Глобальный этнический кризис. Глобальные кризисы: понятие и философия глобальных проблем современности Глобальный этнический кризис суть

ЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Конфликты, связанные с обострением межнациональных взаимоотношений, стали непременным атрибутом современного мира. Они вспыхивают на всех континентах нашей планеты: в странах как развитых, так и развивающихся, в областях распро­странения любых религиозных учений, в районах с разным уровнем достатка и образования.

Многочисленные очаги этнических конфликтов - от глобальных (курдский, палестинский, косовский, чеченский) до локальных и точечных (бытовые противоречия между людьми раз­ных национальностей в пределах города, поселка, села) - рождают нестабильность, которую все труднее сдерживать в рамках государственных границ. В противостояния этнических групп по­чти всегда в той или иной степени вовлекаются и соседние этносы, а зачастую и отдаленные центры силы, включая таких масштабных геополитических игроков, как США, Россия, Великобритания, Индия, Китай.

Понятиеконфликт в переводе с латинского означает «столкновение». Признаки конфликта проявляются в столкновении сил, сторон, интересов. В качестве объекта конфликта могут выступать как фрагмент материальной, социально-политической или духовной реальности, так и территория, ее недра, социальный статус, распределение власти, язык и культурные ценности. В первом случае формируется социальный конфликт, во втором - территориальный. Этнический конфликт, проходящий между этносами - группами людей, имеющих общность исторического и культурного фундамента и занимающими определенный пространственный ареал, - это конфликт территориальный.

Весь комплекс связанных с ними проблем изучаетгеографическая конфликтология - научное направление, исследующее природу, сущность, причины возникновения конфликтов, закономерности их протекания и развития на основе взаимодействия с пространственными (географическими) факторами. Географичес­кая конфликтология использует знания философии, истории, социологии, правоведения, политологии, психологии, этнологии, биологии, экономики, политической географии и геополитики, физической и социальной географии.

Любому конфликту присуще неравномерное развитие во времени. Периоды латентного (скрытого) его развития сменяются отрезками открытого противостояния участников конфликта; в это время происходит его актуализация, когда резко возрастает активность противоборствующих сторон, многократно увеличивается количество политических акций, случается и переход к во­оруженным действиям.

По мнению российского исследователя конфликтов В.Авксентьева, переход латентного периода в актуализированный начинается обычно с высказывания одной из сторон по поводу неудовлетворенности своим положением и намерения его изменить. Оглашение неудовлетворенности и является первой фазой актуализированного конфликта. За ней следуют фаза отказа, то есть отрицания, по крайней мере, одной из сторон конфликта самого существования проблемы, фаза нагнетания конфликта, фаза встречи (признание его наличия обеими сторонами, начало консультаций и переговоров) и фаза урегулирования конфликта. Последние фазы могут фиксироваться только в конфликтах угасающих, уменьшивших свой разрушительный потенциал.



Как и любое другое общественно-политическое явление, этнический конфликт развивается по определенным законам и инициируется специфичными факторами, в числе которых можно выделить объективные и субъективные. К группе объективных относятся те факторы, которые существуют относительно независимо от общественного сознания. Самый яркий пример подобного рода - природный фактор.

Все то, что способствует развитию конфликта, связано в единый комплекс. Активное проявление одного-двух факторов без поддержки остальных не способно сформировать сколько-нибудь серьезный этнический конфликт.

Важную, а часто и решающую роль в процессах возникновения конфликтов играетэтноконфессиональный фактор . Основной составляющей любого этнического конфликта является кризис этнического самосознания (политологи и конфликтологи называют его кризисом идентичности). Он проявляется в изменении этнической, конфессиональной (религиозной) и политической самоидентификации людей, в усилении влияния националистических группировок и объединений, нарастании их политической активности.

Многие государства мира заинтересованы в создании единой наднациональной общегосударственной идентичности, которая на основе единого языка, единых символов и традиций смогла бы консолидировать все этнические, конфессиональные и социальные группы страны. В однонациональных (моноэтнических) государствах, таких как Япония, Норвегия или Португалия, эта проблема уже практически решена. Названные страны уже с конца XIX в. находятся на таком уровне этнической консолидации, который получил на Западе название «национальное государство» (nation-state), то есть в них наблюдается практически полное совпадение этнической и государственной (гражданской) самоидентификации.

Впервые термин «национальное государство» был употреблен в конце XVIII в. применительно к Франции. Суть этого понятия в том, что все население страны определяется как единая нация, не имеющая этнических различий в рамках единого государства. Лозунг, под которым протекает этот процесс, гласит: «Каждой нации - государство. Каждому государству - национальную сущность». Следует, однако, заметить, что эта идея далека от повсеместного воплощения. Как справедливо отмечают многие исследователи, этнически однородное национальное государство - это идеаль­ное представление, так как в реальности почти каждое государство имеет более или менее выраженные меньшинства и в современном этнически перемешанном мире задачу построения хрестоматийной модели национального государства можно назвать утопичной.

Жизненная ситуация показывает, что сегодня этносы искусственно разделены на две группы. Меньшая их часть составляет элитарный клуб, отождествляемый с международным сообществом и всеми его институтами. Представители другой, более многочисленной группы этносов существуют на правах этнических меньшинств в многонациональных государствах и ограничены в возможностях непосредственно участвовать в деятельности международного сообщества. Слабым утешением непредставленных на внешнеполитической арене народов воспринимается существование нескольких международных организаций этнических меньшинств, наподобие Ассоциации народов Севера или Организации непредставленных наций и народов (в нее входят 52 участника, включая Абхазию, Башкортостан, Бурятию, Гагаузию, Косово, Иракский Курдистан, Тайвань).

Наибольшую сложность межэтнические отношения имеют в многонациональных (полиэтничных) государствах. В одних - централизованных некоторые этнические группы столь велики, что постоянно пребывают в центре общественно-политической жизни, диктуют свои интересы, выдвигают стандартизированную культуру, построенную на своем национально-культурном фундаменте, пытаются ассимилировать меньшинства. Именно в таких государствах складывается наибольший потенциал для конфликтов, так как доминирующая группа выдвигает претензии на исключительный контроль общегосударственных институтов, что вызывает ответную реакцию у национальных меньшинств.

Указанная модель межэтнических отношений господствует в Иране, Индонезии, Мьянме и ряде других стран. В некоторых из них стремление консолидировать все население страны в единую нацию на фундаменте доминирующего этноса ставит под сомнение само существование других этнических групп (Например, в Турции курды официально именуются «горными турками»).

При дисперсном типе многонационального государства насе­ление состоит из небольшого числа этнических групп, каждая из которых слишком слаба или малочисленна, чтобы доминировать. В результате единственный приемлемый для всех вариант - достижение межэтнического согласия (правда, временами довольно хрупкого и часто нарушаемого). Такая система сформировалась, например, во многих африканских странах, где крайне разнородный этнический состав - наследие колониальных границ (Нигерия, Танзания, Гвинея, Демократическая Республика Конго и др.).

