Галерея грибника рисунки съедобных и ядовитых грибов. Съедобные грибы

У дошкольников нередко возникают речевые проблемы. И если некоторые из них без труда можно устранить дома (например, научить выговаривать звуки «р» или «ш/щ»), то с другими без помощи специалиста не справиться. Например, с алалией.

Алалией называют недоразвитие речи у ребенка при нормальном слухе и интеллектуальном развитии. О том, как отследить первые признаки этого нарушения и что делать, если родитель подозревает у ребенка алалию, рассказывает логопед Анастасия Сперанская.

Признаки и виды алалии

Первые признаки алалии можно заметить у детей 1,5-2 лет. Как правило, до этого возраста у малышей не наблюдается никаких отклонений. Доречевое развитие проходит нормально: младенцы лепечут и гулят так же активно, как их сверстники. Некоторые пытаются произносить первые слова, а дальше родители могут увидеть первые сигналы недоразвития речи.

Дети с алалией в два года часто не произносят отдельные слова, используют только звукоподражания, оперируют одним-двумя словами, при этом не стараются (не могут) расширить свой словарный запас .

iconmonstr-quote-5 (1)

Если ребенок понимает маму, но при этом не говорит, мы можем подозревать моторную алалию.

В этом случае у малыша нарушается производство речи (нарушена связь между зонами мозга, создающими звук, и зонами, управляющими мышцами рта), а вследствие этого и понимание обращенных к нему фраз. У ребенка с моторной алалией не формируется внутренняя речь (он не соотносит слово с его образом у себя в голове), из-за этого у крохи может развиться вторичная умственная отсталость.

Если же ребенок не понимает речь взрослых, не запоминает новые слова, не соотносит слово с движением/предметом/качеством, которое оно обозначает, даже после многократных повторений, то это свидетельствует о наличии сенсорной алалии (нарушена связь между зонами мозга, отвечающими за восприятие всех звуков, и зонами обработки речевых звуков).

iconmonstr-quote-5 (1)

Очень часто сенсорную алалию на начальных этапах принимают за нарушения слуха.

Но ребенок слышит хорошо! Проблема в том, что его мозг недостаточно хорошо обрабатывает речевые стимулы.

Причины возникновения алалии

Так в чем же причина такого серьезного нарушения «производства» и понимания речи?

Врачи выдвигали разные предположения. Самой распространенной версией возникновения алалии называют повреждения речевых областей головных полушарий при родах. Среди причин часто звучат асфиксия новорожденных, сильный токсикоз в первой половине беременности.

К неблагоприятным факторам, которые могут способствовать развитию алалии, относят психотравмы матери, резус-несовместимость, кровотечения, преждевременные, затяжные, стремительные роды, травмы головы во время родов, стимуляцию родов. Дети, перенесшие нейроинфекции или другие заболевания мозга, получившие до года травмы головы, также находятся в группе риска.

Моторная алалия – это недоразвитие или отсутствие речи, которое обусловлено органическим поражением головного мозга (корковых речевых центров), произошедшим в пренатальном периоде развития или у детей первых лет жизни. При этом ребенок понимает чужую речь, но не может воспроизводить ее самостоятельно. Данное патологическое состояние диагностируется примерно у 1% детей дошкольного возраста, а также у 0,2–0,6% школьников. Более подвержены моторной алалии мальчики, у которых заболевание регистрируется примерно в два раза чаще, чем у девочек.

Речь является важным компонентом нервно-психического развития ребенка. Становление речи происходит на протяжении первых лет жизни ребенка, в дальнейшем это определяет качество речи во всех возрастных периодах. Речевой акт осуществляется при посредстве системы органов, которые относятся к речевому аппарату. Речевой аппарат состоит из центральной и периферической частей. Центральная часть речевого аппарата представлена структурами нервной системы (речевые зоны коры головного мозга, мозжечок, проводящие пути, подкорковые узлы, нервы, которые иннервируют голосовые, артикуляторные, дыхательные мышцы и пр.). Периферическая часть речевого аппарата состоит из голосового (гортань с голосовыми связками), артикуляционного (губы, язык, верхняя и нижняя челюсти, твердое и мягкое небо) и дыхательного отделов (грудная клетка с трахеей, бронхами и легкими).

Нарушения в той или иной из указанных структур приводят к развитию разных видов речевых расстройств. К основным причинам развития моторной алалии относят патологии центра Брока и проводящих путей, к нему относящихся. Центр Брока – это участок коры головного мозга, который находится у правшей в задненижней части третьей лобной извилины левого полушария мозга и обеспечивает моторную организацию речи.

Причины и факторы риска

Моторная алалия является полиэтиологическим патологическим состоянием, т. е. таким, которое может быть обусловлено негативным воздействием многих факторов. К основным причинам, которые могут послужить причиной органического поражения речевых центров коры головного мозга, относятся:

  • инфекционные заболевания, заражение которыми происходит внутриутробно или во время родов;
  • травматизация плода (например, при падении беременной женщины);
  • высокий риск самопроизвольного прерывания беременности;
  • наличие у беременной женщины хронических заболеваний (артериальная гипо- или гипертензия , сердечная или легочная недостаточность и пр.).

