Евпатий коловрат родом из. Язык их враг их

ЕВПАТИЙ КОЛОВРАТ, полулегендарный богатырь, рязанский боярин. Зимой 1237/38 с полком в 1700 человек нанёс поражение монголо татарам под Рязанью. Убит в бою. Его подвиги описаны в Повести о разорении Рязани Батыем. Источник: Энциклопедия… … Русская история

Полулегендарный богатырь, рязанский боярин. Зимой 1237/38 с полком в 1700 человек нанес поражение монголо татарам во Владимиро Суздальской земле. Убит в бою. Его подвиги описаны в Повести о разорении Рязани Батыем … Большой Энциклопедический словарь

Полулегендарный богатырь, рязанский боярин. Зимой 1237/1238 с «полком» в 1700 человек нанёс поражение монголо татарам во Владимиро Суздальской земле. Убит в бою. Его подвиги описаны в «Повести о разорении Рязани Батыем». * * * ЕВПАТИЙ КОЛОВРАТ… … Энциклопедический словарь

Герой рязанского народного сказания, совершивший подвиги во время нашествия Батыя. Рассказ о его подвигах сохранился в Повести о приходе Батыевой рати на Рязань, вошедшей в некоторые поздние летописные своды и сборники. Повесть издана Ундольским … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Рязанский боярин и воевода, боец с монголами 1237 г. {Половцов} … Большая биографическая энциклопедия

Легендарный русский богатырь, боровшийся против татаромонгольских завоевателей в 13 в. О борьбе рязанского «вельможи» Е. К. и его «полка» (численностью в 1700 чел.) после взятия татарами Рязани (1237) рассказывается в древнерусской… … Большая советская энциклопедия

Легендарный рус. богатырь, боровшийся против монг. завоевателей в 13 в. О партиз. борьбе рязанского вельможи Е. К. и его полка (численностью в 1700 чел.), развернувшейся после взятия монголами Рязани (1237), рассказывается в др. рус. Повести о… … Советская историческая энциклопедия

Евпатий Коловрат - Евп атий Коловр ат, Евп атия Коловр ата … Русский орфографический словарь

Евпатий Коловрат - ЕВПАТІИ (Ипатій), Коловратъ, полулегендар. рязан. бояринъ, упоминаемый лишь въ позднѣйш. лѣтописяхъ. Послѣ того, какъ Батый въ 1237 г. разгромилъ Рязан. землю, Е. К., находившійся тогда съ кн. Игоремъ въ Черниговѣ, поспѣшилъ на родину и съ… … Военная энциклопедия

Евпатий Коловрат - полулегендарный богатырь, рязанский боярин, герой Повести о разорении Рязани Батыем (1 я пол. 14 в.). Согласно повести после взятия Рязани Батыем (1237) Е. К. появляется в городе, собирает дружину (около 1700 чел.), бросается вслед Батыю и… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Книги

  • , Волков Роман Валерьевич. Был ли легендарный Евпатий Коловрат язычником? Сражался ли он двумя мечами? Как его смогли расстрелять из камнеметов? Где он нашел последнее пристанище? Отчего войско Батыя не пошло на…
  • Евпатий Коловрат. Исторический путеводитель по эпохе , Волков Роман. Был ли легендарный Евпатий Коловрат язычником? Сражался ли он двумя мечами? Как его смогли расстрелять из камнеметов? Где он нашел последнее пристанище? Отчего войско Батыя не пошло на…

Вчера, 30 ноября, в России состоялась премьера фильма «Легенда о Коловрате». Круто! Но кто такой Евпатий Коловрат? Ответить на этот вопрос с ходу могут далеко не все (некоторые и вовсе думают, что это ругательство), поэтому мы решили рассказать вам о нем - о могучем богатыре и главном мстителе на Руси.

Евпатий Коловрат - герой рязанского сказания


Впервые о Евпатии Коловрате упоминается в «Повести о разорении Рязани Батыем», реальном древнерусском тексте о том, как хан Батый разгромил Рязань. При этом ни один историк наверняка не скажет, жил ли Евпатий на самом деле. Принято считать, что жил, но доказательств тому нет - только упоминание о нем в сказании.

