Классификация эмоций и чувств. Классификация эмоций и чувств в психологии

В современной психологической науке нет определенной клас­сификации эмоций и чувств человека, что объясняется огромным многообразием эмоциональных явлений. Тем не менее с некоторыми из их мы познакомимся.

Вильгельм Вундт предложил характеризовать эмоции по трем направлениям:

/ - удовольствие - неудовольствие;

2 - напряжение - разряжение;

3 - возбуждение - торможение.

Любая эмоция человека может быть «разложена» по трем на­правлениям, то есть представлена как сумма трех этих эмоциональ­ных состояний, выраженных с определенной интенсивностью.

Современный американский исследователь эмоций К.Изард считает ряд эмоций фундаментальными, а все остальные - произ­водными

К фундаментальным относятся: 1) интерес-волнение; 2) ра­дость; 3) удивление; 4) горе-страдание; 5) гнев-ярость; 6) отвраще­ние-омерзение; 7) презрение-пренебрежение; 8) страх-ужас; 9) стыд-застенчивость; 10) вина-раскаяние.

Интересную классификацию эмоций и способов их опознания предложил советский психолог Б.И.Додонов. Он выделил:

1 альтруистические эмоции, которые возникают на основании потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям (сорадование - «чувство нежности или умиления», «чувство предан­ности», «чувство жалости и участия»);

2 коммуникативные эмоции, возникающие на основе потребно­сти в общении (желание общаться, делиться мыслями и пережива­ниями, «чувство симпатии», «чувство признательности и благодар­ности»);

3 глорические эмоции (от латинского gloria - слава) связаны с потребностью в самоутверждении, в славе. Глорические эмоции про­являются в стремлении завоевать признания, почет, в «чувстве уяз­вленного самолюбия и желания взять реванш», «чувстве превосход­ства».



4 праксические эмоции вызываются той деятельностью, которой занят человек, ее успешностью или неуспешностью. Для этих эмоций характерны такие переживания, как «желание добиться успеха в ра­боте», «чувство напряжения, увлеченности, захваченное™ работой, любование результатами своего труда», «чувство приятной устало­сти, удовлетворения от того, что дело сделано, что день прожит не зря»;

5 пугнические эмоции (от латинского pugna - борьба), в основе которых лежит потребность в преодолении опасности, интерес к борьбе. Эти эмоции проявляются как «жажда острых ощущений», «упоение опасностью, риском», «решительность, спортивная злость»;

6 романтические эмоции, в основе которых лежит стремление ко всему необычному, необыкновенному. Эти эмоции переживаются как «стремление к необычайному, неизведанному», «ожидание чего-то необыкновенного и очень хорошего, светлого чуда», «манящее чувство дали».

7 гностические эмоции (от греческого gaosis - знание)связаны с познавательной деятельностью личности. Это своеобразные интел­лектуальные эмоции: «стремление нечто понять, проникнуть в сущ­ность явления», «чувство удивления или недоумения», «чувство до­гадки, близости решения».

8 эстетические эмоции, которые возникают под влиянием про­изведений искусства, созерцания природы. Они включают «жажду красоты», «чувство светлой грусти и задумчивости, поэтически-созерцательное состояние и другие».

9 гедонистические эмоции, связанные с удовлетворением по­требности в телесном и душевном комфорте. Это «наслаждение при­ятными физическими ощущениями от вкусной пищи, тепла, солнца и так далее», «сладкая лень», «чувство веселья».

10 акизитивные эмоции (от франц acguisition - приобретение), которое связано с интересом к накоплению, «коллекционированию» вещей, выходящему за пределы практической нужды в них. Призна­ками наличия таких эмоций может быть «стремление нечто много­кратно приобретать, накапливать, коллекционировать», «радость по случаю увеличения своих накоплений».

Наряду с этими существуют и другие классификации эмоций. Так, можно различать эмоции:

по «знаку» (плюс - минус) переживания приятные или не­приятные);

по характеру потребности, которая лежит в основе пережи­вания - биологическая или духовная:

по их влиянию на деятельность человека - либо активизиру­ют (стенические:эмоции), либо тормозят (астенические);

по степени выраженности - от легкого «нравится» до стра­стной любви и так далее.

Формы переживания эмоций

К эмоциональным процессам или формам переживания эмо­ций относятся: аффекты, собственно эмоции, настроения, страсти, стрессы, чувства.

Аффект - сильное и относительно, кратковременное эмоцио­нальное состояние, связанное с резким изменением важных для чело­века жизненных обстоятельств и сопровождаемое заторможенностью сознательной деятельности, проявляется в нарушении сознательного контроля человека за поведением.

