Польза деревьев для современного человека и животных Учеными давно доказано, что долгие прогулки в городском парке или лесу благотворно действуют на организм человека. Во время такой чудодейственной прогулки люди получают здоровый заряд бодрости и отличное настроение, вдыхая уникальные целительные фитонциды. С незапамятных времен предки знали, что при постоянном контакте с деревьями человек заряжается особенной энергетикой, легко успокаивается, снимается нервное напряжение. А великолепные зеленые летние или разноцветные осенние, сказочные зимние и, уж конечно, удивительные весенние пейзажи никого не могут оставить равнодушными… Современные мегаполисы и города задыхаются от гари, смога и копоти, а многие виды деревьев способны стать эффективными природными фильтрами. Они прекрасно впитывают все отравляющие и вредные вещества, которых так много в городской среде: Тополь – самый известный «горожанин», трудно представить нынешнюю жизнь без этого стойкого и ветвистого растения. Может отлично расти и в суровом холодном климате и в жарких условиях. Широкие ярко-зеленые листья отлично задерживают пыль и фильтруют загазованный воздух. Береза – в переводе со старославянского языка означает "чистая" и "белая", растет достаточно медленно. Большинство данных растений являются морозостойкими (очень морозостойкими), легко переносят и жаркое лето. Эти деревья неприхотливы в городских условиях, хорошо очищают загрязненную атмосферу. Клен – невысокое, развесистое растение с красивыми фигурными листьями. Прекрасно смотрится в парковых аллеях и городских скверах. Для мегаполисов является идеальным вариантом, так как быстро растет, нетребователен к влаге и вынослив в суровых условиях мегаполиса. Сосна, ель и другие хвойные виды деревьев – уже давно известно, что целительный запах хвои снимает с человека раздражение и усталость. Такие древесные растения обладают мощной энергетикой, при контакте происходит активный обмен уникальными природными флюидами. Огромное количество диких животных обитает в лесах. Если бы не эти большие зеленые «друзья», наша земля давно истощилась бы, а большая часть лесных жителей вымерла. Все лиственные рощи, дубравы и ельники – не просто группы деревьев, целая экосистема, где все взаимосвязано. Флора и фауна, грунтовые воды, питание рек и озер (морей тоже), наконец, эрозия почв, чистая вода, чистый воздух… очень ценно для человека сохранить весь этот живой мир. Еще в 16 веке видный деятель Мартин Лютер говорил: «Умейте видеть истинную природу вещей, простое зеленое дерево – это огромное чудо, чем древо из серебра и золота».
0
Растительный мир Земли огромен, а деревья являются самыми прекрасными и удивительными обитателями нашей зеленой планеты. Без этих растений жизнь человечества и животного мира была бы немыслима. Все виды деревьев невероятно разнообразны, как уверяют известные биологи, насчитывается более ста тысяч разновидностей. Среди них существуют необыкновенные и редкие представители флоры, неоценимая польза деревьев для многих народностей южного полушария считается важным и драгоценным источником.
Диковинные чудо-деревья
Многие в детстве читали сказки Салтыкова – Щедрина, про то, как глупый генерал попал на необитаемый остров и увидел булки, растущие на деревьях. А ведь на самом деле есть подобные волшебные и чудесные леса, в которых растут молочные, хлебные, колбасные древесные растения. Обычно такие разновидности деревьев произрастают в жарких тропиках:
· Коровье дерево (молочное) – это представитель тутовых видов, «вырабатывает» вкуснейший млечный природный сок. Отличается от натурального молочного продукта наиболее плотным и вязким составом с ярким бальзамическим ароматом. Местное население часто применяет его в пищу, при варении на поверхности данного сока появляется своеобразный воск. Аборигены используют его для изготовления свечек и оригинальной жвачки.
· Дерево хлебное – превосходно растет в Новой Гвинее, приносит в жаркий сезон более 200 плодов, каждая «булка» весит от 2-х до 4-х килограмм. Население сначала закапывает в обложенную листьями яму сочные и мясистые ягоды, после 2-х недельной выдержки пекут лепешки или готовят разные блюда.