Сам Коловрат - не то боярин, приближенный к рязанскому князю Юрию Игоревичу, не то воевода (в разных версиях «Повести» говорится разное). Точно можно сказать, что Евпатий был во всех смыслах здоровый мужик и мог в одиночку положить небольшой отряд монголов.

И да, монголы. В 1237 году армия Батыя начала с Рязани один из походов на Русь. Монголы вообще любили в то время ходить на Север и Запад и требовать от русских князей все подряд: деньги, женщин, воинов и признания монгольской власти. И в в конце 1237 года, так уж вышло, под удар попала Рязань.


Сперва Батый отправил к рязанскому князу Юрию Игоревичу своего человека, чтобы тот объяснил городским властям всю ситуацию. Князь понимал, что Рязань в одно лицо против монголов не выстоит, поэтому отправил за помощью ближайших княжеств своих приближенных. За один из таких квестов взялся и Евпатий Коловрат - он поскакал в Чернигов.

Вместе с тем Юрий Игоревич (это рязанский князь, напомню) попросил своего сына Федора съездить к Батыю. Если верить «Повести», князь хотел преподнести хану какие-то дары, чтобы задержать его от похода на Рязань, но Батый дарам, судя по всему, не обрадовался и порезал почти всех послов вместе с Федором (его супруга дико по этой причине горевала, затем спрыгнула вместе с малолетним сыном с терема и погибла).

Князь Юрий решил, что лучшее в этой ситуации - пойти биться с армией хана. И пошел. В сражении на реке Воронеж русские проиграли и отступили обратно в город. «Повесть» это событие сильно приукрашивает - в ней говорится, что на стороне Рязани бились несколько тысяч человек, а войско Батыя состояло из сотни тысяч воинов. Историк Лев Гумилев считает, что все это выдумки - по его мнению, у Батыя в войске было около 15-20 тысяч монголов.

Так или иначе, после битвы на Воронеже Батый пошел на Рязань, осадил ее и затем устроил там резню. Ночь с 20 на 21 декабря стала роковой: монголы убили чуть ли не всех, кто оборонял город - в том числе и женщин, и детей, и князя со всей его семьей.

Коловрат знаменит одним героическим поступком


Уже когда Батый закончил громить город и пошел дальше, в Рязань вернулся Коловрат. Увидев пепелище и горы трупов, он задумал догнать монголов и со всей силы им отомстить. Евпатий собрал 1700 уцелевших воинов (львиную долю армии он нашел за пределами Рязани) и побежал за Батыем.

Ударить в спину - дело нехитрое, поэтому Коловрат так и сделал. Ничего позорного в этом, к слову, не было - напомню, что даже по самым «реальным» прикидкам, у Батыя было около 15-20 тысяч человек, а у рязанского воеводы - немногим больше полутора тысяч.

Как именно и сколько раз войско Евпатия атаковало монголов, тоже с уверенностью никто не скажет. Многие историки сходятся во мнении, что Коловрат и его люди первые несколько раз напали на армию Батыя из леса, так напугав захватчиков, что те решили, будто им мстят духи погибших жителей Рязани.

Потери среди монголов были настолько большими, что Батый всерьез запереживал. Правда, через некоторое время войскам хана удалось выманить «духов» на открытую местность. Толку от этого было мало: люди Евпатия сражались как в последний раз. Они даже убили монгольского командира Хостоврула, который пообещал живым доставить Коловрата хану.

В общем, одолеть войско Коловрата монголам удалось только с помощью осадных орудий. Осадных орудий, понимаете? Евпатий и почти все его люди погибли, а выживших воинов монголы привели к хану. Батый же, когда узнал всю эту историю, проникся уважением к Коловрату, отдал его тело уцелевшим русичам и отпустил их.

