Истребитель пятого поколения Китая «Черный орёл.

Правообладатель иллюстрации Getty Images

Китайский истребитель пятого поколения "Чэнду J-20" впервые представлен публике на авиасалоне в Чжухае - крупнейшей в Китае ярмарке производителей и продавцов авиатехники.

Правда, экспертам не удалось получить подробных сведений - непонятно даже, какие именно двигатели на нем установлены.

Ранее публике представили тяжелый военно-транспортный самолет, как утверждают в Пекине, самый крупный из производящихся серийно. А год назад Китай представил свой первый пассажирский самолет C919, который должен составить конкуренцию Boeing и Airbus.

За китайцами давно закрепилась слава искусных копировальщиков, некоторые скептики именно таким образом объясняют китайское экономическое чудо. Но не пора ли немного подкорректировать этот стереотип?

Ведущий программы "Пятый этаж" Михаил Смотряев обсуждает тему со старшим научным сотрудником Института Дальнего Востока РАН Василием Кашиным и военным экспертом Александром Гольцем .

М ихаил Смотряев: Первые отзывы о китайском истребителе уже ходят в интернете пару лет, с тех пор, как начались тестовые полеты, и его кто-то увидел , кроме китайских военных чиновников.

Там много непонятного. Самолет выглядит как странная коллекция частей и аэродинамических решений, позаимствованных из российских и американских истребителей. Эксперты высказывают сомнения в том , что он будет летать так, как положено самолету пятого поколения, не говоря уже о том, что для него нет запчастей и нет пока своих китайских двигателей. С теми, которые есть, он будет летать плохо.

Но, раз его показали, значит, было что показывать. Хотя утверждают, что те две машины, которые могут летать, имеют одинаковый бортовой номер, что позволяет при случае одну подменять другой. Насколько это эпическое событие?

А лександр Гольц: Какой-то смысл это имеет. По видеозаписи действительно ничего сказать нельзя, кроме как поверить на слово тем, кто этот показ устроил, что это пролетел истребитель пятого поколения.

Правда, у нас приблизительно такие же знания и о российском истребителе пятого поколения. Ни в китайском, ни в российском случае мы ничего не знаем о двигателе, а значит, мы ничего не знаем о главном качестве истребителя пятого поколения - о его способности летать на сверхзвуке без форсажа. Мы не знаем, из каких материалов создан этот истребитель.

Значит, мы ничего не знаем о его другом важнейшем качестве - его малозаметности. Мы абсолютно ничего не знаем об электронике этого самолета и его вооружении. Судя по силуэту, а, главным образом, по картинкам, которые опубликовало Синьхуа, можно допустить, что одно свойство истребителя пятого поколения - размещение вооружения внутри самолета - похоже, будет выполнено. И все.

М.С. : То есть судить о том, грандиозный ли это успех или не менее грандиозное поражение, мы пока не можем. По такому пролету на шоу сложно о чем-либо судить, кроме того, что эта вещь действительно летает. Чтобы добиться хотя бы этих результатов, китайским инженерам пришлось поработать.

И предмет нашего разговора сегодня, в большой степени, - именно то состояние, в котором сейчас находится китайская инженерная наука. Ее военным аспектам всегда уделяется большее внимание, но в Китае в последнее время заметны вполне самостоятельные достижения, сопоставимые с западными, и в том, что касается невоенных отраслей, того же транспорта.

Представленный год назад, пока еще не летающий макет пассажирского самолета, который должен составить конкуренцию оингам " и эробусам " - насколько это вероятно в ближайшие лет десять?

В асилий Кашин: Про J20 мы знаем все же больше. Имеется архив фото летных испытаний, есть видео более шести летающих экземпляров. Про него известно довольно много - это самолет с радиолокационной станцией с активной фазированной антенной решеткой, внутренними отсеками с оружием и множеством современных особенностей.

Что касается инженерной школы в целом, сейчас ведутся огромные исследования и США, и в других странах мира, касающиеся смены модели инновации и в китайской оборонной промышленности, и высокотехнологичной промышленности в целом. Первоначально у китайцев действительно была такая модель прямого заимствования, копирования, которая в разных отраслях с разной скоростью начала замещаться другими моделями.

Сначала комбинирование и креативная адаптация к китайской промышленной базе, улучшение, и потом переход к более сложным и высоким формам инноваций, которые сопровождаются повышением доли собственного творчества. Это происходит во многих отраслях.

Мы видим, что у китайцев есть серьезные прорывы в производстве суперкомпьютеров, в робототехнике, если говорить о военной сфере - в ракетостроении и радиолокации. В авиапромышленности они действуют в русле мировых тенденций и создают самолет как конструктор, подобно российскому "Суперджету". С919 будет самолет, в котором китайского производства будет только планер, а все компоненты от ведущих мировых производителей, включая двигатель, включая оборудование салона, шасси.

Потом они рассчитывают на постепенное повышение доли китайского содержания в этом самолете. Это большой риск. Это попытка бросить вызов Boeing и Airbus на рынке больших пассажирских самолетов. Пока невозможно сказать, получится ли что-либо.

Китай в своей истории один раз сделал попытку производить большие пассажирские самолеты - в 80-е годы была попытка скопировать Boeing 707. С919 - это что-то совсем другое, но среди тех, кто наблюдает за проектом, есть мнение, что он будет идти тяжело, сопровождаться задержками. И китайцы уже признали, что сроки отодвигаются. Скорее всего, его удастся довести до какого-то приемлемого уровня.

А дальше огромная роль государства на рынке авиаперевозок, большая доля госсобственности приведет к тому, что какое-то количество самолетов китайские авиакомпании купят, при господдержке удастся какое-то количество экспортировать, и это будет старт для китайского гражданского авиапрома. С военным авиапромом дело уже обстоит довольно неплохо.

М.С. : Гражданский авиапром - это специфическая китайская версия импортозамещения. Год назад Синьхуа сообщало, что на С919 получено уже какое-то количество заказов - называлась цифра 517. Причем не только из Китая, но и из-за рубежа. Но Китаю есть чем похвастаться не только в авиации.

