Эдгард запашный - биография, информация, личная жизнь. Элен запашная

С некоторых пор жена не отпускает дрессировщика одного на гастроли

С некоторых пор жена не отпускает дрессировщика одного на гастроли


Аскольд ЗАПАШНЫЙ скрывает свою семейную жизнь от посторонних глаз. Его свадьба прошла тайно, без особой огласки в прессе. Накануне назначения Аскольда Запашного главным художественным руководителем Большого Московского цирка на проспекте Вернадского «Экспресс газета» встретилась с женой циркового артиста - Элен ЗАПАШНОЙ - на ее родине в Израиле.


На родину на берегу Средиземного моря - в Хайфу Элен Запашная приезжает часто. У нее здесь живут родители, да и сама она к Святой земле привязана всем сердцем. Пока Аскольд колесит с братом Эдгардом по гастролям, Элен воспитывает в Израиле двух дочек - Еву и Эльзу.
- Почему у вас с Аскольдом была тайная свадьба?
- Родители противились нашим отношениям. Его мама хотела видеть цирковую девочку в семье. Во-первых, она им не закатит скандалов по поводу неудобств или каких-то лишений, будет вместе с мужем колесить по гастролям. А мои родители не хотели Аскольда: боялись, что брошу учебу в Минске в медицинском институте.
- Ты была фанаткой творчества Запашных? Как познакомилась с Аскольдом?
- Я училась в Минске. Вместе с друзьями пришли на представление братьев Запашных . Красиво провели вечер, и все. Через пару дней звонит наш общий друг Андрей: «Элен, твой телефон просит один цирковой артист - Аскольд». Подумала: кто такой из них Аскольд? Я не смотрела афиши, поэтому различить их не могла. Я другу отказала: «У меня есть парень, потом ребята скоро уедут гастролировать, зачем мне это надо»... В голове сидела мысль: раз известный, значит, избалован женским вниманием. Но Аскольд не сдался. Андрей названивал мне долго: «Да что ты из себя строишь? Такой человек хочет тебе позвонить, а ты?!»
- Но ты все же дала номер телефона?
- Да. Первую эсэмэску прислал во время лекции в институте, я так расплылась в улыбке, что даже преподаватель это заметила. Так приятно стало, хоть и сообщение коротенькое: «Привет, это Аскольд Запашный , давай встретимся». Мы начали встречаться. Первый наш вечер прошел шикарно. Потом Аскольд мне не звонил и не писал дня четыре. Я думала: «Вот, такой-сякой. Все одинаковые». А как оказалось, это его такой приемчик, чтобы влюбить в себя девушку. Я вся изнервничалась, а он выдержал время. Не только мы, девушки, хитрим, но и парни.
- И вот он уехал на гастроли...
- Поскольку ребята два месяца гастролировали, мы использовали любое свободное время: если ночь, значит, ночь. Конечно, я уговаривала себя, что нет будущего у этих отношений. Да и моей маме не нравилось, что я вместо учебы езжу за ними по гастролям: Гомель, Брянск... Два года мы переписывались эсэмэсками, общались по телефону.
- А что ты сказала своему парню, с которым встречалась?
- Рассталась с ним. Я не грешна, честно сказала еще в начале наших отношений, что будущего у нас нет. За это он мне теперь благодарен.
- Как Аскольд сделал предложение? На арене с тиграми?
- Сначала через три месяца знакомства он признался в любви. Мы мечтали пожениться, строили планы на будущее, думали о детях, хоть весь мир был против нас. Я до последнего не верила, тормозила себя, чтобы полностью не уйти в чувства. Аскольду пришлось нелегко: уговаривать меня, объяснять, что наши отношения перешли на другой этап. И после этого разговора мы стали называть себя парой. Потом Аскольд повстречался с моими родителями в Израиле. Все очень волновались. Предложение Аскольд сделал в Иерусалиме на Святой земле: подарил колечко и сказал те самые главные для женщины слова. Я так разволновалась, что даже не ответила «да».

Эдгард не поддержал брата

- Но, несмотря на это, вы вместе и растите двух дочек...
- 19 декабря у нас деревянная свадьба. Все у нас получилось, потому что мы познакомились взрослыми людьми, которые четко понимали, что хотят. Через два года наших встреч мы запланировали дату свадьбы. Прилетела только моя мама, а свекровь Татьяна Васильевна была на гастролях. Моя мама мне до последнего твердила: «Леночка, ты одумайся. Еще не поздно». А мне завтра идти в загс. Ночь перед росписью не забуду: ребята находились на чесе в каком-то городе, а у Аскольда села батарейка. Я сижу у окошка, жду его, на дворе - ночь. Тут мама говорит: «Вот так и просидишь у окошка: мужа нет, а ты будешь так сидеть и его ждать. А может, он захотел сбежать...»
- Может, твоей маме не нравилось, что Аскольд не еврей?
- Нашлись и такие мои родственники, которые пытались это сказать...
- С Татьяной Васильевной не сразу нашли общий язык?
- Его мамы не было, так как она находилась на гастролях далеко от Москвы. Сразу после свадьбы я уехала в Минск, а Аскольд - в другой город. У меня и платья белого не было: костюм надела. Считаю, что это ни к чему: многие делают шикарную свадьбу, а потом расходятся. А наши отношения с Татьяной Васильевной наладились, когда я с ней познакомилась поближе. Сейчас я многому у нее учусь, советуюсь. Она - наимудрейшая женщина. Татьяне Васильевне, когда она вышла за Вальтера Михайловича, пришлось тяжело: ее не принимали, потому что она не из цирковой семьи. Значит, надо мне все это пройти. Жизнь - штука сложная. Когда появилась внучка Ева, Татьяна Васильевна стала мягче. Сейчас родные Аскольда и мои понимают, что надо вместе мирно жить.

