Где жил листьев адрес. Влад Листьев: биография, личная жизнь, семья, карьера и фото

Владислав Николаевич Листьев
1-й генеральный директор ОРТ
25 января - 1 марта 1995 года
Предшественник: должность учреждена
Преемник: Сергей Благоволин
Деятельность: журналист, 1-й генеральный директор ОРТ, телеведущий
Рождение: 10 мая 1956 Москва
Смерть: 1 марта 1995
Москва
Похоронен: Ваганьковское кладбище
Отец: Николай Листьев
Мать: Зоя Листьева
Супруга: Альбина Назимова-Листьева
Дети: Валерия Листьева
Владислав Листьев (умер в 1988 г.)
Александр Листьев

Владислав Николаевич Листьев (10 мая 1956 года, Москва - 1 марта 1995 года, Москва) - советский и российский телеведущий и тележурналист, первый генеральный директор ОРТ, предприниматель.
Окончил школу-интернат спортивного профиля (кандидат в мастера спорта по лёгкой атлетике). Был чемпионом СССР по бегу на 1000 метров среди юниоров. Затем работал инструктором по физической культуре спортивного общества «Спартак». Проходил срочную службу под Москвой в Таманской гвардейской дивизии. После рабфака окончил международное отделение факультета журналистики МГУ.

С 1982 года работал редактором радиовещания на зарубежные страны Главной редакции пропаганды Гостелерадио СССР. В 1987 году перешёл на работу в Молодёжную редакцию Центрального телевидения одним из ведущих программы «Взгляд». Вдохновлённые успехом программы «Взгляд», Листьев и его коллеги основали телекомпанию ВИD (аббревиатура от «Взгляд И Другие»), которая делала телепрограммы для Первого канала Центрального телевидения.
Даже 10 лет спустя «Огонёк» позиционировал ведущих как «народных героев»:

Кто помнит, сколько их было, ведущих «Взгляда», появлявшихся в самой свободной студии «Останкино» по пятницам? Владислав Листьев , Любимов, Захаров, Политковский, Мукусев. Кто ещё - Ломакин, Додолев, Боровик… Они стали народными героями, олицетворявшими перемены внутри страны, так же, как символом перестройки за границей был Горбачёв. Потому что вместе с ними, смелея от пятницы к пятнице, мы учились говорить не кухонным шепотом, а вслух: в СССР всё-таки есть секс, у капитализма тоже бывает человеческое лицо, рок-н-ролл жив, Чернобыль не авария, а трагедия… Но когда мы вместе прошли почти весь демократический букварь и научились громко говорить, было уже почти всё равно, кто говорит с нами из студии «Взгляда». За что всем, кто когда-либо делал это, большое человеческое спасибо.

С 1991 года Владислав Листьев - генеральный продюсер телекомпании, а с 1993 года - её президент. В период своей работы в телекомпании «ВИD», Листьев был создателем и ведущим следующих телепроектов: «Поле чудес», «Тема» и «Час пик»; в этот же период стал конфликтовать со своими партнерами по компании. В книге «Влад Листьев. Пристрастный реквием» рассказано, что Листьев был «смещён» с должности президента компании своими коллегами (его место занял Александр Любимов).

В январе 1995 году Владислав Листьев перешёл из телекомпании «ВИD» на «ОРТ», стал генеральным директором новой телекомпании ОРТ. Александр Кондрашов в своей рецензии на книгу Евгения Додолева «Битлы перестройки» обращает внимание на утверждение, что «на пост генерального директора ОРТ Березовский выбрал Влада, так как из всех кандидатов у него у единственного был титульный пятый пункт». Листьев немедленно затевает серьёзные преобразования в хозяйственной политике компании. Совет директоров ОРТ по предложению заместителя генерального директора Б. Патаркацишвили принимает беспрецедентное решение - ввести с 1 апреля мораторий на показ рекламы на первом федеральном канале, Владислав Листьев утверждает этот приказ. Это решение было направлено в первую очередь против объединения рекламных агентств, контролировавших размещение 100 % рекламы на Первом канале.

Приглашался в жюри Высшей лиги КВН.

А. Политковский вспоминает о коллеге как профессионале:
С точки зрения самой профессии он был достаточно слаб. Он очень быстро освоил дело ведущего. Здесь возникает один большой теоретический спор по поводу того, что журналистика всё-таки - это творчество или ремесло… Там должно быть и ремесло, и творчество. Так что его вклад огромен именно как основателя эффективного телевидения, технологичного, а уже дальше шло творчество.

Убийство Листьева

Вечером 1 марта 1995 года, при возвращении со съёмок программы «Час пик», Владислав Листьев был убит в подъезде собственного дома на Новокузнецкой улице. Первая пуля попала в руку, вторая - в голову. Ценности и большая сумма наличных, имевшиеся у него, остались нетронутыми, что позволило следователям предположить, что убийство связано с деловой или политической деятельностью телеведущего.

1 МАРТА исполнилось 8 лет со дня убийства Влада ЛИСТЬЕВА. Его смерть стала еще одним звеном в цепи несчастий, которые преследовали семью Листьевых. А началось все с самоубийства его отца.

