Бабочка на солнышке. Зачем бабочки греются на солнышке

В 1984 г. на биологической олимпиаде школьников МГУ была предложена следующая задача: «Известно, что бабочка-крапивница предпочитает температуру 36 °С. Если на улице холодно и солнце не светит, бабочка сидит с закрытыми крыльями. Если холодно, но светит солнце, бабочка раскрывает крылья. Но как только температура достигает 36 °С, бабочка складывает крылья. Нарисуйте схему соединения нейронов, которая обеспечивала бы такое поведение бабочки». Задача была дана в 10-м классе и оказалась «убойной». Никто из школьников не получил за нее «отлично», так как ни одной работоспособной схемы предложено не было, а многие школьники вообще не могли понять, что от них требуется.
Эта задача, как очень многие задачи по биологии, не имеет однозначного ответа. Можно придумать много схем, удовлетворяющих ее условиям. Придумаем одну из возможных. Прежде всего, можно предположить, что крыльями бабочки по аналогии с мышцами-антагонистами у человека должны управлять две группы мышц: «опускатели» крыла и «поднпматели» крыла. Каждой группой управляют свои МН, которые мы будем обозначать МН0 и МНП. На эти МН должны поступать сигналы о температуре и солнечном свете. Тут также возможны разные решения. Пусть клетка Т возбуждается и посылает импульсы, только если температура выше 36 °С («тепло»), а клетка С - когда светит солнце («свет») (рис. 52).
По условию задачи при свете крылья раскрываются, поэтому соединим световой рецептор сМН0 (рис. 52, б). Когда же температура поднимется выше 36 °С и заработает тепловой рецептор, крылья должны закрыться. Значит, надо соединить клетку Т с МНП возбуждающей связью. Мышцу-антагониста (опускатель крыла) надо при этом затормозить; для этого надо соединить тепловой рецептор с МН0 тормозной связью. Но один и тот же нейрон, как правило, не бывает и возбуждающим, и тормозным, поэтому для создания торможения надо поместить в эту линию
тормозный вставочный нейрон (интернейрон) (рис. 52, б). Теперь если будет и светло, и тепло, то МН0 не будет работать, так как на него приходят равные по величинеа но противоположные по знаку сигналы, которые не доведут его до порога. Однако наша схема не полностью удовлетворяет условиям задачи: если на улице холодно и солнца пет, то по условию крылья должны быть закрыты, а из

Рис. 52. Нейронные схемы, управляющие работой крыльев бабочки! а - набор элементов, которые использованы при построении схемы (МН„ - мотонейроны опускателей крыла, МНЫ - мотопейроны поднимателеЗ крыла, С - рецепторы света, Т - тепловые рецепторы, X - холодовые рецепторы, ВС - возбуждающие синапсы, ТС- тормозные синапсы); б - начальный этап построения схемы; в - работоспособная схема; г - другой вариант работоспо с-обнои
схемы

нашей схемы это не следует. Поэтому и вставлен в схему еще один рецептор X, работающий, когда температура ниже 36 °С («холодно»). Соединим его с МНП возбуждающей связью. Но, чтобы не испортить ситуацию «холодно и светло», эта связь не должна работать, когда светит солнце. Значит, нужен еще один интернейроп, который будет при освещении тормозить X (рис. 53, е).
Теперь наша схема будет работать. Для нее нам потребовалось 3 рецептора и 3 интернейрона. Можно сделать схему и экономнее. Например, на рис. 52, г приведена схе-
ма, в которой есть вставочный нейрон С А, все время работающий сам по себе (такие нейроны называют спонтанноактивными). Он будет все время стремиться закрыть крылья, которые будут закрыты всегда, кроме ситуации, когда одновременно работают рецепторы X и С; в этом случае они возбуждают интернейроя ИН 2. Цифра «2» указывает, что его порог так высок, что свет и холод по одиночке не способны его возбудить. Этот интернейрон при возбуждении откроет крылья и затормозит спонтанно активный интернейрон {СА). Вы видите, что в этой схеме мы обошлись всего двумя типами рецепторов. Правда, один из интерпейронов в этой схеме обладает более хитрыми свойствами, чем стандартный нейрон: он может работать сам по себе. О таких нейронах мы поговорим дальше в этой главе. *
Инженеры часто решают такие же задачи, как только что решенная нами. Например, во многих домах есть лифт. Допустим, что лифт пришел на первый этаж и дверь открылась. Если никто не войдет в него, дверь закроется. Если войдет, но ничего не будет делать, дверь останется открытой. Если войдет и нажмет кнопку - дверь закроется и включится двигатель. Тут тоже есть «МН» для двери и для двигателя, есть рецепторы веса и нажатия на кнопку, есть свой «мозг», но не из нейронов, а из реле. Существует целая теория, позволяющая строить нужные логические схемы для разных задач.

Еще по теме Как бабочка складывает крылья:

  1. 1.2.5. . В повседневной практике складывающиеся общественные отношения не всегда подпадают под действие определенного закона
  2. РАЗДЕЛЫ 155-157. РАЗДЕЛЕНИЕ ВОЙСКА НА КРЫЛЬЯ, ФЛАНГИ И ЦЕНТР ПЕРЕД ВОЙСКОМ (ПРОТИВНИКА).1 РАЗДЕЛЕНИЕ ВОЙСКА НА СИЛЬНОЕ И СЛАБОЕ.2 СРАЖЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПЕХОТЫ, КОННИЦЫ, КОЛЕСНИЦ И СЛОНОВ з

Оборудование:

а) ТСО – видеомагнитофон, телевизор (желательно с большим экраном), видеозаписи, магнитофон, аудиокассеты со звуковым оформлением;
б) клетки, молочная бутылка, кусочек хлеба, смоченный растительным маслом, небольшая закрытая коробка, садовая лейка;
в) животные: крыса, мышь, хомяк, морская свинка;
г) карточки-задания для команд-участниц, конверты, жетоны для зрителей, оценочный лист для жюри.