Судя по всему, Коловрат и впрямь был грозным воином


Если сказание о Коловрате имеет хоть что-то общее с реальностью, то можно сказать, что Евпатий был самым настоящим русским богатырем. Поистине мощным парнем.

Таким его изображали на картинах, таким рисовали и в мультфильме «Сказ о Евпатии Коловрате» 1985 года. Да и почти во всех стихотворениях, посвященных воеводе Рязани, он описывается как крупный и сильный дядя.

Лет ему на момент битвы с монголами, к слову, было около тридцати пяти.

В фильме «Легенда о Коловрате» героя играет актер, на богатыря мало похожий. Зато орать во все горло прямо в камеру он горазд. Вы же в курсе, что «Легенда» - это наш ответ ленте «300 спартанцев»? То-то же.


Легенда о Коловрате полна допущений



И все они вполне очевидны. Надо признать, что вся эта история про человека, который одним ударом губил отряд монголов, похожа то ли на комикс про супергероя, то ли на сказку.

Нашествие монголов на Русь - довольно позорный (но не без светлых моментов) период истории древнерусского государства, и событиям того времени нужны свои герои. Их могли попросту придумать.

Если представить, что никакого Коловрата на самом деле не было, и все русские князья вместо того, чтобы собраться и дать отпор монголам, пытались усидеть на своих стульях и не хотели замечать угрозы, становится как-то совсем уж грустно.

Героизм Коловрата не уберег Русь от монголов


Еще один довод в пользу того, что легенда о Коловрате - лишь сказка. Неужели на всей Руси в реальности был только один такой герой? И если нет, то куда они все подевались во время нашествия Батыя?

Короче, ничего здоровяк Евпатий своим подвигом не добился - только отомстил за родной город (не думаю, впрочем, что ему что-то еще было нужно). Монголы же после Рязани и битвы с Коловратом отправились в сторону Владимира, а затем разграбили и дотла сожгли городок, который после этого сыграет ключевую роль в истории Руси. Речь идет о Москве.

Настоящая легенда о Евпатии Коловрате December 3rd, 2017

П. Литвинский. Евпатий Коловрат

Я вам недавно после просмотра нового российского фильма "Легенда о Коловрате". Ну что касается фильма, то все там. А вот что же это за былина хорошо бы узнать подробнее.

Евпатий Коловрат — былинный русский богатырь, рязанский боярин или воевода, герой народных сказаний времен нашествия Батыя на Русь. О его подвиге рассказывает древнерусская «Повесть о разорении Рязани Батыем». Данная повесть сохранилась в списках, самые старые из которых датируются концом XVI века. При этом в трех древнейших списках были отражены три разновидности данного текста согласно классификации академика Дмитрия Лихачева.

Несмотря на отдаленность событий, касающихся этой личности, Евпатий Коловрат является известной фигурой, которая была достаточно широко представлена в русской литературе, главным образом в стихах, поэмах и балладах.

Вот что там говорится...



Фрагмент диорамы "Оборона старой Рязани в 1237 году"

История Евпатия Коловрата связана с одним из самых трагичных эпизодов истории Руси — Монгольским нашествием, также известным как Нашествие Батыя. Это было вторжение войск Монгольской империи на территории русских княжеств в 1237-1240 годах в рамках Западного похода монголов 1236-1242 годов. Серьезная внешняя угроза пришла на Русь в не самый подходящий для нее момент, русское государство находилось в состоянии феодальной раздробленности и не могло противостоять силам захватчиков объединенными силами. С другой стороны противостоять монгольской армии того периода не могли и объединенные племена и государства, о чем свидетельствует завоевание крупных государств Китая, Кавказа и Средней Азии.