- Эдгард поддержал брата?
- Он вначале встал на позицию мамы. И этот факт брата удивил. Аскольд как-то рассказал, что Эдгард привел в дом девушку и маме она не понравилась: Эдгард взял рюкзак да и ушел из дома. Что сделал Аскольд? Ушел вместе с ним. Они были юные, лет по 13. Поэтому Аскольд ждал, что и Эдгард его поддержит в отношении меня. Но нет. Зато сейчас у нас прекрасные отношения: Эдгард - крестный нашей старшей дочери Евы.
- Вы хотели, наверное, первым мальчика?
- Как говорит Аскольд: «Мы очень хотели мальчиков-близнецов, поэтому у нас девочки-погодки». Конечно, я мечтаю вырастить настоящего мужчину. Планы еще есть, стараемся... И вот тут, если родится мальчик, у нас с Аскольдом национальные разногласия: делать обрезание или нет. Считаю, что с точки зрения гигиены это правильно. Но Аскольд пока не сдался.
- Почему у девочек такие имена?
- У нас имена выбирал папа, это полностью его право. Женщина вынашивает ребенка, а у отца не сразу возникает это чувство причастности. Мое мнение такое: давая имя ребенку, мужчина понимает, что стал папой. Имя Ева Аскольд выбрал, потому что первый ребенок и девочка. А имя для младшей Эльзы он случайно нашел, я хотела Софию. Но мы с мужем верим в знаки и если не знаем, делать или нет какой-то шаг, то ищем эти знаки. Помню последние дни перед родами. Татьяна Васильевна была против имени Эльза. Звонит и говорит: «Надо называть именами успешных людей». Мы стоим на светофоре в этот момент, останавливается грузовая машина, и на ней огромными буквами написано: «Эльза». Только с мамой поговорили по телефону и увидели этот грузовик. Еще одно совпадение: в день рождения дочери умерла актриса Элизабет Тейлор .







Тигры в руках братьев ЗАПАШНЫХ послушные, как котята. Фото:

Аскольд Запашный - успешный продюсер, народный артист России, художественный руководитель Большого Московского Цирка на проспекте Вернадского. На его счету – громкие награды и признания, а также – грандиозные шоу, которыми прославился цирк братьев Запашных: «Садко», «Камелот», «Легенда» и др.

Аскольд и его старший брат Эдгард родились в артистической семье. А это означало, что дети с большой долей вероятности, станут продолжателями цирковой династии. Так и произошло.

Отец Аскольда - известный на весь Союз дрессировщик Вальтер Михайлович Запашный и мать -Татьяна Васильевна Запашная во второй половине XX века активно колесили по стране с гастролями. Дети ездили вместе с ними и росли практически на манеже. Именно благодаря родителям братья были не разлей вода. Несмотря на то, что Эдгард старше на год, мальчики учились в одном классе, потому что отец полагал, что это важно для их будущей цирковой карьеры.

Впервые в клетку к тиграм будущий дрессировщик Аскольд вошел, когда ему исполнилось всего 10 лет. А вот официальный дебют 11-летнего мальчика состоялся зимой 1988-89 года. Тогда они с Эдгардом выступали в Риге с номером «Машина времени», который пользовался успехом у публики. Младшие Запашные изображали похитителей, укравших у клоунов телепортатор и попадавших в разные эпохи.

Позднее, в 1991-м, как раз когда мальчики окончили школу, семья уехала работать по контракту в Китай. Переезд стал спасением, поскольку жители Поднебесной предложили выгодную сделку, благодаря которой Запашные могли спасти своих животных от голодной смерти (в то время на родине были непростые времена, и с провиантом для цирковых зверей было туго).

Кстати, специально для выступлений Запашных был построен летний цирк в Сафари-парке недалеко от Шэньчжэня. Там отец Аскольда - Вальтер Запашный занимался обучением китайских специалистов дрессуре.

И пока Вальтер выступал наставником, Аскольд активно осваивал китайский язык и - цирковые азы. Свою карьеру Аскольд начинал как жонглер на лошадях и дрессировщик обезьян. За этим номера его и Эдгарда наградили главным призом Первого всероссийского фестиваля-конкурса циркового искусства в Ярославле - «Золотая тройка» (в 1997 году). Также Аскольд известен акробат-вольтижер, канатоходец, жонглер на сегвеях, акробат на роликах и т.п.

Кстати, именно в Китае Аскольд и Эдгард покрасили волосы, превратившись в блондинов. Это было сделано специально, чтобы выделяться на манеже среди китайских темноволосых коллег.

После Китая Аскольд и Эдгард выступали в разных странах - Японии, Венгрии, Монголии, Казахстане, Беларуси и др.

