Как сформулировать проблему в эссе. Как выразить проблему словами

ЦЕЛЬ: научить учащихся формулировке проблемы и темы, а также порядку действий при постановке исследования. Надо сконцентрировать внимание учащихся на том, что тема – это часть проблемы, это сторона проблемы, с которой собираются её рассмотреть.

Как уже отмечалось, познание мира людьми идет по схеме: "Проблема – исследование - решение проблемы"; постановка новой проблемы - исследование - решение и т.д.[ 12,21,23].

ПРОБЛЕМА - это задача /вопрос/, требующая решения. Более полное определение проблемы выглядит примерно так: проблема это задача, суть которой в основном заключается в противоречии между существующими представлениями о процессе, явлении, веществе, предмете, событии и т.д. и реальными фактами, обнаруженными в действительности опытным путем, или благодаря более глубокому анализу рассматриваемого объекта.

Можно сказать, что проблема появляется там, где не хватает имеющихся знаний, а общественная практика требует решения возникших вопросов. В качестве примера можно привести факт появления ракет во Второй мировой войне. Гитлеровцы бомбили советские города и города союзников антигитлеровской коалиции, в том числе и Лондон. Немецкие самолеты сбивались зенитной артиллерией и потери авиации были особенно большими на лондонском направлении. Встал проблемный вопрос: нельзя ли бросать бомбы на Лондон без участия самолетов и пилотов.

Начались исследования и в конце войны ученые Германии создали ракету ФАУ-2. Проблема была решена. Но тут вряд ли мы найдем противоречие. Скорее надо говорить о появлении потребности.

Так было с появлением телеграфа, телефона и т.д.

Итак, проблема - это задача. Задача - это то, что требует решения, выполнения; цель, к которой стремятся, которой хотят достигнуть. Каждая задача состоит из условий и требования.

Чтобы выполнить требования, необходимо использовать средства, адекватные условиям задачи. Задачи /а значит и проблемы/ бывают теоретические и практические. Теоретические задачи - это объект мыслительной деятельности, требующий решения и ответа на теоретический вопрос посредством поиска условий, позволяющих обнаружить отношения между известными и неизвестными частями проблемы. Каждому человеку приходится решать разные задачи, в том числе и поисковые и познавательные.

Познавательная задача - это задание, предполагающее поиск новых знаний. Познавательные задачи не решаются по готовым образцам. Для их решения требуются догадка, творческое применение имеющихся знаний.

Проблемы вообще бывают разные: научные, производственные, экономические, финансовые, житейские, общественные, личные и т.д.

Нам необходимо рассмотреть научные, а точнее учебно-научные проблемы.

НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА - это задача, решение которой приведет к получению нового знания об исследуемом объекте.

В основных научно-исследовательских институтах отраслей хозяйства страны ежегодно разрабатывается перечень проблем, исследование которых целесообразно. Из этого перечня выбирают наиболее актуальные проблемы и, исходя из финансовых возможностей, ведут исследование.

В качестве примера научных проблем приведем некоторые из

"Сборника тем научных работ для молодых исследователей программы"Шаг в будущее"" /МГТУ им. Н.Э. Баумана/.

1.Как проанализировать работу завода в условиях рынка?

2.Каким образом повысить уровень мотивации работников фирмы?

3.Как провести анализ конкурентно- способности продукции?

4.Как идет развитие художественного конструирования в России?

5.Как осуществить визуализацию инфракрасных изображений?

6.Как провести математическое моделирование явлений физической оптики?

Нам надо разобраться с научными проблемами, которые могут исследовать учащиеся лицеев и гимназий.

Рассмотрим требования к учебно-научной проблеме.

1.Учебно-научная проблема должна быть посильной для исследования школьником, и в процессе работы над ней развивать у него начальные умения исследователя.

2.Учебно-научная проблема должна давать возможность ученику про демонстрировать отличительные признаки исследовательской работы, а именно:

Высказывание новой идеи с убедительной собственной аргументацией ее верности;

Показать, что в основе работы должны быть или эксперимент, или наблюдение, или математическая модель с убедительными расчетами;

Толковое описание добытых знаний /новых для класса, школы или новых вообще/.

К учебно-научным можно отнести, например, следующие проблемы:

1.Как воспитать потребность и привить навыки охраны окружающей среды у молодежи?

2.Какие социальные показатели лежат в основе ваших представлений о родном крае?

3.Каково состояние преступности в нашем городе? и т.д.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Что такое постановка проблемы?

Это описание условий и обстоятельств состояния области, сферы и т.п., о которой идет речь, в том аспекте /в направлении, в плоскости/, в котором хотят поднять проблему.