В Китае сейчас самая протяженная сеть сверхскоростных железных дорог. И рекорды скорости китайские поезда долго держали, а некоторые из них, например, Маглев, держ а т и сейчас. Но это ведь тоже не чисто китайская разработка? Начиналась она тоже с прямого заимствования?

В.К. : Скоростные железные дороги - это не только классический пример прямого заимствования, но и яркий дискредитирующий Китай пример нарушения интеллектуальных прав иностранных партнеров.

Китайцы заключили соглашения сразу с несколькими ведущими производителями скоростных поездов - японскими, европейскими - и практически во всех случаях нарушили условия этих соглашений. В конечном счете они перешли к самостоятельному производству соответствующих составов, довольно быстро смогли достигнуть высокого уровня производства и дальше перешли к улучшению базовых конструкций, например, фирмы Siemens, и следующим этапом уже является продвижение этой техники за границу.

Здесь они осуществили ускоренный рывок в развитии, используя прямое заимствование и улучшение. Но есть области, где они довольно-таки оригинальны и самостоятельны. Это ракетная техника, космическая техника отчасти. Они имеют свои интересные решения в судостроении, в компьютерной технике, делают самые быстрые компьютеры и постепенно наращивают в них долю китайских компонентов.

У них недостаточная способность к самостоятельным инновациям, и догоняющая модель, остающаяся в ряде отраслей, остается для них острейшей проблемой. Но большинство наблюдателей китайской промышленности отмечают, что постепенно то в одной, то в другой области это начинают преодолевать.

Возможно ли, что Китай совершит рывок и войдет в число технологических лидеров, пока неизвестно. Но сейчас Китай может на хорошем уровне решать вопросы, связанные с национальной безопасностью, обеспечением себя различными системами вооружений, чувствительных технологий, типа атомной энергетики. А там, где надо вести очень жесткую ценовую конкуренцию, положение может быть труднее. У Китая уже есть хорошо известные компании, которые борются за мировое лидерство. Но пока их мало для такой огромной страны.

М.С. : С военными технологиями понятно. Одно дело купить поезд у компании Siemens или автомобиль у компании BMW. Последняя безуспешно пыталась судиться с китайскими властями по поводу того, что некоторые модели были просто скопированы от начала до конца, по крайней мере, внешне. На них просто прилепили китайские значки.

А военную технологию так легко никто не продаст. И нам часто приходится обсуждать мнения о том, как можно потенциальному противнику, с которым лет через 50 придется воевать за Сибирь, продавать Су-35. И продаются они с комплектом, необходимым для их обслуживания в последующие несколько лет, из которого можно собрать еще пару двигателей для J20.

А.Г. : На продажу военной техники и технологий есть ограничения. Надо дождаться подходящего момента.

Для Китая, который оказался в очень сложном положении после событий на Тяньанмынь в 1989 году, подходящий момент наступил во время глубочайшего российского кризиса второй половины 90-х годов. Все военное производство выживало исключительно за счет китайских заказов.

Объединение КнААПО, которое сейчас производит наши истребители пятого поколения, жило только за их счет. И один из руководителей этого предприятия рассказывал журналистам, как им повезло - отправили китайцам очередную партию - а там тайфун и все смыло. И они снова заказали самолеты.

Потом произошли события не столь радостные, когда китайцы в середине 2000-х отказались от половины контракта на Су-27 и освоили, фактически скопировали, этот самолет, назвав его J11В. Россия долго и упорно торговалась с китайцами по поводу Су-35. Иногда происходили совершенно странные истории, когда после одного из госвизитов в китайской прессе вдруг появилась гигантская статья о том, что сделка по Су-35 заключена. И нашему Рособоронэкспорту, который явно не публичная организация, пришлось давать опровержение, что сделка не заключена.

Главная проблема здесь - вольные отношения китайских партнеров к интеллектуальной собственности. Но терпеливые китайцы дождались, когда Крым стал нашим, когда в результате международных санкций денег у России стало явно мало. И российский партнер стал довольно податливым. И в итоге было объявлено и о сделке по Су-35, и о сделке по С-400. Так что китайцы получат нужную им технологию для дальнейшего развития.

М.С. : Можно разобрать С у -35 по винтику. Но это совсем не то, что разобрать по винтику и скопировать АК-47 и наладить производство копий. И весь мир воюет сейчас не оригинальными калашниковыми, а китайскими копиями. Насколько разборка поможет наладить собственные технологии?

А.Г. : У нас не очень выдающиеся достижения по части авиационных двигателей. А у китайцев их еще меньше. И, скопировав J11В, они все же вынуждены были закупать большое количество наших двигателей. По мнению специалистов, на J20 тоже стоят наши двигатели. В других случаях удается не просто скопировать, а серьезно продвинуться, обогнав многие страны.

Самый характерный пример - китайские установки залпового огня, которые продвинулись дальше всех. Каждый случай надо рассматривать отдельно. Важно также, есть ли индустриальная база и индустриальная культура, чтобы воплотить в металл те разработки инженерной мысли, которые созданы. Что-то получается, где-то они остаются на уровне копирования. Это естественно.

М.С. : В любом случае, это колоссальный рынок, хотя военные и гражданские технологии торгуются с оглядкой на разные обстоятельства. А России сейчас следует сильно задуматься, потому что, если китайские копии российских истребителей и еще чего-нибудь выйдут на рынок, - это не то же самое, что автомобили, которых достаточно производят во многих странах.

Стран - крупных экспортеров вооружений не так много. И то, что мы сейчас продаем китайцам то, что они могут скопировать, не обязательно даже улучшая, и потом продавать дальше под собственной маркой, в долгосрочной перспективе, кроме военных сложностей, и российской экономике прямой убыток?

