Какие бывают схемы предложений. Сложносочинённое предложение

В школьном курсе изучения синтаксиса русского языка от учащихся требуется умение читать и чертить схемы любых предложений. Некоторым это занятие кажется неважным, второстепенным.

Однако тот, кто умеет составлять схемы предложений, быстро определяет их структуру и, как правило, безошибочно расставляет необходимые знаки препинания. Поэтому стоит уделить немного времени, чтобы в этом разобраться и потренироваться в составлении различных схем. Конечно, чтобы вы быстрее все поняли, вам нужен пример.

Что нужно знать? Как составить схему предложения?

1. Рассмотрим построения предложения, где присутствует прямая речь. В их составе выделяют непосредственно прямую речь и слова автора. Первая заключается в кавычки и на схеме обозначается буквой П, авторские слова – буквой А (если стоят в начале предложения) или прописной а (в остальных случаях). Схемы очень просты. Вот пример построения различных вариантов.

«Завтра отправимся в поход», - объявил вожатый.
«П», - а.

Вожатый объявил: «Завтра отправимся в поход!»
А: «П!»

«Завтра отправимся в поход, - объявил вожатый. - Встанем на рассвете».
«П, - а. – П».

Вожатый объявил: «Завтра отправимся в поход!»- и посоветовал взять с собой лишь самое необходимое.
А: «П!» - а.

Как видите, знаки препинания обязательно отражаются и на схемах.

2. Изучая тему простых и сложных предложений, необходимо учиться изображать их схематически. Это помогает наглядно увидеть их строение и понять взаимосвязи между частями.

Чаще всего практикуются линейные схемы, в которых для обозначения главных предложений используются квадратные скобки, круглые – для выделения придаточных.

Кроме того, в каждой из частей определенными знаками (одной или двумя чертами) обозначаются главные члены предложения (подлежащее и сказуемое). На схеме от главной части к придаточной ставится вопрос, и указываются средства связи (союз или союзное слово).

Например, простое полное предложение: Птицы улетели.

Схематически будет выглядеть так: [ - =].

[- , - =]. (Утки, гуси полетели на юг.)

Или: [ - =, =]. (Птицы собрались в стаи, потянулись на юг.)

3. Изображая схему сложного предложения, нужно помнить, что оно может быть как союзным (сложносочиненным или сложноподчиненным), так и бессоюзным. Все части сложного предложения и средства связи между ними должны быть отражены графически. Как это должно выглядеть, посмотрите на следующем примере:

Тучи разошлись, выглянуло солнышко, и дождевые капли вспыхнули, заиграли на листьях травы.

Схема построения предложения, пример «куда уж наглядней»:
[ - = ], [ = - ], и [ - =,= ].

Здесь вполне наглядно изображены три равноправные грамматические основы, заключенные в квадратные скобки. Указан и соединительный союз и.

4. В сложноподчиненном предложении всегда присутствует зависимая (придаточная) часть, к которой можно поставить вопрос от главной. В схеме ее выделяют с помощью круглых скобок. В них вписывают слово, благодаря которому придаточное присоединяется к главному.

Пес затосковал, потому что хозяин долго не возвращался.

[ - = ], (потому что).

Первая часть здесь главная, а вторая – зависимая (придаточное причины).

5. Наряду с линейными используются вертикальные (иерархические) схемы с теми же условными обозначениями, но придаточные части располагаются под той частью, от которой они зависят. При этом обычно знаки препинания не обозначаются.

Пес затосковал, потому что хозяин, которого он очень любил, долго не возвращался.

[- = ]
почему?
(потому что - =)
какой?
(которого - =)

Придаточных предложений может быть несколько, первого, второго и более порядка.

6. В предвузовской подготовке часто практикуются схемы, в которых главные части изображены в виде прямоугольников, а придаточные – в форме кружков. Кроме того, возможны схематические изображения, в которых союзы выносятся за пределы графических фигур (прямоугольника или круга), а союзные слова остаются внутри них (т.к. они являются членами предложения).