Например. Авторов предполагаемого исследования беспокоит представление молодежи о жизненном успехе. Авторы, как добропорядочные граждане своей страны, желают, чтобы молодые люди своим жизненным успехом, наряду с материальным благополучием, считали обретение таких качеств, как трудолюбие, честность, порядочность, стремление делать добро и т.п. Но, простое наблюдение за молодежью наводит на мысли о том, что жизненные идеалы у нее другие. Основываясь на этом рассуждении учебно-научную проблему можно сформулировать следующим образом:

"В чем заключаются представления молодежи нашего города /выпускников нашей гимназии/ о жизненном успехе?

Таким образом, "постановка проблемы" - это не что иное, как ее формулировка в виде задачи (не забывать о комплексности исследования межпредметной темы).

При постановке проблемы для того, чтобы она уложилась в сознании ученика, желательно ему проговорить ее. Он должен сказать суть проблемы, какие цели ставится достигнуть при ее решении, каков примерно план действий.

После постановки проблемы необходимо разобраться с "объектом исследования" и "предметом исследования". Такое разбирательство позволит ученику - автору исследования более ясно понимать над чем он работает.

ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ в поставленной проблеме является "молодежь нашего /например г. Королёва/ города".

ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ будет - "понимание /толкование/ молодежью нашего города жизненного успеха человека в современной России".

По смыслу "предмет исследования" совпадает с "темой исследования".

ВЫБОР ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Тема по сути дела выражает формулировку проблемы в повествовательной форме. В данном случае формулировка темы будет выглядеть так: "Представление молодежи нашего города о жизненном успехе". Темой мы более точно выражаем то, что мы собираемся исследовать.

По этому объекту мы могли бы взять и другие темы. Например, можно было взять тему: "Почему современная молодежь большой заработок считает основным критерием успеха?". Или другая тема: "Почему геройство не привлекает современную молодежь?"

Тему исследования школьник выбирает вместе с руководителем НОУ и учителем. При этом учитывается желание ученика: он должен сам выбрать то, что ему нравится исследовать.

Для выбора тем исследовательских работ по географии в 10-м классе можно поступить следующим образом.

В учебнике после каждой темы есть "Блок добывания знаний и умений". В этом блоке, в числе других, есть "творческие задания" и "контрольные вопросы". Указанные задания и вопросы можно превратить в темы исследовательских работ.

Например, /стр.16/ из творческого задания N3 можно сформулировать такую тему: "Изменения на политической карте мира в начале 90-х годов этого столетия". Или: "Различия в форме правления государствами в современном мире".

Из пунктов стр.38 можно сформулировать такие темы:

"Причины достижения Японией высокого уровня экономического развития".

"Взаимодействие общества и природы - социальная проблема". "Роль географии в решении проблем природопользования" и т.д.

Некоторые ученики захотят провести исследовательскую работу по другим предметам. В этом случае можно выбрать следующие темы.

1.Солнечный ветер и его влияние на жизнь на Земле.

2.Шкала Кельвина: - абсолютный нуль.

3.Волны вокруг нас.

4.Королев С.П. - родоначальник практической космонавтики и т.д.

БИОЛОГИЯ

1.Роль вирусов в жизни человека.

2.Нетрадиционные приемы выращивания рассады томатов для открытого грунта.

4.Перелетные птицы нашего города и т.д.

1.Современные моющие средства.

2.Современные способы очистки воды от тяжелых металлов.

3.Физико-химические взаимодействия в технике и т.д.

ЭКОЛОГИЯ

1.Эколого - социальный паспорт города.

2.Влияние выхлопных газов автомобилей на морфогенез растений.

3.Анализ качества питьевой воды в городе.

4.Очистка воздуха в школьных помещениях и т.д.

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

1.Архитектура нашего города.

2.Дизайн и озеленение помещений отдыха в нашем городе.

3.Краеведческий музей нашего города.

4.Мой любимый художник и т.д.

1.Самоуправление в России в старину и в наши дни.

2.Сравнительный анализ уровня жизни народа при социализме и в конце 20-го века.

3.Шведский социализм и русский капитализм: что они дают народу?

4.Хозяйственные реформы Ельцина Б.Н. и т.д.

ЛИНГВИСТИКА /англ. язык/

1.Сравнительный анализ распространения в мире английского и русского языков.

2.Заимствования английских слов в языке нашего города.

3.Песни на английском языке в трансляции нашего радио.

4.Сравнительный анализ русского и американского патриотизма и т.д.

ЛИНГВИСТИКА /нем. язык/

1.Распространение немецкого языка в России и других странах.

