Какая страна не входит в шос. Партнеры по диалогу ШОС

Шанхайская организация сотрудничества или ШОС является евразийской политической, экономической и военной организацией, которая была основана в 2001 году в Шанхае лидерами Китая, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана. За исключением Узбекистана, остальные страны были членами Шанхайской пятерки, основанной в 1996 году; после включения Узбекистана в 2001 году, страны-члены переименовали организацию.

Шанхайская пятерка была первоначально создана 26 апреля 1996 с подписанием Договора об углублении военного доверия в приграничных районах в Шанхае главами государств Казахстана, Китайской Народной Республики, Кыргызстана, России и Таджикистана. 24 апреля 1997 года те же страны подписали Договор о сокращении вооруженных сил в районе границы на встрече в Москве.

Последующие ежегодные саммиты Шанхайской пятерки группы прошли в Алма-Ате (Казахстан) в 1998 году, в Бишкеке (Кыргызстан) в 1999 году и в Душанбе (Таджикистан) в 2000 году.

В 2001 году ежегодный саммит вернулся в Шанхай, Китай. Там страны-члены пятерки приняли Узбекистан в Шанхайскую пятерку (таким образом превращая его в Шанхайскую шестерку). Тогда все шесть глав государств подписали 15 июня 2001 года, Декларацию о Шанхайской организации сотрудничества, отметив положительную роль Шанхайской пятерки и стремясь перевести ее на более высокий уровень сотрудничества. 16 июля 2001 года, Россия и КНР, две ведущих страны этой организации, подписали Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве.

В июне 2002 года главы государств-членов ШОС встретились в Санкт-Петербурге, Россия. Там они подписали Хартию ШОС, которая содержала цели организации, принципы, структуру и форму работы, и утвердили ее официально с точки зрения международного права.

На шесть полноправных членов ШОС приходится 60% суши Евразии, а ее население составляет четверть населения мира. С учетом государств-наблюдателей, население стран ШОС составляет половину населения Земли.

В июле 2005 года на пятом саммите в Астане, Казахстан, с представителями Индии, Ирана, Монголии и Пакистана, посетившими саммит ШОС в первый раз, президент принимающей страны Нурсултан Назарбаев поприветствовал гостей словами, которые никогда прежде не использовались в любом контексте: «Лидеры государств, сидящих за этим переговорным столом представители половины человечества».

К 2007 году ШОС инициировала более двадцати масштабных проектов, связанных с транспортом, энергетикой и телекоммуникациями и проводила регулярные заседания по безопасности, военным делам, обороне, иностранным делам, экономике, культуре, вопросам банковской сферы и другим вопросам, которые поднимались должностными лицами государств-членов.

ШОС установила отношения с Организацией Объединенных Наций, где она является наблюдателем в Генеральной Ассамблее, в Европейском союзе, Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в Содружестве Независимых Государств и Организации исламского сотрудничества.

Структура ШОС

Совет глав государств является высшим органом, принимающим решения в рамках Шанхайской организации сотрудничества. Этот совет собирается на саммитах ШОС, которые проводятся каждый год в одном из столичных городов государств-членов. Нынешний Совет глав государств состоит из следующих членов: Алмазбек Атамбаев (Кыргызстан), Си Цзиньпин (Китай), Ислам Каримов (Узбекистан), Нурсултан Назарбаев (Казахстан), Владимир Путин (Россия), Эмомали Рахмон (Таджикистан).

Совет глав правительств является вторым по значимости органом в ШОС. Этот совет также проводит ежегодные саммиты, на котором его члены обсуждают вопросы многостороннего сотрудничества. Совет также утверждает бюджет организации. Совет министров иностранных дел также проводить регулярные встречи, на которых они обсуждают текущую международную ситуацию и взаимодействие ШОС с другими международными организациями.

Совет национальных координаторов, как следует из его названия, координирует многостороннее сотрудничество государств-членов в рамках устава ШОС.

Секретариат ШОС является основным исполнительным органом организации. Он служит для реализации организационных решений и указов, подготовки проектов документов (например, деклараций и программ), наделен функциями документарного депозитария для организации, организует конкретные мероприятия в рамках ШОС, а также способствует и распространяет информацию о ШОС. Он расположен в Пекине. Нынешний Генеральный секретарь ШОС - Муратбек Иманалиев из Кыргызстана, бывший киргизский министр иностранных дел и профессор Американского университета в Центральной Азии.

Региональная антитеррористическая структура (РАТС) со штаб-квартирой в Ташкенте, Узбекистан, является постоянно действующим органом ШОС, который служит для развития сотрудничества государств-членов в отношении трех зол - терроризма, сепаратизма и экстремизма. Глава РАТС избирается сроком на три года. Каждое государство-член также посылает постоянного представителя РАТС.

Сотрудничество стран ШОС в области безопасности

Деятельность Шанхайской организации сотрудничества в области безопасности, прежде всего, сосредоточена на проблемах безопасности стран-членов в Центральной Азии, что часто описывается как основная угроза. ШОС противостоит таким явлениям как терроризм, сепаратизм и экстремизм. Однако деятельность организации в области социального развития ее государств-членов также быстро растет.

16-17 июня 2004 года на саммите ШОС, который состоялся в Ташкенте, в Узбекистане была создана Региональная антитеррористическая структура (РАТС). 21 апреля 2006 года ШОС объявила о планах по борьбе с трансграничной наркопреступностью посредством контртеррористических операций. В апреле 2006 года заявлялось, что ШОС не имеет планов стать военным блоком, тем не менее, он утверждал, что повышенные угрозы «терроризма, экстремизма и сепаратизма» делает необходимым полномасштабное вовлечение вооруженных сил.