Кроме того, к развитию моторной алалии могут приводить недоношенность, асфиксия новорожденного , внутричерепная родовая травма. У детей первых лет жизни к причинам возникновения патологии относятся генетическая предрасположенность, энцефалит , менингит , некоторые соматические заболевания, которые приводят к истощению центральной нервной системы. Факторами риска развития моторной алалии могут быть частые заболевания у детей первых лет жизни (эндокринологические патологии, острые респираторные вирусные инфекции , пневмония , рахит), проведение оперативных вмешательств под общим наркозом, недостаточность речевых контактов, педагогическая запущенность, госпитализм (совокупность соматических и психических расстройств, которые обусловлены продолжительным пребыванием в стационаре в отрыве от близких людей и дома).

Моторная алалия у детей способна приводить к нарушениям письменной речи (дислексия и дисграфия). Кроме того, у пациентов может развиться заикание, проявляющееся при формировании у ребенка навыков устной речи.

Формы алалии

Согласно классификации по В. А. Ковшикову выделяют такие формы алалии :

  • моторная (экспрессивная);
  • сенсорная (импрессивная);
  • смешанная (мотосенсорная или сенсомоторная в зависимости от преобладания нарушения развития экспрессивной или импрессивной речи).

Моторная алалия, в свою очередь, в зависимости от локализации поврежденного участка подразделяется на:

  • афферентную – поражаются нижние теменные отделы левого полушария, чему сопутствует кинестетическая артикуляторная апраксия;
  • эфферентную – поражаются премоторные отделы коры головного мозга.

Симптомы моторной алалии

Для моторной алалии характерно наличие как неречевых, так и речевых симптомов.

К неречевым проявлениям патологии, в первую очередь, относятся такие двигательные нарушения, как недостаточная координация движений, неловкость, слабое развитие моторики пальцев рук. Моторная алалия у ребенка также может сопровождаться трудностями в формировании навыков самообслуживания (например, зашнуровывание обуви, застегивание пуговиц), а также в выполнении точных мелких движений кистями и пальцами рук (складывание паззлов, конструкторов, мозаики и т. д.). Также у детей с моторной алалией нередки расстройства памяти (в частности, слухоречевой), восприятия, внимания, эмоциональной и волевой сфер личности. У пациентов с алалией может отмечаться как гиперактивное , так и гипоактивное поведение. У больных, как правило, наблюдается быстрая утомляемость и сниженная работоспособность. Кроме того, у пациентов с алалией часты нарушения движений мускулатуры лица, повышенная раздражительность и агрессия, плохая адаптация к условиям окружающего мира.

Из речевых симптомов моторной алалии у больных отмечаются:

  • ошибочная замена звуков в словах другими (литеральная парафазия);
  • выпадение звуков из слова (элизия);
  • устойчивое повторение слова или фразы (персеверация);
  • ограничение словарного запаса (в первую очередь глаголов, отглагольных форм);
  • объединение слогов разных слов (контаминация); замена слов на сходные по смыслу или звучанию;
  • выпадение из фразы предлогов, неправильное согласование слов во фразе.

Наблюдается абсолютное преобладание в речи пациента с алалией имен существительных в именительном падеже. Кроме того, при данной патологии может наблюдаться полный или частичный отказ от речи (речевой негативизм). На фоне основных симптомов патологии у ребенка может развиться заикание .

При афферентной моторной алалии пациенту потенциально доступно выполнение различных артикуляторных движений, однако звукопроизношение при этом нарушено.

В случае эфферентной моторной алалии основным речевым дефектом выступает невозможность выполнения серии последовательных артикуляционных движений, это сопровождается сильным искажением слоговой структуры слов.

Более подвержены моторной алалии мальчики, у которых заболевание регистрируется примерно в два раза чаще, чем у девочек.

Словарный запас пациента с алалией значительно беднее возрастной нормы. Больной с трудом усваивает новые слова, активный словарь состоит в большей степени из слов и фраз повседневного обихода. Недостаточный словарный запас может приводить к неправильному пониманию значения слова, неуместному употреблению слов. Пациенты с алалией, как правило, изъясняются простыми короткими предложениями, что приводит к грубому нарушению формирования связной речи у ребенка. У больных возникают сложности в определении причины и следствия, главного и второстепенного, временных связей, передаче смысла событий, последовательного их изложения. В некоторых случаях при моторной алалии у ребенка имеются только звукоподражания, лепетные слова, употребление которых сопровождается активной мимикой и/или жестикуляцией.

Нарушение умственного развития у пациентов с алалией возникает по причине речевой недостаточности. При развитии речи данные нарушения постепенно компенсируются.