· Перистая Кигелия – в народе называют колбасным деревом из-за плодов, которые очень похожи на большие колбасы, достигающие длины более 50 см. Является эффективным в лечении, как слабительное средство, отлично помогает от ревматизма и змеиных укусов. Африканцы приспособились делать из плодов приятный слабоалкогольный напиток.
· Вечнозеленая Линнея (мыльное дерево) – широко водится на островах Вест-Индии, дословно значит «индейское мыло». Плоды используются с давних времен, если хорошо растереть получается пышная мыльная пена, применяется как отличный компонент при отбеливании материала. Выстиранные ткани в таком натуральном средстве никогда не линяют и не становятся блеклыми.
· Земляничник крупноплодный – еще один «вкусный» вид растения. Красивые сочно-красные ягоды очень напоминают землянику, считаются съедобными, имеют приторно-сладкий вкус. Из подобных плодов получаются аппетитные варенья и джемы, а также неповторимая винная и ликерная продукция.
· Южноафриканская Моринга оливолистная (бутылочное растение) – разновидность деревьев из семейства моринговых. Когда наступает сезон дождей, Моринга начинает накапливать в своих древесных клетках плодотворную воду, образуя небольшие резервуары. В сильную засуху аборигены с большой радостью берут живую воду от удивительного древесного растения.
Польза деревьев для современного человека и животных
Учеными давно доказано, что долгие прогулки в городском парке или лесу благотворно действуют на организм человека. Во время такого чудодейственного сеанса люди получают здоровый заряд бодрости и отличное настроение, вдыхая уникальные целительные фитонциды. С незапамятных времен предки знали, что при постоянном контакте с деревьями человек заряжается особенной энергетикой, легко успокаивается, снимается нервное напряжение, забываются различные стрессовые ситуации. А великолепные зеленые пейзажи помогают надолго забыть о повседневных проблемах.
Современные мегаполисы и города задыхаются от гари, смога и копоти, а многие виды деревьев способны стать эффективными природными фильтрами. Они прекрасно впитывают все отравляющие и вредные вещества, которых так много в городской среде:
· Тополь – самый известный «горожанин», трудно представить нынешнюю жизнь без этого стойкого и ветвистого растения. Может отлично расти и в суровом холодном климате и в жарких условиях. Широкие ярко-зеленые листья отлично задерживают пыль и фильтруют загазованный воздух.
· Береза – в переводе со старославянского языка означает "чистая" и "белая", растет достаточно медленно. Большинство данных растений являются морозостойкими, легко переносят морозы и жаркое лето. Подобные разновидности деревьев неприхотливы в городских условиях, хорошо очищают загрязненную атмосферу.
· Клен – невысокое, развесистое растение с красивыми фигурными листьями. Прекрасно смотрится в парковых аллеях и городских скверах. Для мегаполисов является идеальным вариантом, так как быстро растет, нетребовательный к влаге и выносливый в суровых условиях
· Сосна, ель и другие хвойные виды деревьев – уже давно известно, что целительный запах хвои снимает с человека раздражение и усталость. Такие древесные растения обладают мощной энергетикой, при контакте происходит активный обмен уникальными природными флюидами.
Разные виды деревьев отличаются друг от друга, большинство экземпляров длительное время растет в глухом лесу, встречая только диких животных. Если бы не эти большие зеленые «друзья» наша земля давно истощилась, а большая часть лесных млекопитающих вымерла. Животные часто селятся в стволах, питаются шишками и плодами, другие виды прячутся в кронах, спасаясь от хищников. На природной основе деревьев построена целая экосистема, состоящая из насекомых и своеобразной флоры и фауны. Все лиственные рощи, дубравы и ельники слагаются из отдельных растений и очень ценно для человека сохранить весь этот живой мир. Еще в 16 веке видный деятель Мартин Лютер говорил: «Умейте видеть истинную природу вещей, простое зеленое дерево – это огромное чудо, чем древо из серебра и золота».
Программное содержание:
- Закреплять и уточнять знания детей о воздухе и его свойствах.
