Добрые услуги. Переговоры и консультации, добрые услуги и посредничество Оказание добрых услуг

Как в практике международных отношений, так и международно-правовой литературе термин «добрые услуги» употребляется в различных значениях. В настоящее время доктрина определяет добрые услуги как одно из дипломатических средств мирного разрешения международных споров в виде «деятельности третьей стороны по установлению контакта между спорящими сторонами» .

К этому средству обращаются в тех случаях, когда спорящие государства не могут прийти к решению разногласия самостоятельно и третья сторона предлагает свои услуги с целью предотвращения дальнейшего обострения спора и содействия усилиям, направленным на его мирное урегулирование. Добрые услуги оказываются не участвующей в споре стороной (государством, международной организацией, известным общественным или политическим деятелем) в форме «установления контактов между спорящими сторонами, как в ответ на просьбу последних так и по инициативе третьей стороны» . Профессор И. П. Блищенко указывает, что: «Процедура оказания добрых услуг предусматривает, что третье государство создает условия для непосредственных контактов спорящих» . Более раскрытую формулировку добрых услуг встречаем у М. В. Яновского. Он пишет: «Добрыми услугами называются такие действия со стороны третьих (государств) держав, которые направлены на то, чтобы побудить спорящие стороны начать или возобновить между собой дипломатические переговоры с целью урегулирования спора» . В определении процедуры оказания добрых услуг болгарским ученым М. Геновски не указывается на возможную форму проявления этих действий. Он отмечает: «Добрые услуги состоят в различных действиях, которые имеют цель установить прямые переговоры между спорящими сторонами» . Точное и всеохватывающее определение понятия добрых услуг дано профессором Э. А. Пушминым: «Как институт мирного урегулирования добрые услуги представляют совокупность международно-правовых норм, регулирующих деятельность третьих государств или международных организаций, осуществляемую по их собственной инициативе или по просьбе находящихся в конфликте государств, направленную на установление или возобновление прямых переговоров между спорящими в целях создания благоприятных условий для мирного разрешения спора» .

Предложение о предоставлении добрых услуг, независимо от того, инициируется ли оно третьей стороной или осуществляется по просьбе сторон в споре, должно быть принято всеми сторонами в споре. Причем, приемлемость осуществления добрых услуг должна быть обеспечена независимо от того, кем они предлагаются: государством, группой государств, международной организацией или физическим лицом. Нередко субъекту международного права, осуществляющему добрые услуги, стороны в споре предоставляют возможность выполнения более широких функций, путем выдвижения предложений по урегулированию спора. В подобных ситуациях действия третьей стороны рассматриваются уже как посредничество. Основным отличием этих средств мирного урегулирования является степень вовлеченности третьей стороны в процесс урегулирования спора.

Первая попытка выделения добрых услуг в отдельный институт была предпринята на Парижском мирном конгрессе в 1856 г., хотя тогда этот институт не был включен в текст Парижского трактата. Первым же многосторонним соглашением, предусмотревшим процедуру добрых услуг, стал Заключительный акт Берлинской конференции 1885 г. В ст. 11 этого договора говорилось: «В случае, когда Держава, пользующаяся правом верховенства или протектората в упомянутых ст. 1 Землях, подчиненных началам свободы торговли, будет вовлечена в войну, Высокие стороны, подписавшие настоящий Акт, и те, которые присоединятся к оному впоследствии, обязываются оказывать этой Державе свои добрые услуги».