Дискриминация национальных меньшинств может носить различные формы: ограничение или даже запрет национального языка и культуры, экономический зажим, переселение с этнической территории, уменьшение квот представительства в управленческих структурах государства и др. Практически во всех странах Востока удельный вес представителей разных этносов в системе власти далеко не соответствует удельному весу данного этноса среди всего населения. Как правило, численно преобладающие этносы (персы в Иране, пенджабцы в Пакистане, сингалы в Шри-Ланке, малайцы в Малайзии, бирманцы в Мьянме и т.д.) на всех этажах власти имеют непропорционально высокое представительство, а большинство остальных этносов - непропорционально низкое.

Основные требования большей части национальных движений, участвующих в этнических конфликтах, сводятся к трем направ­лениям:

1) культурное возрождение (создание широкой культурной автономии с использованием в органах местного самоуправления и образования родного языка);

2) экономическая самостоятельность (право распоряжаться природными ресурсами и экономическим потенциалом, локализованным в пределах этнической территории);

3) политическое самоуправление (учреждение национального самоуправления в границах этнической территории или ее части).

Диапазон требований этих движений определяется степенью развитости и сложности структуры этноса, его внутренней социальной дифференциацией. Лидеры более «простых» этнических общностей, сохраняющих пережитки родоплеменных отношений, обычно выступают с однозначными требованиями пре­доставления независимости и/или изгнания всех «чужаков» (например, лидеры национального движения в Ассаме). У более крупных и развитых этносов спектр выдвигаемых требований значительно шире: в них преобладают требования культурной и национально-территориальной автономии, предоставления экономической самостоятельности и политического самоуправления, что подтверждается, например, ситуацией, сложившейся в Каталонии.

Ряд этносов требуют расширения прав вплоть до образования собственной государственности. Однако если на деле руководствоваться принципом полного самоопределения (вплоть до отделения) для каждого этноса, то из этого следует малооптимистическая перспектива постепенного распада всех многонациональных государств мира до той поры, пока каждая этническая группа на планете (а их 3-4 тыс.) не заимеет своего государства. По мнению американского ученого С. Коэна, уже через 25 - 30 лет число государств может увеличиться в полтора раза. В итоге на карте мира будет более 300 суверенных государств.

Отличие конфессиональной формы конфликтообразования от этнической заключается в том, что на первый план здесь выступает не этническое самосознание, а религиозное. Нередко противники в конфликте даже принадлежат к одной и той же этнической группе. Например, приверженцы сикхизма в этническом отношении - пенджабцы. Они конфликтуют с пенджабцами-индуистами (в Индии) и пенджабцами-мусульманами (в Пакистане).

Религия оказывает существенное влияние на всю культуру этноса. Иногда конфессиональные различия играют решающую роль в этногенезе. Например, боснийцы, сербы и хорваты, проживающие в Боснии и Герцеговине, говорят на одном языке и до этнических чисток первой половины 1990-х гг. чересполосно жили в пределах единого ареала. Не исключено, что в скором времени по религиозному признаку расколется пока еще сохраняющий единство пенджабский этнос. По крайней мере, уже сейчас пенджабцы, исповедующие сикхизм, говорят на языке пенджаби, пенджабцы-индуисты - на хинди, а пенджабцы-мусульмане - на урду.

Классические очаги этнических конфликтов с ярко выражен­ной главенствующей ролью религиозного фактора представляют собой Палестина, Пенджаб, Кашмир, Южные Филиппины (районы проживания мусульман-моро). Религиозная составляющая конфликта смешивается с этнической на Кипре (мусульмане турки-киприоты против христиан греков-киприотов), на Шри-Ланке (индуисты-тамилы против буддистов-сингалов), в Северной Ирландии (католики-ирландцы против выходцев из Англии и Шотландии - протестантов), в индийском штате Нагаленд (христиане-нага против основного населения Индии - индуистов) и др. Существует, правда, немало очагов конфликтов, где проти­воборствующие стороны - единоверцы: Каталония, Приднестровье, Белуджистан и др.

Тесно взаимодействует с этноконфессиональнымсоциально-экономический фактор. В чистом виде он не способен привести к возникновению серьезного этнического конфликта, иначе бы любой ареал, отличающийся в экономическом отношении, был бы очагом межэтнического противостояния.

Зависимость интенсивности конфликта от уровня экономиче­ского развития не определить однозначно. В мире существуют очаги этнических конфликтов как сравнительно экономически развитые (Каталония, Квебек, Приднестровье), так и хозяйственно депрессивные (Чечня, Косово, Курдистан, Чьяпас, Корсика).

Мотивировка высказываемого этносом неудовлетворения сво­им экономическим положением может быть разной. Этносы, живущие в относительном достатке и благополучии, зачастую выказывают неудовольствие сложившейся практикой неоправданно высоких отчислений из их региона в общегосударственный бюджет. Как считают лидеры этих национальных движений, под прикрытием деклараций о гармоничном и сбалансированном экономическом развитии страны происходит обворовывание региона. При этом чем заметнее экономические диспропорции между наиболее и наименее развитыми областями страны, тем большие суммы изымаются из хозяйственно благополучных регионов, что вызывает резкое неприятие ими «регионов-нахлебников».

Этносы, населяющие экономически отстающие ареалы, высказывают претензии по поводу того, что управляющие структуры или международные организации не считаются с плачевным положением в их хозяйстве, не дают кредитов на его развитие, не видят нужды простого населения. Повышение планки выдвигаемых экономических требований, перерастающее временами в прямой экономический шантаж, по расчетам лидеров конфликтующего этноса способно привести к более выгодному перераспределению бюджетных средств, международной помощи, более справедливой налоговой политике. Иногда участники конфликта рассчитывают на нетрадиционные экономические источники, такие как доходы от контрабанды разными видами товаров, в том числе оружия и наркотиков, захват заложников с целью выкупа, поборы с соплеменников, добившихся успехов в бизнесе.

Социально-экономический фактор играет немаловажную роль в формировании и развитии баскского конфликтного узла, ярко выражен в индийском Ассаме и индонезийской Ириан-Джае.

В процессах зарождения и эволюции этнических конфликтов немаловажное значение имеетприродный фактор. В основном его действие проявляется в виде природных границ, которые нередко служат барьерами между соседними этносами, рубежами межэтнических столкновений и войн. В качестве подобных естественных границ могут выступать горные хребты, крупные реки, морские проливы, труднопроходимые участки суши (пустыни, болота, леса).

С одной стороны, природные границы минимизируют контакты между враждующими этносами, что снижает конфликт-ность взаимоотношений, с другой стороны, способствуют психологической отчужденности этнических групп, проживающих по разные стороны барьера. Природные границы ранее были одним из основных факторов, закладывавших направление этнических границ, тем самым определяя этническую карту региона. Природная доступность территории обусловливает уровень экономического развития. Если государство не обладает уровнем благосостояния Швейцарии, в пределах которой, кстати, очень много разнообразных природных границ, то природные рубежи приведут к определенным затруднениям контактов с некоторыми территориями, что негативно скажется на их экономическом развитии.

