Что такое ШОС: расшифровка. Страны ШОС

Очередной пятнадцатый саммит глав государств - членов ШОС проходит в эти дни в Ташкенте под эгидой расширения границ организации. О своем намерении стать участниками ШОС в 2014 году заявили Индия и Пакистан.

Начатая в прошлом году процедура приема государств в члены организации продолжится в пятницу 24 июня, когда президенты "шестерки" при участии премьер-министра Индии Нарендры Моди и президента Пакистана Мамнуна Хуссейна примут меморандумы об обязательствах Индии и Пакистана для приема в ШОС. И хотя де-факто государства уже признаются членами, де-юре процедура приема завершится присоединением Индии и Пакистана ко всем документам, принятым в рамках ШОС.

Следует отметить, что Узбекистан уже в третий раз председательствует в организации. Ранее этой почетной миссии мы удостаивались в 2004 и 2010 годах.

Мы проанализировали деятельность организации в исторической ретроспективе и основные документы, принятые в рамках ШОС по различным направлениям. Итоги представляем вашему вниманию.

Предыстория и документы

Современный формат Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) сложился на базе «Шанхайской пятерки», с 1996 года объединявшей в своем составе Казахстан, Кыргызстан, Китай, Россию и Таджикистан. Исторической точкой отсчета ШОС стало присоединение Узбекистана к пяти странам-участницам в 2001 году. Окончательное юридическое оформление вновь образованной международной организации произошло в июне 2002 года подписанием глав государств — членов ШОС и ШОС - базовых уставных документов.

Перечисленные программные документы закрепили принципы, основные цели и задачи организации, а также ее организационную структуру и полномочия органов. С их принятием организация получила качественно новый вектор развития.

Приоритетными задачами организации признаны укрепление стабильности и безопасности в регионе, объединяющем государства-участников, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества.

Немаловажную роль в дальнейшем развитии организации сыграли такие документы, как Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств - членов ШОС - итоговый документ саммита глав государств, который проходил в Бишкеке в 2007 году, и Декларация о построении региона долгосрочного мира и совместного процветания , принятая лидерами стран ШОС в 2012 году.

Несколько цифр

ШОС сегодня - это:

6 стран-участниц: Казахстан, Кыргызстан, КНР, Россия, Таджикистан, Узбекистан и 2 страны в процессе приема в участники Индия и Пакистан;

4 государства-наблюдателя: Афганистан, Белоруссия, Иран, Монголия;

6 партнеров по диалогу: Азербайджан, Армения, Камбоджа, Непал, Турция, Шри-Ланка;

3 страны, подавшие заявку на участие в ШОС в качестве государства-наблюдателя: Бангладеш, Сирия и Египет.

Общая территория входящих в ШОС стран составляет более 34 млн кв. км, то есть 60% территории Евразии. Общая численность населения стран ШОС - свыше 3,5 млрд человек, то есть половина населения планеты.

Сферы межгосударственного взаимодействия

Активное сотрудничество стран ШОС в сфере безопасности заключается в разработке и подписании ряда документов международного значения. В их числе Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом 1 , которая закрепляет и развивает принципы основных международных договоров в области обеспечения безопасности и борьбы с международной преступностью, принятых в частности Генассамблеей ООН.

Основной акцент в Шанхайской конвенции сделан на создании эффективных механизмов по пресечению преступной деятельности, в особенности представляющих угрозу безопасности региона. Речь, в том числе, о созданной во исполнение основных положений конвенции, Региональной антитеррористической структуре ШОС (РАТС ШОС) . Ее правовой статус определяется между государствами - членами Шанхайской организации сотрудничества от 7.06.2002 г.

Деятельность Исполнительного Комитета РАТС ШОС осуществляется по следующим основным направлениям:

координация и взаимодействие компетентных органов стран участниц в борьбе с терроризмом, экстремизмом, проведении антитеррористических учений и прочее;

подготовка международных документов по вопросам борьбы с терроризмом, в том числе в рамках ООН, содействие Совету Безопасности ООН и другим международным структурам;

формирование и пополнение банка данных РАТС ШОС, сбор и анализ информации по вопросам борьбы с терроризмом и другими видами международной преступности.

В дальнейшем при активном участии РАТС ШОС подписан ряд важных международных документов, среди которых, например:

Соглашение между государствами - членами ШОС о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (Ташкент, 17.06.2004 г.) ;

Соглашение о сотрудничестве в области выявления и перекрытия каналов проникновения на территории государств - членов ШОС лиц, причастных к террористической, сепаратистской и экстремистской деятельности (Шанхай, 15.06.2006 г.) ;

Конвенция ШОС против терроризма (Екатеринбург, 16.06.2009 г.) и другие.

С полным текстом приведенных документов можно ознакомиться в разделе «Международные отношения» информационно-поисковой системы « Законодательство Республики Узбекистан ».

Не меньшее внимание в рамках ШОС уделяется развитию партнерских отношений в экономической сфере. Предпринимаемые в этом направлении шаги направлены в первую очередь на расширение и укрепление торгово-экономического взаимодействия, создание благоприятного инвестиционного климата внутри организации.

Принятыми документами, в частности Программой многостороннего торгово-экономического сотрудничества (2003 г.) и Планом действий по развитию сотрудничества (2004 г.) , закреплены основные направления экономического взаимодействия стран-участниц: энергетика, транспорт, сельское хозяйство, телекоммуникации.

Документы предусматривают в долгосрочной перспективе (до 2020 г.) создание зоны свободной торговли в границах ШОС.

Для выполнения намеченных целей в экономической сфере в рамках ШОС созданы и функционируют специальные структуры. Например, активное содействие в реализации принимаемых экономических проектов оказывает Межбанковское объединение (МБО) , которое образовано на заседании Совета глав правительств ШОС в 2005 году. В состав МБО входит и Национальный банк ВЭД Узбекистана.

Кроме того, ШОС оформил соглашения о партнерстве с такими международными экономическими организациями, как Евразийский экономический союз и Ассоциация государств Юго-Восточной Азии.

