Ассимиляция по глухости встречается в слове. Полная и неполная ассимиляция

1. Сильные и слабые позиции согласных по звонкости-глухости.

Сильные и слабые позиции согласных звуков разнообразны. Различают сильные и слабые позиции согласных
по звонкости/глухости и твердости/мягкости.
Сильной позицией согласных по звонкости-глухости является та позиция, которая не оглушает и не озвончает звуки – перед гласными и сонорными, и звуками [в], [в`], а также у звонких перед звонкими, а у глухих перед глухими: подбирать [пъдбират`], слон [слон].
Слабая позиция по звонкости-глухости - в абсолютном конце слова: дуб - [дуп], зуб - [зуп], лов - [лоф], а также у глухих перед звонкими (кроме сонорных и в) и у звонких перед глухими: снег [сн`эк].
Абсолютно сильная позиция бывает у согласных при совпадении сильных по звонкости-глухости и твердости – мягкости позиций.
Абсолютно слабая позиция бывает у согласных при совпадении слабых по звонкости-глухости и твердости – мягкости позиций.

Слабые позиции по глухости / звонкости:
1) на конце слова: ко[с] от коза и коса;
2) перед шумным глухим: ло[т]ка, но ло[д]очка;
3) перед шумным звонким: [з]дать, но [с]верить.

Сильные позиции по глухости / звонкости:
1) перед гласным: [г]од, [к]от;
2) перед сонорными согласными: [c]лой, [з]лой;
3) перед [в], [в]: [т]вой, [д]вое.

2. Позиционная мена и изменения звонких и глухих согласных.

Позиционная мена для согласных звуков находит отражение в следующих звуковых законах:
1. Фонетический закон конца слова : шумный звонкий на конце слова оглушается. Такое произношение приводит в образованию омофонов: порог [ п/\ро´к] – порок [п/\ро´к]; молот [мо´лът] – молод [мо´лът]. В словах с двумя согласными на конце слова оба согласных оглушаются: груздь [гру´с´т´] – грусть [гру´с´т´], подъезд [п/\дjэ´ст] – подъест [п/\дjэ´ст].
2. Закон ассимиляции согласных по звонкости и глухости. Ассимиляция - это уподобление одного звука другому. В современном русском литературном языке ассимиляция имеет регрессивный характер, то есть предыдущий звук уподобляется последующему: глухой перед звонким парным становится звонким: к деду [гд´э´ду], парный звонкий перед глухим становится глухим: ложка [ло´шкъ]. Заметим, что озвончение глухого перед звонким встречается реже, чем оглушение звонкого перед глухим. В результате ассимиляции создаются омофоны: дужка [ду´шкъ] - душка [д´шкъ], везти [в´ и э с´т´и´] – вести [ в´ и э с´т´и´].
Ассимиляция происходит:
1.На стыке морфем: сделал [з´д´э´лъл],
2.На стыке предлога со словом: с делом [з´д´э´лъм],
3.На стыке слова с частицей (постфиксом): год-то [го´ттъ],
4.На стыке знаменательных слов, произнесенных без паузы: раз пять [расп´ат´].

Все парные по мягкости смягчаются: перед гласными переднего ряда: [б´э´лый], [х´и´трый], [в´и э сна´].

Ассимиляция по месту образования

Ассимиляция зубных перед шипящими [ж], [ш], [ч´, [ш´] и заключается в полном уподоблении зубных [з] и [с]:
1. На стыке морфем: сшить [шы´т´], разжать [р/\ ЖА ´т´], счет [шо´т], с шаром [ ША ´ръм], без жара [б´ и э ЖА ´ръ];
2. Внутри корня: позже [по´ЖЪ ], езжу ,
3. Зубные [д], [т], находясь перед [ч], [ц], уподобляются последним: отчет .
4.Сокращение групп одинаковых согласных. При стечении трех одинаковых согласных на стыке предлога
или приставки со следующим словом, на стыке корня и суффикса сокращаются до двух: с ссылки [ссы´лк´и].

