Екатерининский сад царское село. Екатерининский дворец и парк

Для справки. На месте будущего Царского Села находилась небольшая усадьба «Saris hoff», или «Saaris moisio» (в переводе с финского - «мыза на возвышенном месте»), а по-русски - Сарская мыза, обозначенная на шведских картах XVII столетия. Сразу по окончании Северной войны мыза была подарена А. Д. Меншикову, назначенному генерал-губернатором освобожденного края, а 24 июня 1710 года по приказу Петра I «отписана» его будущей жене Екатерине Алексеевне (официальное бракосочетание Петра I с Екатериной состоялось в феврале 1712 года) и включена в разряд дворцовых земель.
В 1710–1720 годах на месте усадьбы начинает создаваться загородная царская резиденция, вокруг которой появляются деревни, а также слобода дворцовых служителей. Постепенно планировка ансамбля упорядочивается. А с началом дворцового строительства Старая мыза получила высокий титул Царского Села.
Композиционным центром ансамбля является Большой Царскосельский (Екатерининский) дворец. Главный фасад Екатерининского дворца ориентирован в сторону Александровского парка, противоположный - обращён на юг и выходит в Екатерининский парк.

Со стороны города отчётливо видны церковный и великокняжеский (Императорский лицей) флигели, а Зубовский корпус и Термы Камерона скрыты со стороны парка.

Поражают масштабы Екатерининского дворца, длина главного фасада которого (без флигелей) составляет 280 метров. Екатерининский дворец является одним из самых крупных исторических зданий Санкт-Петербурга.

По кончине Екатерины I, Царскосельское имение перешло к будущей императрице Елизавете Петровне. При ней, Царское Село превратилось в одну из главных летних императорских резиденций, где огромное внимание уделялось строительству.
Современники были буквально ослеплены роскошью отделки дворца. Когда Елизавета приехала с двором и иностранными послами осмотреть законченный дворец, то всякий спешил выразить императрице свой восторг и удивление, один только французский посол не говорил ни слова. Императрица, заметив его молчание пожелала знать его причину и получила на это в ответ, что он не видит здесь самой главной вещи: «футляра на сию драгоценность».
Дворец перестраивался всё царствование Елизаветы. Позднее, Екатерина II говорила в своих записках: «Здешний дворец тогда строился, но это была работа Пенелопы: завтра ломали то, что сделали сегодня. Дом этот был шесть раз разрушен до основания и вновь выстроен прежде, чем доведён был до состояния, в каком находится теперь…».

Во время Великой Отечественной войны город Пушкин оказался в зоне оккупации. Несмотря на заранее подготовленный план и героические усилия оставшихся работников музея, эвакуирована была лишь четвёртая часть фондов.
Пытались эвакуировать и знаменитую Янтарную комнату, однако пробное снятие узкого панно показало, что без значительных повреждений демонтировать её не получится. Тогда и было принято решение законсервировать Янтарную комнату от возможных повреждений и оставить во дворце...

Екатерининский дворец. Фрагмент фасада. Фото М. А. Величко. 1944.

Когда в город вошли немцы, в Екатерининском дворце, в личных покоях Александра II расположилось гестапо, в подвалах дворца - тюрьма. Нижний этаж был превращён в гигантский гараж, дворцовая церковь - в стоянку и мастерскую для мотоциклов, а в церковных куполах размещался наблюдательный пункт.
Екатерининский дворец получил сильнейшие повреждения от бомбёжек и пожаров, больше всего пострадала центральная часть дворца с Большим залом. Дворец был разрушен так сильно, что после войны вначале даже планировалось его не восстанавливать.

Екатерининский дворец в Пушкине. Первая антикамера. Фото С. Г. Гасилова. 1944.

21 марта 1944 года состоялась научно-техническая конференция, посвященная вопросу реставрации пригородных дворцов (Петергоф, Пушкин, Павловск, Гатчина). О том, как решалась судьба Екатерининского дворца, узнаём из стенографического отчёта: «...это самое тяжелое место для подлинного восстановления. Почему же такая странность: меньше сгорело, а восстановить труднее? Дело в том, что вся обработка в других дворцах была монументальной - состояла из штукатурных украшений, искусственного мрамора, который не сгорает до конца, и т.д. А в Детскосельском дворце все парадные части не были оштукатурены, они имели гладкие кирпичные стены, на которых сделан деревянный каркас, по которому делались деревянные щиты, а затем шла деревянная резьба. И все затянуто шелками. И пожар уничтожил все деревянное. Но, к счастью, не все погибло: сохранился Большой зал, он, во всяком случае, восстановим, а вот анфилада погибла. Екатерининские Агатовые комнаты сохранились, но не сохранился зал Камерона. Что же делать? Половина сохранилась, и половина нет. И волей судеб приходится оставить дворец - дворцом: дворец Елизаветинской и последующих эпох».
Мастерство реставраторов возродило основные черты былого великолепия императорской резиденции, а к 300-летию Петербурга была воссоздана и утраченная Янтарная комната.

А теперь небольшая прогулка по парку.
Екатерининский дворец и Горбатый гранитный мост через Рыбный канал.

Горбатый гранитный мост через Рыбный канал.

