На них шлемы, будто вёдра вверх Кони-лошади в булатной броне. А заглавный пёс-разбойничек Наседает, угрозой грозит: «Стой! Куда, деревенщина? Помолись перед погибелью!»)

Почему в описании разбойников употребляются слова с суффиксами - оньк, ичек, ечек.

Какое значение придают эти суффиксы? (Уменьшительно-ласкательное.)

Для чего это сделано? (Для контраста с силой Ильи Муромца).

Как описан Илья Муромец в схватке с разбойниками? (...Илья палицей размахивался Да слегка и приударил вожака. А размяк от удара вожак, Покачнулся, упал, не встал.
Из налучника лук тугой,
Из колчана калёну стрелу
Вынимал да пускал Илья
В дуб кряковистый разрывчатую.
Разрывала, расщепляла стрела
Старый дуб во щепу, во черенки.
Череночки да щепочки
Разлетелись, угодили они
Во разбойников да всех до одного
В одночасье погубили подряд!...)

От каких реальных врагов могли защищать богатыри русскую землю? (От нашествия татаро - монгол).

Почему былина называется «Три поездочки»? Какой момент в былине вам показался наиболее захватывающий? Какое историческое событие нашло отражение в былине? (Крещение Руси, попытки иноземных захватчиков обратить русский народ в католическую веру).

Обобщение образа Ильи. Выберите те слова, которые имеют отношение к Илье. (Храбрый, трусливый, скромный, вежливый, добрый, ласковый, отважный, мужественный, сильный, смелый, жадный, щедрый, грубый, справедливый).

Итоги

Познакомились с былиной "Ильины три поездочки". Учились анализировать, сравнивать былины и сказки, искать сходства и различия; осознанно читать былины; применять в речи литературоведческие понятия «былина», «зачин», «повторы», «преувеличение», «сказители-былинщики»; осознавать меру ответственности за судьбу народа, Родины через поступки и действия былинных героев.

http://www.nado5.ru/e-book/iliny-tri-poezdochki

http://download.myshared.ru/WBkpWgz9zb5NT25ds_gghw/1462441144/499642.ppt

В былине рассказывается, как Илья Муромец боролся с врагом.

  • Какие события былины могли бы реально произойти? Запиши.

Встреча с разбойниками (татаро-монголами), освобождение пленных, строительство церквей.

  • Найди в былине и запиши слова, которые описывают внешний вид Ильи Муромца.

Описание внешнего вида Ильи Муромца встречается только в былине «Ильины три поездочки», в эпизоде, когда месяц осветил его воинское снаряжение: «Заблистал в сорок тысяч шлем…», «засияли камни-яхонты».

  • Выпиши из учебника (с. 20 №6) те черты характера, которые ты считаешь главными.

Смелый, мужественный, мудрый, умный, справедливый, сильный, добрый, бескорыстный, способный к состраданию.

  • Найди и запиши слова, которые показались тебе необычными. Например, ночь тёмная-растёмная, богатство несметное,

Славнорусские богатыри, ходовитые разбойнички, дуб кряковистый, кустики низовенькие, камушки кремнёвенькие.

  • Составь рассказ о богатыре Илье Муромце. Запиши опорные слова, которые ты используешь в своём рассказе.

Любовь к родной земле, стоит на страже Родины, приходит на помощь своему народу, спасают его от порабощения, воплощение идеала мужественного, честного, преданного Родине и народу человека, не страшит несметные силы врага, не страшит даже сама смерть.

Илья Муромец любит родную землю, стоит на страже её границ, в минуту опасности приходит на помощь своему народу, спасает его от порабощения и унижения. Он являются воплощением идеала мужественного, честного, преданного Родине и народу человека. Его не страшат несметные силы врага, не страшит даже сама смерть! Илья Муромец вызывает у меня восхищение, радость, веру в силы народные. Илья Муромец – богатырь-воин, защитник Родины, поэтому ему нужно выбирать ту дорогу, где затаились разбойники. Эту дорогу ему нужно освободить от нечисти. Илья настолько силён и умён, что любое препятствие, даже непреодолимое, ему по плечу, с любым врагом он справится играючи.

  • Запиши свой план или используй данный.
    Первый подвиг богатыря.
    Второй подвиг богатыря.
    Третий подвиг богатыря.
    Илья Муромец - защитник земли Русской.

1. Происхождение Ильи Муромца, его чудесное выздоровление.
2. Портрет Ильи Муромца (внешность и воинское снаряжение).
3. Характер и поступки Ильи Муромца.
4. Моё отношение к герою былин.