Аффект часто сопровождается феноменом так называемого «суженного сознания», при котором оно целиком становится ареф лексивньш и поглощается породившими аффект обстоятельствами и навязанными действиями. Нарушения сознания могут привести впо­следствии к невозможности человека вспомнить отдельные моменты вызвавшего этот аффект события и ход его протекания.

Конкретные эмоции (собственно эмоции), в отличие от аффек­тов, представляют собой более длительные и менее интенсивные эмо­циональные состояния. Эмоции имеют ситуативный характер, то есть выражают оценочное отношение человека к наличной или возмож­ной ситуации, к своей деятельности и к своим действиям. Собствен­но эмоции имеют идедмоторный характер - они способны предвос­хищать ситуации и события, которые еще реально не наступили, а возникают в связи с представлениями о пережитых или воображае­мых ситуациях. Эмоции всегда предметны: мы восторгаемся или пе­чалимся обязательно кем-то или чем-то. Предмет эмоций может быть не только реальным, но и идеальным, воображаемым.

Настроения - устойчивые эмоциональные состояния, относительно слабо выраженные. Настроения придают эмоциональную ок­раску всему поведению человека, выражается в строе всех его прояв­лений. С.Л.Рубинштейн выделил две основные черты, которые отли­чают настроения от всех остальных эмоциональных состояний:

во - первых, они не предметны, а личностны, то есть когда у че­ловека радостное настроение, он не просто рад чему-то, а ему просто радостно;

во - вторых, настроение не специальное переживание, приуро­ченное к какому-то частному событию, а разлитое общее состояние.

Страсть - сильное, глубокое, абсолютно доминирующее эмо­циональное состояние. Страсть выражается в сосредоточенности, со­бранности помыслов и сил, их направленности на единую цель. Вви­ду того, что страсть собирает, поглощает и бросает все силы на что-то одно, она может быть пагубной, но она может быть и великой.

Стресс - форма эмоционального переживания, возникающего в экстремальной жизненной ситуации, требующей от человека мобили­зации нервно-психических сил. Он появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и тому подобное. Ганс Селье - основатель учения о стрессах, считает, что стресс в своем развитии проходит три ста­дии: 1) «реакцию тревоги», во время которой мобилизируются за­щитные силы организма; 2) «стадию сопротивления», отражающую полную адаптацию к стрессору; 3) «стадию истощения», которая следует неизбежно, если стрессор достаточно силен и воздействует на человека продолжительное время,

Чувство - одна из основных форм переживания человеком сво­его отношения к предметам и явлениям действительности; оно отли­чается относительной устойчивостью и постоянством. Чувства че­ловека возникают как обобщение эмоций - становление и развитие чувств выражает формирование устойчивых эмоциональных отно­шений. Чувства человека всегда предметны. В отличие от ситуатив­ных эмоций и аффектов, отражающих ситуативное значение предме­тов в конкретно сложившихся условиях, чувства выделяют явления, имеющие постоянную мотивационную значимость. Несовпадение си­туативных и устойчивых эмоциональных переживаний называется амбивалентностью чувств.

Высшие чувства человека

Выделяют нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства у человека.

Нравственные (этические) чувства выражают отношение че­ловека к другим людям, к Родине, к семье, к самому себе. К мораль­ным чувствам относятся любовь, гуманизм, патриотизм, отзывчи­вость, справедливость, достоинство, стыд и другие. Высшей формой нравственных чувств является любовь к добру. Этические чувства ре­гулируют поведение человека. Высшим нравственным регулятором поведения человека является совесть.

Интеллектуальные (познавательные) чувства порождаются познавательным отношением человека к миру. К интеллектуальным чувствам относятся интерес, любознательность, ощущение тайны, удивление. Вершиной интеллектуальных чувств является обобщенное чувство любви к истине, которое становится огромной движущей си­лой, способствующей глубокому проникновению в тайны бытия.

Эстетические чувства позволяют человеку руководствоваться при восприятии явлений окружающей действительности понятиями прекрасного. Эстетические чувства проявляются в любви к красоте, в художественных оценках и вкусах.

Тема 16 Воля человека

Общее понятие о воле.

Человек как активное, деятельное существо не только отража­ет, воспринимает окружающий мир, не только как-то относится к нему, реагирует на его влияние, но и сам воздействует на окружаю­щий мир, преобразовывая его в своих целях в соответствии со своими потребностями.

Человек регулирует и контролирует свою деятельность, управ­ляет своим поведением, преследуя при этом определенные цели, ко­торые он более или менее ясно и четко осознает.