В октябре 2007 года, ШОС подписала соглашение с Организацией Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в столице Таджикистана Душанбе для того, чтобы расширить сотрудничество по таким вопросам, как безопасность, борьба с преступностью и незаконным оборотом наркотиков. Совместные планы действий между двумя организациями были утверждены в начале 2008 года в Пекине.

Организация также выступила против кибервойн, заявив, что распространение информации, вредной для духовных, нравственных и культурных сфер других государств следует рассматривать как «угрозу безопасности». Согласно принятого в 2009 году определения «информационная война», в частности, расценивается как попытка одного государства подорвать политическую, экономическую и социальную системы другого государства.

Военная деятельность ШОС

В последние несколько лет деятельность организации была направлена на тесное военное сотрудничество, обмен разведывательной информацией и борьбу с терроризмом.

Странами ШОС проводился ряд совместных военных учений. Первое из них состоялось в 2003 году: первая фаза прошла в Казахстане, а вторая - в Китае. С тех пор Китай и Россия объединили усилия для проведения крупномасштабных военных учений в 2005 году(Мирная миссия 2005), 2007 и 2009 годах под эгидой Шанхайской организации сотрудничества.

Более 4000 китайских солдат приняли участие в совместных военных учениях в 2007 году (известных как "Мирная миссия-2007"), которые проводились в Челябинской России около Уральских гор и были согласованы в апреле 2006 года на встрече министров обороны ШОС. Военно-воздушные силы и высокоточное оружие также использовались. Тогдашний министр обороны России Сергей Иванов заявил, что учения являются прозрачными и открытыми для СМИ и общественности. После успешного завершения учений, российские чиновники пригласили Индию также участвовать в подобных учениях в будущем под эгидой ШОС. В учении «Мирная миссия 2010», проведенном 9-25 сентября 2010 года в Казахстане на полигоне Матыбулак, приняли участие более 5000 военнослужащих из Китая, России, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана. Они провели совместное планирование военных операций и оперативные маневры. ШОС выступает в качестве платформы для более крупных военных заявлений стран-членов. Например, во время учений 2007 года в России, на встрече с руководителями государств-членов ШОС, в том числе при участии тогдашнего председателя КНР Ху Цзиньтао, президент России Владимир Путин воспользовался случаем, чтобы объявить о возобновлении регулярных полетов российских стратегических бомбардировщиков с целью патрулирования территорий впервые после холодной войны. «Начиная с сегодняшнего дня, такие полеты должны будут проводиться регулярно и в стратегическом масштабе», - сказал Путин. «Наши летчики были на земле слишком долго. Они рады начать новую жизнь».

Экономическое сотрудничество ШОС

Все члены Шанхайской организации сотрудничества, кроме Китая также являются членами Евразийского экономического сообщества. Рамочное соглашение для повышения экономического сотрудничества было подписано государствами-членами ШОС 23 сентября 2003 года. На том же заседании в КНР премьер Вэнь Цзябао, предложил долгосрочную цель создать зону свободной торговли в ШОС, и принять другие более неотложные меры для того, чтобы улучшить поток грузов в регионе. В соответствии с этим, план, состоящий из 100 конкретных действий, был подписан через год 23 сентября 2004 года.

26 октября 2005 года в ходе Московской встречи на высшем уровне ШОС, генеральный секретарь организации заявил, что ШОС будет уделять первостепенное внимание совместным энергетическим проектам, которые будут включать в себя нефтегазовый сектор, освоение новых запасов углеводородов и совместное использование водных ресурсов. Создание Межбанковского совета ШОС также было согласовано на этом саммите в целях финансирования будущих совместных проектов.

Первое заседание Межбанковского объединения ШОС состоялось в Пекине 21-22 февраля 2006 года. 30 ноября 2006 года, в рамках международной конференции ШОС: итоги и перспективы, состоявшейся в Алма-Ате, представитель МИД Российской Федерации заявил, что Россия разрабатывает планы для «Энергетического клуба ШОС». Необходимость создания такого клуба была подтверждена в Москве на саммите ШОС в ноябре 2007 года. Другие члены ШОС не взяли на себя обязательства по реализации идеи. Однако на саммите 28 августа 2008 года было заявлено, что «на фоне замедления темпов роста мировой экономики проведение ответственной валютной и финансовой политики, контроля над потоками капитала, обеспечение продовольственной и энергетической безопасности приобрели особое значение».

16 июня 2009 года на Екатеринбургском саммите Китай объявил о планах предоставить кредит в 10 миллиардов долларов США государствам-членам ШОС, чтобы укрепить экономики данных государств в условиях мирового финансового кризиса. Саммит прошел вместе с первым саммитом БРИК и отметился совместным китайско-российским заявлением о том, что данные страны хотят большую квоту в Международном валютном фонде.

На саммите ШОС 2007 года вице-президент Ирана Парвиз Давуди обратился с инициативой, которая вызвала большой интерес. Он тогда сказал: «Шанхайская организация сотрудничества является хорошим местом для проектирования новой банковской системы, которая не зависит от международных банковские системы».

Президент России Владимир Путин тогда прокомментировал ситуацию следующим образом: «Мы сейчас четко видим дефектность монополии в мировых финансах и политике экономического эгоизма. Для решения текущей проблемы Россия примет участие в изменении глобальной финансовой структуры, так чтобы она смогла гарантировать стабильность и процветание в мире и обеспечить прогресс… Мир наблюдает появление качественно иной геополитической ситуации, с появлением новых центров экономического роста и политического влияния… Мы станем свидетелями и примем участие в трансформации глобальной и региональной систем безопасности и развитии архитектуры, адаптированной к новым реалиям 21-го века, когда стабильность и процветание становятся неразлучными понятиями».

