Чеченские клинки. Чеченские кинжалы

Харон живет в Шали, но его ремесло славится далеко за пределами города. В последнее время дел у него все больше, так что старик сам бы ни за что не справился, но ему помогают многочисленные сыновья. Их дома - рядом с отцовским, у реки, и чтобы попасть в гости, надо переправиться по короткому мостику.


Сын Харона, Мовлади, встречает меня с луком и стрелами. Я пробую выстрелить - стрела летит хорошо, тетива тугая, по всему видно - оружие хоть и старинное, но серьезное. Но это для Юусповых - скорее хобби. Главная их работа - кузнечное ремесло. Они делают практически любое холодное оружие, целиком - от лезвия до рукояти, по десяткам известных им технологий.

После закалки массаж клинку надо делать, - рассказывает Мовлади. - Металл уплотняется, когда его сгибаешь. Трение все ставит на место. Шашка должна быть легкой, отлично гнуться, а тяжелые, уплотненные клинки быстро ломаются. Смотрю я старое оружие. Там металл многослойный, словно рессора. Саблю как пояс можно было застегнуть. Еще добавляли кварцевый песок - чтобы амортизировал. Стекло склеивает металл. Когда старинные кинжалы точишь, искра будто из кремня бьется, а стали там вовсе нет. Сейчас так делать - лишний труд. Никто не оценит. Красота нужна, а не качество...

По частным заказам кузнецы Юсуповы уже давно почти не работают - все изделия покупают государственные галереи. Дома у них хранятся редкие клинки, которые им приносят люди - кто-то заказывает копию, а иной и просто дарит из уважения. А еще их часто зовут на всевозможные праздники и мастер-классы, так что изобретательные мастера соорудили специальную складную кузню и возят ее с собой в деревянном ящике.

В основной мастерской прямо над горном висит дырявый камушек. Пускай слишком строгие мусульмане осуждают этот явно языческий символ, подобный славянскому куриному богу, кузнецы на Кавказе пользовались почетом задолго до исламских времен, а древние традиции тут привыкли чтить.


Камень-амулет


Харон Юсупов, основатель династии

Taxaphon 22-09-2013 18:27

Подскажите пожалуйста по кавказскому кинжалу.
Интересует примерное время и место изготовления, если возможно, значение выбитых на нем символов. А также вопрос: это его родная рукоять или переделанная?
Владелец практически ничего о нем не знает.
Спасибо.


Rivkin 22-09-2013 18:53

Чечня, датирован 1337 (где-то начало 20-го по памяти - 1920 чтоли). Довольно редкая работа с центральным долом, все оригинал, имя мастера тоже есть - Омар что-ли, если будут получше фото буков прочитать можно.

Есаул ТКВ 23-09-2013 13:34

quote: Чечня, датирован 1337 (где-то начало 20-го по памяти - 1920 чтоли).

Типаж клинка напоминает несколько те, что распространены в чечне.. но и в закавказье подобные клинки есть.. парные клейма есть и там и там.. но что именно этот кинжал из чечни достоверной информации не вижу.. Может есть какая по клеймам? Или ещё какие другие признаки?

Mower_man 23-09-2013 14:03

Ножны с рисунком, это норма или нет?

АланАс 23-09-2013 18:32

quote: Originally posted by Mower_man:
Ножны с рисунком, это норма или нет?

Нет,обычно тиснение на задней стороне ножен.

АланАс 23-09-2013 18:41



Типаж клинка напоминает несколько те, что распространены в чечне.. но и в закавказье подобные клинки есть.. парные клейма есть и там и там.. но что именно этот кинжал из чечни достоверной информации не вижу.. Может есть какая по клеймам? Или ещё какие другие признаки?

100% чеченский кинжал,мастер из аула Дарго 1918 год.

Ты достоверно можешь видеть,что это не ККВ,а остальное зачем тебе

Есаул ТКВ 23-09-2013 19:17

quote: 100% чеченский кинжал,мастер из аула Дарго 1918 год.

Думаешь так? Или информацией владеешь? Если владеешь то покажи её..

Rivkin 23-09-2013 19:23

quote: Originally posted by Есаул ТКВ:

Думаешь так? Или информацией владеешь? Если владеешь то покажи её..

Требую предъявления фотографии мастера в момент изготовления данного кинжала.

Есаул ТКВ 23-09-2013 19:28

Вот и Солтан помоему большего сказать не сможет..

АланАс 23-09-2013 20:07

quote: Originally posted by Есаул ТКВ:
Вот и Солтан помоему большего сказать не сможет..

Да нет,Андрей,мне их много разных пришлось видеть и хорошие коллекции именно чеченских кинжалов,у самого было некотрое количество,было желание и возможность поизучать...Только зачем повторять общедоступную информацию.Чеченские кинжалы описаны у Асхабова в книге,затем внесены в новое издание Аствацатурян.Эти кинжалы первой трети 20-го века часто попадаются,в разных вариантах.Только в нашем клубе их много проходило за эти годы,и на разных торговых площадках тоже.. тебя они не интересовали,а сейчас с чего вдруг?
Вернее пару раз помню тебя заинтересовали простые чеченские кинжалы-хотел их притянуть к терскому казачьему производству

АланАс 23-09-2013 20:28

Повыпадали латунные вставки в клеймах,на них выбивалось имя мастера.Выглядели примерно как вот это,тоже из Дарго.