По возвращении в Россию Аскольд и Эдгард начали работать с тиграми и львами. Свой номер «Среди хищников» отец Вальтер Запашный передал им в 1998 году. Аскольд с трюком «Самый длинный прыжок верхом на льве» даже вошел в Книгу рекордов Гиннесса!

На родине вместе с Эдгардом они создали свой цирк – «Цирк братьев Запашных», который отличает особый стиль, не похожий ни на один другой цирковой жанр.


Семья

Аскольд Запашный женат, супруга - Элен Запашная – Райхлин. У них двое детей - Ева и Эльза.


Звания и награды :

  • 1999 - заслуженный артист России - за заслуги в области искусства;
  • 2012 - народный артист России - за большие заслуги в области циркового искусства.

  • Любопытно

    Цирковой мир – не только яркое зрелище, но эффектное звучание. Потому, когда родители Аскольда и Эдгарда выбирали для детей имена, то делали это с расчетом на будущую сценическую карьеру.

    Запашные - фамилия в цирке известная, насчитывающая несколько поколений, а имя на манеже должно звучать эффектно. Петя или Вася имена в своем роде очаровательные, но не броские, то ли дело Эдгард и Аскольд. Тем не менее, выбор имени оказался делом не простым. И если Эдгарда назвали практически сразу после рождения, то с Аскольдом родителям пришлось повозиться. Было несколько вариантов: Зигфрид, Ричард, Октавиан. Последнее имя до сих пор является поводом для шуток. Эдгард уверяет, что в пылу ссоры обязательно звал бы брата Октавиаша, причем намеренно нежновато-издевательским тоном. Хотя и признает, что за подобные шутки можно было бы и получить.

    Цирковая династия Запашных берет своё начало с конца XIX века. Родоначальником династии принято считать выходца из прибалтийских немцев Карла Томсона. Работавший в жанре клоунады и музыкальной эксцентрики, он появлялся на манеже под псевдонимом Мильтон. Дочь Карла Лидия продолжила дело отца. С пятнадцати лет она выходила на публику в качестве гимнастки и цирковой наездницы. Её мужем стал человек, давший династии сегодняшнюю фамилию – Михаил Запашный.

    В цирк Михаила пригласил легендарный борец Иван Поддубный. В городе Ейске он увидел портового грузчика недюжинной силы и предложил ему круто изменить свою жизнь. Цирковая карьера Михаила началась с французской борьбы, где он выступал под именем Орлёнок. Славу артисту принес созданный им позднее номер «Акробаты-снайперы», сочетающий в себе силовую акробатику и стрельбу из винтовки. В этом номере Запашный и его партнёр Георгий Мельченко выступали как братья Мильтонс.

    Михаил хотел, чтобы его дети получили хорошее образование и выбрали для себя другую профессию. В нарушение традиций, он не брал их с собой на гастроли, и Сергей, Вальтер, Анна, Мстислав и Игорь провели детство с бабушкой, в маленьком доме в Ленинграде. Там их застала война. Домик сгорел при бомбёжке, и какое-то время бабушка с внуками жила в цирковой гримерной. Позже им повезло покинуть город по «Дороге жизни» и оказаться в Саратове, где дети наконец воссоединились с матерью Лидией Карловной, оказавшейся из-за блокады отрезанной от семьи. Именно в Саратовском цирке младшие Запашные начали свою цирковую карьеру. 16-летний Вальтер создал акробатический номер, в котором выступал вместе с 6-летним Мстиславом. Номер пользовался неизменным успехом, и это помогало прокормить семью. Среди жанров, которые пробовали Сергей, Вальтер, Мстислав и Игорь, были дрессура лошадей и хищников, воздушная гимнастика, джигитовка, клоунада и мотогонки.

    В 1954 году к младшим Запашным пришел первый серьезный успех. Был подготовлен и выпущен номер «Акробаты-вольтижеры», в котором приняли участие все четверо братьев Запашных. Молодые артисты исполняли трюки, равных которым нет до сих пор, и это было отмечено четырьмя золотыми медалями на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов. Позже братья создали вошедший в историю цирка номер «Акробаты-вольтижеры на лошадях».

    В 1958 году Вальтер решает оставить акробатику и посвятить себя дрессуре хищников. Аттракцион увидел свет в 1961 году, его премьера едва не закончилась трагедией – на дрессировщика набросилась тигрица Багира, оставив на его теле более ста рваных ран. После длительного лечения Вальтер вернулся в дрессуру и еще много лет проработал со строптивой хищницей.

    «Среди хищников» стал триумфом дрессуры. В манеже с дрессировщиком одновременно находилось 38 животных – тигры, львы, пантеры и рыси. За выдающиеся заслуги в области циркового искусства Вальтеру Михайловичу были присвоены звания заслуженного артиста РСФСР (1969) и народного артиста РСФСР (1988). В 70 лет дрессировщик передал аттракцион своим сыновьям.

    Первой женой Вальтера Запашного стала выступавшая в жанре «каучук» Марица, дочь эквилибристки на проволоке М.А. Якутской. Вальтер ввёл супругу в свой аттракцион. Впоследствии Марица Михайловна продолжила самостоятельно работать с тиграми и пантерами. Дочь Марицы и Вальтера, тоже Марица, стала дрессировщицей собак, а их внук Дан Запашный - жонглером и дрессировщиком шимпанзе.

