Чем опасна история со свалкой в Балашихе? Куда теперь девается московский мусор.

Интернет продолжают будораживать новости из небольшого поселка Урдома Архангельской области. Местные жители уверены, что в скором времени в их районе появится мусорная свалка, куда будут привозить отходы из Московской области. Не убеждает урдомчан и обещания официальных лиц о том, что пока что им не о чем беспокоиться и проект находится только на стадии разработки.

В Коми пристальнее всего за ситуацией в Урдоме следят жители поселка Мадмас Усть-Вымского района. Поселение, в котором проживают около 700 человек, находится в 20 км от возможного места полигона ТБО. Татьяна Пронько и.о. главы администрации поселка Мадмас рассказала, что местные жители обеспокоены новостями из соседней области.

Мы отрицательно относимся к происходящему. В правительстве Коми нас говорят, что пока стадия изыскательских работ, а в итоге в Урдоме построят завод по переработке древесины и отходов, но каких именно отходов – не уточняют. Но мы видим, что там уже ведутся работы. Сейчас создали петицию, которую подписали более 300 человек. Мы выступаем против строительства свалки на границе с Архангельской областью, - подчеркнула Татьяна Пронько.

В администрации также рассказали, что в поселке обсуждают, якобы из Москвы в Мадмас скоро приедут специалисты, которые будут нанимать рабочих для станции Шиес.

Люди без работы, их устроит все, что им предложат. Говорят о 200 рабочих местах. В администрацию уже приходят и спрашивают, когда приедут эти московские специалисты? А мы ничего об этом не знаем, - возмущается замглавы поселка. – Нас самих пугает отсутствие информации.

Журналисты «КП -Коми» на себе убедились, что получить полноценную информацию о назначении стройки на границе Коми и Архангельской области затруднительно. Есть ощущение, что жителей регионов предпочитают держать в неведении, нежели дать детальные ответы и позволить им быть ответственными за свои земли. Редакция продолжит следить за развитием ситуации.


Мнение жителей

Антон Митюгин (Котлас):

Такого рода проекты не должны пропихиваться втихую, без обсуждения с людьми, которые живут в регионе и которых затрагивает проблема нарушения экологии непосредственным образом.

Ирина Рябчикова (Урдома):

Я против свалки московских отходов, так как это экологическая катастрофа для всего района и всей области. Я хочу спокойно дожить до старости и чтоб рядом жили и росли мои дети и внуки. А что их ждет?

Любовь Щеголева (Яренск ):

Это произвол и беззаконие! Зачем, спрашивается, нам нужна гигантская свалка с мусором из первопрестольной, когда нам своего хватает! Народ близлежащих населенных пунктов, в том числе входящих и в Коми, в панике: как так? Техника на станцию поступает каждый день, лес вырубают, роют котлован - для чего такой объем работ? Хотя нам говорили, что без изысканий на территории станции и публичных слушаний ничего строиться не будет! Получается, нас обманули?

Компетентно

Татьяна Тихонова , кандидат экономических наук, зав. лабораторией экономики природопользования Института социально-экономических и энергетических проблем Севера:

Не считаю целесообразным транспортировать мусор из Московской области в Архангельскую. Что мешает Собянину и Воробьеву построить мусороперерабатывающий завод на территории своих регионов? У Москвы и Московской области есть все возможности для переработки и утилизации твердых бытовых отходов самыми передовыми способами. Но если в самом деле планируется создание мусоросортировочной линии, то не исключаю, что это будет партнерский проект. Возможно, что будет построен завод, который вместе с привозным мусором будет перерабатывать ТБО из Архангельской области.

Дословно

Иван Иванов, зам. председателя «Комитета по спасению Печоры»

Можно выделить несколько моментов. Во-первых, возить мусор из Москвы в регионы - аморально. Они ничего не могли сделать с ним под Москвой? Во-вторых, место - никто не верит, что там будет какая-то переработка и сортировка мусора. Будут такие же огромные свалки, как под Санкт-Петербургом и Москвой, потому что Россия не готова сортировать мусор. В–третьих, любой проект размещения отходов требует экологической экспертизы. Плюс должны быть общественные слушания, но ничего этого не было! Проекта никто не видел, а работы уже идут. Еще и территория болотистая, грунтовые воды залегают невысоко, из-за этого местные грунтовые и поверхностные воды будут заражены.