В сравнении с другими конфликтогенными факторами природные границы наименее пластичны и практически неизменны". Реально можно лишь несколько улучшить связи между противоположными сторонами природного рубежа (строительство горных и морских тоннелей, сооружение мостов, создание морских и воздушных маршрутов, преобразование пустынь и тропических джунглей и др.), однако полностью устранить различия в экономическом и геополитическом положениях едва ли возможно.

В формировании крупных очагов этнических конфликтов велика рольгеополитического фактора. Основная форма его проявления - геополитические разломы между протяженными цивили-зационно-историческими и военно-политическими массивами. Концепции геополитических разломов различного направления и конфигурации стали в последнее время популярными в научной среде. Наибольшую известность получила модель американца С.Хантингтона. Зоны разломов характеризуются политической нестабильностью, противостоянием стратегических интересов крупнейших геополитических сил, здесь часто возникают конфликты.

Наглядным примером действия этого фактора служит балканский мегаконфликт и его составляющие - этнические конфликты в Косово, Боснии и Герцеговине, Хорватии, Западной Македонии, Черногории. Уникальность балканского узла состоит в том, что через него проходят сразу три геополитических разлома: между православно-славянской и исламской цивилизациями (в настоящее время наиболее конфликтогенный), между православно-славянской и европейско-католической цивилизациями и между европейско-католической и исламской цивилизациями. Каждая из трех сторон конфликтного узла испытывает сильное вмешательство внешних сил. США, Великобритания, Германия и другие страны НАТО поддерживают хорватов и мусульманские народы (косовских албанцев и боснийцев). Православные же сербы фактически оказались в изоляции, так как их традиционные внешнеполитические покровители (в том числе и Россия) менее настойчиво и последовательно защищают их интересы на международной арене.

В каждом крупном этническом конфликте противостоящие стороны соблюдают коллективные интересы, выработка которых возможна лишь при наличииорганизующего и управляющего субъекта. Таким субъектом может быть национальная элита, более или менее крупная общественная организация, вооруженные формирования, политическая партия и др.

Такие тесно вовлеченные в конфликт политические организации существуют во многих странах мира. Это, например. Курдская рабочая партия в Турецком Курдистане, «Тигры освобождения Тамил-Илама» на тамильском севере Шри-Ланки, Армия освобождения Косово, Организация освобождения Палестины и др.

В странах развитой парламентской демократии национальные движения действуют открыто, свободно участвуя в выборах различных уровней. Однако некоторые наиболее одиозные и экстремистские организации, в отношении которых доказана их причастность к кровавым преступлениям, запрещены. Тем не менее даже в этих случаях у национальных групп имеется возможность открыто выражать свои интересы.

Националистические общественные организации отражают интересы и настроения стремящихся к расширению своего влияния периферийных элит. Такие этнократические элиты формируются в основном тремя путями. Во-первых, в новую национальную элиту может трансформироваться существовавшая при прошлом режиме государственно-управленческая номенклатура (примеры:

большинство стран СНГ, страны бывшей Югославии). Во-вторых, такая элита может быть представлена новой националистической интеллигенцией (преподавателями, писателями, журналистами и др.), не обладавшей ранее властью, но в определенный момент почувствовавшей возможность ее приобретения (страны Балтии, Грузия). В-третьих, этнократическая элита может сформироваться из конгломерата сражающихся за национальную независимость полевых командиров и мафиозных главарей, как это произошло в Чечне, Сомали, Афганистане, Таджикистане, Эритрее, Мьянме.

Рано или поздно в среде этнократической элиты появляется харизматический лидер национального движения - такой, например, как был Я. Арафат для Палестины или А. Оджалан для Курдистана, концентрирующий в своих руках все силы, задействованные для выполнения намеченных целей. Лидер представляет интересы своего движения на различных уровнях, возглавляет переговоры с противоборствующей стороной, добивается международного признания.

Лидер национального движения - это потенциальный глава новообразованного государства. Роль такой личности в конфликте порой очень велика. В некоторых странах сепаратистские движения проходят скорее не под флагами тех или иных этнических либо конфессиональных групп, а под боевыми штандартами того или иного громкого имени.

Неправомерно, однако, абсолютизировать роль лидера в процессе борьбы территории за суверенитет. Без широкого круга единомышленников, четкой иерархичной партийной структуры, поддержки национальной элиты лидер остается бунтарем-одиночкой.

Среди факторов, способствующих развитию сепаратизма, нельзя не упомянутьисторический фактор. Если этническая группа, выдвигающая требования о самоопределении или автономии, прежде имела свою государственность или самоуправляющиеся институты, то у нее гораздо больше моральных оснований их возродить. Во многом именно по этой причине балтийские республики бывшего СССР за все время своего существования были районом наиболее четко оформленных националистических процессов. Похожие проблемы теперь могут встать и перед Российской Федерацией, ряд субъектов которой, например Татарстан, Тыва, Дагестан (последний в виде раздробленных феодальных владений), ранее имели свою государственность.

Ни один из факторов сепаратизма не имеет такого определяющего значения для перехода конфликта из латентной в актуализированную форму, какфактор общественной мобилизации. Без активного участия населения любой район проявления дезинтеграционных тенденций вряд ли имеет основания стать очагом сепаратизма. Под мобилизацией населения понимается способность определенных политических групп к активным действиям по достижению своих экономических, политических и национальных интересов. Чем выше политическое самосознание в обществе, тем выше и его мобилизация. Рост мобилизации влечет за собой и рост политической активности населения, показателями которой являются увеличение числа демонстраций, митингов, забастовок, пикетирований и других политических акций. В итоге высокая мобилизация населения может привести к дестабилизации политической жизни и даже к вспышкам насилия.

Уровень мобилизации в различных социальных группах обычно неодинаков. Особо непримиримые позиции в отношении путей разрешения конфликта - экстремизм - господствуют в маргинальных слоях населения. Именно в них ощущается недостаток культуры и образования; прежде всего эти социальные группы в наибольшей степени подвержены частичной или полной безработице.

По мере развития конфликта происходит расширение поля действия общественной мобилизации. В момент его возникновения наиболее мобилизованной группой становится национальная интеллигенция, которая путем воздействия на широкие слои на­селения через средства массовой информации повышает мобилизацию всего этнокультурного сообщества. Интересно, что в таких ситуациях особенно сильную дестабилизирующую роль играет ориентированная на этническое возрождение гуманитарная интеллигенция, в то время как техническая чаще всего выступает в качестве стабилизирующего фактора.

Большое значение при изучении очагов нестабильности имеет понятие «пороговый критический уровень мобилизации», за пре­вышением которого следует открытая фаза конфликта. В целом такой порог выше в более развитых регионах планеты (Европа, Америка) и снижается в менее развитых (Африка, Азия). Так, национально-культурная дискриминация тамилов в Шри-Ланке привела к крупному вооруженному конфликту, а подобные действия, осуществляемые правительством Эстонии в отношении русскоязычного населения, не породили даже близкой по интенсивности реакции.