Ассимиляции согласных по мягкости-твердости. Перед мягкими согласными обычно смягчаются зубные [з], [с], [н], [р], [д], [т] и губные [б], [п], [м], [в], [ф] : [в´ и э з´д´э´], [с´н´э´ к], [гро´с´т´], [ус´п´э´х], [м´э´с´т´].
Однако ассимиляция по мягкости происходит непоследовательно. Так, зубные [з], [с], [н], [д], [т] перед мягкими зубными и [ч´], [ш´] смягчаются в корнях: [з´д´э´с´], [с´т´э´п´]; зубные перед мягкими губными могут смягчаться в корнях и на стыке приставки и корня: [с´в´э´т], [м´ и э д´в´э´т´], [из´м´а´т´]. Однако иногда в одной и той же позиции согласный может произноситься и мягко, и твердо: [в/\з´н´и´к] - [в/\зн´и´к]. Не смягчаются перед мягкими согласными заднеязычные и [л].
Поскольку ассимиляция по мягкости не имеет характера закона, можно говорить не о позиционной мене, а о позиционных изменениях согласных по мягкости.
Парные по твердости мягкие согласные могут подвергаться ассимиляции по твердости. Позиционные изменения по твердости наблюдаются на стыке корня и суффикса, начинающегося твердым согласным: [с´л´э´сър´], но [с´л´ и э са´рный]. Перед губным [б] ассимиляция не происходит: [про´з´бъ].
Ассимиляции по твердости не подвергается [л´]: [н/\по´л´ный].

3. Позиционная мена согласных с нулем звука.

Другими словами - нейтрализация фонемы, представленной согласным нулем, и отсутствия фонемы. Здесь есть несколько случаев.

1.Сочетание фонем (стн) и (здн) реализуется звукосочетанием [сн], [зн]: честен - честный - че [сн] ый, звезда - звё [зн] ый.

Сравним: че[сн]ый и те[сн]ый; слышим в обоих случаях [сн], но в сильной позиции (не между [с...н]) есть различие: честен, но тесен. Значит, в словах че(стн)ый и те(сн)ый фонемосочетания (стн) и (сн) совпали по звучанию; фонема (т), реализованная в позиции между [с...н] нулем, совпала с отсутствием фонемы!
Эти чередования хорошо отражают рифмы (из стихотворений Н. А. Некрасова; рифма у поэта точная): известных - чудесных, бесстрастна - прекрасна, честный - тесный, несчастной - безгласной, самовластно- прекрасна, прелестней - песней, ненастный - ясный.
Замечания требует слово бездна. Это, собственно, не одно, а два слова. 1) Бездна - много. Слово бытовой речи: У меня бездна всяких дел. Произносится: [б’эзнъ]. Вряд ли можно говорить, что здесь фонема (д) представлена нулем согласного, так как связь с сочетанием без дна в настоящее время у этого слова бездна отсутствует.

Другое подобное же чередование: сочетание (нтк) реализуется звуком [нк]: студе[нк]а, лабора[нк]а. Такое чередование является позиционным (т. е. представлено во всех словах с фонемосочетанием (нтк)) лишь у некоторых лиц, владеющих литературным языком, преимущественно старшего поколения.

Такие слова, как стройка, строю, строй, строящийся или трамвай, трамваю, трамвайный; или свой, своя, свое... явно имеют корни, оканчивающиеся фонемой (j); она реализуется неслоговым гласным [и]. Но в словах строить, строитель, строишь; трамваи; свои никакого йота не слышно. Это потому, что фонема (j) в позиции после гласного перед [и] представлена нулем: свои - [свай] = (cBojft).

В словах могут быть сочетания двух одинаковых фонем, например(нн): ванна - [ван:ъ] = (ванна);

Такие сочетания реализуются долгими, «двойными» согласными (они не обязательно в два раза длиннее кратких, обычных [н]). Но долгие согласные возможны только между гласными, один из которых (предшествующий или последующий) является ударным. Когда же такое сочетание двух одинаковых фонем, например (нн), попадает в соседство с согласным, то вместо долгого звучит краткий: финны (с [н:]) - финский (с [н]); манная крупа - манка, тонна - двухтонка и т. д. Здесь даны примеры, где чередование
отражено в орфографии, но оно существует и там, где орфография не отмечает этого чередования: ветер в два ба[л:]а - двухбалльный (с обычным кратким [л’]). ;
Следовательно, в позиции «рядом с согласным» \ сочетание фонем типа (нн), (лл) и т.д. представлено кратким согласным; одна из фонем реализована нулем.
Нередко, говоря о позиционных чередованиях, употребляют глаголы подчеркнуто процессуальные: «ударный гласный [о] без ударения переходит в [а]», «звук [з] на конце слова превращается в [с]» и т. д. На самом деле налицо синхронные отношения, а не процессы. Правильные формулировки такие: [о] ударный в безударных позициях меняется на гласный [а]; звонкий согласный [з] чередуется с глухим согласным [с].

