Дизартрия (Сравнительная характеристика форм дизартрии).

Дифференциальная диагностика стёртой дизартрии и сложной дислалии

Влияние тонуса мышц на характер звукопроизношения.

Задание на следующий триместр

Практическое занятие 3/1.

Тема: Методы неврологического обследования детей с речевой патологией, интерпретация поражений ЦНС в сочетании с речевыми нарушениями.

Вопросы для самоподготовки

Задания для письменного выполнения:

1. Тесты для оценки функционирования теменно-затылочных отделов коры головного мозга ребенка.

2. Тесты на обследование произвольной мимической моторики.

3. Тесты на обследование речевой моторики.

4. Тесты на обследование произвольной моторики.

5. Тесты на обследование тонких движений пальцев рук.

6. Черепно-мозговые нервы, значение для иннервации артикуляционно-фонационных мышц.

7. Чувствительная и двигательная иннервация лица, губ, языка, мягкого и твёрдого нёба.

8. Неврологическое обследование функции черепно-мозговых нервов.

9. Неврологическое обследование функции мозжечка.

Литература: Поваляева М.А. Справочник логопеда – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. - 448 с.

Практическое занятие 3/2.

Тема: Афазия. Этиология и патогенез, классификация, основные проявления, методы исследования.

Вопросы для самоподготовки

1. Дайте определение экспрессивной и импрессивной речи.

2. Этиология и патогенез афазии. Классификация афазии

3. Характеристика форм моторной афазии, динамическая афазия, характеристика, основные проявления, локализация поражения при данной форме.

4. Эфферентная моторная афазия, основные проявления, локализация поражения при данной форме афазии.

5. Афферентная моторная афазия, характеристика, основные проявления, локализация поражения при данной форме. Нарушение письма при моторных формах афазии. Характеристика сенсорных форм афазии.

6. Сенсорная афазия, характеристика, основные проявления, локализация поражения при данной форме афазии.

7. Семантическая афазия, характеристика, основные проявления, локализация поражения при данной форме.

8. Амнестическая афазия, характеристика, основные проявления, локализация поражения при данной форме афазии.

9. Акустико-мнестическая афазия, характеристика, основные проявления, локализация поражения при данной форме. Нарушение чтения и письма при сенсорных формах афазии. Акалькулия и амузия при афазии.

10. Особенности течения афазии в детском возрасте. Методы исследования при афазических расстройствах. Дифференциальная диагностика со схожими заболеваниями. Обследование и основные направления коррекции логопедической работы с афазиками.

1. Задания для письменного выполнения:

Характеристика афазии

Практическое занятие 4.

Тема: Алалия. Этиология и патогенез, классификация, основные проявления, методы исследования, дифференциальная диагностика с другими заболеваниями, связанными с речеслуховыми расстройствами.

Вопросы для самоподготовки

1. Этиология алалии. Патогенез. Классификация алалии.

2. Характеристика и особенности течения каждой формы алалии.

3. Моторная алалия, характеристика, основные проявления, локализация очага поражения при данной форме.

4. Степень выраженности течения алалии: от тяжелых форм до стертых форм.

5. Особенности нервно-психической сферы у детей с алалией. Особенности формирования речи у детей с алалией.

6. Особенности формирования чтения и письма у детей с различными формами алалии. Дифференциальная диагностика алалии со схожими формами речевой патологии.

7. Обследование детей с алалией.

– расстройство произносительной организации речи, связанное с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата. Структура дефекта при дизартрии включает нарушение речевой моторики, звукопроизношения, речевого дыхания, голоса и просодической стороны речи; при тяжелых поражениях возникает анартрия. При подозрении на дизартрию проводится неврологическая диагностика (ЭЭГ, ЭМГ, ЭНГ, МРТ головного мозга и др.), логопедическое обследование устной и письменной речи. Коррекционная работа при дизартрии включает лечебное воздействие (медикаментозные курсы, ЛФК, массаж, ФТЛ), логопедические занятия, артикуляционную гимнастику, логопедический массаж.

Причины дизартрии

Наиболее часто (в 65-85% случаев) дизартрия сопутствует детскому церебральному параличу и имеет те же причины возникновения. В этом случае органическое поражение ЦНС происходит во внутриутробном, родовом или раннем периоде развития ребенка (обычно до 2-х лет). Наиболее частыми перинатальными факторами дизартрии выступают токсикозы беременности , гипоксия плода , резус-конфликт , хронические соматические заболевания матери, патологическое течение родов , родовые травмы , асфиксия при рождении, ядерная желтуха новорожденных , недоношенность и др. Степень выраженности дизартрии тесно связана с тяжестью двигательных нарушений при ДЦП: так, при двойной гемиплегии дизартрия либо анартрия выявляется практически у всех детей.

В раннем детстве поражение ЦНС и дизартрия у ребенка может развиться после перенесенных нейроинфекций (менингита , энцефалита), гнойного среднего отита , гидроцефалии , черепно-мозговой травмы , тяжелых интоксикаций.

Возникновение дизартрии у взрослых, как правило, связано с перенесенным инсультом , травмой головы, нейрохирургическими операциями, опухолями головного мозга . Также дизартрия может встречаться у пациентов с рассеянным склерозом , боковым амиотрофическим склерозом , сирингобульбией , болезнью Паркинсона , миотонией , миастенией , церебральным атеросклерозом , нейросифилисом , олигофренией .