Ст. 33 Устава ООН не упоминает добрые услуги. Тем не менее, ряд международных документов, принятых под эгидой ООН, указывают добрые услуги в качестве средства мирного урегулирования споров. Например, эта процедура предусматривается п. 5 Манильской декларации, гласящим, что «Государства стремятся в духе доброй воли и сотрудничества к скорейшему и справедливому урегулированию своих международных споров с помощью любого из следующих средств: переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным соглашениям или органам или иными мирными средствами по своему выбору, включая добрые услуги». В резолюции 43/51 Генеральной Ассамблеи ООН от 5 декабря 1988 г. в п. 12 «Декларации 1988 года о предотвращении и устранении споров и ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасности, и о роли Организации Объединенных Наций в этой области», рекомендовалось, что «Совету Безопасности следует рассматривать возможность направления на ранней стадии миссий по установлению фактов или миссий добрых услуг, в качестве средства предотвращения дальнейшего обострения спора или ситуации в соответствующих областях». Генеральный секретарь ООН Б. Б. Гали отмечал: «Совет Безопасности и другие органы Организации Объединенных Наций возложили на Генерального секретаря выполнение различных задач, которые предполагают широкое применение добрых услуг. Это очень гибкий термин, поскольку он может означать как очень много, так и очень мало. Однако в наше время, когда на смену конфронтации должны прийти переговоры, я считаю, что добрые услуги Генерального секретаря могут оказать значительную помощь в поощрении государств-членов к решению их споров за столом переговоров. Как Генерального секретаря Организации Объединенных Наций меня вдохновляет позитивная реакция государств на предлагаемые мною услуги. Если две стороны не могут или не желают сесть за один стол, то в этом случае без помощи какой-либо третьей стороны, как, например, ООН - не обойтись. Но в такой ситуации каждая сторона должна чувствовать, что, отвечая на предлагаемые мною добрые услуги, она не окажется в проигрыше».

Практика применения добрых услуг весьма велика. До создания ООН наиболее заметными явились, например, добрые услуги, предложенные президентом США и побудившие в 1905 г. Россию и Японию, находившихся тогда в состоянии войны, приступить к переговорам, приведшим к заключению 5 сентября 1905 г. Портсмутского мира. Примером коллективного применения добрых услуг является мирное разрешение пограничного спора между Никарагуа и Гондурасом в 1937 г., согласившимися воспользоваться добрыми услугами правительств США, Коста-Рики и Венесуэлы.

Можно привести ряд примеров успешно проведенных добрых услуг, предоставленных в послевоенный период. Так, например, добрые услуги, оказанные: США в 1946 г. в связи с территориальным спором между Францией и Таиландом; Швейцарией в связи с франко-алжирским конфликтом 1960-1962 гг.; СССР в связи с индо-пакистанским конфликтом, успешно завершившимся в 1966 г. подписанием Ташкентской декларации; Францией в связи с вьетнамским конфликтом в начале 70-х годов.

Важным и довольно распространенным методом урегулирования или предотвращения споров и ситуаций является осуществление добрых услуг ООН и другими международными организациями. Среди удавшихся попыток примирения сторон можно указать индонезийский вопрос, при расследовании которого Совет Безопасности постановил «оказать добрые услуги сторонам с целью содействия в мирном разрешении их спора, сопровождавшегося военными действиями между вооруженными силами Нидерландов и Индонезии».

В 1956 г. добрые услуги ООН были осуществлены Генеральным секретарем от имени Совета Безопасности в палестинском вопросе для обеспечения соблюдения соглашения о перемирии. Особой формой добрых услуг стала учрежденная Советом Безопасности миссия, в составе: Соединенные Штаты и Соединенное Королевство, оказавшая помощь в тунисском вопросе при урегулировании ряда инцидентов между Францией и Тунисом. Нередко в практике международных организаций встречаются случаи предоставления добрых услуг должностными лицами этих организаций, как правило, Генеральными секретарями, специальными или личными помощниками.

Добрые услуги Генерального секретаря ООН использовались в урегулировании ситуации вокруг Афганистана и были предусмотрены в соглашениях по урегулированию этого вопроса, заключенных в Женеве 14 апреля 1988 г. П. 7 Соглашения о взаимосвязи для урегулирования положения, относящегося к Афганистану, предусмотрено следующее: «Представитель Генерального секретаря Организации Объединенных Наций предоставляет свои добрые услуги Сторонам и в этой связи будет содействовать в организации таких встреч и участвовать в них. Он может представить Сторонам на их рассмотрение и одобрение предложения рекомендации по безотлагательному, добросовестному и полному выполнению положений документов».

Процедура применения добрых услуг на региональном уровне закреплена в ряде региональных соглашений. Наиболее подробно она освещена в соглашениях американских государств (Межамериканский договор 1936 г. о добрых услугах и посредничестве, рад статей Пакта Боготы 1948 г., а также Устав ОАГ).

