Где находится международный суд. Международный суд ООН: история и функции

  • 19.Понятие и юридическая природа международного договора.
  • 20. Порядок заключения международного договора. Принципы договорного процесса.
  • 22.Действие международных договоров, действительность и толкование международных договоров.
  • 23. Международные договоры в правовой системе Российской Федерации
  • 31. Международные неправительственные организации
  • Ассоциация международного права
  • Международная ассоциация по уголовному праву
  • Международный Комитет Красного Креста
  • 32. Международный суд оон: состав, порядок деятельности и полномочия.
  • 33. Понятие и основания международно-правовой ответственности
  • 34. Понятие и виды международных правонарушений.
  • 35. Виды и формы международно-правовой ответственности
  • 36. Обстоятельства, исключающие международно-правовую ответственность
  • 37. Ответственность международных организаций.
  • 38. Международная уголовная ответственность физических лиц.
  • 40. Органы внешних сношений государства: понятие и виды.
  • 41. Дипломатические представительства: состав, функции, порядок назначения дипломатов.
  • 42. Консульские представительства: состав, функции, порядок назначения консулов
  • 43. Иммунитеты и привилегии дипломатических и консульских учреждений
  • 44. Международно-правовые средства обеспечения мира
  • 45. Обеспечение всеобщей и региональной безопасности
  • 46. Разоружение и ограничение вооружений.
  • 47. Коллективная безопасность и международное право
  • Договоры оон по правам человека
  • 49. Международные стандарты прав и основных свобод человека.
  • 50. Международно-правовые вопросы гражданства.
  • 51. Международно-правовые вопросы двойного гражданства и безгражданства
  • 52. Правовое положение иностранцев и международное право. Режимы пребывания в стране иностранных граждан.
  • 55. Международные экономические организации.
  • 56. Классификация и правовой режим морских пространств.
  • 57. Международные реки, каналы, проливы.
  • 58. Международно-правовой режим Антарктики. Правовой режим Арктики
  • 60. Правовой режим международных полётов. Международные авиационные организации.
  • 63)Международное сотрудничество государств в сфере космоса в международных организациях.
  • 66)Понятие «международный спор» обычно используется для обозначения разногласий между государствами, в том числе тех, что могут поставить под угрозу международный мир и безопасность.
  • 67)Международно-правовые средства разрешения международных споров
  • 68. Непосредственные переговоры и консультации.
  • 69) Разрешение споров в международных организациях.
  • 70. Международная примирительная процедура.
  • 71.Международные третейские суды (арбитраж)
  • 74. Механизм обеспечения прав и свобод человека в рамках системы Организации Объединенных Наций
  • 75. Условия подачи жалобы в еропейский суд по правам человека
  • 80. Международная уголовная ответственность физических лиц за преступления против мира и человечности
  • 81.Нейтралитет в войне
  • 83. Понятие и виды международных уголовных преступлений.
  • 32. Международный суд оон: состав, порядок деятельности и полномочия.

    еждународный Суд был создан в качестве главного су­дебного органа Организации Объединенных Наций. Его пред­шественником считается Постоянная палата международного правосудия, действовавшая в рамках Лиги Наций в 1922-1940 гг.

    Правовую основу формирования, компетенции и деятель­ности Суда составляют гл. XIV Устава ООН и Статут Между­народного Суда; образующий неотъемлемую часть Устава. Суд имеет свой регламент.

    Статут включает четыре главы: I - Организация Суда;

    II - Компетенция Суда; III - Судопроизводство; IV - Кон­сультативные заключения. Суд состоит из 15 членов, в числе которых не может быть двух граждан одного и того же государства. Российская Феде­рация представлена в Суде. Члены Суда избираются Генераль­ной Ассамблеей и Советом Безопасности, которые проводят вы­боры одновременно и независимо друг от друга; для избрания необходимо в обоих органах получить абсолютное большинство голосов. Срок полномочий члена Суда - девять лет, но воз­можно переизбрание. Он не может быть отрешен от должности, кроме случая, когда, по единогласному мнению других членов Суда, он перестает удовлетворять предъявляемым требованиям. Суд избирает председателя и вицепредседателя на трех­летний срок с возможным переизбранием, а также назначает секретаря.Место пребывания и деятельности Суда - г. Гаага (Нидер­ланды). По решению Суда возможно проведение его заседаний в других местах.

    Суд является постоянно действующим органом. Он заседа­ет, как правило, в полном составе; для образования судебного присутствия считается достаточным кворум в 9 судей. По мере необходимости образуются камеры в составе трех (или более) судей для разбора определенных категорий дел. После избра­ния 6 февраля 1946 г. первых членов Суд собирался на первое заседание в Гааге 1 апреля того же года. За 50 лет своей дея­тельности данные по 1996 г. включительно) Суд рассмотрел 97 дел: 75 споров и 22 консультативных заключения; во всех делах вынесено 61 решение.

    Официальными языками Суда являются французский и английский. На этих языках готовятся материалы, ведется су­допроизводство, формулируются решения. По ходатайству сто­роны ей должно быть предоставлено право пользоваться дру­гим языком, не относящимся к категории официальных.

    Стороны выступают в Суде через представителей и могут пользоваться помощью поверенных или адвокатов. Все эти лица пользуются привилегиями и иммунитетами, необходимыми для самостоятельности выполнения их обязанностей.

    Судопроизводство состоит из двух элементов - письмен­ного и устного. Слушание проводится публично, но Суд может принять и иное решение и стороны могут потребовать недопуска публики.

    Компетенция Международного Суда определена в гл. II его Статута. Основная функция Суда - разрешение споров между государствами.

    Согласно ст. 36 Статута, к ведению Суда относятся все дела, которые передаются ему государствами как сторонами в споре, и все вопросы, специально предусмотренные Уставом ООН или действующими договорами и конвенциями. В международных договорах получили распространение специальные нормы от­носительно юрисдикции Международного Суда в связи со спором о толковании и (или) применении определенных договор­ных положений. В качестве примера сошлемся на положение ст. 22 Международной конвенции о ликвидации всех форм ра­совой дискриминации: любой спор между государствами-уча­стниками, который не разрешен путем переговоров или преду­смотренных процедур, передается по требованию любой из сто­рон в споре на разрешение Международного Суда, если сторо­ны в споре не договорились об ином способе урегулирования.

    От имени СССР при подписании и ратификации договоров (конвенций) с такого рода нормами традиционно делались ого­ворки о необязательности соответствующих положений и о том, что для передачи спора Международному Суду необходимо в каждом отдельном случае согласие всех участвующих в споре сторон. Однако позднее, в феврале 1989 г., СССР признал обя­зательность юрисдикции Международного Суда по некоторым конвенциям, включая Конвенцию о ликвидации всех форм ра­совой дискриминации, Конвенцию о предупреждении преступ­ления геноцида и наказании за него, Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинст­во видов обращения и наказания. Применительно к ряду кон­венций подобные оговорки сохраняются (такова, например, ого­ворка СССР при присоединении в 1986 г. к Венской конвенции о праве международных договоров в связи с текстом ст. 66 этой Конвенции).