Классификация дизартрии

В основу неврологической классификации дизартрии положен принцип локализации и синдромологический подход. С учетом локализации поражения речедвигательного аппарата различают:

  • бульбарную дизартрию , связанную с поражением ядер черепно-мозговых нервов /языкоглоточного, подъязычного, блуждающего, иногда – лицевого, тройничного/ в продолговатом мозге
  • псевдобульбарную дизартрию , связанную с поражением корково-ядерных проводящих путей
  • экстрапирамидную (подкорковую) дизартрию , связанную с поражением подкорковых ядер головного мозга
  • мозжечковую дизартрию , связанную с поражением мозжечка и его проводящих путей
  • корковую дизартрию , связанную с очаговыми поражениями коры головного мозга.

В зависимости от ведущего клинического синдрома при ДЦП может встречаться спастико-ригидная, спастико-паретическая, спастико-гиперкинетическая, спастико-атактическая, атактико-гиперкинетическая дизартрия.

Логопедическая классификация основана на принципе понятности речи для окружающих и включает в себя 4 степени тяжести дизартрии:

Характеристика клинических форм дизартрии

Для бульбарной дизартрии характерны арефлексия, амимия, расстройство сосания, глотания твердой и жидкой пищи, жевания, гиперсаливация, вызванные атонией мышц полости рта. Артикуляция звуков невнятная и крайне упрощенная. Все разнообразие согласных редуцируется в единый щелевой звук; звуки не дифференцируются между собой. Типична назализация тембра голоса, дисфония или афония.

При псевдобульбарной дизартрии характер расстройств определяется спастическим параличом и мышечным гипертонусом. Наиболее ярко псевдобульбарный паралич проявляется в нарушении движений языка: большие трудности вызывают попытки поднять кончик языка вверх, отвести в стороны, удержать в определенном положении. При псевдобульбарной дизартрии затруднено переключение с одной артикуляционной позы на другую. Типично избирательное нарушение произвольных движений, синкинезии (содружественные движения); обильное слюнотечение, усиление глоточного рефлекса, поперхивание, дисфагия . Речь больных с псевдобульбарной дизартрией смазанная, невнятная, имеет носовой оттенок; грубо нарушено нормативное воспроизве­дение соноров, свистящих и шипящих.

Для подкорковой дизартрии характерно наличие гиперкинезов – непроизвольных насильственных движений мышц, в т. ч. мимических и артикуляционных. Гиперкинезы могут возникать в покое, однако обычно усиливаются при попытке речи, вызывая артикуляционный спазм. Отмечается нарушение тембра и силы голоса, просодической стороны речи; иногда у больных вырываются непроизвольные гортанные выкрики.

При подкорковой дизартрии может нарушаться темп речи по типу брадилалии , тахилалии или речевой дизаритмии (органического заикания). Подкорковая дизартрия часто сочетается с псевдобульбарной, бульбарной и мозжечковой формой.

Типичным проявлением мозжечковой дизартрии служит нарушение координации речевого процесса, следствием чего является тремор языка, толчкообразная, скандированная речь, отдельные выкрики. Речь замедлена и невнятна; в наибольшей степени нарушается произношение переднеязычных и губных звуков. При мозжечковой дизартрии отмечается атаксия (шаткость походки, нарушение равновесия, неловкость движений).

Корковая дизартрия по своим речевым проявлениям напоминает моторную афазию и характеризуется нарушением произвольной артикуляционной моторики. Расстройства речевого дыхания, голоса, просодики при корковой дизартрии отсутствуют. С учетом локализации поражений различают кинестетическую постцентральную корковую дизартрию (афферентную корковую дизартрию) и кинетическую премоторную корковую дизартрию (эфферентную корковую дизартрию). Однако при корковой дизартрии имеется только артикуляционная апраксия , тогда как при моторной афазии страдает не только артикуляция звуков, но также чтение, письмо, понимание речи, использование средств языка.

Диагностика дизартрии

Обследование и последующее ведение пациентов с дизартрией осуществляется неврологом (детским неврологом) и логопедом. Объем неврологического обследования зависит от предполагаемого клинического диагноза. Наиболее важное диагностическое значение имеют данные электрофизиологических исследований (электроэнцефалографии , электромиографии , электронейрографии), транскраниальной магнитной стимуляции , МРТ головного мозга и др.

Прогноз и профилактика дизартрии

Только рано начатая, систематическая логопедическая работа по коррекции дизартрии может дать положительные результаты. Большую роль в успехе коррекционно-педагогического воздействия играет терапия основного заболевания, усердие самого пациента-дизартрика и его близкого окружения.

При этих условиях на практически полную нормализацию речевой функции можно рассчитывать в случае стертой дизартрии. Овладев навыками правильной речи, такие дети могут успешно обучаться в общеобразовательной школе, а необходимую логопедическую помощь получают в поликлиниках или на школьных логопунктах.

При тяжелых формах дизартрии возможно лишь улучшение состояния речевой функции. Важное значение для социализации и образования детей с дизартрией имеет преемственность различных типов логопедических учреждений: детских садов и школ для детей с тяжелыми нарушениями речи, речевых отделений психоневрологических стационаров; содружественная работа логопеда, невролога, психоневролога, массажиста, специалиста по лечебной физкультуре.

