Боевое применение зсу 57 2. Заочная дуэль

23 4 «Шилка» Зенитная самоходная установка (ЗСУ) боевая машина, предназначенная для решения задач по противовоздушной обороне войсковых соединений и тыловых объектов от ударов авиации противника. По своей конструкции и вооружению ЗСУ очень… … Википедия

ЗСУ-37 - 1943 ЗЕНИТНАЯ САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА Тактико технические характеристики Силовая установка Вооружение Факты Основные модификации … Военная энциклопедия

Анализируя итоги войны 1973 года на Ближнем Востоке, иностранные военные обозреватели отметили, что за первые три дня боев сирийские ракетчики уничтожили около 100 израильских самолетов. По их мнению, это объяснялось тем, что плотный огонь … Энциклопедия техники

ЗСУ - зенитная самоходная установка зенитная самоходная артиллерийская установка воен. Словари: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. 318 с., С. Фадеев … Словарь сокращений и аббревиатур

ЗСУ - абревіатура Збройні Сили України незмінювана словникова одиниця … Орфографічний словник української мови

- «Шилка» Технического музея в Тольятти ЗСУ 23 4 «Шилка» Классификация зенитная самоходная установка Боевая … Википедия

Боевая масса, т 10,5 12,2 Экипаж, чел. 4 … Википедия

ЗСУ - зенитная самоходная установка … Словарь сокращений русского языка

ЗСУ-23-4 «Шилка» - ЗСУ 23 4 «Шилка» 1966 ЗЕНИТНАЯ САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА Тактико технические характеристики Силовая установка Вооружение Факты Основные модификации … Военная энциклопедия

ЗСУ 23 4 Шилка … Энциклопедия техники

Книги

  • Советская зенитная САУ "Шилка" (7419) , . ЗСУ 23-4 "Шилка" принята на вооружение Советской армии в 1965 году. На тот период - это была передовая машина: радиолокационный поиск противника, скорострельность и убойная мощность заставили…
  • Устройство и эксплуатация зенитной самоходной установки ЗСУ-23-4 «Шилка» , Юрий Сойкин. Пособие предназначено для подготовки офицеров запаса войск ПВО СВ по командным и инженерным специальностям, изучающим устройство зенитной самоходной установки ЗСУ-23-4 «Шилка». В нем описаны…

Эти легендарные танки в боевом строю уже 70 лет.

Эти грозные, сверхнадежные, недорогие в производстве и простые в эксплуатации машины стали эталоном мирового танкостроения - даже натовские стратеги подсчитывали мощь своих танковых войск в «пятьдесятпятках», которые первыми в мире были оснащены системой противоатомной защиты и способный вести боевые действия в условиях ядерной войны.

Кроме Советской Армии, Т-54 и его «наиболее продвинутая модификация» Т-55 стояли на вооружении в 67 странах и сражались на всех континентах - от подавления Венгерского мятежа 1956 года до разгрома Грузии в 2008-м, от Вьетнама и Афганистана до Югославии и «Бури в пустыне», от арабо-израильских, индо-пакистанской, кампучийской, вьетнамо-китайской, ирано-иракской и ливанской войн до Анголы, Судана, Эфиопии, Сомали и Чада, от Приднестровья, Карабаха, Абхазии и Южной Осетии до Ливии и Сирии.

В новой книге ведущего историка бронетехники вы найдете исчерпывающую информацию о прославленном Т-54/55, заслужившем звание «ТАНК-СОЛДАТ».

ЦВЕТНОЕ коллекционное издание иллюстрировано сотнями эксклюзивных чертежей, «боковиков» и фотографий.

Зенитная самоходная установка ЗСУ-57-2

В 1947 году в НИИ-58 под руководством В.Г. Грабина приступили к проектированию спаренной 57-мм автоматической зенитной пушки С-68, предназначавшейся для установки на гусеничное шасси, созданное на базе агрегатов среднего танка Т-54. В самоходном варианте машина получила заводское наименование - «изделие 500», а армейское - ЗСУ-57-2. Комплексные испытания ЗСУ-57-2 провели в 1950 году, а приняли на вооружение в 1955-м. Ее серийное производство осуществлялось на заводе № 174 в Омске с 1955 до конца 1959 года. Сборкой машин занимался и завод Министерства тяжелого машиностроения в Красноярске.