Мы должны понимать, что сейчас под угрозой вся России и в перспективе нужно объединяться регионами, в которые могут повести этот мусор. Ведь не факт, что его не повезут в Коми. У нас тоже много мест, куда можно привести мусор, выгрузить его и даже никто этого не заметит.

Информация к размышлению

5 вопросов, оставшихся у жителей Коми без ответов

Зачем везти мусор за 1200 км из Люберец в Архангельскую область?

Какие именно отходы будут перерабатываться в Шиесе ?

Как на станции Шиес могут идти строительные работы, если проект еще не утвержден?

Кому принадлежит земля на станции Шиес?

Проведут ли общественные слушания по проекту среди жителей Архангельской области и соседней Коми?

Протесты в Подмосковье привели к закрытию многих свалок, и мэрия Москвы вынуждена искать новые способы вывоза мусора из мегаполиса. Одним из основных, видимо, станет перевозка отходов по железной дороге в другие регионы России. Для этого в Москве в черте города строятся три станции сортировки и упаковки отходов: в Замоскворечье, недалеко от метро "Волгоградский проспект" и в Некрасовке. Эти проекты уже вызвали недовольство местных жителей: строительство идет, но о нем почти ничего не известно.

О том, что московский мусор будут вывозить в другие регионы России по железной дороге, впервые стало известно в январе 2018 года. Вскоре появились подробности: мусор планируют накапливать в малонаселенных районах Калужской и Архангельской областей. Там это тоже вызвало возмущение жителей, но протесты пока не приняли таких масштабов, чтобы власти отказались от запуска новых полигонов.

Перевозить и захоранивать столичные отходы будут с помощью технологии брикетирования . Она предполагает, что мусор привозится на сортировочные станции, там измельчается, отделяются жидкости и пищевые отходы, а оставшееся спрессовывается и упаковывается в плотный целлофан. Как стало известно благодаря расследованию сайта Meduza, в черте Москвы строятся три такие станции. Официальных сведений о том, как этот процесс будет организован, нет до сих пор: мэрия не давала разъяснений, сколько мусора будет вывозиться из столицы по железной дороге, как будут подвозить мусор на станции, чтобы не провоцировать новые пробки, куда будет вывозиться мусор, непригодный для брикетирования.

Сортировочные тайны

– Никто толком не знает, что будет происходить на трех московских мусороперегрузочных станциях, – говорит Алексей Киселев , координатор токсической программы "Гринпис".

Есть информация о том , что одно из трех мест перегрузки мусора будет открыто на железнодорожной станции Москва-Товарная, в километре от Павелецкого вокзала. Перегрузочную станцию уже строят, расстояние до ближайшего жилого дома – 300 метров, рядом также находится школа.

Муниципальный депутат Замоскворечья Вера Леонова рассказала Радио Свобода, что жители и местные депутаты узнали об этом проекте из новостей и возмущены, что никакого обсуждения, его презентации не проводилось. Сейчас они пытаются узнать, на каком основании ведется строительство, как станция будет работать.

У метро "Волгоградский проспект", также в атмосфере секретности, строится сортировочная станция на месте бывшей железнодорожной станции Бойня-город, расстояние до ближайших жилых домов – полкилометра.

По данным Ильи Свиридова – экс-кандидата в мэры Москвы и главы муниципального округа Таганский, достаточного количества документов для строительства и запуска сортировочной станции в этом районе не существует. Он получил обращения от жителей дома 42 по улице Большая Калитниковская, а также от людей, купивших квартиры в новых жилых комплексах: "Резиденция композиторов", Sreda и "Кварталы 21/19".

