Изучение представителей простейших. Чувствуют ли рыбы боль? Нервная система и мозг рыбы

Тема урока: «Нерв-ная си-сте-ма».

Цель урока - рас-смот-реть устрой-ство нерв-ной си-сте-мы у жи-вот-ных раз-лич-ных си-сте-ма-ти-че-ских групп, а также такое свой-ство жи-вот-ных, как раз-дра-жи-мость.

У про-стей-ших, а также у неко-то-рых по-движ-ных кле-ток жи-вот-ных на-блю-да-ет-ся ре-ак-ция клет-ки на внеш-нее воз-дей-ствие. Так, эв-гле-на зе-ле-ная, бу-дучи осве-щен-ной, плы-вет по на-прав-ле-нию к ис-точ-ни-ку света. Клет-ки ин-фу-зо-рии ту-фель-ки не под-плы-ва-ют к кри-стал-ли-кам по-ва-рен-ной соли, бро-шен-ным на дно со-су-да, где оби-та-ют ин-фу-зо-рии. Такие про-стей-шие дви-га-тель-ные ре-ак-ции на-зы-ва-ют-ся так-си-са-ми.

Так-сис - дви-га-тель-ная ре-ак-ция в ответ на од-но-сто-ронне дей-ству-ю-щий фак-тор.

На-ли-чие так-си-сов и мно-гие дру-гие при-ме-ры под-твер-жда-ют, что у про-стей-ших и жи-вот-ных име-ет-ся свой-ство ре-а-ги-ро-ва-ния на внеш-ние раз-дра-жи-те-ли. Такое свой-ство по-лу-чи-ло на-зва-ние раз-дра-жи-мость. Нерв-ные клет-ки об-ла-да-ют чув-стви-тель-но-стью, функ-ции нерв-ных кле-ток - это прием, вы-ра-бот-ка, про-ве-де-ние и пе-ре-да-ча нерв-ных им-пуль-сов.

Как мы уже много раз от-ме-ча-ли, губки (рис. 1) неда-ле-ко ушли от ко-ло-ни-аль-ных про-стей-ших: у губок нет ни нерв-ных кле-ток, ни нерв-ной ткани. Од-на-ко у неко-то-рых видов в огра-ни-чен-ной мере про-яв-ля-ет-ся спо-соб-ность к пе-ре-да-че им-пуль-сов, де-ла-ют это обыч-ные клет-ки.

Рис. 1. Губки

У ки-шеч-но-по-лост-ных име-ют-ся нерв-ные клет-ки и про-стая рас-се-ян-ная нерв-ная си-сте-ма. Нерв-ные клет-ки имеют звезд-ча-тую форму и тон-ки-ми от-рост-ка-ми со-еди-ня-ют-ся между собой. Рас-по-ла-га-ют-ся нерв-ные клет-ки под кож-но-му-скуль-ны-ми и раз-бро-са-ны по всему телу, об-ра-зуя нерв-ные спле-те-ния (рис. 2, 3).

Рис. 2. Нерв-ная си-сте-ма гидры (схема)

Рис. 3. Нерв-ная си-сте-ма гидры (пре-па-рат)

Клет-ки этой сети свя-за-ны с чув-стви-тель-ны-ми нерв-ны-ми клет-ка-ми, от-рост-ки ко-то-рых воз-вы-ша-ют-ся над на-руж-ным и внут-рен-ним сло-я-ми кле-ток тела. Бла-го-да-ря от-рост-кам чув-стви-тель-ных кле-ток внеш-ние ме-ха-ни-че-ские, хи-ми-че-ские или дру-гие раз-дра-же-ния быст-ро пе-ре-да-ют-ся всей нерв-ной сети, это при-во-дит к со-кра-ще-нию кож-но-му-скуль-ных кле-ток всего тела или толь-ко неко-то-рых его участ-ков.

У сво-бод-но-пла-ва-ю-щих медуз на-блю-да-ет-ся кон-цен-тра-ция нерв-ных кле-ток по краю зон-ти-ка, где рас-по-ла-га-ют-ся их ор-га-ны чувств.

Рис. 4. Ме-ду-за

Ста-биль-но по-вто-ря-е-мая от-вет-ная ре-ак-ция ор-га-низ-ма на любое воз-дей-ствие раз-дра-жи-те-ля при по-мо-щи нерв-ной си-сте-мы на-зы-ва-ет-ся ре-флек-сом.

Что зна-чит ста-биль-но по-вто-ря-е-мая? Это зна-чит, что ор-га-низм не толь-ко как-то ре-а-ги-ру-ет на дан-ный раз-дра-жи-тель, но и на каж-дый кон-крет-ный вид раз-дра-жи-те-ля у него есть опре-де-лен-ная ре-ак-ция.

У плос-ких чер-вей нерв-ная си-сте-ма пред-став-ле-на нерв-ны-ми уз-ла-ми, рас-по-ло-жен-ны-ми в пе-ред-ней части тела червя, и от-хо-дя-щи-ми от них нерв-ны-ми стол-ба-ми. Нерв-ные стол-бы со-еди-не-ны между собой пе-ре-мыч-ка-ми. Таким об-ра-зом, нерв-ная си-сте-ма при-об-ре-та-ет вид ре-шет-ки (рис. 5, 6).

Рис. 5. Нерв-ная си-сте-ма плос-ко-го червя

Рис. 6. Плос-кий червь

Число этих про-доль-ных стол-бов у при-ми-тив-ных форм до-воль-но зна-чи-тель-но - 5-6 пар, но в ходе эво-лю-ции оно умень-ша-ет-ся до 2 или даже 1 пары.

У круг-лых чер-вей-нема-тод нерв-ная си-сте-ма со-сто-ит из око-ло-гло-точ-но-го нерв-но-го коль-ца и од-но-го или несколь-ких про-доль-ных нерв-ных ство-лов. Око-ло-гло-точ-ное нерв-ное коль-цо об-ра-зу-ет-ся вслед-ствие сли-я-ния пар-ных над-гло-точ-ных и под-гло-точ-ных нерв-ных узлов (рис. 7).

Рис. 7. Нерв-ная си-сте-ма круг-ло-го червя

У коль-ча-тых чер-вей в ре-зуль-та-те со-кра-ще-ния числа нерв-ных ство-лов об-ра-зу-ет-ся брюш-ная нерв-ная це-поч-ка, име-ет-ся круп-ное и раз-ви-тое око-ло-гло-точ-ное нерв-ное коль-цо, ко-то-рое ино-гда даже име-ну-ют го-лов-ным моз-гом.

В каж-дом сег-мен-те тела брюш-ная нерв-ная це-поч-ка фор-ми-ру-ет пару са-мо-сто-я-тель-ных нерв-ных узлов с от-хо-дя-щи-ми от них нер-ва-ми (рис. 8, 9).

Рис. 8-9. Нерв-ная си-сте-ма коль-ча-то-го червя

Нерв-ная си-сте-ма чле-ни-сто-но-гих прин-ци-пи-аль-но сход-на с та-ко-вой у коль-ча-тых чер-вей. Над-гло-точ-ный нерв-ный узел у чле-ни-сто-но-гих очень круп-ный и слож-но ор-га-ни-зо-ван-ный. В нем про-ис-хо-дит обособ-ле-ние от-дель-ных нерв-ных цен-тров, такой круп-ный над-гло-точ-ный нерв-ный узел на-зы-ва-ет-ся го-лов-ным моз-гом. Име-ет-ся и брюш-ная нерв-ная це-поч-ка (рис. 10).

Рис. 10. Нерв-ная си-сте-ма чле-ни-сто-но-гих

Для неко-то-рых ра-ко-об-раз-ных и мно-го-но-жек ха-рак-тер-но на-ли-чие соб-ствен-но-го нерв-но-го узла в каж-дом сег-мен-те тела. У боль-шин-ства же пред-ста-ви-те-лей типа от-дель-ные нерв-ные узлы сли-ва-ют-ся между собой. Нерв-ная си-сте-ма в целом кон-цен-три-ру-ет-ся в пе-ред-ней части тела.