В.К. : Тема китайского копирования российского оружия сильно преувеличена. Большая часть того, что считается скопированным, производится ими по лицензии, проданной им в 90-е годы. Они всегда в той или иной степени нарушают соглашения в части охраны интеллектуальной собственности, с этим сталкиваются все компании, которые имеют с ними дело, но никого это до сих пор не остановило в развитии сотрудничества с китайцами, потому что терять такой рынок нельзя.

Су-35 не может быть скопирован в силу того, что невозможно скопировать двигатель - обладание образцом двигателя ничего не дает. Необходима полная информация о технологическом цикле его создания, и даже это не всегда поможет. То же самое касается электроники и многого другого. Они изучают этот вопрос, они будут знакомиться с этим самолетом.

М.С. : Если будут предлагать, скажем, китайскую копию BMW за полцены, наверняка найдутся желающие купить его, закрыв глаза на вопросы интеллектуальной собственности.

А.Г. : Они не смогут продать его за полцены. После девальвации рубля аналогичная китайская техника стоит дороже российской. По сравнению с ними, мы теперь дешевая страна и дешевый производитель.

Китайский экспортный танк стоит дороже сейчас, чем российский. В долларовом выражении зарплата рабочих на предприятиях оборонной промышленности в полтора-два раза выше, чем у их российских коллег. По покупательной способности соотношение будет другое, но по номиналу они теперь более дорогой производитель.

А второе - многие из важнейших российских рынков - это те страны, которые никогда ничего у Китая не купят по политическим причинам. Это Индия и Вьетнам, например.

И третье - мы рассчитываем, что пока будет какое-то наше участие, наши компоненты, мы сможем влиять на ситуацию на важных для нас рынках. Где-то они нас уже теснят.

Это неизбежно, они становятся военной сверхдержавой. Они - глобальный политический и экономический игрок, и для них часто экспорт оружия - инструмент продвижения своего влияния. В Африке немало уже было случаев, когда они давали военную технику и вооружения в виде помощи.

М.С. : Стоит ли в этом контексте нам опасаться китайской военной экспансии?

А.Г. : Конечно, есть опасения. Какие-то рынки они у нас отберут. Надо примириться с неизбежным. Китай - промышленный и экономический гигант. По-видимому, согласно формулировке В.В. Путина, мы будем ловить "китайский ветер в наши паруса".

_____________________________________________________________

Загрузить подкаст передачи "Пятый этаж" можно .

Китайский военный истребитель 5-го поколения по западной классификации Chengdu J-20 является новейшим боевым самолётом КНР. Несмотря на то, что его производство ещё окончательно не завершено, можно с уверенностью говорить о том, что проводятся последние доработки в этом плане, и вероятней всего, как это и ожидалось, новый боевой истребитель поступит в ВВС КНР уже в 2017 году.

Стоит отметить, что власти КНР вовсе и не скрывают факт того, что занимаются разработками в данной области, тем более, что первые фотографии нового самолёта появились ещё в 2010 году.

Разработки истребителя Chengdu J-20 или как его ещё называют «Чёрный орёл» начались ещё в 2002 году. В 2010 году прошли первые лётные испытания новой боевой воздушной машины, однако по утверждению ряда СМИ, правительство страны оказалось не полностью удовлетворено качествами и характеристиками истребителя Chengdu J-20, и потому дало время на доработку. В 2012 году произошло около 60 испытательных полётов, которые показали, что самолёт действительно весьма эффективен в полёте и не вызывает никаких затруднений в своём управлении.

Как стало известно, в китайском боевом истребителе 5-го поколения используются российские авиационные двигатели, однако если для проекта по созданию российского боевого самолёта типа МиГ 1.44 они не подошли, то для китайского военного самолёта стали практически родными.

Имеется также информация и о том, что китайский боевой истребитель 5-го поколения Chengdu J-20 будет малозаметным для систем РЛС, о чём напоминает его форма, сходная с формой американского военного истребителя F-22. Власти страны также сообщают, что их новый самолёт будет более эффективен, чем американский F-22 , однако плане своей стоимости будет на 15-20 процентов дешевле.

Большая часть данных по созданию китайского истребителя 5-го поколения является засекреченной, и на текущий момент нет никакой информации о вооружении нового самолёта.

Китайское правительство в данный момент активно взялось за повышение боевой мощи своей армии. Прежде всего, они хотят этого достичь за счет создания новых, более качественных аппаратов для ВВС. Таким самолетом является ударный истребитель пятого поколения под названием J-20. Этот проект на данный момент находится на завершающей стадии исследований. Конструкторы доводят до полной готовности все системы и работают над устранением проблем. За счет этого точно неизвестно, когда эта машина поступит на вооружение в армию Китая.

Особенности конструкции истребителя J-20

Истребитель J-20 оснащен высокорасположенным крылом с трапециевидной формой. Общий размах крыльев достигает 12,8 метров, кроме того, крылья имеют сдвиг к хвостовой части аппарата. Для управления полетом задняя часть крыльев оснащена системой элеронов и закрылок. Особенностью 20-й модели можно назвать отсутствие стабилизаторов хвоста, их функцию выполняет переднее оперение горизонтальной формы. Данное оперение расположено на фюзеляже машины за воздухозаборниками. В хвосте установлены два киля с наружным отклонением от оси.

Корпус самолета имеет современную, классическую компоновку, что позволяет достичь высоких летных характеристик. Передняя часть аппарата оснащена современным радиоэлектронным оборудованием, здесь же оборудована и кабина пилота. Средняя часть истребителя J-20 предназначена в основном для вооружения. Здесь находятся держатели для ракет, бомб и других видов авиационного оружия. Внутреннее расположение основной массы ударной мощи позволило снизить заметность машины и повысить аэродинамические качества. Вес пустого самолета достигает 17,6 тонн, а взлетный вес достигает 35 тонн, на данный момент нет точных данных о максимальном весе при взлете.