Игра проводится на сдвоенном уроке. Класс заранее разбивается на команды, которые получают задание подготовиться дома к конкурсам «Представление команд» и «Рекламная пауза». В жюри приглашаются педагоги и старшеклассники.

В качестве музыкальной заставки звучит запись песни «Мы прекрасные, мы благородные...» к телепередаче «В мире животных».

Ведущий. Сегодня у нас с вами необычный урок, урок-игра, в ходе которого вам пригодятся знания, полученные на уроках экологии и зоологии. Но помните, что самое полное, самое точное знание природы лежит за пределами школьных учебников, и в основе его – наблюдение за жизнью живых существ в повседневном общении с ними. Для этого необходимы такие качества, как наблюдательность, умения подмечать характерные черты животного, устанавливать взаимосвязь явлений, размышлять, ставить себя на место живого существа и видеть мир его глазами.
Этими умениями в совершенстве владели наши предки. Да оно и понятно: на заре своей истории человек был очень тесно связан с животным миром – надо было знать, на каких животных и как охотиться, а каким и сам человек мог послужить неплохим обедом. Позже знание повадок и особенностей животных помогло человеку приручить некоторых из них.
К сожалению, сегодня большинство людей, живя в городах, утратили вместе с необходимостью повседневного изучения природы и понимание законов ее существования. Но умение наблюдать и мыслить поможет нам вновь осознать законы сосуществования живых существ. Сейчас это необходимо как никогда.
Поэтому именно наблюдательность и умение мыслить определят победителя нашей сегодняшней игры. Мы с вами узнаем, у кого самый зоркий глаз, кто самый лучший исследователь, художник, вы побываете в роли «самого страшного зверя» и самого ловкого охотника, отведете заблудившегося детеныша к его маме и даже выступите в качестве рекламных агентов. Ну а поскольку далеко не каждого представителя животного мира можно пригласить на урок, вести наблюдения нам помоут видеозаписи – попробуем сделать так, чтобы одно из благ цивилизации, отделившей человека от природы, приблизило бы нас к ней.
Мы назвали игру «Эти замечательные животные», поскольку мир животных, действительно, удивителен, замечателен и многообразен.

Конкурс 1. Представление команд (домашнее задание)

Ведущий. Человек, наблюдая за животными, сам мечтал приобрести некоторые их качества: остроту зрения орла, скорость полета сокола или бега гепарда, силу медведя, ловкость леопарда. Наши предки не только охотились на животных. Они обожествляли их, связывали с ними свое происхождение. Например, в Конго некоторые племена считают своими предками слонов, на Мадагаскаре – крокодилов, а в современной Японии светлячков считают душами воинов, отдавших свою жизнь за родину. Поэтому первое задание – найти свой тотем. Вы должны будете выбрать название своей команде и объяснить, почему остановились именно на нем. Это должно быть название какого-либо животного или какая-то характерная его черта (например, «хищные», «быстроногие» и т.п.).
Команды выходят и поочередно представляют себя. Их выступления оцениваются жюри. Можно привлечь зрителей к оценке выступления команд. Максимальная оценка – 5 баллов.

Конкурс 2. Самые внимательные

Ведущий. Как мы уже говорили, самое главное качество в сегодняшней игре – наблюдательность. Сейчас вам предстоит на деле выяснить, кто же из вас самый внимательный и наблюдательный. В течение нескольких секунд на экране будут демонстрироваться различные животные. Ваша задача – успеть узнать, запомнить, а затем назвать как можно больше из них, а также подметить общую, характерную для всех черту.
На экране демонстрируется небольшой видеомонтаж из 8–10 сюжетов с изображениями различных животных, каждый сюжет продолжительностью примерно 3–5 с. На подготовку ответа дается 1 мин. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

(В нашем сюжете были показаны дельфин, пингвин, койот, лягушка, цапля, аллигатор, белый медведь, венерина мухоловка, жук-плавунец. Необходимо было правильно назвать их, указав, что венерина мухоловка является растением, а не животным. Характерная черта всех показанных организмов – хищничество. )

Конкурс 3. Решение задач

Ведущий. В этом конкурсе вам пригодятся умения устанавливать связи в живой природе, чему вы, несомненно, уже научились на уроках экологии, понадобятся также навыки исследователя.
Каждая команда получает одно задание. Карточки-задания помещены в конверты. команды тянут жребий, после чего вскрывают конверты и приступают к работе. Время на подготовку ответов – 3 мин. Зрители в этот момент принимают участие в викторине. После викторины ведущий поочередно зачитывает задание каждой команды и выслушивает ее ответ. Затем дается правильный ответ и демонстрируется соответствующий видеофрагмент. Если команда затрудняется ответить на вопрос, можно использовать приводимые подсказки, снижая при этом число баллов. Максимальная оценка – 10 баллов.

ХВОСТАТЫЙ СТОРОЖ

(Демонстрация фрагмента из фильма «Павианы – небезопасное соседство».) к настоящему времени сохранилось около 100 видов древних голосеменных растений – саговников. Энцефалартос – один из наиболее интересных видов, но ему грозит опасность. Семена этого растения – лакомая пища для слонов и обезьян бабуинов (обезьяны съедают и проростки). Ученые предложили неожиданный выход – размножить в этой местности львов. Объясните предложение.

(Львы будут регулировать численность обезьян. )

ВИДИТ ОКО, ДА ЗУБ НЕЙМЕТ

(Фрагмент из учебного видеофильма «Класс Насекомые».) комнатная муха имеет два больших сложных глаза и три простых, но, несмотря на обилие глаз, муха отчетливо видит лишь на расстоянии 40–70 см. А стрекоза видит дальше – на 1,5–2 м. Найдите причину различий в «дальнозоркости» и объясните ее.
Подсказка. Различия в дальнозоркости связаны с образом жизни.