Для при-ми-тив-ных мол-люс-ков ха-рак-тер-на нерв-ная си-сте-ма, со-сто-я-щая из око-ло-гло-точ-но-го коль-ца и че-ты-рех ство-лов, два из ко-то-рых ин-нер-ви-ру-ют ногу. У боль-шин-ства же пред-ста-ви-те-лей типа на-блю-да-ет-ся об-ра-зо-ва-ние ган-гли-ев и их сме-ще-ние к пе-ред-не-му концу тела, при-чем наи-боль-шее раз-ви-тие по-лу-ча-ет над-гло-точ-ный нерв-ный узел, ко-то-рый в дан-ном слу-чае также на-зы-ва-ет-ся го-лов-ным моз-гом (рис. 11).

В ре-зуль-та-те всего этого фор-ми-ру-ет-ся нерв-ная си-сте-ма раз-бро-сан-но уз-ло-во-го типа.

Рис. 11. Нерв-ная си-сте-ма мол-люс-ка

Нерв-ная си-сте-ма иг-ло-ко-жих пред-став-ле-на от-но-си-тель-но про-сто и со-сто-ит из трех от-дель-ных ча-стей, каж-дая из ча-стей по-стро-е-на по ра-ди-аль-но-му плану и со-сто-ит из нерв-но-го коль-ца и ра-ди-аль-ных нерв-ных тяжей (рис. 12).

Рис. 12. Нерв-ная си-сте-ма мор-ской звез-ды

Устрой-ство нерв-ной си-сте-мы - это тот ред-кий слу-чай, когда дей-стви-тель-ной можно ска-зать, что у неко-то-рых хор-до-вых эта си-сте-ма устро-е-на слож-нее, чем у дру-гих жи-вот-ных.

Для хор-до-вых нерв-ная си-сте-ма лан-цет-ни-ка устро-е-на про-сто, это полая нерв-ная труб-ка, на-хо-дя-ща-я-ся на спин-ной сто-роне тела, пе-ред-ний конец ее рас-ши-рен и об-ра-зу-ет го-лов-ной пу-зырь (рис. 13). Го-лов-ной пу-зырь - как раз то, из чего в ходе эво-лю-ции об-ра-зу-ет-ся го-лов-ной мозг по-зво-ноч-ных жи-вот-ных.

Рис. 13. Нерв-ная си-сте-ма лан-цет-ни-ка

Нерв-ная си-сте-ма по-зво-ноч-ных жи-вот-ных со-сто-ит из го-лов-но-го и спин-но-го мозга, а также от-хо-дя-щих от них нер-вов. Го-лов-ной мозг имеет пять от-де-лов: пе-ред-ний, про-ме-жу-точ-ный, сред-ний, про-дол-го-ва-тый и моз-же-чок. Про-дол-го-ва-тый мозг пе-ре-хо-дит в спин-ной мозг без ка-кой-ни-будь чет-кой гра-ни-цы (рис. 14, 15).

Рис. 14. Нерв-ная си-сте-ма рыбы

Рис. 15. Го-лов-ной мозг рыбы

От-но-си-тель-ный раз-мер и слож-ность го-лов-но-го мозга у пред-ста-ви-те-лей раз-ных клас-сов по-зво-ноч-ных жи-вот-ных раз-лич-ны. Вес го-лов-но-го мозга в про-цен-тах от массы тела со-став-ля-ет у со-вре-мен-ных хря-ще-вых рыб от 0,06-0,44 %, у кост-ных рыб от 0,02-0,94 %. По срав-не-нию с ры-ба-ми вес го-лов-но-го мозга зем-но-вод-ных го-раз-до боль-ше. От-но-си-тель-ный вес го-лов-но-го мозга со-став-ля-ет для хво-ста-тых зем-но-вод-ных 0,29-0,36 %, для бес-хво-стых зем-но-вод-ных 0,50-0,73 % (рис. 16).

Рис. 16. Срав-не-ние раз-ме-ров мозга жи-вот-ных

Как и у дру-гих по-зво-ноч-ных, го-лов-ной мозг ам-фи-бий со-сто-ит из пяти от-де-лов. Пе-ред-ний мозг от-но-си-тель-но круп-ный и раз-де-лен на два по-лу-ша-рия, име-ют-ся круп-ные обо-ня-тель-ные доли, раз-вит про-ме-жу-точ-ный мозг, моз-же-чок раз-вит от-но-си-тель-но слабо, в связи с неслож-ны-ми од-но-об-раз-ны-ми дви-же-ни-я-ми зем-но-вод-ных. Про-дол-го-ва-тый мозг от-ве-ча-ет за де-я-тель-ность ды-ха-тель-ной, кро-ве-нос-ной и пи-ще-ва-ри-тель-ной си-сте-мы.

Сред-ний мозг от-но-си-тель-но неве-лик, он раз-вит сла-бее, чем у кост-ных рыб. Он яв-ля-ет-ся цен-тром зре-ния, а также от-ве-ча-ет за де-я-тель-ность ске-лет-ной му-ску-ла-ту-ры (рис. 17).

Рис. 17. Стро-е-ние мозга зем-но-вод-но-го

Нерв-ная си-сте-ма пре-смы-ка-ю-щих-ся в связи с ак-тив-ным на-зем-ным су-ще-ство-ва-ни-ем пре-тер-пе-ва-ет даль-ней-шие услож-не-ния. Масса мозга у реп-ти-лий может быть в 250, а то и в 10 000 раз мень-ше массы тела, но это не по-то-му, что у реп-ти-лий такой ма-лень-кий мозг, а по-то-му, что среди них много круп-ных со-зда-ний с боль-шой мас-сой тела.

Рис. 18. Стро-е-ние мозга кро-ко-ди-ла

Боль-шее раз-ви-тие по-лу-ча-ет моз-же-чок и пе-ред-ний мозг. Масса пе-ред-не-го мозга со-став-ля-ет до по-ло-ви-ны от массы го-лов-но-го мозга в целом. Лю-бо-пыт-но, что обо-ня-тель-ные доли от-но-си-тель-но неболь-шие, тогда как силь-но раз-ви-ты по-лу-ша-рия пе-ред-не-го мозга (рис. 18).

Огром-ная ско-рость об-ме-на ве-ществ при-во-дит к фор-ми-ро-ва-нию у птиц слож-но-го по-ве-де-ния, такое по-ве-де-ние и неве-ро-ят-ная слож-ность дви-же-ний, свя-зан-ных с по-ле-том, при-во-дит еще к боль-ше-му, чем у реп-ти-лий, раз-ви-тию го-лов-но-го мозга.

У птиц масса пе-ред-не-го мозга со-став-ля-ет от 50 до 60 % массы всего го-лов-но-го мозга, а у мел-ких во-ро-бьи-но-об-раз-ных птиц даже до 70 %. Осо-бо-го раз-ви-тия до-сти-га-ют боль-шие по-лу-ша-рия пе-ред-не-го мозга. В связи с по-ле-том чрез-вы-чай-но силь-но раз-вит и моз-же-чок (рис. 19, 20).

Рис. 19. Нерв-ная си-сте-ма птиц

Рис. 20. Го-лов-ной мозг птицы

И, на-ко-нец, вер-ши-ны сво-е-го раз-ви-тия го-лов-ной мозг до-сти-га-ет у неко-то-рых мле-ко-пи-та-ю-щих. Для пред-ста-ви-те-лей клас-са в целом ха-рак-тер-ны незна-чи-тель-ные раз-ме-ры пе-ред-не-го мозга, осо-бен-но коры его по-лу-ша-рий. Она со-сто-ит из несколь-ких слоев нерв-ных кле-ток, имеет из-ви-ли-ны и склад-ки, при-чем чем слож-нее по-ве-де-ние жи-вот-но-го, тем боль-шие ко-ли-че-ство из-ви-лин мы можем на-блю-дать в коре его пе-ред-не-го мозга. Зна-чи-тель-но-го раз-ви-тия до-сти-га-ет у мле-ко-пи-та-ю-щих сред-ний мозг и моз-же-чок (рис. 21).

Рис. 21. Мозг шим-пан-зе

Рефлексы

Одним из важ-ных ме-ха-низ-мов ре-ак-ции ор-га-низ-ма на раз-дра-же-ние яв-ля-ет-ся ре-флекс. Ре-флек-сы бы-ва-ют врож-ден-ные, или без-услов-ные, и при-об-ре-тен-ные, или услов-ные.