Есаул ТКВ 23-09-2013 21:06

Солтан такие клейма я и без тебя знаю.. и за чеченские кинжалы вообще.. тоже.. вопрос о конкретных клеймах.. присмотрись с клейму.. с одной стороны у него маленькая стрелка (почти без выступов) с шейкой.. а с другой стрелка большая (с выступами) и тоже с шейкой.. чего на заведомо чеченских не встречал (на тех, что ты привёл шейки нет и стороны клейма одинаковы).. Если ты такое заведомо чеченское клеймо встречал то покажи.. если нет.. то его рано записывать в чеченские..

АланАс 24-09-2013 09:11

Андрей,в Дарго много мастеров работало,в основном потомки оружейника Дуски, и имея один тип клейма,каждый немного изменял свое личное клеймо.И без клейма любой мало-мальский разбирающийся в кинжалах скажет,что это чеченский кинжал-по строю клинка,по рукрояти,заклепкам,ножнам..я написал 100% чечен как раз имея ввиду,что все детали и сборка чеченские.Эти клинки часто в дагестанской или тифлисской оправе бывают.

Есаул ТКВ 24-09-2013 14:53

Да стереотип это восприятия.. как в большинстве случаев и черкесская орнаментика.. типа раз напоминает черкесскую (псевдо черкесская или где то, что то..) то значит кинжал черкесский.. В 1881 году в Терской области ввели ограничения на ношение кинжала (только в пределах юрта своего села можно было носить.. а к соседям изволь без кинжала..иначе отнимут и оштрафуют).. В этот момент резко снизилось число покупателей из числа туземцев- т.е.местных жителей.. северокавказские кинжальные клейма стали менятся на русскоязычные.. основное производство вместе с отходниками сместилось в закавказье (там ограничения не ввели).. вместе с орнаментикой, стилями отделки и ковки клинков и арабскими буквами надписей и клейм.. всё это замешалось на местной закавказской форме.. и перенималось и дополнялось местными закавказскими мастерами.. и наоборот закавказские стили и формы клейм перенимались пришельцами отходниками.. и даже когда северокавказские отходники в большей части стали разъезжаться или переключаться в закавказье на др. бытовой товар.. (спрос на кинжалы в итоге начал падать и там в закавказье.. т.к. мода на ношение кинжала стала уходить..а число мастеров возрастать).. все эти черкеско-чеченско-закавказские и др. кинжальные стили в закавказье остались..часто уже смешаные с другими местными и ирано-турецкими.. ну а современные стереотипы их за уши на Северный Кавказ тянут.. здесь мол нужно формировать оружиеведение для малых народов.. вот и плюсуют до кучи всё что можно приплюсовать и оттянуть из закавказья.. зачастую без доказательств и подтверждений.. основываясь только на некой похожести некоторых предметов на закавказские.. раз похожи..то мол закавказские это наши.. Асхабов основоположник.. а Солтан Эльканов продолжатель (будет).. я то улыбаюсь.. Ривкин хмурится.. а многие просто ничего не понимают..

Есаул ТКВ 24-09-2013 15:00

Кинжал когда то давно собирался из разных частей.. вероятно рукоять меняли.. или ножны ремонтировали.. рукоять в стили мини (заклёпки).. а наконечник ножен в стиле макси (блямбер.. ну или типа шарик)..ну не видел я таких блямберов на черкесских и чеченских кинжалах..ну а у закавказского мастера среди запасных частей вполне мог такой в коробочке находиться..

АланАс 24-09-2013 17:30

Андрей,нет смысла спорить с тобой и доказывать что-то.Было и продолжалось производство и носили кинжалы и в юртах и вне юртов.Были ограничения в период правления А3,но недолго.Чеченских кинжалов подписанных по-русски и датированных например 1930-40-ми годами знаю немало..
Оружиеведение для малых народов не нужно создавать,это часть уже давно существующего кавказского оружиеведения,искать нужно предметы и изучать,заполнять белые пятна,чем любители и занимаемся в меру сил и возможностей .
Скажу по секрету,Иса и его сын Хамзат Асхабовы много предметов редких разыскали по заграницам,в том числе и чеченских.Мои успехи несравнимо скромнее,но они есть и продолжаются

АланАс 24-09-2013 17:48

quote: Originally posted by Есаул ТКВ:
Кинжал когда то давно собирался из разных частей.. вероятно рукоять меняли.. или ножны ремонтировали.. рукоять в стили мини (заклёпки).. а наконечник ножен в стиле макси (блямбер.. ну или типа шарик)..ну не видел я таких блямберов на черкесских и чеченских кинжалах..ну а у закавказского мастера среди запасных частей вполне мог такой в коробочке находиться..

Он не собирался,такой и есть с рождения.То что ты не видел не значит,что такого не было.

Есаул ТКВ 24-09-2013 17:52

quote: Чеченских кинжалов подписанных по-русски и датированных например 1930-40-ми годами знаю немало..

