Как хасиды беспределят в Умани на свой Новый год.

Как отмечают иудейский Новый Год паломники в Умани

К 20 сентября около 35 тысяч хасидов со всего мира съехались в город Умань Черкасской области, чтобы отметить наступление Нового 5778 года по иудейскому летоисчислению — Рош Ха-Шана. Празднование в этом году сопряжено, как с массовыми гуляниями, так и с неприятными инцидентами: в ночь на 21 сентября в одном из гаражей, где ночевали паломники, произошел взрыв, в результате которого пострадали двое хасидов, в том числе тринадцатилетний подросток.

Хотя полиция еще не окончательно определилась с версией о причинах взрыва, открыв пока дело по статье «хулиганство», но среди паломников распространяются слухи о теракте, как проявлении антисемитизма. И у них есть основания для таких подозрений. Как заявил недавно в интервью председатель еврейской религиозной общины Умани Лев Гуральник: «Боятся паломники больше всего местных жителей, потому что одни обдирают их как липку, а другие, те, кто не имеет возможности заработать на приезжих — очень враждебны».

Пожилые хасиды опасаются новых провокаций и настороженно посматривают по сторонам, пытаясь узнать детали у украинских полицейских, однако их быстро увлекает поток других паломников, спешащих к святым местам.

Вслед за Рабби Нахманом

Для последователей этого вероучения важно хотя бы раз в жизни встретить Новый Год именно возле могилы цадика Нахмана, чтобы весь следующий год был счастливым.

Первые сотни хасидов начали прибывать в Борисполь неделю назад. Только за последние сутки в Украину прибыли девять чартерных рейсов из Израиля. В аэропорту паломники обычно арендуют автобус до Умани за $600-700. Веселье, сопровождаемое пением и попытками танцевать, начинается уже в автобусах, нередко вызывая возмущение водителей, однако за такую сумму они готовы потерпеть. Караваны автобусов едут также из Одессы и с польско-украинской границы. После отмены визового режима с Израилем количество паломников увеличилось в разы и возрастает с каждым годом на 5-7 тысяч человек.

В Умани паломников уже ожидают группы местных жителей, предлагая ночлег от 250 долларов за ночь (сарай, гараж) и выше (за квартиру). Хасиды обычно с легкостью соглашаются — малоимущим паломникам-хасидам финансово помогают израильские религиозные благотворительные организации, выделяя средства на поездку в Умань.

Практически все гаражи, квартиры и комнаты в частном секторе забиты. Паломники нередко набиваются по 15-20 человек в гараж — условий никаких, но, как многие говорят: «на два-три дня терпимо». В центр города паломников пропускают через КПП и металлоискатели. Значительная часть хасидов располагается в палаточном лагере возле местного озера — затопленного карьера с кучей битого стекла и строительного мусора на дне.

РИА Новости, Валерий Мельников | Перейти в фотобанк

Паломник в палаточном лагере в канун еврейского нового года Рош ха-Шана на Украине.

К моменту празднования Рош-Ха-Шана в Умань съезжаются также торговцы из окрестных районов, которых облагает «налогами» местный рэкет. Так, например, 21 сентября в Умани задержали депутата городского совета, который требовал взятку в 300 долларов от мелких предпринимателей за право торговли во время иудейского Нового Года.

Немногочисленные отели Умани не в состоянии вместить всех желающих, тем более что в этом году номера отелей были забронированы для 500 украинских полицейских, которых свозят со всей Украины. Помимо, украинских полицейских здесь присутствуют также 15 полицейских из Израиля из числа наших бывших соотечественников, основная задача которых быть переводчиками между паломниками и местными жителями. Тем не менее, проблемы возникают и зачастую, увы, на почве антисемитизма.

Для городского совета Умани и местных жителей визит тысяч иностранцев — одна из немногих возможностей заработать. В этом году городской бюджет ожидает от 6 до 8 миллионов гривен дополнительных доходов только от налогов за сдачу жилья. Однако в городском совете Умани сильные позиции имеет ультраправая партия «Свобода», которая не раз организовывала антисемитские акции в городе. Местные националисты очень негативно относятся к фразам вроде «Умань — старый еврейский город», так как, по их мнению, это может привести к предъявлению прав на город и «сепаратизму».

Хасиды, осевшие в Умани, утверждают, что последнее время участились угрозы в их адрес, как правило, со стороны националистически настроенных подростков из числа футбольных фанатов.

Украинские националисты заявляют, что местных жителей беспокоит большая шумная толпа, после которой, как и после любого крупного фестиваля, остается много мусора. Проблема, в принципе, решаемая, но, как оказывается, не все так легко. Еврейские организации ранее сетовали на то, что местные власти не желают позволить самим хасидам заняться организацией вывоза мусора и благоустройством территорий, предпочитая просто «брать деньгами», не решая при этом проблему. В итоге в этом году хасиды решили сами нанять местных жителей, как для приготовления традиционных новогодних блюд, так и для благоустройства территории.

«Хасид-сепаратист»

Тем не менее, повод предъявить претензии всегда найдется — ведь существует «универсальный аргумент» в любых спорах — «российская агрессия».
На днях мер Умани Александр Цебрий в ответ на реплику о халатности местных властей в организации приема паломников заявил: «А как расценить выпад хасида, который на камеру известного телеканала заявляет о поддержке захватнической политики Путина? И это в Украине, когда идет война, от путинской агрессии гибнут люди. Почему даже речи нет о депортации такого «истинного верующего»?

Несмотря на то, что городской бюджет Умани ежегодно дополнительно получает миллионы гривен за счет паломничества, напряженность между местными националистами и хасидами сохраняется уже долгое время, регулярно приводя к неприятным инцидентам.

Можно вспомнить, что еще 2011-м местные «свободовцы» организовывали акцию «Умань без хасидов», которая закончилась ожесточенными столкновениями между националистами и полицией. В 2013 неизвестные напали на палаточный лагерь, избив охранника и похитив 50 тысяч долларов из сейфа благотворительной организации. В декабре 2016 года местные антисемиты устроили погром в синагоге на могиле цадика Нахмана, разбросав свиные головы с вырезанными на них свастиками и забрызгав помещение кровью.