    При рассмотрении межгосударственных споров к судебно­му производству принимаются дела, переданные обеими спо­рящими сторонами. Такого правила придерживаются многие государства - участники Статута Суда, включая Российскую Федерацию (ранее СССР). Вместе с тем применяется правило обязательной юрисдикции Суда по правовым спорам (ч. 2 ст. 36), признаваемое государствами, сделавшими по этому по­воду специальные заявления. В таких случаях для рассмотре­ния спора достаточно обращения одной из спорящих сторон.

    Согласно ст. 38 Статута Суд решает переданные ему споры на основании международного права и применяет:

    а) международные конвенции, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;

    б) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

    в) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

    г) судебные решения и доктрины наиболее квалифициро­ванных специалистов по публичному праву в качестве вспомо­гательного средства для определения правовых норм.

    При этом сделана оговорка о праве Суда, с согласия сто­рон, разрешать дела ex aequo et bono (по справедливости и добросовестности).

    Здесь названы не только традиционные источники между­народного права, но и категории, способствующие их примене­нию (не случайно пояснение: "в качестве вспомогательного сред­ства").

    Решение Суда обязательно для участвующих в деле сто­рон. Эта норма ст. 59 Статута созвучна положению ст. 94 Устава ООН о том, что каждый член Организации обязуется выпол­нить решение Суда по тому делу, в котором он является сторо­ной. В случае невыполнения одной из сторон решения Суда Совет Безопасности ООН может по просьбе другой стороны сде­лать рекомендации или принять меры для приведения реше­ния в исполнение.

    Международный Суд рассмотрел несколько десятков меж­государственных споров. Можно назвать такие юридически сложные дела, как жалоба Никарагуа против Соединенных Штатов Америки относительно минирования портов и иных про­тивоправных действий; спор между ФРГ, Нидерландами и Да­нией о делимитации участков континентального шельфа Се­верного моря; спор между Ираном и США относительно нефтя­ных платформ; дело Португалии против Австралии по поводу Восточного Тимора; ряд интересных споров относительно тер­риториальных разграничений и о рыболовной юрисдикции. Одно из последних дел касалось проекта строительства гидроузла на Дунае (спор Венгрии и Словакии). Его рассмотрение началось в 1993 г. и завершилось решением от 25 сентября 1997 г. Суд признал обе стороны ответственными за нарушение междуна­родных обязательств по двустороннему соглашению 1977 г. и призвал провести переговоры с целью достижения целей со­глашения.

    Вторая функция Международного Суда, определенная ст. 96 Устава ООН, - принятие консультативных заключений по юридическим вопросам. Такие заключения могут запраши­вать Генеральная Ассамблея или Совет Безопасности, а также другие органы ООН и специализированные учреждения.

    8 июля 1996 г. Суд вынес два консультативных заключения по родственным темам: 1) относительно законности примене­ния государством ядерного оружия в вооруженном конфликте.(по запросу Всемирной организации здравоохранения); 2) отно­сительно угрозы или применения ядерного оружия (по запросу Генеральной Ассамблеи ООН)*. На первый запрос Суд отказал­ся ответить в связи с отсутствием у Всемирной организации здравоохранения компетенции применительно к поставленной проблеме. Консультативное заключение по запросу Генераль­ной Ассамблеи ООН содержало лишенный категоричности от­вет. По мнению всех судей, ни в обычном, ни в конвенционном международном праве нет какого-либо определенного санкцио­нирования угрозы или применения ядерного оружия. Не столь единодушным оказалось суждение о том, что ни в обычном, ни в конвенционном международном праве лет исчерпывающего и универсального запрещения угрозы или использования ядер­ного оружия как такового. Вместе с тем Суд единогласно при­знал неправомерными угрозу или применение силы посредст­вом ядерного оружия в противоречие с § 4 ст. 2 Устава ООН и в нарушение требовании ст. 51.

    спор безопасность международный суд

    Идеи вечного мира на Земле и торжества мирных средств разрешения международных споров высказывались еще во времена глубокой древности. Историки утверждают, что один из римских цезарей помышлял даже о разоружении, что, однако стоило ему жизни. Во все времена мирные средства разрешения споров, несмотря на их ограниченный и условный характер, приносили известную пользу человечеству, поскольку они служили предотвращению военных столкновений межу государствами.

    Наиболее древняя форма международной юрисдикции - третейские суды, практика применения которых была известна уже народам Древнего Востока. В примитивном виде эта форма эта форма разрешения споров встречалась довольно часто в средние века. В истории международного арбитража нового времени особое значение имел спор между США и Англией по делу о крейсере «Алабама». Организационное оформление третейский способ разрешения международных споров получил лишь в начале 20 века, после первой конференции мира 1899 года, созванной по инициативе России, когда была создана Постоянная палата третейского суда (в 1902 г.).

    Что касается идеи постоянного международного суда, то уже в 17 столетии в ее пользу начали высказываться некоторые писатели, например, Я.А. Каменский. Большое внимание этой идее уделяли и русские юристы-международники начиная со Стоянова. Но особое значение имеет труд Л. Комаровского о международном суде.

    В этой работе впервые в мировой юридической литературе даются теоретические основания и формируются общие организационные начала деятельности постоянного международного суда.

    Л. Комаровский обосновывает необходимость международного суда, исходя из начала сочетания суверенитета и международного общения. Международное общение означает равенство и взаимность в отношениях между государствами. В конечном счете, постоянный международный суд, мыслится как межгосударственный, а не надгосударственный орган. Л. Комаровский вообще осуждает идею всемирного государства, которое, по его мнению, означало бы общий застой и деспотизм.

    Л. Комаровский полагал, что постоянный международный суд должен быть основан на следующих организационных принципах: независимость суда, коллегиальность, состязательность, публичность, кассационность, деление на департаменты по характеру международных дел. Исходя из принципа суверенитета, обращение к суду должно быть добровольным для государств. Из компетенции суда должны совершенно исключаться все внутренние дела государств. Решение суда обязательно. Принуждение возможно, но ограничено. Во всяком случае, недопустима передача, вооруженных сил в ведение суда. Наоборот, по мнению автора, человечество должно стремиться к разоружению, которое со временем станет не только возможностью, но и обязанностью для всех государств. Выдвинутые Л. Комаровским положения об организации и деятельности международного суда позднее были использованы при организации международной юстиции.

    Практически создать международный суд оказалось возможным только после первой мировой войны.

    Статья 14 Статута Лиги наций, предусматривавшая такую возможность, определила и основные функции международного суда - Постоянной палаты международного правосудия. В ней указывалось: «Эта палата будет ведать всеми спорами международного характера, которые стороны передадут ей. Она также будет давать консультативные заключения по всем спорам и по всем вопросам, которые будут внесены в нее Советом или Ассамблеей».

    На основании этой статьи в 1920 году Советом Лиги наций была образована специальная комиссия юристов, которая выработала проект Статута суда, одобренный в декабре того же года Советом и Ассамблеей Лиги наций. В 1921 году состоялось избрание судей - членов Постоянной палаты международного правосудия. Судьи избирались сроком на девять лет. Вначале суд состоял из одиннадцати судей и четырех заместителей, затем число судей было доведено до пятнадцати.