Без-услов-ные ре-флек-сы - это на-след-ствен-но пе-ре-да-ва-е-мые ре-ак-ции ор-га-низ-ма на раз-дра-жи-тель. Такие ре-флек-сы при-су-щи всем пред-ста-ви-те-лям вида. При-ме-ры без-услов-ных ре-флек-сов - это ре-флек-тор-ное от-дер-ги-ва-ние руки от го-ря-че-го объ-ек-та или ре-флек-тор-ное уча-ще-ние ды-ха-ния при из-быт-ке уг-ле-кис-ло-го газа в крови.

Услов-ные ре-флек-сы воз-ни-ка-ют в ходе ин-ди-ви-ду-аль-но-го раз-ви-тия и на-коп-ле-ния жи-вот-ным дан-ных. Услов-ные ре-флек-сы фор-ми-ру-ют-ся на базе без-услов-ных при уча-стии вы-со-ко-раз-ви-то-го го-лов-но-го мозга.

Раз-ра-бот-ка уче-ния об услов-ных ре-флек-сах свя-за-на в первую оче-редь с име-нем Ивана Пет-ро-ви-ча Пав-ло-ва (рис. 22). Он по-ка-зал, что новое ней-траль-ное воз-дей-ствие может вы-звать у жи-вот-но-го ре-флек-тор-ную ре-ак-цию, если оно неко-то-рое время предъ-яв-ля-лось вме-сте с без-услов-ным воз-дей-стви-ем.

Рис. 22. И.П. Пав-лов

На-при-мер, если со-ба-ке дать по-ню-хать мяса, то у нее вы-де-ля-ет-ся же-лу-доч-ный сок, это без-услов-ный ре-флекс, если же од-но-вре-мен-но с по-да-чей мяса, на-при-мер, зве-неть зво-ноч-ком, то нерв-ная си-сте-ма со-ба-ки ас-со-ци-и-ру-ет этот звук с пищей. Же-лу-доч-ный сок будет вы-де-лять-ся в ответ на зво-но-чек, даже если мясо со-ба-ке не по-ка-зы-вать. Услов-ные ре-флек-сы лежат в ос-но-ве при-об-ре-тен-но-го по-ве-де-ния.

Рис. 23. Ака-де-мик Пав-лов за ра-бо-той

Од-на-ко по-ве-де-ние мно-гих жи-вот-ных нель-зя опи-сать лишь с ис-поль-зо-ва-ни-ем лишь услов-ных и без-услов-ных ре-флек-сов. Су-ще-ству-ют и мно-гие очень слож-ные и раз-но-об-раз-ные ме-ха-низ-мы нере-флек-тор-но-го по-ве-де-ния. Ни один со-вре-мен-ный био-лог не сво-дит, на-при-мер, по-ве-де-ние мле-ко-пи-та-ю-щих толь-ко к ре-флек-сам. Со-ба-ка Пав-ло-ва - это ско-рее пре-па-рат для изу-че-ния услов-но-го ре-флек-са, чем мо-дель опи-са-ния жи-вот-но-го.

Инстинкты

Ин-стинкт - это со-во-куп-ность на-сле-ду-е-мых про-грамм по-ве-де-ния, ха-рак-тер-ных для жи-вот-ных опре-де-лен-но-го вида в дан-ных опре-де-лен-ных усло-ви-ях. Ин-стинк-ты со-став-ля-ют ос-но-вы по-ве-де-ния жи-вот-ных, од-на-ко у мно-гих жи-вот-ных ин-стинк-ты мо-ди-фи-ци-ру-ют-ся под вли-я-ни-ем опыта.

На-при-мер, ин-стинк-тив-но отыс-кать место для убе-жи-ща, по-строй-ка норы, гнез-да или ло-го-ва, корм-ле-ние детей.

Так-сис

Так-сис - это дви-га-тель-ная ре-ак-ция на ка-кой-ни-будь од-но-сто-ронне дей-ству-ю-щий фак-тор. На что во-об-ще может ре-а-ги-ро-вать про-стей-шее?

В со-от-вет-ствии с раз-ны-ми ва-ри-ан-та-ми фак-то-ров вы-де-ля-ют-ся и раз-лич-ные типы так-си-сов.

Хе-мо-так-сис - это дви-же-ние в на-прав-ле-нии по-ни-же-ния или, на-о-бо-рот, по-вы-ше-ния кон-цен-тра-ции ка-ко-го-ли-бо хи-ми-че-ско-го ве-ще-ства.

По-ло-жи-тель-ный фо-то-так-сис - это дви-же-ние в на-прав-ле-нии ис-точ-ни-ка света.

От-ри-ца-тель-ный фо-то-так-сис - это дви-же-ние в на-прав-ле-нии от ис-точ-ни-ка света.

По-ло-жи-тель-ный гео-так-сис - это дви-же-ние по на-прав-ле-нию по-верх-но-сти земли.

От-ри-ца-тель-ный гео-так-сис - это, на-о-бо-рот, дви-же-ние от земли.

Ла-бо-ра-тор-ная ра-бо-та «Изу-че-ние от-вет-ной ре-ак-ции жи-вот-ных ни раз-дра-же-ние»

Для этой ла-бо-ра-тор-ной ра-бо-ты вам по-на-до-бят-ся дож-де-вые черви, ка-кие-ли-бо мол-люс-ки, на-при-мер ви-но-град-ные улит-ки или аха-ти-ны, ка-кие-ли-бо пред-ста-ви-те-ли ра-ко-об-раз-ных и на-се-ко-мых, ак-ва-ри-ум-ные рыбки, ка-кие-ли-бо пред-ста-ви-те-ли по воз-мож-но-сти ам-фи-бий, реп-ти-лий и птиц, а также ла-бо-ра-тор-ные мле-ко-пи-та-ю-щие - мыши или мор-ские свин-ки (рис. 24-30).

Рис. 24. Дож-де-вой червь

Рис. 25. Улит-ка

Рис. 26. Игу-а-на

Рис. 27. Ка-на-рей-ка

Рис. 28. Пес-чан-ка

Ра-зу-ме-ет-ся, все они долж-ны жить в со-от-вет-ству-ю-щих сад-ках. Де-ре-вян-ной или стек-лян-ной па-лоч-кой по-про-буй-те осто-рож-но при-кос-нуть-ся к каж-до-му из жи-вот-ных, объ-яс-ни-те его от-вет-ную ре-ак-цию. От-меть-те, как ре-а-ги-ру-ет дож-де-вой червь на при-кос-но-ве-ние, ка-ко-ва ре-ак-ция мол-люс-ка, если слег-ка его уда-рить по ра-ко-вине па-лоч-кой, ка-ко-во по-ве-де-ние ра-ко-об-раз-ных и на-се-ко-мых, когда к ним при-бли-жа-ет-ся па-лоч-ка, поз-во-ля-ют ли при-кос-нуть-ся к себе рыбы, зем-но-вод-ные и пре-смы-ка-ю-щи-е-ся, как ведут себя птицы и мле-ко-пи-та-ю-щие при по-пыт-ке при-кос-нуть-ся к ним.

Рис. 29. Жук-на-воз-ник

Рис. 30. Ля-гуш-ка

Сфор-му-ли-руй-те вывод на ос-но-ва-нии изу-че-ния ре-ак-ций жи-вот-ных на раз-дра-жи-те-ли, на-блю-да-ли ли вы ак-тив-ные или же пас-сив-ные ре-ак-ции, по-пыт-ки за-щи-ты или же агрес-сии. Ка-ко-во зна-че-ние всех этих ре-ак-ций в жизни жи-вот-ных.

Зна-е-те ли вы, что...

От-но-си-тель-ная масса го-лов-но-го мозга у мыши и во-ро-бья го-раз-до боль-ше, чем у че-ло-ве-ка. У мыши - 3,2 %, у во-ро-бья - 2,9 %, а у всего че-ло-ве-ка - 2,5 %. Объ-яс-ня-ет-ся это, ко-неч-но же, не мень-шим раз-ви-ти-ем нерв-ной си-сте-мы че-ло-ве-ка, а про-сто го-раз-до боль-шей мас-сой его тела.