Самоубийство

— ПОНАЧАЛУ в семье у моего родного брата Коли Листьева и его жены Зои все складывалось хорошо, — рассказывает тетя и крестная Влада Листьева Надежда Ивановна . — Николай очень ждал рождения сына, хотя и боялся этого момента: врачи сказали, что роды могут убить его жену. И все действительно чуть не закончилось плачевно: малыша пришлось тащить щипцами. После этого у маленького Владюши несколько лет оставались следы на висках.

Отец в сыне души не чаял. Даже когда с женой начались разлады и Коля нашел себе женщину на стороне, он все равно не ушел из семьи, говорил: «Для меня нет ничего важнее сына, поэтому я останусь рядом с ним». Но быть рядом с сыном не получилось. У Николая на работе начальство обнаружило недостачу, он решил, что обвинят его, и поступил очень глупо — покончил с собой. Во время ужина он сказал жене: «Знаешь, я выпил дихлорэтан». Видимо, тогда он сам не понимал, что сделал. Зоя тут же вызвала «скорую», Колю отвезли в Склифосовского, но помочь ему было невозможно: врачи установили, что доза, которую выпил Николай Листьев, запросто могла бы убить десятерых человек.

Влад в то время был уже довольно взрослым (учился в десятом классе), поэтому смерть отца переживал очень тяжело. А когда мать привела в дом отчима-пьяницу, Владюша, чтобы не страдать и не видеть, как новый «папа» ее спаивает, женился и ушел жить в новую семью.

Первая любовь — первая печаль

СО СВОЕЙ первой женой Еленой Есиной Влад познакомился на спортивных сборах: он тогда профессионально занимался легкой атлетикой и после распределения попал с ней в одну группу. Лену он любил безумно. И если бы не ее характер и скандалы, которые она устраивала каждый день, Влад бы никогда с ней не развелся. И не было бы ни второй жены Татьяны, ни третьей — Альбины. Возможно, не было бы и его смерти, но…

Срывы у Лены начались после смерти их первого ребенка: он родился очень слабеньким и умер еще в роддоме (потом врачи сказали, что после этого у Лены началась шизофрения). Влад пытался переключиться на спорт, но результаты, которыми восхищались все тренеры, падали с каждым соревнованием. Лена очень любила собирать дома шумные компании, Владу тоже приходилось сидеть с гостями до поздней ночи. Он перестал высыпаться. В итоге во время Олимпиады в 1980-м он не попал в олимпийскую сборную. Тогда он ушел с головой в учебу. Отказавшись от поездки за границу, пошел на практику в Гостелерадио. Преподаватели были удивлены таким поступком — не каждому студенту предлагают бесплатную стажировку на Кубе, а Влад уже тогда понимал, что для него выгоднее и перспективнее. В работе он мог просчитать все ходы, но в семейной жизни у него так ничего и не получалось.

Однажды мне позвонила Зоя и в слезах стала рассказывать: «Ночью мне показалось, что в доме кроме меня есть еще кто-то. Я открыла глаза, а передо мной сидит Влад в тапочках, тренировочных брюках и плаще». Оказалось, что Владюша посреди ночи в чем был, в том и ушел от Лены. Она была беременна вторым ребенком, но его даже это не остановило. Что произошло, знали только они. Влад старался не вспоминать о своей жене, но она сама напоминала о своем существовании. Писала жалобы в комсомольскую организацию, в университет, в Гостелерадио, требовала, чтобы помогли вернуть отца тогда уже родившейся дочке Валерии. Но Владюша не вернулся, девочку не признал и никогда больше не видел: сомневался, что это его ребенок. Хотя, когда я посмотрела на фотографию Леры, то сразу заметила в ней сходство с отцом.

Неудавшаяся смерть

В УНИВЕРСИТЕТЕ он встретил свою вторую жену — Татьяну, она училась на филологическом факультете. В новой семье снова начались скандалы. Там парадом командовала Танина мама. Она постоянно предъявляла претензии по поводу маленькой зарплаты Влада, а когда тот стал зарабатывать больше, ей стало не нравиться, что он слишком много времени проводит на работе.

В 1982 г. у Тани и Влада родился сын Владик. У малыша была диспепсия, ему назначили операцию, во время которой врачи сделали что-то не так, и ребенка парализовало. Влад бегал по всем больницам с этим месячным полуживым крохой, который постоянно плакал от боли. Но помочь никто не смог. Смерть маленького Владика потрясла всю семью. Малыш ушел из жизни тяжело, ему тогда было всего четыре годика. Во время болезни гриппом он ослеп и оглох. А однажды ночью поперхнулся во сне, не смог откашляться и задохнулся. Похоронили Владика рядом с дедушкой, Николаем Листьевым.