- Формировать представления о значении воздуха в жизни человека, животных, растений.
- Развивать навыки проведения опытов, умение самостоятельно делать выводы.
- Развивать мышление, наблюдательность, любознательность.
- Расширять и активизировать словарь детей.
- Воспитывать экологическую культуру, заботливое отношение к природе.
- Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Демонстрационный и раздаточный материал для экспериментирования:
- Емкости с водой, пустой стакан, бумажный круг.
- Стаканы с водой, соломинки.
- Пакеты, шары, вертушки, веера, мыльные пузыри.
- Чеснок, лук, лимон, пустая, пластиковая бутылка.
Предварительная работа:
- Предварительная работа с детьми о свойствах воздуха.
- Беседы по темам: «Кому нужен воздух?», «Какой воздух бывает?».
- Наблюдения в природе за ветром, сезонными явлениями.
- Чтение литературы, разгадывание загадок, рассматривание иллюстраций.
- Словарная работа.
Интеграция образовательных областей:
Познание:
Образовательная: Наблюдение за природными явлениями, изменениями, развивать познавательные интересы, внимание, память, воспитывать любовь к природе, воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Развитие речи:
Образовательная: Развивать диалогическую речь детей, учить грамотно, составлять предложения. Развивать слуховое и зрительное внимание, речевую активность. Учить грамотно, делать выводы.
Методические приемы:
- Словесный.
- Игровой.
- Практический.
- Экспериментальный.
- Наглядный.
Ход занятия
Дети проходят в группу из спальни. Ребята к нам пришли сегодня гости, давайте с ними поздороваемся! (Дети здороваются.) В прошлом году они уже у нас были, вы помните? Сейчас мы стали старше, и узнали много нового и интересного. Предлагаю вам рассказать и показать, что нового и интересного вы узнали!
Воспитатель: А сейчас загадаю вам загадку, а отгадка и будет темой нашей беседы!
Ты без него не можешь жить
Ни есть, ни пить, ни говорить
И даже честно говоря,
Разжечь не сможешь ты огня
Воспитатель: что это?
Дети: Воздух. (Показ иллюстрации «пузырьки воздуха».)
Воспитатель: Правильно, это воздух. И сегодня мы с вами поговорим о воздухе. А зачем нам нужен воздух?
Дети: Воздух необходим человеку, животным и растениям для дыхания. Без воздуха жизнь на Земле невозможна.
Воспитатель: Воздух есть везде и на воде и на суше, наша планета Земля окружена толстым слоем воздуха. Эта оболочка называется атмосфера. (Показ иллюстрации земли окруженной атмосферой.)
Я предлагаю посмотреть мультик «Зачем нужен воздух?» (Просмотр.)
Воспитатель: Понравился вам фильм? А сейчас мы с вами закрепим, что нового узнали! Сколько слоев воздуха нас защищает? (ответы детей). Что образуется в первом слое (облака, дождь, снег). Правильно, молодцы и этот слой называется тропосфера. Что происходит во втором слое (летают самолеты). Молодцы, а слой называется стратосфера. Ну, а что же в третьем слое происходит? (там сгорают метеориты). Вы очень внимательные! Ну и остался последний слой, там очень красивое явление происходит, как называется? (северное сеяние). Правильно и все эти слои называются атмосфера, с этим словом мы уже с вами знакомы. Что снами будет если на земле не будет воздуха? (не будет жизни).
Воспитатель: А сейчас мы с вами вспомним с какими свойствами воздуха мы уже знакомы? (показ картинок по которым дети рассказывают о свойствах воздуха) Молодцы, вы много знаете о воздухе.
Воспитатель: А вы знаете, что происходит с воздухом при нагревании? (Ответы детей.) Я вам сейчас покажу!
Воспитатель: Беру пустую бутылку, на которую одет шарик, опускаю в горячую воду – шарик надувается, при опускании в холодную воду – сдувается. Знаете почему так происходит? (Ответы детей.) Воздух нагрелся, расширился, вышел из бутылки и надул шарик, а потом мы бутылку поставили в холодную воду, он охладился и снова возвратился в бутылку. Воздух состоит из множества маленьких частичек.