Помимо этого, радикальные украинские националисты вот уже несколько лет требуют запретить паломничество хасидов в Умань. В ответ Израиль предложил перевезти прах цадика Нахмана в Израиль, но против этого воспротивились сами хасиды. Дело в том, что для хасидов священным является не только прах их учителя и основоположника, но и само место, где он завещал себя похоронить. Именно этот аспект украинские СМИ обычно замалчивают: цадик Нахман велел похоронить себя на братской могиле тысяч евреев, ранее вырезанных украинскими гайдамаками в ходе Уманской резни во время Колиивщины, когда в течение одного дня 1768 года погибли две трети населения города (около 15 тысяч евреев и 5 тысяч поляков). Жертв Уманской резни хасиды тоже вспоминают в своих молитвах, прежде чем с танцами и песнями отметить Новый Год в надежде, что он будет благополучным и мирным.

Дмитрий Ковалевич

8 сентября, с заходом солнца (18:14 по Иерусалиму), евреи всего мира начали праздновать наступление нового, 5771 года - Рош ха-Шана. Трубление в шофар прозвучало по всему Израилю и в еврейских диаспорах и открыло череду иудейских праздников.
Рош ха-Шана (букв. "голова года") — еврейский Новый год, который празднуют два дня подряд в новолуние осеннего месяца тишрей по еврейскому календарю (приходится на сентябрь или октябрь). С этого дня начинается отсчет дней нового еврейского года.
Каждый год тысячи евреев-ортодоксов совершают паломничество в Умань на могилу основателя хасидизма - цадика Нахмана. В этом году паломничество совершили больее 30 тыс. хасидов со всего мира, основная масса которых прилетела с Израиля. В этом году паломников было гораздно больше, чем в предыдущие разы. Это связано с тем, что Рош Ха-Шана совпадает с 200-летием со дня смерти основателя хасидизма цадика Нахмана. За порядком следили около полутысячи сотрудников правоохранительных органов, привлеченных из Черкасской области и несколько израильских полицейских. О том, как в хасиды Умани праздновали один из важнейших праздников я и расскажу сегодня.

Краткая история

История еврейского народа неотделима от Украины. Именно тут зарождался и утверждался хасидизм (буквальный перевод — «учение благочестия», от слова «хасид» — «благочестивый»). С самого начала это религиозно-мистическое народное движение имело множество разнообразных направлений и ответвлений. Одним из самих влиятельных среди них стало движение брацлавских хасидов. Его основателем и духовным лидером стал цадик (праведник) Нахман из Брацлава.
Рабби Нахман безгранично верил в Б-га и считал очень важным чувство радости и наслаждения от молитв к Бо-гу, а также от непосредственного общения с цадиком или его духовным наследием. Он одним из первых начал проповедовать, что молитва не должна быть плачем, а должна сопровождаться песнопениями и танцами (именно поэтому хасиды, обращаясь к Б-гу, танцуют и веселятся).
В 1802 году рабби Нахман побывал проездом в Умани и посетил еврейское кладбище, где похоронены тысячи жертв массовых погромов 1766 года. Здесь он пожелал, чтобы его похоронили среди этих мучеников.
Рабби Нахман скончался 16 октября 1810 года. Он завещал своим ученикам похоронить себя на этой многострадальной земле, на городском еврейском кладбище, чтобы он мог спасать загубленные души. А еще просил, чтобы и после его кончины во время Рош а-Шана все последователи его учения приезжали к нему на могилу, и каждый, кто вознесет в этом месте к небесам свои молитвы, обещал рабби Нахман, найдет в его лице заступника перед Всевышним. Строго следуя его поучениям каждый хасид должен совешрить паломничество к месту его захоронения - в Умань.

В эти дни умань превращается в очень дорогой город, особенно это касается еврейского квартала. На его территории, по улице Пушкина, находятся несколько синагог, в одной из которых похоронен Рабби Нахман. Накануне Рош Ха-Шана квартал перекрывается сотрудниками милиции, впускаются только представители власти, СМИ, евреи, продавцы с местного рынка и предприимчивые жители, сдающие здесь койкоместа по сумасшедшим ценам.
Снять квартиру/дом/койку 8 числа уже было невозможно - все распродано за несколько недель. В среднем, в не очень отдаленном от могилы доме, в проживание стоит $200 с человека в сутки. Жилье поближе к могиле могут позволить себе только богатые хасиды - от $500/сутки. На период проживания евреев, местные жители выносят все из квартир и расставляют внутри двухярусные кровати, чем больше мест - тем больше денег и если бы были 3-х ярусные койки - спали бы в 3 яруса. В отместку, дома потом неделями отмываются от следов проживания евреев. Учитывая уровень жизни в Умани, местные жители за несколько недель зарабатывают на жизнь на год вперед, до следующего Рош Ха-Шана. Деньги дерут со всех: если Вы - украинец, то цена завышается в 3-4 раза, если еврей - иногда и в 10 раз. В основном рассчет в долларах США. Бутылка 2л Pepsi при мне была продана ровно за $10 с виду состоятельному Хасиду. Вполне понятно, почему нет ценников. За то, чтобы проехать 3 км до автовокзала, с нас потребовали 20 грн - невиданная цена для Умани.
Вначале ул.Пушкина жители организовали рынок, где продавали абсолютно все - от кукурузных палочек до старых будильников. Многие прилавки затянуты сеткой, чтобы не воровали, но и это помогало редко. Очень большой популярностью пользовалось игрушечное оружие, почти вся детвора бегала с пистолетами и стреляла шариками. Объясняется просто - в Израиле детям нельзя носить оружие, ни настоящее, ни игрушечное.
На Рош ха-Шана хасиды переодеваются в прадничную одежду, едят только кошерную еду и ничего не делают. Не делают в прямом смысле слова - нельзя даже смыть воду в унитазе, держаться за поручень в транспорте, открывать двери. Поэтому в канун Рош Ха-Шана, вечером до 19.00, хасиды открывают все двери, открывают краны в умывальниках, тоесть, готовят все заранее, чтобы ничего не пришлось делать, обвязывают правую руку. Более состоятельные хасиды нанимают местных жителей, чтобы те помогали им.
Кошерная еда, готорая готовилась по иудейским канонам, летела прямо из Израиля, причем отдельно от "неблагочестивых", тоесть "нехасидов" и продается в специальных местах на улице. Прикасаться к такой еде неблагочестивым нельзя.