    Обращение к палате было добровольным, но государства по своему усмотрению могли заранее принять на себя обязательную юрисдикцию Палаты по юридическим вопросам. Помимо осуществления правосудия, то есть вынесения решений по спорным делам, Постоянная палата была вправе высказывать свое мнение по юридическим вопросам по просьбе Совета и Ассамблеи Лиги наций.

    Как замечает, Кожевников Ф.И., что членство в Лиге наций не обязывало государства принимать Статут Постоянной палаты международного правосудия. Так, СССР вступивший в Лигу наций в 1934 году, не принял, однако, участия в Постоянной палате.

    Постоянная палата международного правосудия непрерывно функционировала в течении почти двадцати лет (с 1 сентября 1921 г. по февраль 1940 г.) и за это время рассмотрела 65 дел (37 дел представляют собой споры между государствами и 28 составили консультативные заключения по запросам Совета Лиги наций).

    Эти дела, за редким исключением не имели особого значения для поддержания мира, ибо в основном в Палату поступали споры второстепенного характера. Заправилы Лиги наций не раз пытались использовать Палату в антисоветских целях. В этой связи интересно отметить позицию Палаты, при рассмотрении так называемого дела о Восточной Карелии. Оно приобрело характер важного прецедента в деятельности Палаты. «Дело» о Восточной Карелии возникло в результате обращения финляндского правительства в Совет Лиги наций с жалобой, в которой Советское государство обвинялось в том, что оно якобы не выполняет Юрьевского мирного договора 1920 года и не представляет «обещанной автономии» Восточной Карелии. Совет Лиги наций получив эту жалобу, немедленно занялся ее рассмотрением, хотя Советское государство не будучи членом Лиги, не принимало участия в обсуждении этого вопроса. Тогда Совет Лиги обратился к Постоянной палате международного правосудия с запросом дать консультативное заключение по этому «делу».

    23 июля 1923 г. Палата приняла резолюцию, из которой следовало, что Совет Лиги не может обсуждать жалобу без согласия Советского правительства. В ней прямо отмечалось, что «в международном праве установлено, что никакое государство не может быть обязано подчинять свои споры с другими государствами посредничеству ли, третейскому ли разбирательству или же, наконец, всякому иному порядку мирного урегулирования без своего согласия. Это соглашение может быть дано однажды для всех случаев в форме свободно принятого обязательства, оно может быть, напротив, дано в одном определенном случае, помимо всяких существовавших ранее обязательств».

    Таким образом, в резолюции было подтверждено, что ни международный суд, ни какой-либо другой международный орган, не имеют права рассматривать споры без согласия обеих спорящих сторон.

    Деятельность Постоянной палаты международного правосудия фактически прекратилась до ликвидации Лиги наций. С 1940 года до октября 1945 года Палата не заседала. В октябре 1945 г. она собралась для того чтобы решить некоторые организационные вопросы: о судьбе своих архивов, помещений и т.п. 31 января 1946 года члены Палаты подали в отставку. Распад Лиги наций привел к формальному упразднению Палаты. Официально она перестала существовать 18 апреля 1946 года, когда состоялось специальное постановление об этом Ассамблеи Лиги наций.

    История учреждения Международного Суда ООН тесно связана с историей создания самой этой организации. Вопрос о международном суде встал уже в первой половине 1944 г. в ходе дипломатических переговоров участников Московской конференции 1943 г. по вопросам создания будущей международной организации всеобщей безопасности. Дальнейшее развитие этот вопрос получил на конференции в Думбартон-Оксе, открывшейся 21 августа 1944 г. Результатом работ этой конференции явилось решение о необходимости создания Организации Объединенных Наций, с включением в число ее основных органов также Международного Суда. Глава 7 Думбартон-Оксского проекта была специально посвящена Международному Суду. Текст ее был подготовлен юридической подкомиссией под председательством американского делегата Хэкворта.

    Уже на этой стадии были выработаны следующие важные положения: а) создаваемый Международный Суд является основным судебным органом Организации (п. 1); б) все члены Организации являются ipso facto участниками Статута Международного Суда (п. 4); в) в условия, на которых не члены Организации могут стать участниками Статута Международного Суда, определяются в каждом случае Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности (п. 5); г) суд действует в соответствии со Статутом, прилагаемым к Уставу Организации, частью которого Статут является (п. 2).

    В тот период еще не был решен важный вопрос, о том будет ли Международный Суд ООН иметь новый статус или для него будет сохранен в силе Статут Постоянной Палаты международного правосудия.

    Важным этапом создания Международного Суда ООН явилась работа специального комитета юристов. Комитет работал в Вашингтоне с 9 по 20 апреля 1945 г. под председательством Хэкворта. Докладчиком комитета по вопросам Международного Суда был известный французский юрист Бадеван. В работах приняли участие представители 43 государств.

    В ходе обсуждений Статута в Комитете возник ряд вопросов. Так, представитель Англии предлагал установит выдвижение кандидатов в судьи не «национальными» группами, как это было в Статуте Постоянной палаты международного правосудия, а непосредственно правительствами. Однако это предложение вызвало возражения со стороны представителей Франции, США, Канады и других. Поскольку голоса в Комитете разделились поровну (16 за и 16 против), было решено представить два текста:

    • 1) с сохранением порядка выдвижения кандидатов в судьи национальными группами и
    • 2) с предложением о выдвижении кандидатов непосредственно правительствами.

    Возникли споры и по вопросу о том, обновлять ли состав суда целиком или по третям. Большинство членов комитета (26) поддержало предложение о частичном обновлении суда по третям. Комитет решил также чтобы суды избирались одновременно как Генеральной Ассамблеей, так и Советом Безопасности.

    Существенное расхождение возникло в Комитете по вопросу о компетенции суда. Большинство представителей склонялись к тому, чтобы была установлена обязательная компетенция суда. Однако эта позиция натолкнулась на решительное противодействие ряда государств, высказавшихся за сохранение того порядка, который имел место в Постоянной палате международного правосудия, иначе говоря, за предоставление Международному Суду лишь факультативной компетенции. Это предложение было выдвинуто представителем Советского Союза и поддержано рядом государств (США, Англией, Францией, Голландией и др.). В результате было решено представить на рассмотрение конференции в Сан-Франциско оба предложения.

    Оживленную дискуссию в Комитете вызвал также вопрос о том, споры какого характера, то есть правовые или любые, государства имеют право передавать в суд. 21 голосом против 9 было решено не вносить в Статут указания, что имеются ввиду лишь споры правового характера.

    Комитет же решил вопрос о том, сохранять ли Постоянную палату международного правосудия, пересмотрев лишь ее Статут, или считать создаваемый Международный Суд новым судом, что должно было повлечь ликвидацию Постоянной палаты. Представитель Советского Союза решительно выступил за второе решение, то есть за учреждение нового суда, и в связи с этим за упразднение Постоянной палаты.

    По предложению представителя СССР Комитет согласился с тем, что суд обязан предоставить сторонам право пользоваться в судоговорении любым другим языком помимо официальных языков - английского и французского.