– Есть факт ведущегося строительства, причем ускоренными темпами. Были какие-то закупки, но они были отменены, когда стали достоянием общественности, – рассказывает Свиридов. – Местные активисты нашли шведскую фирму, которая поставляет упаковочные системы для станции: это компания Flexus Balasystem. Две установки у них уже купили. Люди раздражены, им не нравится, что будет огромная свалка рядом с большим количеством новых жилых комплексов. Они только купили жилье эконом, бизнес-класса, взяли ипотеку. И тут у них прямо из окна видно, как строится что-то, три гектара по площади, и это что-то начинает обретать черты мусорного полигона. Официальных данных о проекте нет, потому я и написал обращение в правительство Москвы с просьбой объяснить, что происходит.

Протест против мусорного полигона "Ядрово". Волоколамск, 24 марта 2018 года

Больше всего информации о станции сортировки мусора в Некрасовке, районе за МКАДом на юго-востоке столицы. Как рассказал муниципальный депутат из Некрасовки Дмитрий Шувалов , о проекте стало известно от местных жителей, работающих в столичной системе ЖКХ. Они обратили внимание активистской группы "Совесть Некрасовки" на строительство некого ангара и рассказали, что это – будущая станция по сортировке и упаковке мусора.

Шувалов уверен, что строительство также ведется без необходимых на то документов. Активисты из Некрасовки борются за то, чтобы станция не была открыта. Ближайшие жилые дома находятся также примерно в полукилометре от стройки. По информации активистов, через станцию в Некрасовке из Москвы планируется вывозить миллион тонн мусора в год. В день свозить отходы в район будет 300 мусоровозов.

Опасно или нет?

По мнению Владимира Марьева , руководителя центра "Управление отходами и вторичными ресурсами" при Министерстве промышленности и торговли России, технология брикетирования достаточно прогрессивная:

– В Италии есть места, где накоплены такие отходы, ничего страшного в этом нет. Англичане в таком виде перевозят отходы в Швецию. В Швеции это сжигается и генерируется тепло и электроэнергия. Мусор перевозится на баржах, никто из жителей не протестует. Я видел, как эти баржи приходят в Швецию. Самое главное – отсортировать пищевые, влажные отходы. Все остальное, согласно зарубежному опыту, упаковывается достаточно прочно и исключает подтекания. Я не думаю, что тут есть какая-то экологическая опасность, если все будет правильно отсортировано и упаковано, – рассказывает Владимир Марьев.

Он отмечает, что неясно, будет ли столичный мусор просто накапливаться на удаленных полигонах: отходы, отсортированные и упакованные таким образом, могут использоваться как топливо для ТЭЦ. По словам эксперта, в Европе сортировочные станции также строятся в городской черте. В реалиях Москвы это важно и потому, что происходящее на территории столицы будет проще контролировать, чем сейчас: нередко мусор сгружается на нелегальные свалки за городом.

– Сама перегрузка мусора, кроме дополнительной нагрузки на улично-дорожную сеть, никакой опасности не несет. Какие-то неудобства, наверное, будут создаваться: крысы, например, побегут, – предполагает эколог Алексей Киселев. По его мнению, отправка мусора в удаленные районы опаснее тем, что даст чиновникам возможность не заниматься реформированием российской системы обращения с отходами, внедрения современных подходов и технологий.

Пресс-службы префектур Центрального и Юго-Восточного административных округов Москвы отказались давать комментарии о ситуации со строительством станций сортировки и упаковки отходов. В департаменте Жилищно-коммунального хозяйства столичной мэрии попросили прислать письменный запрос на бланке редакции. На момент публикации текста ответ на него получен не был.

На «Кучино» и «Тимохово» (Ногинский р-н, 110 га) приходилось более 60% свободного места полигонов Подмосковья («остаточная вместимость», данные Минприроды на конец 2011 г.).

Коган заявил, что потоки перераспределят на полигоны «Торбеево», «Тимохово», «Храброво», Алексинский карьер (Люберецкий, Ногинский, Можайский и Клинский районы). Но «Торбеево» в Люберцах серьезно перегружено, принимать мусор с балашихинского полигона будет достаточно сложно, цитирует «Интерфакс» пресс-службу администрации округа. Полигон «Храброво» не готов принимать мусор из других районов, рассказал мэр Можайска Василий Овчинников радиостанции «Говорит Москва». Только пресс-служба компании, эксплуатирующей «Тимохово», сообщила «Интерфаксу», что этот полигон сможет принять мусор, поскольку заполняется лишь на четверть допустимого объема ежегодно.