1. Сразу за милицейский кордоном Умань превращается в Израиль, толпа хасидов, которая сгущается по мере приближения к могиле цадика, чувствую себя туристом. Повсюду очень грязно, кучи мусора и везде валяются памятки с правилами поведения в Украине, их выдавали каждому хасиду чтобы избегать конфликтов на почве непонимания

2. Многие хасиды не просто любят фотографироваться, а очень хорошо позируют, кривляются

3. В основном хасиды очень бедны, однако попадаются весьма состоятельные люди, например, владеющие бизнесом у себя на родине и здесь такие очень выделяютя среди остальных. В толпе очень мало украинцев - только несколько журналистов, местные предприниматели и сотрудники милиции. Жители Умани совсем не любят иудейский квартал невзирая на то, что он "кормит" многих уманчан

5. Около синагоги все танцуют. Нахман говорил, что молитва должна проходить в радости, тогда Б-г будет их лучше слышать, поэтому во время молитвы хасды танцуют, радуются, поют, или кричат

6. На улице было слишком мало места, чтобы все желающие могли танцевать. Многие смотрели на веселье с балконов своих аппартаментов. Большинство недвижимости рядом с могилой и синагогами скуплено евреями. Нам с kubikus_rubikus удалось попасть в одну из таких квартир и узнать, как живется паломникам, но об этом позже. Именно в этом доме в тех квартирах, которые все еще принадлежат уманчанам, стоимость проживания одного человека стоит не менее $400/сутки. Даже адресные указатели, и те давно написаны на иврите

7. Потолкаться в плотном потоке евреев - то еще удовольствие и тест на выносливость

8. Поют, водят хороводы

11. Хасидов все интересует. Они так оккупировали автомобиль телевизионщиков, интересуясь происходящим внутри, что операторам пришлось чуть ли не силой отгонять их

12. Хасидами являются люди разных расовых групп, представители негроидной очень неохотно фотографировались:) Если человек не желал фотографироваться - он просто закрывался рукой, или отворачивался. Проявлений агрессии практически не было за исключением одного тяжелого психического случая: хасид в праздничной белой одежде взялся переносить кошерную пищу, но наклонив поддон испачкался, пролив её на себя. Я в этот момент снимал ее, в ответ на что получил кучу громкой ругани, да так, что вся улица начала пялиться на меня. Пришлось быстро покинуть эо место чтобы не накалять обстановку. Агрессивный хасид еще минут 10 кричал на всю улицу

13. Все происходящие события старательно записываются на мобильные телефоны - кто знает, когда снова удастся посетить Умань

14. Этот дом находится рядом с могилой Нахмана и принадлежит очень богатому еврею, который выкупил его несколько лет назад. За забор пускали только с пропусками. "Есть картис? - проходи, нет картис??? - но, но, го эвэй", отмахивая рукой в обратную сторону кричит уманчанин, караулящий на воротах. Рассказывает мне, что за час такой работы ему платят 15 грн и это неплохой заработок. На это место большая очередь и устроиться можно только по блату. За несколько дней он зарабатывает очень неплохие деньги таким трудом, но в Субботу, 11 числа передаст это место своему очень хорошему знакомому, а сам повезет хасидов в Киев - это прибыльнее. За одну такую поездку он берет с человека $100

16. Тем, у кого нет праздничного головного убора, местные жители впаривали норковые шапки-ушанки, а хасиды от радости, что выпало такое счастье, не снимали их целыми днями. Точно так же продавалась и обувь - "всего за 300 грн купите эти кожаные туфли Карло Пазолини. - А носить есть долго дома? - Да, очень долго!"

17. Пейсы - традиционный элемент прически у ортодоксальных евреев. В Торе есть запрещающая заповедь выбривать волосы на висках. В принципе, любая длина волос на висках достаточна, если видно, что это место не выбрито. Во многих общинах из уважения к этой заповеди было принято оставлять пряди волос на висках, так называемые пейсы

20. Талмуд называет тфиллин венцом еврейской уникальности. Тфиллин надевается на левую руку ближе к сердцу (сосредоточию эмоций) и на голову (разум), посвящая тем самым эмоции и разум служению Б-гу. Надевание Тфиллин - заповедь, согласно которой 13-летний мальчик начинает взрослую жизнь. Эта заповедь соблюдается уже несколько тысячелетий. Тфиллин — это две кожаные коробочки, через которые продеты кожаные ремни. В каждую из них вложен пергамент с четырьмя фрагментами из Торы: "Шма, Вэайя, Кадэш, Вэайя (другой раздел Талмуда)". Одна из коробочек прикладывается к левому предплечью, другая - на голову

21. Синагога изнутри. После наступления вечерней молитвы снимать вообще строго запрещено, хотя я рассчитывал заснять переполненное хасидами помещение, но решил не нарываться на неприятности

22. Внизу, под этой синагогой, находится баня. Вход для хасидов стоит 2 доллара. Было несколько случаев, когда хасид давал охраннику сразу 20 долларов, только бы тот пустил без пропуска, потому что неохота покупать. Тот брал деньги и хасид тут же его "сдавал" начальству, охранника на месте увольняют. После нескольких таких случаев на входе требуют только "картис" и не берут никакие деньги - работа дороже

23. Так выглядит синагога снаружи. Чтобы заснять ее, мне пришлось забраться на огромный резервуар с водой, за что получил словесную брань от проходящего мимо хасида. Возможно, я нарушил какое-то ихнее правило:)

24. Рядом с домом, где живут самые богатые евреи, подняли палатку, в которой можно было перекусить

25. Точка продажи кошерной пищи. Обращаю внимание, что выдают её хасиды. Неблагочестивые не должны прикасаться своими руками к кошерной пище. Но готовить ее могут не все. Производитель кошерной продукции получает сертификат на кошерность своей продукции, в результате чего производитель вправе обозначить свой продукт знаком кошерности, либо просто предоставить полученный сертификат. Знак кошерности обозначает кошерность продукта, а значит обеспечивает качество, чистоту и его полезность.