Рис. 31. Мышь

Рис. 32. Во-ро-бей

Рис. 33 Слон

Рис. 34. Синий кит

Мак-си-маль-ная масса мозга слона - 4925 г, тогда как у си-не-го кита, ко-то-рый в де-сят-ки раз тя-же-лее слона, масса мозга всего 4700 г.

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/biology/7-klass/tema/nervnaya-sistema?seconds=0&chapter_id=1808

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=cHGNsz0zFTU

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=os1dduNJjJk

источник теста - http://testedu.ru/test/biologiya/7-klass/nervnaya-sistema-refleks-instinkt.html

источник презентации - http://ppt4web.ru/biologija/nervnaja-sistema-refleks-instinkt.html

РЫБЫ. ЗЕМНОВОДНЫЕ. ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ

Летающие рыбы

Иногда в открытом море можно наблюдать странное явление: точно стая воробьев вспорхнула с волны, пролетела несколько десятков метров, чуть прикоснулась к волне и быстро полетела дальше. Это чудесные серебристые рыбки, грудные плавники которых превратились в крылья. Сколько прародителей таких летающих рыбок гибло из поколения в поколение, пока их плавники не развились в крылья, позволяющие им выпрыгнуть из воды и улететь от погони на сотню метров! Способ очень эффективный, потому что враг теряет направление погони.

Но крыло рыбки – это крыло не птицы, а планера. Летающая рыбка не машет крыльями. Спасаясь от преследования, она быстро плывет к поверхности моря, энергично работая хвостом, крылышки-плавники прижаты к бокам туловища, все тело устремлено вверх. Наконец рыбка достигает поверхности. Подобно гидропланеру, она делает «разбег», расправляет крылья и взлетает, поддерживаемая встречным потоком воздуха. В воздухе рыбка летит, как планер. «Мотор» – ее хвост, он работал в воде.

Если нужно лететь дальше, рыбка коснется волны, опять наберет необходимую скорость и вновь взлетит. Обычно она пролетает 100-150 м, находясь в воздухе около 20 с. Наблюдали и более длительный полет – до 400 м с нахождением в воздухе до 1 мин. Планировать этой рыбке помогают также отраженные от волн воздушные потоки. Ими можно объяснить и залет рыбок на палубу высокого корабля. Ночью, когда рыбка не видит темного борта, она подлетает вплотную к нему, и обтекающий корпус поток воздуха заносит ее на палубу.

Летучие рыбы, принадлежащие в основном к семейству экзоцетовых, обычны в тропических водах всех океанов и довольно хорошо изучены. Известно, что полет этих рыб пассивный, планирующий. Сведения о летучих рыбах других систематических групп из иных вод гораздо скуднее. Видимо, поэтому бытует мнение, что рыбам вообще недоступен активный, машущий полет.

Однако природа гораздо многообразнее, чем нам представляется. Оказывается, именно такой полет свойственен мелким, длиной не более 9-10 см, рыбкам из семейства харациновых, живущим в пресных водах Южной Америки. Эти рыбки могут выпрыгивать из воды и с шумом пролетать по воздуху до 3-5 м с помощью взмахов довольно длинных и заостренных грудных плавников, относительные размеры которых меньше, чем у экзоцетид. Однако плавники эти снабжены гораздо более мощными мышцами, и кости плечевого пояса развиты значительно сильнее – они напоминают киль на грудине птиц. Вес мышц, приводящих в движение грудные плавники, достигает 25 % от веса тела, тогда как у родственного, но «нелетучего» рода тетрагоноптерус – всего лишь 0,7 %.

«Обычная» нелетучая рыба, выпрыгивая из воды, движется в воздухе по инерции: путь ее падения, как правило, ближе к вертикали, чем путь подъема, то есть падает она по более крутой дуге. У летучих харацинид, напротив, траектория подъема нередко значительно круче траектории спуска; достигнув высшей точки, они летят, лишь постепенно опускаясь к воде. Быстрому набору максимальной скорости, необходимой для полета, способствует сравнительно небольшое удлинение плавников-«крыльев», как у птиц, развивающих с места значительную скорость. Длительный машущий полет для рыб, видимо, затруднителен не только из-за их водного дыхания (кстати сказать, у пресноводных рыб в тропиках оно не так уж редко дополняется воздушным), но и из-за замедленного обмена веществ.

Всем летучим рыбам, насколько это известно, полет служит лишь средством защиты от водных хищников, более опасных, чем воздушные. На океанских просторах, открытых ветрам, выгоднее оказался планирующий полет, тогда как во внутренних водах развился машущий.

Любопытно, что сходные изменения в плечевом поясе и мышцах грудных плавников отмечены и у нашей чехони. При длине рыбки 23 см вес мышц, приводящих в движение грудные плавники, достигает 4,3 % от веса тела, а у родственного ей леща (длиной 24 см) – всего лишь 0,9 %. Так что, возможно, у чехони это зачатки машущего полета, пусть в самом примитивном виде. Проверить данное предположение можно с помощью киносъемки молодых рыбок, выпрыгивающих из воды.

Из книги Рассказ о жизни рыб автора Правдин Иван Федорович

Рыбы-карлики и рыбы-великаны В классе рыб, как и в других классах животных, позвоночных и беспозвоночных, имеются виды, характеризующиеся различной величиной. Среди рыб есть настоящие карлики и чудовищные великаны.На Филиппинских островах, между Южно-Китайским морем и

Из книги Удивительная биология автора Дроздова И В

Всем известные земноводные. Что мы о них знаем? Они кажутся такими обыденными… Но это только на первый взгляд. Например, как вы думаете, слышит ли вас лягушка? Вопрос о слухе у земноводных вызывал немало споров, кое-кто утверждал, что они глухи и неспособны услышать даже те

Из книги Тесты по биологии. 7 класс автора Бенуж Елена

КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ, ИЛИ АМФИБИИ 1. Выберите правильное утверждение.1. Амфибии обитают исключительно на суше.2. Предками земноводных были двоякодышащие рыбы.3. Стегацифалы – это древние амфибии.4. Поверхность кожи земноводных покрыта слизью.5. Скелет земноводных в связи с

Из книги Странности эволюции [Увлекательная биология] автора Циттлау Йорг

КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ, ИЛИ РЕПТИЛИИ Вставьте пропущенное слово.1. Закончите предложения, вставив необходимые по смыслу слова.A. Предками современных пресмыкающихся, как и земноводных, были...Б. Большие изменения у представителей класса пресмыкающихся происходят в связи с

Из книги Биология [Полный справочник для подготовки к ЕГЭ] автора Лернер Георгий Исаакович

Земноводные: крикливая лягушка умеет хорошо кричать - а что еще? Лягушки - самое многочисленное семейство среди амфибий. Более 5500 видов лягушек скачут сегодня по нашей планете. Их, без сомнения, можно причислить к самым успешным моделям процесса эволюции. Тем не менее в

Из книги Три билета до Эдвенчер. Путь кенгуренка. автора Даррелл Джеральд

Из книги Аквариум в школе автора Махлин Марк Давидович

Из книги Проблемы этологии автора Акимушкин Игорь Иванович

Земноводные и пресмыкающиеся Амейва (Ameiva) - относится к семейству американских варанов. Всего в роде насчитывается двадцать семь видов, населяющих Центральную и Южную Америку и острова Карибского моря. В книге Д. Даррела фигурирует суринамская амейва (A. surinamensis), крупная

Из книги На грани жизни автора Денков Веселин А.