В этом случае мы имеем дело с особого рода активностью чело­века, которая называется воля.

Существуют различные определения этого психического явле­ния. С некоторыми из них мы познакомимся.

В этом опре­делении подчерки­вается «деятельностная, природа воли человека, обращается внимание на то, что это особая форма активности личности, особый вид организации ее по­ведения, которая определяется поставленной ею самой целью.

Существует два вида трудностей, препятствии - внешние и внутренние.

Внешние - объективные препятствия и трудности, внешние помехи. К ним относится время, пространство, противодействие других людей.

Внутренние - субъективные препятствия и трудности, завися­щие от человека. Это - стойкое нежелание человека делать то, что нужно, наличие противоречивых побуждений, пассивность человека, нежелательное настроение, привычка действовать необдуманно, лень, чувство страха и так далее.

Функции воли.

Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций - побудительной и тормозной и в них себя проявляет.

Побудительная функция обеспечивается активностью челове­ка. В отличие от реактивности, когда действие обуславливается предшествующей ситуацией, активность порождает действие в силу специфики внутренних состояний человека, обнаруживающихся в момент самого действия.

Тормозная функция воли, выступающая ъ единстве с побуди­тельной функцией, проявляется в сдерживании нежелательных про­явлений активности. Личность способна тормозить пробуждение мотивов и выполнение действий, которые не соответствуют ее миро­воззрению, идеалам и убеждениям. Регулирование поведения было бы невозможным без торможения.

Побуждения человека к действиям образуют определенную упорядоченную систему - иерархию мотивов - от потребностей в пище, одежде, укрытия от жары и холода до высших побуждений. связанных с переживанием нравственных, эстетических и интеллек­туальных чувств. В том случае, если во имя высших мотивов тормо­зятся и сдерживаются низшие, в тем числе жизненно важные, это происходит за счет проявления воли.

Есть много разных типов эмоций, которые влияют на то, как индивид живет и взаимодействует с другими людьми. Выбор, который делает человек, действия, которые, он предпринимает, и восприятие окружающего, все зависит от них. Особая роль в восприятии отводится и органам чувств. Именно благодаря им человек получает информацию из окружающего мира. На основании проявлений и функций проводится классификация эмоций и чувств.

Категории эмоций

Психологи пытались идентифицировать разные типы эмоций. Появилось несколько разных теорий, позволяющих классифицировать и объяснять их.

В 1970-х годах психолог Пол Экман определил шесть основных типов, которые, по его мнению, испытывают представители всех культур. Он выделил счастье, грусть, отвращение, страх, удивление и гнев. Позднее список основных эмоций был расширен, в него были включены гордость, стыд, смущение и волнение.

Согласно данным, полученных в более поздних исследованиях, можно выделить 27 различных категорий.

Счастье часто определяется как чувство удовлетворения, радости, благополучия.

Печаль часто определяется как переходное эмоциональное состояние, характеризующееся чувствами разочарования, горя, безнадежности, незаинтересованности и пониженного настроения.

Страх имеет очень сильные проявления, также он может играть важную роль в выживании. При столкновении с опасностью организм выдает определенную реакцию. Мышцы становятся напряженными, сердечный ритм и дыхание учащаются, сознание настраивает тело на то, чтобы либо бежать от опасности, либо остаться и сражаться.

Отвращение могут вызвать неприятный вкус, запах или увиденное изображение.

Гнев может быть особенно сильной эмоцией, характеризующейся чувством враждебности, ажитации, разочарования и антагонизма к другим.

Удивление обычно довольно кратковременно и характеризуется определенной физиологической реакцией. Этот тип может быть положительным, отрицательным или нейтральным.

Чувства и органы

Аристотелю (384 г. до н.э. - 322 г. до н. э.) приписывается традиционная классификация чувств на основании пяти элементов: зрение, запах, вкус, осязание и слух. Известный философ Иммануил Кант еще в 1760-х годах предложил, чтобы наши знания о внешнем мире зависели от наших способов восприятия. Каждое из пяти чувств состоит из органов со специализированными клеточными структурами, которые имеют рецепторы для определенных стимулов. Эти клетки соединены с нервной системой и, следовательно, с мозгом. Чувство возникает на примитивных уровнях в клетках и интегрируется в ощущения в нервной системе.

Термин «орган чувств» означает специальный орган, который может распознавать какое-то раздражение снаружи.