(Стрекоза – хищник, она ловит насекомых на лету, ориентируясь при помощи органов зрения. Мухам же это необязательно, поскольку они питаются «неподвижной» пищей. )

«ДЕРЖИ РОТ ШИРЕ»

(Фрагмент фильма «Озеро мух».) Летними ночами летает множество комаров, мошкары. Это отличный корм для рыб в рыболовецком колхозе. Но как они окажутся в воде?
Подсказка. Мошкара сама летит в воду.

(Рыб подкармливают с помощью прожектора: луч света направляют в воду, мошкара, летя на свет, падает в воду. Рыбам остается только раскрывать рот. )

КАК СОГРЕТЬ ДЕТЕЙ

(Фрагмент видеофильма «С днем рождения, змея!».) Самка тигрового питона собирает 40–50 яиц в кучу и обвивается вокруг кладки, делая 3–4 кольца. Получается живой «кувшин», наполненный змеиными яйцами. Известно, что питоны – холоднокровные животные, т.е. температура тела у них не поднимается выше температуры окружающей среды. Питон может себя согреть, только заставив работать мышцы. Зная это, натуралисты прошлого столетия полагали, что мать просто охраняет будущее потомство. Но, измерив температуру тела между кольцами «сидящей» на яйцах самки, поняли, что она не только охраняет их, но и греет. Температура змеи, когда она переваривает пищу, может быть на 6–7 оС выше температуры воздуха. Однако для нормального развития яиц нужна температура 35 оС. Как быть?

(В огромном теле питона, больше чем наполовину состоящем из мышц, вырабатывается много тепла. Посетители зоопарка могут наблюдать, как змея, «сидя на яйцах», регулярно вздрагивает всем телом. )

Викторина со зрителями

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл (жетон).

1. Что кормит волка? (Ноги. )

2. Какое животное может дышать тремя способами: легкими, кожей и ртом? (Лягушка. )

3. Что такое (выползок)? (Верхний слой змеиной кожи, который отслаивается при линьке. )

4. Названию какой птицы в древнерусском счете соответствовало число 10 млн? (Ворон. )

5. Какой зверь является самым крупным хищником на суше? (Белый медведь. )

6. Может ли белый медведь съесть пингвина? (Нет, в природе они не встречаются. )

7. Чем нельзя кормить соловья? (Баснями. )

8. Каких животных используют для лечения высокого кровяного давления, глазных болезней, закупорки вен? (Пиявки. )

9. В какой среде обитания живут самые быстрые животные? Назовите их. (Наземно-воздушная. Стриж, сокол, гепард. )

10. Птица эта не маленькая, а увидеть ее нелегко: сядет на землю или ветку – и исчезнет. Уж такая у нее окраска – рябенькая. Кто это? (Рябчик. )

11. Почему сидящая бабочка складывает крылья? (Способ маскировки – при этом она располагается по отношению к солнцу так, чтобы не отбрасывать тени. )

12. Жуки эти летают и весной, и летом. С каким весенним и летним месяцами связаны их названия? (Майский и июньский хрущи. )

13. Эта птица – настоящий акробат, только она может бегать по стволу дерева вверх и вниз. Кто это? (Поползень. )

14. А у этой птицы все не как у других – и клюв крест-накрест, и птенцов может выводить зимой. Что это за птица и почему она может выводить птенцов даже зимой? (Клест. Потому, что может и зимой прокормить птенцов семенами сосны, ели. )

15. Кого из насекомых можно назвать «тяжеловесом»? (Муравья. )

16. Есть такое выражение – «муравьиные коровы». Кто это и почему их так называют? (Тли. Муравьи кормятся сладкими выделениями тлей и «пасут» этих насекомых, охраняя их от врагов. )

17. Ваш возраст всегда можно узнать по свидетельству о рождении или паспорту. А что служит «паспортом» рыбе? (Чешуя. Подсчитав число колец на ней, можно определить возраст рыбы. )

18. Существует выражение: «Рожденный ползать летать не может». А так ли это? Подтвердите свою точку зрения. (Нет. Существуют летучая древесная змея (Южная Америка ), ящерица летучий дракон (Юго-Восточная Азия ).)

19. Кто «видит» ушами? (Летучая мышь. )

Конкурс 4. Узнай портрет

Ведущий. На съемках видеофильма о природе забыли подписать, какие животные сняты на видеокассетах, однако приложили их описания. Ваша задача узнать животное по его описанию, а затем мы сравним ваши ответы с видеопортретами.
Играют все команды одновременно. Описание животного зачитывается частями, после каждой части заслушиваются ответы команд. При этом если животное будет узнано после прочтения первой части его описания, присуждается 6 баллов, после второй – 4 балла, после третьей – 2 балла. После ответов команд демонстрируется видеофрагмент и называется правильный ответ.

ОПИСАНИЕ 1

1. Эти подвижные птицы радуют своим щебетанием жителей Великобритании, Франции, Германии и других государств. Нередки они и в нетропической Азии, Японии и Китае. И на северо-западе Африки вы услышите, как совсем «по-русски», мелодично переговариваются они среди ветвей пробкового дуба, фисташек и маслин. А на северо-западе Европы они гнездятся у самого Полярного круга. Жизнь их тесно связана с деревьями, поэтому у них цепкие лапки с длинными коготками. Тонкий, шиловидный клюв – прекрасное орудие для вылавливания насекомых и их личинок в коре.

2. Птицы эти – дуплогнездники, а значит, их излюбленное место для гнезда – дупло. Если лес небогат дуплистыми деревьями, устраиваются в брошенных беличьих и сорочьих гнездах, в расщелинах скал, в норах по обрывистым берегам и оврагам, под отслоившейся корой. В теплое лето успевают выкормить два выводка. В каждом выводке от 6 до 15 ненасытных желторотых малышей. За летний сезон такая семья съедает более 130 гусениц!