Ограничения были введены в 1881 году.. кинжал можно было носить получив специальное разрешение на оружие.. в графе отмечалось "кинжал азиатский".. но такие разрешения (за частую и на огнестрел) получали только лояльные к правительству люди в небольшом числе..
ну а после 1918 года это совсем другой период.. советская власть первое время старалась быть лоялной к горцам.. и многое разрешала особенно "красным партизанам".. пока.. их с 37-го как врагов народа не стали массово ставить к стенке.. а ношение оружия и его производство полностью не запретили всем..

Есаул ТКВ 24-09-2013 17:54

quote: То что ты не видел не значит,что такого не было.

Покажешь.. поверю.. а без аргументов нет.

АланАс 24-09-2013 18:27

quote: Originally posted by Есаул ТКВ:

Покажешь.. поверю.. а без аргументов нет.

Думешь мне нечем заняться,как это доказывать,не хочешь-не верь,вера это такое дело-не требующее доказательств
По старой дружбе..атагинские с такими же заклепками

Есаул ТКВ 24-09-2013 18:45

Так твой аргумент заклёпки? Жалко.. я надеялся на блямбер.. ну или на аналогичные клейма..

АланАс 24-09-2013 18:54

quote: Originally posted by Есаул ТКВ:
Так твой аргумент заклёпки? Жалко.. я надеялся на блямбер.. ну или на аналогичные клейма..

Да есть и блямберы твои и клейма аналогичные..искать долго в архивах..времени жаль..лучше я тебя убеждать не буду

Есаул ТКВ 24-09-2013 19:03

Согласен.. лучше не надо.. тем более у тебя и не получается..

Свободы тайный страж, карающий кинжал,

Последний судия позора и обиды…

А.С. Пушкин. Кинжал

Является у чеченцев древним оружием. Подтверждением тому служат многочисленные археологические находки на территории республики. В народе кинжалы подразделялись на два вида: /с/у/? биллина шаьлта (клинок с воронением) и куьзга диллина шаьлта (дословно — «клинок зеркальный», т. е. клинок, полированный до блеска).

До XIX века чеченские кинжалы отличались чаще большими размерами. Они имели ребристую поверхность и были сходны с мечами римских легионеров и гладиаторов — гладиусами, но с более удлиненным острием. Их ширина доходила до ширины четырех пальцев (7-9 см), длина — до 60 см, что соответствует размерам гладиуса. Долы (боьра, харш, хир) на ранних кинжалах зачастую отсутствовали или имелись только по одной. Такие кинжалы-мечи в старину еще именовались — ч1абдар.

С середины XIX века и особенно к концу Кавказской войны кинжалы видоизменились. Крупные образцы (называвшиеся еще в народе » беноевскими») стали вытеснять более легкие и изящные кинжалы, с наличием одного, двух и более долов.

Возможно, это произошло с прекращением активных военных действий, веянием моды. При этом, как правило, сохранялось высокое качество клинка.

Кинжалы с очень тонким и удлиненным острием, относившиеся к ранним образцам, назывались противокольчужными и широко использовались в сражениях.

Их можно встретить и поныне.

Каждый мужчина в Чечне имел кинжал. Его отделка и качество характеризовали владельца. Принадлежность кинжала к национальному костюму, обязательное ношение с черкеской с 14-15 лет способствовали сохранению качеств клинков, улучшению отделки их ножен и рукоятей.

Оружие составляло основную ценность и богатство горца. Гурда, Терс-маймал, Калдам и кинжалы лучших мастеров ценились очень высоко. Их стоимость равнялась соответственно стоимости дома, лучшего скакуна, многих десятков овец.

Главным украшением гостевой комнаты чеченца являлось оружие. На стенах, коврах развешивались шашки, сабли, кинжалы, ружья и пистолеты. Рядом висела бурка, а также плеть, украшенная серебром. С ними хранилось и дорогое убранство коня (седло, уздечка). И в настоящее время в некоторых домах можно видеть висящее на ковре ружье или дедовский кинжал с наборным поясом.

Знаменитые чеченские наибы имама Шамиля — Байсангур Беноевский, Шоаип (Шуаиб- молла) Цонтароевский, Талхиг, Эски, Дуба, Батуко, Идиль, Ахмад Автуринский, Юсуф- Хаджи, Бота и многие другие имели чудесные клинки, ружья, пистолеты в великолепных оправах.

Старейшины потомков легендарного Ахмада Автуринского, и ныне проживающие в ауле Автуры, помнят часть его арсенала — кремневое ружье, украшенное серебром и золотом, две шашки и несколько кинжалов в дорогих оправах. В 1937 году оружие было изъято чекистами.

Чеченцы к оружию относились очень бережно. Подарить кинжал, шашку или обменяться ими символизировало дружбу, установление мира.

Чеченское оружие до конца третьей четверти XIX века не отличалось внешним блеском, парадностью, изяществом оформления. Зачастую джигиты-удальцы предпочитали скромно и частично украшенное оружие. Серебро было дорогим, его использовали экономно.

Серебряной рукояти чаще предпочиталась рукоять из рога тура, буйвола, дерева.

Дорогую и престижную слоновую, моржовую кость стали использовать больше со второй половины XIX века.

Известно, что за кинжал, частично украшенный серебром, не взимался налог (закат). Однако за кинжал, имевший сплошные серебряные ножны и рукоять, уплачивался закат в пользу бедных.