ЗСУ-57-2 представляла собой легкобронированную (максимальная толщина брони не превышала 13 мм) гусеничную машину с вращающейся открытой сверху башней, обеспечивающей круговую зенитную стрельбу из автоматических пушек. Для их установки в передней ее части имелась амбразура. Задняя стенка башни была сделана съемной, что создавало удобства при монтаже пушки. В походном положении верхний вырез башни закрывался складным брезентовым тентом с 13 смотровыми окнами из плексигласа. Для сбора стреляных гильз и обойм, подаваемых транспортером пушки через окно в задней стенке, снаружи кормовой части башни был установлен гильзосборник. В башне находилось пять сидений: впереди - заряжающего левого автомата; за ним (посередине) - наводчика; сзади, справа от сиденья наводчика - установщика прицела; справа от пушки впереди - заряжающего правого автомата; сзади, симметрично с сиденьем наводчика - командира машины. При стрельбе сиденья заряжающих снимались, укладывались на подвесном полу и крепились клипсами.

Спаренная 57-мм автоматическая пушка С-68 состояла из двух автоматов типа С-60, имевших одинаковое устройство, при этом детали правого автомата являлись зеркальным отражением деталей левого. Автоматы соединялись между собой в единый блок люльками. Она уравновешивалась грузами, прикрепленными к люлькам, и крепилась в станке с помощью двух цапф. Вертикальное и горизонтальное наведение пушки С-68 осуществлялось электрогидравлическим приводом. Станок пушки был установлен на днище башни. Он состоял из корпуса с кронштейном, механизма крепления пушки по-походному и транспортера. Подъемный механизм располагался на левой стороне станка и имел два привода: электрогидравлический (с плавной регулировкой скорости наведения) и ручной. Прицел пушки - автоматический, зенитный, построительного типа; предназначался для решения задачи по определению места встречи снаряда с целью при стрельбе. Для этого предварительно определялись и устанавливались на прицеле следующие исходные данные: скорость цели, курсовой угол и наклонная дальность.







Скорость цели определялась по типу самолета, курсовой угол - по видимому направлению движения цели, дальность до цели - на глаз или с помощью дальномера.

При пользовании электрогидроприводом с прицелом работали два члена экипажа: наводчик наводил пушку по азимуту и углу места цели; установщик прицела устанавливал исходные данные прицела - скорость, курсовой угол и дальность, а если была необходимость - угол пикирования или кабрирования. При пользовании ручным приводом наведения с прицелом работали три члена экипажа: командир машины наводил пушку по азимуту, наводчик - по углу места цели, установщик прицела устанавливал исходные данные прицела.

Суммарный темп стрельбы составлял 200–240 выстр./мин, начальная скорость снаряда - 1000 м/с. Максимальная дальность стрельбы: вертикальная - 8800 м, горизонтальная - 12 000 м. Углы наведения колебались в пределах от -5° до +85°. Скорость вертикального наведения - 20 град./с, горизонтального - 30 град./с.

Боекомплект ЗСУ-57-2 состоял из 300 пушечных унитарных выстрелов, расположенных в специальных боеукладках в башне и корпусе. Основная часть боекомплекта (248 выстрелов) перед загрузкой в машину снаряжалась в обоймы и размещалась в башне (176 выстрелов) и носовой части корпуса (72 выстрела). Часть боекомплекта (52 выстрела) в обоймы не снаряжалась и укладывалась в специальные отсеки под вращающимся полом. Снаряженные в обоймы выстрелы с бронебойными снарядами размещались в кормовой части башни справа и слева от станка пушки. Подача обойм осуществлялась заряжающим вручную.

Силовая установка, трансмиссия и все агрегаты ходовой части были заимствованы у танка Т-54, но число опорных катков на борт было сокращено с пяти до четырех. Боевая масса машины составляла 28 т. Максимальная скорость движения - 50 км/ч.

Зенитных самоходных установок ЗСУ-57-2 было изготовлено сравнительно немного - 867 единиц. Они поступили на вооружение ряда танковых полков, где было положено иметь одну батарею из четырех ЗСУ.





ЗСУ-57-2 обладала целым рядом недостатков - низким темпом стрельбы, ручным обойменным заряжанием, невозможностью ведения огня на ходу. Эффективность огня батареи ЗСУ-57-2 была даже ниже, чем батареи буксируемых 57-мм пушек С-60, управлявшихся от ПУАЗО-6 с СОН-9, а затем - от радиолокационного приборного комплекса РПК-1 «Ваза». Ведь при стрельбе по реактивным самолетам на низких и сверхнизких высотах и определении скорости цели «по типу самолета», а дальности до цели - «на глаз или с помощью дальномера» вероятность попадания крайне низка. Видимо по причине этих недостатков Светская Армия с начала 1960-х годов начала постепенно избавляться от не слишком удачных боевых машин. В разное время их продавали или передавали в порядке военной помощи армиям дружественных стран: ГДР, Польши, Венгрии, Югославии, Кубы, Египта, ДРВ, КНДР, Анголы, Сирии, Египта, Финляндии, Ирака и Ирана.