Устав ОАГ содержит статью, устанавливающую, что если одна из сторон в споре обращается к Постоянному Совету с просьбой об оказании добрых услуг, то совет оказывает помощь сторонам и рекомендует процедуры, которые, по его мнению, следует применять для мирного разрешения спора. В рамках этих полномочий Совет может прибегнуть к процедуре по установлению фактов, а также учреждать специальные комитеты.

В практике Лиги арабских государств, согласно ст. 5 Пакта ЛАГ, на Совет возложена функция по «предоставлению своих добрых услуг с целью примирения», в случае возникновения спора между государствами-членами или государствами-членами и другими государствами, который может привести к войне. На практике Совет применяет добрые услуги и другие средства мирного урегулирования независимо от того, угрожают они миру или нет. В одних случаях это делается непосредственно Советом, а в других - для выполнения этих функций создаются специальные органы.

Хартия Организации африканского единства в ст. XIX упоминает лишь посредничество, не выделяя добрые услуги в качестве самостоятельного средства мирного урегулирования споров.

На европейском уровне добрые услуги предусмотрены рядом соглашений в рамках ОБСЕ и других договоров. В Разделе V Заключительного Акта СБСЕ, озаглавленном «Решение споров», в числе прочих средств мирного урегулирования споров, указывается на «добрые услуги». В Разделе VIII того же документа при описании процедур Механизма СБСЕ по урегулированию споров отмечается, что «Замечания или советы Механизма могут касаться начала или возобновления процесса переговоров между сторонами, или принятия какой-либо другой процедуры урегулирования споров, такой как установление фактов, примирение, посредничество, добрые услуги, арбитраж или судебное разбирательство, или какого-либо видоизменения любой подобной процедуры или их сочетания, или какой-либо иной процедуры, которую он может указать в связи с обстоятельствами спора или каким-либо аспектом любой подобной процедуры».

В Уставе ООН выделены следующие виды международных споров: споры, продолжение которых могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности (ст.ст.33, 36, 37); любые споры (ст.ст.34, 35, 38); споры юридического характера (ст.36); местные споры (ст.52). В Уставе ООН содержится также положение о ситуации, которая может привести к международным трениям или вызвать спор (ст.34). В ст.36 Устава ООН указывается, что Совет Безопасности уполномочен рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования спора. При этом должна учитываться специфика спора. Местные споры следует разрешать мирными средствами при помощи региональных соглашений или органов до передачи в Совет Безопасности ООН (п.2 ст.52 Устава ООН). Споры юридического характера должны, как общее правило, передаваться сторонами в Международный Суд ООН в соответствии с положениями Статута Суда (п.3 ст.36 Устава ООН).

До передачи какого-либо спора в Совет безопасности согласно ст.33 Устава ООН стороны, участвующие в нем, должны, прежде всего, стараться разрешить спор путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами. Как видно, перечень мирных средств и процедур разрешения международных споров не является исчерпывающим, и стороны по своему усмотрению могут выбрать дополнительные. Совет Безопасности, когда он считает необходимым, может потребовать от сторон разрешения их спора при помощи перечисленных средств (п.2 ст.33).

Переговоры являются эффективным универсальным средством урегулирования отношений между государствами, применяемым с незапамятных времен. Весьма важную роль играют переговоры в поддержании дружественных отношений между государствами и предотвращении конфликтных ситуаций и международных споров. Вместе с тем переговоры выступают и как действенное средство разрешения споров. Объясняется это простотой, гибкостью и удобством данного средства, что делает его очень распространенным. Данное обстоятельство обусловило тот факт, что переговоры стоят на первом месте в перечне мирных средств разрешения споров ст.33 Устава ООН.

При непосредственных переговорах происходит, как правило, двустороннее обсуждение спорных вопросов. При этом обычно исключается какое-либо давление и вмешательство со стороны третьих государств или международных организаций. Во время переговоров устанавливаются личные контакты между сторонами, что также способствует позитивному решению проблем, являющихся предметом переговоров.

В последнее время все большее распространение получает такая форма переговоров, как консультации. В ряде двусторонних и многосторонних соглашений консультации предусмотрены как обязательное средство устранения разногласий (Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1947г.; Конвенция ООН по морскому праву 1982г.; Хартия об особом партнерстве между Украиной и НАТО 1997г. и др.). В документах ОБСЕ подчеркивается, что обновленная структура организации сохраняет традиционную роль. Отводимую в ее функционировании механизмам консультаций и переговоров между государствами – членами.