Непосредственно вторжение монголов на Русь началось в конце 1237 года. Первым под каток Нашествия Батыя попало Рязанское княжество. Разбив объединенное войско рязанского князя Юрия Игоревича и муромских князей Юрия Давыдовича и Олега Юрьевича на реке Воронеж, монголы двинулись вглубь русских земель. Сам рязанский князь уцелел в этом сражении и вернулся в Рязань, к осаде которой монгольское войско приступило 16 декабря 1237 года. Первые приступы рязанцы смогли отбить, однако силы защитников таяли, а к монголам подходили все новые и новые отряды, которые возвращались из-под взятого 16-17 декабря Пронска, Ижеславля и иных городов. Стоит отметить, что Рязань была защищена десятиметровыми валами, на которых находились высокие дубовые стены с бойницами. Укрепления зимой поливались водой, которая замерзала, делая их еще более неприступными для штурмующих войск.

Защитники Рязани героически обороняли город в течение пяти дней, обрушивая на головы монголов камни, стрелы, кипящую смолу, сражались в рукопашных схватках. Однако на шестой день их силы практически иссякли, многие воины к тому моменту были убиты и ранены, а остававшиеся в строю практически бессменно вели бой на стенах, тогда как монголы могли давать своим войскам отдых, проводили ротацию и получали подкрепления. К тому же на заключительном этапе штурма монголы широко использовали стенобитные машины. Последний штурм города начался в ночь с 20 на 21 декабря, после упорного боя монголы ворвались в город, он пал на шестой день. При этом захватчики устроили в городе резню, уничтожив подавляющее большинство жителей Рязани, включая детей и грудных младенцев, погиб и рязанский князь Юрий Игоревич. Укрепления также были полностью разрушены, а сам город больше никогда не восстанавливался на этом месте. При этом монголы разорили не только Рязань, но и все княжество, уничтожив большое количество городов и городищ. Некоторые из них историки не могут идентифицировать и сегодня. К примеру, неизвестно точное месторасположение Белгорода Рязанского, который был стерт туменами Батыя с лица земли и так и не был восстановлен.

К моменту нашествия монголов на Русь Евпатию Коловрату было порядка 35 лет. По всей видимости, он занимал достаточно почетное место при рязанском князе, был боярином или скорее воеводой. Также он был достаточно опытным воином, талантливым командиром и обладал большой физической силой. Еще до падения Рязани князь Юрий Игоревич отправил своих людей с просьбой о помощи к князьям Владимирским и Черниговским. Именно в Чернигове находился в это время Евпатий Коловрат, здесь его и застала весть о гибели Рязани и смерти князя.

Вернувшись в родные края, он застал город и княжество разоренными и разграбленными. Он встретил лишь выжженную землю и пепелища, заваленные трупами убитых. Коловрат был потрясен жестокостью завоевателей. Возможно, он вернулся в родные земли уже с небольшим отрядом рязанских воинов, находившихся при посольстве к черниговскому князю. На месте он пополнил свои силы уцелевшими людьми, которые находились вне стен города и прятались в лесах. Всего ему удалось собрать отряд общей численностью до 1700 человек. С этими небольшими силами Евпатий Коловрат пустился в погоню за монголами.

Настигнуть завоевателей отряду удалось уже на территории Суздальских земель. Нападения с тыла монголы не ожидали, уверенные в том, что рязанские дружины уже уничтожены полностью. Атаки Евпатия Коловрата на арьергарды монгольского войска оказались для последних внезапными. Скорее всего, Коловрат использовал также тактику партизанских действий, нападения из засад, из леса. В любом случае он с небольшими силами нанес противнику серьезные потери. Монголы, которые не ожидали нападения со стороны разоренного Рязанского княжества, были в ужасе, считая, что это мертвые восстали, чтобы отомстить за себя. При этом, сколько именно боев провел отряд Евпатия Коловрата доподлинно неизвестно, никакого единого мнения на этот счет не существует. Считается, что их могло быть несколько и они были достаточно успешными, так как смогли посеять в тылах монгольского войска настоящую панику.