1. Фонетический закон конца слова . Шумный звонкий согласный на конце слова оглушается, т.е. произносится как соответствующий ему парный глухой. Оглушение конечного звонкого происходит в следующих фонетических условиях:

А) перед паузой: пришел поезд – пришел пое[ст];

Б) перед следующим словом с начальным не только глухим, но и сонорным, гласным, а также [в] и [j]: прав он – пра[ф] он; сад наш – са[т] наш и т.д. Сонорные согласные не подвергаются оглушению.

2. Закон ассимиляции согласных по звонкости и глухости. Сочетания согласных, из которых один глухой, а другой звонкий, не свойственны русскому языку. Поэтому, если в слове оказываются рядом два разных по звонкости согласных, происходит уподобление первого согласного второму. Такое изменение называется регрессивной ассимиляцией.

В силу этого закона звонкие согласные перед глухими переходят в парные глухие, а глухие в том же положении – в звонкие. Озвончение глухих согласных встречается реже, чем оглушение звонких: вперемежк у - впереме[ш]ку, косьб а – ко[з]ьба.

Перед сонорными, а также перед [j] и [в] глухие остаются без изменения: тр ут, пл ут и т.д.

Звонкие и глухие согласные ассимилируются при наличии следующих условий:

    на стыке морфем: походк а - похо[т]ка (на стыке корня и суффикса); сбор - [з]бор (на стыке приставки и корня) и т.д.;

    на стыке предлогов со словом: к делу - [г] делу, с делом - [з] делом и т.д.;

    на стыке слова с частицей: год-то - го[т] -то

    на стыке знаменательных слов, произносимых без паузы: рог козы - ро[к] козы.

3. Закон ассимиляции согласных по мягкости.

Ассимиляция по мягкости имеет регрессивный характер: согласный смягчается, уподобляясь последующему мягкому согласному. В указанном положении не все согласные, парные по твердости-мягкости, смягчаются и не все мягкие согласные вызывают смягчение предыдущего звука.

Все согласные, парные по твердости – мягкости, смягчаются в следующих слабых позициях:

    перед гласной Е: [б"]ел, [в"]ес, [с"]ел и т.д.;

    перед [и]: [м"]ил, [п"]и[л]"и и т.д.

Перед внепарными [ж], [ш] и [ц] мягкие согласные невозможны за исключением [л"]: кон це – коль це.

Не смягчаются перед мягкими согласными [г], [к], [х], [л]: г люкоза, к люч, х леб, напол ню.

Губные согласные перед мягкими зубными не смягчаются: п тенчик, в зять.

4. Ассимиляция согласных по твердости осуществляется на стыке корня и суффикса, начинающегося твердым согласным: слесар ь – слесар ный. Перед губным [б] ассимиляция по твердости не происходит: про[с"]ит – про[з"]ба; ассимиляции не подвергается [л"]: по[л"]е, запо[л"]ьный

5. Ассимиляция зубных перед шипящими. Этот вид ассимиляции распространяется на зубные [з], [с] в положении перед шипящими (передненебными) [ж], [ш], [ч], [ш"] и заключается в полном уподоблении зубных [з], [с] последующему шипящему.

Классификация гласных звуков строится на трех основных признаках: участии губ, степени подъема языка по отношению к нёбу, степени продвинутости языка вперед или отодвинутости назад.

По участию губ гласные делятся на огубленные (или лабиализованные) и неогубленные (или нелабиализованные). При образовании огубленных гласных губы сближаются, округляются и выпячиваются вперед, уменьшая выходное отверстие и удлиняя ротовой резонатор. Степень огубленности может быть различной: меньшая у [о], большая у [у]. Гласные [а, э, и, ы] - неогубленные.

По степени подъема языка по отношению к нёбу различаются гласныe трех основных подъемов: верхнего - [и, ы, у], среднего - [э, о], нижнего - [а]. Между ними находятся гласные верхнее - среднего и средне - нижнего подъемов.

По степени продвинутости языка вперед или отодвинутости его назад различаются гласные трех основных рядов: переднего - [и, э], среднего - [ы, а], заднего - [у, о].

Правильное и более точное определение звуков в тексте должно опираться также на знание фонетических чередований звуков.