Добрые услуги и посредничество в мирном разрешении спора заключаются в участии третьей стороны в споре для его успешного разрешения.

Добрые услуги представляют собой действия не участвующей в споре стороны (государства или международной организации), направленные на установление прямых контактов между спорящими сторонами с целью начала переговоров по мирному разрешению спора. Добрые услуги оказываются как по инициативе третьей стороны, так и по просьбе спорящих. При этом третья сторона не участвует в переговорах спорящих сторон и не влияет на их ход. Т.е. основная задача добрых услуг -–это содействие третьей стороны в установлении или возобновлении диалога между спорящими сторонами для нахождения мирных способов разрешения спора.

Посредничество отличается от добрых услуг тем, что третья сторона не только помогает «навести мосты» между спорящими, но и непосредственно участвует в переговорах по мирному разрешению спора. Более того, посредник (государство или международная организация) может вносить свои предложения по мирному урегулированию спора. Для участия посредника в мирном разрешении спора необходимо согласие всех спорящих сторон. Формы и способы посредничества определяются договоренностью между спорящими сторонами и посредником.

Примером добрых услуг может служить участие правительства СССР в налаживании переговоров между Индией и Пакистаном в 1966г. по урегулированию вооруженного конфликта между ними.

После создания ООН Генеральный секретарь этой организации или его специальные представители довольно часто используются для оказания добрых услуг и посредничества. Так, в 1988г. в Женеве благодаря добрым услугам и посредничеству личного представителя генерального секретаря ООН были подписаны соглашения по ликвидации афганского кризиса.

Одно из средств мирного разрешения международных споров. Это действия третьей стороны (государства, международной организации, известного общестенного или политического деятеля), призванные установить контакты между спорящими. Д.у. могут… … Юридический словарь

ДОБРЫЕ УСЛУГИ Большой Энциклопедический словарь

ДОБРЫЕ УСЛУГИ - ДОБРЫЕ УСЛУГИ, Россия, ВГИК, 1994, цв. По мотивам рассказа Х. Кортасара. Неожиданным и шокирующим оказывается рассказ стареющей женщины о необычных услугах, которые ей приходится оказывать, будучи служанкой в одном знатном доме. В ролях: Нина… … Энциклопедия кино

ДОБРЫЕ УСЛУГИ - «ДОБРЫЕ УСЛУГИ», в международном праве одно из средств мирного разрешения споров между государствами. Заключается в содействии какого либо не участвующего в споре государства или международного органа установлению контакта и началу… … Энциклопедический словарь

Добрые услуги - в международном праве одно из средств мирного разрешения споров между государствами. Заключается в содействии какого либо не участвующего в споре государства или международного органа установлению контакта и началу непосредственных переговоров… … Политология. Словарь.

Добрые услуги - (bons offices; термин международного права), как средство к мирному прекращению международного спора, могут быть оказаны по просьбе спорящих сторон или одной стороны или же могут быть предложены третьим государством по собственной его инициативе … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

"ДОБРЫЕ УСЛУГИ" - (французское bons offices, английское good offices) международно правовая процедура, относящаяся к праву войны и входящая со времени Гаагской конвенции 1899 в нормативную часть международного права. В случае конфликта или войны между двумя… … Дипломатический словарь

Добрые услуги - («Добрые услуги»,) в международном праве одно из средств мирного разрешения споров между государствами. Под «Д. у.» понимается содействие какого либо государства или международного органа установлению контакта и началу непосредственных… … Большая советская энциклопедия

ДОБРЫЕ УСЛУГИ - одно из мирных средств разрешения международных споров. Д.у. представляют собой действия не участвующей в споре стороны (государства или международной организации) с целью установления прямых контактов между спорящими сторонами для начала… … Энциклопедический словарь экономики и права

ДОБРЫЕ УСЛУГИ - мирное средство разрешения споров между субъектами международного права с привлечением третьей, не участвующей в споре стороны (государства, международной организации, известного общественного или политического деятеля и т.д.). Функции третьей… … Энциклопедия юриста

Наряду с переговорами к "дипломатическим средствам" мирного урегулирования споров относят "добрые услуги".