26. Еще одна точка продажи пищи. Ко мне подошел хасид и начал попрошайничать деньги: "Дай денег! - Сколько? У меня только гривны))". С толпы вдруг на русском языке кто-то ответил "Ему все равно сколько и в какой валюте, сколько хочешь дай!". Я кинул 10 грн, после чего тот с радостью мне попозировал. Вообще хасиды не стесняются попрошайничать и с виду прилично одетые люди вполне нормально ходят с большими 5л бутылками, потрясывая ими перед лицами прохожих. В основном просят друг у друга. Небедные евреи бросали и по $10

27. Почти вся детвора бегает по улицам с пистолетами и не стеснялась иногда пострелять в фотографов:) Круче всех нас обстреляли с обреза, когда мы сели перекусить

28. Праздничные прически готовились прямо на улицах, в следствии чего под ногами валялись горы волос. Стрижками занимались сразу 3 парикмахера, быстро пропуская очередь ожидающих

32. Для желающих тома талмуда продавались на улице. Талмуд - многотомный свод правовых и религиозно-этических положений иудаизма, охватывающий Мишну и Гемару в их единстве.
Центральным положением ортодоксального иудаизма является вера в то, что Устная Тора была получена Моисеем во время его пребывания на горе Синай, и его содержание веками передавалось от поколения к поколению устно, в отличие от Танаха (еврейской Библии), который носит название Письменная Тора (Письменный Закон). Существует мнение, что Талмуд состоит из 52 книг, однако далеко не все из них переведены на основные мировые языки, а некоторые доступны лишь иудеям высоких ступеней духовного посвящения и то не все сразу, то есть чем выше становится статус иудея, тем большее число книг Талмуда ему открывается.

34. Праздничное веселье

36. Некоторые хасиды оборачивают голову в полотенце чтобы уединиться для молитвы среди шумной толпы

38. Палаточные места на заднем дворе синагоги. Умань не может поселить всех желающих в домах, да и не у всех есть деньги, чтобы заплатить за жилье, поэтому организаторы разбили несколько палаточных городков на территории иудейского квартала

40. Недалеко от синагоги есть озеро, в котором купаются хасиды. С одной его стороны скалистый берег, на котором можно посидеть и подумать о добрых делах

42. И даже здесь, уманчане, живущие в частном секторе, сдают свои дворы в аренду - в каждом дворе по 5-6 небольших палаток

45. Некоторые молятся и плачут

46. После покупки посуды, ее обязательно нужно сполоснуть в речной(озерной) воде и не важно, грязная она, или нет. Только после такого полоскания в ней можно варить еду. Этот водоем издает жуткие запахи, сюда направлен канализационный отвод

52. Перед входом в синагогу, где похоронен Нахман висят информационные банеры

53. Толпа издалека похожа на Троещинскую - каждый занимается чем ему хочется независимо от тематики собрания

54. Вход к могиле. По сути, могила представляет собой большую каменную стену, к которой хочет прикоснуться каждый хасид и помолиться. Протиснуться внутрь даже днем было очень проблематично, а вечером и подавно

56. Еще одна синагога пока хасиды обедают. Через 20 минут свободных сидячих мест не будет

58. Чтобы поселить самых бедных хасидов, еврейская община арендовала заводской ангар на несколько тысяч спальнрых мест. На входе стоял очень злой охранник, который пообещал набить мне "фотоебальник" если я засниму его. Остальные оказались нормальными ребятами. Молодой человек справа просил у охранника слева дать мобильный, чтобы позвонить родным в Израиль. Охранник просил $2, но хасид предлагал только $1, так и спорили весь вечер

62. Около могилы продавалась разная литература, Талмуды, буклеты и еще что-то. Почему-то все продавцы просили их не фотографировать

63. Палаточное поселение рядом с могилой

64. Самые комфортные места были выкуплены заранее. Да - это на самом деле очень комфортные места. Чтобы никто не занял чужое место, приходилось тут сидеть чуть ли не с самого утра, пропуская танцы и песни в центре Пушкинской улицы

65. А те, кто не купил комфорт, тем временем на полную отрывались

69. Когда я подошел к детской площадке, дети вдруг начали фотографировать меня, некоторые фотографировались вместе со мной на память

70. Весь день в телефонную будку стояла очередь - желающие звонили домой и болтали с родственниками

73. Одной из отличительных черт хасидского наряда является штраймл - меховая шапка, одеваемая по Субботам и праздникам. бывают и другие виды шапок и шляп: сподик (штраймл с высоким верхом), шойбл (редко), кашкет, колпак, кичмe (кушма) и просто шляпки. Хасиды придают деталям одежды магические свойства и символическое значение. Например, короткие панталоны заправляют в чулки, чтобы штаны не касались земли, считающейся скверной, нарушающей святость; носят туфли без шнурков или пряжек (штиблет на идише), чтоб не касаться их и избежать скверны; шелковый шнурок вокруг пояса (гартл идиш) должен, по идее, отделять вышнее и духовное от суетного, что ниже пояса, и т. п.