На пути в вечность

ЗА ПЬЯНСТВО Влада чуть было не выгнали с работы, но его защитили Сергей Лапин и Эдуард Сагалаев. Они знали о семейной трагедии Влада и не позволили его уволить. От выпивки же его спасла новая любовь — Альбина Назимова. Их познакомили коллеги-телевизионщики. Альбина, узнав про то, что вместе с Владиславом она получила еще и головную боль из-за его постоянных загулов, не оттолкнула, а буквально за шкирку вытащила Влада из многолетнего запоя. Когда он не приходил после работы, она узнавала через друзей, где он и с кем, ехала туда и силой увозила домой. Если бывшие жены требовали, чтобы он меньше работал, она, наоборот, заставляла его сидеть на работе с утра до ночи. Поэтому половина того, что сделал Влад на телевидении за эти годы, его популярность и безумные рейтинги, — заслуга Альбины. И хотя после убийства стали ходить разные слухи о том, что Влад собирался бросить Альбину, я в это не верю, именно рядом с ней он обрел душевный покой. Конечно, если бы у них был еще и общий ребенок, тогда это была бы идеальная для Влада семья, но Альбина не могла иметь детей.

Когда начались угрозы в связи с его назначением гендиректором ОРТ, она тоже пыталась его спасти, вытащить из паутины, защитить. Мы все говорили ему: «Зачем тебе это надо, ведь ты не юный максималист, чтобы так рьяно бороться за правду». Но он не изменил своих позиций, хотя и чувствовал, что его блокируют со всех сторон. Телохранителей он нанимать не хотел, потому что все-таки верил, что его никто не тронет. Но в тот день, 1 марта 1995 года, собираясь уходить из «Останкино», он сказал кому-то из друзей: «Знаешь, я очень боюсь идти домой». Альбина на похоронах тоже сказала: «Он знал, куда едет».

…Мать Владислава Зоя Листьева погибла через полтора года так же нелепо, как и ее сын. Ее сбил несущийся на предельной скорости автомобиль, когда она переходила дорогу.

Валентина ОБЕРЕМКО

«Влад Листьев: убитый символ»

В день рождения журналиста и телеведущего Владислава Листьева, убитого 1 марта 1995 года, Первый канал показал о нем документальный фильм

Мы не успели оглянуться, как все, связанное с деятельностью Листьева, превратилось в часть безвозвратно ушедшей эпохи. Листьев стал символом первого поколения постсоветских журналистов, а вместе с тем символом свободы слова и самовыражения в прежде закрытом обществе.

Волею судеб Листьев открыл эпоху громких заказных убийств, в большинстве случаев принципиально нераскрываемых. Тем самым Листьев закрыл эпоху наивной эйфории, в состоянии которой до общественного сознания долго не доходит, что свобода штука амбивалентная и что за свободу всегда надо чем-то расплачиваться...

Как молоды мы были

А начиналось все совсем не трагически.

Ветер общественных перемен быстрее всего превратился в мощный, революционный в каком-то смысле вихрь телеэфира. Новые интонации, новые формы, новые темы, новые лица. Все откровенно несоветское и даже антисоветское по духу, по эстетике, по личностному наполнению. Владислав Листьев оказался одним из первых профи новейшей формации.

Будучи выпускником факультета журналистики МГУ, он смотрелся как выпускник какого-нибудь Кембриджа или Оксфорда. Казалось, он буквально влетел в отечественный телеэкран откуда-то с Запада по телемосту. В Листьеве не было советской «квадратности» и тяжеловесности, которые зачастую отличали у нас облеченных властью или идеологической ответственностью публичных персон, будь то партийный деятель или телеведущий.

Листьев казался физически легче и динамичнее не в силу какого-то особого телосложения, но в силу отсутствия внутренних оглядок на партийный официоз, на линию партии.

Сокращение длинного имени до краткого Влад было ответом на эстетический «заказ» времени, жившего отторжением всего слишком по-советски косноязычного, медленного и монументального. Владу было проще поспевать за общественными переменами и потрясениями.

Городу и миру

Он не чувствовал себя обязанным государственному аппарату.

Если в Листьеве читались какие-то внутренние обязательства, то, скорее перед эпохой, перед остальным свободным миром и перед профессией. Листьев говорил от себя, с сознанием собственного права представлять общественное мнение.

Листьев мог быть серьезным и ироничным, мог балансировать на грани разных жанров подачи любого материала. В нем само собой жило авторское начало, пафос яркой оригинальной интерпретации, азарт провокационности. Он словно испытывал степень открывающейся свободы слова и мышления - и уровень готовности аудитории принять эту свободу и ею воспользоваться.

С именем Листьева связаны самые популярные тогда программы: «Тема», «Взгляд», «Поле чудес». В перестроечные времена, когда развлекательность западного образца еще не сделалась валовым продуктом, сами развлекательные передачи нового типа воспринимались как нечто священное и не менее серьезное, чем острая публицистика или трансляции политических заседаний.

Несмотря ни на какую лицензионность и работу по зарубежным лекалам, эти программы казались «нашими», выстраданными, обладающими политической актуальностью, запалом сопротивления советскому укладу.

Листьев был одним из первых, кто приучал страну к тому, что говорить - и говорить публично - можно абсолютно обо всем. Главная проблема - как это делать, что вкладывать в избранные темы для обсуждения.