Боевое крещение ЗСУ-57-2 приняли во вьетнамской войне, причем они сражались на территории как Северного, так и Южного Вьетнама. ЗСУ-57-2 принимали участие в боевых действиях на Ближнем Востоке, а также в ирано-иракской войне. По-видимому в последний раз ЗСУ этого типа использовались в бою в марте 1999 года в ходе отражения авианалетов НАТО на территорию Югославии.

В 1944 году в ЦКБ под руководством В. Г. Грабина началось проектирование новой 57-мм автоматической зенитной пушки С-60. На вооружение ее приняли в январе 1950-го и в том же году запустили в серийное производство. С-60 стала первой отечественной полевой зенитной пушкой, наведение которой осуществлялось дистанционно, с помощью следящих приводов, работавших от ПУАЗО-6 или ПУАЗО-6-60. В свою очередь ПУАЗО получал данные от радиолокационной станции орудийной наводки СОН-9. Установленная на четырехколесной базе, эта пушка могла более или менее удовлетворительно прикрывать войсковые тылы и пехоту в обороне. Однако для ПВО танковых и моторизованных войск в наступлении и на марше буксируемая пушка не годилась.

Поэтому в 1947 году в НИИ-58 под руководством В.Г. Грабина приступили к проектированию спаренной 57-мм автоматической зенитной пушки С-68 на базе С-60, предназначавшейся как для установки на гусеничное шасси, так и на колесную базу. Опытный ее образец с электроприводом ЭСП-76 был установлен на базе С-79А и прошел испытания, но в серию не пошел. Гусеничное же шасси создали на базе агрегатов среднего танка Т-54. В самоходном варианте машина получила заводское наименование - изделие 500, и армейское - ЗСУ-57-2.

Комплексные испытания ЗСУ-57-2 провели в 1950 году. Её серийное производство осуществлялось на заводе № 174 в Омске с 1955 по 1960 год. Но по другим данным, выпуск пушек С-66 для этой машины начался на заводе № 946 лишь в 1957 году (в тот год их изготовили 249 штук).

ЗСУ-57-2 представляла собой легкобронированную гусеничную машину с вращающейся башней, обеспечивающей круговую зенитную стрельбу из автоматических пушек. Основные части машины - броневой корпус, башня, вооружение, силовая установка, силовая передача, ходовая часть, электрооборудование, средства связи и противопожарное оборудование.

Броневой корпус делился на три отделения управления, боевое и силовое. Первое размещалось слева в носовой части корпуса, в нем находилось сиденье механика-водитвпя, второе - в средней части корпуса и в башне: третье - в кормовой части машины и отделялось от боевого перегородкой. Корпус сваривался из броневых листов толщиной 8-13 мм.

Открытая сверху башня сварной конструкции располагалась на шариковой опоре над вырезом подбашенного листа крыши корпуса. Для установки пушки в передней ее части имелась амбразура. Задняя стенка башни с окном для выхода гильз была сделана съемной, что создавало удобства при монтаже пушки. В походном положении верхний вырез башни закрывался складным брезентовым тентом с 13 смотровыми окнами из плексигласа. Чтобы открыть тент, достаточно было отстегнуть ремни и отбросить его назад. Для сбора стреляных гильз и обойм, подаваемых транспортером пушки через окно в задней стенке, снаружи кормовой части башни был установлен гильзосборник.

В башне находилось 5 сидений, впереди - заряжающего левого автомата; за ним (посередине) - наводчика, сзади, справа от сиденья наводчика - установщика прицела: справа от пушки впереди - заряжаюшего правого автомата, сзади, симметрично с сиденьем навоачика - командира машины. При стрельбе сиденья заряжающих снимались, укладывались на подвесном попу и крепились клипсами.

Спаренная автоматическая пушка С-68 состояла из двух автоматов типа С-60, имевших одинаковое устройство, при этом детали правого автомата являлись зеркальным отражением деталей левого. Принцип работы автоматики - использование энергии отдачи при коротком откате ствола. Вертикальное и горизонтальное наведение пушки С-68 осушествлялось электрогидравлическим приводом, работавшим от электродвигателя постоянного тока через гидравлические универсальные регуляторы скорости (УГС).