Екатерининский парк состоит из двух частей: регулярного Старого сада и пейзажного Английского парка. Старый (Голландский) сад основал, по преданию, сам Петр I. Эту легенду приводит в своем сочинении «Достопамятности Санкт-Петербурга и его окрестностей» (1817) П. П. Свиньин: «Петр I, заезжая иногда сюда прохлаждаться молоком к старой голландке Сарре, пленился местом сим…» и собственноручно насадил платановые и дубовые аллеи.
Так или иначе, но именно голландские мастера садово-паркового дела Я. Роозен и И. Фохт распланировали в 1720-х годах Старый сад на трех уступах перед царицыным дворцом. В это же время на третьем уступе были устроены Зеркальные пруды, а на речке Вангазе, стекавшей с холма, - еще два пруда: Верхний (Большой) и Мельничный, позже вошедший в систему Каскадных, или Нижних, прудов.
В середине XVIII века сад был расширен, перепланирован и украшен скульптурой. Ф.-Б. Растрелли спроектировал павильоны «Эрмитаж» и «Грот», а также Катальную гору.

Павильон «Эрмитаж» и чаша с химерами.

Тогда же на территории к югу от дворца и вокруг Большого пруда, был разбит пейзажный «английский сад».

Мраморный мост.
Также мост называют Сибирская мраморная галерея. Мост поставлен над узкой протокой, соединяющей Большой пруд с соседним, на котором был создан архипелаг из 7 островков. На них в раскрашенных по рисункам А. Ринальди домиках жили лебеди. Эти островки по сей день сохраняют название Лебяжьих.
Детали моста были вытесаны уральскими мастерами на Екатеринбургской гранильной фабрике из местного голубовато-серого горношитского и белого становского мраморов.

Лебяжьи островки

Комплекс из трех павильонов, издавна называемый Адмиралтейством. Был возведен на берегу Большого пруда, на месте деревянного шлюпочного сарая.

В нижнем этаже центрального корпуса хранились лодки, использовавшиеся для катания придворных по Большому пруду; отсюда и название зданий - Адмиралтейство. В XIX веке здесь находилась коллекция гребных судов разных стран мира.
Эта традиция перешла в Царское Село от петровского потешного флота, существовавшего в свое время на прудах Московского Кремля. Плавание на богато украшенных и подсвеченных огнями фонарей судах было неотъемлемой частью праздничных вечеров. Эта уникальная коллекция, связанная с историей русского флота, погибла во время Великой Отечественной войны.

Птичник (один из двух корпусов-башен).

По сторонам от центрального павильона располагаются два корпуса, издавна называемые Птичными домиками, или Птичниками, в которых прежде содержались различные водоплавающие птицы (утки, лебеди), а также фазаны и павлины.
Между главным зданием и корпусами, соединенными оградой, выполненной на Монетном дворе в Санкт-Петербурге, в XVIII веке были расположены садики и два круглых пруда.

В архитектурный комплекс Адмиралтейства входил и построенный в 1780-х годах Матросский домик. Здесь жили матросы-гребцы, которые в XVIII веке катали по пруду и перевозили гуляющих по парку на остров Большого пруда.
Похоже, традиции возобновляются.

Центральный корпус Адмиралтейства от Гранитной террасы.

Павильон «Зал на острову»

В XVIII и начале XIX века павильон, предназначенный для концертов и отдыха катающихся на лодках, изредка использовался для придворных обедов.

Ещё один остров на Большом пруду. Дикий (Пустой) остров. Не трудно догадаться, что назван так из-за отсутствия каких-либо построек.

Екатерина II спешила явить просвещенной Европе сад, не только разбитый в новейшем вкусе, но и украшенный памятниками, прославляющими величие ее царствования. Так, в честь российских побед в русско-турецких войнах были воздвигнуты в 1770–1780-х годах Башня-руина, Чесменская, Морейская, Крымская колонны, Кагульский обелиск, Турецкий киоск и Турецкий каскад.

Чесменская колонна

Отражение

Башня-руина

Башня представляет собой аллегорию погребенной под османской империей Греции. Руина выглядит как частично ушедшая в недра земли тосканская колонна, верх колонны завершается квадратной в периметре площадкой, античные развалины венчает круглая турецкая надстройка.

Турецкий каскад.

Красный (Турецкий) каскад представляет собой плотину с двумя сужающимися кверху «готическими» башенками по сторонам. Стены башенок из красного кирпича были обработаны нишами со стрельчатыми завершениями; их белые рустованные обрамления отчетливо выделяются на кирпичном фоне. Узкие щели-бойницы в нишах и зубчатый парапет придавали каскаду вид своеобразного крепостного сооружения.

В начале XIX века к числу памятников русской славы прибавились ворота «Любезным моим сослуживцам», посвященные победе над Наполеоном, а в середине столетия ансамбль Екатерининского парка был завершен павильоном «Турецкая баня».

В 1850–1852 годах по распоряжению императора Николая I на небольшом мысе в юго-западной части Большого пруда велось строительство нового сооружения - павильона «Турецкая баня». По времени создания Турецкая баня является последней постройкой на территории Екатерининского парка.

Автором проекта, задуманного как своеобразный мемориал Русско-турецкой войны 1828–1829 годов, был архитектор И. А. Монигетти, избравший в качестве образца для павильона турецкую мечеть. Купол сооружения украсили рельефные орнаменты, а высокий минарет, увенчанный шпилем с полумесяцем, придал ему особую живописность.