Медико-педагогическая работа по предупреждению дизартрии у детей с перинатальным поражением головного мозга должна начинаться с первых месяцев жизни. Профилактика дизартрии в раннем детском и взрослом возрасте заключается в предупреждении нейроинфекций, травм головного мозга, токсических воздействий.

(классификация дизартрии по синдомологическому подходу)

Форма дизартрии Гиперкинетическая дизартрия Атактическая дизартрия
Ведущий синдром Спастический парез Спастический парез и тонические нарушения управления речевой деятельностью типа ригидности Гиперкинез Атаксия
Форма ДЦП Спастическая диплегия, гемипарез Двойная гемиплегия Гиперкинетичес-кая форма ДЦП Атонически-астатическая форма ДЦП
Характер наруше-ния мы-шечного тонуса Спастичность, реже - гипо-тония Спастичность мышц и ригидность (макси-мальное резкое повышение мышеч-ного тонуса во всей речевой и скелетной мускулатуре, усили-вающееся под вли-янием внешних раздражителей) Дистония, реже гипотония (большая). Зависимость тонуса от внешних влияний, эмоцио-нального состо-яния, произволь-ных движений Гипотония
Наличие непроизвольных насильственных движений, синкине-зий Синкинезии, оральные синкинезии. Возможно сохранение рефлексов орального автоматизма Частое присутствие синкинезий стволового уровня мозга и оральных автоматизмов (насильственные сосательные и облизывающие движения) Гиперкинезы языка, лица, шеи в покое, усилива-ются при произно-сительных попыт-ках. Синкинезии Тремор языка (при целенап-равленных движениях)
Наруше-ния арти-куляционной мото-рики, ар-тикуляционного праксиса, Снижение объема и амплитуды артикуляционных движений языка, губ (различной степени). Может страдать выпол-нение и сохра- Объем артикуляционных движений строго ограничен. Включение в движение с удли-ненным латентным периодом (до нес-кольких минут). При Объем артикуля-ционных движе-ний может быть достаточным. Особые трудности удержания и ощущения арти-куляционной позы Дисметрия (несоразмер-ность) артику-ляционных движений; чаще - гипер-метрия (увели-чение ампли-


Форма дизартрии Спастико-паре-тическая дизартрия Спастико-ригидная дизартрия Гиперкинетическая дизартрия Атактическая дизартрия
мимики нение артикуля-ционных поз; переключение от одной артику-ляции к другой. Гипомимия лица включении в движение - резкое повышение тонуса во всей речевой и скелетной муску-латуре. Язык напря-жен, малоподвижен, отодвинут назад, не всегда его удается вывести из полости рта. Недифференциро-ванность губных и язычных движений (смешанная губно-язычная артикуляция). Мимика крайне бедная (лицо застывшее, маскообразное) и при переклю-чении от одной артикуляции к другой, т.е. страдает автома-тизация артикуля-ционных движе-ний туды, утриро-ванность, замедленность движений). Трудность выполнения и удержания артикуляцион-ных укладов. Мимика вялая
Состояние акта приема пищи (жевание, глотание) Акт приема пищи замедлен, но координирован Грубо нарушены жевание, откусывание, глотание. Жевание часто заменяется сосанием. Нарушена координация между дыханием, жеванием, глотанием Процессы жева-ния, глотания затруднены, дис-координированы Жевание ослаблено
Разборчи-вость ре-чи. Нару-шения звуко-произно-шения Разборчивость речи значительно снижена, часто речь трудно по-нять при незна-нии контекста. Звуки речи лише-ны четкого фоне-тического офор-мления. Невнятность согласных Разборчивость речи значительно снижена, часто речь трудно понять при незнании контекста. Звуки речи лишены четкого фоне-тического оформле-ния. Невнятность согласных звуков. Усредненность гласных. Слабость дифференциации губных, призубных; Разборчивость снижена (речь невнятная, сма-занная, порой малопонятная). Характерно от-сутствие стабиль-ных нарушений звукопроизноше-ния (пропуски, замены, смешения звуков непос-тоянны). Много Разборчивость речи снижена. Нарушены переднеязыч-ные, губные, взрывные звуки
Форма дизартрии Спастико-паре-тическая дизартрия Спастико-ригидная дизартрия Гиперкинетическая дизартрия Атактическая дизартрия
звуков. Усреднен-ность гласных. Слабость диффе-ренциации губ-ных, призубных; твердых-мягких, звонких-глухих твердых-мягких, звонких-глухих. искажений звуков (щелевые и соноры)
Наруше-ния дыхания Нарушения речевого дыхания (речевой выдох укорочен и истощаем, вдох неглубокий) Тяжелые нарушения дыхания Тяжелые нарушения дыхания Асинергия - асинхронность дыхания, голо- сообразования и артикуляции
Наруше-ния голо-са Голос недоста-точной силы и звонкости (тихий, слабый, истоща-ющийся, глухо-ватый). Может быть назализация (уже упомин.) Голос тихий, глухой, сдавленный, напря-женный Голос напряжен-ный, прерывис-тый, вибрирую-щий, изменяю-щийся по высоте, силе, звонкости. Может быть назализация Голос истоща-ющийся, зати-хающий к концу фразы; с носовым оттенком
Наруше­ния про­содики Снижена ампли­туда голосовых модуляций, нет темпоритмиче­ских перебоев, необходимых для живой интонации (голос маломоду-лированный, монотонный) Модуляций голоса почти нет. Тембр бед­ный. Темп чуть убыст­ренный Мелодико-инто­национная сторона речи нарушена, утрачен эмоцио­нальный оттенок. Слабая выражен­ность или отсутст­вие голосовых мо­дуляций (моно­тонность) Модуляций го­лоса почти нет. Интонация практически отсутствует. Ритм скандиро­ванный. Темп замедленный
Вегета­тивные расстрой­ства Гиперсаливация Гиперсаливация Слюнотечения при «чистом» гипер­кинетическом синдроме нет Может быть гиперсаливация