Воспитатель: Давайте мы с вами превратимся в частички воздуха, при комнатной температуре частичкам хорошо, они двигаются по всему пространству (Я говорю, тепло и мы начинаем двигаться по комнате.) Вдруг стало холодно, воздух сжимается и частички, стали прижиматься друг к другу. (Я говорю, холодно и вы начинаете прижиматься друг к другу.) Будьте внимательны! Молодцы очень внимательные!
Воспитатель: Ребята, а давайте поищем, где еще есть воздух. Вот у меня есть стакан, как вы думаете, что в этом стакане?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: А давайте мы с вами сейчас проверим (беру стакан и помещаю аккуратно в воду, чтоб в стакан не попадала вода). Ребята посмотрите, стакан вроде пустой, но я не могу опустить его на дно, как вы думаете, что мне мешает?
Дети: (воздух).
Воспитатель: Правильно, молодцы и сейчас мы с вами это проверим (дети берут стаканчики и опускают в воду, из воды появляются пузырьки воздуха) Что мешало опустить мой стакан на дно? (воздух) А когда мы с вами выпустили воздух, что произошло? (Ответы детей.) Пузырьки воздуха поднимаются в вверх, потому что воздух легче воды.
Воспитатель : А внутри нас есть воздух. (Ответы детей.) Давайте, мы это проверим! Возьмите трубочки и подуйте в стакан с водой, мы дуем в трубочку что выходит?
Дети: Пузырьки воздуха.
Воспитатель : Мы с вами вдыхаем и выдыхаем воздух. Мы его видим?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: А в какое время года мы можем увидеть воздух?
Дети : Зимой, изо рта выходит пар.
Воспитатель : Сейчас сделайте глубокий вдох, наберите побольше воздуха и задержите его, на счет «пять» выдохнете. (Дети выполняют.) Трудно было вам без воздуха?
Дети: Да трудно, хочется сразу вдохнуть воздух.
Воспитатель : Человек не может жить без воздуха, он ему нужен каждую секунду. Как надо правильно дышать?
Дети: Через нос.
Воспитатель: Положите ладошку на грудь и почувствуйте, как происходит дыхание.
1. Тихо – тихо мы подышим.
Сердце мы свое услышим. (Вдох через нос, пауза 4 секунды, плавный выдох через нос.)
2. Мы вдохнули глубоко
Дышим мы легко – легко, (Медленный вдох, пауза 4 сек. Выдох.)
3. Подыши одной ноздрей.
И к тебе придет покой. (Продолжительный вдох – выдох левой-правой ноздрей.)
4. Нужно глубоко вздохнуть,
Чтобы свечку нам задуть. (свободный вдох, задержка дыхания, «губы трубочкой», три коротких выдоха.)
Воспитатель : Ребята, а для чего человеку надо правильно дышать?
Дети: Чтобы не болеть.
Воспитатель : Для здоровья человека полезен только чистый воздух. За чистотой воздуха следят ученые - экологи. Грязный воздух вызывает разные болезни у людей. А сейчас давайте поиграем, я разложу картинки, где изображен грязный воздух и чистый, а вы по очереди подойдете и возьмете по одной картинки. Как вы думаете, что загрязняет воздух на этих картинках, а что наоборот делает воздух чистым и полезным?
Дети: Пыль, выхлопные газы, пожары, дым заводов, фабрик, сигарет….
Воспитатель : Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым?
Дети : Протирать пыль, проветривать помещения, сажать деревья, кусты, цветы, поливать дорожки, тротуары, на заводах и фабриках ставят фильтры для очистки воздуха.
Воспитатель : Молодцы, правильно.
Воспитатель: Что мы знаем о воздухе?
Дети : Воздух невидимый, находится вокруг нас, мы им дышим, человек не может жить без воздуха. Воздух прозрачный, бесцветный, не имеет вкуса и запаха, но может переносить запахи. Может передвигаться, при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.