Звуковой закон в области гласных звуков называется редукцией. Изменение (ослабление) звучания гласных звуков в безударном положении называется редукцией, а безударные гласные – редуцированными гласными. Различают позицию безударных гласных в первом предударном слоге (слабая позиция первой степени) и позицию безударных гласных в остальных безударных слогах (слабая позиция второй степени). Гласные в слабой позиции второй степени подвергаются большей редукции, чем гласные в слабой позиции первой степени.

Различают количественную и качественную редукции. Количественной подвергаются все без исключения гласные звуки в безударной позиции, а качественной – звуки [а], [о], [и].

Анализ звукового составa слова

1) Привести наиболее точную фонетическую транскрипцию;

2) охарактеризовать все звуки слова, указав признаки: у согласных место и способ образования, шумность/сонорность, глухость/звонкость, твердость/мягкость, а также лабиализованность / нелабиализованность; у гласных - ряд, подъем, лабиализованность / нелабиализованность, полного образования или редуцированный и стeпень редукции, а также продвинутость начальной или конечной фазы гласного вперед и вверх рядом с мягким согласным.

Образец : ОДУРМАНИВАТЬСЯ

[Л/ДУР/МА"/Н"И/ВЪ/ЦЪ]

[аЛ] - гласный среднего ряда, средне-нижнего подъема, нелабиализованный, редуцированный l-й степени;

[д] - согласный переднеязычный зубной, смычный взрывной, шумный, звонкий, твердый, лабиализованный;

[у] - гласный заднего ряда, верхнего подъема, лабиализо ванный, редуцированный l-й степени;

[р] - согласный переднеязычный передненёбный, смычный, дрожащий, сонорный, звонкий, твердый, нелабиализованный;

[м] - согласный губно-губной, смычный носовой, сонорный, звонкий, твердый, нелабиализованный;

[а"] - .гласный среднего ряда, нижнего подъема, продвинутый вперед и вверх в конечной фазе, нелабиализованный, полного образования;

[н"] - согласный переднеязычный зубной, смычный носовой, сонорный, звонкий, мягкий, нелабиализованный;

[и] - гласный переднего ряда, верхне-среднего подъема, нелабиализованный, редуцированный 2-й степени;

[в] - согласный губно-зубной, щелевой срединный, шумный звонкий, твердый, нелабиализованный;

[ъ] - гласный среднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный, редуцированный 2-й степени;

[ц] - согласный переднеязычный, зубной, смычный аффриката, шумный, глухой, твердый, нелабиализованный;

[ъ] - гласный среднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный, редуцированный 2-й степени.

14 букв, 12 звуков.

В последнее время для обозначения таких понятий, как "фонетическая единица" и "фонетическое средства" часто стали употреблять иные термины: сегментные и суперсегментные единицы , которые, конечно, более четко передают функциональное своеобразие самих фонетических явлений (единиц и средств).

Таким образом, сегментные фонетические единицы - это разные по структуре линейные отрезки речевого потока (звуки, слоги, фонетические слова, такты, фразы ).

Суперсегментные, или просодические, единицы как бы накладываются на линейные единицы, комплектуя, выстраивая из наименьших (звуков) структурно более высокие образования (слоги, фонетические слова и т.д.). Все это достигается с помощью таких суперсегментных средств (единиц), как ударение и интонация.

Поэтому для более доходчивого объяснения таких фонетических единиц, как слог, фонетическое слово и т. п., необходимо предварительно ознакомиться с фонетическими средствами, способствующими их выделению из потока речи.

Орфоэпия - однозначно одна из самых сложных тем в русском языке. Проблема заключается в том, что даже носители языка не всегда могут сказать, как правильно произносится то или иное слово. Конечно, в большинстве случаев мы интуитивно это знаем, но порой сочетание звуков в слове ставит в тупик и нас. Существуют ли какие-нибудь правила, которые смогут облегчить жизнь русскоговорящего человека и помогут ему избежать ошибок хотя бы в этом? Определённо существуют. Добро пожаловать в тёмный мир запутанной русской орфоэпии.