74. Эти хасиды прямо на улице недорого продают кипы, если вдруг кто-то потерял свою, или захотел обновиться

77. Чтобы уединиться посреди шумной толпы для молитвы, паломнику достаточно набросить на голову полотенце. Духовно общаясь с Рабби, хасиды на целый год заряжаются энергией, вдохновением и силой. Неистово молятся и в храме-пантеоне, и в синагоге. Многие пытаются уединиться. Одни - прямо на шумных многолюдных улицах, расхаживая с молитвенником в руках и полотенцем на голове - и уже никто не мешает им оставаться наедине с любимым цадиком.

78. Как я и говорил, нам удалось попасть в аппартаменты к хасидам. Эта квартира была куплена за невиданные для Умани деньги - если не ошибаюсь за $50 000 и это в доме, состояние какого оценивается как аварийное. Сделали ремонт, как полагается обустроили и теперь каждый год приезжают в Умань

79. Работу по дому для них делает местная женщина. К стати, на лицо ущимление прав, т.к. на 30 тыс хасидов было зарегистрировано всего 29 женщин, которые не могли выйти на улицу и целыми днями сидели дома. И только на вечернюю молитву им было разрешено выйти за забор синагоги и помолиться отдельно от мужчин

81. Перед вечерней молитвой к синагоге прибыл какой-то очень важный раввин. Хасиды двинулись за ним, чтобы вместе помолиться. Когда внутри не осталось места, охрана заградила собой проход и чуть не началась драка. Если бы кто-то из еврейской общины вовремя не подоспел для решения конфликта, случилась бы огромная драка - ни в коем случае нельзя препятствовать молитве

82. После разрешения конфликта, внутрь начали впускать вообще всех, пока синагога не начала трещать по швам - хасиды начали выазить на крышу, на опоры, под потолок, только бы увидеть раввина. Это и есть те самые некомфортные места, где хасиды молились весь вечер

84. Дети изучают Тору с раннего детства и молятся под руководством взрослых

85. Если упасть, то место тут же займет другой хасид

91. Богатые евреи почти весь день провели в своем доме, не желая танцевать с остальными

93. Этот паломник просидел на скале над водой с самого утра, не отвлекаясь на прием пищи и встречу раввина

94. После молитвы Раввина, ближе к 19.00, наступает Рош Ха-Шан и снимать уже нельзя. Хасиды переодеваются в праздничный белый наряд

95. Центр улицы быстренько убирается

96. ... поставив на улице Тору в цилиндре и читая молитвы, хасиды встречают Рош Ха-Шана, 5771 Новый Год по еврейскому календарю

Пишет киевский фотоблоггер elektraua : На этих выходных в Умани представители хасидизма отпраздновали очередной еврейский Новый Год. Напомню, что традиционно каждый год в Умань съезжаются десятки тысяч паломников-хасидов со всего мира чтобы отпраздновать Рош а-Шана в месте, где похоронен духовный лидер цадик Нахман. Хасидизм связан с деятельностью его основателя Бешта — каббалиста и целителя, основавшегося в местечке Меджибок (Подолье, ныне Украина). Хасидизм ставит акцент на личном переживании Бога, на личной праведности и роли харизматических лидеров — цадиков.

(Всего 44 фото)

1. Цадик Нахман родился в городе Меджибуж (сейчас - Хмельницкая область Украины) в 1772 году. Затем вел кочевой образ жизни, бывал в разных городках Украины, в основном, в Медведевке и Златополье, а последние 8 лет жизни провел в Браславе (сейчас - Беларусь). В 1808 году Раби Нахман заболел туберкулезом, поселился в Умани, где и был похоронен в 1810 году. С тех пор этот город стал центром поклонения хасидов, куда они съезжаются со всего мира каждый еврейский Новый год. Нахман завещал каждому Хасиду хотя бы один раз в жизни совершить паломничество к нему на могилу и в радости отпраздновать Рош а-Шана. По приезду в Умань нас ждал неприятный сюрприз - весь день шел дождь, чередуясь с ливнем. Во время празднования хасидам нельзя грустить, иначе Бог разгневается. Поэтому хасиды танцуют и поют песни. В прошлом году на этом месте громко играла музыка и несколькотысячная толпа водила хороводы. Сегодня же все прятались под козырьками и одевали на Штраймлы полиэтиленовые пакеты

2. Хасиды придерживаются строгого дресс-кода. Они носят белую рубашку с чёрными короткими брюками, заправленными в носки. Поверх рубашки они одевают старомодную черную капоту или пиджак. Туфли хасиды носят без пряжек и шнурков, что как и заправленные в носки брюки символизирует удалённость от земной грязи. Почти всегда хасиды носят на голове черную фетровую шляпу, из под которой видны пейсы. Мужчины-хасиды всегда отпускают усы и бороды. Особо почтенные ребе носят меховые шапки штраймл. Следует отметить, что не все хасиды строго придерживаются своих правил. Сегодня большинство из них носят как шнурки, так и длинные брюки. Порой удивляют размеры меховых шапок на совсем маленьких детях. По большей части хасиды пользуются языком тех стран, где они живут. Идиш имеет в хасидских общинах высокий общественный статус, и без знания идиша (среди прочего) там невозможно стать своим. Идишем в той или иной степени владеют большинство хасидов. Некоторые хасидские течения в Израиле и за рубежом противятся использованию иврита в качестве разговорного языка, а предпочитают его лишь для молитвы. Хасидские раввины, работающие среди русскоязычных эмигрантов в Израиле, поощряют сохранение русского языка как средства контакта поколений. Среди развлечения - подойти к нашему человеку и начать бурно обсуждать какую-то тему, радуясь непониманию


3. На улице Пушкина в Умани всё необычно: надписи, указатели и баннеры на иврите, очень грязно и шумно. А ещё запах... Хасидам в Шаббат запрещено что-либо делать, вода в кранах открывается заранее и течет несколько дней не прекращая, двери открываются, никто не пользуется открытым огнем и не носит с собой деньги. Местные милиционеры чтобы узнать, наступил ли Шаббат, пытаются дать хасиду мелкие деньги, если тот не берет - Шаббат. В прошлом году, приехав после Шаббата, мы увидели очень много попрошаек. не стеснялись просить денег даже с виду приличные хасиды. А ещё хасиды очень много курят, хоть это и не поощряется писанием в Талмуде. Курят, но пользоваться спичками или зажигалкой нельзя, поэтому всегда видны несколько человек, которые ищут, у кого можно взять огня от окурка