Вернёмся к временам Екатерины II. О чуткости императрицы - просветительницы и законодательницы - к новейшим веяниям в искусстве свидетельствовали павильон «Холодная баня» с Агатовыми комнатами и Камеронова галерея, Концертный зал и другие классицистические постройки. Сооружение литых чугунных Готических ворот и множества металлических мостиков демонстрировало высокий уровень развития русской промышленности. В свою очередь, разнообразные по художественному решению парковые павильоны и беседки напоминали о том, что сад создан для удовольствий и отдыха.

Камеронова галерея от цветочного партера.

Задуманная императрицей Екатериной II для прогулок и философских бесед и осуществленная Ч. Камероном галерея расположена на склоне холма, на границе регулярной и пейзажной частей Екатерининского парка.

Скульптурная коллекция бронзовых бюстов

В 1780–1790 годах на галерее установили бронзовые бюсты, выполненные в литейной мастерской Санкт-Петербургской Академии художеств.
Скульптурная коллекция, украсившая Камеронову галерею по воле Екатерины II, воплощает продуманную идеологическую программу и составляет единый цикл, отражающий мировоззрение великой императрицы.
Выражая в подборе исторических персонажей свои взгляды, подобно английским аристократам первой половины XVIII века, Екатерина II включила в свою скульптурную галерею изображения богини Юноны, Платона, Гомера, Овидия, Сенеки, Цицерона и Демосфена. Отнюдь не случайно в числе первых был установлен бюст Сенеки. Древнеримскому философу и драматургу, полагавшему, что при справедливом правителе, носителе разума, монархия может быть залогом благоденствия государства, принадлежит выражение «Только мудрец умеет быть царем», которое любила повторять Екатерина II.

Собрание бронзовых кумиров Екатерины II

Террасу Камероновой галереи, бельэтаж Зубовского флигеля, где располагались личные покои Екатерины II, и Агатовые комнаты Холодной бани, в которых императрица в утренние часы читала, просматривала государственные бумаги и отвечала на письма, соединяет Висячий сад.

Со стороны сада можно попасть во второй этаж Холодной бани.

Модель Холодной бани была закончена в 1780 году, и весной того же года началось строительство павильона - небольшого двухэтажного здания. В его нижнем этаже были расположены помещения для водных процедур, а в верхнем - шесть богато отделанных помещений для отдыха и развлечений, получившие название «Агатовых комнат».
Со стороны Висячего сада и Камероновой галереи верхний этаж Холодной бани воспринимается как совершенно самостоятельный одноэтажный парковый павильон.

Зеркальная площадка Зубовского флигеля. Слева бюст императора Марка Аврелия, справа Висячий сад с Холодными банями.

Зеркальная площадка Зубовского флигеля. Скульптура Венера Каллипига

Флигель, получивший название Зубовского по имени одного из фаворитов императрицы Екатерины II, был пристроен к Большому Царскосельскому дворцу в 1779–1785 годах по проекту архитектора Ю. М. Фельтена.
Помещения второго этажа, спроектированные и отделанные Ч. Камероном и Д. Кваренги, составляли личную половину императрицы и включали Купольный зал, Китайский зал, Серебряный кабинет, Опочивальню, Синий кабинет (Табакерку), Зеркальный кабинет, Рафаэлевскую комнату, Камерюнгферскую и Уборную.
Образующие единый комплекс интерьеры Камерона соединялись висячим садом с павильоном «Холодная баня».

Зубовский флигель

Помещения нижнего этажа, также созданные Камероном и Кваренги, предназначались для фаворитов: здесь поочередно размещались Г. А. Потемкин, А. Д. Ланской, А. М. Дмитриев-Мамонов и П. А. Зубов. Впоследствии в этой части дворца жили родственники и приближенные императорской семьи. Флигель имел отдельный подъезд, также получивший название Зубовского.

В 1865 году на лугу перед южным фасадом Зубовского флигеля был устроен Собственный императорский садик с большим мраморным фонтаном и Перголой - верандой в итальянском стиле, что придало этой части парка законченный вид.

В 1780-х годах архитектор Д. Кваренги построил в Екатерининском парке Концертный зал, охарактеризованный им как «зал для музыки с двумя кабинетами и открытым храмом, посвященным богине Церере». Подтверждением того, что павильон был задуман как храм Цереры, служило панно «Жертвоприношение Церере» в его большом зале с изображением статуи богини в портике храма, перед которым установлен жертвенник. Первоначально павильон называли «Храмом Дружбы», но с 1788 года по желанию Екатерины II он стал именоваться «Музыкальным» или «Концертным» залом.

Неподалёку от Концертного зала в кустах обнаруживаем рояль. Шутка. Кухня-руина! Как же долго я её искала, видела на фотографиях других авторов и всё не могла понять, где же, где она находится?!

Интересно, что при создании Кухни-руины Д. Кваренги воспользовался находившимися в его распоряжении фрагментами подлинных античных памятников - мраморными капителями, карнизом и фризом с высеченными гирляндами.
В верхней части стен и в промежутках между колоннами установлены шесть гипсовых барельефов, отлитых скульптором К. Альбани и намеренно поврежденных с целью придания им характера глубокой древности, навевающей меланхолические размышления. В нишах на фасадах Кваренги поместил античную пластику и внутри павильона также расставил несколько скульптур, не дошедших до наших дней. Имитация разрушенного памятника древности выполнена строителями Кухни-руины с исключительным мастерством: местами обнажена выветрившаяся кирпичная кладка, карниз и штукатурка стен покрыты трещинами. По словам И. Э. Грабаря, Кваренги построил «руину такой чарующей, убедительной подлинности, что с трудом веришь в ее поддельность».