2.Экономическая терминология в современном немецком языке.

3.Институт им. И.В. Гете - его роль в изучении немецкого языка в Москве и т.д.

ЛИНГВИСТИКА /русск. язык/

1.А.С.Пушкин."Я помню чудное мгновенье-

Передо мной явилась ты”.. поэтический анализ.

2.Стилистическая норма и речевая субкультура современной молодежи.

3.Поэтика рассказов И.А. Бунина.

4.Языковый стиль эпохи, как отражение культуры народа.

5.Что такое язык?

6.Язык - это средство обозначения вещей или к тому же инструмент познания мира.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО

1.Как я воспринимаю поэзию.

2.Мои стихотворения: ...

3.Аналитические жанры в современной российской поэзии и т.д.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

1.Психологический портрет героя в романе Ф.М. Достоевского "Игрок".

2.Время и личность в исторических драмах В. Шекспира.

3.Роль женщины в обществе в понимании Л.Н. Толстого.

4.Понятие любви в романах И.С.Тургенева и в передачах современных средств массовой информации и.т.д.

ПСИХОЛОГИЯ

1.Идеальный учитель в моем представлении.

2.Как добиваются успеха люди в современной России.

3.Темы разговоров у современных старшеклассников.

4.Деловое общение раньше и сегодня и т.д.

ФИЛОСОФИЯ

1.Современная власть в России и нравственность.

2.Почему математику считают царицей наук?

3.Что такое общество в России?

4.Какова практическая важность знаний об обществе?

5.Истинность моральных суждений.

6.Как формируются эстетические суждения? и т.д.

ЭКОНОМИКА

1.Трудовые навыки людей интеллигентных и рабочих профессий - основа благосостояния страны.

2.Как государство богатеет, и почему не нужно "долларов" ему, "когда простой продукт имеет?"

3.Японское чудо: экономический и образовательный аспекты.

4.Образование и благосостояние страны и т.д.

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ТЕМАТИКА

1.Роль самообразования в становлении личности ученика.

2.Книга - основной источник самообразования.

3.Воспитание культуры слушания.

4.Как сегодня должен быть организован учебный труд школьника?

ТЕМЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ДОЛЖНЫ БЫТЬ АКТУАЛЬНЫ

1.Обоснование значимости темы для современности - это уже важный творческий акт. Надо суметь показать, что выбранная тема имеет какое-то значение для класса или для отдельного ученика и в наши дни.

2.Приведем пример обоснования актуальности темы "Свобода личности в поэзии А.С.Пушкина и современность". В работе на указанную тему во введении есть такой текст.

"Человечество всегда мечтало о свободе. Лучшие умы народов боролись за свободу, говорили и писали о ней. В наше время в России свободе личности в обществе и государстве также уделяется много внимания. Мы обрели свободу слова на митингах и собраниях, а так же свободу печати. Однако мы потеряли свободу в отношении безопасности, свободу от физического и морального насилия. В газетах часто публикуются сообщения об убийствах, грабежах и других насилиях.

На улицах и в общественных местах зачастую процветают грубость и хамство. Электронные средства массовой информации иногда транслируют откровенную ложь. Телевидение, передавая американские боевики, по сути дела пропагандирует насилие.

Таким образом, вопросы свободы личности как в духовной, так и в физической сфере в настоящее время актуальны".

ФОРМУЛИРОВКА ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.Цель исследования очень сильно связана с темой. Поэтому цель надо формулировать одновременно с формулировкой темы.

Цель обязательно надо сформулировать письменно и согласовать с руководителем исследовательской работы.

2. Приведем примеры формулировки цели исследования.

Рассмотрим, например, тему "Российские военные ордена".

В этом случае целью может быть: "Исследовать состав и обстоятельства появления военных орденов в период царствования Петра Великого".

Но для этой темы может быть и другая цель, например: "Проанализировать за какие подвиги военнослужащие царской России награждались орденами и какие льготы они имели".

Другой пример. Тема: "Отличия в форме правления государством в США и в России". Для этой темы может быть выбрана такая цель:

"Проанализировать практические отличия законодательной и исполнительной властей в США и в России".

Возьмем другую тему: "Основные языки мира". Целью для этой темы может быть: "Проделать сравнительный анализ распространения в мире английского и русского языков".

Выбор школьниками тем исследования по правоведению смотри в Приложении 1.

Логико-структурный подход и его применение для анализа и планирования деятельности Готин Сергей Валерьевич

КАК ПРАВИЛЬНО СФОРМУЛИРОВАТЬ ПРОБЛЕМУ?