4. В своём большинстве хасиды очень бедны. Точнее, есть бедные и богатые, а средний класс практически отсутствует как таковой. Для самых неимущих и экономных в каждом, не важно, чистом или грязном закоулке, ставятся такие палаточные городки, где можно пожить во время своего паломничества. Когда мы проходили мимо, нас позвал старый хасид под предлогом "You can take a few photos inside". На самом деле, он хотел чтобы мы помогли ему закрепить палатку, которая падала от ветра. Помогли, деваться было некуда.

5. Вот такие жилищные условия внутри, но это не важно. Важно то, что могила цадика рядом

6. Для мытья рук в рукомойниках висят специальные кружки, которыми можно поливать руки. В Шаббат нельзя мыть руку рукой, хотя есть такие, которым все равно. Слева кабинки туалета, в котором напористый запах выедает глаза ибо... после себя смывать нельзя

7. Чтобы попасть на обеденную молитву, нам пришлось договариваться с Израэлем, одним из представителей общины в Украине в этом году. Инструктаж был простым: "Вы снимаете всё, а если кто-то злится или ругается - проходите мимо, говорите что я разрешил". Все понятно, но с первых же минут на нас начали бросаться старики и не разрешали снимать ни под каким предлогом. Хасида нельзя снимать за молитвенным процессом. Хасиды помоложе наоборот часто говорили "Ю кэн стей, ю кэн стей". Ситуация еще усугублялась тем, что при виде большого фотоаппарата около нас собралось 15-20 детишек, которые непрерывно обсуждали нас, тем самым привлекая лишнее внимание

8. А вот и лицо Израэля. Он очень просил, чтобы мы засняли важнейший момент - игру в Шофар (специальный рог)

9. Рядом с синагогой находится дополнительное жилье. Разрешение снимать внутри было получено после семейного портрета. Вообще интересно получается, почти все хасиды резко отказывают себя снять, но когда делаешь это принудительно и показываешь им кадр - улыбаются и просят еще.

10. Можете представить себе запах внутри

12. Интересно, как сработала пресс-служба Умани в этом году. Она раздала аккредитацию журналистам на весьма неудачные дни, когда снимать особо и нельзя. Многие хасиды при виде камеры тут же закрываются руками, журналистов отовсюду прогоняют. Чтобы оператор мог отснять материал, с ним посылался боец Сокола, иначе существует вероятность, что хасиды повредят дорогостоящую технику. Хотя, как показывает практика, евреи не боятся наших правоохранителей, которых в Умань свезли в количестве 5 000 человек со всей Черкасской области. Зато ОЧЕНЬ боятся своих полицейских, присланных с Израиля для поддержания порядка. Всего таких полицейских в этом году было 6 человек. Два очень коротких слова и любой хасид становился послушным и со всем соглашался. Наши сотрудники милиции были проинструктированы таким образом, чтобы случайно не был допущен международный конфликт, по сути запрещалось применение силы к агрессивной стороне. шутливые милиционеры то и дело пугали "Сейчас пейсы отрежем", или "На депортацию!". Иногда и такие меры помогают. Кстати о депортации. На момент приезда в Умань в нашем присутствии оформлялись документы на депортацию шестерых хасидов за разные виды нарушений правопорядка. также обсуждался вопрос партии "Свобода", которая устроила несанкционированный, запрещенный митинг "Украина без хасидов". 60 человек были задержаны.

13. Маленькие хасиды очень наглые. Этот разносчик литературы криками пытался прогнать всех журналистов из Синагоги 🙂 Конечно, через минуту-вторую мы собрали на себе много недоброжелательных взглядов и решили бежать. На выходе нас ждал очень испуганный милиционер, который очень просил нас больше так не делать. Как? - Неясно

16. Можно также отметить, что чуть ли не половина иудей в Умани выглядят, мягко говорят, неадекватно: еле передвигаются, шатаются, полуприкрытые глаза, невнятная речь, дезориентация. Сотрудники милиции предполагают, что большинство молодых хасидов в Умани развлекаются не совсем законными препаратами. Подтверждений не нашли, но очень на то похоже.

17. В Торе есть заповедь, запрещающая выбривать пеот - волосы на висках. Несмотря на то что существует принцип, согласно которому нужно стараться исполнить заповедь по возможности наилучшим образом, это относится только к предписывающим заповедям Торы, а не к запретам. В принципе, любая длина волос на висках достаточна, если очевидно, что это место не выбрито. Но во многих общинах из уважения к этой заповеди и желания отличаться от нееврейского окружения было принято оставлять длинные пряди волос на висках, так называемые пейсы.

18. По данным корреспондента ЛIГА в Умань прилетело 24233 хасидов из 24 стран мира. Из них 2726 детей и 29 женщин. Больше всего хасидов в Умань прилетело из Израиля – 22900 человек, из США – 902, из Канады – 116, из Франции – 194, из Англии – 41. Представителей остальных стран мира насчитывается менее 20 человек. Нам удалось увидеть максимум 6 женщин, которые стояли на заднем дворе синагоги и, заглядывая через окно внутрь, молились. Всего же, по данным главного раввина Киева и Украины Якова Дов Блайха, ожидается, что на празднование иудейского нового года в Умань прибудет до 40 тыс. паломников. При этом, по его словам, ежегодно Умань посещают 80-100 тысяч туристов-хасидов со всего мира, которые оставляют в Украине более одного, а может и 1,5-2 млрд. грн. Весьма немаленькая сумма как плата за постоянно грязный еврейский квартал. Для многих уманчан это заработок на весь год. Они выезжают из своих квартир, вносят 2-х и 3-х ярусные кровати и заселяют хасидов с как можно более плотной концентрацией хасид/метр всего за пару сотен долларов.