Станок пушки был установлен на днищe башни. Он состоял из корпуса с кронштейном, механизма крепления пушки по-походному и транспортера. Подъемный механизм располагался на левой стороне станка и имел два привода электрогидравлический (с плавной регулировкой скорости наведения) и ручной. Масса спаренной пушки С-68 составляла 4500 кг.

Прицел пушки - автоматический, зенитный, построительного типа: предназначался для решения задачи по определению места встречи снаряда с целью при стрельбе. Для этого предварительно определялись и устанавливались на прицеле следующие исходные (входные) данные: скорость цели, курсовой угол и наклонная дальность. Скорость цели определялась по типу самолета, курсовой угол - по видимому направлению движения цели, дальность до цели - на глаз или с помощью дальномера.

При пользовании электрогидроприводом с прицелом работали два члена экипажа, наводчик наводил пушку по азимуту и углу места цели, установщик прицела устанавливал исходные данные прицела - скорость, курсовой угол и дальность, а если была необходимость - угол пикирования или кабрирования. При пользовании ручным приводом наведения с прицелом работали три члена экипажа: командир машины наводил пушку по азимуту, наводчик - по углу места цели, установщик прицела устанавливал исходные данные прицела.

Боекомплект ЗСУ-57-2 состоял из 300 пушечных унитарных выстрелов, расположенных в специальных боеукладках в башне и корпусе. Основная часть боекомплекта (248 выстрелов) перед загрузкой в машину снаряжалась в обоймы и размещалась в башне (176 выстрелов) и носовой части корпуса (72 выстрела). Часть боекомплекта (52 выстрела) в обоймы не снаряжалась и укладывалась в специальные отсеки под вращающимся полом. Снаряженные в обоймы выстрелы с бронебойными снарядами размещались в кормовой части башни справа и слева от станка пушки. Подача обойм осуществлялась заряжающим вручную.

Заряд для всех снарядов одинаков - 1,2 кг пироксилинового пороха марки 11/7, масса патрона 6,6 кг, длина гильзы 348 мм. Начальная скорость снаряда составляет 1000 м/с. Баллистическая дальность стрельбы достигалат 12 км, но осколочные снаряды были снабжены самоликвидатором со временем срабатывания 12-16 с. что обеспечивало наклонную дальность 6,5-7 км.

Двигатель В-54 представлял собой 12-цилиндровый, V-обраэный, четырехтактный, быстроходный бескомпрессорный дизель жидкостного охлаждения. Он устанавливался перпендикулярно продольной оси машины на постаменте, приваренном к днищу корпуса. Рабочий обьем двигателя - 38,88 л, масса - 895 кг.

Три топливных бака общей ёмкостью 640 л размещались в корпусе ЗСУ. Наружные баки устанавливались справа по ходу машины, на надгусеничной полке. Емкость каждого - 95 л.

Механическая силовая передача со ступенчатым изменением передаточных чисел размещалась в кормовой частм корпуса. Она состояла из гитары, главного фрикциона сухого трения, пятискоростной коробки передач, двух планетарных механизмов поворота, двух бортовых передач. привода вентилятора и привода компрессора.

Гусеничный движитель состоял из двух гусениц шириной 580 мм, двух ведущих колес, двух направляющих колес с механизмами натяжения гусениц и восьми опорных катков. Литые ведущие колеса со сьемными зубчатыми венцами располагались сзади. В ходовой части имелось четыре гидравлических амортизатора, соединенных с балансирами передних и задних опорных катков.

Основным источником энергии служил генератор постояннопэ тока Г-74 мощностью 3 кВт (108 А при 27-29 В) при скорости вращения свыше 2100 об/мин (то есть при скорости вращения коленчатого вала двигателя 1200 об/мин и выше). Для запуска двигателя и для питания бортовой сети при неработающем генераторе на машине устанавливались шесть аккумуляторных батарей типа 6-СПЭН-140М или 6-МСТ-140. Напряжение 6 батарей составляло 24 В, общая емкость их - 420 А ч.

Внешняя связь ЗСУ-57-2 обеспечивалась портативной радиостандиеи 10РТ-26Э, а внутренняя - танковым переговорным устройством ТПУ-47. Радиостанция обеспечивала надежную телефонную связь при движении на дистанции от 7 до 15 км, а при остановке - от 9 до 20 км.

Зенитных самоходных установок ЗСУ-57-2 было изготовлено сравнительно немного. Они поступили на вооружение ряда танковых полков, где было положено иметь одну батарею ЗСУ из 4 установок. Там, где не хватало ЗСУ-57-2, использовались 14,5-мм спаренные зенитные пулеметные установки ЗТПУ-2 на шасси БТР-40 и БТР-152.