Культурное сотрудничество ШОС

Культурное сотрудничество также происходит в рамках ШОС. Министры культуры стран ШОС встретились в первый раз в Пекине 12 апреля 2002 года и подписали совместное заявление для продолжения сотрудничества. Третье совещание министров культуры состоялось в Ташкенте, Узбекистан, 27-28 апреля 2006 года.

Фестиваль искусств и выставка под эгидой ШОС состоялись в первый раз во время саммита в Астане в 2005 году. Казахстан также предложил проводить фестиваль народного танца под эгидой ШОС. Такой фестиваль прошел в 2008 году в Астане.

Саммиты Шанхайской организации сотрудничества

Согласно Хартии ШОС, саммиты Совета глав государств проводятся ежегодно в разных местах. Место проведения этих встреч на высшем уровне следует в алфавитном порядке названия государства-члена на русском языке. Устав также определяет, что саммит Совета глав правительств (то есть, премьер-министров) ежегодно встречается в месте, определенном ранее по решению членов совета. Саммит Совета министров иностранных дел проводится за один месяц до ежегодного саммита глав государств. Внеочередные заседания Совета министров иностранных дел могут быть созваны любыми двумя государствами-членами.

Главы государств
Дата Страна Расположение
14 июня 2001 Китай Шанхай
7 июня 2002 Россия Санкт-Петербург
29 мая 2003 Россия Москва
17 июня 2004 Узбекистан Ташкент
5 июля 2005 Казахстан Астана
15 июня 2006 Китай Шанхай
16 августа 2007 Киргизия Бишкек
28 августа 2008 Таджикистан Душанбе
15-16 июня 2009 года Россия Екатеринбург
10-11 июня 2010 Узбекистан Ташкент
14-15 июня 2011 Казахстан Астана
6-7 июня 2012 Китай Пекин
13 сентября 2013 Киргизия Бишкек
Главы правительств
Дата Страна Расположение
Сентябрь 2001 Казахстан Алматы
23 сентября 2003 Китай Пекин
23 сентября 2004 Киргизия Бишкек
26 октября 2005 Россия Москва
15 сентября 2006 Таджикистан Душанбе
2 ноября 2007 Узбекистан Ташкент
30 октября 2008 Казахстан Астана
14 октября 2009 Китай Пекин
25 ноября 2010 Таджикистан Душанбе
7 ноября 2011 Россия Санкт-Петербург
5 декабря 2012 Киргизия Бишкек
29 ноября 2013 Узбекистан Ташкент

Будущие возможные члены ШОС

В июне 2010 года, Шанхайская организация сотрудничества утвердила порядок приема новых членов, хотя новые члены до сих пор не были приняты. Несколько государств, однако, участвовали в саммитах ШОС в качестве наблюдателей, и некоторые из которых выразили заинтересованность в присоединении к полноправным членам организации в будущем. Перспективы вступления Ирана в организацию вызвали академическое внимание. В начале сентября 2013 года премьер-министр Армении Тигран Саркисян заявил в ходе встречи со своим китайским коллегой, что Армения хотела бы получить статус наблюдателя в ШОС.

Наблюдатели ШОС

Афганистан получил статус наблюдателя в 2012 году на саммите ШОС в Пекине, Китай 6 июня 2012 года. Индия в настоящее время также имеет статус наблюдателя в ШОС. Россия призвала Индию присоединиться к этой организации в качестве полноправного члена, потому что она видит Индию в качестве важнейшего будущего стратегического партнера. Китай «приветствовал» присоединение Индии к ШОС.

Иран в настоящее время имеет статус наблюдателя в организации, и планировалось, что страна станет полноправным членом ШОС 24 марта 2008 года. Однако из-за введенных Организацией Объединенных Наций санкций, прием Ирана в организацию в качестве нового члена временно блокирован. ШОС заявил, что любая страна под санкциями ООН не может быть допущена к организации. Монголия стала первой страной, получившей статус наблюдателя на Ташкентском саммите 2004 года. Пакистан, Индия и Иран получили статус наблюдателя на саммите ШОС в Астане, Казахстан 5 июля 2005 года.

Бывший президент Пакистана Первез Мушарраф высказался в пользу вступления его страны в ШОС в качестве полноправного члена во время совместного саммита в Китае в 2006 году. Россия публично поддержала намерение Пакистана получить полное членство в ШОС, а премьер-министр РФ Владимир Путин сделал соответствующее заявление на совещании ШОС в Константиновском дворце 6 ноября 2011 года.

Партнеры по диалогу ШОС

Положение партнера по диалогу было создано в 2008 году в соответствии со статьей 14 Хартии ШОС от 7 июня 2002 года. Эта статья касается партнера по диалогу в качестве государства или организации, которые разделяют цели и принципы ШОС и желают установить отношения равноправного взаимовыгодного партнерства с Организацией.

Беларусь получила статус партнера по диалогу в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в 2009 году на саммите группы в Екатеринбурге. Беларусь обратилась за получением статуса наблюдателя в организации и ей была обещана поддержка Казахстана в достижении этой цели. Однако тогдашний министр обороны России Сергей Иванов выразил сомнение относительно возможного членства Беларуси, заявив, что Беларусь является чисто европейской страной. Несмотря на это, Беларусь была принята в качестве партнера по диалогу на саммите ШОС в 2009 году.

Шри-Ланка получила статус партнера по диалогу в ШОС в 2009 году на саммите группы в Екатеринбурге. Турции, члену НАТО, был предоставлен статус партнера по диалогу в ШОС в 2012 году на саммите группы в Пекине. Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что он в шутку даже обсуждал возможность отказа Турции от вступления в Европейский Союз в обмен на полноправное членство в Шанхайской организации сотрудничества.