Сферы взаимодействия государств - членов ШОС регулярно расширяются. Сегодня деятельность ШОС уже не ограничивается вопросами безопасности и экономики. Развиваются также интеграционные процессы в области образования, науки и технологий.

Этим целям служит, в том числе Университет ШОС, который пока функционирует как сеть уже существующих вузов в государствах-членах и странах-наблюдателях ШОС. Подготовка кадров высшей квалификации в Университете ШОС осуществляется по приоритетным областям культурного, научно-образовательного и экономического сотрудничества стран - участниц организации: регионоведение, экология, энергетика, IT-технологии, нанотехнологии.

Перспективы

По материалам центрального интернет-портала ШОС, всего в ходе юбилейного саммита планируется подписать более десяти документов. Наряду с вопросами совершенствования деятельности ШОС и развития сотрудничества по приоритетным направлениям, таким как: безопасность, антитеррор, экономика и гуманитарные связи, будут согласованы межправительственное соглашение о международных перевозках по сети азиатских автомобильных дорог и межведомственное соглашение о взаимном признании таможенного контроля в отношении отдельных видов товаров.

Отдельное внимание на переговорах главы государств уделят ключевым мировым и региональным проблемам, включая ситуацию в Афганистане и на Ближнем Востоке.

Олег ЗАМАНОВ, наш эксперт.

Шанхайская организация сотрудничества создана в 2001 г. на базе «Шанхайской пятерки», сформировавшейся после подписания Казахстаном, Кыргызстаном, Китаем, Россией и Таджикистаном Соглашения об укреплении мер доверия в военной области в районе границы (1996 г., Шанхай) и Соглашения о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы (1997 г., Москва).

Основными целями Организации, в соответствии с Хартией ШОС от
7 июня 2002 г., являются укрепление взаимного доверия, дружбы и добрососедства, поощрение эффективного сотрудничества в политической, торгово-экономической, научно-технической, культурной, образовательной, энергетической, транспортной, экологической и других сферах.

Члены ШОС – Индия, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Пакистан, Россия, Таджикистан и Узбекистан.

Наблюдатели при ШОС – Афганистан, Беларусь, Иран и Монголия.

Партнеры по диалогу ШОС – Азербайджан, Армения, Непал, Камбоджа, Турция и Шри-Ланка.

ШОС не является военным блоком и замкнутым альянсом, направленным против кого-либо, а представляет собой открытую Организацию, ориентированную на широкое международное сотрудничество, включая возможность расширения ее состава.

На сегодня ШОС (вместе с наблюдателями и партнерами по диалогу) - это более 3 млрд. чел. (около 44 % населения мира) . В состав Организации входят два постоянных члена СБ ООН (Китай и Россия) , две страны с самым многочисленным населением в мире (Индия и Китай) , три из пяти стран группы БРИКС и три из двадцати стран Большой двадцатки G-20 (Индия, Китай и Россия) , а также два самых больших потребителя энергии мира (Индия и Китай) .

Основные задачи ШОС на современном этапе - поддержание мира, стабильности и безопасности в регионе, развитие экономического и гуманитарного сотрудничества.

Высший орган ШОС - Совет глав государств-членов (СГГ) . Определяет приоритеты деятельности, решает принципиальные вопросы внутреннего устройства и функционирования, взаимодействия с другими государствами и международными организациями.

Совет глав правительств (СГП) рассматривает и решает основные вопросы взаимодействия в области экономического и гуманитарного сотрудничества, принимает бюджет Организации.

Совет министров иностранных дел (СМИД) рассматривает вопросы текущей деятельности Организации, подготовки заседания СГГ и проведения консультаций по международным проблемам, в случае необходимости выступает с заявлениями от имени ШОС.

Совет национальных координаторов осуществляет координацию и управление текущей деятельностью Организации, проводит подготовку заседаний СГГ, СГП и СМИД.

Постоянно действующие органы ШОС - Секретариат в Пекине и Исполнительный комитет Региональной антитеррористической структуры (РАТС) в Ташкенте.

Генеральный секретарь ШОС и Директор Исполкома РАТС ШОС назначаются из числа граждан государств-членов на ротационной основе в порядке русского алфавита названий государств сроком на 3 года без права продления на следующий срок.

С января 2019 г. Генсеком ШОС является Владимир Норов (представитель Узбекистана ) , Директором Исполкома РАТС – Джумахон Гиёсов (представитель Т аджикистана ) .

Согласно сложившейся практике, председательство в Организации осуществляется в течение годичного периода, который начинается с момента окончания очередного саммита и завершается проведением заседания СГГ ШОС на территории председательствующего государства. С июня 2018 г. - Кыргызская Республика.

Основополагающие документы ШОС:

Хартия ШОС;

Декларация о создании ШОС;

Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом;

Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств-членов Шанхайской организации сотрудничества;

Правила процедуры Шанхайской организации сотрудничества;

Положение о Секретариате ШОС;

Регламент Исполнительного комитета Региональной антитеррористической структуры ШОС;

Положение о статусе наблюдателя при ШОС;

Положение о статусе партнера по диалогу ШОС.

Мировая история знает много примеров, когда страны создавали специальные межгосударственные структуры в целях решения насущных проблем. Причин для стремления к объединению усилий было много. Чаще всего союзы создавались на фоне тревожной международной обстановки. Иногда к этому побуждала грандиозность стоящих перед странами задач. Однако всегда необходимым условием являлась общность интересов, схожесть взглядов на текущее состояние и развитие геополитической ситуации. Именно этот принцип стал базисом для объединения стран участников ШОС, создавших в 2001 г. новую организацию.

Западные политики оценивали перспективы союза между столь разными государствами весьма скептически. Однако он уже успел доказать свою актуальность и состоятельность.

Что такое ШОС?

О назначении и принципах устройства ООН, НАТО, ОСЕАН знают все. Что же скрывается за буквами ШОС? Расшифровка аббревиатуры проста. Она содержит сокращение, образованное от имени города, в котором были подписаны основополагающие документы и общее описание объединения. Полное официальное название структуры - Шанхайская организация сотрудничества.