3. В конце лета эти птицы собираются в стайки. Осенью перебираются поближе к человеческому жилью. Зимой трудно отыскать зимующих насекомых и их личинки, поэтому они часто летают вместе с дятлами – авось и перепадет что-нибудь. В это время года кормушки для них – большое подспорье. Жирные подсолнечные семечки, хлебные крошки, а особенно сало (только несоленое) спасают многих из этих пернатых зимой.

(Большая синица .)

ОПИСАНИЕ 2

1. Это зверь. Ноги у него длинные, почти как у жирафа, и зубы схожи с жирафьими как две капли воды – стало быть, пища у него растительная. У него очень подвижная верхняя губа, но это не слон (как известно, хобот – это ни что иное, как верхняя губа сросшаяся с носом). Есть у него и «серьга» – кожный вырост, болтающийся на шее. А волосы на брюхе растут вперед – у других зверей такого не бывает.

2. Благодаря перепонке на задних конечностях он легко ходит по топкому болоту. Может переплыть реку, перепрыгнуть через двухметровый забор. Зверь этот лесной. Зимой дышит всемеро реже, чем летом, на бегу не взмокнет, из снега выйдет сухим – значит, обитатель северных лесов.

3. Аппетит у него завидный – за год переваривает до 7 т «даров леса» – 4 т древесных побегов, 1,5 т листвы, остальное – трава, кустарнички, грибы. Может есть хвою, хвощи, лютики, осиновую кору – самую горечь, но это ему, в отличие от домашнего скота, не вредит. А ядовитым мухомором лечится от глистов. Однако больше всего он любит иван-чай и грибы. Кроме человека, для него опасны волки, рыси, медведи, росомахи, от которых он отбивается рогами и копытами.

(Лось. )

ОПИСАНИЕ 3

1. Животное это небольшое – от 50 см до 1 м в длину. Живет в лесах и лесостепях, на зарастающих гарях и по берегам водоемов, на болотах и лугах – в общем, всюду, где влага, где можно укрыться от зноя и холода. Основная пища молодых животных – насекомые. Взрослые питаются главным образом грызунами, но и насекомыми тоже не пренебрегают. Людей боятся и избегают, никогда не нападают первыми, но, несмотря на это, люди их не любят и частенько убивают. Но там, где они уничтожены полностью, людей одолевает «мышиная напасть», так как эти животные регулируют численность грызунов.

2. Очень хорошо чувствуют приближение холодов. Зимуют в пустующих норах, ямах на глубине как минимум 2 м и часто собираются большими группами. Это позволяет им почти всегда дожить до весны.

3. Могут быть серого, бурого, зеленого цветов, но обязательно имеют волнистую или зигзагообразную линию, проходящую вдоль спины. Это единственная ядовитая змея, распространенная в европейской части России.

(Гадюка обыкновенная. )

Конкурс 5. Рекламная пауза

Ведущий. В любой телеигре должно быть место для рекламы. Поэтому следующий конкурс – «Рекламная пауза»!
Команды представляют домашнее задание: придумать самим рекламу чего-либо, используя в качестве «рекламного агента» животное и обосновав свой выбор.
В нашем случае ребята подготовили небольшие сценки-представления и даже, неожиданно для нас, самостоятельно изготовили костюмы и подобрали реквизит. Однако, учитывая, что не все дети могут быть настолько активными, предлагаем упрощенный вариант этого конкурса.
Команды должны перечислить животных, участвующих в телевизионной рекламе, и рассказать, о чем она. Побеждает команда, назвавшая большее количество животных и, соответственно, рекламных роликов. Можно принимать ответы команд по очереди, в этом случае команда, пропустившая свою очередь, выбывает из игры, а побеждает оставшаяся. То же самое с названиями фильмов о животных, популярных телепередач, песен и т.д. Максимальная оценка – 5 баллов.

Конкурс 6. Детский сад

Ведущий. Вы должны будете узнать родителей каждого из малышей, изображенных на экране, и «отвести» каждого из них к своей маме. Будьте внимательны, не ошибитесь! На стол перед участниками помещаются клетки с крысами, мышами, морскими свинками и хомячками – самыми распространенными обитателями живого уголка. Командам предлагается назвать животных, а после демонстрации видеофрагмента определить, в каком видеосюжете показаны детеныши каждого из представленных зверьков. Например: «Детеныши морской свинки были показаны в видеосюжете №3».
В качестве видеоматериала использовалась видеосъемка детенышей, предварительно выполненная в живом уголке.
Для усложнения задания можно включить дополнительные видеосюжеты детенышей животных, не представленных участникам. Высшая оценка – 3 балла.

Конкурс 7. Угадай, что будет

На столе перед командами клетка с мышами.

Ведущий. Говорят, страшнее кошки зверя нет. Проверим, какие из вас получились бы кошки, хорошо ли вам знакомы повадки мышей! Нужно выбрать один их предложенных вариантов ответа:
а) мышь не обратит внимания на бутылку и не полезет в нее;
б) мышь заберется в бутылку и вылезет из нее;
в) мышь пролезет в бутылку, но из нее не выйдет.
Каждая команда выбирает один из вариантов ответа, затем в клетку помещается молочная бутылка с приманкой (хлеб, смоченный растительным маслом) и 1,5–2 мин ведется наблюдение за поведением мышей. Выигрывает та команда, которой удалось угадать правильный ответ. Максимальная оценка – 3 балла.

(Наиболее вероятным является третий вариант ответа, так как он основан на поведенческих особенностях мышей. )

Возможен дополнительный вопрос: «Как эту особенность поведения мышей можно использовать для борьбы с ними»?

Конкурс 8. Ловкий охотник

К участию допускаются и команды, и зрители.