Происходящее в тылу взволновало Батыя, и он развернул против нападавших значительные силы. В конечном итоге подавляющее преимущество в численности войск решило исход противостояния. Монголы смогли навязать отряду Евпатия Коловрата полевое сражение, фактически в полном окружении. При этом Батый послал против Коловрата брата своей жены Хостоврула. Он похвалился хану, что привезет ему Коловрата живым, однако сам погиб в бою. Как отмечалось в летописи «Повесть о разорении Рязани Батыем», Коловрат рассек его мечом пополам, прямо до седла.

Согласно преданиям, Батый, который не хотел больше терять своих людей, выслал к русским воинам посла с вопросом: «Чего вы хотите?». «Только умереть!» — последовал ответ. В конечном итоге, видя упорство, с которым сражается горстка русских воинов, монголы использовали против них пороки (камнеметные машины, предназначенные для разрушения укреплений). Именно под градом камней погибли последний русские воины из дружины Коловрата и сам богатырь. Считается, что восхищаясь храбростью Евпатия Коловрата, а также в знак уважения его мужеству Батый отпустил захваченных в плен ранеными рязанских воинов из его отряда с телом убитого витязя, чтобы они похоронили его согласно своим обычаям.

Личность Евпатия Коловрата, как и многих персонажей и событий XIII века, по понятным причинам окутана множеством вопросов и тайн. К примеру, достаточно часто обсуждаются вопросы был ли Евпатий христианином или язычником? Считающие его язычником указывают на его имя и фамилию. По их мнению, коловрат — это славянский языческий символ солнца, а имени Евпатний нет в Святцах. Неверными являются оба утверждения. Не существует ни одного этнографического источника, который подтверждал бы древнеславянское языческое происхождение слова коловрат и его отношение к солнцу. Напротив, достоверно известно, что коловратом самострельным называли зубчатое приспособление для взведения станковых самострелов, установленных на особом станке — раме с колесами (на Руси самострелами называли арбалеты). И фамилия Евпатия может иметь прямое отношение к данному устройству или арбалетному делу.

Если же говорить про само имя Евпатий, то это видоизмененная форма греческого имения Ипатий. В Древней Руси оно было достаточно распространенным, так как было связано с почитаемым святым священномучеником Ипатием Гангрским. В честь него в Костроме даже был сооружен один из самых старых русских монастырей. При этом небольшие изменения в произношении и написании имени Ипатий связаны с особенностями языковой традиции и не представляют собой чего-то особенного. То же греческое имя Георгий в славянской традиции видоизменилось сразу в два разных производных имени — Егор и Юрий.

Памятник Евпатию Коловрату в Рязани

Также существует версия о том, что Евпатий — это собирательный образ, который может символизировать собой даже не различных людей, а всю Русь, которая гибнет, но не сдается захватчикам. Той же «Повести о разорении Рязани Батыем» характерны черты эпичных былинных песен XIII-XIV веков. Данное произведение можно рассматривать больше как художественное, нежели историческое. На это же может указывать символизм и гипербола, которые присутствуют в повествовании, также в тексте повести имелись многочисленные неточности, связанные с историческими персонажами. Однако даже если Евпатий Коловрат — это лишь красивая легенда и сам он собирательный образ лучших русских богатырей или даже всей Руси, она все равно важна для нашей истории. Как бы там ни было, во время Монгольского нашествия на Русь вполне можно было встретить русских людей невиданной силы духа, способных на совершение самых разных подвигов. Благодаря таким людям русские воины и смогли снискать славу в мире, а сами русские воспринимаются, как заслуживающий уважения народ.

В настоящее время в нашей стране существует три памятника, посвященных Евпатию Коловрату. Все три расположены на территории Рязанской области. Первый был размещен в городе Шилово, по некоторым источникам именно этот населенный пункт и был родиной Коловрата. Второй памятник, он же самый известный, в 2007 году установили в самой Рязани, он расположен в центре города на Почтовой площади и находится сравнительно недалеко от Кремля. Третий памятник был установлен на выезде из деревни Фролово в сторону деревни Ряссы (в Шиловском районе области).