Изначально альянс создавался для совместной борьбы с международным терроризмом и консолидированного противостояния потенциальным военным угрозам. Постепенно круг обсуждаемых тем расширился. Сегодня это удобная площадка для рассмотрения на высшем уровне любых насущных вопросов. Здесь вырабатываются эффективные ответы на глобальные политические вызовы, принимаются решения об углублении экономического, культурного сотрудничества между странами-участницами. При этом ШОС, в отличие от многих региональных альянсов, не является военным союзом.

Предпосылки создания

Появление объединения подобного Шанхайской организации сотрудничества следует считать исторической неизбежностью. После распада СССР в Центральной Азии появилось несколько новых независимых государств. Часть бывших советских республик, по традиции, тяготела к России. Некоторые страны предпочли ориентироваться на Запад или восточного гегемона - КНР. Подобная ситуация чревата конфликтами, возникновение которых становится лишь вопросом времени, учитывая наличие застарелых территориальных претензий друг к другу у ряда соседних государств.

Проявляя политическую дальновидность, лидеры России, Китая, среднеазиатских республик еще с конца прошлого века начали активно сотрудничать в сфере обеспечения общей безопасности. Итогом объединенных усилий стало создание "Шанхайской пятерки" в 1996 г. Учредителями межгосударственной структуры были Казахстан, РФ, КНР, Таджикистан, Киргизия. Чуть позже к ним присоединился Узбекистан. Члены объединения проводили ежегодные саммиты, налаживали сотрудничество на разных уровнях.

Учреждение

Официальной датой основания ШОС считается 15 июня 2001 г. В этот день высшие руководители стран-участниц, собравшиеся на саммит в Шанхае, подписали базовые документы организации. Ими стали Декларация о создании и Конвенция по борьбе с сепаратизмом, экстремизмом, терроризмом. Через год, уже в Санкт-Петербурге, была принята Хартия - Устав организации. После этого о том, что такое ШОС, узнал весь мир.

Несколько лет ушло на формирование управленческих структур. Были определены основные направления деятельности объединения, способы наполнения бюджета, разработан механизм приема новых членов. Становление организационных институтов завершилось к 2004 г.

Декларируемые цели

Организация создана для решения конкретных задач. Главными целями ШОС, зафиксированными в базовых документах, являются:

  • Укрепление добрососедских отношений между участниками объединения.
  • Выработка эффективных мер, способных свести к минимуму угрозы со стороны экстремистских, сепаратистских, террористических организаций.
  • Противодействие деятельности транснациональных преступных синдикатов, наркокартелей, пресечение нелегальной миграции.
  • Объединение усилий, направленных на повышение общей безопасности, предотвращение новых и скорейшее урегулирование текущих вооруженных конфликтов. Установление справедливого миропорядка, при котором политический и экономический суверенитет гарантируется каждому государству.
  • Развитие взаимодействия по всем направлениям - от углубления экономических связей до культурного обмена.
  • Создание условий, максимально благоприятных для экономического развития региона и каждой отдельной страны ШОС.
  • Обеспечение основополагающих прав и свобод гражданам государств, входящих в организацию, исходя из действующего законодательства и национальных традиций.
  • Развитие отношений со странами или альянсами, проявляющими интерес к сотрудничеству с ШОС.
  • Выработку механизмов интеграции в глобальную экономику без утраты товарно-денежного суверенитета.

Создание ШОС, по мнению ее учредителей, поможет странам, объединившим возможности, дать достойный ответ на любые вызовы.

Особенности структуры

Для облегчения управления весьма громоздкой наднациональной организацией создан довольно эффективный механизм. Каждый его элемент наделен определенными полномочиями. Структура выглядит следующим образом:

Орган Представительство Функционал
СГГ - Совет глав государств Высшие должностные лица государств Определяет целеполагание ШОС. Решает наиболее важные вопросы, касающиеся устройства организации, сотрудничества с внешними альянсами, отдельными государствами. Может изменить статус страны-члена, упразднить либо трансформировать любое структурное подразделение.
СГП - Совет руководителей правительств Премьер-министры Рассматривает конкретные вопросы по налаживанию и углублению экономического сотрудничества. Принимает бюджет организации.
СМИД - Совет глав внешнеполитических ведомств Министры иностранных дел Занимается подготовкой к встрече в рамках саммитов первых лиц государств. Осуществляет контроль над реализацией ключевых политических решений ШОС. Проводит консультации по важным международным проблемам.
Совещания профильных министров Руководители ведомств и министерств по направлениям Решает узкоспециализированные вопросы правового, военного, экономического характера. Регулярно проводятся встречи министров торговли, обороны, культуры, коммуникаций. На совещания собираются главы прокуратур, силовых ведомств.
Секретариат Представители стран участников ШОС Занимается всеми вопросами, касающимися обеспечения текущей деятельности объединения - от выработки повестки дня саммитов до исполнения бюджета. Руководит структурой Генеральный секретарь, выбираемый по ротационному принципу.
СНК - Совет координаторов, представляющих страны Уполномоченные представители от каждого члена организации Координирует и направляет работу секретариата, участвует в решении текущих проблем. Занимается подготовкой к проведению СМИД, СГП, СГГ.
РАТС - аналог регионального антитеррористического центра Руководители национальных структур, специализирующихся на борьбе с терроризмом Обладает статусом юридического лица, имеет штаб-квартиру в Ташкенте. Собирает и обрабатывает информацию о действиях группировок террористов, экстремистов. Разрабатывает методы борьбы с радикальными организациями, формирует предложения для утверждения высшими органами ШОС. Глава РАТС назначается на заседании СГГ.
МБО - Объединение по межбанковскому сотрудничеству Представители крупнейших банков - по одному от каждой страны Создана для реализации совместных кредитно-финансовых проектов. Действует с 2005 г.