Мобилизация некоторой группы населения обычно зависит от количества ресурсов, находящихся под общественным контролем (главным образом трудовых) и от политической организации. Формы организации групп разнообразны и включают как политические партии, так и другие общественные структуры: национально-культурные движения, освободительные фронты и др. В любом случае для каждой общественной группы, способной повысить свою мобилизацию, должны выполняться следующие условия:

1) общая идентификация группы;

2) общее самоназвание, хорошо известное как членам, так и не членам группы;

3) определенные символы группы: эмблемы, лозунги, песни, униформа, национальная одежда и др.;

4) наличие в группе определенного круга лиц, авторитет которых признается всеми членами группы;

5) закрепленное за группой собственное контролируемое пространство;

6) наличие общего имущества (деньги, оружие и другие средства борьбы);

7) осуществление верхушкой группы контроля за деятельностью всех членов группы.

Все существующие в мире очаги этнических конфликтов были образованы в результате сложения действия перечисленных выше факторов.

Введение……………………………………………………………………………3 1.Глобальные проблемы человечества.………………………………………...5 1.1. Понятие глобализации и глобальных проблем………………………………5 1.2. Классификация глобальных проблем человечества…………………………7 2. Описание глобального этнического кризиса……………………………….8 2.1. Определение глобального этнического кризиса…………………………......8 2.2. Факторы глобального этнического кризиса………………………………….9 2.3. Россия и глобальный этнический кризис……………………………………13 3. Пути урегулирования глобального этнического кризиса……..................14 3.1.Стратегия устойчивого развития……………………………………………..14 3.2. Подходы к стратегии устойчивого развития………………………………..15 Заключение………………………………………………………………………..20 Список используемых источников……………………………………………….22 Приложение№1 Приложение№2

Введение

Растущая экономическая и технологическая взаимозависимость государств, ускорение процессов интернационализации социальной жизни, политики, культуры делают современный мир целостным и в определенном смысле неделимым. В современную эпоху происходит глобализация проблем человечества. Их актуальность связана с целым рядом факторов: ускорение процессов общественного развития; увеличение антропогенного воздействия на природу; обнаружение исчерпаемости природных ресурсов; предельное обострение задачи выживания человечества; всепроникающее воздействие современных технических средств и средств массовой информации и т.д. Возникает необходимость к осознанию жизненной необходимости гармонизации связей и отношений человека, техники и природы. В связи с этим особое значение приобретает осмысление глобальных проблем современности, их причин, взаимосвязи, путей их решения. Особого внимания требует проблема возникновения глобального этнического кризиса. В масштабе всего человечества национальный вопрос встает в противоборстве двух общих тенденций: 1) движения наций к самоопределению и независимости и 2) стремления к образованию крупных полиэтнических общностей, к формированию мощных супернаций, где органично были бы соединены этносы, различные традиции и культуры. Таким образом, целью работы является изучение глобального этнического кризиса. Объект исследования – глобальные проблемы человечества, их взаимосвязь и причины возникновения. Предмет исследования – глобальный этнический кризис. Исходя из цели исследования, мы можем сформулировать следующие задачи: 1. Осуществить теоретический анализ источников по выбранной теме; 2. Проследить взаимосвязь всех глобальных проблем человечества; 3. Сформулировать понятие о глобальном этническом кризисе; 4. Определить признаки глобального этнического кризиса; 5. Изучить причины возникновения проблемы; 6. Оценить степень влияния глобального этнического кризиса на современный мир; 7. Предложить способы решения проблемы. В данной работе мы предлагаем выявить влияние глобальных проблем на формирование глобального этнического кризиса и показать его обобщенную, целостную и системную структуру. В этом – новизна нашей работы. Методы исследования - изучение литературных источников и анализ графического материала. Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных результатов в разработке семинаров, посвященных глобальным проблемам человечества. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников и двух приложений.

Заключение

В условиях быстроменяющегося мира первостепенное значение приобретает решение глобальных проблем человечества и, как следствие, преодоление глобального этнического кризиса. С полной уверенностью можно утверждать о том, что с улучшением экологической обстановки, повышением уровня жизни и качества образования, внедрением новейших технологий во все процессы жизнедеятельности человечества, предотвращением войн и остановкой ныне существующих вооруженных конфликтов население Земли станет гораздо ближе к выходу из глобального этнического кризиса. Естественно, это очень длительный и чрезвычайно кропотливый процесс, в который должны быть вовлечены в равной мере все страны и государства нашей планеты, поскольку только объединив усилия каждой нации в отдельности, можно решить глобальные проблемы в целом. Ни одна, даже самая развитая страна мира, не в состоянии в одиночку решить хотя бы одну проблему, которая так или иначе затрагивает будущее существование всего населения нашей планеты. Понимание причин возникновения глобальных проблем, их структуры и индивидуальных особенностей, и самое главное, путей решения – пожалуй, единственный ключ к успеху, который будет заключаться в гармонизации взаимоотношений человеческого общества и окружающей среды, преодолением экономического и социального неравенства между высокоразвитыми странами и отстающими по ряду социально-экономических показателей странами. Хотелось бы добавить то, что ориентируясь на преодоление глобального этнического кризиса, население каждой страны земного шара в погоне за достижением всеобщей цели, не должно забывать о своей, подчас самобытной и неповторимой, культуре, заключающейся в уникальнейших особенностях быта, образа жизни, фольклора и народных искусств, гармоничная совокупность которых придает особенный облик данному этносу на карте населения мира. Только так – будучи вовлеченным в общемировой процесс интегрированного решения глобальных проблем и, в то же время, не забывающего о сохранении своих исторических особенностей, накопленных за многовековую, а то и тысячелетнюю историю, государство будет способно полноценно развиваться и соответствовать всем нормам и требованиям, которые выдвигает современный мир по отношению ко всем странам без исключения.

Список литературы

1. Бгажников Б. Х. Адыгская культура. Этнический кризис. География и природные ресурсы./ Институт географии им. В.Б. Сачавы.- Иркутск.- 1998.-с.158-173. 2. Глобальная география: Учебное пособие./Ю. Н. Гладкий, С. Б. Лавров.- М.: «Дрофа», 2009.-320с. 3. Грицанов А.А. Новейший философский словарь.- М.:1999.- 944с. 4. Земля и человечество. Глобальные проблемы. Серия «Страны и народы». - М.: «Мысль», 1985.- 260с. 5. Красин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Эксмо, 2008.- 944с. 6. Максаковский В.П. Географическая картина мира.- М.: Дрофа, 2008.- Книга 1.-495с.