Схема предложения – это не очередной каприз преподавателей. Благодаря ей можно лучше понять структуру и специфику предложения и быстрее его разобрать. Однако не все ученики знают, как составить схему предложения, считая это занятие бесполезным. А ведь любая схема - это наглядность, которая позволяет понять суть. А поняв её, можно применять эту схему к другим предложениям, а значит, можно избежать ошибок на письме в будущем.

Составляем схему предложения

Перед тем как составить графическую схему предложения, необходимо начать с определения того, какими членами предложения являются слова. В первую очередь, следует определить подлежащее и сказуемое, которые и составляют его грамматическую основу. Затем следует распределить остальные слова по членам предложения, только при этом нужно учесть, что каждый из них относится к подлежащему или сказуемому. К подлежащему относятся определения, к сказуемому - дополнение и обстоятельство. Также следует учесть, что некоторые слова к членам предложения не относятся: союзы, междометия, вставные и вводные конструкции. Может быть и так, что несколько слов вместе являются одним членом предложения: причастные и деепричастные обороты. После проведенного разбора у вас будет начальная схема предложения, из которой нужно только убрать слова и оставить линии, которыми подчёркнуты члены предложения.

Составляем схему сложного предложения

Если с простым предложением все довольно легко, то сложное многих ставит в тупик. И большинство школьников задаются вопросом о том, как составить схему сложного предложения. Если это сложносочиненное предложение, то на схеме следует отразить все предикативные части, имеющиеся в нем. После этого обе части нужно выделить квадратными скобками, а между ними поставить знак препинания и союз, соединяющий их: , и . Если предложение сложное бессоюзное, то также разбираем по отдельности каждую из его частей, а затем выделяем их в квадратные скобки.

Если вам нужно разобрать сложноподчиненное предложение, то в этом случае следует показать все взаимосвязи между частями. Здесь следует учесть, что та часть, которой подчиняются, является главной, та, которая подчиняется, - это придаточная. Таким образом, главная обозначается квадратными скобками, в то время как придаточная - круглыми: , (который...). Изучив материал, вы легко сможете составлять схемы предложений, а они подскажут, как правильно расставлять запятые, и вы сможете избежать многих пунктуационных ошибок.

При синтаксическом разборе предложения предполагается построение схемы предложения.

Все три учебных комплекса используют линейные схемы, в которых части сложносочиненного, бессоюзного предложения и главные части сложноподчиненного предложения обозначаются квадратными скобками, а придаточные части СПП - круглыми. При этом в каждой части знаками подчеркивания обозначают подлежащее и сказуемое, в схематическое изображение придаточной части вносят средства связи, от главной части к придаточной ставят вопрос; в линейных схемах принято ставить знаки препинания между частями сложного предложения.

В качестве рабочих во всех учебных комплексах используются такая разновидность линейных схем, в которых символически отображается наличие в предложении осложняющих членов, однако при итоговом разборе предложения эти обозначения уже не используются.

Как уже было сказано, более наглядны для демонстрации связи частей в сложном предложении иерархические (вертикальные) схемы. Их построение предусмотрено комплексами 2 и 3 наряду с линейными и новым учебником комплекса 1. В комплексе 2 для иерархической схемы используют те же условные обозначения, что и для линейной, но придаточные первой степени располагают под главными, придаточные второй степени - под придаточными первой степени и т. д.; эти схемы можно было бы назвать линейно-иерархическими Комплекс 3 использует иерархические схемы, подобные тем, что представлены в нашем описании. Приведем в качестве примера линейную и две иерархических схемы одного и того же предложения:

Япожалел 1 , что я не художник 2 , который может отобразить всю прелесть этого весеннего утра 3 .

Линейная схема:

Иерархическая схема, принятая в новом учебнике комплекса и в комплексе 3:

Новый учебник комплекса 1 предлагает также нетрадиционный вид иерархических схем, используемых в том случае, если придаточное предложение разрывает главное:

Тропинка, которая вывела нас к озеру, внезапно оборвалась.