Сочетания гласных

Начнём, пожалуй, с гласных звуков - они меньше подвергаются влиянию своих соседей. Сочетание обычно произносится согласно правилам орфоэпии. Единственный нюанс - если перед - е, ю, я, ё - стоит другой гласный, то эти звуки, если так можно выразиться, раздваиваются: -е - становится [йэ], -ю - превращается в [йу], -ё - обратится в [йо], а -я - будет произноситься как [йа] - это так называемые йотовые гласные, в которых появляется призвук этого самого сонорного. Кроме того, «йотовость» проявляется также в начале слова (например, «яма » звучит как [йама ]), а ещё после разделительных мягких и твёрдых знаков ([вйуга ] и [падйэзд ]). Кстати говоря, даже если гласный перед другим гласным стоит в другом слове (-говорила я -), йотовость всё равно будет присутствовать.

Также следует отметить, что наиболее удачная позиция для гласных - ударная, именно в ней звуки слышны наиболее отчётливо.

А практика

Давайте закрепим сочетание двух гласных звуков транскрибированием нескольких слов: самостоятельность, каньон, егерь, льёт, классификация, адажио, юность, яркая юла, разъезд, яблоко, вариантность, приезд, ярмарка, страна Япония, пение.

Сочетания согласных. Одинаковые на стыке морфем

С согласными звуками всё не так легко. Здесь имеет значение всё: звуки-соседи, положение звука в слове (в его морфемах) и многие другие факторы.

Первый вопрос - сочетание согласных звуков на стыке морфем, в особенности, одинаковых звуков. Всем нам встречались слова вроде -длинный, рассудок, программа -, и произносим мы их, совершенно не задумываясь. А вместе с тем существуют определённые правила и фонетические законы, которые объясняют эти явления. Так в словах вроде - сшить, рассудок, подделка - сочетание нескольких звуков произносится как один, просто более долгий: [ˉшить, раˉсудок, поˉделка ]. Да, здесь наблюдается ещё одно явление - уподобление одного согласного звука другому, которое будет объяснено позже. Главное уяснить, что в любом случае одинаковые звуки на стыке морфем превращаются в один.

А если они в одной морфеме? В корне, например

А как же сочетание звуков в слове, находящееся в корне? В современном русском языке такие случаи практически не встречаются - они характерны в основном для заимствованных слов (гамма, процесс ). Так вот, подобные сочетания также произносятся как один звук, но не долгий, а короткий. В ряде заимствованных слов эти изменения видны невооружённым глазом: атака (от attack) коридор (от corridor) .

Одинаковые звуки в русском языке на стыке морфем становятся одним долгим, если же они встречаются в одной морфеме, корне, например, то эта долгота не проявляется. Ещё одно важное замечание: в два одинаковых звука никогда не пишутся рядом, если нужно показать, что этот звук будет долгим, над ним ставится горизонтальная черта - специальный фонетический знак.

А что такое ассимиляция

Следующее явление, связанное с понятием сочетание звуков в слове, - ассимиляции. Ассимиляция - это уподобление произношения одного звука другому, существует несколько видов этого явления, определяемых в зависимости от влияющих друг на друга звуков. Рассмотрим каждое из них.

Ассимиляция по звонкости/глухости

Ассимиляция по звонкости и глухости проявляется на стыке звонкого и глухого согласного, соответственно - русскому языку чуждо подобное сочетание, поэтому первый звук подвергается влиянию второго, оглушаясь или озвончаяясь. По-научному это называется регрессивной ассимиляцией.

Изменения происходят в следующих случаях:

  1. На стыке морфем: пробеШка - звонкий -ж- под влиянием глухого -к- также становится глухим
  2. На стыке предлогов и слов: поТ снегом - звонкий -д- подвергается влиянию глухого -с-, оглушаясь
  3. На стыке слова и частицы: гоТ-то - снова оглушение из-за влияние глухого -т-
  4. В знаментальных (слова, обладающие лексической самостоятельностью - существительные, глаголы, прилагательные, наречия и т.п.) словах, которые произносятся без паузы между ними: роК козы - звонкий -г- оглушается под влиянием соседнего глухого -к-.

Как видно из примеров, оглушение встречается гораздо чаще, чем озвончение. Вместе с тем, это правило не действует на сонорные звуки в русском языке (Тренд - по правилам следовало бы произносить [Дренд ], но из-за особенностей русской орфоэпии первый согласный не подвергается изменениям) и на согласные перед призвуком -й-, появляющимся в йотовых гласных: [оТЙэзд ], хотя это слово должно было бы звучать как [оДЙэзд ].

