Интересные факты о самых широких проливах и реках. Где находится Гибралтарский пролив

Проливом называется относительно узкий участок океана или моря, который делит два отрезка суши (острова или даже континенты) и соединяет при этом смежные водные пространства. Мозамбикский пролив является самым длинным во всем мире. Эти своего рода естественные переправы, соединяющие моря и океаны, играют важную роль в торговых отношениях между странами.

Мозамбикский пролив на карте мира

В западных водах Индийского океана располагается самая крупная водная переправа, которая разделяет Африку и остров Мадагаскар. Мозамбикский пролив достигает в длину 1760 км, в ширину - от 422 км до 925 км, а его глубина варьируется от 117 м до 3292 м. Наибольшая глубина зафиксирована в северной и южной частях, посередине она составляет около 2,4 км.

Если рассмотреть Мозамбикский пролив на карте, то можно заметить на севере. Вдоль их берегов расположены более мелкие острова и рифы. Одной из характерных особенностей является достаточно постоянное течение с северо-западным направлением со скоростью около 1,5 узла. Высота приливов иногда достигает 5 м.

Кто первым открыл пролив между Африкой и Мадагаскаром?

Задолго до европейцев самый длинный пролив активно использовался арабами, торговавшими с жителями Мадагаскара, но спорным был вопрос о первооткрывателе европейского происхождения. Некоторые эксперты называют имя Васко да Гама как первого, кто его пересек. Есть и другая точка зрения, согласно которой первооткрывателем должен считаться Марко Поло, который еще за два века до Васко да Гама поведал миру о находке.

Происхождение названия

Интересные факты связаны с названием «Мозамбикский». Древние арабы называли его ал Кумр, это значит, что название пошло не от них. Когда Васко да Гама совершал свои путешествия, страны Мозамбик еще не было, а на его месте находилась страна Мономотапа.

Некоторые ученые связывают происхождение названия как государства, так и самого пролива с забавным случаем из истории, когда португальцы исковеркали имя главы портового городка, совместив его с названием страны - Муса-бен-Мбика. Необычное сочетание прижилось, и появившийся Мозамбикский пролив на карте так до сих пор и называется.

Живописное побережье Мозамбикского пролива

Невероятной красотой отличается побережье. Золотистые песчаные пляжи окружены пологими холмами, которые открывают шикарный вид на самый длинный пролив в мире. Большим разнообразием отличается также животный и растительный мир, природа этих мест неповторима, здесь обитают очень редкие виды рыб. Мозамбикский пролив усыпан подводными вулканами, у берегов Мозамбика и Мадагаскара можно встретить большое количество островков вулка-нического происхождения, под водой переходящих в живописные коралловые рифы.

Например, в его водах в 1938 году обнаружили уникальный вид - костистую рыбу целаканта (Latimeria chalumnae), которая жила на планете 50-70 миллионов лет тому назад и в настоящее время считалась давно вымершей. Встречается это живое ископаемое преимущественно в направлении побережья Южной Африки. По приблизительным подсчетам она гораздо древнее самих динозавров, а еще здесь встречается скат - манта. Эти и другие интересные обитатели места под названием Мозамбийский пролив представляют огромный интерес у любителей дайвинга.

Удачная попытка переплыть Мозамбийский пролив

Два спортсмена и отличных пловца из Южной Африки, Тэйн Уильямс и Джонно Прудфут, весной 2014 совершили колоссальный заплыв на 450 км от Мозамбика на Мадагаскар. Это сумасбродное мероприятие имело под собой благородные цели: сбор денежных средств для специального фонда помощи детям. Тейн и Джонно вернулись на родину как настоящие герои.

Переплыть без чьей-либо помощи место, где находится Мозамбикский пролив, было не самой простой задачей, однако миссия была успешно выполнена. Водный барьер, входящий в состав Индийского океана и зажатый между Мадагаскаром и Африкой на юго-востоке, был покорен. Созданный самой природой канал, который составляет примерно 460 км в самом узком месте, находящимся между городом Ангоч в Мозамбике и Тамбохорано на Мадагаскаре, смогли переплыть два на вид вполне обычных человека с амбициозными целями и благородной миссией.

Морская экология пролива

Глубины Мозамбикского пролива таят в себе большое количество тунца и других морских видов рыб, а также омаров, глубоководных креветок, раков и крабов. Среди млекопитающих можно назвать тихоокеанскую афалину, полосатого дельфина, горбатого кита и короткоплавниковую гринду. Наибольшее средоточие китообразных наблюдается в окрестностях Майотты.

Ловлей рыбы в основном занимаются местные рыбаки, и в последнее время наметилась тенденция уменьшения рыбных запасов. Есть и другие немаловажные экологические проблемы, среди которых: воздействие на морскую экологию загрязненной в результате использования фосфатных и азотных удобрений в сельском хозяйстве воды, попадание в водные потоки различных пестицидов и гербицидов.