,

В комплексе 3 для обозначения придаточных предложений вместо прямоугольников используются кружки и овалы.

В практике довузовской подготовки принято использовать именно иерархические схемы.

Существуют такие способы построения схем, при которых союзы, не являющиеся членами предложения, выносят за пределы прямоугольника (кружка) придаточной части, а союзные слова, как члены предложения, помещают внутрь схематического изображения частей.

Так, схема предложения:

Япожалел 1 , что яне художник 2 , который может отобразить всю прелесть этого весеннего утра 3 .

в этом случае будет выглядеть следующим образом:

При построении иерархической схемы части, соединенные любым типом синтаксической связи (сочинительная, подчинительная, бессоюзная), соединяют линиями.

Знаки препинания в иерархические схемы могут вноситься (новый учебник комплекса I, комплекс 2) или не вноситься (комплекс 3).

Синтаксический разбор сложного предложения целесообразно производить по следующей схеме:

I. Разобрать предложение по членам.

II. Разделить предложение на части, пронумеровать части по порядку.

III. Составить схему предложения с указанием средств связи и типов придаточных.

IV. Описать отношения между придаточными: последовательное, параллельное, однородное подчинение.

V. Сделать описательный разбор по следующей схеме:

1. По цели высказывания:

Повествовательное;

Вопросительное;

Побудительное.

2. По интонации:

Невосклицательное;

Восклицательное.

3. По количеству грамматических основ:

1) простое;

2) сложное:

Сложносочиненное,

Сложноподчиненное,

Бессоюзное,

С разными видами связи.

4. По наличию одного или обоих главных членов:

1) двусоставное;

2) односоставное. С главным членом:

а) подлежащим - назывное;

б) сказуемым:

Определенно-личное,

Неопределенно-личное, (- обобщенно-личное),

Безличное.

5. По наличию второстепенных членов:

Распространенное;

Нераспространенное.

6. По наличию пропущенных членов:

Неполное (указать, какой член / члены предложения пропущен / пропущены).

7. По наличию осложняющих членов: 1) неосложненное;

2) осложненное:

Однородными членами предложения (указать какими),

Обособленными второстепенными членами предложения - определениями (в том числе и приложениями), дополнениями, обстоятельствами (выраженными причастным, деепричастным, сравнительным и др. оборотами),

Вводными словами, вводными и вставными конструкциями,

Прямой речью,

Обращением.

При осложнённости предложения прямой речью или вставным предложением они рассматриваются и описываются как самостоятельное предложение.

Образец синтаксического разбора сложного предложения:


Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, с разными видами связи.

1 часть: двусоставное (подлежащее шкап, сказуемое был, ПГС), распространенное, полное, осложнено однородными обстоятельствами;

2 часть: двусоставное (подлежащее сырость, сказуемое была, ПГС), распространенное, полное, неосложненное;

Должна быть правильно составлена схема сложного предложения. Только она поможет разобраться в сложных случаях постановки запятых, тире и двоеточия. Кроме того, верно охарактеризовать сложную синтаксическую единицу также помогает ее схематичное исполнение. Вопросы синтаксиса и пунктуации вынесены в задания ЕГЭ и ГИА, поэтому совершенно необходимо уметь наглядно представлять состав сложного предложения. Как это правильно сделать? Разберемся в данной статье.

Понятие о сложном предложении

Необходимо дать определение сложного предложения как такового. Это самая сложная синтаксическая единица, имеющая в своем составе несколько простых.

Таким образом, подобное предложение имеет минимум две грамматические основы. Они могут быть связаны между собой по-разному:

  • и союзными словами.
  • Бессоюзно.
  • В рамках одной синтаксической единицы могут наблюдаться различные виды связи.

Соответственно, в русском языке определяются видом связи внутри них. Они будут называться сложноподчиненными, сложносочиненными, бессоюзными и с различными видами связи соответственно.