    На Сан-Францисской конференции вопросами Международного Суда занимался Комитет 4-1, который заседал с 4 мая по 14 июня 1945 г. В Комитете были согласованы все основные положения Статута Международного Суда. Положительно были решены принципиальные вопросы о факультативности компетенции суда и о том, что суд является новым органом. 4 Комиссия Сан-Францисской конференции единогласно приняла Комитетом проект Статута и соответствующих статей главы 14 Устава ООН.

    Глава 14 устава ООН полностью посвящена характеристике Международного Суда ООН, определяя принципиальные направления его деятельности. Она состоит из пяти статей (ст. 92-96), содержащих в ряде мест упоминание о статуте Международного Суда.

    Статут суда - неотъемлемая часть Устава ООН - был подписан 26 июня 1945 г. и вступил в силу 24 октября 1945 г.

    Он включает в себя 70 статей. 69 статей (первая статья является вводной) образует 5 глав, рассматривающих вопросы организации суда (ст. 2-33), его компетенции (ст. 34-38), судопроизводства (ст. 39-64), консультативных заключений (ст. 65-68) и поправок (ст. 69-70).

    Кроме того, в соответствии со ст. 30 Статута Международного Суда, суд составляет Регламент, определяющий порядок выполнения ими своих функций. Он, в частности устанавливает правила судопроизводства. Регламент Международного Суда был принят 6 мая 1946 г. Он состоит из трех разделов:

    • 1) учреждение и функционирование суда (ст. 1-30),
    • 2) судопроизводство по спорным делам (ст. ст. 31-81) и 3) консультативные заключения (ст. 82-85).

    Согласно ст. 92 Устава ООН, Международный Суд является главным судебным органом Организации Объединенных Наций. Его учреждение означало реализацию п. 1 ст. 33 Устава ООН в той части, которая предусматривала возможность организации судебного разбирательства в качестве одного из мирных средств разрешения международных споров.

    Устав ООН (ст. 95) не препятствует членам Организации поручать разрешение своих разногласий другим судам в силу уже существующих соглашений или таких, которые могут быть заключены в будущем. Такие суды могут иметь особую организацию и различную, в том числе и специальную компетенцию. Известны случаи образования иных международных судебных органов. Так, 15 декабря 1950 г. Генеральная Ассамблея ООН создала временный суд ООН из трех лиц для рассмотрения споров между Великобританией и Францией и ливийским и итальянским правительствами. 29 января 1952 г. Генеральная Ассамблея ООН создала временный суд для рассмотрения споров между Великобританией и правительствами Италии и Эфиопии в связи включением Эритреи в состав Эфиопии.

    Учреждение Международного Суда означает, что он является новым судебным органом, а не простым продолжением Постоянной палаты международного правосудия.

    Новый характер Международного Суда ООН подтвержден в решении самого суда от 26 мая 1959 г. Это решение прямо указывает на факт роспуска прежнего суда и учреждения нового суда.

    Международный Суд ООН является новым и с точки зрения осуществления правосудия, так как сама основа международного правосудия - международное право - существенным образом изменилась. В своей деятельности Международный Суд не связан прецедентами, установленными практикой Постоянной палаты международного правосудия. Это не означает, что между правилами судопроизводства нового суда и процессуальными формами старого суда существует полный разрыв. Международный Суд во многом воспринимает те формы судопроизводства, которые были установлены в Постоянной палатой международного правосудия. В этом смысле следует понимать и положение ст. 92 Устава ООН о том, что Международный Суд «действует в соответствии с прилагаемым Статутом, который основан на Статуте Постоянной палаты международного правосудия». Таким образом, новый Статут лишь основан на прежнем, но не тождествен ему.

    О Постоянной палате международного правосудия упоминается также в ст. ст. 36 и 37 Статута суда. В п. 5 ст. 36 Статута Постоянной палаты международного правосудия, продолжающие оставаться в силе, считаются в отношениях между участниками Статута признанием ими для себя обязательной юрисдикции Международного Суда на неистекший срок действия этих заявлений и в соответствии с условиями, в них изложенными. А в ст. 37 указывается, что во всех случаях, когда действующий договор или конвенция предусматривает передачу дела суду, который должен был быть учрежден Лигой наций, или Постоянной палате международного правосудия, дело между сторонами - участниками настоящего Статута должно передаваться в Международный Суд.

    Эти положения Статута суда имеют ввиду лишь отдельные все реже и реже встречающиеся случаи сохранения в силе некоторых юридических актов, относившихся к прежнему суду. Даже в этих случаях Международный Суд ООН ни в малейшей степени не связан с прецедентами прежнего суда, хотя Статут Международного Суда не запрещает ему принимать во внимание различного рода прецеденты.

    Наконец, Международный Суд является новым и с точки зрения своего состава. Состав Постоянной палаты международного правосудия не обеспечивал представительство в суде главнейших форм цивилизации и основных правовых систем мира, так, в нем не было представителя социалистической системы права. Международный Суд же обеспечивает такое представительство, так же как и других правовых систем мира.

    Суд открыт для всех государств-участников Статута. Но кроме того, согласно ст. 35 Статута, суд может быть открыт и для других государств на условиях, которые определены Советом Безопасности с соблюдением особых постановлений, содержащихся в соответствующих договорах. Эти условия не могут ставить стороны в неравное положение перед судом.

    Указанные условия были определены в резолюции Совета Безопасности 15 октября 1946 г. Главные из них сводятся к тому, что соответствующее государство обязано предварительно предоставить в секретариат суда текст заявления, по которому оно принимает юрисдикцию суда и обязуется добросовестно выполнять его решения, а также все обязательства, налагаемые на членов ООН согласно ст. 94 ее Устава. Такое заявление может иметь как частный, так и общий характер. В первом случае юрисдикция суда возникает в отношении уже существующих споров, во втором - имеются в виду также споры, которые могут возникнуть в будущем. Государство может принять на себя обязательную юрисдикцию суда безоговорочно или с оговорками.

    Международный суд ООН является универсальным судебным органом. Согласно Манильской декларации о мирном разрешении международных споров, одобренной XXXVII сессией Генеральной Ассамблеи ООН 15 ноября 1982 г., государства в полной мере сознают роль Международного суда, который является главным судебным органом ООН. Государства должны иметь в виду, что споры юридического характера, как общее правило, передаются в соответствии с положениями Статута Суду. Желательно, чтобы государства рассмотрели возможность включения в договоры, когда это уместно, положений, предусматривающих передачу в Международный суд споров, которые могут возникнуть при толковании или применении таких договоров. Государствам надлежит рассмотреть возможность определения дел, для решения которых может быть использован Международный суд ООН.

    Органам ООН и ее специализированным учреждениям следует изучить вопрос о целесообразности использования возможности запрашивать консультативные заключения Международного суда по юридическим вопросам, возникающим в пределах их круга деятельности, при условии что они должным образом уполномочены на это.