Ведущий. Каждому охотнику необходимы знание повадок его добычи, сила, ловкость, бесстрашие и, кроме того, охотничье снаряжение. Для ловли животных человек издавна использовал различные приспособления: сети, капканы, крючки, ловушки и т.п. Выбор охотничьей снасти определялся, конечное же, особенностями объекта охоты – его размерами, образом жизни, местом обитания. Так и у нас – огнестрельного оружия не будет, а вот совсем без снасти не обойтись. Расскажите, кого и как можно поймать при помощи садовой лейки.
На обсуждение вопроса – 1 мин, затем принимаются ответы. Максимальная оценка – 10 баллов.
(Этим животным является дождевой червь. Если хорошо полить землю в саду, черви вылезут на поверхность, так как они дышат атмосферным воздухом. )
В нашем случае правильный ответ не назвали, поэтому участникам было предложено (за определенную сумму баллов) «проверить свою смелость» и, не глядя, достать из коробочки (соответствующим образом оформленной) «опасное животное». Что и было проделано с большим энтузиазмом.

Музыкальная пауза

Подведение итогов конкурса, награждение команды-победительницы и зрителей, набравших наибольшее количество жетонов.

Литература

Акимушкин И.И. Мир животных: Млекопитающие, или звери. 4-е изд., испр. и доп. – М.: Мысль, 1998. – 455 с.: ил.

Акимушкин И.И. Мир животных: Насекомые. Пауки. Домашние животные. 4-е изд. – М.: Мысль, 1995. – 462 с.: ил.

Акимушкин И.И. Мир животных: Птицы, рыбы, земноводные и пресмыкающиеся. 4-е изд., испр. и доп. – М.: Мысль, 1998. – 462 с.: ил.

Кощеева С.Н. Игра «Что? Где? Когда?» //Педсовет, 1997, № 4, С. 15–16.

Мир животных /Ю.И. Смирнов. – СПб.: ИКФ «Мим – Экспресс», 1995. – 192 с.

Старикович С. Ленивый великан //В мире животных, 1998, № 8, с. 4–10.

Видеоматериалы

При подготовке игры использовались фрагменты фильмов:

    «Как звери и птицы осень встречают» – учебный видеофильм, лицензионная видеозапись;

    «Класс Насекомые» – учебный видеофильм, лицензионная видеозапись;

    «Кто как в лесу живет» – учебный видеофильм, лицензионная видеозапись;

    «Озеро мух» – фильм, запись с эфира;

    «Павианы – небезопасное соседство» – фильм, передача «Диалоги о животных», запись с эфира;

    «Птицы всех времен года, ч. 2 – В умеренном климате» – фильм, запись с эфира;

    «С днем рождения, змея!» – видеофильм, лицензионная видеозапись;

    «Таинственный, как змея» – фильм, запись с эфира;

    «Фантазии дикой природы» – видеофильм, лицензионная видеозапись;

Кроме того, использовались материалы телепередачи «В мире животных» (запись с эфира), и видеосъемка.

(Всего 22 фото)

Спонсор поста: Мир бабочек прекрасен и многообразен - Самая большая бабочка в мире

1. Бабочки или правильнее сказать - чешуекрылые, включающие также и мотыльков, - одна из крупнейших групп среди насекомых. Лепидоптерологи (это такие узкоспециализированные энтомологи) насчитывают около 170 тысяч видов этих порхающих созданий. При этом ученые не останавливаются, а все время открывают все новые и новые виды.

3. Название свое - чешуекрылые - они получили благодаря строению своих крыльев. Оказывается, давным-давно предки нынешних бабочек не имели никаких крыльев и, соответственно, летать не умели. Вместо крыльев у древних бабочек на тщедушном туловке были специальные наросты, защищающие дыхательные щели - стигмы. Но эволюция приняла решение запустить этих странных существ в воздух, поэтому начала отращивать эти наросты, постепенно превращая их в крылья. Перепончатые крылья бабочек покрыты плоскими мешочками - чешуйками, которые и являются причиной такого разнообразия цветовых раскрасок этих насекомых. Чешуйки бывают двух видов - пигментные и оптические. Первые содержат цветовой пигмент, причем цвет часто зависит от меню гусеницы - что ела,такие цвета и преобладают. Оптические чешуйки - бесцветные, прозрачные, отлично преломляющие и отражающие свет, создавая переливчатое сияние.

4. Многие бабочки имеют умную раскраску - сверху крыло яркое и броское, снизу - однотонное, темное. Нетрудно догадаться, что при взгляде на бабочку сверху ее пестрая раскраска служит камуфляжем на фоне пестрых цветущих лугов. Ну а в состоянии покоя, сидя, бабочка складывает крылья, обращая к потенциальному хищнику нижнюю сторону крыльев - менее приметную. Другое дело - бабочка Калиго, так называемая бабочка-сова. При приближении особо голодной птицы она распахивает свои крылья и поворачивается в сторону приближающегося хищника - в таком положении окрас ее крыльев чем-то напоминает совиную голову, на которую никакая здравомыслящая насекомоядная птичка нападать не станет.

5. Лесная Нимфа (Idea leuconoe) она же Рисовая Бумага (Rice Paper) принимает солнечные ванны.

6. Всем известно, что бабочки живут недолго - некоторые всего 1-2 дня. За этот короткий период им надо успеть наесться нектара, спариться, отложить яйца, ну и, конечно, попорхать в лучах солнца. Бедные чешуекрылые, как правило, устроены таким образом, что их половые органы подходят друг к другу только у особей одного вида. Даже при очень большой схожести видов половая система не позволит влюбленным предаться любовным утехам физически - ключ не подойдет к замку. Но, если уж любовники встретились, то после брачных полетных таинств они таки вступают в процесс соития, который длится от 20 минут до часа. Все это время пара лежит на земле, цветке или листке неподвижно и получает удовольствие.

7. Common Mormon (Papilio polytes) в наших русскоязычных краях почему-то получил имя Парусник Полит, хотя дословный перевод - Мормон Обыкновенный - не случаен. Самки этого вида, обнаруженного на индийских просторах, бывают трех раскрасок, благодаря чему создается впечталение, что самец может спариваться с несколькими разными видами. Остроумный энтомолог, не долго думая, окрестил этих бабочек мормонами, у которых многоженство в почете.