Все этапы формирования речевых навыков (гуление, лепет, слова, фразы, контекстная речь) у больного алалией запаздывают. На развитие речевых навыков у пациентов с алалией влияет ряд факторов, среди которых важнейшими являются степень поражения головного мозга ребенка, возраст, в котором была диагностирована патология, общее развитие, регулярность занятий с ребенком родителей. В некоторых случаях после длительного речевого негативизма ребенок начинает говорить и быстро осваивает речь, у других пациентов наблюдается раннее начало формирования речевых навыков, однако в дальнейшем речь еще длительное время остается скудной, также возможны иные варианты.

Диагностика

Для диагностики моторной алалии необходимо обследование ребенка детским оториноларингологом, неврологом, логопедом, психологом.

При проведении логопедического обследования ребенка значительное внимание уделяется сбору перинатального анамнеза и особенностям раннего развития пациента. Для постановки диагноза моторной алалии необходимо оценить желание ребенка говорить, определить наличие затруднений в повторении услышанного, слуховое восприятие, активное использование мимики и жестов, восприятие и понимание речи, наличие эхолалии. Кроме того, отмечается уровень активного и пассивного словарного запаса, слоговая структура слов, произношение звуков, грамматический строй речи и фонематическое восприятие.

Для оценки выраженности повреждения головного мозга может потребоваться проведение электроэнцефалографии , эхоэнцефалографии, магниторезонансной томографии головного мозга , рентгенологического исследования черепа.

Для дифференциальной диагностики с сенсорной алалией и тугоухостью применяют аудиометрию, отоскопию и некоторые другие методы исследования слуховой функции.

Требуется дифференциальная диагностика с дизартрией , аутизмом , олигофренией , задержкой речевого развития.

Моторная алалия диагностируется примерно у 1% детей дошкольного возраста, а также у 0,2–0,6% школьников.

Лечение моторной алалии

Лечение моторной алалии комплексное. Формирование речевых навыков проводится на фоне медикаментозной терапии, основной целью которой является стимуляция созревания мозговых структур. Пациентам назначаются ноотропные лекарственные средства, витаминные комплексы.

Эффективны в лечении моторной алалии такие физиотерапевтические методы , как электрофорез , магнитотерапия , лазеротерапия, дециметроволновая терапия, транскраниальная электростимуляция, иглорефлексотерапия , электропунктура, гидротерапия .

Немаловажная роль при лечении моторной алалии отводится развитию общей (крупной) и ручной (мелкой) моторики ребенка, а также памяти, мышления, внимания.

Логопедическая коррекция моторной алалии включает работу со всеми аспектами речи и включает не только занятия с логопедом, но и регулярные специально подобранные упражнения в домашних условиях. При этом формируется активный и пассивный словарный запас ребенка, ведется работа над фразовой речью, грамматикой, звукопроизношением, развивается связная речь. Хороший результат обеспечивают также логопедический массаж и логоритмические упражнения.

Возможные осложнения и последствия

Моторная алалия у детей способна приводить к нарушениям письменной речи (дислексия и дисграфия). Кроме того, у пациентов может развиться заикание, проявляющееся при формировании у ребенка навыков устной речи.

Прогноз

Успешная коррекция алалии наиболее вероятна при раннем начале лечения (начиная с 3-4 лет), комплексном подходе и системном воздействии на все составляющие речи. При своевременном и адекватном лечении прогноз благоприятный.

Немаловажное значение имеет степень органического повреждения головного мозга пациента. При незначительных повреждениях патология полностью излечима.

Профилактика

В целях профилактики развития моторной алалии следует обеспечить все необходимые условия для нормального протекания беременности, родов, а также здоровья и развития ребенка. Для этого женщинам в период беременности рекомендуется выполнение ряда профилактических мер:

  • при наступлении беременности следует вовремя стать на учет, своевременно проходить все необходимые обследования и выполнять рекомендации врача;
  • минимизировать риск заражения инфекционными заболеваниями, своевременно лечить имеющиеся заболевания;
  • избегать травмоопасных занятий;
  • избегать чрезмерных физических нагрузок;
  • отказаться от вредных привычек;
  • выполнять комплекс упражнений гимнастики для беременных.

Для обеспечения ребенку нормального развития рекомендуется:

  • регулярно посещать педиатра и других врачей (по необходимости);
  • делать ребенку необходимые по возрасту прививки (при отсутствии противопоказаний);
  • выполнять с ребенком развивающие упражнения, подходящие для его возраста;
  • избегать травмирования ребенка, особенно травм головы;
  • доброжелательно общаться с ребенком, уделять ему внимание, разговаривать с ним;
  • поддерживать нормальный психологический климат в семье.

Видео с YouTube по теме статьи:


Алалия у детей очень часто не поддается полному излечиванию.

О том, что такое алалия, можно подробно узнать у врача-логопеда: это заболевание, связанное с полным отсутствием речи в результате поражения отдельных участков головного мозга.