III глава
Логопедическое обследование детей
с дизартрическими расстройствами

Логопедическое обследование детей с дизартрическими (речедвигательными) расстройствами строится на общем системном подходе, который опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим изучение речевого развития при дизартрии предполагает воздействие на все стороны речи. Важно учитывать соотношение речевых и неречевых нарушений (неврологической симптоматики) в структуре дефекта и определить сохранные механизмы речи.

Комплексное всестороннее обследование и оценка особенностей развития речевых, психических функций, двигательной сферы, деятельности различных анализаторных систем позволит дать объективную оценку имеющихся недостатков речевого развития и наметить оптимальные пути их коррекции. Важным условием комплексного воздействия является согласованность действий логопеда-дефектолога и невропатолога при обследовании и постановке диагноза.

В ходе логопедического обследования детей с речедвигательными нарушениями используют следующие методы:

Изучение медицинской и биографической документации (сбор и анализ анамнестических данных);

Наблюдение за ребенком (в обычной и специально организованной ситуации);

Беседа с родителями и ребенком;

Визуальный и тактильный контроль (ощупывание) в покое и в процессе речи;

Индивидуальный эксперимент;

Использование компьютерных игр при обследовании звукопроизношения, дыхательной и голосовой функций.

Прежде чем начинать обследование ребенка, важно всесторонне изучить медицинскую документацию (данные анамнеза) и проанализировать результаты обследования и заключение невропатолога (неврологический статус), желательно обсудив его с врачом. Особенностью логопедического обследования и анализа структуры речевого дефекта детей с дизартрией является принцип соотнесения расстройств артикуляционной моторики с общими двигательными нарушениями. При дизартрии артикуляционная моторика, особенности дыхания и голосообразования оцениваются в соответствии с общими моторными возможностями ребенка (отмечаются даже незначительные двигательные расстройства).

Совместно с невропатологом логопед изучает особенности общей моторики ребенка (удержание головы, свободные повороты ее в стороны, сидение, вертикальное положение стоя, самостоятельная ходьба, особенности походки) и функциональные возможности кистей и пальцев рук (опорная функция, ладонный и пальцевой захват, манипуляции с предметами, выделение ведущей руки, согласованность действий рук, тонкие дифференцированные движения пальцев).

При определении ведущего неврологического синдрома и степени его проявления в артикуляционной мускулатуре и моторике (речедвигательного синдрома) логопед опирается на заключение невропатолога. При этом необходимо отметить отсутствие или наличие патологических тонических рефлексов и их влияние на дыхание, голосообразование и артикуляцию.

Важно, чтобы при логопедическом обследовании ребенок был совершенно спокоен, не плакал, не был испуганным. Если ребенок плачет, кричит, вырывается из рук, это может отразиться на изменении (повышении) тонуса мышц, и представление о двигательных и речевых возможностях, которое получит логопед, будет ложным. В ходе обследования проводится тщательный анализ тех положений и движений, которые могут облегчать или, наоборот, утяжелять речевую деятельность. Ребенка с тяжелыми двигательными нарушениями желательно уложить на удобную кушетку или ковер, проверив разные положения - на спине, на боку, на животе. В более легких случаях обследование проводится в положении «сидя» или «стоя».

Как и при всяком комплексном обследовании, важно оценить особенности развития познавательной деятельности (мышления, внимания, памяти), сенсорных функций (зрительного, слухового и кинестетического восприятия), проявления эмоционально-волевой сферы.

Логопедическое обследование включает в себя сбор данных об особенностях доречевого, раннего речевого и психического развития ребенка до момента обследования. Опираясь на данные медицинской документации и беседы с родителями, выясняется время появления и характер крика, гуления, лепета, а затем первых слов и простых фраз.

Обследование артикуляционного аппарата начинается с проверки строения его органов: губ, языка, зубов, твердого и мягкого нёба, челюстей. При этом логопед определяет, насколько их строение соответствует норме.

Необходимо оценить состояние тонуса мышц артикуляционного аппарата в покое, при попытках к речевой деятельности, в процессе речи, при мимических, общих и артикуляционных движениях. Состояние мышечного тонуса в органах артикуляции (лицевой, губной и язычной мускулатуре) оценивается при совместном осмотре логопеда и невропатолога. У детей с дизартрией нарушения тонуса артикуляционных мышц характеризуются спастичностью, гипотонией или дистонией. Нередко имеет место смешанный характер и вариабельность нарушений мышечного тонуса в артикуляционном аппарате (например, в лицевой и губной мускулатуре может быть выражена гипотония, а в язычной - спастичность). Отмечается наличие или отсутствие гипомимии, асимметрии лица, сглаженности носогубных складок, синкинезий, гиперкинезов лицевой и язычной мускулатуры, тремора языка, девиации (отклонения) языка в сторону, гиперсаливации.