Особенности чувств

Восприятие и иллюзии не ограничиваются нашими глазами. Согласно классификации чувств человека, выделяют зрение, слух, осязание, обоняние и равновесие. Каждый рецептор является своего рода датчиком, который нацелен на определенный вид стимула. Это называется селективностью сенсорной системы. В каждом глазу более 100 миллионов фоторецепторов направляют электромагнитную энергию именно в частотном диапазоне видимого света. Различные виды даже нацелены на разные цвета и уровни света.

Исходя из классификации чувств, можно сказать, что слуховые, сенсорные чувства и равновесие связаны с движением, вибрацией или гравитационной силой. Они ощущаются механорецепторами. Чувство осязания дополнительно включает в себя терморецепторы для обнаружения изменения температуры.

Ощущение равновесия баланса помогает понять, в каком направлении ориентирована голова, в том числе ощущать направление «вверх». Наконец, вкус и запах сгруппированы в одну категорию, называемую химическими чувствами, которая опирается на хеморецепторы. Они обеспечивают сигналы, основанные на химическом составе вещества, появляющегося на языке или в носовых проходах.

Классификация органов

Ученые представляют следующую классификацию органов чувств:

  1. Первичные сенсорные (нейросенсорные), включающие органы обоняния и зрения.
  2. Вторичные сенсорные (сенсоэпителиальные). Сюда относятся вкусовые рецепторы, органы слуха и равновесия.
  3. Сенсорные окончания.

Анализатор - общий термин, что означает нейрофизиологическую систему, состоящую из трех компонентов: сенсорной, соединительной и центральной. Первая часть присутствует сенсорным органом или концом, последняя - корой головного мозга гранулярного (сенсорного) типа. Они связаны нервами, которые напоминают промежуточную часть анализатора. Из-за типа ощущения присутствуют такие основные анализы в организме человека: визуальные, аудиальные, запах, вкус, прикосновение, давление, боль и так далее, что составляет основу классификации чувств.

Эмоции и чувства человека чрезвычайно разнообразны. Их можно классифицировать по различным основаниям. При классификации чувств, прежде всего следует исходить из принципа материалистической психологии, что психика человека являет собой отражение им объективной действительности, существующей независимо от него. Чувства человека, будучи его личным откликом на окружающее, порождены прежде всего характером того явления, на которое направлены + субъективной интерпретацией данного явления. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека - М., 2003.

Исходя из этого, чувства различаются:

1. По объекту действительности, на который они направлены (реальный или воображаемый и пр.)

Некоторые чувства следует выделить. Прежде всего те, которые называют высшими. Эти чувства связаны с восприятием и осознанием человеком многообразных явлений социальной жизни и культуры. Их особенности:

1. В своих развитых формах они могут достигать большой степени обобщённости.

2. Они всегда связаны с осознанием общественных норм, относящихся к той или иной стороне действительности.

В зависимости от направленности чувства делятся на:

· моральные (переживания человеком его отношения к другим людям, к обществу);

· интеллектуальные (чувства, связанные с познавательной деятельностью);

· эстетические (чувства красоты, особенно ярко проявляющиеся при восприятии произведений искусства, явлений природы, событий общественной жизни);

· практические (чувства, связанные с деятельностью человека).

Рис. 1.

По роли в деятельности человека они подразделяются на две группы: стенические - активизирующие деятельность и астенические - вызывающие пассивность, подавляющие, угнетающие жизнедеятельность. По сложности и содержанию различают чувства простые, элементарные и сложные, высшие. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001.

Простые, или элементарные, чувства (эмоции) связаны с деятельностью первой сигнальной системы и возникают в связи с удовлетворением или неудовлетворением органических потребностей человека (голод, жажда, сытость и др.), а также под влиянием непосредственного отражения обстановки (боязнь, тревога, испуг). В возникновении таких эмоций большую роль играют инстинкты, безусловные рефлексы.

Сложные, или высшие, чувства связаны с условно-рефлекторной деятельностью коры головного мозга и в значительной степени зависят от жизненного опыта, убеждений и взглядов человека. Они возникают в связи с общественно-трудовой деятельностью человека, его отношение к другим людям, своему долгу, с удовлетворением или неудовлетворением духовных потребностей, выполнением или нарушением норм морали. Высшие чувства выражают духовный мир человека и выявляют его личность. Среди них выделяют моральные, интеллектуальные, эстетические и практические чувства.

К моральным чувствам относятся любовь к своей Родине, ненависть к ее врагам, чувство долга, чести, достоинства, коллективизма, доброжелательности к людям, негодования по поводу социальной несправедливости, жестокости, аморального поступка, чувство товарищества, дружбы и др. Эти чувства основываются на мировоззрении, нравственных и политических убеждениях и взглядах человека. Вот почему одни и те же события, происходящие в нашей стране в условиях резко обострившейся политической борьбы, у одних людей вызывает негодование, возмущение, внутренний протест, а у других - чувство солидарности, сопричастности, поддержки и т.д.