История Мозамбикского пролива

Сохранилась лишь небольшая часть письменных источников, повествующих о времени португальской колониальной эры начала 16 столетия в прибрежных зонах Мозамбикского пролива. Известно, что одна сторона природного канала была занята местными африканскими народами в течение продолжительного времени, фактом является также то, что мусульманские торговцы и мореплаватели прибывали сюда с севера в период с 800 по 1000 год нашей эры.

Береговая линия Мозамбика была освоена раньше, чем со стороны Мадагаскара, и плотность населения побережья Африки в разы превышала количество жителей острова.

Территориально Гибралтарский пролив располагается между самой южной точкой Пиренейского полуострова практически полностью занимаемого Испанией и северным побережьем Марокко. Тем не менее полуостров Гибралтар относится к Великобритании, причем занимает он весьма выгодную в стратегическом плане позицию, поскольку «нависает» над одноименным проливом, соединяющим Атлантику и Средиземное море. Координаты полуострова: 36°08′ с. ш. 5°21′ з. д.

Благодаря чему известен Гибралтар

Своей известностью Гибралтар обязан одноименному проливу – это место уникально из-за географического положения. Для туристов завораживающим качеством является возможность воочию наблюдать африканский берег, находясь в Европе. Удаленность территории Африки в этом месте всего 14 км.

Важно: совершить экскурсию в Гибралтар мечтают также из-за легенды, согласно которой пролив возник после усилий мифического героя Геракла.

Достопримечательности

Подняться на городскую вершину Гибралтара помогает фуникулерная линия. Прямо с верхней ее станции взору открывается превосходная панорама. Отсюда видно:

  • всю бухту;
  • испанские холмы на севере;
  • африканское побережье в южном направлении.

Одна станция этого фуникулера позволяет побывать в местном заповеднике. Там обитают местные приматы – единственные на европейском континенте, которые живут на свободе.

К числу основных городских достопримечательностей относится пещера, внутри которой имеются естественные залы (достаточно просторные) и подземное озеро. Эта пещера давно известна, она является частью сложной системы скальных пустот. От уровня моря ее отделяют три сотни метров. Присутствие внутри сталактитов придает большинству залов готический вид.

Важно: в Соборной пещере в военные годы располагался госпиталь. Сейчас там организована уникальная сцена, на которой проводятся концерты и театральные представления.

Наиболее примечательные здания города – шотландская церковь и кафедральный собор. Самой древней является часовня, перестроенная в XY веке после захвата Гибралтара испанцами из мавританской мечети. Это колоритное сооружение было храмом и, одновременно, маяком, за что его любили мореплаватели. Прямо у стен этой часовни до сих пор сохранился фрагмент старого «мавританского» тротуара.

Еще туристам, прибывшим в Гибралтар, можно порекомендовать посещение таких мест:

  • загородного парка;
  • сада Аламеда;
  • Трафальгарского кладбища;
  • губернаторской резиденции, возле которой еженедельно, по вторникам проводится церемониал торжественной смены караула в великобританском стиле.

Заключение

Хотя Гибралтар окружен испанской территорией, но маленькое государство процветает. Его кормят офшорные компании и туристические корабли, регулярно причаливающие в местном порту.

В чем причина морских приливов и отливов

В чем причина морских приливов и отливов ? Цикличное повышение и понижение уровня моря, известное нам как приливы и отливы, происходит из-за гравитационной силы, которой Луна оказывает влияние на Землю. Сила тяготения Солнца тоже воздействует на приливы и отливы, но в значительно меньшей степени.

Чтобы ощутить гравитационное влияние Луны на Землю, нужно измерить разницу лунного притяжения в разных точках Земли. Она невелика: ближайшая к Луне точка земного шара притягивается к ней на 6 процентов сильнее, чем наиболее удаленная. Эта разница сил растягивает нашу планету вдоль направления Земля – Луна. А поскольку Земля вращается относительно этого направления с периодом около 25 часов (точнее, 24 часа и 50 минут), по нашей планете с таким же периодом пробегает двойная приливная волна – два «горба» в направлении растягивания и две «долины» между ними. Высота этих «горбов» невелика: в открытом океане она не превосходит двух метров, а максимальная амплитуда приливов в земной коре (на экваторе) составляет всего 43 сантиметра. Поэтому мы не замечаем приливов ни в океане, ни на суше. И только на узкой береговой полосе можно заметить приливы и отливы. Благодаря своей подвижности океанская вода , набегая приливной волной на берег, может по инерции подняться на высоту до 17 метров.