  • Какой вариант былины (прозаический или стихотворный) тебе понравился больше? Прочитайте друг другу вслух оба варианта былины. В каком случае можно передать напевность произведения?

Стихотворный. Былинное слово особенно красиво, торжественно, напевно и поэтично. В былинном стихе легко улавливается ритм, поэтому в стихотворном варианте можно передать напевность произведения.

  • Запиши, как в старину исполнялись былины (их пели или рассказывали). Какие музыкальные инструменты использовались?

Исполняли былины певцы-сказители. Когда-то в Древней Руси их называли боянами (или баянами). Отсюда происходит и название музыкального инструмента. Правда, под баян былины никогда не исполнялись, а название дано инструменту в XIX веке просто в честь старинных певцов. Когда-то в старину былины исполнялись под мерный, неторопливый перебор гуслей (гусли – русский народный щипковый многострунный инструмент типа арфы). В XVIII–XIX веках, когда учёные начали собирать и записывать былины, они исполнялись, как правило, без аккомпанемента.

Тема: Былины. "Ильины три поездочки".
Цели урока:
Познакомить с содержанием былины “Ильины три поездочки”и правилами исполнения былины;
Совершенствовать навык слушания и выразительного, осознанного, грамотного чтения: учить осознанию читаемого через создание образов и установление ассоциаций с содержанием изученных произведений. Познакомить с героической личностью, символом российской мощи, ее защитником, уроженцем земли Нижегородской - Ильей Муромцем, его необычным детством.
Развивать образное мышление, познавательный интерес к истории родного края на основе эмоционального восприятия прочитанного, формировать культуру выражения чувств, развивать воображение и представления об особенностях уклада крестьянской жизни в условиях патриархальной России, произвольное внимание к народному слову.
Воспитывать интерес к родному мелодичному и выразительному языку, героической истории нашей малой родины, чувство гордости за славных и отважных ее сынов; желание продолжать традиции и ментальность предков по отстаиванию независимости Родины.
Способствовать формированию универсальных учебных действий;
Способствовать использованию Интернет-ресурсов;
Оборудование:
учебник Л.Ф. Климановой “Литературное чтение” 1 часть, 4 класс;
репродукция картины В.М. Васнецова “Богатыри”;
сборники с былинами;
карточки для самооценки;
историческая карта “Древняя Русь”.

Ход урока:
1. Организационный момент: мотивация к учебной деятельности.
(Организационно-регулятивные: волевая саморегуляция
Личностные: действия смыслообразования)

На экране – гусляр. Слышны гусли.

Здравствуйте, люди добрые. Сядьте на места да послушайте. Собрались мы с вами на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А ещё хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и всё внимательно слушали. Всё, что услышите, может вам пригодиться.

2. Проверка домашнего задания(Коммуникативные: участие в обсуждении. Познавательные: умение структурировать знания; моделировать)
У: Вам было задано домашнее задание, выразительное чтение текста летописи « И вспомнил Олег коня своего» и нарисовать рисунок к тексту летописи.
Сейчас один из вас выходит к доске, показывает рисунок, а все остальные находят и зачитывают отрывок из летописи, соответствующий данному рисунку.
У: Составим синквейн:
Олег.
Отважный, мужественный.
Правит, сражается, побеждает.
Достоин быть примером для подражанья.
Воин.

3. Подготовка к восприятию. (Познавательные: поиск информации, смысловое чтение.)
У: Прочитайте поговорку.
(Поговорка написана на доске.)
Славна земля богатырями русскими.
- Определите, какое слово главное. (Богатыри).
- О чём пойдёт речь сегодня на уроке? (о богатырях)
- Верно.
-Послушайте стихотворение:
Широко ты, Русь, по лицу Земли
В красе царственной развернулася
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!

Какое чувство у вас вызвало это стихотворение?
- О какой Руси говорится в стихотворении?
- Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родимой сторонушке готовы были встать на ее защиту. В стихах, песнях, былинах прославляли любимую Родину.

У: А что такое былина?
(Былина – русская народная эпическая песня– сказание о богатырях.)
У: Кто такие богатыри?
(Богатыри – воины, защитники своей Родины, наделенные чувством собственного достоинства и отличающиеся необычайной силой мужеством и удалью.)
(Репродукция картины В.М.Васнецова “Богатыри”)
У: Демонстрация картины Васнецова «Три богатыря» под звуки гуслей.
Кого вы видите на картине?
(Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец)
- Как звать богатыря в центре картины?
Выберите два однокоренных слова из данных:
(Слова даны на карточках на доске)

