Что значит катарсис. Катарсис

греч. katharsis – очищение) термин античной эстетики, служащий для обозначения одного из сущностных моментов эстетического воздействия искусства на человека – очищение через сострадание и сопереживание. духовное очищение через сострадание, страх, сопереживание героям трагедии.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Катарсис

греч. catharsis) - очищение, возвышение, оздоровление, отделение худшего от лучшего. Существует три основные значения: 1. Религиозный; 2. Медицинский; 3. Эстетический. «Катарсис» в религиозном смысле - это обряд очищения. В греческом употреблялся во множественном числе "«катармой», в латинском lustratio - очищение и умилостивления как важнейшая часть религиозных отправлений, культовых церемоний. Очищения предшествовали всякому жертвоприношению. Внешняя и внутренняя чистота были непременным условием обращения человека к богу, совершаемого при жертвоприношении. В частности, обязательным считалось омовение рук, различного рода окуривания. Главными средствами очищения служили вода и огонь. Вот как описывает Гомер очищения в обряде жертвоприношений: «Речь обратил тут к собравшимся Нестор, герой геренейский: «Милые дети, мое повеленье исполнить спешите: Паче других преклонить я желаю на милость Афину... Так он сказал; все заботиться наччли: с поля телицу Скоро пригнали; пришли с корабля Телемаховы люди, С ним переплывшие море; явился и златоискусник, Нужный для ковки металлов принесши снаряд: наковальню, Молот, клещи драгоценной отделки и все, чем обычно Дело свое совершал он; пришла и богиня Афина Жертву принять... Взяли телицу тогда за рога Стратион и Ехефрон; Воду им руки умыть в обложенной цветами лохани Вынес из дома Дретос, в другой же руке он с ячменем Короб держал;» Такого рода очищения подготавливали человека к общению с богом, к «эпифании» - богоявлению. Само жертвоприношение (чаще всего животного) позволяло человеку обратиться к богу с молитвой - просьбой, которую божество принимало или отвергало. Второй род религиозных очищений - очищения от скверны, греховности. Такого рода очищения должны были пройти не только отдельные люди, но целые города и войска. В этом случае очищение выступает способом покаяния. Наиболее известен эпизод очищения греческого войска после оскорбления, нанесенного Агамемноном богу Аполлону. Агамемнон забрал в рабство дочь жреца Аполлона - Хриса (Хрисеиду) и ответил отказом Хрису, принесшему бесчисленный выкуп, чтобы «плененную дочь искупить». Аполлон «язву на воинство злую навел; погибли народы». Только возвращение Хрисеи-оды отцу, жертвоприношения Фебу (Аполлону) и очищения всего войска спасли греков. Медицинские очищения рассматривались как способ оздоровления организма. В основе таких очищений лежало представление о соединении в человеке основных мировых стихий (идея микро- и макрокосмоса). Наиболее полно эта теория представлена в поэме Эмпе-докла «О природе», учившего о существовании четырех не сводимых друг к другу стихий - огня, воздуха, воды и земли. В последующем Гинпократ разовьет теорию о преобладании одной из стихий в человеке и четырех типах человеческого темперамента. Начало эстетического понимания катарсиса - очищающей роли искусства (в частности музыки и песнопения) относят обычно к Гесиоду, описывающему волшебные свойства песнопения: «Если кто сохнет) печалью терзаясь, то стоит ему лишь Песню услышать служителя муз, песнопевца, о славных Подвигах древних людей, о блаженных богах олимпийских, И забывает он тотчас о горе своем; о заботах Больше не помнит: совсем он от дара богинь изменился.» Но в таком случае и у Гомера, описывающего находящегося в печали Ахилла и успокаивающегося игрой на кифаре, также содержится понимание катарсической роли искусства. Более определенно можно говорить о понимании катарсиса у пифагорейцев, которые ввели его в систему «пифагорейского образа жизни», где огромную роль играли пищевые очищения, прогулки, мнемические упражнения и собственно катарсис как врачевание души посредством музыки. Они прогоняли от себя уныние и тоску при помощи музыки, она же избавляла их от раздражения и гнева. Музыка здесь входит в комплекс катастрофических упражнений, суть которых состоит в восстановлении душевного равновесия. Еще более определенно очищение с душевным здоровьем связывает Платон, для которого катарсис начинается с употребления «подлинного знания» как «пищи для души». Прекрасное, способность человека припомнить идеальные образы, запечатленные в душе, позволяет, по Платону, стать человеку на путь очищения от преходящего, наносного. Аристотель, хотя и признавал катарсическую роль музыки, основное катарсическое действие он приписывал познанию. Весьма спорным является вопрос о катарсической роли трагедии. Что испытывает человек (древний грек), когда он в театре наблюдает разворачивающую на сцене трагедию? Владислав Татаркевич отмечает: «Спорили о следующем: имел ли Аристотель в виду очищение чувств или же очищение разума от чувств». Исследователи, и сам Татаркевич приходят к выводу, что Аристотель имел в виду разрядку чувств, успокоение, а не воспитание, облагораживание зрителя. То ость предполагается, что для греков, и это показательно для Аристотеля, на первый план выдвигался психотерапевтический эффект искусства, науки и познания. Катарсис, как способ духовного оздоровления, освобождения человека от беспокойства и отрицательных эмоций, остается важнейшим элементом европейской культуры на всем протяжении ее существования, в том числе современной. Качество жизни - условия жизни, уровень удовлетворения потребностей и запросов людей, содержание их образа жизни. Понятие качества жизни выполняет оценочную функцию по отношению к «образу жизни». Качество, определенность предмета, благодаря которой он является именно этим, а не другим. Благодаря качеству предмет существует и мыслится как нечто отграниченное от других. Качество проявляется через свойства.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Катарсисом принято называть процесс мощного негативного переживания , которое, дойдя до своей верхней точки, трансформируется в позитивное , не менее острое ощущение. В душе человеческой, как в котле, кипят и бурлят страсти, в результате такой работы тёмные и тяжёлые переживания в какой-то момент превращаются в свою противоположность, — в чистые и благородные помыслы, светлые чувства.