Подобным же образом действует на Землю и Солнце – более массивное, но и более далекое, чем Луна. Высота солнечных приливов вдвое меньше, чем лунных. В новолуние и полнолуние, когда Земля, Луна и Солнце лежат на одной прямой, лунные и солнечные приливы складываются. А в первую и последнюю четверти Луны эти приливы ослабляют друг друга, поскольку «горб» одного приходится на «впадину» другого. Максимальные лунно – солнечные приливы больше минимальных в 3 раза. Те и другие повторяются каждые 14 дней. Лунно – солнечные приливы имеют место также в земной атмосфере, создавая колебания атмосферного давления на поверхности Земли в несколько миллиметров ртутного столба. Лунно-солнечные приливы – явление весьма заметное и важное в жизни Земли. Например, под их влиянием Земля постепенно замедляет свое вращение и продолжительность суток увеличивается (около 0,0016 секунды за 100 лет). Еще сильнее действует земная приливная сила на Луну: она уже давно замедлила свое суточное вращение настолько, что постоянно обращена к нам одной стороной.

Источник
Кондрашов А.П.,
3333 каверзных вопроса и ответа

Транспортный переход через Керченский пролив — идея, которую пытались реализовать десятки лет назад. В связи с этим, в данный период к стройке века приковано максимально внимание. Сейчас строительство объекта приблизилось к наиболее важному этапу — транспортировке арок на фарватерные опоры.

Однако данная процедура полностью зависит от погодных условий в проливе, которые имеют свои особенности.

Историческая справка о гидрометеорологии Керченского пролива

Акватория Керченского пролива в гидрометеорологическом отношении относится к хорошо изученным. Исследования начали проводиться еще с конца XVIII века, а систематические наблюдения начались в 1873 году после организации морского гидрометеорологического поста в порту Керчи. С 1927 года наблюдения стали выполняться на морской гидрометеорологической станции Тамань. Об этом сообщает Информационный центр «Крымский мост».

В 1922-1928 годах экспедиционные работы в Керченском проливе проводились Азово-Черноморской промысловой экспедицией, а в 1928-1932 годах Азово-Черноморской рыбохозяйственной станцией. В 1946-1958 годах регулярные экспедиционные работы в проливе выполнял Азово-Черноморский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии.

С 1944 года на северном побережье Керченского пролива работает морская гидрометеорологическая станция I разряда Опасное (Жуковка), а с 1950 года в южной части пролива – пост Заветное.

В 1960-1991 годах экспедиционные наблюдения выполняли суда Гидрометслужбы. С 1992 года число систематических экспедиционных исследований открытых частей пролива снизилось, особенно в начале периода, что обусловлено, прежде всего, экономическими проблемами причерноморских государств, выходом из строя и утратой практически всего научно-исследовательского флота.

В 2014 году в Керченском проливе возобновились гидрометеорологические изыскания в интересах проекта строительства Крымского моста. Эту работу провели специалисты Государственного океанографического института им. Н. Н. Зубова.

Характеристики ветрового режима в Керченском проливе оценивались по наблюдениям на морских гидрометеорологических станциях (МГ) и постах (МГП) – Опасное (севернее трассы моста, 69-летний период наблюдений – 1945-2013 годы), Керчь (118-летний период наблюдений – 1891-2013 годы), Заветное (южнее трассы моста, 63-летний период наблюдений – 1950-2013 годы) и Тамань (с 1939 по 2013 годы).
Южная часть Азовского моря характеризуется наибольшим среднегодовым числом дней со скоростью ветра более 10 м/с и 15 м/с. Наибольшая повторяемость штормов приходится на период февраль-март, а наименьшая – на август-сентябрь.

Керченский пролив считается районом с умеренной штормовой деятельностью. Среднемноголетние значения скорости ветра здесь составляют от 4,2 м/с до 5,2 м/с в зависимости от района пролива.

Абсолютный максимум скорости ветра в 28 м/с (при порывах до 33-34 м/с) фиксировали на гидрометеостанции Керчь в феврале 1946 года, в марте 1949 года, в январе 1954 года и в октябре 1969 года. Станция Заветное в октябре 1987 года фиксировала ветер скоростью в 30 м/с.

В целом наибольшие величины скорости ветра отмечаются в феврале. Шторма скоростью 20 м/с наблюдаются в Керчи только с октября по январь.

В летний сезон ветровая активность значительно снижается. Максимум штилевых условий наблюдается, как правило, в весенний и осенний сезоны на станциях Керчь (10-11 % от времени наблюдения) и Заветное (7-8 % от времени наблюдения).

Средняя скорость ветра в августе на станции Керчь за период наблюдений с 1891 по 2013 годы составляла 4,4 м/с. В сентябре за тот же период – 4,5 м/с. Самая высокая среднемесячная скорость ветра в эти месяцы составляла 7 м/с – это было в 2012 году.

Однако усиление ветра до штормовой силы возможно в любой период года и в любом районе Керченского пролива. Так, в августе 1945 года станция Керчь фиксировала ветер скоростью 17 м/с, в сентябре 1948 года – 25 м/с.