Таких детей нужно отличать от глухонемых и умственно отсталых – они имеют хорошую память и слух.

Причины болезни

Детский головной мозг сильно уязвим к травмам и нарушениям. Они возникают как внутриутробно, так и в возрасте до года. Во время беременности влияние на мозг ребенка оказывают причины:

  • алкоголь;
  • курение;
  • гормональный сбой;
  • стресс и депрессия;
  • гипертонус матки;
  • внутриутробные инфекции;
  • отслоение плаценты;
  • маточная недостаточность;
  • падения;
  • травмы.

В таком случае у новорожденного может развиваться хроническая гипоксия. Также при родах имеется риск повреждения мозга:

  • долгое пребывание головки грудничка в тазу матери;
  • обвитие пуповиной;
  • обильное излитие околоплодных вод;
  • слабая родовая деятельность;
  • переохлаждение новорожденного;
  • отсутствие дыхания в первые часы жизни.

Эти последствия могут вызвать острую гипоксию плода, которая может привести к смерти грудничка.

В возрасте ребенка до года алалия может быть спровоцирована:

  • краснухой;
  • менинго-энцефалитом;
  • соматичекими болезнями;
  • черепно-мозговыми травмами;
  • ушибами головы.

Виды алалии

В медицине выделяют два основных вида алалии:

  • моторная;
  • сенсорная.

При моторной алалии у грудных детей возникает патология нарушения речевых навыков из-за поражения мозгового центра Брока. Ее условно разделяют на 3 уровня:

  • первый – полное непонимание речи;
  • второй – проявление некоторых особенностей речи;
  • третий – речь с грамматическими ошибками.

Симптомы моторной алалии

Первые симптомы алалии у детей становятся явными в возрасте с двух лет, когда отделы детского головного мозга более-менее развиты и ребенок пытается произносить слова. Алалия может активно развиваться у подростков, если вовремя не начать лечение.

К основным признакам относятся:

  • нарушение движения;
  • отсутствие навыков самообслуживания;
  • раздражительность;
  • понимание речи взрослого;
  • неразборчивость в числах, падежах и склонениях;
  • задержка умственного развития;
  • общение с взрослыми на уровне жестов;
  • невозможность проведения речевых операций.

Что такое алалия — должны знать родители, чьи дети имеют похожие симптомы. Точное представление о болезни поможет быстрее устранить речевые дефекты.

Основные характеристики речи

Характеристика ребенка с моторной алалией следующая:

  • наличие громкого голоса;
  • правильное произношение мягких и звонких согласных (в отличие от дислалии);
  • слова похожи на лепет;
  • нарушение особенностей речи (съедание окончаний, пропуск слогов и т.д.);
  • тяжелое восприятие вопроса и ответа на него;
  • неправильное использование знакомых слов;
  • нарушение письменной речи (как при дислексии).

При психолого-педагогической характеристике детей с моторной алалией малыши склонны к быстрой утомляемости, они гиперактивны, расторможены или заторможены.

Они негативно относиться к речи, не произносят слова, даже если понимают их значение; не могут самостоятельно одеться или покушать. Замечается нарушение со стороны памяти, эмоционально-волевой сферы, восприятия и внимания.

При сенсорной алалии повреждается мозговой отдел центра Вернике, отвечающий за понимание речи окружающих людей. Основным признаком такой болезни является невозможность соотнести предметы с речью. Поэтому ребенок или подросток не может говорить.

Очень часто врачи ставят ошибочный диагноз, приписывая больному хроническую глухоту. В этом случае ребенка отправляют на обследование к сурдологу, где малышу проверяют уровень слышимости, а затем к логопеду и психиатру для назначения лечения. К логопеду также обращаются дети, страдающие заиканием.

Правила диагностики алалии

Диагностика заболевания проходит по схеме:

  • постоянное изучение анамнеза больного;
  • прохождение электроэнцефалограммы;
  • обследование на слух;
  • проверка развития интеллекта.

Лечение детской алалии

Если диагноз подтвержден, то болезнь нужно лечить немедленно. Есть только один способ лечения. Терапия начинается с индивидуальных занятий с логопедом и одновременным принятием витаминов группы B. Здесь ребенка учат:

  • правильно произносить слова;
  • выполнять различные речевые операции;
  • делать артикуляционную гимнастику (рот, щеки, язык);
  • акцентировать внимание на предметы;
  • расширять свой словарный запас;
  • соотносить предметы со словами.

Индивидуальные занятия должны продолжаться дома с родителями. Взрослые рассказывают и показывают на предметы, а ребенок за ними повторяет. При алалии малыш испытывает сильное психическое расстройство, поэтому ни в коем случае нельзя его заставлять насильно говорить, если он сопротивляется.

Лечить алалию также можно с помощью медикаментозной терапии или в редких случаях народными средствами. Медикаментозное лечение начинается с применения ноотропных лекарств. Они улучшают умственную деятельность и память, повышают защитные функции мозга от неблагоприятных последствий.