Весь процесс отрыва и полета обеспечивает мощная силовая установка, в состав которой входят два турбореактивных двигателя. Первые прототипы были оснащены двигателями класса АЛ-31Ф, которые поставляли в Китай из России. Серийные модели при полномасштабном строительстве будут оснащены двигателями типа Xian WS-15, над которыми трудятся конструкторы Китая. По всем расчетам такие двигатели в режиме форсаж смогут обеспечить тягу в 150 кН. Раньше говорилось, что J-20 сможет подниматься на высоту в 16 километров и иметь максимальную скорость в 2100 км/ч, кроме того, говорили о максимальной дальности полета в 3,4 тысячи километров. Но в связи с изменением двигателей в силовой установке данные параметры могут значительно измениться.

Система шасси имеет классическую трехопорную схему, при полете все стойки укладываются в ниши фюзеляжа. На всех стойках установлено по одному колесу, причем носовое колесо имеет меньший диаметр.

Что касается радиоэлектронного оборудования, то его состав и качества не разглашаются из-за высокой степени секретности. Но все же известно, что J-20 имеет новую систему управления, которая обладает многократным резервированием. Кроме того, новый истребитель имеет самый современный прицельный и навигационный комплекс.

На данный момент китайцы имеют 4 истребителя 5-го поколения с обозначением J-20. Последний прототип значительно отличается от своих предшественников за счет компоновки и расположения некоторых узлов. Также существуют изменения в фюзеляже, а именно он значительно сужен возле стоек шасси. Было увеличено расстояние между двигателями аппарата. Доработке были подвергнуты и створки шасси.