Боевое крещение ЗСУ-57-2 приняли во вьетнамской войне, причем они сражались на территории как Северного, так и Южного Вьетнама. Начиная с 60-х годов некоторое число ЗСУ-57-2 поступило в армии ГДР, Польши, Финляндии, Ирана, Анголы, Сирии, Египта, Кубы, Венгрии и КНДР. Иранские ЗСУ-57-2 участвовали в войне с Ираком. В КНР была создана и запущена в серийное производство зенитная самоходная установка, представлявшая собой артиллерийскую часть ЗСУ-57-2, установленную на шасси китайского танка Type 59. После модернизации основной боевой танк Type 59 получил обозначение Type 69 и, в свою очередь, стал базой для совершенно анапогичной с ЗСУ-57-2 зенитной самоходной установки Type 80.

ЗСУ-57-2 обладала целым рядом недостатков - низким темпом стрельбы, ручным обойменным заряжанием, невозможностью ведения огня на ходу. Эффективность огня батареи ЗСУ-57-2 была даже ниже, чем батареи буксируемых 57-мм пушек С-60, управлявшихся от ПУАЗО-6 с СОН-9, а затем от радиолокационного приборного комплекса РПК-1 "Ваза". В этом нет ничего удивительного при стрельбе по реактивным самолетам, летящим на низких и сверхнизких высотах, и определении скорости цели "по типу самолета", а дальности до цели - "на глаз" или с помощью дальномера - вероятность попадания в цель крайне низка. Справедливости ради следует заметить, что ЗСУ основных потенциальных противников не превосходили по своей огневой мощи ЗСУ-57-2.

В 50-х годах на вооружении армии США состояли ЗСУ M19 на шасси легкого ганка M24 "Чаффи", разработанные в 1945 году, и M42 на шасси легхого танка M41, поступавшие в войска с 1954 года. А на вооружении английской армии находились ЗСУ на базе крейсерского танка "Крусейдер", созданные в 1943 году. Все эти машины были вооружены 40-мм пушками "Бофорс" (американские ЗСУ - спаренными, а английские - одинарными). Вес их снаряда составлял 0.934 кг, начальная скорость 875 м/с. темп стрельбы 120 выстрелов в минуту на ствол. Прицелы у всех - ручные оптические. Однако в 1956 году ЗСУ М42 прошла модернизацию, была оснащена радиолокационной системой обнаружения и сопровождения целей Т50 и получила индекс M42A1. Таким образом, еще до запуска в серийное производство ЗСУ-57-2 стала существенно проигрывать своему основному противнику в системе управления огнем.

Производство ЗСУ-57-2 завершено. Боевые машины этого типа до сих пор остаются на вооружении сухопутных войск Алжира, Китая, Кубы, Египта, Ирана. Ирака, КНДР, Мозамбика, Румынии, Сирии, Вьетнама и бывшей Югославии.

Боевая масса, т 28
Компоновочная схема классическая
Экипаж, чел. 6
Длина корпуса, мм 6220
Длина с пушкой вперёд, мм 8480
Ширина корпуса, мм 3270
Высота, мм 2750
Клиренс, мм 425
Тип брони стальная гомогенная
Лоб корпуса, мм/град. 8-13
Вооружение
Калибр и марка пушки 2 ? 57-мм С-68
Тип пушки нарезная автоматическая
Длина ствола, калибров 76,6
Боекомплект пушки 150 на ствол
Углы ВН, град. -5…+85
Прицелы автоматический зенитный, построительного типа
Тип двигателя V-образный
12-цилиндровый четырёхтактный дизельный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. 520
Скорость по шоссе, км/ч 50
Скорость по пересечённой местности, км/ч 25-30
Запас хода по шоссе, км 400-420
Запас хода по пересечённой местности, км 300-320
Удельная мощность, л. с./т 18,6
Тип подвески индивидуальная торсионная
Преодолеваемый подъём, град. 30
Преодолеваемая стенка, м 0,8
Преодолеваемый ров, м 2,7
Преодолеваемый брод, м 1,4


Первая крупносерийная отечественная ЗСУ. Предназначалась для ПВО танковых и мотострелковых частей. Разработана в 1947 - 1955 годах. Принята на вооружение постановлением СМ СССР № 216-131 от 14 февраля 1955 года. Серийно производилась Омским заводом им. Октябрьской революции в 1955 - 1960 годах.