Руководящим органом ШОС является СГГ. Его директивы обязаны выполнять все структуры, стоящие ниже в иерархии. Решения на Совете глав государств и совещаниях других подразделений принимаются консолидировано. Для того чтобы они были парафированы, необходимо достижение консенсуса. Определяющим может стать мнение любого члена организации.

К числу постоянно действующих органов относятся Секретариат и РАТС. Члены СНК встречаются ежегодно более трех раз. Совещания профильных министров назначаются по мере необходимости. СМИД и СГП проводятся одновременно с СГГ. Председательствуют на мероприятиях представители страны-организатора ежегодной встречи. Механизм выбора места для проведения саммита прост. Его хозяевами поочередно становятся все государства-участники объединения. Ротация происходит в алфавитном порядке.

Постоянные члены

Тенденция к постепенному расширению прослеживалась с момента образования организации. Сначала, правда, увеличивалось лишь количество государств, относящихся к категории наблюдателей. Однако в 2017 г. объединение обрело двух новых членов. К РФ, Китаю, Таджикистану, Узбекистану, Киргизии, Казахстану присоединились Индия и Пакистан.

Статус постоянного члена дает право пользоваться правами и привилегиями, предусмотренными уставом политико-экономического союза. Среди них стоит отметить доступ к кредитно-финансовым ресурсам по решению Межбанковского объединения.

Государства-партнеры и наблюдатели

Стран, желающих влиться в ШОС, всегда было много. Достаточно сказать, что еще в 2004 г. подобное стремление выразила Монголия. Однако учредители сдерживают процесс расширения. На это есть веские причины.

Между некоторыми азиатскими странами, претендующими на членство, существуют застарелые противоречия, сформировавшиеся столетия назад. Консолидированное решение в таких условиях принять трудно. Кроме того, большое количество второстепенных партнеров снизит внешнеполитический вес союза. Из общего ряда выделяется Беларусь. Горячему желанию А. Лукашенко ввести государство в перспективный союз воспрепятствовала сама природа. Слишком уж далеко от Азии расположена страна, обретшая независимость после распада великой империи.

Государствами наблюдателями ШОС, наряду с Монголией, Беларусью являются Иран и Афганистан. Клуб официальных претендентов на данный статус составляют Катар, Мальдивы, Израиль, Вьетнам, Ирак. На рассмотрении находятся заявки от Сирии, Бангладеш, Египта, Бахрейна, Украины. К категории партнеров по диалогу относятся Азербайджан, Шри-Ланка, Армения, Турция, Камбоджа, Непал.

Интерес к сотрудничеству с Шанхайской организацией проявили авторитетные международные объединения. Соответствующие соглашения ратифицированы с ЕАЭС, ОДКБ, СНГ, ООН, АСЕАН.

Объединяющие факторы

На момент создания организации главным побудительным мотивом для вступления в ее ряды являлась нарастающая угроза со стороны мирового терроризма. Для стран Юго-Восточной или Центральной Азии «Аль-Каида», «Братья мусульмане», ИГИЛ были не просто словами, а реальной опасностью. Военно-дипломатические успехи России на Сирийском фронте, сделавшие полный разгром Исламского государства, неизбежным, косвенным образом помогли стабилизировать ситуацию в бывших среднеазиатских республиках СССР.

Однако новая угроза оказалась еще страшнее. Заокеанский гегемон сбросил маску и показал настоящее лицо. Полное пренебрежение международными договорами, тяга к перманентной экспансии с неограниченным применением силы, демонстрируемые США, заставили вспомнить о мрачной эпохе конкисты. Для большинства азиатских стран спасением теперь может стать лишь союз с могущественными Китаем и Россией.

Не стоит забывать и о том, что экономическое состояние многих государств региона не вызывает оптимизма. Инвестиции из Индии, РФ, Поднебесной некоторым странам участникам ШОС жизненно необходимы.

Внутренние противоречия

Между членами любой крупной международной организации существуют скрытые, а иногда - явные противоречия. Шанхайская восьмерка также не стала исключением. Иллюстрацией этому станет ответ на вопрос - кто лидер в ШОС?

Прозападные политологи безоговорочно отдают главенство в объединении КНР, с ее огромной экономикой. Однако Россия открыто претендует на роль политического локомотива альянса. Главное противоречие между мировыми державами-союзниками проявляется в целеполагании. Пекин рассматривает организацию как инструмент, облегчающий экспансию китайских товаров на новые рынки. Москва считает главной военно-политическую часть соглашения. При этом обе империи втайне остерегаются друг друга.

Кроме того, нельзя сравнивать геополитические интересы Индии и Казахстана, к примеру. Эти страны невозможно сопоставить по численности населения, территории, объему ВВП. Соответственно различаются и цели, которых они хотят достигнуть как члены организации.

Для небольших государств континента вхождение в альянс с участием крупнейших азиатских держав является единственным способом сохранить полноценный суверенитет. Китай и Россия как два противовеса поддерживают систему в стабильном состоянии. Они не потерпят чрезмерной американской или европейской экспансии в регион, не допустят нарушения взаимного баланса.

Достаточно вспомнить как состав организации расширился до 8 членов. На предложение Пекина о приеме в союз давнего протеже - Пакистана, Москва отреагировала мгновенно. Одновременно ряды объединения пополнила Индия.

Перспективы развития

Современный мир стремительно меняется. Мировой гегемон последних десятилетий переживает сложные времена. США, как и любая империя, входящая в эпоху заката, постепенно утрачивает влияние. При этом иллюзия всемогущества, сформировавшаяся за период безраздельного господства, сохраняется. На этом фоне все громче начинают заявлять о себе новые центры силы.

Продолжая поступательное развитие, ШОС способен превратиться из регионального объединения во влиятельнейшую структуру мирового масштаба. Кстати, больше всего этому способствует Вашингтон. Непредсказуемая внешняя политика супердержавы вынуждает азиатские государства проявлять беспокойство о собственном суверенитете. Поэтому можно с уверенностью прогнозировать, что количество стран-претендентов на членство в организации будет только возрастать.