АПД: в комментариях многие начали разбирать в деталях эту легенду. Я вот интересуюсь, а про Илью Муромца не будете разбирать правильно ли он со Змеем Горынычем воевал? Илья то Муромец -

В декабре 1237 года войско монгольского хана Батыя вторглось в пределы Руси. Первой из Русских земель разорению подверглось Рязанское княжество. Это событие описано во многих древних летописях. Сохранилось и художественное произведение – «Повесть о разорении Рязани Батыем». Оно содержит множество деталей, о которых не сообщается в летописях. Среди прочего, там рассказывается о подвиге Евпатия Коловрата.

Согласно «Повести», Евпатий Коловрат был одним из знатных бояр Рязанского княжества. Когда его застигла весть о нашествии Батыя на Рязань, он находился в Чернигове вместе с одним из рязанских князей, Ингварем Ингваревичем. Очевидно, Коловрат был одним из бояр княжеской свиты. Когда Коловрат узнал о нашествии монголо-татар, он бросил своего князя и с малой, как пишут, дружиной (очевидно, это была собственная дружина боярина, не князя) помчался из Чернигова к Рязани. Но на месте Рязани Коловрат увидел только трупы и пепелище. Тем не менее, ему каким-то образом удалось собрать дружину в 1700 человек и выступить по следам Батыя. Нагнал он войско грозного завоевателя уже где-то в Суздальской земле.

Там дружина Коловрата внезапно напала «на станы Батыевы. И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары точно пьяные или безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись… Почудилось татарам, что мёртвые восстали». Устрашённый Батый направил, чтобы захватить Евпатия живьём, богатыря Хостоврула, сына своего шурина. Но Коловрат разрубил Хостоврула пополам. Татары смогли одолеть дружину Коловрата только с помощью стенобитных катапульт. Евпатий погиб. Его тело принесли Батыю. Хан похвалил храбрость сражённого врага и отдал его тело взятым в плен его дружинникам, которых, из уважения к доблести их предводителя, отпустил. Некоторые редакции «Повести» сообщают дополнительные сведения об Евпатии. В частности, по отчеству он был Львович. Дружинники привезли его тело в Рязань, где оно было торжественно похоронено в январе 1238 года.

Теперь попробуем разобраться в этих сведениях и сопоставить их с известными фактами. «Повесть», как положено героическому сказанию, изобилует фантастическими эпизодами и эпическими преувеличениями. Понятно, что использовать стенобитные орудия против живой силы в полевом сражении – абсолютно неэффективно, и что эти орудия (именовавшиеся на Руси «пороками») упомянуты только для того, чтобы подчеркнуть ярость Коловратовой дружины. Видимо, именно «пороки» больше всего поразили русских из всего военного арсенала монголов, и русские приписали этим орудиям свойства чудо-оружия.

Непонятно, откуда Коловрат, по прибытии в Рязанскую землю, смог собрать дружину из 1700 храбрых и могучих мужей, если Рязанская земля перед этим подверглась опустошению, и все ратные люди полегли в битвах. Если это не полный вымысел, то невольно спрашивается: где же и почему они отсиживались в то время, когда их земляки гибли в неравной борьбе с захватчиками? Впрочем, древние источники всегда грешат преувеличениями в том, что касается численности войск, количества жертв войн, масштабов стихийных бедствий и т.д. Само упоминание того, что Коловрат перед погребением был отпет в соборе Рязани, показывает, что город отнюдь не был полностью разрушен монголами, если, конечно, эпизод с торжественными похоронами не был придуман позднее.

Но есть подробности, которые было незачем придумывать. Так, сын шурина Батыя назван по имени – Хостоврул. Это имя явно не монгольское и не тюркское. Насколько известно, до сих пор никто из историков не пытался объяснить ни его происхождение, ни то, откуда автору «Повести» могло быть известно имя сына ханского шурина.

«Повесть» известна по нескольким спискам, древнейшие из которых – не ранее второй половины XVI века, то есть отстоят от описываемых событий более чем на три столетия. Правда, сопоставляя их с другими памятниками, знатоки древнерусской литературы считают, что «Повесть» была сложена до конца XIII века. Но следует иметь ввиду, что датировки других памятников, относимых к этому времени, тоже гипотетичны.