Интеллектуальные чувства возникают в процессе познавательной деятельности человека и ею обусловливаются. В них выражается отношение человека к мыслям как истинным, так и ложным, понятным или непонятным, вызывающим недоумение. К этим чувствам относятся: любознательность, удивление, недоумение, ясность и твердость мысли, сомнение, чувство нового и др. Обычно они стимулируют мышление, заставляют человека глубже проникать в сущность предметов и явлений. Симонов П.В. Теория отражения и психоотрицания эмоций - М., 2001.

Эстетические чувства отражают эстетические свойства явлений. Они возникают в связи с переживанием человеком своего отношения к красивому, возвышенному или безобразному, неизменному. Эстетические чувства вызываются произведениями искусства, творениями техники, явлениями природы, предметами быта, поступками других людей, передовыми идеями и теориями. Они появляются не только на основе непосредственного восприятия объектов, но и под влиянием их образного описания. С помощью слова художественная литература активизирует образное восприятие действительности. Эстетическая оценка, как и понятие о прекрасном и совершенном в жизни, дается на основе мировоззрения, эстетических идеалов, усвоенных человеком. Поэтому эстетические чувства социальны и тесно связаны с нравственными чувствами.

В сложной разнообразной деятельности человека у него возникают такие переживания, которые в психологической науке получили название "практические чувства". Они представляют собой эмоциональный отклик человека на содержание, условия и результаты своей деятельности и характеризуются различной степенью интенсивности переживания: от небольшой заинтересованности до увлеченности процессом деятельности. Этот процесс, как правило, вызывает положительные чувства - радость от самой деятельности, проявленного в ней мастерства, самостоятельности, творчества, достигнутых результатов и др. Вместе с тем в труде, учебной деятельности могут возникнуть и отрицательные переживания - утомление, напряжение, подавленность от монотонности процесса работы, неудовлетворенность ее результатами и др. Содержание и характер возникающих практических чувств во многом зависит от значимости для человека той деятельности, которой он занимается. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - М., 2003.

Эмоции и чувства человека могут классифицироваться также по силе, длительности, глубине, действенности и форме своего выражения. По данному основанию выделяют такие эмоциональные состояния человека как настроение, аффект, страсть, стресс и фрустрация.

Настроение - это относительно слабо выраженное, но длительное эмоциональное состояние человека, которое оказывает влияние на все его психические процессы, на всю его деятельность. Одни настроения (радость, подъем, воодушевление и др.) оказывают положительное влияние, другие (тревога, равнодушие, неуверенность, подавленность) - отрицательное. Главными факторами, обусловливающими настроение конкретного человека, являются общественный строй, уклад жизни, степень удовлетворения материальных и духовных потребностей, социальная защищенность, взаимоотношения людей, их мировоззренческие взгляды и убеждения. Причиной изменения настроения может быть какое-нибудь конкретное событие, приятное или неприятное известие, удача или неудача в работе, конфликт, болезнь и т.д. Большое влияние на настроение отдельного человека оказывают групповые и коллективные настроения, социально-психологическая атмосфера того коллектива, в котором он занимается трудовой или учебной деятельностью.

Аффектом называется кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция. Для аффекта характерна чрезвычайная сила проявления, он захватывает человека целиком. Огромная сила и яркость аффекта соединяются с кратковременностью его протекания. Это бурная, взрывная, но быстро проходящая реакция. Примерами аффектов являются отчаяние, сильный гнев, панический страх, ужас. В форме аффекта может проявляться и радость, бурное выражение восторга в связи с достигнутой победой на каком-либо спортивном соревновании и др. Немов Р.С. Основы общей психологии - М.: Владос, 2003

Аффект вызывается неожиданным или очень сильным раздражителем, к которому человек сразу не может приспособиться. Нередко это бывает в результате конфликта с другими людьми, переутомления, длительного невнимания к какой-либо просьбе.

Физиологической особенностью аффекта является освобождение подкорковых центров от сдерживающего и регулирующего влияния коры. "Господство" подкорки обнаруживается в яркости внешних проявлений переживаемого аффекта. Такими проявлениями могут быть чрезмерная активность, которая в данном случае не к месту, жесты, возгласы или, наоборот, задержка движений, доходящая до оцепенения. Находящийся в состоянии аффекта человек нередко плохо сознает, что он делает. Он не может сдержать себя, не предвидит результатов своей реакции, оказывается настолько поглощен своим состоянием, что плохо оценивает то, что делает.