    Международный суд ООН учрежден Уставом ООН в 1945 г. в качестве главного судебного органа Объединенных Наций. Участниками Статута Международного суда являются все государства – члены ООН. Как отмечает Р. Хиггинс (Великобритания). Международный суд ООН является старшим среди всех международных судов, и не только по историческому признаку, а прежде всего в силу своих широких возможностей по рассмотрению и разрешению спора. Любое государство, которое является участником Статута, может потенциально передать спор на рассмотрение этого Суда. Международный суд может рассмотреть любой вопрос, который касается международного права.

    Суд функционирует в соответствии со Статутом, который является неотъемлемой частью Устава ООН, и со своим Регламентом. Он начал работать в 1946 г. На Международный суд возложена двойная функция:

    а) разрешение в соответствии с международным правом споров, переданных ему на рассмотрение государствами;

    б) вынесение консультативных заключений по юридическим вопросам, запрашиваемых должным образом органами ООН и ее специализированными учреждениями.

    Суд состоит из коллегии независимых судей, избранных вне зависимости от их гражданства из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права.

    Суд состоит из пятнадцати членов, причем в его составе не может быть двух граждан одного и того же государства.



    Члены Суда избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности из числа лиц, внесенных в список по предложению национальных групп Постоянной палаты третейского суда. Что касается государств – членов ООН, не представленных в Палате, то кандидаты выставляются национальными группами, назначенными для этой цели, и правительствами, с соблюдением условий, установленных для членов Палаты ст. 44 Гаагской конвенции о мирном решении международных столкновений 1907 г. Условия, на которых государство – участник Статута Международного суда, но не являющееся членом ООН, может передать спор для рассмотрения Суда, определяются Генеральной Ассамблеей ООН по рекомендации Совета Безопасности. В любом случае никакая группа не может выставить более четырех кандидатов, причем не более двух кандидатов могут состоять в гражданстве государства, представляемого группой. Число кандидатов, выставленных группой, ни в коем случае не может превышать более чем вдвое число мест, подлежащих заполнению. Согласно ст. 6 Статута Международного суда каждая группа до выставления кандидатур запрашивает мнение высших судебных установлений, юридических факультетов, правовых высших учебных заведений и академий своей страны, а также национальных отделений международных академий, занимающихся изучением права.

    Генеральный секретарь ООН составляет в алфавитном порядке список всех лиц, чьи кандидатуры были выставлены на должность судей. Такой список представляется Генеральной Ассамблее и Совету Безопасности ООН. Последние приступают к выборам членов Суда независимо друг от друга. Избранными считаются кандидаты, получившие абсолютное большинство голосов и в Генеральной Ассамблее, и в Совете Безопасности.

    Члены Суда избираются на девять лет и могут быть переизбраны, с тем, однако, что срок полномочий пяти судей первого состава Суда истекает через три года, а срок полномочий еще пяти судей – через шесть лет. Члены Суда не могут исполнять никаких политических или административных обязанностей и не могут посвящать себя никакому другому занятию профессионального характера.

    Состав судей в целом должен обеспечить представительство главнейших форм цивилизации и основных правовых систем. Этот принцип отражен в следующем распределении мест в Суде по главным регионам мира: три члена от Африки, два члена от Латинской Америки, три члена от Азии, пять членов от Западной Европы и других государств (включая Канаду, США, Австралию и Новую Зеландию) и два члена от Восточной Европы (включая Россию), Это распределение соответствует распределению мест в составе Совета Безопасности. В состав Суда всегда входят граждане государств – постоянных членов Совета Безопасности.

    Каждый новый судья делает следующее заявление на первом открытом заседании Суда, на котором он присутствует: «Я торжественно заявляю, что буду выполнять свои обязанности и осуществлять свои полномочия в качестве судьи честно, с преданностью делу, беспристрастно и добросовестно».

    Ежегодный оклад членов Суда составляет 160 000 долл. США. Председатель получает специальную надбавку. После выхода на пенсию судьи получают ежегодную пенсию, которая после девятилетнего срока службы составляет половину их оклада. Судьи, которые проработали восемнадцать лет или более, имеют право на пенсию в размере две трети от их оклада.

    Член Суда не может быть отрешен от должности, кроме случая, когда, по единогласному мнению других членов, он перестает удовлетворять предъявляемым требованиям. Об этом Секретарь Суда уведомляет Генерального секретаря ООН. По получении этою уведомления место судьи считается вакантным.

    Члены Суда при исполнении ими судебных обязанностей пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.

    В целях ускорения разрешения дел Суд ежегодно образует камеру в составе пяти судей, которая по просьбе сторон может рассматривать и разрешать дела в порядке упрощенного судопроизводства. Для замены судей, которые признают для себя невозможным принять участие в заданиях, выделяются дополнительно два судьи.

    Сторонами по делам, разбираемым Судом, являются только государства. К его ведению относятся все дела, которые будут переданы ему сторонами, и все вопросы, специально предусмотренные Уставом ООН или действующими договорами и конвенциями.

    Суд не может рассматривать споры между государством и международными организациями или между двумя международными организациями. Он не может также рассматривать многочисленные письменные или устные заявления частных лиц или корпораций. Суд не вправе принять в производство дела, касающиеся международного уголовного права.

    Государства – участники Статута Международного суда могут в любое время заявить, что они признают без особого о том соглашения, ipso facto, в отношении любого иного государства, принявшего такое же обязательство, юрисдикцию Суда обязательной по всем правовым спорам, касающимся: а) толкования договора; б) любого вопроса международного права; в) наличия факта, который представляет собой нарушение международного обязательства; г) характера и размеров возмещения, причитающегося за нарушение международных обязательств.

    Международный суд может рассматривать дело лишь в том случае, если соответствующее государство определенным образом даст согласие на то, чтобы стать стороной разбирательства в Суде. Оно может выразить свое согласие одним из следующих споров:

    а) путем подписания специального соглашения. Два или более государств, являющихся стороной в споре, заключают соглашение о передаче дела в Международный суд;

    б) включением в договор статьи, в которой государство заранее обязуется признать юрисдикцию Суда в случае возникновения спора по поводу применения данного договора;

    в) односторонним заявлением о признании обязательной юрисдикции Суда в отношении любого другого государства.

    Примерно 75% споров были переданы на рассмотрение Суда посредством одностороннего заявления.

    Суд решает переданные ему споры на основании международного права и применяет при этом:

    а) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;

    б) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

    в) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

    г) судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

    Однако эти условия не ограничивают права Суда разрешать дело по справедливости и по добру (ex aequo et bono), если стороны с этим согласны.

    Дела возбуждают в Суде в зависимости от обстоятельств или нотификацией специального соглашения, или письменным заявлением на имя Секретаря Суда. В обоих случаях должны быть указаны предмет спора и стороны. Секретарь немедленно сообщает заявление всем заинтересованным лицам. Суд имеет право принять любые временные меры, которые должны быть приняты для обеспечения прав каждой из сторон. Впредь до вынесения окончательного решения сообщение о предлагаемых мерах немедленно доводится до сведения сторон и Совета Безопасности ООН.

    Государство, которое представляет заявление, называется заявителем, а другое государство – ответчиком.