Историки сомневаются в существовании самого князя Ингваря Ингваревича, если это, конечно, не Ингварь Игоревич, рязанский князь, правивший с 1217 года. Правда, он умер в 1235 году, но известие об его смерти в том году единичное, и нельзя исключать, что он был жив и в 1237 году. «Повесть» рассказывает, что в Рязани оказали сопротивление Батыю князья Юрий и Олег Ингваревичи (то есть его сыновья), и оба погибли. С каким именно князем мог находиться в Чернигове Коловрат, в точности установить невозможно. Но нет ничего невозможного в том, что он там был на момент Батыева вторжения. Как известно, рязанские князья были ветвью Ольговичей, княживших в Чернигове. Между двумя княжескими домами поддерживались близкие отношения.

Несмотря на обилие неправдоподобных деталей, вполне объяснимых жанром героического произведения, Евпатий Коловрат вполне может быть признан исторической личностью. Нет никаких противопоказаний тому, что рязанский боярин с таким именем действительно был, что он в декабре 1237 года находился в дружественном Рязани Чернигове, что он не успел на родину до решающей схватки земляков с Батыевой ратью, что он с толпою уцелевших воинов нападал на какие-то отставшие отряды монголов (партизанил, иначе говоря). Народная молва со временем приписала Евпатию невиданные подвиги и вплела его в сюжет героической саги.

Кстати, Коловрат это не фамилия, как почему-то многие думают. Фамилий в те времена на Руси вообще не было. По отцу, как уже сказано, Евпатий был Львовичем. Коловрат могло быть прозвищем либо вторым именем. Князья Рюрикова дома носили в то время славянские и скандинавские имена, и больше известны именно под ними, а не под христианскими именами, дававшимися им при крещении. Вплоть до XVII века на Руси даже среди дворян сохранялась традиция называться вторым именем, связанным с каким-то человеческим качеством или чувством (Удача, Потеха, Обида, Истома и т.д.). Коловрат значит обращающийся, поворачивающийся. Возможно, этим прозвищем он был наделён за свою ловкость в рукопашном бою. Популярная ныне этимология имени Коловрат от обращения солнца по небосводу не имеет научного подтверждения.

Евпатий Коловрат – личность скорее легендарная, чем историческая. О нём мало что известно историкам, немного сохранилось и текстов – письменных и устных, в которых этот рязанский князь бы упоминался.

Евпатий Коловрат фигурирует в народном рязанском сказании и в древнерусской «Повести о разорении Рязани Батыем», написанной довольно поздно – только в XVI веке, через три столетия после предполагаемого подвига.

И хотя в этих памятниках, по сравнению с другими средневековыми текстами, фантастических деталей практически нет, описываемые события всё равно кажутся неправдоподобными.

Это и понятно – народные сказания отражают чувства и эмоции простых людей, впавших в отчаяние из-за какого-либо бедствия, поэтому почти всегда содержат иррациональный сюжет; а летописи, хроники и прочие средневековые исторические сочинения основывались на тех самых народных сказаниях, рационального научного метода древняя история ещё не знала.

Легендарность фигуры Евпатия подтверждается тем, что он упоминается вместе с рязанским князем Ингварем Ингваревичем, существование которого нынешними историками отвергается (он отождествляется с собственным отцом – Ингварем Игоревичем, также рязанским князем, умершим в 1235 году.

Рязанское княжество

В феодальной раздробленности Древней Руси и последующем нашествии Батыя Рязанское княжество играло особую роль. Оно было первой русской землёй, граничащей с владениями татаро-монголов; поэтому Рязань приняла на себя первый удар захватчиков.

Евпатий Коловрат с войском фото

В этом княжестве правили потомки черниговских князей, поэтому Рязань имела тесную связь с Черниговским княжеством. Кроме того, ранее Рязанское княжество находилось в составе Владимирского, близкие отношения с которым рязанцы продолжали сохранять и в период независимости.