Логопед оценивает непроизвольные движения артикуляционного аппарата во время еды (сосание, снятие пищи с ложки, питье из чашки, откусывание, жевание, глотание). Выясняются особенности нарушения акта приема пищи у ребенка: отсутствие или затруднение жевания твердой пищи и откусывания от куска; поперхивание и захлебывание при глотании.

Особое внимание обращается на состояние произвольной артикуляционной моторики. При проверке подвижности органов артикуляции ребенку предлагают различные задания по подражанию. Анализируя состояние подвижности речевых мышц, обращается внимание на возможность выполнения артикуляционных позиций, их удержания и переключения. При этом отмечаются не только основные характеристики артикуляционных движений (объем, амплитуда, темп, плавность и скорость переключения), но и точность, соразмерность выполнения движений, их истощаемость. Особенно подробно логопед оценивает объем артикуляционных движений языка (строго ограничен, неполный, полный); отмечается даже незначительное снижение амплитуды артикуляционных движений языка. У некоторых детей с ярко выраженными речедвигательными синдромами иногда не удается даже пассивно вывести язык из полости рта. Проверяется возможность произвольного высовывания языка, боковых отведений, облизывания губ, удержания широким, распластанным, верхнего подъема, пощелкиваний и т.д. Оценивается степень и граница глоточного рефлекса (повышение или понижение). Логопед анализирует особенности движений губ (малоподвижные или достаточно подвижные) и нижней челюсти (открывание и закрывание рта, умение удерживать рот закрытым).

Оценка понимания обращенной (импрессивной) речи является важнейшим этапом логопедического обследования. Логопед выявляет уровень понимания обращенной речи (различение интонации голоса взрослого, ситуативное понимание обращенной речи, на бытовом уровне, в полном объеме). Пассивный словарь проверяется на реальных предметах и игрушках, предметных и сюжетных картинках. При этом определяется понимание смыслового значения слова, действия, простого и сложного сюжетов, лексико-грамматических конструкций, последовательности событий.

При обследовании собственной (экспрессивной) речи выявляется уровень речевого развития ребенка. Важно отметить возрастную сформированность лексической и грамматической сторон речи, усвоение различных частей речи, особенности слоговой структуры слов. У безречевых детей отмечается возможность использования ими различных невербальных средств общения: выразительной мимики, жестов, интонации.

При изучении произносительной стороны речи выявляется степень нарушения разборчивости речи (речь невнятная, малопонятная для окружающих; разборчивость речи несколько снижена, речь нечеткая, смазанная).

Подробно проверяется фонетико-фонематический строй речи. При обследовании звукопроизношения необходимо выявить умение ребенка произносить звуки изолированно, в слогах, в словах, в предложениях и особенно в речевом потоке. Следует отметить характер недостатков звукопроизношения: искажения, замены, пропуски звуков. Нарушения звукопроизношения сопоставляются с особенностями фонематического восприятия и звукового анализа. Важно отметить, определяет ли ребенок нарушения звукопроизношения в чужой и собственной речи; как он дифференцирует на слух нормально и дефектно произносимые им звуки.

Качество звукового расстройства у детей с дизартрией может быть различным. И.И. Панченко предложила выделять следующие формы звукового расстройства речи:

1 форма - фонетическое расстройство, проявляющееся в искажении звуков, но с сохранностью всех дифференциальных фонематических признаков звуков;

2 форма - фонетико-апраксическое расстройство, включающее как фонетические нарушения (искажения звуков), так и артикуляционную апраксию, выражающуюся в замене и пропусках звуков;

3 форма - фонетико-фонематическое расстройство с явлениями артикуляционной апраксии (кроме искажений звуков имеются множественные замены, пропуски звуков, нарушения слоговой структуры слов, неправильное грамматическое употребление фонем в конце слова).

Анализируя данные логопедического обследования, необходимо определить, к какой группе следует отнести выявленные у ребенка расстройства: к чисто фонетическим, к фонетико-фонематическим или к проявлениям общего недоразвития речи.

Итак, в ходе логопедического обследования детей с дизартрией логопед должен выявить структуру речевого дефекта (соотношение речевых и неречевых нарушений), сопоставив его с тяжестью поражения артикуляционной и общей моторики, а также уровнем психического развития ребенка.

Проанализировав результаты комплексного обследования, логопед дает заключение, позволяющее судить о состоянии речевого дефекта на момент обследования. Желательно, чтобы логопедическое заключение (диагноз) ставилось (давалось) совместно логопедом и невропатологом.

Ниже приводится карта логопедического обследования детей раннего и дошкольного возраста с неврологической патологией, которая разрабатывалась и модифицировалась автором в течение более 15 лет в ходе многолетней практической работы логопедом в различным медицинских учреждениях (в детской психоневрологической больнице № 18 г. Москвы, в республиканском объединении по реабилитации детей-инвалидов «Детство», в «Мединцентре» при МИД РФ). Варианты этой карты неоднократно опубликовывались ранее в разных пособиях, часто без ссылок на автора.