Минприроды с властями Москвы и области работает над дорожной картой, сказал представитель министерства. Министр Сергей Донской на совещании в четверг предлагал Путину закрывать «Кучино» постепенно: очень важно перераспределить нагрузку, которая поступает из Москвы, необходимо строить новые полигоны, чтобы размещать все эти отходы, тогда с 2019 г. свалку можно будет закрыть, а пока максимально обезвредить ее выбросы и стоки, построив специальные системы отвода биогаза и фильтрации. Но президент потребовал закрыть полигон в течение месяца.

Высок риск того, что не принятый в «Кучине» мусор окажется в каналах, оврагах, карьерах «и, не дай бог, в лесу», признал Коган. Впрочем, даже на закрытые подмосковные полигоны отходы продолжают свозить, говорится в докладе «Гринписа». Из 39 легальных полигонов области с 2013 г. закрыто около 20.

Сопредседатель Экологической палаты Владимир Коптев-Дворников предложил построить в «Кучине» современный мусоросжигательный завод. Область уже готовится строить четыре мусоросжигательных завода по приоритетному проекту «Чистая страна» (в Солнечногорске, Ногинске, Воскресенске, Наро-Фоминске). В июне конкурс на строительство выиграл единственный участник – компания автора проекта «РТ-инвест» (принадлежит «Ростеху» и фонду «Царицын капитал» Андрея Шипелова). Инвестиции составят порядка 127 млрд руб., окупить их компания рассчитывает, поставляя государству выделяющуюся при сжигании мусора энергию по зеленому тарифу.

О перемещении одного из этих четырех заводов в Балашиху речь не идет, уточнил представитель Минприроды. Для строительства рассматриваются другие площадки, говорит представитель «РТ-инвеста», отмечая: для строительства завода в Балашихе необходима земля – около 12 га плюс санитарно-защитная зона, по оценкам проектного института.

Накопленный в «Кучине» мусор планируется рекультивировать за пару лет и 4 млрд руб., по словам Когана, после этого там может быть организована зона отдыха. Такая практика есть в Европе: гору обезвреженных отходов накрывают и превращают в горнолыжный спуск, например, говорит Губайдуллин. Путин уже поручил выдать деньги на рекультивацию: 5,4 млрд руб. – из федерального бюджета, еще 1,5 млрд – экологические сборы, «если нужно, попросим Минфин, или можно даже из резервного фонда правительства, из моего резервного фонда выделить какие-то деньги». Это дорогая технология, получается, бюджет будет расплачиваться за то, что полигон работал неэффективно на протяжении предыдущих 50 лет, говорит Губайдуллин. Пока рекультивация не началась, главное – не допустить возгорания на полигоне, это самый опасный процесс с точки зрения экологии и здоровья людей, для этого надо оградить территорию, передал Донской через представителя.

Смена полигона увеличит логистические расходы перевозчиков мусора, говорит Губайдуллин, допуская, что повысить тариф могут и серые полигоны. Но для производителей мусора цены вряд ли изменятся – у города с возчиками мусора долгосрочные госконтракты, у коммерческих предприятий цена, вероятно, зафиксирована в договорах, рассуждает Губайдуллин, но перевозка – самое прибыльное звено мусорной цепочки и им придется взять на себя эти затраты, если они не смогут переложить их на клиентов.

Тема с полигонами была поднята, чтобы ускорить корректировку территориальных схем, считает Губайдуллин: их введение сделает невыгодным вывоз мусора на нелегальные свалки. Переход на территориальные схемы был отложен на два года до 2019 г. Схемы утвердили 83 региона, но только семь выбрали операторов, говорил Донской.

История с закрытием полигона опасна, поскольку призвана убедить население, что мусоросжигательные заводы – благо и единственная альтернатива захоронению, указывает Артамонов. У Москвы есть мощности для переработки всех видов отходов, образующихся в городе, они недозагружены, сетует он. Деньги лучше направлять на развитие раздельного сбора и переработки, чем на мусоросжигательные заводы, которые будут вырабатывать токсичную золу, для которой также потребуются полигоны, объясняет Артамонов.