Нападение

«Повесть о разорении Рязани Батыем» рассказывает, что когда татарский хан подошёл к Рязани и потребовал десятую часть богатства, князь был в нерешительности. С одной стороны, он одарил Батыя подарками и послал к нему сына Фёдора для переговоров, а с другой стороны – обратился за помощью во Владимир и Чернигов.

Хан остался неумолим; не получив желаемого, он убил Фёдора и ворвался в город, население которого полностью уничтожил. Но тексты «Повести» и народного сказания говорят, что некоторая часть рязанцев пряталась за пределами города, а некоторые отлучились в другие места по делам. Все они, конечно же, выжили и в будущем составили ополчение, вышедшее сражаться с Батыем.

Не было в городе и приближённого рязанского князя – боярина Евпатия Коловрата, который находился как раз в Чернигове. Получив известие о разорении родного города, он поспешил туда. Застав Рязань опустошённой, он собрал всех, кто остался в живых, и отправился в погоню за татарским войском. Захватчики, видимо, не ожидали такого выпада, поэтому уходили не спеша, радуясь своей победе.

Евпатий Коловрат со своим «малым войском», которое составляло, по некоторым данным, всего 1700 человек, напал на татарский арьергард на территории Суздальского княжества и весь его перебил. Текст повествует, что сражались воины князя столь свирепо и нещадно, что их мечи тупились, и тогда они отбирали мечи у татар и били врага ими. Батый впал в изумление от этого поступка.

Поняв, что рязанский воевода – человек непростой, он отправил ему навстречу Хостоврула, брата своей жены. Тот хвастливо пообещал хану, что приведёт Евпатия к нему живым. Однако вместо этого он погиб, сразившись с ним один на один: Евпатий рассёк его мечом пополам, прямо до седла. Хостоврул привёл с собой большой отряд, который воины Евпатия беспощадно перебили, несмотря на значительное превосходство врага в числе.

битва Евпатия Коловрата фото

Рассказ сообщает, что погубить Евпатия татары смогли только с помощью «пороков» - камнемётных орудий, которые обычно использовались для штурма крепостных стен. Батый был так поражён храбростью русских воинов, что решил отдать тело Евпатия русичам, чтобы они его с честью похоронили, и отпустил их с миром.

Датировка «Повести о разорении Рязани Батыем»

К датировке исторического памятника, сообщающего о подвиге Евпатия Коловрата, учёные пришли не сразу. Были те, кто считал, что она написана «по горячим следам», то есть в XIII веке. Другие выдвигали версии, относящие повесть к XIV и даже к XV веку. Установить точную дату написания произведения современным учёным помогли сопоставительный анализ его с другими произведениями древнерусской литературы и другие соображения.

Вот некоторые из них:

Текст имеет совпадения с другими воинскими повестями Древней Руси, насыщен шаблонами и штампами, характерными для литературных памятников XV – XVI веков;

Автор повести красочно описывает отвагу и гибель русских воинов, поэтично изображает сражение, однако забывает и путает имена фигурировавших в событии князей, воевод, бояр и церковных деятелей, путает их родственные связи, следовательно, он явно описывал «дела давно минувших дней»; Для автора повести важна назидательная, богословская составляющая рассказа, он предпринимает попытку философски осмыслить описанные события, всё это не могли сделать жители разорённой Рязани и близлежащих городов в XIII веке: испытывавшему бедствия русскому народу было не до философских размышлений.

Воспитательная направленность рассказа, в свою очередь, является объяснением того, почему автор повести не стремился подробно изучить и отразить исторические реалии; Назвать рязанское войско в 1700 человек «малой дружиной» мог лишь автор, живший в «послемонгольское» время, когда русские земли объединились и создали некое подобие постоянной армии. В условиях феодальной раздробленности XIII века отряд в 1700 человек – это огромная толпа, составляющая значительную часть населения среднего княжества.