Пресмыкающиеся Кожистая черепаха (Dermochelys coriacea) - единственный современный представитель подотряда бесщитковых черепах (Atheca). Ведет исключительно водный образ жизни. Встречается в Средиземном море, Атлантическом, Тихом и Индийском океанах. Длина панциря достигает 2 м, а

Из книги Животный мир Дагестана автора Шахмарданов Зияудин Абдулганиевич

РЫБЫ Декоративные рыбы - обычные животные в аквариумах любителей природы. В школьном аквариуме рыбы встречаются в том случае, если школа расположена в городе и приобретает рыб в зоомагазине или у аквариумистов-любителей. В других школах приходится ограничиваться

Из книги автора

Рыбы Гидроакустики, приложив ухо к груди океана, слышат трепет его жизни. Для нас это затруднительно: слишком велик тариф на границе «воздух - вода». Здесь при выходе из одной среды в другую поглощается почти вся звуковая энергия (за вычетом процента).Соловьев среди рыб

Из книги автора

Пресмыкающиеся тоже впадают в зимнюю спячку Из класса пресмыкающихся (Reptilia) почти все виды нашей фауны зимой впадают в состояние зимней спячки. Низкие зимние температуры - основная причина этого явления. Например, если взять даже летом какую-нибудь змею и поместить ее на

Из книги автора

2.11.1.3. Класс Земноводные, или Амфибии (Amphibia) Земноводные – четвероногие позвоночные. Температура тела переменная, зависит от температуры внешней среды. Органы дыхания личинок – жабры, у взрослых – легкие. Большую роль в дыхании играет кожный покров. Имеется два круга

Из книги автора

2.11.1.4. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (Reptilia) Известно около 6 тыс. видов. Ведут, как правило, наземный образ жизни. Однако в морях обитает морские змеи и черепахи, в реках и озерах – крокодилы, некоторые змеи и черепахи. Все водные пресмыкающиеся также дышат воздухом и

Из книги автора

Класс земноводные Отряд хвостатые101. Обыкновенный тритон102. Тритон КарелинаОтряд бесхвостые103. Обыкновенная чесночница104. Сирийская чесночницаОтряд черепахи105. Черепаха

Из книги автора

Класс пресмыкающиеся 106. Каспийский геккон107. Ушастая круглоголовкаПодотряд ящерицы108. Степная агама109. Длинноногий сцинк110. Средняя ящерица111 Стройная змееголовкаПодотряд змеи112. Западный удавчик113. Песчаный удавчик114. Краснобрюхий полоз115. Разноцветный

Лабораторные работы по биологии 7 класс

«Животные» (В.В.Латюшин, В.А.Шапкин)

Аннотация

Лабораторные занятия с живым материалом должны явиться одним из основных моментов изучения зоологии в школе. Как правило, их следует ставить в начале каждой серии уроков, посвященных знакомству с новой группой животных (простейшие, круглые черви, кольчатые черви, моллюски, низшие ракообразные, речной рак, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие).

Использование местных природных объектов является эффективным средством развития познавательной и творческой деятельности, влияющим на усвоение программных и краеведческих знаний и развитие исследовательских начал.

Настоящий практикум включает 16 лабораторных работ по разделу «Животные», которые могут проводиться при изучении базового курса, охватывая большинство его тем.

Порядок лабораторных работ соответствует логике и уровню изложения учебного материала в учебнике (Биология. Животные. 7 класс. / В.В.Латюшин, В.А.Шапкин.- М.:Дрофа, 2011).

Лабораторная работа не всегда должна занимать целый урок, она может быть рассчитана и на часть урока и проводиться как его фрагмент.

Инструкция по технике безопасности

при проведении лабораторных работ по зоологии

I . Общие требования

1. Быть внимательным, дисциплинированным, осторожным, точно выполнять указания учителя.

2. Не вскакивать, не прыгать, не делать резких движений.

3. Располагать приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.

4. Не держать на рабочем месте предметы, не требующиеся при выполнении работы.

II . Требования при работе с живыми объектами.

1. Прежде чем приступить к лабораторной работе с живым объектом, внимательно выслушайте

объяснения и задание учителя.

2. Перед изучением объекта, прочитайте задание. Рассмотрите объект, который находится в сосуде.

3. Без разрешения учителя не берите этот объект в руки.

4. При работе с живым объектом соблюдайте осторожность, не сдавливайте и не травмируйте живой

объект.

5. Выполнив наблюдение за живым объектом, положите его обратно в сосуд или

емкость, где содержался живой объект.

6. Окончив работу, приведите в порядок рабочее место: соберите инструктивные карточки и вытрите

лабораторный стол.

7. Вымойте руки с мылом и вытрите насухо полотенцем.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1.

Тема: Изучение представителей простейших

Цель: рассмотреть особенности строения и процессы жизнедеятельности различных

простейших и сравнить их между собой.

Оборудование: культуры: инфузории - туфельки, амёбы, сувойки, эвглены зелёной,

микроскопы, предметные стёкла, кусочки ваты, пипетки.

Ход работы

ЗАДАНИЯ:

1.Приведите микроскоп в рабочее положение. Для этого поставьте микроскоп

штативом к себе на расстоянии 5-8 см от края стола, с помощью зеркала

направьте свет в отверстие предметного столика.

2.Приготовьте микропрепарат: на предметное стекло с помощью пипетки

поместите каплю культуры; положите в капельку несколько волокон ваты,

накройте её покровным стеклом.

3.Положите микропрепарат на предметный столик и с помощью винта плавно

опустите тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии,

близком от препарата.

4.Найдите в поле зрения представителя простейших. Для этого с помощью

винта медленно регулируйте положение тубуса до тех пор, пока не появится

чёткое изображение простейшего на препарате.

5.Определите форму тела туфельки, рассмотрите её передний (тупой) и задний

(заострённый) концы тела, предротовое углубление.

6.Пронаблюдайте за передвижением простейших и сделайте вывод о роли

жгутиков и ресничек в передвижении простейших.

7.Зарисуйте увиденных простейших в тетради и подпишите поподробнее

увиденные вами их части тела.

Эвглена Амёба Инфузория - Сувойки Бурсария

зелёная обыкновенная туфелька

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2.

Тема: Знакомство с многообразием круглых червей

червей.

Оборудование: микроскоп, пипетка, предметное стекло, препаровальная игла, культура

свободноживущих нематод, коловраток, влажные препараты аскарид.

Тип Круглые черви

Представители: свободноживущие нематоды, коловратки.

Ход работы

ЗАДАНИЯ:

1.Рассмотрите без увеличительных приборов культуру

свободноживущих нематод , выращенную на белом хлеб.

Опишите этих червей: их число, размеры, окраску, характер

движения.

2.На влажном препарате аскарид найдите самца и самку.

Отметьте, в чём их различие, в чём сходство с теми круглыми

червями, которых вы только что рассматривали.

3.Поместите нескольких животных из культуры коловраток в каплю

воды и рассмотрите при малом увеличении микроскопа. Отметьте сходство и различие

во внешнем строении тела, в характерных движениях, окраске.

4.Пронаблюдайте за передвижением коловраток и сделайте вывод о роли

ресничек при движении и питании коловраток.

5.Зарисуйте коловраток в тетради (несколько видов) и подпишите увиденные

вами части её тела.



ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3.

Тема: Изучение представителей типа кольчатых червей

Цель: изучить строение и жизнедеятельность кольчатых червей; найти черты сходства и

различия между малощетинковыми и многощетинковыми кольчатыми червями.

Оборудование: чашки Петри, влажная фильтровальная бумага, лупа, дождевые черви,

пиявки, трубочник.

Ход работы.

ЗАДАНИЕ I .

1.Рассмотрите тело дождевого червя. Определите форму тела, окраску, размеры,

сегментированность туловища. Найдите передний и задний концы тела, поясок.

2.Найдите выпуклую (спинную) и плоскую (брюшную) части тела. Осторожно

проведите пальцем по брюшной или боковой стороне тела червя от заднего

к переднему концу (вы ощутите прикосновение щетинок). Рассмотрите с помощью

лупы прикосновение щетинок на теле червя.

3.Обратите внимание на кожу червя. Определите, какая она – сухая или влажная?

Сделайте вывод о значении такой кожи и щетинок для жизни червя в почве.

ЗАДАНИЕ II .

1.Поместите пиявку стеклянную банку, заполненную водой.

2.При помощи лупы рассмотрите внешний вид пиявки. Обратите внимание

на форму и окраску тела, число и расположение присосок. Постарайтесь

измерить длину пиявки в её спокойном состоянии.

3.Рассмотрите и опишите устройство рта у присосавшейся к стеклу пиявки.

4.Попытайтесь мягкой кисточкой сбросить пиявку в воду со стенки банки.