Это понятие было впервые предложено ещё в Древней Греции . В философии искусств катарсис понимался как в первую очередь "очищение ", чаще всего — от чувства собственной вины.

Позднее понятие катарсиса изучали такие передовые психологи, как З. Фрейд и Л. Выготский.

Кроме того, слово катарсис вполне допустимо к применению в эстетике, а также в психологии искусства , — катарсис нередко упоминают, описывая реакцию восторженных зрителей на спектакль.

Психотерапия же подразумевает под катарсисом резкое высвобождение психической энергии.

Современные психологи разделяют два вида катарсиса: бытовой и высокий . При бытовом человек может через страдания, слёзы и горечь прийти к прощению, к переосмыслению своих проблем. Высокий катарсис подразумевает глубокое сопереживание произведениям искусства, сопричастность к трагедии, показанной мастером.

Гении психоанализа всегда интересовались катарсисом и старались понять его феномен. Впервые в специальной литературе он упоминается в произведении Й. Брейера и З. Фрейда "Исследования истерии". Метод, который был назван термином "катарсис", подразумевал введение пациентов в состояние гипноза , находясь в котором, человек вспоминал давно забытые детские ощущения и воспоминания, часто трагические. Часто подобный метод позволял избавить пациента от симптомов истерии. Фрейд считал, что только с помощью катарсиса, через гипноз, можно вывести травматическое переживание из подсознания в сознание и тем самым разрядить полученное когда-то состояние аффекта, а значит, убрать симптом психического заболевания.

Современные психотерапевты понимают катарсис как высвобождение эмоций и следующее за ним снятие накопившегося напряжения. С целью "освободить" пациента от тяжёлых переживаний специалист старается "разговорить" его, побуждает высказать свои страхи, тёмные чувства и гнетущие эмоции. Проговорив то, что его гнетёт, человек чувствует громадное облегчение, его захлёстывают позитивные переживания. Собственно, это и является катарсисом в современном понимании этого слова. Ещё Аристотель объяснял катарсис как "душевную разрядку ".

Катарсис может наступить под воздействием искусства, после искренней молитвы, прослушивания музыкального произведения, выполнения каких-то ритуалов. Сильная страсть, душевное волнение перетекает в благостные, приятные ощущения, просветление, чувство очищения. По большому счёту, конечная цель всякого искусства — вызвать в человеке катарсис, коснуться очищающей рукой его души, снять с неё тяжесть, направить его переживания в позитивное русло.