Этот вопрос очень важен, поскольку неправильно сформулированные проблемы могут привести к очень общим заключениям или к очевидным выводам. Основываясь на таких формулировках, будет невозможно провести анализ.

Так какой же должна быть формулировка проблемы?

1. Проблема должна быть существующей – не той, «которая предположительно у нас появится после прохождения этапа X», а той, которая есть уже сейчас. На следующем этапе работы предлагаемая проблема будет переформулирована в гипотетическую цель, условия для достижения которой сейчас отсутствуют, а внешние условия могут измениться, и запланированная таким образом работа окажется ненужной.

В качестве иллюстрации вспомним детское стихотворение про рыбака , который, собираясь на рыбалку, попытался предусмотреть все осложнения, которые могли бы возникнуть в процессе ловли рыбы, и взял с собой массу ненужные вещей (кровать, самовар) и в придачу собаку,

«чтоб все охраняла». В результате лодка перевернулась, а коллеги, неделю вылавливавшие из реки вещи, объясняли незадачливому организатору проекта: «Послушай, чудак, ты, кто угодно, но не рыбак. Ведь для хорошего для рыбака удочка только нужна и река!»

2. Формулировка должна быть конкретной и реальной: лучше избегать общих слов и постараться дать понять заинтересованным сторонам, почему сложившаяся ситуация вас не устраивает и что вы намерены (и действительно можете) изменить.

Например, формулировка «низкий уровень жизни целевой группы» – не самая удачная для постановки проблемы. Если вы действуете в масштабе страны и распределяете бюджетные средства так, чтобы этот самый уровень жизни повысился по всем показателям – то это просто замечательно! А если ваша задача – «на общественных началах» вырастить поле картошки и раздать урожай малообеспеченным семьям, проживающим в вашем районе, то в такой ситуации формулировка «представители целевой группы плохо обеспечены продуктами питания» звучит, конечно, скромнее, но зато соответствует действительным возможностям по решению проблемы. Также неправильно формулировать проблему «целевая группа голодает»: в таком виде это простая констатация факта. К тому же, не совсем ясно, как будет устраняться причина голода.

– Не стоит использовать формулировки вида «нет чего-то» или «отсутствие чего-то» этим вы даете понять, что вам важнее не решение проблемы, а получение материальных ценностей.

Сами по себе слова «нет», «отсутствие» не являются запретными – нецелесообразно лишь их употребление в контексте «нет инструмента». Если слово «нет» участники обсуждения пытаются заменить словами «недостаточно чего-то (инструмента)», «отсутствие чего- то», эти попытки ведущий должен пресекать.

Формулировки типа «нет денег», «нет компьютера», «нет транспорта» являются некорректными. Тем не менее, формулировка «нехватка времени» вполне приемлема, потому что время не является инструментом, используемым для достижения цели. Опять же, «нет еды» – приемлемая формулировка, в отличие от «нет автомобиля».

Если же наличие какого-то инструмента – действительно необходимое условие для решения проблемы, ведущий должен побудить аудиторию переформулировать проблему. Наводящим вопросом может быть такой: «Какая проблема решится с появлением этого инструмента?»

3. Избегайте слишком общих, глобальных проблем («бездуховность общества», «глобальное потепление» и т.п.).

4. В формулировке должна присутствовать только одна проблема. Распознать тот факт, что формулировка содержит в себе несколько проблем, можно по словам «потому что…» или «для того, чтобы.».

Пример: «Дети не хотят играть во дворе, потому что там нет детской площадки» надо разбить на две проблемы: «дети не хотят играть во дворе» и «во дворе нет детской площадки».

5. Избегайте излишней детализации. Не стоит записывать проблемы каждого из многочисленных членов целевой группы – наш проект в какой-то мере универсален (направлен на всю группу) и долгосрочен.

6. Проблемы не должны дублироваться. Если две проблемы близки по смыслу, их надо объединить вместе либо, если участники обсуждения не согласны, уточнять формулировку до тех пор, пока не станет очевидным различие между проблемами. Следить за отсутствием «дубликатов» – обязанность ведущего.

Пример: Две проблемы: «Дети летом предоставлены сами себе» и «Летом детьми никто не занимается». Если участники не соглашаются объединить проблему в одну, то стоит предложить переформулировать их в «равнодушное отношение к происходящему во дворе со стороны прохожих и жителей дома» и «родители не уделяют должного внимания ребенку в семье».

Качественно провести этап формулирования проблем помогут ответы на следующие вопросы:

В чем состоит проблема с точки зрения целевой группы?

Почему необходимо осуществление планируемой деятельности с точки зрения целевой группы?

В чем состоят причины возникновения проблемы с точки зрения каждой из заинтересованных сторон?