Завершая расшифровку ШОС, как термина и явления международной политики, нельзя не привести несколько любопытных фактов. Они свидетельствуют о глобальности и потенциальном могуществе организации:

  • Она объединяет государства, занимающие более 60% площади Евразии. Здесь сосредоточена почти половина жителей Земли.
  • По данным на конец 2017 г., страны-участники ШОС производили 30,26 % мирового ВВП.
  • Четыре постоянных члена организации являются ядерными державами.

Есть еще одна особенность, отличающая ШОС от других региональных объединений. Среди официальных языков организации нет английского. Этим статусом обладают русский и китайский.

Инициатива о налаживании сотрудничества между государствами-членами ШОС в области сельского хозяйства была озвучена в ходе заседания Совета глав правительств (премьер-министров) государств-членов ШОС (г. Ташкент, 2 ноября 2007 года).

Правовой основой взаимодействия является Соглашение между правительствами государств-членов ШОС о сотрудничестве в области сельского хозяйства, подписанного 11 июня 2010 года в г.Ташкенте. С целью его практической реализации принимаются Планы мероприятий, определенные на 2-3 года.

Основным механизмом взаимодействия в области сельского хозяйства является Совещание министров сельского хозяйства государств-членов ШОС. Основные функции:

— готовит предложения и рекомендации по развитию взаимодействия в рамках ШОС в данной сфере;
— организует выполнение решений высших органов ШОС — Совета глав государств и Совета глав правительств;
— разрабатывает различные программы и международные договоры в данной сфере;
— координирует осуществление принятых программ, проектов и договоров;
— способствует обмену опытом и информацией.

Совещания проводятся, как правило, каждые два года. С 2010 года проведено 4 совещания: 26 октября 2010 года, г. Пекин; 30 ноября 2012 года, г. Астана; 9 октября 2014 года, г. Москва; 18 сентября 2018 года, г. Бишкек.

26 октября 2010 года в рамках Совещания министров сельского хозяйства стран ШОС был утвержден Регламент работы Постоянно действующей рабочей группы государств-членов ШОС по вопросам сельского хозяйства (далее — ПДРГ) под председательством кыргызской стороны.

Состоялось 4 заседания ПДРГ: 29-30 ноября 2011 года, г. Астана; 29 ноября 2012 года, г. Астана; 25-26 февраля 2014 года, г. Пекин; 8 октября 2014 года, г. Москва; 18 сентября 2018 года, г. Бишкек (экспертная встреча).

Основными задачами и функциями ПДРГ являются:

— подготовка материалов для рассмотрения на Совещаниях министров и контроль за выполнением рекомендаций Совещания;

— подготовка предложений по расширению многостороннего сотрудничества между государствами-членами ШОС в области сельского хозяйства, совершенствованию его договорно-правовой базы;

— внесение предложений о заключении соглашений по реализации совместных проектов в области сельского хозяйства и осуществлении других мероприятий (выставок, семинаров, конференций и т.д.), в рамках выполнения решений органов ШОС;

— осуществление мероприятий по созданию механизма обмена информацией и данными в соответствующей области;

— подготовка ежегодного доклада Совещанию министров сельского хозяйства о состоянии сотрудничества государств-членов ШОС в области сельского хозяйства.

В рамках ПДРГ прорабатывались и прорабатываются такие документы, как: Программа сотрудничества государств-членов ШОС по продовольственной безопасности и План по его реализации, План мероприятий на 2018-2019гг. по реализации Соглашения в области сельского хозяйств. Идет работа по установлению отношений ШОС с Продовольственной сельскохозяйственной Организацией Объединенных Наций (ФАО ООН).

2019 / 07 / 15

Совещание председателей Верховных судов

В целях реализации предусмотренных задач в Хартии ШОС (статья 8) на регулярной основе проводятся совещания руководителей отраслевых министерств и ведомств государств-членов. Важным шагом для практической реализации поставленных задач в Хартии также стало образование в Организации института взаимодействия председателей Верховных судов государств-членов ШОС (СПВС).

Деятельность СПВС регулируется Хартией ШОС, Положением о совещаниях руководителей министерств и/или ведомств государств-членов ШОС, Регламентом работы председателей Верховных судов государств-членов ШОС и Правилами процедуры ШОС.

22 сентября 2006 года в Шанхае (Китайской Народной Республики) где были заложены основы ШОС — состоялось первое Совещание председателей Верховных судов государств-членов ШОС (СПВС). С тех пор институт взаимодействия председателей Верховных судов занимает особое место в Организации, весомо дополняя уже сложившуюся по-своему уникальную практику сотрудничества.

Механизм взаимодействия осуществляется путем проведения на ежегодной основе Совещаний председателей Верховных судов. В целях определения порядка и проведения процедуры СПВС в ходе третьей встречи в 2008 году Совещанием утвержден Регламент работы. В целом проведено 12 заседаний с участием государств-членов ШОС, представителей Секретариата и Исполнительного комитета РАТС ШОС.

Второе Совещание председателей Верховных судов состоялось 12 апреля 2007 года в Москве и Санкт-Петербурге (Российской Федерации) . В ходе заседания были рассмотрены проблемы применения судами общепризнанных принципов и норм международного права, практика судов по делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и экстремизмом. Была выражена готовность, обмениваться опытом по вопросам, представляющим взаимный интерес, устанавливать и развивать между работниками судебных органов в целях повышения квалификации.

Также было принято решение о подготовке проекта Регламента работы Совещания председателей Верховных судов .

20 мая 2008 года в Астане (Республики Казахстан) состоялось третье Совещание председателей Верховных судов, в работе которого приняли участие представители государств-членов ШОС и Секретариат ШОС во главе Генерального секретаря ШОС. В ходе встречи рассмотрены вопросы применения судами экологического и миграционного законодательства. Была отмечена важность обмена информацией о нормативных правовых актах в данной области и судебной практике.

По итогам подписано Совместное заявление и утвержден Регламент работы Совещания председателей Верховных судов государств-членов ШОС .