Муромец хмурый Мурманск Муром замурованный

Какая связь может быть между Ильей Муромцем и городом Муромом?
- Действительно, Илья Муромец родом из-под Мурома, а, следовательно, он - наш на все времена прославленный народом земляк.
Чтобы убедиться в этом, посмотрите на карту Нижегородско - Суздальского княжества XIII-XV веков
(На карте обозначены флажками Нижний Новгород, Суздаль, Муром).
Вот каких сынов рождала нижегородская земля!
И, как вы догадываетесь, сегодня мы будем читать об Илье Муромце... Расшифруйте слова:

Ы Л
Б н
А и

У: Какие былины вы знаете?
У: О каких отличительных чертах былины вы знаете?
(Былинный зачин, повторы, образность языка - гиперболы, эпитеты, напевность, ритм, определённое содержание– сказ о героических делах богатырей; неспешность, обстоятельность, подробность повествования.)

У: Какими качествами должен обладать человек, чтобы его назвали богатырём? (Бесстрашно сражаться с врагами, быть сильным, мудрым, защищать и любить родную землю).

4. Изучение нового материала. (Регулятивные: целеполагание, как постановка учебной задачи; планирование, прогнозирование. Коммуникативные: сотрудничество; умение выражать свои мысли.)
1) Знакомство с темой и постановка целей
У: Сегодня мы познакомимся с былиной “Ильины три поездочки”.
У: Скажите какие цели мы поставим на данном уроке?
(Узнать о ком и о чем рассказывает эта былина.
Какие три битвы были у богатыря. Кого защищал богатырь.)
У: Послушайте былину.
(Прослушивание аудиозаписи: Былины «Ильины три поездочки».)
У: Понравилась былина? Как исполнялась былина? (плавно, нараспев)
О ком повествует былина?
Какой отрывок вам показался самым интересным? Почему?
2) Словарная работа
У: Все ли слова и выражения были понятны вам?
Как вы понимаете значение этих слов?
(Словарная работа – слова на экране)(Регулятивные: соотнесение с прогнозированием
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; смысловое чтение в зависимости от цели; построение логической цепи рассуждений; анализ, синтез, выдвижение гипотез.)
КРЕМНЕВЕНЬКИЕ – из кремня;
БУЛАТНАЯ БРОНЯ – стальная и узорчатая, старинная узорчатая азиатская сталь;
СИЕ – это;
ПАЛИЦА – тяжелая дубинка с тяжелым концом;
ЯХОНТЫ – старинное название сапфира и некоторых других драгоценных камней;
ВЕРТЛЮГИ – шарнирное звено для соединения двух частей механизма, позволяющее одной из них вращаться независимо друг от друга;
САЖЕНЬ– 2,134 метра (3 аршина)
МОНАХ– член религиозной общины, давший обет вести аскетический образ жизни;
ВИТЯЗЬ – в Древней Руси: отважный воин;
АМБАР– сарай для хранения урожая, припасов, товара;
ЦЕЛОВАЛЬНИЧКИ – должностное лицо, занимающееся сбором податей и некоторыми судебно-полицейскими делами;
ОБЛАТЫНИВАТЬ – обращать в католическую веру;
ЗАСТАВА БОГАТЫРСКАЯ– 1) воинское подразделение, несущее охранение; 2) место въезда в город;
СМЕТА – здесь: несметное, не считанное богатство;
ЗАПОДВАЛИВАТЬ – запирать в подвал;
РЕЧИ ЕЛЕЙНЫЕ – елей – оливковое масло, употребляемое в церковной службе. В переносном смысле: что-то ласковое, успокаивающее;
ГДЕЗДОВИНУ РАЗНЕС – тайное, укромное пристанище;
ПО ОРДАМ – орда – государство или войско татар или в начальном варианте – палатка хана;
НЕ ПРОСТОФИЛЬТЕСТЬ – не поддавайтесь на обман.
У: Подтвердились ли ваши предположения?
(сравнение, сопоставление)

ФИЗМИНУТКА
Дружно встали - раз, два, три.
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги
Точно в танце - руки в боки.
Наклонились влево, вправо,
Получается на славу!

3) Чтение текста.
У: Высока ли высота поднебесная,
Глубока ли глубина океан - моря,
Быстры – светлы реки русские.
А и сильные, могучие,
Богатыри на славной Руси.
- Так о ком говорится в былине?
(О богатыре Илье Муромце.)
У: Вспомните, еще раз происхождение и значение слова «богатырь».
Значение слова «богатырь» лучше всего даст словарь. Перед вами лежат листы. Найдите в них статью из словаря.
(Дети читают статью)

Богатырь – 1.Герой русских былин, совершающий подвиги во имя Родины.
2. (переносное) Человек безмерной силы, стойкости, отваги. Необычный человек.