Насладившись красотой, выпутываемся из кустов и попадаем в царство китайской символики и колорита. Скрипучая (китайская) беседка.

Экзотический павильон, называемый Скрипучей (Китайской) беседкой расположен на границе между пейзажной частью Екатерининского парка и Подкапризовой дорогой, сразу за которой находится Китайская деревня. На кровле беседки укреплен флюгер в виде китайского знамени, который при вращении на ветру издает громкий скрип: этим объясняется одно из названий беседки - Скрипучая.

Мы продолжаем осмотр достопримечательностей Санкт-Петербурга и его окрестностей и сегодняшний день хотим посвятить прогулке по Екатерининскому дворцу и парку в Царском Селе (ныне город Пушкин).

Вы тоже можете по нашим следам совершить виртуальную прогулку по Екатерининскому Дворцу и Парку, чтобы ощутить атмосферу этого исторического места.

А теперь еще больше подробностей!

Добраться до Екатерининского Парка получается достаточно быстро. А, главное, очень просто. В 100 метрах от станции метро «Московская» находится стоянка автобусов и маршруток, отправляющихся в пригороды Санкт-Петербурга.

С номерами мы не заморачивались. Проще было спрашивать водителя про то место, куда нам нужно было доехать. Город Пушкин, Царское Село, Екатерининский Дворец — этих волшебных слов было достаточно, чтобы добраться до места.

Мы сразу же заняли место в небольшом автобусе, который следовал до города Пушкин. Заплатили по 36 руб. И через 45 минут водитель высадил нас на остановке возле парка и даже объяснил, куда нам идти дальше.

Первое, что нас поразило — это огромное количество зелени и удивительный воздух. Аромат свежескошенной травы переплетался с запахами цветущих деревьев. Вдоль нашего пути, который проходил вдоль парка, текла небольшая речушка, в которой самозабвенно ныряли многочисленные утки, выискивая себе пропитание. А на берегу дремала небольшая утиная семейка, вызывая умиление всех проходивших мимо людей.


Добраться до входа в парк оказалось очень легко. Ориентиром служили красивые золотые купола храма возле Екатерининского дворца.

Вход в Парк открыт с 10 часов, а во Дворец — с 12 часов. Выходной день — вторник.

Безо всяких очередей приобрели билеты на вход в парк. Стоимость 120 руб. (льготный билет 30 руб.). Такие цены были летом 2014 года.

Не забудьте в кассе взять карту Екатерининского Парка! По ней очень удобно ориентироваться, чтобы не пропустить достопримечательностей и не заблудиться на огромной территории Парка.

Вы можете найти копию этой карты немного .

Какая удача, что денек выдался очень приятный! С утра на небе было пасмурно, зато не было дождя. А это, как мы поняли, для Петербурга редкая удача. А ближе к обеду на небе даже появлялось солнце, что позволяло воспринимать парк в совершенно других красках.

На входе нас встречал музыкант.


Он так замечательно вписывался в окружающую картинку, а мелодия его волшебной флейты очень здорово настраивала на совершенно другую эпоху. И все это как-то легко позволило оставить за воротами современный мир и погрузиться в красоту и роскошь царской жизни.

Увидев длинную очередь в сам дворец, решили начать с прогулки по территории парка.

Было около 11 часов, и до начала работы дворца оставался целый час. А ждать в очереди открытия, когда кругом такая красота, совсем не хотелось. Подробнее про сам дворец, про порядок и режим его работы можно почитать .

Утренняя прогулка по Екатерининскому дворцовому парку обещала быть чудесной. Народу с утра здесь было совсем мало, а самые первые виды производили неизгладимое впечатление.


Как же здесь все красиво! И лес, и газоны, и цветники. В парке проложено множество тропинок, по которым можно долго прогуливаться, наслаждаясь чистым ароматным воздухом,


вдыхать потрясающий запах цветов и свежескошенной травы, любоваться аллеями,


старинными постройками,


фонтанами,


скульптурами,


а также многочисленными каналами и озерами. Конечно, жаль, что многие из них находились в весьма заболоченном состоянии. Но если представить, как это выглядело несколько сот лет назад, то остается только восхищаться этой рукотворной красотой, которая была здесь создана.

Огромное впечатление произвело мощное многоствольное дерево, мимо которого невозможно было пройти не сфотографировавшись.


Постепенно мы дошли до Большого Озера. В самом его центре располагался остров, утопающий в зелени деревьев. В глубине находился красивый зал, а рядом с островом возвышалась Чесменская колонна. Добраться туда возможно было только по воде.

И здесь неожиданно для себя мы увидели небольшой паром , на котором было возможно доехать до острова и даже дальше — до противоположного берега.


Разумеется, сделать это можно было за дополнительные деньги. Почему-то во многих достопримечательностях Санкт-Петербурга и его окрестностях практикуется эта система многочисленных дополнительных сборов за каждое действие внутри парка. Входные билеты не включают в себя ничего, кроме входа. И даже туалеты на многих территориях стоят дополнительных (немалых) денег.



