Как правильно поминать на радоницу. Молитвы об усопших

В 2019 году Радоница (родительский день) приходится на 7 мая – во второй вторник после Пасхи. Это особый день, который вызывает благоговейные чувства перед ушедшим человеком.

Как поминать усопших на Радоницу правильно — в церкви и дома? Само желание помянуть, отдать дань уважения усопшему вполне естественно и понятно. Ведь не секрет, что поминальные обряды существуют во всех культурах мира, да и идут они из глубокой древности.

Как правильно поминать усопших на Радоницу по православной традиции? И какие народные обычаи не одобряются церковью? На эти вопросы существуют подробные ответы – они рассмотрены ниже.

Культура поминовения изобилует различными традициями, поверьями и обрядами. Некоторые из них имеют прямое отношение к церкви, в том числе православной. А есть еще и другие – народные, след которых теряется с незапамятных времен (их иногда еще называют языческими).

Если мы говорим о том, как правильно поминать усопших на Радоницу именно по православной традиции, можно сказать так. Сначала приходим на богослужение, затем посещаем кладбище, а самое главное – совершаем молитву и подаем милостыню.

Нужно ли посещать церковь на Радоницу

К сожалению, мы не всегда можем попасть в церковь даже в день Радоницы, и на то есть масса объективных причин. Но лучше все же заранее спланировать свое время так, чтобы посетить службу.

Может статься, что наш близкий и не был православным (а возможно, и не верил в Бога). Но это не значит, что он не имеет права на светлую память – последнее право любого человека.

Ключевое отличие состоит только в том, что за православных в храме подают записку, в которой указывается имя усопшего. Достаточно написать только имя, причем желательно – по старославянскому стилю. Например, не «Сергей», а «Сергий», не «Таня», а «Татиана» и т.п.

Как поминать и что делать в храме

Наутро, после Божественной литургии, служат родительскую панихиду. Это полное поминовение всех усопших крещеных православных – батюшка поминает все имена, которые были поданы в записках (в крупных церквях лучше принести ее накануне вечером). Вот почему нередко эту панихиду называют также вселенской, подчеркивая тем самым масштаб службы: память обо всех верующих.

УСОПШИЙ ИЛИ УМЕРШИЙ?

Интересно, что церковь и многие люди говорят о поминовении именно усопших, а не умерших. И если вдуматься, можно ли найти какую-то разницу? На самом деле этот вопрос имеет свой глубокий, даже существенный смысл.

Умершим называть человека не вполне корректно, и вот почему. Согласно церковным представлениям, смерти подвластно только тело, вот его-то и можно называть умершим.

Но сам человек – это душа живая, бессмертная. Что и доказал Христос своим воскресением. Поэтому мы поминаем не умершего, а усопшего близкого – того, кто ушел только на время.

Встает вопрос: а если усопший не крещен, надо ли посещать службу? Ответить на него каждый может только сам. В любом случае поступать нужно по совести, и если в посещении храма нет искреннего желания, то против воли идти не стоит. Здесь можно обратить внимание на общие рекомендации.

Например, на то, что если человек находится в собрании верующих, ему гораздо легче успокоить свои мысли. Это особенно важно для тех, кто совсем недавно понес тяжесть утраты. Двери церкви открыты для всех – почему бы и не воспользоваться такой возможностью в святой день Радоницы?

Как вести себя на кладбище

Вполне понятно, как поминать усопших на Радоницу в церкви. Другое дело – как это сделать на кладбище? На родительский день принято непременно посетить могилу и навести там полный порядок.

Возможно, лучше даже приехать за день до того. Особенно, когда предстоит много работы – заменить или покрасить оградку, подкрасить крест, очистить холмик от травы, положить искусственный газон, вымыть памятник и т.п.

Однако само поминовение усопших близких допускается никак не раньше второго вторника после Пасхи – т.е. именно на Радоницу. По православной традиции по мере приближения к могиле нужно зажечь свечу, после чего прочитать акафист или молитву, как подскажет сердце.

Мысленно ли это делает человек, вслух ли – дело его. Опять же главное – это искренность и личное желание. Ну а после молитвы можно навести полный порядок на месте и побыть немного в молчании.

Скорбные чувства охватывают в такие минуты – горечь утраты, возможно, даже обида, душевная рана. Но мир не черно-белый, и есть в нем бесконечное множество разных тонов и полутонов. Светлая волна Радоницы тоже, несомненно, дает о себе знать. Человек бессмертен, и однажды он воскреснет.

Конечно, нам не стоит предаваться безмерной скорби – жизнь сильнее смерти, и это уже давно показал Христос. Столь светлый отголосок Пасхи дает о себе знать даже в эти минуты.


Как правильно поминать усопших: молитва

Часто люди задаются и вопросом о том, нужно ли молиться за усопших? Ведь их уже нет с нами, и есть ли им польза от нашего поминания? Ответ здесь однозначный – да, молиться, подавать милостыню, поминать близкого непременно нужно.

Может показаться, что мы делаем это как будто для себя – чтобы утешиться и отвлечься от грустных раздумий. Если в этом и есть доля правды, то пусть так.

Но и для души покойного наше поминовение имеет смысл. Дело в том, что это единственный канал, который связывает человека с миром потусторонним. Мы же, например, молимся Христу, которого физически нет на земле уже почти 2000 лет. Но твердо верим, что дух его жив – с ним мы и общаемся.