Так, один из шокирующих выпусков «Темы» был посвящен проблемам изменения пола. Сейчас такой разговор в эфире был бы обычным трепом о полускандальных, полуинтимных, полунаучных явлениях - ничего серьезного. А тогда, у Листьева, в «подкорке» программы слышался манифест тотальной свободы индивида строить свою судьбу, в том числе управлять своим телом так, как это необходимо его психофизике, а не подгнившим морально-идеологическим устоям.

Смерть на миру

Сейчас про конец 1980-х и начало 1990-х думается с ностальгической печалью и почти удивлением.

Очень хорошо помню день, когда вдруг стало известно о том, что Листьева застрелили в подъезде собственного дома. Я в то время работала в журнале «Театр», который влачил жалкое существование. В редакции, тем не менее, намечалось небольшое торжество, уже не важно, по какому поводу. Пока собирались, говорили только об убийстве. Потом уселись за длинным накрытым столом (сопротивление пустоте прилавков) и почтили вставанием память Листьева.

Казалось, что произошло нечто, впрямую, как факт личной биографии, касающееся всех, направленное и на нас в том числе. Единство политических установок, общий пафос неприятия уходящего и возбужденность политическими перипетиями - вот что было самым важным.

Мысленно мы объединялись со звездами журналистики в бурном эмоциональном переживании исторического слома. И никому не приходило в голову обратить внимание на то, что Листьев сделал стремительную и блистательную карьеру не только как творческая личность, но и как деловой человек, почти телемагнат, - став первым генеральным директором ОРТ и президентом телекомпании «ВиД».

Никому не могло взбрести в голову признать, что жизнь Листьева была далека от нашей по очень многим параметрам. И что он один из первопроходцев по необъятной и по-своему опасной стране - не только Свободы в высшем смысле слова, но многих свобод и грандиозных возможностей вкушать эти свободы.

В то время как подавляющее большинство его поклонников, обычных граждан, несут на своих плечах тяготы экономического кризиса, если не сказать катастрофы. То было время, когда все ощущали неимоверные трудности выживания, но еще не заметили всерьез жестокого расслоения не только общества в целом, но и самого слоя интеллигенции.

Тогда заказные убийства воспринимались более нервно. Убитым больше сострадали, быть может, понимая, что не каждому такая смерть грозит. Теперь, когда наступила эпоха терроризма, информацию об очередном заказном убийстве «отживаешь» быстрее. Потому что понятно, как много шансов у любого обыкновенного человека - не бизнесмена, не звезды, не политика - стать безымянной и бесславной жертвой чьей-то политической игры, произвола.

Судьба человека как такового беспокоит все больше. Рядовые граждане из заинтересованных телезрителей и «неозарплаченных» работников (какими они были в перестройку) превращаются в потенциальных пешек политического насилия, которым слишком часто напоминают об их новой роли.

Тогда еще мы не отдавали себе отчет, что вся сфера массмедиа превращается не только в самостоятельную четвертую власть, но в грандиозное пространство коммерции. Сейчас то телевидение вспоминается как великое явление нашей антисоциалистической революции и неподцензурного творчества.

Ему на смену пришло коммерческое вещание, конечная цель которого всегда - получение прибыли. Звезды журналистики были разновидностью политиков и философов в одном лице. Теперь они прежде всего акулы шоу-бизнеса.

Владислав Листьев не дожил до всего этого, и потому его имя окружено романтическим ореолом. Молодой, талантливый, столько успевший - и столько не успевший.

Тем более что убили его в 38 лет - он совсем чуть-чуть не уложился в классически роковые 37.

Деловая газета «Взгляд»

«Погиб ни за что»

Владислав Листьев возглавил "первую кнопку" в непростое для телеканала время. У него было громадье планов. Если бы журналисту удалось осуществить задуманное, то, возможно, в России было бы совсем другое телевидение. 10 мая Владу Листьеву могло бы исполниться 50 лет. В юбилей первого генерального директора "Общественного российского телевидения" Lenta.Ru сравнила его концепцию с тем, что получилось в итоге.

Телеканал для народа

Необходимость серьезных реформ в Российской государственной телерадиокомпании "Останкино" стала очевидной к концу 1993 года. Хроническая нехватка госсредств (в 1994 году из требуемых 1,3 триллиона рублей телекомпания получила только 320 миллиардов) мешала каналу развиваться. Проблему попытались решить, предоставив редакциям право самостоятельно зарабатывать деньги. Однако облегчения это не принесло - работать с рекламодателями журналисты не умели. В итоге, на телевидении широкое распространение получили заказные материалы (или "джинса"). За них коммерческие структуры и партии платили куда охотнее: один такой сюжет обходился заказчику в 5-20 тысяч долларов. Предприниматель Борис Березовский утверждал, что в "Останкино" даже существовал некий общий фонд, в которой стекались средства от "джинсы" из разных редакций. Из этого фонда якобы оплачивались нужды сотрудников телекомпании: лечение, отдых и прочее.