Но в этот прекрасный день не хотелось думать о таких мелочах, а выглянувшее солнышко очень заманчиво приглашало нас прокатиться на этом небольшом пароме по гладкой и прозрачной водной поверхности старинного озера.

В стоимость билетов 200 руб. (льготный — 100 руб.) входил переезд на остров, который находится посередине озера, аудио-экскурсия во время плавания, 20-минутная прогулка по острову и возвращение на берег. При этом можно было вернуться к месту, с которого отплывали, а можно было на другом пароме доплыть до противоположного берега.

Вы можете найти причалы паромов по карте. Маршрут движения выделен пунктирной линией через Большое Озеро.

Начало работы парома с 12.00. Мы как раз оказались здесь в это время и даже успели выпить кофе с потрясающими булочками. Они были настолько вкусны, насколько огромной была цена на них. 😯 Паром собрал около 15 человек, сопровождающий нас сотрудник ударил в колокол и включил запись аудиогида. На этом его работа закончилась, а наша поездка началась.

Паром очень медленно скользил по водной глади, на небе светило солнышко, вокруг пахло деревьями и цветами. Под легкую музыку аудиогид рассказывал нам о парке, о его постройках и насаждениях, об истории и традициях царского двора.

Через 15-20 минут мы причалили к острову.

Оказаться на острове — всегда очень романтично. Поэтому было глупо не воспользоваться такой возможностью. И ощущения, когда небольшой кусочек суши окружает вода, всегда очень необычны.

Наша небольшая группа довольно быстро разбрелась по крошечной территории, затерявшись между деревьями. И создавалось полное впечатление, что ты один находишься в тишине на совершенно необитаемом острове.

Кроме замечательного леса и небольшого парка, здесь располагался зал, который был закрыт, и знаменитая колонна с орлом.


Только находясь на этом острове, появляется уникальная возможность подойти вплотную к Чесменской колонне . Она возвышается из воды, поэтому перейти к ней возможно по живописному мостику.


И подняться на смотровую площадку, с которой открывается потрясающий вид на парк. Здания, расположенные на берегу, смотрятся отсюда совершенно по-другому. Вот турецкая баня с золоченным куполом.


Вот здание грота отражается в зеркальной воде. А рядом видно, как канал, протекающий под выгнутым мостом, впадает в Большое Озеро.


И еще один замечательный вид на здание «Грота», но уже со 2-го парома, который должен был отвезти нас на противоположный берег озера.


К слову сказать, здесь еще есть возможность покататься по озеру на гондоле. Но когда мы там были, гондола «не работала». Нам удалось сфотографировать только ее нос.

На обратной дороге на пароме вновь можно было слушать аудио-гида, который продолжил свое повествование о том, как здесь все было устроено несколько веков назад.

Неожиданно на паром с острова перелетели несколько голубей и ехали с нами «зайцами» почти до самого берега. 🙂

А возле пристани нас встречали многочисленные утки, которым и в наши дни позволено жить в этом замечательном месте.

После причала парома на противоположный берег мы с удовольствием продолжили прогулку по восточной стороне озера.

Вокруг было множество молодоженов. Как же красиво и гармонично смотрелись здесь женихи с невестами. А свидетели в нарядных длинных платьях и строгих костюмах удивительно вписывались в эти пейзажи: дворцы, изящные мостики, парки. Было полное ощущение, что ты находишься в той эпохе.

Постепенно мы дошли до галереи,


откуда открывается потрясающий вид на регулярный парк. Подстриженные деревья, разноцветные цветочные клумбы, изогнутые тропинки — все это не могло не восхищать.


Совершенно незаметно прошло 2 часа. Ну и теперь наш путь лежал в великолепие которого снаружи просто завораживало.

Мы прогуливались по Екатерининскому Парку в Царском Селе (Пушкин) 27 июня 2014 года. На карте места в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, где уже удалось побывать.

Напишите в комментариях, а какие парковые комплексы вы посещали и какие из них запомнились больше всего.

Находится множество удивительно красивых исторических мест. Одним из них является Екатерининский парк в Царском Селе.

Своим названием Царское Село обязано старой шведской усадьбе, именовавшейся Сарская мыза, существовавшей в этом месте более 300 лет назад. С течением времени название трансформировалось в «Саарское Село», а потом и в привычное нам – Царское. Сам же Екатерининский парк именуется так по находящемуся в нём Екатерининскому дворцу.

Сарская мыза в 1710 году была подарена Петром I Марте Скавронской, в будущем ставшей его женой под именем Екатерины Алексеевны. Работы по постройке дворца начались в 1718 году, архитектором был выбран Иоганн Браунштейн. Одновременно голландские мастера Я. Роозен и И. Фохт проводили работы по планировке и разбивке сада.



Со вступлением на престол Елизаветы Петровны Царское Село становится официальной императорской резиденцией. Первое здание дворца являлось небольшой каменной постройкой, после 1740 года проводятся работы по его перестройке. Но уже через 10 лет дворец кажется правительнице недостаточно парадным, и под руководством Ф. Б. Растрелли дворец перестраивается ещё раз – здание приобретает знакомые нам экстерьеры. Растрелли занимался также и планированием близлежащего парка. В это время на территории появляются павильоны «Эрмитаж», «Грот» и «Зал на острову», сюда перевозят из Зимнего дворца Янтарную комнату.