СЕРИЙНАЯ МОДИФИКАЦИЯ:

изготовлена на базе танка Т-54 с частичным сохранением узлов и агрегатов его ходовой части, силовой установки и трансмиссии. Корпус сварен из катаных броневых листов и состоит из трех отделений: управления, боевого и силового. Над боевым отделением расположена открытая сверху квадратная сварная башня. В башне на станке установлена 57-мм спаренная автоматическая пушка С-68, состоящая из двух пушек С-60 с длиной стволов 76,6 калибра. Вертикальное и горизонтальное наведение пушки С-68 осуществлялось электрогидравлическим приводом. Углы наведения: горизонтальный 360°, вертикальный -5°…+85°. Максимальная дальность стрельбы: вертикальная - 8800 м, горизонтальная 12 ООО м. Темп стрельбы из двух автоматов: 200 - 240 выстр./мин.

Зенитных самоходных установок ЗСУ-57-2 было изготовлено сравнительно немного. Они поступили на вооружение ряда танковых полков, где было положено иметь одну батарею из 4 установок. Эти машины не пользовались большой популярностью в войсках по причине свойственных им недостатков: низкого темпа стрельбы, ручного обойменного заряжания, невозможности ведения огня на ходу. Эффективность огня батареи ЗСУ-57-2 была даже ниже, чем у батареи буксируемых 57-мм пушек С-60, управлявшихся от ПУАЗО-6 с СОН-9.

С 60-х годов, по мере поступления в войска более Современных ЗСУ «Шилка», некоторое количество ЗСУ-57-2 было передано или продано за рубеж. Боевое крещение ЗСУ-57-2 приняли во вьетнамской войне, причем они сражались на территории как Северного, так и Южного Вьетнама. ЗСУ-57-2 принимали участие в боевых действиях на Ближнем Востоке, а также в ирано-иракской войне. По-видимому, последний раз ЗСУ этого типа использовались в бою в марте 1999 года в ходе отражения авианалетов НАТО на территории Югославии.

В КНР была создана и запущена в серийное производство зенитная самоходная установка, представлявшая собой артиллерийскую часть ЗСУ-57-2, установленную на шасси китайского танка Тур 59.

По состоянию на 1995 год ЗСУ-57-2 еще находились на вооружении в Венгрии, Вьетнаме, Египте, Ираке, Иране, КНДР, Кубе, Сирии, Финляндии и Югославии.


ЗСУ-57-2


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗСУ-57-2

БОЕВАЯ МАССА, т: 28. ЭКИПАЖ, чел.: 6.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 8480, ширина - 3270, высота (потенту)-2750, клиренс - 425.

ВООРУЖЕНИЕ: 1 спаренная автоматическая пушка С-68 калибра 57 мм.

БОЕКОМПЛЕКТ: 300 выстрелов (из них в обоймах - 248).

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: автоматический зенитный прицел построительного типа.

БРОНИРОВАНИЕ, мм: 8 - 13.

ДВИГАТЕЛЬ: В-54, 12-цилиндровый, четырехтактный, бескомпрессорный дизель жидкостного охлаждения; мощность 520 л.с. (382,7 кВт) при 2000 об/мин; рабочий объем 38 880 см3 .

ТРАНСМИССИЯ: гитара, многодисковый главный фрикцион сухого трения, пятискоростная механическая коробка передач, два планетарных механизма поворота, бортовые передачи.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: четыре сдвоенных обрезиненных опорных катка на борт, ведущее колесо заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное); подвеска индивидуальная торсионная; в каждой гусенице 90 траков шириной 580 мм, шаг трака 137 мм.

СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 50.

ЗАПАС ХОДА, км: 420.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 30; ширина рва, м - 2,7; высота стенки, м - 0,8; глубина брода, м - 1,4.

СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция 10РТ-26Э, переговорное устройство ТПУ-4-47.