9 сентября 2009 года в Чолпон-Ате (Кыргызской Республики) состоялось IV Совещание председателей Верховных судов. В Совещании приняли участие председатели Верховных судов Казахстана, Китая, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана. В повестке дня обсуждались вопросы по защите прав собственности в условиях мирового экономического кризиса и развитию юстиции в государствах-членах ШОС.

В планах Верховного суда РК на 2010 год предусмотрено создание ювенальных судов еще в четырнадцати региональных центрах. На 2011 год запланирована организация еще двух судов, общее число которых по республике в итоге достигнет 21.

По итогам работы ІV Совещания председателей верховных судов государств-членов ШОС принято совместное заявление, где в заключительной части заявления отмечено, что проведение совместных научно-практических конференций, семинаров, тренингов, «круглых столов» позволит выработать механизмы развития и совершенствования системы ювенальной юстиции в государствах-членах ШОС.

28 мая 2010 года в Душанбе (Республики Таджикистан) состоялось V Совещание председателей Верховных судов, в работе которого приняли участие представители государств-членов и Секретариата ШОС.

В ходе встречи рассмотрены вопросы гендерного равноправия и правовые механизмы против пыток в законодательствах государств-членов ШОС, а также обмен информацией о нормативно-правовых актах в данной области. Было предложено практиковать организацию научно-практических конференций и семинаров, развивать контакты между судебными органами и проводить обучающие программы в целях повышения квалификации.

По итогам заседания Совместное заявление подписано представителями Казахстана, Китая, Кыргызстана и Таджикистана.

18-19 октября 2011 года в Ташкенте (Республики Узбекистан) состоялось VІ Совещание председателей Верховных судов государств-членов ШОС. В повестке дня двухдневного совещания стороны обсудили вопросы, касающиеся обмена опытом в обеспечении механизма реализации сдержек и противовесов в системе правоохранительных и судебных органов, научно-практического опыта по внедрению института примирения в судопроизводство, последовательного развития политики либерализации и гуманизации уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

По итогам Совещания подписано совместное заявление председателей Верховных судов государств-членов ШОС.

25 апреля 2012 года в Пекине (Китайской Народной Республики) состоялось VІІ Совещание председателей Верховных судов, в работе которого приняли участие представители государств-членов и Секретариата ШОС. В ходе встречи были рассмотрены вопросы активизации взаимодействия судебных органов и СМИ, совершенствование деятельности в уголовном судопроизводстве и укреплении сотрудничества в соответствии с договоренностями для эффективной борьбы с преступностью и обеспечения прав человека.

По итогам заседания государствами-членами ШОС подписано Совместное заявление.

19-20 февраля 2013 года в г. Москве (Российской Федерации) состоялось VІІІ Совещание председателей Верховных судов государств-членов ШОС.

В повестку дня Совещания были включены такие актуальные проблемы правосудия как, противодействие коррупции в судебной системе, укрепление сотрудничества между судами государств-членов ШОС при рассмотрении дел, связанных с наркопреступлениями и защита прав-потребителей.

Было принято Совместное заявление по итогам VІІІ Совещания председателей Верховных судов государств-членов ШОС.

ІХ Совещание председателей Верховных судов состоялось 4-5 сентября 2014 года в Астане (Республики Казахстан) .

На Совещании были обсуждены такие вопросы, как определения таможенной стоимости товаров, взаимодействия и обмен опытом по вопросам судебной практики по делам о расторжении брака, взыскании алиментов, усыновлении, взаимного признания и исполнения судебных решений по данным категориям дел, совершенствования и оценки деятельности судов, открытости правосудия, а также опыт внедрения информационно-коммуникационных технологий в деятельности судов.

По итогам данного Совещания было принято Совместное заявление председателей Верховных судов государств-членов ШОС.

3-6 сентября 2015 года в Бишкеке (Кыргызской Республики) состоялось Х Совещание председателей Верховных судов. На встрече в качестве гостя присутствовал Председатель Верховного Суда Республики Беларусь (государство-наблюдатель).

В рамках заседания стороны обсуждали вопросы развития сотрудничества в судебной сфере в целом, о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, применения судами экологического и миграционного законодательства, защиты прав собственности в условиях мирового экономического кризиса, гендерного равноправия и правовых механизмов против пыток, обмена научно-практическим опытом по внедрению института примирения в судопроизводство, последовательного развития политики либерализации и гуманизации уголовного и уголовно-процессуального законодательства, а также организация научно-практических конференций и семинаров, развитие контактов между судебными органами и проведение обучающих программ в целях повышения квалификации.

По итогам на ежегодной основе стороны принимают Совместное заявление.

22 сентября 2016 года в г. Душанбе (Республики Таджикистан) состоялось ХІ Совещание председателей Верховных судов государств-членов ШОС.
В ходе встречи стороны обсудили актуальные вопросы правосудия, представляющие взаимный интерес, а также обменялись опытом и информацией практики рассмотрения дел о преступлениях, связанных с экстремизмом и терроризмом, ответственности родителей за воспитание детей в законодательствах государств-членов ШОС и практики судов государств-участников ШОС по пересмотру по вновь открывшимся обстоятельствам решений или определений, вступивших в законную силу.

Придерживаясь общепризнанных целей и принципов международного права, в целях дальнейшего развития и усиления роли судебных органов государств-членов ШОС участники Совещания подписали Совместное заявление.

25-27 октября 2017 года в Ташкенте (Республики Узбекистан) в ХІІ Совещании впервые в качестве новых членов Организации приняли участие представители Индии и Пакистана.

В новом составе стороны рассмотрели вопросы совершенствования законодательства об инвестиционных спорах, дальнейшего повышения эффективности взаимодействия в сфере оказания правовой помощи по гражданским и уголовным делам, практики противодействия вербовке и рекрутированию подрастающего поколения в деятельность различных террористических и радикальных структур в государствах-членах ШОС.

По итогам стороны подписали Совместное заявление.

25-27 мая 2018 года в Пекине (Китайской Народной Республики) состоялось очередное ХІІІ Совещание председателей Верховных судов государств-членов ШОС.