К аффектам склонны люди с неуравновешенными процессами возбуждения и торможения (преобладает возбуждение). Однако чаще всего аффекты проявляются у людей невоспитанных, развязных, истеричных, не привыкших контролировать свои чувства. Нравственно воспитанные люди, имеющие стойкие привычки культурного поведения в обществе, умеют тормозить нежелательные аффекты. Усилием воли можно предотвратить начало аффективной вспышки. Чем более развиты волевые качества, тем меньше поддается человек аффекту или вообще его не допускают. Уменьшить или предупредить аффект можно также отвлечением или переключением внимания. Психологический смысл этих приемов заключается в отвлечении внимания от предмета аффекта, в переводе части сильного нервного возбуждения на другие участки мозга. Шадриков В.Д. Введение в общую психологию: эмоции и чувства - М., Логос, 2002.

Страсть - это сильное, глубокое, устойчивое и длительное переживание с ярко выраженной направленностью на достижение цели или предмета вожделения. Страсть, направленная на общественно важные цели, обогащает личность, ведет к выдающимся достижениям, подвигам. Примером такой страсти может быть безмерная любовь к науке, технике, искусству, спорту и т.д. Если же страсть преследует мелкую, корыстную цель, она обедняет и искажает личность.Немов Р.С. Основы общей психологии - М.: Владос, 2003

От страстей необходимо отличать увлечения, которые менее устойчивы, скоропреходящи. Они проявляются в том, что человек сегодня страстно стремится к одному, а завтра уже к чему-то другому. Для увлечения типично господство эмоционального компонента, нередко в ущерб интеллектуальному. Увлечения чаще всего свойственны людям, способным быстро загораться и так же быстро гаснуть, т.е. импульсивным, склонным к аффектации.

Стресс - состояние психического напряжения, возникающие у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах. Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность. Оптимальное напряжение, как правило, вызывает прилив сил, активизацию деятельности, особую ясность и четкость мысли, стенические эмоции.

В состоянии чрезмерного напряжения с трудом осуществляется целенаправленная деятельность, переключение и распределение внимания, может наступить даже общее торможение или полная дезорганизация деятельности. В таком состоянии возможны ошибки восприятия, памяти, неадекватные реакции на неожиданные раздражители и т.д. При этом навыки и привычки остаются без изменения и могут заменить собой осознанные действия.

Поведение в стрессовой ситуации во многом зависит от личностных особенностей человека: от умения быстро оценить обстановку, от навыков мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятельствах, от волевой собранности, решительности, целесообразности действий, выдержки и т.д.

Фрустрация - эмоциональное состояние человека, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых преград на пути к цели и дезорганизующее его сознание и деятельность. Фрустрация возникает в ситуациях конфликта, когда, например, удовлетворение потребности наталкивается на непреодолимые или труднопреодолимые преграды. В состоянии фрустрации человек испытывает особо сильное нервно-психическое напряжение. Оно проявляется как крайняя досада, озлобленность, агрессия, раздражение (активная форма) или разочарование, подавленность, отчаяние, апатия, полное безразличие к окружающему (пассивная форма). Высокий уровень фрустрации приводит к дезорганизации деятельности и снижению ее эффективности. Фрустрации в большей мере подвержены эмоциональные натуры, люди с повышенной возбудимостью, отсутствием развитых тормозных, уравновешивающих реакций, не имеющие достаточного опыта преодоления трудностей, плохо подготовленные к невзгодам, с недостаточно развитыми волевыми качествами. Шингаров Г.К. Эмоции и чувства как форма отражения действительности - М., 2005.

В зависимости от потребностей личности Б. И. Додонов дает следующую классификацию эмоций:

P альтруистические - возникают на основе потребности в покровительстве окружающим людям;

P коммуникативные - возникают на основе потребности в общении;

P глорические (от лат. gloria - слава) - связаны с потребнос­тью в самоутверждении, славе;

P практические - вызываются той деятельностью, которой занимается индивид, ее успешностью или неуспешностью;

P пугнические (от лат. pugna - борьба) - в основе лежит потребность в преодолении опасности, интерес к борьбе;

P романтические - в основе лежит стремление ко всему необычному;

P гностические (от греч. gnosis - знание) - связаны с познавательной деятельностью личности;

P эстетические - возникают под …
влиянием произведении;

искусства, созерцания природы;

P гедонические - связаны с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте

P акизитивные (от фр. acguisition - приобретение).