С умершими общаться напрямую нельзя, а вот произнести молитву за них можно практически в любой день и в любое время. Когда мы поминаем усопшего, это значит, что мы пытаемся помочь его душе.

И разумеется, основное внимание следует уделить именно духовному, что понятно даже на интуитивном уровне. Этому же учит и церковь.

Какие молитвы об усопших нужно читать

Также вопрос о том, как правильно поминать усопших на Радоницу, связан и с конкретными молитвами, которые произносят на кладбище, в церкви или дома (как подскажет сердце). Вот несколько примеров того, как именно можно молиться.

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Вот как нужно молиться детям о своих умерших родителях:

А вот так молятся родители о покойных детях:

А так молятся о погибших при исполнении воинского долга:

Вот еще пример заупокойной молитвы —

Конечно, человек может произносить и свои собственные слова. Нет никакого греха в том, что каждый будет молиться ровно так, как он чувствует. Не существует «неправильных» молитв – есть только искреннее сердце и наша совесть.

Как поминать неверующих и самоубийц

Это еще один весьма деликатный вопрос, связанный с тем, как поминать усопших на Радоницу. Конечно, эти две группы людей никоим образом нельзя объединять в одну.

Судьбы складываются по-разному: может ли кто-то обвинить человека в том, что у него были другие взгляды? И кто из нас знает, как было тяжело тому, кто когда-то наложил на себя руки?

Поэтому церковь учит, что хотя подавать записки за неверующих, а также самоубийц нельзя, но молиться о них – можно и нужно. А еще – подавать милостыню.

Здесь важно понимать, что такими действиями мы не только поминаем человека, но и помогаем его бессмертной душе, лишиться которой невозможно. Да, может быть, кто-то вел и не совсем праведную жизнь, и грех увел его от Бога. Но это не значит, что человек исчез в небытие. Душа его жива, а значит – мы можем и должны помянуть ее светлую память.

Молитва за самоубийцу

О тех, кто добровольно ушел из жизни, молятся так (Молитва за самоубийцу от преподобного старца Льва Оптинского):

“Помилуй, Господи, душу раба (рабы) Твоего (Твоей) /имя/, отшедшего в жизнь вечную в отступлении от святой Твоей Православной Церкви. Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет Святая воля Твоя”.

Также святые старцы рекомендовали почаще обращаться к Божьей Матери с просьбами о помощи самоубийце и читать молитву ” …” (столько раз, сколько есть силы: от 30 до 150 раз в день). В начале и в конце этого правила прибавляют просьбу к Богородице о помощи душе умершего человека.

Молитва об упокоении некрещеного человека

О тех, кто умер некрещеным или без покаяния (или отлученным от церкви), молятся Преподобному Святому Паисию:

Молитва на Радоницу — для всех людей

Молиться можно и нужно за всех людей. Христос неоднократно учил о том, что у Бога не бывает «лишних» людей – он прощал грехи всем нуждающимся, не разбирая лиц.

Однажды Спаситель сказал:

«Приходящего ко мне не изгоню вон» (Иоанна 6:37).

Это говорит о том, что в божественных глазах нет таких, на ком можно просто поставить крест и сказать: «падший». Вот почему молитва и милостыня – это способы поминовения, которые можно применять в отношении ВСЕХ людей.

Как правильно подавать милостыню

И конечно, почти все знают, что лучший способ помянуть – это подать милостыню. Здесь возникает сразу много вопросов: как, кому, что подать?

А вот обратить внимание на людей пожилых, сирот, одиноких женщин с детьми было бы неплохо. Вдруг они разуверились в добрых делах и думают, жизнь – это сплошная борьба без светлых просветов?

Подавать можно и знакомым, и незнакомым. Причем под милостыней можно понимать больше, чем просто монетка в стакане или подаренная пасочка с яйцами.

На деле это любая помощь, благое дело, которое действительно выручает человека. Например, если родственник умер от алкоголизма, почему бы не помочь страдающему этой болезнью? Возможно, это и будет первый шаг к выздоровлению – тогда вы станете для такого человека вторым родителем.

Подавать ли сомнительным людям — комментарий батюшки

Часто люди не подают милостыню потому, что беспокоятся, не будет ли она употреблена во вред – попросту потрачена на алкоголь. Священники считают, что сделать пожертвование можно для любого человека. Если же есть подозрения, что он просто неправильно использует вашу доброту, подайте дар в виде продуктов питания и других предметов первой необходимости.

Святитель Иоанн Златоуст так говорит о пользе поминовения милостыней:

Есть, есть, братие, средства облегчить мучения души грешника, если захотим. Если мы будем творить частые молитвы о нем, если будем раздавать милостыню, то хотя бы он и не был достоин милостей Божиих, но нами Бог умолен будет.

Если Он ради Павла других спас, если ради других пощадил многих, как же ради нас Он не сделает того же? От имений его, от собственных стяжаний, откуда восхощь, помоги. Чем большим грехам повинен брат твой, тем больше требует милостыни за себя.

Милостыня может быть разнообразной- и деньгами, и едой, и в том, что вы раздадите неимущим одежду усопшего.

Усердная помощь ближним, окружающим тебя людям также умилостивляет Господа нашего Иисуса Христа и вменяется Им как милостыня за усопшего.