Так как препараты оказывают психостимулирующее действие, их назначают в первой половине дня. Подбор оптимального лекарства осуществляется с учетом индивидуальных особенностей больного. Сильно выраженных побочных действий от ноотропных препаратов – не наблюдается.

Занятия в клинике

Вылечить алалию можно в специализированных клиниках. Такой способ является одним из самых эффективных, так как с детьми занимаются по специально разработанной методике:

  • развитие когнитивной функции;
  • формирование морфологического и звукового анализа;
  • восстановление смысловых сторон речи и прочее.

В таких клиниках можно получить консультацию врача-логопеда, невролога, психоневролога, психиатра. Они смогут дать советы по лечению, питанию и диете ребенка во время заболевания. В этом случае питание должно быть дробным и правильным; ребенку нужно есть больше овощей и фруктов, а также нежирные сорта мяса: курица, индейка, кролик, говядина.

Физиологические процедуры

К комплексному лечению, а также для профилактики — добавляются физиопроцедуры:

  • лазеротерапия;
  • магнитотерапия;
  • водолечение;
  • иглорефлексотерапия (для детей старше трех лет).

Профилактика алалии заключается в нормальном течении беременности и родов, а также раннем развитии ребенка.

Доктор советует

Алалия у детей возникает намного реже, чем другие похожие заболевания. Однако ее лечение занимает не один год. К вопросу выздоровления всегда нужно подходить комплексно: принятие таблеток, занятия с логопедом, прохождение физиопроцедур, плавание в бассейне, диета и прочее. Соблюдение советов доктора во время беременности, кормление малыша грудным молоком и спокойный эмоциональный климат в семье являются самой лучшей панацеей от любых детских болезней.

Видео к статье

Алалия - это отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном . Причиной алалии является поражение речевых центров головного мозга в результате нарушения или травм и заболеваний головного мозга, перенесенных ребенком до 1 года, то есть до появления речи. Этим алалия отличается от , при которой нарушается уже существовавшая . Различают моторную и сенсорную алалию. При моторной алалии ребенок не говорит (издает лишь нечленораздельные звуки), но понимание речи может сохраниться; при сенсорной алалии ребенок не понимает обращенную к нему речь.

Детей, страдающих алалией, обучают в специальных .

Алалия (от греч. отрицательной приставки а- и lalia - речь) - отсутствие или ограничение речи у детей вследствие поражения в доречевом периоде речевых зон больших полушарий головного мозга или их недоразвития. При установлении диагноза алалии следует учитывать нарушение слуха, механические причины нарушений артикуляции, анартрии (см.) и расстройства интеллекта.

Этиология алалии разнообразна: сосудистые, воспалительные процессы, интоксикация и травмы головного мозга, алиментарно-трофические, обменные нарушения во внутриутробном, натальном и в раннем периоде постнатального развития (от 1 до 10 месяцев жизни ребенка). Дети с легкими формами алалии нередко к периоду школьного обучения уже владеют фразовой речью, но испытывают значительные трудности в обучении чтению и письму (дислексия, дисграфия).

Различают моторную и сенсорную алалию, соответственно обусловленные нарушением функций лобно-теменных и височных областей больших полушарий головного мозга. Это деление условно, так как при моторной алалии нередко наблюдаются сенсорные нарушения и наоборот. Алалия может быть и тотальной.

Моторная алалия характеризуется нарушением двигательной функции речи при сохранении в основном ее понимания. Отсутствие речи до 2-2¼ лет должно внушать опасения. Дети с моторной алалией обычно стесняются своего дефекта. Они отказываются говорить, даже если обладают определенным речевым запасом, проявляя своеобразный «речевой негативизм», и предпочитают пользоваться жестами. Овладев артикуляцией речевых звуков, такие дети испытывают трудности в овладении звукосочетаниями, что выражается в перемещении фонем, упрощениях; с появлением слов наблюдаются слоговые парафазии, например «ломоток» вместо «молоток». Переход к фразам выявляет аграмматизм, который является наиболее стойким. С накоплением словарного запаса аграмматизм нарастает; у детей с алалией он выражается в неправильных падежных окончаниях, отсутствии предлогов, союзов, наречий. Письмо в период становления речи отражает весь путь речевого развития: оно аграмматично и изобилует различными парафазиями.

Сенсорная алалия характеризуется расстройствами понимания речи при сохранении элементарного слуха. У детей с сенсорной алалией нарушен фонематический слух и крайне лабильно слуховое внимание. В противоположность моторной алалии дети, страдающие сенсорной алалией, проявляют речевую активность даже в период лепетной речи. Они отличаются от слабослышащих и глухонемых звонким голосом, сохранностью интонации, реакцией на звуки даже небольшой интенсивности, не пользуются зрением для улавливания речи, жестикуляцию сопровождают голосовой реакцией. Речь их непонятна для окружающих.