Бульбарная форма

Этиология: поражение ядер черепных нервов: языкоглоточного IX, блуждающего X и подъязычного XII.
Патогенез: нарушения по типу периферического вялого паралича. Наблюдается гипотонус или атония.
Симптоматика: речь невнятная, смазанная.
1) Парез голосовых складок. Парез мышц мягкого неба не позволяет использовать ротовой резонатор.
Преобладают глухие или полузвонкие варианты, соноры заменяются на глухие (например, рама - тата). Речь крайне неразборчива и непонятна. Гласные приобретают шумный оттенок (с призвуком "Х"). Все ротовые звуки назализованы (например, дочь- хох). Стирается противопоставление по признаку "ротовой - носовой".
2) Парез мышц артикуляции .
Язык лежит на дне ротовой полости в артикуляции почти не участвует. Некоторые отдельные слова заменяются глоточным выдохом (кот-хох). Наблюдается явление уподобления звуков речи системе фонем другого языка. Симптом выпадения артикуляции (например, баба-папа-фафа-хаха).
3) Парез дыхательных мышц.
Уменьшается подскладочное давление на голосовые складки
Отсутствует четкая координация вдоха и выдоха в момент речи. Вдох неглубокий, поверхностный, вялый, равен выдоху; длительная воздушная струя не формируется. Голос затухает к концу фразы. Наблюдаются явление гипотонии: голос звучит слабо, тихо, интонационно невыразительно.

Коррекция: речевая терапия проводится на фоне лечения бульбарного синдрома с применением существующих медикаментозных и немедикаментозных методов воздействия. Обращают внимание на развитие точности артикуляционных движений, проприоцептивных ощущения в речевой мускулатуре путем пассивно-активной гимнастики артикуляционных мышц. Для развития достаточной силы мышц используют упражнения с сопротивлением.

Псевдобульбарная форма

Этиология: поражение кортиконуклеарного пути на любом участке.
Патогенез: центральный спастический паралич. Растормаживание сегментарных аппаратов продолговатого и спинного мозга.
Симптоматика: Спастичность, повышенный мышечный тонус (гипертонус), при котором в руках повышается тонус сгибателей, а в ногах - разгибателей. Гиперрефлексия. Присутствуют патологические рефлексы раннего развития (сосательный, подошвенный. хоботковый). Отмечается нарушение тонких дифференцированных движений пальцев рук. Язык подтянут к глотке, движения вверх грубо нарушаются. Присутствуют различные синкинезии. Повышенная саливация. Нарушена артикуляция всех сложных переднеязычных звуков (щелевые, свистящие - щелевые губные "В","Ф"), твердые - мягкими, взрывные - щелевыми. Уменьшается объем и функционирование голосовых складок: голос грубый, хриплый, резкий с оттенком ринофонии. В общей моторике отсутствуют произвольные движения, непроизвольные сохранны.

Коррекция: речевая терапия должна начинаться с первых месяцев жизни: воспитание навыков глотания, сосания, жевания развитие проприоцептивных ощущения в речевой мускулатуре путем пассивно-активной гимнастики артикуляционных мышц развитие дыхательной функции воспитание голосовой активности.
В дальнейшем производится воспитание речевых кинестезий, развитие кинестетического следового образа в речевой мускулатуре и в мышцах пальцев рук.
Вся речевая терапия проводится на фоне медикаментозного лечения.
Предварительное снижение мышечного тонуса в речевой и скелетной мускулатуре с помощью подбора специальных поз и положений для проведения логопедической работы.

Мозжечковая форма

Этиология: поражение мозжечка и его связей.
Патогенез: гипотония и паретичность артикуляторных мышц, атаксия с явлениями гиперметрии.
Симптоматика: Трудности в воспроизведении и удерживании определенных артикуляционных укладов. Выраженная асинхроничность (нарушен процесс координации дыхания, фонации, артикуляции). Речь замедленная, скандированная Возникает большая истощаемость речи; нарушается модуляция, длительность звучания, интонационная выразительность. Губы и язык гипотоничны, подвижность их ограничена, мягкое. небо пассивно провисает, жевание ослаблено, мимика вялая. Страдает произношение переднеязычных, губных и взрывных звуков. Может иметь место открытая гнусавость.

Коррекция: важно развивать точность артикуляционных движений и их ощущений, развивать интонационно-ритмическую и мелодическую стороны речи, работать над синхронизацией процессов артикуляции, дыхания и голосообразования.

Подкорковая (экстрапирамидная) форма

Этиология: поражение экстрапирамидной системы.

1. Патогенез: нарушение мышечного тонуса по типу дистонии. При поражении паллидарной системы наблюдается паркинсонизм: нарушаются двигательные акты по типу гипофункций. Нарушения проявляются во всей моторике, в том числе, и артикуляционной.
Симптоматика: Нарушен дыхательный ритм, координация между дыханием, фонацией и артикуляцией.
Движения медленные, бедные, невыразительные с замиранием в неудобной позе. "Поза старика" -шаркающая походка, руки согнуты в локтях, голова и грудь. Мимика бедная, мелкая моторика не сформирована. артикуляция ослабленная.

2. Патогенез: при нарушениях стриарной системы моторика нарушается по типу гиперкинезов
Симптоматика: 1) хореический гиперкинез: движения носят некоординированный, непроизвольный, подергивающий, приплясывающий характер;
2) атетоидный гиперкинез: насильственные, медленные, червеобразные движения в кистях рук и пальцев ног; 3)хореоатетоидный гиперкинез: торсионный спазм, спастическая кривошея, гемибаллизм, лицевой гемиспазм, тремор, тики.
Речь прерывистая; одни слоги растягиваются, а другие - проглатываются; нарушены темп, модуляция, выразительность.