Какие могут быть последствия существования проблемы с точки зрения каждой из заинтересованных сторон?

Почему целевая группа не может решить проблему самостоятельно? Что мешает это сделать? Почему необходима помощь? Какой она должна быть?

Какие организации уже занимались этой проблемой?

Роль ведущего. Не только на этом, но и на остальных этапах анализа ведущий должен периодически напоминать группе участников о той цели, ради которой они собрались: «Мы – это те люди, которые лучше всех знают основную проблему, поэтому именно мы можем все вместе, усилиями всей группы ее описать». Если это не так, то мы допустили ошибку на этапе анализа заинтересованных сторон, и составленный перечень надо срочно пересмотреть.

Если в процессе обсуждения окажется, что надо добавить одну или более «забытых» заинтересованных сторон – сделайте это незамедлительно: это повлияет на ход анализа только положительным образом.

Однако стоит постараться избежать ситуации, когда большая часть собравшихся имеет отдаленное представление об основной проблеме (зато с ними приятно пообщаться), и вы медленно, но верно понимаете, что в перечне заинтересованных сторон надо заменить большую часть.

Часто участники обсуждения «зависают» на одной из проблем, утверждая, что ее решение невозможно либо, наоборот, вместо того, чтобы предложить формулировку проблемы (например, «отсутствие условий для игр детей»), предлагает в той или иной форме варианты ее решения («нет детской площадки», «надо поставить детскую площадку»). Ведущий должен побудить участников переформулировать эти утверждения, задавая вопросы вида «Какую проблему это решит?» либо, в самом худшем случае, отдельно фиксировать такие утверждения для того, чтобы позже к ним вернуться и еще раз попытаться переформулировать их или использовать при определении других проблем.

Если проблем высказано слишком мало, надо идти по пути детализации проблем (естественно, в разумных пределах).

Теперь вернемся к участникам обсуждения. Они описывают стоящие перед ними проблемы, которые, возможно, решит либо, наоборот, обострит планируемая деятельность. Сейчас участники должны учитывать только свои собственные интересы либо интересы сторон, которые они представляют. Напомним, что все проблемы записываются на карточках (одна проблема на одну карточку) и крепятся около соответствующих заинтересованных сторон либо связей на Схеме анализа заинтересованных сторон. В процессе сформулированные проблемы обсуждаются, корректируются (в случае необходимости), группируются однотипные проблемы.

Затем карточки снимаются и размещаются на подготовленном пространстве – на стене, полу или большом листе бумаги.

В случае с нашим примером, список проблем может быть таким:

Дети не могут играть во дворе дома.

Родителям приходится далеко ходить с детьми.

Дети уходят далеко от дома.

Детей тяжело контролировать.

Во дворе негде играть.

Во дворе запарковано много машин.

Во дворе ездит много машин.

Детям опасно играть во дворе.

Грязный воздух.

Двор загрязнен строительным и бытовым мусором.

Нет зеленых насаждений.

Детская площадка быстро пришла в негодность.

Играть на площадке опасно.

Двор грязный.

Поступает много жалоб в ЖЭС на то, что детям негде играть.

Подростки собираются в подъездах.

Подростки мусорят в подъездах.

Двор загрязнен собаками.

Двор загрязнен алкоголиками.

В подъездах темно.

Подростки бьют лампочки.

Кто-то выкручивает лампочки в подъездах.

В темный подъезд страшно заходить.

Участковому поступают многочисленные жалобы на подростков.

А вот как будут выглядеть карточки с формулировками проблем, сгруппированные в соответствии со Схемой анализа заинтересованных сторон (Рисунок 3) относительно каждой из групп интересов:

Рисунок 4. Пример размещения проблем на схеме анализа заинтересованных сторон

Теперь, когда все проблемы сформулированы, можно перейти к этапу анализа – построения причинно-следственных связей и «дерева проблем».

Из книги Продажа товаров и услуг по методу бережливого производства автора Вумек Джеймс

Аутсорсинг и офшоринг: не тот ответ не на ту проблему Мы считаем, что применение бережливого подхода может дать превосходные результаты. Вместо того чтобы оценивать работу по затратам на исправление одной и той же постоянно возникающей ошибки, сторонники бережливого

Из книги ВВЕДЕНИЕ В ОБЪЕКТИВНЫЙ НАЦИОНАЛИЗМ (ЧАСТЬ II) автора Городников Сергей

Взгляд без эмоций на эмоциональную проблему Наших патриотов мучил и мучает вопрос объединения с Украиной, - причём главный аргумент этому объединению видится им в общих восточнославянских и исторических корнях. Очевидно, ничего кроме братания народов такой подход