5.Понаблюдайте за перемещением пиявки в банке с водой.

Опишите движение пиявки.

6.Выявите другие (помимо плавания) способы передвижения пиявки.

ЗАДАНИЕ III .

1.Рассмотрите с помощью лупы трубочника.

Отметьте окраску тела, размеры, форму тела. Найдите передний и задний

конец тела. Отметьте наличие щетинок.

2.Обратите внимание на особенности поведения трубочника (держатся вместе

или одиночно).Дотроньтесь до трубочника кисточкой. Отметьте его реакцию.

Таблица

Сравнительная характеристика классов кольчатых червей

Характерные признаки

Классы

Дождевые черви

Пиявки

Трубочник

1.Среда обитания

2.Форма тела

3.Окраска тела

4.Размеры тела

5.Особенности строения

6.Движение

7.Питание

8.Дыхание

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4.

Тема: Особенности строения жизни моллюсков

Цель: выявить характерные черты строения двустворчатых и брюхоногих

моллюсков и их приспособленность к среде обитания.

Оборудование: чашки Петри с раковинами и живыми моллюсками.

Ход работы

Задание I .

1.Рассмотрите предложенные вам раковины моллюсков. Разделите их на группы:

брюхоногих и двустворчатых.

2 .У брюхоногих отметьте:

- наличие и отсутствие симметрии_______________________________________________

Вправо или влево закручена раковина___________________________________________

Имеется ли разница в числе завитков____________________________________________

Окраска ____________________________________________________________________

Размеры ____________________________________________________________________

Наличие выростов (бугорки, шипы т.д)__________________________________________

Перечислите из них виды, встречающиеся в нашей области _________________________

3. У двустворчатых моллюсков опишите:

- наружный слой створок раковин ____________________________________

Внутренний слой раковины ________________________________________

Количество лет ___________________________________________________

Форма раковин ___________________________________________________

Окраска __________________________________________________________

размеры_________________________________________________________

4.Перечислите виды местных моллюсков.

ЗАДАНИЕ II .

1. Рассмотрите водных брюхоногих моллюсков: катушку и прудовика.

Сравните их строение и запишите результаты: Таблица

Катушка

Прудовик

Наличие раковины

Форма раковины

Наличие выступающих завитков

Окраска

Размеры

2. Понаблюдайте за моллюсками, ползающими по стеклу.

Опишите характер перемещения______________________________________________

Понаблюдайте, поднимается ли моллюск к поверхности воды______________________

Если поднимается, то отметьте, через сколько минут подъем повторяется ____________________________________________________________________________

Наличие ноги________________________________________________________________

Наличие щупальцев на ноге____________________________________________________

Площадь подошвы ползающего моллюска_______________________________________

ЗАДАНИЕ III .

Наблюдения за наземными моллюсками.

1.Проведите наблюдения за голым слизнем, используя лупу.

Отметьте следующее:

Наличие раковины_____________________________________________

Наличие большого количества слизи на теле__________________________

Симметрия тела _________________________________________________

Отделы тела_____________________________________________________

Волнообразные сокращения мускулатуры подошвы____________________

Сколько щупалец на голове_____________________________________________

Наличие и вид ротового отверстия_______________________________________

2.Поместите к слизням кусочки капусты и томатов.

Наблюдайте:

Скорость перемещения _________________________________________________

Какую пищу предпочитают _____________________________________________

3.Используя лупу, проведите наблюдение за улиткой.

Укажите:

Наличие раковины _________________________________________

Симметрия тела____________________________________________

Наличие ноги с тёркой ______________________________________

Где держатся моллюски (на растениях, на земле, на стекле)

Дотроньтесь до моллюска мягкой кисточкой. Опишите реакцию моллюска.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы по работе (о приспособлениях моллюсков к обитанию в различной среде, о строении, о передвижении) ___________________________________

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5.

Тема: Изучение представителей типа членистоногих

Цель: изучить особенности строения и жизнедеятельности различных ракообразных,

выявить основные черты сходства и различия.

Оборудование: живые объекты- культуры дафний, циклопов, влажные препараты: раки,

креветки, микроскоп, предметные стёкла, препаровальные иглы, лупы,

пипетки.

Тип Членистоногие

Представители: дафнии, циклопы, речной рак, креветка.

Ход работы

ЗАДАНИЯ:

I .Внешний вид рака.

1.Какую окраску имеет тело живого рака? Сравните (на ощупь) твёрдость его покрова с

покровом дождевого червя.

II .Головогрудь.

2.Найдите головогрудь и борозду (шов) между головой и грудью. Выясните соединение.

Какие органы находятся на головогруди рака (усики, глаза, ротовые органы,

ходильные ноги, их количество и строение)?

3.Осмотрите головогрудь и бока (под ногами) рака. Найдите щель, ведущую в жаберные

полости.

III . Брюшко

4. Сосчитайте количество члеников брюшка. Найдите ножки и сосчитайте их количество.

Сравните их с ходильными. Найдите хвостовой плавник и заднепроходное отверстие.

Какой вывод вы сделаете о роли конечностей?

IV .Рассмотрите с помощью лупы живых ракообразных в пробирках.

5.Отметьте их размеры, окраску, характер передвижения в воде.

6.Поместите по очереди нескольких животных из культуры в каплю воды и рассмотрите

их при малом увеличении микроскопа. Отметьте сходства и различия во внешнем

строении тела, в характерных движениях, окраске.

7.Сравните между собой крупных ракообразных: креветок и раков.

Выявите сходство и различие во внешнем строении.

8.Обоснуйте вывод о принадлежности исследованных ракообразных к одному классу в

типе членистоногих.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6

Цель: выяснить характерные особенности класса насекомых и черты отрядов

таракановые и прямокрылые на примере рыжего таракана и полевого сверчка.

Оборудование : коллекция насекомых, живые объекты: тараканы, сверчки, лупа,

стеклянная палочка, кусочки тыквы.

Отряд таракановые

Представитель: рыжий таракан.

Ход работы

ЗАДАНИЕ I .

1.Рассмотрите покров тела, его прочность, окраску, размер

2.Отметьте, насколько свободные движения может производить

голова животного.

3. Рассмотрите, какие органы чувств находятся на голове:

найдите членистые усики и глаза, отметьте их количество.

4. Положите на стеклянную палочку кусочек тыквы и

поднесите его ко рту рыжего таракана, подробно опишите,

как ощупав его ротовыми щупиками, он облизывает и грызёт их.

5. Под лупой рассмотрите ноги насекомого, подвижность их

сочленений, лапки с присосками и щетинками. Отметьте для

себя, что на лапках тараканы переносят микробы, в том числе

и болезнетворные.

6. Рассмотрите брюшко таракана и определите пол насекомого.

7. Рассмотрите и отметьте в таблице тип ротового аппарата.

Отряд прямокрылые

Представитель: сверчок полевой.

ЗАДАНИЕ II .

1.Рассмотрите особенности крыльев и надкрыльев, сравните

их длину и окраску.

2.Сравните длину передних и задних ног, пронаблюдайте за

передвижением и отметьте тип движения.

3.Рассмотрите строение ротового аппарата при помощи лупы.

4.Рассмотрите усики, отметьте их количество, пронаблюдайте

их движение, сделайте вывод об их значении.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6

(продолжение)

Тема: Изучение представителей отряда насекомых.

Цель: выяснить характерные особенности класса насекомых и черты типа

членистоногих на примере майского жука.

Оборудование : коллекция насекомых, живые объекты: личинка, взрослое насекомое

майский жук, лупа, стеклянная палочка, кусочки хлеба (тыквы).

Отряд жуки.

Представитель: майский жук.

Ход работы

I.ЛИЧИНКА

ЗАДАНИЕ I.

1.Рассмотрите личинку, форму тела, окраску, длину.

2.Рассмотрите червеобразное тело, разделённое на членики.

Подсчитайте количество грудных и сколько их на брюшке

(грудные членики с конечностями).

3. Подсчитайте сколько на груди личинки членистых ножек

и сколько их пар. Предложите тип передвижения (ползающий,

прыгающий, летающий).