Вот, например, комментарий иерея Алексея Шляпина — настоятеля церкви великомученика Димитрия Солунского (деревня Ивакино Можайского района Московской области:

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Еще константинопольский архиепископ Иоанн Златоуст, живший в 4-5 вв. н.э., говорил о том, что молитва и милостыня имеют гораздо больше пользы для покойного, чем его роскошное погребение. Конечно, нет греха в том, что близкие умершего нашли желание и возможности, чтобы похороны прошли достойно. Но самое главное – это духовная помощь ушедшей душе.

«Роскошное погребение не есть любовь к умершему, но тщеславие. Если хочешь соболезновать об умершем, покажу тебе иной способ погребения и научу тебя полагать ризы, убранство, достойное его и прославляющее: это милостыня».

Что нельзя делать на Радоницу

Мы можем найти не так уж и много житейских ситуаций, когда церковь занимает достаточно определенную, даже категоричную позицию по запретам тех или иных действий. Случай с Радоницей полностью подходит под это описание. Да, мы знаем довольно много народных представлений о «правильных» поминках, но христианские взгляды здесь существенно отличаются.

Пища и водка на кладбище

Православие не считает нужным организовывать поминки, как принято в народе, с помощью пищи и алкоголя, которые приносят и ставят на могиле. Эта традиция имеет давние языческие и отчасти советские корни — тогда на месте захоронения погибших воинов ставили граненый стакан водки, на который клали кусочек хлеба. В самом этом жесте нет ничего предосудительного, ибо люди таким образом выражают свое уважение – они поминают близкого человека.

С другой стороны, не секрет, что если рюмка налита, ее непременно кто-то выпьет. Возможно, алкоголь употребит сам наливший, а после поминовения на могилу вообще может заглянуть посторонний человек. К тому же на еду могут прибежать собаки или хуже того – крысы.

Получается, что мы стараемся поступить от всего сердца – помянуть человека, отдать ему последнюю дань уважения. Но последствия использования пищи и особенно алкоголя (к тому же крепкого) на могиле не вполне соответствуют нашей благородной цели.

Впрочем, это не лишает возможности пожертвовать всю еду нуждающимся, которые могут быть в том числе и на кладбище. Отдайте яйца и пасочку любому человеку, как подскажет сердце. Возможно, он и сам об этом попросит, а может быть, все будет понятно и без слов – это самая удобная ситуация.

Конкретных рекомендаций и правил тут нет, вот только одно условие: милостыня подается от чистого сердца. И конечно, речь не идет об алкоголе. Мы ведь говорим о нуждающемся, о его насущной потребности. А алкоголь, как ни крути – это ложная потребность, то, без чего вполне можно прожить здоровым и счастливым, и тем более в день Радоницы.

Официальные представители православной церкви охотно делятся своей точкой зрения о том, как правильно поминать усопших на Радоницу. Священники единодушны в том, что традиция поминовения с алкоголем и оставлением на могиле еды не имеет отношения к православию.

Поэтому если есть желание правильно помянуть усопшего человека, то будет разумно прислушаться к точке зрения православной церкви.

Как правильно поминать усопших дома

Это еще один вопрос, который часто задают в связи с тем, как правильно поминать усопших на Радоницу. Конечно, в народе живет и, очевидно, долго будет жить обычай устраивать поминальный стол, на котором присутствует в том числе и алкоголь. Нередко получается так, что водку начинают принимать на могиле, после чего продолжают питие уже дома.

Разумеется, горячительный напиток расслабляет человека. В результате, хочет он того или нет, контроль над собой начинает постепенно слабеть. Ситуации могут быть всякими – кто-то скажет лишнее, кто-то отреагирует на замечание с некоторой обидой.

Конечно, это ситуации воображаемые, но ведь они могут стать и реальными. Не говоря уже о том, что спиртное веселит и тело, и душу. А эта энергетика уж точно полностью противоречит скорбному дню Радоницы.

Мир живых и мир мертвых отделен барьером, но однажды каждый из нас преодолеет его. К этому вечному закону природы можно относиться по-разному. Однако в любом случае бессмертная суть человека, та самая неуничтожимая частичка продолжает жить. Имя ей – душа.

И мы именно ее и поминаем как на Радоницу, так и в другие дни, как подскажет нам сердце. А чтобы не омрачить память усопшего, будем действовать по-христиански и, если угодно, по-человечески: это и есть главный ответ на вопрос о том, как правильно поминать усопших родных.

Радоница.Как правильно поминать усопших

Как правильно поминать усопших
«Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц - нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», - пишет святитель Иоанн Златоуст.
Молитва за усопших - это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.
По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике - все это дань традициям, пусть и благочестивым.
Но вечно живая душа почившего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога.
Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего - долг всякого православного христианина.
Особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.
Прежде чем посетить кладбище, кому-либо из родственников следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами).

После Литургии нужно отслужить панихиду.
Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.

Сразу после смерти принято заказывать в церкви сорокоуст, чтобы в течение первых сорока дней новопреставленного ежедневно сугубо поминали. Особо отмечаются третий и девятый дни, когда, по учению Церкви, душа предстаёт небесному Престолу, и сороковой – когда Господь выносит временный приговор, определяя, где душа будет находиться до Страшного Суда. В эти дни нужно усердно молиться за усопшего, а после этих дней чаще подавать записки на Литургию и панихиду. Панихида – заупокойное богослужение, которое можно совершать как до погребения, так и после.