Оружие являлось гордостью чеченца.

Большое значение имело боевое качество клинка, ружья и пистолета. Высокое качество чеченских клинков было общепризнанным. Постоянная угроза нашествия врагов и могущественных соседних племен способствовала широкому развитию военного ремесла и военного искусства. Чеченские шашки, кинжалы пользовались большим спросом. Их качество казаки ставили в пример другим клинкам, что подтверждалось и старейшинами казачьих станиц Шелковского района в ходе их опроса в 1972 году.

Некоторые клинки чеченских оружейников перерубали кузнечные клещи, рассекали бурку. Было немало случаев, когда молниеносным ударом бурка, укрепленная вертикально на земле, рассекалась, однако в это не верили, пока кто-то из толпы не демонстрировал ее вторую половину.

О существовании уникальных по прочности клинков свидетельствовал исследователь Г. А. Вертепов: «…В Сунженском отделе мне удалось видеть кинжал неизвестного мастера… лезвие его, с одной стороны обыкновенное, с другой зазубрено в виде пилы, которою свободно можно было распиливать самую крепкую сталь. Закалка этого кинжала была настолько хороша, что не поддавалась слесарным инструментам, и когда владелец вздумал снять зазубрины, пришлось » отпустить» клинок, в ущерб его прочности. Подобные клинки встречаются теперь как большая редкость…».

Оружие для горца являлось символом свободы, чести и достоинства. Поэтому мастера не могли рисковать своим благополучием и добрым именем. Они очень ответственно подходили к работе, к качеству клинков. В противном случае оружейники рисковали фамильной честью и именем, которое могло быть осмеянным, стать нарицательным в народе.

Кроме оружия, в Чечне было развито производство ножей (урс). Вертепов отмечал: «Кавказские ножи пользуются репутацией хорошей закалки и прочности, а потому охотно раскупаются даже русским населением, нередко предпочитающим их дешевому ввозному товару». (Еще до недавнего времени (1980-е гг.) некоторые потомки оружейников аула Дарго изготовляли ножи, изредка кинжалы.)

Следует заметить, что изготовление ножей на Кавказе было широко развито. Как правило, ранние кинжалы практически все имели подкинжальные ножи, размещавшиеся именно под кинжалом, на тыльной стороне в специальных углублениях на ножнах. Вся эта продукция продавалась на ярмарках, базарах.

В «Очерках истории Чечено-Ингушской АССР» отмечается: «Только на Амир-Аджиюртовском дворе за три месяца 1847 года горцы, в том числе чеченцы, продали кинжалов, ружей, пистолетов, ружейных замков на 8 445 рублей.

…Кроме оружия продавали здесь много… ремней, изделий из меди и железа, а также паласов, ковров, продуктов земледелия». В настоящее время мало сохранилось чеченских клинков. Большая часть их утрачена в ходе постоянного изъятия оружия царской администрацией и Советской властью.

Наряду с сохранившейся незначительной частью оружия среди семейных реликвий в самой Чечне, остается еще надежда на его сохранность в семьях чеченцев, покинувших Родину после Кавказской войны.

С незатянувшимися ранами, полученными в многочисленных сражениях, они уходили, оставляя могилы предков, свои жилища, аулы, унося в неизвестность горсть родной земли. В их числе ушло немало мастеров оружейного и серебряного дела, о которых, к сожалению, нам ничего не известно.

Побежденные в этой долгой и неравной борьбе чеченцы-мухаджиры уходили с оружием в руках, несломленными и непокоренными, сохранив свою честь, вызывая невольное уважение у противника.

Выдающийся чеченский писатель Абузар Айдамиров в книге » Долгие ночи» писал о них: «Люди мужеством и отвагой отстаивавшие честь и независимость народа погибли в боях с врагами… или покинули Родину».

…Отцы их бурками одеты,

Садились молча на коней,

И заряжали пистолеты,

И на костре высоком жгли Что взять с собою не могли…

М. Ю. Лермонтов. Измаил-Бей.

В некоторых семьях чеченцев, проживающих теперь в Турции, Иордании, Сирии и других странах, остались кинжалы, сабли и шашки, требующие изучения.

В очень сложных, трудных условиях переселения в чужие края даже при крайних лишениях чеченцы, ингуши не расстались с дедовским оружием, не променяли его на кусок хлеба, сохранили свой родной язык, обычаи и традиции народа. Они сумели выжить, занять достойное место в обществе, стать верными и преданными гражданами стран, давшим им приют.

Благодарными сынами могут их назвать в каждой стране. Из их числа вышло немало генералов, офицеров, видных военных, политических, общественных деятелей, бизнесменов, не забывающих при этом и Родину предков.

Великую трагедию переселения пережили и мужественные абхазо-адыгские (черкесские) народы, дагестанцы, осетины. С помощью Всевышнего они смогли выстоять, возродиться из пепла, еще раз показав миру силу духа и волю сынов Кавказа.

Из числа горцев создавались элитные воинские подразделения. Они сражались на фронтах под знаменами Османской империи, проявляя героизм и чудеса храбрости. Знаком уважения к сынам Кавказа является создание из горцев личной охраны королем далекой Иордании Хусейном, потомком пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). В черкесках, папахах и при кинжалах, выходцы с Кавказа преданно охраняли своего короля при жизни, а после его смерти, согласно воле покойного, провожали горячо любимого монарха в последний путь.