8. Несмотря на кажущуюся красоту, при ближайшем рассмотрении бабочки оказываются достаточно страшными и некрасивыми созданиями - сказывается принадлежность к классу насекомых. Хоботок, усики и пучеглазая голова так и просятся на большой экран в фильм про инопланетных пришельцев. Длина хоботка - не повод для гордости, а эволюционно объясняемый параметр: она зависит от глубины цветка, являющегося основным в меню данного вида. Не знаю, чем питается бражник амфимоя Уолкера, но его хобот достигает 25 сантиметров! Многие чешуекрылые из тропических регионов предпочитают цветам фрукты, особенно слегка подгнившие. Но чрезмерное потребление цитрусового алкоголя может приводить к серьезным проблемам со здоровьем, например, к правосторонним деформациям носа хобота.

9. И этот товарищ, похоже, не рассчитал свою норму. Или просто смешал разные нектары, что (как известно еще со студенческих времен) делать ни в коем случае нельзя.

10. Зрение у чешуекрылых не очень хорошее (хорошо видят движущиеся яркие объекты, хуже различают неподвижные), но достаточно уникальное. Как и многие насекомые, бабочки обладают фасеточными органами зрения, где каждый глаз - это сотни, а то и тысячи маленьких глазков, работающих над обработкой зрительных образов. Не воспринимая красный цвет, порхатые различают невидимую нам ультрафиолетовую часть спектра.

11. Я уже упоминал, что помимо бабочек в оранжерее проживают еще и всякие жуки, птицы, черепахи, пауки и рыбы. Вот такие курицы (перепелки) носятся по территории с неимоверной наглостью, сбивая с ног не только пешеходных бабочек, но и некоторых не очень крупных посетителей. На снимке ниже Common Quail (Обыкновенный Перепел) на целый корпус обошел Морфо Пелеиду (Morpho peleides).

12. Кстати, эта самая Морфо Пелеида - крайне вредная бабочка. Яркий синий окрас бросается в глаза сразу же. Но вот, чтобы запечатлеть ее, мне пришлось немало побегать по оранжерее, преследуя бедных, ничего не понимающих бабочек. В то время, как их сородичи, напорхавшись, усаживались на листья и ветки и принимали живописные позы, эти непоседы не задерживались на одном месте более, чем на секунду. Ну тот калека с надломанным крылом, что бежал наперегонки с перепелкой - не в счет.

14. Вот! Вот она - Зебровая амадина (Taeniopygia guttata) - проще говоря, австралийский воробей. Просто не могу не процитировать две-три строчки из Википедии, которые очень тонко характеризуют эту красивую птичку и будут понятны любому среднестатистическому орнитологу-любителю:

15. Даже вообще не разбирающийся в птицах читатель на следующей фотографии обнаружит признаки наличия гепаднавируса у этой самки, которая с большим интересом наблюдает за бесформенным и размытым пучком перьев на худеньких ножках. "И это мой муж?" читается немой вопрос в глазах у несчастной амадины.

17. Данаида хризипп (Danaus chrysippus) в ангийской версии называется гораздо интереснее - Тигр Обыкновенный или Африканский Монарх (Plain Tiger or African Monarch). Правда, в ее поведении ничего гордо тигриного, а тем более королевского, я не нашел. Мало того, что эта бабочка пропитана каким-то невкусными алкалоидами, впитанными в тело еще на личиночной стадии, и делающими ее абсолютно несъедобной и невкусной. Так она еще и умеет притворяться дохлой. Если какой-то неразборчивый в еде хищник таки попробует ее атаковать, бабочка сразу падает замертво и начинает вонять источать крайне неприятный запах, отбивающий у бабочкоеда всякий аппетит. А по внешнему виду и не скажешь, что она такая мерзкая. Очень даже симпатичная пятнистая штука.

20. Красные и в точечку. Такие похожие и такие разные.

Внеклассное мероприятие по биологии 6-7 класс

Данное мероприятие можно провести на неделе биологии. Участники заранее разбиваются на команды, которые получают задание на дом: подготовиться к конкурсу "представление команд", "музыкальная пауза".
Для проведения игры необходимо:
1. Видео проектор, 8-10 слайдов с различными животными (хищниками), изображение павиана, насекомых, змеи.
2. Карточки-задания для команд-участниц, конверты, жетоны для зрителей, оценочный лист для жюри.

Ход игры:

Ведущий: Сегодня у нас необычное мероприятие, на котором вам потребуются знания, полученные на уроках биологии. Но помните, что самое полное, самое точное знание природы лежит за пределами школьных учебников, и в основе его - наблюдения за жизнью живых существ в повседновной жизни. Для этого необходимы такие качества, как наблюдательность, умения подмечать характерные черты животного, устанавливать взаимосвязь явлений, размышлять, ставить себя на место живого существа и видеть мир его глазами.

Этими умениями в совершенстве владели наши предки. Ведь они были тесно связаны с животным миром - надо было знать, на каких животных и как охотиться, а каким и сам человек мог послужить неплохим обедом. Позже все знания помогли приучить некоторых животных.

К сожалению,сегодня большинство людей, живя в городе, утратили вместе с необходимостью повседневного изучения природы и понимание законов ее существования. Но умение наблюдать и мыслить поможет нам вновь осознать законы существования живых существ. Сейчас это необходимо как никогда.

На сегодняшней игре мы с вами узнаем много нового о животном мире. Ну а поскольку далеко не каждого представителя животного мира мы можем пригласить на наше мероприятие, вести наблюдения нам помогут видеозаписи.