Добрые услуги – это совокупность международно-правовых норм, регулирующих деятельность третьих государств или международных организаций, осуществляемую по их собственной инициативе или по просьбе находящихся в споре государств, направленную на установление или возобновление непосредственных переговоров между государствами – сторонами в споре в целях создания благоприятных условий для его мирного разрешения.

Вплоть до конца XIX в. институт добрых услуг рассматривался как составная часть посредничества. В Гаагской конвенции о мирном решении международных столкновении не проводится содержательного различия между используемыми терминами "добрые услуги" и "посредничество". Их предложение непричастным к спору государством не может рассматриваться как недружелюбное действие (ст. 3 Конвенции). По другому мнению, добрые услуги в настоящее время – это самостоятельный институт международного права, что подтверждается в некоторых международных договорах, иных документах (примеры – заключительный акт Берлинской конференции 1885 г., ст. 12 Статута Лиги Наций, ст. IX Боготинского пакта 1948 г. и т.д.).

Государство, оказывающее добрые услуги, устанавливает контакт между спорящими сторонами, склоняет их к переговорам. Через такое государство осуществляется связь после начала переговоров, однако в самих переговорах такое государство участия не принимает.

Иное дело – посредничество. Посредник путем активного участия в переговорном процессе помогает спорящим государствам достигнуть мирного урегулирования. Посредник не только активно участвует в начавшихся переговорах, но вносит предложения по примирению сторон, иногда даже руководит такими переговорами.

Посредничество может иметь место только при обоюдном согласии спорящих сторон, а для начала оказания добрых услуг достаточно самого факта их предложения и согласия одной из сторон в споре.

Нередко оказание добрых услуг перерастает в посредничество: так было, например, при оказании добрых услуг СССР в мирном урегулировании индийско-пакистанского пограничного вооруженного конфликта из-за Кашмира (1965–1966).

Посредничество, как институт национального права, был известен в Древней Греции, в Древнем Риме. Постепенно посредничество сформировалось как институт международного права, представляющий собой совокупность норм, определяющих порядок взаимодействия со спорящими государствами третьей стороны (государства или международной организации) в целях разрешения спора мирным путем. Посредничество осуществляется по инициативе этой третьей стороны или по просьбе спорящих государств. Посредничество предусмотрено, кроме упомянутой Гаагской конвенции о мирном решении международных столкновений, еще в Межамериканском договоре о добрых услугах и посредничестве 1936 г., в Американском договоре о мирном разрешении споров 1948 г. и др.

Начальной задачей посредника не обязательно является окончательное разрешение всех спорных вопросов (чаще это достигается в ходе дальнейших переговоров между спорящими сторонами). В соответствии со ст. 4 Гаагской конвенции о мирном решении международных столкновений "задача посредника заключается в согласовании противоположных притязаний и в успокоении чувства неприязни, если оно возникает между государствами, находящимися в споре". Поскольку спорящие государства нередко не готовы к непосредственному диалогу, посредник в диалоге с каждой из спорящих сторон стремится к их примирению на такой основе, которая устраивала бы обе спорящие стороны.

Гарантом достигнутого соглашения также выступает государство- посредник.

Обязанностям посредника должны корреспондировать обязанности спорящих государств: обеспечить посреднику (лицу, представляющему государство-посредник) возможность осуществлять свои функции; воздерживаться от действий, наносящих ущерб достоинству и суверенным правам посредника; уважать права, предоставленные ему соглашением о посредничестве, и др.

Примером успешного посредничества может служить деятельность постоянно действующей Комиссии по посредничеству, примирению и арбитражу, действующей с 1964 г. в рамках Организации африканского единства (ныне Африканский союз). Такое посредничество применялось, например, для разрешения маррокано-алжирского конфликта в 1963 г., эфиопско-сомалийского и сомалийско-кенийского в 1964 г.

Успешным было и посредничество Генерального секретаря ООН (его специальных представителей), действующего на основе резолюций Совета Безопасности, ГА ООН. Так, в 1962 г. при посредничестве Генерального секретаря ООН У Тана в ходе урегулирования Карибского кризиса было достигнуто Соглашение о начале переговоров между СССР и США.