    Свою вторую жену, на тот момент студентку Политехнического института Татьяну Волохатову, Вальтер встретил в Твери. Девушка не сразу приняла ухаживания знаменитого дрессировщика, который был старше ее на 28 лет. Но наконец решение было принято, и в 1975 году Татьяна перебралась в Москву. Вальтер и Татьяна прожили вместе 32 года, вырастив и воспитав двоих сыновей – Эдгарда и Аскольда. Много лет Татьяна вместе с супругом работала в аттракционе с хищниками, а затем, получив второе высшее образование, занялась административной работой, возглавив Цирк братьев Запашных. В настоящее время Татьяна Васильевна Запашная является заместителем директора Большого Московского цирка.

    Младший брат Вальтера, Мстислав, также со временем пришёл к дрессуре. Прорывом в этой области стал созданный в 1977 году аттракцион «Слоны и тигры», удостоенный Государственной премии РФ. В 1990 году М.М. Запашному было присвоено звание народного артиста СССР. Мстислав Михайлович выступал также в качестве режиссера цирковых программ. В 1992- 2003 годах он являлся директором и художественным руководителем Сочинского государственного цирка, а с 2003 по 2009 год возглавлял Росгосцирк.

    Его сын, тоже Мстислав, народный артист РФ, наиболее известен благодаря аттракциону с хищниками «Триумф XXI века (тигры на зеркальных шарах на земле и в воздухе)».

    Эдгард

    Эдгард Вальтерович Запашный родился 11 июля 1976 года в Ялте. Вместе с родителями и своим младшим братом Аскольдом Эдгард часто переезжал из города в город: цирковые гастроли в одном городе обычно длятся около месяца. Поскольку братья пошли в школу одновременно, им было легче вдвоем находить в каждом новом городе общий язык с одноклассниками и учителями.

    С самого раннего детства мальчики всё свободное время проводили в цирке. Отец строго следил, чтобы сыновья хорошо учились. Даже за «тройки» следовали наказания, самым страшным из которых был запрет на посещение цирка. Метод оправдал себя: братья не мыслили себе жизни без цирка, а учебные результаты тоже оказались впечатляющими, Эдгард закончил школу всего с одной «четверкой», Аскольд – круглым отличником.

    Будучи детьми, Эдгард и Аскольд Запашные пробовали себя практически во всех цирковых жанрах. Вальтер Михайлович обучал сыновей акробатике, вольтижу, жонглированию и верховой езде. Первым выходом на публику братья называют участие в новогоднем спектакле, где братья исполнили роли принцев. В 12 лет в Прибалтике Эдгард впервые выступил перед зрителями с сольным номером, продемонстрировав элементы высшей школы верховой езды.

    Родители считали, что детям необходимо гармоничное развитие. Поэтому помимо цирка братья по настоянию отца занимались музыкой, танцами и изучением иностранных языков, что несомненно пригодилось им в дальнейшей жизни.

    Поскольку дети росли в семье дрессировщика, они много времени проводили с животными. Отец впервые завёл детей в клетку, когда им было 11-12 лет, но о том, чтобы работать с хищниками в этом возрасте, не могло быть и речи. Первыми животными, с которыми начали репетировать Эдгард и Аскольд, стали обезьяны и пони.

    В конце 80-х в СССР начались серьёзные перемены, и семья переживала нелёгкие времена. Чтобы сохранить аттракцион животных, Запашные соглашаются на предложение китайской стороны о долгосрочных гастролях и в 1991 году уезжают работать в город Шэнь-Чжэнь, где специально для них был построен большой цирк в сафари-парке. Работающих в необычном для Китая жанре дрессуры хищников артистов хорошо принимала публика Поднебесной, и гастроли затянулись на три года.

    В 1996 году Запашные возвращаются в Россию и начинают заново завоевывать отечественного зрителя. В это время братья работают в жанре «жонглеры на лошадях» и с этим номером в 1997 году одерживают свою первую победу в профессии – берут высшую награду на «Первом Всероссийском фестивале циркового искусства» в Ярославле. Чуть позже они начинают вместе с мамой работать с тиграми и львами, и в 1997 году Вальтер Михайлович передаёт сыновьям аттракцион «Среди хищников».

    В 1999 году Эдгарду и Аскольду присваивается звание «Заслуженный артист РФ». Затем следуют премия Правительства Москвы, звание лауреата национальной премии «Цирк», победа на Международном конкурсе артистов цирка в г. Саратове и награда «Золотой лев» от Китайской ассоциации циркового искусства. В 2006 году Эдгард вместе с братом впервые попадает в Книгу рекордов Гиннесса, ассистируя ему при исполнении трюка «Прыжок верхом на льве». Второй раз это случится уже в 2011 году, когда Эдгард вместе с Александрой Блиновой и Кристиной Гриценко продемонстрирует трюк «Самая высокая колонна из 3-х человек на бегущей паре лошадей». На сегодняшний день в копилке братьев победы на пяти международных цирковых фестивалях.