Итак, разрешите считать наше мероприятие, посвященное животным считать открытым. Давайте окунемся в мир удивительных, замечательных, многообразных животных.Ведущий: Человек, наблюдая за животными, сам мечтал приобрести некоторые их качества: остроту зрения орла, скорость полета сокола или бега гепарда, силу медведя, ловкость леопарда. Наши предки не только охотились на животных. Они обожествляли их. Например, в Конго некоторые племена считают своими предками слонов, на Мадагаскаре - крокодилов, а в современной Японии светлячков считают душами воинов, отдавших свою жизнь за родину. Поэтому первое задание - найти свой тотем. Вы должны выбрать название своей команде и объяснить,почему остановились именно на нем.
Команды выходят и поочередно представляют себя. Их выступления оценивают жюри. Максимальное количество 5 баллов.Ведущий: Самое главное качество на сегодняшней игре - наблюдательность. Сейчас нам с вами предстоит выяснить, кто самый внимательный и наблюдательный. В течение нескольких секунд на экране будут демонстрироваться различные животные. Ваша задача - успеть узнать, запомнить, а затем назвать как больше из них, а также подметить общую, характерную для всех черту.

На экране демонстрируется 8-10 слайдов с изображением различных животных, каждый слайд продолжительностью 3-5 секунд.На подготовку ответа дается 1 мин. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл
(Слайды: дельфин, пингвин, кайот, лягушка, цапля, крокодилл, белый медведь, жук-плавунец. Характерная черта - хищничество)Ведущий: В этом конкурсе вам понадобится умение устанавливать связи.
Каждая команда получает одно задание. Команды тянут жребий, после чего вскрывают конверты и приступают к работе. Время на подготовку - 3 минуты. Зрители в этот момент принимают участие в викторине. После викторины ведущий поочередно зачитывает задание каждой команды и выслушивает ее ответ. Затем дает правильный ответ и демонстрируется соответствующий видеофрагмент. Если команда затрудняется ответить на вопрос, можно использовать приводимые подсказки, снижая при этом баллы. Максимальная оценка - 5 баллов.
Содержание карточек:
ХВОСТАТЫЙ СТОРОЖ
(На экране изображение павианов.)
К настоящему времени сохранились около 100 видов древних голосеменных растений - саговников. Энцефалартос - один из наиболее интересных видов, но ему грозит опасность. Семена этого растения - лакомая пища для слонов и обезьян бабуинов (обезьяны съедают и проростки). Ученые предложили неожиданный выход - размножить в этой местности львов. Объясните предложение.
(Львы будут регулировать численность обезьян)
ВИДИТ ОКО,ДА ЗУБ НЕЙМЕТ
(На экране представители класса насекомых)
Комнатная муха имеет два больших сложных глаза и три простых, но, несмотря на обилие глаз, муха отчетливо видит лишь на растоянии 40-70 см. А стрекоза видит дальше - на 1,5-2 метра. Найдите причину различий в "дальнозоркости" и объясните ее.
Подсказка: Различия в дальнозоркости связаны с образом жизни.
(стрекоза - хищник, она ловит насекомых на лету, ориентируясь при помощи органов зрения. Мухам же это не обязательно, поскольку они питаются "неподвижной" пищей.)
ДЕРЖИ РОТ ШИРЕ
Летними ночами летает множество комаров, мошкары. Это отличный корм для рыб в рыболовецком колхозе. Но как они окажутся в воде.
Подсказка: Мошкара сама летит в воду.
(рыб подкармливают с помощью прожектора: луч света направляют в воду, мошкара, летя на свет, падает в воду. Рыбам остается только раскрывать рот.)
КАК СОГРЕТЬ ДЕТЕЙ
(на экране змеи)
Самка тигрового питона собирает 40-50 яиц в кучу и обвивается вокруг кладки, делая 3-4 кольца. Получается живой "кувшин", наполненный змеиными яйцами. Известно, что питоны - холоднокровные животные, т.е. температура их тела не поднимается выше температуры окружающей среды. Питон может себя согреть, только заставив работать мышцы. Зная это, натуралисты прошлого столетия полагали, что мать просто охраняет свое потомство. Но измерив температуру тела между кольцами "сидящей" на яйцах самки, поняли, что она не только охраняет их, но и греет. Температура змеи, когда она переваривает пищу, может быть на 6-7 градусов выше температуры воздуха. Однако, для нормального развития яиц нужна температура 35С. Как быть?
(В огромном теле питона, больше чем наполовину состоящем из мышц, вырабатывается много тепла. Посетители зоопарка могут наблюдать, как змея, "сидя на яйцах", регулярно вздрагивает всем телом.)