Максимальные порывы ветра в августе фиксировались в 1979 году (до 20 м/с) и в сентябре – в 1906 году (до 25 м/с).

Максимальная средняя скорость ветра за период инженерно-гидрометеорологических изысканий в рамках проекта строительства Крымского моста на станции Опасное составила 15 м/с, Керчь – 16 м/с, Тамань – 14 м/с. Максимальная средняя скорость ветра на острове Тузла за три периода полевых наблюдений составила 17,2 м/с.

За 11 месяцев наблюдений было выделено 19 штормовых периодов. Наибольшее усиление в летний период наблюдалось 20-21 июня 2014 года, когда через исследуемый район проходил глубокий циклон с юга, а средняя скорость ветра достигала 16,8 м/с.

Для наблюдений за изменениями погоды и планирования работы в акватории осенью 2015 года для строителей Крымского моста были установлены три метеостанции – со стороны Керчи и Тамани. Приборы измеряют семь базовых метеопараметров в автоматическом режиме круглые сутки. Информация поступает в штабы строительства на обоих берегах пролива.

За это время самым сложным по метеоусловиям оказался октябрь 2016 года, когда количество штормовых часов достигло 447 (более 18 суток, в том числе когда штормовое предупреждение действовало 13 суток подряд). Максимальные порывы ветра фиксировались в ноябре 2015 года и составили тогда 30 м/с.

Август 2016 года был относительно спокойным: количество штормовых часов составило 127 (около 5 суток), в сентябре фиксировалось 219 часов с ветром выше 10 м/с – это примерно 9 суток. Максимальные порывы ветра в августе и сентябре 2016 года не превышали 19 м/с.

В целом на данный момент можно отметить, что 2016 год был более ветреным, чем 2017-й. За январь – июль прошлого года зафиксировано в общей сложности 1525 штормовых часов, а за тот же период в этом году – на 12 % меньше (1343 часов).

Штормовые условия ограничивают применение высотной техники (например, строительных кранов). В то же время гидрометеорологические условия Керченского пролива хорошо изучены проектировщиками Крымского моста еще на стадии разработки проекта и учтены в графиках производства работ. Стройка продолжается вне зависимости от погоды, но ведется с учетом ограничений по метеоусловиям.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Все на нашей планете имеет свой размер, и наряду с обычными параметрами всегда найдется что-либо, что посчитают самым маленьким и самым большим.

Занимаются подсчетами и измерениями ученые, которые рассказали нам, что самый широкий пролив в мире – это пролив Дрейка, берега которого очерчены Южными Шотландскими островами с южной стороны, а на севере пролив несет свои воды вдоль архипелага Огненная Земля. Пролив Дрейка пролегает связующим звеном между Атлантическим и Тихим океаном. Самая узкая часть его насчитывает 820 км, воды пролива часто бывают неспокойны, полны айсбергов и отличаются сильным течением, что делает эту точку Земли чрезвычайно опасной для мореплавателей.

Но если брать объекты не в мировых масштабах, а обратить внимание на свои родные просторы, то самым широким проливом в России считается Берингов пролив, который можно отыскать на карте между Северным Ледовитым и Тихим океаном. В сравнении с мировыми масштабами его параметры поскромнее – в самом узком месте ширина достигает 86 км.

Интересный факт, что острова Диомида, лежащие посреди Берингова пролива, являются границей между Россией и США, а также разделяют часовые пояса и отчерчивают линию перемены дат. Уже более полутора столетий идут горячие споры о целесообразности строительства моста или тоннеля через самый широкий пролив в России. Многим также будет интересно узнать, что наиширочайшей рекой в мире названа южноамериканская Рио ла Плата или как ее еще называют, Серебряная река.

Впрочем, рекой ее можно назвать лишь для удобства, на самом деле это речная система, которая образовалась в результате слияния рек Уругвай и Парана. Ла Плата знаменита многочисленными историческими событиями, одним из которых можно назвать образование на ее берегах колонии под названием Буэнос-Айрес, известной теперь нам как столица Аргентины. В водах Серебряной реки водится уникальный вид морских черепах и дельфинов. Примечательно, что к серебру река вообще никак не относится.

Обращая внимание на родные водоемы можно отметить, что самая широкая река в России это западносибирская Обь, образующаяся на Алтае реками Катунь и Бия, она несет свои воды к Карскому морю. Самое широкое расстояние между берегами Оби насчитывает 80 км. Примечательно, что именно эта российская река не только отличается шириной, но и единственная в нашем Отечестве, которая замерзает полностью.

Наш интерес не ограничивается перечислением самых широких водоемов, ведь в мире столько интересно, о чем стоит прочитать и узнать и возможно кто-то из нас станет первооткрывателем чего-нибудь самого-самого.