Умершие за себя молиться не могут, они ждут наших молитв.Больше всего душа нуждается в них первые 40 дней, пока она проходит мытарства и совершается частный суд. Надо во всех, сколько это возможно, храмах заказать сорокоуст – поминовение на 40 дней, каждый день подавать на панихиду, поминать на Псалтири, давать милостыню и просить помолиться за эту душу. Так, постоянно поминая, с помощью Церкви, можно вымолить душу даже из ада.

Церковь не молится только за самоубийц.

Поминовение умершего в третий день после его смерти Церковь совершает в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.

В девятый день – в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и представителя к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившемуся.

Поминовение в сороковой день совершается в память Вознесения Иисуса Христа на сороковой день по Воскресении Своём.

Годовщина смерти христианина – это день рождения для новой, вечной жизни. Она всегда отмечается в кругу близких и родных покойного.

Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники.

По церковному преданию, на протяжении сорока дней после смерти душа умершего готовится к Божьему суду. С первого по третий день она пребывает в местах земной жизни почившего, с третьего по девятый ей показываются райские обители, с девятого по сороковой – мучения грешников в аду. На сороковой день совершается решение Божие, где будет находиться душа умершего до Страшного Суда.

Следует знать, что в дни поминовения усопших надо прежде всего посетить храм, заказать заупокойное поминовение, самому возвести молитву к Богу о упокоении близкого вам человека, по возможности посетить кладбище и лишь потом садиться за поминальный стол.

Обычай поминать усопших встречается уже в Церкви ветхозаветной. С особой ясностью о поминовении усопших упоминают Постановления Апостольские. В них мы находим как молитвы за усопших при совершении евхаристии, так и указание на дни, в которых особенно необходимо поминать усопших: третий, девятый, сороковой, годовой.

Таким образом, поминовение усопших - это апостольское установление, оно соблюдается во всей Церкви и литургия за усопших, принесение о спасении их Бескровной Жертвы есть самое сильное и действенное средство к испрашению усопшим милости Божией.
Церковное поминовение совершается только о тех, кто был крещен в православной вере.
Панихиды по самоубийцам, а также по не крещенным в православной вере, не совершаются. Тем более эти лица не могут быть поминаемы на литургии.
Святая Церковь возносит непрестанные молитвы об отошедших отцах и братьях наших при всяком богослужении и особенно литургии.

Но кроме этого Святая Церковь творит в определенные времена особое поминовение всех от века преставлыпихся отцев и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнуты внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды называются вселенскими. В субботу мясопустную, перед сырной неделей, накануне воспоминаний Страшного суда, мы молим Господа, чтобы Он явил Свою милость всем усопшим в день, когда наступит Страшный суд.

В эту субботу Православная Церковь молится о всех усопших в Православной вере, когда бы и где бы ни жили они на земле, кем бы ни были по своему социальному происхождению и положению в земной жизни. Молитвы возносятся о людях "от Адама до днесь усопших в благочестии и правой вере".

Три субботы Великого Поста - субботы второй, третьей,кого поста - установлены потому, что во время преждеосвященной литургии не бывает такого поминовения, какое совершается во всякое другое время года. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви, и установлены эти родительские субботы. Церковь во время Великого поста ходатайствует об усопших, чтобы и им Господь простил грехи и воскресил их в жизнь вечную.

В Радоницу - вторник второй седмицы по Пасхе - с усопшими делятся радостью Воскресения Господа, в надежде воскресения и наших усопших. Сам Спаситель сошел во ад проповедать победу над смертью и извел оттуда души ветхозаветных праведников. От этой великой духовной радости день этого поминовения и носит название "радуница", или "радоница".

Троицкая родительская суббота - в этот день Святая Церковь призывает нас совершать поминовение усопших, чтобы спасительная благодать Святого Духа очистила грехи душ всех от века усопших праотцов, отцов и братий наших и, ходатайствуя о собрании всех в Царство Христово, молясь об искуплении живых, о возвращении пленения душ их, просит "упокоить души прежде отшедших на месте прохлаждения, яко не мертвии восхвалят Тя, Господи, ниже сущий во аде исповедания дерзнут принести Тебе: но мы, живые, благословим Тя и молим, и очистительный молитвы и жертвы приносим Тебе о душах наших".

Димитриевская родительская суббота - в этот день совершается поминовение о всех православных убиенных воинах. Оно установлено святым благоверным князем Димитрием Донским по внушению и благословению преподобного Сергия Радонежского в 1380 году, когда он одержал славную, знаменитую победу над татарами на Куликовом поле. Поминовение совершается в субботу перед Димитриевым днем (26 октября по старому стилю). Впоследствии в эту субботу православные христиане стали творить поминовение не только воинов, за веру и отечество положивших свою жизнь на поле брани, но вместе с ними и за всех православных христиан.
Поминовение усопших воинов совершается Православной Церковью 26 апреля (9 мая по новому стилю), в праздник победы над фашистской Германией, а также 29 августа, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи.
Обязательно надо поминать усопшего в день его смерти, рождения и именин. Дни поминовения надо проводить чинно, благоговейно, в молитве, благотворении нищим и близким, в размышлении и о нашей смерти и будущей жизни.
Правила подачи записок "О упокоении" такие же, как и записок "О здравии".