Ассимиляция по мягкости

Идём к следующему виду ассимиляции - по мягкости. Она также является регрессивной - то есть первый звук подчиняется влиянию последующего. Такое изменение происходит перед:

  1. Гласным: [э] - м"Эл - мел; [и] - п"Ил - пил
  2. Мягкими согласными: внутри слова (каЗ"н " ); на стыке морфем (С"м"эна ).

Подозрительно просто

Но в данном правиле существует ряд исключений. Сочетание звуков в слове не подвергается ассимиляции:

  1. На стыке слов (воТ л"эс ) - по аналогии с ассимиляцией по звонкости/глухости должно было бы произойти смягчение, но такая ситуация является исключением.
  2. Губные согласные -б, п, в, ф - перед зубными -д, т, г, к, х - (ПТ"энчик, ВЗ"ать )
  3. - Ж, ш, ц - никогда не бывают мягкими, более того, перед ними не появляются мягкие согласные. Единственное исключение из этого правила - [л/л "]: коНЦевой-коЛ"цо.

Таким образом, говорить о том, что ассимиляция по мягкости так уж строго подчиняется регламентирующим её правилам, нельзя. Существует целый ряд нюансов, забывать о которых ни в коем случае нельзя.

Ассимиляция по твёрдости

Следующий тип взаимовлияния - ассимиляция по твёрдости. Встречается она только между корнем и суффиксом: слесаР"-слесаРНый - то есть суффикс, который начинается на твёрдый согласный, влияет на предыдущий звук. И снова встречаются исключения: ассимиляция не будет происходить перед -б - (проЗ"Ба ), а также правилу не подчинится [л" ] (поЛ"э - запоЛ"Ный ).

Ассимиляция перед шипящими

На количество звуков в слове влияет ещё один вид ассимиляции - свистящих -з, с - перед шипящими -ш, ч, ж -. В данном случае первый звук сливается со вторым, абсолютно ему уподобляясь: сшить - ˉШить , с жаром - ˉЖаром . Это же правило применимо и для -д, т - перед -ч, ц -: оˉЧёт . Распространяется этот вид ассимиляции и на сочетания -жж - и -зж - в корне слова (-позже - поˉже ). Таким образом,из-за этого вида уподобления количество звуков в слове на один меньше, чем букв.

Непроизносимые согласные

Никто не отменял такое явление, как Кое-где некоторые звуки просто не произносятся - можно сказать, что они выпадают. Это явление отлично демонстрирует сочетание звуков в слове -стн, здн, стл, нтск, стск, вств, рдц, лнц -, например чеСТНый, поЗДНий, чуВСТВо, соЛНЦе . С ним связаны определённые трудности: некоторые руководствуются так называемым фонетическим принципом письма (как слышу - так пишу), следовательно, если согласный не произносится, его и быть в слове не должно. К сожалению, это не так. Так что обязательно нужно подбирать чтобы проверить, не выпал ли в данной ситуации какой-нибудь звук: честный - честь, поздний - опоздал - обычно ищут слова, где после согласного будет гласный или сонорный, которые позволят звуку проявиться наиболее ярко.

Не совсем сочетание, но немного об оглушении

Продолжая тему следует отметить, что эти звуки имеют тенденцию становиться глухими на конце слова вне зависимости от предшествующего гласного или согласного. Мы говорим пороК вместо пороГ и молоТ вместо молоД . Подобное явление приводит к появлению так называемых омофонов - слов, которые пишутся по-разному, но произносятся одинаково, как те же самые молот (как инструмент) и молод (как краткое прилагательное). Правописание согласного на конце подобных слов должно проверяться.

И немного из истории

В русском языке начала прошлого века была популярна ассимиляция сонорных, то есть, например, согласный -р - в слове армия произносился не твёрдо, как привычно нам, современным носителям языка, а мягко ар"м"ия . В настоящий момент это явление практически не наблюдается.

Повторение - мать...

Закрепить всё вышеизложенное можно с помощью транскрибирования предложенных ниже слов:

огород, смех, отсутствие, яблочный, предчувствие, град, дройд, саванна, цивилизация, мираж, сжечь, отчитаться, рассылка, заполнять, отказ, веселье, трава, власть, льёт, взятка, код доступа, Киев, год-то.