    С 2007 года братья Запашные представляют в Лужниках грандиозные цирковые шоу, где Эдгард выступает в качестве генерального продюсера, а также участвует в качестве артиста. Он демонстрирует высокое мастерство в различных цирковых жанрах, таких как дрессировка хищных животных, жонглирование на лошади, джигитовка, эквилибр на натянутой проволоке (канатоходец), групповой вольтиж.

    С 2012 года Эдгард Вальтерович возглавляет Большой Московский цирк – самый большой стационарный цирк в Европе. Его манеж с 2013 года стал площадкой для Всемирного фестиваля циркового искусства «Идол», где Эдгард выступает как генеральный продюсер и ведущий.

    Эдгард – участник многих телевизионных проектов. Он стал победителем шоу «Король ринга». Эдгард снимается в кино, к настоящему моменту в его послужном списке 9 фильмов и сериалов. Он является автором идеи и бессменным ведущим программы «Легенды цирка», в которой рассказывает о выдающихся людях своей профессии.

    У Эдгарда Вальтеровича много планов на будущее. Он активно поддерживает и пропагандирует цирковое искусство в России и за рубежом и надеется, что его дочери Стефания и Глория и сын Даниэль продолжат дело отца.

    Аскольд

    Аскольд Вальтерович Запашный родился 27 сентября 1977 года в Харькове. Как все цирковые дети, братья меняли в год по несколько школ, и чтобы мальчикам было проще адаптироваться в новых коллективах, родители решили отдать их в один класс. Поэтому Аскольд стал первоклассником, когда ему не было и шести лет.

    Впервые в качестве артиста Аскольд вышел в манеж в 1988 году в Риге, где они вдвоем с братом приняли участие в новогоднем представлении, исполняя роли принцев. В 1992 году семья уехала на долгосрочные гастроли в Китай, где для них был построен цирк недалеко от города Шэнь-Чжэнь. В Китае братья освоили большинство цирковых жанров и стали полноценными артистами. Чтобы отличаться от местных цирковых артистов, братья покрасили волосы и стали блондинами. За время гастролей в Поднебесной братья выучили разговорный китайский язык. Кроме того, Аскольд свободно владеет английским.

    Через четыре года Запашные возвращаются в Россию и практически с нуля начинают завоёвывать отечественную публику. К этому моменту братья уже показали себя как жонглеры на лошадях и дрессировщики обезьян. В 1997 году их профессиональная деятельность была отмечена первой наградой – золотом на фестивале в Ярославле. В те же годы было принято решение, что братья продолжат дело отца и займутся дрессурой тигров и львов. В 1997 году Вальтер Михайлович передал детям свой аттракцион «Среди хищников».

    В 1999 году за заслуги в области искусства 21-летний Аскольд получил почетное звание «Заслуженный артист РФ» и стал самым молодым обладателем этого звания в цирке.

    В 2006 году Аскольд вместе с братом был занесен в Книгу рекордов Гиннесса с трюком «Самый длинный прыжок верхом на льве». Впервые трюк был исполнен их отцом, но Аскольд первым стал исполнять его без страховки. Лев по кличке Майкл перелетал с одного рейнского колеса на другое с дрессировщиком на спине, преодолевая расстояние 2,3 метра.

    Несмотря на то, что братья Запашные известны в первую очередь как дрессировщики хищных животных, каждый из них владеет еще несколькими цирковыми жанрами, и в некоторых из них демонстрирует уникальные трюки. Так, Аскольд выходит в манеж как акробат-вольтижер, канатоходец, жонглер (в том числе на лошади и на сегвеях), акробат на роликах и т.д.

    По образованию Аскольд – режиссер, он с отличием окончил Российскую академию театрального искусства (РАТИ - ГИТИС). Поэтому в тандеме «Братья Запашные», где Эдгард отвечает за администрирование, продюсирование и связи с общественностью, на плечах Аскольда лежит вся творческая часть.

    В 2000-х годах братья объездили с гастролями практически всю Россию. География их зарубежной гастрольной деятельности на настоящий момент включает Китай, Японию, Венгрию, Монголию, Казахстан, Белоруссию, Монако, Италию, Финляндию, Латвию, Эстонию.

    Начиная с 2007 года в дни зимних каникул московские Лужники встречают зрителей, спешащих увидеть новое шоу «Цирка братьев Запашных». Формат подобных зрелищных мероприятий, сочетающих в себе традиционный отечественный цирк с большим количеством животных и новейшие достижения индустрии шоу-бизнеса, захватывающий сюжет и спецэффекты, уникален и является воплощением идей его создателя Аскольда Запашного, который выступает в данных проектах в качестве автора сценария, режиссёра и исполнителя одной из главных ролей. Под его руководством и при его непосредственном участии на сегодняшний день вышло уже 11 таких шоу, на каждом из которых побывало более 300 тысяч человек.

    С 2012 года Аскольд Вальтерович является художественным руководителем Большого московского цирка. Он является автором идеи и главным режиссером проходящего в БМЦ ежегодного Всемирного фестиваля циркового искусства «Идол», за несколько лет превратившегося в одно из самых престижных цирковых соревнований планеты. В 2012 году Аскольду было присвоено звание «Народный артист РФ».

    Несмотря на колоссальную загрузку, Аскольд является постоянным участником различных телевизионных программ, шоу и проектов. Кроме того, совместно с братом им написано три книги: «Как мы дрессируем собак», «Камелот: осколки легенд» и «Камелот: наместник богов».