4. Найдите на члениках брюшка - овальные дыхательные отверстия,

через которые воздух поступает в трахеи личинки?

II. ВЗРОСЛОЕ НАСЕКОМОЕ

ЗАДАНИЕ II.

1. Рассмотрите форму тела, окраску, длину, покров.

2. Рассмотрите и отметьте на голове число глаз, усики,

найдите мощные ротовые придатки.

3. Возьмите кусочки пищи (хлеб) и осторожно на

палочке поднесите её ко рту майского жука - определите тип

ротового аппарата.

4. Рассмотрите три пары конечностей, какого типа конечности

(плавательные, ходильные).

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6

(продолжение)

Тема: Изучение представителей отряда насекомых.

Цель: раскрыть характерные признаки двукрылых на примере комара – дергуна.

Оборудование : стеклянные мензурки, вода, личинки комара – дергуна (мотыль).

Отряд Двукрылые

Представитель: комар –дергун

Ход работы

ЛИЧИНКА

ЗАДАНИЯ:

    Рассмотрите в лупу личинку комара (дергуна), её голову с глазами и ротовыми придатками, грудь с пучком щетинок, отметьте, как она передвигается в воде.

    Найдите членистое брюшко с дыхательной трубочкой на конце.

    Отметьте, как плавает личинка. Если удастся пронаблюдать, как она дышит в воде,

проследите, поднимается ли она к поверхности воды.

    Отметьте на конце брюлека- раздвоенный отросток- предположите чем он служит у личинки?

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 7.

Тема: Изучение представителей класса рыб.

Цель: выявить во внешнем строении рыбы черты приспособленности к жизни в воде.

Оборудование : живые рыбы из аквариума или водоёма, размещенные в банках.

Класс Рыбы

Ход работы

ЗАДАНИЯ:

1.Рассмотрите внешний вид рыбы, плавающей в банке с водой, определите её

форму тела и объясните, какое значение имеет такая форма в жизни рыбы.

2.Рассмотрите покровы тела рыбы. Объясните, какое значение имеет чешуя

в жизни рыбы.

3.Определите окраску рыбы на брюшной и спинной сторонах её тела.

Объясните значение разной окраски брюшной и спинной сторон тела рыбы.

4.Найдите отделы тела рыбы: голову, туловище, хвост.

5.На голове рыбы найдите глаза и ноздри. Определите, какое значение они

имеют в жизни рыбы. Есть ли веки? Есть ли органы слуха?

Постучите по стеклу банки и установите, слышит ли рыба.

6.Найдите у рассматриваемой вами рыбы парные и непарные плавники.

Объясните, их значение в жизни рыб. Понаблюдайте за работой плавников

при передвижении рыбы в воде.

7.Найдите боковую линию. Ознакомьтесь по рисунку и тексту учебника с

строением и значением её.

8.Рассмотрите форму головы. Как она переходит в туловище?

9.Найдите жаберные крышки. Пронаблюдайте дыхательные движения -

попеременное открывание и закрывание рта и жаберных крышек.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 8.

Тема: Изучение представителей класса земноводных.

Цель: изучить внешнее строение земноводных; выявить особенности, связанные с

жизнью в воде и на суше.

Оборудование : живые объекты – живые лягушки, лупы, банки с водой, ванночки.

Класс Земноводные, или Амфибии

Представитель: лягушка остромордая

Ход работы

Задания:

Рассмотрите на живых лягушках, помещенных в стеклянные банки, особенности их внешнего строения и передвижения.

1.Рассмотрите форму тела лягушки, обратите внимание на укороченное тело, лишённое

хвоста, сплюснутость тела сверху вниз, отсутствие шеи. Сравните с формой тела рыб.

В чём сходство и различие?

2.Опишите внешний вид каждой пары конечностей. Сравните эти конечности по

величине и деталям строения. В чём сходство и различие? С какими органами

передвижения можно сравнить конечности лягушки? Как отличить резкое отличие

конечностей лягушки от плавников рыб?

3.Рассмотрите передвижение лягушки на суше. Какая пара конечностей выполняет

ведущую роль? Какова роль второй пары конечностей?

4.Рассмотрите передвижение лягушки в воде. Какая пара конечностей выполняет

ведущую роль? Какие у неё есть для этого приспособления?

5.Подсчитайте число пальцев на передних и задних конечностях. Сравните их по

величине. На каких конечностях сильнее развита мускулатура? С чем это связано?

6.Рассмотрите кожный покров лягушки. Одинакова ли окраска кожи на спине и на

брюшной стороне. Какое это имеет значение? Обратите внимание на слизь, которая

выделяется кожными железами. Каково значение слизи? Сравните с покровами тела

рыб.

7.Какие приспособления во внешнем строении лягушки способствуют жизни её на суше

и в воде?



ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 9.

Тема: Изучение представителей класса пресмыкающихся.

Цель: изучить особенности внешнего строения пресмыкающегося как наземного

животного.

Оборудование : живые объекты - ящерицы, лупы, препаровальные иглы.

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии

Представитель: прыткая ящерица.

Ход работы

ЗАДАНИЯ:

1.Возьмите ящерицу в руки спинной стороной вверх.

Рассмотрите её тело. Какой оно формы? Вспомните отделы тела лягушки.

Как соединяется голова с туловищем у ящерицы и лягушки?

2. Найдите конечности. Как они развиты? Сравните длину передних и задних

конечностей. Из скольких отделов они состоят? Сколько пальцев в кисти и стопе?

Чем они оканчиваются? Что общего в строении конечностей ящерицы и лягушки?

Какие различия? Чем их можно объяснить?

3. Пользуясь лупой, рассмотрите покровы туловища и конечностей со спинной стороны.

Обратите внимание на форму чешуй. Рассмотрите покровы головы и брюха. Найдите

на них роговые щитки. Одинаковые чешуйки на различных частях тела? Вспомните

строение кожи лягушки.

Чем объяснить различия в строении кожных покровов у ящерицы и лягушки?

4.Рассмотрите голову. Найдите рот; парные ноздри; сзади ноздрей по бокам

головы- глаза. Сосчитайте количество век, (пользуясь препаровальной иглой). На

заднем конце головы найдите слуховые отверстия. Найдите и рассмотрите в лупу (на

верхней поверхности головы по средней линии) непарный теменной глаз.

5. Какие черты внешнего строения ящерицы говорят о её наземном существовании?

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 10.

Тема: Изучение представителей класса птицы .

Цель: найти во внешнем строении птицы черты приспособленности к полёту.

Оборудование : живой объект - живая птица.

Класс Птицы.

Представитель: любая птица.

Ход работы

ЗАДАНИЯ:

1.Рассмотрите внешний вид птицы. Установите, из каких отделов состоит тело птицы.

Обратите внимание на характерные особенности внешнего строения птицы:

перьевой покров, веретенообразная форма тела, наличие хвоста и перьев.

2.Рассмотрите голову птицы. Какие органы расположены на ней? Какое значение имеет

подвижная шея?

3.Рассмотрите передние конечности птицы? Какой вид они имеют? Каким органам

наземных позвоночных соответствуют крылья птиц? Найдите в крыле отделы,

характерные для передних конечностей позвоночных животных.

4.Рассмотрите ноги птицы. Чем они покрыты? Сколько пальцев на ногах?

Чем они оканчиваются?

5.Рассмотрите расправленные крылья и хвост. Обратите внимание на большую

летательную поверхность, лёгкость и прочность этих органов. Одинаковы ли

по внешнему виду различные перья крыла и хвоста.

6.Обратите внимание на черепицеобразное расположение покровных перьев.

Сравните с расположением чешуи на теле рыбы. Какое значение имеет такое

расположение перьев?

7.Есть ли разница во внешнем виде маховых, рулевых и покровных перьев?

С чем это связано?

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 11.

Тема: Изучение представителей класса млекопитающие .

Цель: раскрыть особенности внешнего строения млекопитающих.

Оборудование : живые объекты – домашние животные: кролик, кошка, собака и другие

животные.

Класс Млекопитающие.

Представитель: домашний кролик.

Ход работы

ЗАДАНИЯ:

1.Рассмотрите внешний вид млекопитающего. Установите, из каких отделов состоит тело

кролика.