Психотерапевтический смысл понятия К. заключается в эмоциональном потрясении, испытываемом человеком под воздействием вторичного переживания личных патогенных и (или) стрессогенных аффектов, послуживших источником психической травмы, и в последующем адекватном отреагировании, т. е. освобождении от болезнетворных симптомов. К. является как целенаправленным процессом организованного лечебного воздействия, так и достигнутым состоянием очищения страдающего субъекта. Латинским синонимом К. является абреакция.

Понятие К. (очищение) в описание переживаемых человеком состояний ввел Аристотель (384-322 гг. до н. э.), характеризуя воздействие трагедии на зрителя, совершающее посредством сострадания и страха внутреннее очищение. Древнегреческая трагедия имеет мифо-теологическое основание, таким образом, переживание сакрального действия, сопричастность к которому обусловлена личностной значимостью происходящего, вызывает отреагирование. Античный театр следует ритуальным акциям мистерий, которые, как позже литургическая практика христианства, способствуют переживаниям катарсического типа. Визуальное восприятие и вербальное выражение (и самовыражение) - деятельные механизмы К.

Архитектоника религиозной жизни во все времена строилась с учетом организации возможности транквилизировать общинную и (или) персональную ситуацию; этому служили и древние инициации, и христианские таинства, прежде всего исповедь.

К. - исповедальный подход к лечению душевных травм, использующий абреакцию эмоций, с ними связанных. "Благодаря Брейеру (Breuer J.) и особенно Фрейду (Freud S.) эта разновидность психоаналитической терапии была развита до уровня специального метода. ...Мы позволяем больному выговориться, помогаем ему выбрать соответствующее направление в тех случаях, когда, как кажется, он умалчивает о чем-то существенном, демонстрируем полное понимание того, что он говорит, и убеждаем его в собственной моральной толерантности. Такие "исповеди" часто приносят облегчение" (Jaspers K., 1997). По Юнгу (Jung С. G.), речь идет не об интеллектуальной констатации травмирующих переживаний, необходимым является "подтверждение такого признания сердцем" (Юнг, 1988). В психотерапевтических методах различных школ использован светский вариант института религиозной исповеди. Аналогами являются также задушевные утешительные беседы, т. е. простой непринужденный разговор с доброжелательным человеком о своих проблемах и тревогах, но чем слабее связь с традиционным регламентом межличностного общения (ученика с наставником, младшего со старшим и пр.), тем более поверхностен эффект очищения.

Иное объяснение механизмов К. предлагается Атанасовым с позиций учения И. П. Павлова о высшей нервной деятельности. К. - это физиологический (соответственно патофизиологический) процесс снижения и нормализации возбуждения в патодинамической структуре инертного сверхвозбуждения, возникающего под действием психотравмы. Он может быть предметом исследования как нормальной, так и патологической физиологии. В первом случае это касается незначительных психотравм, почти ежедневно переживаемых, но не вызывающих невроза. Сверхвозбуждение функциональной структуры быстро выравнивается и исчезает. Этот ежедневный К. - явление осознанное и хорошо известное. Сверхсильный для определенных индивидов раздражитель может стать поводом для возникновения патодинамических очагов с высоким инертным возбуждением, которые сохраняются длительное время и являются предметом патофизиологии. Не все в процессе снижения возбуждения может быть осознанно, к тому же не все осознанное адекватно (Атанасов Ат., 1969).

При тяжелых психических травмах у людей, предрасположенных к невротическим расстройствам, спонтанный К. не наступает, и именно поэтому требуется психотерапевтическое вмешательство. Как лечебная техника или, точнее, как принцип любой техники К. используется во многих психотерапевтических методах, объединяемых понятием "катарсическая психотерапия". В качестве одного из механизмов лечебного воздействия К. входит в такие методы психотерапии, как психоанализ, аналитическая психология, психодрама, групповая психотерапия и многие другие.

См. также Автологокатарсис Атанасова, Гипнотическая абреакция, Декапсуляция Чолакова, Искусственная репродукция аффективных переживаний по Крестникову, Методика репродуктивных переживаний Асатиани, Психокатарсический метод Брейера, Фармакологическая абреакция.