20. В центре Пушкинской улицы, на этом месте, все выкуплено хасидами. Будка с музыкой тоже, но в этом году она закрыта. Говорят, не приехал владелец а все очень ждали. В итоге танцевали сами себе напевая.

22. Как я уже говорил, основная масса хасидов одевается очень бедно. Стандартный наряд часто несоответствует огромным кроссовкам на несколько размеров больше чем нужно.

24. Обед. Хасиды получали бесплатную сертифицированную кошерную пищу, привезенную со специальной фабрики в Израиле. Мусор бросается под ноги.

26. Представители негроидной рассы очень неохотно фотографируются, отворачиваются и убегают.

27. А вот очень милая картина, согласитесь 🙂 Папаша рассказывал сыну как лучше кушать и с чего лучше начинать.

29. Когда я спросил разрешения, могу ли я сделать портрет, темнокожий хасид очень обиделся и отвернулся.

30. Хасиды побогаче выкупили небольшие аппартаменты по Пушкинской за баснословные для Умани деньги - $50 000 за квартирку.

Умань - небольшой городок в Черкасской области, в котором находится великолепный парк «Софиевка», известный далеко за пределами Украины. А еще в первой половине сентября ежегодно в Умани начинают твориться странные дела: сюда прибывает огромное количество чужестранцев, в причудливых шелковых одеждах и со смешными шапками-блинчиками на головах.

Фактически все приезжие - мужского пола. Их прически не менее странны, чем наряд: верхl5;яя часть головы обрита «под ноль», а по бокам висят длинные вьющиеся локо;ны. Местное население Умани с нетерпением ждет их прибытия: иностранцы здорово пополняют бюджет уманчан, не торгуясь снимают жилье и покупают пищу. Цены в период их пребывания в Умани взлетают до уровня европейских, и все чаще на улицах можно услышать диковинное слово «хасид» и имя цадик Нахман.

Действительно иностранцы - это еврейские паломники - хасиды, которые приезжают в Умань, чтобы отпраздновать свой Новый год на могиле одного из своих праведников и основателей хасидизма, цадика Нахмана. Жители Умани давно привыкли к хасидам и без запинки могут произнести «цадик Нахман», однако, кто такие хасиды? Кем был столь почитаемый цадик Нахман? Что такое хасидизм вообще? Вряд ли вам дадут исчерпывающий ответ на эти вопросы простые жители Умани, поэтому давайте разбираться сами.

МОГИЛА ЦАДИКА НАХМАНА В УМАНИ

Хасидизм (переводится как «праведность») - это некое ответвление иудаизма, которое зародилось в Польше в 17 веке и очень быстро охватило значительную территорию, включающую почти всю Украину. Основателем хасидизма считают раввина Бешта, который жил в местечке Меджибож на территории нынешней Хмельницкой области. Он создал собственное учение, согласно которому превыше всего ставился религиозный экстаз, а не невнятные стихи Талмуда. То, что неграмотный еврей ближе к богу, чем самый искусный ученый, понравилось населению и очень быстро количество хасидов стало превышать количество классических иудеев. В чем же был секрет популярности новой веры? Наверное, в том, что хасиды считали себя венцом творения и максимально сопричастными к богу.

Хасидизм отвергал все ритуалы и даже посещение синагоги, то есть евреи теперь не должны были ходить в храм, отрываться
от дел и отдавать свои сбережения на церковь. Учение не было одинаковым, поэтому хасиды разбились на многочисленные группы, каждая из которых немного по-разному трактовала понятия своей веры. Раввины в хасидизме остались как посредники между богом и смертными. Такие люди назывались цадиками. Одним из них и стал Нахман из Брацлава, основатель брацлавского хасидизма. Нахман был правнуком того самого основателя веры хасидов Бешта.
Будущий цадик Нахман родился в 1772 году в том же городке Меджибож. Естественно, что в 77;ра хасидов прошла красной нитью через все его детство. Мальчик изначально должен был стать раввином. Он часто молился, но старался убежать для этого в лес, на реку или в поле.

По тогдашним обычаям, еврейский ребенок достигал совершеннолетия к 13 годам, по достижению этого возраста он имел право вступать в брак и самостоятельно отвеч;ать перед законом. Поэтому Нахмана к четырнадцати годам женили на дочери состоятельного землевладельm4;а из Гусятина. Когда тесть скончался, Нахман переехал в городок Медведовка и именно там принял сан цадика. Тут же, в Медведовке, цадик Нахман начинает всерьез формировать свою систему виденья веры и в результате начинает проповедовать свои идеи. Местные евреи быстро прониклись пониманием к проповедям молодого цадика и вскоре выбрали его своим ребе - учителем, хотя цадику Нахману к тому моменту не исполнилось и 20-ти лет. Цадик Нахман проповедовал, что молитва не должна быть удручающей, произносить ее нужно вперемешку с танцами, песнями и вообще со всяческим весельем. Нечто похожее мы видим и сейчас у кришнаитов, которые молятся танцуя, правда? Кроме того, цадик Нахман рекомендовал своим прихожанам отступить от зазубренных с детства глав Торы и молиться «сердцем» на родном идише, а не на иврите, как это заведено в классическом иудаизме. На основе этих тезисов и была сформирована группа брацлавских хасидов.

Несмотря на уважаемый статус, цадик Нахман жил достаточно скромно, не копя себе сбережений. Деньги покойного тестя; быстро кончились, и Нахман продает дом и все добро, дабы поехать на паломничество в Иерусалим. Долг;их полгода добирался он до земли Обетованной, по дороге попадая в постоянные переделки, даже побывал в плену у турок. Прибыв в Израиль, цадик Нахман занимается изучением Каббалы и знакомится с самыми известными богословами того времени. Перезимовав в Святой Земле, Нахман возвращается домой и, поселившись в Немирове, начинает проповедовать хасидизм среди своих многочисленных учеников. Цадик Нахман много колесит по стране. Однажды, будучи в Умани, он посетил еврейское кладбище, где были похоронены многие жертвы еврейских погромов во времена Колиивщины. Цадик Нахман изъявил желание быть похороненным именно здесь, где умершие за свою веру ждут искупления грехов.