Из книги Психология бизнеса: управление эмоциями автора Автор неизвестен

НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ Иногда для того, чтобы найти новый способ решения проблемы, нужно посмотреть на нее с новой и в чем-то, может быть, непривычной точки зрения. Например, несмотря на то, что любой предприниматель начинает бизнес в первую очередь для того, чтобы

Из книги Разговор по существу: искусство общения для тех, кто хочет добиваться своего автора Скотт Сьюзан

Сформулируйте проблему Всякий раз, когда у кого-нибудь из членов команды возникает вопрос, на который он хотел бы получить отклик, подготовка презентации вопроса до встречи помогает предотвратить непоследовательное или неполное объяснение проблемы. Кроме того, группа

Из книги Сознательный капитализм. Компании, которые приносят пользу клиентам, сотрудникам и обществу автора Сисодиа Раджендра

Делать то, что правильно, потому что это правильно Сознательный бизнес придерживается простого, но эффективного правила: верные действия во имя правильных целей обычно со временем приводят к хорошим результатам. Если мы слишком «лелеем результат», как говорил Будда,

Из книги Аттестация персонала – путь к взаимопониманию автора Брижитт Сиван

Как сформулировать задачу? Задача формулируется исходя из шести компонентов:1. Субъект действия: кто должен выполнять задачу;2. Само действие: что субъект должен делать для ее выполнения;3. Итог действия: ожидаемый результат;4. Сроки выполнения;5. Информация

Из книги Визуализируй это! Как использовать графику, стикеры и интеллект-карты для командной работы автора Сиббет Дэвид

Включаемся в работу и изучаем проблему Включайся в работуПо-настоящему рабочая атмосфера возникает, когда люди начинают обсуждать цель встречи. Нужно погрузиться в новую информацию, перетасовать идеи. На деле никто не увидит систематики в рабочем материале до тех пор,

Из книги Генератор новых клиентов. 99 способов массового привлечения покупателей автора Мрочковский Николай Сергеевич

Задание 5. Сформулировать миссию компании и уникальное торговое

Из книги Как заключить любую сделку автора Шук Роберт Л.

Решите проблему, а не создавайте новую Работа продавца состоит в том, чтобы решать проблемы. Но когда вы не можете заключить сделку после того, как продемонстрировали все достоинства вашего товара, то тем самым только создаете новую проблему. В таких случаях рекомендую

Из книги Пора проснуться. Эффективные методы раскрытия потенциала сотрудников автора Клок Кеннет

Шаг 1. признайте и примите проблему Признайте существование проблемы и примите это как факт. Сформулируйте ее как можно точнее и комплексно, как она того требует. Определите вызвавшие ее причины и отделите их от человека, который причастен к проблеме. Проясните скрытые

Из книги Креативный подход в командной работе автора Нуайе Дидье

Решаем проблему в три приема

Из книги Легко не будет [Как построить бизнес, когда вопросов больше, чем ответов] автора Хоровиц Бен

Способность внятно сформулировать видение будущего – отличительная черта Стива Джобса Способен ли лидер сформулировать увлекательное, динамичное и притягательное видение будущего? Что еще важнее, способен ли он это сделать, когда вокруг все рушится? В частности, в

Из книги Психология лидера автора Менегетти Антонио

9.1. Три взгляда на проблему Любую проблему можно рассмотреть в трех плоскостях: объективной, отношенческой и экономической.Проблема объективна всякий раз, когда трудноразрешимая задача встает перед субъектом, словно стена, готовая обрушиться на него, и он не может

Из книги Достижение целей: Пошаговая система автора Аткинсон Мэрилин

Коуч просит клиента сформулировать, в чем заключалась для него польза сессии? Какова была для вас ценность этой сессии? Что вы извлекли для себя из нашей

Из книги Геймшторминг. Игры, в которые играет бизнес автора Браун Санни

Обрисуй проблему ЦЕЛЬ ИГРЫКаждый день мы расставляем по приоритетам проблем, с которыми приходится сталкиваться. Неопределенные или неправильно понимаемые проблемы с трудом проходят внутренние фильтры, определяющие, что важно, а что не очень. И как следствие, остаются

Из книги Отвлекающие факторы, или Почему наши планы идут под откос автора Джино Франческа

Смотрите на проблему шире Другими словами, в любой ситуации пытайтесь воспринимать общую картину и осознавать роль других людей в ней. Чтобы взглянуть на проблему шире, перестаньте фокусироваться на одной части и, принимая решение, учитывайте всю доступную информацию,

Формулировка проблемы

Анализ и методы интерпретации

Методы сбора данных

Формулировка проблемы

Анализ проблемы

Одна из наиболее трудных стадий в решении проблемы – переход от ощущения дискомфорта͵ от ситуации, где ʼʼчто-то причиняет вредʼʼ, к той, в которой мы имеем четко сформулированную проблему. Стремление к ясному пониманию проблемы может часто вести к ее неадекватной оценке . Такая неадекватность может иметь две крайности: чрезмерно упрощенное либо, напротив, чрезмерно усложненное представление реальной проблемы (рис. 40).