Коррекция: Все речевые занятия проводят на фоне патогенетической и симптоматической медикаментозной терапии. Использование рефлекс - запрещающих позиций. Развитие произвольных движений в артикуляционной, фонационной, дыхательной и скелетной мускулатуре. Воспитание возможности движений в определенном ритме и темпе, произвольного прекращения движений и переключений с одного движения на другое. Разрабатывается ритмичное, произвольное дыхание. Используются определенные ритмические раздражители: слуховые - музыка, удары метронома, счет, зрительные - ритмические взмахи руками логопеда и потом самого ребенка. Важная роль принадлежит пению и логоритмике. Используют специальные дыхательные игры-упражнения, надувание мыльных пузырей, задувание свечей, игра на губных дет. муз. инструментах (свирели, гармошки. дудочки). Развитие артикуляции и фонации. Развитие статико-динамических ощущений, четких артикуляционных кинестезий. Проводиться коллективная речевая игротерапия. Применяются отдельные элементы аутогенной тренировки.

Корковая форма

При эфферентной форме
Этиология: поражение локализуется в области передней центральной извилины.
Патогенез: страдает иннервация артикуляционной мускулатуры.

При афферентной форме
Этиология: наличие поражения в ретроцентральных областях коры головного мозга.
Патогенез: кинестетическая апраксия в речевой мускулатуре и в пальцах рук.

Симптоматика: страдают звуки, произношение кот. связано с наиболее тонкими изолированными движениями отдельных мышечных гр. яз.(р, л и др.) Нет слюнотечения, нет нарушений голоса и дыхания.

Коррекция: на фоне медикаментозной терапии производится развитие тонких дифференцированных артикуляционных движений, кинестетических ощущений, орального и ручного праксиса.

МАТЕРИАЛ ИЗ АРХИВА

Бульбарная форма

Этиология: поражение ядер черепных нервов: языкоглоточного IX, блуждающего X и подъязычного XII. Патогенез: нарушения по типу периферического вялого паралича. Наблюдается гипотонус или атония. Симптоматика: речь невнятная, смазанная.

1) Парез голосовых складок . Парез мышц мягкого неба не позволяет использовать ротовой резонатор. Преобладают глухие или полузвонкие варианты, соноры заменяются на глухие (например, рама - тата). Речь крайне неразборчива и непонятна. Гласные приобретают шумный оттенок (с призвуком "Х"). Все ротовые звуки назализованы (например, дочь- хох). Стирается противопоставление по признаку "ротовой - носовой".

2) Парез мышц артикуляции . Язык лежит на дне ротовой полости в артикуляции почти не участвует. Некоторые отдельные слова заменяются глоточным выдохом (кот-хох). Наблюдается явление уподобления звуков речи системе фонем другого языка. Симптом выпадения артикуляции (например, баба-папа-фафа-хаха).

3) Парез дыхательных мышц . Уменьшается подскладочное давление на голосовые складки
Отсутствует четкая координация вдоха и выдоха в момент речи. Вдох неглубокий, поверхностный, вялый, равен выдоху; длительная воздушная струя не формируется. Голос затухает к концу фразы. Наблюдаются явление гипотонии: голос звучит слабо, тихо, интонационно невыразительно.

Коррекция: речевая терапия проводится на фоне лечения бульбарного синдрома с применением существующих медикаментозных и немедикаментозных методов воздействия. Обращают внимание на развитие точности артикуляционных движений, проприоцептивных ощущения в речевой мускулатуре путем пассивно-активной гимнастики артикуляционных мышц. Для развития достаточной силы мышц используют упражнения с сопротивлением.

Псевдобульбарная форма

Этиология: поражение кортиконуклеарного пути на любом участке. Патогенез: центральный спастический паралич. Растормаживание сегментарных аппаратов продолговатого и спинного мозга. Симптоматика: Спастичность, повышенный мышечный тонус (гипертонус), при котором в руках повышается тонус сгибателей, а в ногах - разгибателей. Гиперрефлексия. Присутствуют патологические рефлексы раннего развития (сосательный, подошвенный. хоботковый). Отмечается нарушение тонких дифференцированных движений пальцев рук. Язык подтянут к глотке, движения вверх грубо нарушаются. Присутствуют различные синкинезии. Повышенная саливация. Нарушена артикуляция всех сложных переднеязычных звуков (щелевые, свистящие - щелевые губные "В","Ф"), твердые - мягкими, взрывные - щелевыми. Уменьшается объем и функционирование голосовых складок: голос грубый, хриплый, резкий с оттенком ринофонии. В общей моторике отсутствуют произвольные движения, непроизвольные сохранны.

Коррекция: речевая терапия должна начинаться с первых месяцев жизни: воспитание навыков глотания, сосания, жевания развитие проприоцептивных ощущения в речевой мускулатуре путем пассивно-активной гимнастики артикуляционных мышц развитие дыхательной функции воспитание голосовой активности. В дальнейшем производится воспитание речевых кинестезий, развитие кинестетического следового образа в речевой мускулатуре и в мышцах пальцев рук. Вся речевая терапия проводится на фоне медикаментозного лечения. Предварительное снижение мышечного тонуса в речевой и скелетной мускулатуре с помощью подбора специальных поз и положений для проведения логопедической работы.