    Государство-заявитель подает меморандум, на который государство-ответчик представляет контрмеморандум. Объем состязательных бумаг составляет десятки тысяч страниц.

    Судопроизводство состоит из двух частей: письменного и устного. Письменное судопроизводство состоит из сообщения Суду и сторонам меморандумов, контрмеморандумов и ответов на них, а также всех подтверждающих их бумаг и документов. Устное судопроизводство состоит в заслушивании Судом свидетелей, экспертов, представителей поверенных и адвокатов. Слушание дела производится публично. Однако стороны могут потребовать закрытого слушания дела. Если одна из сторон не явится в Суд или не представит своих доводов, другая сторона может просить Суд о разрешении дела в свою пользу. После того как представители, адвокаты и поверенные закончили объяснения по делу, Суд удаляется для обсуждения решения. Любое решение по спору принимается большинством голосов присутствующих судей. В решении приводятся аргументы, на которых оно основано. Любой судья имеет право представить свое особое мнение. Решение Суда является окончательным и не подлежит обжалованию. Просьба о пересмотре решения может быть заявлена лишь на основании вновь открывшихся обстоятельств, которые по своему характеру могут оказать решающее влияние на исход дела и которые при вынесении решения не были известны ни Суду, ни стороне, просящей о пересмотре. Никакие просьбы о пересмотре не могут быть заявлены по истечении десяти лет с момента вынесения решения. Решение Суда издается в качестве двуязычного документа с французским и английским вариантами и. как правило, составляет 50 страниц на каждом языке. Текст состоит из трех главных частей: а) введения; б) основания решения Суда; в) пунктов постановляющей части. Решение является обязательным для стран В соответствии со ст. 94 Устава ООН каждый член Организации обязуется выполнять решение Суда по тому делу, в котором он является стороной. Если решения Суда не выполняются, то другая сторона спора может довести этот вопрос до сведения Совета Безопасности, который вправе принять меры о принудительном выполнении решения Суда. Например, в 1986 г. Никарагуа обратилась в Совет Безопасности с просьбой обеспечить исполнение решения, которое Суд вынес в ее пользу в деле против США. Однако резолюция по этому вопросу не была принята, так как при толковании на заседании Совета Безопасности США использовали свое право вето.

    Международный суд вынес решение по многим серьезным международным конфликтам. В частности, 9 мая 1973 г. Австралия и Новая Зеландия обратились в Суд с исковыми заявлениями против Франции. Они просили Суд вынести решение по следующим вопросам: испытания ядерного оружия в атмосфере, проводившиеся Францией в южной части Тихого океана, носят противоправный характер; подобные испытания вызывают выпадение радиоактивных осадков и тем самым наносят ущерб правам Австралии и Новой Зеландии, защищаемым международным правом. Поскольку продолжение испытаний ущемляет эти права, Франция обязана прекратить их. Вскоре Франция заявила о намерении не проводить с 1975 г. ядерные испытания в атмосфере. В связи с этим Суд 20 декабря 1974 г. вынес решение о том. что заявление Франции сделало жалобы Австралии и Новой Зеландии беспредметными, вследствие чего отпала необходимость в их дальнейшем рассмотрении.

    В ноябре 1979 г. Иран произвел захват американских дипломатов в качестве заложников в ответ на отказ США в удовлетворении законных требований Ирана. Американское правительство обратилось с жалобой в Международный суд. В мае 1980 г. Суд единогласно постановил, что правительство Ирана должно незамедлительно прекратить незаконное задержание дипломатического и консульского персонала и других граждан США и освободить всех и каждого из них и передать их представляющему государству. Иран обязан обеспечить всех указанных лиц необходимыми средствами для отъезда с иранской территории, включая транспортные средства. Иранское правительство должно немедленно передать США помещения, собственность, архивы и документы посольства США в Тегеране и его консульств в Иране.

    В связи с блокадой Соединенными Штатами портов Никарагуа Международный суд в июне 1986 г. вынес решение, расценивающее интервенционистские действия США против правительства и народа Никарагуа как грубейшее нарушение норм международного права.

    В 1999 г. Суд разрешил сложный пограничный спор между Ботсваной и Намибией в отношении острова на реке Чобе площадью 3,5 м 2 . Он постановил, что остров Касикили / Седуду принадлежит Ботсване. Намибия объявила, что она признает для себя обязательным данное решение Суда.

    Помимо функций по решению международного спора Суд может давать консультативные заключения по любому юридическому вопросу, запросу любого учреждения, уполномоченного делать такие запросы самим Уставом ООН или согласно этому Уставу. Вопросы, по которым испрашивается консультативное заключение Суда, представляются Суду в письменном заявлении, содержащем точное изложение вопроса, по которому требуется заключение. Консультативные заключения вправе испрашивать Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный совет, Совет по опеке, Генеральный секретарь ООН, а также специализированные учреждения ООН и МАГАТЭ. С разрешения Генеральной Ассамблеи консультативные заключения могут испрашивать и другие автономные органы ООН.

    Консультативные заключения не имеют обязательной силы. Однако по некоторым международным договорам они признаются решающими для сторон в споре. Например, в соответствии со ст. VIII Конвенции о привилегиях и иммунитетах ООН 1996 г. в случае разногласия между ООН и членами Организации запрашивается консультативное заключение по любому затронутому юридическому вопросу. Заключение Суда признается сторонами решающим.

    Суд может отказаться вынести консультативное заключение, если оно будет противоречить его судебному характеру или существенно важным нормам, которыми он руководствуется в своей деятельности, или если такая просьба выходит за рамки полномочий запрашивающего органа.

    Около 60% консультативных заключений, вынесенных Судом, были запрошены Генеральной Ассамблеей ООН.

    За время существования Суд вынес более 30 консультативных заключений. Например, 29 июля 1970 г. Совет Безопасности постановил обратиться к Международному суду с просьбой о консультативном заключении по вопросу о том, каковы юридические последствия для государств, вызываемые продолжающимся присутствием Южной Африки в Намибии вопреки Резолюции № 276 (1970) Совета Безопасности. Суд постановил, что, учитывая незаконность продолжающегося присутствия Южной Африки в Намибии, Южная Африка обязана немедленно вывести свою администрацию из Намибии и, таким образом, положить конец своей оккупации этой территории. Все государства – члены ООН обязаны признать незаконность присутствия Южной Африки в Намибии и недействительность ее актов от имени или в отношении Намибии и воздерживаться от любых актов и, в частности, любых сделок с правительством Южной Африки, подразумевающих признание законности такого присутствия и такой администрации или оказывающих им поддержку или помощь. В декабре 1994 г. Генеральная Ассамблея ООН обратилась к Международному суду с просьбой дать консультативное заключение по следующим вопросам: а) была ли Западная Сахара во время колонизации Испанией никому не принадлежащей территорией; б) если ответ на первый вопрос будет отрицательным, то каковы были правовые отношения между этой территорией и Королевством Марокко и Мавританским Объединением?

    Суд единогласно пришел к выводу, что Западная Сахара была во время колонизации Испанией никому не принадлежащей территорией. По второму вопросу Суд вынес заключение о том, что между территорией и соответственно Королевством Марокко и Мавританским Объединением не существовало отношений территориального суверенитета, хотя территория и поддерживала с ними определенные правовые отношения.