В заключение

Слово, слог, звук - так можно представить орфоэпическую иерархию русского языка. И говорить о том, что в ней всё легко, нельзя ни в коем случае. На простейшем примере сочетаний согласных мы убедились, что далеко не всегда для того, чтобы правильно произнести слово, хватает интуиции. Давайте хотя бы пытаться говорить правильно, чтобы сохранить всю красоту и богатство нашего языка. Это ведь совсем несложно.

АССИМИЛЯЦИЯ в языкознании, артикуляционное уподобление друг другу звуков одного рода (гласных гласным и согласных согласным) в пределах слова или словосочетания. Ассимиляция может быть регрессивной (влияние последующего звука на предшествующий) и прогрессивной (влияние предшествующего звука на последующий); контактной (воздействует находящийся рядом звук) и дистантной (воздействующий звук отделён другими звуками); полной, когда звук полностью уподобляется другому звуку, и частичной, когда уподобление происходит не по всем признакам (например, у согласных - по глухости-звонкости, придыхательности-непридыхательности, напряжённости-ненапряжённости, месту и способу образования или по твёрдости-мягкости, а у гласных - по подъёму и ряду или по огублённости).

Явление ассимиляции существует во всех языках мира. Так, в русском языке у согласных происходит ассимиляция по твёрдости-мягкости; например, в словах мо[с’]тик, е[з’]дить - регрессивная контактная частичная ассимиляция по мягкости, а в словах восе[м]сот, се[м]сот — регрессивная контактная частичная ассимиляция по твёрдости. В диалектах русского языка известно уподобление по мягкости заднеязычных согласных предшествующим мягким; например, бань[к’]я, оль[х’]я, день[г’]ям - прогрессивная контактная частичная ассимиляция. У гласных возможна прогрессивная контактная ассимиляция по подъёму - например, пери[у]д. Дистантная ассимиляция встречается и у согласных - например, регрессивная по звонкости в русских словах [г] вдове ‘к вдове’, о[д] вдовы ‘от вдовы’, и у гласных - например, регрессивная полная ассимиляция в словах м[у]кулатура, п[у]-турецки и прогрессивная полная ассимиляция в просторечном произношении слов муз[у]кант, пуз[у]рёк.

В латинском языке известна регрессивная ассимиляция согласных по глухости; scribo ‘пишу’, но scriptus ‘написанный’; rego ‘говорю’, но rectus ‘сказанный’; intellego ‘понимаю’, но intellectus ‘понимаемый’. В английском языке происходит прогрессивная контактная ассимиляция согласных по глухости: произношение глухого [s] вместо звонкого [z] после глухих шумных (books ‘книги’, cats ‘коты’, shops ‘магазины’), произношение глухих сонантов после глухих шумных (например, в словах cry ‘кричать’, plight ‘обязательство’, quite ‘вполне’ произносятся глухие сонанты , , ). Тот же тип ассимиляции встречается в некоторых северорусских говорах (к[р]асный, п[л̭]ыть, т[ф]ой) и в польском языке (s[f]uj, t[f]uj). В английском языке отмечается регрессивная контактная ассимиляция по месту образования сонантов n, m перед f: в словах nymph ‘нимфа’, infant [îmfәnt] ‘младенец’ сонанты становятся губно-зубными. В итальянском языке заднеязычный [к] полностью уподобился последующему [t]: otto ‘восемь’ из латинского octo, notte ‘ночь’ из латинского nocte(m) - произошла полная регрессивная контактная ассимиляция.

О языковой ассимиляции как части этнической ассимиляции смотри в статье Ассимиляция в этнологии.

Лит.: Реформатский А. А. Введение в языковедение. 5-е изд. М., 2005.

Некоторые согласные фонемы в определенных положениях оказываются в с л а б о й позиции по месту и (или) способу образования и нейтрализуются, т.е. перестают различаться по этим дифференциальным признакам.

Так, зубные (свистящие) , оказавшись перед нёбнозубными (шипящими) [ш, ж, ш’:], уподобляются шипящим и произносятся слитно с ними в виде долгого шипящего: сшить [ш:], с шилом [ш:], с жаром [ж:], сжать [ж:], расщедриться [ш’:], с щеткой [ш’:], сжечь [ж:], разжать [ж:], из железа [ж:] и т.д.

Зубные переднеязычные перед нёбно-зубной аффрикатой [ч’] произносятся как мягкий шипящий [ш’]: расчертил [ш’ч’], исчезнуть [ш’ч’], с чувством [ш’ч’], с чем [ш’ч’], из чехла [ш’ч’], без числа [ш’ч’] и др.