Довольно скоро низкое качество программ стало предметом постоянной головной боли для руководства канала. Хотя рейтинги "Останкино" в прайм-тайм и оставались стабильно высокими, после итоговой программы новостей зрительскую аудиторию первый канал удерживать перестал. Официозу, растолковывающему правительственную точку зрения, вроде программ "Из первых рук", "За кремлевской стеной", Nota Bene, россияне предпочитали развлекательные передачи и художественные фильмы по другим каналам. Проблему программного продукта канал решил просто: передачи и фильмы закупались по бартеру - в обмен на рекламное время.

Существуют противоречивые данные о том, кто первым предложил акционировать "Останкино". По одним данным, это сделала Ирена Лесневская - основательница продюсерского центра REN TV, на базе которого позднее был создан одноименный телеканал; по другим - гендиректор телекомпании "ВИД" Александр Любимов. По словам Лесневской, сначала она предложила возглавлявшему тогда "Альфа-банк" Петру Авену профинансировать создание нового коммерческого канала на базе ВГТРК. Однако Авена эта идея якобы не увлекла, и он поделился ею с Борисом Березовским, возглавлявшим тогда "ЛогоВАЗ" и Автомобильный всероссийский альянс.

Проект Александра Любимова предлагал создание на "первом канале" народного телевидения. Как объяснял тогда "Коммерсант", народное телевидение представлялось Любимову акционерным обществом открытого типа, куда должны были войти прежде всего заинтересованные министерства и ведомства. Чиновникам следовало подобрать под проект коммерческие структуры. В качестве кандидатов предлагались банки "Империал", "Столичный", "Кредобанк", а также "ЛогоВАЗ", "ЛУКОЙЛ", "Газпром", "ЮКОС" и ряд других крупных банков и компаний. Отдельный пакет предлагалось выделить инвесторам из стран СНГ. На заключительном этапе план Любимова предусматривал проведение эмиссии акций для народа.

Именно эта концепция, утверждал "Коммерсант", была взята за основу Борисом Березовским в начале 1994 года. По словам предпринимателя, учредителями должны были стать солидные компании, заинтересованные в создании нового телевидения и стабильных условий для развития бизнеса в России. Много лет спустя, правда, предприниматель фактически опроверг эту информацию. В номере журнала "Власть" за 4 апреля 2005 года Березовский заявил, что ОРТ изначально создавался как "мощнейший инструмент политической борьбы", "независимый от государства телевизионный канал". Этот инструмент, по словам Березовского, был необходим для борьбы с коммунистами, которые после проигрыша на выборах в Думу в 1993 году должны были попытаться взять реванш.

Энергичному предпринимателю удалось добиться своего - в ноябре Борис Ельцин подписал Указ о создании "Общественного российского телевидения". В числе его акционеров были "ЛогоВАЗ" и "Объединенный банк", принадлежащие Борису Березовскому, банк "МЕНАТЕП" Михаила Ходорковского, банк "Национальный кредит" Олега Бойко, банк "Столичный" Александра Смоленского, "Альфа-банк" Михаила Фридмана и Петра Авена, компания "Микродин" Александра Ефанова. Интересы государства в ОРТ должны были представлять Шамиль Тарпищев от Госкомспорта и Национального фонда спорта, Анатолий Чубайс от Госкомимущества, Виталий Игнатенко, возглавлявший тогда ИТАР-ТАСС, и Александр Яковлев, возглавлявший тогда "Останкино". При этом 51 процент акций созданного АО оказались под контролем государства, 49 процентов - частного капитала.

"Отбросить пристрастия"

Владислав Листьев был назначен генеральным директором ОРТ в январе 1995 года. Как писали тогда "Известия", вместе с ним в администрацию ОРТ пришла команда молодых тележурналистов, прошедших сквозь суровую школу идеологизированного государственного телевидения. "Они привыкли действовать и мыслить самостоятельно и умело противостоять любому давлению сверху", - утверждала газета. В интервью "Известиям" в январе 1995 года Листьев объяснил, во что должно было превратиться "Останкино". По словам менеджера, в результате реформ должна была появиться "общественная телекомпания", независимая от власти. При этом Листьев собирался "отбросить пристрастия, руководствоваться только качеством, только журналистским и художественным уровнем программ", а также их рейтингами.

В конце марта 1995 года в прессе была обнародована сетка вещания, над которой работал Листьев. В ней большое внимание уделено документальным программам и социальному вещанию. Предусматривались программы для детей дошкольного возраста, школьников и даже социально незащищенных слоев, передачи об СНГ. Концепция Листьева предусматривала создание телевидения общественного не только по названию, но и по сути. "Через пару месяцев это будет другое телевидение", - обещал в январе 1995 года Листьев.

Задуманные Листьевым реформы предусматривали не только перетряску программного продукта. Одним из первых шагов Листьева на новом посту стал мораторий на рекламу на ОРТ. Это была временная мера. По словам Игоря Шабдурасулова, с самого начала участвовавшего в проекте, мораторий преследовал две цели: расчистить эфир от "левой" рекламы и привлечь внимание к новому каналу как зрителей, так и новых "цивилизованных" рекламодателей.