После окончания Великой Отечественной войны, критически оценивая опыт боевого применения войсковых средств ПВО, советские военные специалисты не могли не признать низкую эффективность зенитных подразделений танковых и механизированных частей и соединений. Беда нашей войсковой ПВО подвижных частей и соединений заключалась как в слабой организационной структуре зенитных подразделений (в составе танковой бригады имелась лишь зенитно-пулеметная рота, вооруженная девятью зенитно-пулеметными установками 12,7 мм ДШК), так и в несоответствии вооружения зенитно-артиллерийских дивизионов (задн) танковых и механизированных корпусов, укомплектованных буксируемыми 37 мм зенитными пушками 61-К или 25 мм 72-К, маневренному характеру боевых действий этих соединений. Действительно, зенитно-артиллерийские подразделения, вооруженные упомянутыми орудиями, зачастую просто не успевали развернуться с марша на огневых позициях для отражения воздушного нападения авиация противника на танковые и мотострелковые подразделения. В связи с завершением серийного производства 25 мм и 37 мм зенитных пушек 72-К и 61-К, исходя из анализа опыта боевых действий войсковой ПВО в минувшей войне, СМ СССР 9 апреля 1947 г. издал постановление № 935-288сс о создании новой 57 мм зенитной самоходной установки (ЗСУ), предназначенной для прикрытия действий мотострелковых и танковых частей. Проектирование и создание опытных образцов артиллерийской части ЗСУ возлагалось на Центральный научно-исследовательский институт артиллерийского вооружения (ЦНИИАВ, в последствии - ЦНИИ-58, г. Королев Московской области) под руководством известного конструктора артиллерийского вооружения В.Г. Грабина. Проектирование шасси и установки в целом поручалось отделу главного конструктора завода № 174 (г. Омск, ныне ФГУП "Омский завод транспортного машиностроения"). К ноябрю того же года был выполнен эскизный проект ЗСУ, однако из-за неготовности проекта артиллерийской части, дальнейшие работы по созданию установки в ОГК завода № 174 , были приостановлены. В ЦНИИАВ, тем временем, продолжались опытно-конструкторские работы по созданию артиллерийской части для новой ЗСУ. Было решено проектировать 57 мм спаренную зенитную артиллерийскую установку на основе узлов и механизмов 57 мм зенитной пушки С-60, созданной в ЦННИАВ в 1944 г. В 1948 г. был собран опытный образец С-68 (так назвали спаренное орудие), который и был представлен на испытания совместно с электроприводом ЭСП-76. Испытания прошли в целом удовлетворительно. Дальнейшая работа по созданию ЗСУ продолжилась на основании постановления СМ СССР № 2252-935сс от 22 июня 1948 г. В соответствии с ним ответственность за создание и подготовку к производству ЗСУ возлагалось на ОГК завода № 174. Общее руководство проектом осуществлял ведущий конструктор ОГК Э.Ш. Палей. Шасси установки, которой был присвоен заводской индекс "объект 500", было решено проектировать на основе узлов и механизмов нового среднего танка Т-54, что было вполне оправдано с точки зрения унификации производства образцов бронетанковой техники. В качестве артиллерийской части рекомендовалось использовать 57 мм спаренную автоматическую зенитную пушку С-68 разработанную в ЦНИИАВ. В начале 1949 г. в Научно-технический комитет бронетанковых и механизированных войск Министерства Вооруженных Сил СССР (НТК БТ и МВ ВС СССР) был представлен совместный проект ОГК завода № 174 и ЦНИИАВ и комплект технической документации новой ЗСУ. После его рассмотрения и одобрения руководством НТК БТ и МВ, ОГК приступил к отработке рабочих чертежей и сборке опытного образца, начавшаяся уже в мае 1949 г. Однако, в виду того, что конструкторы ОГК при сопряжении проектов орудия С-68 и шасси установки столкнулись с неожиданными трудностями, первый опытный образец был готов только к июню 1950 г. С конца июля по ноябрь того же года проходили заводские испытания новой установки, которые были признаны неудовлетворительными. В течении месяца в проектную и техническую документацию по итогам испытаний были внесены необходимые изменения и к концу декабря 1950 г. был изготовлен второй опытный образец машины, который и был представлен в феврале 1951 г. на государственные испытания. Испытания продолжались включительно по март того же года и по их итогам объект 500 был признан не отвечающим в полной мере тактико-техническим требованиям НТК БТ и МВ. Работа по устранению недостатков в ОГК завода № 174 была проведена в период апрель - май 1951 г. и в начале июня 1951 г. на заводе приступили к изготовлению серии опытных ЗСУ в количестве шести единиц, которые были представлены для прохождения войсковых испытаний. По итогам войсковых испытаний конструкция ЗСУ была признана в общем удовлетворительна, но с большим количеством