Викторина со зрителями:
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл (жетон).
1. Что кормит волка? (ноги)
2. Какое животное может дышать тремя способами: легкими, кожей, ртом?(лягушка)
3.Что такое выползок? (верхний слой змеиной кожи, который отслаивается при линьке)
4. Название какой птицы в древнерусском счете соответствовало 10 млн.? (ворон)
5. Какой зверь является самым крупным хищником на суше? (белый медведь)
6. Может ли белый медведь съесть пингвина? (нет, в природе они не встречаются)
7. Чем нельзя кормить соловья? (баснями)
8. Каких животных используют для лечения высокого кровяного давления, глазных болезней, закупорки вен? (пиявки)
9. В какой среде обитания живут самые быстрые животные? Назовите их. (Наземно-воздушная: стриж, сокол, гепард)
10. Птица эта не маленькая, а увидеть ее нелегко: сядет на землю или ветку - и исчезнет. Уж такая у нее окраска - рябенькая. Кто это? (рябчик)
11. Почему сидящая бабочка складывает крылья? (способ маскировки - при этом она располагается по отношению к солнцу так, чтобы не отбрасывать тени.)
12. Жуки эти летают и весной, и летом. С каким весенним и летним месяцами связаны их названия? (майский и июньский хрущи)
13. Эта птица - настоящий акробат, только она может бегать по стволу дерева вверх и вниз. Кто это? (поползень)
14. А у этой птицы все не как у других - и клюв крест накрест, и птенцов может выводить даже зимой? (клест. Потому что может и зимой прокормить птенцов семенами сосны, ели)
15. Кого из насекомых можно назвать "тяжеловесом" (муравья)
16. Есть такое выражение - "муравьиные коровы". Кто это и почему так называют? (тли. Муравьи кормятся сладкими выделениями тлей и "пасут" этих насекомых, охраняя их от врагов.)
17. Ваш возраст всегда можно узнать по свидетельству о рождении или паспорту. А что служит "паспортом" рыбе? (чешуя. Подсчитав число колец на ней, можно определить возраст рыбы.)
18. Существует выражение: "Рожденный ползать летать не может". А так ли это? Подтвердите свою точку зрения. (нет. Существуют летучая древесная змея (Южная Америка), ящерица летучий дракон (Юго-Восточная Азия))
19. Кто "видит" ушами?(Летучая мышь)Ведущий: На съемках видеофильма о природе забыли подписать, какие животные сняты на видеокассетах, однако приложили их описание. Ваша задача узнать животное по описанию, а затем мы сравним ваши ответы с видео портретами.
Играют все команды одновременно. Описание животного зачитывается частями, после каждой части заслушиваются ответы команд. При этом если животное будет узнано после первого прочтения, команде присуждается-6 баллов, после второго-4 балла, после третьего-2 балла. После ответов команд демонстрируется видеослайд и называется правильный ответ.
ОПИСАНИЕ 1
1. Эти подвижные птицы радуют своим щебетанием жителей Великобритании, Франции, Германии... Нередки они и в Японии и Китае.Жизнь их тесно связана с деревьями, поэтому у них цепкие лапки с короткими коготками. Тонкий, шиловидный клюв - прекрасное орудие для вылавливания насекомых и их личинок в коре.
2. Птицы эти - дуплогнездники. В каждом выводке от 6 до 15 ненасытных желторотых малышей. За летний сезон такая семья съедает более 130 гусениц.
3. В конце лета эти птицы собираются в стайки. Осенью перебираются к человеческому жилью. Зимой кормушки для них - большое подспорье.
(большая синица)
Описание 2
1. Это зверь. Ноги у него длинные, почти как у жирафа. Пища растительная. У него очень подвижная верхняя губа, но это не слон. Волосы на брюхе растут вперед.
2. Благодаря перепонке на задних конечностях он легко ходит по топкому болоту. Может переплывать реку. Зверь этот лесной.
3. Аппетит у него завидный - за год переваривает до 7 тонн пищи. Может есть хвою, хвощи, лютики. А мухамороми лечится от глистов. Кроме человека, для него опасны волки, медведи, расомаха.
(лось)
Описание 3
1. Животное это небольшое - от 50 см до 1 м в длину. Живет в лесах и лесостепях. Основная пища молодых животных - насекомые.Взрослые питаются грызунами. Людей боятся и избегают. Эти животные регулируют численность грызунов.
2. Очень хорошо чувствуют приближение холодов. Зимуют в пустующих норках.3. Могут быть серого, бурого, зеленого цветов, но обязательно имеют волнистую или зигзагообразную линию, проходящую вдоль спины. Это единственная ядовитая змея, распространенная в России.
(гадюка обыкновенная)К участию допускаются и команды и зрители.
Ведущий: Каждому охотнику необходимы знания повадок, сила, ловкость, бесстрашие. Для ловли животных человек использовал различные приспособления. Мы же тоже не обойдемся без снасти. Расскажите, кого и как можно поймать при помощи садовой лейки.
На обсуждение вопроса - 1 мин., затем принимаются ответы. Максимальная оценка - 10 баллов.
(Этим животным является дождевой червь. Если хорошо полить землю в саду, черви вылезут на поверхность, так как они дышат атмосферным воздухом.)
Если правильного ответа не будет, предлагают самому смелому достать не глядя из коробки это животное. За смелость команде присуждается 2 очка.
Музыкальная пауза
Пока идет подсчет очков, команды показывают свой номер, который они подготовили дома.

Бабочки - холоднокровные существа, они любят принимать солнечные ванны. Температура тела бабочки подстраивается под температуру окружающей среды. Бабочки летают при температуре воздуха 16-42°С., но главное для возможности бабочки летать не температура воздуха, а температура их тела, она должна быть в пределах 28-38 С. именно поэтому бабочки и принимают солнечные ванны.

Да они банально греются на солнышке , именно это позволяет бабочке довести температуру своего тела до нужных значений?

Бабочка сложенные крылья.

Бабочка в пасти крокодила — фото

Некоторые бабочки, греясь на солнышке, раскрывают крылья, а другие наоборот, складывают их и поворачиваются боком к солнцу. Есть бабочки, которые дрожат перед взлетом, так подобно телу человека согревается и бабочка. Когда нет солнца, бабочка, быстро двигая крыльями вперёд и назад, за счет частого сокращения мускулов согревается.

Когда температура воздуха наоборот слишком высока, бабочки складывают крылья или разворачиваются так, чтобы крылья бабочки были параллельны солнечным лучам, это наоборот понижает температуру тела в сильную жару. Конечно, доступен бабочкам и самый простой способ охлаждения - спрятаться в тени.

Если становится чрезмерно холодно, взрослые бабочки могут впасть в зимнюю спячку, при этом они находятся в состоянии похожем на сон, но есть и такие бабочки, которые подобно перелетным птицам мигрируют в более теплые края, преодолевая при этом большие расстояния.

Очень показателен в этом примере взмах крыла бабочки монарх. Большие количества этих бабочек перелетают на юг Соединённых Штатов Америки каждую осень, а весной бабочка-монарх возвращается обратно. Некоторые из таких перелетов равны тысячам километров.

Взрослая бабочка-монарх замечательный летун, подобно птице альбатрос — редко, но с большой силой. Между взмахами бабочки держат крылья раскрытыми и парят в воздухе. Такой способ полёта экономит бабочке силы и энергию и позволяет бабочкам монархам пролетать немалые расстояния.