Отсутствие теории адыгства имеет другие, еще более масштабные негативные следствия: заметно снизилось качество восприятия и оценки адыгской культуры в целом. В трудах наших ученых (философов, социологов, литературоведов, языковедов, фольклористов) она предстает как набор плохо организованных и неупорядоченных элементов, без этических ориентиров и опор, составляющих ее смысловую доминанту, без "зашифрованных" в адыгстве системных связей и отношений. Вне поля зрения оказались, помимо адыгства, такие тесно с ним связанные базовые ценности, как готовность действовать в интересах другого - хьэтыр, эмпатия - гущIэгъу, благодеяние - псапэ, способность или искусство понимания - зэхэщIыкI, искусство находиться среди людей - цIыху хэтыкIэ, чувство меры - мардэ, этический иммунитет личности - цIыхум и нэмыс, этический страх - шынэ-укIытэ и др. Преобладает, одним словом, умозрительный подход.

Однако и попытки преодолеть его, обращаясь к новым теориям, понятиям, не спасают положения, если нет достаточно глубокого анализа повседневной практики этического мышления и поведения. Чаще всего это только отдаляет от нас живую картину адыгской действительности.

Мне видится во всем этом непростительно беспечное и расточительное отношение к ценностям культуры. Игнорирование роли адыгства в динамике социальной жизни, в формировании базовой личности общества равносильно игнорированию роли конфуцианства в китайской или буддизма в индийской культурах.

Угрожающие формы и масштабы приобретает в этих условиях профанация духовного наследия. Адыгская Культура, в том виде, как она официально преподносится, реализуется, транслируется и в малой степени не отвечает мощной заявке, которую сделала в свое время культура феодальной Черкесии. Во всем: в характере поселений и жилищ, в одежде и в поведении, в музыке и танцах, в поэзии и прозе - признаки упадка. И, пожалуй, в первую очередь - это упадок вкуса. Адыгская, и прежде всего кабардинская, культура утратила свойственную ей красоту и гармонию, величавую сдержанность и законченность. Насколько велика традиционно значимость адыгства в этической рационализации мира и в конструировании социальной реальности, настолько велики и губительны следствия его вытеснения на периферию духовной жизни. Без всякого преувеличения это гуманитарная катастрофа, на что все чаще и чаще, и вполне справедливо, обращают внимание некоторые исследователи (Болотоков 1995; Унежев 1997). "Самая страшная опасность для любой нации, - пишет В. X. Болотоков, - таится в уничтожении генофонда и национального духа, когда народ, отказываясь от сознательного национального мышления, предпочитает погрузиться в океан бессознательного, стать огромной толпой, развращенным и разложившимся сбродом" (Болотоков 1995: 111).


Налицо, иначе говоря, основательное расстройство преемственности социальных практик, кризис социальной, и прежде всего этнической идентичности. В вопросе о том, как трактовать, осваивать, развивать культурные традиции, нет необходимой ясности, твердо установленной позиции, что сводит к минимуму эффективность нравственного воспитания и образования. И это неудивительно: в ту нишу сознания (дискурсивного и практического), которую традиционно занимает адыгство, вторгается и постепенно разрастается, оттесняя этику, пустое пространство морального невежества, негативизма, апатии.

В итоге теряют смысл и дискредитируются многие культурные инициативы и конструктивные идеи. На наших глазах меняются к худшему представления о нравственном, эстетическом качестве и гигиене повседневного мышления, общения, поведения. Адыгcкий социум не ощущает в полной мере своего активного и зримого присутствия в мире, в его действиях нет, как прежде, спокойной уверенности, стремления и готовности выявить себя в облагороженной форме. Изменился к худшему даже внешний облик адыгов, утрачена, предана забвению традиционная "культура себя", согласно которой устанавливалось, как и в соответствии с какими критериями человек должен заботиться о себе, "строить", "конструировать" свой внутренний мир, свою внешность и поведение - свою публичную идентичность. Распущенность и самопопустительство - неизбежные следствия самой тенденций упадка и дискредитации культуры.

Я связываю все это с системным, и в том числе этническим, кризисом, в котором находится адыгcкое общество. Этнический кризис, как я его представляю,- состояние социума, при котором существенно меняются, приходят в упадок или резко снижают свою действенную силу его этновоспроизводящие признаки и механизмы: язык, культура, психология, национальная государственность, территория, этнонимические обозначения и т.д. Иссякают, иначе говоря, ресурсы: воспроизводства этнической системы, ослабевает контроль за соответствием сознания и социальных практик основным параметрам социальной идентичности. Плохо воспроизводится в этих условиях базовая личность общества.

Этнический кризис, как явствует из вышеизложенного, знаменует определенный рубеж в биографии, в историческом развитии народа, когда осуществляется эволюционный выбор - между прежней и новой идентичностью, а порой - между бытием и небытием, жизнью и гибелью этноса. Но это не единовременный акт, а процесс, который длится иногда десятилетия, даже столетия. Он имеет свои стадии (стадии кризиса), свои спады и подъемы и является в этом смысле определенной эпохой в истории народа.

Таким, весьма напряженным и драматичным, периодом стали в истории адыгского народа последние три столетия. Это период стагнации, разрушения и затем медленного угасания адыгской цивилизации, связанный, - конечно, не во всем, но во многом, - с началом и эскалацией, ходом и последствиями русско-кавказской войны. В числе основных звеньев кризиса, четко обозначившихся к настоящему времени, я выделяю особо:
1) геодемографический кризис;
2) кризис национальной государственности;
3) этнонимический кризис;
4) кризис языка;
5) кризис культуры и базовой личности (См. об этом: Бгажноков 1999).

Однако и в таких весьма неблагоприятных условиях адыгская этика выполняет - по инерции, главным образом - возложенные на нее регулятивные функции. Это, говоря иначе, система принципов и навыков структурирования социального пространства и организации деятельности, получившая название габитуса (от лат. habitus - состояние, свойство, расположение, характер) (См. об этом: Bourdieu 1990: 53). Габитус адыгства приспособлен объективно к достижению определённых результатов, но иногда без видимой сознательной нацеленности на эти результаты. С другой стороны, перед нами такое измерение бытия социума, в котором границы настоящего раздвинуты настолько, что вмещают в себя прошлое и будущее. Адыгская этика - не столько часть истории народа, сколько постоянно действующий механизм преобразования прошедшего и будущего в настоящее. Предрасполагая к правильному, удачному - сообразующемуся с наличной ситуацией и с опытом прошлого - переходу из одних состояний в другие, она помогает справляться с непредвиденными, постоянно меняющимися жизненными ситуациями и проблемами.

Габитус адыгства - неотъемлемая часть основной (базовой) личности адыгского общества. В массе черкесского населения трудно найти человека, не признающего этику высшей культурной ценностью, не сознающего свою к ней причастность. Как самое тяжкое обвинение или обидный упрек воспринимается фраза: Адыгагъэ пхэлъкъым - "Нет в тебе адыгства". Известны структурные единицы, принципы, - механизмы адыгской этики. Таких механизмов, дополняющих и усиливающих друг друга, очень много, но наибольшее значение приобретает человечность - цIыхугъэ. Вслед за человечностью выделяются: почтительность - нэмыс, разумность - акъыл, мужество - лIыгъэ, честь - напэ. На почве этих Ценностей и возникает адыгство, как внутренне согласованная система принципов культурной самоорганизации личности и общества.