В ходе встречи обсуждались:
1. Информатизация судов и строительство интеллектуальных судов
2. Борьба с проблемами правоприменения, касающимися таких преступлений, как терроризм, наркотики, отмывание денег, а также транснациональное судебное сотрудничество.
3. Правила исключения незаконно полученных доказательств в уголовном процессе и судебная практика.
4. Юридические нормы и судебная практика в области трансграничных контрактов купли-продажи товаров.
5. Совершенствование механизма международного судебного сотрудничества в рамках ШОС, включая устранение препятствий и облегчение взаимного признания и исполнения постановлений, доставки, а также проведения расследований и получения доказательств.
По итогам XIII Совещания председателей Верховных судов государств-членов ШОС принято Совместное заявление.

17-19 июня 2019 года в г. Сочи (Российской Федерации) запланировано XIV Совещание председателей Верховных судов государств-членов ШОС.

На совещании планируется обсудить вопросы по созданию механизма досудебного урегулирования споров на территории стран ШОС, применению судами национальных и международных правовых актов по защите семейных прав ребенка, пересмотру судебных решений и приговоров по уголовным делам, вступивших в законную силу, проблемам и перспективам развития административного судопроизводства.

2019 / 07 / 15

Встречи Секретарей Советов безопасности государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (далее — ШОС или Организация) являются координационно-консультативным механизмом сотрудничества в области безопасности в рамках ШОС.

Секретари Советов безопасности государств-членов ШОС (далее — Секретари Советов безопасности) при проведении встреч руководствуются Хартией ШОС от 7 июня 2002 года, решениями Совета глав государств-членов ШОС (далее — СГГ), международными договорами и другими документами, принимаемыми в рамках ШОС, а также соответствующим Регламентом.

Основными задачами Встреч Секретарей Советов безопасности являются координация усилий государств-членов ШОС в вопросах совместного противодействия вызовам и угрозам безопасности в соответствии с международными договорами в рамках ШОС по вопросам совместной борьбы против терроризма, сепаратизма и экстремизма, незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, нелегальной торговли оружием, транснациональной организованной преступности, нелегальной миграции и других угроз национальной, региональной и международной безопасности.

Встречи Секретарей Советов безопасности проводятся поочередно в государствах-членах ШОС не реже одного раза в год. Сроки проведения очередной встречи согласовываются через Секретариат ШОС. Внеочередные встречи созываются по инициативе не менее двух и с согласия всех других государств-членов ШОС.

Встреча считается правомочной, если на ней представлены все государства-члены ШОС, в том числе не менее двух третьих на уровне Секретарей Советов безопасности. В случаях назначения Секретарями Советов безопасности своих уполномоченных лиц для участия во встрече, они направляют письменное уведомление в Секретариат ШОС не позднее, чем за одну неделю до даты ее проведения.

На встречах могут присутствовать национальные координаторы государств-членов ШОС, Генеральный секретарь ШОС, Директор Исполнительного комитета Региональной антитеррористической структуры ШОС (РАТС), а также представители государственных органов государств-членов ШОС.

Председательствующим на встрече является Секретарь Совета безопасности государства-члена ШОС, на территории которого проводится встреча, если участвующие во встрече Секретари Советов безопасности не примут иное решение.

Встречи Секретарей Советов безопасности государств-членов ШОС проходили:

1. 4 июня 2004 год, Республика Узбекистан, г. Ташкент, Протокол по итогам первой Встречи Секретарей Советов безопасности государств-членов ШОС;

2. 2 июня 2005 год, Республика Казахстан, г. Астана, Протокол по итогам второй Встречи Секретарей Советов безопасности государств-членов ШОС;

3. 25 мая 2007 год, Кыргызская Республика, г. Бишкек, Протокол по итогам третьей Встречи Секретарей Советов безопасности государств-членов ШОС;

4. 20 мая 2009 год, Российская Федерация, г. Москва, Протокол по итогам четвертой Встречи Секретарей Советов безопасности государств-членов ШОС;

5. 23 апреля 2010 год, Республика Узбекистан, г. Ташкент, Протокол по итогам пятой Встречи Секретарей Советов безопасности государств-членов ШОС;

6. 29 апреля 2011 год, Республика Казахстан, г. Астана, Протокол по итогам шестой Встречи Секретарей Советов безопасности государств-членов ШОС;

7. 12 апреля 2012 год, Китайская Народная Республика, г. Пекин, Протокол по итогам седьмой Встречи Секретарей Советов безопасности государств-членов ШОС;

8. 29 апреля 2013 год, Кыргызская Республика, г. Бишкек, Протокол по итогам восьмой Встречи Секретарей Советов безопасности государств-членов ШОС;

9. 17 апреля 2014 год, Республика Таджикистан, г. Душанбе, Протокол по итогам девятой Встречи Секретарей Советов безопасности государств-членов ШОС;

10. 14 апреля 2015 год, Российская Федерация, г. Москва, Протокол по итогам десятой Встречи Секретарей Советов безопасности государств-членов ШОС;

11. 14 апреля 2016 год, Республика Узбекистан, г. Ташкент, Протокол по итогам одиннадцатой Встречи Секретарей Советов безопасности государств-членов ШОС;

12. 6 апреля 2017 год, Республика Казахстан, г. Астана, Протокол по итогам двенадцатой Встречи Секретарей Советов безопасности государств-членов ШОС;

13. 22 мая 2018 год, Китайская Народная Республика, г. Пекин, Протокол по итогам тринадцатой Встречи Секретарей Советов безопасности государств-членов ШОС;

14. 15 мая 2019 год, Кыргызская Республика, г. Бишкек, Протокол по итогам четырнадцатой Встречи Секретарей Советов безопасности государств-членов ШОС.

2015 / 12 / 08

Структура Шанхайской организации сотрудничества

Для выполнения целей и задач Хартии Шанхайской организации сотрудничества в рамках Организации действуют:

Функции и порядок работы органов ШОС, за исключением Региональной антитеррористической структуры, определяются соответствующими положениями, которые утверждаются Советом глав государств.