Среди покинувших Родину уже после Октябрьской революции следует отметить чеченца Абдул-Межида (Тапу) Чермоева — нефтепромышленника, офицера царской армии, служившего в собственном конвое Его Императорского Величества, прошедшего Первую мировую войну в Чеченском полку , впоследствии премьер-министра Горской Республики.

По рассказам знавших его людей и оставшихся в Чечне родственников, Чермоев был человеком образованным, отчаянной храбрости, хорошо знал историю Кавказа, собирал предметы старины, имел редкую, богатую коллекцию оружия. В ней имелись видавшие виды старые восточные и западные клинки. Утверждают, что он владел также солидной частью чеченского и кавказского оружия. При этом нередко поручал оформление клинков кубачинским и лакским мастерам.

Наряду со строгостью рисунка, аскетической внешней сдержанностью в работах чеченских ювелиров, Чермоеву нравилась работа дагестанских мастеров — насечка по железу с применением золотых и серебряных проволочек, а также глубокая гравировка по серебру.

Петимат Умаровна Аслаханова (1911 — 1995), состоявшая с Чермоевым в родстве по линии матери, рассказывала мне о его ценном оружии, которое он вывез во Францию, чтобы не оставлять большевикам. Судьба этой коллекции, к сожалению, неизвестна.

_____________________

На рубеже нашей эры Страбон упоминает «гаргареев» — одно из племен вайнахов. Раннесредневековые грузинские письменные источники упоминают чеченцев (вайнахов) под этнонимом дзурдзуки, выступавших на стороне грузинского царя Фарнаваза против господства Азона в Картли.

III-II века до н. э. — взятие Фарнавазом жены из дзурдзуков. Сын Фарнаваза Саурмаг получает неоднократную помощь от дзурдзуков (вайнахов), за что он жалует их землями в Картли, от Дагестана до Сванетии.
329 год до н.э. — в сражении при Арбели на стороне Дария участвовали кавказские народы. (Айдамиров А. Указ, соч. С. 4, 5). Эти факты дают основание предположить о знакомстве вайнахов с римским оружием.
Материал опроса, проведенного музеем Л. Толстого в Дайкур-ауле, предоставлен автору журналистом А. Юсуповым.
Вертепов Г.А. Очерки кустарных промыслов в Терской обл. // Терский сб. Вып. 4. Владикавказ, 1897. С. 18. «Отпустить» — значит снять закал клинка путем его накаливания.
Чеч. урс — нож. Это название по сей день сохранилось среди хевсуров — дальних потомков чеченцев и ингушей.
Вертепов Г. А. Указ. соч. С. 11.
Очерки истории Чечено-Ингушской АССР. Т. 1. Грозный, 1967. С. 74.
Выдающийся классик грузинской литературы Александр Казбеги посвятил чеченским переселенцам повесть «Элисо». В ней отражены трагические события, имевшие место после завершения Кавказской войны.
Однако на своей исторической родине чеченцам и ингушам Советской властью до 1989 года не присваивались звания генерала в духе политики разделения народов на великих и малых, на благонадежных и неблагонадежных. При этом до революции 1917 г. в русской армии были генералы и офицеры из числа чеченцев и ингушей. Они пользовались доверием и уважением, героически воевали за Россию.
Чеченский полк входил в состав знаменитой «Дикой дивизии» наряду с полками, созданными Российским правительством из горцев Северного Кавказа и казаков. Дивизия принимала активное участие в Первой мировой войне (1914-1918 годы). Командующим «Дикой дивизией» являлся Великий Князь Михаил Александрович Романов, брат Императора России.

«Такой кавалерийской дивизии никогда еще не было и никогда, вероятно, не будет…

… Тапа Чермоев сам чеченец и пользуется большим влиянием среди чеченцев. Недавно Чермоев выкинул номер. Средь бела дня, увлекшись разведкой, не заметил, как очутился буквально в пятидесяти шагах от окопов противника. Эта дерзость ошеломила австрийцев, они даже не стреляли. Чермоев не был бы горцем, если бы, заметив свою оплошность, бросился наутек. И он сделал так же лихо, как делали его предки чеченцы в борьбе с русскими. Он задержал коня и, молодецки заломив папаху, посмотрел на ошеломленных австрийцев; а потом с гиком, стегнув коня плетью, взвил его на дыбы и, повернув, как на оси, с места понесся карьером назад, к своим. И это было так ошеломляюще — ни одного выстрела вдогонку. Нет клянусь богом, эта была картина… Я был в полуверсте и наблюдал в бинокль. Совсем как театральное представление. Нет, молодец Тапа!..».

(Брешко-Брешкоеский Н.Н. Указ. соч. С. 8, 26).

«Чеченское оружие», И. А. Асхабов

Кавказ всегда был местом сражений и войн. Сызмальства здесь каждый мужчина носил на поясе кинжал, а повзрослев - шашку. Вайнахи сами добывали сырьё и ковали клинки, изготавливали пистолеты и ружья. Расцвет оружейного мастерства у них учёные относят к началу XIX века.