Не получив научного обоснования и представления, оставаясь практически нелегитимным институтом, адыгство существует реально - в многообразии морально-этических понятий и категорий, в логике моральных суждений и оценок, используемых в практике повседневной жизни. Это виртуальная и вместе с тем ультимативная реальность, предопределяющая тенденцию и формы развертывания актуальной реальности. Адыгство служит мерилом духовно-нравственного качества жизни, смысла и назначения бытия человека в мире.

Это не снимает ответственности за изучение внутреннего устройства адыгской этики, за ее объективацию, сигнификацию, легитимизацию. Ослабленное этническим кризисом адыгское общество не воспроизводит в полном объеме габитус адыгства, что нарушает преемственность социальных практик, негативно сказывается на всех сферах деятельности. Нельзя полагаться на стихийное, не сопровождающееся стратегическим расчетом действие заключенных в этике механизмов духовного производства. Необходимо выработать систему долгосрочных мер осмысленного и целенаправленного использования ресурсов адыгской этики. Этому, как было сказано, должно предшествовать научное исследование ее специфических свойств и возможностей. Нужно показать в деталях, как именно устроен механизм адыгства и как действует он в типовых социальных условиях.

Актуальность этой задачи еще и в том, что адыгский этнический социум находится в состояние неустойчивого равновесия и неопределенности: когда трудно предсказать, что ожидает его в будущем, какие пути развития будут избраны. В такие периоды, называемые точкой бифуркаций (Пригожий 1985: 118), возникают некоторые параметры новых решений, в том числе и сознательно инициированных. Я уверен, что наилучшие условия создает для этого экспериментальный диалог с природой и обществом, основанный на гуманистических принципах адыгской этики. Необходимо познать и освоить адыгство как главный и незаменимый ресурс и механизм культуры мира, как систему универсальных и невероятно эффективных возможностей социального становления и развития.



















1 из 18

Презентация на тему: Глобальный Этнический кризис

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Общее определение ЭтноконфликтаЭтноконфликт - ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны, в которой так или иначе проявляется этническая идентичность сторон. Таким образом, Этнический конфликт - это особая форма социального или политического конфликта, обладающего некоторыми особенностями:в конфликтующих группах усматривается разделение по этническому признаку;стороны ищут поддержки в этнически родственной или этнически дружественной среде;в отдельных видах этноконфликтов этнический фактор стремится к политизации;новые участники солидаризируются с одной из сторон конфликта исходя из общей этнической идентичности, даже если эта позиция им не близка;этноконфликты чаще всего не являются ценностными и происходят вокруг тех или иных объектов и интересов групп.

№ слайда 4

Описание слайда:

№ слайда 5

Описание слайда:

Конфликтообразующие факторы Исповедование принципа тождественности государственных и национальных границДвижение этносов к самоопределениюДвижение этносов к образованию суперэтносов Экономическая борьба за землю, жилье в городах, природные ресурсы и т.дНеуправляемое демографическое развитие в странах «третьего мира» Ассимиляционные процессы и депопуляция этноменьшиств«Старение» наций в государствах с развитой рыночной экономикойЭкологические факторы Вера в особые отношения этноса «с верховным божеством»

№ слайда 6

Описание слайда:

№ слайда 7

Описание слайда:

№ слайда 8

Описание слайда:

Россия и глобальный этнический кризис 1Неотъемлемая часть глобального этнического кризиса - межнациональные конфликты на постсоветской территории. Это не международные конфликты в традиционном смысле этого понятия, поскольку зарождались не в международной сфере, а в рамках единого государства. В то же время, строго говоря, сегодня они уже не являются внутренними, потому что с распадом СССР произошла их фактическая интернационализация.В СССР проживало свыше 100 народов, поражавших своим разнообразием - языками и религией, уровнем развития и историческим наследием, культурной ориентацией, численностью населения и размерами занимаемой территории. Эти особенности сочетались до последнего времени весьма причудливо. Так, православие исповедуют и грузины, имеющие древнюю историю, уникальный алфавит, неповторимую культуру, и чуваши - тихий крестьянский народ на Волге, говорящий на языке тюркской группы. В Прибалтике можно встретить ревностных католиков литовцев со сравнительно высокой рождаемостью и близких финнам лютеран эстонцев с крайне низкой рождаемостью и т. д.

№ слайда 9

Описание слайда:

Россия и глобальный этнический кризис 2Многие люди старшего поколения выросли в убеждении, что народы СССР обладали полным равноправием и суверенитетом и что за годы советской власти они достигли «невиданного расцвета». К большому сожалению, это не соответствует действительности. В годы перестройки выяснилось, что национально государственное устройство страны нуждается в совершенствовании, правовой статус национальных автономий оказался не вполне справедливым, права народов, репрессированных во время сталинского произвола, требуют восстановления. По существу нерешенными оказались и вопросы защиты национальной самобытности малочисленных народов, а также народностей, не имеющих или проживающих вне границ своих национально территориальных образований.Обострились и межнациональные распри на территории самой Российской Федерации (42). Однако с точки зрения национальных интересов России, ее территориальной целостности и обороноспособности важное значение имеют и приграничные конфликты (Таджикистан, Нагорный Карабах, Грузия и др.).

№ слайда 10

Описание слайда:

№ слайда 11

Описание слайда:

Глобальный этнический кризис Важность научного осмысления современных национально этнических процессов вполне очевидна и не нуждается в особой аргументации. Заметим только, что в растущем потоке публикаций, посвященных проблеме обострения межэтнического (и межрелигиозного) соперничества, все чаще встречаются работы географического характера, свидетельствующие о том, что тысячи нитей связывают этнос с территорией (а в основе теории этногенеза, разработанной Л. Н. Гумилевым и взбудоражившей научную общественность в последние годы, лежит именно географическая интерпретация межэтнических отношений).

№ слайда 12

Описание слайда:

Экология и этнические расприЭти о экологические конфликты чаще всего рассматриваются в литературе под международным, а не межэтническим углом зрения. Но понятия «национальный интерес» и «государственный интерес», как уже отмечалось, по смыслу их применения очень часто совпадают. Большинство международных экологических конфликтов в сущности являются межнациональными. Действительно, претензии скандинавских государств - Норвегии, Швеции, Дании, Финляндии и Исландии к ФРГ и Великобритании, заводы которых в Руре, Бирмингеме и других местах служат источниками кислотных дождей, можно рассматривать и сквозь призму межнациональных отношений, равно, как и бесконечные споры между США и Канадой по поводу трансграничных перемещений дымовых облаков. Не только международный, но и межнациональный характер имела авария на Чернобыльской АЭС, так как образовавшиеся радиоактивные осадки были обнаружены на севере Европы (в Норвегии и Швеции), на крайнем западе (в Великобритании) и на юго-западе (во Франции).