    Российская Федерация не подписала Декларацию об обязательной юрисдикции Суда. Однако еще в 1989 г. СССР снял свои оговорки о непризнании обязательной юрисдикции Суда, сделанные по следующим договорам: Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказания за него 1948 г., Конвенции о политических правах женщин 1952 г., Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г., Конвенции о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами 1949 г. и Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.

    Российская Федерация ни разу не была заявителем или ответчиком в Международном суде.

    С момента учреждения Суда прошло значительное время. В этой связи в литературе высказаны предложения по расширению деятельности Суда. В частности, в связи с возрастанием количества государств предлагается увеличить число судей до 20 и более, а также разрешить судьям работать лишь один срок, но более продолжительный, например 15 лет. Далее, предлагается расширить доступ в Суд не только государствам, но и другим субъектам международного права. В равной степени можно было бы разрешить государствам обращаться к процедуре вынесения консультативных заключений. Некоторые юристы предлагают наделить Суд правами апелляционного суда в отношении решений международных трибуналов и даже в отношении национальных судов.

    Международный суд ООН – главный судебный орган ООН, созданный в 1945 году. Международный суд ООН осуществляет свою деятельность на основе Статута Международного суда, а также Регламента суда.

    Основная цель Международного суда ООН – проводить мирными средствами в согласии с принципами справедливости и международного права улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, способных привести к нарушению мира.

    Функциями Международного суда ООН являются:

    Рассмотрение и разрешение споров, переданных государствами,

    Принятие консультативных заключений по юридическим вопросам.

    Международный суд ООН находится в Нидерландах, в городе Гаага. Международный суд ООН состоит из 15 судей, которые избираются на девять лет, возможно их переизбрание.

    Членами Суда являются индивиды – судьи, избираемые из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права.

    Члены Суда избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности ООН. Выборы проводятся одновременно и независимо друг от друга. Для избрания необходимо в обоих органах получить абсолютное большинство голосов. Председатель Суда избирается сроком на три года с возможным переизбранием. При выполнении судебных обязанностей члены Суда обладают дипломатическими привилегиями и иммунитетом. Суд является постоянно действующим органом и заседает в полном составе. Для рассмотрения определенной категории дел могут образовываться камеры судей в составе трех или более судей. Официальный язык Суда: французский или английский.

    Согласно ст. 38 Статута Суд решает переданные ему споры на основании международного права и применяет:

    1) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;

    2) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

    3) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

    4) судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

    Юрисдикция . К ведению Суда относятся все дела, которые будут переданы ему сторонами, и все вопросы, специально предусмотренные Уставом Объединенных Наций или действующими договорами и конвенциями.

    2. Государства - участники Статута Международного суда ООН могут в любое время заявить, что они признают без особого о том соглашения, ipso facto, в отношении любого иного государства, принявшего такое же обязательство, юрисдикцию Суда обязательной по всем правовым спорам, касающимся:

    a) толкования договора;

    b) любого вопроса международного права;

    c) наличия факта, который, если он будет установлен, представит собой нарушение международного обязательства;

    d) характера и размеров возмещения, причитающегося за нарушение международного обязательства.

    Процедура .

    Дела возбуждаются в Суде, в зависимости от обстоятельств, или нотификацией специального соглашения, или письменным заявлением на имя Секретаря. В обоих случаях должны быть указаны предмет спора и стороны.

    Секретарь немедленно сообщает заявление всем заинтересованным лицам. Он также извещает Членов Объединенных Наций, через посредство Генерального Секретаря, а также другие государства, имеющие право доступа к Суду.

    Суд имеет право указать, если, по его мнению, это требуется обстоятельствами, любые временные меры, которые должны быть приняты для обеспечения прав каждой из сторон. Впредь до окончания решения сообщение о предлагаемых мерах немедленно доводится до сведения сторон и Совета Безопасности.

    Стороны выступают через представителей. Они могут пользоваться в Суде помощью поверенных или адвокатов.

    Представители, поверенные и адвокаты, представляющие стороны в Суде, пользуются привилегиями и иммунитетами, необходимыми для самостоятельного выполнения ими своих обязанностей.

    Судопроизводство состоит из двух частей: письменного и устного судопроизводства.

    Письменное судопроизводство состоит из сообщения Суду и сторонам меморандумов, контрмеморандумов и, если потребуется, ответов на них, а равно всех подтверждающих их бумаг и документов. Эти сообщения производятся через Секретаря, в порядке и в сроки, установленные Судом. Всякий документ, предъявляемый одной из сторон, должен быть сообщен другой в засвидетельствованной копии.

    Устное судопроизводство состоит в заслушивании Судом свидетелей, экспертов, представителей, поверенных и адвокатов.

    Для передачи всех извещений иным лицам, кроме представителей, поверенных и адвокатов, Суд обращается непосредственно к правительству государства, на территории которого извещение должно быть вручено. То же правило применяется в случаях, когда необходимо принять меры к получению доказательств на месте.

    Слушание дела ведется под руководством Председателя или, если он не может председательствовать, Вице-Председателя; если ни тот, ни другой не могут председательствовать, председательствует старший из присутствующих судей.

    Слушание дела в Суде производится публично, если не последовало иного решения Суда или если стороны не требуют, чтобы публика не была допущена.

    Каждому судебному заседанию ведется протокол, подписываемый Секретарем и Председателем.

    Суд распоряжается о направлении дела, определяет формы и сроки, в которые каждая сторона должна окончательно изложить свои доводы, и принимает все меры, относящиеся к собиранию доказательств.

    Суд может, даже до начала слушания дела, требовать от представителей предъявления любого документа или объяснений. В случае отказа составляется акт.

    Суд может во всякое время поручить производство расследования или экспертизы всякому лицу, коллегии, бюро, комиссии или другой организации по своему выбору.

    При слушании дела все относящиеся к делу вопросы предлагаются свидетелям и экспертам.

    После получения доказательств в установленные для этого сроки Суд может отказать в принятии всех дальнейших устных и письменных доказательств, которые одна из сторон пожелала бы предъявить без согласия другой.

    Если одна из сторон не явится в Суд или не представит своих доводов, другая сторона может просить Суд о разрешении дела в свою пользу.

    Суд обязан, до удовлетворения этого ходатайства, удостовериться не только в подсудности ему дела, но также и в том, имеет ли это притязание достаточное фактическое и правовое обоснование.

    Когда представители, адвокаты и поверенные закончили под руководством Суда свои объяснения по делу, Председатель объявляет слушание законченным. Суд удаляется для обсуждения решений.

    Совещания Суда происходят в закрытом заседании и сохраняются в тайне. Все вопросы разрешаются большинством голосов присутствующих судей. В случае разделения голосов поровну, голос Председателя или замещающего его Судьи дает перевес.

    В решении должны быть приведены соображения, на которых оно основано. Решение содержит имена судей, участвовавших в его принятии.

    Если решение, в целом или в части, не выражает единогласного мнения судей, то каждый судья имеет право представить свое особое мнение.