КАТАРСИС

от греч. catharsis - очищение) - сильное эмоциональное потрясение, которое вызвано не реальными событиями жизни, а их символическим отображением, например в произведении искусства. Термин был привнесен в психологию и психоанализ из античной трагедии.

КАТАРСИС

Cathersis; Katharsis) - исповедь, признание; черная (из четырех) стадия юнговской аналитической терапии; исповедальный подход к лечению некроза, использующий эмоций, связанных с

"Начало психоанализа фактически является не чем иным, как научным первоткрытием древней истины: даже само имя, данное древнему метолу - катарсису, или очищению. является изначальным в классических ритуалах инициации (посвящения). Изначально китарсичсекнй метод состоял в том. что нацист в состоянии гипноза или без оною включался но взаимодействие со своими умственными "тылами", в то состояние, которое системы йоги на Востоке описывают как медитацию или созерцание. Однако, в отличие от йоги, целью катарсиса является достижение спорадическою возникновения в форме образов или чувств тех смутных изображении, которые отделились во мраке от невидимого царства бсссознаюльного и маячат, словно тени, перед внутренним взором. этим путем возвращаются назад вещи подавленные и забытые. Само по себе что то же приобретение, хотя подчас и болезненное, поскольку и низменное, неполноценное, и даже вовсе ничего не стоящее, никудышное все равно принадлежат мне в виде моей тени и также составляют мою суть и содержательную "массу". Разве я могу быть вполне сущностным. не прояснив свою тень? Я должен иметь и темную сторону, если претендую на целостность, - осознавая свою тень, я еще раз подтверждаю, что ничто человеческое мне не чуждо. Во всяком случае, если такое персотрытие своей собственной целостности остается частным и скрытым, то оно воспроизводит изначальные условия, из которых проистек невроз, т. е. отщепленный комплекс (the split-off complex). Скрытность продлевает мою изоляцию, и ущерб удается исправить лишь отчасти. А пугем исповеди, признания я отдаю себя "в руки" людского рода, освобождаясь, наконец, от ноши морального изгнания. Цель катарсичсского метода - полное признание: не просто мысленное осознание самих фактов одной лишь головой, но их сердечное признание и подлинное освобождение подавленной эмоции" (CW К), par. 134; ЮПП, пар. 134).

КАТАРСИС

греч. katharsis - очищение) - психоаналитический (см. психоанализ) термин, обозначающий душевное облегчение, наступающее у человека после сильных эмоциональных переживаний типа аффекта или стресса.

КАТАРСИС

катарзис) - первоначально - эмоциональное потрясение, состояние внутреннего очищения, вызванное у зрителя античной трагедии в результате переживания за судьбу героя, как правило, завершавшуюся смертью. Сильное эмоциональное потрясение, вызванное не реальными событиями жизни, но их символическим отображением - например, в произведении искусства. Вообще - состояние внутреннего очищения, наступающее после определенных переживаний и потрясений. В психотерапии - специальный метод воздействия, направленный на выявление и разрядку бессознательных импульсов, а также - фаза лечения, в ходе коей больной вспоминает и воспроизводит забытые потрясающие сцены из своей жизни, бывшие толчком к психоневротическому заболеванию. Так клиент очищает свою психику (=> катартический; метод катартический). В психоанализе - специальный прием терапевтического воздействия, заключающийся в разрядке, отреагировании аффекта, ранее вытесненного в подсознание и служащего причиной невротического конфликта.

КАТАРСИС

греч. katharsis - очищение, освобождение от чего-либо). Концепция, лежащая в основе некоторых методов психоаналитического лечения. Согласно ей у человека, перенесшего психическую травму и не отреагировавшего на нее вспышкой аффекта, остаются комплексные переживания, подвергающиеся вытеснению из сознания. Такого рода аффективно-насыщенные неосознаваемые комплексные переживания, находясь в сфере подсознания, являются причиной болезненных отражений в сознании и соматике. Их символами становятся симптомы невроза, психосоматического заболевания. По мнению J. Breuer и S. Freud , путь лечения таких состояний - оживление в памяти, осознание всех вытесненных переживаний, освобождение и отреагирование "ущемленного" аффекта.