"На ектений же больше поминаются новопреставленные или значительные строители обители, и то не более одно или два имя. Но проскомидия самое важное поминовение, ибо вынутые части за усопших погружаются в кровь Христову и очищаются грехи сею великою жертвою; а когда случается память кого из родных, то можешь подать записку и помянуть на ектений", - писал в одном из писем преподобный Макарий Оптинский.

ДНИ ОСОБОГО ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШИХ

Суббота мясопустная – (суббота на масленичной неделе)

Суббота 2-я Великого поста – (через две недели после мясопустной)

Суббота 3-я –Великого поста (через неделю после 2-й)

Суббота 4-я Великого поста – (через неделю)

Радоница – (на 9-й день после Пасхи во вторник)

Суббота Троицкая

Суббота Димитриевская

Поминовение усопших воинов – 9 мая, 11 сентября.
Евангелие, читаемое на заупокойной литургии в родительскую субботу
(Ин., 5, 24-30)

24 Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.
25 Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут.
26 Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе.
27 И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий.
28 Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия;
29 и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения.
30 Я ничего не могу творить Сам от Себя. || Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца.

О ПОМИНОВЕНИИ УСОПШИХ

Никто не поленится помянуть своих родителей; но поминать надо и всех православных христиан, и не в этот только день, а во всякое время, на всякой молитве. Сами там будем, и понуждаемся в молитве этой, как бедный в куске хлеба и чаше воды. Помни, что молитва об усопших и сильна общностью - тем, что идет от лица всей Церкви. Церковь дышет молитвой. Но как в естественном порядке, при беременности мать дышит, а сила дыхания переходит и на дитя, так и в благодатном порядке Церковь дышет общею всех молитвою, а сила молитвы переходит и на усопших, содержимых в лоне Церкви, которая слагается из живых и умерших, воюющих и торжествующих. Не поленись же на всякой молитве усердно поминать всех отшедших отец и братий наших. Это будет от тебя им милостыня. . .

Феофан Затворник

МОЛИТВА ОБ УСОПШИХ

Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый; сам, Господи, упокой душу усопшаго раба Твоего (усопшия рабы Твоея или усопших раб Твоих), [имя рек], в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, содеянное им (ею или ими), словом, или делом, или помышлением, яко благ и человеколюбец Бог прости. Яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо един без греха, правда Твоя, правда во веки, и слово Твое истина.

Во вторник второй недели по Пасхе (в 2008-м году ― 6 мая), которая называется Неделей Фомы, Православная Церковь отмечает Радоницу ― день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи.

По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности.

Этимологически слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость», причем особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников ― сразу после Светлой пасхальной недели ― как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь ― жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших» .

Именно на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на могилах усопших, куда приносятся крашеные яйца и другие пасхальные яства, где совершается поминальная трапеза и часть приготовленного отдается нищей братии на помин души. Это реальное, живое, бытовое общение с усопшими отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который «не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22, 32).

Распространившийся же в настоящее время обычай посещать кладбища в самый день Пасхи противоречит древнейшим установлениям Церкви: вплоть до девятого дня после Пасхи поминовение усопших никогда не совершается. Если человек умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину. Пасха ― время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью.

Как поминают усопших в Дни Пасхи

Многие в праздник Пасхи посещают кладбище, где находятся могилы их близких. К сожалению, в некоторых семьях существует кощунственный обычай сопровождать эти посещения могил своих родных диким пьяным разгулом. Но даже те, кто и не делает так, часто не знают, когда в Пасхальные дни можно и нужно поминать усопших.

Первое поминовение усопших совершается на второй седмице, после Фомина воскресенья, во вторник.

Основание для этого поминовения служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад, соединяемое с Фоминым воскресением, а с другой ― разрешение Церковного Устава творить обычное поминовение усопших, начиная с Фомина понедельника. По этому разрешению верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом, отсюда и сам день поминовения называется Радоницей.

Как вести себя на кладбище

Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в буквальном смысле означает усиленное моление. Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника. По желанию можно прочитать акафист о упокоении усопших.

Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного. Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку на могильный холм ― этим оскорбляется память мертвого. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.

Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.

Как относиться к могиле православного христианина

Кладбища ― это священные места, где покоятся тела умерших до будущего воскресения. Даже по законам языческих государств усыпальницы считали священными и неприкосновенными.

Из глубокой дохристианской древности идет обычай отмечать место погребения устройством над ним холма. Переняв этот обычай, христианская Церковь украшает могильный холм победным знамением нашего спасения ― Святым Животворящим Крестом, начертанным на надгробной плите или поставленным над надгробием.

Мы называем наших покойных усопшими, а не умершими, потому что в определенное время они встанут из гроба.

Могила ― это место будущего воскресения, и поэтому необходимо соблюдать ее в чистоте и порядке.

Крест на могиле православного христианина ― молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения. Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа ― на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием.

Крест на могиле ставят у ног покойного так, чтобы Распятие было обращено к лицу покойного. Надо особо следить, чтобы крест на могиле не покосился, был всегда окрашен, чист и ухожен. Простой скромный крест из металла или дерева более приличествует могиле православного христианина, нежели дорогие монументы и надгробия из гранита и мрамора.