О кавказских шашках писали поэмы. Говорят, что ими можно перерубить кузнечные клещи, отсечь кусок наковальни, рассечь бурку, а на самом клинке при этом не остаётся и зазубрины.

Исследователи истории чеченского оружия рассказывают о мастере Телхиге, который в конце XIX века для ковки кинжалов использовал швейные иглы, которые поставлялись из Англии! Сами иглы было видно в клинке, но кинжал имел превосходное качество. А учёный Григорий Вертепов писал о таком кинжале, клинок которого с одной стороны был зазубрен и мог пилить любую сталь.

Кинжал кама

Кама возможно , древнейшее оружие на территории Чечни. До XIX века он был больше похож на короткий меч: ширина достигала девяти сантиметров, длина – шестидесяти. Долы (продольные жолобы) иногда отсутствовали, а иногда их было несколько. Вайнахские клинки отличались своеобразным выполнением: дол на одной стороне клинка был выше, чем на другой. Это делало клинок кама плоским и лёгким. После окончания Кавказской войны на смену массивным и тяжёлым кинжалам пришли более лёгкие и красивые, богато украшенные.

Калдам

Холодное оружие калдам использовалось в горах Чечни ещё до прихода в эти края ислама. Сведений о нём мало. Он был похож на меч, имел широкий, прямой, однолезвийный клинок. Калдаму больше всего соответствует палаш Ниса-Тур (он же прямая шашка), который был распространён на границе с Грузией. На ранних калдамах изображали крест, который можно встретить на древних башнях вайнахов.

Шашка гурда

Этимологию слова «шашка» связывают с черкесским словом «сашхо», что означает длинный нож. Стать владельцем шашки с клеймом груда было честью для горца, казака или офицера царской армии. В умелой руке шашка могла перерубить ствол ружья, разрубить панцирь или кольчугу. Она высоко ценилась, и нередко над телом уже погибшего владельца разыгрывалось целое сражение, чтобы завладеть ею.

О названии шашки до сих пор спорят лингвисты. Среди местных краеведов популярна версия, что оно идёт от имени чеченского тайпа гордалой и, соответственно, аула Гордали, в котором жила династия оружейников. Уже в XIX веке гурда была редкостью, встречались подделки. Старики вспоминают, что с неожиданной смертью последнего мастера был утерян секрет гурды.

Знаток художественного оружия Эдуард Ленц считал, что название шашки происходит от древнеперсидского слова «кард» или от новоперсидского «ghurd», что означает меч или большой нож. Или от турецкого «курдде» (тесак).

Шашка терс-маймал

Шашка с клеймом терс-маймал (с чеченского переводится как «ревущая обезьяна») была легка, словно перо, упруга, как виноградная лоза, и остра как бритва и «секла гвозди, точно сахар». Вайнахские оружейники делали её очень гибкой, клинок терс-маймал можно было свернуть и поместить в сито. В названии шашки слышатся арабские слова «турс» и «маймун» – щит и меч. Так полагает историк Ахмад Сулейманов.

Шашка имела особый свист при сильных взмахах, который наводил ужас на противника. По мнению профессора Ибрагима Алироева, шашка с клеймом волка попала в Чечню с Востока и настолько понравилась вайнахам, что они стали делать такие же. Другие исследователи указывают на европейский след и считают, что клинки появились в Чечне в XIV - XV столетиях, перекочевав из колхидских могил генуэзских купцов. В пользу этой версии говорят находки в Чечне оружия, клеймённого буквами «НМ». Эти клинки были выкованы во Франции для свиты крестоносца Монморанси.

Огнестрельное оружие

О том, что чеченские мастера изготавливают огнестрельное оружие, чиновники сообщали уже в XVII веке. Сначала было освоено производство фитильных ружей, а после - кремниевых. Производство винтовок сосредоточилось в селениях Шикарой, Карте и Шуаны. В 1834 году капитан царской армии Иван Норденстамм докладывал, что ружья у горцев бьют дальше русских, и стреляют местные лучше русских солдат.

Вайнахские ружья именовались мажар топп . В XIX веке были знамениты нарезные ружья оружейника Дуска из селения Дарго. Сам имам Шамиль запретил продавать их противнику. В Дарго даже сумели наладить производство пушек.

Сохранилось имя мастера Бетир-ха (1820-1925 гг.), который делал превосходные пистолеты.

После войны местный булат стал вытесняться привезённым железом, а уникальные изделия - массовым производством. Приход к власти коммунистов поставил крест на изготовлении оружия. С 1929 года было запрещено делать даже кинжалы и сабли.

Сейчас чеченские мастера работают над тем, чтобы вернуть холодному оружию былую славу.

Холодная сталь вайнахов

Материал публикуется с небольшими сокращениями. Полностью читайте на странице Форума Кавказа. См. внизу.

(Продолжение. Начало в левой боковой колонке.)

наковальня - нуьйжа;

печь (металлоплавильная) - кюрк (эчиг лало);

зубило - да1ом;

инструмент для изготовления дол - то;

закладка для изготовления топора, в т.ч. боевого - к1алот;

клещи - морзах и т. д.