С этой целью были разработаны специальные методы психокатартической терапии (см. Брейера метод гипнокатарзиса, S. Freud применял метод свободных ассоциаций.

Современные психотерапевты, даже не принимающие психоаналитических концепций, используют в своей практике отдельные методики и приемы психокатартического лечения.

КАТАРСИС

от греч. katharsis - очищение) - термин, используемый в эстетике, в психологии искусства, психоанализе.

Аристотель в "Поэтике" ввел сам термин "К." в свое учение о трагедии для обозначения душевной разрядки, испытываемой зрителем в процессе эмоционального потрясения, сопереживания.

Л. С. Выготский в "Психологии искусства" (1925) выдвинул гипотезу о применимости понятия К. к разным видам искусства: "никакой др. термин из употреблявшихся до сих пор в психологии не выражает с такой полнотой и ясностью того центрального для эстетической реакции факта, что мучительные и неприятные аффекты подвергаются некоторому разряду, уничтожению, превращению в противоположные, и что эстетическая реакция как таковая в сущности сводится к такому К., т. е. к сложному превращению чувств"; "в этом превращении аффектов, в их самосгорании, во взрывной реакции, приводящей к разряду тех эмоций, которые тут же были вызваны, и заключается К. эстетической реакции".

В психоаналитической теории этим термином обозначается разрядка (снятие) напряжения и тревоги вследствие доведения до сознания подавленных идей, переживаний, желаний и воспоминаний. Отсюда название "катартический метод" Брейера-Фрейда, который явился предварительной ступенью к психоанализу. (Б. М.)

Катарсис

Catharsis) . Эмоциональная разрядка. С позиции катарсиса агрессия находит следующее объяснение: агрессивное побуждение ослабляется, когда индивидуум "высвобождает" энергию агрессию либо посредством агрессивного действия, либо за счет воображаемой агрессии.

Катарсис

catharsis) Термин "К." употребляется в эстетике и в психологии иск-ва применительно к реакции зрителя, а в психотер. - в связи с высвобождением вытесненного аффекта или психич. энергии. В древнегреческом языке слово katharsis чаще всего означало "очищение", в особенности от чувства вины. Однако наиболее известное его употребление в период античности встречается в загадочном определении Аристотелем трагедии как действия (drama), "совершающего путем сострадания и страха очищение (К.) подобных чувств". В психоаналитической литературе этот термин впервые появляется в "Исследованиях истерии" (Studien uber Hysterie, 1895) Йозефа Брейера и Зигмунда Фрейда, хотя и использование термина, и сам метод были предложены Брейером. Он добивался устранения симптомов истерии, побуждая пациентов в состоянии гипноза оживлять или вспомнить забытые события детства - часто, но не всегда травматические, - и связанные с ними чувства. Фрейд предположил, что в таких случаях психич. или нервная энергия, к-рая привела бы к первичному аффекту, была отвлечена на формирование истерических симптомов и что воспоминания об этих событиях были вытеснены в бессознательное. Когда в гипнотическом состоянии в сознание вводится ранее вытесненное воспоминание и связанный с ним аффект, последний тем самым разряжается и симптом исчезает. Этот процесс аффективной разрядки получил еще одно название - "отреагирование". Фрейд считал катартический метод предшественником и сохраняющимся ядром психоан. В совр. психотер. вне психоаналитической традиции словом К. в общем смысле обозначают терапевтическое высвобождение эмоций или снятие напряжения, включ. и то, что могло сознаваться или быть связано с осознаваемыми переживаниями. К. - центральное понятие психодрамы и важный аспект большинства моделей сокращенной психотер. и кризисного вмешательства. Иногда то же самое наз. "выговариванием" ("talking out"), "отыгрыванием" ("acting out") или "вентилированием" ("ventilation"). В имплозивной терапии целенаправленно пытаются вызвать сильные эмоции, чтобы добиться катартического снятия напряжения. См. также Сокращенная терапия, Кризисное вмешательство, Имплозивная терапия Ф. Хансен