С течением времени парк расширялся и дополнялся различными скульптурами и садовыми элементами. Тут появились Кагульский обелиск и Чесменская колонна в честь побед русской армии, Башня-руина, несколько разнообразных по архитектуре ворот, были разбиты новые пруды.





В советское время парк был открыт для посетителей как музей и пользовался огромным спросом у приезжающих сюда посетителей. Во время Великой Отечественной войны большая часть строений пострадала от нападения германских войск. Екатерининский дворец был превращён в руины, многие предметы искусства, как например, янтарная комната, были уничтожены или похищены фашистами.

Восстановление музея началось ещё во время войны, а в 1990 году дворец и парк были включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Как добраться

Музей находится в 23 километрах от Витебского вокзала, в городе Пушкине. Добраться сюда можно на личном транспорте, автобусе или маршрутном такси (от станции метро «Московская», «Звездная», «Купчино» до остановки «Парк») или электричке.

Мы выбрали самый удобный вариант – электричка с Витебского вокзала. Стоимость проезда – 47 рублей в одну сторону (лето 2018). Время в пути – около 30 минут.

От вокзала в Пушкине до самого парка можно доехать на автобусе или пройти пешком. На наш взгляд, пешая прогулка будет интереснее – Пушкин очень красивый, ухоженный город. Время в пути – 20–30 минут в зависимости от темпа.

С мая по октябрь вход в парк платный – 150 рублей (лето 2018). В остальное время – свободный. На кассе принимают банковские карты.

  • В мае и июне парк открыт с 7:00 до 23:00.
  • В июле и августе парк открыт с 7:00 до 22:00.
  • С сентября по апрель парк открыт с 7:00 до 21:00.

Что посмотреть

Как и большинство дворцово-парковых ансамблей, Екатерининский парк совмещает в себе несколько различных зон – сады, павильоны, различные лужайки и водоёмы. Северная и восточная части парка отведены дворцу и прилегающему к нему саду, остальную часть занимают пешеходные дорожки к достопримечательностям. Западную часть занимают большой массив хвойных деревьев и травяные луга. В южной и центральной части в парке разбит большой пруд.





В некоторые павильоны, такие как Турецкая баня или Эрмитаж, билеты необходимо приобретать отдельно. По территории можно проехать в составе экскурсии на электромобиле или взять в аренду аудиогид.

Недалеко от Екатерининского находится Александровский парк – если вы располагаете временем, можно совместить посещение обеих достопримечательностей. Также на следующей станции электропоезда располагаются Павловский парк и дворец.





Если кратко, в целом:

  • роскошный дворец, ухоженные сады;
  • отличное место для прогулки с семьёй;
  • есть уединённые места и лесной массив, в котором можно отдохнуть от цивилизации.

Признан одним из лучших памятников мирового садово-паркового искусства XVIII – XX века. На его территории находится около 100 различных скульптур и павильонов, памятников и мостов. Екатерининский парк является жемчужиной ансамбля и прогулка по нему, как и экскурсия в Екатерининский дворец , можно сказать, входит в обязательную программу посещения Царскосельского комплекса.

В прежние времена Царское село было любимой загородной резиденцией императорской семьи, где высокопоставленные особы отдыхали и развлекались. В настоящее время – это один из самых знаменитых и посещаемых пригородов Санкт-Петербурга .

Вход в Екатерининский парк в летнее время платный, в отличие от Александровского , куда можно попасть свободно. Лучшее время для посещения - летом в хорошую погоду, либо в сезон золотой осени.

Екатерининский парк состоит из регулярного Старого сада и пейзажного Английского парка, в которых расположены интересные объекты – павильоны и террасы, пруды и памятники.

Екатерининский парк - режим работы в 2019 г.

Парк открыт:

  • май - июль с 7:00 до 23:00
  • август с 7:00 до 22:00
  • сентябрь - апрель с 7:00 до 21:00.

Кассы работают с апреля по октябрь с 9:00 до 19:00.

Екатерининский парк - стоимость билетов в 2019 г.

  • Стоимость билетов в летний период (с 25 апреля по 19 октября):
    • для взрослых - 150 руб.
    • для детей до 16 лет - бесплатно
    • для школьников с 16 лет и студентов - 80 руб.
    • для пенсионеров РФ и Белоруссии - 40 руб.
  • В зимний период (с 20 октября по 24 апреля) вход в парк бесплатный .

Старый сад

Старый сад был разбит в регулярном стиле, в нем была выполнена правильная симметричная планировка. Деревья и кустарники были красиво подстрижены, из них создавались галереи и залы, также в саду построили павильоны и установили скульптуры.

Работы по созданию Старого сада велись голландскими садовыми мастерами Яном Роозеном и Иоганном Фохтом, а позже переустройство парка проводили архитекторы Алексей Квасов, Савва Чевакинский и Бартоломео Франческо Растрелли.

Для справки: Император придавал большое значение мраморным скульптурам, изображавшим мифологических персонажей, выражающих аллегорические идеи могущества и славы Российского государства.

Одна из скульптур на правой стороне Эрмитажной аллеи - амазонка, опирающаяся на щит, на котором изображены сражающиеся орел и лев, представляющие образы России и Швеции .