Как правильно поминать усопших

«Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц ― нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага» , ― пишет святитель Иоанн Златоуст.

Молитва за усопших ― это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной. По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике ― все это дань традициям, пусть и благочестивым. Но вечно живая душа почившего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога. Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего ― долг всякого православного христианина.

Особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.

Прежде чем посетить кладбище, кому-либо из родственников следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами). После Литургии нужно отслужить панихиду. Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.

Радоницей православной называют весенний праздник у славян, который отмечают во вторник второй недели после Пасхи. Эту неделю принято называть Фоминой неделей. Этот день принято считать днем особого поминовения усопших. Еще говорят, что девятый день после Пасхи – это родительский.

В этот день посещают могилы умерших родственников. Часто этот день считают Пасхой усопших. Этот праздник занимает особое место среди прочих церковных праздников. Он идет сразу после пасхальной недели и тем самым призывает христиан не печалится и не скорбеть по поводу ухода близких, а радоваться, что они перешли в вечную жизнь.

История праздника

В этот день наши предки приносили на могилы усопших родственников вино и еду (зачастую блины, которые являются символом солнца), устраивали причитания (оклички), игры и пляски.

Понятие «Радоница» изначально имело много значений, обозначав имена хранительниц душ умерших и языческих родовых божеств. Радоница олицетворяла почитание душ усопших. В этот день умершим на погребальных курганах приносили жертвы, что, по мнению наших предков, позволяло душе покойника насладиться зрелищем уважения, которое ему оказывали живые.

Традиции

Традиции празднования Пасхи и Пасхальной недели не предполагают сильной грусти по родственникам, ушедшим из жизни. Их преображение и вхождение в Царствие Небесное - повод порадоваться за то, что души близких успокоились и продолжают свой незримый путь.

В день памяти православные приступают к сельскохозяйственным работам, начинают огородные и полевые работы, которые сопровождают веселыми песнями. Такое поведение обусловлено тем, что земля, живое существо, охотнее принимает семена и с большей охотой взращивает их для пропитания людей.

Празднование Радоницы не должно быть омрачено плохим настроением и слезами. Радость, всеобщее прощение и приветственные слова, сообщающие миру о воскресении Христа, сулят людям счастье и удачу.

Одной из самых древних традиций, которая уже позабыта является окликание дождя. Многие старики утверждали, что в этот день должна упасть хотя бы одна капля. А детвора тщательно следила за небом, и как только появлялось облако, то все наперебой начинали кричать: «Поливай, дождь, на бабину рожь, на дедову пшеницу, на девкин лён поливай ведром!» или «Дождик, дождик! Снаряжайся на показ!» Когда же начинался дождь, то все умывались «небесной водичкой» , свято веря в то, что это принесет счастье.

Также многие хозяйки, после праздничной трапезы, старались оставить еды и нищим. Некоторые же готовили блюда, которые предназначены были для церкви. Часть из них преподносилась священникам, а часть оставляли в храме для голодных и нуждающихся.


Как молиться об усопших

Церковь учит, что молитва за усопших – это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто уже отошел в мир иной, так как покойник, по большому счету, не нуждается ни в гробе, ни в памятнике – все это дань традициям, пусть и благочестивым.

Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего – долг каждого христианина. Особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.

Прежде чем посетить кладбище, кому-либо из родственников следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами).
После литургии нужно отслужить панихиду.

Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.
В определенные дни года Церковь творит поминовение всех от века преставльшихся отцев и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, кто был настигнут внезапной смертью, не был напутствован в загробную жизнь молитвами Церкви.

Панихиды, которые совершаются в такие дни, именуются вселенскими, а сами дни – вселенскими родительскими субботами. Все они не имеют постоянного числа, а связаны с переходящим великопостно-пасхальным циклом.


Как подготовиться к Радонице?

До самой Радоницы иногда готовятся, например приходят поправить могилку, убрать мусор и высадить цветы, это только плюс. А вот водку и черный хлеб на могиле с портретом родственника чаще всего считают ненужной, и даже говорят, что сами фотографии возникли намного позже. Ну откуда пошли эти верования и традиции поминок мы еще пофилософствуем в следующих статьях, а пока продолжим.

Пьянка на могиле также считается недопустимой, выпить немного вина в принципе является допустимым, так как многие священно деятели его употребляют, да и библия не запрещает, но нетрезвый ум обычно мешает с чистым сердцем молиться за усопших.

Ну а перебор с алкоголем может закончиться вообще плачевно, начиная от неуважительного общения, сор, плохого настроения, так даже и драками с повреждением могил и церковной ограды, не говоря уже о встречающихся смертях от передозировки алкоголем во время поминок.


Что делать на кладбище в день Радоницы

Поэтому, если говорить о том, что нужно делать на кладбище в день Радоницы, можно ответить очень просто: достаточно помолиться, поставить на могиле церковную свечу и постоять в безмолвной тишине. А в остальном непременно следует подать милостыню и по крайней мере, принести толику пожертвований в храм - в виде еды или каких-то вещей, которые понадобятся нуждающимся. Ведь такая благостыня точно не нанесет нам ущерба, а вот бедным людям будет весьма кстати. Да и пользу усопшему милостыня дает немалую.