Чувства и эмоции можно классифицировать в зависимости от сложности, содержания, влияния на деятельность, силы проявления (рис. 6).

Рис. 6. Классификация чувств и эмоций

Простые чувства - это эмоции (пример: чувства голода, тревоги, испуга). Их физиологическая основа заключается в формировании первосигнальных условных рефлексов.

Сложные (высшие) чувства - моральные, интеллектуальные, эстетические (по содержанию). Они имеют в основе второсигнальную условно-рефлекторную систему (природу). Возникают в результате удовлетворения или неудовлетворения высших духовных потребностей, тогда как низшие чувства связаны с удовлетворением или неудовлетворением органических потребностей в виде пищи, воды, тепла и т.д.

Моральные чувства - чувства патриотизма, долга, коллективизма и т.п.

Интеллектуальные чувства - отношение индивида к своим мыслям, процессу и результатам умственной деятельности (чувства удивления, сомнения, удовлетворения).

Эстетические чувства - это чувство красоты, восхищения прекрасным. Источником эстетических чувств являются произведения искусства, архитектуры, скульптуры, окружающая нас природа.

Стенические чувства (от греч. sthenos - сила) - это радость, возбуждение, «спортивная злость», гнев, ненависть и т.д.; вызывают активное состояние организма, подъем, возбуждение, бодрость, напряжение; повышают жизнедеятельность человека.

Астенические чувства (от греч. asthenos - слабость) - тоска, пе чаль, уныние, подавленность; вызывают пассивное состояние организма, угнетают жизнедеятельность человека.

Настроение - относительно слабо выраженное, но длительное эмоциональное состояние человека, которое оказывает влияние не только на все его психические процессы, но и на всю деятельность; зависит от успехов, известий, общения с окружающими людьми, состояния здоровья, уровня жизни, быта.

Аффект (от лат. affectus - душевное волнение, возбуждение, страсть) - кратковременное, бурнопротекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, возникающее в результате фрустрации* (эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, _______________________________ * Фрустрация (лат.) - обман, тщетное ожидание.

сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели) или какой-либо иной сильно действующей на психику причины, обычно связанной с неудовлетворением столь важных для человека потребностей (старый совет: прежде чем сделать что-то в состоянии аффекта, нужно постараться мысленно медленно сосчитать до двадцати).

Страсть - вид эмоционального состояния, встречающийся только у человека, представляющий собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека). Страсть может сыграть большую роль в жизни и деятельности человека, если направлена на значительные общественно-ценные цели (страсть к знаниям, изобретательству).

Эмоции и чувства подвержены изменениям в процессе развития личности как результат сопереживания, возникающий в общении с другими людьми, при восприятии произведений искусства, под влиянием средств массовой информации.

3.1.2. Теории эмоций. Впервые эмоционально-выразительные движения стали предметом изучения Ч. Дарвина. На основе сравнительных исследований эмоциональных движений млекопитающих Дарвин создал биологическую концепцию эмоций , согласно которой выразительные эмоциональные движения рассматривались как рудимент целесообразных инстинктивных действий, сохраняющих в какой-то степени свой биологический смысл и вместе с тем выступающих в качестве биологически значимых сигналов для особей не только своего, но и других видов.

Биологическая теория эмоций П. К. Анохина рассматривает эмоции как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира. Неоднократное удовлетворение потребностей, окрашенное положительной эмоцией, способствует обучению соответствующей деятельности, а повторные неудачи в получении запрограммированного результата вызывают торможение неэффективной деятельности и поиски новых, более успешных способов достижения цели.

Информационная теория эмоций П. В. Симонова. Наличие потребности составляет обязательное условие возникновения эмоции, но не является единственным и достаточным условием. Эмоция есть отражение мозгом высших животных и человека величины потребности и вероятности ее удовлетворения в данный момент. Симоновым сформулировано правило, согласно которому отношение между эмоцией (Э), потребностью (П), информацией, прогностически необходимой для организации действий по удовлетворению данной потребности (Н), и наличной информацией, которая может быть использована для целенаправленного поведения (С), выражается формулой Э = П (Н - С).

Из данной формулы следует, что:

1) эмоция не возникает, если потребность отсутствует или удовлетворена, а при наличии потребности, если система вполне информированна;

2) при дефиците наличной информации появляется отрицательная эмоция, достигающая максимума в случае полного отсутствия информации;

3) положительная эмоция возникает, когда наличная информация превышает информацию, необходимую для удовлетворения данной потребности.