Когда создавалось ОРТ, размещением рекламы на первом канале занимался консорциум рекламных агентств "Реклама холдинг". В него входили Premier SV, "Максима", "Остер", "ЛогоВАЗ-пресс", "ИнтерВИД", Video International и само "Останкино". При этом ведущую роль в холдинге играло Premier SV Сергея Лисовского. Понимая необходимость сотрудничества с ОРТ, Сергей Лисовский с декабря начал вести переговоры с Борисом Березовским. Сторонам так и не удалось договориться. Лисовский был готов заплатить за рекламное время 120 миллионов долларов, однако Березовский требовал на 50 миллионов долларов больше.

Листьев также готовил серьезную перетряску в рядах кадровых останкинцев. Он собирался уволить около 50 процентов сотрудников. За счет них остальные должны были получить существенную прибавку к зарплате. Эта мера, по мысли менеджера, должна была искоренить существующую на канале практику взяток.

Инструмент влияния

Первого марта 1995 года, на 34-й день директорства, Влада Листьева убили. Российским правоохранительным органам так и не удалось расследовать убийство журналиста. Ежегодно в начале марта Генпрокуратура дает понять, что "расследование этого преступления не прекращалось ни на минуту", однако его организаторы, исполнители и мотивы до сих пор не названы. В прошлом году Генпрокуратура сообщила, что следствие считает наиболее перспективной версию о том, что убийство Листьева связано с его деятельностью в должности генерального директора телекомпании.

Не оправдали надежд россиян и новые руководители телеканала - после смерти журналиста ОРТ стало развиваться совершенно в другом направлении. Сначала "первая кнопка" попрощалась с идеей стать народной компанией по перечню акционеров. Еще до начала вещания вышла из проекта "Ассоциация независимых телепроизводителей", в которую входили "ВИД", REN TV и ATV. Позднее за ассоциацией последовали и другие акционеры. Во второй половине 1990-х годов Борису Березовскому удалось взять под контроль 49 процентов акций ОРТ. Любопытно, что в это время за рекламу, по информации "Власти", отвечал Сергей Лисовский, с которым Березовскому никак не удавалось договориться до смерти Листьева.

Уже в середине 1990-х телеканал фактически порвал с журналистикой, превратившись в инструмент влияния. Во время предвыборных кампаний середины 1990-х ОРТ участвовало в пиар-кампании против коммунистов, позднее помогало Березовскому бороться за "Связьинвест". Летом 1999 года ОРТ начинает новую информационную войну - с правительством Примакова и политическим движением "Отечество - Вся Россия". Следующим объектом для атаки становится Владимир Гусинский. После инаугурации Владимира Путина начинается кампания против Кремля. В 2001 году Борис Березовский продал свои акции Роману Абрамовичу (официально эта информация не подтверждалась). После этого "первая кнопка" занимается исключительно госпропагандой.

В одном из своих интервью Листьев сказал: «Если меня убьют, меня будут помнить не больше полугода». Он ошибся: помнят и сейчас

1 марта 1995 года два выстрела, прозвучавшие в подъезде дома на Новокузнецкой, стали роковыми не только для журналиста, чью жизнь унесли в тот первый весенний вечер, но и для целого поколения, навсегда оставшегося без главного идейного вдохновителя отечественного телевидения.

Детство и юность

Жизнь будущего телеведущего и журналиста с самого начала складывалась непросто: самоубийство отца, алкоголизм матери. Этот трагический след потом ещё не раз даст о себе знать уже во взрослой жизни Листьева: в трудные моменты он сам предпринимал попытки суицида и был неравнодушен к спиртному.

Юный Владислав учился в московском спортивном интернате, где демонстрировал серьёзные успехи в лёгкой атлетике. Впоследствии он завоюет титул чемпиона Советского Союза по бегу среди юниоров, станет инструктором по физкультуре. Но после службы в армии подающий надежды спортсмен решает поступать на факультет журналистики.

Университет

Поступив в МГУ, он не оставляет спорта, готовится к олимпиаде, но постоянный стресс из-за проблем в семье становится серьёзной преградой на пути к большой спортивной карьере. Тогда Листьев с головой уходит в учёбу. Его таланты в журналистике не остаются незамеченными, и выпускнику даже предлагают стажировку за границей. Однако Владислав отказывается от этого, решив поступить на службу в Гостелерадио.

Телевидение

Листьеву было всего 25 лет, когда он стал редактором отдела пропаганды, который занимался радиовещанием на территории зарубежных стран. Его карьера стремительно набирает обороты, и молодой и амбициозный журналист приходит на Центральное телевидение. В 1987 году он начинает вести молодёжную программу «Взгляд», в популярности с которой в то время не могла сравниться ни одна передача на советском телевидении

Влад Листьев и Олег Янковский. Фото: Галина Кмит

Ошеломительный успех «Взгляда» дал старт невероятной карьере Листьева, сделав из рядового журналиста настоящего народного любимца. В 1990 году толпа митингующих вышла на улицы протестовать против закрытия программы, а Владислав с коллегами уже основывали компанию ВИD.