Катарсис это термин античной философии и эстетики, обозначающий, по А.Ф.Лосеву, «сущность эстетического переживания», но исторически получивший два различных варианта своего основного значения: 1) характерный для драмы, в особенности трагедии, эмоциональный контакт читателя-зрителя с героем в момент его катастрофы; 2) свойственная любому произведению словесного творчества «встреча» сознаний читателя и героя, читателя и автора. История категории - процесс расширения первого (первоначального) ее значения, которое обычно связывают с именем Аристотеля, хотя далеко не очевидный смысл его предельно лаконичного высказывания в «Поэтике» об очищении «посредством сострадания и страха… подобных страстей» расшифровывался всегда лишь в контексте общих представлений различных эпох об античной культуре в целом. Поворотный момент - переосмысление сущности катарсиса в статьях Ф.Шиллера и И.В.Гёте. Трактовка категории у Шиллера - особенно в статье «О патетическом» (1793) - двойственна. С одной стороны, в эстетическом переживании он хочет видеть сочетание захватывающего сознание аффекта (страдания героя и сострадания созерцателя) с освобождающим действием интеллекта, который один только может обосновать моральную самостоятельность человека. Нравственное возвышение над собственным аффектом осуществляется при этом, по мнению Шиллера, и в герое, и в созерцателе, полностью отождествляющем себя с героем. От созерцания трагического в жизни эта ситуация отличается для философа всего лишь «вероятным», а не действительным характером изображенного события. Тем самым «аристотелевская» трактовка катарсиса сочетается с почерпнутой из этого же источника идеей о том, что поэзия изображает не наличное, а возможное и вероятное.

С другой стороны, Шиллер утверждает, что предмет, не нравящийся с точки зрения морали, может весьма привлекать с точки зрения эстетики. Эстетическая оценка предмета, основанная на потребности воображения в «свободной от всяких законов игре», как раз резко отделяет созерцателя от героя и от той моральной целесообразности, с которой соотносится его поступок. Здесь очевидны вариации кантовских идей об отличии эстетического от нравственного и познавательного и о его «бесцельной целесообразности», покоящейся на соответствии формы предмета закономерности воображения. С такой точки зрения катарсис - не сопереживание герою, а именно эстетическое переживание изображающей формы. Гёте в статье «Примечание к «Поэтике» Аристотеля» (1827) переводит спорное место о катарсисе следующим образом: «Свое воздействие она заканчивает только после длительного чередования страха и сострадания - примирением этих страстей». По его мнению, Аристотель «толкует о построении трагедии», а не о ее «воздействии и притом отдаленном» на зрителя. Отсюда и замена понятия катарсис синонимичным, по-видимому, для Гёте понятием «умиротворяющей завершенности», которая «требуется» не только от трагедии, но и «от всех, в сущности, поэтических произведений». Развивая кантовский подход к проблеме эстетического, эта трактовка близка к шиллеровской идее «преодоления содержания формой». Та же идея - основа разработки категорий катарсиса и катастрофы в «Психологии искусства» Л.С.Выготского.

Другая сторона проблемы катарсиса - вопрос о специфических пространственно-временных условиях, в которых осуществляется событие «встречи» сознаний героя и читателя-зрителя на смысловом рубеже двух действительностей и преодоление разделяющей их границы в особом переживании «предела» героя и его жизни как целого. На почве теории трагедии от Аристотеля до Ф.Ницше и Вячеслава Иванова идеальным воплощением таких условий представлялся театр. Граница между эстетической реальностью (миром героя) и вне-эстетической действительностью, в которой находится читатель-зритель, здесь столь же наглядна, сколь и преодолима. Дистанция сведена к пространственной, что позволяет объединить героя и зрителя во вневременном настоящем переживания катастрофы. В то же время, согласно Ницше, итоговый эстетический смысл трагического действа создается реакцией зрителя не на катастрофу действующего лица, а на воплощенное в хоре его самосознание. Отсюда возможность не пространственной и одновременно вне эмоциональной, а именно-диалогической трактовки катарсиса, понимаемого М.М.Бахтиным как «ответ» на чужую духовную активность.

В современной науке идее диалогического, т.е. сохраняющего взаимную чуждость, контакта сознаний героя и читателя противостоит возрождающая идею вживания концепция «рецептивной эстетики». Согласно афористическим формулировкам Х.Р.Яусса, с коммуникативной точки зрения катарсис - эстетическое «удовольствие от возбуждаемых речью (оратора) или поэзией собственных аффектов, которое может привести слушателя или зрителя как к переубеждению, так и к освобождению его духа», причем «эстетическая свобода» достигается «само-наслаждением в чужом наслаждении»(Jauss).