    В 2008 году Аскольд женился на Элен Райхлин, израильтянке, с которой познакомился во время гастролей в Минске, где девушка училась в медицинском университете. У пары подрастают две дочери – Ева и Эльза, которые уже принимают активное участие в цирковых проектах отца.

    Придёт известный дрессировщик, представитель одной из самых знаменитых цирковых династий в мире, Аскольд Запашный. Мы узнаем все секреты его профессии, а вот о том, какой он папа, как воспитывает своих дочерей, Эльзу и Еву, и какое будущее ждёт детей, чей папа — директор цирка, «О!» рассказала супруга укротителя тигров, Элен Запашная.

    Ева и Эльза — погодки, но внешне они совсем разные, а по характеру похожи?

    По характеру девочки очень разные. Ева больше похожа на меня, она очень энергичная, постоянно куда-то идёт, бежит, двигается. Она из тех, кто за любую тусовку. А Эльза — вся в Аскольда, спокойная, немного замкнутая, внимательная, любит возиться с мелкими деталями, доводит любое дело до конца. Ей больше нравится сидеть в своей комнате, чем находиться в обществе.

    Эльза очень любит рисовать, а Еве нравится всё по чуть-чуть: берётся, бросает, берётся, бросает. Но есть и то, что её по-настоящему увлекает — это цирк. Ева может репетировать допоздна, пробовать себя в разных жанрах, а вот Эльзу приходится немного заставлять ещё: она очень любит цирк, но гораздо больше ей нравится рисовать и лепить. И у неё это на самом деле здорово получается! Картины Эльзы реалистичные, живые, а персонажами из пластилина у нас уже целые полки заставлены.

    Конечно, девочки любят играть вместе, но и ссоры у них бывают — наверное, как у всех.

    Девочкам нравится учиться в школе?

    В этом году Ева закончила второй класс, а Эльза — первый. Девочки учатся в обычной государственной школе, но это действительно очень хорошая школа. В ней учились ещё братья Запашные, и директор школы их прекрасно помнит. В параллельном классе преподает первая учительница братьев, а классный руководитель Евы, Наталия Геннадиевна Камович, часто вспоминает историю, когда она Аскольду двойку поставила в первом классе. Мы очень гордимся нашей школой и стараемся держать планку.

    А вы как-то специально готовили Еву и Эльзу к школе?

    Эльза ходила на подготовительные курсы при школе, а Ева не успела. С ней вообще получилась очень внезапная история: девочки ходили в одну группу детского сада, и мы всегда вели их одинаково, хотели, чтобы они пошли в один класс. Но в какой-то момент воспитатели начали говорить мне: «Посмотри, Еве стало очень скучно, может ей пора в школу?» Я долго сопротивлялась, но в итоге привела её в первый класс. Еве было 6 лет и 9 месяцев.

    Мне очень нравится подход нашей школы: учителя говорят, что переучивать им намного сложнее, чем учить с нуля, поэтому если ребёнок чего-то не умеет — это не так страшно. Несмотря на то, что раньше они были как близняшки, вместе с семи утра и до девяти вечера, а тут им пришлось разделиться, кажется, для меня это время было даже большим стрессом, чем для них.

    Чем девочки занимаются в свободное от школы время?

    Всё их свободное время занимает цирк. Когда коллектив уезжает на гастроли, а это бывает на 2−3 месяца в год, девочки ходят в школу художественной гимнастики, занимаются под руководством Александры Блиновой. Кроме того, я подзагрузила их музыкальной школой, потому что считаю, что для девочки важно получить музыкальное образование, тем более фортепьяно. Освоить инструмент не так-то просто, но если я увижу, что у них получается, они раскрылись, то буду настаивать, чтобы дело не бросали, хотя им тяжело, я это вижу.

    А чем Ева и Эльза занимаются в цирке?

    Ева безумно любит лошадей, на манеже она учится делать трюки, а вне репетиций — моет, кормит и убирает за ними. С тренером обе девочки занимаются художественной гимнастикой и акробатикой. Цирковые дети имеют уникальную возможность поглощать всё, что их окружает, учиться практически на ходу. В цирке всегда висит расписание, где написано какой тренер и где сегодня репетирует. Ты можешь сам составить себе график и целый день переходить с одной точки на другую.

    В цирке братьев Запашных есть две примы — Елена Петрикова и Елена Бараненко. Елена Петрикова дрессирует собачек, и Ева прямо бежит к ней на репетиции! Даже если Лена разрешит просто косточку подать или дать какую-то команду — это большое удовольствие для неё. А Елена Бараненко работает с попугаями, и Ева с большим удовольствием посещает её репетиции.

    Элен, а у вас никогда не было мысли отдать девочек в школу в Израиле?

    Мы физически находимся большую часть времени в России, поэтому я не могу отдать девочек в школу в Израиле. Мы подстраивались под обстоятельства. Конечно, я очень скучаю по Израилю, но и к Москве привыкла. Главное — я знала, за кого выхожу замуж, так что этот вопрос не обсуждается.

    Я знаю, что девочки уже участвуют в настоящих шоу. Какие у них обязанности?