указаний на недостатки, устранение которых затянулось до начала 1953 г. В апреле 1953 г. доработанный образец ЗСУ был представлен на контрольно-сдаточные испытания, по итогам которых представители заказчика в очередной раз выявили ряд недостатков. Наконец, в декабре 1954 г. вновь доработанный образец установки после испытаний стрельбой и пробегом был рекомендован к серийному производству и принятию на вооружение. Постановлением СМ СССР № 22-131сс от 14 февраля 1955 г. ЗСУ с заводским индексом объект 500 была принята на вооружение под названием 57 мм зенитная самоходная установка ЗСУ-57-2. Серийное производство ЗСУ-57-2 было организованно на заводе № 174 в сентябре 1956 г. и продолжалось до начала 1960 г. Производство артиллерийской части С-68 было размещено на производственных мощностях завода №1001 (г. Красноярск, ныне ОАО "Красноярский машиностроительный завод") . Всего было изготовлено 867 ЗСУ-57-2. Установками комплектовались зенитно-артиллерийские батареи танковых полков. Машина поставлялась на экспорт в армии государств - участников организации Варшавского договора, а также в Анголу, Египет, Ирак, Иран, на Кубу, КНДР, Сирию и Финляндию.
ЗСУ-57-2 относится к классу легкобронированных гусеничных боевых машин, в состав которой входят бронированный корпус, вращающаяся открытая башня с установленной в ней артиллерийской частью, силовая установка, ходовая часть, трансмиссия, электрооборудование и средства связи. В корпусе размещены отделение управления, частично боевое отделение и силовое отделение. Корпус собирался посредством сварки из броневых листов толщиной 8-13 мм. В отделении управления размещалось рабочее место механика-водителя. Вращающаяся башня сварного типа располагалась в центральной части корпуса на шариковой опоре. Задний бронелист был съемный. В походном положении башня могла накрываться брезентовым тентом. В башне монтировалась 57 мм спаренная автоматическая пушка С-68 и располагались рабочие места членов экипажа: впереди слева - заряжающего левого орудия, за ним в центре башни - наводчика, справа от наводчика располагался установщик прицела, впереди справа - заряжающий правого орудия, сзади в центре башни - рабочее место командира ЗСУ. Кроме этого в башне монтировалась радиостанция. На кормовом листе башни крепился гильзосборник. Качающаяся часть С-68 состояла из двух 57 мм автоматов по устройству аналогичных качающейся части автоматической зенитной пушки С-60, противооткатных устройств (ПОУ) и люльки Узлы и механизмы правого автомата представляли из себя зеркальное отражение левого. Работа автоматика была основана на принципе использования энергии отката при коротком ходе ствола. Ствол-моноблок состоял из трубы, копира и дульного тормоза. С боков казенной части были выполнены фигурные вырезы в форме профиля снаряда. Поршневые продольно скользящие затворы располагались в люльке. Открывание затвора при стрельбе производилось во время отката ускорительным механизмом. Досылка затвора в переднее положение и закрывание его осуществлялось с помощью пружин досылающего механизма, расположенных на гидравлическом буфере и в корпусе затвора. Накатник - пружинный. Тормоз отката - гидравлический, веретенного типа. Цилиндр тормоза отката при стрельбе оставался неподвижным. Прицельные приспособления - автоматические зенитные, построительного типа. В качестве боеприпасов применялись 57 мм унитарные выстрелы УОР-281У, ОР-281, БР-281, БР-281У, БР-281СП. Необходимо отметить, что эффективность стрельбы по воздушным целям батареи ЗСУ-57-2 по результатам была на порядок ниже показателей батарей 57 мм буксируемых зенитных пушек С-60, из-за невозможности применения штатного прибора управления артиллерийским зенитным огнем (ПУАЗО).

Тактико-технические характеристики

№№ Наименование характеристики Единица измерения Значение характеристики
1 Экипаж чел. 6
2 Вооружение 57 мм автоматическая спаренная зенитная пушка С-68
3 Длина ствола клб. 76,6
4 Масса артиллерийской части кг 4500
5 Боекомплект шт. 300
6 Мощность двигателя В-54 л.с. 520
7 Масса двигателя кг 895
8 Максимальная скорость км/ч до 50
9 Боевая масса т 28,1
10 Запас хода по топливу км 420
11 Бронирование мм 8-13
12 Длина по корпусу мм 6220
13 Ширина мм 3270
14 Высота мм 2750
15 Дорожный просвет мм 425
16 Скорострельность выстр./мин. 105-120
17 Начальная скорость полета снаряда м/сек 1000
18 Дальность стрельбы при поражении наземных целей м 12 000
19 Дальность стрельбы по высоте м 8 000
20 Вес осколочного снаряда кг 2,8
21 Угол возвышения минимальный град. - 5
22 Угол возвышения максимальный град. +85
23 Угол горизонтальной наводки град. 360
24 Бронепробиваемость максимальная мм 110
25 Средства связи: радиостанция

переговорное устройство

1

1

10РТ-26Э

ТПУ-47