Технические характеристики Chengdu J-20

    Экипаж истребителя: 1 человек

    Длина самолёта: 20,3 м

    Размах крыльев: 12,88 м

    Высота самолёта: 4,45 м

    Максимальная взлётная масса: 36300 кг

    Масса топлива на борту: 11100 кг

    Двигатель: 2 турбореактивных двигателя тягой 180 кН с возможностью форсажа

    Максимальная дальность полёта: 5500 км

    Боевой радиус: 2000 км

    Абсолютный потолок: 20000 м

В клубе стран – обладателей самолетов пятого поколения прибыло. Наряду с американскими и российскими самолетами . На только что представленный истребитель J-20 возлагаются огромные надежды, ведь, по сути, этот самолет является визитной карточкой ВВС КНР и всей китайской оборонной промышленности.От заимствования к собственной школе На авиакосмическом салоне Airshow China – 2016 в городе Чжухай, стартовавшем 1 ноября, Китай представил общественности истребитель пятого поколения J-20. И хотя слухи, домыслы и анализ данных по этому истребителю публиковались в прессе и профильных изданиях долгие годы, демонстрационные полеты J-20 доказали главное: работа по созданию отечественного самолета пятого поколения в Китае никогда не прекращалась.Даже несмотря на тот факт, что создание собственного современного истребителя – дело крайне непростое и затратное, китайские военные и промышленники попутно с модернизацией уже существующих образцов авиатехники решили сосредоточиться на создании качественного нового изделия. Тем не менее выбор в пользу нового совсем не означает, что от уже проработанных и реализованных технологий китайские авиационные инженеры решили отказаться.Правда, концепция использования проработанных решений четвертого поколения, которые китайские инженеры пытаются совместить с требованиями к самолетам пятого поколения, обнажает целый ворох проблем. К ним следует отнести создание и отработку программного и аппаратного обеспечения работы бортовых систем, интеграцию истребителя как боевой единицы в систему управления, а также создание собственных двигателей, средств защиты и вооружения.Опыт и проблемы Несмотря на то что отсутствие полностью отечественного истребителя, разработанного практически с нуля, долгое время являлось предметом споров среди китайских военных и специалистов, создавать свой истребитель пятого поколения в КНР решили все-таки с оглядкой на прошлое. Ни для кого не секрет, что Китай часто копировал зарубежную военную технику и адаптировал лучшее готовое решение под собственные нужды. Примеры такого подхода – истребитель J-11, который является практически точной копией Су-27, и палубный истребитель J-15.Однако для создания истребителя пятого поколения, действующего на других скоростях, высотах и в других режимах, простое копирование уже готовых решений и их доработка уже не подходили. Однако в ВПК КНР при создании истребителя пятого поколения применили необычный прием, который включал в себя реализацию уже испытанных решений и разработку новых одновременно.Учитывая, что перспективными военными технологиями ни одна страна в мире бесплатно и по доброй воле делиться не станет, китайские инженеры решили создать собственный истребитель, используя технологические решения всех осуществленных проектов по этому направлению одновременно. Главной сложностью для ВПК КНР, авиационные специалисты которого никогда не находились на вершине искусства строить самолеты, стал процесс сочетания разных конструкторских решений и схем. Так, например, за основу самолета был взят планер, выполненный по аэродинамической схеме «утка».Ранее по этой же схеме был создан перспективный многофункциональный истребитель МиГ МФИ. И хотя опытный прототип МиГ МФИ был рассчитан на понижение радиолокационной заметности и повышение маневренности, китайский самолет имеет ряд ключевых элементов, которые, напротив, увеличивают «засветку» J-20 на обзорных экранах РЛС и усложняют управление им на предельных режимах.«Несмотря на то что использованная в планере конструкция вполне оригинальна, считается, что само использование такой аэродинамической схемы значительно повышает радиолокационную заметность. Стоит отметить также, что ни один зарубежный истребитель с такой схемой не используется», – анализирует историю создания J-20 военный эксперт Василий Кашин.Если опустить заимствование не самой удачной для истребителя пятого поколения конфигурации и то, как она реализована в китайском истребителе, то можно обнаружить, что отдельные узлы и агрегаты также либо построены с учетом уже отработанных технологий, либо спроектированы инженерами не самым удачным образом. Конструкция крупного цельноповоротного переднего горизонтального оперения заметно повышает радиолокационную заметность и сопротивление воздуха, влияя на дальность полета.Отдельные узлы самолета, такие как воздухозаборники, остекление и сам «фонарь» кабины, а также носовая часть, сильно напоминают американский перспективный истребитель пятого поколения F-35. К тому же ощущается влияние на компоновку J-20 американского истребителя F-22: огромные воздухозаборники расположены практически под таким же углом. В том, что инженеры из Поднебесной собрали для своего истребителя детали и агрегаты со всего света, уверен и военный обозреватель Виктор Баранец.«Копирование чужих изделий – национальная традиция Китая. Китайцы представляют эту машину как сенсацию, зарубежные специалисты дают спокойную оценку этому изделию. Я почти уверен, что по тактико-техническим характеристикам эта машина отстает и от американских, и от российских аналогов», – резюмировал военный обозреватель.Российское «сердце »Несмотря на то что китайские авиастроители находятся скорее на первой ступени лестницы, ведущей к обладанию истребителем пятого поколения, свою главную задачу двигателестроители из Поднебесной не решили до сих пор. За несколько лет, минувших с начала разработки, они не смогли построить полноценный авиационный двигатель для такого самолета, а демонстрационные полеты J-20 состоялись благодаря установке в истребитель российских двигателей АЛ-31ФН. К тому же остается много вопросов по бортовому радиоэлектронному оборудованию.«Ситуация с АФАР для РЛС до сих пор довольно непонятная. Она у них есть, но каковы ее работоспособность и характеристики, неизвестно. Поэтому говорить о том, что она полностью работоспособна и эффективна, пока рано», – отметил в интервью телеканалу «Звезда» военный эксперт главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов.Учитывая, что современный двигатель и эффективная РЛС для истребителя пятого поколения все равно что сердце и глаза для человека, можно сделать вывод, что летать китайский J-20 в ближайшее время сможет только с российским «сердцем». Что касается собственного двигателя пятого поколения WS-15, то он до сих пор не готов, и, несмотря на большой интерес и стремление создать собственное «сердце» для истребителя, никакого прорыва в этом направлении на данный момент не ожидается.Эксперты указывают, что предыдущий двигатель собственной разработки WS-10A, который ряд экспертов предлагал китайскому пятому поколению, для массового использования в таких истребителях применяться не может. Теоретически проблему могла решить другая собственная разработка – двигатель WS-10G с возросшими показателями по тяге. Однако специалисты объясняют, что надежность и ресурс этого двигателя оставляют желать лучшего и в использовании серийного истребителя применяться не могут.Несмотря на это, китайская корпорация Shenyang Aircraft Corporation практически одновременно с J-20 создает многоцелевой истребитель пятого поколения J-31. Эта машина существенно легче J-20, но так же, как и более тяжелый «собрат», летает на российских двигателях РД-93. Использование двигателей российского производства, а также обширное внедрение композитов и других легких авиационных материалов позволяют J-31 «оседлать» боевой радиус в 1250 километров и развить скорость около 1,6М.В перспективе планируется заменить российские двигатели на отечественные WS-13A, однако с практической реализацией этой идеи в КНР возникли большие сложности. И хотя власти страны уверены, что J-20 и J-31 позволят сократить отставание от авиационной техники США, китайские истребители пятого поколения практически по всем ключевым показателям (тяговооруженность, маневренность, малозаметность) отстают и от российских истребителей Су-30, Су-35, Т-50, и от американского F-22. Помимо прочего, большие вопросы вызывают размещение, состав и качество ракетного вооружения этих самолетов.По мнению специалистов, пятому поколению совершенно точно понадобятся доработанные ракеты ближнего, среднего и дальнего радиуса действия, и КНР в этом направлении также предстоит серьезно поработать. Если китайские авиастроители доведут историю с J-20 и J-31 до серийного производства и создадут собственные (либо заключат стратегическое соглашение о поставке российских) двигатели, то китайские истребители пятого поколения можно будет в полной мере сравнивать с конкурентами по совокупности качеств, включая стоимость всей программы и производства каждого самолета.Стратегическая страховка Ввиду того, что при реализации программы создания и производства собственных истребителей пятого поколения китайские авиастроители столкнулись с серьезными трудностями, власти КНР в свойственной им манере решили подстраховаться и для собственного спокойствия и ради национальной безопасности заключили с Россией контракт на поставку сверхсовременных истребителей Су-35. Именно поставка Су-35 позволит Китаю сократить отставание от США и повысить эффективность работы собственной авиации в неспокойном Тихоокеанском регионе.«Американский опыт с истребителями F-22 и F-35 показывает, что от момента поступления в войска до достижения боеготовности этими самолетами проходят годы. Поэтому основной боевой силой ВВС и морской авиации в среднесрочной перспективе будут все равно самолеты поколения 4++, в том числе на платформе Т-10 (то есть производные от Су-27)», – объясняет Василий Кашин.Закупка истребителей Су-35 также позволит ВВС НОАК выжать максимум из собственных самолетов и при необходимости отразить атаку... американских палубных истребителей F/A-18, ведь с точки зрения технических возможностей китайские самолеты могут оказать самое ожесточенное сопротивление американским палубным истребителям. «На китайском J-10B, J-11B, J-16 можно спокойно пойти в бой против F/A-18E/F Super Hornet и победить. Весь вопрос заключается в подтягивании тактики и боевой подготовки к американскому уровню», – добавляет Кашин.Заявления эксперта подтверждают давнее утверждение авиационных специалистов о том, что прямое противостояние самолетов пятого поколения еще не началось и всю работу в небе в ближайшие несколько лет будут выполнять истребители поколения 4++. Однако стремление Китая создать собственную «пятерку» как можно скорее вполне логично: откровенно недружественное поведение ВС США «на пороге собственного дома» заставляет подстраховаться и на всякий случай создать эффективные и относительно недорогие средства противодействия.В этом контексте создание истребителя пятого поколения с боевым радиусом в две тысячи километров выглядит задачей, вполне отвечающей интересам национальной безопасности Китая. Что касается экспертных оценок, то авиационные специалисты считают, что судьба китайских истребителей J-20 и J-31 будет сложной и долгой. J-20 для достижения заданного технологического уровня должен быть легче и маневреннее, а без серьезных изменений в конструкции планера и собственного производительного двигателя добиться высоких скоростных показателей вместо полученных на практике будет крайне тяжело.Об экспортном потенциале обеих машин, как и о том, насколько они соответствуют характеристикам истребителя пятого поколения, говорить чрезвычайно сложно. Главной трудностью китайских инженеров является отсутствие собственной авиационно-конструкторской школы и научно-исследовательского опыта, а решение собрать «с каждого истребителя по чуть-чуть» чревато тем, что под выполнение поставленных задач такая машина может вообще не подойти. Глядя на J-20 и J-31, можно судить о том, что собственный стиль и направление в создании авиационной техники в КНР еще на нашли, а это значит, что у китайских авиастроителей впереди долгие годы кропотливой работы.По сути, китайский ВПК впереди ждут не один десяток ОКР по вопросам использования авиационных материалов, расчеты наиболее оптимальной конфигурации планера, проработка вопросов понижения радиолокационной заметности и в довершение ко всему создание собственных авиационных двигателей. Только при соблюдении всех условий китайские истребители встанут в один ряд с российскими и американскими самолетами пятого поколения и начнут выполнять задачи, для которых создаются.