По мере завоза булатной, дамасской стали с Востока, а также качественной стали из России мастера перешли на привозное сырье. Сталь, вероятно, поступала в виде слитков или небольших полос. Впоследствии широко использовались вагонные рессоры. Методы обработки металла, его закалка (дахчор), естественно, были секретами чеченских мастеров-оружейников. В народной памяти сохранились многочисленные названия булатов, часть которых позднее стали мужскими именами:

ЦIоькъа бопат (Щоькболат) – «барсу подобный булат» (узорчатый, полосатый).

Хаза болат (Хазболат) – «красивый булат», положивший начало известному имени на Кавказе - Хазбулат.

Сема болат (Самболат) – «недремлющий булат», имя - Самбулат.

Джам болат (Джамболат)- Джам, джамаг - боевой топор, «булат для боевого топора», имя - Джамбулат.

Iаьржа болат (Арболат) – «черный булат», имя - Арбулат, Арболат.

Товш болат (Товболат) – «видный булат», «солидный булат», имя - Товбулат, Товболат.

Бе болат (Беболат) – «особый булат», чеченское имя Беболат (слышится «и», пишется «е») русскими произносится как Бей-Булат.

В старинной казачьей песне есть слова: «Клинок Базалая, булат Атаги...». Мы еще вернемся к этой песне… Все это вместе взятое свидетельствует о некогда хорошо развитом кузнечном производстве и оружейном промысле у чеченцев. Кстати, словом «булат» чеченцы также называли качественную сталь, не уступавшую булату…

Кинжал «кама» - шаьлта, пожалуй, самое древнее холодное оружие у чеченцев. Само адыгское слово не прижилась, ибо было свое. И гораздо древнее… Подтверждением тому служат многочисленные археологические находки на территории республики.

В народе кинжалы подразделялись на два вида: клинок с воронением и клинок зеркальный, т. е. клинок, полированный до блеска. До XIX века чеченские кинжалы отличались чаще большими размерами. Они имели ребристую поверхность и были сходны с мечами римских легионеров и гладиаторов - гладиусами, но с более удлиненным острием. Их ширина доходила до ширины четырех пальцев (7-9 см), длина - до 60 см, что и соответствует размерам гладиуса. Долы (боьра, харш, хир) на ранних кинжалах зачастую отсутствовали или имелись только по одной. Такие кинжалы-мечи в старину еще именовались - чIабдар.

С середины XIX века и особенно к концу Кавказской войны кинжалы видоизменились. Крупные образцы кинжалов (называвшиеся еще в народе "беноевскими") стали вытеснять более легкие и изящные кинжалы, с наличием одного, двух и более долов.

Долы вайнахских, в частности чеченских кинжалов – особый разговор! Они очень часто выполнялись по так называемому «лезгинскому» образцу. Т.е. дол на одной стороне клинка был выше дола на другой. Это позволяло уплощать клинок и одновременно облегчать его. Одновременно такой вид клинка создавал особый стиль, говорил о любви владельца к качественному оружию, как и о умении им пользоваться.

Клинок кинжала постепенно стал более тонким и изящным, приобретя стремительную хищность почти дуэльного оружия. Возможно, это произошло с прекращением активных военных действий, веянием моды. При этом, как правило, сохранялось высокое качество клинка. Недаром кинжалы с очень тонким и удлиненным острием, относившиеся к ранним образцам, назывались противокольчужньми и широко использовались в сражениях. Их можно встретить и поныне…

Каждый мужчина в Чечне имел кинжал. Его отделка и качество характеризовали владельца, это было очень важно в чрезвычайно жестко структурированном горском обществе.

Принадлежность кинжала к национальному костюму, обязательное ношение с черкеской с 14-15 лет способствовали сохранению качеств клинков, улучшению отделки их ножен и рукоятей. Оружие составляло основную ценность и богатство горца. Шашки Гурда, Терс-маймал, Калдам и кинжалы лучших мастеров ценились очень высоко. Их стоимость равнялась соответственно стоимости дома, лучшего скакуна, многих десятков овец. Главным украшением гостевой комнаты чеченца являлось оружие. На стенах, коврах развешивались шашки, сабли, кинжалы, ружья и пистолеты. И в настоящее время в некоторых домах можно видеть висящее на ковре ружье или дедовский кинжал с наборным поясом.

Знаменитые чеченские наибы имама Шамиля - Байсангур Беноевский, Шоа-ип (Шуаиб-молла) Цонтароевский, Тал-хиг, Эски, Дуба, Батуко, Идиль, Ахмад Автуринский, Юсуф-Хаджи, Бота и многие другие имели чудесные клинки в великолепных оправах. Вообще чеченцы к оружию относились очень бережно. Подарить кинжал, шашку или обменяться ими символизировало дружбу, установление мира.

Чеченское оружие до конца третьей четверти XIX века не отличалось внешним блеском, парадностью, изяществом оформления. Зачастую джигиты-удальцы предпочитали скромно и частично украшенное оружие. Серебро было дорогим, его использовали экономно. Серебряной рукояти чаще предпочиталась рукоять из рога тура, буйвола, дерева. Дорогую и престижную слоновую, моржовую кость стали использовать больше со второй половины XIX века.

Известно, что за кинжал, частично украшенный серебром, не взимался налог (зякат). Однако за кинжал, имевший сплошные серебряные ножны и рукоять, уплачивался закат в пользу бедных! Оружие являлось гордостью чеченца. Большое значение имело боевое качество клинка, а высокое качество чеченских клинков было общепризнанным. Постоянная боевая практика способствовала широкому развитию военного ремесла и военного искусства.