Рисунок 40. - Формы проявления и причины неадекватности оценки проблемы

При первом столкновении с проблемой вполне естественной является потребность знать и понимать ее, иметь контроль над довольно неясной и неопределœенной ситуацией. Здесь проявляется тенденция локализации или упрощения представления ситуации из-за поспешных определœений. Концентрируясь на общепризнанной потребности определœения проблемы ясным и точным способом, мы можем часто упустить из виду более основополагающую проблему . Анализируемая проблема должна быть лишь формой проявления другой фундаментальной проблемы . И именно на выявление этой фундаментальной проблемы и крайне важно направить усилия.

Другая крайность – усложненное представление проблемы . Причиной этого должна быть низкая квалификация ЛПР, наличие большого числа регламентирующих ограничений.

Ощущение проблемы и ее формулировка - ϶ᴛᴏ творческий процесс . По крайней мере он должен быть таким. Это требует от ЛПР образного и исследовательского мышления. Необходимо дать ответы на множество вопросов: что, если..., и (или), почему. Первостепенное значение имеет способность ЛПР выдвигать новые идеи, гипотезы или хорошо организовать выдвижение идей другими работниками организации. Не менее сложно обеспечить процесс отклонения неплодотворных идей. При этом требуется, с одной стороны, сконцентрироваться на решении конкретной проблемы. С другой стороны, очень важно не упустить существенных возможностей из-за чрезмерного ограничения, упрощения проблемы.

Определœение проблем является творческим процессом. Менеджеры, которые не способны подойти к проблеме творчески, могут:

· не распознать истинный характер некоторых проблем,

· оказаться не способными своевременно предвидеть вероятные последствия.

В такой ситуации ответственные за организацию принятия решения и действия по его реализации стоят перед задачей:

· концентрации творческой деятельности на распознавании и формулировке проблем,

· усиления аналитического характера процесса определœения проблем и их перевода на организационный язык, чтобы решения могли быть приняты,

· определœения объёма ресурсов, которые целœесообразно направить на реализацию решения.

При решении долговременных и стратегических проблем целœесообразно введение специалиста по управленческим решениям в группы, определяющие проблемы . Потребность в связи между творческим и аналитическим аспектами в принятии операционных решений возникает очень часто. По этой причине эти два навыка должны быть развиты в одном и том же лице или группе, которые занимаются разработкой решений.

Четкая формулировка проблемы при появлении дискомфорта͵ нахождение фундаментальной проблемы за проблемой очевидной – самый важный момент в фазе определœения проблемы.

Понимание проблемы включает :

· Определœение существующего положения вещей, имеющейся ситуации. Даже о самых очевидных и общепризнанных установках и процедурах в организации крайне важно задавать вопрос ʼʼпочему?ʼʼ.

· Способность видеть более широкую картину, чем очевидное и непосредственно воспринимаемое. Понимание проблем – очень контекстный процесс, который включает наблюдение как ʼʼлесаʼʼ, так и ʼʼотдельных деревьевʼʼ.

· Готовность изучать будущее. Определœение проблем прежде, чем они станут кризисами, часто означает, что они бывают рассмотрены и решены без существенных негативных последствий для организации.

Основные элементы понимания проблемы приведены на рис. 41.

Рисунок 41. - Основные элементы понимания проблемы

Основными стадиями понимания контекста проблемы являются сбор данных и их анализ, интерпретация и формулировка варианта определœения проблемы в анализируемом контексте. Рассмотрим эти стадии.

1. Сбор данных относительно прикладной области. Типология данных должна быть проведена по ряду признаков, в частности:

· по степени общности – общая либо детальная информация,

· по степени достоверности – ʼʼтвердый фактʼʼ либо мнения, оценки, субъективные и даже спорные. Эта информация используется для построения картины проблемы.

2. Анализ и интерпретации данных для нахождения самой проблемы, ее основной причины, проявлений и последствий. Простой анализ может включать подсчет частоты наступления определœенного события в определœенные интервалы времени. Более сложный анализ может потребовать, к примеру, создания определœенной модели. Это должна быть аналоговая модель, представляющая данные другим способом, к примеру, в виде графика, или более сложная, с использованием специального математического аппарата. Главное требование к выбору методов анализа данных – улучшение нашего понимания ситуации и решаемой проблемы.