Китайский истребитель пятого поколения J-20 впервые показали публике. Китай впервые показал истребитель пятого поколения J-20 в рамках авиакосмического салона Airshow China — 2016.

Дебютный показательный полет самолета состоялся в рамках авиакосмического салона Airshow China-2016, который открылся в городе Чжухай (провинция Гуандун). Разработкой истребителя, пробный полет которого прошел в начале 2011 года, занимается корпорация Chengdu Aircraft Industry Corporation.

Кроме "Цзянь-20", Китай разрабатывает еще один истребитель пятого поколения — "Цзянь-31" (J-31). Как сообщил ранее РИА начальник департамента ВВС Сергей Корнев, J-31 будет летать на российском авиадвигателе РД-93. Этот самолет впервые поднялся в воздух 31 октября 2012 года.

Chengdu J-20 (J-XX) представляет собой большой (длина 21-23м) и тяжелый (взлетный вес 35-40 тонн) истребитель схемы "утка". Он имеет треугольное в плане крыло с наплывами и цельноповоротное переднее горизонтальное оперение (ЦПГО). Вертикальное оперение - двухкилевое, с наклоненными в стороны цельноповоротными килями и с подфюзеляжными гребнями. Схема такая же, как у "1.44", и размеры почти одинаковы. Но есть и отличия в деталях. МиГ имел крыло большей площади, что обеспечивало ему меньшую удельную нагрузку на крыло и лучшую маневренность. Кили китайца развалены в стороны, чего не было у нашего самолета. Зато такие очертания были в проектах, которые прорабатывали на МиГе после неудачи с "1.44", в частности, на "1.46". Конфигурация наплывов крыла тоже явно своя, как и форма килей и переднего оперения. Носовая часть фюзеляжа выглядит срисованной у американского F-22A. Воздухозаборники явно скопированы у "злосчастного" F-35.Фонарь кабины выполнен по перспективной беспереплетной схеме и скопирован у американцев. Получился весьма некрасивый самолет, слепленный из решений разных поколений, стран, конструкторских школ. В общем, эдакий "летающий Франкенштейн", которому пришили американскую "морду" к российскому "телу". Пришили, причем, китайскими нитками и иглой из настоящего китайского металла. Со всеми вытекающими последствиями.

Вместе с аэродинамикой неудачника "1.44" китайский самолет приобрел и его проблемы, которые китайцам придется решать самостоятельно.Аэродинамическая схема с передним оперением для самолета, претендующего на малозаметность, является изначально ошибочной. Переднее оперение и само создает проблемы с малозаметностью, да еще и увеличивает сопротивление воздуха, снижая дальность полета. Использование подфюзеляжных гребней может порадовать лишь радиолокационные станции противника, такие гребни тоже увеличивают радиолокационную заметность самолета. Особенно забавным выглядит использование на тяжелом самолете, который должен стать главной ударной силой ВВС, воздухозаборников от малоскоростного F-35, который на большой сверхзвук и не рассчитывался. Хотя размеры воздухозаборников и позволяют установку более мощных двигателей - их форма просто не позволит J-20 достичь скоростей более 1.6 скорости звука. Вероятно, его максимальная скорость составит не более 1.5М (скоростей звука) на большой высоте. Это 1600 км/ч. О крейсерском сверхзвуке придется тем более забыть - этот самолет даже с более мощными двигателями не сможет выйти в бесфорсажном режиме за скорость звука. Такое ощущение, что перекопировали просто не думая, раз есть у конкурентов - значит, перспективно, надо сделать и нам точно так же.

Гидросистема самолета, судя по фотографиям, не рассчитана под повышенные давления, как это сделано на настоящих истребителях пятого поколения - Т-50 и F-22A. Из-за этого масса и размеры гидроприводов получаются велики, что влечет перетяжеление конструкции. Решения же по цельноповоротным килям и по отсекам для уборки шасси вообще влекут сомнения в адекватности их разработчиков. Отечественные специалисты над этими решениями откровенно посмеиваются.

Пока не слышно и не видно никаких реальных достижений в области создания радиолокационных станций достойного уровня, с активными фазированными антенными решетками. Определенное сотрудничество с российскими разработчиками в этой области велось несколько лет назад, но затем, похоже, было свернуто. Ведь невыгодно помогать создавать радар для конкурента своему истребителю поколения 4++ Су-35, который надеются продать и в Китай.