Схема предложения: основные моменты

Схема сложного предложения требует особого внимания. Фактически, в ней необходимо объяснить постановку всех знаков препинания. Таким образом, алгоритм ее составления можно представить следующим образом:

  1. Выделить грамматические основы и определить количество частей.
  2. Выяснить тип связи частей внутри предложения. Необходимо помнить, что подчинение мы обозначаем круглыми скобками, главную часть, сочинительную и бессоюзную связи - квадратными.
  3. Определить второстепенные члены предложения, посмотреть, нет ли среди них однородных. Последние также необходимы в развернутой схеме. Следует помнить, что частицы, союзы синтаксической функции не играют. Предлоги относятся к тем членам предложения, с которыми составляют грамматическую связку.
  4. Посмотреть, чем осложнена каждая часть обстоятельства, вводные слова и конструкции, однородные члены).
  5. В сложноподчиненном предложении определить тип подчинения: параллельное или последовательное.

Сложносочиненное предложение и его схема

Разберем все на конкретном примере: На летнем небе, пестрящем рябью облаков, стали собираться мелкие тучки, и заморосил прохладный дождик.

Для начала докажем, что данное предложение действительно сложное. У него две основы: тучки (подлежащее 1), стали собираться (сказуемое 2); дождик (подлежащее 2), заморосил (сказуемое 2). Части соединяет союз и, соответственно, предложение сложносочиненное.

Работаем с первой частью: на небе - обстоятельство, выраженное существительным с предлогом; летнем - определение, выраженное прилагательным; мелкие - определение, выраженное прилагательным. Данная часть осложнена обособленным определением пестрящем рябью облаков, выражено оно причастным оборотом.

Вторая часть имеет лишь один второстепенный член, определение прохладный. Она ничем не осложнена. Таким образом, схема сложного предложения будет выглядеть так:

, [и=-]

В данной схеме знаком X обозначено определяемое слово, к которому относится обособленное определение.

Схема поможет отличить сложносочиненное предложение от простого с однородными сказуемыми, соединенными союзом и. Сравним: На летнем небе, пестрящем рябью облаков, стали собираться мелкие тучки и застилать собою горизонт. Здесь присутствуют только однородные сказуемые: стали собираться, застилать. Они соединены союзом и.

Сложноподчиненное предложение и его схема

Сложные предложения в русском языке с подчинительной связью имеют неравнозначные части: главную и придаточную. Определить их достаточно просто: в последней всегда присутствует подчинительный союз либо Достаточно интересны такие схемы сложного предложения. Примеры разберем ниже. Дело в том, что придаточная часть может стоять в начале, конце предложения и даже разрывать главную.

Когда казак поднял руку и закричал, раздался выстрел. Предложение сложное: казак - подлежащее 1; поднял, закричал - сказуемые 1; выстрел - подлежащее 2; раздался - сказуемое 2. Соединены части союзом когда, он подчинительный, поэтому предложение сложноподчиненное. В данном случае придаточная часть начинает предложение. Докажем это. Во-первых, она содержит союз, а во-вторых, к ней легко можно задать вопрос: выстрел раздался (когда?) когда казак поднял руку. В схеме придаточная часть заключается в круглые скобки. Кроме того, придаточная часть осложнена однородными сказуемыми (их тоже указываем графически). Схема сложного предложения будет выглядеть так: (когда - = и =), [=-].

Еще один вариант, когда сложноподчиненное предложение начинается с главной части: Раздался выстрел, когда казак поднял руку и закричал. [=-], (когда - = и =).

Сложноподчиненные предложения: особые случаи

Наибольшую сложность представляют разорванные придаточным сложные предложения. Примеры с союзами сейчас разберем. Дым от костров, в которые бросали все подряд, до слез разъедал глаза. Грамматическая основа главной части: дым - подлежащее, разъедал - сказуемое. В придаточной части есть только сказуемое бросали. Грамматическая основа главной части разорвана придаточной с союзным словом которые. Соответственно схема будет такой: [-, (в которые =), =].