Чеченские шашки, кинжалы пользовались большим спросом у казаков. Их качество казаки ставили в пример другим клинкам, что подтверждалось и старейшинами казачьих станиц Шелковского района в ходе их опроса в 1972 году. Некоторые клинки чеченских оружейников перерубали кузнечные клещи, рассекали бурку, вмах отсeкали голову быку. Было немало случаев, когда молниеносным ударом бурка, укрепленная вертикально на земле, рассекалась, однако в это не верили, пока кто-то из толпы не демонстрировал ее вторую половину.

О существовании уникальных по прочности клинков свидетельствовал исследователь Г.А. Вертепов: «...В Сунженском отделе мне удалось видеть кинжал неизвестного мастера... лезвие его, с одной стороны обыкновенное, с другой зазубрено в виде пилы, которою свободно можно было распиливать самую крепкую сталь. Закалка этого кинжала была настолько хороша, что не поддавалась слесарным инструментам, и когда владелец вздумал снять зазубрины, пришлось отпустить клинок, в ущерб его прочности. Подобные клинки встречаются теперь как большая редкость...».

Оружие для горца являлось символом свободы, чести и достоинства. Поэтому мастера не могли рисковать своим благополучием и добрым именем, а порой и жизнью… Они очень ответственно относились к качеству клинков. В противном случае оружейники рисковали честью и именем, которое могло быть осмеянным, стать нарицательным в народе. А если клинок подведет в бою?…

Кроме оружия, в Чечне было развито производство ножей (урс) По-чеченски "урс" - нож. Это название по сей день сохранилось среди хевсуров - дальних потомков чеченцев и ингушей. Вертепов отмечал: «Кавказские ножи пользуются репутацией хорошей закалки и прочности, а потому охотно раскупаются даже русским населением, нередко предпочитающим их дешевому ввозному товару».

Еще до недавнего времени (1980-е годы) некоторые потомки оружейников аула Дарго изготовляли прекрасные бытовые и охотничьи ножи, котoрые по сути одинаковы, и лишь изредка кинжалы… Следует заметить, что изготовление ножей на Кавказе всегда было широко развито. Как правило, ранние кинжалы практически все имели узкие, длинные, изредка слегка изогнутые подкинжальные ножи без упоров, размещавшиеся именно под кинжалом, на тыльной стороне в специальных углублениях на ножнах. Вся эта продукция продавалась на ярмарках, базарах.

В «Очерках истории Чечено-Ингушской АССР» отмечается: «Только на Амир-Аджиюртовском дворе за три месяца 1847 года горцы, в том числе чеченцы, продали кинжалов, ружей, пистолетов, ружейных замков на 8.445 рублей. ...Кроме оружия продавали здесь много... ремней, изделий из меди и железа, а также паласов, ковров, продуктов земледелия». В настоящее время мало сохранилось чеченских клинков. Большая часть их утрачена в ходе постоянного изъятия оружия царской администрацией и Советской властью.

Наряду с сохранившейся незначительной частью оружия среди семейных реликвий в самой Чечне, остается еще надежда на его сохранность в семьях чеченцев, покинувших Родину после Кавказской войны.. Надо сказать, что в сложных, трудных условиях сталинских переселений в чужие края даже при крайних лишениях чеченцы, ингуши не расстались с дедовским оружием и сберегали его…

Вот и всем нам, современным ценителям и исследователям вопроса стоит не забывать о самобытности и таланте вайнахских мастеров, их несомненных заслугах в становлении и развитии холодного оружия на Кавказе – бесконечно замалчивать их роль уже не получится… Мы заново знакомимся с Чечней.

Орнамент (некоторые виды) характерный для серебряных деталей чеченского оружия и снаряжения конца XIX - начала XX века. Подобная техника работы была свойственна малочисленным тогда чеченским мастерам серебряного дела.

Законодатели кинжальной моды - Атаги

«В Чечне - отличные клинки для шашек, лучшие мастера прежде жили в Ятаге (Атаги)»

Генерал Д.В. Пассек. 1841 год.

Крупными центрами Северного Кавказа по изготовлению Х.О. всегда были знаменитые аулы Большие и Малые Атаги. Расположены они в предгорях. Аул Большие Атаги находится в 20 км от Грозного.

В народе бытует легенда о том, как старый мастер из Малых Атагов выковал шашку знаменитому абреку Вара (надо сказать – одни из главных ценителей холодного оружия) Клинок был изготовлен по новой технологии, и его качество превзошло все ожидания. От удара шашки выступ наковальни был срезан, а ствол ружья рассечен надвое! На клинке при этом не было ни одной зазубрины. Тогда мастер, предвидя, каким страшным оружием этот клинок может стать в руках врага, уничтожил шашку и поклялся никогда не изготавливать подобные клинки… Трудно понять житейскую и просто логику легенды, но с фольклором не поспоришь.

(Окончание в правой боковой колонке.)

Тема: Чеченские кинжалы, клинки. Фото оружия. Мастера-оружейники Чечни и Кавказа. Холодная сталь вайнахов.