Описание слайда:

По характеру субъекта террористической деятельности, терроризм делится на:Неорганизованный или индивидуальный (терроризм одиночек) - в этом случае теракт (реже, ряд терактов) совершает один-два человека, за которыми не стоит какая-либо организация (Дмитрий Каракозов, Вера Засулич, Равашоль и др.);Неорганизованный или индивидуальный (терроризм одиночек) - в этом случае теракт (реже, ряд терактов) совершает один-два человека, за которыми не стоит какая-либо организация (Дмитрий Каракозов, Вера Засулич, Равашоль и др.);

№ слайда 16

Описание слайда:

Террористические организации, деятельность которых в России запрещена14 февраля 2003 Верховный суд РФ признал террористическими 15 организаций, после чего их деятельность на территории России была запрещена:«Высший военный маджлисуль шура объединённых сил моджахедов Кавказа»«Конгресс народов Ичкерии и Дагестана» (обе созданы в Чечне и возглавлялись Шамилем Басаевым и Мовлади Удуговым)«Аль-Каида» (Усама бен Ладен, Афганистан)«Асбат аль-Ансар» (Ливан)«Аль-Джихад» (Египет)«Аль-Гамаа аль-Исламия» (Египет)«Братья-мусульмане» (Египет)«Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» («Партия исламского освобождения»)«Лашкар-и-Тайба» (Пакистан)«Джамаат-и-Ислами» (Пакистан)«Талибан» (Афганистан)«Исламская партия Туркестана» (бывшее Исламское движение Узбекистана)«Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи» («Общество социальных реформ», Кувейт)«Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами» (Кувейт)«Аль-Харамейн» (Саудовская Аравия).

№ слайда 17

Описание слайда:

Аль-Каида" готова к новому удару по США""Талибан"

№ слайда 18

Описание слайда:


Урок 1 Глобальный этнический кризис

Урок 1

Глобальный этнический кризис

Задачи:

1. Сформировать представление об этническом кризисе как глобальной проблеме человечества.

2. Рассмотреть анатомию этнического кризиса через призму географии.

3. Развивать навыки работы с текстом учебника: разделять главную информацию и второстепенную, переформулировать своими словами, систематизировать.

4. Развивать навыки работы в группе: обмен информацией, выработка совместного решения, представление классу.

5.Воспитывать интерес к окружающему миру и событиям, в нем происходящим.

Как же такое стало возможно: просвещенный XXI век,

мультикультурный мир, глобальная сеть Интернета,

«Аль-Джазира», Си-эн-эн, кварки, плазма, тайны ДНК

и космоса, а человечество не стало ни толерантнее,

ни гуманнее, ни умнее, и религия не смягчает нравы,

а становится дополнительной линией раскола социума.

Валерия Новодворская, журналист

«Новое время», № 6, 2006.

Активизация познавательной деятельности

Учащимся предлагается вспомнить ранее изученный материал

Что представляет собой современный мир?

Какой он? Какие тенденции для него характерны?

Тенденции:

1. «Сужение мира» - возможность более быстрого перемещения в пространстве, временное «сокращение» расстояний за счет технических возможностей современного транспорта.

2. Формирование устойчивых экономических связей между странами мира на двух уровнях: международном и транснациональном. Международные связи осуществляются между государствами на уровне глав государств, правительств и других государственных организаций. Транснациональные связи осуществляются на уровне транснациональных корпораций через сеть их дочерних компаний и филиалов.

3.Глубокое развитие и проникновение систем коммуникаций (связи) во все сферы жизни человека.

Вывод: Данные тенденции приводят к тому, что мир становится компактным, доступным, прозрачно-просматриваемым. Мир сжимается до точки.

Наряду с тенденциями объединения и интеграции, в мире наблюдаются процессы регионализации: подъем национализма и «суверенизации». Прослеживается тенденция к самоопределению, самоидентификации стран и народов. Наблюдается разрастание и углубление национально-этнических проблем.

Новый материал

Приведите примеры «горячих точек» планеты.

Работа с картой «Горячие точки планеты».

Проблема этнического кризиса носит глобальный характер.

Подтвердите, что проблема действительно носит глобальный характер. (Для нее характерны все три черты: она возникла в результате развития общества, она препятствует дальнейшему развитию человечества и угрожает существованию мирового сообщества, она может быть решена только усилиями всех стран мира.).

Докажите, что проблема этнического кризиса касается каждого человека.

(Терроризм стал одной из форм проявления глобального этнического кризиса. Жертвами террористических актов становятся люди разных национальностей, вероисповедования и жизненных принципов.).

Организация работы в группах.

Работа в группах.

В каждой группе по 5 человек.

Продолжительность работы в группах 15-17 минут.

Каждая группа получает задание.

1. Познакомьтесь с текстом учебника с.226-233. Задания между членами группы распределите самостоятельно:

Текст «Принцип тождественности государственных и национальных границ» и «Движение наций к самоопределению и стремление к образованию супернаций», с.226-227.

Текст «Старение» наций и дестабилизация межэтнических отношений», с.228-229.

Ассимиляция и депопуляция этноменьшинств», с.229-230.

- «Экология и этнические распри», «Другие факторы, «провоцирующие» вспышки национализма», с.230-232.

- «Трайбализм - старая болезнь Африки», с.232-233.

2. По ходу чтения выделите главное в тексте, установите взаимосвязи и закономерности, при необходимости сделайте записи в тетради.

3. Приготовьтесь представить результаты своей работы группе.

4. Рассмотрите рисунок 41 на с.224. Ответьте на вопросы.

Какие причины, по-вашему мнению, чаще всего в современном мире провоцируют этнические конфликты? Попытайтесь систематизировать причины конфликтов по регионам. Имеет ли значение при этом уровень развития стран?

Можно ли систематизировать формы проявления по регионам? Имеет ли значение при этом уровень развития стран?

Обобщение

На обсуждение в классе выносятся вопросы о возможности систематизации факторов и форм проявления этнических конфликтов. Заслушиваются варианты систематизации, аргументы.

Возможные выводы:

1. Фактор во многом определяется возрастом населения, что зависит от демографической ситуации в стране, этнической мозаикой территории, новейшими политическими процессами, происходящими на данной территории.

2. В развитых странах формы проявления этнического кризиса носят преимущественно «мирный» характер, тогда как в развивающихся странах – вооруженное противостояние. Обсуждается вопрос, почему в Европе формы выражения перерастают из мирных в вооруженные. (Возможно, это объясняется высокой численностью иностранных граждан. Вместе с миграцией иностранцев «мигрируют» и формы выражения.).

Один из вариантов систематизации


Домашнее задание:

Группа 1.

Внимательно ознакомьтесь с текстом темы 12 «Глобальный этнический кризис». Составьте как можно более полный словарь понятий и терминов. Используйте дополнительную литературу и возможности Интернета.

Группа 2.

Составьте каталог Интернет-ресурсов по «горячим» точкам планеты. Составьте краткую аннотацию к ссылкам. Систематизируйте информацию. Способ систематизации выберите сами.

Группа 3.

Составьте библиографический каталог информационных материалов (статей, сообщений) по теме «Глобальный этнический кризис», подтверждающих существование проблемы в мире. Составьте краткую аннотацию к каждой библиографической ссылке.