    Решение подписывается Председателем и Секретарем Суда. Оно оглашается в открытом заседании Суда после надлежащего уведомления представителей сторон.

    Правовая природа решений . Решение является окончательным и не подлежит обжалованию. В случае спора о смысле или объеме решения толкование его принадлежит Суду по требованию любой стороны.

    Просьба о пересмотре решения может быть заявлена лишь на основании вновь открывшихся обстоятельств, которые по своему характеру могут оказать решающее влияние на исход дела и которые при вынесении решения не были известны ни Суду, ни стороне, просящей о пересмотре, при том непременном условии, что такая неосведомленность не была следствием небрежности.

    Решения Суда являются обязательными для государств, которые были сторонами в споре. В случае невыполнения какой-либо стороной в деле обязательства, возложенного на нее решением Суда, Совет Безопасности по просьбе другой стороны «может, если признает это необходимым, сделать рекомендации или решить о принятии мер для приведения решения в исполнение» (пункт 2 статьи 94 Устава ООН).

    Суд не является последней инстанцией в процессе разрешения споров. Государства могут обращаться к нему, используя одновременно другие методы разрешения споров, понимая, что такие действия могут дополнять работу Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи, а также двусторонние переговоры.

    Суд не может заниматься рассмотрением дел по своей собственной инициативе. Статут Суда не наделяет его правом проводить расследования и выносить по своей инициативе решения, касающиеся действий суверенных государств, или рассматривать их внутренние дела. Он также не может предъявлять обвинения.

    Однако это не означает, что действия Международного суда малоэффективны. Результаты работы Суда фиксируют исторически сложившуюся реальность и расстановку сил на геополитической арене. В современном динамичном мире наиболее ценным является сдерживающее воздействие Суда на международные отношения. Так, в 1973 году Австралия и Новая Зеландия по отдельности возбудили дела против Франции в связи с ее предложением проводить ядерные испытания в атмосфере южной части Тихого океана. Франция не признала юрисдикцию Суда и не участвовала в разбирательстве. Однако после того как Суд принял соответствующее решение, Франция объявила о своем намерении прекратить ядерные испытания. В своих решениях (1974) Суд постановил, что заявления Австралии и Новой Зеландии утратили силу в связи с изменившимися обстоятельствами.

    Выполняя свои задачи, Суд способствует развитию международного права. Суд не вправе формулировать новые договоры, однако может разъяснять, совершенствовать и толковать нормы международного права с учетом современных условий и констатировать формирование новых правовых направлений. Поскольку решения Суда представляют собой наиболее авторитетное толкование международного права, государства и международные организации обязаны руководствоваться ими и учитывать решения Суда при разработке проектов новых норм международного права и внутригосударственного законодательства.

    Является главным судебным органом Организации Объединенных Наций. Он разрешает, на основании международного права, юридические споры между государствами и дает консультативные заключения по юридическим вопросам, которые могут быть перед ним поставлены органами или специализированными учреждениями ООН.

    Учрежден Уставом ООН , подписанным 26 июня 1945 года в Сан-Франциско (США), вместо существовавшей с 1920 года при Лиге наций Постоянной палаты международного правосудия.

    Суд формируется и действует в соответствии со своим Статутом, который является неотъемлемой частью Устава ООН, и своим Регламентом.

    Статут Международного суда был подписан 26 июня 1945 года и вступил в силу 24 октября 1945 года.

    Свое первое открытое заседание Международный Суд ООН провел 18 апреля 1946 года в Гааге (Нидерланды). Первое дело было представлено на его рассмотрение в мае 1947 года.

    Сторонами в рассматриваемых Международным Судом ООН делах могут быть только государства. Суд не обладает уголовной юрисдикцией и не может судить физических лиц (например, военных преступников). Эта задача входит в компетенцию национальных судебных органов, специальных уголовных трибуналов, учрежденных ООН, а также Международного уголовного суда (МУС).

    Суд уполномочен рассматривать правовые споры, связанные с нарушением международных договоров и обязательств или возникающие при их толковании; принимать обязательные к исполнению решения по всем спорам, которые передаются государствами на его рассмотрение; давать консультативные, не имеющие обязательной силы, заключения по правовым вопросам по просьбе Генеральной Ассамблеи ООН, Совета Безопасности и других органов ООН с разрешения ГА ООН.

    В Суд могут обращаться участники его Статута, в число которых автоматически входят все члены ООН. Государство, не являющееся членом ООН, может стать участником Статута на условиях, определяемых в каждом отдельном случае ГА ООН по рекомендации СБ ООН. Все государства-участники Статута Международного Суда могут быть сторонами в рассматриваемых им делах. Другие государства могут передавать на его рассмотрение дела на условиях, определенных СБ ООН. Кроме того, СБ ООН может рекомендовать передать на рассмотрение Суда любой юридический спор.

    Разбирательство возбуждается одним из двух следующих способов:

    1) Посредством уведомления о специальном соглашении: специальное соглашение является двусторонним по своему характеру, заключается государствами, желающими совместно представить спор на рассмотрение Суда, и состоит из одного текста вопросов, которые они согласились передать на рассмотрение Суда; любое из этих государств может возбудить разбирательство, уведомив Секретариат об этом соглашении;

    2) Посредством заявления: заявление, которое является односторонним по своему характеру, подается государством против другого государства на основе юрисдикционной статьи в договоре или заявлений в рамках системы "факультативной оговорки".

    Заявление должно быть более подробным, чем специальное соглашение: государство-заявитель должно указать основания наличия, по его мнению, у Суда юрисдикции, точный характер претензии и представить краткое изложение фактов и оснований, лежащих в основе этой претензии. Секретарь препровождает специальное соглашение или заявление другой стороне и судьям, а также Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций и всем государствам-членам, имеющим право обращаться в Суд.

    Он включает дело в общий список Суда и информирует прессу.

    Решение Суда является обязательным для соответствующих сторон. Любое государство, независимо от того, является ли оно членом ООН или нет, которое считает, что другая сторона не выполнила решение Суда, может довести этот вопрос до сведения Совета Безопасности. Последний, если признает это необходимым, может сделать рекомендации или решить о принятии мер для приведения решения в исполнение.

    В составе Суда 15 судей . Они избираются ГА ООН и СБ ООН, голосующими независимо друг от друга. При назначении обращается внимание на то, чтобы в Суде были представлены основные правовые системы мира. Судьи избираются на девятилетний срок, причем треть состава суда переизбирается каждые три года. Члены Суда не могут исполнять никаких политических или административных обязанностей и выступают в личном качестве, а не как представители государств, гражданами которых они являются, однако в числе судей не может быть более одного гражданина любого государства. К работе суда привлекаются также временные судьи.

    Члены Суда при исполнении ими судебных обязанностей пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.

    Суд избирает сроком на три года председателя и вице-председателя Суда, которые могут быть переизбраны. Суд назначает своего секретаря.

    Официальные языки Суда — французский и английский.

    Местопребыванием Суда является Дворец Наций в Гааге (Нидерланды).

    Материал подготовлен на основе информации открытых источников