Отношения Шанхайской организации сотрудничества с Западом

Западные наблюдатели от СМИ считают, что одной из первых целей ШОС должно стать создание противовеса НАТО и США, в частности для того, чтобы избежать конфликтов, которые позволили бы США вмешиваться во внутренние дела стран, граничащих с Россией и Китаем. И хотя Иран не является членом, бывший президент страны Махмуд Ахмадинежад использовал трибуну ШОС для того, чтобы провести словесную атаку на Соединенные Штаты. США направили заявку на получение статуса наблюдателя в ШОС, но она была отклонена в 2006 году.

На саммите в Астане в июле 2005 года, в связи с войнами в Афганистане и Ираке и неопределенностью относительно присутствия американских войск в Узбекистане и Кыргызстане, ШОС призвал США установить сроки вывода своих войск из государств-членов ШОС. Вскоре после этого, Узбекистан попросил США закрыть авиабазу К-2.

ШОС пока не сделал никаких прямых заявлений против США или их военного присутствия в регионе. Однако, некоторые косвенные заявления на последних саммитах были преподнесены в западных СМИ как завуалированная критика Вашингтона.

Геополитические аспекты ШОС

За последние годы было много дискуссий и комментариев о геополитической природе Шанхайской организации сотрудничества. Мэтью Бруммер в Журнале о международных делах, отслеживает последствия расширения Шанхайской организации сотрудничества в Персидском заливе.

Иранский писатель Хамид Голпира сказал следующее: «Согласно теории Збигнева Бжезинского, управление Евразийским континентом является ключом к мировому господству, а контроль над Центральной Азией является ключом к контролю над евразийским континентом. Россия и Китай обращали внимание на теории Бжезинского, поскольку они сформировали Шанхайскую организацию сотрудничества в 2001 году, якобы, чтобы обуздать экстремизм в регионе и повысить безопасность на границах, но, скорее всего, реальной целью стало уравновешивание деятельности США и НАТО в Центральной Азии».

На саммите ШОС 2005 года в Казахстане была принята Декларация глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества, в которой выражалась их «озабоченность» относительно существующего мирового порядка и содержались принципы работы организации. Она включала в себя следующие слова: «Главы государств-членов отмечают, что, на фоне противоречивого процесса глобализации, многостороннее сотрудничество, основанное на принципах равного права и взаимного уважения, невмешательства во внутренние дела суверенных государств, неконфронтационного способа мышления и последовательного движения к демократизации международных отношений, способствует общему миру и безопасности, и призывают международное сообщество, независимо от его различий в идеологии и социальной структуре, сформировать новую концепцию безопасности, основанную на взаимном доверии, взаимной выгоде, равенстве и взаимодействии».

В ноябре 2005 года министр иностранных дел России Сергей Лавров подтвердил, что ШОС ведет работу по созданию рационального и справедливого мирового порядка и что Шанхайская организация сотрудничества предоставляет нам уникальную возможность принять участие в процессе формирования принципиально новой модели геополитической интеграции.

Китайская ежедневная газета выразила этот вопрос в следующих выражениях: «Декларация указывает, что страны-члены ШОС имеют возможность и обязанность обеспечить безопасность в Центрально-Азиатском регионе, и призывают западные страны оставить Центральную Азию. Это является наиболее заметным сигналом, который саммит дал миру».

Китайский премьер-министр Вэнь Цзябао сделал вывод, что США маневрируют, чтобы сохранить свой статус единственной сверхдержавы в мире и не дать любой другой стране шанс создать проблему для них.

В статье в The Washington Post в начале 2008 года сообщалось, что президент России Владимир Путин якобы заявил, что Россия могла бы направить ядерные ракеты на Украину, если сосед России и бывшая братская республика в Советском Союзе присоединится к альянсу НАТО и установит элементы системы противоракетной обороны США. «Это ужасно сказать и даже страшно подумать, что, в ответ на размещение таких объектов на территории Украины, что теоретически не может исключаться, Россия нацелит свои ракеты на Украину», - сказал Путин на совместной пресс-конференции с тогдашним президентом Украины Виктором Ющенко, который находился с визитом в Кремле. «Представьте себе, это всего лишь на секунду».

Международная федерация по правам человека признала ШОС «транспортным средством» для нарушений прав человека.

Название:

Шанхайская организация сотрудничества, ШОС

Флаг/Герб:

Статус:

региональная международная организация

Структурные подразделения:

Совет глав государств (СГГ);
Совет глав правительств (СГП);
Совет министров иностранных дел (СМИД);
Совещания руководителей министерств и ведомств;
Совет национальных координаторов (СНК);
Региональная антитеррористическая структура (РАТС);
Секретариат - постоянно действующий административный орган, возглавляемый Генеральным секретарём (с 2012 года - представитель Российской Федерации Д.Ф. Мезенцев).
Межбанковское объединение (МБО)

Деятельность:

В 2003 году главы правительств стран - членов ШОС подписали Программу многостороннего торгово-экономического сотрудничества на 20 лет. В сентябре 2004 на совете глав правительств ШОС в Бишкеке был утвержден план мероприятий по реализации этой программы.

План включает в себя свыше ста конкретных проектов, тем и направлений сотрудничества, а также предусматривает механизмы их реализации. Упор сделан на следующие сферы - транспортные коммуникации, энергетика, телекоммуникации, сельское хозяйство, туризм, водное хозяйство и охрана природы.

Официальные языки:

официального нет

Страны-участницы:

Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан, КНР.

История:

Предпосылки к созданию Шанхайской организации сотрудничества были заложены ещё в 60-е годы XX века, когда СССР и КНР вступили в переговоры по разрешению территориальных споров. После распада Советского Союза появились новые участники переговоров в лице России и государств Центральной Азии. После того как КНР разрешил территориальные споры с соседними государствами СНГ (Россией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном), появилась возможность дальнейшего развития регионального сотрудничества.