С левой стороны аллеи возвышается статуя Геркулеса, символизирующая императора Петра I, победившего многочисленных врагов России.

При Елизавете Петровне, дочери Петра Первого, статуи Персей и Андромеда, Геркулес, Марс и многие другие скульптуры приобрели сугубо декоративную роль.

В конце главной аллеи Старого сада построен роскошный малый дворец – Эрмитаж , уникальный памятник русского зодчества XVIII века, предназначенный для небольших приемов и развлечений узкого круга особо приближенных к императрице особ. Красота интерьеров Эрмитажа соседствовала с хитроумными устройствами: подъемными столами, замаскированными дверями и потайными ходами.

Пейзажный парк

Главной чертой пейзажного парка является его сходство с естественным ландшафтом.

Работы по обустройству пейзажного парка в Царском селе проводились при Екатерине Великой, начиная с 1760-х годов. Первоначальный план был выполнен архитектором Василием Ивановичем Нееловым, а исполнителями проекта стали садовые мастера Трифон Ильин и Джозеф Буш, а также сыновья архитектора - Иван и Петр Нееловы.

При обустройстве пейзажного парка были посажены тысячи различных деревьев и кустарников, выкопаны каналы и пруды, созданы насыпные холмы. Также были установлены памятники победам России в войнах с Турцией и построены различные экзотические павильоны.

Большую часть пейзажного парка занимает Большой пруд, в центре которого на острове расположен павильон «Зал на острову» . Особенностью Екатерининского парка является то, что в нем отсутствуют естественные водные ресурсы – реки и озера. Большой пруд был вырыт, а затем заполнен водой из протекавшего здесь ручья Вангази, который был перегорожен запрудой.

В летнее время по пруду можно покататься на гондоле, подаренной представителями Венеции к 300-летию Царского села. Организована также платная паромная переправа на остров и экскурсия по Большому пруду.

Из истории

До начала XVIII века в том месте, где сейчас расположен город Пушкин, находилось Саарское село, принадлежащее шведам. Когда же эта территория была отвоевана Петром Первым, владелицей поселения стала его жена Марта Скавронская, в будущем императрица Екатерина I.

В 1717 году началось строительство дворца, названного Екатерининским, а в 1722 году был заложен парк, в создании которого принимали участие видные русские и зарубежные садовые мастера и архитекторы.

Царское село дорого русскому человеку, поскольку это место связано с жизнью А.С. Пушкина. Поэт учился в Царскосельском лицее и, вспоминая годы учебы, писал: «Воспоминаньями смущенный, исполнен сладкою тоской, сады прекрасные, под сумрак ваш священный вхожу с поникшею главой».

В стихотворении «В начале жизни школу помню я» А.С. Пушкин описывает очарование мраморных скульптур Старого сада:

Любил я светлых вод и листьев шум,
И белые в тени дерев кумиры,
И в ликах их печать недвижных дум.
Всё - мраморные циркули и лиры,
Мечи и свитки в мраморных руках,
На главах лавры, на плечах порфиры -
Все наводило сладкий некий страх
Мне на сердце; и слезы вдохновенья,
При виде их, рождались на глазах.

Летом 1831 года поэт снимал дачу в Царском селе , здесь он написал письмо Онегина, завершая роман в стихах «Евгений Онегин».

В произведениях поэта упоминаются и другие памятные места Царского села, в том числе Кагульский обелиск и Чесменская колонна . Поэт был горд тем, что среди героев Морей был и его дед, Иван Абрамович Ганнибал.

Для справки: Морейская колонна в Екатерининском парке установлена в честь победы, одержанной русскими войсками на полуострове Морея в Средиземном море.

Екатерининский парк входит в состав Государственного музея-заповедника «Царское село». Это один из самых красивых памятников мирового садово-паркового искусства, являющийся памятником архитектуры Федерального значения.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143470-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143470-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

После того, как мы с вами познакомились с , давайте пройдем по его дорожкам и полюбуемся его достопримечательностями. И сегодняшняя наша прогулка будет посвящена Старому саду.

Старый сад в Екатерининском парке Царского Села

От города Старый сад (и Екатерининский парк в целом) отделен Каскадным каналом. Первоначально он был прорыт для осушения территории. В 1775-1777 годах были сооружены 12 каскадов из пудостского известняка и гранитная набережная с литой оградой. В строительстве принимали участие архитекторы В.И.Неелов, Ю.М.Фельтен и инженер И.К.Герард. Свое начало Каскадный канал берет из клюва лебедя-фонтана около Екатерининского дворца.

Каскадный канал в Екатерининском парке Царского Села

На берегу канала мы увидим интересное сооружение в готическом стиле – Эрмитажную кухню, архитектор В.И.Неелов. Она была построена в 1775-1776 годах и использовалась по прямому назначению. Другое ее название – Придворная булочная . Эрмитажная кухня также была въездом на территорию Екатерининского парка, поэтому ее также называли Красными воротами .

История Старого Сада

Голландский (Старый) сад является старейшей частью Екатерининского парка. Он был разбит в 1720-х годах на месте фруктового сада Саарской мызы. Руководили работами голландские садовники Я.Роозен и И.Фохт. В 1743 году, в царствование императрицы Елизаветы Петровны, началась широкомасштабная реконструкция парка, территория Старого сада была расширена. В работах принимали участие архитекторы, занятые на строительстве Екатерининского дворца: А.В.Квасов, С.И.Чевакинский, Ф.-Б.Растрелли.