Цадик Нахман печально прожил последние годы: в один год умерли от туберкулеза двое его сыновей, потом - жена. Сам Нахман тоже был сражен этим смертельным на то время недугом. Дом цадика в Брацлаве сгорел дотла в 1810 году, и тогда Нахман отправился жить в Умань. Здесь он гулял по Софиевскому парку, много проповедовал и диктовал свои притчи и поучения своему верному ученику рабби Натану, благодаря которому они и сохранились. Последняя проповедь цадика Нахмана была приурочена к Новому году по иудейскому календарю, в которой он завещал последователям приезжать на его могилу в Умань. Через месяц цадика Нахмана не стало.
В Советские времена еврейское кладбище в Умани, где был похоронен цадик Нахман, отдали под огороды для населения. Само захоронение не трогали, но паломников не пускали ни под каким видом. Синагогу цадика просто разрушили до основания. Да и самим хасидам пришлось в те времена несладко: их репрессировали, они погибали на войне, были вынуждены эмигрировать из страны. Ситуация наладилась только в 1994 году. Примерно в это же время здесь построили одну из крупнейших синагог, гостиницу Умани для хасидов, микву и организовали международный центр брацлавских хасидов.

И все же: что притягивает хасидов ежегодно в Умань? Неужели мало в мире мест, куда стоило бы совершить путешествие? По словам паломников, многие 80;з них действительно едут сюда традиционно, для развлечения и праздника. Однако, попав на могилу цадика Нахмана, не 90; такого хасида, который не ощутил бы святость этого места и не прочувствовал бы, что основатель хасидизма хлопочет за каждого из своих последователей перед Всевышним. Вот хасиды и приезжают ежегодно в Умань под свой Новый год, молятся, поют, танцуют и смеются на могиле цадика Нахмана, этого мудрого весельчака с грустной судьбой.

Умань – небольшой городок в Черкасской области, в котором находится великолепный парк «Софиевка», известный далеко за пределами Украины. Однако для хасидов Умань в первую очередь – место одной из самых почитаемых святынь, место ежегодного массового паломничества, сообщает сайт 112.ua

Могила цадика Рабби Нахмана (Брацлавского) привлекает в город десятки тысяч сторонников хасидизма. Они считают своей обязанностью побывать хотя бы раз в своей жизни на могиле цадика Нахмана. Они также считают, что если они встретят Новый год Рош Ха-Шана возле его могилы, то следующий год будет очень счастливым для них.

Экспресс-инфо по стране

Украина – государство в Восточной Европе.

Столица – Киев

Крупнейшие города: Киев, Львов, Харьков, Одесса, Днепр, Запорожье, Кривой Рог, Донецк

Форма правления – Парламентско-президентская республика

Территория – 603 549 км2 (44-я в мире)

Население – 42,6 млн чел. (32-я в мире)

Официальный язык – украинский

Религия – православие, католицизм

ИЧР – 0,747 (81-я в мире)

ВВП – $131,8 млрд (59-я в мире)

Валюта – гривна

Граничит с : Беларусью, Польшей, Словакией, Венгрией, Румынией, Молдовой, Россией

Хасидизм (переводится как «праведность») – это ответвление иудаизма, основанное раввином Бештом, который жил в местечке Меджибож на территории нынешней Хмельницкой области. Он создал собственное учение, согласно которому превыше всего ставился религиозный экстаз, а не стихи Талмуда. То, что неграмотный еврей может быть ближе к богу, чем самый искусный ученый, понравилось населению и очень быстро количество хасидов стало превышать количество классических иудеев.

Хасидизм отвергал все ритуалы, даже посещение синагоги. Учение не было одинаковым, поэтому хасиды разбились на многочисленные группы, каждая из которых немного по-разному трактовала понятия своей веры. Раввины в хасидизме остались как посредники между богом и смертными. Такие люди назывались цадиками. Одним из них и стал Нахман из Брацлава, внук Бешта и основатель брацлавского хасидизма.

Несмотря на уважаемый статус, цадик Нахман жил достаточно скромно, не копя себе сбережений. Однажды он посетил еврейское кладбище в Умани, где были похоронены многие жертвы еврейских погромов во времена Колиивщины, и изъявил желание быть похороненным здесь.

Хасиды приезжают в Умань целыми общинами, вместе с детьми. Первые паломники появляются еще за неделю до Рош-ха-Шана, который проходит 2 дня подряд в еврейском месяце тишрей (сентябрь или октябрь). Массовое паломничество начинается примерно за 4 дня до праздника Нового года.

Так как отель, который специально строили для паломников-хасидов, не работает, то все приезжие вынуждены искать себе временное жилье у местных жителей. Цены на жилье отличаются от места расположения дома, этажа и условий проживания. Самым дорогим жильем являются квартиры во многоэтажных домах, которые расположены непосредственно возле могилы цадика Нахмана или синагоги. На сегодня существует проект строительства в Умани большого паломнического центра, который будет включать в себя отель, синагогу и различные вспомогательные структуры.

Проблемы, связанные с паломничеством хасидов – это, прежде всего, засоренность города. Ведь в Израиле жителям строго запрещено мусорить, за это они платят большие штрафы. Приезжая в Украину, где законы не так щепетильны, евреи позволяют себе мусорить где угодно. Во время празднования Нового года городские службы не успевают убирать улицы города.

Охранять порядок в городе в этом году будут около 450 полицейских. Ожидается приезд в Умань более 30 тыс. паломников из 20 стран мира (около 80% — из Израиля). Они будут традиционно шумно отмечать 5777-й Новый год.