В 1996 году была образована «Шанхайская пятёрка». Последующие ежегодные саммиты участников «Шанхайской пятёрки» проходили в Москве в 1997 году, Алма-Ате (Казахстан) в 1998 году, в Бишкеке (Киргизия) в 1999 году и в Душанбе (Таджикистан) в 2000 году. Ко времени проведения бишкекского саммита началось создание постоянных механизмов сотрудничества: встреч министров и экспертных групп. Начала складываться новая международная организация. Появились национальные координаторы, назначаемые каждой страной.

В 2001 году встреча была проведена в Шанхае. Тогда пять стран-участниц приняли в состав организации Узбекистан, что повлекло переименование организации в Шанхайскую организацию сотрудничества или «Шанхайскую шестёрку».

Первыми документами, принятыми ШОС, стали «Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества», «Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» и «Совместное заявление о подключении Узбекистана к механизму „Шанхайской пятёрки“».

Встреча глав государств в июне 2002 года в Санкт-Петербурге продолжила институциональное оформление ШОС. Декларация о создании организации получила практическое воплощение в подписании двух актов - Декларации глав государств - членов ШОС, названной министром иностранных дел России итоговым политическим документом, и Хартии ШОС - базового уставного документа.

По итогам московского саммита (28-29 мая 2003 года) были созданы Секретариат ШОС с штаб-квартирой в Пекине и Региональная антитеррористическая структура (РАТС) (соглашение о её создании было подписано годом раньше в Санкт-Петербурге). Главами стран-участниц были затронуты вопросы борьбы с терроризмом и экстремизмом, в частности особое внимание ими было уделено деятельности Хизб ут-Тахрир. Среди 30 подписанных тогда документов были положения, определяющие функционирование органов организации - положения о Совете глав государств, Совете глав правительств и Совете глав МИД.

По итогам московского саммита организационный период ШОС завершился, и с 1 января 2004 года она начала функционировать как полноценная международная структура, обладающая собственными рабочими механизмами, персоналом и бюджетом.

По итогам ташкентского саммита (июнь 2004 года) были подписаны Ташкентская декларация по итогам заседания, Конвенция о привилегиях и иммунитетах ШОС, а также ряд других документов. Состав организации расширился за счёт приёма в качестве наблюдателя нового члена - Монголии.

На встрече глав государств ШОС, проведённой в 2005 году помимо нового пакета договоров и конвенций была подписана Декларация глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества, которая зафиксировала дальнейшую консолидацию усилий и укрепление координации.

Главными итоговыми документами бишкекского саммита (август 2007 года) стали Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств-членов Шанхайской организации сотрудничества и Бишкекская декларация глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества. В работе форума приняли участие также президенты двух стран-наблюдателей при ШОС - Президент Монголии Намбарын Энхбаяр и Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад. Еще два государства-наблюдателя Организации были представлены Министром иностранных дел Пакистана Хуршидом Касури и Министром нефти и природного газа Индии Мурли Деором.

В 2009 году на встрече в Екатеринбурге главы государств - участников ШОС приняли решение о предоставлении статуса партнера по диалогу ШОС Шри-Ланке и Беларуси.

28 апреля 2010 года был подписан Меморандум о предоставлении Республике Беларусь статуса партнера по диалогу ШОС, официально оформивший этот статус для Беларуси.

7 июня 2012 года лидеры стран-участниц ШОС также подписали решение о предоставлении Афганистану статуса наблюдателя при ШОС и решение о предоставлении Турции статуса партнера по диалогу.

Примечания:

Государствами-наблюдателями при ШОС являются: Афганистан, Индия, Иран, Монголия и Пакистан.

(ШОС) — постоянно действующая межправительственная международная организация, основанная лидерами Казахстана, Китая, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана. В июне 2016 года были о вступлении в организацию Индии и Пакистана.

В июне 2002 года на Санкт-Петербургском саммите глав государств ШОС, была подписана Хартия Шанхайской организации сотрудничества , вступившая в силу 19 сентября 2003 года. Это базовый уставный документ, фиксирующий цели и принципы Организации, ее структуру и основные направления деятельности.

Важным шагом в укреплении правовой базы объединения стало подписание в Бишкеке (Киргизия) в августе 2007 года Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве.

В 2006 году организация анонсировала планы борьбы с международной наркомафией как финансовой опорой терроризма в мире, в 2008 году — активное участие в нормализации обстановки в Афганистане.

Параллельно деятельность ШОС получила и широкую экономическую направленность. В сентябре 2003 года главы правительств стран-членов ШОС подписали Программу многостороннего торгово-экономического сотрудничества, рассчитанную на 20 лет. В качестве долгосрочной цели предусматривается создание зоны свободной торговли на пространстве ШОС, а в краткосрочной перспективе — активизация процесса создания благоприятных условий в области торговли и инвестиций.

Высшим органом для принятия решений в ШОС является Совет глав государств-членов (СГГ). Он определяет приоритеты и вырабатывает основные направления деятельности Организации, решает принципиальные вопросы ее внутреннего устройства и функционирования, взаимодействия с другими государствами и международными организациями, а также рассматривает наиболее актуальные международные проблемы.

Совет собирается на очередные заседания один раз в год . Председательствование на заседании Совета глав государств осуществляет глава государства — организатора очередного заседания. Место проведения очередного заседания Совета определяется, как правило, в порядке русского алфавита названий государств — членов ШОС.

Совет глав правительств (премьер-министров) принимает бюджет Организации, рассматривает и решает основные вопросы, относящиеся к конкретным, в особенности экономическим сферам развития взаимодействия в рамках Организации.

Совет собирается на очередные заседания один раз в год. Председательствование на заседании Совета осуществляет глава правительства (премьер-министр) государства, на территории которого проводится заседание. Место проведения очередного заседания Совета определяется по предварительной договоренности глав правительств (премьер-министров) государств-членов.