Для обучения больных с моторной алалией разработана специальная система, способствующая развитию их речи. Методы обучения при сенсорной алалии разработаны мало. В логопедической практике используется ряд методических приемов. Обучение звукам начинают одновременно с обучением буквам. Сравнительно рано начинается работа над усвоением грамматического строя речи. См. также Речь (расстройства).

Алалия представляет собой частичное или полное отсутствие речевой функции, которое вызвано органическим поражением участков головного мозга, отвечающих за речь. При алалии характерно очень позднее развитие речевых реакций, скудность словарного запаса, грубое нарушение структуры слога и произношение звуков.

Кроме того, в случае алалии недоразвитие речи имеет системный характер, то есть, нарушен как лексико-грамматический компонент, так и фонетический, также отсутствует импрессивная и экспрессивная речь.

Основной причиной алалии является раннее органическое повреждение центральной нервной системы из-за патологии при течении беременности и родов. Но в последнее время все больше набирает популярность наследственный фактор в формировании и развития речи у ребенка.

Диагностируют алалию приблизительно у 0,9% детей дошкольного возраста и у 0,5% школьников, причем данная патология чаще встречается у мальчиков.

Что же приводит к развитию алалии? Такие факторы многообразны и могут влиять в разные периоды развития плода и ребенка. Так, к поражению речевых зон коры головного мозга может привести гипоксия плода, угроза прерывания беременности, травматизация плода, а также наличие хронических заболеваний будущей мамы (гипертензия, гипотония, сердечная недостаточность), гипертонус матки во время беременности, преждевременные и стремительные роды, нарушение гормонального фона, нервное перенапряжение, асфиксия новорожденного. После рождения ребенка факторами возникновения алалии могут быть резкие громкие звуки, крики, отсутствие контакта ребенка с матерью, соматические заболевания, энцефалит, менингит, травмы головы, полученные ребенком в первые годы жизни, фактор наследственности (патология развития речи у родителей), воздействие токсичных веществ, перенесенные операции под общим наркозом, педагогическая запущенность.

Обычно в анамнезе детей, страдающих алалией, присутствует не один, а несколько факторов, приводящих к такой мозговой дисфункции.

Диагностирование алалии проводится логопедом, иногда педиатром, невропатологом. Диагноз ставится на основании результатов рентгенографии черепа, магнитно-резонансной томографии. Проводится исследование устной речи ребенка, формулирование предложений, правильное понимание и произношение слов.

За длительный период изучения алалии, было выработано большое количество классификаций алалии, которые зависят от степени выраженности патологии речи, механизма и проявлений заболевания. Но в данное время выделяется классификация, согласно которой выделяют: сенсорную (импрессивную) алалию; моторную (экспрессивную) алалию; смешанную (выражены признаки сенсорной и моторной алалии).

Сенсорная алалия характеризуется патологическим восприятием и пониманием речи, при этом слух у пациента – без патологий. При сенсорном недоразвитии речи ребенок практически не понимает что говорят окружающие, а речь малыша – это набор бессмысленных слов или их обрывков, звукосочетаний. То есть речь бессвязна и лишена смысла, непонятна для окружающих (так называемый «словесный салат»). В основном, у детей с сенсорной алалией, наблюдаются повторения звуков, слов, слогов, пропуски слогов или их замена, но таких детей это совершенно не тревожит, они используют жесты и мимику.

Патология развития речи, естественно, приводит к задержке умственного и интеллектуального развития, нарушение поведения. Такие дети не могут сконцентрироваться и удержать внимание, часто отвлекаются, у них неустойчиво слуховое восприятие, они импульсивны, поведение хаотичное, но иногда бывает и наоборот – ребенок замкнут, молчалив.

Моторная алалия характеризуется неврологическими, психологическими и речевыми проявлениями, а именно: слабое развитие моторики рук (ребенку тяжело себя обслуживать), плохо координируемые движения, неловкость, наблюдаются нарушения памяти, восприятия и внимания. Поведения детей с моторной алалией характеризуется как гиперреактивностью, так и малоподвижностью, заторможенностью. Дети быстро утомляются, интеллектуальное развитие у пациентов страдает из-за речевой недостаточности.

Кроме того, при моторной алалии характерно нормальное восприятие чужой речи, а собственная речь развивается с грубыми отклонениями или вообще не развивается. Все стадии развития речевых навыков происходят позже, чем положено.

Основным речевым дефектом речи при моторной алалии является отсутствие возможности выполнения артикуляционных движений, что существенно искажает слоговую структуру слов (в дальнейшем может развиться заикание). Словарный запас состоит преимущественно из существительных в именительном падеже, другие части речи – ограничены, фразы представляются в виде коротких предложений, наблюдается нарушение формирования связной речи. В случаях грубой формы моторной алалии у ребенка наблюдаются только отдельные слова, звуки, которые сопровождаются мимикой и жестами.

