Что такое мировосприятие в философии. Понятие мировоззрения: мироощущение, мировосприятие и миропонимание

Философия составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро. В целом мировоззрение можно было бы определить следующим образом: это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентации, верований, убеждений и идеалов людей.
В мировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека. Итоговое определение соотношения философии и мировоззрения можно было бы сформулировать так: философия- это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества. В самом общем виде и с известной долей условности все типы мировоззрений можно разделить на социально-исторические и экзистенциально-личностные.

Социально-исторические типы формируются на различных этапах развития человечества и отличаются прежде всего способом, каким мировоззрение становится доступным людям в различные исторические эпохи. Важнейшими социально-историческими типами мировоззрения являются: архаический, мифологический, религиозный и философский. Они отличаются не просто разной постановкой мировоззренческих проблем, но и принципиально различными способами их решения. Экзистенциально-личностные типы мировоззрения формируются на различных стадиях духовного становления человека и различаются, главным образом, тем способом, каким индивид усваивает себе мировоззренческие достижения человечества и сам продуцирует их.

Мироощущение – это то, как человек ощущает себя в событиях своей жизни; как он среди разных обстоятельств и людей чувствует себя, мыслит, действует. Мироощущение человека четко прослеживается в его настроениях и поступках. Мировосприятие – общее видение мира и отношение к нему. Как правило, имеется в виду восприятие внешнего мира через призму внутреннего мира, с помощью своей внутренней картины жизни. Миропонимание это описание языковыми средствами тех образов (совокупность образов – мировоззрение), которые существуют в психике индивида. Образ и описание этого образа вместе составляют понятие. Совокупность понятий и составляет миропонимание субъекта.

2. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия, наука.

Мировоззрение - система взглядов, принципов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих как отношение к действительности, общее понимание мира так и жизненной позиции программы деятельности людей. Существуют 3 мировозрения: мифологическое(вымышленное и реальное взаимосвязано, не понятно что есть что),религиозное(вера в высшую справедливость в творца, мир реальный и мир вымышленный, появилась при письменности), философское(наука о наиболее общих законов развития природы, общества и мышления. ВСЁ должно быть доказано, не принимает на веру ничего,3 раздела: онтология (уч о бытие) гносеология (учение по познание) и логика. Элементы (структура) мир-я: потребности, интересы, знания, ценности, идеалы.

Мифологическое мировоззрение основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. В мифе эмоциональный компонент мировоззрения превалирует над разумными объяснениями. Мифология вырастает прежде всего из страха человека перед неизвестным и непонятным- явлениями природы, болезнью, смертью. Поскольку у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, они объяснялись при помощи фантастических предположений, без учета причинно-следственных связей.

Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы. Религии, в отличие от более гибкого мифа, свойственны жёсткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образцы с её точки зрения правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь ее роль двойственна: объединяя людей одной конфессии, она зачастую разделяет людей разных верований.

Философское мировоззрение определяется как системно-теоретическое. Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия- прежде всего на логику и доказательность. От религии философия отличается допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, в то время как в религии это невозможно.

Научное мировоззрение основано на стремлении к построению наиболее объективной картины мира. Последние несколько столетий наука все дальше отходила от «туманной» философии в попытке достичь точного знания. Однако в итоге она далеко отошла и от человека с его потребностями: результатом научной деятельности является не только полезная продукция, но и оружие массового поражения, непредсказуемые биотехнологии, приемы манипулирования массами и т.д.

С древних времен люди интересовались обустройством окружающего мира, определяли свое место в нем и отношение как друг к другу, так и самому себе. Такое мировосприятие или мироощущение определяло жизненную позицию человека, его поведение и стремления. Более подробно о том, что такое мировоззрение, в этой статье.

Что представляет собой мировоззрение человека?

Человек – существо разумное, способное мыслить и прогнозировать последствия своих поступков, искать средства для реализации своих целей. Все это определяет его миропонимание. Природные инстинкты, опыт, научная и практическая деятельность формируют систему взглядов, оценок и образное представление о мире. Функции мировоззрения заключаются в организации, осмысленности и целенаправленности деятельности индивида. То есть мировосприятие определяется убеждениями, жизненной позицией и морально-этическими ценностями.


Как формируется мировоззрение?

Общая картина мира складывается в процессе воспитания, обучения и социализации в обществе. В целом формирование мировоззрения – это очень медленный и ступенчатый процесс и зависит от качества индивидуального знания. Молодые люди с недостаточным опытом и знаниями имеют неустойчивое мировоззрение, что делает их легкой мишенью для разных манипуляторов – политиков, представителей религии и т.д. По мере взросления система жизненных ценностей укрепляется, определяя поведение индивида и выступая руководством к действию.

Мировоззрение его виды и формы

Выделяют определенные компоненты мировосприятия:

  1. Знания . Они могут быть научными, профессиональными и практическими. Это первый элемент любого мировоззрения. Чем объемнее круг знаний, тем тверже жизненная позиция.
  2. Чувства . Виды мировоззрения проявляют себя в соответствии с субъективной реакцией человека на внешние раздражители. В зависимости от психического состояния реакция может быть как положительной, и связанной с радостью и удовольствием, так и отрицательной, заключенной в печали, горе, страхе. Выделяют и нравственный вид – это долг, ответственность.
  3. Ценности . Понятие мировоззрения тесно связано с ценностями. Они могут быть значимыми, полезными и вредными, но их восприятие происходит через призму собственных целей, интересов и потребностей.
  4. Поступки – положительные и отрицательные. Так человек на практике проявляет собственные взгляды и идеи.
  5. Убеждения – тверды, волевые. Это совокупность личных и общественных взглядов, которые являются своеобразным двигателем и основой жизни.
  6. Характер – воля, вера, сомнения. На основании способности к самостоятельным и осознанным действиям, доверия к другим и самокритичности формируется и развивается мировоззрение.

Философское мировоззрение

Его определяют как системно-теоретическое. От мифологического мировосприятия оно отличается высокой ролью разума: если миф в качестве опоры использует эмоции и чувства, то философия использует логику и доказательность. Этот тип мироощущения изучает силы, правящие миром. Философия и мировоззрение одновременно возникли в Древней Индии, Китае и Греции. При этом мироощущение может существовать вне философии, но сама философия формирует мировоззрение. Философское знание элитарно и доступно не всем. Редкие ученые мужи увлекаются им.


Религиозное мировоззрение

Оно возникло на базе мифологического и основано на вере в сверхъестественные силы. По мере развития религиозных течений уходили в небытие многие мифологические черты, а остались жесткий догматизм и система моральных заповедей. Типы мировоззрения, включающие благочестие и святость, подразумевают зависимость от высших сил. В основе такого мировосприятия лежит страх перед неведомым. Целостное религиозное мировоззрение сформировалось, когда появились непререкаемые системы догматов, заповеди, определяющие греховность и святость тех или иных помыслов и поступков.

Мифологическое мировоззрение

Этот тип сформировался в условиях первобытного общества, когда в основе лежало образное восприятие мира. Мифология тесно связана с язычеством и выступает совокупностью мифов, одухотворяя материальные предметы и явления. Такое мировоззрение человека замешано на сакральном и профальном, но в основе лежит вера. По традиции последователь такого мироощущения способен подняться до уровня бога, а все сложившиеся мифы были полезны с практической точки зрения и являлись руководством к действию.

Научное мировоззрение

Это миропонимание возникло как противоположность мифологическому и религиозному. Научная картина мира основывается на понятиях закона и закономерности. Основные типы мировоззрения – мифологическое и религиозное опираются на выдуманные, произвольные и сверхъестественные причины, а наука развивается в ходе усложнения труда, решения практических задач. Такое прогрессивное мировоззрение предоставляет возможность из ранее полученных знаний черпать новые. Рациональность, перенесенная на религию и мифологию, дала толчок к развитию философии.

Обыденное мировоззрение

Такое мироощущение формируется само по себе у каждого человека и является ядром здравого смысла. Особенности мировоззрения заключаются в том, что отчасти его развитие зависит от генетической наследственности. В ходе воспитания родителями, общения с друзьями и близкими, контакта с окружающей средой формируются ценности, приоритеты и жизненные установки, которые к половому созреванию обретают черты вполне определенного мировоззрения. Важнейшее значение в этом процессе имеют особенности родного языка и степень его усвоения, а также трудовая и орудийная деятельность.


Историческое мировоззрение

В истории типы мировосприятия остаются теми же – это мифологическое, религиозное и философское. Тем, кто интересуется, какое бывает мировоззрение, стоит сказать, что первым был миф – выдуманный сюжет, плод народного воображения. Религия тесно связана с мифологией: обе они предполагают присутствие мифологической системы и предусматривают основу мифов на вере. Философия выступает особым способом познания, ведь что такое мировоззрение – это теория или наука, изучающая фундаментальные принципы бытия и познания.

Как поменять мировоззрение?

Мировосприятие способно претерпевать изменения в ходе взросления человека, обретения новых знаний. Нередко случается так, что после какого-то события люди полностью меняют свою жизнь и взгляды на нее. Заядлые атеисты становятся воцерковленными людьми, а опытные бизнесмены бросают все и уединяются в каком-нибудь тихом местечке. Мировоззрение личности можно совершенствовать, стремиться к нравственным идеалам, познавая новое, общаясь с разными людьми, путешествуя. Необходимо много читать – психологической, философской литературы.

Мировоззрение современного человека

В период распада СССР возник мировоззренческий кризис, явившийся следствием крушения идеалов и не успевшими сформироваться новыми. В эру потребления, характерную для настоящего времени, такие нравственные ориентиры, как долг, честь, ответственность утратили свое значение. «Ты этого достоин» – слышит каждый с экранов телевизора и стремится соответствовать. Современное мировоззрение в эпоху глобализации заключается в снижении значения национальной культуры и отчуждении ее ценностей.

Смысл жизни человек стал видеть в получении удовольствий. Теряется связь с родной землей, предками, иными стали отношения в браке, принципы воспитания детей. При этом появляется все большее количество людей, осознающих необходимость перемен. Мировоззрение в психологии стало более гуманистическим. Человек хочет быть в , природой и другими людьми. Растет число храмов, благотворительных фондов и организаций по защите окружающей среды.


Книги, меняющие мировоззрение человека

  1. Бразильский писатель Пауло Коэльо . Особые интерес представляют работы под названием «Алхимик», «Паломничество» .
  2. Книги, которые меняют мировоззрение, пишут многие знатоки психологии. Среди них Луиза Хей , которая многим помогла пережить негативные эмоции, изменить свое мышление и даже исцелиться от некоторых недугов, ведь что такое мировоззрение – это система ценностей, а ее можно поменять, если она ухудшает качество жизни.
  3. Еще один автор – Алекс Байхоу . Его труд «Привычка быть счастливым» является кратким курсом по саморазвитию, где рассказывается о том, как управлять своими привычками ради достижения такой цели, как счастье.
  4. В своей рукописи «Белая книга» Виктор Васильев приводит психологические приемы, которые предоставляют возможность изменить себя как личность, ведь что мировоззрение такое – это свое «Я», но если внести лишь некоторые штрихи к своему , можно изменить взгляд на жизнь.

(профессиональных групп) включает в мировоззренческие системы всех индивидов, входящих в их состав, аккумулируя самое существенное.

Мировоззрение общества содержит в себе обобщенные паттерны и выражается в устоявшихся взглядах социальных групп, которые составляют данное сообщество в определенный исторический период.

Указанные уровни мировоззрения, взаимодействуя, оказывая друг на друга влияние, демонстрируют взаимосвязь сложных мировоззренческих процессов.

Мировоззрение является интегральным образованием, обобщающим пласты человеческого опыта. Это, во-первых, обобщенные знания, полученные в результате профессиональной и обыденной практической деятельности, и, во-вторых, духовные ценности, способствующие формированию нравственных, эстетических идеалов. Содержание мировоззрения - это единство его мироощущения, миропонимания и картины мира.

Мироощущение и мировоззрение

Для человека характерно наличие не только мировоззрения, но и мироощущения. Мироощущение составляет эмоциональнопсихологическую сторону мировоззрения на уровне настроений, чувств. Мироощущение - это эмоционально-чувственная основа мировоззрения. Можно сказать, что мироощущение - это чувственное мировоззрение человека, так как оно представляет собой отношение индивида или группы людей к законам и ценностям материального мира.

Наличие мироощущения обусловлено тем, что в различных формах мировоззрения по-разному представлены эмоциональный и интеллектуальный опыт людей - чувства и разум. Мироощущение представляет собой функцию эмоционально-чувственной сферы человека и основано на неизбежном переживании человеком всего многообразия бытия и его отдельных элементов.

Жизнедеятельность в мире природы и общества порождает в человеке сложную гамму чувств, эмоций. Поэтому с мировоззрением сопряжены не только рациональный процесс познания, но и сопровождающие тот процесс любознательность, удивление, чувства единства с природой, сопричастности человеческой истории, благоговения, восхищения, радости и многие другие. Человеку присущ и спектр положительных эмоций: радости, счастья, гармонии, полноты телесных, душевных, интеллектуальных сил, удовлетворенности жизнью, своими свершениями. Однако среди эмоций зачастую присутствуют и негативные: тревога, напряжение, страх, отчаяние, злость. Порой человек испытывает чувство неуверенности, беспомощности, потерянности, бессилия, одиночества, печали, горя, душевного надрыва и другие.

Сочетания таких чувств и эмоций формируют множество типов человеческих мироощущений. Мироощущение может быть позитивным, негативным и нейтральным. Общий эмоциональный настрой может быть радостным, оптимистичным, или же мрачным, пессимистичным; альтруистичным или эгоистичным и т.д. В настроениях сказываются обстоятельства жизни людей, различия их социального положения, национальные особенности, тип культуры, индивидуальные судьбы, темпераменты, возраст, состояние здоровья.

Мироощущение человека молодого, полного сил неизбежно будет отличаться от мироощущения человека старого или больного. Мощные импульсы мироощущению дают моральные чувства: стыд, раскаяние, укоры совести, чувство долга, морального удовлетворения, сострадания, милосердия, а также их антиподы.

Мироощущение вместе с тем - это процесс отражения явлений действительности на уровне чувств. Мироощущения людей, как правило, также представляют собой систему, но не идей, воспроизводящих сущность явлений действительности, а чувств и эмоций, порождаемых ими. Последние чаще всего отражают явления действительности в лучшем случае на уровне их содержаний, но не сущностей.

Мироощущения так же, как и идеи, формирующие мировоззрение людей, воссоздают представление о мире в целом, ориентируют на практические действия. Главное различие между мировоззрением и мироощущением человека заключается в том, что последнее приоритетно строится на базе чувств, в то время как первое предполагает работу прежде всего интеллектуальной составляющей сознания людей.

Другими словами, мироощущение человека есть не что иное, как совокупность его чувств, отражающих мир в целом, сформировавшаяся в процессе его жизнедеятельности, определяющих его отношение к действительности.

Наиболее сильные чувства и эмоции человек испытывает при общении с природой, другими людьми, искусством. Эмоциональный мир человека как бы суммируется в его мироощущении, но в конечном итоге оказывает влияние и на мировоззрение. Но даже в процессе теоретического познания человек остается человеком, а значит, не освобождается от чувств и эмоций. Эмоциональный мир человека определяет прежде всего его мироощущение, но находит выражение и в мировоззрении, в том числе в мировоззрении научном и философском. Ярким примером этого могут служить известные слова немецкого философа И. Канта: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне» .

Мироощущение - не только основание, но и необходимая часть мировоззрения человека. Включаясь в мировоззрение, различные его составляющие, такие как знания, ценности, программы деятельности приобретают новый статус: они вбирают в себя отношение, позицию человека (группы), окрашиваются эмоциями, сочетаются с волей к действию.

Опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных представлений приводит к формированию мировосприятия - восприятия человеком окружающего мира, действительности. Мировосприятие - мера совокупного воздействия и восприятия человеком всех форм материи и энергии в земном и космическом пространстве, Вселенной и человеческого общества, объединенного по тем или иным духовным признакам, выражающим их общественный строй.

Мировосприятие основано на наглядных представлениях. Оно является особой формой освоения действительности в системе мировоззрения, предпосылкой миропонимания. В процессе мировосприятия участвует не только сознание человека, но и его органы чувств. В мировосприятии мир предстает в его реальности, образы которой опосредованы сочетанием эмоционально-психологического и познавательного опыта людей. Это позволяет, например, воспринимать боль другого человека не только на уровне сознания, но и физически, вживаться в мир переживаний и эмоций другого человека и т.п.

  • Кант И. Сочинения. В 6 т. Т. 4. Ч. 1. М. : 1965. С. 499.

В различных формах мировоззрения по-разному представлены эмоциональный и интеллектуальный опыт людей - чувства и разум. Эмоционально-психологическую основу мировоззрения называют мироощущением (или мировосприятием, если используются наглядные представления), познавательно-интеллектуальную же его сторону характеризуют как миропонимание.

Уровень интеллектуальности, да и степень эмоциональной насыщенности мировоззрений неодинаковы. Но так или иначе, им присущи оба эти «полюса». Даже самые зрелые по мысли формы мировоззрения не сводятся без остатка лишь к интеллектуальным составляющим. Мировоззрение - не просто набор нейтральных знаний, бесстрастных оценок, рассудительных действий. В его формировании участвует не одна лишь хладнокровная работа ума, но и человеческие эмоции. Отсюда мировоззрение - взаимодействие того и другого, сочетание мироощущения с миропониманием.

Жизнь в мире природы и общества рождает в людях сложную гамму чувств, переживаний. С мировоззрением сопряжены любознательность, удивление, чувства единства с природой, сопричастности человеческой истории, благоговения, восхищения, трепета и многие другие. Среди эмоций такого рода есть и окрашенные в «мрачные» тона: тревоги, напряжения, страха, отчаяния. К ним относятся чувство неуверенности, беспомощности, потерянности, бессилия, одиночества, печали, горя, душевного надрыва. Можно опасаться за своих близких, переживать за свою страну, народ, за жизнь на Земле, судьбы культуры, будущее человечества. Вместе с тем людям присущ и спектр «светлых» эмоций: радости, счастья, гармонии, полноты телесных, душевных, интеллектуальных сил, удовлетворенности жизнью, своими свершениями.

Сочетания таких чувств дают вариации типов человеческих мироощущений. Общий эмоциональный настрой может быть радостным, оптимистичным, или же мрачным, пессимистичным; полным душевной щедрости, заботы о других или эгоистичным и т. д. В настроениях сказываются обстоятельства жизни людей, различия их социального положения, национальные особенности, тип культуры, индивидуальные судьбы, темпераменты, возраст, состояние здоровья. Мироощущение человека молодого, полного сил, иное, чем старого или больного. Критические, тяжелые ситуации жизни требуют от людей большого мужества и душевных сил. Одной из ситуаций, вызывающих напряженные переживания, является встреча со смертью. Мощные импульсы мировоззрению дают нравственные чувства: стыд, раскаяние, укоры совести, чувство долга, морального удовлетворения, сострадания, милосердия, а также их антиподы.

Эмоциональный мир человека как бы суммируется в его мироощущении, но находит выражение и в миропонимании, в том числе и в философском мировоззрении. Ярким выражением возвышенных эмоций такого типа могут служить, например, знаменитые слова немецкого философа И. Канта: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне» .

В ткани мировоззрения разум и чувства не обособлены, переплетены и к тому же соединены с волей. Это придает всему составу мировоззрения особый характер. Мировоззрение, по крайней мере его узловые моменты, его основа, тяготеют к тому, чтобы стать более или менее целостным комплексом убеждений. Убеждения - взгляды, активно принимаемые людьми, соответствующие всему складу их сознания, жизненным устремлениям. Во имя убеждений - так велика их сила - люди порой рискуют жизнью и даже идут на смерть.

Таким образом, включаясь в мировоззрение, различные его составляющие приобретают новый статус: они вбирают в себя отношение людей, окрашиваются эмоциями, сочетаются с волей к действию. Даже знания в контексте мировоззрения обретают особую тональность. Срастаясь со всей совокупностью взглядов, позиций, чувств, они уверенно и активно принимаются людьми. И тогда - в тенденции - становятся больше чем просто знанием, превращаясь в познавательные убеждения - в целостный способ видения, понимания мира, ориентации в нем. Силу убеждения приобретают также нравственные, правовые, политические и другие взгляды - ценности, нормы, идеалы. В сочетании с волевыми факторами они составляют основу жизни, поведения, действия личностей, общественных групп, наций, народов, а в пределе - всего мирового сообщества.

С «переплавкой» взглядов в убеждения возрастает степень доверия к их содержанию, смыслу. Диапазон человеческой веры, уверенности широк. Он простирается от практической, жизненной познавательной несомненности (или очевидности), то есть вполне рациональной веры, до религиозных верований или даже легковерного принятия нелепых вымыслов, что тоже свойственно человеческому сознанию определенного типа и уровня.

Важная роль убеждений в составе мировоззрения не исключает положений, принимаемых с меньшей уверенностью или даже недоверием. Сомнение - обязательный момент самостоятельной, осмысленной позиции в области мировоззрения. Фанатичное, безоговорочное принятие той или иной системы ориентаций, срастание с ней - без внутренней критичности, собственного анализа - называют догматизмом. Жизнь показывает, что такая позиция слепа и ущербна, не соответствует сложной, развивающейся действительности. Более того, идеологические, политические и другие догмы нередко оказывались в истории, включая и нашу отечественную историю, причиной тяжких бед. Вот почему так важно ясное, непредвзятое, смелое, творческое, гибкое понимание реальной жизни во всей ее сложности. От догм спасают здоровое сомнение, вдумчивость, критичность. Но при нарушении меры они могут породить другую крайность - неверие ни во что, утрату идеалов, отказ от служения высоким целям. Такое настроение называют цинизмом (по сходству с мироориентацией одной из античных школ, носившей такое название).

Итак, мировоззрение - единство знаний и ценностей, разума и чувств, миропонимания и мироощущения, разумного обоснования и веры, убеждений и сомнений. В нем переплетены общественно значимый и личный опыт, традиционные представления и творческая мысль. Соединены вместе понимание и действие, теории и практика людей, осмысление прошлого и видение будущего. Сочетание всех этих «полярностей» - напряженная духовно-практическая работа, призванная придать целостный характер всей системе ориентаций.

Объемля разные «пласты» опыта, мировоззрение помогает человеку раздвигать рамки повседневности, конкретного места и времени, соотносить себя с другими людьми, включая и тех, что жили раньше, будут жить потом. В мировоззрении накапливается мудрость человеческой жизни, происходит приобщение к духовному миру прадедов, дедов, отцов, современников, что-то решительно осуждается, что-то бережно хранится и продолжается. В зависимости от глубины знаний, интеллектуальной силы и логической последовательности аргументов в мировоззрении различаются также жизненно-практический и интеллектуально-умозрительный (теоретический) уровни осмысления.

Основная проблематика, разделы философского знания

ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ФИЛОСОФИИ НАУКИ

это круг проблем, сформулированных в рамках философии науки, начиная с Нового времени, когда наука стала привлекать внимание философов в качестве объекта исследования. Одним из первых течений западной философии, обратившим внимание на науку, был позитивизм, заложивший основные проблемы, которые стали содержанием направлений философии науки. Проблематика философии науки наиболее полно раскрылась в XX веке. В первой трети XX века – это следующие проблемы: 1) построение целостной научной картины мира; 2) исследование соотношения детерминизма и причинности; 3) изучение динамических и статистических закономерностей; 4) анализ отдельных методов: индукции, дедукции, анализа, синтеза и др.; 5) изучение форм научного познания (факт, теория). Во второй трети XX века – это такие проблемы, как: 1) эмпирическое обоснование науки; 2) соотношение теоретического и эмпирического уровней научного познания; 3) процедуры верификации и фальсификации; 4) дедуктивно-номологическое объяснение; 5) парадигмы научного знания; 6) научно-исследовательские программы; 7) тематический анализ науки. В последней трети XX века проблемами философии науки становятся: 1) понимание научной рациональности; 2) различные модели развития научного знания; 3) реконструкции логики научного поиска; 4) критерии научности; 5) методологические нормы и понятийный аппарат последней, постнеклассической стадии развития науки; 6) осознанное стремление к историзации науки; 7) соотношение философии науки и истории науки; 8) поиски универсальных методов и процедур, применяемых в рамках философии науки. Сегодня проблематика философии науки возвращает нас к исходной позиции философии науки, т.е. к анализу мировоззренческих и социальных проблем, сопровождающих рост и развитие науки. Вновь обретает силу вопрос о социальной детерминации научного знания, актуальными оказываются проблемы гуманизации и гуманитаризации науки. Можно сказать, что в качестве центральной интегральной проблемы философии науки второй половины XX века является проблема роста научного знания.Все перечисленные проблемы философии науки можно разделить на три группы. К первой группе относятся проблемы, идущие от философии к науке, направленность их отталкивается от специфики философского знания, а задачаисследователя – рефлексия над наукой, где используется концептуальный аппарат философии и мировоззренческая позиция учёного. Ко второй группе – относятся проблемы, возникающие внутри самой науки (познавательной деятельности,специфики методов и когнитивных процедур, некоторые парадоксальные ситуации), для разрешения которых она нуждается в философском обосновании (при этом сама философия не решает проблемы, вставшие перед наукой, но своимиразмышлениями помогает их разрешению). К третьей группе проблем философии науки относят проблемы взаимодействия науки и философии с учетом их фундаментальных различий, где огромную роль в развитии науки играет философскоемировоззрение.

Основные разделы философского знания.

Основу мудрости, как особенности философского знания, составляет постоянная готовность к новому, открытость к познанию, способность удивляться. Удивляющийся человек размышляет, философствует, думает обо всем на свете. Мудрость предполагает, прежде всего, понимание того, что, в общем, известно большинству людей. Мудрость, согласно древнегреческому мыслителю Аристотелю (384-322 гг. до н.э.), есть знание общего. Это значит, что мудрость заключается в том, чтобы обо всех известных людям вещах судить, исходя из признания их общей непреходящей основы. Для мудрого человека не обязательно знать много, для него главное - понимать многое, то есть не умножать знания, а уметь постигать причины. Многознание, говорил еще один древнегреческий мыслитель Гераклит (544-480 гг. до н.э.), не прибавляет мудрости.

Важнейшей особенностью философского знания является его интерес к таким вопросам, которые всегда сохраняют свое значение для человека, человечества, истории познания. Это так называемые "вечные вопросы". Английский мыслитель Е.Рассел (1872-1970) в своей "Истории западной философии" формулирует "вечные вопросы" философии следующим образом: "Разделен ли мир на дух и материю, а если да, то что такое дух и что такое материя? Подчинен ли дух материи или он обладает независимыми способностями? Развивается ли вселенная по направлению к некоторой цели? Если же существует образ жизни, который является возвышенным, то в чем он состоит и как мы его можем достичь? На такие вопросы нельзя найти ответа в лаборатории". Проблема единства мира, проблема человека, проблема свободы и многие другие "вечные вопросы" философии получают свое решение в каждую эпоху в соответствии с уровнем достигнутых знаний.

Путь философского знания - это путь разумного мышления. Это мышление - основательное, умеющее отстаивать свою правоту, свободное, творческое, предполагающее знание бесконечным.

Итак, философское знание - это осмысление, понимание, умение постигать причины явлений; это отношение к миру, руководствующееся только разумом; это обращение к "вечным" смысловым вопросам человеческого бытия.

Всякая философия, как одна из форм общественного сознания, представляет собой мировоззрение. Мировоззрение - это сложное духовное образование, в котором переплетены обыденно-практические, или житейские и научно-теоретические взгляды. Содержание мировоззрения изменялось соответственно тому, как менялись формы теоретического осмысления мира. Поэтому основой являются знания, составляющие его информационную сторону. Однако чтобы знание обрело мировоззренческий смысл, оно должно получить соответствующую оценку. Следовательно, в структуру мировоззрения входит оценка знаний, представляющая аксиологическую (ценностную) сторону мировоззрения.

Важным и постоянным компонентом мировоззрения являются убеждения, которые предполагают безусловное принятие некой реальности, воззрений, идей. Необходимым фактором убеждения выступает сомнение, так как оно помогает продвигаться по пути знания и истины и избегать догматизма. Догматизмом называют безоговорочное следование избранной доктрине, принятие на веру раз и навсегда какой-либо идеологии. Наконец, в структуру мировоззрения входят идеалы, без которых немыслима жизнь человека.

Типы мировоззрения (мифологическое, религиозное, научное, художественное, философское, обыденное)

Мировоззрение – это совокупность знаний о мире в целом и месте человека в мире, а также вытекающие из этих знаний цели, принципы, идеалы, ценности, убеждения.

Существуют различные способы типологии мировоззрений, построенные на разных философских и методологических основаниях. Различными авторами выделяются: религиозное мировоззрение, естественнонаучное мировоззрение, социально-политическое мировоззрение, философское мировоззрение. Иногда выделяют также мировоззрение повседневного опыта, эстетическое мировоззрение, мифологическое мировоззрение.

Мифологическое

Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений.Мифологическое мировоззрение совмещает в себе сакральное (тайное, волшебное) с профанным (общедоступным). Основано на вере.

Религиозное

Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире и жизни людей.

Философское

Философия (φιλία - любовь, стремление, жажда + σοφία - мудрость → др.-греч. φιλοσοφία (дословно: стремление к мудрости)) - одна из форм мировоззрения, а также одна из форм человеческой деятельности и особый способ познания, теория или наука. Философия, как дисциплина, изучает наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира.

Философия (как особый тип общественного сознания, или мировоззрения) возникла параллельно в Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае в так называемое «Осевое время» (термин Ясперса), откуда и распространилась впоследствии по всему миру.

Обыденное

Мировоззрение может быть обыденным. Это простейший вид мировоззрения. Формируется за счет наблюдения над природой, трудовой деятельности, участие в жизни коллективов и общества, под влиянием условий быта, форм досуга, существующей материальной и духовной культуры. Каждый имеет свое обыденное мировоззрение, которое отличается в разной степени глубины, полноты, которые подвержены сильному влиянию на иных видов мировоззрения. По этой причине обыденные мировоззрения разных людей могут быть даже противоположными по своему содержанию и поэтому несовместимыми. По этому признаку можно делить людей на верующих и неверующих, эгоистов и альтруистов, людей доброй и людей злой воли. Обыденное мировоззрение имеет много недостатков. Важнейшие из них – неполнота, несистемность, непроверенность многих знаний входящих в состав обыденного мировоззрения. Обыденное мировоззрение является основой формирования более сложных видов мировоззрения.

Научное

Научное мировоззрение отражает действительность такой, какова она есть. Содержанием его является совокупность представлений о строении мира и закономерностях его развития. В религиозном мировоззрении также отражается земная жизнь людей, но религия воспроизводит действительность в превратном, фантасгически извращенном виде. В религиозном представлении мир раздваивается на существующий и вымышленный, при этом земные силы приобретают форму неземных. В религиозных образах и представлениях люди воплощают свои чаяния, чувства, стремления. Незаметно для себя они переносят на окружающий мир природы свои чисто человеческие свойства и те отношения, которые присущи общественной жизни людей.

Предмет философии

Что именно является предметом философии, зависит от эпохи и интеллектуальной позиции мыслителя. Споры, что такое предмет философии продолжаются.

Свои варианты ответа на вопрос о предмете философии предлагали разные школы. Один из наиболее значимых вариантов принадлежит Иммануилу Канту[В марксизме-ленинизме также предлагалась своя формулировка «основного вопроса философии».

Марксизм-ленинизм относил к числу важнейших вопросов два:

«Вопрос об отношении мышления к бытию» (то есть что первично: дух или материя?). Этот вопрос, сформулированный Энгельсом, в марксистско-ленинской философии официально назывался «основным вопросом философии», поскольку утверждалось, что с самого зарождения философии произошло деление на идеализм и материализм; в основе этого деления лежало суждение о главенстве духовного мира над материальным, либо наоборот - материального над духовным.

Вопрос о познаваемости мира, который был в марксизме-ленинизме главным вопросом эпистемологии.

Первый из этих вопросов относится к сфере онтологии, второй - гносеологии, которые, таким образом, считались ядром философского знания, хотя большинство работ марксистов и касались более практичных аксиологических вопросов.

Одним из фундаментальных вопросов философии является непосредственно вопрос: «Что такое философия?» Каждая философская система имеет стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет её основное содержание и сущность.

Философия пытается ответить на вопросы, на которые пока не существует общепризнанного способа получения ответа, типа «Для чего?» (напр., «Для чего существует человек?»). В то же время наука пытается ответить на вопросы, на которые существуют общепризнанные инструменты получения ответа, типа «Как?», «Каким образом?», «Почему?», «Что?» (напр., «Как появился человек?», «Почему человек не может дышать азотом?», «Каким образом возникла Земля?», «Как направлена эволюция?», «Что будет с человеком (в конкретных условиях)?»).

Соответственно этому происходило деление предмета философии, философского знания на основные разделы: онтологию (учение о бытии), эпистемологию (учение о познании), антропологию (учение о человеке), социальную философию (учение об обществе) и др.

Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.

Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

Роль критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX – начала ХХ вв. и др.).

Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

Культура и цивилизация.

Цивилизация - это преобразованный человеком мир вне положенных ему материальных объектов, а культура - это внутреннее достояние самого человека, оценка его духовного развития, его подавленности или свободы, его полной зависимости от окружающего социального мира или его духовной автономности.

Если культура, с этой точки зрения, формирует совершенную личность, то цивилизация формирует идеального законопослушного члена общества, довольствующегося предоставленными ему благами. Культура и цивилизация в общем антонимичные понятия. Общего в них то, что они являютс следствием прогресса.

Культура Цивилизация
Носит ценностный характер Прагматична (ориентируется на критерий полезности)
Культура органична, функционирует как живое целое. Механична (каждый достигнутый уровень цивилизации самодостаточен.)
Культура аристократична (шедевры - творения гения) Цивилизация Демократична (Культуру присвоить нельзя, ее надо понять, а цивилизацией может овладеть каждый, независимо от личностных качеств.)
Культура существует в вечности, (юность культурных произведений не уменьшается) Критерий прогресса: последнее по времени наиболее ценно.
Культура иногда враждебна жизни (содержит свой параллельный мир, она конкукир. с жизнью.) Цивилизация способствует продлению и усовершенствованию жизни.

Ж.Леви-Строса (Франция): человеческая жизнь с развитием цивилизации не улучшается, а осложняется, принося с собой массу негативных последствий для человека (искусство сделало человека пленником символических структур, => счастливыми были только первобытные люди, т.к. была тесная связь с породнившей их природой).

Проблема типологии культур

Само понятие "типология" (или "классификация") каких-либо явлений отражает стремление исследователя упорядочить свои представления об изучаемых объектах, систематизировав их по какому-то единому основанию, признаку. В принципе подобных оснований для типологизации может быть несчетное множество (любой объект обладает сотнями характеристик), и ученый выбирает для себя тот признак, изучение которого в наибольшей мере раскрывает интересующие его черты и свойства объектов. Главным и обязательным методическим условием любой систематизации (типологизации, классификации) должно быть очевидное единство избранного основания, как необходимое условия для рассмотрения данной группы объектов в качестве суммы, подлежащей систематизации, а также выстраивания этих объектов в какой-то ряд или иерархию. При этом, как правило, подобный ряд или иерархия выстраиваются в связи с увеличением или убыванием числа каких-либо существенных признаков, хотя могут иметь место классификации, связанные с разницей не количественных показателей, а каких-то других признаков; например, на основании разных принципов и типов организационного построения объектов, единых по своему субстрактному составу. Такие типы классификаций часто применяются при изучении человеческих обществ, единых в том, что все они являются устойчивыми группами людей, но консолидированными по разным причинам и по-разному организованными.

В качестве основного принципа для типологизации культур используются черты преобладающего типа социальной солидарности, сложившегося в данном обществе, реализация которого порождает соответствующие формы социально организации и регуляции, нормы, нравы и обычаи, оценочные критерии, отношения к человеческой личности и т.п.

23.Различные определения человека и их значение: человек разумный,человек деятельный,человек играющий,общественное животное,животное символическое.
Все философы, так илииначе, стремятся проникнуть в тайну человека – “венца природы”, “чуда света”,“красы вселенной”, “символического”, “религиозного”, “политического”животного, существа “разумного”, “умелого”, “деятельного”, “играющего”,короче говоря, самого уникального из всех уникальных и мало разгаданных.Сказанное не исключает того, что на фоне философского антропоцентризма,различных проявлений антрополятрии (возведения человека в предмет поклонения)имеются и другие воззрения на человека, в которых традиционные философскиепредставления об уникальности человека, его близости к Богу обозначаются каккакой-то миф или предрассудок. Особенно характерным в этом плане являетсявзгляд Ф.Ницше, видевшего в человеке деградировавшее, биологически ущербноеживотное, “болезнь Земли”, правила жизнедеятельности которого срослись сзаконами страшного сна. Множественность образов человека, его безмернаясложность и неисчерпаемость обусловили значительные трудности в егофилософском ином постижении, в адекватно-истинном отражении. Философское учение о человеке, философское осознание человеком самого себя неявляются, как отмечено, единственной антропологией, а только одной из многих.Имеет ли такая антропология (антропософия) право на отдельное существование,быть одной из относительно самостоятельных частей философского знания? Вопросэтот не праздный и решается он не всегда однозначно.Есть, например, философы – К.Ясперс, Т.И.Ойзерман и другие, - которые дают наэтот вопрос отрицательный ответ. Ясперс связывает невозможность любойфилософской антропологии с тем, что человек не является стабильным и потому онём нельзя достичь чёткого знания, дать о нём окончательное суждение. Этапозиция, как видно, основывается на понимании философского знания как такого,которое, по мнению С.Л.Франка и многих других философов, предполагаетосмысление “сверх-временно-общего”, т.е. вечного, непреходящего”.) Проанализировав сущность человека, сравнив мнения мыслителей всех времён, япришла к выводу, что философская антропология, как и другие антропологическиедисциплины, никогда, по всей видимости, не приведут к окончательному,исчерпывающему раскрытию того, что есть человек, к разгадке его тайны.Однако не менее ясно и то, что каждый новый успех в решении задачи,обогащение знания о природе человека, её социальной, физической и духовнойслагаемых будет усиливать наше желание быть Человеком, активно содействоватьсозданию условий, наиболее достойных имени Человека, его сокровенногосодержания.Философия человека – важнейшая составная часть складывающейся единой науки,целостного знания, представленного многочисленными специальными науками.Каждая из них с разных сторон подходит к человеку, занимая в комплексномчеловековедении свою “нишу”. Философское учение о человеке выступает длячастных наук, изучающих его, в качестве общей теории и методологии. Самафилософия человека, естественно, включена в единую философскую науку – общуютеорию обществоведения и природоведения.Философия вносит неоценимый вклад в изучение человека, его сущностных характеристик, бытия и сознания.

24. Природа человека: начало биологическое и начало социальное.

Человек - биосоциальное существо. Это опровергает тезис о том, что человек - это чистый лист бумаги, на который культура наносит свои письмена и ставит вопрос о соотношении природного и социального в человеке, о их взаимовлиянии друг на друга и о их единстве.Прежде всего, как социальное повлияло на биологическую природу людей? Мир социальных значений, в который попадает человек в процессе культивирования как самого себя, так и средств своей жизнедеятельности, безграничен. Каждая сделанная вещь, каждое новое отношение к природе и каждое изменение в родовом коллективе, вызываемое необходимостью решать возникающие проблемы (а их число непрерывно возрастает), все это требует нервного напряжения, работы ума, гибкости в приспособлении к окружающим условиям, подвижности и сознательности в реакциях на родо-племенные, гражданские и имущественные отношения. Естественно, что шансов выжить в таких условиях больше у тех индивидов, которые располагают биологической и психологической предрасположенностью жить в обществе, обладают лучшей способностью анализировать социальную реальность. Социальная среда, таким образом, становится важнейшим фактором естественного отбора.Через «сито» социальных отношений просеивались те, кто обнаруживал большую понятливость и терпимость в отношениях в рамках родового коллектива, глубже проникал в мир социальных значений и эффективнее работал с социальной информацией. «Низколобые» существа с агрессивным характером, животным эгоизмом имели меньше шансов уцелеть в быстро меняющемся мире социальных отношений.Разделение труда способствовало известной специализации работников. Такая специализация породила умственный и физический труд, что также наложило свой отпечаток на биологические особенности индивидов.О том, как мир социальных отношений повлиял на психику людей, можно видеть на примере мимики и жестов, доставшихся им от животных. То, что у животных - непроизвольное выражение их внутреннего состояния, у людей приобретает социальную значимость. Рабская зависимость от господина заставляет раба падать ниц перед хозяином. Поклон становится знаком подчинения уважающего себя человека высшей власти. Наклон головы - согласие индивида, вынужденного подчиняться авторитету.Анализируя жесты и мимику, Гегель отмечает, что в обществе они ставятся на службу социальным отношениям и в определенной степени выражают культурный уровень развития индивида. «Покачивание головой означает отрицание, ибо этим мы хотим выразить наше колебание… Вскидывание головы выражает презрение, возвышение себя над кем-то. Сморщивание носа означает отвращение, как к чему-то плохо пахнущему. Наморщивание лба служит показателем рассерженности, самососредоточения в себе против другого. Вытянутое лицо делается у нас, когда мы чувствуем себя обманутыми в нашем ожидании… Впрочем,.. образованному человеку нет надобности быть расточительным на мины и жесты, в своей речи он обладает ценнейшим и наиболее гибким средством своего выражения; ибо язык способен непосредственно воспринимать и передавать все видоизменения представления»«Человеку для выживания необходимы не только физические, но и психические условия, - отмечает Фромм. - Он должен поддерживать некоторое психическое равновесие, чтобы сохранить способность выполнять свои функции. Для человека все, что способствует психическому комфорту, столь же важно в жизненном смысле, как и то, что служит телесному комфорту. И самый первый витальный интерес заключается в сохранении своей системы координат, ценностной ориентации. От нее зависит и способность к действию, и в конечном счете - осознание себя как личность. Если человек обнаруживает идеи, которые ставят под сомнение его собственные ценностные ориентации, он прореагирует на эти идеи, он воспримет их как угрозу своим жизненно важным интересам»Подчиняя себе природное, социальное, однако, не может полностью вытеснить природное в человеке. «Уже самый факт происхождения человека из животного царства обусловливает собой то, что человек никогда не освободится полностью от свойств, присущих животному» К сказанному Энгельсом можно добавить, что такое освобождение человека от биологического начала было бы для него катастрофой. Биология имеет значение не только для прошлого людей. Она непременное условие и сегодняшнего их существования. Социальное в человеке настолько срослось с биологическим, что оно просто невозможно без биологического сопровождения. Так биологическое несовершенство человека в сравнении с биологической специализацией животных, его неприспособленность к жизни в определенной природной нише является условием его универсальности и способности изменять природною среду в своих интересах. Дети животных практически с момента своего появления на свет готовы к определенному образу жизни. В сравнении с ними ребенок человека биологически выглядит совершенно беспомощным. Зато его природа пластична. Он готов к овладению сложнейшими социальными способами поведения, в том числе и речью. Утрата этой возможности невозместима.Становление человека - это объективный процесс, в который задействован биологический организм, имеющий миллионнолетнюю историю и обладающий сложными физиологическими и психологическими механизмами. Их знание и социальное, культурное сохранение является обязательным для развития общества. Культура же не появляется в результате естественного отбора, она прямой результат дополнения и модификации естественных потребностей предка человека. Природа человека - это тот дичок, на который прививаются в процессе исторического развития социокультурные качества, и чрезвычайно важно, чтобы социальные требования не шли вразрез с биологией людей, а биологическое соответствовало социальным требованиям. В противном случае человека ждет биологическое вырождение и гибель.

Понятие мировоззрения(мироощущение, мировосприятие, миропонимание). Элементы мировоззрения.

Под мировоззрением в его развитой форме понимается обобщенная система социально-политических, нравствственных, эстетических, религиозных, философских, естественнонаучных взглядов на окружающий мир, человека, его отношения к действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами идеалы, убеждения, ценностно-смысловые представления и нормы, принципы познания и преобразования действительности.

Мировоззрение формируется на основе знаний о мире и обществе, накопленные человечеством в процессе исторического развития и личного опыта; составляет ядро общественного и индивидуального сознания, носителями которых соответственно являются социальная группа и личность; характеризует различные ступени развития общества по степени их зрелости; имеет огромное практическое значение, в решающей степени влияя на жизненные устремления, трудовую деятельность и быт, всю сферу человеческой экзистенции.

Мировоззрение содержит в себе две нераздельные стороны - эмоциональную и интеллектуальную. Первая связана с чувственно-образным восприятием мира и выражается в мироощущении, мировосприятии, миросозерцании, вторая представлена в логико-понятийной форме как миропонимание. Соотношение эмоциональной и интеллектуальной сторон определяется многими объективными и субъективными причинами: политическими, психологическими, социокультурными и другими.

Мировоззрение определенным образом соотносится и с понятием идеология, которая охватывает ту часть мировоззрения, которое ориентируется на социальные явления и классовые отношения. Мировоззрение же в целом охватывает всю объективную действительность человека.

Значительную роль в мировоззрении в различных эпохах, в том числе и наше время, играют практические, обыденные знания и сведения, основанные на здравом смысле, повседневном практическом опыте. Такие взгляды нередко называют "жизненной философией". Этот уровень мировоззрения характеризуется традиционными, стихийными несистематизированными сведениями о мире. Они носят самый разнообразный характер и определяются уровнем образования, культурой, национальными, религиозными традициями своих субъектов - носителей. Существует и другой, более высокий уровень рассмотрения отношения человека к миру - теоретический, к которому относится и философия.

Следовательно, в состав мировоззрения, сложного интегрального образования, входят вся совокупность обобщенных знаний о мире - научных, практических, профессиональных и других, а также различные целостные системы, формирующие представление о добре и зле, прекрасном и безобразном, существующем и должном и др., определяющие отношение к прошлому, настоящему и будущему, образ жизни и нормы поведения людей. Характерная черта мировоззрения - единство образа мыслей и образа действий, это сфера поступков, социальной активности, деятельности в решении насущных жизненных проблем. Таким образом, в мировоззрении в обобщенном виде представлены познавательная, ценностная и поведенческая стороны в их взаимосвязи.

По содержанию и направленности мировоззрение может быть научным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим, религиозным или атеистическим, относиться к различным социальным группам и классам. В реальной жизни общие представления о мире и жизненные программы, свойственные определенной эпохе, дополняются множеством групповых и индивидуальных вариантов, отражающих многообразие социальных и природных условий существования людей. И тем не менее, в многообразии исторически изменяющихся мировоззрений выделяются несколько основных типов: мифологическое, религиозное, философское.

Мироощущение (термин этнологии) - отношение индивида или группы людей к законам и ценностям материального мира. Мироощущение бывает позитивное, негативное и нейтральное. мироощущуение, мировосприятие, миросозерцание - это своеобразное переживание человеком внешних воздействий в форме чувственно-образных ощущений, восприятий, представлений, эмоций.

Позитивное мироощущение

Проявляется в стремлении к усложнению этнических систем. При нём преобладает пассеизм - ощущение времени, при котором прошлое воспринимается как единственная объективная реальность. Служит основой жизни на Земле.

Негативное мироощущение

Проявляется в стремлении к упрощению этнических систем. При нём преобладает футуристическое ощущение времени - прошлое считается ушедшим в небытие, настоящее - подготовкой к будущему, а само будущее - единственной объективной реальностью. Большое количество людей с негативным мироощущением образует антисистему.Отношение человека к окружающей действительности и природе, выражающееся в тех или иных настроениях, чувствах. целостное осознание и переживание, воздействие на человека реальности в форме ощущений, эмоций.

Мировосприятие как предпосылка миропонимания, особая форма освоения в системе мировоззрения.

Об антропологических границах и реликтовом мировосприятии.

Существует трехуровневая структуре человека, включающей сознание, подсознание и бессознательное, современному человеку крайне редко доступно реликтовое мировосприятие, свойственное представителям и древних, и современных примитивных культур, которое характеризуется тем, что может воспринимать информацию из разных источников.Сложность нынешнего этапа развития философских исследований я вижу в том, что объем информации, циркулирующей в сообществе, огромен. Это приводит к тому, что у людей остается очень мало времени и сил на то, чтобы знакомиться с новинками.Долгое время проблема "сознания" и проблема "тела" рассматривались в отрыве друг от друга. Телесность в духовных традициях часто носит негативный статус: плоть предлагается умерщвлять, а иногда истязать.Телесность человека - это бесценный дар, потому что она представляет собой тот инструмент, используя который наш Создатель имеет возможность узнавать-познавать-проживать плоды своего творения.Одну из его важнейших особенностей усматривают в возможности переживать происходящее в другом как во-мне-самом-совершающееся, то есть как часть собственных внутренних процессов. О том, что такое мировосприятие возможно, свидетельствуют данные изучения австралийских аборигенов, которые способны узнавать о том, что из соседней деревни возвращается жена, в собственном теле ощутив, как ремни, на которых она несет ребенка, впиваются в плечи, или что в гости идет старик-отец, почувствовав, как ноют его старые раны. Многие представители животного мира демонстрируют возможности таких форм восприятия, которые человек, опираясь на современную картину мира, склонен считать экстрасенсорными (например, электрическое чувство угря и чувство боковой линии рыб). На самом деле они вполне обыденны, просто задействуют механизмы, не актуализируемые современным человеком в его схемах восприятия. Телепатия, рассмотренная в этом ключе, будет представлять собой вполне нормальное явление, имеющее в своей основе естественные и совершенно рациональные механизмы.