Посещение кладбища сопряжено с некоторыми традициями и суевериями. Считается, что эта земля принадлежит мертвым, а у них свои законы, которые следует соблюдать живым. Как вести себя на кладбище? Что можно делать, а что – категорически запрещено?

Как правильно убираться на кладбище и поминать усопших на Радоницу

Разговор о поминовении усопших лучше начать с того, что при этом делать не нужно (как показывает практика, такой «ликбез» в наше время необходим): не надо устраивать поминальную трапезу на могиле (особенно отвратительно, когда такая трапеза превращается в попойку) и оставлять там еду (тем более – спиртные напитки). Да, такой обычай существовал в древности (он назывался тризной) – наши предки верили, что души умерших являются в образе птиц, чтобы разделить трапезу с живыми – так восстанавливалось нарушенное смертью единство рода. Но обычай этот – языческий, и если вы считаете себя христианином, зачем же его придерживаться? Если даже вы причисляете себя к неоязычникам (т.н. родноверам) – подумайте о работниках кладбища, которым придётся убирать оставленное вами… Для христианина же лучше всего те же продукты раздать нищим возле храма, попросив их помолиться о душе покойного (те же из них, кто обычно приходит поживиться оставленными на могилах продуктами, как правило, благочестием не отличаются - и вполне способны осквернить могилу).


Разумеется, первое, что следует сделать, посещая кладбище – это привести в порядок могилу (ведь не только последнее пристанище – но и место будущего воскресения умершего, и надо содержать его в чистоте). А затем – собственно поминовение.

Главное искушение, которого при этом следует избегать – это «диалог» с умершим: услышать его мы всё равно не можем, но наше воображение вполне способно создать иллюзию такого «разговора», увлекая в какой-то вымышленный мир – и открывая нашу душу для демонического воздействия. А вот что обязательно нужно сделать – это помолиться за усопшего. Самая простая молитва выглядит так: «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего такого-то, и прости ему вся согрешения вольная и невольная, и даруй ему Царствие Небесное». Есть и другие молитвы, в том числе – для конкретных случаев (молитва вдовы, вдовца, молитва об умерших родителях или детях). Затем следует совершить литию – в буквальном переводе это слово означает «усиленное моление» (точнее – краткий чин литии, который совершают миряне). Приводить здесь все эти тексты мы не станем – вы легко найдёте их в православных молитвословах или в Интернете, на православных сайтах.


Перед тем, как молиться, зажгите свечку – но ставить её надо перед крестом и иконой, а не перед фотографией умершего! Вообще следует заметить, что памятник с фотографией – нехристианская традиция, и уж совсем недопустимо помещать фотографию на кресте.

При всей важности посещения могилы ограничиваться им нельзя – ему должно предшествовать посещение храма, где следует перед началом службы подать записку «О упокоении» с именами умерших родственников, поставить свечку на канун (четырёхугольный стол с ячейками для свечей, перед которым стоит изображение Распятия или снятия с креста), помолиться самому за душу усопшего. Молитва будет более действенной, если вы сами в этот день исповедуетесь и причаститесь.

Нужно ли посещать церковь на Радоницу

К сожалению, мы не всегда можем попасть в церковь даже в день Радоницы, и на то есть масса объективных причин. Но лучше все же заранее спланировать свое время так, чтобы посетить службу. Может статься, что наш близкий и не был православным (а возможно, и не верил в Бога). Но это не значит, что он не имеет права на светлую память – последнее право любого человека.

Ключевое отличие состоит только в том, что за православных в храме подают записку, в которой указывается имя усопшего. Достаточно написать только имя, причем желательно – по старославянскому стилю. Например, не «Сергей», а «Сергий», не «Таня», а «Татиана» и т.п.

Как помочь усопшему: молитва

Часто люди задаются и вопросом о том, нужно ли молиться за усопших? Ведь их уже нет с нами, и есть ли им польза от нашего поминания? Ответ здесь однозначный – да, молиться, подавать милостыню, поминать близкого непременно нужно. Может показаться, что мы делаем это как будто для себя – чтобы утешиться и отвлечься от грустных раздумий. Если в этом и есть доля правды, то пусть так.

Но и для души покойного наше поминовение имеет смысл. Дело в том, что это единственный канал, который связывает человека с миром потусторонним. Мы же, например, молимся Христу, которого физически нет на земле уже почти 2000 лет. Но твердо верим, что дух его жив – с ним мы и общаемся.

С умершими общаться напрямую нельзя, а вот произнести молитву за них можно практически в любой день и в любое время. Когда мы поминаем усопшего, это значит, что мы пытаемся помочь его душе. И разумеется, основное внимание следует уделить именно духовному, что понятно даже на интуитивном уровне. Этому же учит и церковь.

В течение Великого поста Церковь три субботы поминает усопших. Неделю после Светлого Христового Воскресенья верующие наслаждаются радостью «праздника праздников». На Светлой седмице не венчают, не поминают отошедших в мир иной, не поют тропарей святым. Даже если кто-то в эти дни отходит в вечность, то вместо грустных погребальных песнопений раздается радостное «Христос воскресе из мертвых…».

Делимся радостью с усопшими

Среди всех прочих поминальных дат в году этот праздник самый светлый и радостный. Даже в самом его названии есть корень «рад». Почему? Ведь весь мир радуется Воскресению Христа. Спаситель победил смерть. Поэтому мы приходим к могилкам родным с пониманием того, что их смерть также преодолел Христос. Как говорит Антоний Сурожский, мы с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших.