Коррекция при любых формах алалии должна носить медицинский, психологический и педагогический характер. Больные алалией получают необходимую помощь в специализированных коррекционных центрах, санаториях. Пациенты получают медикаментозную помощь, которая направлена на стимуляцию мозговых структур, физиотерапию, электрофорез, водолечение, а также должно быть обучение общей и мелкой моторики, развитие психических функций (развитие внимания, памяти, мышления). Занятия с логопедом должны охватывать все стороны речи: при моторной алалии – стимулируется речевая активность, формирование словаря и фразовой речи, улучшается произношение звуков, а при сенсорной алалии идет работа над различием речевых и неречевых звуков, пониманием фраз, правильным построением речи. Также необходимо обучать ребенка письму, чтению, так как это позволяет лучше усвоить материал.

Методы профилактики алалии включают в себя недопущение родовых травм головного мозга, избегание травм головы ребенка, так как это может повлечь необратимые патологические процессы и скажется на развитии ребенка.

Но конечно же, болезнь проще предупредить, чем лечить, поэтому, чтобы не допустить риска развития алалии у ребенка, необходимо обеспечить нормальное и безопасное для здоровья малыша протекание беременности (своевременно посещать гинеколога, выполнять его рекомендации, свести до минимума риск заражения инфекционными заболеваниями, отказаться от вредных привычек), а после рождения малыша необходимо обеспечить ему нормальное развитие (посещать педиатра по графику, не допускать травм головы, заниматься с ребенком).

Лечение алалии - это грамотная логопедическая коррекция речевых навыков пациента, для чего индивидуально разрабатывается схема занятий. На таких занятиях педагог и логопед должны работать синхронно. Обычно легче поддается лечению сенсорная алалия, для преодоления моторной алалии необходимо больше времени. Медикаментозное лечение включает в себя витаминные курсы и препараты, положительно воздействующие на процессы головного мозга. При лечении алалии необходим постоянный контроль со стороны педиатра и невролога.

Доброго времени суток, дорогие родители. Так как только люди, непосредственно связанные с малышами, могут интересоваться тем, что такое алалия у детей – симптомы этой болезни проявляются именно у ребят в дошкольном или младшем школьном возрасте. Но если на проблему вовремя не обратить внимания, то последствия могут быть серьезными, вплоть до значительного отставания в умственном развитии.

Сложность в том, что данная дисфункция развития речи малыша до определенного времени может быть незаметной. Родители просто списывают отсутствие речевых навыков у чада на индивидуальные особенности. Мол, одни учатся ходить, ползать, говорить, читать быстрее, другие медленнее, и ничего страшного в этом нет.

А у соседа ребенок вообще до шести лет молчал, и ничего! В чем-то это утверждение верно, но если кроха не умеет «агукать», а в два года говорит всего пару слов – пора бить тревогу.

Мало кто из родителей, не столкнувшихся лично с недугом, знают, что такое алалия у детей, каковы ее симптомы и способы лечения заболевания. Тем не менее, от этой проблемы не застрахована ни одна семья.

Алалия – это неврологическая болезнь, характеризующаяся отставанием в развитии речи или ее полным отсутствием. При этом проблема не в нежелании ребенка общаться из-за характера, темперамента или психологических блоков, а в поражении мозговых центров.

Виды алалии

Врачи выделяют два вида болезни, отличающихся по своей сути и симптоматике.

Моторная алалия

это недостаток экспрессивной речи из-за нарушения работы той части мозга, что отвечает за речедвигательную функцию. То есть ребенок все понимает, но не может правильно произнести слова и даже слоги, заменяя некоторые слова или их элементы более простыми или нечленораздельными звуками.

Сенсорная алалия

Второй тип – это сенсорная алалия. Ее определение проще – это невозможность ребенка понимать речь при отсутствии аномалий в строении слухового аппарата.

Характеристика данного заболевания давно разработана врачами-неврологами: при этом виде алалии поражены участки головного мозга, призванные анализировать слуховые импульсы. Простыми словами, ребенок вроде бы слышит речь окружающих, но не может разобрать, что именно говорят, для него это просто набор звуков.

Врачи выделяют три степени болезни:

  • 1-я – невозможность понимать и воспроизводить речь;
  • 2-я – явные проблемы речи;
  • 3-я – отдельные ошибки в произношении.

Причины алалии у детей

Причинами возникновения алалии у детей могут быть разные факторы.

При внутриутробном развитии это:

  • инфекции;
  • стрессы матери;
  • падения;
  • вредные привычки (спиртное, курение);
  • гормональные сбои;
  • отслоение плаценты;
  • гипертонус матки.

В родах негативно на речевом развитии могут сказаться:

  • использование щипцов;
  • долгое нахождение плода в тазу роженицы;
  • плохая родовая деятельность;
  • отсутствие дыхания после рождения;
  • обвитие шеи ребенка пуповиной.

В возрасте до трех лет проблемы с речевым развитием могут спровоцировать:

  • менингит;
  • энцефалит;
  • краснуха;
  • черепно-мозговые травмы;
  • соматические заболевания.