Обратите внимание на характерные особенности внешнего строения кролика:

волосяной покров, вытянутая форма тела, наличие хвоста.

2.Опишите строение и значение волосяного покрова (длинные волосы –ость, короткие -

подшерсток) в связи с их функциональным значением.

Отметьте, когда происходит линька и как при этом меняется волосяной покров.

3.Найдите вибриссы. Что собой представляют? Где они располагаются? Каково их

значение?

Какие производные эпидермиса, кроме волос, имеются у млекопитающих?

Каково значение этих образований?

4.Укажите наличие желёз на коже млекопитающего и раскройте их значение.

5.Рассмотрите голову. Какие органы чувств расположены на ней и каково их

значение? Выяснить роль органов чувств в ориентировке кролика.

6.Рассмотрите передние и задние конечности кролика. Как расположены конечности по

отношению к туловищу? Каково значение такого расположения в жизнедеятельности

кролика.

Отметьте способ передвижения кролика.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 12.

Тема: Изучение особенностей покрова тела

Цель: выявить сходство и различия в покровах различных животных.

Оборудование : животные из уголка живой природы (червь дождевой, моллюск,

ракообразное, насекомое, рыба, черепаха, птица, млекопитающее);

лупа, спички, препаровальная игла; чешуя язя, перо, шерсть, кожа,

волос, рог.

Ход работы

ЗАДАНИЯ:

1.Внимательно рассмотрите предложенных вам животных, вначале невооруженным

глазом, затем - с помощью лупы.

Выявите сходство и различия в покровах различных животных.

Отметьте особенности окраски, эластичности, подвижности покровов различных

животных.

2. Поместите на стекло или лист бумаги дождевого червя или брюхоногого моллюска.

Обратите внимание на влажный след, оставляемый этими животными при движении;

покрытую слизью кожу; раковину моллюска, её прочность, внешнюю и внутреннюю

поверхность, окраску.

3. Возьмите в руки насекомого (лучше, если это будет жук), рассмотрите их покровы

невооруженным глазом и с помощью лупы.

Отметьте прочность хитинового покрова; особенности покровов членистоногих по

сравнению с червями и моллюсками.

4. Рассмотрите тело рыб, покрытое чешуёй, панцирь черепахи.

Отметьте сходство в строении чешуйки рыбы и щитка панциря черепахи;

наличие годичных колец, плотность и прочность этих покровов; различия в покровах

тела у рыб и черепахи.

Таблица

Особенности покровов животных в связи с выполняемыми функциями

1.Дождевой червь

2.Моллюск

3.Насекомое

4.Рыба

5. Черепаха

6.Птица

7.Млекопитающие

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 10.

Тема: Изучение способов передвижения животных

Цель: выяснить способы передвижения различных животных, связанных с изменением

условий среды.

Оборудование : 3 -5 животных по выбору учителя (все животные в соответствующих

садках, чашках, клетках, аквариумах, террариумах).

Ход работы

ЗАДАНИЯ:

1.Рассмотрите животных, находящихся перед вами.

Отметьте, как перемещаются животные; каков характер их движений.

Выявите, какие приспособления, органы, части тела участвуют в перемещении

животного; как меняется характер движения при испуге или прикосновении.

среде обитания.

2. Наблюдайте за животными, изменяя условия среды.

- Определите характер движения животного;

- способность менять способы движения;

- число способов передвижения для каждого объекта.

Таблица

Особенности способов передвижения животных

передвижения

Животные

Кольчатые черви

Моллюски
Рыбы
Земноводные
Млекопитающие

1.Амебоидное

движение

2. Движение

при помощи

жгутиков и

ресничек

3.Движение с

помощью

мышц.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 14.

Тема: Изучение способов дыхания животных

Цель: выяснить особенности газообмена у позвоночных животных.

Оборудование : аквариумы, террариумы, клетки с животными: рыбами,

земноводными, рептилиями, птицами, млекопитающими.

Ход работы

ЗАДАНИЯ:

1. Проведите наблюдения за животными, находящимися перед вами.

Отметьте, с какой частотой открываются у рыб жаберные крышки;

- как взаимосвязаны движения жаберных крышек и ротового отверстия;

- есть ли видимые дыхательные движения у земноводных (жабы, лягушки),

рептилий (черепахи, ящерицы), птиц и млекопитающих.

2. Заставьте животных 2 -3 минуты интенсивно двигаться. Повторите наблюдения.

Отметьте, изменились ли интервал и частота движений, связанных с дыханием;

изменился ли характер дыхательных движений?

Таблица

Особенности газообмена у позвоночных животных

Органы дыхания

и газообмен

Рыбы

Земноводные

Птицы

Пресмыкающиеся

Млекопитающие

1.Органы дыхания

2.Особенности органов дыхания

3.Расположение органов дыхания

4.Механизм дыхательных движений

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 15

Тема: Изучение ответной реакции животных на раздражения

Цель: доказать, что ответные реакции животных на раздражение, осуществляются при

участии нервной системы.

Оборудование : черви дождевые, моллюски, ракообразные, насекомые, рыбы,

земноводные, пресмыкающиеся, дольки чеснока или лука.

.

Ход работы

ЗАДАНИЯ:

1.Прикоснитесь или попытайтесь прикоснуться к животному. Объясните ответную

реакцию.

Отметьте: как реагирует дождевой червь на прикосновение;

- какова реакция моллюска, если слегка ударить по его раковине палочкой;

- каково поведение насекомых и ракообразных, когда к ним приближается палочка;

- позволяют ли прикоснуться к себе рыбы, земноводные, пресмыкающиеся;

- как ведут себя животные, когда к ним приблизить дольку чеснока или лука.

2.Сформулируйте вывод на основании изучения реакций животных на раздражения:

наблюдали ли вы пассивные или активные реакции, попытки

защиты, агрессии?

3.Каково значение этих реакций в жизни животных?

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 16.

Тема: Изучение органов чувств животных

Цель: доказать, что перестройка органов чувств, вызвала прогрессивные изменения

животных.

Оборудование: раки, лягушки, ящерицы, птицы, хомячки, коллекция бабочек и стрекоз.

Ход работы

ЗАДАНИЯ:

I. Знакомство с особенностями органов зрения у различных животных

1. Рассмотрите предложенных вам животных.

Отметьте место расположения глаз, их число; величину глаз относительно головы.

Выясните, у каких животных глаза подвижны; как и чем защищены глаза у разных

животных.

2. Рассмотрите с помощью лупы глаза у бабочек и стрекоз (в предложенных

коллекциях).

Выясните, видно ли, что глаза у бабочек и стрекоз состоят из многочисленных

простых глазков.

II. Знакомство с внешним строением органов слуха у различных животных

Рассмотрите предложенных вам животных.

Выясните, у каких животных имеются видимые наружные органы слуха;

каково значение ушной раковины у млекопитающих (определите направление и

силу звука с приставленными к вашим ушным раковинами ладонями и без них).

Определите место расположения ушных раковин у исследуемых животных.

III. Знакомство с органами осязания

Рассмотрите предложенных вам животных: рака, таракана, рыбку гурами, кролика.

Отметьте, как исследуемые животные используют антенны, усы, нитевидные

брюшные плавники и другие органы.

Таблица

Сравнительная характеристика органов чувств позвоночных животных

Органы

чувств

Особенности органов чувств позвоночных

зрения

Рыбы

Земноводные

Пресмыкающиеся

Птицы

Млекопитающие

слуха

обоняния

вкуса

равновесия

Список литературы

1.Латюшин В.В., В.А.Шапкин. Учебник Биология Животные. 7 класс.-М. :

Дрофа, 2011.- 302 с.

2.В.В.Латюшин, Г.А.Уфимцева. «Биология. Животные». 7 класс. Тематическое

и поурочное планирование к учебнику. -М. «Экзамен»,2007.- 192 с.

3.Пепелева О.А.,Сунцова И.В. Поурочные разработки по биологии. 7(8) класс.

Универсальные поурочные разработки.- М.: ВАКО, 2006.- 432с.

4.Рязанов В.Г.в таблицах. Схемах и рисунках, 7-8 класс.-М. :«Издат-школа

2000», 1999.- 272с.