Этот поминальный день — это отнюдь не новая дата в календаре. Если верить трудам Иоанна Златоуста, жившего в IV веке, уже в те времена верующие посещали кладбища, поминали упокоившихся и молились за них.

Со временем многое изменилось, но традиция навещать упокоившихся родственников осталась.

Радоница 2016 выпадает на 10 мая. Поскольку в этот день и воскресенье накануне толпы современных верующих и неверующих придут к могилкам родных, важно напомнить, как молиться за умерших в храме и на кладбище и как вести себя по-христиански, а не по-язычески.

Усопшие нуждаются в нашей молитве

Христиане верят, что человек после смерти пребывает в ином мире, из-за отсутствия тела он не может выразить себя в мире живых, но все видит, слышит, понимает. Как свидетельствуют пережившие клиническую смерть, душа человека не знает ограничений временем и пространством. Если отошедший в иной мир подумал о своих родных, то моментально их видит, ему открываются даже мысли людей. Но заговорить с живыми он не может.

Согласно христианскому учению, большинство умерших, в отличие от достигших святости, не могут молиться за себя. Время для милосердных поступков и покаяния закончилось вместе с земной жизнью. И только любящие родные, близкие, друзья могут за них походатайствовать перед Богом, и не только на Радоницу.

Как мы можем помочь отошедшему в загробный мир? Пышными поминальными обедами, мраморными плитами и реками слез с восклицаниями «Зачем ты нас оставил?». Конечно же, нет. Святитель Иоанн Златоуст напутственно отвечает на вопрос:

Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц - нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага

В этих строках есть косвенное указание на то, как нам следует провести Радоницу 2016. Так как важна в первую очередь молитва, то желательно помолиться и в храме, и на кладбище.

Как молиться за усопших в храме?

Желательно с утра прийти в церковь. Но не только для того, чтобы поставить свечи. Можно написать записки об упокоении. Тогда, кроме нас, за крещеных усопших будет молиться и Церковь.

Из всех поминовений самое «действенное» поминание на проскомидии . Проскомидия — это часть богослужения перед Литургией. Священник заготавливает хлеб и вино для Евхаристии. Из просфор вынимаются частицы, которые потом таинственно претворятся в Плоть Христову.

Каждый кусочек просфорки — это воспоминание о конкретном человеке, чье имя указано в записке. Когда уже в конце Литургии священник погрузит вынутые частицы в вино — Кровь Христову — он молитвенно обратится к Богу:

Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною молитвами святых Твоих

Это относится в первую очередь к соборной молитве Церкви. А как самому молиться за усопших? Вникать в богослужение и взывать ко Господу самостоятельно. Обращение к Богу будет особо действенным, если молящийся причастился, соединился со Христом. В таком благодатном состоянии намного легче молиться.

После Литургии совершается панихида — специальное заупокойное богослужение. Очень важно присутствовать на нем и вместе с духовенством молиться за дорогих нам людей, отошедших в иной мир.

Также на панихиду принято приносить различные продукты, которые после службы освящает священнослужитель. Что это значит? Вы приносите в храм милостыню, которая потом раздается служащим в храме и всем нуждающимся.

После заупокойного богослужения уже идут на кладбище.

Радоница 2016: молимся на кладбище

Стоит помнить, что кладбище — это место покоя и надежды. Тела усопших пребывают там до Второго пришествия Христа.

Если мы приходим к кому-то в гости, то ведем себя дисциплинированно: не разрешаем себе громко говорить, мусорить, не садимся за стол без приглашения и тем более не злоупотребляем спиртным.

Так же и на кладбище надо вести себя благочестиво, ведь мы пришли навестить дорогих нам людей.

Какой подарок мы можем им принести? Огромнейшие букеты искусственных цветов, тяжелые венки? Вряд ли в этом нуждаются отошедшие в мир иной. Лучше скромно в память о них и красоте Божьего мира принести несколько веточек живых цветов, если есть возможность. А если нет — накануне убрать могилки и на Радоницу прийти помолиться.

Можно пригласить священника отслужить на могилке литию — краткое поминальное богослужение, переводящееся как «усиленное моление». Если есть возможность, почитайте акафист об упокоении и специальные молитвы . Возможно, просто постойте, подумайте о родных вам людях. Ангел-хранитель подскажет, как молиться за усопших, какие слова подобрать.

Не оставляйте на могилах куличи, крашенки или любую другую еду. Усопшему нужна не телесная, а духовная пища — молитва. Лучше отдайте эти продукты нуждающимся, тем самым творя милостыню.

Кладбище — это не место для банкетов и пьянок. Поэтому неприемлемыми считаются обильные трапезы и распитие алкоголя. Ни в коем случае не лейте на могилку водку! Вы пришли на святое место, на могилке стоит крест — символ Христа и победы над смертью, а вы осквернили эту землю водкой!

Сделайте так, чтобы Радоница 2016 и ваш визит на кладбище действительно были в радость усопшим. Они все видят и знают. Церковь не зря называет их не умершими, а усопшими. Они якобы пребывают во сне и проснутся в Судный день. И наши скромные молитвы и милостыня могут повлиять на их будущую жизнь.

О пасхальной радости и поминовении отошедших в мир иной рассказывается в этом видео:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще