Что такое гейзер в географии. Причины возникновения

К сожалению, единственный гейзер, что мне довелось наблюдать в своей жизни - порыв теплотрассы зимой несколько лет назад. :) А если серьезно, то увидеть это явление в живую - одно из моих желаний, и скоро оно осуществится - зимой я поеду в Исландию!

Что такое гейзер

По сути, это все, что осталось от былой вулканической активности на нашей планете. Гейзеры представляют собой достаточно величественное явление: кипящая вода с грохотом вырывается на поверхность в виде столба, который нередко достигает 50 метров. Это продолжается всего несколько мгновений, а затем напор постепенно убывает, пар рассеивается, и наступает тишина. Но бывают и такие источники, что напоминают лужи горячей воды, покрытые пузырьками. Как правило, место вокруг представляет собой нечто вроде бассейна или кратера небольшой глубины. В радиусе нескольких метров поверхность покрыта мощными слоями отложений кремнезема - гейзеритом. В некоторых местах вырастают огромные конусы, порой до нескольких метров в высоту. Для образования таких фонтанов необходимы:

  • вода;
  • тепло;
  • система подземных каналов либо полостей.

Извергаемая вода - не что иное, как обычные осадки, что просочились сквозь землю, либо подземные воды близлежащих водоемов. Как правило, вода достигает глубины не более 2 км., однако на этом этапе необходим источник тепла. Таковым выступает участок, расположенный в месте вулканической активности, где на огромных глубинах перемещаются разогретые вещества. Почему извергается гейзер? Однозначного ответа не существует, лишь несколько теорий. Согласно одной из них, такое происходит благодаря изогнутой форме каналов, где в изгибах накапливается пар. Когда его концентрация доходит до критической отметки, он с силой выталкивает воду из полостей. Вот и выходит, что гейзер периодически выстреливает мощной струей воды и пара.


Черный курильщик

Эта разновидность термальных источников была обнаружена в 1978 году и поначалу озадачила многих ученых. Тщательные исследования этого феномена позволили утверждать, что природа их схожа с гейзерами, однако имеет некоторые особенности. Основную роль здесь также играют вода и тепло, однако проникающая сквозь разломы коры жидкость вступает в ряд химических реакций с горными породами. Таким образом, разогретая вода вырывается обратно, однако теперь она обогащена рядом веществ, которые при охлаждении окружающими водами выпадают осадком в виде красивого «дыма».

Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей, которая даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательною и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми – возможность проектировать в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Гейзеры»

Вид проекта: исследовательско -познавательный проект.

Продолжительность проекта: краткосрочный 1 месяц.

Гипотеза: что такое гейзер? Можно ли создать искусственный гейзер самим?

Объект исследования: вода, гейзер.

Предмет исследования : использование знаний о свойствах воды и природном явлении -гейзер в проектно – исследовательской деятельности.

Актуальность исследовательской деятельности:

Исследовательская и экспериментальная деятельность детей – основа для удовлетворения их любопытства об окружающем мире. Интерес к свойствам воды, почвы, воздуха и других природных материалов, и объектов появляется у детей в старшем дошкольном возрасте, когда ребенок начинает устанавливать причинно-следственные зависимости, прослеживать логику событий. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого задуманного результата. Все дети любят различные эксперименты и опыты с водой . Любой взрослый знает, что при температуре ниже 0 вода замерзает и становится твердой, а при 100 градусах С закипает и поднимается в виде пара. Для ребенка же все это неизвестно, и поэтому очень интересно. Изучая такие свойства воды, как нагревание, парообразование у детей возник вопрос: есть ли в природе вода в горячем состоянии? Так возникла идея по изучению природного явления – гейзер.

Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей, которая даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательною и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми – возможность проектировать в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

Метод экспериментирования позволяет детям развивать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом – путём самостоятельного исследования мира.

Цель проекта: познакомить детей с природным явлением – гейзерами и их строением, причиной извержения.

Задачи проекта:

Образовательные:

Систематизировать и закреплять имеющие знания о свойствах воды, познакомить с природным явлением – гейзер.

Формировать у детей приёмы и навыки самостоятельной познавательной деятельности, проведение исследовательских работ и наблюдений,

Знакомить дошкольников с методами и приёмами простейших научных исследований,

Учить работе с дополнительной литературой, наглядным материалом.

Развивающие:

Развивать способности у детей дошкольного возраста к исследовательской деятельности,

Способствовать развитию умения самостоятельно приобретать, анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, делать выводы и применять знания,

Способствовать развитию межличностных отношений и умению вести дискуссию, эвристическую беседу,

Развивать память, логическое мышление, воображение, творческие способности, волевые качества, активность, целеустремлённость,

Расширять и обогащать практический опыт детей.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к познавательно- исследовательской деятельности,

Воспитывать разумное и бережное отношение к природе.

Методы исследования (карточки-символы):

  1. Метод «Посмотреть в энциклопедиях, книгах о том, что исследуем».
  2. Метод «Обратиться к компьютеру, интернету».
  3. Метод «Спросить у родителей».
  4. Метод «Провести эксперименты».
  5. Метод «Вопросов и ответов».

Предполагаемый результат:

Умение включаться и самостоятельно проводить эксперименты;

Расширить знания детей о воде и её свойствах;

Развить у детей познавательную активность, творческие способности, коммуникативные навыки;

Сформировать навыки и умения самостоятельного ведения эксперимента и использование его итогов в творческой деятельности;

Научить делать выводы из полученных результатов;

Стремиться транслировать свои навыки и опыт сверстникам и взрослым.

Этапы исследовательской работы:

1 Этап. Подготовительный .

Задачи этого этапа: анализ ситуации; определение основных его целей, формирование экологического сознания, экологической культуры.

  • Подбор презентаций для просмотра.
  • Подбор детской художественной литературы.
  • Подбор и работа методической литературой.
  • Подбор сюжетных картинок и иллюстраций.
  • Проведение дидактических игр, направленных на умение видеть проблему; задавать вопросы.

2 этап. Организационный.

Задачи этого этапа: создание экологической среды в группе, привлечение к предстоящей творческой работе в инновационном решении, разработке планов работы с детьми и родителями по формированию экологического образования.

  • Проведение с детьми бесед и занятий.
  • Чтение художественной литературы, стихотворений.
  • Рассматривание картин, иллюстраций, просмотр презентаций.

3 этап. Практическая деятельность.

Задачи этого этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей о свойствах воды и природном явлении гейзер .

  • Выполнение экспериментов и опытов с водой.
  • Проведение игры –КВН «Волшебная вода».
  • Создание фотоальбома – эксперименты с водой.
  • Выпуск газеты: «Гейзер- волшебный фонтан»
  • Просмотр презентации «Долина гейзеров на Камчатке».

Проведение открытого интегрированного занятия.

4 этап. Итоговый.

Задачи этого этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности.

Защита исследовательской работы «Гейзер – волшебный фонтан».

Экспериментальная часть.

Опыт 1. Вода прозрачная.

Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему? (Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком – нет). Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.

Опыт2.У воды нет вкуса.

Предложить детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у неё вкус? Дать им для сравнения попробовать молоко или сок. Если они не убедились, пусть ещё раз попробуют воду. (Дети часто слышат от взрослых, что вода очень вкусная. У них формируется неверное представление. Объяснить, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьёт воду, и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле её вкуса не чувствует.)

Опыт3.У воды нет запаха.

Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет или совсем не пахнет. Пусть нюхают ещё и ещё, пока не убедятся, что запаха нет. Можно для сравнения предложить понюхать воду, в которую добавили ароматические вещества (духи, соль для ванн).

Опыт 4. Лёд – твёрдая вода.

Взять кубики льда. Поместить их в отдельные стаканчики, чтобы каждый ребёнок наблюдал за своим кусочком льда. Дети должны следить за состоянием кубиков льда в тёплом помещении. Обратить их внимание на то, как постепенно уменьшается кубик льда. Что с ним происходит?

Взять один большой кубик льда и несколько маленьких. Понаблюдать, какой из них растает быстрее: большой или маленький. Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают в разные промежутки времени. Таким же образом проследить за таянием снега. Вывод: лёд, снег – это тоже вода.

Опыт 5. Пар – это тоже вода.

Взять термос с кипятком. Открыть его, чтобы дети увидели пар. Поместить над паром стекло или зеркальце. На нём выступят капельки воды, показать их детям.

Опыт 6. Вода жидкая, может течь.

Дать детям два стаканчика – один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? (Потому, что она жидкая.) Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

Опыт 7. Вводе некоторые вещества растворяются, а некоторые – не растворяются.

У каждого ребёнка по два стаканчика с водой. В один из них положить обычный песок и попробовать размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Взять другой стаканчик и насыпать в него ложечку сахарного песка, размешать его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился?

Предложить детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой. Почему вода стала цветной? (Краска в ней растворилась).

Опыт 8.Лёд легче воды.

Спросить детей: что будет с кубиком льда, если его поместить в стаканчик с водой? Он утонет, будет плавать, сразу растворится? Выслушать ответы детей, а затем провести опыт: опустить кубик льда в стаканчик с водой. Лёд плавает в воде. Он легче воды, поэтому и не тонет. Оставить лёд в стаканчиках и посмотреть, что с ним произойдёт.

Опыт 9. Вода бывает теплой, холодной, горячей.

Дать детям стаканчики с водой разной температуры. Дети пальчиком или с помощью термометра определяют, в каком стаканчике вода холодная, а в каком горячая. Спросите ребёнка, как получить тёплую воду? Проделайте это вместе с ним.

Подчеркнуть, что в реках, озёрах, морях тоже бывает вода с разной температурой: и тёплая, и холодная. Но в природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как и от термоса с горячей водой, тоже идёт пар. Может ли кто-нибудь жить в таком горячем «доме»? Жильцов там очень мало, но они есть, например, особенные водоросли.

Важно, чтобы дети поняли, что в водоёмах вода бывает разной температуры, а значит, в них живут разные растения и животные.

Опыт 10. Вода не имеет формы.

Предложить детям рассмотреть кубик льда (вспомнить, что лёд – это твёрдая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если опустить его в стакан, в миску, положить на стол или на ладошку? А жидкая вода?

Предложить детям налить воду в кувшин, тарелку, стакан (любые сосуды), на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы.

Опыт «Извержение гейзера»

Для опыта нам понадобится:

Макет гейзера,

2 чайные ложки соды,

2 чайные ложки лимонной кислоты,

Стакан воды

Выводы: гейзеры - очень редкое и одно из самых красивых явлений природы. Давление пара снизу так велико, что выталкивает воду из канала в виде огромных фонтанов кипятка и клубов пара. Величина фонтанов гейзеров и характер их действия зависят от величины и расположения подземных камер, каналов и силы давления пара.

Сотрудничество с родителями

Оформление информационно – просветительного материала в виде папок – передвижек «Детское экспериментирование».

Привлечение родителей к участию в мероприятии в рамках проекта:

Подборка иллюстраций, картин; сбор информации;

Создание совместно с детьми альбомов по проведению опытов;

Подбор материалов в помощь в оформлении лаборатории.

Список используемой литературы

  1. Соболева О.Л. «Большая энциклопедия дошкольника», 2010 г.
  2. Мирская Е.И. «Моя первая книжка наука», 1998 г.
  3. Буянова Н.Ю. «Я познаю мир: Детская энциклопедия»,1998 г.
  4. Книга вопросов и ответов что? Где? Почему? ,2002 г.
  5. Интернет – ресурсы

В регионах интенсивной современной или недавно завершившейся вулканической деятельности часто встречаются источники, которые под высоким давлением пара периодически выбрасывают на поверхность Земли фонтаны горячей воды и непосредственно пар. Это так называемые гейзеры. Существуют и горячие источники, характеризующиеся медленным вытеканием воды из трещин в земной коре.

Богата горячими источниками и гейзерами Исландия, где их насчитывается около 700. Название «гейзер» происходит от исландского слова «хлынуть, фонтанировать». На территории России гейзеры имеются на Камчатке, особенной популярностью пользуется Долина гейзеров. Также известны эти явления в Северной и Южной Америке, Японии, Новой Зеландии, Китае. Внешний вид гейзеров разнообразен. Они могут выглядеть как небольшие усеченные конусы с крутыми склонами, как невысокие пологие купола, как мелкие чашеобразные канавы, как ямы неправильной формы, т.д. В их стенках или дне имеются выходные отверстия щелевидных или трубчатых каналов.

Функционирование гейзеров отличается наличием периодов покоя, заполнения котловины водой, фонтанирования смеси пара и воды, завершения выброса пара и вновь перехода в стадию покоя. Гейзеры делят на две группы: регулярные и нерегулярные. У тех источников, которые относятся к первой группе, продолжительность цикла и его отдельных периодов относительно постоянна, у нерегулярных гейзеров изменчива. У разных гейзеров стадии могут длиться минуты, десятки минут, а продолжительность периодов покоя может составлять от нескольких минут до нескольких дней. Деятельность гейзеров не длительная, что связано с несколькими факторами, в частности, уменьшением течения подземных вод у каналов, снижением теплового потока, др.

Гейзеры фонтанируют, извергая воду на большую высоту. Например, гейзер Великан на Камчатке с периодичностью в 5-6 часов выбрасывает струю воды диаметром 3 м и высотой до 50 м. А на территории Северной Америки гейзер «Старый служака» каждый час поднимает водный столб на высоту 80 м.

Вода, выбрасываемая гейзерами на земную поверхность, чистая, слабо минерализованная, с повышенным содержанием кремнезема. Такая порода, как гейзерит, близкая по структуре к опалу, формируется у выхода канала гейзера именно из кремнезема. Химический состав воды хлоридно-натриевый или хлоридно-гидрокарбонатно-натриевый. Вода, выбрасываемая гейзерами, атмосферного происхождения, с примесью конденсата влаги магмы.

Общепринятой считается нижеописанная гипотеза о механизме возникновения гейзеров. Вода, просочившаяся в канал из пластов горных пород, в нижних его отделах нагревается и закипает с образованием пара, который и выбрасывает воду наружу.

Похожие материалы:

Гейзерами называют источники, которые периодически извергают в виде фонтана горячую воду и пар.


Для рождения и существования этих «водных вулканов» нужен комплекс из трёх подземных факторов:

— особая система полостей и каналов.

Вода, извергаемая гейзером, просачивается под землю после дождей, таяния снега, из ложа рек и озёр. Максимально она может достичь глубины примерно до 2 км. Для появления гейзера нужно, чтобы здесь же был источник тепла. Такое бывает лишь в активных вулканических местностях, где в недрах нагреваются и перемещаются расплавленные горные породы, газы.

Подогретая на подземной «печке» вода может по трещинам и порам вернуться к поверхности в виде обычных горячих источников. Но иногда она скапливается в полости, из которой наверх ведёт один или несколько узких каналов. По ним-то вода и выталкивается наружу. Гейзер «Старый служака» (США) выбрасывает за пятиминутное извержение до 32 тысяч литров кипятка. Неудивительно, что в Исландии гейзерной водой обогревают дома, тепличные хозяйства.

Многие гейзеры как красочные и редкие явления природы – объекты внимания туристов. Бассейны вокруг отверстия гейзеров заселяют бактерии, которые любят тепло и прекрасно чувствуют себя в очень горячей воде. Гейзеры дали им шанс расселиться далеко на Север.

Что заставляет гейзеры извергаться?

Мнения геологов тут расходятся. Одна из теорий рисует такой сценарий.

Подземная вода накапливается в разломе плотных и прочных пород. Они не позволяют влаге просачиваться сквозь них. Выход возможен лишь через трещины-каналы, которые сужаются кверху и открываются где-то на поверхности.


Вода в канале остывает и, по законам физики, стремится опуститься. Но подогрев снизу создаёт давление воды и не позволяет ей этого. В результате вода посреди канала сдавливается и сверху, и снизу.

Даже нагревшись до 100°С, она из-за повышенного давления не закипает. Перегретая вода поднимается выше по каналу, тут давление ослабевает, и она начинает-таки закипать. Пар резко увеличивается в объёме и вылетает вместе с кипящей водой через выходное отверстие. Следом выбрасывается и часть закипающей воды из резервуара.

Снаружи пар мигом охлаждается и превращается в облако . Пена оседает, часть воды стекает назад в канал – до следующего извержения.

Где можно встретить гейзеры?

На Земле не так много мест, где сходятся разом все три условия, необходимые для рождения гейзеров. Известно пять гейзерных полей: в Исландии, в каньоне «Долина гейзеров» на Камчатке, национальном парке «Йéллоустоун» (США), горном районе Эль-Тáтио на севере Чили, близ вулкана Тáупо на Северном острове Новой Зеландии.

Какой гейзер самый знаменитый в мире?

Пожалуй, тот, что находится в Исландии и активен вот уже 10 тысяч лет. В незапамятные времена его прозвали Гейзиром, от исландского «geysa» – хлынуть. Этот периодический фонтан стал первым, описанным в печатной книге. Уже в XVIII веке его знали по всей Европе, и позднее в его честь такие феномены стали называть гейзерами.

Первоначально участок с этим чудом природы принадлежал местному фермеру, тот продал его бизнесмену, который окружил гейзер высоким забором и пускал зрителей только за плату. Владельцы менялись, последний в 1935 году подарил участок «исландскому народу на вечные времена».

Некогда Гейзир извергался каждые полчаса. Он пережил несколько землетрясений, которые явно взбадривали его. После землетрясения 2000 года фонтан вырос вдвое и пару дней бил в высоту на уровне 40-этажного небоскрёба! Ныне фонтан стал много ниже и появляется лишь трижды в день.


Специалисты научились расчищать канал гейзера, когда тот засоряется. Особенно много народу собирается здесь 17 июня – Дня независимости. Накануне тут по заданию правительства работают геологи. Их обязанность – обеспечить праздничные «салюты» гейзера-старожила, и он никогда не подводит.

Сто лет назад, после ужасающего извержения вулкана Таравера, на одном из островов Новой Зеландии образовался гейзер впечатляющих размеров: столб выбрасываемой воды из недр Земли превышал четыреста метров. Фонтан был чёрного цвета, он то вздымался вверх, то успокаивался дня на два – и снова принимался за работу. Так, продолжалось несколько лет, пока не образовалось огромное кипящее озеро. Тут и возникла взаимосвязь — вулканы и гейзеры.

Естественно, далеко не все гейзеры действуют подобным образом и создают чудеса такого масштаба, но то, что вулканы и гейзеры взаимосвязаны — это факт, поскольку они являются проявлением поздней стадии вулканической активности и увидеть их можно только там, где расположены огнедышащие горы.

Гейзер — это источник, который по мере накопления в нём воды, со взрывом и грохотом выбрасывает над земной поверхностью столб воды, температура которой нередко превышает 100°С (при этом он может быть, как совсем невысоким, так и извергать струю на целых 80 метров вверх). Фонтан этот бьёт некоторое время, затем успокаивается, пар исчезает, и почти ничего не напоминает о былой активности. Большой гейзер действует только в тех местах, где вулканы либо активны до сих пор, либо были такими до недавнего времени.

Своё название — это удивительное явление природы получило в честь одного из самых старых известных людям исландских гейзеров Гейсир (в переводе означает «прорываться») из всемирно знаменитой долины Хёйкадалюр, (Долины гейзеров).

Внешний вид

Гейзер – это далеко не всегда высокий фонтан, иногда струя выплёскивается невысоко или показывается в виде брызг, а некоторые представляют собой обыкновенные лужи с кипящей водой. Окружают их обычно каменистые, часто – разноцветные образования, чем-то напоминающие красивые искусственные решётки. Источник выстраивается кремнезем (гейзерит), который попадает на поверхность земли вместе с горячим бурлящим потоком.

Такие каменистые образования нередко могут занять несколько десятков квадратных метров, или начать расти вверх. Например, вокруг Великана, крупнейшего гейзера Камчатки (фонтан которого составляет несколько десятков метров), размер площадки из гейзерита не менее впечатляющий, как и его название, и занимает около гектара, при этом натёки на ней чрезвычайно сильно напоминают небольшие серо-жёлтые розочки.

Такие каменистые источники способны принимать разную форму:

  • Бассейна;
  • Кратера;
  • Чаши;
  • Низкого, очень пологого купола;
  • Скалистого образования в виде конусов с усеченными контурами и крутыми склонами;
  • В некоторых случаях форма бывает совершенно необыкновенной и причудливой, например, когда минералы образуют цветок или кристаллы.

Перед тем как вода начинает извергаться, она медленно заполняет каменистое образование, бурлит и выплескивается. После того как фонтан успокаивается, бассейн полностью освобождается от воды. Если точно знаешь, что гейзер сейчас не выплеснет наружу новую струю, можно рискнуть и (с разрешения гида) заглянуть внутрь – тогда любопытствующие смогут рассмотреть жерло, далеко уходящее в недра Земли. Эти источники находятся не только на дне, но и на стенках каменистых образований.

Образование

Гейзер образуется только там, где неостывшая после извержения магма расположилась максимально близко к поверхности Земли. Горячая магма постоянно выделяет огромное количество газов и пар, которые поднимаются наверх по всем доступным им трещинам, попадая, таким образом, в пещеры, созданные, когда извергался вулкан. Эти пещеры представляют собой целый лабиринт, гроты которого, заполненные подземными водами, соединяются туннелями или трещинами.

Магматические газы и пары, смешиваясь с глубинными водами, подогревают их и при этом не только сами становятся частью кипящей воды, но и растворяют в ней минералы и другие вещества.

После этого вода своё движение не останавливает, поскольку горячий нижний слой становится менее плотный – и устремляется наверх (в это же время более прохладная вода опускается вниз, где также нагревается). Есть два варианта выбрасывания кипящей воды, поскольку то, как именно будет извергаться гейзер, во многом зависит от размера пещер, от формы и местонахождения трещин/каналов, а также от того, насколько быстро движутся по ним подземные воды и, конечно же, от их количества: через широкий канал правильной формы струя кипящей воды с легкостью выводится наружу и если источник узкий, извилистый, то:


  • Вода обогревается неравномерно, из-за чего внизу она становится слишком горячей, но в пар из-за давления сверху превратиться не способна, наверх уйти тоже не в состоянии.
  • Такая ситуация долго продолжаться не может, поэтому водяной пар приобретает форму пузырей.
  • Пузыри, зажатые со всех сторон, пытаются увеличиться, и начинают снизу выдавливать верхний слой воды буквально выталкивая его на поверхность, таким образом, получается серия из небольших фонтанов, символизирующая о приближении более крупного извержения.
  • Когда вода выплёскивается, верхний слой воды на нижний давит уже не так сильно, как прежде – и даёт возможность излишне горячей воде преобразоваться в пар. Поэтому уже через какое-то время над землёй взлетают огромные струи горячей воды в окружении клубов пара.

Гейзер перестаёт извергать воду только тогда, когда подземные пещеры, полностью покидает вода. Следующее извержение произойдёт не раньше, чем грунтовые воды снова заполнят подземные лабиринты и не нагреются там до нужной температуры. При этом стоит заметить, что гейзер бывает регулярным – продолжительность извержения как в целом, так и на его отдельных стадиях каждый раз постоянно и его вполне можно предугадать и нерегулярным – период между выбросами одного и того же гейзера может длиться от пары минут до нескольких дней, при этом продолжительность отдельно взятых стадий, как, впрочем, и размер фонтана, каждый раз будет иной.

Возможные опасности


Несмотря на то, что это явление издалека представляет собой чрезвычайно красивое зрелище, наблюдать за ним желательно на расстоянии и не приближаться, если нет на то соответствующих указаний экскурсовода.

Земля вокруг них настолько горяча, что, вступив в неположенном месте, казалось бы, на зелёную траву, вполне можно оказаться посреди обжигающей жижи – и нога, не встретив, опоры, запросто уйдёт вниз (и не всякие сапоги смогут уберечь от ожога).

Опасно близко подходить к гейзеру, наполненному кипящей водой, поскольку при любом неосторожном движении в него можно упасть и заживо свариться, как нередко бывает с неосторожными животными. Или же может постигнуть другая неприятность, когда человек будет заглядывать в источник, а оттуда внезапно выплеснется вода.

Теория о том, что всё, что создала природа, полезно для человека, в данном случае себя абсолютно не оправдывает – вода в гейзерах не только не несёт человеческому организму никакой пользы, но и опасна для него, поскольку содержит в себе различные токсичные элементы, такие как ртуть, мышьяк, сурьма.


Чем полезен этот феномен

Многие страны научились использовать гейзер во благо. Например, в Исландии с его помощью не только получают электроэнергию, обогревают дома, но и обустраивают теплицы, в которых выращивают цветы, тропические фрукты и овощи, а некоторые оранжереи на радость жителям превратили в парки (в этой стране деревьев чрезвычайно мало, а зелень на улице не характерна даже в летнее время).