Совет министров иностранных дел рассматривает вопросы текущей деятельности Организации , подготовки заседания Совета глав государств и проведения консультаций в рамках Организации по международным проблемам. Совет может в случае необходимости выступать с заявлениями от имени ШОС. Совет собирается, как правило, за один месяц до проведения заседания Совета глав государств.

В рамках ШОС действует механизм встреч на уровне руководителей отраслевых министерств и ведомств.

Важнейшие экономические структуры —

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) - региональная международная организация, основанная в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Кыргызстана и Узбекистана. За исключением Узбекистана, остальные страны являлись участницами «Шанхайской пятёрки», основанной в результате подписания в 1996-1997 гг. между Казахстаном, Кыргызстаном, Китаем, Россией и Таджикистаном соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы. После включения Узбекистана в 2001 году участники переименовали организацию.

Общая территория входящих в ШОС стран составляет 30 млн кмІ, то есть 60 % территории Евразии. Её совокупный демографический потенциал - четвёртая часть населения планеты (общая численность населения стран-участниц Шанхайской организации сотрудничества: 1 млрд. 455 млн. человек), а если учесть вместе с населением Индии и других стран наблюдателей, то количество жителей стран, имеющих прямое отношение к ШОСу, будет немногим меньше всего населения земного шара, а экономический потенциал включает самую мощную после США китайскую экономику.

Одна из особенностей ШОС заключается в том, что она в статусном отношении не является ни военным блоком, как НАТО, ни открытым регулярным совещанием по безопасности, как АРФ АСЕАН, занимая промежуточную позицию. Главными задачами организации являются укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем государства-участников, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия.

Ст.15 Хартии определяет правоспособность организации. ШОС в качестве субъекта международного права обладает международной правоспособностью. Она пользуется на территории каждого государства-члена такой правоспособностью, которая необходима для реализации ее целей и задач.

ШОС пользуется правами юридического лица и может, в частности:

  • - заключать договоры;
  • - приобретать движимое и недвижимое имущество и распоряжаться им;
  • - выступать в судах в качестве истца или ответчика;
  • - открывать счета и совершать операции с денежными средствами.

Решения в органах ШОС принимаются путем согласования без проведения голосования и считаются принятыми, если ни одно из государств-членов в процессе согласования не возразило против них (консенсус), за исключением решений о приостановке членства или об исключении из Организации, которые принимаются по принципу "консенсус минус один голос заинтересованного государства-члена".

Любое государство-член может изложить свою точку зрения по отдельным аспектам и/или конкретным вопросам принимаемых решений, что не является препятствием для принятия решения в целом. Эта точка зрения заносится в протокол заседания.

В случаях незаинтересованности одного или нескольких государств-членов в осуществлении отдельных проектов сотрудничества, представляющих интерес для других государств-членов, неучастие в них указанных государств-членов не препятствует осуществлению заинтересованными государствами-членами таких проектов сотрудничества и, вместе с тем, не препятствует указанным государствам-членам в дальнейшем присоединиться к осуществлению таких проектов.

Решения органов ШОС исполняются государствами-членами в соответствии с процедурами, определяемыми их национальным законодательством (Ст. 17 Хартии).

Контроль за выполнением обязательств государств-членов по реализации Хартии, других действующих в рамках ШОС договоров и решений ее органов осуществляется органами ШОС в пределах их компетенции.

Государства-члены в соответствии с их внутренними правилами и процедурами назначают своих постоянных представителей при Секретариате ШОС, которые входят в состав дипломатического персонала посольств государств-членов в г.Пекине.

ШОС и ее должностные лица пользуются на территориях всех государств-членов привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для выполнения функций и достижения целей Организации.

Объем привилегий и иммунитетов ШОС и ее должностных лиц определяется отдельным международным договором.

Официальными и рабочими языками ШОС являются русский и китайский языки.

Для выполнения целей и задач Хартии ШОС в рамках Организации действуют:

  • · Совет глав государств;
  • · Совет глав правительств (премьер-министров);
  • · Совет министров иностранных дел;
  • · Совещания руководителей министерств и/или ведомств;
  • · Совет национальных координаторов;
  • · Региональная антитеррористическая структура;
  • · Секретариат.

Функции и порядок работы органов ШОС, за исключением Региональной антитеррористической структуры, определяются соответствующими положениями, которые утверждаются Советом глав государств.

Совет глав государств может принять решение о создании других органов ШОС. Создание новых органов оформляется в виде дополнительных протоколов, которые вступают в силу в порядке, установленном статьей 21 Хартии.

Совет глав государств является высшим органом ШОС. Он определяет приоритеты и вырабатывает основные направления деятельности Организации, решает принципиальные вопросы ее внутреннего устройства и функционирования, взаимодействия с другими государствами и международными организациями, а также рассматривает наиболее актуальные международные проблемы.

Совет собирается на очередные заседания один раз в год. Председательствование на заседании Совета глав государств осуществляет глава государства - организатора очередного заседания. Место проведения очередного заседания Совета определяется, как правило, в порядке русского алфавита названий государств - членов ШОС.

Совет глав правительств (премьер-министров) принимает бюджет Организации, рассматривает и решает основные вопросы, относящиеся к конкретным, в особенности экономическим сферам развития взаимодействия в рамках Организации.

Совет собирается на очередные заседания один раз в год. Председательствование на заседании Совета осуществляет глава правительства (премьер-министр) государства, на территории которого проводится заседание.

Место проведения очередного заседания Совета определяется по предварительной договоренности глав правительств (премьер-министров) государств-членов.

Совет министров иностранных дел рассматривает вопросы текущей деятельности Организации, подготовки заседания Совета глав государств и проведения консультаций в рамках Организации по международным проблемам. Совет может в случае необходимости выступать с заявлениями от имени ШОС.

Совет собирается, как правило, за один месяц до проведения заседания Совета глав государств. Внеочередные заседания Совета министров иностранных дел созываются по инициативе не менее двух государств-членов и с согласия министров иностранных дел всех других государств-членов. Место проведения очередного и внеочередного заседания Совета определяется по взаимной договоренности.

Председательствование в Совете осуществляет министр иностранных дел государства - члена Организации, на территории которого проводится очередное заседание Совета глав государств, в течение срока, начинающегося с даты завершения последнего очередного заседания Совета глав государств и завершающегося датой очередного заседания Совета глав государств.

Председатель Совета министров иностранных дел при осуществлении внешних контактов представляет Организацию в соответствии с Положением о порядке работы Совета.

В соответствии с решениями Совета глав государств и Совета глав правительств (премьер-министров) руководители отраслевых министерств и/или ведомств государств-членов на регулярной основе проводят совещания для рассмотрения конкретных вопросов развития взаимодействия в соответствующих областях в рамках ШОС.

Председательствование осуществляет руководитель соответствующего министерства и/или ведомства государства - организатора совещания. Место и время проведения совещания согласуются предварительно.

Для подготовки и проведения совещаний по предварительной договоренности государств-членов могут создаваться на постоянной или временной основе рабочие группы экспертов, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с регламентами работы, утверждаемыми на совещаниях руководителей министерств и/или ведомств. Эти группы формируются из представителей министерств и/или ведомств государств-членов.

Совет национальных координаторов является органом ШОС, осуществляющим координацию и управление текущей деятельностью Организации. Он проводит необходимую подготовку заседаний Совета глав государств, Совета глав правительств (премьер-министров) и Совета министров иностранных дел. Национальные координаторы назначаются каждым государством-членом в соответствии с его внутренними правилами и процедурами.

Совет собирается на заседания не реже трех раз в год. Председательствование в Совете осуществляет национальный координатор государства - члена Организации, на территории которого будет проводиться очередное заседание Совета глав государств, в течение срока, начинающегося с даты завершения последнего очередного заседания Совета глав государств и завершающегося датой очередного заседания Совета глав государств.

Председатель Совета национальных координаторов по поручению председателя Совета министров иностранных дел при осуществлении внешних контактов может представлять Организацию в соответствии с Положением о порядке работы Совета национальных координаторов.

Региональная антитеррористическая структура государств - участников Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 года с месторасположением в городе Ташкенте (Республика Узбекистан) является постоянно действующим органом ШОС.

Региональная антитеррористическая структура (РАТС) -- постоянно действующий орган ШОС со штаб-квартирой в Ташкенте, предназначенный для содействия координации и взаимодействию компетентных органов сторон в борьбе с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом. Он имеет статус юридического лица и право заключать договоры, приобретать движимое и недвижимое имущество и распоряжаться им, открывать и вести банковские счета, возбуждать иски в судах и участвовать в судебных разбирательствах. Эти права от имени РАТС осуществляются директором Исполнительного комитета РАТС. Главные функции этого органа заключаются в координации усилий всех государств-членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом -- разработка предложений по борьбе с терроризмом, сбор и анализ информации, формирование банка данных о лицах и организациях, оказывающих поддержку преступникам, содействие в подготовке и проведении оперативно-розыскных и иных мероприятий по борьбе с названными явлениями, поддержание контактов с международными организациями. РАТС состоит из Совета и Исполнительного комитета (постоянно действующий орган). Совет, в состав которого входят руководители компетентных органов стран Организации, представляет собой руководящий орган, принимающий решения. Председатель Исполком РАТС назначается Советом глав государств.

Секретариат является основным постоянно действующим исполнительным органом ШОС и осуществляет координацию, информационно-аналитическое, юридическое и организационно-техническое обеспечение деятельности Организации, разрабатывает предложения по развитию сотрудничества в рамках ШОС и международных связей Организации, контролирует выполнение решений органов ШОС.

Секретариат возглавляется Генеральным секретарем, который утверждается Советом глав государств по представлению Совета министров иностранных дел.

Генеральный секретарь назначается из числа граждан государств-членов на ротационной основе в порядке русского алфавита названий государств-членов сроком на три года без права продления на следующий срок. С 1 января 2010г. - представитель Кыргызстана М.С. Иманалиев.

Заместители Генерального секретаря утверждаются Советом министров иностранных дел по представлению Совета национальных координаторов. Они не могут быть представителями того государства, от которого назначен Исполнительный секретарь.

Должностные лица Секретариата нанимаются из числа граждан государств-членов на квотной основе.

При исполнении служебных обязанностей Генеральный секретарь, его заместители и другие должностные лица Секретариата не должны запрашивать или получать указания от какого бы то ни было государства-члена и/или правительства, организаций или частных лиц. Они должны воздерживаться от любых действий, которые могли бы отразиться на их положении как международных должностных лиц, ответственных только перед ШОС.

Государства-члены обязуются уважать международный характер обязанностей Генерального секретаря, его заместителей и персонала Секретариата и не оказывать на них влияние при исполнении ими служебных обязанностей.

Местом расположения Секретариата ШОС является город Пекин (Китайская Народная Республика).

До 2006 года должность Генерального секретаря отсутствовала, вместо неё существовал институт исполнительного секретаря, который формально мог действовать только от имени Секретариата ШОС. Cуществует мнение в необходимости реструктуризации Секретариата ШОС в более независимый исполнительный орган, в связи с отсутствием у него на данный момент достаточного объема прав и финансирования. В то время как в ООН, НАТО, ОДКБ и других организациях исполнительные органы относительно независимы и в связи с этим способны сами разрабатывать повестку дня своих организаций, выходить с инициативами и даже способствовать принятию своих инициативных предложений руководством государств-членов, Секретариат ШОС реально не ведет оргработу, которой, по сути, занимается Совет национальных координаторов. В результате любой вопрос сотрудники Секретариата должны согласовывать с национальным координатором направившей его страны, а тот - с национальными координаторами других стран. Это не способствует созданию в Секретариате институциональной этики. Получается, что, по сути, Секретариат ШОС представляет собой не независимый орган международной организации, а коллектив, состоящий из национальных представителей.

ШОС имеет собственный бюджет, который формируется и исполняется в соответствии со специальным Соглашением между государствами-членами. Это Соглашение также определяет размеры взносов, которые ежегодно вносят государства-члены в бюджет Организации на основе принципа долевого участия.

Средства бюджета направляются на финансирование постоянно действующих органов ШОС в соответствии с вышеупомянутым Соглашением. Государства-члены самостоятельно несут расходы, связанные с участием их представителей и экспертов в мероприятиях Организации.

Решения в органах ШОС принимаются путем консенсуса. Порядок работы всех органов Шанхайской организации сотрудничества был окончательно разработан и принят в 2003 году, на московском саммите. Основные структуры организации приступили к работе с января 2004 года, после чего данное объединение функционирует в качестве полноценной международной организации.

Таким образом к моменту написания работы членами организации являются - Казахстан, Кыргызстан, КНР, Россия, Таджикистан, Узбекистан.

Государства-наблюдатели - Индия, Иран, Монголия, Пакистан.

Партнёры по диалогу - Белоруссия, Шри-Ланка.

Получавшие приглашение на саммиты глав государств ШОС - Афганистан, СНГ, АСЕАН, ООН, ЕврАзЭС, США.

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) — постоянно действующая межправительственная международная организация, основанная лидерами Казахстана, Китая, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана.

Странами-наблюдателями в ШОС на данный момент являются Афганистан, Беларусь, Иран и Монголия, странами-партнерами — Азербайджан, Армения, Камбоджа, Непал, Турция и Шри-Ланка.

Декларация о создании ШОС подписана на встрече глав шести государств в Шанхае 15 июня 2001 года.

К основным целям ШОС относятся: укрепление взаимного доверия и добрососедства между странами-участницами; содействие их эффективному сотрудничеству в политической, торгово-экономической, научно-технической и культурной областях, а также в сфере образования, энергетики, транспорта, туризма, защиты окружающей среды и других; совместное обеспечение и поддержание мира, безопасности и стабильности в регионе; продвижение к созданию демократического, справедливого и рационального нового международного политического и экономического порядка.

История создания

Свою историю Шанхайская организация сотрудничества ведет с 1996 года, когда в Шанхае главами России, Китая, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана было подписано "Соглашение о мерах доверия в военной области в районе совместной границы". После подписания этого документа появился термин "Шанхайская пятерка".

В 1997 году в Москве странами было подписано "Соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы". Эти два документа заложили механизм взаимного доверия в военной области в приграничных районах, способствовали установлению поистине партнерских отношений. Постепенно круг вопросов расширился до сфер внешней политики, экономики, охраны окружающей среды, включая использование водных ресурсов, культуры и т.д.

После включения в организацию Узбекистана в 2001 году "пятерка" стран стала "шестеркой" и была переименована в Шанхайскую организацию сотрудничества.

В июне 2002 года на Санкт-Петербургском саммите глав государств ШОС была подписана Хартия Шанхайской организации сотрудничества, вступившая в силу 19 сентября 2003 года. Это базовый уставный документ, фиксирующий цели и принципы Организации, ее структуру и основные направления деятельности.

Важным шагом в укреплении правовой базы объединения стало подписание в Бишкеке (Кыргызстан) в августе 2007 года Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве.

Деятельность ШОС

В 2006 году организация анонсировала планы борьбы с международной наркомафией как финансовой опорой терроризма в мире, в 2008 году — активное участие в нормализации обстановки в Афганистане.

Параллельно деятельность ШОС получила и широкую экономическую направленность. В сентябре 2003 года главы правительств стран-членов ШОС подписали Программу многостороннего торгово-экономического сотрудничества, рассчитанную на 20 лет. В качестве долгосрочной цели предусматривается создание зоны свободной торговли на пространстве ШОС, а в краткосрочной перспективе — активизация процесса создания благоприятных условий в области торговли и инвестиций.

Кто принимает решения в ШОС

Высшим органом для принятия решений в ШОС является Совет глав государств-членов (СГГ). Он определяет приоритеты и вырабатывает основные направления деятельности организации, решает принципиальные вопросы ее внутреннего устройства и функционирования, взаимодействия с другими государствами и международными организациями, а также рассматривает наиболее актуальные международные проблемы.

Совет глав государств-членов (СГГ) собирается на очередные заседания один раз в год. Председательствование на заседании Совета глав государств осуществляет глава государства — организатора очередного заседания. Место проведения очередного заседания Совета определяется, как правило, в порядке русского алфавита названий государств — членов ШОС.

Совет глав правительств (премьер-министров) принимает бюджет организации, рассматривает и решает основные вопросы, относящиеся к конкретным, в особенности экономическим сферам развития взаимодействия в рамках организации.

Совет глав правительств (премьер-министров) собирается на очередные заседания один раз в год. Председательствование на заседании Совета осуществляет глава правительства (премьер-министр) государства, на территории которого проводится заседание. Место проведения очередного заседания Совета определяется по предварительной договоренности глав правительств (премьер-министров) государств-членов.

Совет министров иностранных дел рассматривает вопросы текущей деятельности организации, подготовки заседания Совета глав государств и проведения консультаций в рамках Организации по международным проблемам. Совет может в случае необходимости выступать с заявлениями от имени ШОС. Совет собирается, как правило, за один месяц до проведения заседания Совета глав государств.