катарсис произошло от греческого katharsis, что в переводе означает - очищение, прояснение.

Катарсис – понятие, привнесенное в психологию и психоанализ, из времен античной эпохи, означающее возвышение, оздоровление души и тела, очищение. Представляет собой сильное эмоциональное потрясение, вызванное не реальными жизненными событиями, а их отображением в искусстве – на картине, в фильме, в музыке.

Такое переживание протекает длительно и негативно, но в самой острой своей точке превращается в позитивное переживание. Кипение эмоций, которое помогает преобразовать темные, негативные и больные переживания в светлые, возвышенные и благородные.

Понятие было разработано еще в древнегреческой философии, тогда этим словом обозначалось очищение, по большей части духовное, от чувства вины. Наиболее известное определение, дошедшее до нас с античных времен, сформировано Аристотелем и означает драму (трагедию), основанную на чувствах сострадания и страха и очищение от этих чувств – катарсис.

Разобравшись, что значит катарсис, нужно узнать, откуда пришло это понятие и что оно означало во времена античности.

Катарсис в философии – это процесс и эффект облегчения, облагораживания человеческой души и ее очищения, под воздействием нескольких факторов. Употребление этого термина началось в культуре древней Греции, где данным понятием характеризуются отдельные составляющие религиозных греческих праздников. Катарсис наделялся лечебными, исцеляющими душу и тело свойствами, освобождением тела от «скверны», а души от темной энергии.

Древнегреческая философия воспринимала понятие катарсиса в самых разных определениях, их использовали в философии, физиологии, магии, медицине и мистике. Позже эти понятия были перенесены из медицины и религии в сферу искусства. И здесь главными становятся определения состояния катарсиса, данные древнегреческим философом Аристотелем.

Катарсис по Аристотелю – это очищение человеческой души от аффектов, благодаря воспитательным и очистительным свойствам музыки и просматриваемой трагедии. Аристотель считал, что каждый человек, переживая состояние аффекта, становится слабее, а при помощи искусства он получит разрядку и временное очищение своей души. Во время просмотра трагедии, человек испытывает возбуждение, состояние страха и сопереживания, при этом его эмоции приводят к разряжению аффектов и созданию эффекта облегчения. По мнению Аристотеля, что душой наделены не только люди, но и животные, и растения. Но только человек может испытывать состояние катарсиса – очистить душу от накопившейся «скверны» — черной энергии, отрицательной информации и болезненных аффектов.

Подобно тому, как древнегреческие целители лечили больных с помощью исполнения энтузиастической музыки, повышающей состояние аффекта и развивающей состояние катарсиса, так Аристотель видел в восприятии трагедии связь духовного очищения с исцелением тела.

Определение понятия в психологии

Катарсис в современной психологии – это очищение с помощью собственного воображения и создания иллюзий. Психоанализ определяет состояние катарсиса как удовольствие, получаемое человеком от эмоций, которые он испытывает сам, во время восприятия им чужих эмоций. Психотерапия определяет состояние катарсиса как высвобождение от чрезмерной эмоциональной нагрузки.

Негативные эмоции, глубоко засевшие в человеческом подсознании, непременно должны находить выход, в противном случае они будут вызывать угнетение и проявление различных психосоматических симптомов, даже не осознаваемых человеком. Психоаналитики придерживаются мнения, что для излечения от недуга нужно пройти через эмоциональное потрясение.

Различают две разновидности катарсиса:

  1. Бытовой – для избавления от злости, ненависти, обиды человеку нужна эмоциональная разрядка. Он должен поплакать, пострадать, а после возникает желание простить обидчика и отпустить злость из своей души.
  2. Высокий – происходит через восприятие произведения искусства – книги, фильма, картины, музыки. Например, духовное очищение происходит через сопереживание героям трагедии, под впечатлением от их страданий и тяжелых жизненных ситуаций.