Сколько значений у этого слова? Что мы можем о нём сказать? (оно многозначное)
- Попробуйте подобрать слова, близкие по смыслу.
Силач, воин, защитник, витязь

Считалось, что богатыри – могучие витязи, наделённые богом необыкновенным умом, смекалкой.
У: Откройте учебник. Прочитаем былину еще раз.
(Чтение былины учащимися)
4) Беседа по содержанию былины с выборочным чтением.(Познавательные: умение строить высказывание; смысловое чтение; логические; установление причинно– следственных связей.)
У: Для чего собрались славно-русские богатыри?
– Куда досталось ехать Илье Муромцу?
– Сколько надписей было на камне?
– Какую дорогу выбрал богатырь? О чем это говорит?
(Илья Муромец выбрал прямую дорогу. Это говорит о том, что он смелый, мужественный, добивается своей цели, идет только вперед, не боясь трудностей.)
У: В былине показан враг, с чем он сравнивается?
– Почему в описании врагов употребляются уменьшительно-ласкательные суффиксы – -еньк-, -оньк-, -ичек-, -ечек-?
(Чтобы показать богатырскую силу и мощь Ильи Муромца.)
У: Что пытался сделать враг с Ильей Муромцем?
(Обратить в свою веру, взять в плен…)
У: Как вы поняли, кто находился в плену?(Русский народ.)
У: Что пытались сделать с Ильей? Как это делали?
(Враг призывал Илью Муромца к измене. Сулили ему богатства, почет и уважение, и вельможное служение.)
У: Что ждало его в случае отказа?
(Пригрозили ему силой, но Илья не испугался этого, а принял бой.)
У: Каково значение трех поездок Ильи Муромца для русского государства?
– Как последние три строчки помогают понять характер героя?
– Почему Илья Муромец возвращался к камню и делал на нем новую запись?
– Как относился Илья Муромец к предсказаниям?
- Почему былина называется «Три поездочки»?
-Какой момент в былине вам показался наиболее захватывающий?
- Какое историческое событие нашло отражение в былине? (Крещение Руси, попытки иноземных захватчиков обратить русский народ в католическую веру).

5. Закрепление изученного материала.(Познавательные: моделирование.Регулятивные: контроль)
а. Выразительное чтение былины «эхом» и хором за учителем, повторяя интонацию.
б. Характеристика героя.
Выборочное чтение.
- Как описан Илья Муромец в схватке с разбойниками? Найдите гиперболы.
- Зачем нужен этот приём? Какие его черты подчёркнуты с помощью гипербол?
Обобщение образа Ильи.
- Выберите те слова, которые имеют отношение к Илье.
(Храбрый, трусливый, скромный, вежливый, добрый, ласковый, отважный, мужественный, сильный, смелый, жадный, щедрый, грубый, справедливый).

Работа с интерактивной доской:
Установи соответствие:
(3 поездки– 3 боя (с кем?) – соединить в пары

6. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.(Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.)
У: Почему Илья Муромец испробовать все три дороги?
– Чем закончилась поездка богатыря?
- Используя опорные слова: смелый, мужественный, трусливый, мудрый, умный, трусливый, мудрый, глупый, справедливый, хитрый, сильный, жестокий, добрый, жадный, способный к состраданию, охарактеризуйте Илью Муромца (работа в парах).Обменяйтесь мнениями, обсудите с соседом.

Составление синквейна:
Богатырь
Сильный, мудрый
Ехал, сражался, победил
Славна богатырями земля русская
Герой

У: Домашнее задание:(Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности;Личностные: самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности.)

1) Перечитать былину “Ильины три поездочки” и ответить на вопросы.
2) Используя дополнительную литературе и Интернет-ресурсы подготовить сообщение об одном из русских богатырей.
Обучающиеся получают от учителя карточки:
1. Литература
1. Ухов П.Д. Былины. – М., 1987;
2. Шевченко Ф.П. В мире былин. – М.,1987;
2. Интернет-ресурсы
1. http://wikipedia.org/wiki/ru
2. http://litheroy.blogspot.com/
3. http://www/youryoga.org/article/dictionary/slav-ar-veda2htm
4. http://www.oprichnina.chat.ru/opr
5. http://www.rusinst.ru/articlctext.asp

У: Вы хорошо потрудились на уроке и заслуживаете оценки. Оцените сами свою работу. Продемонстрируйте свои оценки.

(Самооценка на карточках)
Я ОТЛИЧНО ПОРАБОТАЛ! – О (зеленый)
Я УВЕРЕН – МОГУ ЛУЧШЕ! – О (желтый)
Я ПОСТАРАЮСЬ! – О (красный)
Спасибо за урок!