    У них сейчас только театральные роли. У Аскольда все шоу — это настоящая история, в которой есть свои герои. Последний раз главными героями были девочки. В проекте «Ангелы» у Евы была очень важная роль. Для неё она даже выучила язык жестов — целый год занималась с немым преподавателем. А Эльза была по сценарию её сестрой, играла роль поменьше.

    Волнуетесь за них, когда они на сцене?

    Только в первый раз. Знаете, когда начинается, как я его называю, «новогодний чёс», и идёт по 3 представления в день, силы остаются только на то, чтобы контролировать то, что происходит за сценой: вовремя переодевать, выводить и забирать после выхода.

    Аскольд на репетициях ведёт себя как строгий директор или как папа?

    Аскольд пытается очень доходчиво до любого артиста донести, что от него требуется. У него в манеже нет братьев, друзей, подруг или детей — есть артисты, и ко всем он предъявляет одинаковые требования. Он может очень долго спокойно объяснять, чего он хочет от тебя получить, но это ведь не строгость. Строгость он может проявлять к каким-нибудь безалаберным артистам, которые опаздывают, не выходят в манеж или вообще могут себе позволить не прийти на репетицию.

    А какой он папа?

    Он — самый лучший папа на свете. Даже если он устал, то все равно укладывает девочек спать, играет в разные игры. Вечера — это полностью его время. Кстати, Аскольд у нас геймер, и дети стали такими же, но я совершенно не против. Они вместе играют в компьютерные игры. Когда бабушки начали ворчать, я сначала приняла их сторону, а потом смотрю, Эльза какие-то рейтинги высокие там бьёт, такие умные стратегии выстраивает, играет в такие сложные мужские игры… Ну не хочет она в куклы играть, а хочет в эту стратегию. А почему нет?

    Конечно, они у меня и книги читают, пишут читательские дневники. Я контролирую, чтобы они читали по несколько глав регулярно. Не могу похвастаться, что они с удовольствием это делают, просто пытаюсь привить им любовь к книгам.

    Я знаю, что вы планируете, чтобы и Эльза, и Ева продолжали цирковую традицию. А что будет, если, например, Эльза скажет, что выбирает другой путь?

    Понимаете, наша задача как родителей детей такой династии — это привить настолько сильную любовь к этому искусству, чтобы ребёнок никуда не захотел из него уходить. Но ни в коем случае не забывать о том, что другая профессия тоже нужна. Мне очень нравится фраза, которую говорил братьям Вальтер Михайлович, когда он заставлял их учиться и получать второе образование: «Цирк — это мир, в котором ты можешь очень быстро отойти от манежа, от травм никто не застрахован, а голова всегда будет работать!»

    Поэтому мы девочкам даём и общее образование, и ещё любовь к цирку. Правда, Аскольд честно говорит: «Я бы не хотел, чтобы мои дети с хищниками работали, это не женская профессия». Но если кто-то из девочек скажет, что хочет только туда, я уверена, он поддержит и научит всему, что знает сам.

    Аскольд Запашный родился 27 сентября 1977 года в городе Харьков, Украина. Его отец - Вальтер Михайлович Запашный уже тогда являлся одним из самых авторитетных дрессировщиков страны, Заслуженный артист РСФСР. Цирковыми артистами были и бабушка с дедушкой. Причем отцом бабушки Лидии был знаменитый эксцентрик и клоун Карл Томпсон, выступавший в России под сценическим именем Мильтон.

    Запашные специализировались на дрессуре хищных зверей. Эта опаснейшая профессия не раз ставила жизнь их родителей, Вальтера и Татьяны Запашных, на тонкую грань, за которой эта жизнь могла закончиться. Страшные рваные раны остались на ногах матери после нападения тигра. А уж о травмах, полученных отцом, можно рассказывать часами.

    Но такая жизнь - на лезвии бритвы - была единственно-возможной и привычной для родителей. Такой она стала и для Аскольда Запашного. Цирковая биография Аскольда началась в очень раннем возрасте. На манеж выходил еще в детстве, но участие в первом цирковом номере мальчик принял, когда ему было 10 лет. Официальным дебютом считается выход на сцену в 11-летнем возрасте. Тогда, зимой 1988 года, Запашные гастролировали в Риге. Аскольд и Эдгард участвовали в номере «Машина времени», который очень тепло принимали зрители.

    В 1991 году Аскольд Запашный вместе с семьей отправился в Поднебесную. Наступившие «лихие 90-е» поставили их подопечных на грань голодной смерти, ведь требовавшаяся провизия для львов и тигров - это каждодневные немалые расходы. А в 90-е покупать провиант животным с каждым днем становилось все трудней. К счастью, выход был найден. Китайцы предложили родителям выгодный контракт. На тот момент сыновья окончили школу. Препятствий для выезда за границу не было и семья переезжает в Китай.

    В известном месте отдыха, Сафари-парке в пригороде Шэньчжэня, для Запашных возвели летний цирк. В обязанности Вальтера Запашного входило обучение китайских дрессировщиков. Сыновья тоже участвовали в процессе. А чтобы отличаться от китайцев, они стали блондинами.

    Аскольд Запашный довольно быстро выучил сложный китайский язык, которым хорошо владеет и сегодня. В эти годы он научился жонглировать, стоя на лошадях, и дрессировать обезьян. Позже в этом виде дрессуры они с братом достигли таких высот, что получили главный приз «Золотая тройка» от Первого всероссийского фестиваля-конкурса циркового искусства.