Старый, или как его еще называют, Голландский сад выполнен в регулярном стиле, популярном в первой половине XVIII века. Его главной осью является , соединяющая Екатерининский дворец с Эрмитажем. Все в саду подчиняется принципу строгой симметрии. Деревья и кустарники искусно подстрижены, играя роль своеобразного строительного материала: из них сооружались залы, кабинеты, зеленые галереи. Также здесь были построены павильоны, поставлены скульптуры. Со временем структура Старого сада была нарушена. После войны, в ходе реставрационных работ он был восстановлен по сохранившимся чертежам и рисункам.

Старый сад подразделяется на три участка:

  • Верхний сад, куда входят три террасы,
  • Нижний сад – от последней террасы до Рыбного канала
  • Эрмитажный участок – от Рыбного канала до Каскадных прудов.

Верхний и Нижний сады объединены в Придворцовый участок , или собственно Голландский сад.

Партер

На первой террасе Верхнего сада И.Фохт создал два симметричных партера с прихотливым барочным узором из угля, кирпича, битого стекла и цветного песка. В полной красе они раскрываются, если смотреть на них из парадных залов Екатерининского дворца. В центре установлены мраморные скульптуры «Мир» и «Великолепие».

Боскеты

На второй террасе были устроены зеленые боскеты из стриженных деревьев и кустарников:

Зеркальные пруды и Верхняя Ванна

На третьей террасе в 1720-1722 году вырыли два симметричных пруда, названных Зеркальными . В 1777-1779 годах на берегу одного из них по проекту архитектора И.В.Неелова была построена Верхняя Ванна , в стиле раннего классицизма. Другое ее название – «Мыльня их Высочеств». Долгое время она использовалась по назначению, а с 1911 года здесь устроили музей в память 200-летия Царского Села. В годы войны Верхняя Ванна была разрушена, восстановлена в ходе реставрации 1952-1953 годов.

Нижняя Ванна

Неподалеку от Верхней Ванны находится Нижняя Ванна , созданная по проекту И.В.Неелова в 1778-1779 годах. Она выполняла роль мужской бани для придворных и потому получила второе название «Кавалерская мыльня». Здание скрыто за стеной подстриженных кустов, над зеленью виднеется лишь купол классической постройки.

Вдоль Эрмитажной аллеи установлены скульптуры, которые по распоряжению Петра Первого были куплены в Италии для украшения садов Санкт-Петербурга. Здесь мы увидим героев античной мифологии и аллегории: Персея, Андромеду, Галатею, Геракла и др.

Эрмитажная аллея в Екатерининском парке Царского Села

Рыбный канал

Придворцовый и Эрмитажный участки Старого сада разделяет Рыбный канал . Он был прорыт в начале 1720-х годов и является старейшим каналом на территории парка. Рыбный канал соединяет Большой пруд с Каскадным каналом. Некогда в нем разводили и ловили рыбу для царского стола. По преданию, Петр Первый собственноручно посадил вдоль него еловую аллею. В годы войны она погибла и была возобновлена в послевоенные годы. Через канал были переброшены мосты, первоначально деревянные. В 1774-1775 годах по проекту В.И.Неелова были сооружены два гранитных и два металлических моста. Еще один мост, при впадении Рыбного канала в Каскадный, был спроектирован В.П.Стасовым в 1855 году.

Эрмитаж

Центром Эрмитажного участка является павильон Эрмитаж, о котором вы можете прочитать в статье .

Пройдя вдоль Рыбного канала, на берегу Большого пруда мы увидим изящное бело-голубое здание в стиле барокко – . Его строительство продолжалось три десятилетия – с 1749 по 1779 года. Архитектор Ф.-Б.Растрелли, внутренняя отделка выполнена А.Ринальди. Грот – первое сооружение на берегах Большого пруда . При Екатерине II здесь было место уединения и отдыха. В XIX веке перед ним был насыпан берег и устроена пристань, которую украсили две бронзовые статуи – «Умирающий галл» и «Гладиатор». Внутри Грота установлена статуя Екатерины Великой в образе Минервы, отлитая в 1789 году. Грот отличается прекрасной акустикой.

Скульптура «Умирающий галл»

Павильон Грот и паром на Большом пруду

От пристани у Грота открывается великолепная панорама Большого пруда :

Ворота «Любезным моим сослуживцам»

Завершают сооружения Старого сада ворота «Любезным моим сослуживцам» , выполненные в стиле ампир. Они расположены в юго-восточной части Екатерининского парка и поставлены в честь победы над Наполеоном. Чугунные ворота были созданы по проекту архитектора В.П.Стасова в 1817 году. Колонны длиной 5,7 м были отлиты на чугунолитейном заводе Петрозаводска и привезены в Петербург. Общий вес ворот составляет 100,6 тонн. В 1828 году к воротам была добавлена решетка. Надпись «Любезным моим сослуживцам» принадлежит императору Александру I.

Ворота «Любезным моим сослуживцам» в Царском Селе

Деталь ограды ворот «Любезным моим сослуживцам» в Царском Селе

Прогулка по Старому саду закончена. Впереди нас ждут новые прогулки по Екатерининскому парку. До новых встреч!

© Сайт , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.