Еще пример: Пустующая несколько лет хижина, где мы решили остановиться, находилась на самом краю деревни. Главная часть: подлежащее - хижина, сказуемое - находилась; она осложнена причастным оборотом, который не обособляется. Придаточная часть: подлежащее - мы, сказуемое - решили остановиться. Схема такая: [|п.о.|-, (где -=), =].

Схема бессоюзного сложного предложения

Мы рассмотрели сочинительные и подчинительные сложные предложения. Примеры с союзами - не единственные. Есть еще связь частей исключительно по смыслу, бессоюзная. Здесь правильная схема особо важна, ведь в подобных предложениях наряду с запятыми могут применяться точка с запятой, тире или двоеточие. Выбор их зависит от смысловых и грамматических отношений.

Следует помнить, что части бессоюзного предложения равнозначны и обозначаются квадратными скобками. Разберем примеры.

  1. Ветер завыл еще сильнее; еще громче забегали крысы, засуетившиеся в своих норках. Это сложное предложение, состоит из двух частей: в первой основа ветер завыл, во второй - крысы забегали. По правилу, если в других частях есть еще знаки препинания, требуется поставить точку с запятой при бессоюзной связи. Во второй части присутствует обособленное определение, выделенное запятой. Схема будет выглядеть так: [-=]; [=-, |п.о.|].
  2. В доме весь день была суета: то и дело сновали слуги, княжны примеряли наряды, взрослые в волнении проверяли готовность к празднику. В данном предложении с бессоюзной связью насчитывается четыре части. Грамматические основы следующие: суета (подлежащее) была (сказуемое), слуги (подлежащее) сновали (сказуемое), княжны (подлежащее) примеряли (сказуемое), взрослые (подлежащее) проверяли (сказуемое). Первое предложение поясняют последующие, поэтому необходимо поставить двоеточие. Схема такая: [=-]: [=-], [-=], [-=].
  3. Будешь читать в детстве - книги станут верными друзьями на всю жизнь. Докажем, что предложение сложное. Здесь две грамматические основы: будешь (сказуемое), книги (подлежащее) станут друзьями (сказуемое). В данном случае требуется постановка тире, потому что вторая часть содержит следствие из первой. Схема проста: [=] - [-=].

Различные типы связи в сложном предложении

Изучая в школе сложное предложение (8 класс), проходят и различные виды связи в рамках одного предложения. Разберем составление схемы подобной конструкции.

Сувениры, приобретенные во время поездки, были связаны с какой-нибудь историей, а каждая безделушка обладала длинной родословной, но среди всех этих редкостных вещей не нашлось бы ни одной, которая стоила бы внимания сама по себе. (Б. Гарт)

В данном предложении 4 части, связанные сочинительной и подчинительной связью. Первая - сувениры (подлежащее) были связаны (сказуемое), вторая - безделушка (подлежащее) обладала (сказуемое), третья - не нашлось (только сказуемое), четвертая которая (союзное слово, подлежащее) стоила бы внимания (сказуемое). Между первой и второй частями сочинительная связь, кроме того, в первой находится обособленное определение; между второй и третьей также сочинительная, между третьей и четвертой подчинительная. Схема будет такой: [-,|п.о.|,=], [а-=], [но =], (которая =).

Характеристика сложного предложения

Неотрывно от схемы должна идти характеристика предложения. В ней необходимо указывать каково оно по цели высказывания и интонации, а далее необходимо описать каждую из частей: состав (одно или двусоставное), распространенность, полное или нет и чем осложнено.

Разберем в качестве примера предложение, схему которого составляли в предыдущем разделе. Оно повествовательное, невосклицательное. 1-я часть: двусоставное, распространенное, полное, осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом; 2-я часть: двусоставное, распространенное, полное, ничем не осложнено; 3-я часть: односоставное (безличное), распространенное, полное, ничем не осложнено; 4-я часть: двусоставное, распространенное, полное, ничем не осложнено.