Зубные смычные фонемы, оказавшись перед аффрикатами - зубной [ц] и нёбно-зубной [ч’], произносятся вместе с ними в виде аффрикат с долгим затвором: отца [ц:], братцы [ц:], молодца [ц:]; двадцать [ц:], тридцать [ц:], летчик [ч’:], отчизна [ч’:], разведчик [ч’:], укладчик [ч’:], обществоведческий [ч’:], отчаяние [ч’:] и т.д. Сюда же относятся орфографические сочетания -ться, -тся: бороться [ц:], борются [ц:], готовиться [ц:], готовится [ц:] и т.д. В написаниях -стся, -сться (-зться) и -стц- произносится звукосочетание [сц]: наестся, зачесться, грызться, истца.

Корневые, оказавшись перед суффиксальным [с] в сочетаниях тск, дск, тств, дств, звучат вместе как [цс]: детский, заводской, богатство, наследство (звук [ц] с призвуком [с]). На месте дс в финальном сочетании дск звучит [ц]: Кисловодск, Петрозаводск [цк] (вариант [цск]).

Эти же фонемы перед [ш’:] могут произноситься в виде нёбно-зубного мягкого звука [ч’]: отщипнуть [ч’ш’:], под щелью [ч’ш’:], процентщица [ч’ш’] и др. (в отчетливой речи [т] сохраняется).

Если носовая оказывается перед [к, г] с последующим [т, ц, с], то на месте слышен заднеязычный носовой [н,]: инстинктивный [цкт’], Вашингтон, Веллингтон [н,кт], санкционировать [н,кц], функционировать, пунктуация, вьетконговцы, бандунгский [н,ск]. В этой позиции артикуляция приспосабливается к артикуляции заднеязычной смычной [г] или [к].

Ассимиляция как результат изменения основного звучания фонемы в русской литературной речи является по своему направлению исключительно регрессивной, т.е.

Звучание предшествующей согласной фонемы приспосабливается к звучанию последующей. Здесь приведены примеры полной и неполной ассимиляции. Изменение артикуляционно-акустических свойств первого звука в сочетании объясняется активным действием произносительных органов, начинающих работу для образования второго звука уже во время произнесения первого. Это же касается и нейтрализации противопоставлений по признакам глухости-звонкости и твердости-мягкости.

Упражнение 2. Затранскрибируйте данные словоформы.

Сжал, сшил, исшарил, с жару, с шарик (величиной), низший, из жажды, из жал, с жарким, из жатвы, из жатки, с жен, высший, из жен, из жижи, из жижицы, с жильца, с жильцом, сжигал, сжил, сжимал, из жил, с жирами, с жирком, из жирка, из жницы, из жука, с жуком, из шайбы, из шапки, с шапки, с шатким (положением), низшую, из шахты, из шашки, с шашку (величиной), с шест, с шины, из шины, из ширмы, с ширмы, с широким, из шишки, из школы, из шкуры, из шпалы, из шутки, из шхуны.

С чашки, из чашки, исчезнуть, с частых, с чем, (жду) с час, из чаши, с чижом, из чижа, из числа, с числа, из чистки, исчертит, с числом, считал (напечатанный текст), считчик, считывать, с чубуком, с чугуном, с чужбины, с чужих, из чужих, из чистых, из Чили, с чудных, из Читы, с чулком, из чулка, из чуждых.

Братцы, уродцы, тибетцы, ситцы, детский, шведский, истцом, тщится, летчик, датчик, бутсы, курдский, братский, пиратский, шиитский, тщетный.

С щедрым, из щепки, с щипцами, из щипцов, с щитом, из щита, из щедрых, с щипчиками.

Вопросы и задания к § 10

1. Как нейтрализуются в слабой позиции зубные свистящие согласные перед фрикативными шипящими фонемами? Приведите примеры.

2. Как преобразуются (в слабой позиции) зубные свистящие фонемы перед шипящей аффрикатой? Приведите примеры.

3. Как нейтрализуются зубные переднеязычные смычные, оказавшись перед аффрикатами?Ваши примеры?

4. Как произносятся финальные буквосочетания -стся, -сться, -зться?Ваши примеры?

5. Как звучат буквосочетания тск, дск, тств, дств, дск? Приведите примеры.

6. Как звучат буквосочетания тщ, дщ? Ваши примеры?

7. Как произносится н перед г или к? Приведите примеры.