Рассмотренные выше две стадии не всœегда четко разграничены и полностью последовательны. Это обусловлено рядом причин. В процессе сбора данных трудно обеспечить полную беспристрастность. По этой причине на данной фазе невозможно полностью исключить анализ. В ходе анализа должна быть выявлена потребность в дополнительных данных. Целœесообразно двигаться от сбора данных к их анализу и интерпретации, от вопроса ʼʼчто?ʼʼ к вопросу ʼʼпочему?ʼʼ.

Формулировка проблемы - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Формулировка проблемы" 2017, 2018.

Для тех, кому совсем худо - 2

Л. С. Соколова, С. П. Белокурова учителя русского языка и литературы, Санкт-Петербург

1. Как сформулировать проблему?

    Внимательно прочитайте текст и подумайте, ради какой идеи (мысли, концепции) тратил усилия автор? Что он хотел сказать? Нашли? Попробуйте задать к этому тезису вопрос – он и будет проблемой текста, сформулированной в вопросительной форме. Можно сформулировать проблему, используя конструкцию с родительным падежом: проблема чего? – влияния…, ответственности..., роли… и т. п.

    Проблема должна быть взята более крупно, чем просто частный случай, описанный автором (проблема милосердия, нравственного выбора (между чем и чем), социальной справедливости, жестокого отношения (к чему или кому?), одиночества, цели и смысла (жизни, писательского труда и тому подобное), сложности жизни, роли (книг, музыки, природы и т. п.) в жизни человека и др. Как правило, описанный случай для автора – повод для размышлений или иллюстрация к размышлениям о проблеме. Об этом следует помнить. Но при этом нельзя формулировать проблему очень общо: проблема человека, проблема добра и зла. Проблема должна быть сформулирована достаточно узко, но при этом не сведена к конкретному примеру, приведенному в исходном тексте.

    Слово "проблема" (или "вопрос") обязательно должно прозвучать в тексте. Причем не надо путать проблему с авторской позицией. Позиция обозначается как тезис (законченное предложение), а проблема формулируется либо как вопрос, либо сочетанием слова «проблема» с существительным в родительном падеже.

2. Как прокомментировать текст?

    Комментарий – это не пересказ, не сплошное цитирование. Чтобы прокомментировать текст, вы должны понять, что делает автор, чтобы заставить читателя задуматься над тем или иным вопросом.

    Важно заявить и прокомментировать одну и ту же проблему, а не разные – автор в тексте может поднимать несколько проблем, вам важно говорить только об одной.

    Поразмышлять над некоторыми вопросами, связанными с прочитанным текстом: Важно анализировать текст с точки зрения обозначенной вами проблемы и тех ее аспектов, которые позволят вам сформулировать позицию автора. Здесь важны слово, образ, деталь, жизненный материал, на котором строится рассуждение, опора на авторитетное мнение (цитаты). Возможны следующие варианты работы:

    1) Если текст художественный и есть сюжет, обязательно 1-2 предложениями передать суть сюжета. Далее можно ответить на следующие вопросы:

      От чьего лица ведется повествование (не нужно ставить знак равенства между героем-рассказчиком и автором исходного текста)? Почему автор привлекает именно этот материал для иллюстрации своей точки зрения? Типична ли ситуация, изображенная автором? На какие факты, детали важные с точки зрения обозначенной проблемы автор обращает внимание? Почему? Какое это производит впечатление на читателя? Что вы как читатель отметили в повествовании? С каким настроением пишет автор? (грустная ирония, сарказм, печаль, грусть, радость и т. п.) Нужно указать, в чем это проявляется (желательно основываться на выборе писателем (или публицистом) конкретных слов, деталей). Почему герой (повествователь) поступает именно так? Как этот поступок помогает понять позицию автора?

    2) Если текст публицистический или научный, то можно ответить на следующие вопросы:

      Что делает автор, чтобы читатели поняли его точку зрения (какой жизненный (научный) материал привлекает)? Как автор строит доказательства (сопоставление, противопоставление фактов (позиций), цитирование, подчеркивание важных деталей)? Что именно вы как читатель отметили в повествовании (авторская интонация, ирония)? Что показалось вам странным, неожиданным? Как автор подводит читателя к пониманию его точки зрения?

    Обратите внимание, что нужно комментировать проблему, отраженную в тексте, а не просто текст и его темы и не просто проблему в отрыве от текста.