Воспитатель : Все правильно, молодцы! Ребята хотите, я покажу вам фокус. Я попросила друзей и они привезли мне горный воздух, там много деревьев, озер и они поместили этот воздух в шарик. Это полезный воздух? А сейчас я возьму иголку и проткну его. Что должно произойти с шариком? (Ответы детей лопнет.) А что произошло? Ответы детей (шарик не лопнул). Это не обычный шарик с необычным полезным воздухом. Если вы будете следить за своим здоровьем, заниматься спортом, много гулять, кушать полезную пищу, то вам как и шарику не будет страшна не какая болезнь, а шарику иголка! А теперь давайте попрощаемся с гостями и пойдем собираться на улицу, дышать, как вы думаете каким воздухом? Ответы детей (полезным).
Литература:
- Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов. Издательство, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва 2012 год.
- Воздух невидимка. И. А. Рыжова.
- Большая книга экспериментов. Издательство Эксмо. 2010 год.
- Моя первая энциклопедия. Планета Земля. М. Эксмо 2013 год.
- Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой для детей. М. Щетинин. Издательство Метафора 2011 год.
- «Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет / Автор-составитель Зубкова Н.М. – СПб: Речь 2009 г.
Татьяна Зайцева
Конспект занятия «Беседа о воздухе»
«Воздух »
Беседа
Цель : познакомить с «воздухом » как фактором, влияющим на здоровье человека.
Задачи : познакомить со свойством воздуха , рассказать, какую роль он играет для человека, как можно использовать его для закаливания; развивать речь, мышление, память, внимание; воспитывать любознательность.
Ребята, в последнее время мы много говорим о таких наших друзьях, как «солнце» , «воздух » и «вода» . Давайте побеседуем о воздухе ! Как вы думаете, зачем он нам нужен?. (воздух- это кислород . Мы им дышим.) Правильно! А раз мы им дышим, значит, нам нужен чистый, свежий воздух , правда?.
Где же находится этот свежий, чистый воздух ?. Что помогает очищать воздух ?. (растения) Значит, самый чистый воздух – в лесах и садах , так как там много растений. А в городе что загрязняет воздух ?. (транспорт, заводы…)
Друзья мои, а когда мы в помещении находимся, мы дышим свежим воздухом ?. что следует делать, чтобы воздух был свежее ?. (проветривать) Верно! Только проветривать помещения следует тогда, когда в нем нет людей. Как вы думаете, почему?. (может продуть)
Все верно, ребята! Мы дышим воздухом , поэтому надо чаще гулять на улице, проветривать помещения и стараться хотя бы иногда бывать в лесу или саду, парке…где много растений. И подальше стараться находиться от дорог, где много транспорта.
Ребята, а вы знаете, что мы дышим не только носиками, но и кожей?. если присмотреться к нашей коже, мы увидим маленькие отверстия. Это – поры. Через них кожа дышит. Мы должны помнить об этом и давать ей возможность каждый день дышать. Что это значит? Например, перед тем, как вы ложитесь вечером спать, не спешите кофточки с рукавами и штанишки или колготочки поменять на плотную пижаму с рукавами и длинными штанинами. Можно несколько минут, или даже час побыть в легкой одежде, например, маечке на лямочках и шортиках, босиком. Это тоже закаливание. Кожа открыта и ей легко дышать.
Вот, оказывается, как важен для всего организма воздух ! Давайте еще раз повторим, чем он полезен для организма….) Что нового вы сейчас узнали о воздухе… .) Молодцы, ребята!
Цель: познакомить с «воздухом» как фактором, влияющим на здоровье человека.Задачи: познакомить со свойством воздуха, рассказать, какую роль он играет для человека, как можно использовать его для закаливания; развивать речь, мышление, память, внимание; воспитывать любознательность.
Ребята, в последнее время мы с вами много говорим о таких наших друзьях, как «солнце», «вода». А сегодня я, хочу побеседовать о воздухе! Посмотрите у меня в руках воздушный шарик, как вы думаете, что находится внутри шара? (Ничего не видно, он пустой).
Давайте проверим, я развяжу шарик, а вы подставите ладони и скажите, почувствовали что – то или нет.