Но самое страшное для китайцев - не в этом. Для самолета нет своих двигателей. Перспективный двигатель 5-го поколения WS-15 существует лишь в мечтах и далеких планах. Имеющийся собственный двигатель 4-го поколения WS-10A неработоспособен. Он обладает отвратительной динамикой и низкой устойчивостью на разных режимах работы, что необходимо истребителю. И он имеет околонулевой ресурс - 25-40 часов, вместо требуемых 400-800 часов. Решение его проблем пока находится вне поля возможностей китайской промышленности. У КНР нет ни нормальных лопаток для авиадвигателей, ни многого другого. И цифровая система управления мотором неспособна увеличить ресурс. Ставить такой двигатель на самолет просто страшно, если в паре с ним нет нашего АЛ-31Ф. Потому он не устанавливается даже на клон Су-27СКК, истребитель J-11B, что, вкупе с другими проблемами, ставит на будущем самолета крест. Существует и более мощная модификация WS-10G. Но ее ресурс может оказаться еще меньше. У китайцев есть два экземпляра J-20, причем с одинаковыми бортовыми номерами - местная экзотика для отвода глаз. На одном стоят китайские двигатели, он, похоже, и взлетел. Но основную нагрузку будет нести второй самолет, на котором стоят наши АЛ-31ФН, поставляемые для истребителей J-10. А самолет с отечественными моторами будет простаивать в ангаре, свою функцию он выполнил. Нижнее расположение агрегатных коробок АЛ-31ФН, кстати, не позволяет китайцам сделать нормального размера отсеки для оружия в "брюхе" своего "мастодонта" под моторами. Но, возможно, отсек оружия поместится между ними. Но на первых летных самолетах никакого отсека оружия не видно.

Тяговооруженность J-20 мала, и он явно отстает по ней и от Т-50, и от F-22A и от Су-35С и Су-30. Шансов на то, что для J-20 продаст более мощные двигатели хотя бы переходного к следующему, поколения, такие, как "117С", близки к нулю. Разве что - внутри солидной партии Су-35. Но, конечно, возможны варианты - может поставить двигателей больше, чем самолетов, если сделка будет заключена. И закрыть глаза на то, что часть их используется не по назначению. Но проблемы китайцев это не решит. Пока не будет надежного и мощного своего двигателя - любые разработки по новому поколению есть детские забавы.

Вывод - получается тяжелый, габаритный, немалозаметный самолет с низкой маневренностью и тяговооруженностью, к тому же, неспособный достичь больших скоростей в 2 и более скоростей звука.

Ну и куда такой самолет сгодится? Для перехватчика не хватит скорости, для истребителя завоевания превосходства в воздухе слишком велик, тяжел и неманеврен. Размеры носовой части солидные, но поставить туда в качестве РЛС нечего. Ударный самолет сделать можно, да только неизвестно, поместится ли во внутренние отсеки для поражения наземных целей, ведь оно весьма объемно. В нынешем виде J-20 может стать просто демонстратором устаревших на 10-15 лет технологий, которые вряд ли приведут к созданию на его базе китайского боевого самолета-истребителя 5-го поколения (в КНР называемого 4-м поколением). На прототип пятого поколения он не тянет никак. Китайцам еще предстоит пройти эту дорогу, и она будет долгой.

ЛТХ:
Модификация J-20
Размах крыла, м 12.88
Длина, м 20.30
Высота, м 4.45
Площадь крыла, м2 78 .00
Масса, кг
пустого самолета 19391
норм мальная взлетная 32092
максимальная взлетная 36288
Тип двигателя 2 ТРДДФ WS-10G
Тяга, кгс 2 х 14470
Максимальная скорость, км/ч 2600 (М=2.00)
Крейсерская скорость, км/ч
Практическая дальность, км 5500
Практический потолок, м 20000
Экипаж, чел 1
: одна 30-мм пушка
8 узлов подвески в двух подфюзеляжных отсеках для УР
PL-15или УАБ и два боковых отсека по 2 узла подвески с УР PL-10

Похоже, что в элитном клубе государств, способных производить новейшие истребители пятого поколения, пополнение: на днях китайцы представили широкой общественности свою последнюю разработку - Чэнду J-20. Показ состоялся во время авиакосмического салона Airshow China-2016, который проходил в городе Чжухай. В сообщении по этому поводу говорится, что Китай в ближайшее десятилетие планирует обогнать США в качестве крупнейшего игрока на авиационном рынке и показать свои амбиции в деле укрепления обороноспособности страны.

Работами над созданием этой машины занимается китайская корпорация Chengdu Aircraft Industry Corporation, они ведутся довольно давно, первый полет J-20 совершил еще в 2011 году. Китайцы планируют принять этот самолет на вооружение в 2018 или в 2018 году.

Следует напомнить, что в настоящее время серийное производство новейших истребителей пятого поколения налажено только в США. Американцы уже эксплуатируют F-22 Raptor (первый полет в 1990 году) и F-35 Lightning (первый полет в 2000 году). «Раптор» уже даже успели снять с производства.

В настоящее время разработками в этом направлении серьезно занимаются еще в нескольких странах мира: в России, Китае и Японии. Работы по созданию истребителя пятого поколения ведутся в Индии, Южной Кореи и Турции.

Чэнду J-20

Еще в начале прошлого десятилетия (2002 год) в китайских СМИ появилась информация о начале разработок истребителя пятого поколения. В 2009 году ее подтвердили официальные представители ВВС Китая. Уже в следующем году несколько китайских изданий сообщили о том, что планеры первых двух самолетов готовы.

Самолет разрабатывается группой конструкторов, под руководством Янг Вея, который до этого работал над созданием FC-1 и J-10. Следует отметить, что Янг Вей сумел получить высшее образование в 19 лет, а уже в 35 стал главным конструктором авиационного КБ.

11 января 2011 года новый самолет, который позже получил название Chengdu J-20, впервые поднялся в воздух. На начало 2012 года он совершил 60 испытательных полетов. Весной этого же года к испытаниям подключился второй прототип истребителя.

В настоящее время известно о девяти прототипах (они несколько отличаются друг от друга) и двух предсерийных машинах, изготовленных в рамках этого проекта.

Испытания и доводка новой машины продолжалась более четырех лет, однако, судя по демонстрации машины широкой общественности, этот этап находится уже на завершающей стадии.

Точной информации о характеристиках нового китайского истребителя очень мало, практически ничего не известно о составе бортового оборудования или особенностях конструкции. Экспертам приходится давать оценку новой машине, используя лишь ее немногочисленные фотографии.