Мозжечковая форма

Этиология: поражение мозжечка и его связей. Патогенез: гипотония и паретичность артикуляторных мышц, атаксия с явлениями гиперметрии. Симптоматика: Трудности в воспроизведении и удерживании определенных артикуляционных укладов. Выраженная асинхроничность (нарушен процесс координации дыхания, фонации, артикуляции). Речь замедленная, скандированная Возникает большая истощаемость речи; нарушается модуляция, длительность звучания, интонационная выразительность. Губы и язык гипотоничны, подвижность их ограничена, мягкое. небо пассивно провисает, жевание ослаблено, мимика вялая. Страдает произношение переднеязычных, губных и взрывных звуков. Может иметь место открытая гнусавость.

Коррекция: важно развивать точность артикуляционных движений и их ощущений, развивать интонационно-ритмическую и мелодическую стороны речи, работать над синхронизацией процессов артикуляции, дыхания и голосообразования.

Подкорковая (экстрапирамидная) форма

Этиология: поражение экстрапирамидной системы.

1. Патогенез: нарушение мышечного тонуса по типу дистонии. При поражении паллидарной системы наблюдается паркинсонизм: нарушаются двигательные акты по типу гипофункций. Нарушения проявляются во всей моторике, в том числе, и артикуляционной. Симптоматика: Нарушен дыхательный ритм, координация между дыханием, фонацией и артикуляцией. Движения медленные, бедные, невыразительные с замиранием в неудобной позе. "Поза старика" -шаркающая походка, руки согнуты в локтях, голова и грудь. Мимика бедная, мелкая моторика не сформирована. артикуляция ослабленная.

2. Патогенез: при нарушениях стриарной системы моторика нарушается по типу гиперкинезов. Симптоматика: 1) хореический гиперкинез: движения носят некоординированный, непроизвольный, подергивающий, приплясывающий характер; 2) атетоидный гиперкинез: насильственные, медленные, червеобразные движения в кистях рук и пальцев ног; 3)хореоатетоидный гиперкинез: торсионный спазм, спастическая кривошея, гемибаллизм, лицевой гемиспазм, тремор, тики. Речь прерывистая; одни слоги растягиваются, а другие - проглатываются; нарушены темп, модуляция, выразительность.

Коррекция: Все речевые занятия проводят на фоне патогенетической и симптоматической медикаментозной терапии. Использование рефлекс - запрещающих позиций. Развитие произвольных движений в артикуляционной, фонационной, дыхательной и скелетной мускулатуре. Воспитание возможности движений в определенном ритме и темпе, произвольного прекращения движений и переключений с одного движения на другое. Разрабатывается ритмичное, произвольное дыхание. Используются определенные ритмические раздражители: слуховые - музыка, удары метронома, счет, зрительные - ритмические взмахи руками логопеда и потом самого ребенка. Важная роль принадлежит пению и логоритмике. Используют специальные дыхательные игры-упражнения, надувание мыльных пузырей, задувание свечей, игра на губных дет. муз. инструментах (свирели, гармошки. дудочки). Развитие артикуляции и фонации. Развитие статико-динамических ощущений, четких артикуляционных кинестезий. Проводиться коллективная речевая игротерапия. Применяются отдельные элементы аутогенной тренировки.

Корковая форма

При эфферентной форме . Этиология: поражение локализуется в области передней центральной извилины. Патогенез: страдает иннервация артикуляционной мускулатуры.

При афферентной форме . Этиология: наличие поражения в ретроцентральных областях коры головного мозга. Патогенез: кинестетическая апраксия в речевой мускулатуре и в пальцах рук.

Симптоматика: страдают звуки, произношение кот. связано с наиболее тонкими изолированными движениями отдельных мышечных гр. яз.(р, л и др.) Нет слюнотечения, нет нарушений голоса и дыхания.

Коррекция: на фоне медикаментозной терапии производится развитие тонких дифференцированных артикуляционных движений, кинестетических ощущений, орального и ручного праксиса.


© Laesus De Liro


Уважаемые авторы научных материалов, которые я использую в своих сообщениях! Если Вы усматривайте в этом нарушение «Закона РФ об авторском праве» или желаете видеть изложение Вашего материала в ином виде (или в ином контексте), то в этом случае напишите мне (на почтовый адрес: [email protected] ) и я немедленно устраню все нарушения и неточности. Но поскольку мой блог не имеет никакой коммерческой цели (и основы) [лично для меня], а несет сугубо образовательную цель (и, как правило, всегда имеет активную ссылку на автора и его научный труд), поэтому я был бы благодарен Вам за шанс сделать некоторые исключения для моих сообщений (вопреки имеющимся правовым нормам). С уважением, Laesus De Liro.

Posts from This Journal by “архив” Tag

  • Постинъекционные невропатии

    Среди различных ятрогенных мононевритов и невропатий (от применения лучевой энергии, фиксирующих повязок или в результате неправильного положения…


  • Влияние ЛОР-патологии на развитие краниальных невропатий

    Вопросам взаимосвязи ЛОР-заболеваний с различными болезнями нервной системы уделялось большое внимание отечественными и зарубежными учеными…


  • Болевое поведение

    … в отличие от других сенсорных систем, боль не может рассматриваться вне зависимости от переживающей ее личности. Все многообразие…

  • Острая боль в пояснично-крестцовой области

    Под болью в пояснично-крестцовой области подразумевается боль в нижней части спины, (далее – БНС), которая локализуется ниже края реберной дуги и…