Совет глав государств может принять решение о создании других органов ШОС. Создание новых органов оформляется в виде дополнительных протоколов к Хартии Шанхайской организации сотрудничества, которые вступают в силу в порядке, установленном статьей 21 Хартии ШОС.

Порядок принятия решений

Решения в органах ШОС принимаются путём согласования без проведения голосования и считаются принятыми, если ни одно из государств-членов в процессе согласования не возразило против них (консенсус), за исключением решений о приостановке членства или об исключении из Организации, которые принимаются по принципу «консенсус минус один голос заинтересованного государства-члена».

Любое государство-член может изложить свою точку зрения по отдельным аспектам и/или конкретным вопросам принимаемых решений, что не является препятствием для принятия решения в целом. Эта точка зрения заносится в протокол заседания.

В случаях незаинтересованности одного или нескольких государств-членов в осуществлении отдельных проектов сотрудничества, представляющих интерес для других государств-членов, неучастие в них указанных государств-членов не препятствует осуществлению заинтересованными государствами-членами таких проектов сотрудничества и, вместе с тем, не препятствует указанным государствам-членам в дальнейшем присоединиться к осуществлению таких проектов.

Исполнение решений

Решения органов ШОС исполняются государствами-членами в соответствии с процедурами, определяемыми их национальным законодательством.

Контроль за выполнением обязательств государств-членов по реализации настоящей Хартии, других действующих в рамках ШОС договоров и решений ее органов осуществляется органами ШОС в пределах их компетенции.

Неправительственные структуры ШОС

В рамках Шанхайской организации сотрудничества также действуют две неправительственные структуры: Деловой совет ШОС и Межбанковское объединение ШОС.

Деловой совет ШОС

Деловой совет Шанхайской организации сотрудничества (ДС ШОС) учреждён 14 июня 2006 года в городе Шанхае (Китай) национальными частями совета от Республики Казахстан, Китайской Народной Республики, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан. Утверждены также документы, регламентирующие деятельность ДС ШОС и его постоянно действующего секретариата, который располагается в Москве.

ДС ШОС создан в соответствии с решением Совета глав государств ШОС. Он является неправительственной структурой, объединяющей наиболее авторитетных представителей бизнес-сообщества государств-членов ШОС с целью расширения экономического сотрудничества в рамках организации, налаживания прямых связей и диалога между деловыми и финансовыми кругами стран ШОС, содействия практическому продвижению многосторонних проектов, определённых главами правительств в «Программе торгово-экономического сотрудничества».

Высшим органом ДС ШОС является ежегодная сессия, которая определяет приоритеты и вырабатывает основные направления его деятельности, решает наиболее важные вопросы взаимоотношений с деловыми объединениями других государств.

ДС ШОС — это самостоятельная структура, способная принимать рекомендательные решения и давать экспертные оценки по перспективным направлениям подключения представителей бизнес-сообщества государств-членов ШОС к торгово-экономическому и инвестиционному взаимодействию в рамках организации.

Особенностью ДС ШОС является то, что среди приоритетных направлений межгосударственного сотрудничества, наряду с энергетикой, транспортом, телекоммуникациями, кредитно-банковской сферой, совет выделяет взаимодействие стран ШОС в области образования, науки и инновационных технологий, здравоохранения и сельского хозяйства.

Опираясь на динамизм и заинтересованность делового сообщества, ДС ШОС тесно сотрудничает с министерствами и ведомствами экономического блока правительств, ни в коей мере не подменяя их работу.

В ходе Шанхайского саммита в июне 2006 года главы государств подчеркнули важность создания ДС ШОС для дальнейшего развития организации и выразили уверенность в том, что он станет эффективным механизмом для продвижения делового партнёрства на всей территории ШОС.

В 2006 году сформированы специальные рабочие группы, отвечающие за развитие сотрудничества в области здравоохранения и образования, а также взаимодействия в рамках создания Энергетического клуба ШОС.

В настоящий момент специальная рабочая группа по здравоохранению проводит отбор проектов для создания в рамках ШОС структуры, аналогичной Всемирной организации здравоохранения (рабочее название — ВОЗ ШОС), которая работала бы по направлению совершенствования медицинского обслуживания в государствах-членах организации, развития профилактической направленности здравоохранения, удовлетворения потребности населения в высокотехнологичных видах медицинской помощи.

В качестве основных рассматриваются проекты по оказанию помощи населению посредством:

— обязательного и добровольного медицинского страхования;

— ликвидации и преодоления последствий чрезвычайных ситуаций (с помощью создания совместного Центра медицины катастроф);

— профилактики распространения инфекционных заболеваний (птичий грипп, SARS) и туберкулёза;

— внедрения специальной высокотехнологичной программы «Телемедицина» для населения труднодоступных и отдалённых районов;

— создания системы фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП);

— создания рекреационных зон и бальнеологических курортов на территории государств-членов ШОС, в первую очередь в России, Казахстане, Китае и Киргизии.

В области образования соответствующей рабочей группой рассматривается программа формирования в рамках существующих национальных вузов своеобразной диспетчерской площадки по координации усилий групп вузов каждой из стран ШОС по подготовке студентов и переподготовке специалистов для различных секторов экономики. Развитие сотрудничества в данной сфере будет способствовать взаимопониманию и культурно-гуманитарному взаимодействию, дальнейшей модернизации отраслей науки и образования государств-членов.

В целях стимулирования эффективных деловых связей в рамках ШОС и содействия достижению экономических задач 16 августа 2007 года Деловым советом ШОС и Межбанковским объединением ШОС подписано соглашение о сотрудничестве.

Деятельность ДС ШОС является одной из составляющей работы государственных структур стран организации в реализации Перечня мероприятий по дальнейшему развитию проектной деятельности в рамках ШОС на период 2012-2016 годы, определяющих приоритетные направления экономического сотрудничества на предстоящее десятилетие.