    После окончания китайского контракта цирковое семейство вернулось в Москву. В эти годы они много гастролировали, объездив не только все крупные города постсоветского пространства, но и далекие зарубежные страны. Побывали даже в Японии.

    А еще Аскольд и Эдгард Запашные начали работать со львами и тиграми. В 1998 году отец передал сыновьям свой прославившийся аттракцион «Среди хищников». Аскольд с братом не только переняли от него все премудрости дрессуры хищных животных, но и во многом развили это опасное и красивое искусство. Аскольд Запашный со своим авторским трюком «Самый длинный прыжок верхом на льве» внесен в Книгу рекордов Гиннесса.

    Вскоре братья создали свой цирк, назвав его «Цирком братьев Запашных». Его отличает особый стиль, которого нет ни у кого из коллег ни в стране, ни за рубежом.

    Аскольд Запашный является директором Большого Московского Цирка, который расположился на проспекте Вернадского. Чтобы увидеть грандиозное шоу легендарных дрессировщиков под названием «Садко», «Камелот» и «Легенда», «К.У.К.Л.А.» и «Sиsтема», регулярно приходит множество зрителей, покидающих цирковое представление в состоянии полного восхищения.

    Аскольд Запашный - медийная личность - известный, популярный человек, часто участвует в различных телевизионные шоу. Он вместе с Марией Петровой являлся участником 4 сезона телешоу «Ледниковый период» в 2013 году, так же появился в рейтинговых телепроектах «Братья Сафроновы», «Улица Веселая», «Сто к одному» и многих других.

    В сентябре 2016 года Аскольд, как и его брат, на выборах в Госдуму VII созыва был доверенным лицом партии «Единая Россия». Через два года Запашный стал профессором кафедры «Режиссура цирка» Российской Академии театрального Искусства.

    Награды и Премии Аскольда Запашного

    1997 - Победитель фестиваля циркового искусства «Золотая тройка» в Ярославле;

    1999 - Заслуженный артист России - за заслуги в области искусства;

    1999 - Звание «Артист года» от Союза цирковых деятелей;

    2001 - Лауреат премии Правительства Москвы;

    2002 - Лауреат национальной премии «Циркъ»;

    2005 - Лауреат Международного конкурса артистов цирка в г. Саратове, главный приз «Золотая тройка». Специальный приз за высокие достижения в цирковом искусстве награжден Международными призами от Китайской ассоциации циркового искусства - награда «Золотой лев».

    2006 - Вместе с братом был занесен в «Книгу рекордов Гиннеса» за самый длинный прыжок льва с человеком на спине.

    2007 - Лауреат Международного фестиваля-конкурса циркового искусства в г. Ижевске. - Главная награда «Золотой медведь».

    2008 - Почетное звание «Народный артист Удмуртии».

    2011 - Победитель Международного фестиваля-конкурса циркового искусства в Москве. Специальный приз от Монгольского государственного цирка и от Большого цирка «Мундиаль» (Испания). Также имеет Общественные награды от губернатора Кемеровской области, губернатора Брянской области и губернатора Новосибирской области.

    2011 - Второй раз занесен вместе с братом в Книгу рекордов Гиннесса за рекорд-трюк «Самая высокая колонна из 3-х человек на бегущей паре лошадей».

    2012 - Лауреат Международного фестиваля-конкурса циркового искусства в г. Ижевске и второй раз награда «Золотой медведь» за исполнение конного номера «Эллада».

    2012 - Почетное звание народный артист России - за большие заслуги в области циркового искусства.

    2012 - губернатор Кемеровской области Аман Тулеев наградил Аскольда и Эдгарда Запашных высшей наградой Кемеровской области - Орденом «Ключ Дружбы», за высокий профессионализм, преданность и верность своему делу. А их маму Татьяну Васильевну Запашную - медалью «Материнская доблесть».

    2014 - Факелоносец на эстафете Олимпийского огня.

    2014 - Награжден памятной медалью и благодарственным письмом от Дмитрия Медведева «За большой вклад в подготовку и проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи».

    2015 - Награжден благодарственным письмом от В.Колокольцева - Министра Внутренних дел РФ «За активную работу по подготовке и проведению комплекса мероприятий в 2014 году, направленных на социальную поддержку членов семей сотрудников органов внутренних дел, погибших при выполнении служебных обязаностей, и инвалидов вследствие военной травмы.»

    2016 - Награжден почетной грамотой от В.Колокольцева - Министра Внутренних дел «За активную работу по подготовке и проведению комплекса мероприятий в 2015 году, направленных на социальную поддержку членов семей сотрудников органов внутренних дел, погибших при выполнении служебных обязаностей, и инвалидов вследствие военной травмы.»

    2017 - Принцесса Монако, Стефания, вручила приз «За заслуги в развитии Российского цирка».

    2017 - Премия «Серебряный клоун» на 41-м Международном цирковом фестивале в Монте-Карло, Монако. Братья выразили несогласие с результатами голосования жюри.

    2018 - Согласно Указу президента России Владимира Путина, 2018 год был объявлен Годом добровольца. Аскольд Запашный вместе с братом Эдгардом Запашным стали его послами.