Группа 4.

Подтвердите, что этнические конфликты существуют на территории России. Информационные сообщения оформите в виде таблицы (форму и содержание определите сами).

Группа 5.

Составьте перечень способов урегулирования этнических конфликтов в мире. Оцените их достоинства и недостатки. Результаты работы оформите в удобной для работы форме.

Урок 2

Глобальный этнический кризис. Презентация результатов работы в группах.

Задачи:

1. Расширить знания по теме, используя результаты работы групп.

2. Развивать навыки работы с устной информацией: восприятие, выделение главного, фиксирование.

Представление результатов работы группы

Порядок сообщения:

1. Представьте классу задание.

2. Действия по выполнению задания.

3. Результаты выполнения задания.

Порядок представления групп:

1. Словарь понятий и терминов.

2. Библиографический список информации СМИ.

3. Каталог Интернет-ресурсов.

Более подробно рассматриваются результаты работы групп по выявлению территорий этнического напряжения в России. Каждый член группы делает подробное сообщение. Отвечает на уточняющие вопросы.

Особое внимание обращается на способы урегулирования этнических конфликтов, систематизация которых у учебнике отсутствует. Результаты работы группы обсуждаются.

Комментирование домашнего задания

Каждому ученику предлагается рассмотреть один из этнических конфликтов более подробно и занести информацию в таблицу.

Урок 3

Россия и глобальный этнический кризис

Задачи:

1. Расширение знаний по теме через работу с дополнительной информацией.

2. Развитие навыков анализа информации, ее сворачивания и представления аудитории.

3. Подведение учащихся к осознанию проблемы этнического кризиса как личностно значимой.

Вот один из самых мрачных прогнозов будущего:

если «белые» и «небелые» не научатся жить бок о бок,

унизятся до взаимных обвинений и сведения счетов,

не поймут ценности взаимопонимания, если расовые войны войдут в нашу жизнь, то XXI век станет ещё трагичнее, чем пережитый нами век минувший. Хотя, казалось бы, куда уж трагичнее.

Аполлон Давидсон, профессор МГУ

Представление классу результатов индивидуальной работы по опережающему заданию.

Сообщение «Исламизация современного мира».

Задача: по ходу сообщения сделать записи в тетради. Причины исламизации мира, центры, пути распространения, методы решения. Касается ли данная проблема России? Какие меры необходимо предпринять государству?

Организация работы в группах

Группы получают задания

Группа 1.

Задание этой группы не представляется классу,

Будет проверено учителем по окончании урока.

Группа 2.

Группа 3.

Ознакомьтесь с предложенной информацией. Приведите аргументы в пользу тех, кто считает проблему надуманной. Предложите меры по сохранению Калининградской области в составе Российской Федерации и воспитания калининградцев верными гражданами страны.

Группа 4.

Рассмотрите рисунок 42 на стр. 234 учебника. Определите, пользуясь условными знаками, остроту межнациональных отношений в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе Иркутской области. Как вы считаете, в какой мере предстоящий референдум по объединению двух субъектов – Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа – поможет решению проблемы межнациональных отношений. Обоснуйте свою точку зрения. Результаты работы оформите в удобной форме.

Группа 5.

16 апреля 2006 года состоится референдум по объединению двух субъектов – Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Изучите предложенную информацию. Предположите, какими будут итоги голосования. Возможно ли в дальнейшем, в случае положительных итогов голосования, обострение национальных проблем? Какие меры необходимо предпринять для сохранения стабильной ситуации. Результаты оформите в удобной форме.

Группы представляют результаты своей работы.

Обсуждение результатов работы групп.

Рефлексия

Напишите эссе из 5-7 предложений на тему «Может ли стать XXI век для мира и России веком национализма и сепаратизма? Что делать?». Изложите свою точку зрения, постарайтесь ее аргументировать.

Группа 4

Рассмотрите рисунок 42 на стр. 234 учебника.

Определите, пользуясь условными знаками, остроту межнациональных отношений в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе Иркутской области.

Как вы считаете, в какой мере предстоящий референдум по объединению двух субъектов – Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа – поможет решению проблемы межнациональных отношений.

Обоснуйте свою точку зрения. Результаты работы оформите в удобной форме.

Для справки:

Сведения о субъектах

Иркутская область

Национальный состав:

Русские – 88,5 %

Буряты – 3,1 %

Национальный состав:

Буряты – 39,6 %

Русские – 54,4 %

Группа 1.

Вам предлагается исходная ситуация (страна, группа стран и др.), где может произойти этнический конфликт. Спроектируйте факторы, которые могут стать причиной конфликта, предположите формы проявления и предложите методы урегулирования. Ответ оформите в виде схемы (их может быть несколько по одной ситуации). По возможности приведите реальные примеры конфликтных ситуаций, проходящих по предложенным вами схемам.

Ситуация 1. Развивающаяся страна, имеющая полиэтнический состав населения.

Ситуация 2. Развитая страна мира, в которой быстро растет число иностранцев.

Ситуация 3. Страна, образованная в результате распада более крупной державы. Имеет многонациональный состав населения, характерно двуязычье.

Группа 5

16 апреля 2006 года состоится референдум по объединению двух субъектов – Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.

Изучите предложенную информацию.

Возможно ли в дальнейшем, в случае положительных итогов голосования, обострение национальных проблем? Какие меры необходимо предпринять для сохранения стабильной ситуации.

Результаты оформите в удобной форме.

Сведения о субъектах

Иркутская область

Численность населения 2 миллиона 582 тыс. человек, включая Усть-Ордынский Бурятский автономный округ.

Национальный состав:

Русские – 88,5 %

Буряты – 3,1 %

Другие национальности – 8,4 %

Из числа всех бурятов на территории Усть-Ордынского бурятского округа проживает 66,6 %, остальные размещены по всей территории области.

Уровень безработицы в Иркутской области составляет 15,1 % (2002). Среднедушевой доход на одного человека составляет 1682 рубля (2002). Бедные составляют 29,9 %.

Усть-Ордынский Бурятский автономный округ

Численность населения 135 тысяч человек.

Национальный состав:

Буряты – 39,6 %

Русские – 54,4 %

Другие национальности – 6,0 %.

Уровень безработицы составляет в автономном округе – 14,9 %. Среднедушевой доход на одного человека составляет 473 рубля (2002). Бедные составляют 89,4 %.

Группа 2.

Существует мнение, что Калининградская область может стать территорией этнического конфликта.

Ознакомьтесь с предложенной информацией. Приведите аргументы в пользу тех, кто считает возможным конфликт в Калининградской области. Предположите, какой фактор может стать конфликтообразующим. Предложите меры по недопущению обострения ситуации.

Группа 3.

Существуют полярные точки зрения на возможность возникновения этнического конфликта в Калининградской области: одни высказываются «за», другие – «против».

Ознакомьтесь с предложенной информацией. Приведите аргументы в пользу тех, кто считает проблему надуманной. Предложите меры по сохранению Калининградской области в составе Российской Федерации и воспитания калининградцев верными гражданами страны.