Наряду с переговорами к «дипломатическим средствам» мирного урегулирования споров относят «добрые услуги».

Добрые услуги - это совокупность международно-правовых норм, регулирующих деятельность третьих государств или международных организаций, осуществляемую по их собственной инициативе или по просьбе находящихся в споре государств, направленную на установление или возобновление непосредственных переговоров между государствами - сторонами в споре в целях создания благоприятных условий для его мирного разрешения.

Вплоть до конца XIX в. институт добрых услуг рассматривался как составная часть посредничества. В Гаагской конвенции о мирном решении международных столкновений не проводится содержательного различия между используемыми терминами «добрые услуги» и «посредничество». Их предложение непричастным к спору государством не может рассматриваться как недружелюбное действие (ст. 3 Конвенции). По другому мнению, добрые услуги в настоящее время - это самостоятельный институт международного права, что подтверждается в некоторых международных договорах, иных документах (примеры - заключительный акт Берлинской конференции 1885 г., ст. 12 Статута Лиги Наций, ст. IX Боготинского пакта 1948 г. и т.д.).

Государство, оказывающее добрые услуги, устанавливает контакт между спорящими сторонами, склоняет их к переговорам. Через такое государство осуществляется связь после начала пере-говоров, однако в самих переговорах такое государство участия не принимает.

Иное дело - посредничество. Посредник путем активного участия в переговорном процессе помогает спорящим государствам достигнуть мирного урегулирования. Посредник не только активно участвует в начавшихся переговорах, но вносит предложения по примирению сторон, иногда даже руководит такими переговорами.

Посредничество может иметь место только при обоюдном согласии спорящих сторон, а дая начала оказания добрых услуг достаточно самого факта их предложения и согласия одной из сторон в споре.

Нередко оказание добрых услуг перерастает в посредничество: так было, например, при оказании добрых услуг СССР в мирном

урегулировании индийско-пакистанского пограничного вооруженного конфликта из-за Кашмира (1965-1966 гг.).

Посредничество, как институт национального права, был известен в Древней Греции, в Древнем Риме. Постепенно посредничество сформировалось как институт международного права, представляющий собой совокупность норм, определяющих порядок взаимодействия со спорящими государствами третьей стороны (государства или международной организации) в целях разрешения спора мирным путем.

Посредничество осуществляется по инициативе этой третьей стороны или по просьбе спорящих государств. Посредничество предусмотрено, кроме упомянутой Гаагской конвенции о мирном решении международных столкновений, еще в Межамериканском договоре о добрых услугах и посредничестве 1936 г., в Американском договоре о мирном разрешении споров 1948 г. и др.

Начальной задачей посредника не обязательно является окончательное разрешение всех спорных вопросов (чаще это достигается в ходе дальнейших переговоров между спорящими сторонами). В соответствии со ст. 4 Гаагской конвенции о мирном решении международных столкновений «задача посредника заключается в согласовании противоположных притязаний и в успокоении чувства неприязни, если оно возникает между государствами, находящимися в споре». Поскольку спорящие государства нередко не готовы к непосредственному диалогу, посредник в диалоге с каждой из спорящих сторон стремится к их примирению на такой основе, которая устраивала бы обе спорящие стороны.

Гарантом достигнутого соглашения также выступает государство-посредник.

Обязанностям посредника должны корреспондировать обязанности спорящих государств: обеспечить посреднику (лицу, представляющему государство-посредник) возможность осуществлять свои функции; воздерживаться от действий, наносящих ущерб достоинству и суверенным правам посредника; уважать права, предоставленные ему соглашением о посредничестве, и др.

Примером успешного посредничества может служить деятельность постоянно действующей Комиссии по посредничеству, примирению и арбитражу, действующей с 1964 г. в рамках Организации африканского единства (ныне Африканский союз). Такое посредничество применялось, например, для разрешения марро-

кано-алжирского конфликта в 1963 г., эфиопско-сомалийского и сомалийско-кенийского в 1964 г.

Успешным было и посредничество Генерального секретаря ООН (его специальных представителей), действующего на основе резолюций Совета Безопасности, ГА ООН. Так, в 1962 г. при посредничестве Генерального секретаря ООН У Тана в ходе урегулирования Карибского кризиса было достигнуто Соглашение о начале переговоров между СССР и США.