Дети подставляют ладони под струю воздуха.
Так есть что – то в шарике или нет? (Да). Ведь мы ничего не видим, но что – то чувствуем. Что же это? Отгадайте загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать, Чтобы шарик надувать. С нами рядом каждый час, Но не виден он для нас! (Воздух)
Воздух – прозрачный, значит через него все видно, без запаха и без вкуса и очень легкий.
А где есть воздух? (Везде).
Скажите, а кто дышит воздухом? (Люди, птицы, животные, насекомые, растения, рыбы, деревья).
Воздух всегда вокруг нас, мы дышим воздухом, и не только, но и все живые существа – всем нужен воздух, чтобы дышать. Сделайте глубокий вдох и держите его, а я сосчитаю до пяти. На счет пять вы выпустите воздух.
Трудно вам было без воздуха? (Да)
А можно жить без воздуха? (Нет)
Человек не может жить без воздуха, если нет воздуха, то он может задохнуться. Если кто – то не умеет плавать и окажется под водой, то он может утонуть – ведь под водой нет воздуха.
Воздух находится вокруг нас, мы его не видим, но можем почувствовать: дуньте на ладошки. Вы чувствуете воздух? (Да)
Если помахать ладошкой, то можно почувствовать воздух. Помашите ладошками вот так. (Дети машут). Чувствуете? Это и есть воздух. Летом, когда тепло, воздух не видно, а зимой его можно увидеть, когда мы дышим - из рта выходит пар, это и есть воздух.
Скажите, пожалуйста, так что такое воздух? (Воздух, это то, чем мы дышим).
Правильно! А раз мы им дышим, значит, нам нужен чистый, свежий воздух, правда? (Да)
Как вы думаете, где же находится этот чистый свежий воздух? (В парке). Самый чистый воздух – в лесах, садах и парках, так как там много растений и деревьев. А растения еще называют «легкими нашей планеты», потому что растения очищают воздух от загрязнения.
А в городах, что загрязняет воздух? (Транспорт, фабрики и заводы).
Ребята, а когда мы в помещении находимся, мы дышим свежим воздухом? (Не всегда). Что надо делать, чтобы воздух был свежим? (Проветривать). Верно! Только проветривать помещение следует тогда, когда в нем нет людей. Как вы думаете почему? (Может продуть и заболеешь).
Все верно, ребята! Мы дышим воздухом, поэтому надо чаще гулять на улице, проветривать помещение и стараться чаще бывать в лесу, парках и садах, где много растений. И подальше находится от дорог, где много транспорта.
Ребята, а вы знаете, что мы дышим не только носиком и ротиком, но и кожей. Если присмотреться к нашей коже, мы увидим маленькие отверстия. Это – поры, через них кожа дышит. Мы должны помнить об этом и давать ей возможность каждый день дышать. Что это значит? Вечером перед сном, надо несколько минут, или час побыть в легкой одежде, например, маечке на лямочках и шортиках, босиком. Кожа открыта и ей легко дышать, а вы в эти время еще и закаляетесь.
Отгадайте загадку: С нами рядом каждый час, но не виден он для нас? (Воздух).
Правильно, ребята! Воздух вокруг нас, и он может помогать людям. Например: он надувает паруса, ведь ветер - это воздух, и кораблик движется. Ветер дует на ветряную мельницу, и она вращается, помогает людям молоть муку. С помощью воздуха переносятся семена.
Ребята, как вы думаете, почему птички летают и не падают? (У них есть крылья).
Правильно! Крыльями птицы опираются на воздух и летят. Также и самолеты – у них есть крылья, и они ими опираются на воздух и летят. Если бы не было воздуха, то птицы и самолеты не смогли бы летать.
А где еще есть воздух? Воздух есть в шинах автомобилей, в шинах велосипеда, в мячах.
Я, думаю, вы запомните, что воздух необходим для жизни на Земле. И необходимо его беречь, не загрязнять, а делать на заводах и фабриках очистительные сооружения для очистки воздуха. И конечно сажать зеленые насаждения.