Работоспособность Листьева всегда поражала окружающих, но секрет этой неисчерпаемой энергии был прост и заключался в глубокой преданности своему делу: «Мне кажется, неправы те люди, которые говорят, что для них важна только работа, а на всё остальное работы души не хватает. Это люди просто не умеют работать или настолько очерствели душой, что не умеют радоваться жизни».

В 1991 году он становится генеральным директором телекомпании и запускает в эфир свою новую передачу – «Поле чудес». Концепция развлекательного шоу, включающая в себя элементы интеллектуальной викторины и азартной игры одновременно, целиком и полностью была детищем Листьева, ставшего и первым ведущим телепроекта. Ничего подобного на отечественном телевидении до этого не было, поэтому ток-шоу вызвало настоящий фурор.

Но Листьев не останавливается на достигнутом и продолжает работать не покладая рук. Именно он является создателем «Темы», «Часа Пик», «Звёздного часа», «Серебряного шара» и «Угадай мелодию». Некоторые его программы по сей день можно увидеть в эфирной сетке.

«Если Бог дал что-то в голову, талант какой-то, то он проявится только в работе», – говорил Листьев.

В 1993 году Листьев становится президентом компании, но уже через полтора года, после череды непрекращающихся разногласий с коллегами, экс-соратники смещают его с этого поста.

Телеведущий Центрального телевидения Владислав Листьев во время телеигры капитал-шоу «Поле чудес». 1991 год. Фото: Виталий Савельев

Уступив президентское кресло Александру Любимову, Листьев покидает ВИD и переходит на ОРТ, где занимает пост гендиректора.

Листьев возлагал большие надежды на новое телевидение. «Самое главное в каждой программе, как мне кажется, это всё-таки человек», – говорил он.

Для Листьева во главе угла всегда оставались интересы зрителей, и за них он боролся до конца.

Стремительная коммерциализация телевидения породила на свет такое явление, как реклама. Поскольку Листьев не относился к своему делу как к бизнесу, он выступал категорически против групп людей, заинтересованных исключительно в доходах от рекламы. Но, к сожалению, их влияние становилось всё внушительнее, и желание Листьева запретить рекламу на телеканале встретило серьёзное сопротивление.

Плакат с изображением Владислава Листьева вывешен на здании телецентра «Останкино» в связи с годовщиной его гибели. Фото: Антон Белицкий

Убийство

Владислав Листьев принимает решение о введении моратория на демонстрацию рекламы в эфире телеканала. После этого смелого шага угрозы, поступавшие в адрес ведущего и ранее, стали более открытыми и частыми.

Итог этой рискованной борьбы оказался смертельным для Листьева. 1 марта 1995 года двое неизвестных застрелили журналиста, возвращавшегося домой после съёмочного дня, в его же подъезде. Два выстрела: один в предплечье, второй в голову. Характер нападения не вызывал никаких сомнений в том, что убийство связано с профессиональной деятельностью Листьева: преступники не взяли ни денег, ни ценностей, которые находились у журналиста при себе.

Нельзя сказать точно, каким именно сейчас было бы телевидение, будь жив Листьев, но невозможно отрицать того, что оно наверняка стало бы другим, более искренним, человечным, умным, развивающим и ценящим своего зрителя больше, чем деньги.

Убийство Владислава Листьева до сих пор остаётся нераскрытым.

Участник пикета у телецентра «Останкино» держит плакат с изображением журналиста Владислава Листьева. Фото: Илья Питалев

Для большинства он навсегда остался лицом «Поля чудес» – того самого «поля», которое ещё не избалованная подобными шоу страна смотрела пятничными вечерами не отрываясь. Простые и каверзные вопросы, загадка последней оставшейся буквы, торг вокруг Суперигры – это было абсолютно ново и неожиданно интересно.

Но снобы морщились. И не только потому, что «Поле чудес» в их глазах было жалкой пародией на «Что? Где? Когда?». Многие не могли простить Листьеву, что из героя легендарного «Взгляда» он превратился в шоумена. Они не знали или не думали о том, что между пятничными эфирами Листьев работал как проклятый, создавая практически с нуля российское телевидение – в качестве генерального продюсера, а затем и президента легендарной телекомпании «ВИD». Проекты Листьева были столь успешны, что его пригласили на роль генерального директора главного государственного телеканала – ОРТ. Вот только работал он там совсем, совсем недолго. Успел лишь ввести временный мораторий на все виды рекламы на своем канале. И был убит.

Разбитый кувшин

Вечером 1 марта 1995 года, в подъезде собственного дома на Новокузнецкой улице. Первая пуля попала в руку, вторая – в голову. Ценности и большая сумма наличных, имевшиеся у него, остались нетронутыми, что позволило следователям по этому делу предположить, что убийство связано с бизнесом или политической деятельностью телеведущего. Несмотря на многочисленные заявления правоохранительных органов о том, что дело близко к раскрытию, ни убийцы, ни заказчики до сих пор не найдены. Несколько человек признавались в его убийстве, но потом отказывались от своих показаний.