Есть и еще один интересный момент. В конце 80-х в СССР начались собственные разработки истребителя пятого поколения, они проводились в ОКБ им. Микояна. Машина получила обозначение МиГ 1.44 , она несколько раз поднялась в воздух, но в 2000 году этот проект был закрыт. Дело в том, что китайский J-20 очень напоминает так и нереализованный советский проект МиГ 1.44. Многие эксперты считают, что некоторые наработки, полученные в ходе этого проекта, и чертежи были переданы Китаю.

Описание Chengdu J-20

Истребитель Чэнду J-20 выполнен по аэродинамической схеме «утка» с передним горизонтальным оперением (ПГО), оснащен вертикальным двухкилевым оперением и подфюзеляжными гребнями. Самолет имеет треугольное крыло с наплывами и довольно внушительные размеры: его длина составляет 21-23 метра, а взлетный вес истребителя эксперты оценивают в 35-40 тонн.

Плоские борта фюзеляжа J-20 имеют такой же угол наклона, что и цельноповоротные вертикальные стабилизаторы, а передняя часть фюзеляжа имеет острые очертания, характерные для всех истребителей-«невидимок» пятого поколения. Экипаж самолета состоит из одного человека, фонарь кабины пилота выполнен по распространенной беспереплетной схеме, которая улучшает обзор для летчика и уменьшает ЭПР машины.

J-20 оснащен двумя двигателями, близко расположенными друг к другу. Есть информация, что пока на прототипах самолета используются российские АЛ-31ФН, однако в будущем китайцы планируют устанавливать на J-20 WS-15 – собственный двигатель.

Шасси самолета имеет три опоры, переднее колесо убирается с поворотов вперед, а основные стойки – в отсеки боковых бортов (как на F-22), что, вероятно, указывает на расположение внутренних отсеков для вооружения, сходное с американским истребителем.

Есть информация, что на J-20 будет использован целый ряд технических новинок, ранее появившихся на западных и российских истребителях четвертого и пятого поколения. На самолете будет использована система ЭДСУ без всяких дублирующих механических или гидравлических систем.

Вся электроника машины и ее бортовое оборудование планируют объединить в единую сеть Ethernet.

Пока не совсем понятна степень «невидимости» нового самолета, также остается под вопросом и наличие у него РЛС с активной фазированной решеткой, что является одной из главных особенностей истребителей пятого поколения.

Оценка проекта

Несмотря на отсутствие полной информации по конструкции и характеристикам J-20, первую оценку самолета можно сделать уже сегодня.

Первое впечатление, которое складывается после внимательного взгляда на J-20, что этот самолет будто бы собран из разных частей существующих и перспективных машин пятого поколения: российского МиГ 1.44 и американских F-22 и F-35.

Аэродинамическая схема машины — это практически полное повторение нереализованного МиГ 1.44, да и размеры самолетов во многом сходны. Однако есть и существенные отличия. Микояновская машина имела большее по площади крыло, что снижало удельную нагрузку на него и увеличивало маневренность советского истребителя. Передняя часть китайского истребителя явно копирует американский F-22, а форма воздухозаборников — F-35. В итоге получился такой себе «летающий Франкенштейн», слепленный из технических решений, принадлежащих разным конструкторским школам, машинам и поколениям.

Сразу следует отметить, что схема с передним расположением оперения - это не слишком хорошее решение для «стелс»-самолетов, а подфюзеляжные гребни (как на МиГ 1.44) – настоящий подарок для любой РЛС противника.

Есть вопросы и к аэродинамике J-20. ПГО самолета находится довольно далеко от высоко расположенного крыла, что, вероятно, сделано, чтобы увеличить размеры отсека для размещения вооружения. Это еще более уменьшает маневренность машины. Вызывают вопросы у экспертов и недостаточный размер воздухозаборников, что не позволит J-20 достичь значительной скорости на больших высотах.

Однако даже не это главная проблема J-20. Непонятно, сумели ли китайцы создать РЛС с активной фазированной решеткой достойного уровня. Несколько лет назад КНР сотрудничала с Россией в этом направлении, однако позже работы были свернуты. Естественно, что России невыгодно делиться с КНР своими наработками в этой области. Следует еще раз отметить, что установка подобного радара – одна из основных особенностей истребителя пятого поколения.

Еще больше вопросов по поводу двигателя новой машины. Вызывает большие сомнения, что Китай смог наконец-то создать двигатель нового поколения WS-15, который и планируется устанавливать на серийный истребитель. Несколько лет подряд китайцы россыпью покупали лопатки и диски турбин, трубы и покрывные диски для двигателя АЛ-31Ф, причем в количествах явно превышающих ремонтные нужды. Вероятно, на основе этих элементов, а также ранее полученных российских двигателей в Поднебесной пытались построить новую силовую установку. Сейчас на истребителе J-20 стоят российские АЛ-31ФН, но вероятность того, что Россия продаст Китаю более мощные и современные двигатели практически нулевая.

Анализируя форму китайского истребителя, его двигатели и сравнительно небольшое крыло, тяжело поверить, что перед нами самолет завоевания господства в воздухе. Непохож самолет и на манёвренный легкий истребитель, способный наносить удары по наземным целям. Тяговооруженность J-20 уступает всем существующим истребителям пятого поколения и многим машинам четвертого.

Вероятно, на J-20 китайцы пытаются обкатать новые технологии и вплотную приблизиться к созданию машин нового уровня. Несмотря на очевидные недостатки этого самолета, следует признать, что Китай сделал большой шаг в правильном направлении. Руководство страны не жалеет ресурсов, исследования ведутся сразу по многим направлениям. Китай уже довольно давно не закупает тяжелое наземное вооружение для нужд своей армии, очень может быть, что скоро КНР сможет полностью обеспечивать потребности своих ВВС самолетами самого высокого уровня. А может и начнет поставлять их в другие страны. В любом случае, темпы, с которыми развивается авиационная промышленность Китая, действительно впечатляют.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них