Поскольку катарсис – это внутреннее очищение, которое наступает после переживания сильнейших эмоций и потрясений, в психологии и психотерапии это понятие вывели как специальный метод, направленный на выявление и избавление от импульсов, которые не осознаются человеком. Это фаза лечения, во время которого пациент с душевными расстройствами вспоминает и вновь переживает те события и потрясения, которые привели к душевному заболеванию. Так больной очищает свою психику.

В психоанализе катарсис – прием терапевтического воздействия на пациента, с помощью которого ранее отложенный в подсознание аффект переживается вновь и очищает от душевного конфликта. В ходе такого лечения человек оживляет в памяти сильнейшие эмоции и переживания, освобождает ущемленные аффекты и приходит к выздоровлению.

Чтобы подробнее объяснить, что такое катарсис и его определение в психоанализе, нужно разобраться с понятием аффекта. Аффект – слово греческого происхождения, которое означает сильное душевное волнение, страсть. Такая реакция возникает у человека в критических обстоятельствах, когда он лишен времени на обдумывание ситуации и совершает стереотипные действия – проявляет агрессию, бежит или просто цепенеет. Реакция эта сильная, взрывная, но кратковременная.

Катарсис – это и есть очищение подсознания от негативных аффектов, процесс направления их в ходе лечения в другое, позитивное русло. Для освобождения от негативной энергии во время психоаналитического лечения, человеку вновь и вновь приходится переживать стрессовую ситуацию, порой это состояние очень болезненно для психики, так как эмоции давно находятся в глубинах подсознания. Но только этот метод психотерапии похож на восхождение к высшей точке душевного исцеления через мучительные, но необходимые переживания и воспоминания.

По Фрейду

В ходе лечения больных гипнозом, З.Фрейд связал проявление катарсиса в психотерапии с проявлением истерии. Он придерживался мнения, что симптомы истерии формируются у человека по причине направления негативной энергии на уровень бессознательного.

Гипноз Фрейд применял для вызова состояния катарсиса у больных, для исцеления от истерии. В состоянии транса ученый «вытаскивал» на поверхность сознания пациента гнетущие воспоминания, создавая эмоциональный заряд, освобождая подсознание от аффекта и вызывая такое состояние. Но позже он убедился, что устойчивого эффекта от лечения гипнозом он не добивался – часть пациентов плохо поддавалась введению в гипноз, а часть возвращалась с первоначальными проблемами.

Путь к самосовершенствованию

Понятие можно воспринимать как импульс к развитию собственной личности и самосовершенствованию, если говорить о нем, как о шквале бурных эмоций, переживаемых при соприкосновении человека с прекрасным – культурой и искусством.

Воспринимая и пропуская через себя события, показанные в фильме, театральном представлении или изображенные на картине, человек приобретает новый опыт. Он сопереживает чувствам, проблемам и жизненным ситуациям других людей, делая это бескорыстно и солидарно. Катарсис в такой ситуации становится точкой кульминации этих переживаний, человек очищает душу от негатива, страхов и обид.

Такие эмоции действуют очищающе, раздвигают перед индивидом новые границы, он готов получать новые знания, эмоции и чувства. Человек становится мудрее, свободнее и более восприимчивее к окружающему миру – неизбежен внутренний рост.

Любое познание и обучение приводит к самообразованию, к осознанному строительству своей собственной личности через постижение и восприятие общечеловеческой культуры. Воспринимая культурные ценности эмоционально, умея вести с ними диалог, человек познает и очищает собственную душу, меняя и совершенствуя свой разум – так меняется и структура личности.

Подытоживая, можно сказать, что понятие неоднозначно и не имеет четкого и единственного значения. Его синонимы – очищение, облегчение, буря, шквал, которые характеризуют катарсис как исцеление через высокие чувства и эмоции.

Понятие, которое вкладывали философы в состояние очищения, видоизменилось. Ведь древнегреческие трагедии, обладающие уникальным свойством — вызывать у человека состояние очищения души, сильно отличаются от современных фильмов и музыкальных произведений. Современные продукты культуры редко вызывают высокие чувства и бурные эмоции. Поэтому, для очищения и развития собственной души нужно стараться смотреть добрые, эмоциональные фильмы, становиться ближе к искусству и живописи для вымещения отрицательной энергии, которой итак много в современной жизни.