Периферическая теория эмоций Джеймса-Ланге. Согласно этой теории эмоция является вторичным явлением - осознанием приходящих в мозг сигналов об изменениях в мышцах, сосудах и внутренних органах в момент реализации поведенческого акта, вызванного эмоциональным раздражителем. То есть эмоциогенный сигнал, действуя на мозг, запускает определенное поведение, а обратная сома-тосенсорная и висцеросенсорная афферентация вызывает эмоцию. Суть своей теории Джеймс выразил парадоксом: «Мы чувствуем печаль, потому что плачем, мы боимся, потому что дрожим». Теория Джеймса-Ланге указывает на связь трех событий:

P внешнего раздражителя;

P поведенческого акта;

P эмоционального переживания.

Ощущение выступает здесь как первичное явление по отношению к эмоции, которая рассматривается как его прямое производное.

Впоследствии выяснили, что указанные физиологические реакции существенны не для переживания эмоций, а для активизации всех сил организма, требующей усиленной мышечной деятельности (при борьбе, бегстве) и наступающей обычно вслед за сильной эмоциональной реакцией. Положительные эмоции сопровождаются усилением нервных влияний на двигательную (скелетную) мускулатуру; при этом мелкие артерии расширяются, усиживается приток крови к коже, она краснеет и делается теплее, облегчается питание тканей (таким образом, радость молодит). Физиологическим проявлением печали может стать ее парализующее действие на мышцы, возникновение чувства усталости. Мышцы расслабляются, кровеносные сосуды сжимаются, и ткани обескровливаются. Огорчения очень старят, так как сопровождаются изменениями на клеточном уровне - кожи, волос, ногтей, зубов.

Теория центрального мотивационного состояния Д. Биндры. Существует мнение, что эмоции вызываются только силами внешней среды, а мотивации только изменениями внутренней среды организма. Д. Биндра после критического анализа существующих теорий эмоций пришел к выводу, что нельзя провести жесткое разграничение между эмоцией и мотивацией. Эмоция не существует ни как единый процесс, ни как отдельный класс поведенческих реакций, и она не может быть полностью отделена от других явлений - ощущения, восприятия, мотивации и т.п.

При общепризнанной важности, которую составляют чувства и эмоции в жизни человека, единая классификация эмоций и чувств до сих пор так и не создана. Практически каждый именитый исследователь, пытавшийся разобраться и проанализировать данный вопрос, выделял какие-то свои особенности, ранги, характеристики. Пока что специалисты даже не пришли к общему мнению, какое из этих понятий шире - чувство или эмоция. Кто-то называет эмоции простейшими эмоциональными состояниями, возникающими при неудовлетворении или удовлетворении каких-то потребностей, а чувства - субъективными переживаниями на основе высших потребностей человека. Другой исследователь отмечает, что чувства - это некий элементарный процесс, на основе которого может возникнуть эмоция - сложный комплекс взаимосвязей чувств и ощущений. Какая из них более правильная и позволяет точнее выделить виды эмоций - неизвестно. Но более широко все же используются теории, где как раз чувства считаются "выше по рангу" и глубине.

Виды или классификация эмоций , разработанная американским психологом К.Изардом, включает в себя десять основных фундаментальных эмоциональных состояний: радость, интерес, удивление, гнев, страдание, отвращение, страх, презрение, стыд, вина.

Виды или классификация эмоций могут выделяться и на основе других ключевых особенностей

Например, Б.И.Додонов рассматривает виды эмоций с точки зрения субъективной ценности переживаний.

Чувства - самая сложная форма протекания эмоциональных процессов в жизни человека. Виды чувств и эмоций, если посмотреть на них под таким углом, включают в себя эмоциональный и понятийный компоненты.

Классификация эмоций и чувств:

Моральные;

Практические;

Интеллектуальные;

Эстетические.

Разберем вкратце, что представляют собой виды чувств и эмоций согласно вышеуказанной классификации. Высшие чувства отвечают высшим социальным потребностям человека, например, любовь к Родине, к своему городу, к своему народу. Моральные чувства отражаются на регуляции межличностных отношений. Их испытывают к себе и другим людям. Примером моральных чувств может выступать совесть, любовь, дружба. Практические чувства включают в себя переживания в трудовой и прочих сферах деятельности, а интеллектуальные - радость от познания чего-то нового, удивление, сомнение. Эстетические чувства испытывает человек при созерцании или творении чего-то прекрасного.

Эмоциональная сфера включают в себя еще одну составляющую - амбивалентность чувств. Она заключается в том, что можно одновременно испытывать диаметрально противоположные по знаку эмоции к тому же самому объекту или предмету. Например, можно восхищаться кем-то за смелость и отвагу и одновременно осуждать за безрассудство.