Как диагностировать алалию

Диагностика проводится сразу несколькими специалистами – психологом, неврологом, логопедом. Все они устанавливают наличие проблем с мозгом и уровень поражения. Эти же специалисты в будущем и будут заниматься лечением болезни.

Но заподозрить неладное и отвести ребенка на раннюю диагностику помогут симптомы болезни.

Алалия у детей — симптомы

Симптоматика болезни может быть ярко выраженной или стертой, последняя усложняет диагностику. В целом же симптомы напрямую зависят от типа алалии.

Моторная алалия

Моторная алалия характеризуется:

  • нарушением координации движений;
  • в младенчестве кроха не произносит звуков, даже самых простых типа «агу»;
  • сложностью в самообслуживании, к примеру, малыш не может застегнуть пуговицы, завязать шнурки;
  • заторможенностью или наоборот гиперактивностью ребенка;
  • задержкой умственного развития;
  • привычкой общаться не словами, а жестами;
  • проблемами артикуляции;
  • часто наблюдается заикание;
  • использованием простых, примитивных слов, словарный запас очень маленький;
  • ребенок вполне понимает, что ему говорят окружающие, может выполнить действия, не связанные с речью (принести предмет, подать игрушку).

Сенсорная алалия

Сенсорному типу болезни присущи:

  • недостаточное понимание речи окружающих;
  • ребенок путает слова, падежи, переставляет слоги, складывает части разных слов в одно, говорит только начало слова или же его окончание;
  • повторяет отдельные слова, не замечая их связи, ведь для него это просто звуки;
  • малышу сложно общаться с другими, он плохо социализируется;
  • для детей школьного возраста характерна низкая успеваемость.

Сенсомоторная алалия

Сенсомоторной называют комбинированную алалию, при которой нарушена как импрессивная, так и экспрессивная речь, то есть ребенку сложно как понять, что говорят, так и самому что-то произнести.

В этом случае симптомы двух типов соединяются воедино.

Коррекция и лечение алалии

Своевременная и регулярная коррекция речи помогает в большинстве случаев исправить дефект и если не сделать из ребенка оратора, то, по крайней мере, почти сравнять его со сверстниками. К сожалению, тяжелые формы порой бывают неизлечимы, и малыш даже в более взрослом возрасте будет значительно отставать в умственном развитии.

Как правило, лечение является комплексным:

  • физиотерапия (использование лазера, электромагнитного излучения, водолечения, акупунктуры, ДМВ для стимуляции работы мозга);
  • логопедические тренировки со специалистом для разработки артикуляции и четкого выговора звуков, букв и слов;
  • прием витаминных комплексов для активизации мозговых процессов;
  • консультации у психолога для устранения возможных отклонений;
  • рекомендуется раннее посещение детского сада или групп развития детей для социализации малыша.

При сильных отклонениях в развитии детей бывает проще отправить на обучение в специализированный интернат, где с ними круглосуточно занимаются специалисты. Но далеко не каждый родитель согласиться на такое, правда?

Как заниматься дома самостоятельно

Существуют домашние методы лечения алалии, то есть заниматься проблемой должны не только специалисты, но и сами родители. К примеру, рекомендуется:

  • использовать пальчиковые игры дома для стимуляции биологически активных точек на кончиках пальцев ребенка;
  • при сенсорной алалии стоит помочь крохе ассоциировать слова с их изображениями, картинками, для этого важно читать книги с картинками, называть предметы, указывая на них;
  • часто разговаривать с ребенком, используя простые, понятные слова, делая паузы между фразами;
  • поскорее обучить грамоте, это помогает «подтянуться» и быстрее развиваться в умственном плане, не отставать с учебой в школе;
  • постоянно работать над правильным произношением слов, исправлять кроху и просить его повторить так, как положено.

Также можно использовать простые логопедические игры, разминки, упражнения. Главное – превратить обучение в игру, а не обязанность, не перенапрягать малыша.

Профилактика

Чтобы предотвратить возникновение болезни у ребенка, нужно:

  • тщательно планировать беременность, заранее пройти проверку на инфекции и при необходимости вылечить их, сделать прививки от опасных вирусных болезней;
  • при вынашивании малыша избегать стрессов, падений;
  • постараться сделать роды максимально успешными – выбрать хороший роддом и нормального врача, своевременно обратиться за помощью, прислушиваться к советам акушера;
  • оберегать малыша от болезней, инфекций;
  • регулярно показывать его педиатру, а при наличии подозрений на нервные расстройства – невропатологу или психиатру.

Зная, что такое алалия у детей, ее симптомы и способы устранения, в большинстве случаев удается полностью избавиться от проблемы или существенно улучшить ситуацию. Главное – не сдавайтесь и верьте в свои силы и вашего малыша. Желаю успехов, не забывайте о нас, подписавшись на обновления блога!