Великий филолог Михаил Гаспаров приводит в «Записях и выписках» неожиданный взгляд на общее настроение в первые дни марта 1995 года:

Я сказал: «Как мы далеки от народа: вот оказалось, что главный народный герой - всеоплакиваемый Листьев, а я о нем и не слышал». А. объяснила: «А плакали не о нем. Это как в сказке, где искали родню казненного: выставили голову на площади и смотрели, кто из прохожих заплачет. Вышла мать, нарочно разбила кувшин и заплакала, будто бы о кувшине. Вот и Листьев был как тот кувшин».

У страны и впрямь появился хороший повод плакать о своём будущем. Ведь, несмотря на бурное развитие интернета, телевидение и через 15 лет после гибели Владислава остаётся для многих главным источником информации о мире. Мы не знаем, как развивалось бы телевидение при Листьеве, но вся его биография, его заслуги, его идеи, талант, бесстрашие кричат: «листьевское» ТВ не могло не стать гораздо лучше, чем сегодняшнее. Гораздо. Он умел поддерживать баланс. Одной рукой запуская «Поле чудес» и «Угадай мелодию», другой он создавал такие программы, как «Тема» и «Час пик». Листьев не мог, не хотел допустить превращения телевизора в «зомбоящик». И был убит.

Под несчастливой звездой

Высокий спортивный красавец прожил тяжёлую, страшную жизнь. Его отец покончил с собой, мать много пила. Влад обожал детей, но словно рок преследовал его: первенца не выходили в роддоме, дочь он не сразу признал и даже потребовал теста на ДНК, второй сын стал безнадёжным инвалидом через три месяца после рождения и прожил всего шесть лет… Влад вёл эфир – а дома его ждал любимый слепоглухонемой ребёнок без шансов дожить хотя бы до совершеннолетия… Как итог всего этого – многолетний запой, попытка самоубийства… Три брака, тяжёлые разводы. И каким же профессионализмом надо было обладать, чтобы при всём этом блестяще работать, делать карьеру, быть звездой экрана и бизнеса одновременно! Листьев родился под несчастливой звездой, но сумел выдержать все удары, которые насылала на него судьба. И был убит.

Срок давности прошёл. За 15 лет ни один игрок «Поля чудес» не смог открыть буквы в ответе на вопрос «Кто убил Влада Листьева?». Рулетка остановлена, можно расходиться.

Владислав Николаевич Листьев. Краткая биография

Окончил школу-интернат спортивного профиля (кандидат в мастера спорта по лёгкой атлетике)

Был чемпионом СССР по бегу на 1000 метров среди юниоров

Работал инструктором в спортобществе «Спартак»

Служил в Таманской гвардейской дивизии

В 1977 году женился на Елене Есиной. Вскоре у молодых родился сын, который прожил всего несколько часов. Позже, уже после разрыва, родилась дочь Валерия.

Окончил международное отделение журфака МГУ.

В 1981 году женился на Татьяне Лялиной. Через год родился сын Вадим, в младенчестве тяжело заболевший и ставший инвалидом. Мальчик прожил шесть лет.

С 1982 года работал в Главной редакции пропаганды Гостелерадио СССР на радиовещании.

В 1984 году родился сын Александр.

В 1987 году перешёл в Молодёжную редакцию ЦТ, стал одним из ведущих программы «Взгляд». Тогда же начались проблемы с алкоголем.

В 1990 году женился на Альбине Назимовой.

С 1991 года – генеральный продюсер телекомпании «ВИD»

С 1993 года – президент телекомпании «ВИD»

С 1995 года – генеральный директор ОРТ

    Листьев Владислав Николаевич - Он с детства увлекался спортом, занимался легкой атлетикой (кандидат в мастера спорта по легкой атлетике). Был чемпионом СССР по бегу на 1 000 м среди юниоров. Окончил школу интернат спортивного профиля. К тому времени у Влада умер отец, и они… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Род. 1957, ум. (убит) 1995. Тележурналист. В разные годы был ведущим популярных телепередач: "Взгляд" (1987 1990), "Поле чудес" (1990 1991), "Тема" (1991 1993), "Час пик" (1994 95). Листьев, Владислав… … Большая биографическая энциклопедия

    - (1957 95), российский тележурналист. Ведущий популярных телепрограмм «Взгляд» (1987 90), «Поле чудес» (1990 91), «Тема» (1991 93), «Час пик» (1994 95). Убит в подъезде собственного дома. Его убийство вызвало широкий общественный резонанс … Энциклопедический словарь

    - (1957 95) российский тележурналист. Ведущий популярных телепрограмм Взгляд (1987 90), Поле чудес (1990 91), Тема (1991 93), Час пик (1994 95). Убит в подъезде собственного дома. Его убийство вызвало широкий общественный резонанс … Большой Энциклопедический словарь

    Владислав Николаевич Листьев - родился 10 мая 1956 г. в Москве. Он с детства увлекался спортом, занимался легкой атлетикой (кандидат в мастера спорта по легкой атлетике). Был чемпионом СССР по бегу на 1 000 м среди юниоров. Окончил школу интернат спортивного профиля. К тому… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Владислав Николаевич Листьев Дата рождения: 10 мая 1956 года Место рождения … Википедия